Уфа – один из старейших городов на Урале и уж точно, самый старый на Урале Южном. В те времена, когда на месте других уральских столиц: Перми, Челябинска и Екатеринбурга еще рос первозданный лес, а до похода Ермака на Сибирь оставалось семь лет, на берегу реки Белой высадилось две роты московских стрельцов и застучали топоры, давая рождение новому поселению. Было это, как доносят до нас исторические документы, на Троицу, в 1574 году от Рождества Христова.

В первый же день, у впадения мелкой говорливой речки Ногайки в Белую Воложку, была срублена часовня и освящена в честь святой Троицы. Так пошел город. Так с Троицыным днем стала связана неразрывна история Уфы – холм, на котором была заложена Уфимская крепость, был назван Троицким. Церковь, старейшая в городе, тоже была Троицкой. И до сих пор День города отмечается в начале лета и часто выпадает на Троицу.


Вряд ли знали те, пришедшие по реке московские стрельцы, вряд ли представлял первый воевода крепости, Нагой, во что превратиться их начинание! Но четыре с лишним века спустя на месте липняков и бескрайних выгонов, на угорье, стиснутым реками Белой и Уфимкой, называемым Уфимским полуостровом, день и ночь рокочет огромный город.

В наши дни Уфа – один из самых просторных и протяженных городов-миллионников.

Кроме того, город является и самым зеленым мегаполисом, как России, так и бывшего СССР. Если подняться на колесе обозрения или на одну из высоток, то видно, что Уфа утопает в зелени. Хотя и не мало ее поизвели в последние годы, неуемные девелоперы – город растет как на дрожжах, и на месте деревянных шанхаев частного сектора тут и там поднимаются высотки новых домов.

Уфимские мемы и почему, собственно Уфа?

Русскому уху при произнесении названия города, сразу становится понятно, что слово «уфа» не совсем русское. А вернее даже совсем нерусское. Ну, ведь и правильно – город находится в Башкирии и является ее столицей. Но на самом деле, по версии некоторых топонимистов, «уфа» — слово отнюдь небашкирское. Крепость, а позже и город были названы, как это было распространено, по реке Уфе. Уфа имеет истоки на севере, в тех краях, где в былые времена жили финно-угры манси и пермяки. И по одной из версий слово «уфа» образовано из финских (пермякских) слов «у-ва» — темная вода. Это косвенно подтверждает и сам цвет воды в Уфимке – темный. А также башкирская калька названия реки – «кара идель», то есть «черная река». Но это всего лишь одна из версий, хотя и звучащая довольно правдоподобно.


Курьезный факт заключается в том, что по-башкирски уфа звучит как «эфэ», а написание названия выглядит вот так: Өфө. Что послужило возникновению в последние годы известного мема, «Уфа – город трех шурупов». Этим трем шурупам даже памятник поставили напротив республиканской библиотеки.

Другими известными выражениями, связанными с Уфой, город был обязан былым временам.

«Деньги есть – Уфа гуляем, денег нет – Чишма сидим». Наверное, самое известное выражение, разошедшееся по всей необъятной стране. Версий здесь было много. Тут и ресторан Уфа на железнодорожном вокзале и пивная «Чишма» на речном. Говорят, что выражение родилось в среде извозчиков. Тут и ресторан «Уфа» на улице Ленина и забегаловка «Чишма» под ним. Как это было на самом деле, сегодня доподлинно не известно. Но мем, живет и по сей день.

Еще одна поговорка из былых времен: «Кто в Уфе не бывал, тот грязи не видал». Действительно, еще в начале прошлого века город утопал в грязи и до нас дошел даже исторический факт, как возле Гостиного двора, центра уфимской торговой жизни, утонул в грязи крестьянин. Про великую уфимскую грязь упоминал и пролетарский писатель Горький, будучи в Уфе.

Сегодня все изменилось и, причем, весьма сильно. Город, а особенно его центр чист, умыт и прекрасен собою.

Стоит ли ехать в Уфу?


Безусловно, в Уфе стоит побывать, хотя город и проигрывает по достопримечательностям соседним Казани и Екатеринбургу. Но есть в Уфе, уфимских улочках и двориках своя неповторимая атмосфера. И если поймешь ее, почувствуешь – то город, если и не родным станет тебе, но уж близким точно.

Визитная карточка Уфы – бесконечные холмы и косогоры, сбегающие, где круто, а где полого в разные стороны. Город, его ядро находится на возвышенности, с трех сторон окруженной реками. И куда ты не выйдешь – везде тебе смотровая площадка, везде, захватывающие дух виды. Не зря уроженец Уфы, известный художник Михаил Нестеров, так любил включать в свои полотна милые сердцу уфимские увалы.

Еще одной отличительной чертой Уфы является неуловимый сплав культур, сочетание христианства и ислама. Не так уж много в нашей стране городов, где мечети органично соседствуют с православными храмами.

Ну, и уж если вы приехали в Уфу, то как не увидеть главные достопримечательности города? Сейчас довольно распространено составлять различные рейтинги. Попробуем и мы составить такой рейтинг достопримечательностей Уфы. Естественно, рейтинг этот составлен по версии автора и может быть оспорен. В конце концов, чем больше мнений и высказываний – тем только лучше. Ведь в спорах, как известно, рождается, в том числе и истина!

Памятник Салавату Юлаеву


Памятник Салавату Юлаеву в УфеИ так на первом месте в нашем рейтинге памятник Салавату Юлаеву. Личность этого исторического персонажа довольно спорная, но он, безусловно является национальным героем башкирского народа. Являясь сподвижником Емельяна Пугачева, Салават Юлаев боролся с бездумной промышленной колонизацией Башкирии, хотя и действовал, как умел. В советскую эпоху личность Юлаева была героизирована, еще бы – ведь он боролся с царизмом. Были написаны роман, опера, множество диссертаций. Режиссер Яков Протазанов снял фильм. А по проекту скульптора, осетина по национальности, Сосланбека Тавасиева, в 1967 году башкирского народного героя увековечили в бронзе.

Если въезжать в Уфу по железной дороге, со стороны Москвы и Самары, одно из первых, что видят, обозревающие горную панораму Уфы пассажиры поезда, – всадника, летящего во весь опор в уфимское Забелье, подгоняя скакуна камчой. Это и есть знаменитый монумент.


Вы спросите, чем он знаменит? Дело даже не в том, что у большинства горожан при мысли, куда сводить гостей, сразу же в голове всплывает «площадь, а на ней лошадь». И дело даже не в том, что это один из лучших видов, открывающихся с уфимских круч, на заречье. Тут уже все дело в сухих цифрах, — ведь монумент является самой большой конной статуей в России и второй в Европе, после памятника Яну Жижке, в Праге.

Монумент весит 40 тонн, высота его вместе с постаментом составляет 22 метра. Статую отлили в Ленинграде, на заводе «Монументскульптура» и привезли в Уфу на барже, а уже потом, по частям доставили на косогор в Черкалихиной слободе, где и собрали воедино.

В наши дни пространство вокруг памятника Салавату Юлаеву является одним из самых благоустроенных в Уфе. К монументу ведет прекрасная аллея с фонтанами. Былой Черкалихин овраг после саммита ШОС и БРИКС преобразован в гигантский амфитеатр под открытым небом. Здесь проходят симфонические концерты и кинопоказы. Над всем возвышаются строения Конгресс Холла и современных отелей.

А вид, кстати, открывающийся от памятника, как и прежде – замечательный!

Музей археологии и этнографии:
коллекция сарматского золота


Музей археологии и этнографии: коллекция сарматского золота в УфеИ уж если вы попали в Уфу, то обязательно посетите этот замечательный музей. Хотя и сделать это несколько трудно – в выходные дни он не работает, а экскурсии устраивают для небольших, но групп. Все-таки это не совсем музей, а музей при Институте этнологии и этнографии имени Кузеева.

Здесь, в прекрасном особняке, на Карла Маркса 6, экспонируется шикарная археологическая коллекция. А собранию национальных костюмов многочисленных народов, живущих в Башкирии, позавидуют и столичные музеи. Но самое главное сокровище, в прямом и переносном смыслах, конечно же, коллекция золота сарматов. Конечно, тех, кто видел подобное в Эрмитаже, собранием не удивишь. Но для региональных музеев это весьма и весьма достойно.

Коллекция была открыта при раскопке Филипповских курганов, в соседней Оренбургской области башкирскими археологами. Здесь и 12 фигур оленей, подвески, другие изделия из золота. Столько золота в одном месте, признаюсь, я нигде не встречал!

Записаться на экскурсию можно как на сайте Института имени Кузеева, так и позвонив по телефону, который опубликован там же.

Интересна и история потомков хозяйки особняка, Елены Александровны Поносовой-Молло. Это была яркая личность, светская львица, этакая уфимская мадам Бовари. Но прославились два ее внука, Джон и Эндрю. Один из них стал известным археологом, а второй специалистом по историческим костюмам. И именно Эндрю является автором костюмов для фильмов «Звездные войны» и «Чужие», за что и получил Оскары. В частности, костюм Дарта Вейдера был придуман как раз Эндрю Молло.


Монумент Дружбы

Монумент Дружбы в УфеЗнаковое место для Уфы, ведь отсюда пошел современный город. Здесь, на холме у Белой, когда-то была заложена небольшая крепость, имевшая в периметре всего 440 метров.

Потом доминантой пространства долгое время служила Троицкая церковь – старейшая в городе. Но в 1956 году ее, несмотря на протесты общественности взорвали и на части фундамента возвели Монумент Дружбы, посвященный добровольному вхождению Башкирии в Московское государство.

Если вы уж гуляете по Уфе, то место — это посетить нужно обязательно. Именно отсюда, в частности, мы начинаем все наши исторические экскурсии по городу.

Монумент Дружбы имеет необычный вид. Это стела в виде клинка, рукоять которого закопана в землю. Рядом со стелой находятся две бронзовые скульптуры девушек, русской и башкирки, символизирующие как раз дружбу между народами.


Изначально здесь планировалось сделать внутри лифт, а наверху смотровую площадку. В подвале же планировалось разместить музей Дружбы народов. По иронии судьбы, именно в подвале Троицкой церкви содержались, взятые плен Салават Юлаев и его отец.

Проект так до конца не был реализован и воплотился в жизнь в урезанной форме.

Фонтан «Семь девушек»,
или наш ответ фонтану Дружбы Народов

Фонтан 7 девушек в УфеЕсли вы гуляете по центру Уфы, то обязательно посетите это место. Особенно здесь хорошо, когда стемнеет и включается подсветка. Конечно, никакой исторической ценности фонтан не имеет и сооружен совсем недавно, к саммиту ШОС и БРИКС, который проходил в Уфе в 2015 году. Но привлекает облагороженностью пространства. Рядом с шумной, чадящей моторами улицей Ленина попадаешь в уютный оазис.

Фонтан выполнен по образу и подобию фонтана Дружбы Народов на ВДНХ в Москве. Семь бронзовых скульптур девушек, в национальных башкирских костюмах расположились вокруг фонтана.

Впрочем, не желая того, скульптор и архитектор проекта привнесли во всю историю добрую долю черного юмора.
дь «Семь девушек», «Ете кыз», по-башкирски – грустная легенда о тех временах, когда башкиры враждовали со своими соседями казахами. Однажды напали казахи на башкир, убили всех мужчин, а девушек забрали в плен. И чтобы те не убежали, разрезали им ступни и насыпали туда резаный конский волос. Ступни зажили, но ходить было мучительно больно. Однако девушки решились на побег. И когда погоня их стала настигать, чтобы снова не попасть в плен, бросились они в озеро, где и утонули.

Сегодня же вся композиция как бы намекает знатокам легенды, что еще миг, и девушки бросятся в фонтан, в котором утонут. Вот такая история! Но двинемся дальше в нашем рейтинге.

Лимонарий

Лимонарий в УфеНа четвертое место я поместил уфимский лимонарий. Может, жителей юга и не удивишь обилием цитрусовых, но для жителей, хотя южного, но сурового Урала – это островок субтропиков под единой крышей. А «островок» между тем немаленький – целый гектар! И кроме местных сортов лимонов и цитронов, среди которых, конечно же, есть сорт «Салават», здесь растет множество других экзотов.

История лимонария насчитывает уже почти 30 лет. Первые саженцы здесь были посажены еще в 1990 году.

По лимонарию регулярно проводятся экскурсии. А плоды местных лимонов можно приобрести на кассе. Только не забудьте, что карточки к оплате здесь не принимают. В цене твердая и осязаемая наличность.

Зимой, когда вокруг лежит снег, или ненастной осенью, островок солнечных субтропиков согреет в прямом и переносном смысле – здесь очень тепло.

Коллекция произведений Давида Бурлюка


Коллекция произведений Давида Бурлюка в УфеА теперь снова немного об искусстве. И очередной наш небольшой рассказ связан с одним из основоположников русского футуризма, Давидом Бурлюком. Родившись на Украине, художник успел поменять множество местожительств. И несколько лет жизни Бурлюка связаны с Уфой.

Здесь, вернее, в селе Иглино, под Уфой, Бурлюк прожил несколько лет в поместье своей жены. Где и написал около двухсот полотен. Многие из них не сохранились, но чудом часть их оказалась в коллекции художественного музея имени Нестерова, что находится в Уфе, на улице Гоголя.

Коллекция, состоящая из 37 картин, является самым полным собранием полотен этого художника в России. Рассказывают, что их нашли чисто случайно и в музей привез человек, в телеге, не сильно разбирающийся в живописи. Когда же музейные работники увидели, какое богатство им привезли, у них дух перехватило. Так и экспонируются работы известного футуриста, в Уфе.

Музей геологии и полезных ископаемых

Музей геологии и полезных ископаемых в УфеЭтот прекрасный музей находится на улице Ленина и открыт для посещения в будние дни. В музее геологии и полезных ископаемых собрана прекрасная коллекция минералов и горных пород не только, встречающихся в Башкирии, но и по всему миру. Если вы любите геологию, вам интересен волшебный мир камня, то обязательно выберите время и посетите музей.

Всего в музее четыре зала, один из которых посвящен главному достоянию Южного Уралаяшме. Здесь и образцы с разных месторождений, а также изделия из нее. Директор музея, Татьяна Ивановна Зорина – прекрасный специалист, влюбленный в свое дело. Если вам повезет, и вы попадете на ее экскурсию, то узнаете множество любопытных фактов, связанных с геологией Южного Урала.

Мечеть-медресе Ляля Тюльпан

Мечеть-медресе Ляля Тюльпан в УфеУфа – город весьма протяженный. С севера на юг мегаполис вытянулся более чем на 60 километров. И там, где север, — находится промышленный район, именуемый Черниковкой. Выросший из одноименной деревни, вотчины одного из основателей Уфы, дворянина Черникова, район в одно время дорос до целого города Черниковска. Было это во времена бурного строительства уфимского нефтехимического комплекса. Но в 1956 году самостийный город был присоединен к Уфе. Однако при этом до сих остался обособленным пространством, жители которого, не очень-то считают себя настоящими уфимцами.

Черниковка по умолчанию считается весьма хулиганским пролетарским районом, но при этом здесь шикарный рассадник сталинского ампира. Улица Первомайская и прилегающие кварталы – настоящее украшение Уфы. Увы, Черниковка застраивалась на «нефтеденьги» заводов и к Уфе в этом время была неподвластна. Так и получилось, что рабочая окраина Уфы выглядит куда богаче Метрополии.

Если вы окажетесь в Черниковке, то обязательно посетите парк Победы, пройдите мимо вечного огня у памятника уроженцам Башкирии, Александру Матросову и Миннигали Губайдуллину. Побывайте на очередной смотровой площадке и полюбуйтесь заречными видами.

Но главное украшение здесь – мечеть-медресе Ляля Тюльпан – воплощение смелой и нестандартной идеи архитекторов. Два минарета мечети представляют собой два стилизованных стебля тюльпанов, с красными бутонами.

Мечеть-медресе Ляля Тюльпан является одним из украшений Уфы современной эпохи. Сюда можно зайти и внутрь, посмотреть с балкона на богослужение. Главное – соблюдать тишину и не мешать верующим.

Для справки. В Уфе находится Центральное Духовное управление мусульман европейской части России. И так повелось еще со времен Екатерины II, которая сознательно расположила административной центр исламской жизни в Уфе, а не в более крупной Казани. Дабы не возбуждать в татарах сепаратизма. Так гласят исторические справки.

Чертово городище

Чертово городище в УфеЕсли у вас достаточно времени, то вы можете увидеть и Уфу доуфимскую, то есть поселение, которое называлось также Уфой, еще до прихода сюда русских.

Старая Уфа, так называемое Чертово городище, находится рядом с территорией санатория Зеленая роща. Для того чтобы туда попасть, вам необходимо придти в санаторий со стороны рабочей проходной и сказать охране, что вы хотите попасть на Лысую гору, чтобы посмотреть на Чертово городище.

Дальше как в поговорке – язык до Киева доведет. И если про Чертово городище знают не все, то как пройти на Лысую гору, вам всякий подскажет.

Лысая гора – еще одна смотровая площадка, с прекрасным видом. Место первой маевки уфимских рабочих, находится также на территории Чертова городища. Но самым интересным является ров и вал, протянувшиеся поперек дорожки, ведущей к Лысой горе.

До прихода русских Башкирия входила, в том числе в Ногайскую орду. Здесь, на высоком месте находилась зимняя ставка ногайского хана. А далее, вдоль реки Уфы, тянулось одноименное поселение – Уфа. Скорее всего, это название перешло потом на русскую крепость, поскольку от устья Уфимки она находилась далеко. Еще в 19-м веке жителям города был известен топоним Старая Уфа, которым обозначалась незаселенная территория к востоку от былой Уфимской крепости.

Название Старая Уфа до сих пор в обиходе, и судя по всему, ведет оно свое название от того, ногайского поселения.

Здесь в Чертовом городище можно прикоснуться к уцелевшему свидетельству тому, что и до прихода московских стрельцов, здесь была своя, кочевая цивилизация.

Стоит добавить, что летняя ставка ногайского хана, по имени Туря находилась в нескольких десятков километров к юго-западу от Уфы и там сохранился средневековый мавзолей. Он так и называется – мавзолей Тура Хана.

Театр оперы и балета

Башкирский театр оперы и балета в УфеИ снова немного об искусстве. На сей раз участок города, при пересечении улиц Ленина и Пушкина. Бывший Аксаковский народный дом, ныне – Башкирский театр оперы и балета. Здание известно тем, что строилось по подписке, на пожертвования, как Народный дом, в память о земляке уфимцев, писателе Сергее Тимофеевиче Аксакове. Помните такого? Ну, еще который сказку про Аленький цветочек написал.

Каждый из четырех фасадов огромного здания отличается от другого и выполнен в немыслимой эклектике, где слились воедино классицизм, колониальный, русский, и бог его знает, какие еще стили.

Театр неразрывно связан с еще одним нашим земляком – Рудольфом Нуреевым. На втором этаже, у углового окна, обращенного в сторону гостиницы «Агидель», находилось его репетиционное место. Как рассказывают местные экскурсоводы, от маленького Рудика постоянно пахло керосином. Ведь по пути Храм искусств он еще должен был забежать с бидончиком в керосиновую лавку – у каждого в большой семье Нуреевых были свои обязанности.

А если посмотреть через дорогу, на здание бывшего Дворянского собрания, то можно увидеть в арке скульптуру, изображающую молодого Шаляпина. Да-да, именно в этом здании прошел дебют будущего великого волжского баса.

Парк Салавата Юлаева

Парк Салавата Юлаева в УфеУфа славится своими парками и скверами – это отмечают все приезжие. Повсюду склоны Уфимского полуострова покрывает лес, за исключением разве что южной части, где прилепились к горе старые слободы: Труниловская, Архирейка и Семинарская. Их можно сравнить с фавеллами. В свою бытность, до революции они такими и были – здесь концентрировалось городское дно. По иронии судьбы здесь же снимал уголь Федор Шаляпин, когда работал писцом в губернской управе.

Здесь же, на южном склоне Уфимского полуострова находится один из самых старых парков Уфы – бывший Случевский, он же Салавата Юлаева, Крупской, он же снова Салавата Юлаева.

В самом конце 19-го века парк был обустроен Обществом народной трезвости, для прогулок горожан. С тех времен сохранились входные массивные чугунные ворота.

Парк интересен тем, что располагается на краю горы, тут и там устроены беседки, с которых открывается замечательный вид на Белую, заречье, а также на Старую Уфу.

Настоящим украшением парка Салавата Юлаева является висячий мостик через овраг. Когда въезжаешь в город через парадные ворота, с юга, то парк и мостик прекрасно видны. Собственно, мостик служит той самой картиной, что закрывает дыру в обоях – прикрывает не очень хорошо смотрящийся овраг.

Пару лет назад в парке Салават Юлаева сделали прекрасную ночную подсветку и теперь по вечерам стало гулять еще приятнее.

Когда-то рядом с парком, тогда еще имени Крупской, снимал комнату еще один наш известный земляк, Юрий Шевчук. Как он сам вспоминал, именно в парке, в беседке над рекой была написана одна из известных его песен – «Ветер», которая, если помните, начинается со слов6 «О прекрасная даль, поглотившая небо…»

Дом-музей Аксакова

Дом-музей Аксакова в УфеРядом с парком Салавата Юлаева находится музей писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Дом с привидениями, описанный в книге «Детские годы Багрова внука».

На самом деле будущий писатель родился в другом месте – Голубиной слободке, но случился пожар и дом сгорел. Семья Аксаковых была вынуждена переехать в дом деда, Николая Зубова, который являлся помощником наместника и был весьма уважаемым человеком в Уфе.

Само здание музея построено из лиственницы и это одно из немногих зданий 18-го столетия, сохранившееся в городе.

Именно этот дом, в котором в своем рабочем кабинете время от времени является привидение деда Аксакова. Это свидетельство было описано писателем. Об этом говорит и городская легенда.

В музее представлено множество вещей семьи Аксаковых, в частности интересна коллекция бабочек. Если у вас достаточно времени, то обязательно посетите музей и ознакомьтесь, как проходили детские года будущего певца русской природы.

Дудкинские штольни

Дудкинские штольни в УфеЭта экскурсия не для пугливых. Вам предстоит окунуться в мир подземных горных выработок, находящихся под Уфой. Всем известны одесские катакомбы. Но точно такие же располагаются под Уфой. И это неразрывная часть истории города!

Уфимский полуостров сложен мягкими гипсами. И в 19-м веке сложился целый промысел по выжигу алебастра. Городские власти отдавали на концессионную разработку недра под Уфой, где и добывалось сырье. Позже процесс ускорился, ведь нужно было мостить и городские улицы. В советское же время к выработке горных пород под Уфой подключилась рудничная техника и на сегодняшний день в одной из выработок находятся склады ГО. Но попасть туда невозможно, что порождает многочисленные легенды о том, что подземные ходы пронизывают всю территорию города вдоль и поперек.

Тем не менее, Дудкинские штольни доступны для посещения. Экскурсию туда можно совместить с посещением лимонария, практически под которым они находятся и Чертовым городищем, поскольку все здесь рядом.

Для того чтобы попасть в уфимские недра, вам понадобится фонарик и умение ориентироваться на местности.

Отправная точка – республиканский выставочный комплекс. От него вниз, к Уфимке идет дорога. Спустившись вниз, нужно повернуть направо и идти около километра по тропе. Она-то и приведет ко входу.

Штольни представляют собой систему перпендикулярных ходов, с опорами свода на колонны-столбы. Общая длинна ходов составляет более 2-х километров и эта целая система, состоящая из соединенных между собой трех выработок.

Однако стоит заметить, что посещение выработки небезопасно – гипсовые породы очень мягкие и может случиться обвал. Так что экзотика экзотикой, а о технике безопасности подумать стоит. Впрочем, не смотря на все, Дудкинские штольни весьма популярны у горожан.

Скала Висячий камень

Скала Висячий камень в УфеНаходится это место на реке Белой, там, где она лижет гипсовые кручи западной части Уфимского полуострова. Ориентир – улица Блюхера, между остановками транспорта Бульвар Славы и Театр Кукол. По улице Николая Кузнецова вам нужно спуститься от проспекта Октября вниз, на Блюхера. А дальше по тропе, через лес спуститься к железной дороге. Перейдя ее, вы увидите перед собой гору, а слева глубокий дол. Вот на эту гору и нужно подняться, опять же по тропе. Западный сброс горы и будет обрываться к Белой Висячим камнем.

Скала действительно интересна – она словно балкон висит над пропастью. По узкой тропинке смельчаки могут подойти к самому ее краю. Дух захватывает от вида и от ощущения пустоты вокруг!

Висячий камень – одно из излюбленных мест горожан. Людей здесь можно встретить всегда. Парочки, художники, просто любители прогулок по лесу. Говорят, что даже Владимир Ильич Ленин, в бытность своего пребывания в Уфе, посетил это место.

Вот и закончился мой рейтинг самых интересных мест Уфы. Но это еще не все. В качестве бонуса вот вам еще несколько.

Пластиковый Ленин

Пластиковый Ленин в УфеРаз уж зашел разговор о Вожде Мировой революции, доложу вам, что в Уфе весьма сильны традиции коммунистического прошлого. У нас по-прежнему сохранились улицы Коммунистическая, Ленина, Карла Маркса и т.д. А также целых три памятника Владимиру Ильичу. И один из них, самый интересный, находится в сквере, у пересечения улиц Ленина и Коммунистической.

История у него весьма интересна. Во-первых, это самый первый памятник Ленину в СССР. В 1924 году, сразу после смерти Ленина, монумент был установлен на месте бывшей водоразборной будки. Был монумент из бетона.

В 30-е годы приехал в Уфу инспектор памятников Вождю, скульптор Меркуров. Была такая должность в СССР. Увидев неудовлетворительное состояния монумента, заменил он его своим типовым изделием. Раньше Ильич стоял, а теперь стал сидеть.

В начале 90-х решили памятник заменить на гранитный. Старый убрали, а тут и СССР приказал долго жить. Долго не было на постаменте фигуры самого человечного из людей. Пока не нашелся меценат и не изготовил за свои деньги Ленина из…пластика. Теперь сидит на постаменте вечно молодой Ильич, а если постучишь по нему, понимаешь, что внутри он полый – так хорошо гремит.

Кстати, не обошлось без страшилок. Когда стали снимать облицовку с постамента, то взору рабочих во всей красе явились надгробия купцов и других представителей угнетателей. Вот такая история.

Памятник «Все продай, купи курай»

Памятник «Все продай, купи курай» в УфеЕще один интересный памятник находится в Уфе напротив цирка, рядом с кинокомплексом «Искра». Посреди фонтана, на постаменте стоит абсолютно голый мальчик и играет на национальном башкирском инструменте – курае. Сия городская скульптура была установлена в 1975 году, когда формировалось пространство вокруг проспекта Октября – главной улицы города.

Курьезность момента заключается в том, что на суд худсовета изначально скульптором Маргаритой Соловьевой-Ефимовой, проект был представлен в виде, где мальчик стоял в национальном башкирском костюме и называлась скульптура «Весенняя песнь». Но худсовет подкорректировал проект, так у мальчика пропала одежда. И скульптура получила меткое название в народе: «все продай, купи курай».

Старая водонапорная башня

Старая водонапорная башня в УфеЭта башня находится на пустыре, там, где склоны Уфимского полуострова круто обрываются к железнодорожному мосту через Белую. С постройкой связана история уфимского водопровода, начавшаяся в 1901 году.

Именно сюда от Белой посредством паровой машины подавалась вода, которая дальше самотеком шла к водоразборным колонкам по деревянным трубам. Эти трубы время от времени до сих пор попадаются при ремонте центральных улиц. А кое-где, говорят, до сих пор еще служат.

После того, как сооружение перестало выполнять свою функцию, в 50-е годы прошлого века она была переоборудована в обсерваторию Башкирского университета. О чем до сих красноречиво говорит кровли в виде купола.

От водонапорной башни открывается один из лучших видов в городе, даже лучше, чем от памятника Салавату Юлаеву, находящегося по соседству.

Достопримечательности Уфы на карте

Вот и подошел к завершению небольшой рейтинг уфимских достопримечательностей. Но нельзя объять необъятное и лучше город увидеть своими глазами. Приезжайте к нам в Уфу и узнаете еще много интересного о нашем старом и одновременно очень молодом городе! Как у нас говорят: рахим итегез, добро пожаловать!

Источник: nashural.ru

История уфы кратко
Почтамт
История уфы кратко
Памятник паровозу
История уфы кратко
Аэропорт «Уфа»
История уфы кратко
Автомобильный мост через реку Белая
История уфы кратко
Железнодорожный мост через реку Белая
История уфы кратко
Ипподром «Акбузат»
История уфы кратко
Государственный театр оперы и балета
История уфы кратко
Дом губернатора (начало XX в.)
История уфы кратко
Центральная улица. Городской банк
История уфы кратко
Александровская улица (начало XX в.)
История уфы кратко
Пушкинская улица (начало XX в.)
История уфы кратко
Александровская улица (начало XX в.)
История уфы кратко
Александровская улица (начало XX в.)
История уфы кратко
Центральная улица. Верхняя торговая площадь (начало XX в.)
История уфы кратко
Большая Ильинская улица. Губернская земская управа (начало XX в.)
История уфы кратко
Окружной суд (начало XX в.)
История уфы кратко
Вид со Случевской горы (начало XX в.)
История уфы кратко
Воскресенская улица (начало XX в.)
История уфы кратко
Центральная улица. Дворянское собрание (начало XX в.)
История уфы кратко
Спасская церковь
История уфы кратко
Большая Казанская улица

1574 год. Эта дата значится первой в летописи города, однако люди жили здесь за много тысяч лет до появления современных домов и улиц. Древнейшие городища, остатки древних укрепленных поселений на территории нынешней Уфы относятся к эпохам мезолита, продолжавшегося до VI-V тысячелетия до нашей эры, и неолита, бронзового и железного веков. Свидетели той поры — инструменты из камня и бронзы, оружие, глиняные черепки — и сейчас расскажут немало интересного посетителям городских музеев. Первые же деревянные строения возникли на уфимском полуострове во времена правления Ивана IV, прозванного Грозным. А город вырос на высоких холмах после завоевания им Казанского ханства, навеки слив воедино судьбы башкирского и русского народов.

Мудрым оказалось решение предков, на столетия вперед предопределившее пути развития Башкортостана. В конце ХV — первой половине ХVI века башкирские племена, издревле проживавшие на земле Урала, находились под властью сразу трех государственных образований — Ногайской Орды, Казанского и Сибирского ханств, возникших после распада Золотой Орды. Не случайно башкиры стали одними из первых, кто откликнулся на грамоты, разосланные Иваном Грозным после взятия Казани всем бывшим казанским подданным, «чтобы шли к государю, а их государь пожалует». Как гласят древние башкирские шежере, представители трех юрматинских родов «ходили в Казань, где преклонили головы белому царю». «Когда невыносимы стали несчастья и угнетения, — повествуют шежере, — отсутствие справедливости и многочисленные поборы, которые одни башкиры испытывали от Бурсай-хана, другие — от этого ногайского мурзы или его бия Актуша, мы схватили Бурсай-хана и его Актуша и доставили их хану России Ивану Васильевичу». Первыми добровольно приняли подданство московского царя западные башкирские племена, входившие ранее в Казанское ханство. Их примеру последовали юго-восточные башкиры, а в последующие два года — табынцы и их соседи, башкиры кудейского племени. Так к 1557 году фактически завершилось добровольное вхождение основной части Башкирии в состав Русского государства.

В те времена управление Уфимским краем осуществлялось из Казани. Ввиду огромных расстояний это было крайне неудобно. Вот почему в 1573 году башкиры обратились к Ивану Грозному с челобитьем о строительстве на их земле крепости, о чем шежере юго-восточных башкир рассказывает так: «Башкирцы стали просить царя, чтобы… дозволено было на их земле построить город». «Замечательно, — писал в 1883 году знаток истории края профессор М.В. Лоссиевский, — что хроника эта прямо показывает подданство башкир добровольным и что самый город Уфа построен по их же просьбе, … и что все это решалось собранием целого народа на общем сходе».

В мае 1574 года, в день Святой Троицы, на правом берегу реки Белой Волошки (по-башкирски Ак-Идели) высадился отряд московских стрельцов под предводительством боярина Ивана Нагого, состоявшего в близком родстве с женой Ивана Грозного Марией Федоровной. Ивана Нагого считают строителем Уфы периода со второй половины XVI века. Прямо на берегу на горе Туратау («гора-крепость») была поставлена церковь, названная Троицкой, немного дальше — первые избы и хозяйственные постройки. Место под строительство крепости было выбрано очень удачно. С севера на юг протекала речка Сутолока, защищая поселение с востока, напротив вздымался крутой подъем, а река Белая представляла для степняков трудноодолимую преграду. Центром поселения стала укрепленная крепость — срубленный из дуба острог, который местные жители прозвали «Иман-кала», то есть «Дубовый город». Башкиры не только приняли непосредственное участие в возведении крепости, но и оказывали большую материальную поддержку. В одном из шежере говорится, что Уфа «построена на деньги самих башкир». Первоначально крепость носила одноименное с горой название, но спустя какое-то время установилось название Уфа (по одной из версий, слово происходит от древнетюркского «уба» — «холм, гористая местность»).

Поселение быстро росло, и в 1586 году оно упомянуто уже как город. Раскинувшийся на седых кручах высокого плато город со всех сторон обнимали реки своими серебряными струями, гора Урал дотягивалась до него своими отрогами. Уфа конца ХVI века занимала совершенно особое положение среди 220 городов Русского государства. К востоку от Урала, на необозримых просторах Сибири вплоть до самого Тихого океана, не было ни одного другого постоянного городского поселения. Выдвинутая далеко в сторону от общей линии пограничных укреплений, Уфа стала одним из форпостов России, опорным пунктом царского правительства в крае, а находясь на самом стыке двух цивилизаций — Европы и Азии, выступала в роли связующего звена между ними. Но все же основной задачей города-крепости оставалась оборона южных и восточных границ страны.

С появлением в составе Русского государства нового, Уфимского, уезда в крае была учреждена воеводческая форма управления. По свидетельству историков, первым воеводой стал присланный Москвой Михаил Нагой. Воевода возглавлял главное административное учреждение города — Уфимскую приказную избу; ему подчинялось гарнизонное войско в составе 150-200 стрельцов. С постройкой городских стен и появлением посада (торгово-промышленной части, примыкавшей вплотную к крепости) находившийся в центре острог стал называться Кремлем. Кремль был обнесен частоколом из бревен общей длиной 440 метров, над южной и северной его частями возвышались дубовые башни. В середине ХVII века город получает свой гербовый знак. В Казани была отлита печать Уфимской приказной избы с изображением на ней бегущей куницы (впоследствии этот символ будет украшать герб Уфы). Население города вместе с гарнизоном к этому времени насчитывало около полутора тысяч человек. Во второй половине ХVII века в честь прибытия в Уфу из Смоленска иконы Божьей Матери в центре Кремля возводится каменная Смоленская соборная церковь (ныне на этом месте Монумент Дружбы).

Вплоть до первых десятилетий ХVIII века Уфа оставалась маленьким пограничным военным поселением. Однако к началу ХVIII века границы России раздвинулись на сотни верст на юго-восток, и Уфа как оборонительный рубеж теряет свое значение. Из «служилого города» она мало-помалу превращается в ремесленный и купеческий с иными заботами и новым укладом жизни.

В 1708 году Уфимский уезд стал Уфимской провинцией, которая просуществовала до 1781 года — сначала в составе Казанской, а затем Оренбургской губернии. Управление городом перешло к обер-коменданту, пока в 1782 году не был учрежден титул уфимского генерал-губернатора. В 1802 году после ряда преобразований Уфа получит наконец статус губернского города — резиденции гражданского губернатора и губернских учреждений. Центром одной из российских провинций и встретит она Октябрьскую революцию. Но случится это лишь через два столетия, а в начале ХVIII века Уфа продолжала оставаться небольшим деревянным городком, который мучила вечная беда — пожары. То и дело горели жилые постройки, овины, торговые лавки, по уфимским улицам неприкаянно бродили лишившиеся крова погорельцы. 23 мая 1759 года от удара молнии в Михайловскую башню загорелся старый уфимский Кремль. Огонь перекинулся на соседние строения — воеводский дом, караульную избу, канцелярию, приказную палату… В пламени погибло 210 уфимских дворов; Кремль, за исключением каменного Смоленского собора, был уничтожен полностью и больше уже не восстанавливался. На месте бывшей крепости начал формироваться административный центр города.

В 70-х годах ХVIII века в Уфе насчитывалось девять улиц и 1058 дворов. Проживало в них около двух с половиной тысяч человек — мещане, разночинцы, купцы, военнослужащие, духовенство. На долю дворян приходилось почти 16% уфимских дворов — из всех городов Урала Уфа была самой дворянской. Существенно выросло и посадское сословие, как в старину называли представителей различных ремесел — кузнецов, плотников, каменщиков, скорняков и т.д. Среди уфимских ремесел быстрее других развивались кожевенный и кузнечный промыслы, горожане занимались также портняжными, сапожными, плотницкими, столярными и другими работами. Во второй половине ХVIII века в связи с развитием в крае металлургической промышленности в Уфе строятся усадьбы крупных уральских заводчиков. До сих пор сохранился в Уфе дом горнозаводчика Ивана Демидова, где в мае 1775 года останавливался великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.

Совершенно уникальной по своим масштабам была знаменитая уфимская конская ярмарка — самая крупная в крае. Целые табуны лошадей, пригоняемые башкирами, киргизами, казахами, отправлялись с берегов Белой в города центральной России на фабрики, заводы, в воинские части.

Одна из самых драматичных страниц в истории Уфы той эпохи связана с событиями Крестьянской войны 1773-1775 годов. О них и сегодня напоминает горожанам отлитая из металла исполинская фигура национального героя башкирского народа Салавата Юлаева, ставшая символом нашей республики и главным украшением ее герба. Шедевр скульптора С.Д.Тавасиева, в 1967 году водруженный на самой высокой точке над рекой Агидель, первым встречает прибывающих в столицу Башкортостана гостей. А живым взошел Салават на уфимские кручи двести тридцать три года назад. Друг и соратник крестьянского «царя» Емельяна Пугачева был схвачен и под конвоем доставлен в Уфу в ноябре 1774 года, вскоре после снятия с города осадного кольца. Как писал А.С.Пушкин, первый историограф Пугачевского восстания, осенью 1773 года сподвижник Пугачева яицкий казак И.Н.Зарубин-Чика «остановился в селе Чесноковка, в десяти верстах от Уфы, взбунтовал окрестные деревни, большею частью башкирские, и отрезал город от всякого сообщения». Количество повстанцев достигало пятнадцати тысяч человек, число защищающихся едва превышало тысячу. В городе не хватало продовольствия, фуража для скота, топлива. Восставшие дважды подступали к стенам Уфы, но взять ее так и не смогли. Весной 1774 года из Казани на помощь осажденным выступили регулярные войска под командованием подполковника И.И.Михельсона. Окрестности Уфы превратились в арену ожесточенных сражений. 24 марта хорошо вооруженные правительственные войска сломили отчаянное сопротивление повстанцев. До пятисот пугачевцев было убито и столько же взято в плен, сам Зарубин-Чика заключен в каземат под колокольней Смоленского собора. В тот же каземат спустя восемь месяцев был брошен и Салават Юлаев с отцом Юлаем Азналиным. Больше семи месяцев длилось следствие по их делу, после чего отец и сын, с вырванными ноздрями и клеймом на лбу, были отправлены на вечную каторгу в крепость Рогервик, ныне эстонский город Палдиски.

Немало ярких страниц вписали башкирские воины в летопись воинской славы России. Они сражались в ополчении Минина и Пожарского, в азовских походах Петра I, в Северной войне со шведами, в Семилетней войне с Пруссией. Но особым героизмом прославились во время Отечественной войны 1812 года. В числе 28 башкирских кавалерийских полков в схватку с французами вступил и Уфимский пехотный полк, поначалу именовавшийся мушкетерским. Полк участвовал во многих успешных операциях, во время знаменитого Бородинского сражения он находился в центре боевых порядков русской армии, В донесении царю Александру I главнокомандующий М.И.Кутузов особо отмечал действия 3-го батальона Уфимского полка под командованием майора Демидова, который, выбив французов с захваченной ими батареи Раевского, до вечера оборонял ее от непрерывных атак неприятеля. Впоследствии Уфимский полк участвовал в наступлении русской армии и победоносно вступил в Париж.

… Уфа начала ХIХ века была совсем небольшим городком, который можно было обойти за полтора-два часа. Численность ее населения составляла чуть больше четырех тысяч человек. В городе насчитывалось 32 улицы с переулками и слободами. Главной долгие десятилетия считалась Большая Казанская (ныне ул. Октябрьской революции), шедшая от центра к берегу Белой. В праздники, особенно на Масленой неделе и в Крещенье, здесь можно было встретить всю Уфу.

Строительство в городе велось стихийно, без какого-либо плана. Характерным для Уфы типом зданий были деревянные дома-усадьбы. Однако с конца ХVIII века всем сколько-нибудь значимым российским городам предписывалось иметь собственный план развития. Первый план Уфы, согласно которому город предполагалось перенести на более ровную местность, был утвержден в 1803 году. Более детальный проект, разработанный под руководством генерал-губернатора Г.С.Волконского спустя 15 лет, предусматривал расширение города до улицы Богородской (ныне Революционной) к северу и до улицы Никольской (ныне Мажита Гафури) к западу. Новый генплан, в числе авторов которого был и знаменитый петербургский архитектор В.И.Гесте, предопределил лицо города на сто лет вперед. Веером сходившиеся к Смоленскому собору улицы были спрямлены и проложены параллельно друг другу, под прямым углом их пересекали новые. Поле деятельности для градостроителей «расчистил» и большой пожар 1821 года, в котором погибло так много домов, что погорельцам были выданы ссуды из личных средств Александра I. Город активно рос на северо-запад.

Промышленность Уфы тех лет в основном обеспечивала потребности горожан. В 1850 году в городе действовали два мыловаренных завода, шесть салотопенных, двадцать один кирпичный и один изразцовый, где трудились около 170 вольнонаемных рабочих. В приречных слободах селились ремесленники, здесь же располагались мелкие кожевенные, шерстомойные, лесопильные производства и лесные пристани. С развитием промышленности и ремесел был связан бурный рост торговли и внутреннего рынка. К 1836 году фактически завершилось строительство Гостиного двора на Верхнее-Торговой площади. Аккумулировав в себе торговый потенциал края, Гостиный двор выдвинул Уфу в ряд таких крупных купеческих городов, как Казань, Владимир, Нижний Новгород.

Оживлению экономики, развитию торговых связей с Поволжьем и Центральной Россией способствовало и открытие судоходства в 1859 году. Из Уфимской губернии везли по Белой хлеб, лес, соль, продукцию железоделательных заводов Белорецка, Каги. К 1861 году в Уфе насчитывалось 346 лавок, 2 магазина, 5 гостиниц, 12 постоялых дворов; на долю купеческого сословия приходилось почти 20% населения города. Уфимские купцы отличались образованностью и независимым нравом. Из их среды вышли Егор Сазонов, стрелявший в министра Плеве; Михаил Нестеров, которого впоследствии назовут основоположником «серебряного века» в русском изобразительном искусстве.

Уфа ХIХ века являлась крупным образовательным центром Южного Урала. Первые учебные заведения возникли здесь еще в ХVIII веке. В 1789 году в городе открылось народное училище. Первыми учителями этой общеобразовательной начальной школы стали выпускники Петербургской учительской семинарии Иван Смирнов, Илья Степанов и Василий Соколов. 11 ноября 1828 года была учреждена губернская гимназия — первое в городе светское среднее учебное заведение для детей дворян и чиновников. Об открытии ее именно в Уфе, а не в Оренбурге, еще в 1808 году хлопотал губернатор Г.С.Волконский, который справедливо полагал, что Уфа как «средоточие всех уездных городов Оренбургской губернии, населенная большим количеством служащих, дворянства, купечества, непременно должна стать общеобразовательным центром края». 1860 — год возникновения первого женского училища, ставшего позже известным под названием Мариинской гимназии (ныне ордена Дружбы народов гимназия № 3 им. А.М.Горького). Первое национальное среднее специальное учебное заведение — татаро-башкирская учительская школа — появилось в Уфе в 1872 году. При Первой соборной мечети было основано знаменитое медресе «Гусмания», где в начале ХХ века преподавал А.-З.Валиди. Немало известных деятелей национальной культуры вышло из стен другого уфимского медресе «Галия» — в свое время здесь учились Г.Ибрагимов, Ш.Бабич, М.Гафури, Б.Ишемгул, С.Атнагулов, Г.Кудояров и многие другие.

Значительную роль в формировании культуры города и губернии играли политические ссыльные. Первыми ссыльными в Уфе были поляки, высланные сюда в конце ХVIII века. В историю города они вошли организацией городских спектаклей и музыкальных вечеров. Позже в наш край ссылались декабристы, петрашевцы, оппозиционно настроенные чиновники, участники Чугуевского восстания и восстания Семеновского полка; к концу ХIХ века приток «политических» усилился за счет народовольцев. В Уфу был выслан А.Д.Цюрупа, организовавший здесь революционный кружок.

Последние годы уходящего XIX века ознаменовались в Уфе формированием рабочего класса. В 1885 году началось строительство Самаро-Златоустовской железной дороги, в Уфе состоялась торжественная закладка здания железнодорожного вокзала. Прокладка железной дороги существенно упрочила экономическое положение и статус Уфы (среди городов Урала она уступает теперь лишь Екатеринбургу), а возникновение железнодорожных депо и ремонтных мастерских дало мощный толчок развитию металлообрабатывающей промышленности и способствовало зарождению новой ветви рабочего класса — железнодорожников. В 1898 году дала ток первая городская электростанция. К концу века в фабрично-заводском и ремесленном секторе города было занято около 6 тысяч человек, и уже в первые годы ХХ столетия Уфа становится одним из центров революционного рабочего движения в России. В 1905 году здесь создается Совет рабочих депутатов, с 1906-го начинает издаваться газета «Уфимский рабочий» (современное название «Республика Башкортостан»), в 2006 году отметившая свое столетие.

События 1917 года, которые Уфа встретила в статусе губернского промышленного и финансового центра с населением свыше 100 тысяч человек, стали для горожан временем тяжких испытаний. Весть о вооруженном восстании большевиков в Петрограде поступила в Уфу утром 26 октября (8 ноября). После жарких прений было принято решение одобрить свершившийся переворот и создать чрезвычайный орган власти Советов — губернский революционный комитет. Вместе с тем распространение советской власти в республике не было «триумфальным шествием». В Уфимской губернии нарастало движение сопротивления насаждаемой диктатуре, по Уфе прокатилась волна бойкотов и забастовок, названных «саботажем». Сигналом к началу гражданской войны на территории республики послужил вспыхнувший в мае 1918 года известный мятеж белочехов. К осени 1918 года Уфа превращается в центр белого движения на востоке страны; «верховным правителем России» объявляет себя адмирал А.В.Колчак.

Республика превратилась в арену кровопролитных действий. В течение двух долгих лет власть в городе неоднократно переходила из рук в руки, пока 9 июня 1919 года колчаковцы не были разгромлены окончательно. За успешное проведение Уфимской операции и личную храбрость легендарный комдив Василий Чапаев был награжден орденом Боевого Красного Знамени; в числе тех, кто принимал в Уфе парад победы, был комиссар этой дивизии, будущий писатель Дмитрий Фурманов.

Сразу же после революции башкирский народ, веками страдавший от национального гнета, активно включился в процесс создания своего автономного государства. 15 ноября 1917 года Башкирское областное шуро провозгласило демократическую автономию Башкортостана, известную впоследствии как «Малая Башкирия». В истории страны это было первое национально-территориальное образование. На Всебашкирском учредительном курултае было утверждено Башкирское правительство во главе с лидером национально-освободительного движения Ахмет-Заки Валиди. Башкирскому правительству суждено было пройти сложный политический путь, отмеченный пребыванием в лагере белогвардейцев и последующим переходом на сторону советской власти. К 1920 году пути большевиков и сторонников национально-территориальной автономии Башкортостана разошлись окончательно: декрет о государственном устройстве БАССР фактически лишил Башреспублику основных политических и экономических прав. Печальной оказалась и судьба руководителей башкирского национального движения. Большинство из них подверглось репрессиям, А.-З.Валиди перебрался в Туркестан, откуда в 1923 году эмигрировал за границу. До последних дней жизни он преподавал в Стамбульском университете, получив всемирную известность как выдающийся ученый-востоковед и общественный деятель. В 1990 году в Башкортостане была учреждена общественная премия имени А.-З.Валиди Тогана; его имя носит Национальная библиотека РБ.

14 июня 1922 года Декретом ВЦИК Уфимская губерния была упразднена, три ее уезда — Уфимский, Бирский и Белебеевский — переданы Башкирской республике. Уфа объявляется столицей БАССР.

Восстанавливать разрушенное революцией и Гражданской войной хозяйство приходилось в нелегких условиях. Не хватало топлива, транспорта, квалифицированных кадров. Преодолевая невероятные лишения, люди трудились, проявляли много изобретательности и инициативы. Эти усилия вскоре увенчались первыми успехами. В 1922 году возобновились ремонтные работы на городской электрической и водопроводной станциях, кожевенных заводах, железнодорожных и других предприятиях.

К началу 1925 года наиболее крупные предприятия города были фактически восстановлены. Госзавод № 1 начал выпускать двигатели и сельхозмашины. В деревообрабатывающей отрасли работали четыре лесопильных завода и фанерная фабрика. Пищевую промышленность представляли мукомольные, винокуренные и пивоваренные предприятия. Значительно увеличив выпуск продукции, многие из них впервые получили прибыль. К началу первой пятилетки промышленность Уфы в основном превзошла довоенный уровень производства.

Постепенно разворачивается и новое строительство. Жилищная проблема стояла в городе очень остро: из-за разрухи жилые площади по Уфе по сравнению с 1913 годом сократились на одну пятую. Районами новостроек становятся преимущественно Старая Уфа и Восточная слобода. В течение семи лет здесь было возведено 283 дома. К концу 1920-х годов жилищный фонд города насчитывал почти 10 тысяч домов: главным образом это были одноэтажные деревянные постройки. На всю Уфу приходилось всего 484 кирпичных здания, и только 41 из них имело три этажа.

Большинство уфимских улиц после революции поменяло свои названия. Улицу Центральную назвали в честь большевика, токаря уфимских железнодорожных мастерских Зенцова (ныне — Ленина), имя революционера Егора Сазонова присвоили Большой Успенской (ныне — Коммунистическая). Соборная стала улицей имени Троцкого (сегодня — Театральная), Губернаторская — Советской, Бекетовская — Социалистической, ныне Мустая Карима, Александровская — улицей имени Карла Маркса… Некоторые переименования старых улиц были на тот момент оправданы. Например, Губернаторская, Архиерейская, Соборная, ,Церковная и др. Около 20 улиц были переименованы в 1924 — 1925 годах, в числе их Уфимская, Телеграфная, Бельская.

С 1922 года начались благоустроительные работы. Мостили проезжую часть и мостовые, заново выложили булыжником одну из центральных улиц — Большую Казанскую. Приводились в порядок старые парки и сады, высаживались цветы и деревья. Перед зданием городского Совета на улице Егора Сазонова был разбит новый сквер (впоследствии — сквер имени Ленина). К концу 20-х годов протяженность уфимских улиц достигла 150 километров, тридцать из которых были замощены.

30-е годы ХХ столетия вошли в историю города и республики как новая эра в развитии промышленного потенциала. В сентябре 1931 года были вбиты первые сваи в фундамент Уфимского моторного завода, и уже в 1936 году с его конвейера сошли первые комбайновые моторы. Фонтан нефти, в 1932 году ударивший из разведочной скважины в Ишимбаево, дал мощный толчок зарождению нефтяной индустрии — отрасли, предопределившей всю дальнейшую судьбу края. Открытие «второго Баку» совпало с индустриализацией, когда стране, как воздух, нужны были новые источники энергии. Добыча и переработка нефти обусловили экономический подъем республики, стали весомым фактором укрепления могущества всего Советского Союза. В мае 1935 года началось строительство первой очереди Уфимского нефтеперерабатывающего завода. К 1940-му он превратился в крупнейшее предприятие страны, за год перерабатывая по 620 тысяч тонн нефти. На начало сороковых годов в столице Башкортостана насчитывалось более 70 промышленных предприятий.

С первых дней Великой Отечественной войны уфимцы, как и вся страна, сплотились перед общей бедой. Практически вся промышленность города работала теперь на нужды фронта. Нефтеперерабатывающая отрасль наладила производство топлива для самолетов; хлопчатобумажный комбинат выпускал ткани для военного обмундирования, которое шилось на местных фабриках; паровозоремонтный завод перешел на обслуживание локомотивов и выпуск боеприпасов. Здесь на личные средства уфимцев были построены бронепоезда «Уфа», «Александр Невский», «Полководец Суворов» и «Салават Юлаев». Каждый третий советский танк заправлялся горючим уфимского производства, из 137 тысяч советских военных самолетов 97 тысяч летали с авиадвигателями, изготовленными на Уфимском моторостроительном заводе.

За годы Великой Отечественной выпуск промышленной продукции на предприятиях города вырос в пять раз. Невиданными темпами развивалось машиностроение, возникли новые отрасли — химическая, текстильная, электроламповая, витаминная. Превращению Уфы в крупнейший индустриальный центр Урала способствовало и то обстоятельство, что в первые годы войны сюда было эвакуировано около 50 предприятий со всех концов страны. Из районов, занятых врагом, прибывали учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения; город принял более 100 тысяч эвакуированных. Получив мощный приток материальных, интеллектуальных и культурных сил, Уфа, при всем трагизме происходящего, переживала настоящий взлет. Город рос темпами, которые не могли быть предусмотрены никакими проектами. В шести уфимских вузах обучалось свыше 5 тысяч студентов. Лекции им читали столичные профессора; в театрах и домах культуры выступали знаменитые артисты, писатели, художники, мастера искусств. Несмотря на голод и нищету, город жил, работал, учил детей, хотя из 63 уфимских школ 56 были отданы под военные нужды.

Прославилась Башкирия и своей военной доблестью. Всю страну облетела весть о подвиге Александра Матросова и Минигали Губайдуллина, закрывших собой вражеские амбразуры; в небе громил фашистов легендарный летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза Муса Гареев. Из Уфы в апреле 1942 года отправилась на фронт прославленная 112-я Башкирская кавалерийская дивизия под командованием полковника М.М. Шаймуратова. Ее ратные подвиги будут отмечены орденами Ленина, Красной Звезды, Суворова и Кутузова 2-й степени; 76 воинов дивизии удостоятся звания Героя Советского Союза… Республика проводила на фронт свыше 700 тысяч своих сыновей и дочерей. Почти половина из них пала смертью храбрых, более 200 тысяч воинов были награждены орденами и медалями.

… В свое время, гласят старинные предания, старейшины башкирских племен поклялись Ивану Грозному: «Будем биться с твоими врагами до последней капли крови, пока души наши не покинут тела». Верность заветам предков на протяжении четырех с половиной веков Уфа не раз доказывала делом.

Первые послевоенные годы ознаменовались небывалым трудовым энтузиазмом и большими достижениями во всех отраслях народного хозяйства. Столица республики залечивала нанесенные войной раны. Бурно шла индустриализация города, заводы и фабрики переходили на выпуск мирной продукции, создавались новые предприятия. Наращивала мощь нефтеперерабатывающая промышленность — Уфа перерабатывала пятую часть всей добываемой в СССР нефти. 21 июля 1953 года по 180-километровому трубопроводу в Уфу пришел туймазинский газ. С жилого дома № 2 по улице Ленина началась эпоха газификации республики.

В конце 1940-х годов был принят Генеральный план реконструкции и развития Уфы. Промышленное строительство велось теперь в северной ее части, вдали от жилых кварталов. В городе планировалось возвести новые школы, больницы, кинотеатры, построить цирк, увеличить длину трамвайных путей, провести троллейбусные линии. В 1956 году слились воедино города Уфа и Черниковск. Северную и южную части столицы связала новая транспортная магистраль — проспект Октября, вдоль которого расположились жилые дома и многие крупные учреждения города. В 1960-1970-е годы застраиваются улицы Рихарда Зорге, 50-летия СССР, район ДК моторостроителей; возникают новые жилые микрорайоны — «Айский», «Телецентр», «Зеленая Роща», «Энтузиастов» и другие. В 1962 году на углу улиц Ленина и Революционной появился первый 9-этажный дом, а спустя десять лет был установлен новый рекорд: на пересечении улиц Фрунзе и Воровского поднялась высотка в 14 этажей.

… На правом берегу реки Белой, где высилось некогда старейшее каменное здание Уфы — Смоленский собор, стоит ныне Монумент Дружбы. Закладка памятника, установленного в честь 400-летия добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства, состоялась в 1957 году. Многое изменилось с той поры. На уфимских улицах вновь возводятся мечети и храмы, сверкают витринами современные гипермаркеты и торговые комплексы. Но к подножию Монумента с врезанными в камень словами «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов» по-прежнему стекается народ, свои праздники Уфа привыкла встречать именно здесь. В 2007 году, когда республика отмечает 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России, памятник остается одним из главных символов единения двух народов.

источник: ufacity.info

Источник: nailtimler.com


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.