ЛУВР (Louvre) — па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры и му­зей в Па­ри­же.

Ис­то­рия строи­тель­ст­ва

Лувр воз­ник в ка­че­ст­ве средневековой кре­по­сти, по­стро­ен­ной при ко­ро­ле Фи­лип­пе II Ав­гус­те в 1190-1202 годы, за­щи­щав­шей под­сту­пы к острову Си­те (от неё со­хра­нил­ся т. н. Ниж­ний зал, около 1230-1240; ны­не от­дел «Сред­не­ве­ко­вый Лувр»). В 1364 году под руководством Р. дю Там­п­ля, ар­хи­тек­то­ра ко­ро­ля Кар­ла V Муд­ро­го, Лувр был рас­ши­рен и пре­об­ра­зо­ван из кре­по­сти в ко­ро­лев­скую ре­зи­ден­цию. По­сле сно­са кре­по­ст­но­го дон­жо­на в 1527 году на­чал­ся дли­тель­ный про­цесс воз­ве­де­ния ны­неш­не­го зда­ния на мес­те по­сте­пен­но раз­би­рае­мых среденевековых час­тей.
1546 оду Фран­циск I на­зна­чил главным ар­хи­тек­то­ром но­во­го ко­ро­лев­ско­го двор­ца П. Лес­ко, ко­то­рый на мес­те среденевекового западного кры­ла воз­вёл но­вое (1548-1556), в сти­ле французского Ре­нес­сан­са, ук­ра­шен­ное скульп­тур­ным де­ко­ром Ж. Гу­жо­на и став­шее пер­вым эле­мен­том бу­ду­ще­го Квад­рат­но­го дво­ра Лувра (Cour Carrée). При Ген­ри­хе II на­ча­лось воз­ве­де­ние южного кры­ла, при­мы­каю­ще­го к западному кры­лу, и па­виль­о­на Ко­ро­ля в мес­те их пе­ре­се­че­ния. При Ген­ри­хе IV был со­став­лен ге­не­раль­ный план, пред­по­ла­гав­ший уве­ли­че­ние пло­ща­ди Лувра в 4 раза; на­ча­лось строи­тель­ст­во Боль­шой га­ле­реи (1595-1610, ар­хи­тек­то­ры Б. А. Дю­сер­со, Ж.II А. Дю­сер­со и Л. Ме­те­зо), свя­зы­ваю­щей Лувр с не­дав­но по­стро­ен­ным двор­цом Тю­иль­ри (с 1564 года, архитектор Ф.


­лорм; сго­рел в 1871 году). По­сле дли­тель­но­го пе­ре­ры­ва в ра­бо­тах Лю­до­вик XIII в 1625 году вер­нул­ся к осу­ще­ст­в­ле­нию ге­не­раль­но­го пла­на. В 1639 году Ж. Ле­мер­сье уд­во­ил западное кры­ло Лес­ко и воз­вёл Па­виль­он ча­сов (Па­виль­он Сюл­ли); к 1652 году Ле­мер­сье и Л. Ле­во соз­да­ли ук­ра­ше­ние внутренних апар­та­мен­тов; в 1660-1664  годы Ле­во за­вер­шил Квад­рат­ный двор, про­длив южное кры­ло Лес­ко и по­стро­ив северное и восточное кры­лья, а в 1668 году бы­ли сне­се­ны по­след­ние час­ти средневковых строе­ний.

Оформ­ле­ние вос­точ­но­го, вы­хо­дя­ще­го в го­род, фа­са­да Лувра вы­зва­ло ост­рую дис­кус­сию, к его про­ек­ти­ро­ва­нию в 1665 гду при­вле­чён итальянский архитектор Дж. Л. Бер­ни­ни, чьи пред­ло­же­ния, од­на­ко, бы­ли от­верг­ну­ты в поль­зу про­ек­та, раз­ра­бо­тан­но­го со­вместно Л. Ле­во, Ш. Леб­ре­ном и К. Пер­ро. По­след­ний счи­та­ет­ся ав­то­ром по­стро­ен­но­го в 1667-1672 годы фа­са­да с 3 ри­за­ли­та­ми и за­клю­чён­ной ме­ж­ду ни­ми во 2-м яру­се ко­лон­на­дой со сдво­ен­ны­ми ко­лон­на­ми — про­грамм­но­го па­мят­ни­ка французского клас­си­циз­ма XVII века.


В свя­зи с пе­ре­ез­дом ко­ро­лев­ско­го дво­ра в Вер­саль в 1674 году стро­ительные ра­бо­ты в Лувре бы­ли при­ос­та­нов­ле­ны, а его по­ме­ще­ния за­ня­ты различными уч­ре­ж­де­ния­ми (в 1692 году ту­да въе­ха­ли Ака­де­мия над­пи­сей и изящ­ной сло­вес­но­сти и Ко­ро­лев­ская ака­де­мия жи­во­пи­си и скульп­ту­ры, с 1699 года про­во­ди­лись вы­став­ки Са­ло­нов). Строи­тель­ст­во во­зоб­но­ви­лось толь­ко в 1756 году при Лю­до­ви­ке XV, ко­гда бы­ли за­вер­ше­ны кры­лья Квад­рат­но­го дво­ра, а Восточная ко­лон­на­да ос­во­бо­ж­де­на от за­кры­вав­ших её при­стро­ек. Не­смот­ря на то, что в даль­ней­шем к Лувру про­дол­жа­ли при­страи­вать­ся но­вые час­ти, его об­лик был оп­ре­де­лён клас­си­ци­стическими по­строй­ка­ми XVII века.


При императоре На­по­ле­о­не I Бо­на­пар­те в 1801-1810 годы северное и южное кры­лья Квад­рат­но­го дво­ра бы­ли над­строе­ны вто­рым эта­жом. В 1804-1811 годы ар­хи­тек­то­ры Ш. Пер­сье и П. Ф. Л. Фон­тен по­строи­ли га­ле­рею На­по­ле­о­на, па­рал­лель­ную Боль­шой га­ле­рее и вы­хо­дя­щую на Рю-де-Ри­во­ли, а в 1806-1808 годы Фон­тен соз­дал па­рад­ную ле­ст­ни­цу, ве­ду­щую в Квад­рат­ный са­лон. В 1852 году император На­по­ле­он III из­дал дек­рет о за­вер­ше­нии строи­тель­ст­ва Лувра в те­че­ние 5 лет. К 1857 году ар­хи­тек­то­ры Л. Т. Вис­кон­ти и Э. М. Ле­фю­эль воз­ве­ли 2 па­рал­лель­ных зда­ния по сто­ро­нам от дво­ра Кар­ру­зель и объ­е­ди­ни­ли од­но из них с Боль­шой га­ле­ре­ей, а дру­гое — с га­ле­ре­ей На­по­ле­о­на по­пе­реч­ны­ми по­строй­ка­ми, от­ме­тив мес­та пе­ре­се­че­ния вы­со­ки­ми ку­поль­ны­ми па­виль­о­на­ми, офор­мив двор На­по­ле­о­на и соз­дав до­пол­нительные внутренние дво­ры.


В 1981 году, ко­гда Лувр по­ки­ну­ло по­след­нее не­му­зей­ное уч­ре­ж­де­ние (Министерство фи­нан­сов), на­ча­лось осу­ще­ст­в­ле­ние про­ек­та «Боль­шой Лувр», имев­ше­го це­лью усо­вер­шен­ст­во­ва­ние му­зей­но­го про­стран­ст­ва. Зда­ние под­верг­лось пе­ре­пла­ни­ров­ке (об­нов­ле­но кры­ло Ри­ше­льё, внутренние дво­ры пе­ре­кры­ты про­пус­каю­щи­ми свет кры­ша­ми, соз­да­на под­зем­ная тор­го­вая га­ле­рея Кар­ру­зель), в цен­тре дво­ра На­по­ле­о­на воз­ве­дён но­вый вход в ви­де боль­шой стек­лян­ной пи­ра­ми­ды в ок­ру­же­нии трёх ма­лых (1985-1989, архитектор И. М. Пей). В со­ста­ве ис­то­рических па­мят­ни­ков Па­ри­жа дво­рец Лувр вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Ис­то­рия му­зея

В ка­че­ст­ве ко­ро­лев­ской ре­зи­ден­ции Лувр с XVI вtrf слу­жил ме­стом хра­не­ния ко­ро­лев­ской кол­лек­ции про­из­ве­де­ний искусства. Её ос­но­ву со­став­ля­ли ра­бо­ты италянских мас­те­ров, вы­ве­зен­ные из Ита­лии ли­бо соз­дан­ные итальянскими ху­дож­ни­ка­ми во Фран­ции в XVI веке, кол­лекции Лю­до­ви­ка XIV и его ми­ни­ст­ров А.
дю Плес­си Ри­ше­льё и Дж. Ма­за­ри­ни (про­из­ве­де­ния ни­дерландских ху­дож­ни­ков XVI века, французских, голландских и фламандских мас­те­ров XVII века и др.). В 1791 году дек­ре­том ре­волюционной Национальной ас­самб­леи Лувр и Тю­иль­ри объ­яв­ле­ны ме­стом хра­не­ния па­мят­ни­ков нау­ки и искусства. В 1793 году в Лувр от­крыт об­ще­до­ступ­ный Центральный му­зей ис­кусств (с 1803 года Му­зей На­по­ле­о­на), воз­глав­ляе­мый с 1802 года Д. В. Де­но­ном, ко­то­рый сис­те­ма­ти­зи­ро­вал и упо­ря­до­чил имею­щее­ся со­б­ра­ние и спо­соб­ст­во­вал его при­ум­но­же­нию, спе­ци­аль­но при­об­ре­тая в Ита­лии ра­бо­ты не пред­став­лен­ных в Лувре пе­рио­дов ис­то­рии искусства. По­ми­мо ко­ро­лев­ской кол­лек­ции в Лувре экс­по­ни­ро­ва­лись так­же на­цио­на­ли­зи­ро­ван­ные во вре­мя Французской ре­во­лю­ции XVIII века со­б­ра­ния эмиг­ран­тов и се­ку­ля­ри­зо­ван­ная цер­ков­ная ут­варь.
с­по­на­ты рас­по­ла­га­лись в Боль­шой га­ле­рее (около 500 кар­тин и др.). В 1798 году их чис­ло уве­ли­чи­лось за счёт при­то­ка про­из­ве­де­ний искусства, вы­ве­зен­ных из Ита­лии по То­лен­тин­ско­му и Кам­по­фор­мий­ско­му мир­ным до­го­во­рам, а так­же в ре­зуль­та­те на­по­ле­о­нов­ских по­хо­дов. По­сле па­де­ния им­пе­рии в 1815 году б. ч. ре­к­ви­зи­ро­ван­ных национальных со­кро­вищ бы­ла воз­вра­ще­на, а Му­зей На­по­ле­о­на пре­кра­тил своё су­ще­ст­во­ва­ние.

Тем не ме­нее Лувр про­дол­жал ос­та­вать­ся ме­стом хра­не­ния и экс­по­ни­ро­ва­ния мно­го­численных со­б­ра­ний, б. ч. ко­то­рых во­шла в фон­ды современного му­зея. Так, в 1824 году в нём на­чал ра­бо­ту Му­зей современой скульп­ту­ры в ин­терь­е­рах, оформ­лен­ных П. Ф. Л. Фон­те­ном. В 1826 году поя­вил­ся от­дел еги­пет­ских древ­но­стей, пер­вым хра­ни­те­лем ко­то­ро­го был Ж.
Шам­поль­он. Му­зей со­сто­ял из па­мят­ни­ков, вы­ве­зен­ных из Егип­та (при уча­стии Д. В. Де­но­на) во вре­мя Еги­пет­ской экс­пе­ди­ции На­по­ле­о­на Бо­на­пар­та, а так­же по­лу­чен­ных в ре­зуль­та­те рас­ко­пок Ф. О. Ф. Ма­рие­та и др. В 1827 году от­крыл­ся Му­зей Кар­ла X (древнеегипетское искусство, эт­рус­ские ва­зы, ан­тич­ная брон­за, де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное искусство итальянского Воз­ро­ж­де­ния) и Морской му­зей, про­су­ще­ст­во­вав­ший до 1943 года. В 1838-1848 годы в Лувревы­став­ля­лась испанская га­ле­рея ко­ро­ля Луи Фи­лип­па (свыше 400 про­из­ве­де­ний испанских ху­дож­ни­ков, про­дан­ных в Лон­дон в 1853 году). В 1847 году на­чал ра­бо­ту пер­вый в Ев­ро­пе от­дел ас­сирийского искусства, со­стоя­щий из на­хо­док П. Э. Бот­та (французского кон­су­ла в Мо­су­ле), в 1850 — Мексиканский, Алжирский и Эт­но­гра­фические му­зеи, в 1852 году — Му­зей мо­нар­хии с пред­ме­та­ми из ко­ро­лев­ских со­кро­вищ­ниц от Хиль­де­ри­ка I до На­по­ле­о­на I.
1861 году при­об­ре­те­на часть кол­лек­ции мар­ки­за Кам­па­на, ко­то­рая со­ста­ви­ла ос­но­ву Му­зея На­по­ле­о­на III (1863). В 1888 году от­кры­ты Суз­ские га­ле­реи с на­ход­ка­ми из Ира­на, со­ста­вив­шие яд­ро современного от­де­ла ближ­не­во­сточ­ных древ­но­стей. С 1905 года в Лувре раз­ме­ща­ет­ся Му­зей де­ко­ратив­но-при­клад­ных ис­кусств, с 1922 года — Га­ле­рея ис­лам­ско­го Вос­то­ка. В 1986 году в свя­зи с ор­га­ни­за­ци­ей но­во­го па­риж­ско­го Му­зея Ор­се ему бы­ла пе­ре­да­на часть кол­лек­ций Лувра (искусство по­сле 1848 года).

Ны­не Лувр яв­ля­ет­ся од­ним из круп­ней­ших му­зе­ев в ми­ре; его со­б­ра­ние пред­став­ле­но в 8 от­де­лах: ближ­не­во­сточ­ных древ­но­стей (па­мят­ни­ки искусства Ме­со­по­та­мии, Па­ле­сти­ны, Фи­ни­кии, Пер­сии, Урар­ту, в т. ч. шу­мер­ская «Сте­ла кор­шу­нов», ак­кад­ская «Сте­ла ца­ря На&.
ции, эт­ру­сков и Древ­не­го Ри­ма (ста­туи «Ве­не­ра Ми­лос­ская», «Ни­ка Са­моф­ра­кий­ская», фраг­мен­ты «Ал­та­ря ми­ра» императора Ав­гу­ста и др.); ис­лам­ско­го искусства; скульп­ту­ры (ра­бо­ты Ми­ке­ланд­же­ло, Ж. Гу­жо­на, французских скульп­то­ров XVII–XVIII веков, А. Ка­но­вы и др.); де­ко­ра­тив­но- при­клад­но­го искусства (май­о­ли­ка, ме­бель, юве­лир­ные из­де­лия и др.); жи­во­пи­си (про­из­ве­де­ния ху­дож­ни­ков ев­роп. школ от сред­них ве­ков до 1848 года, в т. ч. Фра Анд­же­ли­ко, Пье­ро дел­ла Фран­че­ски, П. Уч­чел­ло, С. Бот­ти­чел­ли, А. Ман­те­ньи, Ле­о­нар­до да Вин­чи, Ра­фа­эля, Джорд­жо­не, Ти­циа­на, П. Ве­ро­не­зе, Ка­ра­вад­жо, Я. ван Эй­ка, И. Бос­ха, Рем­бранд­та, Я. Вер­ме­ра, П. П. Ру­бен­са, А. ван Дей­ка, А. Дю­ре­ра, Х. Холь­бей­на Млад­ше­го, Л. Кра­на­ха, Эль Гре­ко, Д. Ве­ла­ске­са, Х. де Ри­бе­ры, Ф. Гойи, Ж. и Ф. Клуэ, Н. Пус­се­на, К. Лор­ре­на, Ж. де Ла­ту­ра, А. Ват­то, Ж. О. Фра­го­на­ра, Ж. Л. Да­ви­да, Т. Же­ри­ко, Ж. О. Д. Эн­гра, Т. Гейнс­бо­ро, Дж. Рей­нол­дса); гра­вюр и ри­сун­ков. Фи­лиа­ла­ми Лувра яв­ля­ют­ся Му­зей-квар­ти­ра Э. Де­лак­руа и Му­зей пер­во­быт­но­го искусства стран Азии, Аф­ри­ки, Океа­нии и Аме­ри­ки на на­бе­реж­ной Бран­ли.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Источник: w.histrf.ru

Музей Лувр в Париже: эксклюзивные коллекции произведений искусств

Кто-то посещает столицу Франции по делам бизнеса или ради дорогих бутиков, кто-то ищет развлечений, а кого-то манит его удивительная архитектура, история и искусство. Музей Лувр в Париже стал местом паломничества миллионов людей, приезжающих из самых отдаленных уголков мира, чтобы увидеть его сокровища собственными глазами. В нем гармонично сочетается прошлое с настоящим, и даже Пирамида Лувра – строение наших дней, находит отклик в сердцах путешественников ничуть не меньше, чем загадочная картина Мона Лиза.

Многогранность Musée du Louvre

Музей Лувр по праву носит титул самого популярного и большого художественного музея, занимая площадь 160 106 кв. м (под выставками 58 470 кв. м). Если продолжать опираться на цифры, то внушительно выглядит количество посещений в год – более 9 млн. человек.

Приобретайте Париж Museum Pass, который дает возможность свободного входа более чем в 60 музеев в Париже!!! Купить Museum Pass можно по ссылке

Музей Лувр в Париже
Музей Лувр в Париже

Где находится Лувр?

Лувр находится в центральной части города на правом побережье Сены в 1-м округе по авеню Риволи в здании бывшего королевского дворца, расположенном между храмом Сен-Жермен-л’Осеруа и садом Тюильри. Рядом с ним стоит памятник, где на резвом скакуне красуется Людовик XIV, от которого берет начало главная историческая ось Парижа.

Музей собрал в своих залах невероятное количество реликвий, представляющих не только минувшие эпохи Европы, но и культуру других стран: Египта и Греции, Ближнего Востока и Ирана, Африки, территории Океании и Америки.

Парижский музей Лувр
Парижский музей Лувр

Своими коллекциями Лувр делится с другими музеями, представляющими произведения искусства в определенном ключе (примитивизм, античная религия, современное направление, импрессионизм и постимпрессионизм, другое). Картинами, скульптурами и прочими артефактами можно полюбоваться в стенах Орсе, центре Жоржа Помпиду, музее набережной Бранли и Guimet, а еще в филиалах Лувра, расположенных в промышленном французском городе Лансе и в Абу-Даби на территории ОАЭ.

Что значит «Лувр»?

Бесспорно, название дворца звучит красиво, но этимологам стало интересно докопаться до корня его происхождения. В разработке побывало несколько версий, а наиболее популярны три:

  • Для строительства было выбрано место под названием «Люпара» (Lupara). Однако откуда взялся этот термин, выяснить не удалось, но есть предположение, что оно происходит от латинского «люпус» (lupus), что значит «волчанка». Сегодня так называется болезнь, но во времена Филиппа-Августа, правящего Францией на границе XII-XIII веков, под названием могли подразумевать обиталище волков.
  • Ближе к истине вторая версия происхождения наименования, по которой «lauer» или «lower» на старофранцузском значит «сторожевая башня».
  • Еще одну правдоподобную теорию выдвинул историк XVII столетия А. Соваль, считавший, что производными являются слова нелатинского происхождения » leower ou lower, leovar, lovar или lover», означающие «форт», «укрепление».

Но если происхождение слова вызывает любопытство, то история самого дворца куда более длинная и захватывающая, уводящая к началу XII столетия, когда в самом разгаре были крестовые походы и охота на еретиков.

История Лувра

Король Филлип II Август
Король Филлип II Август

Отправляясь в 1190 году в очередной военный поход с Ричардом Львиное Сердце (которого еще называли Ричард Да-и-Нет за склонность менять мнение под влиянием собеседника), король Филлип II Август, дабы не оставлять свои земли на растерзание алчным родственникам (особенно династии Плантагенетов) и другим претендентам, основывает строительство крепостной преграды с башнями.

Возведение заняло 20 лет, и в итоге по обе стороны Сены появились две стены – Нельская и Луврская. Перед последней и вырос замок, позже ставший королевским дворцом. Постепенно Лувр превращался в неприступный форт с десятками башен, радикально отличаясь от нынешнего роскошного здания. Каменные стены толщиной 2,5 м были увешаны бойницами, щетинились высокими зубцами, а вокруг них пролегал водяной ров с высокими срезанными берегами.

Читайте также: Эйфелева башня в Париже: история, фото, точный адрес

В те времена монарший замок находился на западе острова Ситэ, а новая крепость стала хранилищем казны, военного арсенала, и служила тюрьмой. Только при Карле V статус сооружения изменился, и из оборонительного бастиона оно постепенно трансформировалось в уютное и прекрасное гнездышко.

Смена приоритетов – от унылой серости к пышному убранству

Для удобства монаршей семьи тут обустроили шикарные апартаменты с жилыми корпусами и парадными лестницами. В стенах пришлось пробить окна, а на крыше выросли печные трубы и симпатичные пинакли. Сюда также было перевезено огромное собрание книг, и 973 тома положили начало царской библиотеке.

Франциск I
Франциск I

Однако только с 1546 г. при Франциске I Лувр становится официальной королевской резиденцией. Чтобы облагородить его, пригласили архитектора Пьера Леско и мастера скульптур – Жана Гужона, которые придали зданию вид в духе периода Возрождения. Архитектор работал над юго-западным крылом, так называемого, Квадратного двора.

Он сумел объединить изысканные грани, строгие соединения вертикалей и горизонталей с богатством и утонченностью скульптур настолько умело, что крыло Леско и сегодня признается непревзойденным творением зодчества французского Ренессанса. Оно находится возле левой части выхода Квадратного двора, примыкающего ко двору Наполеона.

В 1564 году к благоустройству приложила руку «черная» королева Екатерина Медичи, навсегда запомнившаяся тем, что спровоцировала Варфоломеевскую ночь. Ее идеей стал дворец Тюильри с садом на земле, прилегающей к Лувру. Так она планировала всегда оставаться рядом с правящими страной сыновьями, помогая им мудрым советом и наставлениями.

Свежие формы архитектуры и галерея мастеров

В 1589 году после длительной борьбы за власть на французский трон садится Генрих IV и сразу приступает к задуманному им «Большому проекту». Он убирает остатки средневековых сооружений ради расширения внутреннего патио и соединяет с помощью Большой галереи в 210 метров Лувр и Тюильри.

Над проектом работали зодчие Луи Метезо и Жак Андруэ, отдав низший этаж под мастерские и разного рода лавки, а при Красном кардинале Ришелье тут работали типография с монетным двором. В XVII столетии галерея Лувра приютила мастеров, не вошедших в семью узаконенных цехов.

Музей Лувр (Франция)
Музей Лувр (Франция)

В королевском указе значилось, что ее территория должна быть обустроена так, чтобы соответствовать потребностям великих кудесников в области живописи, ваяния, ювелирного и часового дела, создания холодного оружия, парфюмерии, коврового и восточного искусства, производства физических инструментов и труб для фонтанов.

По сути, эти мастера творили под теплым и уютным крылышком монарха. Не принадлежа ни к одной официальной школе, они могли производить товары, свободно продавать их, не отчитываясь перед цехами, а также обучать собственных учеников.

Это невероятно злило цеховщиков, которые ничего не могли с этим поделать, и от бессилия заявляли, что настоящие и честные представители своего дела никогда не согласились бы на работу при Лувре. Естественно, эти громкие заявления не имели никакой силы.

Лувр в Париже (фото)
Лувр в Париже (фото)

Пока официальные цеха злорадствовали, мастера, работающие в галерее королевского дворца, процветали, создавая прекрасные образцы роскоши. Причем тут могли работать представители любых национальностей, и на огромной площади соседствовали турки с их знаменитыми расписными коврами, голландские гранильщики, множество итальянцев и фламандцев наряду с другими представителями наций.

В 1620 году зодчий Жан Лемерсье реализует личный проект по возведению главного строения Квадратного двора – павильона Часов, имевшего три арочных хода.

Поскольку места было слишком мало, он предложил увеличить площадь территории вчетверо, но исполнить задумку смогли только во время правления следующего по счету Людовика – «короля-солнце».

Людовик XIV
Людовик XIV

С приходом нового хозяина всегда грядут большие перемены. Людовик XIV не стал исключением, и с энтузиазмом взялся за благоустройство наследия с учетом индивидуального вкуса.

Сносились старые застройки, увеличивались территории, пристраивались новые корпуса, а отличительной чертой данного временного отрезка стала Восточная колоннада.

Архитектор Джованни-Лоренцо Бернини из Италии вообще предложил радикальное решение – полностью разрушить здание и возвести на его месте совершенно новое, соответствующее духу текущей эпохи. В этом можно узреть неудержимую жажду еще больше прославить свое имя при жизни и навсегда вписать его в скрижали истории, поскольку для реализации задумки он предложил собственный план.

Его затею восприняли в штыки другие архитекторы и придворные монарха, а потому ей не суждено было сбыться. Зато другие зодчие, пользуясь любимым инструментом французского двора, а именно интригами и подкупами, добивались, чтобы их планы в отношении перестройки здания находили положительный ответ.

Андре-Шарль Буль
Андре-Шарль Буль

После возведения Восточной колоннады в 1680 году король устал от столицы и Лувра, и перебрался со всем окружением в Версаль. Но галерея дворца продолжала разрастаться. Сюда стремилось все больше умельцев, а старожилы постепенно расширяли работающие конторы. Например, резчик по металлу, эбенист и мастер позолоты Андре-Шарль Буль создал семейный бизнес с четырьмя своими сыновьями, установив в мастерской 18 станков, на которых вырезались предметы из черного дерева.

Он создавал отдельные детали, а затем собирал их воедино, производя бюро и другие предметы мебели, украшенные мозаикой и изящными медными элементами; изысканные корпуса для часов; выполненные из цветной древесины книжные шкафы с встроенными зеркалами; шикарные люстры; пресс-папье.

Перерождение дворца в музей

О том, чтобы превратить королевский дворец в музей, заговорили еще в XVIII веке при Людовике XV. Начавшийся при нем процесс завершился с французской революцией.

Впервые залы Лувра приняли первых посетителей в августе 1793 года.

Далее заботу о нем принял на себя Наполеон I, и во время Первой империи он носил имя «музей Наполеона». Затем эстафета перешла Наполеону III, при котором все работы по очередной перестройке были закончены, и у архитектурного ансамбля появилось северное крыло, протянувшееся вдоль авеню Риволи.

Читайте также: Собор Парижской Богоматери в Париже: история, фото, адрес

Но и это не стало окончательным перевоплощением Лувра. Случилось это в 1871 г., когда разрушивший Тюильри в период осады Парижской коммуной пожар был позади.

Пирамида Лувра

А относительно недавним новаторством стала пирамида Лувра, полностью собранная из стекла.

Пирамида Лувра
Пирамида Лувра

Ее прототипом является пирамида Хеопса (Гиза) – крупнейшая из ныне известных в Египте. Вес стеклянной копии примерно 180 тонн, высота 21,65 м при длине основы 35 м и угле наклона 52 градуса, а сама конструкция состоит из 70 деталей треугольной формы и 603 ромбовидной.

Она находится в окружении небольших фонтанов и трех пирамидальных фигур поменьше, выполняющих роль иллюминации. Придумал ансамбль Клод Энгл – американский архитектор с китайскими корнями. Строительство велось в 1985-1989 годах, и вначале вызвало бурю негодований, что для Парижа вполне естественно.

Сегодня без стеклянного сооружения, выполняющего роль входа с кассами, Лувр представить довольно сложно, особенно после выхода романа Д. Брауна «Код да Винчи», в котором автор решил упокоить Марию Магдалину, как символ Священного Грааля, в перевернутой части конструкции.

Пирамида Лувра (внутри)
Пирамида Лувра (внутри)

Есть и другая занимательная версия, по которой в нижней части пирамиды покоится Франсуа Миттеран – французский президент того периода, когда закончилось возведение сооружения.

Она привлекает творческих личностей, и однажды уличный художник JR, знаменитый своими объемными работами, решил поразить столичных жителей и туристов необычной иллюзией. На обратной стороне строения бала наклеена черно-белая фотография дворца в его реальную величину с точным повторением всех деталей. При определенном ракурсе фотография безупречно совпадала с архитектурой здания, заставляя при этом пирамиду исчезать, словно растворяясь в воздухе.

Наращивание коллекций

Начальные 2 500 экспонатов выставочных залов были собраниями полотен, принадлежащих еще Франциску I и Людовику XIV. Последний выкупил 200 картин у банкира Э. Жабаха, а легендарная «Джоконда» Леонардо и рафаэлевская «Прекрасная садовница» некогда были приобретены Франциском I наряду с остальной коллекцией, принадлежащей самому да Винчи, но проданной, когда его земные дни завершились.

Лувр (Музей)
Лувр (Музей)

Свои сокровища Парижский музей Лувр собирал разными путями. Некоторые передавались сюда из других запасников, одни были дарованы при жизни владельцев или завещаны после их кончины, другие конфискованы во время революционных волнений, добыты в военных походах или на археологических раскопках.

Среди знаменитых скульптур Венера Милосская, приобретенная французским послом у Турции сразу, как она была найдена. А Нику Самофракийскую обнаружил в 1863 г. на острове Самотраки французский археолог Ш. Шампуазо. К сожалению, статуя была расколота на несколько частей, и ее пришлось собирать словно пазл.

Экспонаты Лувра

Ныне музей Лувр, а ранее дворец французских королей, не растерял своей роскоши со сменой статуса, и даже установленная в центре площади возле него стеклянная пирамида ничуть не убавила исторического очарования.

Оставаясь самым посещаемым и неподражаемым, он демонстрирует посетителям собранные на протяжении многих десятилетий коллекции картин и набросков, гравюр, бронзовых предметов, скульптур и гобеленов, керамики и фарфора, прекрасных драгоценностей и изделий из слоновой кости. В его запасниках более 300 000 удивительных экспонатов, но только небольшая часть (35 000) одновременно наполняет залы Лувра.

В собраниях представлены артефакты древних цивилизаций, всех периодов средневековья, а также жемчужины первой половины XIX века. Тут во всей красе преподносят себя древний Восток, Греция, Рим и Этрурия, скульптурные композиции и знаменитые статуи, искусство Ислама, графическое и изобразительное искусство и разрозненные предметы, представляющие интерес.

Экспонаты Лувра
Экспонаты Лувра

Каждой теме посвящены свои залы, а особое внимание уделено культуре Египта, чьи свидетельства прошлого разместились в 20-и комнатах. Некогда эта большая коллекция принадлежала Франсуа-Жану Шампольону, сумевшему расшифровать египетские иероглифы.

Отдел, посвященной этой теме, был основан королем Карлом Х весной 1826 г. Сегодня столь обширный паноптикум поделен на 3 составляющие: римский и коптский Египет; хронологическое экспозиционирование; тематическое экспозиционирование. Не меньшим интересом пользуются экспозиции, посвященные Греции, Риму и Этрурии.

Венера Милосская в Лувре
Венера Милосская в Лувре

Из глубины веков на вас томно взирает Венера Милосская и о чем-то задумался Ганимед, расправила крылья величественная даже без головы и рук Ника Самофракийская, в непринужденной позе замерли Адонис и Аполлон, приветствует размашистым жестом Александр Великий и Афина из Веллетри.

Ника Самофракийская (Лувр)
Ника Самофракийская (Лувр)

В коллекции изваяний музей первоначально отдавал предпочтение античным статуям (за исключением творений Микеланджело), но в середине XIX века было решено основать 5 новых зон для выставки средневековых скульптур эпохи Возрождения, созданных до XVIII столетия. Чуть позже (в 1850 г.) сборник статуй разбавил средневековых период.

Среди предметов искусств и сейчас достаточно много уникальных артефактов, но этот паноптикум продолжает расширяться, включает новые статуэтки, гобелены, предметы мебели, фантастической красоты драгоценности от средневековья до XIX столетия.

Картины Лувра

Известные картины Лувра, это совершенно потрясающая, фантастическая подборка из 6 000 полотен, представляющих картины Леонардо Да Винчи, Эжена Делакруа, Диего Веласкеса, Рафаэля и его ученика Луку Пенни, Андреа Мантеньи, Пауля Рубенса, Тициана Вечеллио, Рембрандта Харменс ван Рейна и еще многих авторов, перечислить которых за раз очень сложно.

Картины Лувра
Картины Лувра

Но основной достопримечательностью музея, несомненно, является женщина с самой загадочной улыбкой, над разгадкой которой не одно столетие бьются маститые эксперты по картинам – Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи.

Картина Мона Лиза
Картина Мона Лиза

Глядя на мировые шедевры, невольно задумываешься: что чувствовали и хотели передать своими полотнами художники, в какие дебри безумия они забредали? Какие страсти переживали, какая судьба уготована была каждому и сколько взлетов и падений, триумфа и разочарований они испытали? Как часто они переживали унижения, нанизанные на редкие лучи славы?

На фоне всех этих жизненных страстей даже обидно, что миллионы людей, проходя мимо великих произведений, бросают на них лишь беглый взгляд, стараясь быстрее перейти дальше.

Картины в Лувре
Картины в Лувре

Экскурсия по Лувру превращается в марафон, в котором надо успеть увидеть и запечатлеть на фото по возможности больше. Совсем не остается времени на осознание, что за каждым мазком скрыта душа художника, его муки и терзания, бессонные ночи, желание передать главный смысл, собственное мировоззрение и целая эпоха. Но винить людей за это не стоит, ведь чтобы изучить более внимательно каждый экспонат, потребуется не менее 4-х лет!

Полотен разных живописцев собралось так много, что написанные после 1848 г. было решено передать в музей Орсе.

Залы Лувра

Каждый зал Лувра, это конкуренция шика, богатства и помпезности. В галерее Аполлона перехватывает дыхание от прекрасных полотен в окружении ангелочков и обрамлении золота.

Художественные залы Лувра
Художественные залы Лувра

В гостиной Наполеона явно виден любимый полководцем стиль ампир. Спинки стульев, обитых дорогой тканью, как и диваны с фигурными ножками, напоминают арфу; с потолка свисают многоярусные хрустальные люстры, а стены украшают картины, пухлые херувимы, лепнина и много позолоты.

Лувр (панорама внутри)

Бродя по огромным залам в потоке туристов, сложно представить, что когда-то в многочисленных комнатах плелись заговоры, а в запутанных коридорах дворца за тяжелыми портьерами устраивали засады дворяне и подкупленные слуги, дабы избавиться от неугодного фаворита.

Бельфегор призрак Лувра

Не секрет, что при дворе процветали подкупы, сплетни и прочие коварства. На протяжении многих лет в его стенах сгинуло немало людей, а сейчас коллекции музея постоянно пополняются свеженькими мумиями, а потому неудивительно, что это породило множество сплетен и легенд, в которых главная роль отведена духам.

Бельфегор призрак Лувра – это не только мистический фильм по сценарию Даниэля Томпсона с Софи Марсо в ведущей роли, но и одна из местных легенд. Говорят, что по коридорам ночами действительно бродит архидемон, навевая персоналу и зазевавшимся посетителям их самые потаенные ужасы.

Еще, если 9 июня удастся остаться допоздна возле апартаментов Екатерины Медичи, возможно, вам повезет встретить призрак убитой ею при помощи отравленных перчаток королевы Жанны. Именно в этот день она отошла в мир иной, и теперь пытается поквитаться с мучительницей, приходя ежегодно к ее опочивальне полупрозрачным духом.

Читайте также: Дворец Тюильри: один из вечных призраков Лувра

Конечно, не обошлось тут и без таинственной Белой дамы, образ которой в Европе считается дурным предзнаменованием.

Билеты в Лувр

Билеты в музей стоят 15 евро, а чтобы экскурсия стала познавательной, возьмите за 5 евро аудиогид. Бесплатно открыто каждое первое воскресенье в период октябрь-март.

Билет в Лувр
Билет в Лувр

Свободный вход также для молодежи до 18 лет, скульпторов и художников, малоимущих, лиц с ограниченными возможностями и их сопровождающих, для граждан ЕС возрастом 18-25 лет.

Панорама Лувра

Где находится Лувр, как к нему добраться и время работы

Расположен музей-дворец по адресу: Лувр, 75058 Париж – Франция.

Доехать к нему можно на метро, выйдя на станции Louvre Rivoli по ветке 1 или Palais Royal Musee du Louvre – где пересекаются ветки 1 и 7.

Двери для посещений открыты ежедневно с 9:00 до 18:00, кроме вторника, но учтите, что залы закрываются в 17:30. Ночная смена действует до 21:45 по средам и пятницам. Не работает музей 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Главный вход находится в стеклянной пирамиде, но попасть в сокровищницу шедевров искусств можно также через вход неподалеку от арки Карузель. Путь в правое крыло здания открывают Львиные врата, а в левое доступно со стороны авеню Риволи.

Лувр на карте

Попасть в Лувр можно и сразу со станции подземки Palais Royal Musee du Louvre или по подземному проходу Торгового центра Carrousel du Louvre.

Контактная информация:

Адрес: Лувр, 75058 Париж — Франция
Телефон: + 33 (0) 1 40 20 53 17
Лувр официальный сайт: http://www.louvre.fr/

Лувр видео экскурсия

Источник: paris-life.info

Король Карл V (годы правления 1364-1380) сделал Лувр своей резиденцией, в связи этим замок был расширен и переделан.

В 1541 году, при Франциске I, это здание было разобрано, и на его месте в 1546-1574 годах по проекту известного архитектора французского Возрождения Пьера Леско создано одно из лучших сооружений эпохи. В 1578 году, в связи с предпринятым Екатериной Медичи строительством дворца Тюильри, было начато строительство галереи, соединившей Лувр с новым дворцом. С 1595 года начались работы по надстройке этой первоначально одноэтажной галереи. С 1624 года по проекту архитектора Жака Лемерсье создается композиция замкнутого прямоугольника «Старого Лувра», заключающего квадрат внутреннего двора. Работы Лемерсье были продолжены Луи Лево и Клодом Перро, построившими колоннаду восточного фасада, часть южного фасада.

С 1674 года Людовик XIV принял решение сделать своей резиденцией Версаль. Работы в Лувре были приостановлены. С 1672 года в королевском дворце размещались Королевская академия живописи и скульптуры и созданная в 1671 году Королевская академия архитектуры. С этого же времени в южной галерее формируется собрание картин. Хранителем картинной галереи был назначен «первый живописец короля» Шарль Лебрен. С 1737 года в одном из залов Лувра – Квадратном салоне стали проводить большие художественные выставки.

С началом французской революции в 1789 году Лувр использовали для национальных собраний.

10 августа 1793 года в Большой галерее открылась выставка картин, конфискованных революционерами у аристократии, и Лувр стал общедоступным музеем.

В годы Первой империи архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен надстроили второй этаж в южном и северном крыльях Квадратного двора, продлили северную галерею, замкнув площадь Карузель, и возвели в ее центре триумфальную арку в честь военных побед императора Наполеона.

При Наполеоне Бонапарте художественные собрания Лувра особенно интенсивно пополнялись, большая часть из них была захвачена во время войн, некоторые произведения искусства император покупал. По замыслу Бонапарта, «Музей Наполеона» должен был превзойти все художественные собрания в мире. В результате Египетского похода Бонапарта (1798-1799) значительно расширился отдел древностей музея.

После падения Наполеона многие похищенные произведения искусства пришлось вернуть. После реквизиций 1815 года Лувр несколько опустел, но его собрание значительно пополнилось в 1817 году за счет перенесения в его залы экспонатов ликвидированного Музея французских памятников.

В 1939 году с началом Второй мировой войны коллекции музея были эвакуированы. Лувр вновь открылся в сентябре 1940 года.

В 1981 году президент Франции Франсуа Миттеран подписал проект «Большой Лувр», по которому музею отдавались все помещения бывшего дворца. Для этого министерство финансов, размещавшееся в крыле Ришелье, переехало в новые помещения. Корпус Ришелье, выходящий на улицу Риволи, по новому проекту, был капитально перестроен, а в двух внутренних дворах, перекрытых стеклянными куполами, разместились произведения скульптуры из королевских парков Версаль и Марли.

В декабре 1986 на другом берегу Сены был открыт музей Д’Орсэ в переоборудованном здании бывшего вокзала, построенного в 1900 годах. Сюда из Лувра были переданы произведения, созданные художниками с 1848 года по 1914 год.

В 1989 году американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей при участии французских мастеров Мишель Макари и Жана Мишеля Вильмота соорудил в центре двора Наполеона стеклянную пирамиду, контрастирующую с историческим сооружением. Под пирамидой был открыт новый главный вход в музей, где разместились рекреации, магазины, лекторий, служебные помещения.

1 января 1993 года Лувр стал государственным учреждением при министерстве культуры.

В Лувре представлены произведения западноевропейского искусства от средних веков до 1848 года, древние цивилизации. Коллекции разделены на несколько отделов: живопись, графика, скульптура, египетские древности, греческие, этрусские и римские древности, восточные древности,

Экспозиция Лувра огромна. Здесь можно увидеть произведения Древнего Египта и Месопотамии: статую писца Каи, крылатых быков из Хорсабада и ассирийские рельефы. Из шедевров античной скульптуры – архаическую статую Геры Самосской, фрагмент фриза Парфенона, статуи Боргезского бойца, Венеры Милосской и Ники Самофракийской. В разделе скульптуры хранятся фигуры «Рабов» Микеланжело, произведения французского Средневековья и «Нимфа Фонтенбло» работы Бенвенуто Челлини. В экспозиции живописи – картины Жана Клуэ, Жана Антуана Ватто, Жака Луи Давида, Жана Огюста Доминика Энгра, Эжена Делакруа и др. Итальянская школа представлена картинами Паоло Уччелло, Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи. Самая ценная часть коллекции итальянской живописи в Лувре – пять картин Леонардо да Винчи, в том числе знаменитая «Джоконда». Это самое большое в мире собрание живописных произведений великого художника. На втором этаже корпуса Ришелье воссоздана Галерея Медичи, где размещены 24 полотна Питера Пауля Рубенса.

В специальных разделах демонстрируются произведения декоративного и прикладного искусства: шпалеры, эмали, мебель, изделия из золота и слоновой кости, бронзы, фаянса и фарфора.

В сентябре 2012 года в Лувре в новых галереях на площади пять тысяч квадратных метров открылся отдел, посвященный исламскому искусству. Здесь размещено около трех тысяч экспонатов, охватывающих историю искусства исламского мира от Испании до Индии с VIII по XIX век.

4 декабря 2012 года в рамках проекта «Большой Лувр» был открыт первый филиал Лувра – Лувр Ланс, расположенный в северном городке Франции на площади около 20 гектаров. Основной комплекс музея включает пять соединенных между собой корпусов, в том числе галерею для временных выставок площадью 1,7 тысячи квадратных метров и театр на 300 мест. Здания, сделанные из стекла, алюминия и бетона были спроектированы японским архитектурным бюро Sanaa. Первая специальная выставка, посвященная эпохе Возрождения, включила 250 работ, в том числе полотно Леонардо да Винчи. В музее в Лансе работает полупостоянная выставка «Галерея времени», на которой представлены более 200 произведений, отобранных из каждого раздела собраний Лувра, начиная от древних образцов клинописи до Делакруа.

В 2015 году откроется филиал Лувра в ОАЭ  — «Лувр Абу Даби», расположенный на острове Ас Саадият в пригороде эмиратской столицы. В 2013 году музей показал публике экспонаты, уже приобретенные правительством Абу Даби для будущей экспозиции.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: ria.ru

В начале были крепость и дворец

До того, как стать музеем, Лувр был дворцом и резиденцией французской монархии. Изначально Лувр строился как крепость, расположенная в стратегически выгодном месте, на берегах реки Сены. Местоположение позволяло наблюдать окрестности и охранять короля Филиппа II Августа (более известного как Филипп Кривой). Так как монархия сосредотачивала свою власть в Париже, Лувр все больше и больше расширялся, чтобы вместить растущий королевский двор. Огромные лабиринты сегодняшнего Лувра — результаты и итоги постоянных расширений, которые продолжались веками. Название «Лувр» не изменилось, хотя его оригинальное значение от французского loup, что переводится как «волк», было утеряно.

Ослепительная рама для королевских коллекций

Хотя изначально Лувр не задумывался как музей, долгое время он служил хранилищем произведений искусства. По всему миру монархи использовали коллекции искусства для демонстрации своего богатства, могущества и достижений. Франция не отличалась от других. Члены королевского двора и уважаемые гости могли увидеть знаменитую королевскую коллекцию древних скульптур, а также галереи картин, скульптур, произведений декоративного искусства и технологических чудес. Величайшие художники того времени занимались декором интерьера дворца, создавая ослепительное обрамление для королевских коллекций. Король окружал себя великолепными произведениями искусства, но это говорило о его могуществе, а не о прекрасном вкусе или образовании.

Искусство и государство

Во Франции создание произведений искусства контролировалось государством — то есть королем и его кабинетом, поэтому Лувр снова играет важную роль. В Лувре располагалась Королевская академия живописи и скульптуры, основанная в 1648 году, — агентство, которое контролировало занятия художников, художественную критику, выставки и продажи. Члены академии встречались в Лувре, чтобы обсудить, какое произведение искусства можно официально одобрить, а избранные представители общественности приглашались на санкционированные государством выставки. Хотя эти собрания, которые назывались «салоны», — предки современных художественных выставок, их содержание тщательно регулировалось, а круг посетителей ограничивался элитой. Таким образом, Лувр оставался крепостью, даже несмотря на свои выставочные площади: управлялся будущий музей правящим классом, а доступ в него в целом был закрыт.

Крепость пробита

Когда в Париже разразилась революция 1789 года, монархи и духовенство стали главной целью народной ярости. Самый популярный инструмент Французской революции, гильотина, отрубала головы быстро и очень драматично. Менее кровавым, но настолько же мощным инструментом был контроль искусства: известно, что головы библейских королей, которые украшали собор Нотр-Дам де Пари, по ошибке были приняты за головы французских королей и жестоко уничтожены. В дополнение к этому тут и там происходили случаи демонстративного уничтожения произведений искусства. Революционеры хотели установить контроль над искусством, грабя коллекции и захватывая исторические, священные места. Церкви и дворцы были национализированы, бывшая знаменитая крепость Лувр преобразована в общественный музей.

Изменения были ощутимыми и очень важными. Только представьте, Лувр, который был домом короля и местом хранения всех его сокровищ, теперь был открыт для всех желающих, а те самые сокровища были выставлены на публичное обозрение. Революционеры очень старались подчеркнуть символичность этих изменений. Они открыли музей 10 августа 1773 года в первую годовщину после свержения короля Людовика XVI и открытия мемориальной доски об этом событии. Памятная доска была размещена на двери галереи Аполлона, бывшей ранее королевским приемным залом Людовика XVI, которого еще называли Королем-Солнце (сейчас в зале под сверхпрочным стеклом хранятся королевские драгоценности). Теперь любой гражданин мог прийти и посмотреть Лувр, и послание революционеров было мощным: монархия мертва, ее крепость повержена, а все материальные ценности стали имуществом народа.

Цивилизация, демократия и образование

Это не было лишь заявлением о богатстве, это было заявление о цивилизации, демократии и образовании — эту тройку мы знаем как Просвещение. Посетители Лувра проходят путь развития и становления искусства: от Древнего Египта к Греции, Риму и итальянскому Возрождению. Кульминация этой хронологии, которая прослеживается в просторных коридорах музея, — французская академическая живопись, продвигаемая Королевской академией и ее официальными салонами (выставками). Посетитель, который знакомился с залами и экспонатами музея в нужном порядке, проходил правильную иерархию, в которой Франция была представлена полноправной наследницей всех памятников древней культуры, вершиной культурного прогресса и самой цивилизацией.

Наполеон Бонапарт тоже коллекционировал произведения искусств и для этих целей использовал Лувр. Военный лидер, который дослужился до императора Франции в 1804 году, Наполеон полностью осознавал потенциал искусства как признак величия и место Лувра в этой истории. Он украсил залы Лувра своими личными эмблемами и гербом и использовал Лувр как трофейный чемодан, наполняя его добычей, собранной на полях сражений и привезенной из военных кампаний. Статуи папской коллекции из Ватикана, древняя квадрига лошадей из собора Сан Марко в Венеции, археологические находки из экспедиций в Египет были торжественно представлены в Париже и поставлены на пьедестал в Лувре. Наполеоновская пропаганда распространила весть о его приобретениях, называя Францию «Новым Римом». После свержения Наполеона и его высылки из Парижа в 1815 году многие украденные предметы и произведения искусства были возвращены предыдущим владельцам.

Что насчет искусства Африки, Азии, Океании и обеих Америк?

Вопрос, который озадачивает Лувр с первых дней открытия, посвящен темам и видам искусства, которые должны там содержаться. Традиционное западное искусство (Египет, Греция, Рим, Италия эпохи Возрождения) занимали крупное место в коллекции, как и, разумеется, французское искусство. Но другим культурам приходилось соревноваться за право находиться в Лувре. Прежде всего это относится к тем, которые западные каноны не признают, например, искусство французских колоний в XIX веке. Так, африканские предметы искусства были отвергнуты, попав в такие места, как Дворец Шайо. В международном контексте, который в целом посвящен индустриальному развитию, африканское искусство было истолковано как примитив, особенно в сравнении с произведениями, которые приписываются Европе. Многие произведения африканского искусства оказываются в Музее человека, антропологическом филиале Парижского музея естествознания.

Выделяя одни объекты и исключая другие, Лувр не просто решал, что будет храниться в его стенах: Лувр решал, что является искусством, а что нет. Эти суждения выпускались в соответствии с царствующими в то время предрассудками, которые считали традиции, находящиеся за пределами Европы, менее ценными, важными и заслуживающими внимания. Несмотря на то, что такая категоризация имела место быть несколько веков назад, она продолжает влиять на музейный мир и сегодня, особенно в борьбе Франции и других западных государств с колониальным прошлым.

В 1980 году, не без давления, в Лувре открылся Pavillon des Sessions — галереи, посвященные искусству Африки, Океании, Азии и обеих Америк. Хотя галереи были обставлены просторно и со вкусом, они находились вдалеке от классического маршрута, излюбленного посетителями, поэтому оставались наименее посещаемыми и наименее известными. В 2006 году на французское правительство ополчились критики, требующие политической справедливости в виде открытия музея, посвященного искусству, отвергнутому Лувром. Тогда неподалеку от Эйфелевой башни, на лакомом куске парижского рынка недвижимости, был открыт Музей на набережной Бранли (фр. Le musée du quai Branly). Несмотря на свое великолепие и центральное местоположение, многие видят в Музее на набережной Бранли высылку произведений искусства определенных культур.

Вопросы, которые остаются

Сегодня Лувр пользуется большой популярностью, ежегодно притягивая миллионы туристов со всего мира, параллельно пытаясь приспособиться к такому наплыву. Архитектор Йо Мин Пей сделал первый неоднозначный шаг, возведя в центре ренессансного двора Лувра громадную стеклянную пирамиду, которая стала служить входом в музей.

В 2017 году многие посетители устраивали «молниеносные» экскурсии («Мона Лиза», Венера Милосская, Ника Самофракийская и «сваливаем»), размахивали селфи-палками (которые сейчас запрещены) и расходились по близлежащим подземным торговым центрам, чтобы перекусить, пройтись по магазинчикам и подзарядить телефон. Некоторые утверждают, что Лувр из музея искусств превратился в туристическую достопримечательность, из места скопления знаний и тихого вдохновения — в место для развлечений; другие же осуждают такие высказывания, относя их к элитизму, оставшемуся со времен французской монархии.

В действительности такие споры об истинных ценностях музеев и их коллекций разыгрываются в музеях по всему миру. В их основе находятся вопросы о силе и власти. Те, кто контролируют искусство — его вид и форму, доступность и значение — контролируют важную часть культурного содержания, которое определяет нас и наши отношения с прошлым. Должен ли этот контроль исходить от экспертов и ученых, или профессионалам этой сферы следует прислушиваться к голосам толпы? Какую бы позицию вы ни занимали по этому вопросу, ситуация с Лувром дает понять, что запутанные и непростые отношения между художественными музеями и политикой практически одного возраста с самим дворцом.

Dr. Elizabeth Rodini, "2. Museums and politics: the Louvre, Paris," in Smarthistory, June 1, 2019, accessed July 24, 2019

Источник: zen.yandex.ru


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.