Обновила свой старый, но один из самых популярных постов.

Эти древнерусские храмы храмы мы собирали несколько лет. И продолжаем собирать. На сегодняшний день нам удалось посетить большинство домонгольских храмов России. Хотя на самом деле список древнерусских архитектурных памятников, возведённых до монгольского нашествия (1237) немного шире, поскольку он включает и те храмы, от которых сохранились лишь фрагменты стен, а также храмы, которые находятся на Черниговских и Киевских землях. Их мы, за редким исключением, ещё не посещали.
Пока в нашем списке 28 позиций, нумерация в тексте сквозная.
Иногда даны ссылки на путешествия, в ходе которых мы посещали эти церкви, там информации немного больше.

Великий Новгород и окрестности

1. Собор Федора Стратилата на Ручью. 1294

sm-p1190168.jpg

Красивое местоположение, внутри музей, где можно увидеть фрески неизвестного новгородского мастера, испытавшего на себе сильное влияние манеры Феофана Грека. Музей платный, стоит около 100 рублей.


sm-p1190174.jpg

Хороша, мне она как-то легла на душу.

sm-p1190169.jpg

2. Церковь Спаса на Нередице 1198

Находится напротив Юрьева монастыря, с другой стороны Волхова, при истоке реки Волхов из озера Ильмень. Рядом Рюриково городище, где по преданию Рюрик основал столицу.

P1090324.JPG

В церкви сохранились фрески, чтобы посмотреть их, надо отдать немножко денежек. Это так во многих новгородских и псковских церквях, они действуют как музеи.

P1090331.JPG

3. Георгиевский храм (1130)

Находится в Юрьевском монастыре.

Картинки древние соборы

Вид от Витославиц.


P1130480.JPG

4. Храм Рождества Богородицы 1226 год. Перынский скит. Фото июнь 2016

sm-p1210631.jpg

5. Благовещенья в Аркажах (на Мячине) 1179

Находится на задворках Новгорода, на кладбище, по пути в Юрьев монастырь и Витославицы. Неожиданно на дороге вырисовывается такое чудо. Место тихое, были около неё два раза, оба раза кроме нас никого не было.

P1180887.JPG

6. Церковь Ильи на Славне (перестроена в XV в.) 1202

Здесь могу ошибаться с идентификацией церкви. Если кто-нибудь поправит, буду признательна.
Церковь Ильи Пророка на Славне находится вдали от людных улиц и традиционных маршрутов туристов. Располагается она на Славенском конце Торговой стороны, одном из пяти районов древнего Новгорода, который получил свое название от поселка Славна, позже вошедшего в состав города.
Издалека вообще трудно понять, что это церковь. Причем, войну эта церковь пережила относительно целой. Это потом с неё сняли купол и сделали многоквартирный дом. Сейчас церковь передана старообрядцам.


sm-p1190274.jpg

7. Николая Чудотворца (Николо-Дворищенский) 1136 Ярославово Дворище. Фото июнь 2016
По возрасту уступает лишь Софийскому собору.

sm-p1210595.jpg

Такой древний храм, к тому же просевший в землю на три метра. Зачем к нему было присобачивать эту хрень с колоннами, ума ни приложу! Без поздних пристроек он смотрелся гораздо красивее и величественнее!

sm-p1210601.jpg

8. Параскевы Пятницы на Торгу 1207 Ярославово Дворище. Фото июнь 2016
К кон. XIX — нач. XX вв. храм дошел со следами многочисленных перестроек, до неузнаваемости исказивших его первоначальный облик. Но всё равно хорош!

sm-p1210599.jpg

9. Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнище) 1192

Эта церковь сейчас пребывает в совсем печальном состоянии. Стоит вся в лесах, вид имеет бомжатский, сходство подчеркивал бомж, обустроивший себе жильё на строительных лесах. И не сфотографировать её было, мешали строительные леса и деревья. Жаль церковку.


sm-p1190212.jpg

10. Собор Рождества Богородицы 1119 Антониев монастырь

Монастырь стоит на берегу Волхова. Мы были тут в жаркий июльский полдень, новгородский народ расслаблялся на расположенном рядом городском пляжу, а здесь было тенисто и тихо. Церковь с пристройками и поздними окнами, которые несколько искажают первоначальный облик. Мне они мешали и даже не верилось, что это 12 век.

sm-p1190199.jpg

11. Софийский собор 1050

Это самый наш известный и самый старый домонгольский собор. Находится в Новгородском кремле.

P1180878.JPG

12. Храм Спаса Преображения 1198 Старая Русса.

Не знаю, как сейчас, но в 2010 году храм был в идеальном состоянии. В нём чувствовался дух времени.


P1040983.JPG

Хотя Старая Русса сейчас готовится к юбилею, так что должно быть всё норм. Этот храм тоже лёг на душу, так как имею слабость к крытым основым лемехом главкам.

P1040982.JPG

13. Церковь Николы на Липне 1292 устье Мсты.

sm-p1620083.jpg

Назовём её условно домонгольской, это первый каменный храм, построенный на Новгородской республике после монгольского нашествия на Русь.

sm-p1620078.jpg

Место труднодоступно, на острове, сухопутной дороги туда нет. Мы ходили сюда зимой, по льду.

sm-20170223_150522.jpg

На острове живут злые собаки и негостеприимный сторож. Когда мы были, два алабая сидели в вольере, но, со слов сторожа, они часто бегают непривязанными. Подробнее — тут: http://frosya-hod.livejournal.com/98222.html

Upd. К прилёту Путина на Рождество-2021 храм обновили и покрасили и теперь он выглядит так:


Картинки древние соборы
(фото Юрия Куроедова)

Псков

14. Собор Иоанна Предтечи (бывший Ивановский монастырь). В путеводителях он значится как 1240 года постройки, но недавно выяснили, что он старше лет на 80, то приблизительно 1160 год.

sm-p1210407.jpg

Фото мая 2016 года. Храм расположен в стороне от туристических троп, тихое и умиротворенное место.

sm-p1210412.jpg

Рядом с храмом течет Великая, с берега открывается замечательный вид на Псковский Кремль.

sm-p1210402.jpg

15. Спасо-Преображенский собор в Мирожском монастыре. 1153


x_ccf05be0.jpg

Монастырь действующий, есть яблоневый сад, где мы втихаря отведали вкусных яблок. Собор же принадлежит не монастырю, а музею, вход за плату. Внутри домонгольские фрески, и это единственные сохранившиеся домонгольские фрески в России.
В 90-ые годы в монастыре случилась некрасивая история с иконописцем отцом Зиноном, которого за то, что он разрешил провести в еще неосвященной надвратной церкви службу католикам, отсранили от должности и по приказу архиепископа Евсевия уничтожили все его работы в Пскове. А росписи были очень интересные, за них Зинон был удостоен Государственной премии РФ.

019-p1550884.jpg

Старая Ладога

 16. Георгиевский храм (1165-1166) в Староладожской крепости

P1080893.JPG

17. Успенский собор (1157-1158, перестроен в XVII веке) при в успенском монастыре. Это самый северный из храмов домонгольского периода Руси.

P1080903.JPG

Ярославская область.

Переславль-Залесский.

18. Спасо-Преображенский собор. 1160 год.
http://frosya-hod.livejournal.com/77723.html


smbf-p1200754.jpg

Смоленск.

Смоленск мы посетили в январе 2017 года и город порадовал нас тремя домонгольскими церквями (больше только в Великом Новгороде!)

19. Церковь Петра и Павла на Городянке. 1146 год.

sm-p1230119.jpg

Самый древний из храмов Смоленска.

sm-p1230121.jpg

История церкви богата и интересна. В годы польской интервенции она успела побывать костелом, а сразу после изгнания поляков к церкви пристроили большую красивую колокольню. Какое-то время церковь Петра и Павла была единым зданием с соседним Варваринским храмом, пристроенным в середине 18 века, но вот уже пятьдесят лет они разделены, чтобы сохранить первоначальный образ древней церкви.


sm-p1230120.jpg

20. Церковь Архангела Михаила (Свирская) на пристани. 1197 год.

Расположена на высоком холме, откуда открываются замечательные виды на Днепр и заднепровские леса. Эта местность ещё интересна тем, что здесь в 1015 году был убит его брат князь Глеб, ставший со своим братом Борисом первыми русскими святыми.

sm-p1230122.jpg

Второе название церкви — Свирская, потому что она стояла на пересечение торговых путей из Северских, или Свирских, земель. Если Петропавловскую крепость польско-литовские войска использовали как костел, то собор Михаила Архангела первое время служил им крепостью, однако после падения города и его обратили в католическую веру.

sm-20170103_140321.jpg

В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I.


sm-p1230123.jpg

Удивительно, но во время Великой Отечественной войны храм почти не пострадал, но все же нуждался в реставрации, которую и провели в 1963 году. Спустя пятнадцать лет церковь реставрировали еще раз, чтобы вернуть ей первоначальный облик, удалив множественные наслоения предыдущих веков.

sm-p1230124.jpg

21. Церковь Иоанна Богослова на Варяжках. 1173 год.

В отличие от соседнего Свирского храма, эта церковь стоит на невысоком холме, да и видом попроще.

sm-p1230125.jpg

По словам летописцев, сразу после строительства храм был богато украшен золотом и финифтью и поражал благолепием. При поляках церковь тоже успела побывать костёлом. Была перестроена, пострадала от французов. В конце прошлого века храм был восстановлен.

sm-p1230126.jpg

Владимирская область.

22. Покрова на Нерли. 1165 год. Один из самых красивых и совершенных домонгольских храмов. Удивительно, но ещё совсем недавно он был с пристройками и соответственно не такого устремленного ввысь возвышенного облика.
http://frosya-hod.livejournal.com/76104.html

smbf-p1200652.jpg

Суздаль.

23. Храм Рождества Богородицы. 1225 год
http://frosya-hod.livejournal.com/75306.html

smbf-p1200660.jpg

Юрьев-Польский.

24. Георгиевский храм. 1234 год.
http://frosya-hod.livejournal.com/76626.html

smbf-p1200740.jpg

И, наконец, четыре последних храма из летней поездки в коронаврусный 2020 год.

Владимир.

25. Дмитриевский собор во Владимире стал хитом нашей коллекции. ИМХО, он совершенен.

Картинки древние соборы

В особенности завораживает его белокаменное кружево. 12 век.

Картинки древние соборы

26. Золотые ворота, ещё один молчаливый свидетель Владимирского княжества домонгольской Руси.

Картинки древние соборы

27. Успенский собор 1158-1160 год.

Картинки древние соборы

В храме сохранились фрагменты фресок как неизвестных мастеров середины XII века, так и Андрея Рублева, расписывавшего собор в 1408 году. В северной галерее Успенского собора захоронены его строители — князья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. В 1810г. рядом с собором была построена колокольня, завершающаяся высоким золоченым шпилем. В 1862 г. между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, с севера слившийся с нижним ярусом колокольни.

Картинки древние соборы

Кидекша

28. Церковь Бориса и Глеба 1152 год.

Картинки древние соборы

Когда-то Кидекша была отдельно стоящим укреплённым княжеским городом и даже являлась фактической столицей Владимиро-Суздальского княжества, а теперь это просто большое тихое село.

Картинки древние соборы

По преданию возвели её в том месте, где произошла встреча двух братьев, позже причисленных к лику святых — князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского.

Картинки древние соборы

Ссылка на отчет: https://frosya-hod.livejournal.com/146378.html

Upd. 14.04.21.

Источник: frosya-hod.livejournal.com

Основные типы русского деревянного храма
(на правах энциклопедии)

Эта работа выполнена в несколько непривычном для меня плане, здесь представлены в основном только цитаты.
Получилось своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских исследователей, историков и архитекторов. Трудов по истории Русского деревянного зодчества.

Дерево, издавна бывшее у славянских народов наиболее распространенным строительным материалом, широко применялось в русской архитектуре. Деревянные здания возводились быстрее, могли строиться летом и в холодное время года и были суше и теплее каменных. Однако вследствие недолговечности дерева как строительного материала и отсутствия сохранившихся памятников мы не можем достаточно точно восстановить облик исчезнувших деревянных зданий древнейших периодов русского зодчества.
Только начиная с XV – XVI вв., мы имеем возможность дополнить историю развития русской каменной архитектуры характеристикой современного ей деревянного зодчества. Эта характеристика в основных чертах соответствует и деревянной архитектуре более ранних периодов, так как в деревянных постройках XVI в. мы встречаемся с пережитками очень отдаленного времени.
Деревянная архитектура была самой распространенной на Руси: из дерева строились храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки. В деревянной архитектуре вырабатывались приемы композиции зданий, отвечавшие быту и художественным вкусам русского народа, нередко затем переносившиеся и в каменную архитектуру.
  (История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956)

Наши плотники, сооружая деревянные церкви, приспосабливали для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы, а те немногие, которых не хватало в их запасе, им пришлось изобретать самим. Заимствовать было неоткуда потому, что в области плотничьего искусства русские, конечно, стояли впереди византийцев, строивших почти исключительно из камня и кирпича.
  (Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)

Главные типы великорусского деревянного храма:
1 — Клетские храмы,
2 — Шатровые храмы,
3 — "Кубоватые" храмы,
4 — Ярусные храмы,
5 — Многоглавые храмы.
  (Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Примеры основных типов русского деревянного храма
Общая схема.jpg

А теперь более подробно об этих пяти типах зданий, с рассказом о них и фотографиями.

1. Клетская церковь
Деревянный храм с прямоугольным срубом в основе композиции и простейшим вариантом покрытия.
    (Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995)

Храмы, рубленые "клетски", разбросаны по всей Великороссии, но чаще всего они встречаются в центральных губерниях, не обильных, подобно Северу, лесом. По своему плановому приему и сходству с избой, храмы эти невелики размером и не требуют больших денежных затрат на свое сооружение. Простейший и, вероятно, древнейший вид храма состоял из одной центральной большой клети с двумя меньшими прирубами с востока и запада, стоявшими прямо на земле, или, по-народному, "на пошве". Перекрытая кровлями на два ската, по подъему совершенно сходными с обычным подъемом кровель жилищ, и осененная крестом, эта постройка вполне удовлетворяла своему назначению со стороны чисто литургической, но слишком мало отличалась своей внешностью от обыкновенного жилья.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

fotowork262.67.JPG
Церковь воскрешения Лазаря, музей-заповедник Кижи. Фото: А.Липилин

Клетские церкви наиболее близки к жилым домам или даже амбарам – клеть с двускатной кровлей, главка с крестом и небольшая трапезная. Все предельно просто и незатейливо. И в этом их главное очарование. В плане это клеть размером 3х3 метра с двумя прирубами, алтарным с восточной стороны и трапезной с запада. Фундамент из небольших валунов. Сооружение очень напоминает простую избу.

2. Деревянный шатровый храм
Шатровый храм значительно отличается от клетских и своей высотой, и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Изумительно, как красива, до чего проста и рациональна и как обдуманна эта глубоко национальная форма храма. Сохраняя традиционные три части — алтарь, главное помещение и трапезу, планы шатровых храмов имеют одно существенное отличие — главная часть храма образует восьмиугольник. Преимущество такой формы перед четырехгранником заключается, прежде всего, в возможности значительно увеличить вместимость храма при употреблении бревен даже гораздо меньшей длины, нежели те, которые нужны для четырехгранника.
Но самое важное преимущество шатровых церквей заключается в их центральном приеме, позволяющем придавать храму крестообразный вид, непринужденно окружать его приделами, трапезными, галереями, и придавать бочками и кокошниками всему этому необыкновенно живописный и грандиозный вид.
    (Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Несмотря на то, что высота шатровых храмов была обыкновенно очень велика, иногда прямо-таки колоссальна, их внутренняя высота была всегда очень незначительна. Делалось это с целью удержания в церкви тепла, так как при открытых изнутри шатрах теплый воздух поднимался бы к их вершинам, а нагреть всю массу было бы очень затруднительно.
    (Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)

fotowork778.01.JPG
Георгиевская церковь, музей Малые Карелы. Фото: А.Липилин.
Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.

3. Деревянный кубоватый храм
Трудно сказать, что вызвало появление того особого покрытия четырехгранного храма, которому присвоено название "куба". "Кубоватые" храмы встречаются, главным образом, в Онежском крае и древнейшие из них не восходят дальше половины XVII века. Одной из причин, повлиявших на возникновение этой формы, было отчасти и известное запрещение строить шатровые храмы. Отказаться окончательно и навсегда от шатра, слишком заветного и дорогого для северянина, строители были не в силах, и с половины XVII века заметно лихорадочное искание новых форм, так или иначе напоминающих и заменяющих шатер. Уже и бочечно-шатровые формы были заметной уступкой упорному давлению, шедшему из Москвы, но все же шатер был до известной степени спасен ценою пятиглавия. И народ полюбил этот новый храмовый тип, так как и шатер был цел, и бочки давно уже были ему близки и дороги.
Установка на кубе пяти глав не представляет никаких затруднений и притом легко исполнима согласно установившемуся порядку, т.е. по углам храма. Удобство применения к кубу пятиглавия способствовало дальнейшему развитию этого приема.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Куб — кубоватый, или кубастый, верх; четырехгранное покрытие четвериков, напоминающее по форме массивную луковичную главу
   (Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981)

uoMIIh-Qf84.jpg
Петропавловская церковь в поморском селе ВирмаФото: Н.Телегин

fotowork781.01.JPG
Церковь Вознесения в музее Малые Карелы. Фото: А. Липилин

4. Деревянный ярусный храм
Название "четверик на четверике", присвоенное храмам, рубленным в несколько ярусов, совсем не означает, что ярусы все четырехугольны. В старинных актах тот же плотничий термин применяется и в тех случаях, когда на четверике стоит один или несколько восьмериков, или даже совсем нет четвериков, а одни лишь восьмерики. Под ним скрывается понятие о двух или нескольких клетях, поставленных одна на другую, причем каждая верхняя несколько меньше по ширине, нежели находящаяся под нею.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

0_1931fb_83a56a25_XL.jpg
Музей деревянного зодчества Костромская слобода
Церковь  Илии Пророка из села Верхний Берёзовец под Солигаличем, датированная рубежом XVII-XVIII вв. Фото: Кирилл Моисеев

0_e7b43_3afa5450_XL.jpg
Преображенская церковь, построенная в 1756 году и привезенная сюда из с. Козлятьево  Кольчугинского района Владимирской области.
Музей деревянного зодчества в Суздале. Фото: Владимир-Дар

5. Деревянный многоглавый храм
Уже пятиглавие являлось известным подходом к многоглавию.
На первый взгляд, в Кижском храме поражает необычайность, почти фантастичность этого многоглавия, дающего какую-то хаотическую группу глав и бочек, перемежающихся и чередующихся друг с другом. Затем останавливает затейливость прячущихся в бочках глав. Только ритмичность последних наталкивает на мысль, что здесь есть система и план и притом план исключительный и небывалый.
При кажущейся хаотичности – все ясно, здраво и логично. Зодчий, создавший это подлинно "дивное диво", может быть назван глубоким знатоком своего искусства и вместе сыном своего времени, не чуждавшимся и новых для него форм "четверика на четверике" .
Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие созданных народом форм
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Но самое удивительное — в другом. Сложность композиции многоглавых церквей лишь кажущаяся. На основе немногих плановых типов (прямоугольный сруб с прирубами, восьмерик с двумя или четырьмя прирубами и изредка крещатый сруб, усложняя и дополняя их приделами, галереями и трапезными, поднимая здания на высокие подклеты и видоизменяя формы покрытий, русские зодчие достигли исключительного разнообразия в объеме и силуэте деревянных церквей.
(Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986)

fotowork262.73.JPG
Ансамбль в Кижах. Преображенская церковь (летняя) и Покровская церковь (зимняя). Фото: А. Липилин

fotowork262.08.JPG
Преображенская церковь в Кижах. Апофеоз русского деревянного зодчества, поражающий своим великолепием. Фото: А. Липилин
Двадцатидвухглавая Преображенская церковь в Кижах – самый известный и самый популярный памятник деревянного зодчества, ставший его символом. Это своего рода олицетворение всех красот древнерусского деревянного храма.
………………………………….………………………………….………………………..

Это своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских  архитекторов по истории русского деревянного зодчества.
Работа состоит из цитат, привлеченных из известнейших научных трудов наших исследователей. Начиная от И.Э.Грабаря и до нашего современника  А.В.Ополовникова. То есть от начала ХХ века и до его конца. Точнее – до конца советского периода нашей истории, когда фактически закончились планомерные и масштабные работы по исследованию и реставрации деревянной архитектуры. Конечно – работы продолжаются и в наши дни, но уже совсем в других, более скромных масштабах.
Типы храмов создавались на протяжении многих веков, от самых простых – клетского типа, до сложных многоглавых сооружений. И выработанные годами приемы плотницкого искусства создали неповторимые и уникальные здания.

Все фотографии привлечены только из статей, опубликованных в Журнале  «Архитектурный стиль».

Литература:
1. Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910
2. Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916
3. История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956
4. Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981
5. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986

…………………………………………………………………………………..
P.S.  Статья подготовлена специально для Журнала «Архитектурный стиль».
Если в нашем журнале появятся новые фотографии по данной теме — просьба информировать об этом и присылать ссылки.  Дополнительные фотографии будут включены в это исследование.

Источник: architectstyle.livejournal.com

Исаакиевский собор

Еще одно достояние Санкт-Петербурга — Исаакиевский собор, построенный через 15 лет после Казанского, в настоящее время является музеем, и службы в нем проводятся крайне редко.

Богато украшенный храм с многочисленными скульптурами располагается на Исаакиевской площади и считается крупнейшим в городе.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного)

Яркий, словно игрушечный собор, расположенный в самом сердце России — на Красной площади, по праву считается символом Москвы.

О постройке собора в середине XVI века до сих пор ходят легенды, поскольку если заказчик известен, то на роль исполнителя претендуют сразу три человека. Известная версия об ослепленном мастере не подтверждена документально, но весьма распространена среди экскурсоводов.

Ставший в СССР музеем, храм долго был в бедственном положении, но в 1946 году был полностью восстановлен. С недавних пор здесь снова начали проводить богослужения, но и как музей его также можно посетить.

Церковь Покрова на Нерли

Основанный в 1165 году скромный храм над рекой широко известен именно своей утонченной красотой, простотой и изяществом форм. В отличие от пышных столичных храмов он мал, не покрыт резьбой и узорами, но ценится историками и художниками.

Отражение храма в воде тихой реки изображалось и фотографировалось тысячи раз и не перестает привлекать туристов, которые не ленятся пройти пару километров от ближайшего села, чтобы полюбоваться храмом на закате и рассвете.

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя

Отстроенный в 1997 году храм стал самым спорным религиозным проектом в России. С одной стороны, это лишь восстановленный собор XIX века, на стенах которого были написаны имена солдат и офицеров, погибших в боях с Наполеоновской армией. С другой — это модное место, в котором «принято появляться» у российских политиков и бизнесменов.

Кстати, многие прихожане храма отмечают, что класть в урну для пожертвований менее 500 рублей здесь считается дурным тоном.

Церковь Преображения Господня на о. Кижи

Деревянная восьмигранная церковь на острове Кижи была построена в начале XVIII века и сейчас находится в плачевном состоянии. Специалисты в области архитектуры настаивают на ее полной реконструкции, но никак не могут выбрать, каким способом это сделать.

Ну а пока они спорят, туристы, отправляющиеся на остров чтобы полюбоваться 22-главой церковью, рискуют своим здоровьем, приближаясь к аварийному зданию.

Ансамбль бывшего Ферапонтова монастыря

Основанный в конце XIV века святым Ферапонтом, монастырь стоит на холме меж двух озер в Вологодской области. Он внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО и особо ценных исторических объектов России. Несколько веков он был самым крупным монастырем в этом крае, но с приходом советской власти не избежал музейной участи.

Тяжба о судьбе бывшего монастыря идет между РПЦ и Министерством культуры до сих пор.

Георгиевский Собор в Юрьев-Польском

Массивный, приземистый белокаменный собор был сооружен в 1230 году по приказу князя Святослава.

Он отличался необычной для того периода архитектурой и многочисленной резьбой на стенах храма. Фрески, украсившие его изнутри, неоднократно стирались от времени и восстанавливались местными мастерами, поэтому сейчас они отличаются от первоначальных, хотя сюжеты и сохранены.

Церковь Спаса на Нередице

Неподалеку от Великого Новгорода, на берегу реки, стоит церковь XII века, построенная по приказу князя Ярослава в память о двух его погибших сыновьях. Возведенная меньше чем за год, она отличается массивностью конструкции и уникальными фресками, покрывшими все стены от пола до потолка.

Церковь сильно пострадала от фашистов во время Второй Мировой и была полностью восстановлена лишь в 2004 году. Сейчас она открыта как музейный объект, но по праздникам в ней проводятся службы.

Каждое из этих строений прекрасно по-своему, и побывать в них стоит, даже если вы не являетесь религиозным человеком.
123

Источник: alexkolos.livejournal.com


Categories: Картинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.