Как и всякая старинная дворянская усадьба, Архангельское с его полутысячелетней историей хранит множество загадок, а ее исторические строения окутаны романтическими тайнами. Но, в отличие, скажем, от английских родовых замков, здесь нет легенд о кровожадных вампирах, злых призраках, терзающих души потомков. Многовековая история полна гармонии, благодати и добра.

Как деревня Уполозы стала селом

Деревня Уполозы в начале 16 века состояла всего из нескольких дворов, да и те «уползали» – уж на очень высоком крутояре были построены. Тогда решено было возвести храм, который бы оберегал поселение. Первая деревянная церквушка была построена во II половине XVI столетия. И случилось чудо: названный в честь Архангела Михаила Храм стал центром, к которому лепились новые дворы, а никому не известная деревня стала селом с собственным приходом. И называть ее стали в честь своего ангела-хранителя, Архангельское.

Храм Архангела Михаила

Храм Архангела Михаила


Прошло почти 100 лет, и новый владелец усадьбы, Никита Одоевский, решил возвести белокаменную церковь. По легенде, богоугодное дело он поручил своему крепостному, Павлу Потехину. И вот в 1667 году был открыт храм с одним куполом и множеством кокошников, которые изначально располагались несимметрично. Как и обветшалое деревянное строение, он охраняет архангельские места до наших дней. К церкви ведет мощеная дорога, проходящая под Святыми воротами, построенными уже при Юсупове, в 1824 г. Проходя под ними, нужно выбросить какое-нибудь незначительное желание, и тогда главное, заветное, обязательно исполнится. Примета пошла от Татьяны Александровны Юсуповой, супруги Николая Борисовича. Чтобы уберечь мужа от родового проклятия, она «выбросила» из сердца и богатство, и его верность, и даже само Архангельское.

Святые ворота в Архангельском

Легенды и призраки Архангельского

Дерусси и Лев Троцкий

Первый призрак появился по окончанию Отечественной войны 1812 г., после того, как в имении, ища поживы, побывали солдаты Наполеона. Дерусси, который отличался особой ненавистью к русским зодчим, столкнули со строительных лесов Овального зала дворца. Через несколько дней после смерти он стал бродить по усадьбе, но зла никому не причиняет, а только громко вздыхает. Особенно часто его видят во время ремонта – по видимому, призраку доставляют неудобства строительные работы. Видел его и Лев Троцкий, чья «аскетичная революционная квартира» находилась в одном из покоев дворца.


Татьяна Николаевна Юсупова

Сложно доподлинно установить, отчего умерла красавица Татьяна. Одна из версий указывает на тиф. Но тогда как в гробу вместе с ней оказался младенец? Современные историки склоняются к мысли, что дочь одного из самых знатных князей России, не будучи замужем, скончалась во время родов. В глубокой печали провел безутешный отец много месяцев и приказал соорудить над могилой памятник в виде ангела. В каждый свой приезд он непременно по несколько часов просиживал возле могилы, погрузившись в воспоминания. Но после его смерти новые хозяева повелели перенести драгоценную статую в чайный домик. С тех пор печальная Татьяна бродит по парку и ищет последний папенькин подарок.

Могила Татьяны Николаевны Юсуповой

Источник: mil-ru.ru

История усадьбы Архангельское


Первое летописное упоминание об Архангельском относится к 1537 году. В разъездной грамоте звенигородских писцов того года указывается несколько слов о селе Уполозы. Именно это село находилось на месте будущей усадьбы, и принадлежало московскому дворянину А.И.Уполоцкому.

В начале XVII века, после долгой польской интервенции, и «великого голода», подмосковные опустевшие деревни и села продавались многими владельцами просто за бесценок. Уполозы также сменили хозяев, они были куплены у вдовы старого вотчинника братьями Киреевскими. Их недолгое владение закончилось в середине XVII века, когда владельцем уже числился боярин Фёдор Иванович Шереметев. В писцовой книге Московского уезда от 1646 года указано, что данная территория числится «за боярином Федором Ивановичем Шереметевым село Уполозье, Архангельское тож на реке Москве, а в селе церковь древянная… да 6 дворов…».
Вскоре, село снова сменило владельцев, перейдя от Шереметева по родству к Одоевским, а в 1681 году к Черкасским. Они владели селом вплодь до 1703 года.

В 1660-х годах на месте ветхой деревянной церкви строится каменная церковь Михаила Архангела. Сейчас это единственная постройка старой усадьбы, дошедшая до нашего времени. Каменная церковь Михаила Архангела дала новое имя селу Уполозы — Архангельское.

В 1703 году Архангельское стало принадлежать роду Голицыных. Усадьбу купил Дмитрий Михайлович Голицын, известный государственный деятель начала XVIII века. Нового владельца не устраивал старый боярский двор с рублеными хоромами допетровского времени из трех небольших светлиц, а также не приметные деревянные строения вокруг усадьбы.


Строительство нового дома князь Д.М.Голицын начинает вдали от старой усадьбы, на месте будущей верхней террасы парка. Таким образом, появляется дом из «брусчатого леса», внутри которого было тринадцать покоев и зал с камином на заморский манер. В новый дом также перевозится библиотека князя, которая являлась одним из крупнейших книжных собраний России начала XVIII века. Также обустраивается и территория усадьбы: разбивается «французский сад» напротив дома.

Зимой 1737 года Голицын был арестован и сослан в Шлиссельбург. Дом опустел, превратившись снова в рядовое подмосковное село. И только спустя 50 лет, уже внук известного князя, Н.А.Голицын, затеял строительство большого дворцово-паркового ансамбля. В 1780 году он заказывает в Париже проект дворца для Архангельского. Автором проекта становится французский архитектор де Герн. Но его проект, взятый за основу, в процессе строительства был подвергнут существенным изменениям.

При Н.А.Голицыне Архангельское переживает строительный расцвет. Помимо начала строительства Большого дворца, начинается сооружение двух оранжерейных флигелей на высоком берегу над Москвой-рекой. В конце большого партера по его сторонам устанавливаются оранжереи. Строятся придворцовые флигеля, а также двойные колоннады, соединившие дворец с флигелями. По проекту итальянского архитектора Д.Тромбаро сооружаются парковые террасы, спускающиеся к зеленому ковру большого партера. По описи строений села Архангельского за 1810 год, было: 14 львов, 4 собаки, 28 бюстов, 2 гладиатора.


После смерти Н.А.Голицына в 1809 году его вдова Мария Адамовна решила продать усадьбу. Отрывок из купчей указывает: «1810 года августа 29 дня оставшееся после покойного князя Н.А.Голицына недвижное имущество в Звенигородском округе села Архангельское с деревнями… мужского пола 350 душ с женами и с новорожденными детьми и принадлежащей к ним селениями землей и со всеми угодьями и со всяким господским и крестьянским строением куплено… князем Николаем Борисовичем Юсуповым ценой в 245 000 рублей…»

Князь Н.Б.Юсупов был известен как большой коллекционер и любитель искусств. Именно при нём был достроен дворец, заложенный ещё при прежнем владельце. А в 1790-х годах перед дворцом были устроены две террасы (нижняя и верхняя) с мраморными балюстрадами. Здесь же были разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов.

В 1814 году князь Н.Б.Юсупов возглавил Экспедицию Кремлевского строения, способствуя возрождению древней столицы после пожара 1812 года. Он был хорошо знаком с лучшими московскими архитекторами. Архангельское также сильно пострадало от французского присутствия. По приглашению князя, в усадьбе работали такие известные зодчие, как О.И.Бове, И.Д.Жуков, С.П.Мельников, Е.Д.Тюрин, В.Г.Дрегалов, М.М.Маслов. Также стоит выделить талантливого крепостного архитектора Василия Яковлевича Стрижакова. В 1817 году по проекту архитектора С.П.Мельникова и под руководством В.Я.Стрижакова была построена въездная арка и пространство между Большим домом и флигелями превратилось в замкнутый Парадный двор. Над дворцом был возведён бельведер, украшенный коринфскими колоннами.


Во время летнего визита в Архангельское в 1818 году императора Александра I был торжественно открыт Театр, ставший одним из самых известных усадебных театров России. А в 1819 году был перестроен малый дворец «Каприз» и возведён храм-памятник императрице Екатерине II. Окончательно ансамбль усадьбы принял свой современный облик после перестройки парка, проводившейся архитектором В.Г.Дрегаловым в 1829—1830 годах. Архитектор переделал подпорные стены верхней и нижней террасы, построил над обрывом к Москве-реке две беседки и новые оранжереи.

После смерти князя Н.Б.Юсупова, всё его наследство достаётся ему сыну — князю Борису Николаевичу Юсупову (1794 — 1849). При нём Архангельскому уже не уделятся столько времени и средств, многие произведения живописи и скульптуры перевозятся в Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге. Но несмотря на видимое запустение, Архангельское привлекало современников. А.И. Герцен, посетивший усадьбу в те годы, писал: «Я до сих пор люблю Архангельское. Посмотрите, как мил этот маленький клочок земли от Москвы-реки до дороги… гордый аристократ собрал тут растения со всех частей света и заставил их утешать себя на севере; собрал изящнейшие произведения живописи и ваяния и поставил их рядом с природой, как вопрос: кто из них лучше?..».


Новый этап в жизни Архангельского начался с переходом имения к внуку Н.Б.Юсупова князю Николаю Борисовичу Юсупову-младшему (1827-1891). Высоко ценя память об именитых предках, в середине 1880-х годах князем был издал двухтомный труд «О роде князей Юсуповых».

В 1860 годах недалеко от Архангельского императорская семья купила имение Ильинское, дорога к которому прошла через княжеские земли. Столетие спустя на ее месте возникло Ильинское шоссе, окончательно отделившее территорию музея-усадьбы «Архангельское» от значительной части бывшего имения Юсуповых.

Последними владельцами Архангельского стали правнучка Н.Б.Юсупова Зинаида Николаевна Юсупова (1861 — 1939) и ее супруг — граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон (1856 — 1928). На рубеже XIX — XX веков Архангельское стало художественным центром. В 1903 году в парке близ дворца по проекту Н.В.Султанова была устроена Пушкинская аллея — скульптурный мемориал в честь великого поэта, не раз бывавшего в Архангельском.

К 1918 году, за год до революции, на месте Житного двора было завершено строительство усыпальницы князей Юсуповых (архитектор Р.И.Клейн).
После Октябрьской революции в усадьбе был создан музей, были реконструированы интерьеры, также были возвращены многие произведения живописи и восстановлен интерьер библиотеки.

Режим работы и стоимость билетов: www.arhangelskoe.su .

Схема проезда: www.arhangelskoe.su .

Источник: apograf.ru

Архангельское. История.


Основание усадьбы Архангельское относят к 60-м годам XVII в., когда по желанию Я.Н. Одоевского здесь возвели боярский дом и каменную церковь Михаила Архангела (1667). С 1681по 1703 г. эта вотчина принадлежала князю М.Я. Черкасскому, затем ее владельцами стали князья Голицыны. Среди них выделялся сподвижник Петра I – князь Д.М. Голицын, который переустроил усадьбу и разбил ее регулярный парк. Существующий усадебный ансамбль был заложен в 1780 году его внуком, князем Н.А. Голицыным. Но подлинный расцвет усадьбы начался при князе Н.Б. Юсупове, который купил ее в 1810 году.

i6YCGDCvrDk Усадьба Архангельское - одна из самых красивых в России.

Архитектурно-парковый ансамбль.

Архитектурно-парковый ансамбль в Архангельском, выдержан в стиле классицизма, создавался около 40 лет. Его богатый владелец распорядился доставить созданные или специально написанные для этого имения замечательные картины, античные скульптуры, гобелены, фарфор, хрустальные люстры, бра, зеркала, мебель. Стены дворца имели прекрасные росписи. Архангельское того времени славилось роскошной библиотекой. Для обслуживания Архангельского Юсупов построил фарфоровый и хрустальный заводы.


Jnn0uq-_wxE Усадьба Архангельское - одна из самых красивых в России.

Архангельское достопримечательности.

Этот дворцово-парковый ансамбль складывался несколько веков и окончательно сформировался к 1830 г. Сохранились почти все основные элементы планировки и застройки этой усадьбы. Просека ведет к дворцовому комплексу. Он образован зданием дома-дворца и двумя флигелями, объединенными между собой мощными тосканскими колоннадами. За триумфальной аркой ворот открывается парадный двор. В центре двора установлена скульптурная группа «Менелай с телом Патрокла».

iPVdJzGBXnA Усадьба Архангельское - одна из самых красивых в России.

Архангельское достопримечательности.

Крепостные мастера по проекту архитектора Шевалье де-Герна возвели в стиле зрелого классицизма кирпичный 2-этажный дом-дворец в 1780-1790 гг. его симметрическая композиция подчеркнута бельведером и центральным 4-колонным портиком ионического ордена. Нижний этаж занят анфиладой роскошных парадных залов. На втором этаже находятся скромно обставленные жилые комнаты. Сохранились два флигеля, где в разное время размещались крепостной театр, картинная галерея, библиотека, кухня.


3derEz0ORKg Усадьба Архангельское - одна из самых красивых в России.

Архангельское. Усадебный парк.

Усадебный парк является выдающимся образцом ландшафтной архитектуры. Он делится на регулярную и пейзажную части. В нем устроены две искусственные террасы. Террасы ограждены мраморными балюстрадами, украшенными вазами, статуями, бюстами античных героев и философов. В парке сохранились два здания, входившие в конце XVIII в. в ансамбль малого дворца.

PH7-UfiG8AA Усадьба Архангельское - одна из самых красивых в России.

Архангельское в современное время.

Об архитектурно-художественных богатствах Архангельского написаны тысячи книг, статей, научных работ, красоты этого усадебного комплекса запечатлены на многих фотографиях и художественных полотнах, о них рассказывают кинофильмы профессионалов и съемки любителей. Вот почему мы ограничились только кратким перечнем-обзором основных архитектурно-художественных сокровищ усадьбы Архангельское. Статья подготовлена по материалам В.Г. Глушковой «Усадьбы Подмосковья».

Источник: travellgide.ru

Дворцово-парковый ансамбль конца XVIII в. В разное время усадьба принадлежала представителям дворянских родов, Одоевским и Голицыным. Период подлинного расцвета Архангельского наступил после 1810 года, когда усадьбу купил князь Николай Юсупов.

История музея

Усадьбу посещали российские императоры, знатные дворяне, политические деятели, известные поэты и публицисты. В музее «Архангельское» хранится богатая коллекция западноевропейской живописи XVII–XIX вв. (Франция, Италия, Голландия), а также коллекция мебели XVIII–XIX вв.; предметы декоративно-прикладного искусства и обширная библиотека.

Уникальность музея – в сохранении на своем историческом месте архитектурно-паркового ансамбля и художественных коллекций.

Дворцово-парковый ансамбль эпохи классицизма и богатейшие художественные коллекции снискали усадьбе Архангельское славу «подмосковного Версаля». С конца XVII века усадьба принадлежала князьям Голицыным, а с октября 1810 года до революции 1917 года – коллекционеру и меценату князю Н. Б. Юсупову (1751–1831) и его потомкам. Строительство и украшение усадьбы связано с именами архитекторов Герна, Тромбара, Петонди, Гонзага, Бове, Клейна.

В коллекции живописи представлены произведения крупнейших западноевропейских художников XVII–XIX веков – А. Ван Дейка, Д. Б. Тьеполо, Ф. Буше, Ю. Робера и других. В собрании декоративно-прикладного искусства – художественная бронза, часы, мебель, изделия юсуповского фарфорового завода в Архангельском (1820–1830-е гг.) и основных европейских мануфактур XVIII–XIX веков. К юсуповскому собранию восходит коллекция скульптуры (VII век до н. э. – начало ХХ века). Гордостью музея является фонд редких книг – самая обширная из всех усадебных библиотек (более 16 000 томов русских и западноевропейских изданий XVI–ХIХ веков).

Архитектурный ансамбль усадьбы

Центральная часть ансамбля:

  • дворец и регулярный парк на террасах с архитектурным декором и мраморной скульптурой (1780–1810-е гг.);
  • малый дворец «Каприз», павильоны «Храм-памятник Екатерине II» и «Чайный домик» (XVIII–XIX вв.);
  • памятные колонны в честь Александра I, Николая I, Александра III;
  • ансамбль Пушкинской аллеи.

Восточная часть ансамбля и музейные экспозиции:

  • храм Архангела Михаила XVII в. (действующая церковь);
  • «Святые ворота» XIX в., «Кладовая над оврагом» XIX в.;
  • «Конторский флигель» XIX в. (музейная экспозиция);
  • «Колоннада» («Храм-усыпальница») начала XX в. (музейная экспозиция, выставки современных художников, концерты).

Западная часть ансамбля:

  • Театр Гонзага (1817–1818 гг., по проекту итальянского архитектора и живописца Пьетро ди Готтардо Гонзага).

Время работы экспозиции дворца: вт. – пт.: 10:00–18:00; сб. – вс.: 10:00–17:00; пн. – выходной.

Источник: www.culture.ru

Архангельское и его владельцы

Первое упоминание об усадьбе под именем Уполозы относится к XVI веку, владел ею московский дворянин Алексей Иванович Уполоцкий. В начале XVII века после долгой польской интервенции и «великого голода» подмосковные деревни продавались владельцами за бесценок. Продал усадьбу и Уполоцкий.

Хозяином имения стал Федор Иванович Шереметьев – воевода и боярин. Он служил Лжедмитрию и Василию Шуйскому. После окончания Смутного времени помогал в избрании на царство Романовых. В 1613 году он привез из Ипатьевского монастыря Михаила Романова в Москву, где его венчали на царство. Позднее он же выручил из польского плена отца Михаила – митрополита Филарета, позднее – патриарха.

Во второй половине XVII века имение перешло к княжескому роду Одоевских. Князь приказал в 1660 году возвести в имении вместо ветхой деревянной церкви Михаила Архангела каменный храм. С тех пор усадьбу именуют «Архангельское». Вокруг поставили рубленные из бревен жилые хоромы и хозяйственные постройки – скотный двор, мельницу и амбары.

В 1780 году новым владельцем Архангельского стал князь Дмитрий Михайлович Голицын. Князь заказал французскому архитектору проект нового дворца. К строительству подключился итальянец Джакомо Тромбара. В Архангельском создали террасы, разбили клумбы и установили скульптуры.

Привезенный из Швеции инженер построил на реке Горятинке две плотины. Затопленные луга превратились в пруды-резервуары, из которых вода по системе труб поступала в парк, оранжереи и на огороды. В парке оборудовали фонтаны, во дворец и хозяйственные постройки провели водопровод.

Конец 19 века, архивное фото

В 1810 году роскошную усадьбу купил граф Николай Юсупов. Клан Юсуповых был сказочно богат. Юсуповы – владельцы 23 имений и дач, домов в Петербурге и Москве. Хозяева нескольких фабрик, сахарного завода и рудников, они купили Архангельское для того, чтобы хранить здесь предметы искусства, которые всю жизнь собирал Николай Борисович Юсупов, страстный коллекционер и любитель прекрасного.

С началом войны с Наполеоном Юсупов отправил часть коллекции в Астрахань, другую часть спрятал. Усадьбу грабили солдаты Наполеона, многое растащили и разбили крепостные. Большой урон нанес пожар 1820 года, после которого граф потратил огромные деньги, чтобы восстановить усадьбу.

Парк в имении Юсуповых

Над реставрацией трудились известные архитекторы и художники, так что Архангельское превратилось в единый дворцово-парковый комплекс. Расчистили и облагородили парк, комнаты усадьбы расписали в модном стиле – ампир, который отличается великолепием и монументальностью.

Зеркала в высоту стен, большие окна, обилие хрусталя и изысканная мебель подчеркивают легкость и воздушность дворца. Хозяин сделал свой великолепный дом местом торжественных приемов. Сюда приходили развлечься императоры и дворяне, известные деятели культуры. Владели Юсуповы усадьбой до Октябрьской революции.

План расположения объектов

Дворцово-парковый комплекс: парки и усадьбы

Версаль – роскошный дворцово-парковый комплекс в предместье Парижа с огромным дворцом, садами, фонтанами и роскошными интерьерами. Подмосковным Версалем называли современники Архангельское, а ее владельца посещали знаменитые гости:

  • художники Маковский. Серов и Коровин;
  • почетные гости – представители императорской семьи;
  • Пушкин, Герцен, Огарев;
  • Карамзин, Вяземский;
  • Бенуа, Стравинский, Игумнов.

Натерритории много зелени

Усадьба «Архангельское» с очаровательными лужайками и ухоженными аллеями объединяет несколько великолепных парков:

  1. Итальянский – с многочисленными террасами и скульптурными композициями. Здесь скульптуры 14 львов, 4 собак, 28 бюстов, 2 гладиаторов.
  2. Французский – с роскошными галереями и ухоженными газонами, с геометрически правильными аллеями.
  3. Английский – пейзажный впечатляет неповторимыми природными красками.

Парк, усадьба которого делится на две части – регулярную и пейзажную – обрамляет дворец с парадным двором. Парк рождался вместе со строительством дворца и постоянно совершенствовался. Безупречный по композиции, он отражает вкусы разных эпох.

Регулярная часть парка

На краю обрыва над Москвой-рекой устроены две оранжереи, рядом с ними – «Римские ворота», дань модному в то время увлечению античными руинами. Вниз к реке ведет широкая лестница. Всюду – ухоженные тропинки, аллеи и беседки, дополняющие парковый ансамбль.

Холм, на котором стоит дворец, итальянский архитектор Джакомо Тромбара превратил в серию террас. Основная часть парка занята аллеями и проспектами со стрижеными деревьями, а также многочисленными мраморными изваяниями, оттеняющими зелень своей белизной.

Верхняя терраса перед дворцом – Парадный двор, в центре которого скульптура «Геркулес и Антей». На балюстраде верхней террасы – мраморные вазы, лестница, спускающаяся к нижней террасе, оформлена женскими фигурами, львами и собаками. Она ведет к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Джиромелло.

Парк комплекса

Основная часть парка – Большой Партер, прямоугольное пространство, окруженное подстриженными деревьями и скульптурами. Здесь 4 мраморные вазы и 20 скульптур. В разные стороны от Большого Партера расходятся 8 широких липовых аллей, образующих над головами посетителей «потолок». Аллеи сходятся в центре к покровителю муз – Аполлону.

На площадке, позади партера, – цветник с фонтанами и огромная статуя Геркулеса и Флоры. По сторонам – небольшие рощицы из зеленых газонов, обсаженных рядами лип. При Н. Б. Юсупове у стены нижней террасы в вольере гуляли фазаны и павлины, верблюды и ламы, редкие породы кур и индеек, в прудах разводили осетров.

Фонтан

Справа от дворца – английский пейзажный парк, напоминающий лес с высокими деревьями, соединенными в живописную композицию. На краю леса устраивали теплицы, где круглый год выращивали финики и ананасы, землянику и огурцы.

В усадьбе Архангельское гостили 5 российских императоров: Николай I, Александр I, Александр II, Александр III, Николай II.В честь приезда каждого государя в парке устанавливали колонну с двуглавым орлом и надписями с посвящением на французском языке.

А.С. Пушкин увековечил память о хозяине Юсупове в «Послании к вельможе». Позднее, в 1903 году, в честь поэта в парке установили памятник.

Архитектурный ансамбль комплекса

Элементы усадебного комплекса возведены в разное время, однако гармонично сочетаются и дополняют друг друга.

1. Большой дворец.
2. Малый дворец «Каприз».
3. Храм Архангела Михаила.
4. Храм-усыпальница Юсуповых.
5. Храм-памятник Екатерине II.
6. Театр Гонзага.
7. Чайный домик.
8. Святые ворота.
9. Конторский флигель.
10. Кладовая над оврагом.
11. Розовый фонтан.

Малый дворец «Каприз»

В западной части парка – Малый дворец «Каприз», построенный в конце XVII века, место уединения и отдыха хозяев усадьбы от шума и суеты Большого дворца. Здесь собирались гости на музыкальные вечера и дружеские ужины. Стены комнат украшали картины – гордость хозяина.

Малый дворец «Каприз»

Рядом с дворцом устроили открытый манеж с извилистыми дорожками для выезда лошадей и нишами для отдыха наездников в тени. Площадку перед дворцом украшали 35 скульптур, мраморные вазы и бюсты античных героев. Малый дворец оправдал свое название – «Каприз» обошелся хозяину в кругленькую сумму, даже учитывая его сказочный доход.

Храм Архангела Михаила

Церковь Михаила Архангела построена на месте деревянной ветхой церквушки по заказу боярина Одоевского в 1667 году на возвышенном месте у Москвы-реки. Одноглавый храм с приделом декорирован рядами кокошников, взбегающих к главкам, увенчанным золотыми крестами.

К храму ведет тенистая липовая аллея, которая заканчивается «Святыми воротами». Церковь окружает живописная ограда с башенками по углам, что придает композиции образ небольшого монастыря. Храм стоит в удалении от шумных тропинок усадьбы, вокруг – высокие сосны и небо.

Церковь Михаила Архангела

Перед северным фасадом церкви Михаила Архангела высится глинобитная ограда – стена с массивным арочным проемом. По краям стены высятся трехъярусные каменные башни, завершенные деревянными шпилями.

Храм-усыпальница Юсуповых

Монументальный бесстолпный храм с ротондой, своды которого держатся только за счет наружных стен. Церковь на подклете с четырехколонным портиком – крытой галереей перед входом в здание – построена в 1914 году. Строительство связано со смертью Николая Феликсовича Юсупова на дуэли в 1908 году. Его родители заказали архитектору Роману Клейну возвести усыпальницу.

Храм-усыпальница Юсуповых

Внутри – украшенный колоннами зал, перекрытый высоким куполом, стены украшены лепниной и ярко-синими с золотом росписями. По периметру здания – изящная балюстрада. По назначению усыпальница не использовалась: потомки знаменитого рода после 1917 года уехали за границу.

Храм-памятник Екатерине II

Граф Юсупов, поклонник Екатерины II, решил украсить свою великолепную усадьбу храмом в честь императрицы. Правда, Екатерина так и не собралась посетить имение, чем очень огорчила хозяина.

Храм-памятник Екатерине II

Храм, построенный в 1819 году, выполнен в форме портика – крытая галерея образована колоннадой с изящным перекрытием. Императрица представлена в виде богини правосудия Фемиды. За спиной – строки торжественного посвящения: «Ты, которой послано небо и даровала судьба желать справедливого и достигнуть желаемого».

Храм-памятник Екатерине II

Театр спроектировал зодчий Пьетро Гонзаго. Весной 1817 года архитектор Бове начал строительство здания театра. Строгое деревянное двухэтажное здание, покрытое золотисто-белой штукатуркой, украшают четыре изящные колонны. Единственный вход – с южной стороны, а не в центре фасада. Перед крыльцом, на высоких каменных постаментах, – два фонаря: представления начинались поздно вечером.

В противоположность скромному фасаду, в интерьерах театра царила роскошь. В распоряжении зрителей – просторный зал с креслами в партере и двухъярусных ложах, разделенных легкими балюстрадами.

Но главная роскошь театра – декорации, изготовленные Гонзаго, которые заставляли публику забыть о самом спектакле и любоваться великолепными полотнами. Зодчий создал 12 смен декораций крепостного приусадебного театра Юсупова, они сохранились до нашего времени.

Театр

Открытие театра праздновалось пышно: гости в золоченых парадных каретах останавливались у подъезда и церемонно занимали свои места. Ради такого события к Юсупову пожаловали монархи – российский император Александр I и прусский король Вильгельм III. Восхищенные монархи не нашли слов, чтобы выразить свои чувства, так их поразили актеры и декорации.

Крепостные артисты театра Юсупова с детства обучались игре на фортепьяно, пению, а также итальянскому и французскому языкам. За границей актеры графа познавали премудрости балета, лучшие из них жили в Москве и по приглашению владельца демонстрировали свое искусство в театре Архангельского. В свой театр граф приглашал итальянские труппы.

Кладовая и розовый фонтан

Кладовая над оврагом построена в конце XVIII века. Двухэтажное здание с арочным проёмом над дорогой по дну оврага расположено в пейзажной части парка. Сегодня здесь – лекционный зал, где проходят конференции, концерты и выставки.

Кладовая над оврагом

Розовый фонтан – маленькая ротонда, построенная в середине XIX века. Беседка в виде четырех колонн из розового мрамора с изящными цветочными букетами, нарисованными внутри легкого деревянного купола. В центре строения – скульптурный фонтан «Мальчик с гусем». Для воплощения идеи мастер-инженер Норберг построил гидравлическую
машину для подачи воды.

Розовый фонтан

Большой дворец

Большой дворец – главный господский дом, место общения хозяев и воплощение их культуры. Спроектированный французским архитектором Шарлем де Герном, дворец расположен в центральной части усадьбы, куда ведут густые лесные аллеи.

История появления

Строительство, начатое в 1784 году князем Голицыным, продолжалось 40 лет. Обилие застекленных дверей и огромных окон – свидетельство того, что это летний дворец. Граф Юсупов коллекционировал все прекрасное и усадьбу Архангельское устроил под стать французскому дворцу: благоустроил изящный дом и облагородил огромный тенистый парк с пышными аллеями.

Большой дворец

Богатый владелец распорядился доставить сюда специально написанные для дворца картины и античные скульптуры, гобелены и фарфор, хрустальные люстры и бра, зеркала и мебель. Для Архангельского Юсупов построил фарфоровый и хрустальный заводы. Интерьер дома расписывали знаменитые художники и архитекторы.

Архитектурные особенности Большого дворца

На территорию дома ведет массивная триумфальная арка. У центрального входа во дворец – вазы на постаментах, статуи собак и скульптуры в каменных нишах. Дверные створки – в решетчатых переплетах.

Во всех фасадах здания – многочисленные колонны, которые придают монументальному строению легкость и изящество. В центре главного фасада – портик из четырех колонн и небольшой фонарь со шпилем. Центр здания выделен ротондой с высокими и длинными упирающимися в пол окнами, которые открывали настежь летом, распахивая дом солнцу и зелени.

В центре главного фасада – портик из четырех колонн

Две мощные колоннады из 14 пар колонн охватывают парадный двор и объединяют его со стоящими впереди флигелями. Окруженный колоннами парадный двор похож на огромный зал под открытым небом.

От южного фасада опускаются две террасы с мраморными балюстрадами – невысокими ограждениями террасы с рядами фигурных столбиков – уютно вписались в архитектуру большого дома. Террасы украшены великолепными вазами, статуэтками и бюстами античных героев, полководцев и философов.

Особенность дворца – неодинаковая высота его этажей. На первом, более высоком, размещена анфилада роскошных парадных залов, на втором – скромно обставленные жилые комнаты. В двух флигелях – крепостной театр, картинная галерея, библиотека и кухня.

Интерьеры особняка

Внутри дворца всюду чувствуется великолепие и изящный вкус хозяина. Обильное освещение делает эффектными росписи на стенах. На потолках – массивные люстры с тремя ярусами свечей, выполненные из бронзы с позолотой.

На потолках массивные люстры

Главным украшение залов – коринфские колонны. Салатовая расцветка стен сочетается с желтоватыми камнями стволов колонн. Лестничные марши украшены египетскими статуями.

Парадные залы призваны демонстрировать богатство, знатность и роскошь хозяина. Парадная спальня для сна не использовалась, здесь принимали близких друзей. Красочно и торжественно декоративной росписью оформлен Овальный зал, где устраивались торжественные приемы высоким гостям.

Внутри Большого дворца

Парадная столовая – Египетский зал – своеобразная коллекция фарфора. На открытых полках – японские и китайские вазы, подсвечники с фигурками египтянок, выполненные из черной золоченой бронзы. В столовой граф разместил крупнейшие шестиметровые полотна картин. На дальней стене – портрет юного Бориса Юсупова в татарской национальной одежде и верхом на коне.

В Императорском зале – мраморные бюсты Екатерины II и Петра I, которых почитали хозяева дворца.

Коллекции музея-усадьбы «Архангельское»

Спустя 2 года после установления Советской власти в Архангельском открыли музей, основа которого – собрание предметов искусства графа Н.Б. Юсупова. Потомки графа в 1900 году завещали коллекцию, собранную предками, в собственность государства, поэтому мы в XXI веке любуемся прекрасными произведениями мастеров прошлого и можем лучше понять историю нашей страны.

Экспонаты музея

В коллекцию Юсупова входят:

  • 600 картин, полотна эпохи Возрождения XVII-XVIII веков;
  • более 20 тысяч ценных старинных книг и рисунков;
  • издание трактатов Цицерона;
  • коллекция скульптур из работ европейских мастеров;
  • экспонаты из коллекции декоративно-прикладного искусства: старинные кареты, мебель, посуда и ковры, канделябры из серебра и кованые настольные украшения; экспонаты сделаны из металла и дерева, камня и стекла, велюра и фарфора, глины и папье-маше.

«Архангельское» после революции 1917 года

Пришедшая в 1917 году Советская власть экспроприировала усадьбу, превратив в историко-художественный музей. В 1937 году вместо усадебных оранжерей построили Центральный военный клинический санаторий.

После Великой Отечественной войны территорию отдали спортсменам: здесь разместились футбольная и хоккейная команды ЦСКА.

С 90-х годов XX века усадьба «Архангельское» получила статус дворцово-паркового комплекса и открыта для посещений. Архитектор Харко и художник Нивинский отремонтировали главное здание усадьбы и восстановили росписи.

Вид на дворец

Усадьба-музей сегодня

В наше время «Архангельское» – единственная усадьба, пример русского усадебного стиля переживает подъём. В дворцовой коллекции – живопись и графика, скульптуры и предметы декоративного искусства. В усадьбе работает фотофонд, ежегодно проходят выставки и лекции, экскурсии, массовые мероприятия и концерты. Ежегодно с успехом здесь проводится «Ночь музеев», фестиваль «Усадьба. Джаз».

В парк приезжают гулять москвичи и гости столицы. На территории – бесплатные зоны wi-fi интернета. Услуги предлагают кафе и рестораны, продуктовые магазины и палатки с мороженым. На территорию приходят и со своей едой, чтобы устроить пикник на поляне парка.

Источник: ArchitectureGuru.ru


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.