Русский поэт Гавриил Романович Державин — личность для современного поколения полузабытая. Едва ли кто-нибудь вспомнит о его жизни и творчестве больше, чем написано в школьном учебнике, что совершенно несправедливо. Литературное наследие и его значимый вклад в историю Санкт-Петербурга, да и всей страны, переоценить невозможно, и в память о поэте на Фонтанке работает мемориальный музей, созданный в фамильном особняке Державина.

История

В отличие от других аристократических семей семья Державиных создала свой дом, не на голой земле, а выкупила недостроенный двухэтажный особнячок возле Измайловского моста. По желанию главы семейства, будущее дворянское гнездо должно было стать «прекрасною рамою» для городских пейзажей, и в качестве архитектора наняли Николая Львова, проектировщика Невских ворот Петропавловской крепости и Приоратского дворца в Гатчине.


Строительство велось с 1791-го по 1794-й год, и проходило оно крайне тяжело. Чтобы осилить расходы, уже немолодому Державину пришлось заложить несколько своих имений вместе с крепостными крестьянами, и вести весьма скромный образ жизни. По неординарной задумке поэта возводились не только жилые корпуса, но и несколько десятков оранжерей для выращивания заморских фруктов, ягод и целебных трав.

Как только усадьба открыла свои двери, она тут же стала центром культурной жизни Петербурга. Вплоть до увольнения владельца с государственной службы в 1803-м году, державинские балы и литературные вечера были на слуху у всей столицы. Сюда приглашали иностранных послов, здесь проводились переговоры и подписывались важные указы, а к началу XIX столетия начал работу усадебный театр, на премьерах которого бывали высшие люди страны.

Золотой век усадьбы Державина закончился, не успев начаться. Доживший до преклонного возраста поэт умер в 1816-м году, и почти 30 лет после этого непростыми делами особняка на Фонтанке заведовала его жена Дарья. Наследников у них не было, поэтому, как только супруга скончалась, дом отошёл к городской казне, и несколько лет стоял пустым, пока его не выкупила католическая коллегия, именно они перестроили фасад в нынешний облик.

После революции 1917-го года и национализации имущества державинский дом оказался никому не нужным — большевики посчитали его слишком большим. Только в 1924-м было принято решение о перепланировке дворянского гнезда в коммунальные квартиры — таким здание и запомнилось ленинградцам, пережившим блокаду. В послевоенные годы территория усадьбы активно облагораживалась, и пришлось засыпать пруды, чтобы увеличить посадки.


Окончательная судьба здания решилась лишь в 1998-м году, когда по распоряжению губернатора Петербурга его отдали Всероссийскому музею А. С. Пушкина на правах филиала. К 300-летию Северной столицы усадьба Державина наконец-то стала музеем, но работы по реконструкции продолжались до 2011-го года. Именно эту дату принято считать полноценным днём рождения уникального выставочного центра, посвящённого русской культуре.

Экспозиция музея-усадьбы Г. Р. Державина

Сегодня музейная площадка представляет собой несколько зданий, исторический облик которых кропотливо воссоздавался по уцелевшим архивным документам и литографиям XIX века. Коллекции фондов посвящены не столько личности самого поэта, сколько эпохе, в которую он жил, и ни один зал не пустует — в каждом из них сотни уникальных экспонатов.

Центральный корпус

Сердце державинского дома — жилые блоки, гостиные и рабочие кабинеты. Всего здесь 16 залов, вмещающих постоянную экспозицию «Музея русской словесности». Ключевая идея — сохранить дух рубежа веков — уходящей эпохи Екатерины II и недавно взошедшего на престол Александра I. Личность хозяина отражена везде — от прижизненных портретов до богатейшей библиотеки, которую по крупицам собирали из частных коллекций и государственных запасников.


Парадный зал — то самое место, где собирались «Беседы любителей русского слова». За огромным столом, покрытым суконной скатертью, читал свои басни Крылов, тут же обсуждались главы исторических трудов Карамзина, а Шишков с молодым Пушкиным спорили о чистоте языка. Многочисленные виновники литературных встреч увековечены в портретах — каждая иллюстрация хранит свои тайны о том, что происходило этих стенах 200 лет назад.

Отдельная гордость музея — рабочие кабинеты Державина с мебелью, восстановленной по его чертежам. Среди них — уникальные диваны с секретными ящиками, двери «обманки», ведущие в платяной шкаф, и другие сюрпризы неординарного поэта. Венчает центральный дом парадная соломенная гостиная — она выполнена в стиле барокко, и кроме знаменитого на весь мир екатерининского портрета в ней собрана антикварная мебель из красного дерева.

Восточный корпус


Здесь находятся самые большие по площади экспозиционные залы усадьбы, и весь первый этаж посвящён двум темам — литературному обществу «Арзамас» и Отечественной войне 1812-го года. Сражения с наполеоновской армией стали краеугольным камнем для многих писателей той поры, и посетители смогут увидеть зарисовки, исторические издания стихов и рассказов, а также уникальные трофейные экспонаты, подаренные Державину офицерами.

Второй и третий этаж корпуса — официальные запасники пушкинского музея. Начинается выставка с освещения легендарного события — встречи Гавриила Романовича с будущим «солнцем русской поэзии» на экзамене Царскосельского лицея. Дальше постоянных витрин нет — они периодически обновляются, в том числе в памятные даты, связанные с жизнью Пушкина. Время от времени эти помещения арендуются под вернисажи современных питерских художников.

Западный корпус

В отличие от остальных зданий, в западной пристройке всё гораздо компактнее и уютнее. Это будто совершенно другой дом, где вместо печек-буржуек большие камины, а кабинеты обставлены так, будто талантливый хозяин вот-вот вернётся, чтобы написать очередное стихотворение. Постоянная экспозиция одна — единственная в России коллекция антикварного фарфора, собиравшегося в аристократических домах с середины XVIII века.


Усадебный сад

Настоящее украшение музея, площадью с полноценный городской сквер, появилось ещё в годы строительства самого особняка. Известно даже имя садовника — Густав Мейсель — ему поручили разбить не простую зону отдыха, а территорию с огородами и теплицами. Где можно было выращивать продукты для дворянского стола. Со своей задачей он справился, взяв за основу лучшие французские парки, где естественный ландшафт сочетался со строгой геометрией.

К сожалению, годы революции и Великой Отечественной войны нанесли саду наибольший ущерб. Почти 80 лет газоны находились в запустении, превращаясь в вытоптанные пустыри, а ценнейшие деревья гибли без должного ухода. Парк восстановлен не совсем в первоначальном облике, зато теперь он выигрышно смотрится на фоне большинства скверов в районе Фонтанки. В тёплые дни площадка усадебного сада используется для концертов и театральных постановок.

Домашний театр

Во время глобальной реставрации усадебную сцену восстановили первой — уже в 2005-м году здесь проводились полноценные экскурсии. Что интересно, при жизни Державина театр, в самом деле, был «домашним», потому что актёрами назначались многочисленные родственники поэта, прислуга, да и он сам иногда выходил на подмостки. Ценители музыки приходили сюда на клавесинные концерты — поиграть для высшего сета собирались лучшие исполнители.


Сейчас площадка театра — это, скорее, камерный зал, который используется в сугубо образовательных целях. Тут ставятся спектакли и оперетты по произведениям современников Державина — Сумарокова, Крылова, Озерова и даже юмористические пьесы самой Екатерины II. Каждую постановку предваряет лекторий на тему русской литературы XVIII века, забытых имён и традиций, присущих для той эпохи.

Интересные факты

В западном корпусе усадьбы работают залы Медиацентра. Это современная библиотечная система, которая ежегодно оцифровывает редчайшие издания на русском языке, относящиеся к началу XIX века. Например, тут можно увидеть первое опубликованное стихотворение Пушкина на отсканированной странице журнала «Вестник Европы», или пролистать цифровую версию собрания сочинений Карамзина в масштабе 1:1.

Канун Нового года — пора чудес, и для маленьких петербуржцев в усадьбе Державина организуют ёлку. Праздничные представления рассчитаны на разный возраст — они могут проходить как в формате классических утренников, так и в виде пышных балов для подростков и старшеклассников. Программы анонсируются за несколько месяцев, чтобы у всех желающих оставалось время забронировать билеты и подготовить костюмы.

Вопреки популярной гипотезе оранжереи из усадебного сада исчезли не в годы революционных потрясений — их уничтожили ещё в середине XIX века по распоряжению католической коллегии, не пожелавшей тратиться на садовников.


гда-то в них росли ананасы, которые мог купить себе только очень богатый дворянин, в настоящее время ананасовая оранжерея реконструирована — теперь в ней кафе и банкетный зал для частных вечеринок.

Как добраться до музея-усадьбы Г. Р. Державина в Санкт-Петербурге

Ближайшая станция метро — «Технологический институт», прошагать пешком от неё придётся ровно километр, но другого варианта нет. Выйдя из центра зала, нужно идти прямо по Троицкому проспекту до перекрёстка, после чего повернуть направо. Набережная Фонтанки уже должна хорошо просматриваться, ориентир — Троице-Измайловский собор по левую руку. От него останется чуть больше 300 метров до главных ворот музея.

Заказывая машину через Uber, Maxim или Яндекс-такси, следует понимать — парковочной зоны возле центрального входа фактически нет. Отсюда — не каждый водитель захочет ехать в сторону Фонтанки, особенно в час пик, туристов часто высаживают ещё на Измайловском проспекте, и идти получится немногим меньше, чем от метро, что совсем не порадует.


Аналогичная ситуация и у тех, кто путешествует на своём или арендованном автомобиле. Даже введя координаты навигатора — 59.918901, 30.310254 — нет никакой гарантии, что у входа будет свободное стояночное место. Тогда единственный выход, чтобы не попасть на серьёзный штраф — платная парковка во дворе дома № 2 на измайловском проспекте.

Источник: www.tourister.ru

Экспозиции музея

Место нашего посещения – привлекательный историко-архитектурный памятник XVIII столетия,  в 2003 году, к юбилею Петербурга, ставший музеем.

Если условно разделить усадьбу на несколько частей, то главный, центральный корпус – это  и есть сам музей Державина и русской словесности его периода – дом под номером 118, расположенный на Фонтанке. Именно в нем около 25 лет проживал русский поэт. Гостеприимство хозяина привлекало в эти стены не менее выдающихся людей столетия: Строганова, Фонвизина, Карамзина, Крылова, Жуковского. В этой компании велись неспешные интеллектуальные разговоры, разгорались споры и порой устраивались словесные баталии. 

Большинство выставок в музее посвящены Гавриле Державину – его жизни и творчеству. Как правило, при посещении любого подобного заведения у посетителей возникает вопрос: а как изначально выглядело здание и интерьер в нем? Многое ли изменилось с течением времени? Если вас это интересует, то на первом этаже есть возможность ознакомиться с иллюстрациями и чертежами исконного облика дома.


орой же этаж способен удивить посетителей необычными восстановленными интерьерами кабинета Державина, гостиной «Диванчик», Соломенной гостиной, а также  бильярдным столом – элитарной «фишкой» тех времен. Кабинет поэта украшает мебель, выполненная по его изобретениям: обманные шкафы, маскирующие входные двери, диван с боковыми тумбами, служившими хранилищами для служебных дел и «стихотворства», стол с «подъемным налоем». 

О Державине, и не только…

Любителям ценного исторического достояния есть чем насладиться в залах усадьбы: кроме того, что они восхищают своим убранством, то еще и наполнены уникальными экспонатами. Для многих  весьма познавательно будет ознакомиться с редчайшими иллюстрациями, рукописями и книгами, графикой и живописью, а также мебелью периода XVIII столетия. Немалой популярностью пользуется и  державинский домашний театр. Особо стоит отметить ряд портретов современников поэта, украшающих стены музея. А изображения хозяина дома кисти Сальваторе Тончи, Владимира Боровиковского словно бы продолжают иллюзию присутствия поэта в музейных залах. 

Музей обладает не только материалами о Державине: корпус, располагающийся восточнее основного, вниманию гостей представляет залы с литературной выставкой  «Владельцы русской лиры».


к известно, Александр Пушкин считается преемником Державина, поэтому особое внимание на этой выставке уделено ему. Западный же корпус знакомит с временными выставками, тематика которых отличается завидным разнообразием. В тех же помещениях всех желающих ждут на литературно-музыкальных вечерах и концертных программах. Работники музея заряжают своей одухотворенностью и преданностью избранному делу: от такого сочетания и экскурсии, и остальные мероприятия, организованные здесь, проходят на высшем уровне.

В своих грандиозных задумках организаторы пошли еще дальше: в 2008 году они открыли Гостевой корпус, позволяющий принимать ученых-исследователей со всего мира. А год спустя в оранжерее появилось Литературное кафе. 

Таким образом, музей-усадьба и в наши дни является, среди прочего, просветительским центром с активной жизнью, не оставляющим равнодушными истинных ценителей родной истории и культуры. 

 

Источник: peterburg.center

Тип

Источник: Peterburg2.ru


Categories: Карта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.