Если вы хотите отлично провести выходные, побывать в сказке – поезжайте в Великий Устюг. Там интересно взрослым и детям. Этот город наполнен силой и величественным спокойствием. Вы сможете посетить Деда Мороза, совершить прогулку по окрестностям и вдоль Сухоны, познакомиться с местными достопримечательностями.

Не стоит подходить к этой поездке с одной позиции, что Великий Устюг – родная сторона Деда Мороза. Кроме этого, в нем находится около 30 церквей, ценных архитектурных памятников, музеев, посвященных старым традициям и ремеслам.
А чего стоит прогулка по набережной с видами на Сухону!

Читайте статью о достопримечательностях Великого Устюга, подбирайте объекты для посещения, близкие вам по духу.

История великого устюга

Интересная информация о городе

Великий Устюг – спокойный, уютный городок, расположился на расстоянии 450 км к северо-востоку от Вологды. В том месте 2 реки (Сухона и Юг) впадают в Северную Двину. Этот момент отражен в городском гербе.


Небольшой городок всегда наполнен туристами, особенно зимой. Он стал средоточием семейного туризма с 1999 года, когда его объявили родиной Деда Мороза. Ему присвоено звание города-заповедника.

Город возник одновременно с Москвой. В древности поселение называли Гледень, поскольку оно находилось на высокой горе. С него хорошо просматривались все окрестности. В наши дни можно побывать в местности первого поселения Гледень. На берегу реки Сухона стоит Троице-Гледенский монастырь, сохранившийся с тех времен. Летом его осмотр доступен для туристов.

Но место подвергалось затоплениям с рек и нападениям чудских племен. Вскоре жители стали переселяться южнее, образовалось новое селение выше устья реки Усть-Юг. Назвали его Устюг.

Первые упоминания об Устюге, как городе, появились в 1207 году, когда Всеволод Большое Гнездо, подарил его своему сыну. В летописях найдены ссылки о городе:

  • 1212 год – основание Михайло-Архангельского монастыря;
  • 1218 год – разорение его камскими болгарами;
  • конец XIV столетия – вхождение в состав Московского княжества.

Великим стали называть, когда Иван IV включил его в список опричных городов. Этого звания удостоилось совсем немного древнерусских городов. Его присваивали за воинское мастерство дружин, умение мастеров.

В XVII веке он относился к наиболее состоятельным городам Руси. В нем проживало около 10000 человек.


За Великим Устюгом закрепилась слава главного пушного центра Руси. Ярмарки пестрели шкурами из соболей и белок. Дважды в году на крупнейших ярмарках город принимал купцов, приезжавших из других стран. Они поселялись в Немецкой слободе, находившейся рядом с Иоанно-Предтеченским монастырем.

Особенно возросла его роль в торговле с другими странами в годы правления Екатерины II после введения государственной монополии на торговлю с Китаем. С города отправляли продукцию местных ремесленников, хлеб, а ввозили ткани, сахар, чай, фарфор.

Однако массовая торговля процветала недолго. Ее упадок начался после:

  • открытия торгового пути, проходившего в Западную Европу через Балтику;
  • выхода России к южным морям после русско-турецких войн.

Окончательно ослабевает экономика после строительства железнодорожных линий, миновавших город.

История Великого Устюга тесно переплетается с именами многих известных людей. Первые устюжские первопроходцы (Дежнев, Пермский, Попов, Хабаров, Атласов, Наводчиков, Шилов) оставили свой след в науке освоения новых земель. Они смело двигались в неизведанные дали Сибири, земли, лежащие вблизи Тихого океана. Этими людьми открыты новые реки, моря, проливы.

Рассказ о народных умельцах Великого Устюга

Церковная культура и народное творчество – визитная карточка этой местности с давних времен.

Город славился талантливыми людьми:

  • Скульпторами, творивших изделия из камня, дерева и гипса.
  • Художниками, создавшими шедевры иконописи. Иконописца Федора Зубова приглашали для росписи московских соборов.
  • Кузнецами.
  • Мастерами по берестяной резьбе.

Развитие торговли способствовало процветанию ремесел.

Умельцы устюжской финифти изготавливали специальную разновидность эмали. Они медные изделия покрывали эмалью белого цвета, украшали их тоненькими пластиночками и накладками из серебра и золота. Затем обжигали, чтобы скрепить украшения с эмалью.

Искусство чернения по серебру и золоту зародилось еще в Древней Руси. Устюжские умельцы обучали даже московских мастеров. Они гордились прочностью своих изделий, часто демонстрировали это ударом молота по серебряной пластине. Даже мельчайшая частичка рисунка не отпадала. Чернь разрушалась только вместе с металлом.

Секреты мастерства передавались от поколения к поколению. Нигде в мире таких мастеров не было. Легенды говорят, что тайной состава черни делились с родственниками только на смертном одре. К концу XIX века это ремесло чуть не замерло.

В газете «Вологодские губернские ведомости» писалось, что с 1852 года остался единственный представитель черневого искусства – мастер Кошков. К работе он относился, как к святому делу – предварительно мылся в бане. Он изготавливал перстни, табакерки, броши, ножи для бумаг, дворцовую посуду для 3 царей.

Свои навыки он передал внуку Михаилу Чиркову. Когда ему иностранцы предложили огромную сумму за раскрытие секрета, он отказался, несмотря на трудную жизнь. В годы гражданской войны прекратились заказы, семья голодала.


В 1929 году ему предложили создать артель «Северная чернь». У Чиркова появились ученицы, с которыми он делился своими навыками. В настоящее время их знания применяют на заводе «Северная чернь», где изготавливают художественные серебряные предметы. При заводе есть демонстрационный зал с изделиями, получивших награды на выставках в России и за рубежом.

Славились и другие виды мастерства:

  • «Мороз по жести» – изящное и мудреное искусство получило развитие только в Великом Устюге. Изделия таких мастеров также встречаются в местном краеведческом музее. Известны фамилии самобытных умельцев, таких как: братья Цыбасовы, Старковские, мастера Булатов, Торгов, Панов. Они изготавливали музыкальные шкатулки и ларцы для хранения денег, драгоценностей. Особенность их – не только декоративность внешнего вида, но и наличие в них потайных деталей: стенок, скрытых замков. После смерти последнего мастера Сосновского этот вид ремесла чуть не погиб. Художник Холмогоров восстановил всю технологию получения редких узоров, раскрыл загадки замков и музыки. Он изучал архивные документы в музеях, расспрашивал людей, знавших Сосновского.
  • Производство просечного железа. Основа его – нанесение рисунка на железный лист и просекание его вручную. Таким способом создавали украшения для деревянных шкафов, ларчиков, сундуков. Рисунки напоминали кружево. В краеведческом музее на дверях царских врат надвратной церкви Михайло-Архангельского монастыря нанесен рисунок по этой технологии.

Много ремесел утеряно. Среди них: шитье золотом, резьба по кости. Их тайны производства умерли вместе с последними мастерами.

Достопримечательности в городской черте

Отличительная черта Великого Устюга – в нем отсутствуют старинные постройки из дерева. Их все в XVII столетии заменили на каменные.

Михайло-Архангельский монастырь

Отдельного упоминания заслуживает этот монастырь – наиболее древнее сооружение в Великом Устюге, упоминавшаяся в летописях XIII века. Дата его возникновения – 1212 год. Создал его монах Киприан по просьбе жителей. Его каменные строения сохранились довольно хорошо.

Уцелел Михайло-Архангельский храм. Спонсировал его строительство в 1653-1656 годах купец Никита Ревякин. Здание выделялось непривычными 5 главами, 2 симметричными приделами, ажурной шатровой колокольней. Внешне собор выглядел просто, строго, с минимумом декоративного убранства.

Его яркое внутреннее украшение – иконостас с резной позолотой, состоящий из 3 ярусов. При его создании использованы 2 направления – барокко и классицизм.
В Государственный Русский музей передана икона храма «Собор Архангела Михаила».

Своеобразные реликвии храма:

  • стенопись «Притчи старческие», фрески которой повествуют о духовном пути монахов;
  • роспись на входном проеме с южной стороны;
  • портрет архиепископа Великоустюжского и Тотемского Иосифа, захороненного в храме.

Современное каменное строение заложено в XVII столетии.

Службы в храме не ведутся.

Михайло-Архангельский монастырь – одна из обителей, где сохранилась историческая застройка:

  • Введенская церковь. От нее к храму ведут переходы.
  • Надвратная церковь Владимирской Богоматери. Дата ее основания – 1682 год.
  • Церковь Преполовения Пятидесятницы. Внутри нее – место захоронения преподобного Киприана, создавшего обитель.

2-этажные корпуса, где размещались настоятельские и братские кельи. Невысокие стены из камня окружают территорию. В них соединены мощь и изящество. К Святым вратам подсоединены 2 часовни – Прокопия и Иоанна Устюжских.

После закрытия монастыря в 1919 году в нем организовали концентрационный лагерь. Затем здание Михайло-Архангельского и Владимирской надвратной церкви перешло к Великоустюгскому музею. В годы войны территорию обители занимало Пуховичское военно-пехотное училище. Позднее там разместился автотранспортный техникум.

Соборное дворище

Одна из важных достопримечательностей города – Соборное дворище, расположенное в центре поселения. Иначе его величают «Северный Суздаль».

К нему относятся соборы:

  • Успенский вместе с колокольней;
  • Прокопия Праведного;
  • Иоанна Устюжского.

В его состав входят также Архиерейский дом, ряд церквей.

Для посетителей открыты не все постройки. Но впечатляет даже их внешний вид.
В летние дни за определенную плату разрешается подняться на колокольню Успенского собора и насладиться окружающими видами.

Возведен собор в XVI столетии. Его особенность – внешне он выглядит сурово, а внутренние декорации интерьера украшены роскошно. Выделяется резьба на иконостасе, выполненная вручную.

Храмы Великого Устюга


Некоторые храмы использованы под музеи. В церкви Николы Гостунского поместили Музей этнографии, а в Вознесенском храме – музей древнерусского искусства с богатой коллекцией древних икон, скульптур и редких книг из монастырских библиотек.

В церкви Симеона Столпника тоже находится музей, но одновременно в ней проводят и богослужения. Ее архитектурный стиль барокко отличается от зданий, созданных в XVIII столетии.

Пример еще одного живописного храма, возведенного в таком же стиле – церковь Жен-Мироносиц. Она построена по инициативе купца Худякова в 1714-1720 годы.

Дымковская слобода – другой архитектурный ансамбль церковных строений. Туристы могут осматривать их только визуально.

Особняки прошлых столетий

Местные власти пытаются сохранить наследие предков. Центр города относится к территории музея-заповедника. В нем не только запрещено новое строительство, но нельзя даже менять фасады имеющихся зданий. Увидеть эти уникальные здания можно прогулявшись по центральным улицам.


Примером не бедной жизни местных жителей служат сохранившиеся особняки купцов на улицах Красной и Шилова. Привлекательное здание, принадлежащее Шилову, построено с использованием стиля барокко.

На Советском проспекте стоят дома, возведенные в XIX веке.

Большинство зданий функционируют в наши дни. Келии Иоанно-Предтеченского монастыря отданы кисте-щеточной фабрике.

На старом фото переулка Октябрьский слева виден дом Красильникова, далее дом Чабаевских. Они вполне узнаваемы сейчас. В первом находится резиденция Деда Мороза, в другом – Почта России. Там же виднеется Михайло-Архангельский монастырь.

Местопребывание Деда Мороза

На пересечении Советского проспекта с Октябрьским переулком расположена городская резиденция Деда Мороза. В ней работает почтамт, где сотрудники пишут ответы на послания деток. С него можно отослать письмо, увенчанное печатью Деда Мороза, изготовить сувенир, ознакомиться с собранием открыток.

Вотчина Деда Мороза

В поместье Деда Мороза путешественникам предлагают прогулки по волшебному лесу, катания на санях и оленях. Многим интересно отправить послание с почты – офиса, любимца всех детей. Здесь заранее все пропитано духом Нового года.

Невиданные чудеса ждут туристов в этом загородном имении Деда Мороза. Можно побывать в:

  • волшебном леднике со скульптурами из льда, где круглогодично господствует зима с минусовой температурой -11-15°C;
  • цветнике, собравшем множество экзотических растений, наполняющих помещение ароматом, что особенно приятно в зимние дни;

  • зоопарке с разнообразием животных и птиц, особенно северных жителей;
  • сыроварне, в которой всем можно поучаствовать в приготовлении сыра;
  • настоящей русской бане;
  • кузнице;
  • отделении почты Деда Мороза;
  • тропе сказок, ведущей к терему;
  • хоромах сказочного деда в красном кафтане с его удивительными 12 комнатами, хранящими тайны и загадки.

Месторасположение вотчины – сосновый бор, место с чистым воздухом, очень красивое в любое время года. Он пронизан «неведомыми дорожками», на которых встречаются мишка с бочкой меда, волшебные грибы-боровики.

Редко кто покидает вотчину, не сделав фото у памятника лаптю. Наряду с вотчиной его считают символом Великого Устюга. Огромный лапоть высотой 2,5 метра выполнен из осиновой древесины. Его навещают супруги, прожившие вместе 3 года, чтобы запечатлеть лапотную свадьбу.

В фольклорном центре «Горница» гостям предлагают поучаствовать в народных играх, создании оберегов из бересты и льна, разучить русские песни. Там же угостят травяными чаями, приготовленными по старинным русским рецептам, познакомят со сказаниями о Великом Устюге.

Ребятишкам доставляет удовольствие катание на снегоходе, надувных санках с интересным названием «ватрушка» или сказочном персонаже – печке Емели. Да и взрослые иногда не возражают вернуться в детство.

В магазине подарков, торговых рядах представлен огромный выбор сувениров.

Тем, кто захочет там задержаться, в гостевом комплексе предлагают уютные деревянные коттеджи, кафе. Они выполнены в стиле народных сказок.

Знакомство с музеями


История и культура, народные промыслы и природа края – основная тематика Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Это дом, принадлежащий ранее купцу Усову.

К нему относятся 7 музеев. Охарактеризуем каждый из них.

В Музее истории и культуры представлены экспозиции, посвященные развитию города с охватом времени 9 столетий, берестяные изделия, старинная одежда, иконы, картины Шишкина, Коровина, Айвазовского.

В близлежащем доме находится музей природы края. В нем интересно побывать любителям флоры и фауны. Для малышей интересна экспозиция о медведях. Увлекательное занятие – побывать в медвежьей берлоге.

В палеонтологическом зале детям представляется возможность изготовить скелет динозавра.

В музее этнографии посетителям предлагают поучаствовать в мастер-классе ткацкого ремесла – сплести пояс или соткать полотно из льна. Это мероприятие платное, но пользуется популярностью.

В городе есть несколько мест, предлагающих почувствовать новогоднюю атмосферу. Кроме городской резиденции Деда Мороза туристам нравится бывать в Музее новогодней игрушки.

В нем размещены украшенные елки разных исторических периодов протяженностью в 100 лет. Детям легко представить, как выглядела елка в детстве их бабушек. А взрослым приятно окунуться в атмосферу их детства. В отдельном зале представлены новогодние убранства разных стран.

Интересно пройти по 3 залам вместе с экскурсоводом – они познакомят с забавными фактами о елочных игрушках.

К филиалами музея относятся:

  • Детский музейный центр.
  • Фондохранилище с уникальными коллекциями иконописи, книг, монет.
  • В зимнее время открыт выставочный зал для проведения рождественских представлений.

Музей, отличающийся уникальностью – Дом моды Деда Мороза. В него посетителей привлекают нарядные шоу с демонстрацией костюмов и знакомствами с мастерицами, изготовившими их.

Участники мастер-классов изготавливают сувениры с помощью наставников. Проводятся праздники для детей, кукольные спектакли с активным участием присутствовавших ребятишек. Представление заказывают заранее.

Источник: CitySee.ru

Начало Великому Устюгу положили ростово-суздальские князья. В XII веке у слияния рек Сухоны и Юга, на  высокой горе, с которой можно было далеко видеть окрестности, они основали древний Гледен-град. Позже его жители перебрались на другой, более высокий и удобный берег Сухоны, к устью Юга, и назвали свой город  Усть-юг  —  Устюг. По реке Двине через Холмогоры он был связан с Архангельском и Поморьем, по Сухоне  —  с Вологдой, Ярославлем и Москвой, по Югу и Лузе – с Ветлугой, Вяткой и Казанью, по Вычегде – с Мезенью и Печорой. На старинном гербе Устюга  изображен Водолей – хозяин и попечитель города. Вырываясь из двух кувшинов, струи рек Сухоны и Юга сливаются в полноводный и величавый поток – красавицу Северную Двину.

В XIV-XV веках, когда на Устюг предъявили права ногородцы, устюжане выступили на стороне московских князей, поддерживая их стремление к объединению русских земель. При Великом князе Василии I небольшой северный город окончательно вошел в состав Московского княжества.

В XVI  веке торговое значение Устюга настолько возросло, что Иван IV  Грозный  включил его в число опричных городов, дававших деньги на государев  «обиход». Именно в этот период за Устюгом утвердился  титул Великий. Одновременно развивались кустарные производства, а также художественные промыслы, многие из которых живут и сегодня.

Великий Устюг славен в первую очередь православными святынями, землепроходцами, куп­цами и ремеслами. Из Устюга был Стефан, епископ Пермский, просветитель зырян­ских племен. Отсюда же Правед­ный Иоанн Устюжский. На строи­тельство храма в честь его Семен Дежнев отправлял из Якутска при­ношения моржовыми клыками. Многие другие подвижники вышли из местных земель. Из местных монастырей, один из древних – Троице-Гледенский, основан в XII веке у стен города Гледена, со­временника Устюга, ушедшего в историю после разгрома вятчан и весеннего паводка в XV веке. Все­го в средневековом Устюге было около 40 церквей.

С православием связано и ле­тописание, которое велось с древ­нейших времен. Устюгские летопи­си переписывались всеми сослови­ями по России, особенно в Сибири.. Землепроходцы Устюга активно участвовали в расшире­нии империи российской на восток.

Вот лишь несколько имен. Семен Дежнев первым обогнул на коче Чукотку, Камчатку осваи­вали его соратники, Хабаровский край — Ерофей Хабаров. Аляску и Алеутские острова ис­следовали сотни устюжан. Михаил Неводчиков привозил алеутов в Нижнекамчатск, где была постав­лена первая на побережье Тихого океана православная церковь во имя Успения по примеру главного храма Великого Устюга.

Михаил Булдаков был первен­ствующим директором крупнейшей Российско-Американской компа­нии, среди акционеров которой – сам государь. Компания организо­вала несколько кругосветных экс­педиций, основала в Калифорнии форт Росс.

Купцы, возвратясь из Сибири и с Тихого океана, считали своим долгом делать крупные пожертво­вания в монастыри и церкви, сами строили храмы. В Великом Устюге и районе со­хранилось несколько крупных мо­настырских комплексов и храмов. Сегодня это украшение всего рус­ского Севера.

До конца  XVII  века Великий Устюг был центром огромного по территории  Великоустюжского края, а в  XIX  век вступил в чине уездного города  Вологодской  губернии. В народе говорят, что Великий Устюг – богохранимый  град, находящийся под защитой святого Прокопия  Праведного, юродивого, появившегося на берегах Сухоны в конце XVIII  века и  известного многими  своими чудесами.

Однако,  истинную славу города с древнейших времен составляли вполне земные люди – и в наши дни земля устюгская, как никакая другая, богата мастерами и мастерицами, которые удивляют мир делами рук своих.

Сегодня Великий Устюг — самый восточный город Вологодской об­ласти, на стыке Архангельской и Кировской областей. Население 32,7 тысяч человек. Есть аэропорт, речной и желез­нодорожный вокзалы. Автобусные маршруты связывают все основные районы города. Промышлен­ность представлена кистещеточной фабрикой, заводом «Северная чернь», есть ликероводочный и пи­воваренный заводы, предприятия  инфраструк­турные предприятия. Возрождают­ся старинные ярмарки, зимняя – Никольская и летняя — Прокопьев­ская.

В городе современные школы, в том числе гимназия, построен­ная Москвой после великого наводнения 1998 года, Среди учебных заведе­ний – автотехникум, медицинское и речное училища, педагогический колледж. Работает филиал Вологод­ского политехнического универси­тета.

Присутствует вся современ­ная инфраструктура: четыре фили­ала разных банков, несколько рес­торанов и кафе,  столовых, закусочных, есть библиотеки, кинотеатр, телеграф, Дом культуры, три действующих церкви. Работают современные фотосалоны, спортивные залы, недавно сдан в эксплуатацию плавательный бассейн. Расширяется гостиничное хозяй­ство. Город известен своей шко­лой искусств, художественной, спортивной школами.

Устюжане бережно хранят па­мять о земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны, когда не вернулись с полей сраже­ний более 11 тысяч человек. Изда­на Книга Памяти, воздвигнут Мо­нумент Славы. По инициативе и на средства местных предпринимателей  к 860-летнему юбилею города  рядом с монументом Славы  воздвигнут памятник устюжанам  воинам-интернационалистам,  защищавшим интересы Родины за её рубежами.

В районе Великого Устюга мно­го интересных природных и ланд­шафтных памятников. Так, в северо-западной части города хорошо обозначен и отлич­но просматривается с правого бе­рега Сухоны высокий обрыв. Он на­зывается Гребешок, неподалеку отсюда был один из монастырей, Знамено-Филипповский. Отсюда пошло местечко Яиково, где якобы расселялись яицкие казаки.  yachaynik.com

Великий Устюг — родина всероссийского Деда Мороза. Сейчас это знают все. Дед Мороз из Великого Устюга зажигает огни в Кремле, на главной новогодней елке страны. Западный брат, Санта-Клаус, признает старшинство Деда Моро­за и засвидетельствовал это в вотчине, когда приезжал вместе с губернатором Лапландии. Это было в декабре 2000 года.

Проект «Великий Устюг — роди­на Деда Мороза» основан в ноябре 1998 года. Авторами выступили мэр Москвы Юрий Лужков и Губер­натор Вологодской области Вяче­слав Позгалев.  Сегодня вотчина Деда Мо­роза интенсивно  развивается на левом берегу реки Сухоны, в 8 километрах от города. С каждым годом растет популярность  Дедморозовской программы.

Источник: www.movustug.ru

История Великого Устюга исчисляется веками. Он впервые упомянут в письменных источниках под 1207 годом.

С 1207 года Великий Устюг в составе Ростовского княжества. В 1218 году разграблен камскими булгарами. В 1328 году при Иване Калите Устюг входит в состав Московского княжества. Иван Грозный утверждает за городом титул Великий. В 1613 году город был осаждён поляками, но отбил нападение врагов. С XVIII века уездный город Вологодской губернии. В источниках город Устюг появляется с 1207 года. Владимирский князь Всеволод «отдал сыну своему Константину в удел Ростов с пятью городами», в числе которых называется и Устюг. К тому времени это был уже значительный город с числом жителей около тысячи. В 1218 году Устюг подвергся нападению камских булгар, ведших борьбу с русскими князьями за волжско-камский водный путь, давший выход к богатым охотничьим угодьям. Город был разграблен, но сумел быстро восстановиться. Уже через два года князья Юрий и Святослав Всеволодовичи повели русские дружины против булгар «из Ростова полк посла, а другой со Устюга на верх Камы».

В XIII веке борьба за северные земли разгорелась между молодым Московским княжеством и древним Новгородом, а в начале XIV века в борьбу был втянут и Устюг, чья территория клином врезалась в новгородские земли. Да и удобный водный путь по реке Сухоне к Северной Двине  был для Новгород несвободен. При князе Иване Калите в 1328 году Устюг вошёл в состав Московского княжества, и с этого времени летопись не раз отмечает столкновения устюжан с новгородцами. Ратники Устюга принимали участие в сражении с татарами на Куликовом поле. В 1386 году отряд устюжан вместе с Дмитрием Донским выступил в поход против Новгорода. Особенно разгорелась борьба в годы княжения Василия I, который «разверзе мир с новгородцы и посла рать свою на волости». В ответ Новгород захватил и разграбил Устюг. Однако именно в годы княжения Василия I на всём протяжении реки Сухоны и в Устюге московскому князю удалось закрепить свою власть.

Жизнь в городе нельзя было назвать мирной. Устюг несколько столетий был форпостом в борьбе с врагами Москвы. В XV веке он стал ареной схватки между великим князем Василием II и Дмитрием Шемякой. В 1450 году Шемяка подошёл к городу с сильным войском, стремясь отнять у великого князя северные владения. Захватив город, он потребовал от населения присягнуть ему на верность, но горожане остались верны князю Василию, хотя многие из них поплатились за это жизнью. В летописи говорится, что непокорных Шемяка «метал в Сухону-реку, вяжучи камение великое на шею им». Два года провёл Шемяка в Устюге и покинул его, узнав о приближении большого московского войска.

Город продолжал жить и развиваться, и летописи снова стали пестреть рассказами о военных походах устюжских ратных людей. Тут и поход наместника Василия Образцова в новогородские владения на Северной Двине в 1471 году, и участие в присоединении Перми Великой к Москве, и походы на Югру в 1465-1489 годах. Это и приведение Югорских и вятских земель под власть Московского царства, и поход на Казань, после которого несколько лет казанские татары не показывались на русских землях. Весь XV век «великого князя воеводы стояли на Устюге» и стерегли земли.

Во второй половине XVI века Устюг теряет военное значение, оказавшись вдали от границы государства. Но его выгодное географическое положение позволило городу быстро стать важным торговым центром, связывающим европейскую часть России с Сибирью.

В середине XVI-XVII века Устюг достигает своего наивысшего расцвета в связи с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю. Город славился большими пушными ярмарками, проходившими каждый год в сентябре-октябре. Иван Грозный включает Устюг в число опричных городов, дающих доход на «государев обиход». За Устюгом утверждается титул Великий, вошедший в официальный документы с конца XVI века.

В годы Смуты в Великом Устюге организуются дружины из северных городов. Они отправляются на помощь городам, которые были захвачены врагами (Вологда, Тотьма). Отряды из Великого Устюга громили поляков в рядах ополченцев Минина и Пожарского, а в 1613 году отстояли свой город, осаждённый врагом. В эти годы в Устюге были обновлены городские укрепления, на стенах крепости стояла стража, появились пушки. Залечив раны Смутного времени, Великий Устюг вернулся к мирной жизни.

Торговые связи города расходились по всем русским землям. Из Ярославля на устюжский рынок везли обувь, зеркала, гвозди, из Вологда шли кожи и овощи, Тотьма давала хмель, из Галича доставлялись скатерти, полотенца, изделия из дерева. По зимнему санному пути сюда  привозились рожь и пшеница, воск и мёд, соль и рыба. В самом Устюге в XVII веке сложился центр художественных ремёсел: просечное железо, разноцветная эмаль, серебряная филигрань, резьба на бересте (шкатулки, туески), оковка жестью с прорисовкой морозных узоров («мороз по жести»), чеканка, шитьё бисером, изготовление изразцов для облицовки печей. Обширная городская торговля требовала большой площади для торговых помещений, и в Устюге в XVII веке встал гостиный двор, где расположились 242 лавки. Кроме художественного ремесла, в городе развиваются  мелкие кустарные производства: прядильни, кожевенные дворы, винокурни, кирпичные сараи. В Устюге работало 68 кузниц, обслуживавших не только местных жителей, но и приезжающий торговый люд, тех, кто доставлял товары гужевым способом.

С 1719 по 1796 год город был центром Великоустюжской провинции Вологодского наместничества, потом стал уездным городом Вологодской губернии. Однако постепенно в течение XVIII века Великий Устюг утратил былое торгово-экономическое значение. Основные торговые пути переместились к Балтике. Кроме того, начался отход людей, искавших лучшей доли на новых землях Сибири.

Провинциальный, захолустный, небольшой уездный городок – таким стал Великий Устюг во второй половине XIX – начале XX века. Крупных промышленных предприятий в городе не было, из ремесленных производств наиболее развитыми были прядильное, гончарное, сапожное, бондарное, шкатулочное. В городе работали небольшие маслобойные, лесопильные, мыловаренный и пивоваренный заводы, кондитерская фабрика, мастерские по обработке льна и щетины, множество лавок торговали местными товарами.

Огромные просторы от Урала до Тихого океана были открыты, освоены и описаны русскими людьми в XVII-XVIII веках. Великий Устюг был родиной великих мореходов и землепроходцев: Семёна Дежнева, Федота Попова, Ерофея Хабарова, Владимира Атласова, открывших огромные, прежде неведомые земли Сибири и Русской Америки. Первым директором Российско-Американской компании (1799-1824) стал также выходец из Великого Устюга – купец Михаил Матвеевич Булдаков.

История великого устюга История великого устюга История великого устюга История великого устюга История великого устюга История великого устюга

 

Источник: www.gaztur.ru

В 18-м веке многие устюжане, как и тотьмичи, приняли активное участие в освоении Алеутских островов и Аляски, занимаясь в этих местах промыслом пушнины. Наиболее известным из них оказался купец и мореплаватель Василий Шилов, который в 1760-е годы составил первую карту Алеутских островов. Именно его сибирский губернатор решил отправить в столицу для доклада о вновь открытых землях, и Шилов отчитался о них на заседании Адмиралтейской коллегии, предоставив ей сочиненную им карту с нанесенными на ней Камчаткой, Алеутскими островами и частью Аляски. В объяснении к карте Шилов написал, что «все те острова Алеутские, считая с первых от Камчатки, до острова Амля, он видел сам, чиня на многих из них промысел бобровой». Его карта оказалась одной из наиболее ранних и наиболее точных карт и была одобрена Адмиралтейской коллегией, посчитавшей её «для первых начал довольно изрядною». За свои достижения Шилов был награждён в 1767 г. золотой медалью «За полезные обществу труды» самой императрицей Екатериной II. Заработанные на пушнине деньги Шилов потратил на приобретение (и, возможно, реконструкцию) великолепного барочного дома в Великом Устюге (фото 24). В честь Шилова теперь названа и улица, на которой этот дом расположен.

В конце 18-го века произошла консолидация купеческого капитала на Дальнем Востоке вокруг компании известного купца Григория Шелехова, основателя первых русских поселений в Северной Америке. После смерти Шелехова в 1795 г. его вдова привлекла к руководству компанией двух его зятьёв — устюжского купца Михаила Булдакова и важного петербургского чиновника Николая Резанова (того самого, который фигурирует в рок-опере «Юнона и Авось»). В 1799 г. при императоре Павле I на основе компании Шелехова возникла полугосударственная акционерная «Российско-Американская компания», которая получила монопольное право на добычу и продажу дальневосточной пушнины, а также на освоение новых российских территорий на Аляске. Среди акционеров компании были члены императорского семейства. Николай Резанов стал первым руководителем этой компании, а Михаил Булдаков был избран председателем её совета директоров («первенствующим директором»). На этом посту он провёл почти 30 лет, выйдя в отставку в 1827 г. Его вряд ли можно назвать первопроходцем, поскольку все эти годы он провёл в Петербурге, где находилась штаб-квартира Русско-Американской компании, занимаясь её делами. Однако он снарядил на средства компании несколько русских кругосветных экспедиций (начиная с плавания Крузенштерна и Лисянского в 1803—1806 гг.), и в этом смысле был не чужд первооткрывательской деятельности. Проживая в Петербурге, он не забывал про Устюг, где выстроил большой особняк и провёл последние три года жизни. Перед входом в парк его имени, который Булдаков подарил городу, в 2019 г. ему был установлен памятник (фото 32).

Источник: www.tourister.ru

История Великого Устюга

фото устюг церковь

В начале тринадцатого века на левом берегу речки Сухоны немного выше того места, где она сливается с рекой Юг, выходцы из Ростовской и Суздальской земель заложили небольшой город Устюг. Датой основания Великого Устюга принято считать 1147 год.

В его названии запечатлено его географическое положение города — в устье реки Юга. Почти триста лет здесь существовали сами по себе два отделённых рекой города: Устюг и Гледен. В конце четырнадцатого века Устюжская земля вошла в состав Московского Великого княжества.

В середине XVI века город Устюг стоял на важном торговом пути и поэтому быстро стал крупнейшим центром ремесла, торговли, культуры. Сам Иван Грозный, высоко оценив экономическое значение Устюга, включил его в состав собственных опричных земель.

Титул Великого город Устюг официально получает в конце XVI века. В XVII веке Великий Устюг стал одним из богатейших русских городов, чему способствовало то, что он избежал страшной участи разорения в Смутное время в войне с поляками. С конца XX века город Великий Устюг становится более известен как российская вотчина Деда Мороза.

 

Великий Устюг в наше время

Сегодня Великий Устюг представляет собой современный промышленный центр. Он славится на весь мир серебряно-чернеными изделиями известного устюжского завода "Северная чернь", а именно: изделиями из серебра, дерева, льна.

Вкуснейшие настойки и лечебные бальзамы выпускает Великоустюгский ликероводочный завод. Пивоваренный завод под названием «Бавария» выпускает чудесное по своим вкусовым качествам пиво и прекрасный квас по лучшим старинным рецептам пивоваров. Кроме того, в Великом Устюге, впервые за долгие годы заработал комиссионный магазин в торговом комплексе "Прокопьевский", в котором возможно выбрать, всё, что душе угодно.

В городе прекрасно развивается строительство. В конце 2009 года начато возведение огромной базы отдыха. Сегодня гости Великого Устюга имеют возможность разместиться в комфортных апартаментах в непосредственной близости к центру города, но вместе с тем, находиться в сельской местности, жить в роскошных коттеджах — рубленых деревянных домиках на базе отдыха с интересным названием "Дача Деда Мороза".

 

Гостиницы и отели Великого Устюга

Великий Устюг – городок совсем небольшой, но с древнейшей историей. Хотя среди российских туристов он знаменит, конечно, тем, что с 1999 года здесь базируется резиденция Деда Мороза. Основной поток посетителей приходится перед Новым годом и в новогодние каникулы, поэтому выбор отелей в Великом Устюге невелик.

На нашем сайте пользователям доступно 9 вариантов размещения, но особенность состоит в том, что гостиничные комплексы расположены довольно на большом расстоянии друг от друга.

Наибольшей популярностью пользуются те отели, которые расположены непосредственно в резиденции Деда Мороза – это и довольно большие гостиничные комплексы, состоящие из различных коттеджей, и уютные мини-отели, в которых меньше 10 номеров.

Цены в отелях, расположенных на территории Вотчины Деда Мороза, в «высокий» сезон не маленькие, а номера на новогодние торжества лучше начинать бронировать с лета, поскольку расходятся они очень быстро.

Более демократичный вариант – снять номер непосредственно в Великом Устюге или его пригороде, а до резиденции зимнего волшебника добираться самостоятельно. Цены в таких гостиницах кусаются не так сильно, а удовольствие от новогодних каникул будет ничуть не меньшим.

 

Достопримечательности Великого Устюга

Великий Устюг – один из немногих городов, в котором сохранились до сегодняшнего дня множество храмов, монастырей, купеческих домов и других важных в историческом смысле строений.

Интересен один факт: в Великом Устюге вообще не осталось деревянных построек, характерных для многих северных городов. Объясняется это тем, что в XVII веке Великий Устюг переживал, так называемый расцвет торговли, богатые устюжане начали возводить преимущественно кирпичные и каменные дома.

фото устюг лапоть

Многие туристы задаются вопросом, что же можно посмотреть в Великом Устюге, кроме вотчины Дедушки Мороза? Предлагаем вашему вниманию краткий обзор достопримечательностей этого старинного северного города. Как и в любом другом древнем российском городе, в первую очередь, заслуживают внимания великоустюжские монастыри и храмы.

Успенский собор, возведен в XVI веке. Внешне, строение отличается своей строгой архитектурой, а вот интерьер внутри собора декорирован весьма роскошно. Отдельно стоит упомянуть великолепный иконостас с ручной резьбой. Собор расположен на Соборном дворище, на левобережье реки Сухоны.

Церковь Сименона Столпника, возведена в XVIII веке. Это величественное строение по своей художественной композиции не имеет сходств с русской архитектурой того исторического периода. Заметно влияние барокко. На данный момент в храме располагается музей, но параллельно с этим проводятся богослужения.

Церковь Вознесения, была возведена в 1648 году. Эта церковь самый ранний из всех уцелевших произведений устюжского каменного зодчества. Сегодня в церкви Вознесения размещается музей искусства Древней Руси. Церковь Жён-Мироносиц, возведена в 1714 – 1720 г.г. по просьбе устюжского купца Худякова Т.Р. Это очень красочная и живописная церковь, с элементами стиля барокко.

Соборы Дымковской слободы — это целый церковный ансамбль, расположенный на противоположной стороне Сухоны. Архитектурный ансамбль является своеобразным памятником в честь битвы устюжан в 1380 году на Куликово поле. Для туристов все строения доступны только для визуального осмотра.

Михайло-Архангельский монастырь, возведённый в 1212 году монахом Киприаном. В самом центре монастыря стоит пятиглавый Михайло-Архангельский храм с примыкающей к нему большой шатровой колокольней. Уцелел и уникальный в своём роде резной иконостас.

фото устюг дворец

Немало, как уже говорилось выше, в Великом Устюге и прекрасно сохранившихся домовых построек различных времен.  Одним из самых интересных, без сомнения, является особняк купца Г.Усова, построенный в конце XVIII века. Двухэтажный особняк из камня в стиле классицизма сегодня является одним из секторов великоустюжского музея.

Дом в стиле барокко, известного купца Шилова, возведённый в 60-е годы XVIII века. Является одним из самых интереснейших строений в городе.

Очень известен и «Памятник лаптю» — он претендует на звание символа Великого Устюга наравне с Вотчиной Деда Мороза. Памятник представляет собой сделанный из осинового бревна огромный лапоть высотой более двух метров. Именно к нему традиционно приезжают супруги, отмечающие трёхлетие семейной жизни — лапотную свадьбу.

Крайне живописна и природа этого северного края. В первую очередь, водопад Васькин ключ. Вода родника падает с высоты 10 метров. Вода в роднике кристально чистая, её температура всегда пять градусов. Этот водопад существует уже несколько веков.

Часто посещают и Великоустюжский зоологический заповедник. Его площадь — 34,6 тыс. га. На территории произрастают вековые сосны, обитают рыси, волки, лоси, горностаи, белки. Располагается заказник в бассейне реки Луженьга.

 

Вотчина Деда Мороза в Великом Устюге

Без сомнения, каждый человек, в каком бы возрасте он ни был, хоть раз в жизни должен своими глазами увидеть настоящую зимнюю обитель доброго волшебника из Великого Устюга – Деда Мороза. Для этого существуют туры в Великий Устюг к Деду Морозу.

фото устюг мороз

Расположилась Вотчина Деда Мороза всего в 12 километрах от центра Великого Устюга, на берегу речки Сухоны, в великолепном сосновом бору. Именно здесь в сказочном тереме живёт знаменитый бородатый старик в красном кафтане, щедрый на подарки и добрый ко взрослым и детям.

Чтобы по-настоящему окунуться в волшебный мир сказки, нужно обязательно остановиться в самой Вотчине — для этого там есть все условия. На территории Вотчины расположена небольшая деревенька, где в прекрасных деревянных коттеджах можно расположиться на ночлег. Домики, словно сошедшие со страниц детских сказок, при этом очень комфортабельны и не уступают зарубежным отелям. Но самое интересное — прямо из окна можно увидеть сказочный терем Дедушки Мороза.

Окрестности Вотчины славятся не только своей красотой природы: лес здесь пронизывают десятки «неведомых дорожек». Все здесь, кажется, пропитано новогодним духом чудес: вот мишка с бочкой мёда, а вот прекрасные лебеди, а ещё волшебные грибки-боровики.

Есть в Вотчине и свой зоопарк. Здесь не встретишь ни тигра, ни льва, зато вдоволь можно насладиться северными птицами и животными: лоси, лисы, волки, смешные кролики. Можно понаблюдать за и величественным рысями, и за милыми белочками.

Недалеко от зоопарка находится фольклорный центр «Горница». Интересным вологодским говором гостей здесь встречает радушная хозяюшка — Любавушка. Она предлагает всем гостям принять участие в изготовлении берестяных и льняных оберегов, разучить народные игры, спеть русские песни и сплясать под гармошку. После всех развлечений гостям предлагают выпить травяного чая, заваренного по исконно русским рецептам, а также послушать волшебные сказки о Великом Устюге.

Ещё одно место, которое непременно следует посетить – почта Деда Мороза. Именно здесь вам откроются все секреты её работы – вы познакомитесь с замечательной выставкой рождественской и новогодней открытки.

Сытно и вкусно подкрепиться можно в кафе Деда Мороза, оно размещается напротив гостевого комплекса. При желании, можно устроить ужин прямо у себя в домике или на лоне природы.

В свободные от экскурсий часы можно отдохнуть на свежем воздухе — на территории Вотчины есть огромная игровая площадка, можно поиграть в теннис или городки, попрыгать на батутах. Любителям экстремального отдыха предлагается поездка по лесным дорожкам Вотчины на квадроциклах.

При желании можно заказать ужин на берегу живописного пруда. В деревянной резной беседке вам накроют стол, пожарят шашлык, а пока вкусное лакомство будет готовиться, можно будет половить рыбу или просто послушать природу. Отправляйтесь сюда в Новогоднее путешествие с детьми и новогоднее настроение вам обеспечено.

 

Что привезти из Великого Устюга

Этот старинный русский город является родиной многих промыслов, успешно развивающихся и сегодня, с помощью искусных мастеров и умельцев. Они следуют многовековым традициям, бережно сохраняют историю самобытных ремёсел, оставляя эту ценность для своих потомков.

Берестяные сувениры

Коробочки, шкатулки, туеса, лукошки способны впечатлить любого туриста.

фото устюг сувениры

Для желающих организован даже тематический мастер-класс под названием «Берестяное чудо», на котором туристы знакомятся с искусством резьбы и росписи по бересте и под руководством профессиональных мастеров изготавливают праздничные новогодние сувениры, украшают их тиснением, росписью и резьбой. Сделанный своими руками сувенир останется на долгую память о Великом Устюге.

Серебряные сувениры

Устюжские мастера сберегли до сегодняшних дней уникальную технологию чернения по серебру. Желающие смогут приобрести красивое столовое серебро и чудесные украшения из чистого серебра.

Валенки и лапти

Лапти и валенки во все времена являлись исконно русским сувениром. Этому изделию даже посвящён праздник, проходящий каждый год летом. На нём можно увидеть Деда Мороза в лаптях и в летнем наряде. Если побывать в Устюге зимой, можно купить настоящие тёплые северные валенки.

Деревянные сувениры

Из Великого Устюга можно привезти великолепные сувениры из дерева: игрушки, скульптуру, картины, разделочные доски, шахматы и многое другое. Также, есть возможность купить лечебные бальзамы и общеукрепляющие настойки, созданные по старинным рецептам на основе целебных ароматных трав, кореньев и плодов северного края.

А кроме того, большой популярностью пользуются льняные сувениры — одежда, скатерти и полотенца — Великий Устюг славится производством этого вида ткани.

Источник: www.tour52.ru


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.