Мне очень нравится египетский стиль, а вам?

Особенно очень люблю египетские украшения и часто работаю в этом стиле.

Данный материал посвящен костюму древних египтян и конечно же украшениям. Ранее уже была небольшая публикация на египетскую тему, но на сей раз материал более обширный, подробный и интересный.

Итак, начнем с костюма.

Одежды древних египтян были очень просты — изготовлялись они из льна, который по тонкости обработки не уступал натуральному шелку. Ткани окрашивали растительными красками в разные цвета, но преобладали голубые, красные и зеленые. В поздние периоды появляется тяготение к коричневому, желтому. Так же население носило одежды из кожи, хлопка.

Мужские одежды представляли собой небольшие передники — схенти, которые прикреплялись на талии при помощи пояса. Иногда их надевали два, а то и больше. Женщины носили прямые, плотно облегавшие фигуры рубашки — калазирис, которые крепились на одной или двух бретелях.


Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 1

Сословные различия в одежде выражались только в качестве ткани. Крестьяне, воины надевали плащи из грубых тканей, предохранявшие от ветра и солнечных лучей.

Головной убор

Простейшим из них были шнурки из кожи и шелковых нитей; носили также повязки, обручи из металла и материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы.

Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая все волосы, но оставляли уши открытыми.

Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 2

Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 3


Древнейшим из них был пшенткорона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо. Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные, маленькие шапочки, платки или чепцы.

Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра, обруч — сешнем.

Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 4

Все сословия носили платок — клафт. Разновидностью клафта был полосатый платок — немее.

Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 5


Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали плоские головные повязки, диадемы, ленты. Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус.Змею изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона. Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы, войлочные шляпы; служители культа—платки, шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных.

Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей.

Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 6

Были и другой формы головные уборы, например царицы Нефертити — цилиндрической формы.

Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 7


Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 8

Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.

Прическа.

Прически египтян походили на геометрическую фигуру — трапецию. Основным атрибутом прически был парик.

Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета . Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы.

Парики также выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца.

Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 9

Со временем прическа усложнилась, особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, а также завивать. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.


Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 10

В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами.

Жрецы — служители культа обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос.

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название «геометрических».

Украшения.

В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который очень ценился. Также носили воротники — ускх.


Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 11

Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 12

Для древних египтян ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений.

В Египте ювелирные изделия по форме обычно представляют собой божеств, в которых верили египтяне. Самым распространенным изделием был скарабей. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности.


Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 13

Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 14

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках. На запястья и на плечи надевали красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Уджат считался мощным амулетом.

Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 15

Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 16


Ювелиры использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрум – самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину.

Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.

Серебро для древних египтян имело ценность большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу.

Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 17

Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 18


Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 19

Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 20

Древний Египет костюм, головные уборы, украшения, фото № 21

Статья подготовлена по материалам сайта История костюма, а также других сайтов и энциклопедий.

Источник: www.livemaster.ru


Египтяне картинки

Древние египтяне хорошо известны их феноменальными архитектурными постройками, произведениями искусства и большим пантеоном экзотических богов. Вера в загробную жизнь и все аспекты ее проявления и сделали египтян знаменитыми на весь мир. При просмотре множества художественных произведений тех лет можно заметить, что все люди и боги изображены в профиль (сбоку). На рисунках не применяется перспектива, нет «глубины» изображения.

Для чего же или почему применялся такой стиль?

Египтяне картинки
Погребальный портрет юноши. Египет, II век н.э. | Фото: ru.wikipedia.org.

Можно было бы подумать, что дело было всего лишь в том, что только так и умели рисовать в Древнем Египте. Это же было очень и очень давно. Вспомните например наскальную живопись в пещерах — похоже. На самом деле писать реалистичные картины в Египте умели. Самый известный пример античной живописи – фаюмские портреты I-III веков н.э. Многие историки и искусствоведы ломают копья над вопросами искусственного примитивизма египетской живописи.

И вот какие идеи предлагаются …

1. В то время еще не изобрели «трехмерность» изображения

Египтяне картинки
Египетские боги на стенах гробницы Нефертари. Фото: egyptopedia.info.

Все рисунки Древнего Египта сделаны «плоскими», но с мелкими деталями. Возможно, большинство художников было просто не способно к созданию сложных композиций с людьми в реалистичных позах. Поэтому приняли типовые каноны: головы и ноги всех людей и богов изображены в профиль. Плечи, наоборот, развернуты прямо. Руки сидящих всегда покоятся на коленях.

2. Умышленное упрощение как социальный аспект

Египтяне картинки
Должностное лицо во время охоты на птиц. | Фото: egyptopedia.info.

Египтяне изобрели отличный способ избавиться от третьего измерения и использовали это для представления социальной роли изображенных людей. Как представляли в те годы, на картине не могли быть рядом изображены фараон, бог и простой человек, ведь это возвеличивало последнего. Поэтому все фигуры делали разного размера: фараоны — самые крупные, сановники – меньше, рабочие и рабы – самые мелкие. Но тогда, реалистично рисуя двух человек разного статуса рядом, один из них выглядел бы ребенком. Лучше уж изображать людей схематично.

3. Вызовом считается прямой взгляд.

Египтяне картинки

В царстве животных: звери избегают смотреть друг другу в глаза. Вызовом считается прямой взгляд. Посмотрите, как дерутся собаки. Слабая — обращена к сильному сопернику в профиль, или подставляет шею. Боги — так высоки и священны, что человек, даже художник, имеет право лишь искоса наблюдать за жизнью всесильных. Прямо в глаза смотрит только Смерть, равно разгневанный бог. Поэтому человек может только наблюдать, и уж никак не участвовать в таинствах божественных литургий.

Второй ответ мог бы объяснить технологию изображения.
Раскрашенные , или вытесанные в камне фигуры весьма схожи с дагеротипами, и даже театром теней, который дожил до наших дней с глубокой древности.

Вспомним, как все мы с детства любили играть тенями рук. Дагеротипы легче воспринимаются именно в профиль. Древние мастера для шаблонов использовали тени, отброшенные на стены пирамид от факела или заходящего солнца. Такая технология заметно облегчала им изображение величественных гигантских фигур. Поэтому художники были исключительно жрецами, египтянами элитных кругов. Не использовать же для контуров божества тени презренного раба?

Освоив технику дагеротипа, египтяне, возможно, пошли дальше. Как красиво и естественно изображено движение на фресках. Откуда умение передачи шага, направления? Не существовало ли в прошлом непрочных аналогий с сегодняшним кинопрокатом, мультяшками или хотя бы Театром Теней? Возможно мы не все знаем о времяпровождении молодых фараонов, их праздниках почитания божеств и посвящений. Символично, что боги Египта не смотрят нам в лицо. Или мы не смотрим в их лица.

4. Религиозная версия

Египтяне картинки
Загробный мир Древнего Египта. | Фото: dv-gazeta.info.

Согласно еще одной версии, египтяне умышленно делали рисунки людей двухмерными, «плоскими». Особенно это заметно на картинах, где присутствуют животные. Их древние мастера красочно выписывали, придавая реалистичные и элегантные позы.

Древние египтяне с их поклонением загробной жизни считали, что душа человека может путешествовать. А поскольку рисунки в основном выполнялись в гробницах и усыпальницах, то они могли бы «оживить» трехмерное живописное изображение умершего человека. Во избежание этого фигуры людей рисовали плоскими и в профиль. Так человеческое лицо более выразительно и его проще изобразить похожим.

Дабы не оживить изображение иудеи пошли еще дальше. Они вообще запретили человеческие изображения и потому в последующем многие евреиские художники (не все) рисовали людеи с искаженными пропорциями. Пример картины Шагала. В последствии этот запрет у иудеев заимствовали и мусульмане.

Некоторые версии конечно пересекаются между собой, но какая вам кажется наиболее вероятной? Или вы знаете другую версию?

[источники]

источники
http://www.kulturologia.ru/blogs/090117/32943/
http://noemynord.blogspot.ru/2012/01/blog-post_12.html
http://ich.tsu.ru/elibrary/Ancient_East/Egypt/03Art/index.htm

Давайте еще что нибудь интересное вспомним про Египет: вот вам Таинственные технологии Древнего Египта, а вот мало известные Пирамиды Нубии. Посмотрите на Поющие Колоссы Мемнона и Белая пустыня в Египте (White Desert)

Источник: masterok.livejournal.com

Меня всегда интересовало, как возникло и развивалось искусство портрета. В памятниках древнеегипетской цивилизации можно проследить эволюцию изображения человека на протяжении нескольких тысячелетий. В отличие от влажной глинобитной Месопотамии, где не было в достатке ни камня, ни дерева, Египет обладал и материалами, и особым сухим климатом, который позволял сохраняться образам созданным в камне, в дереве, и даже на ткани….

Египтяне картинки


Раннее и Древнее царства, 3200 — 2150 гг. до н.э.

Объединение Верхнего и Нижнего Египта под властью первых фараонов произошло около 3100 года до нашей эры. В это время в дельте Нила был основан Мемфис, первая столица единого Египта, которая постепенно превратилась в политической, религиозной и торговый центр страны.

Во время Раннего царства начинает развиваться искусство изображения человека. Небольшие скульптурные фигуры приобретают определенное изящество, хотя их еще трудно назвать портретными, да и вряд ли они несли тогда какую-то персонификацию.

Женская фигура из зуба крокодила, 3100-2700 гг. до н.э. Лувр, Париж
Египтяне картинки

Жест руки, прижатой к телу, весьма характерен для египетских статуй, т.е. уже в этой старинной работе можно найти черты будущей традиции.

Женщина с ребенком, ок. 3000 г. до н.э. Новый музей, Берлин.
Египтяне картинки

С развитием власти фараонов постепенно складывается монументальный стиль и вырабатываются каноны, которые потом свято соблюдались на протяжении десятков веков. Их суть в том, что всё египетское искусство являлось составной частью заупокойного ритуала, призванного обеспечить умершим загробную жизнь.

Неса, супруга Сепа. 2700-2620 гг. до н.э. Лувр, Париж
Египтяне картинки

Статуя Несы — это один из первых скульптурных портретов, дошедших до нас со времен Древнего царства. Этот архаичный стиль узнаваем по целостности форм: как будто скульптор еще не решался глубоко врезаться в камень. Сами изображения были призваны навечно сохранять черты живших когда-то людей, поэтому лица их так безмятежны, а позы неподвижны и спокойны.

По представлениям египтян, умерший также нуждается в доме и еде, как и живой. Из этих убеждений родилось стремление сохранить тело усопшего или хотя бы его голову; постепенно были выработаны сложные приемы мумификации. В гробницу ставили статуи умерших на случай порчи мумий, помещали фигурки слуг, утварь, инструменты, пищу. Считалось что душа может возвращаться в мумию, статую или изображение и оживлять их, тем самым обеспечивая посмертную жизнь человека.

Принцесса Нефертиабет, 2620-2500 гг. до н.э. Лувр, Париж
Египтяне картинки

Эта стела из гробницы принцессы имела ритуальное назначение: через неё помощью умершая получала силы от поднесенных ей даров и жертв. Женщина протягивает руки к подносу, наполненному ломтиками хлеба. Над столом находятся иероглифы, обозначающие различную еду: куски мяса, окорока, домашнюю птицу. Надпись над головой сообщает, что покойная Нефертиабет ("красавица востока") была царской дочерью, принцессой времени правления великого фараона Хеопса, строителя самой большой пирамиды.

"Запасная голова", ок. 2450 г. до н.э. Музей истории искусств, Вена
Египтяне картинки

Во времена Хеопса в гробницы клали так называемые "запасные головы", изображавшие умерших. По-видимому головы должны были помочь душе узнать "своё" тело при возвращении в него. Благодаря этой традиции мы имеем возможность увидеть самые древние портретные изображения людей. К сожалению, после смерти Хеопса этот обычай исчез. Загадкой запасных голов остаются намеренно нанесенные им повреждения (например, отколотые нос, уши…). По одной из гипотез, это делалось для того, чтобы душа узнавала правильное тело, но не переселялась в запасную голову.

Сидящий писец, 2500-2350 гг. до н.э. Лувр, Париж
Египтяне картинки

Эта статуя времен Древнего Царства — один из шедевров Лувра. Однако кем был этот человек, неизвестно. Несомненно, что он занимал высокое положение: это не скромный служитель, готовящийся к письму, — "писцами" в те времена часто представляли выдающихся государственных деятелей. Статуя особенно привлекательна тщательностью исполнения, оригинальными красками, интеллектуальным выражением лица. И фигура, и лицо детально проработаны, необычайно выразительны глаза, обрамленные медью. Особым свойством этих глаз является "неуловимость" их взгляда: с какой стороны ни подойдешь к статуе, писец смотрит мимо или сквозь тебя…

Египтяне картинки

Инспектор писцов Рахерка и его жена Мерсеанх, 2500-2350 гг. до н.э. Лувр, Париж
Египтяне картинки

В захоронениях времен Древнего Царства часто оставляли высеченные из цельных кусков известняка изображения семейных пар. В этой скульптуре создается впечатление, что женщина прячется за спину своего мужа и одновременно подталкивает его локтем. Их круглые лица выражают спокойствие и уверенность, что характерно для искусства того периода.

Голова мужчины, 2300-2150 гг. до н.э. Египетский музей, Барселона
Египтяне картинки

Часть погребальной статуи, по-видимому, портрет простого человека. Благодарю жаркому сухому воздуху Египта деревянная скульптура прекрасно сохранилась, донеся до нас лицо мужчины, которому исполнилось бы сейчас четыре тысячи двести лет.


Смута (I-й переходной период), 2150 — 2040 гг. до н.э.

Когда сильная и долгая засуха расшатала хозяйство Египта, массовое сознание возложило вину за природный катаклизм на центральное правительство и лично фараона. В стране начались беспорядки, и вскоре единое царство распалось на отдельные номы, а власть перешла в руки номархов ("градоначальников"). Утрата единства стала причиной разрушения обще-египетской ирригационной системы, что вызвало дальнейший экономический кризис и массовый голод. По стране бродили разбойничьи шайки, которые грабили храмы и усыпальницы. Культура и искусство пришли в упадок, памятников этого времени почти не осталось.

Портрет мужчины (т.н. "Голова Солта"), II-III тыс. до н.э. Лувр, Париж
Египтяне картинки

Один из самых прекрасных и самых загадочных портретов Египетской коллекции Лувра. Получил свое название по имени Генри Солта, британского собирателя и консула в Египте, который передал экспонат Лувру в 1826 году. Неизвестно, кто изображен на портрете, когда он выполнен и где был найден. По косвенным признакам его относят то к Древнему царству, то к Среднему, датировки разнятся от 2700 до 1400 года до н.э., мог он быть изготовлен и во время смуты….


Среднее царство, 2040-1800 гг. до н.э.

В 2040 до н. э. фиванский монарх Менухотеп сумел вновь объединить страну, жаждавшую твердой руки и наведения порядка. При нем и его потомках фараонах-фиванцах была построена новая оросительная сеть — фаюмские ирригационные сооружения. Общий хозяйственный подъем способствовал развитию культуры, в стране появились первые школы, возобновилось строительство пирамид и храмов. Это отразилось и в искусстве, где стало наблюдаться большее тяготение к реализму, причем это проявлялось не только в официальных образах царей, но и частных скульптурах.

Хранитель печати Нахти, ок. 1950 г. до н.э. Лувр, Париж
Египтяне картинки
Фото — Википедия

Гробница Нахти была найдена археологами неразграбленной. Кроме многочисленных скульптур господина в окружении слуг, в гробнице оказалась довольно высокая статуя, вырезанная из акации и покрытая охрой. Тонкая моделировка статуи позволяет причислить ее к выдающимся произведениям Среднего царства.

Носильщица, ок. 1950 г. до н.э. Лувр, Париж
Египтяне картинки

Эта деревянная статуя, представляющая красивую египтянку, не является изображением умершей. Она лишь безымянная прислужница, изваянная чтобы вечно подавать воду и пищу своему почившему господину. Хотя в те времена часто изображали женщин, несущих поклажу, эта скульптура отличается особенной красотой: тело девушки восхитительно стройно, лицо нежно и внимательно, неподражаема элегантность с которой она держит свою ношу.

Сидящая фигура Чартихотепа, ок. 1850 гг. до н.э., Новый музей, Берлин
Египтяне картинки

В конце Среднего царства произошло "повторное открытие" индивидуальности, которая уже появлялась в работах Древнего царства. Человеческое лицо начинает занимать центральное место в произведении, появляются скульптуры с персональными чертами, хотя общий образ и преломляется через традицию царских портретов. Фигура Чертихотепа, хозяина поместья, демонстрирует признаки, которые можно найти на и на изображениях фараонов, и в скульптурах обыкновенных людей этого периода. В его лице здоровая уверенность в себе и неколебимое спокойствие. Безымянный скульптор должен быть обладать немалым талантом чтобы подняться до такой высокой степени обобщения.


Вторжение гиксосов (II-й переходной период), 1800-1550 гг.

Гиксосы — собирательное название народов, вторгшихся в Египет с территории Сирии в XVIII веке до н.э. и завоевавших значительную часть страны. Военные технологии гиксосов (колесницы, новые типы доспехов, составные луки) в сочетании с воинственностью и высокой мобильностью давали им превосходство над египетской армией. Основу гиксосов составляли семиты-амореи, к ним также присоединились хурриты и хетты. Гиксосы образовали собственную правящую династию, но не смогли покорить весь Египет, их владения простирались только до Асьюта, а южной частью Египта продолжали управлять "вторые" фараоны из столицы в Фивах.

Посмертная маска, 1750-1650 гг. до н.э. Лувр, Париж
Египтяне картинки

Во время правления гиксосов египетское памятники разрушались, а искусство не развивалось, лишь в южной части страны продолжали поддерживать старые традиции.

Саркофаг Интефа, ок. 1580 гг. до н.э. Лувр, Париж
Египтяне картинки

Интеф (или Иниотеф) был фараоном семнадцатой династии Египта правившим во время, когда Египет был разделен на две части: Верхний Египет управлялся фараоном из Фив, а Нижний Египет контролировался гиксосами.


Новое царство, 1550 — 1069 гг. до н.э.

Египтянам понадобился целый век чтобы овладеть военными приемами гиксосов и начать успешно противостоять пришельцам. Победу над врагами одержал первый фараон XVIII династии Яхмос I. В середине XVI в. до н.э. Яхмос изгнал гиксосов из Египта и преследовал их до южной Палестины. Благодарные египтяне сохраняли культ этого царя-освободителя до последних времен своей истории.

Принц Яхмес (впоследствии фараон Яхмес I), ок. 1580 г. до н.э. Лувр, Париж
Египтяне картинки

Восстановление Египта после нашествия гиксосов завершила царица Хатшепсут, самая успешная из нескольких женщин-правительниц Древнего Египта. Хатшепсут провозгласила себя фараоном во время правления ее несовершеннолетнего пасынка Тутмоса III. Она приняла полный царский титул, включая тронное имя Мааткаре. Правление Хатшепсут ознаменовало собой новое возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя прежде всего как фараон-строитель. Она восстановила множество разрушенных гиксосами памятников и воздвигла немало новых по всему Египту.

Царица Хатшепсут с ритуальным сосудом, ок. 1475 г. до н.э., Новый музей, Берлин
Египтяне картинки

В этой статуе царица изображена в головном платке и с бородой, которые являются частью церемониальной одежды египетского фараона, традиционно бывшей мужским нарядом. Судя по всему, Хатшепсут намеренно вносила в свой публичный облик мужские черты для подтверждения и укрепления своего положения.

Новое царство стало эпохой высшего расцвета древнеегипетской государственности, известной наибольшим количеством памятников, составляющих основу всего наследия этой цивилизации. В искусстве изображения человека возникли настоящие художественные школы.

Девочка с кошкой, ок. 1380, Новый музей, Берлин.
Египтяне картинки

Царица Тия, ок. 1355 г. до н.э. Новый музей, Берлин.
Египтяне картинки

Царица Тия была главной женой Аменхотепа III — одного из самых могущественных фараонов эпохи Нового царства. При нем Египет достиг пика своего политического влияния и экономического процветания. На этом портрете черты лица царицы резки, излучают непреклонную волю и решимость, но вместе с тем они притягательны, не дают отвести от скульптуры глаз. Насколько фараон ценил свою главную жену можно судить по его поистине царскому подарку на 12-ю годовщину правления: за 15 дней для Тии выкопали искусственное озеро длиной 2 километра и шириной 400 метров.

Тия была была матерью знаменитого фараона-еретика Аменхотепа IV, который радикально изменил государственную идеологию. Он запретил почитание традиционных богов и ввел культ единственного бога — Атона, представлявшегося как солнечный диск с протянутыми от него лучами-ладонями. Себе он взял новое имя Эхнатон — "угодный Атону".

Царская чета: фараон Эхнатон и его супруга Нефертити, ок. 1340 г. до н.э. Новый музей, Берлин.
Египтяне картинки

С началом правления Эхнатона произошли изменения в традиции представления фараона. Правитель стал изображаться с женственными бедрами,  вытянутой головой и сильно искаженными чертами лица.

Рельефный портрет Эхнатона, ок. 1345 г. до н.э. Новый музей, Берлин.
Египтяне картинки

Некоторые склонны усматривать в этих портретах Эхнатона признаки систематического кровосмсительства, десятками лет процветавшего в царских семьях. Однако возможно, что подобные изображения отражают идею о том, что фараон — это одновременно отец и мать египетского народа, поскольку у мумии, идентифицированной, как Эхнатон, подобных недостатков в строении тела найдено не было.

Настоящей музой своего времени стала супруга Эхнатона царица Нефертити. Ее прекрасные поэтичные изображения созданные мастером Тутмосом — это вершина всего древнеегипетского искусства.

Голова Нефертити, ок. 1340 г. до н.э. Новый музей, Берлин.
Египтяне картинки

Бюст Нефертити, ок. 1340 г. до н.э. Новый музей, Берлин.
Египтяне картинки

К сожалению, фотографировать в зале, где стоит бюст Нефертити, строго запрещено. Правда с чисто немецкой пунктуальностью в дверях соседних залах проведена черта от которой снимать можно. Но расстояние получается довольно большое, поэтому детали на снимке видны плохо…

У Эхнатона и Нефертити было шесть дочерей. Их жизнь была увековечены во многих изображениях семьи фараона, занимающих центральное место в официальном религиозном искусстве того времени.

Принцесса из семьи Эхнатона, предположительно Меритатон, ок. 1340 г. до н.э. Лувр, Париж
Египтяне картинки

Меритатон была старшей дочерью фараона. Здесь она представлена как юная девушка, причесанная так, как было принято причесывать детей в то время: волосы, перехвачены длинной лентой и спадают на правое плечо. Эту выдающуюся работу, созданную в конце правления Эхнатона отличает удачное сочетание традиционного стиля и реализма.

Голова принцессы из семьи Эхнатона, ок. 1345 г. до н.э. Новый музей, Берлин.
Египтяне картинки

Во время царствования Эхнатона египетское искусство получило новый импульс развития. Стал распространяться так называемый Амарнский стиль, который на время потеснил старую монументальную манеру изображений и ввел новую, более живую и пластичную. Впервые в Египте фараон стал изображаться не как грозный властитель, а как семьянин, любящий отец и муж.

Прогулка в садах Амарны, ок. 1330 г. до н.э. Новый музей, Берлин.
Египтяне картинки

Мнения о том, кто изображен на этом рельефе, разнятся. Называли и Эхнатона с Нефертити, и Сменхкару с Меритатон (Сменхкара на короткое время стал фараоном после смерти Эхнатона), и Тутанхамона с его молодой женой Анхесенамон. В пользу последней интерпретации говорит поза фараона с необычно подогнутой ногой. Недавних исследования показали, что у Тутанхамона имелось искривление левой ноги и он хромал, опираясь на палку.

Во время правления юного Тутанхамона все религиозные нововведения его отца были отменены, в частности, из-за спада в экономике. Под влиянием жрецов и для восстановления морального настроя древних египтян были возвращены обряды поклонения многочисленным традиционным богам.

Фараон Рамзес II, 1279-1213 гг. до н.э. Лувр, Париж.
Египтяне картинки

Рамзеса II называют Рамзес Великий, Рамзес-Победитель. Это один из величайших фараонов Древнего Египта, за свои рекордные 67 лет правления он расширил пределы державы, завоевав или присоединив к Египту много новых земель. Во время Рамзеса II, которое по праву считают одной из эпох высочайшего расцвета египетской цивилизации, было создано огромное количество храмовых комплексов и монументальных произведений искусства, в том числе уникальные скальные храмы с гигантскими статуями.

Голова принца Хаэмуаса, сына Рамзеса II, ок. 1260 г. до н.э. Новый музей, Берлин
Египтяне картинки

Хаэмуас был верховным жрецом мемфисского бога Птаха. За масштабные работы по восстановлению и расширению храмов и древних памятников Хаэмуаса иногда называют "первым египтологом". Он проводил изучение библиотек и настенных надписей восстанавливаемых храмов, составлял каталоги царских и храмовых свитков. Благодаря своей учёности, Хаэмуас оставил после себе память как о величайшем мудреце и чародее, что нашло своё отображение в постоянном упоминании его имени рядом с именем его великого отца и в цикле сказаний.

Профиль фараона Рамзеса VI, 1143-1136 гг. до н.э. Лувр, Париж. Часть росписи гробницы фараона
Египтяне картинки


Закат (III переходной период и Позднее царство), 1069 — 332 гг. до н.э.

В 1069 году до нашей эры умер фараон Рамзес XI и власть перешла в руки Херихора, верховного жреца Амона. Он стал править Верхним Египтом, а правителем Нижнего Египта сделал своего сына. Страна вновь оказалась разделенной и единое хозяйство стало приходить в упадок. Египет быстро превратился в арену соперничества региональных группировок аристократии и жречества: на пике раздробленности страна была поделена на пять слабых царств и перестала быть великой державой Средиземноморья.

Искусство этого периода вновь обращается к классическому египетскому канону в котором усиливаются элементы украшательства и декоративности.

Саркофаги певицы Танетеререт, 1069-945 гг. до н.э. Лувр, Париж.
Египтяне картинки

Танетеререт, певица храма Амона, была похоронена в трех красиво украшенных саркофагах (на снимке видны два внутренних с портретами певицы на крышках и на внутренней части). Саркофаги представляют собой идеализированный образ покойной, представленный в виде завернутой мумии, как у Осириса. Различные духи и божества, изображенные на каждом из элементов, должны были обеспечить Танетеререт магическую защиту для безопасного выживания в загробной жизни.

Каромама, верховная жрица Амона-Ра. Ок. 850 г. до н.э. Лувр, Париж
Египтяне картинки

Каромама по рождению наследовала титул "супруга бога Амона". "Супруга бога" должна была быть царской дочерью, но не могла стать ничьей женой: она давала обет безбрачия и обучалась своей предшественницей, которая затем передавала новой жрице титул и должность. Бронзовая статуя Каромамы была выполнена по заказу ее почитателя, надзирателя казначейства Ахентефнахта.

Феодальная раздробленность не могла не стать причиной дальнейшего падения. Начиная с VIII века до н.э. Египет периодически завоевывается эфиопами, ассирийцами, персами. В искусстве этого периода можно увидеть отражение трудных времен: наряду с усилением реализма, появляется все больше обращений к прошлому, к старости и мудрости.

Пожилой мужчина, ок. 525 г. до н.э. Лувр, Париж
Египтяне картинки

В этой примечательной скульптуре советника одного из "локальных" фараонов проявился модный в то время архаизм, выразившийся в обнаженном бюсте и гладкой прическе, а также реалистический стиль в изображении лица. Пожилой возраст мужчины подчеркнут. Благодаря удачно выбранному красивому зеленому сланцу эта работа отличается великолепной отделкой и тщательной проработкой деталей.

"Зеленая берлинская голова", ок. 350 г. до н.э. Новый музей, Берлин
Египтяне картинки

Эта работа считается одним из выдающихся достижений древнеегипетского искусства. Портрет отличается реалистичностью отображения и тщательностью шлифовки поверхности, присущей скульптурным работам позднего периода. Лысый череп позволяет предположить, что изображённый является жрецом. Черты лица отличаются от идеалов красоты, принятых в Древнем Египте, что придаёт ему индивидуальность и свидетельствует о влиянии древнегреческого искусства. Тем не менее, скульптор остался верен египетским традициям: обе половины лица практически симметричны, а морщины на переносице и вокруг глаз, придающие изображённому достаточно суровый облик, очевидно продуманы.


Эллинистический период, 332 г. до н.э. — III в.н.э.

В 332 году до н.э. Александр Македонский завоевал Египет, изгнав оттуда персов. После смерти Александра правителем Египта стал его друг и соратник, македонский полководец Птолемей. Он основал царскую династию, которая правила Египтом более трех столетий. Справедливость и мудрость основателя новой династии быстро завоевала симпатии египтян, и в последующих войнах они ни разу не перешли на сторону врага.

Правитель из династии Птолемеев, I в. до н.э. Лувр, Париж
Египтяне картинки

При господстве греческой прослойки, Птолемеи не стремились к насаждению в чужой стране собственных порядков, а проводили политику сближения греческой и египетской культур. В стране развивался эллинизм. В то же время сами Птолемеи старались придерживаться местных обычаев, поэтому их изображения выдержаны в традиционном египетском стиле.

Клеопатра VII, I в.н.э., Эрмитаж, Санкт-Петербург
Египтяне картинки

Последняя царица эллинистического Египта из династии Птолемеев, Клеопатра прославлена драматическими историям любви к Юлию Цезарю и Марку Антонию. В годы её правления Египет был покорён Римом, а сама Клеопатра покончила жизнь самоубийством, чтобы не стать пленницей первого римского императора Октавиана Августа. По свидетельствам современников, Клеопатра не была красавицей, но тем не менее была необыкновенно обаятельна, очаровывая людей своей речью, умом и энергией.

Одним из проявлений эллинизма стало использование в египетских погребениях живописных портретов вместо традиционных масок. Впоследствии эти портреты получили название Фаюмских, по месту первых находок (подробнее см. в записи Чудо фаюмских портретов)

Леди из Кемета, II в.н.э., Египетский музей, Барселона
Египтяне картинки

Египетская мумия с живописным портретом вместо традиционной погребальной маски. После присоединения Египта к Римской империи в в стране распространились техники портретной живописи восковыми красками (энкаустика). Египтяне, а также греческое и римское население Египта стали заказывать прижизненные портреты, которые затем использовалсь в погребальных обрядах по египетской традиции. При этом портреты впеленывали в мумию на место лица.

Портрет девушки, II в.н.э., Старый музей, Берлин
Египтяне картинки

Фаюмские портреты — одна из вершин египетского и мирового искусства. Многие из них дошли до нас в отличной сохранности благодаря тому, что пролежали две тысячи лет в сухом стабильном климате древних гробниц.

Мужской портрет, II в.н.э., Старый музей, Берлин
Египтяне картинки

В III-IV веках нашей эры в римском Египте распространяется христианство, которое прекращает практику мумификации умерших. Надобность в погребальных портретах отпадает и они постепенно исчезают. Последняя страница истории древнеегипеского портретного искусства оказывается перевернутой…

Источник: picturehistory.livejournal.com


Categories: Картинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.