Стандартное определение — «Неаполь — город в Италии, являющийся третьим по числу жителей и самым южным из крупных городов страны» — не скажет о Неаполе почти ничего. И достопримечательности Неаполя вроде бы не выделяют его из общего итальянского ряда: соборы, крепости, дворцы… И всё же Неаполь — город для Италии необычный.

Люди, воспитанные в советской культурной традиции, Италию чаще всего представляют себе неким оживлённым муравейником, в котором черноволосые коренастые мужчины и жгучие пышнотелые брюнетки живут в антураже старинных, слегка обшарпанных зданий и узких полностью мощёных улочек. Как и все стереотипы, это представление об Италии является верным лишь отчасти. Север страны давно полностью глобализовался, и улицы его городов выглядят как улицы десятков других городов Европы.

А вот та, «настоящая» Италия, начинается как раз с Неаполя. Тут в достатке и темперамента, и бешеного дорожного движения, очень часто двухколёсного, и бесконечной сиесты, и потрёпанных временем зданий, и хаотично разбросанных, не всегда ухоженных исторических памятников.


Неаполь опровергает и стереотип о том, что в местах с развитым преступным сообществом, сиречь мафией (в неаполитанской версии она называется «Каморра») уровень уличной преступности очень низок. В Неаполе этот уровень очень высок, поэтому нужна бдительность — воруют быстро и нагло. Говорят, что помогает стандартная рекомендация преувеличенно громко разговаривать по-русски, но вряд ли это будет панацеей. Если всё же неприятность произойдёт, вам расскажут, что сейчас это ещё ничего, а вот раньше было…

Примерно та же картина и с мусором, вывозом которого заправляет та же «каморра». Относительно чист и ухожен только самый-самый центр, это прямоугольник со сторонами примерно 5 × 3 км. Дальше всё обстоит хуже, но любой гид обязательно упоминает, что в Неаполе был знаменитый «мусорный кризис», и вот тогда было по-настоящему грязно.

История Неаполя началась в VIII веке до н. э., когда греки основали поселение в удобной бухте. В честь одной из сирен его назвали Партенопа. Через 400 лет город разрушили италийцы. Его пришлось строить заново, и теперь поселение получило название «Неаполис» — «Новый город».

В истории Неаполя, как и в истории любого приличного древнего города, было много захватчиков, завоевателей и покорителей, но с городом все они, за исключением испанских Габсбургов в XVI — XVII веках, обходились очень лояльно.
trong>Город Неаполь постоянно был минимум центром провинции, а то и столицей королевства, поэтому город динамично богател и развивался. Так было и в Неаполитанском герцогстве, и в Сицилийском королевстве, и в период правления герцогов Анжуйских, да и при тех же Габсбургах Неаполь стал вторым городом Европы.

Менялись короли и герцоги, а в Неаполе появлялись университет (1224 год), творили Бокаччо, Джотто и Петрарка, строились многочисленные храмы и дворцы. Город постепенно стал центром науки и промышленности. Именно статус крупнейшего в Италии промышленного центра чуть было не погубил Неаполь в годы Второй мировой войны. Американцы и англичане в течение года наносили по городу мощные авиаудары, практически разрушив его. Приложили американцы руку и к возрождению практически уничтоженной при Муссолини каморры. Готовя десант в окрестностях Неаполя, они привлекли к сотрудничеству уцелевших и сбежавших в США мафиози, в обмен пообещав тем отдать на откуп послевоенное восстановление города. В итоге обе стороны остались довольны, а с каморрой итальянские власти борются вот уже более полувека.

Везувий — самая известная достопримечательность Неаполя

Везувий — одновременно и бич, и одна из главных достопримечательностей Неаполя. Собственно, исторический центр города расположен на склоне этой невысокой (1281 метр) горы. Будь Везувий обычной горой, все бы сетовали только на транспортные трудности. Но Везувий — это действующий вулкан. Последнее из десятков зафиксированных извержений датируется 1944 годом, а самое знаменитое, когда погибли Помпеи и Геркуланум — 79 годом н. э.


Добираться до Везувия из Неаполя нужно с пересадкой — сначала на поезде до Геркуланума, а дальше, уже собственно по горе, на специальном автобусе. Последние 200 метров нужно идти пешком. Проложена довольно удобная дорога-серпантин, у вершины работают магазинчики и кафе. Непосредственно в кратере вулкана в куче камней постоянно что-то дымится, но опасности скорого извержения нет. Гораздо лучше вид в обратную сторону, на Неаполь — весь город виден как на ладони. Правда, при одном условии — погода должна быть ясной. Если на уровне моря есть хоть небольшая пасмурность, с вершины Везувия будут видны только облака.

Помпеи

Парадокс: извержение вулкана и уничтожило Помпеи, и сохранило этот древнеримский город под слоем пепла. Роковым для города стал день 24 августа 79 года. Большинство людей, вопреки знаменитой картине Карла Брюллова, успело спастись — погибло только 10% из 20 000 жителей. Слой пепла на века законсервировал здания с внутренней обстановкой.


Раскопки начались в середине XVIII века и продолжаются до сих пор. Раскопаны примерно 4/5 всей территории города. Большой интерес представляют общественные здания: два театра, храмы, форум, термы (они сохранились лучше всех), таверны, и 89 пекарен, в которых даже уцелели обугленные булки. На стенах сохранились фрески и мозаика.

Известная всем по учебникам истории мозаика «Битва Александра с Дарием» находилась в Доме Фавна. Её перевезли в Неаполь, но на месте оставили точную копию. Много оригинальных фресок, причём весьма фривольного содержания, сохранилось в Доме Веттиев. Хорошо сохранившимися фресками знаменита также Вилла Мистерий. В Лупанарии — публичном доме — наличествует интерактивная схема заказов — клиенту достаточно было указать на одно из многочисленных изображений услуг.

Геркуланум

Небольшой город Геркуланум находился дальше от Везувия, чем Помпеи, поэтому почти все жители успели бежать — в ходе раскопок найдено только менее 300 скелетов, тогда как население Геркуланума составляло около 4 000 человек. Другое отличие от Помпеи — Геркуланум был залит лавой. Герметичная закупорка сохранила даже органические материалы, такие, как дерево или папирус.


Раскопки в Геркулануме начались уже в начале XVIII века. Они сильно осложнены плотностью материала, который приходится извлекать, и тем, что значительная часть Геркуланума находится под более поздним городом, существующим и сейчас. Поэтому на сегодняшний день исследована примерно 1/5 территории города.

Интересной особенностью Геркуланума были общественные кухни — термополии — римский аналог современного фастфуда. Римский термополий это небольшое помещение, выходящее прилавком на улицу, в прилавок были встроены большие чаны с едой, которые подогревались снизу. В домах индивидуальных кухонь практически нет. Видимо, термополии были, наряду с банями и спортивными площадками-палестрами ещё одни местом общения римлян.

В крышах многих домов Геркуланума сделаны отверстия для сбора дождевой воды, хотя сохранились и остатки водопровода, который видимо, построили довольно поздно. Дома украшены многочисленными скульптурами, мозаиками, фресками, причём даже на полах. При этом жители, видимо, обходились небольшим количеством чисто функциональной мебели. Тысячи лет назад границей города был морской пляж, и некоторые дома выходили прямо к морю, как на современных курортах.

Замок Кастель-дель-Ово

Этот замок, расположенный на небольшом островке, вполне может быть колыбелью Неаполя. Уж очень удобное место — и водой остров полностью окружён, и до берега рукой подать. По крайней мере, первые мощные укрепления в XII веке на месте Кастель-дель-Ово строили уже на древних руинах.


Крепость соединяет с сушей лишь небольшой искусственный перешеек. Укреплять стратегический участок начали ещё римляне. Основную массу ныне существующих построек возвели в середине XII века. Затем замок усиливали и перестраивали, так как распространилась легенда, что Вергилий зарыл на острове золотое яйцо. Пока яйцо не найдено и остаётся под замком, названным в его честь (Ovo — «яйцо») — до тех пор стоит Неаполь, поэтому оборона острова имела сакральное значение.

Сейчас Кастель-дель-Ово, к удивлению, не является музеем. А ведь, даже если не брать во внимание войны, из биографий высокопоставленных узников, заключённых в замке, можно составить интересную экспозицию. В замке сидели римские консулы и претенденты на сицилийский трон, герцоги и жёны умерших королей. Теперь их место заняли военная часть и разного рода муниципальные учреждения. Зато доступ в открытую часть замка свободен и абсолютно бесплатен.

Замок Кастель-Нуово

«Новый замок» не такой уж и новый — его начали строить в 1279 году.
рл Анжуйский, перенесший в Неаполь столицу королевства, жить в Кастель-дель-Ово не пожелал и за три года построил себе новую резиденцию. Пожить ему в ней не довелось, а вот наследники, от обширного королевства сохранившие во владении только Неаполь, замок обживали. В те бурные времена такие жильцы ничего хорошего стенам замков не обещали. Кастель-Нуово осаждали, штурмовали и громили самые разные армии, вплоть до венгерской. Соответственно, ремонтам и перестройкам не было конца, поэтому выглядит замок довольно своеобразно. К примеру, прекрасная беломраморная триумфальная арка так зажата между двумя мрачными серыми башнями, что, кажется, сейчас рухнет.

Сейчас в Кастель-Нуово размещаются Артиллерийский музей и две небольшие капеллы. Очень внушительный вид замок имеет со стороны моря: высокие стены вздымаются к небу практически из морских вод.

Королевский дворец в Неаполе

Относительно молодое здание Королевского дворца было возведено в первой половине XVII века для монархов Королевства обеих Сицилий (второй Сицилией был юг Апеннинского полуострова). Через 100 лет дворец был перестроен и приобрёл нынешний вид с довольно строгим фасадом и статуями выдающихся королей в нишах.


Интерьеры дворца выполнены в разных стилях, а объединяющей их чертой является роскошь. Зрелище по душе найдут себе любители живописи и скульптуры, знатоки гобеленов и резьбы по дереву и камню. Особого внимания заслуживают уникальные светильники и предметы обстановки, которые Наполеон пожаловал своей сестре Каролине. Выдавая её замуж за назначенного Неаполитанским королём Иоахима Мюрата, Бонапарт разрешил сестре взять то, что понравится, из дворца Тюильри.

У ограды дворца стоят близнецы скульптурных композиций коней Петра Клодта с петербургского Аничкова моста. Николай I подарил их Фридриху II за гостеприимство. Король взамен наградил скульптора орденом.

В Королевском дворце сейчас функционируют три части: государственные учреждения, размещённые в боковых, более поздних пристройках, Национальная библиотека, в которой хранятся все папирусы, найденные в Геркулануме, и центральная часть из трёх залов, превращённая в музей.

Пьяцца-дель-Плебишито — главная площадь Неаполя

Самая большая площадь Неаполя является сердцем города с античных времён. Нынешний вид площадь приобрела в середине XIX века, когда было закончено строительство базилики Сан Франческо ди Паола с двумя гигантскими полукруглыми крыльями. Именно изображение этой базилики чаще всего служит стилизованным символом Неаполя, как Эйфелева башня для Парижа или Спасская башня для Москвы.

С трёх остальных сторон площадь ограничивают Королевский дворец, Палаццо дела Префеттура и Палаццо Салерно. В здании последнего находится знаменитое кафе «Гамбринус». На площади установлены памятники Карлу III и Фердинанду I. Пьяцца-дель-Плебишито превращена в пешеходную зону. Вечером она часто становится местом массовых мероприятий.

Кафедральный собор города Неаполь


Кафедральный собор Неаполя был освящён в честь главного покровителя города Святого Януария, но сейчас носит официальное название Собор Успения Святой Марии. Тем не менее, все используют старое название. Собор был заложен ещё в XIII веке на месте двух древних христианских храмов. С тех пор собор не перестраивался, лишь фасад обновили в XIX веке, сделав это максимально бережно. Зато пристроек наделали изрядно.

Таким образом, по планировке Собор Святого Януария похож на многие крупные католические храмы — он как бы состоит из множества пристроенных друг к другу капелл. И интерьеры собора похожи на интерьеры католических соборов: золото, драгоценные камни, резьба, скульптуры. В капелле сокровищницы Святого Януария хранится голова святого, заключённая в золотой бюст, а его мощи, помещённые в терракотовую вазу, находятся в алтаре крипты собора.


Описание украшений бюста вызывает здоровое недоверие: в нём идёт речь о тысячах (!) бриллиантов, сотнях рубинов и изумрудов и десятках золотых цепей. В 1964 году было произведено исследование мощей и было установлено, что они представляют собой кости мужчины 35-40 лет, ростом около 1,90 метра. Напротив алтаря с мощами находится статуя молящегося кардинала-архиепископа Алессандро Карафы, который в 1497 году перенес в Неаполь останки святого.

Но главной реликвией собора считается кровь Святого Януария. Она помещена в прозрачную пробирку и демонстрируется верующим два раза в год. Оба раза кровь как бы резко расширяется в объёме, заполняя весь сосуд. В таком состоянии кровь находится очень короткое время, и верующим важно поймать этот момент.

Катакомбы Сан-Гаудиозо

Сейчас крупнейшие неаполитанские катакомбы располагаются в городской черте, а раньше подземные пещеры и гроты находились вне стен города, и с римских времён до XVII века их использовали для захоронений. Сейчас доступ в катакомбы открыт только для групповых посещений с гидом и только через церковь Санта-Мария-делла-Санита. Причём церковь эта находится в мафиозном районе Неаполя, здесь нужно быть особенно внимательным.

Катакомбы названы в честь, захороненного в них, святого Гаудиоза Неополитанского. Породы здесь мягкие, копать ходы и локули (горизонтальные ниши для погребений) относительно легко. В понятном стремлении после смерти быть поближе к любимым святым, захоронения начали устраивать недалеко от их кубикул (отдельные помещения для наиболее почитаемых христиан). Но постепенно катакомбы разрослись и превратились в густую сеть.

В некоторых коридорах останки покойников размещены в нишах в пяти или шесть ярусов. Первые захоронения датированы V веком. Стены и своды катакомб украшены орнаментами и рисунками, видимо, иллюстрирующими жизненный путь покойных.

Капелла Сан-Северо

По легенде, на месте, где стоит сейчас Капелла Сан-Северо, разным людям на стене дома несколько раз являлся образ Святой Богородицы. Всем этим людям грозили различные неприятности, от которых они успешно избавлялись. Первый из получивших божественную помощь повесил на стене медальон. А когда неожиданно исцелился от тяжёлого недуга хозяин дома князь Сан-Северо, то на месте явления соорудили целую часовню. Его седьмой потомок возвёл на месте часовни храм, являющийся цельным архитектурным произведением, детали которого наполнены различными смыслами.

Имеющим склонность к конспирологии людям нетрудно будет найти подробные материалы, повествующие о том, что даже расположение скульптур и картин в капелле подчинено единому масонскому замыслу. Заурядных же желающих посмотреть интересные места Неаполя больше заинтересует архитектура капеллы Сан-Северо и хранящиеся в ней произведения искусства. Главное из них — скульптура «Христос под плащаницей», созданная не слишком известным скульптором Джузеппе Санмартино. Мастерство скульптора поражает — мёртвое тело Христа выглядит так, будто Спаситель только что испустил последний вздох.

Не менее великолепны и другие скульптуры, большая часть из которых аллегорически символизирует добродетели и одновременно является памятниками родственникам и жёнам седьмого князя. Глядя на них, сложно поверить, что изваяния выполнены из камня. Два других интереснейших экспоната капеллы если и относятся к искусству, то скорее, к искусству патологоанатома. Это два скелета, на которых полностью, до мельчайших сосудов, сохранена кровеносная система. Сделал их сам князь, а методика получения таких анатомических материалов не разгадана до сих пор.

Санта-Кьяра

Санта-Кьяра — это комплекс, состоящий из монастыря, захоронений и археологического музея. Монастырь был основан в первой половине XIV века в качестве места где представители правящей тогда Анжуйской династии будут хоронить своих родственников, а монашки оплакивать умерших.

Комплекс был разрушен во время Второй мировой войны, но его полностью воссоздали. Очарователен внутренний дворик с галереями, отделанными майоликовой плиткой. В самом дворике растут апельсиновые деревья и журчат фонтаны. Дворик пересекает дорожка, обрамлённая 72 колоннами.

В самом монастырском соборе уцелела только небольшая часть интерьеров. Это не мешает ему пользоваться большой популярностью у пар вступающих в брак — отношения, зафиксированные именно в Санта-Кьяра, обещают быть долгими и безоблачными. А желающие приобщиться к несколько более другому отрезку жизненного пути человека могут осмотреть захоронения короля Роберта Мудрого или трёх представителей дома Бурбонов.

Базилика Сан Франческо ди Паола

Храм, расположенный на центральной площади Неаполя, начали возводить по повелению наполеоновского ставленника Иоахима Мюрата. Как и большинство изначально временных властителей, Мюрат сразу начал мерить всё категориями вечности, поэтому заказал построить в центре Неаполя некое сочетание огромного храма с римским амфитеатром. Благо, век правления Мюрата оказался, как и у его парижского патрона, недолгим, и базилику достраивали уже с другими целями и по другому проекту.

Колоннада, которую уже начали возводить, превратилась в храм с двумя просторными закруглёнными боковыми крыльями. Периметр храма обрамлён 72 колоннами, а в главном его зале по кругу размещены ещё 34. Для отделки применены мрамор и порфир. Помещение Базилики украшают полотна Камуччини, Томмазо де Виво, Камилло Гуэрра и Антонио Кампи. Алтарь храма был изготовлен ещё в XVII веке для храма Святых Апостолов, но через 200 лет его решили установить в базилике Сан Франческо ди Паола, и он стал подлинной её жемчужиной.

Источник: okvoyage.ru

На протяжении всей истории Неаполь был свидетелем жестоких сражений и многие цивилизации стремились завоевать его. Греки, римляне, испанцы, французы, каждый из этих народов оставил свой след. Здесь на узких улицах среди старых зданий, древних достопримечательностей, старинных церквей застыла настоящая история.

Помпеи
Помпеи

Помпеи — легендарный древний город, уничтоженный во время разрушительного извержения Везувия в 79 году нашей эры на пике своего могущества. Несмотря на потоки лавы и тонны пепла, которые погребли город и его жителей, он сохранился в фантастическом состоянии.

Улицы Помпеи
Улицы Помпеи

Помпеи представляют собой обширные руины. Здесь сохранились дороги, стены домов, фрагменты храмом, общественных зданий и даже фрески в некоторых домах. Самые интересные места — руины амфитеатра, римские театры, термы, окрестности Форума, храмов Аполлона и Юпитера. Помпеи были довольно обширным и развитым по тем временам городом. Даже сейчас раскопки здесь полностью не завершены. А среди разного рода археологических находок встречаются окаменевшие остатки несчастных людей, последних жителей Помпеи.

Геркуланум
Геркуланум

Геркуланум — ещё один город, разрушенный Везувием. Несмотря на то, что он находился дальше от проснувшегося вулкана, чем Помпеи, это его не спасло. Геркуланум на самом деле гораздо лучше сохранился. Некоторые здания все ещё имеют некоторые деревянных конструкции, рамы и кровлю. Интересные достопримечательности этих руин — вилла Папири и дом Аргуса, в которых уцелели красивые фрески и настенные росписи.

Катакомбы Неаполя
Катакомбы Неаполя

Сан-Дженнаро — сеть катакомб, расположенные в северной части Неаполя возле церкви dell’Incoronata. Катакомбы представляют собой сеть туннелей и проходов с древними гробницами. Имеют на два уровня:

  • нижний этаж содержит более 3000 погребений. Он тускло освещен, чтобы придаёт ему немного жуткую атмосферу. 
  • верхний уровень более просторный и светлый. Содержит множество подробных фресок и росписей.
Кастель Нуово
Кастель Нуово

Кастель Нуово — один из символов Неаполя, огромный и могучий средневековый замок, расположенный на берегу Неаполитанского залива в непосредственной близости от знаменитой площади пьяцца дель-Плебисцито. Замок представляет собой крепость с 5 мощными башнями. Триумфальная арка раннего Возрождения является входом. Кастель Нуово был построен в 13 веке и являлся резиденцией королей и наместников Неаполя. Сейчас здесь расположен городской музей с различными коллекции и картинами с акцентом на итальянскую живопись 19 века. 

Кастель делль-Ово
Кастель дель-Ово

Кастель дель-Ово — потрясающий средневековый замок на острове. Является старейшим сохранившимся укреплением Неаполя. Дата основания крепости датируется 6 веком. В настоящее время кастель дель-Ово открыт для публики.

Пьяцца дель-Плебесцито
Пьяцца дель-Плебесцито

Пьяцца дель-Плебесцито — самая знаменитая площадь Неаполя. Это обширное открытое пространство заполнено важными зданиями и статуями: королевский дворе и базилика Рояль с колоннадой (или точнее Сан-Франческо-ди-Паола, построенная в 19 века по образцу Пантеона), палаццо Салерно, дворец префектуры и статуя, посвященная Карлу III, королю Испании.

Дуомо
Дуомо 

Дуомо — кафедральный собор и самый главный храм Неаполя. Построен в 13 веке Карлом I Анжуйским на фундаменте древних церквей. Это религиозное здание сочетает в себе множество стилей, включая готику, ренессанс и барокко. Собор имеет большую центральную башню и множество декоративных скульптур и других украшений.

Сан-Доменико-Маджоре
Сан-Доменико-Маджоре

Сан-Доменико-Маджоре — необычная церковь, основанная монахами доминиканцами в 14 веке. Расположена в центре старого города Неаполя недалеко от университета и станции метро Dante. Несмотря на довольно невыразительный фасад внутри базилика просто поражает: ренессансные произведения искусства, скульптуры и украшения, панельный потолок позолоченный золотом и потрясающий алтарь.

Сан-Северо
Сан-Северо

Сан-Северо — небольшая часовня 16 века. Хотя эта часовня довольно проста и непритязательна снаружи, интерьер её очень впечатляющий и является настоящим изюминкой. Часовня содержит огромное количество произведений искусства и несколько известных скульптур. Потолок украшает великолепная фреска. Центральное место занимает прекрасная статуя покрова Христа, созданная Джузеппе Санмартино.

Палаццо Реале
Палаццо Реале 

Палаццо Реале — потрясающий королевский дворец, который находится на площади Пьяцца дель-Плебисцито. Фасад этого здания имеет симметричную серию темных обрамлений и множество окон, чтобы создать официальный и внушительный вид. В нишах дворца стоят 12 статуй королей и правителей Неаполя. Внутри дворца расположено много роскошных комнат с богатым интерьером.

Санта-Лючия
Санта-Лючия

Санта-Лючия — район к западу от пьяцца дель-Плебисцито с множеством узких мощёных улиц, которые спускаются к морю и предлагают множество магазинов ремесел, ресторанов, кафе и магазинов. Кусочек настоящего Неаполя и его атмосферы. 

Источник: traveller-eu.ru

Путь в Неаполь

Неаполь расположен на побережье, приблизительно, в двух часах езды на поезде из Рима. Стоимость и длительность такой поездки варьируется в зависимости от типа поезда. Железнодорожное сообщение соединяет Неаполь с южной частью страны и Сицилией, а также с северными направлениями (через Рим). Главная станция Неаполя называется Стационе Централе и расположена на Пьяцца Гарибальди. Кстати говоря, на Пьяцца прибывает множество автобусов и расположен вход в метро. В Неаполе есть международный аэропорт, Аэропорт Каподикино.

Передвижение по Неаполю

Активный человек, вооруженный хорошей городской картой, может с легкостью осмотреть центр Неаполя во время пешей прогулки. Если вы к таким не относитесь, воспользуйтесь разнообразным общественным транспортом. К вашим услугам автобусы, трамваи, фуникулёры и Метро. Билеты стандартизованы и действительны не для какого-либо вида транспорта, а в течение какого-либо времени. Приобрести их можно в барах и, так называемых «табакки». Билет на один день стоит €2.32. Для более дальних поездок, например, в Помпеи, существует пригородный поезд. На Капри, Сорренто и Амальфи можно попасть, используя катер, обычный или на подводных крыльях.

Туристический Неаполь

Наиболее ярко характерные черты Неаполя видны в районе вокруг Виа Толедо и Спакканаполи (улица, разделяющая Неаполь на две части), где бросается в глаза неприкрытая бедность и беззаконие. Но в этих районах также и много интересных, старинных церквей и пьяцц, некоторые и которых были повреждены при бомбардировках во время Второй Мировой Войны.

Собор Неаполя, Дуомо, посвящен Сан Дженнаро, и является средневековым зданием, но с фасадом, оформленным в начале XX века, и часовнями, выполненными в стиле Ренессанс. Примыкающая к собору Базилика Санта Реститута, является частью древнего здания.

Одно из самых посещаемых туристами мест в Неаполе, а также во всей Италии – это Археологический Музей, Музео Аркеолоджико Национале. Знаменитая коллекция семьи Фарнезе включает в себя одни из лучших древнегреческих и древнеримских скульптур. Выставленные работы когда-то находились в Термах Каракаллы в Риме, в Помпеях, Геркуланиуме и т.п.

Неаполь – это отличное место, откуда удобно начать исследование Италии. Такие известные достопримечательности как Помпеи, Везувий, Геркуланиум, острова Капри и Искья, Сорренто расположены совсем недалеко от города. И даже до Рима можно добраться за пару часов из Неаполя.

И, конечно же, будучи в Неаполе, нельзя не попробовать местной пиццы. Ведь Неаполь считается родиной этой лепешки с сыром и томатами. И именно здесь вы можете отведать и классические пиццы, как ту же Маргариту, придуманную в 1889 году, так и другие всевозможные варианты.

  История >>

Источник: www.o-italy.ru

Достопримечательности Неаполя

Исторический центр Неаполя, протянувшийся между портом и холмом Позиллипо, буквально перенасыщен историческими достопримечательностями. Одних только церквей в городе 448, не считая храмов римского и греческого периода, которые веками частично встраивались в новые здания, частью остались нетронутыми. Точкой отсчета при путешествии по городу принято считать Пьяцца-дель-Плебищито (неаполитанский язык заметно «мягче» итальянского, поэтому традиционное «плебишито» здесь звучит именно так) с Королевским дворцом (XVII в.), церковью Сан-Франческо-ди-Паола и двумя величественными колоннадами. Поблизости находятся Театро-ди-Сан-Карло — самый старый и самый большой оперный комплекс на Апеннинском полуострове, королевский дворец Палаццо-Реале, построенная еще римлянами улица Спакканаполи (буквально — «пересекающая Неаполь»), а также знаменитая галерея Умберто.


Южнее, у самого порта, возвышается массивная громада замка Кастель-Нуово (Маскьо-Анджионио, XIII-XV вв.) с Триумфальной аркой на входе, на скалистом холме прямо напротив — замок-монастырь Сан-Микеле, а северо-восточнее, на крохотном острове Мегариде у побережья района Санта-Лючия, можно увидеть древний замок Кастель-дель-Ово (Кастель-д’Ово). Возведенный на месте виллы императора Луция Лукулла, которая в V веке была перестроена в монастырь Сан-Басилио, который, в свою очередь, в XII веке переделали в королевскую резиденцию, форт считается визитной карточкой города. Этот же островок служит источником бесчисленных легенд — неаполитанцы считают, что именно здесь жила нимфа Партенопеа, о которой рассказывает легенда Вергилия. Сейчас имя нимфы можно встретить в городе на каждом углу, да и сами себя неаполитанцы поэтически именуют «партенопеи».

Церкви и храмы здесь буквально на каждом углу. Наиболее значимыми памятниками зодчества считаются маленькая капелла Сангро-ди-Сан-Северо (1590-1753 гг.) с её знаменитым «Христом на плащанице», величественные церкви Сан-Лоренцо-Маджоре (построена в XIII веке на фундаменте римской торговой площади, под храмом ведутся раскопки римских построек), Джесу-Нуово (1470-1601 гг.) и Санта-Кьяра (1310-1340 гг.), похожая на крепость церковь Сан-Доменико-Маджоре (1656-1737 гг.) и капелла Сан-Дженнаро со святыми реликвиями (святой Януарий — покровитель города, каждый год 19 сентября проводится красочное празднование в честь «чуда Сан-Дженнаро»).

Не менее величественны церкви Санта-Мария-Донна-Регина-Веккья (IX-XIII вв.) и Санта-Мария-Донна-Регина-Нуово (XVII в.), Санта-Мария-дель-Кармине (XIII-XVII в.), Сан-Фраческо-ди-Паола (1816 г.), Сан-Джованни-а-Карбонара (1343-1418 гг.), Сан-Грегорио-Армено, Санта-Анна-деи-Ломбарди, Сант-Аллиджио-Маджоре, Санта-Катерина-а-Кьяиа, Санта-Мариа-ла-Нова, Санта-Реститута, Сантиссима-Аннунциата (XIV-XVIII вв.), Санта-Катерина-а-Формиелло (1510-1593 гг.), монастырский комплекс Джироламини (1586-1592 гг.) около кафедрального собора, Сан-Фернандо (1665 г.), скромный дворец архиепископа (1389-1654 гг.), базилика Мадре-дель-Буон-Консильо (1920-1960 гг.) и десятки других культовых объектов.


И под всем этим великолепием тянутся многие километры подземных галерей, тоннелей и катакомб, которые были вырыты бесчисленными поколениями местных жителей. Часть из них использовалась в качестве цистерн, другие — как усыпальницы, в третьих можно найти подземные церкви, четвертые же запросто могут оказаться древними храмами (часто они служат фундаментами храмам средневековым).

В городе огромное количество выставок и различных собраний, среди которых особенно выделяются знаменитый Национальный археологический музей — крупнейший музей такого рода в Европе, прекрасный Городской музей в комплексе Кастель-Нуово, монастырь и музей Сан-Мартино, музей и галерея Камподимонте во дворце Бурбонов, галерея Деи-Джироламини, музей Санта-Кьяра, Национальная библиотека в королевском дворце и другие коллекции.

Вокруг Неаполя

Неаполитанский залив с моря замыкают курортные острова Капри, Вентотен, Искья и необитаемая Вивара.

Южнее тянется целая череда фешенебельных курортов Соррентийского полуострова. К природным чудесам этого района можно отнести гроты Ди-Пертоза (70 км от Салерно, возраст около 35 млн лет), знаменитые термальные Флегранские (Флегрейские) поля и Сольфатару, озера Лукрино и Аверно, первую греческую колонию на Апеннинском полуострове — Кумы (VIII в. до н. э., славится своими старыми церквями Нола и Чимитиле), легендарный «город ведьм» Беневенто, живописнейшее Амальфитанское побережье с его уютными бухточками, гротами, замками и взбегающими по скалам городками, великолепный средневековый городок Салерно, рыбацкие деревушки района Агополи, Национальный парк Чиленто и Валло-ди-Диано, роскошный королевский дворец в Казерте, многокилометровые пляжи Домицийского побережья, горный региональный парк Матезе, а также изумительные средневековые городки равнины Валле-Каудина.


Визитной карточкой Неаполя является вулкан Везувий, у подножия которого и располагается город. Еще во времена Римской империи район был известен как место отдыха знати, которая строила здесь термы и стадионы, виллы и театры. Сейчас здесь почти непрерывной чередой тянутся археологические зоны Паэстум (Пестум), Аньяно, Байя, Баколи, Мизено, Поццуоли, а также трагические руины Помпеи и Геркуланума. Все найденные на раскопках предметы тщательно реставрируют и выставляют в Национальном археологическом музее Неаполя.

Карта туриста в Неаполе

Область Кампания предлагает туристам специальные карты Campania Artecard (www.campaniartecard.it), позволяющие существенно сэкономить при посещении художественных и культурных достопримечательностей (музеев, археологических зон, подземных туристических маршрутов, театров) Неаполя и всего региона. Карта дает право льготного проезда на городском наземном транспорте консорциума Unicocampania, льготы при посещении мероприятий, а также право входа без очереди.

Туристическая карта Кампании имеется в трех вариантах:

Napoli: карта стоимостью 21 евро и сроком действия 72 часа на территории Неаполя. Предусматривает льготы при посещении более чем 40 памятников культуры (археологических зон, музеев, подземных туристических маршрутов, театров, природных заповедников). По карте бесплатно можно посетить первые три достопримечательности на выбор, остальные – со скидкой 50%. Кроме того, карта дает право бесплатного проезда на городском транспорте.

Tutta la Regione: туристическая карта области Кампания сроком действия 72 часа (32 евро) или 7 дней (34 евро). Предусматривает льготы при посещении более чем 80 памятников культуры, в том числе — Флегрейских полей, Помпеи, Геркуланума, Казерты, Капуа, Пестума и Падулы. Бесплатно можно посетить первых две (по карте 72 часа) или пять (по карте на 7 дней) достопримечательностей, остальные – со скидкой 50%. Дает право бесплатного проезда на городском транспорте Unicocampania на территории всего региона.

365: туристическая карта области Кампания стоимостью 43 евро. Дает право дважды в год бесплатно посетить ряд памятников культуры, в том числе Флегрейские поля, Помпеи, Геркуланум, Казерту, Капуа, Пестум и Падулу и часть достопримечательностей — со скидкой до 50%. Дает льготы при посещении культурных мероприятий. Проезд на городском транспорте не включен.

Источник: guide.travel.ru

Еще об истории Неаполя

Вопрос о том, что посмотреть в Неаполе, не слишком актуальный. Этот древний город с богатейшей историей буквально напичкан историческими достопримечательностями. Вопрос, скорее, в том, как успеть посетить все интересные места в Неаполе? Но о достопримечательностях мы расскажем чуть ниже, а пока остановимся на интересных исторических фактах.

Итак, город Наполи (пока под именем Партенопа) основали древние греки в 8 веке до н.э. Таким образом, он является примерным ровесником Рима. В 6 веке до н.э. стали активно заселяться прибрежные районы Партенопы, которые назвали Неаполисом, т.е. Новым городом. В 4 веке до н.э. Неаполь завоевали римляне, впоследствии сделав его частью великой Римской империи.
Древний Неаполь (Италия)
Однако Неаполь так и совмещал в себе две культуры: греческую и римскую. И сейчас в городе можно встретит историко-архитектурные памятники разных культур. В Неаполе даже проводились Олимпийские игры, которые, как известно, придумали греки. По правилам, в них могли принимать участие только эллины (этнические греки), но для римлян сделали исключение.

Город Неаполь в средние века только укрепил свое могущество. В 7 веке он был столицей независимого Неаполитанского герцогства, которое просуществовало до 1137 года. В 1224 году там был основан один из первых университетов мира! Также Неаполь в то время был одним из важных торговых центров Европы и крупным морским портом. Как и в других итальянских городах, в нем развивались все виды искусства.
Красивый город Неаполь (Италия)
Naples в Италии оставался культурным центром и позже. В 1737 году здесь был открыт оперный театр Сан-Карло, в то время – самый большой в мире. К сожалению, во время второй мировой войны он сильно пострадал от бомбардировок. Восстанавливать до прежних размеров его не стали, число мест в зрительном зале уменьшилось наполовину. Но Сан-Карло и сейчас работает, причем с выдающимися режиссерами, певцами и оркестрами со всего мира.

История Неаполя многогранна. Этот город переживал бурные и спокойные времена, войны, мирное время, жестоких и миролюбивых правителей. А сейчас он готов поделиться своей историей, красотой и уникальностью с туристами разных стран.

Где находится Неаполь и как до него добраться?


Где находится Неаполь, в какой стране? Этот город находится в Италии, хотя когда-то был столицей независимого государства – Неаполитанского герцогства. Расположился Неаполь на западном побережье страны, на берегу одноименного залива, поэтому считается курортной зоной. Одновременно город находится у подножия вулкана Везувий. Он действующий, но последнее извержение, повлекшее жертвы (27 человек), произошло в 1944 году. А самое печально знаменитое извержение Везувия было в 79 году, когда лава и пепел полностью уничтожили город Помпеи, находившийся рядом с Неаполем. Последний тоже пострадал, но не так сильно.

Неаполь по-итальянски Napoli, а есть еще неаполитанское название – Napule. Дело в том, что в городе и провинции распространен неаполитанский диалект, хотя официальным, конечно, является итальянский язык. В Неаполе проживает около миллиона человек. Но прибавьте к этому числу еще туристов, которые прибывают сюда круглый год.

Добраться до Неаполя можно несколькими путями:

  • самолетом до аэропорта Каподичино (есть прямые рейсы из Москвы),
  • на автобусе или поезде от крупных итальянских городов до Неаполя,
  • на пароме из морских портов Италии.

Аэропорт Каподичино (Италия)
Первый способ очень удобен. Аэропорт Каподичино находится всего в 6 км от города, поездка на такси до центра Неаполя обойдется примерно в 40 евро. Многие путешественники выбирают второй маршрут. Одна из причин – желание сэкономить. Билет на прямой рейс из Москвы до Рима (в аэропорт Фьюмичино) может стоить в два раза дешевле, чем до Неаполя! Из Фьюмичино нужно будет доехать до авто- или железнодорожного вокзала Рима, а потом за два-три часа на автобусе или за час с небольшим на поезде – до Неаполя. Билеты на автобус Рим-Неаполь можно купить от 7 евро, а на поезд – от 20 евро.
Колоритные улочки Неаполя
Если вы уже находитесь в Италии, в Неаполь можно попасть и из других городов. Это вторая причина, по которой путешественники не летят сразу в аэропорт Каподичино. В стране так много интересных городов, что хочется посмотреть все! Если вы находитесь в Милане, садитесь на поезд (цена билета около 50 евро) и через 4,5 часа будете в Неаполе. Чуть дольше (5 часов) займет путь по железной дороге из Венеции. А из Флоренции можно доехать на поезде за 3 часа, заплатив от 35 евро.

Из некоторых городов страны в Неаполь лучше отправиться на пароме. Это будет незабываемый мини-круиз! Например, из Палермо (Сицилия) ходят комфортабельные паромы в порт Неаполя. За билет нужно будет заплатить от 50 евро (каюты в трюме) и больше, а путь займет 10-11 часов. Долгая дорога и дорогой билет окупаются возможностью пообедать на открытой палубе и увидеть приближающийся Везувий со стороны моря!

Источник: discoveritalia.ru


Categories: Италия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.