Достопримечательности нашей страны таят в себе множество загадок. Даже при самом поверхностном рассмотрении построения того или иного памятника архитектуры вскрывается ряд интересных фактов, которые ставят под сомнение основную историческую версию, а то и вовсе разносят её в пух и прах грубейшими нестыковками.

Одной из таких достопримечательностей является Казанский собор — один из самых узнаваемых храмов города на Неве, построенный по официальной версии в начале 19-го века архитектором Андреем Воронихиным. Одной из главных особенностей храма является то, что здесь после войны с Наполеоном был похоронен легендарный полководец Михаил Кутузов, а также в храме находятся ключи от поверженных русской армией городов и ряд других военных трофеев войны 1812-го года.

Какие же тайны и загадки хранит древний собор, ставший одной из визитных карточек города Санкт-Петербурга? Всё ли так гладко в официальной исторической версии? Кем на самом деле был построен собор и для ч.


ого. Попробуем найти ответы.

  • На месте Казанского собора была церковь Рождества Богородицы.
  • Казанский собор — языческий храм?
  • Андрей Воронихин строил храм под руководством графа Строганова.
  • Технология строительства купола Казанского собора опережает время.

Постараемся разобраться в этих вопросах и найти противоречия в официальной исторической версии, опираясь исключительно на факты, сопоставление которых часто раскрывает ложь официальной истории.

История строительства Казанского собора

Согласно официальной исторической версии, собор был построен за десять лет. Изначально на месте строительства собора находилась церковь Рождества Богородицы. Собственно, вот она:

Казанский собор история создания

А вот так церковь выглядела изнутри:


Казанский собор история создания

После строительства церкви в неё была перенесена Казанская икона Божьей Матери, и поэтому эту церковь часто называли Казанским собором. И уже на её месте был построен тот Казанский собор, который известен нам с вами. Примечательно, что аналогичная ситуация отмечается и с Исаакиевским собором. Мало кто знает, но нынешнее здание — четвёртое по счёту, которое носит название Исаакиевского собора.

Стоит отметить, что церковь Рождества Богородицы по своему внешнему виду очень сильно напоминает вторую версию Исаакиевского собора, а также Петропавловский собор. Таким образом, получается, что в Санкт-Петербурге было как минимум три собора, которые похожи друг на друга как братья-близнецы.

История самой церкви Рождества Богородицы также интересна важными фактами. К примеру, в 1739-м году совершается бракосочетание принцессы Анны с принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским. В этой же церкви происходило венчание императора Павла Петровича с принцессой Натальей Алексеевной.


Из всего этого мы можем сделать вывод, что церковь Рождества Богородицы имела большое архитектурное, культурное, историческое и социальное значение. Вот мнение об этой церкви одного из современников, аббата Жоржеля: «Казанский собор очень богато украшен: государи щедро оделяли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажжённых лампад из золота или серебра, которые пылают над алтарём…».

И возникает вопрос: почему же столь величественный храм был снесён для строительства другого сооружения, пусть и не менее величественного? Неужели в огромном городе не нашлось другого места для строительства?

Согласно официальной исторической версии, причина такого решения была в том, что церковь Рождества Богородицы изрядно обветшала, да причём настолько, реставрировать её не было смысла, а проще было снести.

Тут снова можно предложить ознакомиться с изображениями внешнего и внутреннего вида церкви. Неужели такой роскошный храм не достоин того, чтобы попытаться его отреставрировать, а гораздо проще его просто снести? Также стоит отметить, что решение о сносе храма было принято в 1781-м году, то есть спустя 44 года после строительства. Неужели строители того времени были настолько неумелыми мастерами, что храм обветшал, не простояв и полвека?

Достаточно посмотреть на старые дома, которые построены ещё в позапрошлом веке: даже те из них, которые сделаны из дерева, спустя более, чем 200 лет после постройки, имеют вполне себе достойный вид. Что же такое случилось с первым Казанским собором, что решено было его срочно снести и заменить на второй?


А чего стоят белокаменные храмы, которые пережили татаро-монгольское иго и стоят уже более восьмисот лет? А здесь речь идёт о церкви, в которой ни много ни мало венчались императоры. Неужели она была настолько низкого качества, что не смогла простоять и полвека?

Проектирование Казанского собора

Однако вернёмся к официальной исторической версии, согласно которой Павел Первый во время путешествия по Европе вдохновился римской архитектурой и решил нечто подобное построить и у себя на родине. И наконец, в ноябре 1800-го года Павел Первый повелевает воздвигнуть на месте церкви Рождества Богородицы тот самый Казанский собор. Император объявляет конкурс на лучший проект православного храма.

Но если посмотреть на чертежи, которые предлагались в качестве проекта, то возникает сомнение, что собирались строить именно православный храм. Вот, к примеру, один из чертежей, который более напоминает некую языческую постройку и, самое главное, противоречит базовым канонам, по которым строятся православные храмы.

Казанский собор история создания

Такая постройка больше напоминает языческий храм, нежели православную церковь. Также обратите внимание, что по предписаниям православной религии главный вход в храм должен быть на западе, а алтарь — на востоке. На чертеже главный вход выходит на Невский проспект, то есть с северной стороны. Более того, даже с современной версии Казанского собора, которая была воплощена в жизнь, главный вход выходит всё так же — на север, то есть прямое противоречие канонам построения православной церкви.

Стоит отметить, что вход с западной стороны всё же есть и, по мнению историков, он главный. Но по какой-то причине все основные изваяния и колоннада находятся возле входа с севера, а вход с запада больше напоминает чёрный ход. Что интересно, возле западного входа также есть ниши для скульптур, но вот сами скульптуры почему-то отсутствуют. Официальная историческая версия это никак не комментирует.

Таким образом, вполне возможно, что храм изначально был языческим и именно языческие скульптуры стояли возле входа. А затем часть из них заменили, а какие-то и вовсе убрали, оставив пустые ниши. Но с входом получилось дело скверное — как был северный вход основным, так и остался, — уже ничего не поделаешь.


И это ставит под сомнение также и версию о крещении Руси в 988 году. Если в самом деле предположить, что Русь «крестили» в 988-м году, то как же стало возможным строительство храма, очень похожего на языческий, в начале 19-го века?

Однако вернёмся к началу строительства храма. Император Павел Первый отвергает все конкурсные чертежи храма. Но затем, после беседы с неким графом Строгановым, вдруг выбирает чертёж никому не известного архитектора Андрея Воронихина.

Самое интересное, что Андрей Воронихин даже не имел звания архитектора, а лишь получил его позже, благодаря настойчивому содействию со стороны… всё того же графа Строганова. Звание архитектора было присвоено Андрею Воронихину от Академии художеств, которой на тот момент заправлял — как вы думаете кто? — никто иной, как снова всё тот же граф Строганов. А произошло это в 1800-м году, то есть уже после того, как проект строительства храма был утверждён императором и непосредственно перед самим началом строительства.

Казанский собор история создания

Сам же Андрей Воронихин был простым крепостным крестьянином, который, как вы уже можете догадаться, принадлежал графу Строганову.


Итак, Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян и с рождения принадлежал графу Строганову. Особенностью мальчика было то, что он с детства имел талант к живописи и даже обучался у одного известного иконописца. Это официальная историческая версия. Однако будем реалистами. Крепостные крестьяне в плане прав и свобод на тот момент не сильно отличались от скота и всецело принадлежали хозяину. И в такой ситуации предположить, чтобы крепостному мальчику позволили вместо труда на благо барина заниматься такой «ерундой», как живопись, — это скорее похоже на сказку.

Труд крепостных крестьян в то время был настолько изнуряющим, что у них едва ли хватало времени на еду и сон. И говорить о том, что простому мальчику была бы предоставлена возможность рисовать, да ещё и профессионально обучаться этому, просто не приходится.

Дальше — больше. Официальная историческая версия утверждает, что граф Строганов отправил мальчика учиться в Москву у самых известных архитекторов того времени — Баженова и Казакова. То есть граф не только позволил мальчику обучаться, но ещё и оплатил обучение. А в 1779-м году, когда Андрей закончил обучение и приехал в Петербург, граф Строганов поселил его в своём собственном доме.

Версия о «добром барине», который не только разглядел талант крепостного мальчика, но и вырастил из него настоящего зодчего, конечно, звучит красиво, но существует и альтернативная версия, более похожая на правду. Согласно этой версии, Андрей Воронихин был внебрачным сыном двоюродного брата графа Строганова. Одним словом, история самого автора Казанского собора так же полна загадок.


Да и сам Казанский собор выглядит весьма странно. К примеру, с высоты птичьего полёта он имеет форму католического креста, что тоже весьма странно для храма, который по официальной версии задуман был как православный. И надо отметить, что такая особенность — визитная карточка католических соборов Европы.

Почему так произошло? Возможно дело в том, что сам Андрей Воронихин к Казанскому собору имеет отношение чуть меньшее, чем никакое, а проект собора, который так настойчиво был предложен императору графом Строгановым, им самим и был создан. Стоит отметить, что граф Строганов с 1761-го года являлся графом Римской Империи и большую часть жизни он прожил за границей. Самое интересное, граф Строганов был членом масонской ложи. Возможно, этим и объясняется наличие масонской символики, которой украшен Казанский собор.

Вот, к примеру, легендарное «всевидящее око» — один из самых узнаваемых масонских символов, которым украшен Казанский собор:

Казанский собор история создания

Ещё одна интересная подробность — согласно официальной исторической версии Павел Первый хотел построить Казанский собор по образу и подобию собора Святого Петра в Риме. Но тут снова загвоздка — сам Андрей Воронихин в Риме никогда не был. Неужели по картинкам создавал проект?


Купол Казанского собора — ещё одна загадка

Купол Казанского собора создан из кованого железа. Стоит отметить, что метод переделки чугуна в сталь способом продувки через него воздуха был придуман только в 1856-м году, то есть спустя почти полвека после завершения строительства. Да и сталепроката тогда не было, по крайней мере, согласно официальной исторической версии.

И каким-то чудом вот такой шедевр архитектуры производят под руководством Андрея Воронихина — крепостного, едва получившего архитектурное образование.

Казанский собор история создания

И вот эта сложная конструкция из двух рядов железных рёбер, на которых держится весь купол и завершающий его крест на крыше, была построена ещё до разработки метода статического расчёта стержневых конструкций.

И, согласно версии официальной истории, такое чудо стало возможно благодаря удачному интуитивному проектированию. То есть Воронихин со своим двухлетним обучением у известных архитекторов, не имея никакого реального практического опыта самостоятельного строительства, смог «на глазок» построить шедевр архитектуры, который оказался к тому же ещё и настолько устойчив, что пережил бомбёжки во время войны.


Таким образом, мы можем видеть, что при строительстве купола были применены технологии, которые опережают время. И более того, применены они были не гениальным опытным архитектором, а никому не известным крепостным крестьянином, который и архитектором-то стал благодаря графу Строганову.

Таким образом, в истории Казанского собора немало загадок. Остаётся достоверно неизвестным — кем и когда был построен этот собор, и как мы могли убедиться, в официальной исторической версии много временных и фактических нестыковок.

по материалам видео «Председатель СНТ»

Источник: www.oum.ru

Предисловие.

   История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей. Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Казанский собор история созданияОн строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады. На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения. Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга — высотой 71.5 м с уникальными внутреннимии внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры. Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства. Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто "першпективой", соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью. Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.

Церковь Рождества Богородицы.

Казанский собор история созданияВ 1733-1737 гг. на Невском проспекте была построена церковь Рождества Богородицы по образцу Петропавловского собора. Ее автором предположительно был архитектор М.Г.Земцов, создатель церкви святых Симеона и Анны. В нее были перенесена Казанская икона Божией Матери, и потому эту церковь часто именовали Казанским собором. Прямоугольное в плане здание было вытянуто вдоль проспекта. Над входом возвышалась многоярусная колокольня со шпилем, которую уравновешивал высокий восьмигранный барабан с куполом. В храме совершались не только обычные службы, но и архиерейские богослужения, а также бракосочетания лиц царственной династии. 3 июля 1739 г. в нем было совершено "законное бракосочетание Ея Высочества благоверныя государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским". С церковью Рождества Богородицы связано одно из самых драматических событий русской истории XVIII в. — приход к власти Екатерины II в 1762 г. в результате дворцового переворота. 28 июня в 8 часов утра гвардия, Сенат и Синод присягнули новой императрице в стенах Казанского собора (церкви Рождества Богородицы). Нередко в храме праздновались такие события, как заключения мира, победы над неприятелем и другие. Так, после завершения русско-турецкой войны 1768-1774 гг. императрица обратилась к Санкт-Петербургскому архиепископу со следующими словами: "Преосвященный Владыко Гавриил! Намерена я завтрашний день, то есть в воскресенье, принести благодарственные Всевышнему молитвы за дарованный мир в церкви Казанской Богородицы. Екатерина. 1774. 2 августа. С.-Петербург" Здесь же был отслужен благодарственный молебен по случаю блестящей победы А.В.Суворова под Фокшанами над превосходящими силами турок. Из других важных событий, связанных с историей церкви Рождества Богородицы, следует отметить венчание в ней будущего императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской, при святом миропомазании нареченной Великой Княгиней Натальей Алексеевной. Венчание, как и присоединение к православию невесты, совершал преосвященный Гавриил. Сохранилось несколько описаний церкви Рождества Богородицы, данные жившими в Петербурге иностранцами. По ним можно судить, что храм действительно был одним из самых заметных в Петербурге. Вот что пишет аббат Жоржель об интерьере храма:Казанский собор история создания "Казанский собор очень богато украшен: государи щедро оделяли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажженных лампад из золота или серебра, которые пылают перед алтарем". "…Колокольня над церковью деревянная и с покрытым жестью шпицем имеет вышины 28 сажен. На колокольне бьют часы в колокол по стенным часам, в церкви находящимся. В сей церкви отправляются летом благодарственные молебствия за благополучие приключения при дворе и в государстве". Однако время идет и церковь Рождества Богородицы постепенно ветшает. К тому же на Невском проспекте появляются роскошные дворцы петербургской знати. Среди них выделяются дворец графа Строганова, построенный великим Растрелли. Появляются и замечательные храмы, только инославные — костел святой Екатерины архитектора Валлен-Деламота, армянская церковь святой Екатерины архитектора М.Фельтона. Необходимо было создать на Невском проспекте православный храм, который был бы великолепнее всех окружающих его зданий. Впервые задумались над этим наследник престола Великий Князь Павел Петрович. В 1781 г. наследник престола отправился путешествовать по Европе. Внимание Великого Князя привлекает Рим — "вечный город", манящий к себе художников и поэтов. Заметим, что будущий император обладал прекрасным художественным чутьем. Павла Рим восхитил своими памятниками и сохранившимися следами великой Империи. Рим был когда-то и всемирным центром христианства. Здесь, на Ватиканском холме, в 67 г. от Рождества Христова был распят и погребен верный ученик Христа — апостол Петр, брат первого крестителя скифско-славянских земель и основателя будущей Константинопольской церкви святого Андрея Первозванного, во имя которого был утвержден первый и высший орден Российской Империи. Петр по-гречески означает "камень". Это имя даст за твердость в вере сам Христос, горячо любящему Его Симону, сыну Ионину: "И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сим камени созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей". (Евангелие от Матфея, 16, 18). И вот на месте погребения святого Апостола Петра, "камня веры", в XVI веке возводится величественный храм по проекту Микель-Анджело Буонаротти, Браманте, Рафаэля. Он произвел потрясающее впечатление на наследника российского престола. Величие храма и красота его художественной отделки, великолепие колоннады Бернини, образующей площадь святого Петра — все это привело его в восторг. Обращаясь к своим спутникам, "граф Северный", ибо таково было инкогнито августейшего путешественника, выразил пожелание, чтобы "архиепископ Московский в таковой церкви в Москве служил". Эта мысль глубоко запала в сердце православного Цесаревича. Вернулся он к ней и после своего восшествия на престол. Но теперь идея создания храма, подобного римскому, принимает иные очертания.Казанский собор история создания Местом его строительства должен быть Санкт-Петербург, а не Москва. Российский "град святого Петра" должен стать северным Римом. Большую роль в принятии такого решения сыграли не только политические соображения, но и религиозные настроения Государя. Рим после французской революции, а особенно после вторжения наполеоновских полчищ в Италию, надолго потерял значение духовного центра католической Европы. Папа становится пленником вождя республиканской и фактически атеистической Франции. Посылая в Италию войска во главе с великим Суворовым, Павел мечтает выполнить миссию освободителя христианской Европы от республиканско-атеистического нашествия. Чтобы подчеркнуть свою солидарность с католической Европой, он, Царь православной Руси, становится Великим Магистром католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. Идея о том, что Петербургу должно взять у Москвы державные права древнего Рима, все более овладевает мыслями Императора. Именно в столице Великой Православной Империи должен быть храм, подобный римскому. Но поскольку в столице уже был храм во имя святого апостола Петра, то новый храм должен быть посвящен Пресвятой Богородице.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго.Казанский собор история создания Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: "Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел". Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина.Казанский собор история создания После долгих  творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц.Казанский собор история создания В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: "Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину". К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Строительство ансамбля Казанского собора.

Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. Казанский собор история созданияС первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как "производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения". Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: "Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче". Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что "благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил". Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания.Казанский собор история создания Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.

Внутренняя отделка собора.

Что же касается внутренней отделки собора, то здесь Воронихин широко использует мрамор из Олонецкой и Выборгской губернии, а также порфир, яшму и особенно финский гранит, добывавшийся в районе Пютерлакса под Выборгом. Всеми работами по мрамору и граниту руководил все тот же Самсон Суханов, уже широко известный своими работами в Петербурге, Царском Селе, где он создал великолепную террасу, Павловске.Казанский собор история создания Основные работы по мрамору в Казанском соборе, прежде всего, тончайшая резьба по мрамору, украшающая царское место — дело рук талантливого самоучки Самсона Суханова. Основанием здания служит высокий цоколь из крупных монолитов серого сердобольского (сортавальского) гранита. Пол внутри здания облицован серым рускеальским мрамором из-под Сортавалы и розовым белогорским мрамором (из-под Кондопоги в Карелии). Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Эта же порода вместе с черными шунгитовыми сланцами была использованы в виде вставок в полах собора. Кроме того, в отделке собора использованы эстонские доломиты, алтайские порфиры и другие породы исключительно отечественного происхождения. Особого внимания заслуживает внутренние колонны собора, являющиеся одновременно его главной несущей частью и главным декоративным украшением. Воронихин сам побывал на приисках и карьерах, где добывался камень, применяемый при строительстве собора. Осенью 1801 года во дворце А.С.Строганова состоялась свадьба Воронихина и чертежницы Мэри Лонд. В свадебное путешествие новобрачные направились на Карельский перешеек. Посетив эти места, Воронихин пришел к выводу, что прочный и красивый выборгский гранит станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьере строящегося собора.Казанский собор история создания Выборгский гранит по-фински называется рапакиви, что означает — "гнилой камень". Видимо он назван так в связи с тем, что выходы его на поверхность земли часто были в болотах, пахнувших гнилью. Выборгский гранитный массив рапакиви — крупнейший в мире. Ломка гранита близ Выборга началась в 1803 г. На ломках работали люди, присланные комиссией из Петербурга. В основном это были русские крестьяне из Ярославской, Вологодской и других близлежащих губерний. Численность рабочих на выборгской ломке достигало 350 человек. Техника выломки гранита в начале XIX в. мало чем отличалась от времен античности: металлические клинья и штанги для бурения, кувалды, вороты, полиспасты, бревенчатые катки. Процесс выломки требовал много времени, опыта и сноровки каменотеса. Сначала снимался верхний слой скалы, подвергавшийся длительному воздействию солнца, мороза, дождей и ветров, обнажая гранит в первозданном виде. Затем в отвесной скале очерчивалась по размерам форма параллелепипеда, предполагаемого к отделению от скалы. Затем шла длительная, кропотливая и опасная обработка. С помощью катков и ваг заготовки колонн погружали на корабли, которые доставляли их в Петербург. Долгий путь заканчивался на берегу Невы у Адмиралтейства. После разгрузки колонны снова при помощи катков перемещали в мастерскую на Конюшенной улице, где в результате обработки они приобретали завершенный вид. Выломка, обработка и доставка одной колонны высотой 10,7 м обходилась в сумму 3 000 рублей. Всего было доставлено и установлено 56 колонн. Иностранцев, живших в России, изумляли русские рабочие, строившие Казанский собор. "Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам: пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно ее копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли свое дело. Способность даже простых русских людей в технике изящных искусств поразительна". Между тем, становилось ясно, что в изначальный, установленный Павлом I срок, собор не построить. Слишком обширным был объем работ, а средств явно не хватало. К тому же на темпы строительства отрицательно влияли внешнеполитические события, те беспрерывные войны, которые вела Россия в начале XIX в. Тем не менее работы велись широким фронтом и темп их нарастал. Большие трудности принес Воронихину 1804 г., когда возник его спор со Старовым по поводу прочности спроектированных им подкупольных перекрытий и перекрытий проездов колоннады. Дело дошло до того, что пришлось строить модель проезда в одну треть натуральной величины из тех же материалов. Модель прекрасно выдержала испытания, что укрепило авторитет Воронихина, но не могла не сказаться на темпах строительства. Только в 1808 г., после смерти Старова, Воронихин был введен в комиссию и получил широкую самостоятельность. Здесь опять же сказалась его поддержка графом Строгановым. В том же 1808 г., который начался с перерасхода в 832 000 рублей, выяснилось, что для завершения работ понадобится еще 1 352 384 рубля. Правительству пришлось выпускать новые ассигнования. Однако работа пошла быстрее. Наступил 1811 г. Был уже возведен купол, и заканчивались внутренние отделочные работы. В городе с восторгом говорили о новом соборе, о нем часто писали в периодической печати. "Все огороженное место вокруг строящегося храма, — писал современник, — равно как и вход во внутренность его…оставались открытыми для любопытных… Мне иногда случалось входить в достаивающееся здание и нельзя было не подивиться богатству, расточаемому для его внутреннего убранства". В связи с этим в марте 1811 г. Комиссия обратилась к Строганову с письмом, в котором просила запретить допуск в собор посторонних лиц, как мешающих строительству. К осени 1811 г. строительство собора было в основном закончено. Казанский собор история созданияПравда предстояли еще большие доделочные работы, а долг Комиссии достигал 176 500 рублей, но Строганов надеялся получить не только эту сумму, но и добиться разрешения на работы второй очереди, стоимость которых превышала 2 миллиона рублей. Речь шла, прежде всего, о сооружении южной колоннады собора. Но основная цель строительства была достигнута — храм был возведен. 15 сентября 1811 г., почти через 10 лет после закладки собора, в день коронации Александра I собор был торжественно освящен. Освящение совершал сам митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Два года спустя была разобрана и находящаяся уже на территории нового собора церковь Рождества Богородицы. Жизнь нового храма началась.

наверх

Источник: kazansky-spb.ru

Внеконкурсный проект Андрея Воронихина

Павел I задумал построить новый Казанский собор на месте старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Император устроил конкурс проектов — в нем участвовали архитекторы Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон и Жан Франсуа Тома де Томон. Павел I уже одобрил работу Камерона, когда граф Строганов порекомендовал ему проект молодого архитектора Андрея Воронихина, который не участвовал в конкурсе. Императору его работа понравилась. Воронихина назначили главным архитектором, а Строганова — председателем попечительского совета при строительстве собора.

Рим, Флоренция, Петербург

Павел I хотел, чтобы новое здание напоминало римский собор Святого Петра. Андрей Воронихин спроектировал грандиозную колоннаду, которая перекликалась с проектом итальянского храма. 96 колонн Казанского собора не были расположены по периметру, они распахнулись навстречу Невскому проспекту. Боковая северная сторона храма стала парадной. По плану Воронихина, колоннаду должны были возвести и с южной стороны храма, но позже от этой идеи отказались.

Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу «райских дверей» флорентийского баптистерия — оригинал создал в XV веке скульптор Лоренцо Гиберти. Современники критиковали Воронихина за архитектурные заимствования и даже называли «копиистом».

Музей российского природного камня

Казанский собор называют музеем российского природного камня. Главным декоративным материалом стал известковый туф, который добывали в Гатчинском районе. Пудостский камень, как его называют, был похож на итальянский травертино, из которого построили собор Святого Петра. Туф с пористой структурой легко обрабатывался, его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей, фризов и наличников. Во внутреннем декоре храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму. Интерьер собора украшали 56 колонн из розового гранита с позолоченными капителями.

Художники и скульпторы

И снаружи, и внутри Казанский собор декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов, работали Федор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.

Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Федор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный — его создал архитектор Константин Тон. На строительстве собора трудились не только именитые мастера: в 1810 году у помещика Теплова за тысячу рублей купили крепостного художника Тараса Иванова.

Храмовый музей Отечественной войны 1812 года

Казанский собор был торжественно открыт за год до Отечественной войны 1812 года. Перед отъездом в действующую армию службу в храме посетил Михаил Кутузов, которого только что назначили главнокомандующим. После войны в Казанский собор доставляли трофеи — военные знамена и штандарты, ключи от взятых городов и крепостей, маршальский жезл французского полководца Луи-Николя Даву.

В 1813 году в храме похоронили Михаила Кутузова, умершего от простуды. Решетку и надгробную плиту для его могилы изготовили по рисункам Андрея Воронихина.

В 1837 году в России отмечали 25-ю годовщину победы над Наполеоном. На площади перед собором установили памятники фельдмаршалам Отечественной войны — Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли.

Храм дома Романовых

Церковь Рождества Богородицы была придворным храмом дома Романовых. Здесь хранился список иконы Казанской Божией Матери — она считалась покровительницей династии. Когда возвели Казанский собор, он унаследовал и святыню, и роль придворного храма. Здесь венчались все члены царской семьи, здесь служили благодарственные молебны после неудачных покушений на Александра II, здесь праздновали 300-летие дома Романовых.

В ризнице собора хранились подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном позолоченном окладе весом более 33 килограммов, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.

Главная соборная святыня

Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из самых известных православных святынь. В соборе хранится ее список, который также считается чудотворным. Считается, что Петр I лично распорядился доставить святыню в Петербург, и до строительства церкви Рождества Богородицы икона хранилась в часовне на Петроградской стороне.

После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов вернул в Россию сотни килограммов серебряных изделий, которые отступающие французы забирали из русских храмов. Часть этого серебра передали в Казанский собор. Его использовали, чтобы украсить киот Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.

Благотворительный центр

В XIX веке в Казанском соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета, храм был известным благотворительным центром. В годы Первой мировой войны здесь собирали продовольствие и теплые вещи для отправки на фронт, открыли один из первых в России лазарет на деньги прихожан и церковные средства. Он находился под покровительством императрицы Александры Федоровны. В самом храме ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.

Музей истории религии и атеизма

В 1932 году Казанский собор закрыли. На куполе храма вместо креста установили позолоченный шар со шпилем, церковную утварь распределили между городскими музеями. Внутри собора разместился Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама, восточных верований. Здесь можно было увидеть коллекцию православных икон XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, ритуальные предметы и самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению.

Мощи на чердаке

На чердаке Казанского собора почти 20 лет были спрятаны мощи святых, которые хранились в храме. Сотрудники Музея истории религии и атеизма перенесли туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского. Лишь в 1991 году святыни вернули в храм, а мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.

Источник: www.culture.ru

Краткое описание 

Если храмы, выполненные в русском стиле, восхищают человека великолепием и буйством расцветок, то Казанский собор в Санкт-Петербурге поражает своим величием. Одиночный купол стелой взмывает в небо, под ним расположена полукруглая колоннада. 56 столбов, украшенных капителями, прячут за собой здание храма.

История 

Хотя Казанский собор строился с 1801 по 1811 год, история его создания начинается еще с первой половины XVII века, когда на престоле был император Петр I. Монарх с огромным уважением относился к Казанской Божьей Матери, он привез икону Богородицы в Санкт-Петербург, и с тех пор образ стал святыней дома Романовых.


  

Один из списков был помещен в храм Рождества Богородицы. В те времена церковь возвышалась над соседними зданиями, была центром композиции Невского проспекта. Здесь происходили крещения, венчания и отпевания членов царской семьи.

Со временем храм обветшал, рядом с ним были возведены дворцы знатных петербуржцев, здание потеряло свое величие. В конце XVII века император Павел I решил снести церковь, а на ее месте построить величественный собор. Требования к проекту были очень жесткие: монарх хотел возвести сооружение, напоминающее римский собор Святого Петра. При этом весь комплекс должен был располагаться на определенной площади и не создавать диссонанса с уже существующими строениями. По церковным канонам основной фасад с входной дверью должен быть обращен к западу, а алтарь – к востоку. Если следовать этому правилу, вход в собор оказался бы не на Невском проспекте, а на второстепенной улице.

В конкурсе проектов участвовало много архитекторов, император внимательно рассматривал их работы. Граф Строганов порекомендовал монарху обратить внимание на проект его бывшего крепостного Воронихина. Когда собор был построен, архитектор хотел сделать колоннаду и с южной стороны, но император отверг его предложения, велел оставить все, как есть. На постройку требовались очень большие средства, для государственной казны это стало бы чувствительным ударом.

Тысячи крепостных занимались строительством. Все делалось вручную, чудом техники были катки и ваги. Трудно даже представить, как грузили на корабли монолитные колонны, каждая из которых весила около 30 тонн.

Когда строительство закончилось, Невский из обычного проспекта перешел в разряд центральной городской магистрали

Казанский собор в годы советской власти

После революции 1917 года была объявлена война религии. Множество красивейших храмов просто снесли, в других церквях разместились склады, архивы и другие организации.

Чтобы сохранить Казанский собор, сотрудники уговорили правительство открыть в этом здании музей атеизма. Экспозиции там были очень интересные, но такую организацию нельзя было размещать в православном храме.

Иконы передали в музей, образ Казанской Богородицы отправили в другой собор. Икона вернулась на свое место только в начале XXI века. Множество бесценных сокровищ было утрачено, но сотрудники сумели отстоять собор, он сохранил уникальные барельефы, внутреннее убранство.

В храме хранились мощи основателей Соловецкого монастыря Германа, Савватия и Зосимы. Священные реликвии пережили период воинствующего атеизма. В 1990 году при осмотре хранилищ комиссия обнаружила раку с мощами Серафима Саровского, которые считались утраченными. Правительство Советского Союза не решилось ссориться со священнослужителями, и все святыни были переданы церкви.

Архитектура и архитектор Воронихин

Нельзя сказать, что Воронихин создал копию собора Святого Петра, об этом сооружении напоминает только полукруглая колоннада. Сам храм уникален. В плане его конфигурация напоминает латинский крест.

Расположенные по бокам колоннады, как гигантские руки, охватывают площадь перед храмом. Само здание увенчано огромным куполом.

Со стороны Невского проспекта расположены бронзовые двери, по бокам от них в нишах – бронзовые скульптуры 4 святых:

  • Андрея Первозванного
  • Иоанна Крестителя
  • Владимира Равноапостольного
  • Александра Невского

В своей работе архитектор использовал преимущественно отечественные материалы. На колонны и барельефы пошел пудостский известняк, месторождение которого находится в районе Гатчины. В земных недрах этот камень достаточно мягкий, его было несложно распиливать на фрагменты нужной формы и размера. На воздухе известняк затвердевал. Чтобы пористая поверхность не разрушалась под воздействием сырости, все наружные части обмазаны специальной шпаклевкой, имеющей такой же цвет, как пудостский камень.

96 колонн не только украшают памятник архитектуры, но и маскируют ассиметричную форму здания. Со стороны Невского проспекта незаметно, что купол находится не над центром храма, а сдвинут в восточном направлении.

Порталы украшены великолепными барельефами с изображениями библейских сюжетов. 14 гигантских каменных картин украшают аттики. Длина каждой из них около 15 м, в любом сюжете присутствуют более 40 персонажей.

Внутреннее убранство храма. Иконы

Для внутренней отделки Воронихин выбрал мрамор, гранит, порфир, яшму. Мраморные плиты разных расцветок на полу выложены в виде затейливых орнаментов. Красота камня оттеняется восхитительной люстрой, деталями из золота и других драгоценных металлов.

Казанский собор история создания 

Первый иконостас, изготовленный по проекту Воронихина, мы уже не увидим. Он украшал храм до 1936 года, а потом городу преподнесли великолепный серебряный иконостас с чеканкой – трофей донских казаков в войне 1812 года.

Здесь есть иконы кисти лучших мастеров:

  • Кипренского
  • Угрюмова
  • Боровиковского

Казанский собор история создания

В конце XX века справедливость восторжествовала, собор вернули епархии, там стали проводиться богослужения, совершаться религиозные таинства. Через некоторое время вернулась сюда и икона Казанской Богородицы. Прихожане получили возможность помолиться перед чудотворным образом.

Кто похоронен в Казанском соборе

Казанский собор – не только памятник архитектуры, но и музей доблести русских воинов. В 1812 году началась война с Наполеоном, войска после молебна в Казанском соборе отправлялись отсюда прямо на фронт. Из храма пошел на войну и великий полководец М. И. Кутузов.

Режим работы и цена в 2020 году

Если вы проснулись рано и хотите насладиться красотами Санкт-Петербурга, посетите Казанский собор.

Храм открыт с 6-30 до 20-00. Вход свободный, но вы можете оплатить услуги гида и сходить на экскурсию.

Если туристы приехали группой свыше 20 человек, экскурсии проводятся только при помощи аудиогида.

Официальный сайт

kazansky-spb.ru

Богослужения

Казанский собор – действующий православный храм.

Службы проводятся ежедневно в 7, 10 и 18 часов

Здесь проводятся церковные таинства. Даже если вы атеист или приверженец другой религии, отнеситесь с уважением к прихожанам. Во все времена в храм надевали парадную одежды, и сейчас не рекомендуется заходить в любую церковь в спортивных костюмах или в слишком открытых нарядах. Женщинам полагается покрывать голову, а мужчинам снять головной убор.

Выключите звук мобильного телефона. Если нужно срочно переговорить, выйдите на улицу. Общаться между собой нужно тихим голосом. При проведении служб может быть ограничен доступ туристов на участки, где прихожане молятся.

Где находится

Адрес

Казанская площадь дом 2.

Метро

  • Невский проспект
  • Гостиный двор

Как добраться


 

Интересные факты

  • История создания Казанского собора позволяет нам гордиться своими соотечественниками. Бывший крепостной в конкурсе проектов победил именитых архитекторов из разных стран.
  • Рабочие в старых полушубках на морозе высекали барельефы, ставшие шедеврами архитектуры. Полуголодные воины, прослушавшие молебен у чудотворной иконы выгнали из страны прекрасно обученную армию Наполеона.

Памятники перед Казанским собором

Начало войны было тяжелым, русским войскам пришлось отступать. Командующим тогда был Барклай-де-Толли. Когда армию возглавил Кутузов, началось наступление наших воинов. Подвиг главнокомандующих был увековечен в памятниках, поставленных по краям колоннады. В те времена выдающихся личностей изображали в виде античных героев, но скульптор Орловский отступил от традиций. На его работах видно портретное сходство полководцев.

Барклай стоит с опущенным маршальским жезлом, весь его вид говорит о тяготах отступления. Кутузов жестом победителя поднимает жезл, у его ног лежит повергнутое французское знамя.

Памятники были открыты в 1837 году, через 8 дней после кончины Орловского. Памятники не укрывали от бомбежек в войну 1941-1945 годов, но они уцелели.

Казанский собор стал хранилищем трофеев отечественной войны 1812 года. В храм свозили захваченные знамена, ключи от городов и крепостей, которые отвоевала русская армия. Есть здесь и серебряный иконостас, добытый донскими казаками у французов.

 

Источник: peterburg.guide

История Казанского собора в Санкт-Петербурге таит в себе несколько загадок.

С точки зрения официальной истории всё, вроде бы понятно. В 18 веке на этом месте стояла церковь Рождества Богородицы. Она обветшала. Павлу I, во время путешествия в Ватикан, понравился собор Святого Петра и он повелел построить в Петербурге подобный храм. Собор строили с 1801 по 1811 год. Обо всём этом можно прочитать в огромном количестве источников.

Однако, ряд независимых исследователей, придерживающихся альтернативной точки зрения на историю и её хронологию, отмечают несколько, вопиющих, по их мнению, противоречий в облике и истории строительства Казанского собора. Не растекаясь мыслью, сразу перечислим некоторые из наиболее часто упоминаемых «альтернативщиками» противоречий.

Как известно, собор строили с 1801 по 1811 год. Однако, в Пушкинском музее хранится рисунок шведского художника Бенжамина Патерсена, с изображением Казанского собора, датируемый 1800 годом. При этом, существует другой рисунок, того же Патерсена, на котором также изображен Казанский собор (именно точно так же, как на рисунке 1800 года) – этот рисунок, в издании, где он опубликован, называется «Вид Казанского Собора в 1821 году. С рисунка Патерсена»:

В Википедии посчитали непротиворечивым подписать рисунок 1821 года так: «Казанский собор, 1821 год (с рисунка Патерсена около 1800 г.)». Какая прелесть… Да, кстати, сам Патерсен умер в 1815 году. Налицо явная путаница, возникшая, вероятнее всего, еще в 19 веке при подготовке к печати изображения 1821 года или при учете хранителем рисунка в Пушкинском музее. Однако, некоторые официальные историки проявляют себя достойными противниками альтернативщиков, не найдя ничего лучше, как объяснить этот казус тем, что Патерсен создал свой рисунок в 1800 году, еще до строительства Собора, по проекту. На это альтернативщики глумливо возражают, что для того, чтобы в 1821 году покойный с 1815 года Патерсен смог нарисовать такой же вид собора, как в 1800 году, потребовалось снова доставить на Невский всех, кто был изображен в 1800 году и также их расставить. Не удалось доставить только двух офицеров в панталонах и их дам. Наверно погибли в 1812 году…

С точки зрения автора, в путанице с датами нет конспирологии, это именно путаница. Об этом можно судить по одной делали на этих рисунках — башне Городской думы, которая начала строиться в 1799 году и была закончена в 1804. То есть, в 1800 её еще не было в окончательном виде. Поэтому, либо Патерсен рисовал вид Казанского собора после 1804 года, либо и башню Думы он рисовал тоже "по проекту".

Еще одним таинственным артефактом считают обелиск, стоящий перед Собором, подобно обелиску в Ватикане. Он изображен на рисунках Патерсена и на многих других, например, у художника Морне:

В его «исчезновении» нет ничего таинственного – обелиск разобрали перед тем, как в 1837 году перед Собором установили памятники Кутузову и Барклаю де Толли.

Очередную странность можно обнаружить на сайте Казанского собора, в разделе, где описывается его история, а именно предшественница Собора – церковь Рождества Богородицы. Её описания и объяснение причины сноса содержат нестыковки и противоречия. На сайте Собора рассказывается, что церковь Рождества Богородицы была не рядовой, в ней венчались коронованные особы со времен Анны Леопольдовны до Павла I, сенат и синод присягали Екатерине II. Церковь была щедро одариваема царствующими особами. Это был каменный храм, вмещавший много людей. Посмотрите на рисунок с сайта Собора, изображающий внутреннее пространство церкви — предшественницы:

Впечатление такое, что оно больше, чем у нынешнего Казанского собора – люди на фоне колонн кажутся более мелкими, чем сегодня:

И про этот каменный собор, одариваемый императорскими особами, на сайте Казанского собора пишут, что его решили разобрать, так как он обветшал? Почему он обветшал за 50 лет? Почему за 200 лет не обветшал сам Казанский собор? Почему не обветшал Петропавловский собор или Собор Святого Петра за 500 лет?

Следующая странность Казанского собора связывается с тем, что он не только не православный по архитектуре, но и имеет на фасаде нехристианские символы:

Это что значит? Какой веры собор? Ни до этого, ни в сегодняшние дни, православные храмы так не выглядят:

Хотя, такие архитектурные решения, объясняются тогдашней модой, волей заказчика, а также влиянием на автора проекта — Воронихина, его покровителя – президента Академии художеств, графа Строганова, бывшего по совместительству главой российских масонов.

Из всех вышеперечисленных фактов, обстоятельств и предположений, приверженцы альтернативной истории делают вывод, что Казанский Собор был построен существенно раньше начала 19 века и официальные власти, выдавая древнее здание за творение Воронихина, пытаются скрыть некую правду. Мы же, с большим удовольствием посмотрели бы на действительные следы предшествовавшей древней цивилизации, но полагаем, что найденных фактов не достаточно для утверждений о том, что многие исторические здания, построены кем-то, кроме известных нам архитекторов.

Ну и, под конец, в качестве «вишенки на торт» еще одна, с позволения сказать, история, в жанре городского фольклора, связанная с памятником Барклаю де Толли, установленному возле Собора.

Она, эта история, является прекрасной иллюстрацией того, как акцентированное на собственных желаниях сознание, безошибочно выберет из множества картин действительности, свою, наиболее соответствующую заветным чаяниям.

Некие пошляки, сразу после открытия памятника, обратили внимание на то, что маршальский жезл, который Барклай держит на уровне чуть ниже пояса, с определенных ракурсов создает впечатление, что статуя изображает акт рукоблудия. Примерно так:

В качестве причин такого кощунства называли некую тяжкую обиду, которую военачальник нанес то ли скульптору Орловскому, то ли его сестре. Также высказывалась мысль, что это происки масонов, имевших отношение к строительству собора и вознамерившихся опорочить полководца. Эта история часто рассказывается по поводу и без повода, в том числе, и на некоторых каналах Дзена.

Обращает на себя внимание то истеричное подпрыгивание до потолка и визги, которые устраивают при упоминании этой байки некоторые интеллигенты, гордо заявляющие, что всю жизнь прожили в Ленинграде и ничего такого никогда не слышали. Словно эта история придумана сейчас, а не почти двести лет назад. Вы уж простите авторов байки, насмешников — кадетов и пошляков-гусар, они не знали, что ленинградцы будут судить их так строго, строже, чем сам государь Николай Павлович. А легенда эта, скорее всего, не имеющая реальных оснований, жила и живет. Родственник автора, например, впервые её услышал в 1970-х годах, когда с друзьями-студентами сидел на скамейке у Казанского после посещения ближайшего пивбара «Очки». На соседней скамейке сидела бодрая старушка, похожая на старуху Шапокляк, в фетровой шляпке а-ля 20-е годы и, видя, что молодые люди изрядно навеселе, рассказала им эту историю. Сказала, что они, еще до революции, будучи гимназистками, бегали с подружками смотреть на памятник с особого места… Видимо, она всё еще была петербурженкой.

А Вы видите какие-либо противоречия и странности в истории Казанского собора, или это традиционный православный храм и масоны не имеют к нему никакого отношения?

Подписывайтесь на наш канал!

Источник: zen.yandex.ru


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.