Выходя на 3-й Крутицкий переулок по направлению к Новоспасскому шоссе, можно увидеть первые очертания полновластного строения – высокую колокольню, пик которой тянется к небесам, как будто рассказывая всем, какое призвание имеет данное сооружение. Это старейшая монашеская обитель города Москвы, основанная в XIII столетии князем Даниилом, сыном известного Александра Невского. Сегодня Новоспасский монастырь представляет собой целый архитектурный ансамбль, в который входят Покровская церковь, Преображенский собор, Братские кельи, настоятельские палаты и другие уникальные здания. Любой турист, приехавший в столицу, будет несказанно рад посетить это удивительное место.

Новоспасский монастырь

Приметная история

История Новоспасского творения интересная и неординарная, обитель впервые была отстроена князем Даниилом на том месте, где сегодня находится Даниловский монастырь. Затем сын  главы государства перенес храм в Кремль, поскольку хотел, чтобы божественный образ всегда пребывал вместе с ним во время его дальнейшего правления. Но впоследствии сооружение сожгли, это произошло при нашествии татарского Хана Тохтамыша, настоятель был убит.


Князь Дмитрий Донской берется за восстановление монастыря, однако его нахождение на территории Кремля посчитали неуместным, и тогда строение перенесли туда, где и сегодня красуется величественная обитель. Теперь она носит название Новоспасский, что означает здание Спаса на Новом месте.

Захоронения представителей знатных родов

Еще издавна здесь хоронили почетных и великосветских личностей, среди которых преобладали представители боярского рода Романовых, в том числе и родоначальник Роман Юрьевич, великая государыня Марфа, братья Патриарха Филарета и Никита Романович (их отец) и многие другие люди, относившиеся к семье, которая имела огромное значение для всей будущей истории России.
Среди последних захоронений стоит выделить инокиню Досифею, а также князя Сергея Александровича, служившего генерал-губернатором в столице.

Расцвет монастыря

Новоспасский монастырь переживает свой расцвет в период господствования Михаила Федоровича. Здание оборудуют дополнительными башнями и бойницами, возводят оборонительные укрепления и предоставляют достаточно сильную охрану. Все это делается для того, чтобы защитить сооружение от набегов татар. Именно в это время начинается возведение Преображенского собора, который сегодня расположен на территории монастыря.


Новоспасский монастырь

Кроме того, здесь был устроен приют, где нищие, бедные и страдающие люди могли найти пристанище, физическую и духовную пищу. Наиболее известной всегда была молитва о спасении, которая в стенах этого здания приобретала особую силу. Это могут прочувствовать и современные посетители монастыря, которые приходят сюда для того, чтобы вспомнить о Боге, прославить его через Сына Иисуса Христа и вознести свои прошения, благодарения Всевышнему.

В XVII столетии в обитель был завезен нерукотворный образ Христа Спасителя, в данный период для молитвенного обращения к Богу сюда приходят не только обычные люди, но и представители знатных родов, князья и цари.

Начинается строительство других зданий, которые сегодня относятся к Новоспасскому монастырю. Каждый правитель считает нужным посетить это место для успокоения души и получения поддержки от Бога.

Тяжелые времена


Однако не за горами были и трудные времена для божественной обители. В XVIII столетии монастырь несколько раз переживал пожары, затем лишался своих поместий и имущества, сократилось количество людей, проживающих здесь.

Нашествие Наполеона стало еще одним испытанием для монастыря, который подвергся разрушению и пожару. Известен факт, что сооружение и вовсе могли взорвать французы перед своим бегством, но не успели. Сегодня нередко говорят о том, что именно высшие силы стали на защиту этого уникального строения. Впоследствии стены храма были полностью восстановлены.

Новоспасский монастырь

Современность

В начале XX столетия обитель была закрыта, происходили очередные разорения, даже известно основание концентрационного лагеря на ее территории. Однако в 1990 году Новоспасский монастырь возвращен Московской патриархии, после чего здесь вновь начинаются богослужения и звучит молитва.

В настоящее время действуют три храма, монастырь возрожден, снова в этом месте зародилась монашеская жизнь, а сооружение посещают многочисленные гости и даже коренные жители Москвы, приходящие сюда воздать славу Господу.


Новоспасский монастырь – это прекрасная святыня не только одной столицы, но и всей России, богатая своей историей и разнообразными чудесами, которые происходили внутри. Само существование обители свидетельствует о том, что Бог не зря сохранил это место до нынешнего дня.

Добраться до Новоспасского монастыря довольно легко. Рядом есть минигостиница, готовая предоставить ночлег и отдых тем, кто приехал в Златоглавую на несколько дней для совершения увлекательного путешествия и осмотра достопримечательностей.

Источник: happy-galla.ru

13-15 века

Монастырь, посвященный имени Спасителя, стал первой иноческой обителью города Москвы. Он был основан в 13-м веке святым благоверным Князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, на месте занимаемом теперь Даниловским монастырем. Но недолго был Спасский монастырь на этом месте. Всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 году, пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня.

Чудотворный образ “Нерукотворный Спас” (утрачен в советское время)


Через год вместо деревянного был сооружен и торжественно освящен каменный храм Преображения Господня. В это же время сооружены и другие необходимые для монастыря здания. Кроме того, известно, что при Спасской обители был устроен приют, где бедные и убогие получали пищу и кров.

Во все время существования на старом месте Спасский монастырь был местом постоянного богомолья великого князя и его семейства. В Спасском монастыре находили приют приезжавшие в Москву по делам своих епархий епископы.

В период княжения Иоанна Третьего наступает время нововведений в жизни России. Деревянные здания стали заменяться каменными палатами и теремами. В Москве появляются иностранные зодчие. Как полагают, по инициативе супруги Иоанна Третьего Софии Полеолог начата обширная постройка великокняжеского дворца. Спасский монастырь оказался стесненным в плотном окружении появившихся дворцовых зданий. Великий князь решил перенести монастырь на другое место, на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы — реки.

По своему новому положению Спасский монастырь стал называться Новоспасским или монастырем Спаса на Новом.

15-17 века

В 1491 году Иоанн Третий заложил соборный храм в честь Преображения Господня, а в 1496 — освящен.

Михаил Феодорович Романов


Почти со времени основания Новоспасский монастырь становится местом погребения знатных боярских родов, преимущественно Романовых. В 1497 или 1498 годах был погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин.

При Иоанне Грозном Новоспасский монастырь был обращен в крепость и явился сторожевым военным пунктом, защищавшим дорогу в Москву.

С 1640 по 1642 годы уже со вступлением на престол царя Михаила Федоровича Романова монастырь был обнесен каменной оградой с бойницами и башнями взамен прежней деревянной. Для построения таких обширных сооружений были вызваны каменщики, которые образовали слободу вблизи монастыря. После устройства каменной ограды Михаил Федорович возводит жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери, родовой святыни бояр Романовых над местом погребения дядей царя: Василия, Александра, Михаила и Иоанна Никитичей. В это же время была устроена шатровая колокольня с храмом во имя св. Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович приступил к постройке нынешнего Преображенского собора и Покровского храма.

Алексей Михайлович Романов

В царствование Алексея Михайловича 19 сентября (ст. стиль) 1647 в монастырь был принесен нерукотворный образ Христа Спасителя из города Хлынова, нынешней Вятки, ознаменованный там чудесами.


Именно в это время цари стали посещать монастырь не только для поклонения гробам своих предков, но и для молитвенного обращения к этой святыни. Образ исчез с приходом в монастырь большевиков.

В 17-ом веке в монастыре были устроены застенки и затворы для преступников и разного рода еретиков. В 1618 году сюда бы прислан и преподобный Дионисий, знаменитый защитник России в годы лихолетья, настоятель Троице-Сергиевой Лавры. Своими врагами он был оклеветан как мнимый еретик и заключен в Новоспасский монастырь, где его морили голодом и дымом.

Усердие к Новоспасскому монастырю имел царь Феодор Алексеевич, особенно после погребения здесь любимой тетки Ирины Михайловны. Царь считал своим долгом бывать в сей обители, и по примеру отца и деда собственноручно раздавать милостыню настоятелю, келарю и братии обители. Посещали Новоспасский монастырь и царевна София, а также Петр и Иоанн Алексеевич.

Вид Новоспасского монастыря при Петре Первом

18-19 века

С конца правления Петра Первого начинается постепенный упадок Новоспасского монастыря. Лишь Елизавета Петровна имела благоволение к Новоспасскому монастырю, который часто посещала. В 1737 и 1747 во время сильных пожаров в Москве значительно пострадал и монастырь. В 1764 году при Екатерине Второй последовала известная секуляризация церковного имущества, монастырь лишился всех своих поместий, а значит и доходов. Число обитателей заметно сократилось. Во время эпидемии чумы в 1771 году Новоспасский монастырь явился и карантином, куда стекались жители со всей Москвы.


Вид Новоспасского монастыря в 1751 году

Тяжелым испытанием для монастыря стало нашествие Наполеона. Сначала обитель подверглась разрушению от неприятеля, а затем от вспыхнувшего пожара. Известно, что перед бегством французы вырыли ямы под собором, чтобы взорвать его. Но не успели. С уходом неприятеля монастырские храмы были вновь отремонтированы и освящены. С начала 50-ых годов 19-го века и до конца 70-ых настоятелем монастыря был архимандрит Агапит Введенский — известный в то время аскет и друг святителя митрополита Московского Филарета. Управление этого настоятеля замечательно тем, что им был поднят дух иночества, на что и обращалось им исключительное внимание, так что Новоспасский монастырь являлся образцом в этом отношении для других штатных монастырей.

Вид Новоспасского монастыря в 19 веке

20 век

В 1913 году — в год 300-летия дома Романовых — Новоспасский монастырь посещает Император Николай Второй. 26 мая 1913 года Государь изволил благодарить за стройное и красивое пение народный хор монастыря, который исполнил юбилейные кантаты и тропарь Феодоровской иконе Божьей Матери — покровительнице царственной фамилии.


В те годы Новоспасский монастырь, расположенный на окраине Москвы, становится центром религиозно-нравстенного просвещения населения. На фоне всеобщего охлаждения к вере в обители проводились миссионерские занятия, обучение неграмотных; многочисленным было и организованное при монастыре Общество церковного пения и трезвости. Число молящихся значительно возросло — по воскресным и праздничным дням храмы монастыря не могли вместить всех желающих.

Вид Новоспасского монастыря в начале XX века

В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом смерти и тюремного заключения. В первые годы здесь находилась женская тюрьма, затем "исправительно-трудовой лагерь" для уголовников и политических заключенных. В 1930-е годы начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший 2/3 территории обители, и где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви. В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском — склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены. И все же поруганный и оскверненный, превращенный в место пыток и смерти, монастырь продолжал напоминать о великой Руси, ее славной истории
Вход в усыпальницу Романовых. Советское время.и преданности христианству. Тогда было решено его взорвать. Но помешало этому начавшаяся Великая Отечественная война.

В 1950-е годы безо всякого внешнего воздействия  рухнул щит с лозунгом "Дома культуры вместо монастырей", висевший над входом в усыпальницу бояр Романовых. В результате открылся чудесный мозаичный образ Спасителя Нерукотворного. Через десять лет началось выселение жильцов и различных учреждений из монастырских помещений. В 1967 году в результате открытого письма Павла Корина был закрыт медвытрезвитель в Знаменском храме. В 1968 году на территории обители создается "Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР". Тогда же начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет. В основном они касались внешнего облика некоторых зданий. Внутри же расположились объединения "Союзреставрация" и ВНИИ реставрации с их художественно-производственными мастерскими.

4 декабря 1990 года Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии. Это решение было принято в день празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм. Спустя ровно 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь затеплилась молитва.

23 марта 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в главном храме была отслужена первая Божественная Литургия.

Постановлением Святейшего Патриарха и священного Синода монастырю был присвоен статус Ставропигиального, на должность наместника был назначен архимандрит Алексий (Фролов) (ныне — архиепископ Орехово-Зуевский — викарий Святейшего Патриарха).

Молитвами и трудами братии и прихожан стал восстанавливаться и внешний облик монастыря. До настоящего времени ведутся реставрационные работы, благоустраивается территория, украшаются храмы.

Источник: www.spasnanovom.ru

НОВОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ — став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь, в Мо­ск­ве.

Пре­ем­ник мо­на­сты­ря в честь Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Бо­ру в Мо­с­ков­ском Крем­ле. Ка­мен­ная цер­ковь (со­бор) крем­лёв­ско­го мо­на­сты­ря, за­ло­жен­ная московским кн. Ива­ном I Да­ни­ло­ви­чем Ка­ли­той, из­вест­на с 1330 года. Со­глас­но ле­то­пис­ной тра­ди­ции (со второй половины XIV века), счи­та­лось, что, в свою оче­редь, на­ча­ло это­му крем­лёв­ско­му мо­на­сты­рю дал Да­ни­лов мо­настырь, от­ку­да в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мон. бы­ла пе­ре­не­се­на ар­хи­ман­д­ри­тия. Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мон. полно­стью вы­го­рел при по­жа­ре 1487/1488 года и не был вос­ста­нов­лен. Не позд­нее вес­ны 1491 года он был пе­ре­ве­дён из Крем­ля в Ва­силь­ев­ский стан [ни­же по р. Мо­ск­ва, при впа­де­нии в неё р. Са­ра, на вы­со­ком бе­ре­гу («на Кру­ти­цах»)]. По сво­ему но­во­му ме­сто­по­ло­же­нию мо­на­стырь по­лу­чил назв. «Спас на Но­вом» или «Но­во­спас­ский».

Строи­тель­ст­во Новоспасского монастыря на­ча­лось вес­ной 1491 года, ко­гда по при­ка­зу великого князя мо­с­ков­ско­го Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча бы­ла за­ло­же­на ка­мен­ная церковь в честь Пре­об­ра­жения Гос­под­ня, ос­вя­щён­ная в 1496/1497 году митр. Мо­с­ков­ским Си­мо­ном. Со вре­ме­ни ос­но­ва­ния сре­ди кти­то­ров Новоспасского монастыря за­мет­ную роль иг­ра­ли пред­ста­ви­те­ли ро­до­во­го кла­на За­харь­и­ных-Кош­ки­ных — пред­ков Ро­ма­но­вых, вла­дев­ших зем­ля­ми в Ва­силь­ев­ском ста­не. В XV-XVI веков на­стоя­те­ли Новоспасского монастыря не­ред­ко ста­но­ви­лись епи­ско­па­ми. Во вре­мя Ли­вон­ской вой­ны 1558-1583 годов и в Смут­ное вре­мя Новоспасский монастырь — важ­ный обо­ро­нительный пункт Мо­ск­вы. На его де­ревянной ог­ра­де по­сле 1571 года раз­мес­ти­ли пуш­ки, с юга воз­ве­ли до­пол­нительный ост­рог с зем­ля­ным ва­лом и ты­ном, ре­кон­ст­руи­ро­ван­ный в 1591 году. В XVII веке Новоспасский монастырь — один из 3 мо­на­сты­рей Мо­ск­вы (на­ря­ду с Си­мо­но­вым и Но­во­де­вичь­им), в ко­то­рых на­хо­ди­лись во­енные гар­ни­зо­ны. Слу­жил так­же тюрь­мой для пре­ступ­ни­ков, в т. ч. ере­ти­ков [в 1618 году как ере­тик здесь был за­клю­чён ок­ле­ве­тан­ный Дио­ни­сий (Зоб­ни­нов­ский), на­стоя­тель Трои­це-Сер­гие­ва мон.]. По­сле во­ца­ре­ния Ми­хаи­ла Фёдо­ро­ви­ча (1613 год) и вплоть до правления Пет­ра I и Ива­на V Алек­сее­ви­ча ца­ри ре­гу­ляр­но по­се­ща­ли Новоспасский монастырь для по­кло­не­ния гро­бам пред­ков и иным свя­ты­ням. В 1647 году в оби­тель был при­не­сён Не­ру­ко­твор­ный чу­до­твор­ный об­раз Хри­ста Спа­си­те­ля из г. Вят­ка. С кон­ца прав­ле­ния Пет­ра I на­чал­ся пе­ри­од упад­ка Н. м. Он зна­читель­но по­стра­дал в ре­зуль­та­те московских по­жа­ров 1737 и 1747 годов. В XIX веке Новоспаского монастыря пе­ре­жи­вал ду­хов­ный подъ­ём; в нём воз­ро­ди­лась тра­ди­ция стар­че­ст­ва (ие­рос­хи­мо­нах Фео­дор, ие­ро­мо­нах Алек­сандр, ар­хим. Ага­пит).

В 1918 году Новоспаского монастыря был за­крыт (до 1926 года дей­ст­во­вал храм Свт. Ни­ко­лая). На его тер­ри­то­рии в раз­ные го­ды на­хо­ди­лись жен­ская тюрь­ма, ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь, хоз­управ­ле­ние НКВД, жи­лые по­ме­ще­ния, мед­выт­рез­ви­тель. Вос­ста­но­вительные ра­бо­ты на­ча­лись с по­ста­нов­ле­ния СМ РСФСР (1968 год) об ор­га­ни­за­ции Му­зея ис­то­рии рес­тав­ра­ции и пе­ре­да­чи по­ме­ще­ний мо­на­сты­ря «Со­юз­ре­став­ра­ции». В конце 1990 годов Новоспасский монастырь был воз­вра­щён РПЦ, к это­му вре­ме­ни бла­го­да­ря рес­тав­рационным ра­бо­там б. ч. мо­на­стыр­ских строе­ний бы­ла вос­ста­нов­ле­на. Новоспасский монастырь име­ет 5 при­пис­ных хра­мов.

В цен­тре ар­хитектурного ан­самб­ля, на вер­ши­не хол­ма, — 5-гла­вый Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор. К нему с за­па­да при­мы­ка­ют Зна­мен­ская церковь и тра­пез­ная с церковью По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Мо­на­стыр­ская ог­ра­да с гра­нё­ны­ми баш­ня­ми про­хо­дит в т. ч. по кром­ке об­ры­ва р. Мо­ск­ва. Вер­ти­каль мощ­ной ко­ло­коль­ни над Свя­ты­ми во­ро­та­ми ак­цен­ти­ру­ет вид с вос­то­ка, от про­ез­жей до­ро­ги. Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор (конец XV века), сто­яв­ший на вы­со­ком под­кле­те, был ок­ру­жён га­ле­рея­ми [уце­ле­ла часть западной 2-этаж­ной га­ле­реи- «лод­жии» с 3 вось­ми­гран­ны­ми ко­лон­на­ми из ма­ло­мер­но­го кир­пи­ча с бе­ло­ка­мен­ны­ми ка­пи­те­ля­ми с тон­кой резь­бой (паль­ме­ты, ра­ко­ви­ны и акант — эле­мен­ты ре­нес­санс­ной ар­хи­тек­ту­ры)]. К началу XVII века со­бор об­вет­шал; в 1645 году по ука­зу ца­ря Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча на­ча­лась его пол­ная пе­ре­строй­ка, ве­ро­ят­но, с по­вто­ре­ни­ем пла­на (осо­бен­но в зап. час­ти) и об­ще­го объ­ём­но­го ре­ше­ния, т. к. не­об­хо­ди­мо бы­ло со­хра­нить уже су­ще­ст­во­вав­шие в под­кле­те по­гре­бе­ния бо­яр­ских ро­дов. Ра­бо­ты ве­лись при ца­ре Алек­сее Ми­хай­ло­ви­че под руководством на­стоя­те­ля мо­на­сты­ря ар­хим. Ни­ко­на (бу­ду­ще­го пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го) и зод­чих Д. Те­ле­ги­на, Н. Ко­лог­ри­во­ва, И. Акин­фо­ва, Г. Ко­пы­ла. Это был вто­рой по ве­ли­чи­не со­бор в Мо­ск­ве пос­ле крем­лёв­ско­го Ус­пен­ско­го со­бо­ра. К сентябрю 1649 года был ус­та­нов­лен ико­но­стас и со­бор ос­вя­щён. Мощ­ные ло­пат­ки чле­нят фа­са­ды на 3 пряс­ла, ар­ка­ту­ра опоя­сы­ва­ет ба­ра­ба­ны глав. Главный вход в восточном тор­це южной га­ле­реи, про­тив Свя­тых во­рот; к сев. вхо­ду под­во­ди­ло крыль­цо с па­рад­но­го дво­ра. Пер­спек­тив­ные пор­та­лы име­ли мно­го­цвет­ную рас­крас­ку (часть со­хра­ни­лась). Западный и южный вхо­ды за­кры­ва­ли ко­ва­ные же­лез­ные две­ри конца XVII века с мо­но­хром­ной рос­пи­сью в тём­ных то­нах по зо­ло­чё­но­му фо­ну с квад­рат­ны­ми клей­ма­ми с изо­бра­же­ния­ми апо­сто­лов и свя­тых (зап. две­ри) и цве­точ­ным ор­на­мен­том (юж. две­ри). В 1683-1689 годы со­бор рас­пи­са­ли ко­ст­ром­ские мас­те­ра из ар­тели Г. Ни­ки­ти­на [над­пись в со­ста­ве фре­сок упо­ми­на­ет ца­рей Ива­на Алек­сее­ви­ча и Пет­ра Алек­сее­ви­ча, чле­нов цар­ской се­мьи, выс­шее ду­хо­вен­ст­во, а так­же ико­но­пис­цев (В. Оси­пов, В. Каз­мин, Е. Кар­пов и др.)]. Боль­шая ар­тель (20 ко­ст­ро­ми­чей) рас­пи­са­ла и га­ле­рею-па­перть (под руководством «жа­ло­ван­но­го изо­гра­фа» Ору­жей­ной па­ла­ты Ф.Е. Зу­бо­ва) фре­ска­ми на сю­же­ты Апо­ка­лип­си­са, с изо­бра­же­ни­ем ро­до­слов­но­го дре­ва российских го­су­да­рей, ан­тич­ных фи­ло­со­фов и по­этов (Ор­фей, Го­мер, Со­лон, Пла­тон, Пто­ле­мей, Ер­мий, Ана­ха­рис, Ари­сто­тель, Ири­ди­он) и по­движ­ни­ков ве­ры на Ру­си (в т. ч. Мак­сим Грек, учи­тель ар­хи­ман­д­ри­та Новоспаского монастыря Сав­вы Свя­то­гор­ца). Сте­но­пись от­ли­чают стро­гий ри­су­нок и сдер­жан­ные, неж­ные цве­то­вые со­че­та­ния. Луч­ше все­го со­хра­ни­лась яр­кая, празд­нич­ная рос­пись северной га­ле­реи. При рас­чи­ст­ке и ук­ре­п­ле­нии фре­сок (с 1937 года) фраг­мен­ты рос­пи­си пе­ре­да­ны в Треть­я­ков­скую га­ле­рею, Государственный ис­то­рический му­зей, а так­же в Му­зей ис­то­рии ре­ли­гии (Санкт-Пе­тер­бург). Ико­но­стас со­бо­ра (высота 24 м, ши­ри­на 22 м) — один из са­мых круп­ных и слож­ных по кон­ст­рук­ции, вклю­чаю­щей сис­те­му га­ле­рей в уров­не 2-го све­та для раз­ме­ще­ния пев­чих (для т. н. ан­гель­ско­го пе­ния). На га­ле­реи ве­дут ле­ст­ни­цы, уст­ро­ен­ные в ка­мен­ной клад­ке стен; т. о., вся сис­те­ма ико­но­ста­са за­ло­же­на при строи­тель­ст­ве со­бо­ра. В ико­но­ста­се со­хра­ни­лись ико­ны XVII века. В первой половине XVIII века по­за­ко­мар­ное по­кры­тие бы­ло за­ме­не­но 4-скат­ным; в 1758 году рас­тё­са­ны ок­на ниж­не­го яру­са чет­ве­ри­ка; в конце XVIII века строи­тель­ст­во Зна­мен­ской церкви при­ве­ло к пе­ре­дел­ке северо-западной час­ти со­бор­ной га­ле­реи.

В 1619-1620 годы для пат­ри­ар­ха Фи­ла­ре­та по­строе­ны ка­мен­ные «ке­льи» (ны­не на­стоя­тель­ский кор­пус), в 1622 году к се­ве­ро-за­па­ду от со­бо­ра — ко­ло­коль­ня с ча­са­ми. К ней при­мы­ка­ла Зна­мен­ская цер­ковь-усы­паль­ни­ца (точ­ная да­та по­строй­ки и пер­во­на­чаль­ное уст­рой­ст­во не­из­вест­ны; за­но­во воз­ве­де­на в сти­ле клас­си­циз­ма на мес­те ра­зо­бран­но­го ста­ро­го хра­ма и ко­ло­коль­ни в 1791-1795 годы по про­ек­ту арх. Е.С. На­за­ро­ва на сред­ст­ва гр. Н.П. Ше­ре­ме­те­ва). Пе­ред ап­си­да­ми со­бо­ра, в ком­плек­се Свя­тых во­рот поя­ви­лись не­боль­шая церковь Прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, ка­мен­ные кор­пу­са ке­лий и боль­нич­ный ком­плекс (в 1652 году к ним при­строе­на одно­гла­вая церковь Свт. Ни­ко­лая), воз­ве­де­на По­кров­ская церковь (1673-1675 годы; при­де­лы Свт. Ди­мит­рия Рос­тов­ско­го, 1757 год, и Вмц. Вар­ва­ры, 1758 год), к ко­то­рой в конце XVII века при­строи­ли кир­пич­ную тра­пез­ную.

В 1640-1642 годы для по­строй­ки ка­мен­ной ог­ра­ды Новоспасского монастыря сю­да бы­ли све­зе­ны луч­шие строи­те­ли (в т. ч. из Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря), за­се­лив­шие це­лую сло­бо­ду. Сте­ны (кир­пич­ные с по­бел­кой; в пла­не — не­пра­виль­ный 5-уголь­ник) име­ют бой­ни­цы, 5 уг­ло­вых и 1 про­езд­ную (по цен­тру восточной сте­ны) баш­ню со Свя­ты­ми во­ро­та­ми (трое дру­гих во­рот — про­ёмы в сте­нах, ве­ду­щие на двор на­стоя­те­ля, в хо­зяйственную часть и к пру­дам). В 1759-1785 годы на мес­те Свя­тых во­рот воз­вели ба­роч­ную над­врат­ную ко­ло­коль­ню (арх. И.П. Же­реб­цов; во 2-м яру­се в 1787 году ос­вя­ще­на церковь Прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го). Вы­тя­ну­тые кор­пу­са брат­ских и боль­нич­ных ке­лий со­б­ра­ны гл. обр. в северной зо­не Новоспасского монастыря и по­став­ле­ны па­рал­лель­но ог­ра­де. К югу от со­бо­ра рас­по­ло­же­ны боль­шой на­стоя­тель­ский кор­пус и па­рад­ный двор. К середине XVIII века склон хол­ма к р. Мо­ск­ва сре­за­ли тер­ра­са­ми, ук­ре­пи­ли ка­мен­ной об­ли­цов­кой и вы­ко­па­ли у под­но­жия 4 пру­да. Хо­зяйственную зо­ну (ко­ню­шен­ный и скот­ный дво­ры, сад, ба­ни), из­на­чаль­но при­мы­кав­шую к мо­на­сты­рю с юга, к середине XVIII века ок­ружи­ли ка­мен­ной ог­ра­дой. По­сле Отечественной вой­ны 1812 года по­стра­дав­ший Новоспасский монастырь был от­ре­мон­ти­ро­ван; об­нов­лён со­бор (1820 год), по­прав­лен ико­но­стас (1837 год), фре­ски за­кры­ты мас­ля­ной жи­во­пи­сью (1865-1867, 1899 годы); в 1820 году до­стро­ен западный кор­пус ке­лий; в 1820-1840-х годов об­нов­ле­ны мо­на­стыр­ские хра­мы. Над мо­ги­лой ино­ки­ни До­си­феи (княж­на Та­ра­ка­но­ва) у мо­на­стыр­ских стен воз­ве­де­на ча­сов­ня.

Важ­ней­ший ис­то­рический объ­ект Новоспасского монатыря — нек­ро­поль, центральная часть ко­то­ро­го за­ни­ма­ет под­клет со­бо­ра и уча­сток Зна­мен­ской церкви, где бы­ли по­гре­бе­ны многие пред­ста­ви­те­ли ро­до­во­го кла­на За­харь­и­ных-Кош­ки­ных, в XVII веке — ро­да Ро­ма­но­вых [мать ца­ря Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча — Ксе­ния Ива­нов­на Шес­то­ва (в мо­на­ше­ст­ве Мар­фа), его дя­дья Ва­си­лий, Алек­сандр, Ми­ха­ил Ни­ки­ти­чи и И.Н. Ро­ма­нов, и др.], а так­же кня­зья Чер­кас­ские, Обо­лен­ские, Тру­бец­кие, Га­га­ри­ны, Ку­ра­ки­ны, Щер­ба­то­вы, боя­ре На­рыш­ки­ны и др. На ру­бе­же XIX-XX веков усы­паль­ни­цу об­но­ви­ли: сме­ни­ли над­гро­бия (1899 год), офор­ми­ли вход в рус­ском сти­ле, в восточной час­ти ос­вя­ти­ли церковь Св. Ро­ма­на Слад­ко­пев­ца (1900-1902 годы, арх. С.У. Со­ловь­ёв; вос­соз­да­на в конце 1990-х годов, ос­вя­ще­на в 2002 году). По­сле за­кры­тия Новоспасского монастыря (1918 год) усы­паль­ни­ца бы­ла ра­зо­ре­на, но ряд под­лин­ных над­гро­бий со­хра­нил­ся. В 1990-х годах в усы­паль­ни­це про­во­ди­лись рас­коп­ки, дав­шие важ­ные ре­зуль­та­ты для про­со­по­гра­фии бо­яр­ских се­мей и ис­то­рии по­гре­баль­но­го об­ря­да XVI-XVII веков. В 1995 году сю­да пе­ре­не­сены ос­тан­ки великого князя  Сер­гея Алек­сан­д­ро­ви­ча. Под ал­та­рём Зна­мен­ской церкви — фа­миль­ная усы­паль­ни­ца Ше­ре­ме­те­вых (здесь так­же по­гре­бе­ны кня­зья Ло­ба­но­вы-Рос­тов­ские, Чер­кас­ские, Сиц­кие, Уру­со­вы и др.).

Ис­торические источники:

Ле­о­нид (Ка­ве­лин), ар­хим. Вклад­ная кни­га Мо­с­ков­ско­го Но­во­спас­ско­го мо­на­сты­ря. СПб., 1883.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Источник: w.histrf.ru

История монастыря с момента основания до XIX столетия

В XIII столетии монастырь находился гораздо южнее того места, где он стоит сегодня. Основанная князем Даниилом обитель располагалась на правом берегу реки, возле земляного вала, защищавшего подходы к городу с южной стороны.

Сын князя Даниила — Иоанн I Калита принял решение перевести братию ближе к Кремлю и построил кельи и соборный храм на Боровицком холме. Из-за нового места обитель получила имя «Спаса на Бору». В ее храмах совершали молитвы великий князь и его близкие. Кроме того, в монастыре жили приезжавшие в Кремль архиереи.

При Иоанне III кремлевскую территорию начали перестраивать. Земли, которые занимал старый монастырь, запланировали использовать для новых построек, поэтому обитель убрали из центра города и разместили на Крутицком холме, дав ей новое имя — «Новоспасская».

Новоспасский монастырь в Москве

Схема Новоспасского монастыря

Царь Иоанн IV Грозный распорядился укрепить монастырь, чтобы он мог защитить город в случае войны. За несколько лет церкви и братские корпуса окружили деревянным частоколом и земляными валами. Монастырь превратился в мощную крепость, и ему пришлось несколько раз встречать атаки неприятеля.

Во время набегов крымских татар оборону на Крутицком холме вели стрельцы, отгонявшие врагов выстрелами из пушек и ружей. Монахи тоже не сидели сложа руки. Они варили смолу, которую потом выливали на головы наступающих с высоких монастырских стен.

Во время правления царя Михаила Федоровича монастырь начал получать большие денежные пожертвования и дары: редкие книги и дорогие иконы, роскошную церковную утварь и обширные участки пахотных земель. По старой традиции царь и члены его семьи регулярно ходили на Крутицкий холм, чтобы помолиться в монастырских храмах.

Новоспасский монастырь в Москве

Вид монастыря с Крестьянской площади

Каменное строительство в монастыре началось в 40-е годы XVII века, когда Московские земли оправились от последствий польского-литовского разорения. Вокруг обители возвели мощные каменные стены и построили величественный Преображенский собор.

Как и некоторые другие монастыри Москвы, при нашествии Наполеона Новоспасскую обитель разграбили и сожгли французские войска. Солдаты даже хотели взорвать большой соборный храм, но этого не случилось. После Отечественной войны старинный монастырь пришлось восстанавливать в течение трех десятков лет.

Судьба монастыря в XX веке

Новоспасская обитель всегда играла особую роль в жизни царской семьи. В 1913 году, когда в России праздновала трехсотую годовщину династии Романовых, Николай II побывал на Крутицком холме. В честь этого знаменательного события в монастыре построили небольшую живописную часовню.

Новоспасский монастырь в Москве

Вход в монастырь

С установлением советской власти обитель ликвидировали, а за ее стенами создали концентрационный лагерь и женскую тюрьму. В каменных храмах держали политически неблагонадежных и уголовников. Здесь же их пытали и расстреливали. Несколько лет назад в память о трагических событиях тех лет на расстрельном месте восстановили Итальянский дворик.

Незадолго до войны монастырское кладбище срыли, а хозяевами построек стали сотрудники НКВД. Они хранили в бывшей обители конфискованную у врагов народа мебель и архивные документы. Один из храмов использовали для картофелехранилища, а часть зданий перепланировали под квартиры. Новые хозяева хотели даже разрушить обветшавший монастырь, но началась война, и эти планы остались нереализованными.

Во время хрущевской оттепели при обители открыли музей реставрации и начали восстанавливать храмы. Однако средств на это выделялось так мало, что реставрационные работы растянулись на 20 лет.

Новоспасский монастырь в Москве

Вид монастыря с Саринского проезда

Верующим монастырь вернули в начале 1990-х годов. К тому времени братия состояла всего из трех человек. В монастырь стали поступать пожертвования, и появилась возможность убрать накопившийся мусор, облагородить территорию и восстановить храмы. Хотя за два с лишним десятка лет была проделана огромная работа, реставрация в монастыре еще не закончена.

Архитектурные памятники и святыни

С трех сторон вокруг обители возвышаются городские кварталы, поэтому самый красивый вид на монастырский ансамбль открывается с реки. Сердцем монастыря считают величественный Преображенский собор, службы в котором проходят в теплое время года. При входе в храм размещено родословное дерево Рюриковичей, а его пол выложен массивными чугунными плитами. Внутри собора можно увидеть древние иконы и хорошо сохранившиеся настенные росписи, созданные известным художником XVII века Гурием Никитиным.

Новоспасский монастырь в Москве

Спасо-Преображенский собор

С противоположной стороны от реки красуется одна из самых высоких в городе колоколен, которая по высоте лишь немногим уступает кремлевской колокольне Ивана Великого. Четырехъярусное здание поднимается на 80,4 м. Оно было возведено по проекту, созданному знаменитым русским архитектором И. П. Жеребцовым во второй половине XVIII века.

В прежние времена паломники входили в обитель через здание колокольни, а в наши дни вход расположен справа от нее. В колокольне находится храм Сергия Радонежского, а над ярусом, где висят колокола, установлены хорошо заметные издалека часы. Каждые полчаса они оглашают окрестные улицы и набережную красивым мелодичным боем.

Новоспасский монастырь в Москве

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Территория монастыря окружена мощными стенами, на которых возвышаются пять башен. Внутри сохранилось несколько построек XVII века: небольшой трехглавый Покровский храм, одноглавая церковь Святителя Николая, три братских корпуса и настоятельский корпус.

С восточной стороны к соборному храму примыкает церковь XVIII века, построенная в традициях классицизма и посвященная иконе Божией Матери «Знамение». В ней находится фамильная усыпальница, где на протяжении нескольких веков хоронили представителей княжеского рода Шереметьевых. К более позднему времени относятся здания квасоварни, иконной и свечной лавки, а также часовня над захоронением инокини Досифеи, известной в миру как княжна Тараканова.

Новоспасский монастырь в Москве

Храм иконы Божией Матери «Знамение»

Паломники приходят в обитель, чтобы помолиться перед иконой XVII века «Всецарица» и списком с образа «Нерукотворный Спас». Кроме того, они приезжают сюда, чтобы увидеть пояс Иоанна Кронштадтского.

Несколько лет назад на месте монастырской усыпальницы были созданы музейные экспозиции. Выставленные здесь реликвии и документы знакомят посетителей с историей монастыря и жизнью брата российского царя — С. А. Романова.

Современное состояние и режим посещения

Новоспасская мужская обитель — действующий монастырь, который живет по строгим церковным правилам и монастырскому уставу. Верующих и туристов пускают сюда каждый день, с утра до вечера, правда, не все храмы и корпуса открыты для посторонних. Приходящие в монастырь должны быть скромно одеты. Снимать фото и видео не запрещено, но гостей просят не снимать настоятеля, братию, церковные службы и интерьеры храмов.

Новоспасский монастырь в Москве

Часовня в память 300-летия Дома Романовых

Новоспасская обитель всегда открыта для жителей окрестных районов. При ней существует певческая школа для мальчиков и воскресная школа для детей прихожан.

Монастырская территория невелика, и ее поддерживают в очень хорошем состоянии. С весны до осени рядом с храмами можно увидеть много живописных клумб, ухоженные плодоносящие деревья и виноградные лозы.

Богослужения в монастырских храмах проходят дважды в день — в 8.00 и 16.00, а двери музея открыты в любой день с 10.00 до 17.00. За билет в музей платить не нужно. Желающие поучаствовать в экскурсии по обители с гидом должны обратиться в паломническую службу.

Новоспасский монастырь в Москве

Колокольня с церковью Сергия Радонежского

Как добраться

Территория монастыря расположена на левом берегу Москвы-реки и удалена на 0,6 км от станций метро «Пролетарская» или «Крестьянская застава». В летнее время многие туристы приплывают к речному причалу «Новоспасский мост» на речных судах, которые курсируют по Москве-реке. Кроме того, неподалеку от входа в монастырь делают остановку трамваи № 35, 38 и автобусы № 156, 184 и 901.

Рейтинг достопримечательности

← МОНАСТЫРИ МОСКВЫ МОСКВА →

Новоспасский монастырь на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Источник: putidorogi-nn.ru

Один из древнейших в Москве по времени своего основания, один из самых «молодых» по сохранившемуся до наших дней облику – XVII–XVIII века, и единственный по числу выпавших на его долю перемещений. Приставка «новый» появилась после последнего из них, относящегося к XV столетию. И к тому же высокочтимая домом Романовых родовая усыпальница, которой в советские годы довелось еще к тому же побывать «зоной» – концлагерем, рядом с которым, в главном соборе, долгие годы хранился научно-технический архив Москвы – десятки тысяч дел на каждую из московских построек.

Обитель основал первый московский князь Даниил на месте нынешнего Данилова монастыря. Но уже около 1330 года великий князь Иван Калита счел нужным перенести монастырь на Боровицкий холм, в Кремль, после чего его стали называть Великокняжеским и Дворцовым. Иван III предпочитает снова вынести обитель из Кремля, и около 1466 года ей отводится место на Васильцовском или Васильцевском Стане, на высоком берегу Москвы-реки, рядом со двором Сарских и Подонских епископов – отсюда название «Спас на Новом».

В 1491–1497 годах здесь, вблизи Крутиц, возводится каменное здание обители. С избранием на престол Романовых монастырь приобретает значение «царской комнаты», «Великой», «Пресловутой», «Первостатейной». Родовая усыпальница Романовых-Юрьевых-Захарьиных, где покоились древнейшие их представители. В 1687 году насчитывалось более семидесяти их гробниц. Здесь же находились могилы их родственников – князей Сицких, Ярославских, Оболенских, а также Трубецких, Троекуровых, Катыревых-Ростовских, Шестуновых, царевичей Сибирских, князей Куракиных, Гагариных, Дашковых, Волынских, Бутурлиных, Еропкиных, Новосильцевых.

Новоспасский монастырь. Фото к. XIX в.

Понятие «царский» давало монастырю множество привилегий по суду и имуществу. Его настоятели получали отличия и преимущества по богослужению. Усыпальница Романовых сохранилась в монастырском Спасо-Преображенском соборе, возведенном в 1640-х годах, от которых остаются великолепный резной иконостас и фресковая роспись. Тогда же начинается строительство каменных стен с пятью башнями, которые заменяют ранее существовавшие деревянные и земляные укрепления. Именно благодаря им монастырь мог выполнять свои обязанности сторожи города.

Но временем настоящего расцвета монастыря становится правление царя Алексея Михайловича. Правда, к моменту его прихода к власти здесь уже стояли дошедшие до наших дней палаты патриарха Филарета, к сожалению, полностью перестроенные в XIX столетии, корпуса братских келий (1642–1644), к которым теперь присоединяется трапезная палата с пристроенной к ней в 1670-х годах церковью Покрова и Хлебодарная палата (1677–1678). В 1647 году в монастырь была перенесена из города Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворенного Спаса.

Новоспасский монастырь в истории русской церкви и государства – это прежде всего патриарх Никон, начало его придворной карьеры и обретения власти. Крестьянский парень из села Вельдеманова Княгининского уезда Нижегородской губернии бежал из дома в Макарьев-Желтоводский монастырь, где усиленно занялся чтением книг и образованием. Однако отцу удалось хитростью выманить его из обители и вернуть домой, где Никиту (мирское имя Никона) ждала женитьба. После смерти родителя Никита принял священнический сан и получил приход в Москве.

Почти одновременная смерть троих его малолетних детей настолько потрясла Никиту, что он уговорил жену вместе с ним постричься в монастырь. Никита ушел на Белое озеро и там тридцати лет от роду принял монашество под именем Никона. Поссорившись с настоятелем – Никона всегда отличал крутой и неуступчивый нрав, – из-за способа хранения собранных в виде подаяния денег, строптивый монах бежал в Кожеозерский монастырь около Каргополя, поселился на уединенном острове и через некоторое время был избран в игумены.

В 1646 году игумен Никон, по обычаю, отправился в Москву с поклоном к царю, понравился юному Алексею Михайловичу и был посвящен в архимандриты Новоспасского монастыря. Алексей Михайлович часто приезжал в обитель молиться на могилах предков, и это способствовало его сближению с Никоном. Последовало царское распоряжение архимандриту Новоспасскому каждую пятницу приезжать в царский дворец для беседы, что Никон стал использовать для ходатайств за обиженных и угнетенных.

Такой порядок очень понравился царю, и Алексей Михайлович поручил Никону принимать просьбы от всех челобитчиков, искавших царского суда и справедливости. В Новоспасский монастырь стали стекаться толпы ищущих правосудия, а архимандрит снискал всеобщую любовь. В 1648 году Никон был возведен в сан митрополита Новгородского и стал проводить идеи московских ревнителей благочестия, к числу которых относились духовник царя Стефан Вонифатьев и многие будущие враги Никона, начиная с протопопа Аввакума. Все они стремились восстановить более живое общение духовных пастырей с паствой.

Спас Нерукотворный.

Никон стал произносить проповеди, что было новостью. Он запретил в своей епархии «многогласие», когда разные части службы отправлялись одновременно разными голосами для ускорения, «хомовое» или «раздельноречное пение», уродливо растягивавшее слова. Благодаря Никону наряду со славянским появилось в богослужениях пение на греческом языке. По словам современников, «на славу прибрав клиросы предивными певчими и гласы преизбранными», именно Никон устроил по киевскому и греческому образцу «пение одушевленное, паче органа бездушного». Впервые услышав такое пение у Никона, Алексей Михайлович немедленно ввел его в придворной церкви. По мысли Никона, многогласие и «порченное» пение были запрещены повсеместно Московским патриархом Иосифом.

На испрашиваемые у царя средства Никон устраивает в Новгороде богадельни, а во время голода раздачу пищи бедным. И тем не менее здесь митрополит не пользуется любовью из-за предоставленного ему царем права и обязанности наблюдать за мирским управлением. По разным поводам в городе постоянно вспыхивали бунты, во время одного из которых Никон был жестоко избит мятежниками. Алексей Михайлович принял сторону Никона, которого называл в письмах «великим солнцем сияющим», «избранным крепкостоятельным пастырем», «возлюбленником своим и содружебником». Но увидев, что строгость не дает результатов, Никон сам просил царя о прощении мятежников.

После смерти патриарха Иосифа в 1652 году Никон по желанию Алексея Михайловича был избран в патриархи.

В конце XVII века в соборном храме появляется чрезвычайно интересная роспись. Это изображение древних философов, общей и русской истории в лицах и картинах, родословное древо российских государей, кончая Федором Иоанновичем, и портреты Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Ризница монастыря была полна царскими вкладами и вкладами главным образом тех, чьи семьи погребались в его стенах. Об этом свидетельствуют монастырские синодики второй половины XVII века. Среди настоятелей монастыря были такие известные церковники, как патриархи Иов и Питирим, Амвросий Орнантский, Филарет Дроздов и др.

Собор Спаса Преображения Новоспасского монастыря. Фото 1920-х гг.

Формированию архитектурного ансамбля Новоспасского монастыря в немалой степени способствовали две постройки XVIII века. Это надвратная колокольня архитектора Ивана Жеребцова (1759–1785) и церковь Знамения архитектора Е. С. Назарова (1791–1795). Но в дальнейшем развитие получает только богатейшее монастырское кладбище – к старому присоединяется новое. Для погребений была открыта и Екатерининская церковь.

С Новоспасским монастырем оказалась связанной судьба одного из самых любимых москвичами, талантливейшего актера и певца Николая Лаврова, которого восторженные поклонники готовы были видеть в образе Аполлона на первой квадриге, украсившей фронтон Большого театра.

Усыпальница бояр Романовых в подклете собора Спаса Преображения Новоспасского монастыря. Фото н. XX в.

…Извозчику достаточно было сказать: «На Арбат, к Кокошкину, что у Бориса и Глеба». Последнее не слишком обычное уточнение о церковном приходе объяснялось тем, что директор московской казенной сцены, иначе – Большого и Малого театров, Федор Федорович Кокошкин, совмещавший государственную службу с театральными переводами и режиссурой, слыл самым восторженным театралом. Его родовой дом находился на Воздвиженке, по стороне Крестовоздвиженского монастыря (№ 11 – не сохранился, снесен в 1983 году). Вступив в новую, связанную с театром должность, он поспешил приобрести второе домовладение, прямо через улицу, за церковью Бориса и Глеба (Никитский бульвар, 6, известный москвичам как Соловьиный дом, – снесен в 1998 году). Здесь проводились литературные вечера, читки пьес, репетиции, работала типография для печатания театральных программ и афиш, жили наиболее известные и ценимые актеры, как М. Д. Львова-Синецкая, гостями которой бывали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, И. А. Гончаров, Ф. Кони). Семьдесят романсов было написано А. И. Варламовым, принимавшим в этих стенах Ференца Листа.

Соловьиный дом – это название родилось едва ли не со дня открытия в январе 1825 года вновь отстроенного после пожара начала века Большого театра, где с таким блеском дебютировал до той поры никому не известный певец Николай Лавров. Настоящие театралы предпочитали иное название – «Кокошкинская академия», и судьба того же Лаврова служила лучшим тому обоснованием.

Совершенно случайно Кокошкину довелось услышать во время церковной службы в Новоспасском монастыре молодого певчего, занимавшегося в свои девятнадцать лет мелкой торговлей лесом. Николай Чиркин никакого представления о театре не имел и не обратил внимания на предложение Кокошкина заняться его образованием. А потом в один прекрасный день сам пришел в дом на Арбатской площади и согласился на все условия хозяина. Федор Федорович по своему методу стал готовить юношу к поступлению на сцену. Ни музыкального, ни общего образования у вчерашнего помощника приказчика не было.

Больше года провел Чиркин в Соловьином доме едва ли не взаперти, занимаясь с раннего утра до поздней ночи. В заключение получил более благозвучную фамилию – Лавров и появился перед зрителями во время торжественного открытия Большого театра.

Начинал с драматических спектаклей. И если самого Кокошкина отличала любовь к классической трагедии, выспренний стиль, у Лаврова все было наоборот. Он – сама простота и естественность на сцене. Лавров превосходно играл Шекспира и был первым исполнителем роли Мельника в драматической постановке пушкинской «Русалки». Он постоянный партнер Михаила Щепкина, Надежды Репиной, Павла Мочалова, супругов Сабуровых, Булахова. Современники согласно утверждали, что в жанровых ролях Лавров мог потягаться с самим Михайлой Семеновичем.

Соловьиный дом. Фото XIX в.

Не меньшие восторги вызывал и голос Лаврова. Заезжие итальянские знаменитости писали о его необычайно широком диапазоне: он пел партии от теноровых до басовых, и мало кому удавалось слышать второй такой богатейший бас профундо. Для Лаврова писали многие композиторы, и в одном только архиве Алябьева сколько переписано пушкинских строк с неизменной пометкой «Для Лаврова»: «Мой друг, забыты мной следы минувших лет. И младости моей мятежное теченье. Не спрашивай меня о том, чего уж нет, Что было мне дано в печаль и в наслажденье, Что я любил, что изменило мне…»

В 1840 году Лаврову предстояло исполнить в благотворительном концерте гимн Александра Алябьева «Москве благотворительной» для голоса с хором и оркестром. Буквально в канун концерта не стало 35-летнего певца, скончавшегося во время спектакля. Его смерть потрясла московских театралов. В знак траура исполнение гимна Алябьева было отложено на год. Но через год гимн прозвучал вместе с еще одним алябьевским произведением – «Песнью на смерть Лаврова» на стихи поэта Семена Стромилова. А поминальная литургия была отслужена в соборе Новоспасского монастыря.

Новоспасский монастырь. Фото н. XX в.

В канун Первой мировой войны монастырь носил название Новоспасского первоклассного ставропигиального. Его настоятелем был епископ Евфимий, наместником архимандрит Игнатий, ризничим иеромонах Василий, благочинным иеромонах Парфен. На покое здесь жили епископы Владимир и Василий. Из одиннадцати монахов трое жили на покое. Кроме того, обитель имела семерых иеродьяконов. Службы в Новоспасском монастыре до конца отличались исключительны порядком, благолепием и пением, собирая в полном смысле слова всю Москву.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.