Фреска (от итал. fresche — свежий), aффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).


В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска.


Источник: lilac2012.livejournal.com

Что ели на завтрак богачи и нищие Римской империи, чем фрески напоминают окна и как мозаика может помочь отпугнуть вора — быт и нравы легендарного города, погибшего в страшных муках.
Фрески помпеи картинки
Современный регион Италии Кампанья подарил миру пиццу и комедийную маску итальянского театра дель арте — Пульчинеллу, образ веселого простолюдина, оживляющего действие постановки. Однако менее 2000 лет назад в самой Кампанье разыгрывались совсем не комедийные события, связанные с извержением вулкана Везувий. Причин популярности этого события в массовой культуре вплоть до съемок блокбастеров несколько. Во-первых, детальное описание события Плинием-старшим (по его имени извержения этого типа теперь называют плинианскими). Во-вторых, из-за практически полностью сохранившихся городов Помпеи и Геркуланум, а также вилл Стабий, ставших «временными капсулами» — идеальным объектом исследования для ученых и всемирно известными достопримечательностями.

О том, как жили люди в этих городах и как они погибли, и пойдет речь в этой серии статей.

Еда и напитки

Фрески помпеи картинки
Древняя фреска. Вилла Юлии Феликс в Помпеях, 50-79 гг.
Фрески помпеи картинки
Римская мозаика
Фрески помпеи картинки
Иллюстрация на тему древнеримского обеда (cena)


Чтобы понять, что представление о еде и способах приема пищи у древних римлян отличалось от нашего, достаточно привести простой факт о хлебе.

Все мы привыкли к буханке хлеба, которую ежедневно берем с полки в магазине. Каждое утро ее привозят из хлебокомбината. Многие граждане Рима, относящиеся к бедным и средним слоям общества, вовсе не знали этой картины. Они могли сами пойти в пекарню и запечь хлеб по собственному рецепту. Для этого в лавках, продающих хлеб, стояли специальные печи, которые можно было арендовать.

Кстати, сам римский хлеб тоже отличался от привычного нам: он был тверже (в основном из-за муки и закваски более низкого качества) и хуже впитывал воду. Однако жесткость такого хлеба с легкостью компенсировалась разнообразием. Почти к каждому блюду мог быть подан свой вид хлеба — был даже такой, который ели только с устрицами.

Фрески помпеи картинки
Представитель власти раздает хлеб. Фреска из Помпеев

Фрески помпеи картинки
В хлебопекарне. Фреска из Помпеев

Необычным для современного наблюдателя могут показаться как некоторые блюда, так и распорядок приема пищи.

Римляне вставали рано, в 6 часов утра. Тогда же они и завтракали (завтрак назывался jentaculum). Он состоял из хлеба (или пшеничной лепешки) с финиками и медом, которые запивали вином. Часто завтраком могли быть остатки еды с ужина. Немного мяса с хлебом и сыром употребляли на ланч (prandium) примерно в 11 часов утра. Основным же приемом пищи был обед (cena), состоявший из трех частей. Первая часть, или gustatio, — яйца, моллюски или мясо с оливками. Ее часто сопровождал mulsum — разбавленное водой вино, подслащенное медом. Затем следовал ряд блюд (fecula), после которых подавали мясо или рыбу (caput cenae). Римская элита могла позволить себе caput cenae в виде зажаренной целиком свиньи или экзотической птицы (страуса или павлина). Фрукты и орехи подавали на десерт (mensae secundae).

Многие блюда римляне любили приправлять соусом гарум (garum), который делали из мелкой рыбы и рыбных отходов с добавлением уксуса, соли или вина. Он был настолько популярен, что практически в каждой провинции был свой рецепт, а в некоторых он полностью заменял соль.


Фрески помпеи картинки
Соус гарум
Фрески помпеи картинки
«Клетка» для сони-полчка
Фрески помпеи картинки
Соня-полчок

Во времена Римской Республики обед приходился на время современного ланча. В интересующий нас год — 79-й н. э., то есть уже во времена империи, — обедали поздним днем или рано вечером. Если дома были гости, то cena, сопровождаемая общением и возлияниями, могла продолжаться целых четыре часа! И после обеда можно было спокойно унести с собой часть понравившегося блюда. Хозяином это расценивалось исключительно как комплимент.


Перед отходом ко сну ели просто хлеб с фруктами.

Если с диетой римской знати все более-менее понятно, то что же употребляла в пищу римская беднота? Конечно, ее питание было гораздо скромнее. Рацион составляла так называемая средиземноморская триада: злаковые (ячмень или пшеница – для каши и пива), оливковое масло (которое ели с хлебом и овощами) и виноград (для выделки вина, уксуса или высушивания в виде изюма).

Но как же удовлетворить потребность в белке? Одной из возможностей было разведение… маленького грызуна, сони-полчка, в специальном горшке при входе в жилище.

Интерьеры римских вилл

Фрески помпеи картинки

Чтобы описать обстановку римских домов, обратимся к свидетелю эпохи, который оставил для нас познавательный и подробный рассказ. «Меня зовут Сервий. Я потомственный клиент. Согласно древнему обычаю римляне, которые не могут обеспечить себя, ищут богатого и могущественного покровителя. Таким для меня стал римский патриций Публий Виргилий Аттилий. С раннего утра, чтобы получить несколько динариев на жизнь (sportula), я иду к его дому. Каждый клиент норовит пораньше получить свою долю, из-за чего у входа в виллу, или вестибулум, толчея. Вхожу в толпу. Толчок локтем… Вот я и внутри.


Фрески помпеи картинки

Я стою в небольшом атриуме. Его стены выкрашены в красный цвет. Света немного, он пробивается сверху через отверстие посреди крыши. Под ним на полу бассейн-имплювий, он полон воды — вчера прошел дождь. Я следующий в очереди — передо мной только старик в видавшей виды коричневой тунике. Через его плечо можно разглядеть, как в таблинуме, комнате для деловых встреч, беседуют патрон и очередной клиент. Их черты неясны — сзади, из сада, называемого "перистилиум", светит солнце. Говорят, что там мой патрон держит диковинных птиц, самцы которых обладают перьями с синим отливом, а необыкновенной красоты хвост расходится, подобно лучам солнца (имеется в виду павлин, но римлянин такого слова просто не знал. — Прим. авт.). Но довольно мечтаний: моя очередь. "Ave, patrone, ave!" Сегодня патрон в хорошем расположении духа, он подает мне руку. После короткого разговора — вот оно, мое дневное содержание: мешочек со звонкими динариями! Как щедр Публий Виргилий!..»


Теперь благодаря Сервию мы знаем основные помещения типичной римской виллы: атриум, таблинум и перистилиум. Это была своего рода «ось» дома. Конечно, человек его положения не мог видеть весь интерьер поместья.

Фрески помпеи картинки
Помпеи. Вилла Мистерий. 100-15 гг.
Фрески помпеи картинки
Интерьер римской виллы

Например, триклиний, где, скорее всего, позавтракал хозяин виллы перед приемом клиентов (впрочем, владелец виллы мог пригласить отобедать некоторых клиентов, к которым у него было особое расположение). Там же проходила и так непривычно долгая для нас cena. В богатых домах триклиниев было несколько. Они сформировались не сразу, долгое время обедали в атриуме или таблинуме. И только после заимствования греческой традиции есть в полулежачем положении для этого стали выделять отдельные помещения.


Как и все комнаты дома, стены спален, или кубикул, расписывались фресками. Но значение этого места было чисто функциональным, для римлян спальни не играли особой роли. Кубикулы представляли собой узкие душные комнаты со сводчатым потолком, расположенным низко над кроватью. Располагались они обычно вокруг перистилиума или атриума (те, что вокруг атриума, были меньшего размера). В ходе раскопок по расположению мозаик на полу зачастую можно было понять, где стояла кровать.

Но зачем вообще расписывать даже такие второстепенные помещения? Дело в том, что мы настолько привыкли считать неотъемлемой частью наших жилищ вид из окна, что даже не задумываемся над этим. Между тем для римлян 2000 лет назад не было возможности, находясь дома, любоваться окружающим миром. Ведь если мы посмотрим на римскую виллу снаружи, мы увидим очень малое количество окон.

Фрески помпеи картинки

Именно поэтому фрески на внутренних стенах поместий играли такую важную роль, создавая иллюзию простора. В разные годы на стенах могли появляться вымышленные или реальные пейзажи, сцены из мифов или просто натюрморты. Стили могли сосуществовать, некоторые их элементы и вовсе перетекали из одного в другой с течением времени.

Римскую стенную роспись можно условно разделить на четыре стиля, каждый из которых выделялся какой-то характерной особенностью. Первый (200–60 годы до н. э.) копировал мраморную облицовку, второй (80 год до н. э. — конец I века н. э.) экспериментировал со светом и тенью и изображал пейзажи и натюрморты, третий (20 год до н. э. — 20 год н. э.) представлял собой небольшие сценки из мифов, заключенные в орнаментальные «рамки», а четвертый (60–79 годы н. э.) сочетал собой элементы третьего (увеличившиеся в размерах пейзажи и сцены из мифов), первого и второго стиля.

Фрески помпеи картинки
Римский мозаичный портрет, III век
Фрески помпеи картинки
Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпеев. Мозаика II века до н.э
Фрески помпеи картинки
Роспись в Доме Цея, сцена охоты, I век до н.э.
Фрески помпеи картинки
Интерьеры Casa della Fontana Piccola, строение середины первого столетия н.э.

Римскую мозаику можно уподобить современным экранам, где количество пикселей определяет качество изображения. Пикселем мозаики является ограненный кусочек художественного материала — тессера. Он мог быть очень маленького размера — вплоть до 1 мм. Встречалась тессера, сделанная из камней, стекла, смальты и керамики — для передачи различных цветов. Назначение мозаик было различным — практическим, как в случае мозаики «Берегись собаки» (Дом поэта-трагика, Помпеи), для отпугивания непрошенных гостей, и сугубо эстетическим, как у огромной мозаики «Битва при Иссе» (Дом Фавна, Помпеи), фрагмент которой знаком нам всем из школьного учебника истории.   http://www.liveinternet.ru/users/bolivarsm/post400200323/

Источник: spetsialny.livejournal.com

Цитата сообщения Привалова

Были два города — Помпеи и Геркуланум. Неподалеку находился вулкан Везувий — и горожане были благодарны вулкану, у подножия горы земля всегда была теплой и плодородной, крестьяне снимали в год по два, а то и по три урожая, горожане купались в горячих источниках, которые исцеляли недуги тела и души.
И вот один богатый горожанин заказал для украшения стены своего дома портрет.
Портрет сделал мастер, приехавший из столицы, — так тогда было модно. Сначала тщательно подготовил стену. Рабы нанесли на нее несколько слоев штукатурки, выравнивая поверхность. К последнему слою добавили толченый алебастр, чтобы придать стене блеск. Потом художник писал портрет, комбинируя энкаустику — восковую краску — и темперу — краску, разведенную на яйцах.
Потом уже расписанную стену покрыли защитным слоем воска, чтоб краски не выцветали. Художник старался, чтобы его работа сохранилась надолго. Но он даже не подозревал, насколько долго сохранится это произведение.

Потом все кончилось… В 79 году н. э. город погиб. Везувий задушил его пеплом, разбомбил летящими камнями, завалил семью метрами пемзы и щебня.

Художник Giuseppe Laezza
Фрески помпеи картинки

Археологи начали раскапывать его в 1748 году.
Великолепные мозаики обнаружены во многих домах Помпеи. Среди них наиболее известны мозаики «дома Фавна», названного так по бронзовой статуе танцующего фавна, установленной во внутреннем дворике. За свое долгое существование этот дом принадлежал нескольким владельцам, одним из которых был Публий Сулла, племянник знаменитого римского диктатора.

Фрески помпеи картинки

Фрески помпеи картинки

Фрески помпеи картинки
Фрески помпеи картинки
Фрески помпеи картинки
Фрески помпеи картинки
Фрески помпеи картинки
Фрески помпеи картинки

В некоторых домах Помпеи сохранились росписи, относящиеся к разным периодам. Сюжеты большинства росписей взяты из древнегреческой мифологии, многие из них являются повторениями прославленных произведений греческой живописи, не сохранившихся до наших дней. Самым лучшим образцом помпейской живописи являются росписи виллы Мистерий.
Эта вилла находится за пределами Помпеи, в уединенном месте, на склоне холма, спускающегося к Неаполитанскому заливу. Как предполагают исследователи, хозяйкой виллы была жрица Диониса. Культ этого бога, в свое время весьма распространенный в Италии, был запрещен специальным указом римского сената. Вероятно, это обстоятельство побудило жрицу Диониса поселиться не в Помпеях, а в городском предместье, подальше от любопытных глаз и длинных языков. Среди шестидесяти комнат ее роскошной виллы выделяется «Зал дионисийских мистерий». На его стенах изображен ритуал посвящения в таинства культа Диониса. В этих великолепных росписях представлено двадцать девять персонажей, среди которых, как считается, есть и портрет хозяйки виллы.
Богатая палитра, необыкновенная светозарность и прочность красок до сих пор остаются секретом помпейских живописцев.
На свет были извлечены десятки картин-настенных фресок: «Жертвоприношение Ифигении», «Дедал и Пасифая», «Наказание Дирки», «Смерть Пентея», «Венера и Амур», «Покинутая Ариадна», «Ахилл и Брисеида»… их много.
Провинциальный городок Помпеи был расписан художниками очень красиво. Причем не только дворцы, но и обычные дома горожан. Например, дом Веттиев. Хозяева были не знатные люди, не патриции, а два бывших раба, которых отпустили на волю. Они разбогатели, сообща купили старинный особняк и заказали художникам расписать его.
Это один из самых красивых домов в Помпеях.
Когда замечательный французский художник Ренуар в 1881 году посетил Помпеи, его поразило сочетание простоты и виртуозности исполнения фресок. «Какой-нибудь торговец или куртизанка заказывали художнику роспись своего дома, и тот стремился оживить гладкую поверхность — вот и все. Никаких гениев! Никаких душевных переживаний!..»


Фрески помпеи картинки
Фрески помпеи картинки
Фрески помпеи картинки
Фрески помпеи картинки
Фрески помпеи картинки
Фрески помпеи картинки
Фрески помпеи картинки
Фрески помпеи картинки
Фрески помпеи картинки
Фрески помпеи картинки

Загадки фресок из Помпеи — их удивительная сохранность. Конечно, пепел «законсервировал» на века эти росписи, но все равно за две тысячи лет краски должны были поблекнуть. А они сияют до сих пор! Считается, что больше нигде таких фресок не сохранилось, и это — за счет какого-то местного изобретения. Энкаустику и темперу применяли необычным способом… но никто не знает, как.
Вообще жители Помпей любили загадки и розыгрыши. Они даже изображали их на стенах своих домов. Например, один из залов виллы Мистерий (около 50 года до н. э.) расписан так, что кажется, будто персонажи, нарисованные на стене, на самом деле находятся в комнате рядом со зрителем. А комната Иксиона в доме Веттиев (название дано по фреске «Иксион, прикованный к огненному колесу») просто изобилует сюрпризами: фрески кажутся картинами в рамах, оштукатуренная стена изображает мрамор, а в нарисованных окнах видны нарисованные пейзажи.

Источник: www.liveinternet.ru


Categories: Картинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.