Сложно найти в России взрослого образованного человека, который бы не знал об острове Кижи. Всем известно, что это фантастический памятник деревянного зодчества, внесенный в список мировых культурных ценностей ЮНЕСКО.

Православные убеждены, что островок в Онежском озере с его деревянными церквями — чуть ли не самое священное место на Русском Севере.

Лингвисты спорят, какой из северных народов дал имя острову Кижи — вепсы или финны. Непонятно даже, что оно означает. Согласно вепсской версии, название островка идет от слова «киж», то есть «мох». Уж чего-чего, а мха в этих местах более чем достаточно!


Кижский архитектурный ансамбль. Около 1900 г.

Кижи история создания

Но у тех же вепсов есть и другое слово -«кизи», то есть «игрища, народные гулянья». Оппоненты считают, что остров нарекли финны или близкие им по языку чудь, меря или карелы. И на самом деле прежде он назывался Кижа-саари, что переводится опять-таки как «остров игрищ». Но имеются в виду не народные гулянья, а моления в священных лесах и на священных берегах финно-угорским богам.

Проще говоря, Кижа-саари был центром языческого культа. С ритуальными плясками, песнопениями и жертвами. В глубокой древности — кровавыми.


Эта нерусская земля

Относительно русским остров стал лишь в XI веке, когда на эти северные земли пришли новгородцы. Сами они, конечно, на островке не жили, но «присоединенное» население держали твердой рукой. Кижи, как и другие острова Онежского озера, и берега этого озера, входили в состав Обонежской пятины — одной из административно-территориальных единиц Новгородской республики.

Разумеется, христианский Новгород стремился нести свет новой веры заблудшим финно-угорским душам. Так что местный люд получил на священном месте своих игрищ православную церковь. Именно таким ненавязчивым способом вводилось православие на землях язычников.


Кижи история создания

Правда, какой эта церковь была — никому не известно. Ясно, что деревянная (с камнем на Кижах не слишком хорошо), но вот как выглядела и была ли похожа на нынешние храмы — этого мы не знаем. Крещеные местные жители (наверное, как и в других местах) охотно ходили в церковь и не менее усердно молились языческим богам. То есть «кижа» продолжались довольно долго, даже и в XVII веке.

Это, впрочем, не помешало островку стать оплотом онежского православия. В 1478 году независимая Новгородская республика пала, новыми хозяевами северных земель стали московские князья. Для упрочения своей власти они в 1496 году сделали Кижи центром новой административной единицы — Спасо-Кижского погоста.

Теперь Кижам подчинялись около 130 сел и деревень на других островках и на материке, Уницкая губа и весь юг Заонежского полуострова.


В Кижах обосновалась местная власть, здесь происходили народные собрания, велась торговля и разбирались судебные тяжбы. В писцовых книгах конца XVI века упоминаются 12 деревень на островке и две деревянные церкви: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы».

Кижи история создания

Существовали также две приходские церкви: на Великой Губе и на Лычном острове озера Сандал. Обе островные церкви были построены на так называемой Марьяниной горе, где прежде устраивали языческие игрища.


По одной из легенд, однажды в них ударила молния и спалила постройки дотла. Легенда, вероятно, возникла не на пустом месте. Известно, что финно-угорские народы исхитрялись отправлять языческие обряды и в православных церквях!

Судьба митрополита

Через Кижи в ту эпоху лежал паломнический путь из Москвы в Соловецкий монастырь. С Кижами связано и предание о молодых годах митрополита Филиппа (Колычева), прославившегося своим драматическим противостоянием с Иваном Грозным.

Во время северных странствий Филипп (тогда еще не митрополит и даже пока не монах) якобы нанялся работником к богатому крестьянину по имени Сидорко Суббота в деревне Жаренской. Крестьянин определил его пасти овец. Местные жители очень страдали в тот год от змей, боялись даже пасти вблизи деревни скот. Будущий святитель прогнал змей.

Также он поставил изгородь, которую не могли преодолеть волки. А однажды поймал в озерных водах осетра и принес крестьянину на православный праздник. Но он был скромным человеком, и когда вокруг стали говорить, что он творит чудеса, сразу же снова отправился в путь на Соловки.


С именем Филиппа связаны и еще две легенды — о Свят-наволоке и Смоль-наволоке. Это два мыса, которые смотрят друг на друга. Один — на южной оконечности острова Кижи, другой — на северном берегу Большого Клименецкого (Климецкого) острова. Между ними лежит никогда не замерзающий пролив.

Кижи история создания

По легенде, когда Колычев подошел к проливу, чтобы переправиться на материк, перевозил его местный житель, прозванный за цвет волос Смолью. Мыс, где стоял Колычев, стали называть Свят-наволоком, а мыс, где стоял Смоль, стал Смоль-наволоком. Полоса незамерзающей воды получила имя Святой салмы или «святой полыньи».


Имя Филиппа, пострадавшего от безжалостного царя Ивана Грозного, было очень любимо на Русском Севере. Неудивительно, что паломники, стекавшиеся в Соловецкий монастырь, связали его и с постепенно приобретающим ореол святости островком Кижи.

Кижи история создания

Без единого гвоздя

В XVII веке, после правления Ивана Грозного и окончания Смутного времени, церкви острова пришли в некоторый упадок. Местное предание гласит даже, что они запустели и стали разрушаться. Именно тогда молния и сожгла их до основания. Однако спустя столетие Петр Великий приказал восстановить храмы.


В 1714 году началось строительство Преображенской церкви, но уже не на Марьяниной горе. Одно из преданий гласит, что Петр лично проектировал этот храм. Якобы он проплывал мимо Кижей, увидел, как все там запустело, причалил к берегу и нарисовал тростью на прибрежном песке план будущего храма.

Другое предание гласит, что проект церкви всецело принадлежит плотнику Нестору — он и проектировал церковь, и сам же ее строил. Причем без единого гвоздя. А когда постройка была завершена, Нестор забросил топор в воды озера и сказал: «Николи не было, николи не будет». То есть никто прежде ничего подобного не строил, и никто больше ничего подобного не построит.

Кижи история создания


Обе легенды с исторической правдой ничего общего не имеют. И Петр к строительству Преображенской церкви отношения не имел, и плотника Нестора не существовало. И вообще, за шесть лет до строительства в Кижах аналогичная деревянная конструкция была возведена в селе Анхимово, которое расположено совсем недалеко от Кижей.

Неверна и легенда о том, что многоглавые северные церкви построены без единого гвоздя. Да, основные конструкции соединялись между собой с помощью пазов, как детали конструктора. Но деревянные чешуйки на куполах приходилось как следует укреплять, иначе купола «облысели» бы и потеряли всю красоту в первый же год. Крепили их с помощью железных штырей, то есть практически сажали на гвозди.

Кроме Преображенской церкви была возведена Покровская, а также шатровая колокольня. Но храм Покрова Богородицы построили уже полвека спустя — в 1764 году. А шатровую колокольню — и вовсе в 1863-м, на месте обветшавшей и пришедшей в негодность более ранней постройки.


Кижи история создания

В древности комплекс церковных зданий окружала деревянная ограда, которая должна была исполнять роль крепостной стены. Ограда, конечно, не сохранилась. Та, что существует сегодня, — современная реконструкция.

Впрочем, и в древности ограда была малофункциональна. Захватчикам Кижи и даром были не нужны. Даже со шведами здесь не было военных столкновений. Зато за этой оградой в 1769-1771 годах от восставших приписных крестьян пряталась кижская власть.

Для усмирения бунта пришлось присылать солдат. Пожалуй, это было единственное серьезное выступление жителей Кижей против своих начальников. В основном жизнь на острове текла мирно и тихо.

С XVII века остров осваивали промышленники для выплавки меди, а потом железа. Со временем Спасо-Кижский погост превратился в Кижскую волость. Не задели Кижи ни две русские революции, ни две мировые войны.

Кижи никогда не взрывали и никогда не бомбили. Так что деревянным постройкам удалось сохраниться в том виде, в каком они пребывали с момента постройки. Так что они и сегодня радуют наш взгляд.

Кижи история создания

Михаил РОМАШКО   http://oursociety.ru/publ/ostrov_kizhi/1-1-0-295

Источник: hist-etnol.livejournal.com

  • Кижи: информация
  • Валаам: фото

Остров Кижи находится среди цепи островов, между материковым мысом северной части Карелии и крупным островом Большой Клименский.

Один из 1650 известных островов Онежского озера. Но сколько их на самом деле — не может сказать никто.

Ближайший населенный пункт — Великая Губа.

Это небольшой поселок, от которого по мысу пробита широкая проселочная дорога, и иногда встречаются остатки старых деревень.

Но, так было не всегда…

Расселение в этих краях шло с запада, финно-угорскими племенами.

Считается, что это началось в X-XI веках. Но доподлинно о тех временах ничего не известно. Если учитывать историю Скандинавских викингов, то поселения в Карелии могли существовать уже в VI- VII веках. Но вряд ли остров Кижи в те времена был кому-то интересен — мест по берегам Онеги было достаточно.

Викингов Онежские края не интересовали — было далеко, люди жили очень бедно и не было смысла затевать грабительские походы — под боком была богатая Европа: Дания, Англия — еще раздробленная на отдельные королевства.

Насколько эти земли не интересовали европейцев, видно на средневековой морской карте, где Онежское озеро отмечено небольшим синим пятном.

А ведь оно в два раза больше самого большого озера «Европы» — шведского Верена. про остальные и говорить нечего — «лужи».

Старинная карта Карелии

Происхождение названия «Кижи» точно не известно. одни историки говорят, что корень от вепсского слова kiz (kidz) — «мох, растущий на дне водоёмов».

Другие стоят на вепсском слове kisi — «игрище, место для игр, праздников».

Второй вариант кажется более правдоподобным — пологий, ровный открытый остров был удобен для организации больших сходов и торжеств.

С XI по XII века эти земли находились под влиянием Белозерского княжества.

В начале XIV оно было даже не завоевано, а просто куплено московским князем Иваном Калитой. Однако Онега была слишком далеко от Москвы и место Белозерья занял Великий Новгород.

Из Новгорода пошли в разные стороны монахи-проповедники. Они добрались до самых Соловецких островов в 1429 году…

После падения Новгорода в 1478 году, Москва образовала Каргопольский уезд.

Это была дальняя периферия основных исторических баталий (противостояния против Золотой орды) поэтому сперва сюда ссылали плененных ордынских ханов, а потом и других политических противников Москвы.

Однако Каргополь не смог стать настоящим Карельским центром.

Его место занял Олонец. Была построена мощная крепость, образована Олонецкая губерния.

Под прикрытием Олонецкой крепости появился знаменитый монастырь Александра Свирского.

Губерния занимала земли далеко в глубину современной Финляндии, а по размеру была больше средней европейской страны.

На 200 лет край почти что «засыпает». Но прошла Великая Смута. Россия оправилась от раздора и начала активно осваивать окраины.

К 1582 году, согласно писцовой книге Спасо-Кижский Погост являлся административным центром 75 деревень округи.

На самом острове Кижи находилось четыре деревни, но отдельные хутора и покинутые деревни так же заносились в архивы, и было записано, что у Кижей приписано 115 деревень.

Приписки нужны были местным властям, чтобы показать свою значимость начальству. И, чтобы было удобнее собирать подати и налоги.

Как бы там ни было, но к началу XVI века на Кижах уже стояло 12 храмов и церквей.

Кижи история, фото

Прошло еще 100 лет, и край резко преобразился: здесь были найдены залежи медной и железной руды.

Уже отец Петра Первого начал призывать иностранцев устраивать бизнес в России.

Новгородский купец Семен Гаврилов нашел на острове медную руду. Пригласил датчан, знакомых с горным делом. Их звали Бутенант и Марселис.

К концу XVI века В Шуньге (севернее Кижей) и на самом острове работали три плавильных завода. сперва слитки отправляли в Каргополь.

Позднее, на военный завод, в Олонец. Но со строительством князем Меншиковым оружейного завода в Петрозаводске, всю руду перенаправляли уже туда.

На само острове процветало ремесло: за сотни километров в округе были известны «кижские ножи», которые отличало высокое качество работы.

С богатством росла и роль Кижского погоста, как культурного и религиозного центра. Однако от удара молнии случился большой пожар и лучшие церковные постройки сгорели.

На их месте стали возводить новые.

Церковь Преображения Господня была построена в 1714 году. Она вобрала в себя весь опыт и лучшие образцы православного строительства Карелии.

Шатровая колокольня — относительно поздняя постройка. Её сделали в 1862 году вместо старой, которая уже не могла нести нагрузку.

Эти две достопримечательности и есть визитная карточка Кижей, известная по всему миру.

С окончанием Северной войны, центр интересов Петра Первого сосредоточился на Санкт-Петербурге.

Постепенно горное дело на Кижах сходило на нет. Но подати требовали, как раньше.

Это приходило к волнениям среди крестьян. Самое известное — бунт 1769 года. На подавление пришлось потратить 2 года. В карельских лесах подавлять свободу было трудно…

Екатерина Великая провела большую административную реформу. Каргопольский уезд вместе с Погостом Кижи вошли в состав Олонецкой губернии, которой правил генерал-Губернатор Гаврии Державин.

С тех пор, до середины 20-го столетия Кижи снова погружаются в спячку.

Уезжают люди, ветшают церкви.

Но после того, как советская власть приняла решение о строительстве серии шлюзов и плотин, многие земли Карелии были обречены уйти под воду.

Тогда и решили собрать сокровища деревянного зодчества, и свезли из в одно место. Так было положено начало знаменитому музею Кижи.

Самой древней достопримечательностью, привезенной в Кижи, считается Церковь Воскрешения Лазаря.

Упоминания о ней найдены в писцовой книге 1629 года, и говорят о том, что церковь построили там, где жил и умер монах Лазарь в 1391 году.

Каждый сам может решить, сколько в этой истории правды. Но в любом случае, именно такие скромные обители были основой миссианского православия в далекие времена еще до эпохи Ивана Грозного.

Получив такую «жемчужину», речные круизные компании не могли остаться в стороне. Все маршруты теплоходов из Москвы и Санкт-Петербурга стали делать обязательные экскурсии на остров.

В 1990 году архитектурный музей Кижского погоста включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

С 1993 года остров-музей «Кижи» занесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия России.

Источник: arina-tour.ru

Музей–заповедник «Кижи» как государственное учреждение культуры существует с 1966 года. Его созданию предшествовал длительный период, в ходе которого происходил процесс организационного становления музея как самостоятельного учреждения, осознания исключительной ценности и значимости находящихся в Кижах памятников деревянного зодчества.

Известно, что впервые Кижские храмы привлекли внимание специалистов еще в XIX веке. В 1867 году в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи посетил академик Л.В.Даль. В начале 20 века на Север началось паломничество художников и архитекторов, которые воочию стремились увидеть старинные памятники. На острове Кижи побывали И.Я.Билибин (1904 г.), И.Э.Грабарь (1909 г.) и М.В.Красовский (1916 г.). И.Я.Билибин писал: «… нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. … Что за зодчий был, который строил такие церкви!». Постепенно Кижи становятся известными: издаются почтовые открытки с видами Кижского погоста, а в 1911 году картина художника Шлуглейта с изображением Кижского погоста была приобретена императором Николаем II.

Официальный же статус памятника истории и культуры Кижский погост приобрел только в 1920 году. Охранное свидетельство за номером 1847 было выдано 11 августа 1920 году по результатам обследования строений сотрудниками органов «охраны и регистрации памятников искусства и старины» Народного комиссариата просвещения. Копия свидетельства была выдана церковному совету кижского прихода. Согласно этому документу, Кижи «… как выдающиеся памятники, находящиеся под охраной Правительства, состоят в ведении Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Комиссариата народного просвещения, не могут видоизменяться и перестраиваться, а также быть занятыми какими–либо учреждениями или лицами без разрешения Отдела, а находящиеся в этих церквах иконы и церковное убранство не могут быть без ведома разрешения Отдела перемещены и не подлежат реквизиции».

В 1924 году церкви Кижского погоста были переданы в бесплатное пользование верующим прихода согласно постановлению Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР. Однако в 1936 году власти принимают решение закрыть Преображенскую церковь для богослужений, что мотивировалось соображениями ее охраны: Кижскому сельсовету предписывалось «немедленно взять под свою охрану церковь–музей, для чего изъять от церковного совета ключи и установить охрану». В пользовании верующих была оставлена Покровская церковь.

В 1938 году, Преображенская церковь была передана в ведение Управления по делам искусств при Совнаркоме КАССР. И уже в 1939 году кижские церкви были включены в перечень памятников революции, культуры и архитектуры по Карельской АССР, рекомендованных к включению в состав памятников общесоюзного значения (это было сделано уже только в 1948 году). В 1940 году детальный обмер Преображенской церкви произвел архитектор Л.М.Лисенко.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. прервала процесс становления архитектурного заповедника. Остров Кижи оказался в зоне финской оккупации. Совсем недалеко, по западному побережью Большого Клименецкого острова, проходила линия фронта, где финнами были возведены оборонительные укрепления. Следует отметить, что финское командование предприняло меры по охране памятников архитектуры находящихся на оккупированной территории, которая должна была войти в состав «Великой Финляндии» от Ботнического залива до Урала, включающей земли населенные финноязычными народами. В Заонежье и, в частности, на острове Кижи охраной памятников занимался младший лейтенант Ларс Петтерссон в последствие известный исследователь, автор монографии «Культовая архитектура Заонежья», изданной в Хельсинки в 1950 году.

Работы по созданию в Кижах архитектурного музея были возобновлены сразу после окончания Великой Отечественной войны. В августе 1945 года по согласованию с правительством К–ФССР, Комитет по делам архитектуры при СНК СССР направил в Карелию экспедицию для обследования памятников архитектуры, возглавляемую архитектором А.Н. Буйновым. Инициатором экспедиции был академик И.Э.Грабарь. На Кижский архитектурный ансамбль был составлен дефектный акт с целью проведения аварийно–предупредительных работ.

2 октября 1945 года Совнарком Карело–Финской ССР заслушал доклад о результатах работы экспедиции и вынес постановление «О состоянии охраны памятников архитектуры в К–ФССР». Это постановление за номером 604 объявило территорию ансамбля Кижского погоста (в пределах ограды), как имеющего историческую и художественную ценность мирового значения, государственным заповедником. Постановление предписывало Управлению по делам архитектуры в течение 1945–1946 гг. провести аварийно–предупредительный ремонт, определить границы и строгий режим охраны заповедника, разработать и представить в СНК К–ФССР предложения по переносу на территорию Кижского заповедника памятников гражданского зодчества (жилых и хозяйственных построек). Также поручалось реставрировать в 1946 году внутреннюю отделку Кижских церквей, воссоздав художественную целостность памятника архитектуры. Важную личную роль сыграл в создании архитектурного заповедника в Кижах начальник Управления по делам архитектуры Дмитрий Сергеевич Масленников.

Вскоре, в 1947 году, силами Заонежской строительной конторы Управления сельского и колхозного строительства на Преображенской церкви были начаты ремонтно–реставрационные работы. Однако сразу же возникла необходимость в их научном обосновании. В связи с этим, в мае 1948 года Управление по делам архитектуры обратилось в Государственную инспекцию по охране памятников принять на себя разработку проекта реставрации Кижского ансамбля. На основании Постановления Совета министров СССР от 14.10.1948 г. Кижский архитектурный ансамбль был внесен в государственные списки памятников культуры общесоюзного значения, а реставрационные работы возглавил московский архитектор Б.В.Гнедовский.

В 1949 году по инициативе Совета министров К–ФССР была создана проектно–реставрационную мастерская, силами которой начали проводиться реставрационные работы на Кижских церквах. В реставрации принимали участие местные плотники, наследники славы старинных мастеров Заонежья, края красивейшей народной архитектуры. Тогда же реставрационные работы, которые постепенно приобретали все больший размах, возглавил московский архитектор А.В.Ополовников.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В 1950 году Главным Управлением по охране памятников был утвержден проект реставрации Кижского архитектурного ансамбля, автором которого являлся А.В.Ополовников. Проектом предусматривалось решение двух главных задач: укрепление памятников и восстановление их первоначального художественного образа, искаженного многочисленными переделками в 19 веке. Реставрация Кижского архитектурного ансамбля была завершена в 1959 году.

В июне того же года прошло утверждение Положения о Государственном архитектурном заповеднике в Кижах. Охранная зона памятников была установлена площадью в 15 гектар, и включила территорию южной части острова Кижи. Заповедник находился в ведении Управления по делам архитектуры при Совете министров К–ФССР. На правах отдела он находился в составе этого управления до 1960 года. Именно в это время были проведены масштабные работы по реставрации Кижского архитектурного ансамбля, началось формирование будущей архитектурно–этнографической экспозиции, на остров Кижи перевезены первые памятники архитектуры – дом крестьянина Ошевнева (1951 год), церковь Воскрешения Лазаря (1958 год). Идея перевоза памятников и создания музея рассматривалась как конкретная мера, которая позволит сохранить обреченные образцы народного деревянного зодчества. Основой для будущего музейного комплекса стал Кижский архитектурный ансамбль, ставший эталоном для отбора соответствующих ему по значимости объектов.

Одновременно велись работы по реставрации иконописного убранства кижских церквей, которые во время оккупации были вывезены в Финляндию, а по окончанию войны возвращены обратно. Сразу после окончания войны, в 1945 году Управление по делам архитектуры при СНК К–ФССР обратилось к председателю Комиссии по учету и охране памятников искусств Комитета по делам искусств при СНК СССР академику И.Э.Грабарю, принять необходимые меры к сохранению, разборке и инвентаризации возвращенных икон. По распоряжению И.Э.Грабаря в июне 1945 года в Петрозаводск были командированы заведующая отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Н.Е.Мнева и художник–реставратор Централизованной реставрационной мастерской В.Г.Светличная (Брюсова). Выяснилось, что кроме утраченных икон «неба» иконостас Преображенской церкви сохранился полностью. Поэтому в августе 1945 года академик И.Э.Грабарь обратился к правительству К–ФССР с просьбой содействовать восстановлению внутреннего убранства Преображенской и других церквей «так как эти ансамбли представляют из себя драгоценный памятник нашего отечественного зодчества». В 1950 году иконостас Преображенской церкви был восстановлен художниками–реставраторами В.Г.Брюсовой и Г.В.Жаренковым.

В 1955 Кижский архитектурный заповедник официально принял первых посетителей. В штате появилась должность экскурсовода, а для обеспечения порядка были выделены два дежурных милиционера. Экскурсанты прибывали на остров на пароходе швартовавшемся к причалу прямо напротив архитектурного ансамбля. Кижский погост стал экскурсионно–туристическим центром, представляющим культурно–просветительский и научный интерес.

Период с 1961 по 1965 годы ознаменован организацией отдела (с 1964 года – филиала) «Кижи» в структуре Карельского государственного краеведческого музея, официальное открытие которого состоялось 10 июня 1961 года. Заведующим отделом был назначен полковник запаса Н.В.Воробьев. Первыми научными сотрудниками были Н.М. Кожарина и Н.И. Долголенко. Это время характеризуется активной работой по формированию архитектурной экспозиции. На остров Кижи перевозится ряд памятников архитектуры. Были отреставрированы часовни «Кижского ожерелья». Сотрудниками отдела создаются интерьеры домов Ошевнева, Елизарова, подготавливаются выставки по народному прикладному искусству Карелии и фольклору Заонежья. В трапезной Покровской церкви была развернута выставка древнерусской живописи, в измененном виде существующая до настоящего времени. На основе собирательской работы, формировались этнографические коллекции. В 1963 году издается первый путеводитель по музею: «Кижи: архитектурно–бытовой музей–заповедник под открытым небом». В течение сезона музей посещали около 20 тысяч человек. Остров Кижи был включен в один из девяти всесоюзных маршрутов для иностранных туристов. Силами московских специалистов проводилась реставрация икон. В 1964 г. заведующим филиалом «Кижи» Карельского государственного краеведческого музея был назначен А.Т.Беляев, который в дальнейшем проработает в музее более 20 лет.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, музей–заповедник «Кижи» создавался не на пустом месте. Его организации предшествовала огромная работа архитекторов, реставраторов, искусствоведов, музейных сотрудников Москвы, Ленинграда и Петрозаводска. Благодаря их труду были заложены основы будущего музея, созданы предпосылки для преобразования его в самостоятельное учреждение.

Государственный историко–архитектурный музей «Кижи» был основан 1 января 1966 года. Через три года, 4 апреля 1969 года он был реорганизован в Государственный историко–архитектурный и этнографический музей–заповедник. Директором музея был назначен В.И.Смирнов, по специальности военный журналист, полковник запаса.

Именно в 1969 году музей стал многопрофильным и юридически получил территорию, на которой и стали развиваться экспозиция и все службы. Музею была присвоена 1 категория, расширилась его территория, увеличилась штатная структура, решались вопросы улучшения условий труда и быта сотрудников. Штат музея насчитывал 25 человек. Были созданы отделы: научно–исследовательский, фондов, древнерусской живописи, массовой работы, административно–хозяйственный, а также научная библиотека. Среди первых сотрудников были Н.А.Гринин, И.П.Тюриков, Б.В.Моталев, В.И.Пулькин, Л.Я.Якшина и другие. С 1966 года по сегодняшний день в музее–заповеднике «Кижи» работают В.А. и Б.А. Гущины.

Продолжалось формирование архитектурной экспозиции. В это время на остров Кижи перевозятся новые памятники, среди них – дом крестьянина Яковлева, часовня Спаса Нерукотворного, дома Пертякова и Пономарева в деревне Ямка. В целом к этому времени был сформирован Заонежский сектор, который по сей день является главным экспозиционным сектором музея. Ведется активная научно–фондовая работа. В ходе экспедиций собираются предметы, которые легли в основу этнографического собрания музея. Под руководством реставратора С.В.Ямщикова силами московских специалистов проводится реставрация икон.

Первый Генеральный план развития музея–заповедника «Кижи» был разработан в 1972 году. Согласно этому плану «Кижи» рассматривался как субрегиональный музей, своеобразная «Карелия в миниатюре», где представлена традиционная культура всех основных этнических групп, проживающих на территории Карелии.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

70–е годы – период наиболее активной работы по формированию архитектурной экспозиции, реставрации памятников, собирательской деятельности, экспозиционно–выставочной работы. Завершилось создание Заонежского сектора музея. В 1975 году в сектор был перевезен третий дом – крестьянина Щепина, в это же время экспозиция была дополнена рядом хозяйственных построек. В 1971 году была произведена реставрация дома Яковлева, в 1973–1974 годах у дома были установлены два амбара, баня и рига. Таким образом, был сформирован второй экспозиционный сектор музея – усадьба пряжинского карела. В течение 70–х годов была завершена работа по перевозке и реставрации крестьянских домов и хозяйственных построек в деревни Ямка и Васильево. А в 1980–х годах был сформирован третий музейный сектор – Пудожская деревня. В целом, в это время архитектурно–этнографическая экспозиция музея–заповедника «Кижи» приобрела современный вид.

Научно–исследовательская работа сотрудников музея в это время главным образом акцентировалась на фондовом и экспозиционном направлении. Экспедиции по сбору экспонатов были проведены почти во все районы Карелии. В 1973 году в музее был издан первый каталог фондового собрания, подготовленный А.Т.Беляевым, Б.А.Гущиным и В.А.Гущиной. В каталоге содержались сведения примерно о 1 000 предметах, составлявших коллекцию музея.

Была сформирована система экскурсионного обслуживания посетителей, которая включала организацию и регулирование потока туристов на острове, заключение ежегодных договоров с туристическими фирмами, подготовку внештатных экскурсоводов на базе ПетрГУ.

Развивалась инженерно–техническая и социально–бытовая инфраструктура музея. Для проживания сотрудников музея были построены общежития, сооружены причалы, построены магазин, дебаркадер, конюшня и другие объекты. На остров Кижи и в некоторые окрестные деревни проведена электроэнергия. Был сформирован флот музея.

Таким образом, в целом, 70–е годы можно определить как период завершения становления музея–заповедника «Кижи», когда были сформированы основные структурные подразделения, укомплектованы штаты, которые выполняли главные функции музея.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Источник: kizhi.karelia.ru

История острова Кижи

Самые известные памятники Кижей относятся к 18 веку, но история острова, конечно, намного глубже. Люди живут здесь как минимум 9 тысяч лет. И каждый год сотрудники музея отправляются в археологические экспедиции по всему Южному Заонежью, проводят раскопки.

В те времена, о которых уже есть письменные источники, жителями Заонежья были племена корела и весь, а позже и славяне из Великого Новгорода. Новгородские бояре владели этими землями с 11 до 15 века. В 1478 году вместе с Новгородом они вошли в состав Московского государства.

Кижский погост впервые упоминается в 1563 году. В конце 16 века он состоял из ста с лишним деревень, а на самом острове Кижи располагалось 12 деревень. Больше, чем сейчас. И деревянные церкви на острове были в конце уже 16 века, почти 500 лет назад! О храмах говорится в писцовых книгах. Древнейшие церкви, увы, не сохранились, были уничтожены пожаром.

Шедевры деревянной архитектуры, которыми мы любуемся сейчас, построены в 18 веке: Преображенская церковь — в 1714 году, Покровская — в 1764-м. Тогда Кижи относились к Петрозаводскому уезду Олонецкой губернии.

Кижи история создания
Шедевры деревянного зодчества, которые мы видим сейчас, построены в 18 веке.
Фото: globallookpress.com

В 19-м и начале 20 века кижским деревянным зодчеством восхищались ученые, художники, этнографы. После революции изучением и сохранением памятников  Кижского погоста занимался реставратор, профессор Игорь Грабарь. Действующими храмами они быть перестали, но к счастью, не были разрушены.

В 1950-х Преображенскую и Покровскую церкви, а также входящую в “тройник” колокольню, отреставрировал известный архитектор и реставратор Александр Викторович Ополовников. Тем самым было положено начало музею под открытым небом. В 1966 году на острове Кижи был создан музей-заповедник, и туда начали привозить памятники деревянной архитектуры и из других районов Карелии.

В 1990-м архитектурный ансамбль острова Кижи в Карелии включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, каким остается и в 2020 году.

Источник: www.kp.ru


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.