КУНСТКАМЕРА — Первый публичный музей в Российской империи, естественно-научный.

Кунсткамера ос­но­ва­на в Санкт-Пе­тер­бур­ге в 1714 году по рас­по­ря­же­нию ца­ря Пет­ра I. В ос­но­ву Кунсткамеры по­ло­же­ны лич­ные со­б­ра­ния Пет­ра I, ана­то­мические кол­лек­ции, хра­нив­шие­ся в Главной ап­те­ке, и другие экс­по­на­ты. В 1714-1718 годах кол­лек­ции раз­ме­ща­лись в Санкт-Пе­тер­бур­ге в Лет­нем двор­це Пет­ра I, в 1718-1727 году в до­ме А. В. Ки­ки­на — «Ки­киных па­ла­тах» (от­кры­ты для по­се­ще­ния в 1719 году). Над­зор за кол­лек­ция­ми пер­во­на­чаль­но по­ру­чен лейб-ме­ди­ку Р. К. Аре­ски­ну, а по­сле его смер­ти в 1719 году — Л.


Блю­мен­тро­сту (смотри в статье Блю­мен­трост). В 1718-1728 годах на стрел­ке Ва­силь­ев­ско­го ост­ро­ва для раз­ме­ще­ния кол­лек­ций по­строе­но пер­вое в Рос­сии здание, спе­ци­аль­но спро­ек­ти­ро­ван­ное для нужд пуб­лич­но­го му­зея. Его вен­ча­ла баш­ня с мо­де­лью ар­мил­ляр­ной сфе­ры на ку­по­ле (ар­хи­тек­то­ры Г. И. Мат­тар­но­ви, Н. Ф. Гер­бель, Г. Киа­ве­ри; строи­тель­ст­во верх­не­го яру­са баш­ни за­вер­ше­но в 1734 году М. Г. Зем­цо­вым). В баш­не был ус­та­нов­лен Гот­торп­ский гло­бус (уни­каль­ный гло­бус- пла­не­та­рий — по­лая вра­щаю­щая­ся сфе­ра, на на­руж­ной сто­ро­не ко­то­рой изо­бра­же­на по­верх­ность Зем­ли, а на внут­рен­ней — кар­та звёзд­но­го не­ба), а так­же раз­ме­ще­на ас­тро­но­мическая об­сер­ва­то­рия Пе­тербургской АН (ны­не Му­зей М. В. Ло­мо­но­со­ва). По «Про­ек­ту уч­ре­ж­де­ния Ака­де­мии…» (1724 год) Кунсткамера и раз­ме­щён­ная в ней биб­лио­те­ка (ны­не Биб­лио­те­ка Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук) пе­ре­шли в ве­де­ние Пе­тербургской АН.

­сле на­зна­че­ния Блю­мен­тро­ста пре­зи­ден­том АН прак­тическое ру­ко­во­дство Кунсткамерой до 1761 года осу­ще­ст­в­лял И. Д. Шу­махер. В декабре 1747 года при по­жаре бы­ли ут­ра­че­ны боль­шин­ст­во эт­но­гра­фических кол­лек­ций Кунсткамеры и Гот­торп­ский гло­бус (вос­соз­дан в 1751 году с учё­том но­вых гео­гра­фических от­кры­тий), на­не­сён су­ще­ст­вен­ный ущерб са­мо­му зда­нию (в 1754-1758 году пе­ре­строе­но архитектором С. И. Че­ва­кин­ским без верх­не­го яру­са баш­ни, вос­соз­дан­но­го в 1947-1948 году по про­ек­ту Р. И. Ка­пла­на-Ин­ге­ля). В 1766 году, по­сле ре­мон­та, Кунсткамера от­кры­та для по­се­ти­те­лей.

На про­тя­же­нии XVIII века шёл про­цесс ин­тен­сив­но­го по­сту­п­ле­ния но­вых кол­лек­ций в Кунсткамеру. Сре­ди пер­вых — ес­те­ст­вен­ное со­б­ра­ние «жи­вот­ных чет­ве­ро­но­гих, птиц, рыб, змей, яще­риц, ра­ко­вин и дру­гих ди­ко­вин­ных про­из­ве­де­ний из Ост- и Вест- Ин­дии» ам­стер­дам­ско­го ап­те­ка­ря А.


­бы, со­б­ра­ние ана­то­мических пре­па­ра­тов голландского вра­ча и ана­то­ма Ф. Рёй­са (при­об­ре­те­ны Пет­ром I), те­ра­то­ло­гическое соб­ра­ние, фор­ми­ро­вав­ше­еся в со­от­вет­ст­вии с ука­зом Пет­ра I 1718 года «О при­но­се ро­див­ших­ся уро­дов…» за воз­на­граж­де­ние, и другие. В 1720-х годах в Кунсткамеру по­сту­пи­ло об­шир­ное со­б­ра­ние по эт­но­гра­фии на­ро­дов Си­би­ри немецкого учё­но­го и пу­те­ше­ст­вен­ни­ка Д. Г. Мес­сер­шмид­та. Во 2-й половине 1730-х годов в Кунсткамеру пе­ре­да­на кол­лек­ция ма­те­ма­тических и ме­ха­нических ин­ст­ру­мен­тов, мо­нет и ме­да­лей, со­б­ран­ная Я. В. Брю­сом. Бо­га­тые кол­лек­ции по­сту­пи­ли от уча­ст­ни­ков 2-й Кам­чат­ской экс­пе­ди­ции 1733-1743 годов.

В конце 1730-х годов в Кунсткамере ве­лась ра­бо­та по сис­тема­ти­за­ции кол­лек­ций.


1741 году из­дан ил­лю­ст­ри­ро­ван­ный пу­те­во­ди­тель по му­зею «Па­ла­ты Санкт-Пе­тер­бург­ской им­пе­ра­тор­ской ака­де­мии на­ук, Биб­лио­те­ки и Кун­ст­ка­ме­ры…» (2-е издание в 1744 году), в 1741-1745 годах в 2 то­мах на латинском язы­ке — ка­та­лог экс­по­на­тов Кунсткамеры «Musei Im­pe­rialis Petropolitani».

По­сле по­жа­ра 1747 года АН пред­при­ня­ла ме­ры по вос­ста­нов­ле­нию ут­ра­чен­ных кол­лек­ций, в част­но­сти в середине 1750-х годов в Ки­тай пос­лан ле­карь Ф. Л. Ела­чич. В по­след­ней тре­ти XVIII века в Кунсткамеру по­сту­пи­ли кол­лек­ции, со­б­ран­ные уча­ст­ни­ка­ми Ака­де­мической экс­пе­ди­ций 1768-1774 годов, пер­вые эт­но­гра­фические экс­по­на­ты из Япо­нии и Южной Аме­ри­ки, а так­же Океа­нии и Северо-Западной Аме­ри­ки, со­б­ран­ные 3-й кру­го­свет­ной экс­пе­ди­ци­ей Дж. Ку­ка. В 1776 году из­дан ка­та­лог кол­лек­ций Кунсткамеры «Опыт о Биб­лио­теке и Ка­би­не­те ред­ко­стей и ис­то­рии на­ту­раль­ной Санкт-Пе­тер­бург­ской Ака­де­мии на­ук», со­став­лен­ный И.


Бак­мей­сте­ром (на французском языке; русский перевод 1779 год), а в 1793 году — ка­та­лог «Ка­би­нет Пет­ра Ве­ли­ко­го», со­став­лен­ный О. П. Бе­ляе­вым (на русском языке, части 1-2; 2-е издание, части 1-3, 1800 год). В 1-й тре­ти XIX века в Кунсткамеру по­сту­пи­ли эт­но­гра­фич. кол­лек­ции, со­б­ран­ные во вре­мя кру­го­свет­ных пу­те­ше­ст­вий И. Ф. Кру­зен­штер­ном  и Ю. Ф.Ли­сян­ским (1803–1806 годы), Ф. П. Лит­ке и М. Н. Ста­ню­ко­ви­чем (1826-1829 годы) и другими.

Во 2-й половине XVIII века Кунсткамеру воз­глав­ля­ли вид­ные отечественные учё­ные П. С. Пал­лас (1767-1771 годы) и С. К. Ко­тель­ни­ков (1771-1797 годы). По­след­ний ди­рек­тор еди­ной Кунсткамеры — Н. Я. Озе­рец­ков­ский (1800-1827 годы). Как еди­ный му­зей Кунсткамера функ­цио­ни­ро­ва­ла до пер­вых де­ся­ти­ле­тий XIX века, ко­гда на её ба­зе бы­ли соз­даны Ази­ат­ский музей (1818 год), Бо­та­ни­че­ский (1823 год; ны­не Бо­та­ни­чес­ко­го института РАН имени В.


Ко­ма­ро­ва), Еги­пет­ский (1825 год, ны­не кол­лек­ция в Эр­ми­та­же), Зоо­ло­ги­че­ский (1832 год; ны­не Зоо­ло­ги­чес­ко­го института РАН), Ми­не­ра­ло­ги­чес­кий (1836 год; ны­не имени А. Е. Ферс­ма­на РАН) му­зеи, а так­же в 1836 году ка­би­не­ты — Эт­ногра­фи­чес­кий (ны­не Ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии му­зей, функ­цио­ни­рую­щий в ис­то­рическом зда­нии быв­шей Кунсткамеры) и Ну­миз­ма­ти­чес­кий (ны­не кол­лек­ция в Эр­ми­таже).

 © Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) 

Источник: w.histrf.ru

История Кунсткамеры

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) – один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1.2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.


Годом основания Кунсткамеры, как и Библиотеки Академии наук, большинством историков принято считать 1714 год. Указа об основании Кунсткамеры не обнаружено, его, по-видимому, и не существовало. Основание музея связывают с распоряжением царя перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу.

В Петербурге коллекции были помещены в только что построенный для царя Летний дворец, позже переведены в Кикины палаты, где в 1719 г. впервые были показаны посетителям. Создание публичного музея было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально «надсмотрителем редкостей и натуралиев» Иоганну Шумахеру.

Эта дата, 1714 г., названа и И.Д. Шумахером (секретарем Академии наук и директором Кунсткамеры и Библиотеки в 1724–1761 гг.) в книге «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии наук…» (издание 1744 г.): «Библиотека и Кунсткамера учреждены в 1714 году, а в 1724 присоединены к Академии Наук».

Еще раньше, начиная с 1704 г. Петром I был издан ряд указов («О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей…» и др.), положивших начала собиранию коллекций для будущего музея. Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарском приказе в Москве.


Одновременно с организацией музея было начато проектирование и строительство (1718–1727 гг.) специального здания для музея. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, здание это соседствовало с наиболее важными постройками столицы – зданием «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Здание Кунсткамеры по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Оно является символом и логотипом Российской академии наук.

Через десять лет Петр Великий осуществил вторую часть своего «академического» проекта. 28 января (8 февраля) 1724  г. по распоряжению императора указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека стали первыми учреждениями, «колыбелью» Санкт-Петербургской (Российской) академии наук.

Передача первого русского музея в ведение Академии наук сыграла в его судьбе решающую роль. Сосредоточение в его стенах богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации, а также надзор за экспозицией лучших научных сил страны превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение, равного которому по постановке работы не имелось во всей Европе.


Музей с самого начала был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением. В стенах Кунсткамеры работали многие крупнейшие российские ученые, и среди них М.В. Ломоносов, составивший описание хранившихся в Музее минералов.

В указах Петра I 1718 г. предписывалось сдавать за плату в Петербургскую Кунсткамеру «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно».

Эти указы сыграли чрезвычайно важную роль в формировании коллекций Кунсткамеры, а позже Музея антропологии и этнографии – на протяжении более двух столетий сюда поступали коллекции, собранные знаменитыми российскими путешественниками, мореплавателями. В том числе, в различные регионы России были посланы специальные Академические экспедиции для сбора коллекций.

Формирование этнографических фондов музея в XVIII – начале XIX вв. связано с именами И.И. Георги, И.А. Гильденштедта, И.Г. и С.Г. Гмелиных, С.П. Крашенин​никова, Г.И. Лангсдорфа, И.И. Лепехина, Ю.Ф. Лисянского, Ф.П. Литке, Д.Г. Мессер​шмидта, Г.Ф. Миллера, Н.Я. Озерецковского, П.С. Палласа, И.П. Фалька и др. В XIX – XX вв. в МАЭ поступили коллекции от И.Ф. Крузенштерна, И.Г. Вознесенского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.В. Юнкера, А.Л. Ященко, А.М. Манизера, Л.А.


А.М. Мер​вартов, П.К. Козлова, В.К. Арсеньева, Н.С. Гумилева и многих других. Кроме того, в состав коллекций Кунсткамеры вошли и собрания ряда известных европейских путешественников Дж. Кука, И.Ф. ван Овермеера‑Фишера, Ф.Ф. фон Зибольда, Л.Фробениуса и др. В Кунсткамеру, а позже в Музей антропологии и этнографии также передавались многие дипломатические дары российским императорам, коллекции собранные российскими дипломатами в разных частях мира.

В 30-е годы XIX в. на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. 5 декабря 1878 по предложению директора Этнографического музея академика А.А. Шифнера и директора Анатомического музея академика К.М. Бэра физико-математическое отделение Академии наук постановило учредить Музей антропологии и этнографии, что 10 ноября 1879 г. и было утверждено постановлением Государственного Совета. Таким образом, Музей антропологии и этнографии (МАЭ) в Петербурге стал не только одним из старейших этнографических музеев мира, большая часть которых создавалась в 1870-1910 гг., но и получил в наследство от Петербургской Кунсткамеры бесценные и старейшие этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки.

В дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 1903 г. музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого.

Годы, предшествующие 200-летнему юбилею Кунсткамеры в 1914 г. были, несомненно, «золотым веком» в истории Музея антропологии и этнографии. В два раза увеличились экспозиционные площади, были созданы новые экспозиции музея, существенно вырос его бюджет. В 1909 г. при МАЭ был создан Попечительский совет из богатых и влиятельных лиц, на деньги которых был организован ряд экспедиций для пополнения коллекций (на Цейлон, в Индию; в Аргентину, Бразилию и Парагвай, в Абиссинию и пр.). За 20 лет, с 1894 по 1914 гг. этнографические коллекции МАЭ выросли почти на 100 тыс. единиц хранения. В ходе юбилейных торжеств Музей посетил император Николай II, члены Сената и Государственного совета.

Бесценные этнографические, антропологические и археологические коллекции, хранящиеся в Музее, являются одними из наиболее полных и интересных в мире. Они насчитывают более 1.2 миллионов экспонатов, отражают все многообразие культур народов Старого и Нового Света и являются частью культурного достояния всего человечества.

С Музеем связана научная деятельность таких выдающихся отечественных исследователей XIX в., как основоположник российской и европейской антропологии академик К.М. Бэр, путешественник, ученый, общественный деятель Н.Н. Миклухо-Маклай (традиционные культуры Австралии, Океании). В стенах МАЭ сформировались отечественные научные школы, связанные с именами и творческим наследием таких ученых, как И.И. Зарубин (среднеазиатские исследования), Н.В. Кюнер (традиционная культура народов Восточной Азии), Р.Ф. Бартон (Филиппины), Л.И. Лавров (кавказоведение) Д.А. Ольдерогге (африканистика), Ю.В. Кнорозов (дешифровка древних письменностей Южной Америки). Трудно переоценить роль таких выдающихся этнографов-сибиреведов, как Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз и В.И. Иохельсон, в становлении не только отечественного сибиреведения, но и мировой этнографической науки в целом. Особая роль в развитии отдела археологии МАЭ и формировании его коллекционного фонда принадлежит выдающимся ученым-археологам России – П.П. Ефименко и С.Н. Замятнину.

На всем протяжении своей истории Музей занимал в структуре Академии наук особое место. Среди людей, руководивших Музеем в различные годы, были выдающиеся ученые: естествоиспытатель, зоолог, путешественник академик Л.И. Шренк, ЕСтествоиспытатели академики П.С. Паллас, С.Г. Гмелин, Н.Я. Озерецковский, востоковеды и историки академики В.В. Бартольд, Б.А. Дорн, В.В. Радлов, В.В. Струве, А.А. Шифнер, африканист, член-корреспондент АН СССР Д.А. Ольдерогге, языковеды академики Е.Ф. Карский и И.И. Мещанинов.

В 1933 г. Президиум АН СССР принял решение о создании на базе Музея антропологии и этнографии научно-исследовательского Института этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (ИЭА АН СССР). В годы Второй мировой войны в связи с остро ощущавшейся потребностью оперативного получения аналитических материалов по народам, оказавшимся вовлеченными в зону стратегических интересов и боевых действий Советской армии, в Москве в 1943 г. было создано головное подразделение ИЭА АН СССР, а Музей стал Ленинградской частью этого института.

В 1992 г. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) вновь становится самостоятельным учреждением в составе Отделения истории РАН (ныне Историко-филологическое отделение РАН).

Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв. Указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

В 2014 г. Кунсткамера праздновала 300-летие. 24-25 ноября 2014 г. прошла международная научная конференция «Кунсткамера — первый музей России: 300 лет традиций и развития». 26 ноября состоялось торжественное заседание, посвященное 300-летнему юбилею старейших научных учреждений России — Первому общедоступному музею России Кунсткамере и Библиотеке Академии наук. С юбилеем Кунсткамеру и Библиотеку Академии наук поздравил Президент России Владимир Путин. Подарки и грамоты от правительства Петербурга вручил Андрей Максимов, председатель городского Комитета по науке и высшей школе.

 

Источник: www.kunstkamera.ru

Краткая информация

Сейчас полное название кунсткамеры звучит, как Музей антропологии, этнографии имени Петра Великого. Находится он в подчинении Российской академии наук. Это первый музей, доступный для различных слоёв населения, созданный царем.

В идеологии его создания красной нитью прошла мечта неугомонного реформатора сделать Россию передовой, процветающей страной. По твёрдому убеждению Петра I, кунсткамера создавалась не с демонстративными целями. А в качестве живого организма развивающихся научных познаний в различных областях жизни человека. Все экспонаты настоящие.

Кунсткамера СПБ

Петербургская Кунсткамера привлекает большое количество туристов разного возраста, интересующихся хранящимися экспонатами, историей её создания.

Найти экскурсии в Петербурге >>

Как добраться до Кунсткамеры

  • Располагается по адресу: Университетская набережная, 3.
  • С Васильевского острова можно добраться на автобусах 24 и 47.
  • Рядом также располагается станция метро Адмиралтейская, за 20 минут вы можете дойти пешком до музея или воспользоваться автобусами ( 7, 24, 191) и троллейбусами (1, 7, 10, 11,).
  • Путь от метро «Спортивная» займет пешком 15-20 минут, если вы находитесь на Васильевском острове, впрочем, пройти Тучков мост не займет много времени. От данной станции идет автобус 191, 10 и троллейбус № 1.
  • От метро Невский проспект до Кунсткамеры можно доехать на автобусе (24, 7, 3М) или троллейбусе (1, 10, 11).

Если после посещения музея хотите еще погулять, то рядом находится Петропавловская крепость, пешком можно дойти за 20 минут. Необходимо свернуть на Стрелку Васильевского острова, пройти по Биржевому мосту, а затем по Мытнинской набережной.

Многие туристы приезжают в Петербург и сразу идут смотреть достопримечательности и музеи города. Если вы приехали на Московский вокзал и сразу же хотите посетить Кунсткамеру, то воспользуйтесь автобусом №7 или №24. Этот же маршрут можно использовать и от площади «Восстания».

Телефон: 8 (812) 328-1412.

К сожалению, музей не оснащен лифтом, пандусами и подъемниками.

Время работы кунсткамеры в СПб

  • ПН — выходной;
  • ВТ-ВС с 10 утра до 6 вечера.

Последний вторник каждого месяца — санитарный день.

Приобрести билет можно в кассе, которая работает до 17:00 или же купить онлайн на официальном сайте. В этом случае вам не придется стоять в очереди. Стоимость для граждан России — 300 рублей. Также сюда можно взять экскурсию на Tripster.

Часто родители задают вопрос — «Со скольких лет можно посещать Кунсткамеру?». Официально ограничений нет, пускают даже дошкольников. Помню меня в детстве водили в этот музей, не скажу, что было противно, мерзко или страшно.

Здание Кунсткамеры

Скорее всего, могу описать свои чувства как скука. Разглядывание причудливых экспонатов быстро надоедает ребенку. Дети начинают бегать, прыгать, плакать и ныть, что давайте побыстрее пойдем в другое место, в свое время я так «испортила» родителям посещение музея. По достоинству оценить Кунсткамеру смогла только после 18 лет.

Если собираетесь пойти с ребенком, то советую взять экскурсии, предназначенные для детей.

Чтобы найти бюджетное жилье (отели, апартаменты, дома) в Санкт-Петербурге, советуем воспользоваться сервисом Hotellook, где можно найти огромное количество вариантов жилья по разным ценам и с высокими оценками.

История создания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Пути распространения, получения знаний в обществе постоянно интересовали Петра I, где бы он ни находился. Совет немецкого учёного Лейбница, считавшего создание музеев, коллекционирование редкостей определяющим моментом в этом процессе, понравился царю, зародив желание реализации его в России.

Он выделил специальное помещение среди покоев Летнего дворца, ставшее кунсткамерой. Количество экспонатов росло быстро. Возникла необходимость строительства нового просторного здания для них.

Красивое здание СПб

Существует легенда, говорящая о том, что место было выбрано в результате появления аномальной сосны, которую увидел Пётр I во время прогулки. Одна ветка дерева странным образом вросла в общий ствол, образовав петлю, напоминающую кружку с ручкой.

Так, появилось первое монументальное сооружение на Стрелке Васильевского острова, ставшее научным центром, первой общественной библиотекой, анатомического музея, названной «Кунсткамера».

По приказу царя сюда свозятся необычные предметы искусства, книги, редкости. Среди них находилась коллекция «кунштов», состоящая из экспонатов по эмбриологии, анатомии, принадлежавшая голландскому профессору Фредерика Рюйша, занимающегося бальзамированием. В многочисленных стеклянных сосудах находились заспиртованные существа с анатомическими отклонениями.

Основной идеей обладания такой коллекцией являлось желание проникнуть в тайны человеческого организма, найти причины таких аномалий. Почти сразу царь издаёт указ «О принесении родившихся уродов». Вот кто основал кунсткамеру в Петербурге, дошедшую к нам сквозь века.

Красивое здание СПб

Экспонаты кунсткамеры представляют собой образцы, отличающиеся красотой, уродством, нетрадиционной формой, размерами, материалом.

Природные редкие артефакты флоры, фауны, магических элементов. Например, безоаровые камни, рог единорога, многие другие экспонаты музея, сохранившиеся с 18 века.

Здание Кунсткамеры

Располагается в 2-х строениях: основное здание и Музейный флигель, пристроенное в 1887 г.

Построено в стиле петровского барокко. Это первое музейное строение в России. Одно из старейших здание в мире, возведенное специально для музея. Кунсткамеру венчает башня с армиллярной сферой, символизирующей модель Солнечной системы.

По слухам, место для строительства выбрал Петр I. Его взор упал на необычную сосну, диковинная часть которой представлена в музее.

Красивое здание СПб

Первоначальный проект составил архитектор Андреасом Шлютером. Затем разработан на основе его чертежей Г. Маттарнови при личном участии Петра.

Позднее работами руководили архитекторы Н. Гербель и Г. Киавери. Комплекс был завершен в 1734 г. архитектором М. Земцовым.

После пожара в 1747 г. была выполнена декоративная отделка некоторых залов. Сгоревшая деревянная башня была восстановлена только через 200 лет. Тогда же ее увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля).

Если вы планируете путешествие в Санкт-Петербург, то найти дешевые авиабилеты можно на Aviasales, а ж/д билеты на Poezd. Если же вы предпочитаете путешествовать туром, то самые выгодные предложения мы обычно находим на Travelata.

Идолы во дворе Кунсткамеры

Дворик музея хоть и неприметный, но таинственный. В нем находятся идолы, которые словно пронзают вас свирепым взглядом, привезенные из Южной Колумбии.

Во дворик  можно попасть бесплатно. Просто обойдите музей с любой стороны. Ходят легенды, что в этом дворе нельзя врать, иначе вас будет преследовать тяжкая кара. В одно время скульптуры решили переместить и разом завяли все растения вокруг, чтобы не злить древних богов, их вернули на прежнее место.

Статуя на улице

Статуи были перевезены в конце XIX века. Во время перевозки случился сильный шторм и лишь малую часть экспонатов удалось спасти. Сотрудники музея отказались ставить их в залы и вынесли на улицу. Бытует мнение, что благодаря магической силе они не пострадали во время войны.

Если вам нравятся музее, то советуем посетить музей артиллерии в Санкт-Петербурге. Подробнее о нем читайте в статье по ссылке.

Направления работ Кунсткамеры

Сейчас в залах музея находится более миллиона образцов, расположенных, в различных тематических залах. За период существования Кунсткамеры созданы многие музеи, в которые перемещены отдельные экспонаты.

Экспонат в музее

Благодаря идеям Петра, родились Минералогический музей, Зоологический музей, Ботанический и Азиатский музеи. Основными предложениями посетителям являются невероятные уродства, человеческие мутации, созданные природой, экспонаты, рассказывающие об историческом прошлом разных народов планеты.

На пятом этаже находится уникальный экспонат, называемый Глобус. Диаметр в 3,11 м, позволил создать в нём первый планетарий ещё 300 лет назад. Сгоревший во время пожара первый вариант глобуса полностью восстановлен.

Залы:

  1. Анатомический театр. В шкафах расположены препараты, полученные в результате работы учёных.
  2. Зал с анатомической коллекцией Рюйша. В шкафах хранились препараты органов человека. Между ними стояли скелеты.
  3. Залы с минералами, привезёнными с провинций России. Гербарии Г. Стеллера, Рюша, созданные по системе Турнефора, коллекции И. Гмелина, семена лекарственных трав.
  4. В четырёх отделениях под названием «Кабинет Петра» хранились его личные вещи. Это одежда, шпага, книги, станки, на которых он работал, знаменитая фигура царя, сделанная из воска. Кстати, многочисленные восковые фигуры размещены на галереях.

Все залы музея построены по анфиладному типу, позволяющему легко перейти из одного в другой.

Читайте также: музей живых бабочек в Санкт-Петербурге.

Экспонат в музее

Кунсткамера в Санкт-Петербурге, потребовала изменений методов обучения, введения современных способов. С этой целью проводятся многочисленные тематические экскурсии:

  • «Мифы звёздного неба»
  • «От астрологии к астрономии»
  • «В гости к Готторпскому глобусу»
  • «Первобытное общество глазами этнографа»

Мультимедийный гид, сенсорные киоски, современные экраны для просмотра программ, тематические игры представляют интерес детям разных возрастов. Самых маленьких сопровождает по петербургской кунсткамере весёлый, добрый Глоболок.

Будущее развитие по проекту «Кунсткамера  III тысячелетия: от базы знаний к диалогу знаний», создание виртуального музея удалённого доступа к фондам музея, обеспечение возможности он-лайн общения с сотрудниками, продолжит великое дело Петра I современными методами получения образования в России.

Экспонат в музее

В музее представлено большое количество экспонатов с генными мутациями. Многие бояться идти в музей, поскольку думают, что младенцев умерщвляли специально. На самом деле, такие отклонения несовместимы с жизнью и ребеночек уже рождался мертвым. Также на фоне современной жизни была очень слаба развита медицина, многие рождались недоношенными и в то время еще не могли помочь таким деткам.

Список самых интересных экспонатов Кунсткамеры

Все знают, что в музее находятся заспиртованные уродцы, но даже на их фоне есть удивительные и неповторимые экземпляры. Зачастую они интересны не только своей внешней особенностью, но и историей, которую хранят уже века. К сожалению, сейчас не все экспонаты доступны для глаз посетителей.

Голова Марии Гамильтон в Кунсткамере

Девушка была фрейлиной Екатерины и любовницей Петра I. Но, роман продлился недолго и царь быстро остыл и заменил ее другими девушками. Мария всеми силами пыталась вернуть его расположение и, чтобы вызвать ревность стала любовницей денщика Ивана Орлова. Она была трижды от него беременна, но дети не увидели жизни. Две беременностей она прервала с помощью таблеток, а третьего младенца задушила.

Картина в музее

Петр I узнав о таких делах своей бывшей пассии, приказал ее казнить, а отрубленную голову заспиртовать и поместить в Кунсткамеру, где она была экспонатом на протяжении 50 лет. Сейчас увидеть ее невозможно, голова Марии Гамильтон была захоронена.

Голова Монса

Голова любовника Екатерины I появилась в музеи, после того как император узнал об интрижке жены на стороне. Хранилась она в одном месте с головой Гамильтон. По легендам говорится, что изначально голова была поставлена в спальню Екатерины, в наказание за измену. Спустя несколько дней, она бросилась на колени к мужу и простояла так 3 часа, вымолив тем самым прощение.

В 80-е годы была попытка отыскать голову Монса, но она не увенчалась успехом. Есть версия, что по приказу Екатерины II она была захоронена в земле.

Глобус в Кунсткамере

В 1650-1664 годы в Готторпском замке ученый Адам Олеариус создал гигантский глобус, его диаметр составлял 3,11 метра. Внутри располагался планетарий. Петр I о необычном устройстве узнал в 1713 году и загорелся идеей заполучить его в свою коллекцию диковинок.

Экспонат в музее

Доставка заняла 3 года, к сожалению, оригинал сильно пострадал во время пожара. Русским умельцам удалось его полностью восстановить и сейчас он находится на 5-ом этаже Кунсткамеры.

Череп Хаджи Мурата

В Кунсткамере располагается еще одна необычная голова. Хажи Мурат главный герой романа Льва Толстого, существовал на самом деле. И его череп находится в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, в Санкт-Петербурге. Хаджи-Мурат участвовал в войне на стороне России против имама Шамиля — преемника Гамзата.

Тело Мурата было похоронено в селении Тaнгыт в Гахском районе (Азeрбайджaн), а голова была отрезана «неизвестным». Ее, как свидетельство смерти Мурaта, отослали сначала в Буйнакск, где располагался штаб Кавказской армии России, а затем, заспиртовав, отправили в Тифлис, где показывали, как диковинку, в анатомическом театре.

Затем голову отвезли в Санкт-Петербург, где ее с интересом осмотрел император Николай I, а затем её сохранностью занялся  Н. И. Пирогов. Затем следы останков терялись, пока в 1959 году его череп случайно не нашли работники Военно-медицинской академии. В этом же году череп был передан в Музей антропологии и этнографии, где его как «экспонат №119» выставляли в экспозиции.

В 2001 году  останки Хаджи Мурата были убраны из экспозиции музея в запасники. Сейчас ведется разговор о захоронении головы и останков тела в одной могиле.

Скелет великана

В апреле 1717 года во время посещения Франции Петр I увидел человека, рост которого его поразил. Царь уговорил француза приехать в Петербург и сделал его своим выездным лакеем. Ростом француз был 227 см. В 1724 году Николай Буржуа умер, и его скелет был передан в Кунсткамеру.

Экспонат в музее

После смерти Буржуа был изготовлен манекен, имитирующие его фигуру и обтянутый его же кожей. Правда, череп пришлось взять у другого человека. Подлинный сгорел во время пожара в 1747 году.

Интересные факты о Кунскамере

  1. Наверняка вы знаете сказку «Принцесса на горошине». Когда девушку решили проверить, действительно ли она является принцессой. Взяли обычную горошину и положили на кровать, а сверху 20 пуховых перин. Обычный человек никогда не почувствует горошину, а вот настоящая принцесса — да. Повествование закончилось хорошо, принц взял в жены девушку, а горошину поместили в Кунскамеру.
  2. Свое название получила от немецкого слова «Kunst» — искусство. Изначально назывался, как «кабинет искусства» и только потом стал «кабинетом редкостей».
  3. Общая площадь экспозиционных залов 2 492 м2. Здесь можно увидеть 8 519 экспонатов музея.
  4. Петр I щедро одаривал тех, кто приносил уродов для его музея, а вот если скрывали их от государства, то ждал штраф, который в несколько раз превышал награждение.
  5. Прогуливаясь по Васильевскому острову император увидел причудливую сосну в виде кольца. Интересный фрагмент вырезали, а на месте построили музей, часть той сосны до сих пор храниться в нем.
  6. После открытия Кунскамеры вход был бесплатный, чтобы все слои граждан могли увидеть чудеса, которые он в себе таил.
  7. В музеи работал коротышка Фома — «живой экспонат», ростом был 126 см и имел всего по 2 пальца на руках и ногах.

Кунсткамера — отзывы посетителей

Музей принимает большое количество людей каждый день. А в новогодние каникулы и летом туда устремляется поток туристов. Редакция сайта «О Петербурге с любовью» не только лично побывала в этом необычном музее, но и попросила посетителей рассказать о своем впечатлении о Кунсткамере.

Янина

Музей стоит посетить. Этнографические коллекции были впечатляющими и содержали несколько артефактов из разных культур по всему миру, расположенных географически. Была также хорошая небольшая выставка истории музея, включая кусок странно сформированной сосны, которую Петр Великий предположительно нашел в месте, где сейчас стоит музей. Подавляющее большинство предметов имеют теги на русском и английском языках. Запланируйте не менее 3 часов, если вы планируете читать каждый тег.

Эдвард

Друг-антрополог порекомендовал этот музей, и я рад, что решил посетить. Артефакты инуитов / эскимосов удивительны, как и остальные коллекции.

Тася

Музей расположен в старом здании и имеет много уровней, которые перемещают вас из одной цивилизации в другую. Вы можете перейти от китайцев к индейцам, индонезийцам, африканским племенам, американским индейцам и многим другим, просматривая их традиционные костюмы и их образ жизни на протяжении веков. Вам обязательно стоит посетить, если вы интересуетесь этнографией.

Николай

Мы приехали как раз во время открытия, но нам пришлось ждать почти полчаса, чтобы войти (вероятно, потому что мы посетили его в воскресенье), однако это было хорошо потраченное время. Музей довольно интересный, и вы можете узнать много о странах, а точнее о людях со всего мира. Самой оригинальной частью этого музея является зал с деформированными существами и странностями (я думаю, что там собралась почти половина посетителей).

Елена

Старомодный и причудливый, но очаровательный музей, если у вас есть шанс попасть туда, отправляйтесь. Не для слабонервных (все эти человеческие образцы в банке могут вывести вас из себя), но явно познавательно и интересно. Некоторые из коллекций датируются 1600-1700 годами


Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

Источник: spbinteres.ru

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук — один из старейших музеев Санкт-Петербурга, преемник первого в стране публичного музея, в его исторических стенах жив дух Петровской эпохи: стремление к просвещению и знаниям.

Кунсткамера никого не оставит равнодушным, восхищая обширным собранием исторических и научных артефактов, и одновременно пугая до глубины души…

Название музея звучит несколько устрашающе, хотя на самом деле, в нем нет ничего страшного. «Kunstkammer» в переводе с немецкого — «кабинет редкостей».

Кунсткамера: историческая справка

Создание Кунсткамеры связывают с заграничными путешествиями Петра I в 1697–1698 и в 1717–1718 годах. Поездки в Европу были вызваны политическими интересами государства и, вместе с тем, русский царь знакомился с европейскими учеными, осматривал модные в то время частные кабинеты — «куншты» — с их диковинками и курьезами, скупал целые коллекции и отдельные экспонаты.

Особой популярностью в Европе на рубеже XVII-XVIII столетий пользовались анатомические театры, где в торжественной обстановке вскрытие преподносилось с познавательной и назидательной точки зрения, сопровождалось лекциями, дискуссиями и экспериментами. Представление требовало определенного мастерства, особенно славился выдающийся анатом Фредерик Рюйш, десятилетиями выступавший в анатомическом театре Амстердама перед врачами и учеными многих стран, дипломатами и знатью.

Познакомившись впервые с анатомическим театром в Лейдене, Петр I сразу сумел оценить новую науку как фундамент хирургии, в развитии которой так нуждалась Россия в тот период, ведь войны за выход к морям требовали присутствия медиков в армии и на флоте. Он берет уроки анатомии у Рюйша, а через несколько лет приобретает у него знаменитую коллекцию «уродцев в банках», учреждает анатомический театр в России, который в отличие от европейских собратьев никогда не являлся специфическим зрелищем, а всегда служил целям науки и обучения.

В Англии Петр I посетил музей Ашмола, политического деятеля и собирателя древностей, завещавшего свои коллекции Оксфордскому университету. Открытый для публики в специально построенном для него здании, музей произвел на русского императора сильное впечатление и, вполне возможно, заронил идею создания в России первого общедоступного музея.

Как только в 1714 году завершилось строительство Летнего дворца на Берегу Фонтанки, последовал императорский указ о перевозе личной библиотеки и коллекции, приобретенной в Европе, из Москвы в Северную столицу. Этот год принято считать годом основания Кунсткамеры, а также Библиотеки Академии наук.

Движимый желанием просветить народ России, Петр I повелевает в 1718 году перевезти книги и ценные предметы из тесных покоев небольшого дворца в дом опального вельможи А. В. Кикина – Кикинские палаты, где они становятся доступными для всеобщего обозрения. Здесь с посетителей не берут плату и подают угощение. Одновременно выходят указы сдавать в музей за вознаграждение «все, что зело старо и необыкновенно», поступает распоряжение о начале строительства специального здания для Кунсткамеры на Стрелке Васильевского острова.

Стремительно, всего за пару десятилетий, Кунсткамера превратилась из собрания редкостей в научный музей, на основе которого в 1724 году была создана Российская Академия наук. В 1728 году новое здание объединило в своих стенах музейную коллекцию, библиотеку, анатомический театр и обсерваторию.

В начале XIX века отсюда берут начало другие научные центры и крупнейшие музеи страны. Этнографическое и анатомическое собрание продолжает оставаться в здании Кунсткамеры, а в 1879 году учреждается Музей антропологии и этнографии (МАЭ).

От европейских собраний подобного типа Кунсткамеру всегда выгодно отличал государственный статус, сюда поступали экспонаты, собранные Академическими экспедициями, знаменитыми путешественниками и мореплавателями. В XIX-XX веках в музей поступили коллекции от И. Ф. Крузенштерна, Н. Н. Миклухо-Маклая, Н. С. Гумилева и многих других.

К 200-летнему юбилею музею было присвоено имя его основателя – Петра Великого, а в 1992 году МАЭ РАН включен в реестр ценных объектов культурного наследия РФ.

Экспозиция и достопримечательности

Музею принадлежит одно из наиболее полных и интересных собраний мира, которое содержит около 1,2 миллионов экспонатов в области археологии, истории, анатомии и медицины. На пяти этажах здания кунсткамеры расположены экспозиции:

  • Бесценные и старейшие этнографические коллекции Нового и Старого Света, которым нет аналогов в музеях Европы и Америки. Экскурсоводы поведают историю японского меча, расскажут, зачем поехал в африканскую экспедицию Николай Гумилев и как он прошел 1000 км по Эфиопии. В залах музея можно получить интересные сведения и ответы на вопросы: чем Аравия всегда притягивала путешественников всего мира, что можно узнать, изучая черепа древних людей, и какие сведения об индейцах Аляски мы получили благодаря Североамериканской коллекции. Старинное оформление залов музея дополняет общее впечатление от редких экспонатов.
  • Первые естественнонаучные коллекции России представлены в зале барокко, где можно увидеть сохранившуюся часть «кабинета натуралий» и собрание препаратов Фредерика Рюйша. Для одних посетителей Кунсткамера ассоциируется, прежде всего, с коллекцией биологических аномалий. На других эти экспонаты производят жуткое впечатление и желание поскорее уйти из зала. Тех и других удивляет прекрасное состояние заспиртованных экспонатов, несмотря на их «преклонный возраст» – более 300-х лет! Здесь можно увидеть двухголового теленка, сиамских близнецов, младенца с циклопией и многое другое. Опытный экскурсовод разъяснит, для чего создавались эти коллекции в контексте той эпохи, когда анатомия делала виток в своем развитии. Для установки нормы требовалось изучить отклонения в развитии организмов. Это не было извращенной забавой, а всего лишь попыткой познания мира. Занятными экспонатами петровского музея были живые монстры – люди с анатомическими особенностями. Они проживали в музее, их изучали и показывали посетителям.
  • Экспозиция, посвященная первому российскому академику М. В. Ломоносову, его рабочий кабинет периода 1741-1765 годов, расположенный в башне, воссоздает атмосферу научного учреждения XVIII века и рассказывает о начальном этапе становления академии наук России в те времена, когда она размещалась в здании Кунсткамеры.
  • Одна из достопримечательностей музея – трехметровый в диаметре Готторпский глобус, изготовленный в середине XVII века в Германии и послуживший дипломатическим подарком Петру I в ходе Северной войны в 1717 году. Конструкция отреставрирована после пожара 1747 года русскими мастерами и установлена на третьем этаже. Наружная поверхность представляет собой географическую карту XVIII века, а внутренняя часть – это планетарий с картой звездного неба, вращающимся механизмом и скамейкой на 10 человек.
  • В бывшем мюнц-кабинете, где находилась коллекция монет и медалей, переданная Эрмитажу, разместилась экспозиция, посвященная зданию музея, которое само по себе является памятником архитектуры петровского барокко. По преданию, выбор места под постройку император сделал лично, там, где увидел необычную сосну, ветка которой причудливо вросла в ствол. Часть этой сосны представлена на экспозиции. Здесь также можно посмотреть на макет здания в первоначальном виде по проекту знаменитого архитектора М. Г. Земцова. Башня, расположенная между двумя трехэтажными корпусами, была увенчана куполом с армиллярной сферой, которая представляла модель солнечной системы и являлась символом науки. Восстановленная с использованием титанового сплава в 1993 году новая сфера — одна из самых узнаваемых визитных карточек Санкт-Петербурга.
  • Обсерватория размещалась на 3 – 5 этажах башни, именно по ней проходил первый меридиан Петербурга, взятый за основу при планировке города, да и картографии всей страны. Любопытно взглянуть на рабочее место астронома XVIII века и раздвижную подзорную трубу М. В. Ломоносова, при помощи которой в далеком 1763 году великий ученый наблюдал Венеру на фоне солнечного диска.

Посещение советуем завершить прогулкой по двору музея и познакомиться с каменными идолами, которые наводят страх своими свирепыми взглядами. Посетители не догадываются, что это всего лишь копии, наделяют их магической силой и многочисленными легендами. История их такова. Путешествуя по Южной Америке с экспедицией этнографического музея, известный путешественник Степпель снял гипсовые слепки с древних статуй долины Сан-Августин, охраняющих подземные гробницы индейских вождей. В Германии в 1913 году по слепкам изготовили скульптуры и доставили в Санкт-Петербург. А настоящие Индейские боги все еще стоят в долине Колумбии, возраст их действительно очень древний и ведет отсчет с первого тысячелетия нашей эры.

Посещение музея

Кунсткамера — это один из тех музеев, в которые можно приходить много раз, каждый визит будет открывать что-то новое. Небольшой объем постоянной экспозиции уводит в атмосферу бесконечного путешествия во времени и пространстве. На этот музей нужно настроиться, он не создан для любителей ярких впечатлений, здесь нет гобеленов и картин, Кунсткамера – это нечто другое. В ее залах представлена история всего мира, что потребует от посетителя не просто созерцания, а вдумчивого и серьезного восприятия.

Для школьников сотрудники музея проводят игровые занятия, квесты, конкурсы и тематические экскурсии.

Поход в музей лучше планировать заранее. Музей открыт с 11:00 до 18:00, в понедельник – выходной, не работает каждый последний вторник месяца, зато в каждый третий четверг за исключением летних месяцев – вход свободный. В остальное время действуют скидки для отдельных категорий граждан по предъявлению документов.

Обратите внимание: увидеть астрономическую обсерваторию и Большой Готторпский глобус получится только в составе экскурсии по предварительной заявке. Заказать экскурсию можно по телефонам, указанным на официальном сайте музея.

Источник: spbguidebook.ru


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.