1Дворец Навуходоносора II

Вавилон — один из городов Древней Месопотамии. Он располагался в центральной части Месопотамской низменности, а точнее в южной её половине — Нижней Месопотамии или Двуречье. Основан Вавилон был не позднее III тысячелетия до н. э. На сегодняшний день древнейшие находки из Вавилона датируются около 2400 г. до н. э. Своего расцвета город достиг в VI веке до нашей эры — при царе Навуходоносоре II. Тогда ему были подвластны земли Аккада и Шумера, и Вавилон превратился в крупный торговый и культурный центр. Через него протекал Евфрат, по которому в город с севера приходили корабли с медью, мясом, строительными материалами, а на север следовали караваны с пшеницей, ячменем и фруктами. В годы царствования Навуходоносора II притекавшие в Вавилон сокровища из Передней Азии употреблялись на перестройку столицы и возведение вокруг нее могучих укреплений.


Где был вавилон на современной карте

В период расцвета Вавилон был крупным, благоустроенным городом с мощной фортификацией, развитой архитектурой и высоким уровнем культуры в целом. Он был окружен тройным кольцом стен и рвом, а также дополнительной внешней стеной, охватывавшей часть предместий. В плане город представлял почти правильный прямоугольник периметром 8150 м и площадью около 4 км², а с учётом территории «Большого Вавилона», охваченного внешней стеной, площадь достигала порядка 10 км². Вавилон имел тщательно продуманный план: его стены были ориентированы по сторонам света (в соответствии с местными представлениями), улицы пересекались под прямым углом, окружая центральный храмовый комплекс, представлявший единый ансамбль. Река Евфрат делила столицу на две части — Западный город и Восточный город. Улицы мостили, в том числе разноцветным кирпичом. Основную массу построек составляли дома в несколько этажей с глухими внешними стенами (окна и двери обычно выходили во внутренние дворы) и плоскими крышами. Обе части Вавилона соединяли два моста — стационарный и понтонный.
nbsp;внешним миром город сообщался посредством восьми ворот. Они были украшены глазурованным кирпичом и барельефами львов, быков и драконоподобных существ — сиррушей. В Вавилоне имелось множество храмов, посвящённых различным божествам — Иштар, Нанне, Ададу, Нинурте, однако наибольшим почтением пользовался покровитель города и глава пантеона царства — Бэл-Мардук. В его честь, в самом центре столицы был возведён масштабный комплекс Эсагила.

Роскошный царский дворец Навуходоносора II располагался в углу городской стены, между Дорогой Процессий и Евфратом. Он занимал трапециевидный участок площадью приблизительно 4,5 гектара и распадался на две половины, разделенные стеной и коридором. По предположениям ученых, западная часть дворца представляла собой более раннее сооружение. Дворец представлял собой настоящую крепость в городе, так как был окружен мощными стенами общей протяженностью 900 метров. Он состоял из пяти комплексов, каждый из которых включал открытый двор, вокруг которого группировались парадные залы и другие помещения. Дворы соединялись между собой укрепленными воротами, и, таким образом, каждый комплекс являлся своего рода «крепостью в крепости».

Где был вавилон на современной карте

Вход на территорию дворца Навуходоносора II открывался с востока.
сюда начиналась анфилада из нескольких больших дворов, которая служила основой всей дворцовой композиции. Вокруг первого двора, скорее всего, располагались помещения для стражи; вокруг второго — для чиновников и приближенных царя; третий двор объединял парадные помещения дворца. С южной стороны третьего двора размещался вытянутый поперек, самый большой по площади (52 на 17 метров) зал с проемами, обращенными на север. По его размерам, по особо пышному убранству из темно-синих поливных плиток с растительными орнаментами и по большой нише против центрального входа, в которой стоял царский трон.

Личные покои Навуходоносора II, составляющие наиболее древние постройки всего дворцового ансамбля, размещались вокруг четвертого двора, а на пятый двор выходили апартаменты царицы и помещения царского гарема. Величественный дворец царя состоял из 172 комнат общей площадью около 52 000 квадратных метров.

Дворец утопал в зелени. Набережная пред ним и все дворы были засажены деревьями и кустами, стоявшими в больших глиняных вазах и на искусственных насыпях. Набережную перед дворцом выложили обожженными кирпичами, а от самого дворца каменная лестница спускалась прямо к Евфрату. У ее подножия была устроена пристань, возле которой всегда качалась в волнах роскошная царская лодка, готовая в любое время принять царя и царицу.

2Висячие сады


В северо-восточной части дворца Навуходоносора II были сооружены знаменитые «Висячие сады». «Сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая — 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев.

Где был вавилон на современной карте

Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.

3Эсагила

Комплекс Эсагилы, строительство которого было окончательно завершено при Навуходоносоре II, располагался в центре Вавилона. Комплекс включал в себя большой двор (площадью около 40×70 метров), малый двор (площадью около 25×40 метров), и, наконец, центральный храм, посвященный Мардуку, богу-покровителю Вавилона. Храм состоял из передней части и святая святых, где стояли статуи Мардука и его супруги Царпанит.


Кроме того, на территории комплекса располагался небольшой водоём, названный Абзу, который являлся образом отца Мардука, Энки, который был богом всех пресных вод.

4Этеменанки

Этеменанки, по-шумерски «Дом основания небес и земли», так называемая «Вавилонская башня» — зиккурат в древнем Вавилоне. Один из самых первых зиккуратов был сооружен там еще до эпохи великого царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н. э.). Он был разрушен. На смену ему пришла другая башня, также разрушившаяся со временем. Больше всего сведений о вавилонском зиккурате имеется из эпохи Нововавилонского царства, VII—VI вв.еков до нашей эры. Именно тогда, при царях Набопаласаре и Навуходоносоре II, Этеменанки не только был восстановлен после периода запустения, но и достиг своего наивысшего великолепия. Именно от того зиккурата остались наиболее подробные описания и очертания фундамента, сохранившиеся до сих пор и помогающие судить о размерах Этеменанки.


Зиккурат Этеменанки располагался в глубине священного участка в центре Вавилона — Эсагилы, у юго-западного угла главного двора, причем размещался несколько ассиметрично ко двору. По сути это был многоступенчатый (вероятнее всего, семиярусный) зиккурат-башня высотой 90 м, возведенный на высокой террасе, в основании имевшей форму квадрата со стороной 250 м.

Где был вавилон на современной карте

Нижний ярус-основание зиккурата — квадрат со сторонами 91,5 м, достигал в высоту 33 м. Второй ярус имел высоту 18 м, все последующие — по 6 м в высоту. Внутреннее ядро башни (60×60 м) было выложено из кирпича-сырца. Облицовка башни достигала 15 м толщины и состояла из обожженного кирпича на битумном растворе. Возможно, в древние времена поверх облицовочного слоя башня была покрыта битумом.

В отличие от более ранних зиккуратов, ее расчлененные прямоугольными выступами (по 12 с каждой стороны) стены были строго вертикальны, или же имели незначительный наклон. С юго-востока на башню поднималась главная лестница зиккурата длиной 60 м и шириной 9 м. С двух сторон от нее на первый ярус вели две лестницы такой же ширины, примыкавшие к юго-западному фасаду основания зиккурата.

На верху башни располагалось святилище высотой в 15 м, вероятнее всего, сложенное из обожженного кирпича, облицованное синими плитками. Святилище почиталось как место проживания бога Мардука и его супруги. В спальном покое размещалось мебель из золота — ложе, кресла, статуи.

5Ворота Иштар


От главного входа в зиккурат вела мощеная улица — Дорога Процессий, шириной в 35 метров. Заканчивалась она у Ворот богини Иштар. Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Где был вавилон на современной карте

Ворота Иштар представляли собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами. Ворота были посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий были покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. На воротах были изображены сирруши и быки, всего около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра.

Источник: diletant.media

Эдем в Ираке


Есть предположение, что Ноев ковчег лежит на горе Арарат, а райский сад шумел на землях Месопотамии. Даже в религиозной литературе встречаются утверждения, что Эдем находился именно там, в месте слияния двух рек. Здесь же процветал и некогда знаменитый город Вавилон, что в переводе с местного наречия означало «врата рая». Но в истории тех мест столько переплетений, что даже не все историки могут в них разобраться. Вавилонскую цивилизацию нередко называют и по-другому: Шумеро-Аккадской. Где в наше время находится Вавилон? Это место известно многим туристам. Любители древней истории сожалеют, что от некогда великого города мало что осталось, но посмотреть на его руины, прогуляться по священной («божественной») земле, прикоснуться к многовековым камням может каждый.

От неолита до Шумера

Прежде чем ответить, где находится Вавилон, расскажем немного о времени, когда он процветал. Следы поселений древних людей в Ираке можно встретить повсеместно. В период неолита на Ближнем Востоке уже были достаточно хорошо развиты скотоводство и земледелие. За 7 тысяч лет до н. э. там развивались ремесла: гончарное, прядильное. А еще примерно через 3 тысячи лет люди освоили плавку меди и золота. В это же время там начинают развиваться города с уникальной архитектурой.
ки, к примеру, впервые появились именно там, а не в Древнем Риме. Появляется письменность, политические и правовые нормы общественной жизни. Возводятся населенные пункты Ур, Урук и Эребу. Это были самые крупные города-государства первой цивилизации Месопотамии — Шумерской. Ее сокрушили семитские племена, объединившиеся в царство Аккад. При царе Саргоне Шумер был повержен, а территория Месопотамии впервые объединена. Но два государства продолжали сосуществовать. Аккад контролировал север региона, а Шумер – юг. К сожалению, у них было множество врагов, мечтающих захватить плодородные цветущие земли. Когда с предгорий пришли скотоводы-амореи, великое государство перестало существовать. На территории Шумера обосновались эламиты.

Возвышение Вавилона

За все время междоусобиц этот город, который находился далеко от границ, пострадал меньше других. Шумеры называли его Кадингирра. Город был построен на берегу Евфрата, около современного населенного пункта Эль-Хилла, в 80 километрах от Багдада. Там располагалась резиденция сборщика податей. Именно в этом провинциальном городке обосновался аморейский вождь Сумуабум, сделав его не просто столицей, а создав Вавилонское царство. Представители династии аморейских царей много воевали. Поэтому они основное значение придавали укреплениям Вавилона, в связи с чем выстроили вокруг него оборонительную стену. Но и храмы в это время тоже активно перестраивались, возводились святилища. Сменилось пять властителей этого рода, прежде чем Вавилон стал главенствовать в Двуречье. В 1792 году до н. э. престол занял Хаммурапи. Воспользовавшись постоянными междоусобицами соседей, он сумел подчинить Вавилону большинство прибрежных земель около Тигра и Евфрата. За сорок лет было создано первое централизованное государство Западной Азии, Старо-Вавилонское царство. Его основанием можно считать рубеж XIX-XVIII веков до нашей эры.

Центр мироздания


Вавилон очень быстро стал одним из центров мира. Такое положение у него было вплоть до 1595 года (до Рождества Христова). Его Богом-покровителем являлся Мардук, который стал одним из главных месопотамских божеств. Город богател, что отразилось на его внешнем облике. Новые стены, ворота и широкие улицы, по которым могли пройти многолюдные храмовые процессии, были возведены не хаотично, а по плану. Жители столицы не призывались в армию и не платили налогов, у нее было право самоуправления.

Упадок Вавилона

Преемники Хаммурапи не смогли удержать высокое положение Вавилона. Постепенно начинается его упадок. Полтора века цари I Вавилонской династии боролись с другими претендентами на власть в Двуречье. Ослаблением державы воспользовались горные племена касситов. Благодаря воздвигнутым на северо-востоке еще во время правления Хаммурапи оборонительным сооружениям, их первый натиск был остановлен. В то же время приходилось постоянно подавлять восстания южных, «шумерских», провинций. Восставали попеременно или одновременно города Ларса, Ур, Катуллу, Нипур. Окончательно эти районы выходят из подчинения Вавилону в XVII веке до нашей эры. Малая Азия тогда уже почти полностью принадлежала Хеттскому царству. Его войска вторглись в Вавилон, полностью его разграбили, уничтожили многие культурные памятники. Часть жителей была казнена, часть продана в рабство. Где находится город Вавилон сейчас? Об этом вы узнаете далее.

Новое начало

Вторжение хеттов послужило концом Старо-Вавилонского царства. Вскоре эти земли подчинили себе касситы. Начался средневавилонский период. Держава переживала упадок, особенно в экономической и культурной сферах. Невысок был в эти столетия и авторитет государства. Борьба за лидерство шла между Египтом, Хеттским царством и страной Митанни. Фараоны, судя по дошедшим до нашего времени сведениям, относились к еще недавно угрожавшему им соседу пренебрежительно. Однако это был длительный период стабильности, когда удалось наладить разрушенные во времена междоусобиц торговые связи между разными регионами государства.

Еще одно разрушение Вавилона

Падение III Вавилонской династии, которую называют касситской, совпало с усилением Ассирии. Кроме того, снова поднимается восточный сосед, Элам. В конце XIII века до н. э. царь Ассирии овладел Вавилоном, разрушив стены города и даже перевезя в Ашшур (свою столицу) самую почитаемую статую верховного бога Мардука. Ассирийский властитель Синаххериб прославился тем, что в 689 году до н. э. не только захватил Вавилон, но и почти уничтожил его. Восстановление могущества славного города началось только после ослабления Ассирии. В городе тогда правили вожди халдейских племен. Один из них, Набопаласар, возглавил восстание, закончившееся разгромом ассирийской армии под стенами Вавилона. Нововавилонский период ознаменовался восстановлением прежнего могущества легендарного государства.

Навуходоносор

Восстановление города началось после смерти Синаххериба. Постепенно государство восстанавливало прежнее могущество. Время наивысшего процветания – 605-562 годы до н. э., когда правил Набушаднеццара II. Это тот самый Навуходоносор, который разрушил Иерусалим и увел в плен многие тысячи иудеев. В годы его правления страна распростерлась от Ирана до Египта. Невиданные богатства способствовали бурному строительству. Благодаря клинописным записям, Геродоту и раскопкам археологов, мы можем воссоздать облик Вавилона тех времен.

Как выглядела «Столица мира»

Евфрат разделял Вавилон пополам. На плане он занимал почти 10 квадратных километров. Вокруг возвели три ряда крепостных стен, построили огромные башни и восемь ворот. Подступиться к ним было чрезвычайно трудно. В центре Старого города находился 7-ярусный зиккурат, который считается прообразом Вавилонской башни из Библии. Там же возвышался главный храм бога Мардука, рядом функционировал рынок. Здесь же находился Большой дворец Навуходоносора II. Это был огромный комплекс, который строился еще при Набопаласаре. Он включал в себя дома чиновников и тронный зал. Дворец впечатлял посетителей своими размерами и роскошью. На его рельефных стенах из цветного кирпича мастера изобразили «древо жизни» и шагающих львов. Во дворце было одно из семи чудес света — Висячие сады Семирамиды. Так «Владыка полусвета» утешил свою жену, царевну из Мидии, которая тосковала по родине.

Дом вавилонянина

В Новый город вел мост 123 метра длиной. Там располагались жилые кварталы. Как жили обычные люди Вавилона? Облик этих жилищ известен благодаря раскопкам. Это были двухэтажные дома. Нижнюю часть, в предохранение от размыва, выкладывали из обожженного кирпича, а второй этаж и внутренние стены – из кирпича-сырца. Небольшие окошки делали только под потолком, так что свет попадал почти исключительно через дверь. Из кувшина с водой, который стоял в сенях, омывали ноги. Там же располагалась различная утварь. Оттуда можно было попасть во внутренний дворик. У более состоятельных людей там располагался бассейн, а по внутренней стене шла деревянная галерея. Обязательно существовала парадная горница, оттуда проход вел в недоступный для посторонних маленький дворик, где хозяева сооружали домашний алтарь. Там же старались хоронить умерших. Еще в III тысячелетии до н. э. вавилоняне начали использовать табуретки, столы и кровати. Но кровать, скорее всего, имелась только одна. Спали на ней хозяин с женой. Остальные располагались на циновках или просто на полу.

Город тысячи языков

Вавилон последнего периода был для своего времени настоящим мегаполисом. В нем проживало около 200 тысяч человек самых разных национальностей. Это были эламитяне, египтяне, иудеи, мидийцы. Все сохраняли свои традиции, говорили на родном языке, носили свою национальную одежду. Но основным языком считался шумерский. Образование дети получали в школах (э-дубах). Те, кто оканчивал полный курс обучения, владел энциклопедическими для тех времен знаниями. Кроме литературы и письма, выпускники обучались математике, астрономии, землемерным работам. В Вавилоне была принята шестидесятеричная система исчисления. Мы и сейчас делим час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Сохранившись в клинописных библиотеках, до нас дошли литературные произведения тех лет.

Как называется страна, где находится город Вавилон сейчас

Несмотря на военное могущество, процветавшую торговлю, достижения в культуре, город Вавилон снова проходил в упадок. В первые века до нашей эры на востоке Междуречья начинает приобретать могущество Персия. В 538 году Вавилон был взят царем Киром, но и после этого он сохранял статус столицы. Персидская империя включала в себя Восточное Средиземноморье и Египет. Месопотамия перестала играть ведущую роль в регионе. Но Вавилон еще оставался центром науки, культуры и ремесел. Сложившееся положение не устраивало его жителей, которые предпринимали попытки вернуть былую власть. После очередного восстания Ксеркс лишил город его статуса. Хозяйственная жизнь еще продолжалась. Именно тогда в Вавилоне побывал Геродот, написавший о нем восторженные слова. Следующим завоевателем стал Александр Македонский. Он хотел сделать могущественный Вавилон столицей своей империи, но потом основал неподалеку новый город, который назвал своим именем.

Сейчас где находится Вавилон? В какой стране? История города печальна. Сперва там оставалось небольшое поселение, но после завоевания в 634 году Двуречья арабами, исчезло и оно. Почти на две тысячи лет было забыто даже место, где находился Вавилон. Сейчас он располагается в современном Ираке (бывшая Персия). Единственная сохранившаяся постройка того времени — театр. Ближайший к разрушенному городу административный центр страны насчитывает полмиллиона жителей. Так где сейчас находится Вавилон? Это несколько десятков километров от Багдада. Современный Вавилон (где находится, вам уже известно) – самый большой музей мира на открытом воздухе.

Источник: www.syl.ru

Основание великого города

Некоторых исследователей до сих пор волнуют вопросы, где находился изначальный Вавилон. Известно, что между реками Тигром и Евфратом, протекавшими в Нижней Месопотамии, был основан Вавилон. В ранний период, как предполагают учёные, представлял собой небольшой город.

Столетиями позже, когда Древняя Месопотамия была объединена Саргоном Древним, Вавилон был отстроен царём и превращён в один из провинциальных центров. Некоторые источники свидетельствуют, что над созданием города трудились тысячи рабов, превращая заболоченную территорию в цветущий город. Немало было сложено голов прежде, чем у притока реки Евфрат образовался город. С разрушением Шумеро-Аккадского царства город перешёл во власть амореев, спустя столетие став его столицей.

Второй период развития

В древности Вавилонское царство, которое создали племена амореев, не отличалось большими габаритами, занимая лишь западные притоки Евфрата. Однако со временем население, состоящие из наследников шумеров и аккадцев, вытеснило амореев и слилось в единую этническую группу под названием вавилоняне.

Следует отметить, что племена амореев ранее уделяли колоссальное внимание обороне Вавилона. Это связано с постоянными ожесточёнными войнами, которые происходили вокруг царства. В частности, город был окружён специальными укреплениями. Позаботились аморейцы и о культурном развитии древнего Вавилона: здесь были возведены святилища в честь шумеро-аккадских богов (Ворота Иштар до сих пор являются одной из главных достопримечательностей, сохранившихся до наших дней). Но больше всего почестей получил Эсагила – основной и наиболее древний храм города, возведённый во славу Мардука, покровителя города. Внутри святилища находился водоём, посвящённый богу пресных вод и отцу Мардука – Энки.

Посредством грамотного экономического подхода и боевых укреплений аморейские цари смогли превратить непримечательный вначале Вавилон в столицу наиболее мощного царства в районе Аккада. История Вавилона окончательно решилась во времена правителя Хаммурапи, объединил под своей властью всю Древнюю Месопотамию и создал сильное государство, во главе стал Вавилон. Отсюда начался расцвет Вавилона и бурное развитие всех отраслей города. Началось активное застраивание различными дворцами, святилищами. Он играл экономическую, культурную и религиозную роль для страны. Занимая обе стороны притока Арахту, город делился на Западный и Восточный.

Однако в конце XVII века до нашей эры начался кризисный период, что стало предлогом для войны. Хеттские войска нанесли существенный удар по Вавилонскому царству, разграбив его столицу и разрушив всё буквально до камней.

Третий период развития

После разрушения хеттами Вавилон подвергся нападениям других царств. В XVI веке до нашей эры его разграбил Гулькишар, спустя время в нём же укрепились племена касситов, которые создали свою династию. Вавилон стал столицей касситского царства – мощной ближневосточной страны. Подобно амореям касситы смешались с коренным населением и соединились с культурой Месопотамии. В течение этого времени город столкнулся с существенными переменами: культурная среда значительно страдает, падает письменность, однако, несмотря на это, город продолжает бурное развитие.

Касситы окружили город огромной стеной, напоминающей прямоугольник, разделив его на 10 районов. Главные улицы города находили пересечение под прямыми углами. Новые территории столица значительно расширились, по сравнению с теми, которые существовали во времена правления амореев. Касситские правители возводили огромные культовые сооружения, о которых, к сожалению, можно лишь догадываться по сохранившимся источникам. В религиозной среде началась синкретизация мифа и религии Древней Месопотамии. Вокруг бога Мардука начало формироваться вероучение, самого Мардука постепенно стали именовать «Белым».

Однако ближе к концу XIII века до нашей эры началась новая кризисная полоса в жизни города (и царства). Боевая сила вновь ослабла, что привело к череде войн и походов на Вавилон. Ассирийские войска начали разрушать город, грабить храмы, уводить жителей в плен. Семь лет Вавилонское царство находилось под управлением ассирийцев. В XII веке армия Эламского государства разрушила остатки Вавилона, чуть позже произошла попытка восстания, которая привела к новому опустошению и разрухе. Вавилонское царство постепенно перестало существовать и встретило свой конец.

Географическая характеристика

Не каждый может ответить, в какой стране находится этот город. В наше время Вавилон находится в Ираке. Города как такового на карте не имеется, но сохранились руины и памятники, свидетельствующие о том, что здесь когда-то была великая и роскошная столица. Хотя найти Вавилон на современной карте мира не так-то просто.

Ранее был расположен Вавилон на Месопотамской низменности, являясь частью Двуречья. Здесь протекали реки Тигр и Евфрат, впадавшие в Персидский залив. Древний Вавилон находился в пределах канала Арахту – притоке Евфрата. С течением времени Арахту слился с Евфратом и стал центром реки.

Близость по отношению к доли́нам рек приводила к наводнениям, результатом которых стало возникновения слоя из речных отходов. Он отличается огромным плодородием, что дало Вавилону существенное экономическое преимущество.

Жизнь вавилонян кипела вокруг водоёмов. С одной стороны, это были заболоченные места, над которыми трудилось не одно поколения, а с другой – доли́ны рек орошали окрестности, что способствовало увеличению растительности. Трудно сказать, где находится Вавилон на политической карте, поскольку города как такового не сохранилось.

Руины древнего царства

Ранее город делился на две части (Восточную и Западную) при помощи Евфрата, но с годами русло реки изменило своё направление в сторону запада. Согласно традициям руины разделяются на несколько участков.

  1. Телль-Бабиль. Север города. Здесь был дворец Навуходоносора II.
  2. Телль-Каср. Северо-запад, охватывающая дворец, руины Висячих садов, Центральный за́мок.
  3. Телль-Меркес. Юго-восток. Здесь были расположены жилища.
  4. Эс-Сахн. Центр города. Тут покоятся останки зиккурата Этеменанки.
  5. Телль-Амран-ибн-Али. А также центр. Хранит в себе руины Эсагила.
  6. Ишан-эль-Асвад. Южный район города. Скрывает храмы иных шумеро-аккадских богов и частные дома.
  7. Телль-Хомера. Северо-восток. Имеет здания эллинистических времён, включая античный театр.

Сегодня Вавилон — в составе Эль-Хилла. Археологические раскопки существенно повлияли на первозданный его вид.

Архитектура и деление

Во время своего блеска Вавилон находился в окружении трёх стен и рвом, заполненным речной водой. Изнутри он делился на 10 районов и имел чёткую прямоугольную структуру. Некоторые улицы были вымощены плиткой. Благодаря рекам город всегда снабжался водой. Многие мосты соединяли между собой несколько частей Вавилона. Здесь имелось и имеется до сих пор большое количество достопримечательностей, среди которых можно выделить Вавилонскую башню и Висячие сады.

С внешней частью взаимодействовал посредством восьми врат, которые вели в важнейшие части Вавилона. Одни из основных – врата богини Иштар, чья реконструкция имеется в Берлине.

Краткая характеристика районов

  • Эриду – наиболее древний округ, он же сосредоточие религиозного учения. Расположен в центре Восточного Вавилона. Здесь располагалось 14 храмов, в том числе Вавилонская башня.
  • Шуанна. Находится на юге и включает в себя несколько храмов и святилище.
  • Кадингирра. Северо-запад Восточной части. С севера имеет границы с воротами Иштар. Тут было возведено несколько дворцовых комплексов, четыре культовых святилища. Является наиболее известным, с точки зрения археологии.
  • Новый город – Северо-восток. Торговый центр древнего Вавилона, имел три святилища, позже был разграблен. Во времена эллинов стал центром античной культуры.
  • Куллаб. Находился к востоку от Эриду. Граничил с вратами Мардука и включал в себя четыре храма, а также здание, имеющее отношение к празднику Нового года.
  • ТЕЕ. (чтение непонятно). Юго-восток Восточного города. Здесь имелось три храма.
  • Кумар. Наиболее древняя часть Западного Вавилона. Являлся религиозным центром (семь храмов).
  • Туба. Юг-Западного города. Имел три святилища.
  • Неназванный район (если быть точнее, название повреждено в источниках). О постройках информации не имеется. Находился на западе.
  • Баб-Лугальирра. Север-Запада, имел три храма.

Окрестности Вавилона исследованы намного хуже. Известно, что там было множество поместий, дворцы, храмы, участки для сельского хозяйства. Предместья города прославились улицей Процессий и крепостями, защищающими врата Иштар – главный вход в город.

Ворота, ведущие в столицу

Известны только по клинописям – раскопок в этой сфере произведено не было.

  1. Великие – север-Восточной части.
  2. Рыночные – юг-Восточной части.
  3. Акуцские – юго-запад Западной части.
  4. Врата Лугальирры – северо-запад Западной части.

Исследователи предполагают, что существовало как минимум ещё два — три входа со стороны Востока.

Ворота внутренней части

Внутри Вавилона насчитывается восемь врат, названных во славу шумеро-аккадских богов. Довольно тщательно были исследованы врата Востока, в то время как врата Западного остались известны только по клинописям. В исследовательских текстах, описывающих город, они упоминаются в приведённом ниже порядке.

  1. Врата Ураша. Юг-Восточной части, проходили вдоль Евфрата к Дильбату (месту почитания бога Ураша).
  2. Врата Забабы. Наиболее южные. Вели в Киш, место почитания бога Забабы.
  3. Врата Мардука. Южные, но расположены севернее врат Забабы.
  4. Врата Иштар. Главный вход в город. Находились на севере и являлись началом улицы Процессий, ведущей в Сиппар. Были реконструированы в Германии.
  5. Врата Энлиля. Находились в Западной части, ориентировочно с северной стороны.
  6. Царские врата. Ориентировочно – запад Западной части, севернее врат Адада.
  7. Врата Адада – запад Западной части, южнее царских.
  8. Врата Шамаша. Ориентировочно – юг Западной части.

Исследователи спорят касательно существования ещё одних врат, чьё существование нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. И также насчитывается пять врат внешней части города.

Из свидетельств исследователей

Всемирно известный учёный Геродот восхищался красотами царства, и не он один – о Вавилоне писали и говорили Ксенофонт, Иосиф Флавий и другие учёные, да и нельзя было не говорить об этом городе – слишком великая слава шла о нём по всему Востоку (и не только). Однако исследования этих людей основываются на рассказах и предположениях, а потому имеют ошибки.

Основные знания о древнем городе брались из иудаизма и христианских течений. Отсюда и начали возникать легенды: о башне и разрушении, о попытке смешать языки, о Висячих садах Семирамиды. Реальные личности, в частности – вавилонские цари тоже начали обрастать легендами и мифами.

Сегодня ведутся работы по восстановлению Вавилона, однако, бо́льшая часть этого великого города ещё располагается в недрах вод.

Религиозные течения

В христианстве Вавилон олицетворяет апокалиптический город, погрязший в похоти и разврате. Он нередко сравнивался с Содомом и Гоморрой. Пророк Исаия предрекал ему мучительное разрушение.

Кроме того, Вавилон нередко упоминается не в прямом значении – авторы религиозных книг имеют в виду не Вавилон, а Рим, который когда-то звался Новым Вавилоном.

Другое упоминание встречается в Апокалипсисе, где Вавилон подразумевается как великий город, однако судя по описанию, ничего общего он с реальным Вавилоном не имеет. В растафарианстве Вавилон означает Запад, возведённый белыми людьми и поглощающий всё человеческое и человечное.

Впрочем, такой образ лишь привлёк больше внимания как со стороны религиоведов, так и со стороны исследователей и обычных путешественников, желающих воочию увидеть остатки былой столицы Междуречья.

Вавилон был прославлен многими культурными деятелями и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник: GdeNahoditsya.ru

Географическое положение Вавилона и общее описание руин

История исследования

Ранние упоминания и свидетельства путешественников

Вавилон никогда не исчезал из поля зрения исследователей, о его местонахождении с большей или меньшей точностью было известно всегда. Сведения об этом городе имеются ещё у античных авторов, в частности у Геродота[2], Ктесия[3], Ксенофонта[4], Диодора Сицилийского[5], Помпея Трога[6], Иосифа Флавия[7] и других. Однако, все они уже не застали Вавилонского царства и потому приводимые ими исторические сведения изобилуют ошибками и пересказами откровенно легендарных сюжетов. В то же время, вавилонянином Беросом, являвшемся жрецом бога Мардука была составлена история города и окружавшей его страны[8], однако этому труду не суждено было сохраниться, он уцелел лишь фрагментарно в списках Диодора, Евсевия и некоторых других авторов.

После того, как правитель государства Селевкидов Антиох I Сотер в 283 г. до н. э. переселил часть жителей города в Селевкию-на-Тигре, Вавилон постепенно сошел с исторической сцены, превратившись в незначительное поселение. Но распространение христианства вдохнуло новую жизнь в образ этого города, во многом, благодаря его роли в ветхозаветной истории, а также особому месту в христианской эсхатологии.

Арабские авторы также сохранили память о Вавилоне, но их сведения очень скудны и часто ограничиваются лишь упоминанием названия города. В X веке Ибн-Хаукаль, предположительно, посетил Вавилон и описал его как небольшую деревню[9].

В течение долгого времени, знания о Вавилоне черпались из священных книг иудаизма и христианства, а также трудов античных авторов. Именно оттуда появились известные сказания о Вавилонской башне, смешении языков, Висячих садах, легендарных царицах Семирамиде и Нитокрис, а также реально существовавших личностях — Навуходоносоре, Валтасаре и др. Вскоре эти сказания стали дополняться сведениями путешественников, посещавших ближневосточные земли; особый интерес вызывали поиски знаменитой Вавилонской башни.

Первым европейцем, совершившим путешествие в Вавилон стал раввин Вениамин Тудельский, который в период между 1160 и 1173 годами побывал там дважды, упомянув о руинах дворца Навуходоносора и остатках легендарной башни[10], за которую он принял руины в Бирс Нимруде (историческая Борсиппа). Между 1573 и 1576 гг. Вавилон посетил немецкий ученый Леонард Раувольф, оставивший описание этих мест[11]; увидев величественные руины зиккурата в Акар-Куфе, он принял их за остатки Вавилонской башни, однако, как оказалось позднее, это были руины города Дур-Куригальзу. Схожего взгляда на зиккурат в Акар-Куфе придерживался и английский купец Джон Элдред, бывший здесь в конце XVI века[12]. На рубеже XV — XVI веков Вавилон посещал Ганс Шильтбергер, оруженосец рыцаря Линхарта Рехартингера[13][14]

В 1616 году Вавилон посетил итальянский путешественник Пьетро делла Валле[15], который связал Башню с холмом Бабель, произвел измерения, сделал описания и привез в Европу несколько кирпичей с клинописными надписями, собранных как в Вавилоне, так и в Телль эль-Мукаййаре. В 1765 году там побывал Карстен Нибур[16]. Как и его предшественники, интересовавшиеся местонахождением знаменитой Вавилонской башни, Нибур связывал этот объект с холмом Бирс Нимруд[17]. В 1780 и 1790 годах руины великого города посетил французский аббат Жозеф де Бошам, описавший разграбление Вавилона местными жителями и торговлю добывавшимися из его развалин кирпичами; он привел указания арабов на находки стен с изображениями, выложенными глазурованным кирпичом и на массивные статуи[18]. Де Бошам собрал несколько монет, которые он соотнес с парфянским периодом и упомянул о крупных цилиндрах с надписями, однако получить последние ему не удалось[19][20]. Во время краткого визита в Вавилон, резидент Ост-Индской компании Хартфорд Джоунс Бридж сумел приобрести несколько кирпичей и массивную каменную плиту с надписью Навуходоносора II[21][22]. В период с XII по XVIII век Вавилон посещали и другие путешественники[23][24][25][26], в том числе венецианский ювелир Гаспаро Бальби (1579—1580), кармелитский священник Винченцо Мария ди Санта Катерина ди Сиена (1657)[27], французский ученый Жан Оттер (1734)[28], и доминиканский священник Эммануэль де Сан-Альбер (1750)[29].

Первые систематические исследования

Систематическое изучение Вавилона началось в XIX веке. C 1811 года резидент британской Ост-Индской компании Клавдий Джеймс Рич проводил обследование видимых руин города. Он дал названия холмам в соответствии с теми, что были приняты у местных жителей и провел раскопки на холме Бабель[30]. В 1818 году Вавилон посетил английский художник Роберт Кер Портер, собравший несколько артефактов. Свои впечатления он описал в книге, снабдив её романтическими иллюстрациями, что способствовало повышению интереса к Вавилону в Европе. Остатки колонн на холме Каср британский журналист и путешественник Джеймс Силк Бэкингем принял за фрагменты знаменитых Висячих садов. Представитель Ост-Индской компании, офицер Роберт Мигнан, также провел небольшие раскопки на территории города[31]. В 1849 году Вавилон посетил английский геолог Уильям Кеннет Лофтус; разочаровавшись в возможности связать вавилонские холмы с постройками, упомянутыми Геродотом, он счел дальнейшее обследование города бесперспективным.

В начале — середине XIX века оформляется особое направление в изучении истории древнего Востока — ассириология. Непонятные знаки на глиняных табличках, собранных путешественниками прошлых лет, подвергались тщательному анализу, в ходе которого было установлено, что это особый вид письменности, так называемая клинопись. В первой половине XIX в. Г. Ф. Гротефенд и Г. К. Роулинсон смогли дешифровать простейший вид клинописи — древнеперсидский (или Класс I; всего на основании Бехистунской надписи было выделено три класса). В 50-х годах XIX в. Эдвард Хинкс сумел провести дешифровку другого класса клинописи, как оказалось, использовавшегося в аккадском (вавилоно-ассирийском) языке; еще один класс, как было установлено впоследствии, принадлежал эламскому письму. Отныне в распоряжении ученых оказывались тексты на языке самих обитателей древней Месопотамии, вавилонян и ассирийцев. Раскопки древних городов на этой территории с каждым годом увеличивали количество источников, в том числе, касающихся Вавилона.

В 1850 году в Вавилон прибыли Поль-Эмиль Ботта и Остин Генри Лэйард, известные своими раскопками месопотамских городов, в первую очередь Ниневии; с этого момента начинается подлинное археологическое изучение Вавилона. Ботта и Лэйард провели раскопки на холмах Бабель, Каср и Амран ибн Али, однако создать сколько-нибудь ясную картину расположения построек верхнего слоя им не удалось. Причинами этого были как гигантская площадь памятника, так и масштабные повреждения целостности культурного слоя, вызванные деятельностью местных жителей по добычей кирпичей из руин города. Лэйард описал находки глазурированных кирпичей, базальтовое изваяние льва, глиняные чаши с арамейскими надписями и некоторые другие объекты. На вершине холма Бабель были открыты многочисленные погребения, вероятно относящиеся к позднему времени. Из-за малого числа находок раскопки вскоре были прекращены.

В 1852 году в Вавилоне начала работу экспедиция под руководством французского ориенталиста Фульгенса Френеля и франко-германского ассириолога Жюля Опперта. Была обследована значительная территория, проведены раскопки в районе причала на реке Евфрат (известного из надписей Набонида), собрано множество артефактов. На основании тригонометрических измерений и указаний письменных источников был создан первый подробный план Вавилона, опубликованный Оппертом в 1853 году. Однако наиболее известные достопримечательности города обнаружить тогда не удалось и ученым пришлось ограничиться лишь предположениями на этот счет. В частности было высказано мнение, что остатки знаменитых Висячих садов покоятся под холмом Амран ибн Али; развалины Вавилонской башни Ж. Опперт искал в районе холма Хомера, однако не нашел там ничего похожего. К несчастью археологов, при неудачной переправе через Евфрат значительная часть находок была утрачена.

В 1854 году краткий сезон раскопок в Вавилоне был проведен Генри Кресвиком Роулинсоном и его ассистентом Джорджем Смитом.

В 1876 году исследования древнего города были возобновлены экспедицией под руководством британского вице-консула в Мосуле Ормузда Рассама, ассирийца по происхождению. Рассам договорился с местными жителями о том, что будет платить им за каждую значимую находку. В ходе этих исследований было открыто множество артефактов, среди которых знаменитая надпись царя Кира на глиняном цилиндре (известном также как цилиндр Рассама), глиняные таблички с клинописными текстами, в том числе деловые документы вавилонского торгового дома Эгиби и многое другое.

Параллельно с исследованиями ученых, происходило разграбление памятника местными жителями. Арабы выкапывали не только кирпичи, но и каменные статуи, которые они сжигали для получения алебастра. Для предотвращения мародерства Британский музей отправил в Месопотамию Э.А.Т. Уоллис Баджа, который договорился с местными дельцами о том, что все глиняные таблички, печати и особо ценные артефакты будут выкупаться музеем. Однако добычу кирпичей остановить не удалось; в итоге, остатки многих важных зданий (в том числе известных из письменных источников) были настолько повреждены, что при дальнейших исследованиях оказалось невозможным установить даже планы их фундаментов.

Изучение Вавилона в конце XIX — XX вв.

Подлинное открытие Вавилона для науки часто связывают с именем Роберта Кольдевея; он возглавлял экспедицию Немецкого восточного общества, которая осуществляла раскопки города с 1899 по 1914 год. Помимо Кольдевея в экспедиции участвовали и другие исследователи, среди которых: Вальтер Андрэ, Фридрих Ветцель, Оскар Ройтер, Георг Буддензиг. Раскопки велись на достаточно высоком профессиональном уровне, к тому же для их осуществления было привлечено достаточное количество местных жителей; как следствие, были получены впечатляющие результаты. Кольдевеем и его коллегами был открыт материал нововавилонского, ахеменидского, селевкидского и парфянского времени, а также более ранних эпох, однако в гораздо меньшем объеме (изучению ранних слоев Вавилона препятствует высокий уровень грунтовых вод). Наиболее задокументированным оказался нововавилонский период, когда город достиг своего расцвета, будучи столицей крупной империи в эпоху правления Навуходоносора II и его династии (так называемая X Вавилонская или халдейская династия). Именно это время было наиболее подробно описано в Ветхом Завете, поскольку как раз к царствованию Навуходоносора II относится начало так называемого Вавилонского плена. Кроме того, могущество и великолепие города указанного времени, описанные в частности в Книге Даниила, послужили основой для формирования образа апокалиптического Вавилона; таким образом, результаты раскопок немецких археологов вызвали большой интерес в среде европейской общественности.

Экспедиции Р. Кольдевея удалось установить, что в период расцвета Вавилон был крупным, благоустроенным городом с мощными фортификационными сооружениями, развитой архитектурой и высоким уровнем культуры в целом. Вавилон был окружен тройным кольцом стен и рвом, а также стеной Навуходоносора и охватывающей часть предместий. В плане город представлял почти правильный прямоугольник периметром 8150 м и площадью около 4 км²; с учетом предместий, охваченных внешней стеной, площадь города достигала порядка 10 км²[32]. Вавилон окружали предместья с богатыми виллами, садами, финиковыми рощами а также отдельно стоящими постройками, хуторами. Город имел тщательно продуманный план: его стены были ориентированы строго по сторонам света (исходя из положения магнитных полюсов), улицы пересекались под прямым углом, окружая центральный дворцово-храмовый комплекс и составляя с ним единый ансамбль. Река Евфрат (а точнее канал Арахту ставший к I тыс. до н.э. основным рукавом этой реки[33]) делила Вавилон на две части — восточную (Старый город) и западную (Новый город); с Евфратом сообщалась и система каналов, снабжавших городские кварталы водой. Улицы мостили, в том числе разноцветным кирпичом. Основную массу построек составляли двухэтажные дома с глухими внешними стенами (окна и двери обычно выходили во внутренние дворы) и плоскими крышам, однако не были редкостью трех- и четырехэтажные особняки. Старый и новый город соединяли два моста — стационарный и понтонный; с внешним миром Вавилон сообщался посредством восьми ворот. Последние были украшены глазурированным кирпичом и барельефами львов, быков и драконоподобных существ — сиррушей. Барельефы были также открыты и на внешних стенах домов. В городе имелось множество храмов, посвященных различным божествам — Шамашу, Нинурте, Ададу, однако наибольшим почтением пользовался покровитель Вавилона и глава пантеона царства — Мардук. В его честь, в самом центре Вавилона был возведен колоссальный комплекс Эсагила с семиступенчатым зиккуратом Этеменанки (истинный прототип Вавилонской башни), высотой порядка 90 м. Р. Кольдевею удалось раскопать лишь часть Эсагилы, покоящейся под холмом Амран ибн Али. Непосредственно к Эсагиле примыкали другие храмовые помещения а также Южный дворец со сводчатыми конструкциями, которые по всей видимости являлись остатками знаменитых Висячих садов (холм Каср). В районе Южного дворца находились и массивные укрепления, прикрывавшие парадный вход в Вавилон, который шел по от Летнего дворца (холм Бабиль) по дороге процессий через ворота Иштар. Летний или Северный дворец был возведен в виде крепости, охранявший предместья и район Дороги Процессий в пределах внешних стен. Там же находилось некое подобие музея, в котором вавилонские цари хранили военные трофеи. Богато украшенные ворота Иштар были полностью раскопаны, и в основе своей части перевезены в Берлин, установлены в Пергамском музее и реконструированы.

История

Ранняя история

Первое упоминание города Вавилон (шумер. «Врата богов») произошло в XXII веке до н. э. при царе Шаркалишарри. Царь строит здесь храм. Однако, согласно более поздней хронике, этот город существовал уже при Саргоне Древнем. Город Кадингир, по-видимому, был основан в XXIII веке до н. э. как колония выходцами из Эреду. Бог Кадингира Амар-уту[к] (Мардук) считался сыном Энки, главного бога Эриду. Именно Вавилон был центром распространения эредукского цикла мифов, а в более позднюю эпоху, когда реальный Эреду исчез с лица Земли, прямо отождествлялся с ним. Излагая в эллинистическое время по-гречески шумерские царские списки, историк Берос всюду переводит «Эреду» как «Вавилон».

Завоеватели — амореи из племени яхрурум — избрали шумерский город Кадингир столицей своего государства и назвали его Вавилон (аморейс. Баб-илу, то есть «Врата бога»).

Вавилония

Персидский период

Эллинистический период

В 331 году до н. э. Вавилон был завоёван Александром Македонским, сделавшим его столицей своей империи (в Вавилоне Александр и умер), а в 312 году до н. э. — захвачен одним из полководцев Александра, диадохом Селевком, который переселил большую часть его жителей в основанный им неподалёку город Селевкию. Ко II веку н. э. на месте Вавилона остались лишь развалины.

Архитектура

Геродот о Вавилоне

Геродот о Вавилоне[34]:

«…Построен Вавилон вот так… Лежит на обширной равнине, образуя четырёхугольник, каждая сторона которого 120 стадиев (21 312 м) длины. Окружность всех четырёх сторон города составляет 480 стадиев (85 248 м). Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. Прежде всего город окружён глубоким, широким и полным водой рвом, затем идёт стена шириной в 50 царских (персидских) локтей (26,64 м), а высотой в 200 (106,56 м). Царский же локоть на 3 пальца больше обыкновенного (55,5 см)…

…взятую оттуда землю стали употреблять для выделки кирпича. Изготовив достаточное количество сырых кирпичей, обжигали их в печах. Вместо цемента строители пользовались горячим асфальтом и через каждые тридцать рядов кирпича закладывали между камнями камышовые плетёнки. Сначала таким образом укрепляли края рва, а затем и саму стену. Наверху стены по краям возвели по две одноэтажные башни, стоявшие друг против друга. Между башнями оставалось пространство, достаточное для проезда четвёрки лошадей. Кругом на стене находилось 100 ворот целиком из меди (в том числе их косяки и притолоки)…

Таким-то образом были возведены стены Вавилона. Город же состоит из двух частей… разделённый рекой… чтобы попасть из одной половины города в другую, нужно было переправляться на лодке… Через него протекает река по имени Евфрат, берущая начало в Турции… Город же сам состоит сплошь из трёх- и четырёхэтажных домов и пересечён прямыми улицами, идущими частью вдоль, а частью поперёк реки. На каждой поперечной улице в стене вдоль реки было столько же маленьких ворот, сколько и самих улиц. Ворота эти были также медные и вели к самой реке.

Эта (внешняя) стена является как бы панцирем города. Вторая же стена идёт внутри первой, правда ненамного ниже, но ỳже её. В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части — царский дворец, окружённый огромной и крепкой стеной; в другой — святилище Зевса Белла (Царский дворец теперь раскопан. Храм Зевса Белла, вероятно, святилище бога Мардука) с медными вратами, сохранившимися до наших дней. Храмовый священный участок — четырёхугольный, каждая сторона его длиной в 2 стадия (355,2 м.). В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в 1 стадий (177,6 м). На этой башне стоит вторая, а на ней — ещё башня, в общем восемь башен — одна на другой. Наружная лестница ведёт наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошное убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин…

Есть в священном храмовом участке в Вавилоне внизу ещё и другое святилище, где находится огромная золотая статуя сидящего Зевса. Рядом стоит большой золотой стол, скамейка для ног и трон — также золотые. По словам халдеев, на изготовление [всех этих вещей] пошло 800 талантов золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь. Есть там и ещё один огромный алтарь; на нём приносят в жертву взрослых животных… была… золотая статуя бога, целиком из золота, 12 локтей высоты…»

По данным раскопок

Раскопки 1899—1917, свидетельства древнегреческих авторов и др. источники выявили облик древнего Вавилона (в VI веке до н. э.). Разделённый на 2 части (западную и восточную) Евфратом, город представлял в плане прямоугольник (площадь около 10 км²), опоясанный 3 рядами кирпичных стен с массивными зубчатыми башнями и 8 воротами. Главные ворота Иштар были облицованы синим глазурованным кирпичом со стилизованными рельефными изображениями жёлто-красных и бело-жёлтых быков и драконов. Мощёная дорога процессий вела к расположенному в центре города храмовому комплексу Эсагила с 7-ярусным зиккуратом Этеменанки (так называемой Вавилонской башней), ярусы которого были окрашены в разные цвета. На севере находилась крепость-дворец Навуходоносора II с висячими садами, рядом внутренних дворов и тронным залом, который имел облицовку из синего глазурованного кирпича с орнаментальным фризом и изображением жёлтых колонн. На востоке — остатки греческого театра IV век до н. э.

По Геродоту, царица Нитокрис изменила течение реки Евфрат с целью затруднить мидянам проникновение в страну при торговых сношениях и не позволить им точно разузнать положение дел в стране. Царице Нитокрис Геродот приписывает сооружения царя Набукаднецара (Набу-кудурри-уцур II, Навуходоносор II, сын Набу-апла-уцура, 605 г. до н. э. — 562 г. до н.э).

В VI веке до н. э. Вавилон стал красивейшим городом древнего мира. Его жемчужинами были ворота Иштар и зиккурат Этеменанки. Ворота Иштар были одними из восьми ворот, окружавших Вавилон. Ворота были облицованы синей плиткой с перемежающимися рядами сиррушев и быков. Через ворота проходил Путь Процессий, стены которого украшала плитка с изображениями львов. Каждый год, во время празднования нового года, по Пути Процессий проносили статуи богов.

Путь Процессий вёл к зиккурату Этеменанки. Семиэтажный Этеменанки был самым высоким (90 м) зданием в Вавилоне. На его вершине стоял храм Мардука — бога-покровителя Вавилона. Зиккурат Этеменанки, вероятно, был прототипом библейской Вавилонской Башни.

Ворота Иштар хранятся в Пергамском музее в Берлине. От зиккурата Этеменанки остались только развалины.

Вавилон как символ

Вавилон (апокалиптический) — столица Вавилонской монархии — своим могуществом и своеобразием культуры произвёл на иудеев после вавилонского пленения такое неизгладимое впечатление, что имя его сделалось синонимом всякого большого, богатого и притом безнравственного города. История о Вавилонской башне записана во времена Ассирийского царства.

У позднейших писателей, а именно христианских, название «Вавилон» нередко употребляется в смысле, который и доселе составляет предмет спора для толкователей и исследователей. Так, много рассуждений вызывало одно место в первом Послании апостола Петра, где он говорит, что «приветствует избранную церковь в Вавилоне». Крайне трудно определить, что именно здесь разумеется под Вавилоном, и многие, особенно латинские писатели, утверждают, что под этим именем ап. Пётр разумеет Рим, на чём даже основываются известные притязания римских пап как преемников апостола Петра. В Первые века христианства Рим назывался Новым Вавилоном из-за огромного количества народов, проживавших в империи, а также по положению, занимаемому городом в мире того времени.

Но особенно примечательный пример употребления имени Вавилона находится в Апокалипсисе, или Откровении ап. Иоанна (с конца XVI гл. по XVIII). Там под именем Вавилон изображается «город великий», играющий огромную роль в жизни народов. Такое изображение уже нисколько не соответствует месопотамскому Вавилону, давно потерявшему к тому времени своё мировое значение, и потому исследователи не без основания понимают под этим названием великую столицу Римской империи, Рим, в истории западных народов занимавший такое же положение, какое раньше в истории Востока занимала столица Навуходоносора.[35]

В растафарианстве Вавилон символизирует прагматичную западную цивилизацию, построенную белыми (потомками пуритан) людьми.

См. также

  • Вавилония
  • Вавилонская башня
  • Вавилонская блудница
  • Вавилонский Талмуд
  • Висячие сады Семирамиды
  • Шестидесятеричная система счисления

Источник: dic.academic.ru


Categories: Карта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.