Версальский дворец – гордость Франции и самая узнаваемая королевская резиденция в мире, построенная в пригороде Парижа, Версале, в XVII веке. Дворцово-парковый комплекс, в который входят еще несколько «малых дворцов» и парк, – самый большой в Европе.

Огромный и пышный Версаль стал образцом для других монарших резиденций и олицетворением неумеренных трат государственных денег во времена абсолютной монархии. Многие замки Италии, Австрии и Германии, дворцы в Петергофе и Гатчине выполнены в стиле Версаля.

Создание Версальского дворца

В начале XVII века на месте Версальского дворца находились топкие болота. Место приглянулось Людовику XIII. Король боялся открытых пространств, неуютно чувствовал себя в Париже и решил построить вдали от городского шума на вершине Версальского плато скромный каменный замок.

Людовик XIII – основатель Версаля

Здесь, на холме, окруженном болотами, Людовик выкупил дом мельника вместе с мельницей, чтобы построить свой домик, который он сначала посещал только во время охоты. Вскоре скромную постройку укрепили валами и рвами, так что она напоминала старинный феодальный замок.

Четыре комнаты, пригодные для жилья, со стенами, увешанными коврами, совсем не нравились матери Людовика XIII королеве Марии Медичи. В 1632 году Людовик выкупил небольшое село Версаль, которое принадлежало флорентийцу Альберту де Годи и находилось недалеко от замка.


Дворец на месте деревни

По велению короля за счет купленных земель замок расширили, к постройке добавили маленькие павильоны. Ближайшие болота осушили, а на их месте устроили пруды и разбили сады. Фасады замка укрепили кирпичом и камнем, обустроили прогулочную террасу с балюстрадой, украшенной орнаментом.

Версаль при Людовике XIV

В 1643 году после смерти Людовика XIII на трон взошел его 4-летний сын Людовик XIV, которого в семье ласково называли «король-солнце». Версаль перестает быть королевской резиденцией на 18 лет. Мать Людовика XIV, Анна Австрийская, стоявшая у власти до совершеннолетия сына, поселилась с придворными в Париже.

Версальский дворец сегодня


Наследник французского трона, выезжая на охоту, заинтересовался бывшей резиденцией отца и поручил художнику Шарлю Эррару привести в порядок комнаты замка. Также король пожелал увеличить площадь сада и обнести его стеной.

Деятельный монарх, красивый, властный и себялюбивый, Людовик XIV считал королевскую резиденцию недостойной его величия и начал перестройку поместья. Король-Солнце пожелал создать Версальский дворец, превосходящий красотой все замки Франции, чтобы никто в стране не усомнился в богатстве правителя.

Повелитель отождествлял Версальский дворец с символом власти – могущественной и нерушимой. В 1667 году Людовик пригласил для строительства лучших архитекторов, известнейшие мастера оформляли интерьеры дворца. Король лично обговаривал детали здания и хотел, чтобы в каждой из них отражались роскошь и богатство, ведь только
король олицетворял полное изобилие.

Работа над дворцовым комплексом велась в течение всей жизни Людовика XIV. Чтобы увидеть во всей красе свое детище, отвечающее амбициям короля, монарх терпел неудобства, строительные леса и грязь, устроив резиденцию в недостроенном дворце.

Опасаясь заговоров и восстаний, монарх приказал сделать во дворце скрытые двери и тайные ходы, расположение которых было известно только ему. Людовик следил за подданными: государственные деятели и приближенные лица самодержца жили здесь и терпели лишения и неудобства в недостроенном особняке. Обязанность каждого из придворных – ежедневно присутствовать на королевских церемониях.


Все решения во время правления Короля-Солнца принимали в Версальском дворце, здесь Его Величество раздавал привилегии, которые немедленно отменялись, если придворный покидал Версаль.

Людовик XV и королевская резиденция

В 1715 году власть перешла к 5-летнему Людовику XV, который вернулся в Париж и долго не занимался перестройкой дворца. Взрослый сын продолжил традицию отца – 7 лет потребовалось для того, чтобы после перерыва снова гордым великолепием показать шик королевского Версаля.

Версаль в 17 веке

Король хотел, чтобы его дворец находился посреди великолепного парка. На территории 800 га осушили болота и заложили сад. Во дворце появились 3500 комнат и залов, занявших 6 га.

Для защиты поместья король создал новую армию, здесь постоянно жили 6 тысяч приближенных к монарху дворян. Вместимость дворца – 20000 человек.

Райскую жизнь аристократов создавали 30 тысяч строителей-крестьян, так что дворец превратился в пышную резиденцию. На строительство Версаля потратили 260 миллиардов евро (в переводе на современные деньги).


Дворец превратился в пышную резиденцию

У парадного входа на территорию дворцового комплекса – ворота из золота, украшенные гербом и короной, На площади перед дворцом – скульптуры, в том числе статуя Цезаря.

Залы дворца украшены фресками, полотнами и скульптурой, шелковыми коврами и парчовыми драпировками, позолоченными вставками и бархатными покрывалами.

Королевский двор

Слуги Версальского дворца поддерживали традицию, установленную Людовиком XIV, страстным любителем цветов. Залы, апартаменты и спальни монархов украшали живые цветы, высаженные в горшках. Цветы выращивали так, чтобы разноцветная гамма радовала взор монарха круглый год, для чего их постоянно меняли. Поэтому обитатели Версаля наслаждались цветущими растениями постоянно.

«Малые дворцы» Версаля и залы

Версальский дворец – это конгломерат помещений, выросших вокруг небольшого замка Людовика XIII. Здесь под одной крышей 150 галерей и салонов. Фасад дворца раскинулся на 640 метров, парк занимает 100 га. Во дворце 70 лестниц, 2000 окон и десятки тысяч картин, гравюр и мебели.


Вся жизнь королей Версаля проходила в позолоте и лепнине, хрустальных люстрах и гобеленах. Залы называли именами олимпийских богов. В зале Венеры среди разноцветного мрамора – статуя Людовика XIV.

Большой Трианон

Версальский дворец был официальной резиденцией Людовика XIV. Здесь проводились государственные мероприятия и королевские приемы. Но жизнь монарха не ограничивалась государственными делами. Для личной жизни Людовик возвел рядом с Версалем еще один небольшой дворец.

В 1665 году для воплощения задумки король выкупил территорию небольшой деревеньки Трианот, где снесли старые строения и обустроили сад. В 1670 году началось строительство дворца, который отделали фаянсом и керамической плиткой.

Маленький замок, названный Фарфоровым Трианоном, был прекрасен, но через 20 лет плитка треснула и осыпалась. Людовик приказал снести замок и взамен построить долговечный дворец. Так появился Мраморный Трианон, отделанный розовым и зеленым мрамором.

Архитектурная мода сменилась: интерьеры, выполненные в новом стиле, лишились многоцветия, уступив место сочетанию белого и позолоты, помпезный декор сменился скромной росписью.

Большой Трианон


Элегантный светлый замок с ажурной балюстрадой и стройными колоннами, цветником и клумбами выглядит легко и не броско.

Здесь король отдыхал от государственных дел и людей. Стены залов украшали 24 картины и море горшечных цветов, которые поднимали настроение монарху.

Здесь проходили тайные встречи Людовика XIV с фавориткой мадам де Монтеспам.

Посетителей в Трианон пускали только по приглашению короля, ночевать оставались избранные.

Малый Трианон

В 1762 году Людовик XV приказал строить в Трианоне небольшой дворец для своей фаворитки маркизы де Помпадур, который назвали Малым Трианоном. Дворец маркизы, не дожившей до торжественного открытия 4 года, достался следующей пассии Людовика XV– графине Дюбарри.

Полновластной хозяйкой Малого Трианона была последняя королева Франции Мария-Антуанетта. Малый Трианон – любимое место пребывания молодой королевы. Уставшая от ежедневных королевских церемоний, она с радостью приняла подарок супруга Людовика XVI и отдыхала здесь от светской жизни. Ни один человек, включая короля, не имел права зайти без ее приглашения.

Малый Трианон


Квадратное двухэтажное здание, украшенное стройными колоннами фасада, спроектировано так, чтобы до минимума свести контакты между гостями и слугами. Покои королевы на первом этаже и апартаменты короля на втором имели отдельные входы. В покои королевы вела лестница с ажурными коваными перилами.

В апартаментах королевы – простая мебель, без особых изысков. Потолок украшен позолотой. Стены, обитые белой тафтой и затканные золотыми цветами, олицетворяют тонкий вкус Марии-Антуанетты.

Столы, уставленные едой, бесшумно поднимались из пола, когда приходило время завтрака, обеда и ужина. В покоях королевы необычные «подвижные» зеркала появлялись из стенных ниш при помощи обычной ручки.

Деревня Марии-Антуанетты

Молодая королева, тяготясь придворной жизнью, создала себе придуманный мир, где отдыхала и душой, и телом. В парке Трианона по желанию королевы построили декоративную деревню из 12 крестьянских домов. Искусственный пруд с лебедями, беседки, молочная ферма с коровами и овцами создавали иллюзию сельской жизни.

Деревня Марии-Антуанетты

В саду, окружающем деревню, высадили редкие деревья из разных концов света. 5 домов из 12 принадлежали лично королеве, здесь расположился салон и будуар, покои королевы и бильярдная, кухня и термы. Королева любила играть в бильярд.


В королевской деревне жили фермер, садовник и мельник, они обслуживали мельницу, молочный завод и голубятню. Для королевы построили миниатюрный театр, где выступали комедианты, часто сама королева вместе с приближенными демонстрировала свой актерский талант.

Часто Мария-Антуанетта с друзьями, одевшись в деревенские платья, гуляли по деревушке, изображая крестьян. Чтобы почувствовать вкус деревенской жизни, королева доила коров и коз.

Королевскую «игрушку» обслуживали фермеры, ухаживающие за животными. Каждый день коров, коз и овец усердно мыли и повязывали им цветные бантики.

Ферма Марии-Антуанетты

Эта ферма стала последней каплей народного возмущения против королевских привычек. После Великой французской революции Марию-Антуанетту арестовали и казнили по обвинению в заговоре против государства.

Её детище, идеальная деревня, пришла в упадок. Восстановленную в 2006 году ее внесли в список всемирной организации ЮНЕСКО и сделали доступной для посещения туристов.

Королевские апартаменты в Версальском дворце

Королевские апартаменты – это анфилада из 8 комнат, куда ведет лоджия, отделанная мрамором.


В Зале караула, отделанном мраморными панелями и освещенном двумя окнами, размещались королевские гвардейцы – 12 телохранителей. Обстановка состояла из деревянных скамей и походных кроватей с ширмами для отдыха гвардейцев.

В Первом аванзале, оформленном батальной живописью, перед камином сервировали стол. Напротив, на специальном возвышении, – места для музыкантов. Королева любила трапезы под музыку.

Второй аванзал украшен позолоченной лепниной и золоченой обстановкой. Здесь придворные ожидали утреннего выхода короля, чтобы подать ему прошение и получить разрешение участвовать в церемониях королевского двора.

Стены спальни Людовика XIV украшают картины знаменитых художников. Западная сторона комнаты отгорожена балюстрадой – здесь резная кровать короля, оформленная орнаментом в вилле лепного венка с завитками.

Спальня короля

Кабинет Совета с зеркальными панелями на стенах предназначен для заседаний Государственного Совета. В центре – покрытый бархатом стол, 3 кресла и 12 табуретов и кушетка. После перенесенной операции король проводил заседания на кушетке. В кабинете Совета он принимал писателей, прославлявших короля, и устраивал частные аудиенции.

В кабинете Терм с зеркальными дверями Людовик хранил свои парики и менял одежду и шляпу 4 раза в день. По вечерам король проводил здесь время с семьей.


Покои королевы

Зеркальная галерея

Зеркальная галерея длиной 70 метров – самый зрелищный зал Версаля. Во времена возведения дворца зеркала изготавливали из полированной латуни. Для строительства Зеркального зала министр финансов Жан-Батист Кольбер привез венецианских мастеров.

Напротив каждого из 17 огромных светлейшей воды зеркал, обрамленных лепниной, – стеклянные двери, ведущие на балкон. На 17 окнах зала – шторы из шитого золотом синего шелка. Между окон – на серебряных столах – канделябры о 8 свечах с изображением подвигов Геракла.

Зеркальная галерея

На украшенных цветами шнурах свисают люстры из хрусталя и серебра. Банкетки, подсвечники, кувшины и чаши – все из чистого серебра.

Мраморные бюсты римских императоров вписываются в упоительную гармонию белого и золота. Алебастровые столы и вазы в бронзовой оправе, табуреты и высокие торшеры, отлитые и вычеканенные из серебра, перемежаются с позолоченными канделябрами.

Пол застилают огромные цветные ковры, на плафоне – красочное изображение Олимпа. Во время торжественных королевских аудиенций в Зеркальный зал выносили серебряный трон. Часто здесь устраивали балы, поражающие невиданной роскошью. Свет 3000 свечей отражался в зеркальном панно, поражая гостей чудесным блеском.

Королевская часовня

Королевская часовня, которую Людовик XIV перестраивал 5 раз, посвящена Людовику IX, священному покровителю династии Бурбонов. Часовня состоит из двух ярусов, наверх ведет спиральная лестница, по которой поднималась только королевская семья.

В часовне – золотой алтарь, окруженный бронзовыми фигурами древнегреческих богов. Король Франции считался избранником Бога: монументальные колонны, изысканный алтарь и мощный орган отражали Божественное великолепие, которым Всевышний наградил монарха.

Часовня

Яркий пол из разноцветного мрамора, гигантские скульптуры и великолепные картины вызывают восторг и в наши дни. Зал часовни отделан белым камнем и украшен барельефами. У подножия ступеней, ведущих к алтарю, – венценосный вензель короля.

На потолке нефа – работа Антуана Куапеля «Всевышний во славе приносит миру обещание искупления». Полукупол апсиды украшен работой Шарля де ла Фосса «Христос во славе Воскрешения». Над королевской трибуной – работа Жана Жувене «Явление Святого Духа Деве Марии и Апостолам».

В часовне служили Благодарственные молебны и брачные богослужения. Здесь Мария-Антуанетта вышла замуж за Людовика XVI.

Королевская опера

Королевская Опера в Версале – самый большой дворцовый театр в мире. Оперный зал открылся 16 мая 1770 года представлением музыкальной трагедии «Персей». Зрительный зал Королевской оперы вмещает 712 зрителей во время спектаклей.

На случай банкетов специально разработанный механизм поднимает партер до уровня сцены, и тогда Опера вмещает 1200 человек. Зал шириной 19 и длиной 23 метра впервые использовался для свадебного бала Людовика XVI и Марии-Антуанетты.

Королевская Опера в Версале

Здание сооружено из дерева и освещалось 3000 свечей. По периметру театра – каменная оболочка для защиты от пожара.

Выступающий фронтон фасада украшен образом юной девушки, играющей на лире. Девушка сидит на облаке, из которого появляются ангелы.

Зал Оперы – в форме эллипса, в задней половине – амфитеатр. По стенам – два яруса открытых балконов, барьеры которых отделены барельефами из золоченого дерева. Украшенные роскошной колоннадой и зеркалами балконы визуально простираются в бесконечность. Театр предназначен для дворцовых празднеств.

После реставрации в Королевской опере проходят государственные мероприятия, оперные и музыкальные постановки.

Сады и фонтаны Версаля

Неотъемлемая часть загородной резиденции короля – сады Версаля. Каждый монарх пересаживал их по своему вкусу, желая отразить свое эстетическое видение.

Версальский парк

Огромный парк Версаля начинается у главного двора в виде множества ухоженных террас. Особенность версальских садов – это прекрасные бассейны и фонтаны, статуи и гроты, каскады и водоемы, призванные поразить представителей знати XVII века.

Версальский парк – это «сад разума» с четко спланированными аллеями и оранжереями. Все от травинки до каналов подвластно математической логике, определяющей точные координаты их расположения.

Вместо изгородей в парке – чарующие рощи с идеально подстриженными вековыми липами и дубами, кленами и каштанами, тополями, ясенем и буками. Площадь территории, где растет 350 000 деревьев, поистине королевская – 100 га.

Сады Версаля – это буйство красок круглый год. Король-Солнце не желал видеть увядающие цветы, поэтому им на смену всегда были подготовлены 2 миллиона горшечных свежих цветов. В крытых оранжереях выращивали круглый год вечнозеленые цитрусовые деревья и цветы.

Среди витиеватых дорожек, прудов и озер – бассейны и фонтаны. Версальские фонтаны никогда не включали все из-за дороговизны воды. Работали только те из 1400 фонтанов, которые видел король во время прогулок. Слуги вовремя переключали воду, чтобы король ни о чем не догадывался.

Фонтан Латона

Самый грандиозный «Фонтан Латона», в центре которого Юная богиня Латона, родившая от Юпитера близнецов Аполлона и Диану. Из воды высовываются головы и спинки лягушек.

Бассейн «Аполлон» прославляет блистательного Аполлона, который в колеснице совершает вояж по небосводу. Фигура бога красоты покрыта позолотой, чтобы подчеркнуть солнечность Аполлона, с которым придворные поэты сравнивали Короля-Солнце.

Фонтан «Пирамида» представлен четырьмя мраморными чашами, стоящими друг на друге. Вода бьет из верхней чаши, стекая все ниже по очереди в каждую чашу.

Фонтан «Пирамида»

По центру парка проходит водный канал – Гран Каналь длиной 150 и шириной 63 метра выполнен в виде бассейна крестообразной формы. Канал служил местом прогулок знати, здесь стояли яхты, каравеллы и венецианские гондолы.

Сады и парки Версаля, образующие единый комплекс, внесены в список всемирной организации ЮНЕСКО.

Национальный музей Версаля

В XIX веке Версальский дворец стал национальным музеем, куда перевезли гравюры, портреты и картины.

В 50-е годы XX века во Франции появилась традиция: все главы стран, прибывающие во Францию, должны были встречаться с президентом в Версале. От традиции отошли в 90-е годы: Версальский дворец стал популярен у туристов, ежегодно комплекс посещают 6 миллионов человек.

Музей для туристов

На территории дворцово-паркового ансамбля проводятся городские праздники и шоу фонтанов, которые завершается фейерверками.

Внутренний двор дворца

В Зеркальном зале проводят балы, где под классическую музыку профессиональные танцоры вальсируют, как во времена королевских балов.

В залах дворца проводятся выставки современного искусства и живописи прошлых веков. Проводятся фестивали джазовой и классической музыки, рок-фестивали.

Источник: ArchitectureGuru.ru

Версаль – охотничий замок

Короли во Франции очень любили охоту. Их привлекало поселение Версаль. Они часто охотились в его окрестностях. Французский король Людовик XIII приобрёл эти земли в своё владение. На этой земле он построил охотничий замок. Вокруг этого замка не было сельскохозяйственных угодий. Вокруг бродило множество диких зверей. Этот замок служил охотничьим домиком. В нём во время охоты легко мог расположиться не только король, но и вся его свита.

Версаль и Король-Солнце

Новое назначение Версаль получил, когда к власти пришёл Людовик XIV, его ещё называют Король-Солнце. Он радикально изменил замок. Всё правительство Франции при нём перебралось туда. Правление Людовика XIV было долгим, целых 72 года. За это время охотничий замок стал дворцом, у которого было два крыла: южное и северное. Рядом с ним были построены ещё несколько зданий. В них были министерства. Версаль строили, чтобы удивить всех. Он должен был производить впечатление. Всё в этом дворце подчёркивало, что в нём живёт Король-Солнце, абсолютный монарх. В свей архитектуре дворцового комплекса размещены эмблемы солнца. Это символизирует короля.

Внутри дворца и вокруг него расположено множество скульптур, стены украшают картины. Всё это радует короля. Здания окружают сады. В наши дни один из них посажен в форме звезды. На территории дворцового комплекса есть много фонтанов. В них вода подаётся под давлением, поэтому вода взлетает высоко вверх. Сады и фонтаны, как и изображения солнца, символизировали абсолютную власть Людовика XIV. Сейчас по звёздным садам водят экскурсии. Фонтаны – это великолепные работы инженеров, настоящее чудо. Но во времена Короля-Солнца были проблемы с водоснабжением, поэтому фонтаны работали только по особым случаям.

Версаль

На западе от садов находится канал. Его длина составляет целую милю. На этом канале демонстрировали военные суда, по нему плавали гондолы, привезённые в дар из Венеции. Ими управляли гондольеры. Это было очень важно для Людовика. Такав был его стиль. Дворец Версаль показывал всем своим видом величие Франции, богатство нации и силу власти. Это повышало статус Франции в Европе. Его стиль был примером для европейцев. Франция диктовала моду в искусстве, служила примером для подражания. Во дворце был Зеркальный зал. Все его стены были в зеркалах, сделанных во Франции, а не привезённых из Италии. Этим Людовик демонстрировал всему миру, что французские мастера ничуть не хуже итальянских.

При Людовике XIV правительство переехало в Версаль. Этим монарх преследовал некоторые цели. Например, в Версале он и правительство были защищены от народных волнений и беспорядков. Второй выгодой переноса правительства в загородный дворец стало то, что дворяне вынуждены были селиться около короля, а не создавать очаги власти вдалеке от Парижа. Они меньше могли плести интриги и бросать вызов правителю.

После переезда правительства, Луи полностью посвятил себя работе над дворцом. Он построил себе Трианон, некое убежище, в которое вельможи могли попасть только по приглашению. Во дворце было триста пятьдесят жилых комнат разного размера и многокомнатных квартир. Размещались в этих помещениях люди соответственно рангу. Чем выше по статусу вельможа, тем лучше и комфортнее помещение. Слуги размещались на чердаке или в коморках под лестницами.

Спальня Людовика располагалась на верхнем этаже в центре. Это была самая главная дворцовая комната. В ней совершались две церемонии: укладывание спать и пробуждение. Во время этих ритуалов обязательно присутствовали доверенные придворные. Его церемониально раздевали и одевали. Это было почётно. Король был центром Вселенной. Всюду его сопровождали придворные. Во дворце была церемониальная лестница, выполненная в стиле барокко. Каждый попавший во дворец старался быть замеченным. Трон короля находился в зале Аполлона. Также там имелась королевская часовня.

Версаль после Людовика XIV

При Людовике XV начали строительство королевской оперы. Там проходили балы. Оркестр находился на сцене. На остальном месте можно было свободно танцевать. Три тысячи свечей освещали этот зал. Но опера редко использовалась из-за скудности финансов Франции.

Версаль вобрал стили барокко и рококо. Но дворцы отличались архитектурой от итальянских. Людовик XIV не хотел сравнения стилей. Он уволил итальянского архитектора, который строил Лувр. Стиль, в котором построен Версаль, некоторые эксперты называют «французским классицизмом». Его дворцы отличаются от итальянской архитектуры в стиле барокко. Потолки Версальских дворцов украшены изображениями римских богов. Сам Людовик XIV изображён в виде Аполлона. Все залы украшены картинами побед короля, эпизодами его жизни.

Рядом с Трианоном находится поместье Марии-Антуанетты. В нём находилась небольшая ферма, снабжающая королевский двор свежими продуктами. Также она построила грот с кроватью из мха, на которой можно было отдыхать. Ей не очень нравилось быть королевой. Она была венской принцессой. У неё было простое воспитание. Жизнь королевы её угнетала. Она была женой Людовика XVI. По её приказу построили «Храм любви». Но всё равно она не могла быть собой.

Связь с Соединёнными Штатами Америки и мировыми войнами

В Версале Бенджамин Франклин и Людовик XVI подписали договор. По этому соглашению Соединённые Штаты получили военную поддержку от Франции. Этот договор имеет название «дымоход Франклина». Это соглашение положило конец революционной войне на территории Америки. Музеем Версаль стал при короле Луи-Филиппе. В одном из залов была размещена картина с изображением осады Йорктауна. Позднее, в 1920 году американский миллионер Джон Д. Рокфеллер младший оплатил реставрацию крыши Версаля.

Достояние республики

После Французской революции и казни Людовика XVI и Марии-Антуанетты, Версаль стало контролировать республиканское правительство. Часть интерьера было продано. А пришедший к власти Наполеон оборудовал для себя квартиру в Трианоне. Там была большая комната с картой. Когда версаль стал музеем, в нём постарались восстановить всю его величественную обстановку. В XIX веке, когда Франция была побеждена Пруссией, в Версале был провозглашён императором германии Вильгельм I. Это было унижение для Франции. Но в 1919 году был триумф: в Версале подписали договор о репарации Германии, который официально закончил Первую мировую войну.

В настоящее время Версаль самый посещаемый музей во Франции. Людей со всего мира привлекает его величественная архитектура, сады и фонтаны. Туристы знакомятся с культурой Франции.

Источник: history-doc.ru

Версальский дворец в цифрах

Полная длина садового фасада превышает полкилометра (670 метров). Во дворце более 700 помещений, 1 252 камина и 67 лестниц. На мир бывшая королевская резиденция смотрит через 2 153 окна.

Общая площадь здания превышает  67 000 квадратных метров. А весь комплекс с парком раскинулся на 8 км2. Чем не самодостаточная страна?

Что именно нужно увидеть в Париже

Дворцовые апартаменты и по сей день поражают роскошью отделки. Особенно выделяется Зеркальная галерея – зал длиной 73 метра, шириной 10.5 и высотой 12,5 метров. А также апартаменты короля, окна которых выходят на внутренний Мраморный двор, Большие и Малые королевские покои.

  • Сумма, потраченная на строительство и отделку Версальского дворца только в эпоху Людовика XIV составила 26 миллионов ливров!

Королевские залы

Королевская спальня находится в центральной части Версальского дворца на втором этаже.  Окна ее смотрят на Мраморный двор. Перед спальней расположилась знаменитая и часто упоминающаяся в исторической литературе комната “Ой-де-Бёф” (l’Oeil de boeuf, «Бычий глаз”), получившая название по овальному окну в крыше.

На схеме обозначены:

  • Большие апартаменты короля, Grand appartement du Roi (темно-синий)
  • Частные помещения короля, Appartement du roi (умеренно-синий)
  • Малые апартаменты короля, Petit appartement du roi (светло-синий)
  • Большие апартаменты королевы, Grand appartement de la reine (желтый)
  • Малые апартаменты королевы, Petit appartement de la reine (красный)

В Версальском дворце впервые с размахом реализовали анфиладную систему залов. Если в предыдущих резиденциях французских королей личные покои оформлялись в интимном, камерном ключе, то здесь жизнь монарха впервые выставлена напоказ.

Карта-схема Версальского дворца

Личные покои: спальня, кабинет, приемные – все вместе должны были создать незабываемое впечатление о неимоверном богатстве Франции.

  • Людовик XIV занимал комнаты, выходившие окнами на Мраморный двор в центральной части. Королевская спальня располагалась на оси симметрии. Именно здесь “Король-солнце” и скончался 1 сентября 1715 года в возрасте 72 лет

При Людовиках XV и XVI спальня использовалась для традиционных церемониалов lever (“вставание”) и coucher (“отход ко сну”). Слева от спальни находится “Ой-де-Бёф”. А справа – располагался кабинет короля, откуда он управлял Францией. При Людовике XV помещение расширили и превратили в Зал советов.

История создания

Небольшой охотничий замок в старинной деревушке Версаль, расположенной всего лишь в 15 километрах западнее Парижа, возник в царствование Людовика XIII. Отца правившего впоследствии столь долго «Короля-Солнца», Людовика XIV, в 1624 году.

В 1632-1638 году замок в Версале по проекту архитектора Филибера Де Руа превратили в небольшой дворец П-образной формы. Заметим, что при последующих многочисленных перестройках здания, эта часть стала центром композиции, вокруг которой постепенно прирастали флигеля.

Эпоха Людовика XIV

В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини, правившего Францией в роли первого министра фактически единолично, король Людовик XIV пересматривает роль Версаля. В голове монарха, наконец-то получившего реальную власть, рождается идея о превращении небольшого дворца в грандиозную резиденцию. Причем ее расположение вне пределов Парижа, столицы Франции, совсем не случайно.

  • Король словно противопоставляет себя сердцу нации, ее самому крупному городу. Заявляя, что именно он теперь будет центром Вселенной для французов.

Впрочем, официальное превращение Версаля в центр притяжения немного откладывается: лишь в 1682 году сюда окончательно переезжает двор. До этого монарх проживал в Тюильри. Ныне не существующем дворце, замыкавшем собой внутренний двор Лувра.

Как бесплатно увидеть коллекции Лувра

Версальский дворец и Оранжерея

Масштабное строительство в Версале начинается с 1669 года. Именно тогда архитектор Луи Лево существенно увеличивает прежнее, довольно скромное здание, за счет удлинения боковых крыльев. И ныне обрамляющих Мраморный и Королевский дворы.

Следующий период в строительстве Версальского дворца начинается после Неймегенского мира, в 1678 год. Руководит постройкой другой выдающийся архитектор, Жюль Ардуэн Мансар (Лево умер в 1670 году).

При Мансаре здание получает наиболее значительное приращение. Возникают северный и южный флигеля-крылья, создается знаменитая Большая, позже названная Зеркальной, галерея в центральной части здания. Достраиваются министерские корпуса, обрамляющие уже третий по счету внутренний двор комплекса, Министерский.

Одновременно с этим выдающийся ландшафтный архитектор, Андрэ Ленотр создает регулярный парк. А декоратор Шарль Брюн руководит отделкой внутренних покоев.

Очередной этап строительства, последний в царствование Людовика XIV, начинается на сломе веков, в 1699 году, и заканчивается в 1710. В результате перестраивается ряд внутренних интерьеров, возникает красивейшая Королевская капелла. Задуманная Мансаром и оконченная Робертом де Котте придворная церковь по сей день используется во множестве исторических фильмов на тему французской монархии.

Большой Трианон

Нельзя не упомянуть и постройку в парке отдельного дворца для фаворитки Короля, маркизы де Монтеспан. Назвали его просто и без изысков – Большим Трианоном (Trianon по-французски означает павильон).

  • Впоследствии, во времена Первой империи, Трианон превратил в одну из официальных резиденций император Наполеон

Дворец Большой Трианон

Регенство

После смерти старого короля в 1714 году двор перебрался в Париж. А в Версале стали селить делегации иностранных государств – пускали “пыль в глаза”.

В 1717 году здесь, например, гостил  русский царь Петр I. Впоследствии воплотивший многое из увиденного в Петергофе под Санкт-Петербургом.

Людовики XV и XVI

Французский двор вернулся в Версаль в 1722 году, после смерти регента, Филиппа Орлеанского. Переделки обширного дворца до серединs XVIII время, в общем, были незначительными. И в основном касались интерьеров.

Для фаворитки Людовика XV, мадам де Помпадур,  в обширном дворцовом саду строится дворец Малый Трианон, Le Petit Trianon (1762-1768). В 1763-1770 годах композицию Большого Версальского дворца завершает здание Оперы по проекту Жака Анжа Габриэля (фланкирует северный фасад).

При Людовике XVI дворец Малый Трианон, подаренный им супруге, Марии-Антуанетте, превратился в изысканную жемчужину изящного и недолго просуществовавшего архитектурного стиля рококо.

А возникшая рядом деревня имени королевы стала первым в Европе образцом пасторальной архитектуры. Своеобразным возвратом к “корням”, попыткой развлечь высшее обществом игрой в “обычную жизнь”.

Домик в версальской деревне Марии Антуанетты

После Революции

Во времена Французской революции Версальский дворец лишился части своего внутреннего убранства, но здания остались стоять. После реставрации монархии, в 1837 году, король Луи-Филипп указом превратил бывшую резиденцию в национальный музей.

Впоследствии дворец дважды (в 1871 и 1940 годах) видел германские войска. В 1871 году в Зеркальной галерее Вильгельм I был провозглашен императором Германии. Здесь же в 1919 году подписали Версальский мирный договор, окончивший Первую Мировую войну.

Как добраться

Доехать до Версальского дворца проще всего на электричке RER линии С. Садимся в поезд, например, на вокзале Аустерлиц, станции Музей Орсе или Марсово поле-Эйфелева башня и выходим на Versailles Château – Rive Gauche (zone 4).

Недельный проездной Navigo на этом направлении действителен. И стоит он всего 22.80 €: www.transilien.com/en/page-editoriale/navigo-week-pass. Правда, ранее придется за пятерку прикупить еще и Navigo Découverte.

Часы работы и цены на билеты

Версальский дворец открыт для посещений в любой день недели, кроме понедельника. С 9 до 18.30 с мая по сентябрь и 9 до 17.30 с октября по апрель. Закрыт 25 декабря, 1 января.

Комплексный билет в резиденцию (дворец, оба Трианона, парк) в 2021 году обойдется в 20 € – 27 € стоит доступ с лицезрением Музыкальных фонтанов. В 25 € обойдется билет на 2 дня. Посетителям в возрасте до 18 лет вне зависимости от гражданства и гражданам Евросоюза до 26 лет отроду платить за билет не нужно.

Бесплатное посещение Версальского дворца и парка возможно в первые воскресенья каждого месяца с ноября по март: en.chateauversailles.fr/plan-your-visit/conditions-free-admission#free-sundays.

© Eurotraveler.ru

Источник: www.eurotraveler.ru


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.