Если древние источники нас не обманывают, рост Конфуция составлял 275 см. И, если всё же достоверность данных вызывают сомнения, то в масштабах личности великого китайца, оказавшего огромное влияние на национальное самосознание Восточной Азии, сомневаться не приходится.

Конфуций был философом, политиком и наставником. Ключевыми понятиями его учения, которое на тысячелетия определило государственную идеологию Китая, являются образованность, благожелательность, лояльность и нравственность.

Жизненный путь

Выдающийся философ родился на востоке Китая, в провинции Шаньдун, недалеко от селения Цюйфу, в 551 г. до нашей эры. Его семья происходила из знатного рода, однако к моменту рождения Конфуция она обеднела, и в юности мыслитель испытал на себе все тяготы простого труда.

С раннего возраста Конфуций тянулся к знаниям. «В 15 лет я полюбил учиться», — рассказывал он впоследствии своим ученикам. В числе изучаемых им предметов были музыка, математика и классические дисциплины. Но больше всего воображение философа занимал ранний период правления династии Чжоу (1046-256 до н. э.) — спокойное время, которое Конфуций считал «золотым веком», идеалом, к которому нужно стремиться.


Философ верил в то, что обучение и глубокие размышления развивают добродетель, а тот, кто стремится управлять другими, должен работать над самодисциплиной и укреплять свой моральный авторитет.

Конфуций неоднократно пытался проникнуть в систему государственного управления и реформировать ее изнутри, однако эти попытки ни к чему не привели. Ему удалось занять пост министра юстиции в провинции Лу, однако его активность не всем пришлась по душе, и в итоге Конфуций оставил свой пост.

Несравнимо большего успеха Конфуций добился в качестве учителя. В противовес устоявшейся традиции мыслитель уверял, что образование необходимо всем без исключения и ратовал за обучение в течение всей жизни «ради самого себя». Под последним он понимал самопознание и самосовершенствование. Конфуций обрел большое количество последователей, которые называли его Кун-фу-цзы («учителем Кун»). Впоследствии ученики философа популяризировали его идеологию, составив сборник «Аналекты Конфуция».

Согласно «Аналектам», Конфуций верил в гармоничное общество, где каждый занимает причитающееся ему место, а главным «строительным кирпичиком» является семья. По мнению мыслителя, для воспитания образованных, добросовестных граждан, готовых служить на благо общества, необходимо развивать такие личные качества, как добросердечие, взаимоуважение и почитание старших.


Распространение учения Конфуция

При жизни Конфуций не снискал славы. Однако на момент его смерти в 479 году до н. э. у него было около 3000 учеников — они-то и посвятили себя сохранению и распространению наследия учителя. В итоге во втором веке до н. э. учение Конфуция с энтузиазмом подхватила династия Хань, сделав его государственной идеологией и определив развитие китайского государства на тысячелетия вперед.

Признание

При жизни в родном городе Цюйфу Конфуций не пользовался особой популярностью. Однако по прошествии времени все изменилось, и родина философа стала местом паломничества и поклонения.

Сегодня храм, фамильное кладбище и дом-усадьба Конфуция охраняются ЮНЕСКО и являются популярными объектами туризма и паломничества. Храм Конфуция был построен вскоре после смерти мудреца в 479 году до н. э. — сегодня это целый комплекс, занимающий 20 гектаров земли. Показателем высокого статуса «некоронованного короля» (так называли Конфуция его ученики) выступает глазурованная желтая черепица на крыше храма: в Китае желтый цвет — это привилегия императора.


Конфуцианство и жизнь «низов»

Основу общества Древнего Китая составляли крестьяне. Их жизнь была чрезвычайно тяжелой. По свидетельству Чао Цуо, советника при императорском дворе времен династии Хань, крестьяне круглый год работали без единого выходного. При этом они могли пострадать от наводнения, засухи, несправедливости власть имущих и остаться ни с чем. «Им приходится продавать свои поля, дома, даже детей и внуков, чтобы расплатиться с долгами», — писал Чао Цуо в 178 до н. э.

Конфуций, ратуя за поголовную образованность людей, волей-неволей способствовал появлению неспокойных настроений в обществе. Согласно его учению, сословность общества была естественным, данным богом, явлением, однако при этом он считал, все члены общества должны относиться друг к другу благожелательно и жить в гармонии. Сам Конфуций выступал за ограничение налогов и регламентацию сельскохозяйственных работ.

В действительности же гармонично сосуществовать, «не делая другому того, чего не желаешь себе сам», не получалось. Начальники над крестьянами зачастую не только не проявляли доброжелательности в отношении своих подчиненных, но и, наоборот, вели себя жестоко и несправедливо.

Позднее идеологию Конфуция развил другой известный китайский мыслитель, Мэн-Цзы. Защищая интересы крестьян, он даже выдвинул мысль о возможности неподчинения последних недобросовестным правителям.


В дальнейшем появились и более радикальные идеологи. В ходе истории китайские крестьяне многократно устраивали восстания и боролись за свои права.

Но идеальное общество в том виде, каким его представлял себе Конфуций, создать так и не получилось.

Источник: zen.yandex.ru

Биография Конфуция

Конфуций появился на свет ок. 551 г. до н.э. в провинции Цюйфу. Он происходил из знатного рода Кун и являлся потомком полководца императора Вэй-цзы. За хорошую службу императору Вэй-цзы получил в награду царство Сун и княжеский титул чжу хоу.

К моменту рождения Конфуция род Вэй-цзы обеднел и утратил былое влияние. Один из его предков по имени Му Цзинфу был вынужден бежать из родного царства на чужбину. В итоге он обосновался в княжестве Лу.

Детство и юность

Отец Конфуция, Шулян Хэ, имел двух жен. Первая родила ему 9 дочерей, а вторая сына, который умер еще в детстве. Матерью будущего философа являлась 17-летняя наложница отца по имени Янь Чжэнцзай. Интересен факт, что девушка была на 46 лет младше своего господина.

Конфуций лишился отца еще в младенчестве. Отношения между его матерью и старшими женами покойного отца были ужасными. Старшая ненавидела Янь Чжэнцзай только потому, что не могла родить мальчика, что на то время было настоящей трагедией для китаянки.


Вторая супруга, которая лишилась ребенка, недолюбливала молодую девушку по тем же причинам. Не желая продолжать жить под одной крышей с женами покойного супруга Янь Чжэнцзай вернулась домой в город Цюйфу.

Стоит отметить, что девушка отказалась жить в доме родителей, решив самостоятельно воспитывать и заботиться о Конфуции. Она побуждала ребенка стать достойным продолжателем рода, стараясь обеспечить сына всем необходимым.

Конфуций с ранних лет начал много работать, поскольку хотел облегчить жизнь матери. Узнав от мамы, что он происходит из знатного рода, мальчик начал заниматься самообразованием. Особенно глубоко он осваивал искусства той эпохи.

Став весьма образованным человеком юноша удостоился почетных обязанностей. Его поставили ответственным за прием и выдачу зерна, а позже доверили пост чиновника, отвечающего за скот. На тот момент биографии ему было около 25 лет.

Учение Конфуция

Конфуций жил в эпоху заката империи Чжоу. Авторитет императора уже не был таким сильным как раньше, вследствие чего власть оказалась в руках правителей разных царств. Следом за этим начались междоусобные войны, которые привели к падению уровня жизни простых граждан.

После кончины матери в 528 г. до н.э. Конфуций, следуя традициям траура, ушел в 3-летнюю отставку. За это время он исследовал древние труды и написал философский трактат о правилах отношений в построении гармоничного государства.


Когда мыслителю было около 44 лет ему поручили руководить резиденцией княжества Лу. В течение какого-то времени он исполнял обязанности начальника судебной службы. В тот момент биографии философ призывал чиновников наказывать подданных только в случае неповиновения, а во всем остальном – «объяснять народу их обязанности».

konfuczij-1

Недолго поработав в должности чиновника некоторых княжеств, Конфуций подал в отставку. Это было связано с тем, что он не мог смириться с новой политикой государства. Вместе с учениками мужчина отправился странствовать по китайским провинциям, по-прежнему пытаясь донести свои идеи местным правителям.

Только в 60-летнем возрасте Конфуций вернулся обратно в Цюйфу, где прожил до конца своих дней. Он подолгу общался со своими последователями, трудясь над систематизацией мудрого книжного наследия Китая: «Книги Песен», «Книги перемен» и прочих трудов.

Из классического наследия самого Конфуция доподлинно доказана лишь одна его работа – «Весна и Осень». Биографы мудреца утверждают, что у него было примерно 3000 учеников, но достоверно известно только о 26.

По изречениям своего учителя последователи Конфуция составили книгу – «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Он сформулировал золотое правило этики, которое заключается в следующем: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Конфуцианство


В период правления династии Хань (2 век до н.э. — 3 век н.э.) учение Конфуция возвели в ранг идеологии, вследствие чего оно коренным образом повлияло на мировоззрение китайцев.

Основой конфуцианства является создание гармоничного общества, где каждому человеку предстоит выполнять определенную роль. При этом элита не должна угнетать граждан, проявляя к ней лояльность.

konfuczij-4

Конфуций разработал 5 основных постоянств праведного человека:

  • «Жэнь» – «уважение», «человеколюбие», «гуманность». Это основополагающая категория в конфуцианстве. Человек обязан проявлять любовь к ближним, избегая звериных качеств, которым присуща жестокость. Другими словами, каждый должен придерживаться золотого правила и не делать другому того, чего не желаешь себе.
  • «И» – «справедливость». Человек должен противостоять эгоистическим чувствам, избегая какой-либо корысти.
  • «Ли» – «обычай». Призыв сохранять устоявшиеся традиции, следуя праведным нормам и образцам социального достойного поведения.
  • «Чжи» – «мудрость». Благодаря этому качеству человек способен не только обдумывать свои действия, но и предвидеть возможные последствия.
  • «Синь» – «благонадежность», «добросовестность». Добросовестным является тот, кто избегает лицемерия и стремиться к добру.

Помимо этого, Конфуций является автором системы, помогающей достичь конкретной цели и стать успешным. Для этого человеку необходимо придерживаться 9 главных принципов:

  1. Идти к цели, пусть даже не спеша, но не делая остановок.
  2. Держать свой инструмент всегда заточенным (залог успеха напрямую зависит от качественной подготовки).
  3. Не менять поставленной цели.
  4. Усердно выполнять только действительно важное и достойное дело.
  5. Общаться только с тем, кто развивается.
  6. Саморазвиваться и стремиться к добродетельности.
  7. Не накапливать обиды – негатив отталкивает позитив.
  8. Не гневаться, поскольку за все придется отвечать.
  9. Учиться у других и прислушиваться к советам.

Конфуцианство не представляет собой религию, как ошибочно думают многие, а лишь побуждает человека к рациональному мышлению.

Личная жизнь

Когда Конфуцию было 19 лет он взял себе в жены девушку по имени Кикоан Ши, которая происходила из знатного рода.

Вскоре у пары родился мальчик Ли, более известный, как Бо Юй. Также существует мнение, что у супругов была еще и дочь.

Смерть

Конфуций умер в 479 г. до н. э., в возрасте 72 лет. Накануне своей кончины он впал в 7-дневный сон. В городе Цюйфу на месте дома философа позже возвели храм, который сегодня находится под защитой ЮНЕСКО.

Источник: interesnyefakty.org


Categories: Картинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.