Парк Монрепо в Выборге — один из самых красивых в России. Чарующая природа Карельского перешейка, изысканные творения самых великих архитекторов, — все это создает волшебную атмосферу. В Монрепо отразилась вся непростая история Выборга, который в разные эпохи был под властью шведской короны, Российской Империи, независимой Финляндии, СССР, а потом России. Период расцвета сменился упадком и разорением. Казалось, парк начал возрождаться, хоть и очень очень медленно. Но увы… Началась вырубка деревьев, и многие из них вы теперь сможете увидеть только на этих фотографиях.

История создания парка Монрепо

В переводе с французского Mon Repos означает «мой покой», «мое отдохновение». Это название как нельзя лучше подходит парку, где созерцая красоту карельской природы и удачно вписанные в неё парковые павильоны, отдыхаешь телом и душой. Он расположен на северо-восточном берегу острова Твердыш, в бухте Защитная Выборгского залива, надежно скрытой многочисленными мысами и протоками. Здесь сохранился девственный карельский пейзаж: поросшие соснами и елями холмы-сельги, выходы гранитов-рапакиви — то отвесно уходящие в воду 15-20 метровые стены, то мягкие «бараньи лбы», валуны, озера и болота.


Некогда на этом месте располагалось карельское поселение. В XVI веке на острове Слотсхолмен (Slottsholmen), как называли его шведы, или Линнасаари (Linnasaari), если по-фински, располагались хозяйственные угодья Выборгского замка — Лилль Ладугорд. На рубеже XVII-XVIII веков здесь арендовали земли шведская администрация и выборгские бюргеры.

Шарлоттенталь

В 1710 году войска Петра I штурмом взяли Выборг, после чего эти земли вошли в состав Российской империи. Впрочем, еще долго здесь царили прежние порядки. В 1760 году земли Лилль Ладугорда получил в потомственное владение Петр Алексеевич Ступишин (1718-1782), в то время комендант Выборгской крепости.

Свою летнюю резиденцию Петр Алексеевич назвал Шарлоттенталь — в честь первой супруги. Почти сразу же после приобретения начались работы по благоустройству: выравнивание территории, осушение болотистых лугов в низинах, строительство колодцев. Была привезена плодородная почва и высажены деревья. Возведены усадебный дом, несколько хозяйственных построек, большая оранжерея на 8 секций, высажены фруктовые и лиственные деревья. По моде того времени парк был разбит в регулярном стиле.

Монрепо при принце Вюртембергском

Наследники Ступишина не испытывали к имению никакого интереса. В 1784 году оно было выкуплено для нужд кабинета Её Императорского Величества. В том же году императрица Екатерина II пожаловала его наместнику Выборга принцу Фридриху Вильгельму Карлу Вюртембергскому (1754-1816), брату великой княгини Марии Федоровны, супруги цесаревича Павла Петровича — будущего императора Павла I.


Принц назвал свое имение Монрепо. Он полностью реконструировал его и расширил территорию до 16 га. На месте старой оранжереи была построена новая, большего размера, появились новые хозяйственные постройки: конюшня, каретный сарай и другие.

Усадебный дом Ступишина, который согласно описи 1783 года состоял «из большого зала и одной большой и трех маленьких комнат помимо сеней», вошел в состав нового дома, который, впрочем, строился «наспех, зимой». Он имел симметричную форму — центральную высокую часть и два одноэтажных крыла по обе стороны. Широкая лестница вела в парк, создавая единое пространство. Все строения были характерны для стиля барокко середины XVIII века.

Долгое время в доме сохранялся обеденный стол Фридриха Вильгельма — с большим вырезом для живота: принц был очень тучным человеком.

Имение не имело ограды, благодаря чему окружающий его ландшафт органично включался в единую парковую композицию. Парк был разбит в пейзажном стиле и представлял собой систему чередующихся открытых полян и закрытых пространств лесных массивов, что создавало перекличку с изрезанной береговой линией залива и возвышенностями. Вдоль парковых дорожек были высажены липы, местами — дубы и березы. На холмах построили павильоны.


Усадьба Монрепо при Андрее Львовиче Николаи

В 1788 году, еще до своего отъезда из России, принц Вюртембергский продал Монрепо, а также два других своих имения близ Выборга, Людвигу Генриху Николаи за 10 тысяч рублей.

Людвиг Генрих фон Николаи (1737-1820), после перехода в православие — Андрей Львович Николаи. Родился в Страсбурге, окончил Страсбургский университет. Затем вместе со своим другом детства Францем Германом Лафермьером (1737-1796) переехал в Париж. Там он познакомился с философами-энциклопедистами — Вольтером, Дидро, Руссо, Д’Аламбером, Монтескьё, что открыло для него широкие возможности. Вместе с Лафермьером поступил на службу при Российском дворе. В 1769 году императрица Екатерина II назначила его наставником великого князя Павла Петровича. В 1773 году Андрей Львович становится секретарем великой княгини Натальи Алексеевны (1755-1776, первая жена цесаревича Павла), затем — Марии Федоровны (1759-1828, супруга императора Павла I). После своего восшествия на престол в 1796 году, император Павел I присвоил Николаи звание Государственного секретаря. В апреле 1798 года Николаи получил пост Президента Императорской Академии наук. В начале 1803 года Андрей Львович подал в отставку. Николаи также прославился как автор литературных произведений — элегий, од, басен, рыцарских поэм.

После своего ухода в отставку Николаи полностью посвятил себя обустройству любимого Монрепо. В 1804 году он написал поэму «Поместье Монрепо в Финляндии», которую можно назвать первым путеводителем по имению и гимном садово-паркового искусства.


Познать намеренья природы в каждом месте,
Угадывать и быть в согласье с ней,
Как слабой, так и удрученной,
Усилить впечатленье, коль молчит,
Сокровищами ощущений и искусства.
Ее пробелы заполнять
И изменять, подобно ей, картины
То плавным переходом, то смешеньем,
С умом выстраивая в ряд —
Вот в этом мастерство садовника-поэта.

Покупка была совершена с некоторым обременением: Николаи обязался подарить Выборгу остров Сарвали, чтобы местные жители могли пасти там скот. Также он обязался не препятствовать использованию для этих же целей других незанятых земель Монрепо.

В 1803 году для нужд строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге на Сарвали добывали гранитные блоки для колонн, которые здесь же обрабатывали и затем по воде переправляли в столицу. Из добытого в Монрепо гранита созданы 56 колонн внутри Казанского собора. Из этого же гранита была сооружена невысокая стена вокруг имения.

Парк Монрепо был открыт для посещения в «свободное время и праздничные дни».

Монрепо при Павле Андреевиче Николаи

После смерти Андрея Львовича Монрепо перешло к его сыну, барону Павлу Андреевичу Николаи, который продолжил обустройство усадьбы.


Павел Андреевич Николаи (Пауле Николаи, 1777-1866) получил образование в Эйтене у знаменитого поэта и филолога Иоганна-Генриха Фосса (1751-1826). После окончания Эрлангенского университета вернулся в Россию, где поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Был секретарем, а затем советником посольства в Лондоне. В 1810 году назначен полномочным комиссаром для размежевания земель по Фридрихсгамскому договору между Россией и Швецией. В 1811 году назначен советником посольства в Копенгагене с возложением обязанностей поверенного в делах. В 1814 году произведен в действительные статские советники. С 1816 по 1843 год — чрезвычайный посланник и полномочный министр в Копенгагене. В 1828 году возведен в «баронское великого княжества Финляндского достоинство».

Павел Андреевич занялся обустройством усадебного парка. В соответствии с традициями романтизма в парке были обустроены места для «светлых и грустных эмоциональных переживаний», чему как нельзя лучше способствовал суровый северный ландшафт.

Достопримечательности парка Монрепо

В парке Монрепо множество достопримечательностей — природных и рукотворных. К сожалению, многие павильоны и постройки до наших дней не дошли, а иные находятся в весьма удручающем состоянии. В 2011 году сгорел в результате поджога Храм Нептуна, до сих пор до конца не восстановлен Главный усадебный дом…


Схема достопримечательностей парка Монрепо

Основные достопримечательности парка Монрепо сосредоточены вдоль берега бухты. Переходя от одной постройки к другой, можно любоваться великолепными пейзажами, которые сменяют друг друга.

Главный усадебный дом

После приобретения имения Николаи постройки принца Вюртембергского были реконструированы. По проекту венецианского живописца Джузеппе Антонио Мартинелли в 1798-1804 годах в стиле классицизма был построен деревянный Главный усадебный дом. После смерти Мартинелли в 1802 году строительство продолжил его ученик, молодой петербургский архитектор А.Павлов. Приблизительно в 1820 году к дому пристроили четырёхколонный портик с треугольным фронтоном. Потолок Большой залы был украшен живописным плафоном с аллегорическим сюжетом Марс и Венера, выполненный художником И.Я. Меттенляйтером. Он был украден во время ремонта 1966-1967 годов.

Библиотечный флигель

Библиотечный флигель находится напротив Усадебного дома. Он также был построен Мартинелли и Павловым. Здесь хранилось почти 10 тысяч томов, собранных Николаи и его другом Лафермьером. Это была «библиотека на двоих» — её должен был унаследовать тот из них, кто проживет дольше. В библиотеке были сочинения английских, немецких, французских авторов, юридическая и естественнонаучная литература. Значительную часть составляли книги по архитектуре и садово-парковому искусству.


В 1915 году библиотека была передана Хельсинкскому университету, где она хранится и сегодня.

Готические ворота

В 1830-х годах на входе в парк были построены Готические ворота, предположительно по проекту архитектора Карла Людвига Энгеля. В конце 1950-х годов они были разобраны. Существующие ныне — реконструкция 1982 года, которая имеет некоторые отличия от оригинала в декоративной отделке.

Парковые постройки XVIII века

При Андрее Львовиче Николаи в усадебном парке были возведены павильоны:

  • Паульштайн (в честь сына Пауля Николаи, не сохранился),
  • китайский павильон Мариентурм (не сохранился),
  • китайский Зонтик (1798, не сохранился),
  • китайский мостик (1798),
  • Турецкая палатка (до 1806 года, не сохранилась),
  • храм Нептуна (1798, реконструкция 1999 года, сгорел в результате поджога в 2011 году),
  • хижина Отшельника (1790-е годы, в настоящее время — небольшая березовая беседка).

В 1804 году на одном из островов была поставлена Тосканская колонна в честь императоров Павла I и Александра I, которым Николаи был обязан своим продвижением по службе.

Обелиск братьев Броглио

В 1827 году на Левкатийской скале был установлен обелиск братьев Броглио (де Бройли) — памяти погибших братьев жены Пауля Николаи. Князь Огюст-Сезар де Бройль (1783-1805) погиб под Аустерлицем. Его младший брат, князь Шарль-Франсуа де Бройль (1788-1813) – под Кульмом.


Обелиск братьям Броглио, Монрепо

Храм Нептуна

Белоснежный храм Нептуна был построен в 1798 году. В 1999 году был реконструирован. К несчастью, в 2011 году он сгорел. По словам директора парка, это был поджог. До сих пор (на 2017 год) не восстановлен, остался только фундамент.

Остров Людвигштайн

Остров Людвигштайн — одно из самых запоминающихся мест Монрепо. На нем построены капелла Людвигсбург, грот Медузы, некрополь, ворота, пристань и несколько каменных лестниц. В 1798 году сюда перевезли урну с прахом Ф.Г.Лафермьера, скончавшегося двумя годами ранее. В этом же году был создан грот Медузы с маской Медузы Горгоны. Между 1820 и 1830 годами была построена капелла Людвигсбург. Остров превратился в семейный некрополь и стал называться Людвигштайн («камень Людвига»).

Первоначально мостик соединял остров с остальной частью парка. Но в 1820-х годах была открыта паромная переправа, доступная только членам семьи Николаи. Она функционировала в дни похорон. На острове не встретишь лиственных деревьев, только хвойные. В конце XIX века Людвигштайн стал ассоциироваться с идеей «Острова мертвых», а паромная переправа — как путь в загробный мир.

Павильон «Нарцисс»

В 1820-е годы был возведен павильон над источником «Нарцисс». Первоначально он назывался «Источник Сильмии».


Хижина Отшельника

Хижина Отшельника находится в дальней части парка. Она была построена в 1790-е годы. В 1876 или 1886 году сгорела, затем на её месте был построен павильон шестигранной формы. В настоящее время на этом месте — небольшая березовая беседка.

Ущелье Святого Николая и Грот

Одна из природных достопримечательностей парка Монрепо — темное ущелье Святого Николая и Грот.

Статуя Вяйнямёйнена

В 1831 году в дальнем конце парка, который назывался «Конец света», была установлена статуя Вяйнямёйнена, героя карело-финского эпоса Калевала. Она была создана за четыре года до первой публикации «Калевалы» Элиасом Лённротом. По традициям того времени она была выполнена в античном стиле. В 1871 году её разбили вандалы. В 1873 году финский скульптор Йоханнес Таканен создал новую скульптуру, отлитую в цинке. Она была утрачена в годы Великой Отечественной войны. В 2007 году в Монрепо появилась её воссозданная копия.

♦ По теме: Гора Сампо, мельница Сампо из «Калевалы» и карельские пейзажи

В Монрепо бывали многие знаменитые люди: Баратынский, Батюшков, Денис Давыдов, Анна Керн, Глинка, Владимир Соловьев. В 1863 году Монрепо посетил император Александр II, наслышанный о красоте этого места и пожелавший увидеть её лично.

Парк Монрепо в XX веке


В конце XIX — начале XX веков парк Монрепо становится местом проведения съездов студенческого христианского движения, членом которого был Пауль Георг Николаи.

Пауль Георг Николаи (1860-1919) — пастор евангелическо-лютеранской церкви, член Российского библейского общества, один из организаторов Русского Евангельского союза.

Во время Финской гражданской войны 1918 года Пауль Георг спас имение от разорения. Но вскоре он скончался. После его смерти Монрепо перешло к его сестрам. Младшая, София фон Николаи (1862-1943) вышла замуж за графа Константина фон дер Палена (1861-1923). С этого времени имение переходит во владение Паленов.

Монрепо в военный период 1939-1945 годов

В ноябре 1939 года началась советско-финская война, которая продолжилась до марта 1940 года. По её итогам Выборг и Карельский перешеек отошли к СССР, все финское население было переселено в Финляндию. Николаи-Палены были вынуждены бросить свое имущество. Весной 1940 года Монрепо был национализирован. В нем разместился Дом отдыха 123-й стрелковой дивизии. Хотя имение было признано имеющим архитектурную и историко-культурную ценность, это не спасло его от разорения.

Наиболее ценные экспонаты вывезли в Государственный Эрмитаж в Ленинграде, где они хранятся и по сей день. Часть семейного архива Николаи-Паленов попала в Отдел рукописей Государственной Публичной библиотеки.

В конце августа 1940 года Монрепо был передан в ведение Министерства вооруженных сил СССР. Здесь разместился Дом отдыха Ленинградского военного округа. Несмотря на требования охраны, началась вырубка деревьев, разрушение павильонов и памятников. Монрепо оказался почти недоступен для экскурсионных групп и полностью недоступен для одиночных посетителей.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Финляндия выступила на стороне гитлеровской Германии. К концу сентября 1941 года финны заняли все территории, утраченные в советско-финской войне. В Монрепо разместился финский военный госпиталь. В 1942 году владельцем имения стал Николас фон Пален (1896-1963).

Советский период

20 июня 1944 года Выборг был взят советскими войсками. Палены в очередной раз были вынуждены оставить свое имение. В январе 1945 года территория парка и Библиотечный флигель были переданы Дому отдыха Военно-электротехнической Академии связи имени Буденого. Разрушение памятников, несмотря на требования охранных инстанций, продолжилось.

В дальнейшем в Главном усадебном доме разместился детский сад «Лесная сказка», в Библиотечном флигеле — многоквартирный жилой дом. Парк был преобразован в парк культуры и отдыха, фруктовый сад и ягодники отданы под школьное опытное поле. Начался самый мрачный период в истории Монрепо.

Попытки обустроить парк оказались тщетными. Поделенный между различными конторами он, фактически, оказался бесхозным. Продолжилось варварское уничтожение наследия Николаи. Когда в 1960-х годах Монрепо посетил его последний владелец, Николас фон дер Пален, он был шокирован увиденным: фамильный склеп на острове Людвигштайн был осквернен, постройки находились в плачевном состоянии.

В 1966 году на территории Монрепо разместился Центральный парк культуры и отдыха Выборга имени М.И.Калинина. Дренажная система, созданная в XVIII веке, пришла в негодность. Часть прудов высохла, другая превратилась в болота. Главный усадебный дом прогнил, были разрушены павильоны, осквернены могилы. Появились аттракционы.

Тщетные надежды на возрождение парка Монрепо

В 1980-х годах в Выборге началась кампания за возрождение Монрепо и придание ему статуса музея. Большую роль в этом сыграл Дмитрий Сергеевич Лихачев. Были восстановлены Готические ворота, китайские мостики, капелла Людвигсбург,  храм Нептуна и др. К сожалению, многие надежды не оправдались.

Монрепо хорош в любое время года. Сюда нужно приезжать на целый день, чтобы неторопливо прогуляться по парку, заглянуть в его самые потаенные уголки, посмотреть с высоты на залив, глядя на скалу Людвигштайн, предаться думам о тщетности бытия. И тогда вы познаете очарование Монрепо и души людей, которые творили это место.

В июле 2017 года я вновь побывала в Выборге и, конечно, посетила так полюбившийся мне парк Монрепо. Увы — надежды на восстановление парка (впрочем, как и всего Выборга) растаяли как утренний туман. Сгорел храм Нептуна — на его месте остался лишь каменный фундамент (сейчас храм восстановлен на прежнем месте). Главный усадебный дом так и стоит с заколоченными окнами. Родниковая вода в павильоне «Нарцисс» бьет откуда-то сбоку.

Осенью в парке Монрепо началась массовая вырубка деревьев. Сайт «Выборгские ведомости» сообщает:

Из находящихся в парке пяти с небольшим тысяч деревьев по состоянию на 20 декабря 2017 года уничтожено: 665 — в парковой зоне (деревья от 8 до 80 см в диаметре) и 720 – в хозяйственной зоне, всего 1385 деревьев. Под пилы попали самые известные и лучшие деревья и целые ансамбли, задуманные создателем парка – знаменитая сосна у Храма Нептуна (старейшая в Ленобласти), посаженная по одной из версий-легенд самим бароном и воспетая им в поэме «Имение Монрепо в Финляндии», чудесная береза, стоявшая у скамьи над водой и бывшая одной из визитных карточек парка, центральная аллея (целиком), прибрежное растительное обрамление аллеи, ведущей к источнику «Нарцисс» (целиком) и многое другое.

…Проектом «восстановителей» парка определено: снос деревьев «по состоянию» — в объеме 1376 штук. Ландшафтные рубки — снос 1207 штук. Итого: 2583 дерева (всего в Монрепо, напоминаю, чуть больше пяти тысяч деревьев). Половина парка. И рубки в самом разгаре.

Дирекция парка по-разному объясняет причины рубок. Иногда — что деревья больные, и на месте срубленных будут высажены новые. Иногда — что собираются восстановить парк в регулярном стиле, таким, каким он был при Николаи-старшем, и поэтому вся «лишняя» растительность должна быть удалена. В любом случае, прежнего Монрепо мы больше не увидим. Только на фотографиях ?

Информация для посетителей

Адрес: 188800, Ленинградская область, г.Выборг, музей-заповедник «Парк Монрепо».

Сайт: www.parkmonrepos.org

Проезд

  • На автобусе: из Санкт-Петербурга: на автобусах № 850, 859 от станций метро «Девяткино» и «Парнас».
  • В Выборге: проезд от железнодорожного вокзала и автовокзала автобусами №1,6, далее 600 метров пешком.
  • На личном транспорте: автомагистраль Е-18, М-10 Санкт-Петербург – Хельсинки до г. Выборг (140 км).
  • По железной дороге: электрички с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга; поезд Москва-Хельсинки.

Часы работы

  • В летний период (с мая по октябрь) с 09:00 до 22:00 ежедневно, без выходных и праздников. С 20-00 до 22-00 парк открыт только на выход.
  • В осенне-зимний период (с ноября по апрель) с 09:00 до 20:00, с 20:00 до 21:00 парк открыт только на выход.
  • Продажа билетов в кассе с 09:00 до 20:00.
  • Заказ экскурсий: с 09:00 до 16:00 по тел. 8(81378)2-05-39, 2-59-97 или через кассу музея-заповедника.
  • Время работы администрации музея-заповедника: с 08:50 до 17:30.

Источник: anashina.com

В 1788 г. Монрепо приобретает в пользование секретарь великой княгини Марии Фёдоровны (сестры герцога Вюртембергского) барон Людвиг Генрих фон Николаи (1737-1820), немецкий поэт и писатель, один из воспитателей великого князя Павла Петровича, будущий президент (с 1798-го по 1803 гг.) Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге.

При Николаи жилой дом перестраивается по проекту итальянского живописца Джузеппе Антонио Мартинелли, в ансамбле с домом возводится Библиотечный флигель. Пейзажный парк расширяется до современных размеров, в течение двух десятилетий в нём ведутся работы по разбивке аллей, созданию берегоукреплений и набережных, возводятся павильоны, устраиваются гроты, устанавливаются скульптуры. К началу XIX в. парк обретает в целом тот облик, который позволил ему позднее занять своё место в ряду наиболее известных частных парков Европы. Концепцию своего парка Николаи излагает в поэме «Имение Монрепо в Финляндии», написанной им в 1804 г. и выдержавшей в течение XIX в. несколько изданий.

В 1801 г. император Александр I пожаловал Монрепо Людвигу Генриху фон Николаи в вечное и потомственное владение, и тот смог передать имение по наследству своему единственному сыну, Паулю фон Николаи (1777-1866), российскому дипломату. Опираясь на неосуществлённые замыслы отца, но претворяя их в жизнь сообразно собственному вкусу, Пауль придал парку Монрепо те черты, что до сих пор оказывают сильное эмоциональное воздействие на посетителей. Почти все памятники, сохранившиеся в Монрепо до наших дней, были созданы при Пауле фон Николаи:обелиск погибшим в сражениях с Наполеоном братьям де Бройлям, павильон источника Нарцисс, скульптура героя финских рун Вяйнямёйнена, псевдоготические въездные ворота (утраченные в 1950-е гг., но в 1982 г. воссозданные), а также капелла Людвигсбург, воздвигнутая Паулем в память об отце. В 1834 г. по утверждённому Сенатом прошению, поданному Паулем фон Николаи ради дальнейшего сохранения имения в целости, Монрепо становится заповедным непродажным имением баронского рода Николаи, с наследованием по праву первородства.

Старший сын Пауля, Николаус Арманд Мишель фон Николаи (1818-1869), бывший, как и отец, дипломатом, владел имением только три года. Ни он, ни наследовавший ему Пауль Эрнст Георг фон Николаи (1860-1919), вице-президент Всемирного студенческого христианского движения, не вносили в парк Монрепо существенных изменений. Исключением была лишь установка в 1873 г. новой скульптуры Вяйнямёйнена взамен разбитой вандалами первой, установленной Паулем фон Николаи ещё в 1831 г.

После революции в октябре 1917 г. и последовавшего за ней обретения Финляндией независимости семья Николаи остаётся в Монрепо. Территория имения в это время заметно сокращается, так как владельцы уступают большую часть земли городу Выборгу под развивающиеся посёлки. В собственности семьи остается усадьба, парк, лесной массив на северном побережье острова и небольшой дачный посёлок на восточной окраине имения. После смерти не оставившего наследника Пауля Эрнста Георга имение переходит его сёстрам, младшая из которых, София фон Николаи (1862-1943) выходит замуж за графа Константина фон дер Палена (1861-1923). Николаи и Палены жили в Монрепо до Второй Мировой войны, по результатам которой город Выборг отошёл к СССР.

В первые послевоенные годы территория бывшего имения Монрепо используется в качестве базы отдыха для военнослужащих. В 1952 г. Главный усадебный дом и Библиотечный флигель получают статус памятника архитектуры. В доме размещается Детский сад, а флигель отдаётся под многоквартирный жилой дом.

Монрепо становится парком культуры и отдыха (ЦПКиО) имени М. И. Калинина. К началу 1960-х гг. все деревянные парковые павильоны, а также скульптура, включая памятники на фамильном кладбище, были утрачены. В 1960 г. комплекс усадебных построек, парк и примыкающий лесной массив получают статус памятника истории и культуры республиканского значения. В доме, после вывода из него Детского сада, начинаются реставрационные работы.

В 1966-1967 гг. под руководством архитектора-реставратора Ирэн Александровны Хаустовой в Главном усадебном доме проводился капитальный ремонт с приспособлением под детский сад. При проведении ремонтно-реставрационных работ специалисты старались по возможности сохранить всё подлинное. «Именно поэтому в ходе реконструкции я почти ничего не трогала и убрала только одну перегородку, – сообщила в интервью Ирэн Хаустова. – Добиться увеличения вместимости здания удалось за счет освобождения первого этажа от подсобных помещений и размещения раздевалок в подвале» (Подробнее объём и описание работ того периода изложен в Проекте приспособления под детский сад в архивах Монрепо, а также в интервью И. Хаустовой, записанном пресс-службой музея-заповедника: http://www.parkmonrepos.org/content/v-dalekie-1960-e).

При пожаре 1989 г. в восточном крыле Главного усадебного дома и флигеле сгорели потолочные перекрытия и частично обгорели венцы сруба. Утрачена веранда на восточном торце дома. В период до 2009 г. была заменена кровля, осушены подвалы, укреплены стены с росписями Большой залы, заменена часть тёсовой обшивки, реставрирован портик.
     

  В настоящее время на исторической части парковой территории объекта культурного наследия «Комплекс усадебных домов и парковых сооружений (бывший парк «Монрепо») XVIII-XIX вв.» ведутся реставрационные работы, срок реализации которых запланирован в июне 2019 года

 

 

Источник: www.parkmonrepos.org

В Выборге (Ленобласть), где я побывала на реконструкции рыцарского турнира, есть потрясающий пейзажный парк «Монрепо» (в переводе с французского «мой отдых»). Парк создавался в начале 19 века бароном Людвигом Николаи (президент Санкт-Петербургской Академии наук, наставник императора Павла I).
Пра-прадедушка в своем дневнике описал интересные легенды таинственного парка.


P1110151
Вид на «Остров мёртвых» (фото мои)

189* год
Из дневника Николая Вербина

Я давно наслышал о красоте парка Монрепо, находящимся во владениях барона Николаи, но посетить сей дивный уголок, мне долго не удавалось. Наконец, долгожданный день настал.
На прогулку я отправился ранним утром, еще до рассвета. Погода выдалась пасмуроной. Я опасался, что дождь помешает мне насладится дивным пейзажем, создателем которого стала сама природа, а человек был ее покорным слугой.
Мое пристальное внимание привлек остров Людвигштейн, получивший прозвище «Остров мёртвых», на котором находилась фамильная усыпальница рода Николаи.

P1110165
Переправа на «Остров мёртвых» в наши дни

Я подошел к причалу, глядя на другой берег.
Путь по переправе на «Остров мёртвых» открывался только в дни похорон. Мне вспомнились мифы древних египтян, о пути в загробный мир по реке. Так и я стоял на восточном берегу, и гладь воды отделяла меня от западного берега — мира мертвых.
В предрассветную пасмурную погоду остров выглядел особенно печально.

17 Kuva 1306
Переправа на «Остров мёртвых» в конце 19 — начале 20 века

Вчера я прочел поэму барона Николаи «Имение Монрепо», строки которой усиливали моё впечатление:

«Приготовлено уже место Для моего сосуда с прахом. Два слова будут стоять на урне: «Ну, достаточно», Потому что я уйду сытым С жизненного пира».

— Вы тоже считаете, что это удачная аллегория? – прозвучал за моей спиной голос.

Я обернулся, и увидел невысокого худощавого человека, который внимательно смотрел вдаль. Черты его лица показались мне знакомыми…

— Я скромный слуга парка, — он улыбнулся, — Занят переправой, когда кто-то из почтенных Николаи умирает, или когда живые потомки желают навестить своих усопших предков… Мёртвым нужна память живых…

P1110162
Часовня рода Николаи в наши дни

— Мое отношение к мистике серьезно, — ответил я собеседнику, который вызывал у меня необъяснимое беспокойство.

— Барон Людвиг Николаи тоже отнесся к мистике серьёзно, — кивнул собеседник, указав на «Остров мёртвых». – И почитал былых владельцев этих краев. Вы, конечно, прочитали его стихи…
— Стихи великолепны! — ответил я.

16 Kuva 1292
Часовня рода Николаи в конце 19 — начале 20 века

Незнакомец, довольный, что встретил понимающего собеседника, продолжал.

— Значит, вам известна легенда о призраке шведского короля Эрика, дух которого бродит по парку. Король страдал чрезмерной подозрительностью и заподозрил в заговоре своих родных братьев. Тогда братья, спасая себя, решились напасть первыми. Они подняли мятеж, вынудив Эрика отречься от престола. И этот прекрасный край стал местом изгнания поверженного короля…

«В полночь дух Эрика XIV бродит с проклятиями Среди этих мрачных камней. И звенит кандалами…» — вспомнились мне строки из поэмы барона.

P1110155

Внезапно налетевший ветерок заставил представить, будто призрак короля прошествовал мимо. Собеседник вдруг поклонился невидимому прохожему.

— Простите, Ваше величество, что помянули имя Ваше в суете, — произнёс он.

Я слышал, что среди историков, легенда барона Николаи не получила подтверждения. Они горячо утверждали, что король Эрик переживал последние дни не в этих краях.
Неужто незнакомец дурачится?

P1110154

Утренние солнечные лучи озарили парковые тропинки.

— Благодарю за беседу, — произнёс незнакомец, — духи парка, рады такому мудрому гостю…

С этими словами собеседник спешно удалился, скрывшись за гранитными камнями.

P1110177

Уходя, я обернулся на погребальный остров Николаи. Пейзаж поразительно напоминал картину Бёклина «Остров мёртвых».

Парк монрепо в выборге история
Арнольд Бёклин «Остров мертвых»

Я устроился на парковой скамейке и достал из дорожной сумки книгу «Имение Монрепо». Перевернув страницу, я обратил внимание на портрет барона Николаи. Так вот почему лицо себеседника показалось мне знакомым. Неужто я беседовал с призраком барона? Несмотря на мою веру в мистицизм, версия показалась мне глуповатой. Я решил, что кто-то из родственников Николаи решил меня разыграть…

P1110168

Я продолжил прогулку, в мыслях мелькали строки поэмы:

Эти мшистые громады
Сердце тянут как магнит.
Что от смертного вам надо,
Что за тайна здесь лежит?

Вечером, нанеся визит семейству Николаи, я убедился, что таинственный незнакомец им не родственник, и у них не служит «траурный паромщик», столь поразительно похожий на покойного предка.


Наши дни

Прочитав историю пра-прадедушки, я решила побывать в знаменитом парке. Мне тоже «повезло» с пасмурной погодой. Побродив среди гранитых валунов и высоких деревьев, у меня появились мысли о скандинавских мифах. Казалось, что в этих краях прячутся персонажы старинных легенд.

P1110161

— Будьте осторожны, — окликнули меня, — обитатели леса могут подшутить над туристами.
Я увидела худощавого старика, который опираясь на трость, неспеша подошел ко мне.

— Мне тоже так показалось, — ответила я, — ощущение, что среди деревьев притаились мифические существа.

Прохожий радостно закивал:
— Сам Вяйнемяйнен здесь прогуливается, — гордо произнёс он, — не даром его статую в парке поставили. Полагаю, вы знакомы со скандинавским эпосом «Калевала». Этот герой не просто сказка древних. Жили в те времена мудрые шаманы, которые умели управлять стихиями и проникать в Мир Мёртвых…

P1110189
Статуя Вяйнемяйнена среди скал (современная копия)

Вот поднялся Вяйнемёйнен,
Стал ногами на прибрежье,
На омытый морем остров,
На равнину без деревьев.
Много лет затем он прожил,
Год за годом проживал он
Там, на острове безлюдном,
На равнине без деревьев.
(Строки из эпоса «Калевала»)


P1110188

Лицо и хитрая улыбка пожилого человека показались мне знакомыми. Где я могла его видеть? Может, он экскурсовод и раньше работал в Питере.

— Вы водите экскурсии? — спросила я.
— Нет, боже избавь, — махнул он рукой, — мне пора… Вон там, видите, каменный грот. Проходя через него, можно загадать заветное желание, которое обязательно сбудется. Нужно только дотронутся до каменного потолка. Но желание должно быть добрым. Если кто-то придет с корыстными целями, гранитный камень свалится на него…

P1110182 Грот, проходя через который, можно загадать желание

P1110159

Незнакомец поморщился от солнечных лучей, выглянуших из-за тучи, и на удивление быстро, зашагал по тропинке, будто растворившись среди деревьев…
Только спустя несколько минут, я поняла, на кого был похож странный прохожий — на портрет барона Николаи.

monrepo_nikolai
Барон Людвиг Николаи

Взглядом знатока
Познать намеренья природы в каждом месте,
Угадывать и быть в согласье с ней,
Как слабой, так и удрученной,
Усилить впечатленье, коль молчит,
Сокровищами ощущений и искусства.
Ее пробелы заполнять
И изменять, подобно ей, картины
То плавным переходом, то смешеньем,
С умом выстраивая в ряд —
Вот в этом мастерство садовника-поэта?


Нашла интересные статьи о парке Монрепо, оформленные красивыми фото
Статьи френдов:
Парк монрепо в выборге историяgoldfond «Монрепо. Моё отдохновение»
Парк монрепо в выборге историяlenalinke1 «Монрепо глазами Тушкана»
Эрде Анна «Монрепо. Людвиг Николаи»
Старинные фото взяты с Официального сайта парка

Источник: lenarudenko.livejournal.com

На севере Замкового острова (теперь это остров Твердыш) в середине XVI века была обустроена усадьба Лилль Ладугорд, где располагались выпасы и колодцы. (Lill Ladugård в переводе со шведского означает «Маленький сарай», или Скотный двор). В 1760 году выборгский обер-комендант Пётр Алексеевич Ступишин получил эту землю в потомственное пользование. Именно по инициативе Ступишина здесь впервые был разбит парк и земля Лилль Ладугорд становится обустроенной усадьбой.

Позже это владение приобрел Фридрих Вильгельм Карл герцог Вюртембергский (брат княгини Марии Федоровны), он и дал парку название Монрепо. По его инициативе усадьба расширяется в сторону моря, причем, парк планируется как пейзажный, с извилистыми дорожками, подъемами и спусками.

После отъезда герцога за границу в 1786 году усадьбу купил барон Людвиг фон Николаи. Вскоре парк был расширен, а для его обустройства новый владелец пригласил своего давнего друга, знакомого по Италии Джузеппе Мартинелли, венецианского реставратора.

В течение 20 лет выполнялись работы по оформлению парка: был укреплен   берег, устроены набережные и аллеи, а настоящим его украшением стали павильоны, гроты и скульптуры.

Людвиг Николаи обладал незаурядными способностями, он писал стихи и поэмы, преподавал логику, а в 1798 году Павел I назначил его Президентом Императорской Академии наук.

После смерти Людвига Николаи Пауль, его сын, продолжил обустройство парка и претворил в жизнь неосуществленные мечты своего отца, построив несколько павильонов, псевдоготические въездные ворота, а также капеллу Людвигсбург.

С 1834 года парк Монрепо становится заповедным, не продаваемым имением баронов Николаи. Вместе с тем, следующие наследники парка значительных изменений в заповеднике не провели.

В 1917 году часть парковой территории была передана городу под строительство поселков. В послевоенное время в парке размещались различные учреждения, в том числе база отдыха и детский сад. В результате к началу 1960-х годов большинство павильонов и парковая скульптура оказались в ветхом состоянии или были вовсе утрачены.

В 1988 году парк Монрепо получил статус историко-архитектурного и природного музея-заповедника.

Источник: www.spb-guide.ru

В связи с празднованием Дня России выходных выдалось много. Мы решили потратить их с толком и поехали в город Выборг, чтобы погулять в знаменитом парке «Монрепо».

История парка

Место, на котором находится парк «Монрепо», активно использовалось еще во времена шведского правления в XVI веке. Тогда здесь располагался скотный двор — Лилл-Ладугард. Российская же история начинается с 1760 года, в котором Лилл-Ладугард был передан коменданту Выборгской крепости Петру Ступишину.

Входная группа. В парке проводится масштабная реконструкция
Входная группа. В парке проводится масштабная реконструкция
Восточная часть
Восточная часть

Затем имение принадлежало принцу Фридриху Вильгельму Карлу Вюртембергскому, именно он придумал название «Монрепо» (с фр. «мой покой», «моё отдохновение»). Активное же развитие связано с именем президента Санкт-Петербургской Академии наук Людвига Генриха Николаи, который приобрел данное имение в 1788 году. За то время, пока семья Николаи владела «Монрепо», на его территории появились многие знаменитые постройки: усадебный дом в стиле классицизма, библиотечный флигель, храм Нептуна, павильон Паульштайн и другие. На острове Людвигштайн был возведен семейный склеп. Имение «Монрепо» было настолько известным в России, что здесь бывал император Александр II.

Парк Монрепо в Выборге
Колонна двух императоров
Колонна двух императоров
Полуостров Нептуна
Полуостров Нептуна
Парк Монрепо в Выборге

После Великой Отечественной войны имение «Монрепо» подверглось разграблению и разрушению. Часть экспонатов удалось спасти, перевезя их в Эрмитаж. В период после 1945 года на территории «Монрепо» располагались дома отдыха для военных, детский сад, ЦПКО. Все это негативно сказалось на ландшафте и парковых элементах. В 1988 году был создан Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо» и начались восстановительные работы. С 2017 года ведутся активные реставрационные работы, которые планируют завершить к 2020 году.

Как добраться

Расстояние между Выборгом и Санкт-Петербургом по прямой — 121 километр. Вполне можно добраться на личном автомобиле.

Мы выбрали другой вариант — электричку с Финляндского вокзала. Поездов очень много, можете выбрать подходящий по времени и бюджету. Мы поехали на «Ласточке». Время в пути — 1 час 15 минут. Стоимость — 662 рубля туда и обратно на человека.

Стоимость входного билета — 100 рублей (лето 2018).

В летний период (с мая по октябрь) парк открыт с 09:00 до 22:00 ч. ежедневно, без выходных и праздников. Касса работает с 9 до 20 часов.

Источник: 4traveler.ru


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.