Тип статьи: Регулярная статья
Л.Гроервейдл
Дата создания: 25/03/2016

Судан — арабская страна в северо-восточной Африке. Название по-арабски означает «чёрный».

  • 1 Основные географические данные
  • 2 Судан в древности
  • 3 Судан в средние века
  • 4 Судан в новое время
  • 5 Евреи в Судане
  • 6 Борьба за независимость Южного Судана
  • 7 Проблема суданских инфильтрантов в Израиле
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Источники

Основные географические данные

Судан находится к югу от Египта. На его территории сливаются реки Голубой и Белый Нил, образуя Нил. У него есть большой участок побережья Красного моря. Север территории Судана известен как Нубия.

На территории страны находятся пустыни, горные массивы и тропические леса с богатым животным миром.

Население в 2014 году составляло около 35.5 млн человек. Большая часть их — мусульмане, говорящие на арабском языке и считающие себя арабами, но антропологически являющиеся частью населения Чёрной Африки. Часть населения — оседлые земледельцы, другая — кочевые скотоводы. До сих пор распространена племенная организация общества.

Кроме арабов, в стране живут другие народы, крупнейшие из которых — нубийцы (на севере), беджа на побережье Красного миря и фур на юго-западе, у границы с Чадом. Немусульманские народы, крупнейшие из которых динка и негрэ, в основном живут в Южном Судане, отделившемся и провозгласившем независимость. В Судане (на юге) осталась небольшая их часть.

Столица Судана Хартум находится в месте слияния Голубого и Белого Нила. Около трети жителей страны живёт в городах. Большинство крупных городов стоят на крупных реках — Ниле, Голубом и Белом Нилах и на побережье Красного моря. Из-за дефицита воды только 15% территории страны пригодны для проживания людей.


Судан является одной из самых бедных и наименее развитых стран в мире, при этом около одной трети её жителей занимаются земледелием и животноводством. Сельское хозяйство до нашего времени даёт около 30% валового национального продукта. Доминирующая культура — хлопок, внедрённый в стране британцами в 1925 году. В 1970 годы были предприняты попытки развития производства продовольствия на основе орошаемого земледелия, но они провалились из-за коррупции и плохого управления.

Страна имеет крупные запасы нефти. Добыча нефти началась в конце 1990-х годов, и нефть быстро стала наиболее важной статьей экспорта страны. Китай является ведущим торговым партнером Судана; за ним следуют Япония, Саудовская Аравия и Египет.

Христианство пришло в Судан в 6 веке и было религией раннесредневекового царства Нубия. После захвата страны арабами началась исламизация, практически полностью завершившаяся в 15 веке. Христианство на юге и в Нубийских горах — результат деятельности миссионеров в 19 веке.

Судан в древности

Северный Судан — это библейская страна Куш. Там существовало древнее царство Мероэ, воевавшее с Египтом и даже захватывавшее его.

В конце 4-го тысячелетия до н.э. цари 1-й династии Египта завоевали Верхнюю Нубию к югу от Асуана, распространив египетское культурное влияние на африканские народы, жившие по берегам Нила.


последующие столетия, Нубия подвергалась регулярным военным экспедициям из Египта в поисках рабов или строительных материалов для царских гробниц, уничтожившим большую часть египетско-нубийской культуры. Взаимодействие, возникающие в связи с порабощением и колонизацией Нубии, привело к постоянному увеличивавшемуся африканскому влиянию на искусство, культуру и религии династического Египта.

Во время, известное египтологам как Первый переходный период (с. 2130-1938), новая волна иммигрантов-скотоводов пришла в Нубию из Ливии. Эти люди смогли поселиться на Ниле и ассимилировать живших там нубийцев без противодействия со стороны Египта. После падения 6-й династии (ок. 2150), Египет пережил более ста лет слабости и внутренних беспорядков, давая иммигрантов в Нубии время, чтобы практически беспрепятственно развивать свою собственную отличную цивилизацию с уникальными ремеслами, архитектурой и социальной структурой, потенциально более динамичную, чем цивилизации на севере.

С появлением 11-й династии (2081), Египет восстановил свою силу и начал натиск на юг, в Нубии, сначала посылая только спорадические экспедиции для взимания дани, но при 12-й династии (1938-1756) фактически захватил Нубию до города Семна на юге. Для противодействия сопротивлению нубийцев была построена цепь фортов на Ниле. При этом культурное влияние Египта на Нубию было минимальным.


Египтезация местной культуры произошла во Второй период междуцарствия (ок. 1630-1540 до н.э.), когда множество нубийцев были наёмниками в египетской армии, воевавшей против гиксосов. С другой стороны, присутствие этих наемников в Египте способствовало росту африканского влияния в египетской культуре. После восстановления независимости, при Тутмосе I (правил в 1493-1482 до н.э.), Египет захватил Нубию, которая была разделена на две провинции. Центром северной из них была Элефантина, центром южной — город Напата. Появились египетские колонии в административных центрах и слой египтизированных нубийцев.

Нубия была ценна как территория транзитной торговли между Египтом, побережьем Красного моря и Центральной Африкой. Она также располагала запасами золота и изумрудов и большими площадями плодородной земли.

Когда в Египте произошёл очередной кризис в конце Нового царства (11 век до н.э.), наместники Куша, при поддержке своих нубийских армий, стали царями, практически независимыми от египетского контроля. К 8-му веку до н.э. цари Куша происходили из наследственных правящих семейств египтизированных нубийских вождей, не обладавших ни политическими, ни родственными связями с Египтом. При одном из них, Каште, Куш захватил Верхний (т.е. южный) Египет, а при его сыне Пианхи (750-719 гг. до н.э.) весь Египет до берега Средиземного моря.

В 671 г. до н.э. ассирийцы вторглись в Египет и победили кушитов. В 654 г. до н.э. кушиты были отогнаны на юг до своей столицы Напаты. Страна была отделена от египта бесплодными холмами к югу от Элефантины. Куш продолжал контролировать среднее течение Нила ещё тысячу лет. Его уникальная египетско-нубийском культура с её сильными африканскими наслоениями была сохранена, в то время как Египет попал под персидское, греческое и римское влияние.


Экономика государства была основана на добыче золота и драгоценных камней и на транзитной торговле. Кушиты разработали свою собственную письменность, сначала на базе египетских иероглифов, затем их собственных, и, наконец, алфавитную. Они поклонялись египетским богам, но не отказались от своих собственных. Они хоронили своих царей в пирамидах, но не египетской модели. Вскоре после отступления из Египта, столица была перенесена из Напаты на юг, в Мероэ, где царство было больше подвержено воздействию устоявшихся африканских культур с юга в то время, когда его связи с Египтом быстро исчезали.

В следующие несколько веков царство приходило в упадок, и в 350 г. н.э. царь Аксума из Эфиопии разрушил его окончательно, уничтожив столицу и все города вдоль Нила. Последующие 200 лет — тёмный период истории. Археологи пока не определили, какие народы жили в это время в Нубии. Но продолжала преобладать материальная культура, унаследованная от кушитов. Местные правители в союзе с кочевниками из пустыни несколько раз нападали на римские поселения в Верхнем Египте, пока римляне не отогнали их очень далеко на юг.

Судан в средние века

В 6 веке в Нубию прибыли христианские миссионеры. В это время страна была разделена на три государства, столица самого южного из которых была на месте современного Хартума. В период с 534 по 575 год эти царства были обращены в христианство благодаря работе миссионера Юлиана и его преемника Лонгина. Христианские церкви возникали вдоль Нила, и древние храмы были отремонтированы, чтобы приспособить их для христианских служб. Записи об этом дают материал об истории Судана в то время.


После захвата Египта в 639 году арабы попытались захватить нубийские царства силами небольших рейдовых отрядов. После нескольких лет пограничной войны на юг было направлено сильное войско, которое понесло тяжёлые потери, но заключило договор о мире с нубийскими царями, продержавшийся почти 600 лет. Арабы не имели никаких намерений захватывать территории к югу от Асуана.

В 9-12 веках правители Египта поощряли кочевые бедуинские племена уходить на юг, чтобы избавиться от них. Исламизированные местные кочевые племена также захватывали территории в этих местах. Мамелюкские правители Египта с середины 13 века были вынуждены посылать военные экспедиции на юг против разбойных бедуинских племён, контролировавших Нубию. Эти племена и египетские войска грабили остатки нубийского царства Макура, подрывая его жизнеспособность.

В 15 веке арабы стали неконтролируемо мигрировать на юг, смешиваясь с местным населением (в основном путём захвата местных женщин). Христианство при этом было вытеснено исламом, а остатки централизованного царства исчезли и были заменены племенными учреждениями. Последнее маленькое христианское царство Алва на крайнем юге сохраняло независимость от арабов. Оно было разрушено около 1500 года в результате нападения союза арабских племён.


На его месте возникло государство племени фандж, происхождение которого неясно, которое в 16-17 веках успешно противостояло арабам. В нём активно работали мусульманские миссионеры, в основном их суфийских сект, обратившие в ислам аристократию и простой народ.

Судан в новое время

В конце 17 и на протяжении 18 века царство фандж постепенно приходило в упадок, распадалось на части и деградировало культурно под влиянием исламизированных кочевых племён, захватывавших власть в его отдельных районах. В 1821 году губернатор Египта Мухаммад-Али завоевал Восточный Судан.[1] Командовавший военной экспедицией сын Мухаммада-Али Исмаил был убит, но к 1826 году сопротивление было подавлено, и весь нынешний Судан оказался под властью Египта. Египетский губернатор Али Хуршид-ага провёл реформу налогообложения, установил цивилизованные порядки, договорился с духовными лидерами и в 1838 году оставил страну в большем порядке, чем она была до него.

В течение 19 века европейские державы давили на египетские власти, чтобы заставить их искоренить работорговлю и обеспечить безопасность европейских купцов в Судане. Эффективность этих мер была очень слабой. В 1869 году правитель Египта послал в Судан военную экспедицию под руководством англичанина Бейкера, которому удалось навести порядок на востоке Судана, но не на его западе. Там работорговцы консолидировались, объединились, и после отставки Бейкера их главарь Зубайр вынудил египетского хедива назначить его губернатором Судана.


Весь конец 19 века египетские власти продолжали бороться с работорговцами и полудикими независимыми царьками в Южном Судане, нанимая для этого английских и других западных специалистов. В конце 19 века в британской администрации работал Эдуард Шницер, вошедший в историю как Эмин-паша. Он был губернатором южной провинции Судана.[2]

В религиозно-политической жизни Судана большую роль играют объединения дервишей — тарикаты. В 1881 году назначенный в Судан губернатором Мухаммад Рауф-паша объявил себя махди — божественным посланником. Вокруг него собралась армия мусульманских фанатиков, уничтожившая египетские войска и английскую администрацию и захватившая всю страну. В результате возникло теократическое государство под управлением исламских фанатиков-дервишей из секты Махдийя, начавшее войну со всеми соседями, атаковало Египет, Эфиопию и соседние британские владения. Лишь к 1894 году объединённым британско-египетским силам удалось очистить от них страну, после чего Судан управлялся их совместной администрацией до 1956 года.

Еврейские географы Л. Г. Бенже (1856–1936)[3] и Р. Франкетти (1890–1935)[4] исследовали Судан в конце 19 — начале 20 веков.


В 1920-х годах возник суданский национализм, тесно связанный с египетским. В 1924 году были организованы антибританские беспорядки, которые пришлось подавлять силой. Во время Второй мировой войны и после неё Судан был одним из мест, куда британские власти посылали на отсидку пойманных бойцов ЛЕХИ.[5] В 1940-е годы тарикаты создали связанные с ними политические партии, определяющие политику страны до наших дней.

В 1956 году Судан стал независимым и вступил в Лигу арабских государств.[6] В 1958 году там произошёл военный переворот, был разогнан парламент и запрещены политические партии. Судан заключил соглашение с Египтом о разделе вод Нила. Суданский диктатор получил поддержку египетского диктатора Насера, в том числе военную. Правительство начало политику исламизации в Южном Судане, что вызвало восстание в 1962 году (см. ниже). Подавлять восстание южан помогали египетские войска. Этот кризис вызвал падение военной диктатуры и приход к власти гражданского правительства; впрочем, оно ничего не изменило ни в политике, ни в экономике.

В 1950-60-х годах Судан стремился поддерживать хорошие отношения с Западом, в связи с чем заявил о признании резолюции ООН №242 после Шестидневной войны. В 1969 году произошёл военный переворот, и диктатор Нимейри послал военный контингент в Египет во время Войны Судного дня (1973). В 1970 году все банки в стране были национализированы, но в 1975 году правительство было вынуждено разрешить работу иностранных банков.


В 1970-е годы режим Нимейри попытался провести модернизацию страны по социалистическим моделям. Но все попытки провалились из-за некомпетентного руководства и коррупции. К концу десятилетия Судан попал в острый экономический кризис и в крупные долги. Диктатура Нимейри искала поддержки у организации «Братья-мусульмане», насыщая госаппарат её членами и проводя политику исламизации. В 1986 году режим Нимейри был свергнут в результате военного переворота.

Судан не возражал против мирных переговоров президента Садата с Израилем в 1977-78 гг. После заключения мирного договора Судан не разорвал дипломатические отношения с Египтом.[7] Судан выступал против так называемого «вторичного бойкота», то есть попыток арабских стран бойкотировать всех, определённых как «пособники сионистов», то есть стран и фирм, которые торговали с Израилем.[8]

В 1984 г. тысячи евреев Эфиопии сосредоточились на эфиопско-суданской границе. В октябре 1984 г. с помощью США Израиль осуществил операцию «Моше», в ходе которой в Израиль самолетами были переправлены 14 тыс. евреев. В конце 1980-х годов Судан вёл военные действия против Эфиопии.[9][10]

В 1989 году произошёл очередной переворот, и власть была захвачена исламскими экстремистами. Они отменили конституцию, разогнали парламент и запретили политические партии и профсоюзы. В 1990 году Банк Судана объявило о своем намерении исламизировать всю банковскую систему страны. С 1993 года страной правил президент (диктатор) Омар Хасан Ахмед аль-Башир. В 1998 году был официально объявлен курс на введение шариата как основы законов страны. В 1999 году вновь созданы партии — правящая исламистская партия и её сателлиты (партия «Умма», Народно-освободительное движение Судана — Север).

В 1990-х годах Судан превратился в базу исламистских террористических организаций как суннитского направления (Аль-Каеда и другие), так и шиитского, поддерживаемых правительством Ирана. Госдепартамент США официально внёс Судан в список государств, поддерживающих террор. Там базировались группы, пытавшиеся убить президента Египта Мубаррака и существовали промышленные предприятия по производству оружия массового поражения. Поддержка террористических групп, действовавших против правительств других стран Африки привела к ухудшению отношений Судана с этими странами — прежде всего с Египтом.

К концу 20 века Судан был одним из беднейших государств Африки. В начале 21 века до 40% суданцев неграмотны (в сельской местности — до половины).

В начале 21 века в юго-западной провинции Дарфур начался геноцид народа фур, поддержанный правительством. ЛАГ самоустранилась от поисков решения проблемы и защищала исламистского диктатора Судана от международного давления. В июле 2008 года прокурор Международного уголовного суда (МУС) запросил ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира, утверждая, что он несет уголовную ответственность за кризис в Дарфуре, и обвиняет его в организации геноцида, военных преступлений и преступлений против человечество происходит в регионе. Суданское правительство отклонило обвинения и объявило о невиновности Башира. 4 марта 2009 года МУС выдал ордер на арест Башира, обвиняя его в военных преступлениях и преступлениях против человечества, но не в геноциде; второй ордер по этому обвинению был позднее выдан 12 июля 2010 года.

Несмотря на присутствие войск ЮНАМИД, конфликт в Дарфуре не был ликвидирован. Он усилился после того, как правительство Судана начало свою военную кампанию «Решающее лето» против мятежей по всей стране, начавшуюся в конце 2013 года. Кампания, которая достигла Дарфура в 2014 году, привела к использованию нового правительственного подразделения безопасности, известного как Силы быстрой поддержки (RSF), которое многие сравнивают с «джанджавидом» с точки зрения беззакония тактики — возможно, это неудивительно, поскольку в составе RSF оказалось много бывших бойцов «джанджавидов».

В 2014 году ООН отметила, что более 3000 деревень в Дарфуре были сожжены дотла, и сообщалось о широком распространении сексуального насилия в отношении мирных жителей Дарфура. Продолжающийся конфликт привел к обострению гуманитарного кризиса, который еще более обострился из-за ограничений правительства Судана в отношении групп гуманитарной помощи.

В 2015 году суданский военный контингент вошёл в межарабские силы для борьбы с шиитскими повстанцами в Йемене.[6] В 2016 году суданский министр иностранных дел заявил, что Судан «изучит возможность нормализации отношений с Израилем».

В апреле 2019 г. диктатор Аль-Башир был свергнут военными после массовых народных волнений.[11]

Евреи в Судане

В Судане к середине 20 века жили около 1000 евреев. После провозглашения независимости в 1956 году около 500 из них уехали в Израиль, остальные — в другие страны.

Борьба за независимость Южного Судана

Мусульманский Северный Судан и населённый немусульманами Южный Судан всегда были различными географическими зонами и большую часть времени были разделены административно. В 1947 году британские власти объединили их, фактически отдав христианское и языческое население Южного Судана под власть арабского правительства.

Сразу после провозглашения независимости Судана в 1956 году началось стихийное восстание южносуданских племен, продолжавшееся до 1972 года.

В 1967 году, после Шестидневной войны, лидеры Южного Судана встретились в Париже с Леви Эшколем и установили связи с Израилем. Израиль помогал Южному Судану наладить хозяйство. Мосад помогал христианским военным формированиям в Южном Судане — естественному союзнику Израиля. Израиль вооружил и обучил повстанцев в Южном Судане, используя Эфиопию и Уганду в качестве каналов.[12]

После переворота 1969 года власти Судана усилили попытки исламизации Южного Судана, достигшие пика при исламистском диктаторе Омаре аль-Башире. В 1972 году было подписано соглашение в Аддис-Абебе, признававшее автономию Южного Судана и придававшее законный статус армии и полиции повстанцев.

В 1983 году диктаторский режим Судана нарушил условия соглашения в Аддис-Абебе, ввёл своё управление на юге и продолжил политику насильственной исламизации. После создания Народной армии освобождения Судана (SPLA) в 1983 году последовал второй, ещё более кровопролитный виток борьбы.

Режим Омара аль-Башира применял геноцид против населения Южного Судана. Каратели сжигали деревни и поля, местное население продавали в рабство или поголовно уничтожали. Около 2.5 миллионов человек были убиты, а более 5 миллионов согнаны с обжитых мест. От полного истребления местные племена спасали непроходимые болота.

В 2005 году было достигнуто прекращение огня. Южный Судан фактически получил автономию, на 2011 год был запланирован референдум по вопросу о независимости. На нём большинство населения проголосовало за отделение от Судана.

9 июля 2011 года Республика Южный Судан официально провозгласил свою независимость от Судана. Во время массовых народных гуляний в столице нового государства Джубе многие держали в руках израильские флаги.

На следующий день государство Израиль официально признало Южный Судан, и три дня спустя премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяhу в разговоре с президентом Южного Судана обещал ему помощь. Менее чем через две недели после провозглашения независимости, Южный Судан и Израиль установили дипломатические отношения.

В декабре 2011 года президент Южного Судана Киир прибыл в Израиль с официальным визитом. Развитие двухсторонних связей затормозилось междоусобной войной, начавшейся в Южном Судане в 2012 году.[13] В 2015 г. война кончилась.

Проблема суданских инфильтрантов в Израиле

В конце 20 века беженцы из Судана начали проникать с территории Египта и Иордании в Израиль через практически неохраняемую границу. Попытки выслать их обратно кончались высылкой оттуда в Судан, где их казнили за попытку «перехода к врагу». В результате, под давлением общественности, высылки прекратились, и самовольные инфильтранты стали получать вид на жительство. Израиль предоставил им так называемую «групповую защиту».

В первое десятилетие 21 века число таких лиц составило несколько десятков тысяч. Они проходили через границу с помощью контрабандистов-бедуинов, бравших за это сотни долларов. Часты случаи насилия бедуинов над беженцами, грабежа и захвата членов их семей в заложники ради выкупа, а женщин — в сексуальное рабство. Египетские пограничники в случае обнаружения таких людей стреляют на поражение.

Израильские власти задерживают их за нелегальное пересечение границы и отправляют в центры временного содержания, где им оказывается медицинская помощь. Высылка таких лиц невозможна по юридическим причинам. До получения статуса беженца или отказа в нём проходит длительное время, в течение которого они находятся в Израиле с неясным статусом.

Официально им запрещено работать в Израиле. Но они получают работу неофициально, за зарплату ниже минимальной, в отраслях, где никто другой не хочет работать, и в незаконных предприятиях. Некоторые города оказались настолько заполнены ими, что это создало проблемы для местных жителей: инфильтранты живут так, как привыкли в Судане, и часто совершают уголовные преступления. Особенно тяжёлая обстановка сложилась в Эйлате, Араде и южных кварталах Тель-Авива.

В 2013 году было завершено строительство забора на израильско-египетской границе, что резко снизило численность суданских инфильтрантов.

После провозглашения независимости Южного Судана беженцы оттуда были высланы на родину.[14] Беженцы из собственно Судана (главным образом, из Дарфура) продолжают оставаться в Израиле. Попытка убедить их добровольно выехать в другие стране Африки не принесла существенных результатов.[15] Общественные организации в Израиле оказывают им помощь.

По определению понятия «беженец» большинство этих людей таковыми не являются. Бежав из Судана, они попали в Египет или другую страну, где их жизни уже ничего не угрожало. В Израиле лишь несколько десяткой просителей политического убежища получили его. Для них построены центры временного содержания, но большинство не хочет в них находиться. Попытки держать их там силой блокируются судом по искам левых организаций.[16]

Некоторые из суданских «беженцев» вступили в контакт с арабскими террористами. Во время военных действий в полосе Газы летом 2014 года один из солдат МАГАВ видел убитого в бою террориста ХАМАС с документами суданского беженца.[17] 7 февраля 2016 года нелегальный иммигрант из Судана напал с ножом на военнослужащего в Ашкелоне и был убит.[18]

См. также

  • Элефантина
  • Взрывы на оружейном заводе «Ярмук» (Судан, 2012 г.)
  • Операция «Моисей»
  • Евреи в Африке

Источник: www.ejwiki.org

Общая информация

Государственное устройство

Судан – республика. Глава государства и правительства – президент. Парламент двухпалатный – Совет штатов и Национальная ассамблея.

Язык

Государственный язык: арабский, английский. Арабский язык распространен в основном в северной части Судана (его используют также нубийцы, которые имеют свой собственный язык). Народы южного Судана говорят на более чем 100 языках. Как средство межнационального общения широко используется английский язык.

Религия

Более 70% населения – мусульмане суннитского направления, около 25% суданцев придерживаются традиционных африканских верований (анимализм, фетишизм, культ предков, сил природы и др.), 5% – христиане.

История

Древние и Средние века

История судана

На территории Судана обнаружены находки Хартумской культуры каменного века. В 4–3-м тысячелетии до н. э. в на севере Судана возникает культура близкая культуре Египта того времени. В древности значительную часть территории современного Судана (известную под названием Нубия) населяли семито-хамитские и кушитские племена, родственные древним египтянам. Со 2-го тысячелетия до н. э. сюда переселялись также негроиды с юга. На юге современной территории жили предки современных нилотов. Местные жители торговали с древним Египтом и подвергались грабительским набегам с его стороны. В начале 2-го тысячелетия до н. э. здесь возникает государство Керма, которое позже сменяется царством Куш.

В начале IV века н. э. большая часть территории вошла в Аксумское царство. К VII веку н. э. Судан представлял собой небольшие разрозненные христианские королевства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения. В 640-х годах с севера, из Египта, начало проникать арабское влияние. Арабы принесли с собой ислам и свою культуру, а также отношения. Арабское влияние распространилось в основном на севере и западе Судана.

В XVI–XVIII веках на территории нынешнего Судана существовали независимые государства с развитым сельским хозяйством, ремеслами и торговлей. Важнейшие из них – султанат Сеннар и султанат Дарфур. Однако к середине XVIII века они распались на отдельные феодальные княжества и независимые кочевые племена.

XIX век

История судана

В 1819–1822 Египет захватил большую часть территории Судана. В соответствии с фирманом Высокой Порты в 1841 году управление этими административными единицами, названными «Египетский Судан», было передано вице-королю Египта, таким образом Судан вошёл в состав Османской империи, но фактически стал владением Египта. Во второй половине XIX века в Судане усилилось влияние Великобритании. В 1877 году генерал-губернатором Судана стал англичанин Гордон. Жестокая эксплуатация и национальное угнетение (в сочетании с традиционалистской реакцией) привели к возникновению мощного народного движения протеста с религиозно-реакционной направленностью. Религиозный лидер Мухаммед ибн Абдалла, провозгласил себя в 1881 году «Махди» (мессией) и попытался объединить племена западного и центрального Судана против османцев. Восстание завершилось взятием Хартума в 1885 году и изгнанием из страны европейских, турецких и египетских чиновников. Предводитель восстания вскоре умер, но созданное им деспотическое государство, возглавляемое Абдаллахом ибн аль-Саидом, продержалось ещё полтора десятка лет, и лишь в 1898 году восстание было подавлено англо-египетскими войсками.

19 января 1899 года Великобритания и Египет подписали соглашение об установлении совместного управления в Судане. Фактически Судан был превращён в колонию Великобритании.

XX век править

После окончания Первой мировой войны британские колонизаторы взяли курс на превращение Судана в страну-производителя хлопка. В Судане начала формироваться национальная буржуазия. Британская администрация для укрепления своей власти, в частности, поощряла антиисламские и антиарабские настроения населения суданского юга, придерживающегося традиционных верований и исповедующих христианство.

В 1921 Али Абд аль-Латиф создал первую политическую организацию – «Суданское общество объединённых племён», которая требовала предоставления независимости. Она выпустила манифест, призывавший суданцев к вооружённому восстанию. В ходе Второй мировой войны, в июне 1940 года, итальянская армия, действовавшая с территории Абиссинии, заняла часть территории Судана, но уже в 1941 году итальянцы были вынуждены уйти, а Судан стал важной базой британских ВС в Африке. Воинские части, набранные из местного населения, участвовали в боевых действиях в Эритрее, Египте, Ливии, Тунисе.

15 октября 1951 года парламент Египта утвердил закон о расторжении англо-египетского договора 1936 года и англо-египетского соглашения 1899 года, египетский король Фарук был провозглашён королём Египта и Судана. Египет после Июльской революции 1952 года признал право суданского народа на самоопределение. В ноябре 1953 года состоялись выборы в парламент Судана, в 1954 году создано правительство переходного периода самоуправления. В августе 1955 года суданский парламент принял решение об окончательном прекращении действия кондоминиума, и в том же году английские и египетские войска были выведены из Судана. 1 января 1956 года Судан был провозглашён независимым государством.

XXI век

История судана

Границы Судана в колониальный период были проведены искусственно и не учитывали этноконфессиональных различий, что привело к практически непрерывной гражданской войне. В 2011 году раздираемая конфликтами страна распалась на две части, между которыми отношения остаются крайне напряжёнными, вплоть до вооружённых конфликтов, ввиду территориальных и экономических споров.

Мирные переговоры между повстанцами Юга и правительством в 2003–2004 годах дали ощутимые результаты, но вооружённые столкновения в ряде южных районов продолжались. В январе 2005 года стороны договорились, что Южный Судан будет пользоваться автономией в течение 6 лет, после чего вопрос о независимости этой территории будет вынесен на референдум, а доходы от добычи нефти в течение этого периода поровну делятся между правительством и повстанцами. В июле 2005 года бывший лидер повстанцев Джон Гаранг вступил в должность вице-президента Судана. Места в парламенте и правительстве были разделены между представителями Севера и Юга – как правящих партий, так и оппозиции.

11–15 апреля 2010 года в Судане прошли всеобщие выборы. По результатам выборов правящая партия Национальный конгресс и президент Омар Башир сохранили власть. 9–16 января 2011 года состоялся референдум по вопросу создания независимого государства на юге Судана, его предварительные результаты были обнародованы 30 января. По результатам референдума подавляющее большинство жителей Южного Судана проголосовали за независимость. 9 июля Южный Судан провозгласил независимость. Судан стал первым государством, признавшим новое 194-е государство мира. 11 июля Совет Безопасности ООН принял решение завершить миротворческую миссию в Судане.

Природа

История судана

Бóльшая часть территории Судана представляет собой обширное плато средней высотой 460 м, имеющее общий уклон с юга на север. Его центральные части почти плоские, однако поверхность постепенно поднимается в западном и восточном направлениях к более высоким частям плато. На юге, вдоль границы с Угандой, и на востоке, вдоль границы с Эфиопией и вдоль берега Красного моря, простираются горы. В пограничных с Угандой горах находится высшая точка страны гора Киньети (3187 м).

Всю страну с юга на север пересекает речная система Верхнего и Среднего Нила. Белый Нил, известный в верхнем течении под названием Бахр-эль-Джебель (в переводе – «горный Нил»), берет начало в Уганде. Он растекается по обширной глинистой равнине Судд (араб. «барьер»), где течение замедляется из-за обилия водной растительности. С запада в Белый Нил впадает р.Эль-Газаль, принимающая сток многочисленных рек, дренирующих водораздел Нила и Конго. С востока Белый Нил принимает приток Собат. Голубой Нил имеет исток в горах Эфиопии, несет воды на северо-запад и сливается с Белым Нилом у Хартума. Ниже река течет под названием Нил, принимая на востоке, в 320 км к северу от Хартума, приток Атбара, который, так же, как и Собат, начинается в горах Эфиопии. Белый Нил имеет устойчивый сток, поскольку питается из оз. Виктория и других озер Уганды.

В долине Нила, расположенной в пустынной зоне, на протяжении столетий развивалось земледелие, основанное на орошении полей паводковыми водами. Для орошения земель ниже города Эль-Гебелейн в долине Белого Нила и ниже города Синга в долине Голубого Нила используются искусственные ирригационные сооружения. При этом речные воды откачиваются насосами, а затем под действием силы тяжести растекаются по полям.

История судана

В области Эль-Гезира (араб. «остров»), представляющей собой равнину клиновидной формы площадью ок. 2 млн. га между Белым и Голубым Нилом к югу от Хартума, сосредоточен важнейший массив орошаемых земель. Сюда поступают воды Голубого Нила, подпруженного крупной плотиной в Сеннаре; общая площадь обрабатываемых земель там составляет 0,7 млн. га. Другие крупные плотины были построены в 1960-х годах в Эр-Росейресе на Голубом Ниле и Хашм-эль-Гирбе на Атбаре (юго-западнее Кассалы). Земли, орошаемые за счет забора воды выше плотины Хашм-эль-Гирба, обрабатываются крестьянами, переселившимися из приграничного с Египтом района в долине Нила, после его затопления водохранилищем Насер в результате сооружения Асуанской плотины.

К востоку от долины Нила поверхность повышается, образуя плато Нубийской пустыни и горы, окаймляющие побережье Красного моря. Высшая точка гора Ода достигает 2259 м, некоторые вершины превышают 1500 м. Горы круто обрываются к опаленной зноем узкой песчаной прибрежной равнине шириной от 15 до 30 км. Берег окаймлен коралловыми рифами и небольшими островами, но лишь в немногих местах имеются бухты, удобные для строительства портов.

Климат

История судана

Количество осадков и продолжительность влажного сезона уменьшаются по направлению с юга на север. На крайнем юге выпадает более 1500 мм осадков в течение девяти месяцев. Далее к северу находится саванна с чередованием влажного и сухого сезонов, которая сменяется семиаридными и, наконец, исключительно аридными условиями. На юге круглый год стоит жаркая погода, а на севере жаркое лето сменяется умеренно теплой зимой. В Джубе на юге страны среднее годовое количество осадков превышает 970 мм, и их основная часть выпадает с апреля по октябрь.

Средние температуры колеблются от 26° С во влажные месяцы (июль-август) до 29° С в сухие месяцы (февраль-март). На протяжении всего года дневные температуры достигают 30–37°С.

В Хартуме на севере семиаридного центрального Судана годовая сумма осадков составляет всего 150 мм, и они большей частью выпадают в виде ливней в период с июля по сентябрь. Средние температуры колеблются от 23° С в январе до 34 °С в начале июня. В начале лета дневные температуры нередко превышают 43°С.
Крайний север Судана почти не получает осадков: в отдельные годы несколько ливней приносят от 13 до 25 мм. Средние температуры колеблются от 16°С в январе до 33° С в июне – августе. Максимальные летние дневные температуры иногда достигают 43–49°С. Прибрежная зона находится под влиянием теплых морских вод. В Порт-Судане средние температуры колеблются от 23°С в феврале до 35°С в августе. Незначительное количество осадков выпадает с октября по январь и в июле-августе, но общая годовая сумма не превышает 100 мм. Более того, воздух постоянно влажный, ночью прохладно. Из-за жарких влажных дней и душных ночей на протяжении большей части года климат побережья считается одним из самых неблагоприятных в мире.

Экономика

История судана

Экономика Судана страдает от хронической политической нестабильности, неблагоприятного климата, низких мировых цен на сельскохозяйственную продукцию, уменьшения объема денежных переводов работающих за границей и неэффективной экономической политики. Основу частного сектора составляют сельское хозяйство (в котором занято 80 % рабочей силы), торговля и легкая промышленность, преимущественно переработка сельскохозяйственной продукции. Начиная с 1997 г. Судан начал проводить рекомендованные МВФ макроэкономические реформы, которые позволили снизить инфляцию до уровня менее 10 %. В 1999 г. Судан начал экспортировать нефть. Высокие цены на нефть, и значительный приток прямых иностранных инвестиций создавали благоприятный экономический климат до второй половины 2008 года. ВВП увеличился на 5.2 % в 2010 г. В преддверии референдума по отделению южной части страны, который состоялся в январе 2011 г., в Судане обесценилась национальная валюта на черном рынке. Центральный банк Судана провел масштабные интервенции на валютном рынке, чтобы защищать ценность фунта, суданское правительство предприняло ряд мер по сдерживанию спроса на твердую валюту.

Внешняя политика

История судана

В ее основе политика неприсоединения и нейтралитета. Судан был одним из государств-основателей Организации африканского единства (ОАЕ).

В 1967–1971 активно развивались отношения с СССР и странами Восточной Европы, оказывавшими Судану значительную помощь. Политика президента аль-Нимейри была направлена на укрепление связей с государствами Запада. После военного переворота 1989 установились тесные отношения с Ливией, которая, наряду с Ираком и Китаем, поставляла Судану современные виды вооружения. После сближения в 1991 Судана с Ираном, стоящим на позициях исламского фундаментализма, были свернуты отношения со многими западными и арабскими государствами. Помощь оппозиционным силам Уганды и Эфиопии и поддержка группировок повстанцев Алжира, Йемена, Марокко, Нигерии, Саудовской Аравии, Туниса и Чада привели к осложнениям в отношениях с правительствами перечисленных государств.

Подписание 9 января 2005 в г.Найроби (Кения) мирного договора о всеобъемлющем урегулировании в Судане способствовало нормализации отношений с рядом государств Африки. Восстановлены контакты с США (администрация Вашингтона, открыто обвиняя правительство Судана в поддержке международного терроризма, в августе 1998 санкционировала ракетный удар по фармацевтической фабрике близ Хартума, на которой по ее данным производились компоненты боевых отравляющих веществ).

В январе 1998 в Москве заключено межправительственное соглашение о торговле, экономическом и техническом сотрудничестве между РФ и Республикой Судан. Во время визита в Хартум российской парламентской делегации (апрель 1999) подписан меморандум о межпарламентском сотрудничестве двух стран.

Треугольник Халаиба

Между Суданом и Египтом идёт спор по поводу принадлежности т. н. «треугольника Халаиба». В 1899 году Великобритания и Египет объявили Судан своим кондоминиумом. Северная граница страны была установлена по 22-й параллели, город Халаиб формально отошёл к Египту. В 1902 году Англия в одностороннем порядке изменила границу, передав «треугольник» Судану. 12 ноября 1955 года Судан получил независимость. В 1958 году Египет захватил район Халаиба. Затем «треугольник» отдали в пользование Судана. В 1992 году Судан вызвал крайнее недовольство Египта, отдав побережье «треугольника» в концессию канадской нефтяной компании International Petroleum Corporation. В 1993–1994 годах произошли вооружённые столкновения на границе Египта и Судана. В 1995 году Египет направил в регион войска и взял под свой контроль все спорные земли, за исключением города Халаиба. В 2000 году Судан вывел войска из Халаиба, земли оказались полностью под египетским контролем. В августе 2002 года президент Судана Омар аль-Башир сообщил прессе, что направил в Совет Безопасности ООН обращение о пересмотре принадлежности земель, поскольку «треугольник Халаиба» является суданской территорией.

Район Абьей

История судана

В 2004 году району был предоставлен «особый административный статус» согласно Протоколу по урегулированию конфликта Абьей (Абьейский протокол) в рамках Всеобъемлющего мирного соглашения (CPA), которым завершилась Вторая гражданская война в Судане. Административным центром района Абьей является город Абьей. Территория оспаривается Южным Суданом, но контролируется Северным правительством.

Район Кафия-Кинги

История судана

По состоянию на январь 1956 года данная территория была частью Бахр-эль-Газаля и лишь в 1960 году была передана в состав Дарфура. Именно в границах на 1 января 1956 года правительство Республики Судан признало 9 (8) июля 2011 года новое государство Южный Судан. При этом, в соответствии с Найвашским соглашением, речь идёт не об административной границе того времени, а о разграничительной линии между Севером и Югом, существовавшей на момент получения Суданом независимости 1 января 1956 года. Известно, что эта линия как минимум в одном месте не совпадает с границей 1956 года между северными и южными провинциями. Какая из административных границ (1956 или 1960 года) в своей западной части соответствует разграничительной линии неизвестно: США признают границу 1956 года (на картах ЦРУ рассматриваемая территория обозначается как часть Южного Судана).

Достопримечательности Судана

Северная часть территории современного Судана известна ещё с античных времен как Нубия, которая существовала уже во времена Старого Царства древнего Египта (2755-2255 гг. до н. э.), поэтому в регионе между Нубийской пустыней и Нилом сосредоточено большое количество памятников времен Древнего Египта, под чьим правлением Нубия находилась до VIII века до н. э. Также на территории страны находится множество исторических памятников и других эпох, зачастую не менее интересных, но большинство из них практически недоступны или малоисследованы.

Хартум

История судана

Это столица Судана, основана англичанами в XIX веке на слиянии Белого и Голубого Нила. Хартум имеет относительно короткую историю. Он был сначала военной заставой (с 1821 г.), и как считают, получил свое имя от тонкой полоски земли в месте слияния рек, которая напоминает хобот слона («khurtum«). Хартум рос быстро достиг процветания в период бума торговли рабами, между 1825 и 1880 годами. В 1834 г. он стал столицей Судана, и множество исследователей из Европы использовали его как отправную точку для своих африканских экспедиций. Сечас это самый богатый и большой среди соврменных суданских городов и второй по величине город мусульманской Северной Африки. Но кроме колониального центра города, здесь практически нет достопримечательностей, на которые стоило-бы потратить время. Сегодняшний Хартум – тихий и непримечательный город. Он имеет мирные, обсаженные деревьями улицы, и каким-то образом все ещё несет безошибочно узнаваемый облик колониального центра времен Британской Империи.

Суданский Национальный Музей

История судана

Имеет прекрасное собрания экспонатов многих эпох и цивилизаций, включая стеклянную и глиняную посуду, скульптуру и статуэтки древнего королевства Каш и Египта эпохи фараонов. Христианский период древней Нубии представлен фресками разрушенных церквей, датируемых с VIII по XV столетие. Сад Музея содержит два восстановленных храма, которые были перевезены из Нубии, с территории, которая была затоплена озером Насер, образованным плотиной ГЭС. Эти древнеегипетские храмы Буэн и Семна были первоначально построены в эпоху самой королевы Хатшепсут и фараона Тутмоса III соответственно.

Хартумский Этнографический Музей

Он достаточно мал, но содержит интересное собрание изделий, касающихся жизни суданской деревни – музыкальные инструменты, одежду, кухонную утварь и орудия охоты.

Белт Аль-Халифа

История судана

Расположенный практически напротив могилы Махди. Когда-то построенный как дом наследника Махди (этот дом возведен из кирпича в 1887 г.), теперь это музей. Он содержит различные реликвии сражений Махди и его сторонников, в том числе оружие, военные знамена и костюмы. Интересное собрание фотографий отображает город Хартум во время восстания Махди и его последующего занятия британцами.

Мечеть Хамеда Ала Ниела

Намду Ниил постоянно окруженная дервишами, добавляет очарования облику Омдурмана. Эти суфийские последователи шейха Намду Ниила постоянно танцуют вокруг мечети, совершая своеобразный мистический ритуал «дхикр», который используется, чтобы перенести его участников из сферы земной жизни в сферу «небесного существования», где могут быть испытаны и познаны все истины действительности и становится возможным более близкий контакт с Богом. Даже если этот ритуал и выглядит странным для гостя страны, его захватывающее и искреннее исполнение заслуживает уважения.

Город Мероэ

Раскинулся на восточном берегу Нила к северо-востоку от Шенди между Хартумом и Атбарой, здесь находятся руины многочисленных древних пирамид (350-350 гг. до н. э.). Королевство Мероэ находилось под сильным влиянием египетского искусства и религии, но было изолированным и счастливо избежало многих потрясений рубежа тясячелетий, развивая свой собственный стиль и искусство. После падения под ударами сразу нескольких племен, город был разрушен христианским королевством Аксум (Эфиопия). Между железной дорогой и Нилом сохранились руины храма Амона, а в 2 км. к востоку от Мероэ лежит величественный в прошлом Храм Солнца.

Эль-Обейд

История судана

Древний город и столица области Кордофан в Западном Судане, в 367 км. к юго-западу от Хартума, бывшая столица царства Махди. До наших дней в Эль-Обейде сохранилось немногое, чтобы заинтересовать искушенного посетителя. Заслуживают внимания, пожалуй, только маленький музей с выставками, касающимися древней суданской истории, Католический собор (самый большой в Северной Африке) и многочисленные мечети, больше в современном Эль-Обейде ничего нет.

Порт-Судан

Лежащий в 661 км. к северо-востоку от Хартума, второй по величине город Судана. Это крупный морской порт, построенный англичанами в 1905 г. вместо старого порта – Суакина (которым стало невозможно пользоваться из-за кораллов). Сам город выделяется необычной для Судана «европейской» застройкой (старые, облупленные двухэтажные дома). Здесь два порта – сухогрузный северный Шамаль Мина и южный контейнерный Жануб Мина, где стоит огромный элеватор, построенный советскими специалистами в 1950-х гг. Порты огорожены и охраняются, для хождения по портам нужно получить пропуск в припортовом отделении полиции. Близлежащий курорт Аруса – хорошее место для шноркелинга и дайвинга, впрочем, инфраструктура отдыха совепшенно отсутствует.

Суакин

История судана

Находится в 58 км. к югу от Порт-Судана, ранее был главным центром торговли на Красном море, особенно в XIX столетии, в течение периода бума работорговли. Сам город очень стар – еще в Х столетии до н. э. он использовался фараоном Рамсесом III как торговый порт, но к началу ХХ в. потерял свое важное значение, а в 1905 г. был заменен Порт-Суданом. Уникальные архитектурные сооружения Суакина практически целиком сделаны из коралла, но эти в прошлом очень красивые здания, хотя и были восстановлены Махди в 1881 г., теперь разрушаются и теряют свою былую привлекательность. Сейчас Суакин – город развалин и теплого моря для редких любителей плавания.

Карима (Курайма)

Ещё один исторический центр страны, куда можно попасть паромом из города Мерове (не путать с Мероэ) на противоположном берегу Нила. Город иизвестен своими древними развалинами и манговыми садами, в прошлом он был древней столицей государства Напата, поэтому и в Кариме и вокруг нее сохранилось множество руин древних пирамид, похожих на египетские, но меньших размером. К югу от города, всего в 1 км., лежит Джебель Бакал – 100-метровый холм, который был священным для египтян XVIII-ой Династии. От его вершины открывается превосходный вид на Нил и прилегающие окрестности. В основании холма находится Храм Aмона, практически копирующий известный храм в Kaрнаке. Это место было когда-то окружено шестью меньшими храмами, и их руины, на которых сохранились фрагменты скульптурных композиций и иероглифы, всегда привлекали повышенное внимание туристов. Чуть далее к югу лежит другой интересный исторический объект – подземные могилы в Курру с расписанными картинами стенами и сводами.

Джебель Марра (Джабаль Мара)

История судана

Это совершенно роскошная область маленьких гор в провинции Дарфур (Западный Судан, 120 км. к северо-западу от Ньяла), всегда являвшаяся популярной треккинговой зоной. В центре Джебель Марра находится потухший вулканический кратер с озером, называемым «Глаз Джебель Марра». Есть небольшой, но живописный водопад около деревни Куайла и некоторое количество горячих источников непосредственно около кратера вулкана.

Национальный парк Диндер

Размером всего 16 тыс. акров, находится в 400 км. к юго-востоку от Хартума в Восточном Судане, на границе с Эфиопией. Львы, обезьяны, жирафы, леопарды, куду, антилопы и множество видов птиц до сих пор вольготно себя чувствуют на его просторах, но чтобы добраться сюда, необходимы собственные транспортные средства, желательно джипы – дороги здесь в совершенно ужасном состоянии. Лучшее время для посещения парка – с января по апрель.

Несколько интересных фактов о Судане

История судана

  • Судан известен с античных времен как Нубия, которая существовала во времена древнего Египта (2755-2255 гг. до н. э.).
  • Большая часть территории Судана образована  двумя  пустынями – Ливийской и Нубийской, где растительность практически отсутствует.
  • На значительной территории Судана существует чуть более чем 4,6 тысяч километров асфальтовых дорог, которые  практически не имеют дорожных указателей, как и любой другой необходимой инфраструктуры. Почти такая же протяженность и железных дорог в стране. Судоходство на реке Нил осуществляется на протяжении 3,7 тыс. км.
  • Основной экспортируемый сельскохозяйственный продукт хлопок, основные выращиваемые культуры – пшеница и просо.
  • Судан – на третьем месте среди африканских государств по золотодобыче.
  • В Судане более 20-ти участков с доказанными запасами нефти, готовыми  для проведения работ.
  • Кроме того, Судан крупнейший мировой поставщик гуммиарабика, используемого в изготовлении красок и лекарств.
  • В Судане можно заболеть редкими заболеваниями: желтой лихорадкой, холерой, тифом, столбняком, менингитом, а также малярией,
  • Из достопримечательностей в стране можно выделить:
  • город Суакин, который ранее был главным центром торговли на Красном море, особенно в XIX столетии, в течение периода бума работорговли. Сам город очень стар – еще в Х столетии до н. э. он использовался фараоном Рамсесом III как торговый порт.
  • Город Мероэ, лежащий на восточном берегу Нила к северо-востоку от Шенди между Хартумом и Атбарой, здесь находятся руины многочисленных древних пирамид (350-350 гг. до н. э.).
  • пирамиды, коих в Судане больше, чем в любой другой стране света. В Судане насчитывается более 223 пирамид. Их высота составляет от 20 до 30 метров в высоту. Вершина пирамиды имеет заострённый конец.

Источник: lifxil.ru

Видео: Судан

Основные моменты

Климат страны переходный от экваториального муссонного на юге к тропическому пустынному на севере. В течение всего года держатся высокие температуры: летом свыше 20-30 °C, зимой — не ниже 15-19 °C. Осадков на севере совсем мало — менее 200 мм в год с очень длительным сухим периодом. Юг более увлажнен (500-1400 мм осадков в год), причем сухой сезон не превышает двух месяцев (основные дожди выпадают с мая по октябрь).

Соответственно разнообразна растительность: почти весь юг Судана покрыт высокотравной саванной (высота трав достигает 3 м) с рощами разнообразных деревьев, в том числе с ценной древесиной, а по долинам рек встречаются влажные галерейные леса. Отроги Эфиопского нагорья и Центральноафриканского плато покрыты тропическими горными лесами, на одном гектаре которых встречаются сотни видов деревьев. В Среднем Судане, с его более сухим климатом, распространена типичная злаковая саванна с разбросанными по ней акациями, тамариндами и гигантскими баобабами (длина окружности некоторых стволов достигает 45 м). К северу типичная саванна сменяется опустыненной саванной с редким покровом из низкорослых злаков и колючими акациями. На севере страны раскинулась Ливийская пустыня, покрытая почти лишенными растительности песчаными барханами. Низкорослые леса встречаются на севере лишь на горных склонах у побережья Красного моря. Животный мир Судана — это преимущественно обитатели саванн: сохранились стада слонов, антилопы орикс, газели, жирафы, львы, леопарды, по рекам — бегемоты, крокодилы. Богата жизнь прибрежных вод Красного моря.

Население Судана (свыше 40 млн человек) формировалось на миграционных путях между арабским миром и Центральной Африкой, что определило сложность этнического состава: свыше половины населения — арабы, в долине Нила живут нубийцы, на юге страны — негроидные народы нуэр, шиллук и др. нилотской языковой группы, у западных границ — азанде, мади и другие народы, говорящие на языках суданской группы. Доминирующая религия, фактически имеющая статус государственной — ислам. В стране действуют законы шариата, что — в сочетании с условиями полувоенной диктатуры и почти постоянными боевыми действиями на юге — не благоприятствует развитию туризма. Негроидное население частью сохраняет приверженность традиционной культуре и верованиям (культ предков и т. д.), поддерживаются традиционные промыслы: деревянная скульптура, маски, плетение из травы, орнаментированная посуда. На севере делают изящные изделия из тисненой кожи. Столица Судана — Хартум, занимает площадь около 120 кв. км и состоит фактически из трех городов: Хартума, Северного Хартума и Омдурмана. В столице преобладают невысокие дома, много парков, есть национальный музей, а также музей естественной истории при университете. Другие крупные города — Порт-Судан, Вад-Медани, Эль-Обейд.

Культура

Народные жилища в разных районах Судана отличаются по архитектурной форме и используемых строительных материалах. В долине Нила строят прямоугольные в плане дома из кирпича-сырца под плоской кровлей, окна – небольшие, дверь изготавливается из дерева. На побережье Красного моря дома – многоэтажные, строятся из кораллового известняка, окна украшены орнаментом и оригинальными решетками под названием «мушарабия». Жилища африканских народов южных провинций – круглые по форме, стены возводятся из сплетенных прутьев или глины, крыши имеют коническую или сфероконическую форму и настилаются из травы, вход украшен процарапанным орнаментом геометрического характера. Народ азанде украшает колоколовидные крыши своих хижин раковинами каури. Жилища кочевых народов представляют собой хижины из циновок или шатры, покрытые кожами. В современных городах дома строят из кирпича и железобетонных конструкций (заметно влияние арабской культурной традиции, особенно египетской).

Начало развиваться в эпоху раннего неолита. К этому периоду относится лепная керамика т.н. Хартумской культуры, покрытая вдавленным узором из волнистых линий или украшенная пунктирными геометрическими фигурами. Терракотовые фигурки людей и диких животных времени позднего неолита, найденные на территории современного Судана, считаются самыми ранними в долине Нила. В период существования Мероитского царства (9–8 вв. до н.э. – 8–9 вв. н.э.) начала развиваться скульптура.

Основы национальной художественной школы закладывались в условиях отсутствия развитых традиций, так как изобразительное искусство исламских стран ограничено только существованием каллиграфии и орнамента. Известные современные художники – Ахмад Мохаммед Шибрайн, Ибрахим ас-Салах, Джордж Эдвард (псевдоним Омера Хейри), М.О.Бешир и Х.Аббас. Появились первые женщины-художники (Амина Авад Борхан и др.). Художественные выставки проходят в том числе в музее графики (г.Хартум).

Деревянная и глиняная скульптура развита у некоторых африканских народов, населяющих южные и центральные провинции (бари, бонго и др.). Зооморфные фигурки, украшенные вдавленным или процарапанным орнаментом, лаконичны и не отличаются разнообразием. У народа шиллук распространены ритуальные маски, изготовленные из высушенной тыквы. Возрождение станкового искусства (утраченного в процессе исламизации Судана) началось во второй пол. 20 в. Первый профессиональный скульптор страны – Амир Ноур (получил образование в Великобритании, работает в стиле авангарда). Другие скульпторы – М.Куа, А.Хамид.

Широко распространены ремесла и художественные промыслы. В северных провинциях арабские мастера выполняют филигранные работы по меди и серебру, изготовляют предметы из гладкой и тисненой кожи (седла, верблюжью и конскую сбрую, бурдюки и ведра). В южных – распространено изготовление изделий из дерева, глины, металла (бронзы, железа и меди), кости и рога: круглодонные сосуды с гравированным и наколотым штриховым рисунком, ложки из рогов животных, украшенные гравировкой, табуреты, вырезанные из цельного куска дерева (у народа бонго), сосуды яйцевидной формы из черной глины, украшенные процарапанным орнаментом (у динка), глиняные трубки, деревянные блюда на ножках, ножи с разветвленными лезвиями (у азанде). Отличаются разнообразием плетеные изделия из травы и окрашенной соломы – циновки (используются в качестве молитвенных ковриков в домах и мечетях), блюда и крышки для них, а также разнообразные корзины.

Национальная литература основана на традициях устного народного творчества (фольклор нубийцев, устная поэзия бедуинов, сказки народов Южного Судана), большое влияние на ее становление оказала также литература Египта. Первые памятниками фольклора – поэтические сказания – датированы 10 в. н. э. Начиная с 8 в. н.э., и до второй пол. 19 в. литература Судана (в основном поэзия) развивалась как часть арабской литературы. Наиболее значительные произведения этого периода – т.н. Сеннарские хроники (повествования о султанате Сеннар, существовавшем в 16–19 вв. на территории современного южного Судана; автором одного из наиболее известного вариантов хроник был Ахмед Катиб аш-Шун) и биографический словарь мусульманских святых, поэтов и улемов под названием Табакат (Ступени), написанный Мухаммедом вад Дайфаллахом аль-Джаали. Поэта махдистского движения Яхья ас-Салави считают основателем политической поэзии Судана.

Литература Судана развивается в основном на арабском языке (с 1970-х некоторые авторы пишут свои произведения также на английском языке). Литература народов, населяющих южные районы Судана начала развиваться после обретения страной независимости. В поэзии чернокожих авторов Мухаммеда Мифтаха аль-Фейтури и Мухи ад-Дин Фариса отражены проблемы взаимоотношений Юга и Севера.

Первая повесть в литературе Судана – Смерть мира – написана в 1946 году Мухаммедом Ахмедом Махджубом и Абд аль-Халимом Мухаммедом. Автор первого романа (Сезон паломничества на север, 1969 г., переведен на русский язык в 1975 г.) – ат-Тайиб Салих. Известные суданские писатели – Абдалла Хамид аль-Амин, Абу Бакр Халид, ат-Тайиб Заррук, Ибрагим Харделло, Иса Хильва, Муавий Мухаммед Нур (был также поэтом, критиком и переводчиком), Мухаммед Ашри, Набиль Гали, Салах Хасан Ахмед, Салах Ахмед Ибрагим, Фазелбари Ахмед, Юсеф аль-Атта и др. Поэты – Мустафа Санада, Мухаммед Абд аль-Хайя, Мухаммед Ахмед Махджуб, Тадж ас-Сир аль-Хасан, Тауфик Ахмед, Хамза аль-Малик Тунбуль, Юсуф Башир ат-Тиджани (его поэма Революция (1924) считается лучшим лирическим произведением довоенного периода) и др.

В 1956 году создана Ассоциация суданских писателей и Лига суданских литераторов, а в 1979 году – Союз писателей Судана.

Музыка Судана имеет давние традиции, сформировалась в процессе взаимодействия нубийской, арабской и африканских музыкальных культур. С конца 19 в. на суданскую музыкальную культуру большое влияние оказывал Египет.

Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы тесно связаны с повседневной жизнью народов Судана. Отличается разнообразием музыкальный инструментарий: аккордеон, бухса (шумовой инструмент из высушенной тыквы, наполненной мелкими камешками или семечками), зумбара (флейта), гарин и пенах (духовые), нуггара (литавры), разнообразные барабаны (дингир, долюка, табл, тар и др.) и струнные – дарбука, уд, ум-кики, скрипка, тамбур (распространены его разновидности: у нубийцев – «кисир», у народов западных провинций – «бене-бене», восточных – «бангия», южных – «том»). Материалом для изготовления музыкальных инструментов служат глина, дерево, металл, тростник, тыквы и рога животных. Песенные жанры более развиты у народов южного Судана. В западных провинциях большинство песен неразрывно связано с танцами – джаррари, мардум, хасис (все они отражают уклад жизни кочевников-скотоводов), камбала (танец, сопровождающий ритуал инициации). Отличаются своеобразием мужской (арда) и женский («голубь») танцы народов центральных провинций, а также танец шаманки под названием «мошемба», распространенный на востоке страны.

Известные суданские певцы прошлого – Ибрагим аль-Кашиф, Карома, Сарор, Халил Фарах. Композиторы – И. аль-Кашиф, А.Марджан, А.Шурахбиль и др. Значительную роль в сохранении музыкальной традиции народов Судана играет национальное радиовещание. Современные певцы – Абд аль-Карим аль-Кабли, Ахмед аль-Джабри, Зейдан Ибрагим, Мухаммед Абд аль-Амин, Мухаммед Варди, Мухаммед Миргани, Салах Мустафа, Хамад Раих, Хасан Атыя. Особой популярностью пользуется певец Салах бен Вадие (работает в Институте музыки и драмы, созданном в г. Хартум в 1969 г.).

Элементы театра присутствуют в традиционных обрядах и ритуалах населяющих Судан народов. Одной из форм народного театра является творчество гриотов – касты бродячих актеров-сказителей, музыкантов и певцов (распространены также в странах Западной Африки). Зарождение современного театра датируется второй половиной 20 века.

История

В древности значительную часть территории современного Судана (носившего название Куш, а позднее — Нубия) населяли семито-хамитские и кушитские племена, родственные древним египтянам. Нубийцы торговали с древним Египтом и подвергались грабительским набегам с его стороны. Потомки нубийцев до сих пор населяют долину Нила в Судане и соседнем Египте (южнее Асуана). С юга сюда также проникали негроидные племена (нилоты) — в настоящее время проживают в бассейне верхнего и среднего Нила в Судане, а также в пограничных с Суданом районах Уганды, Кении, Танзании, Конго, Эфиопии, Египта.

К VII веку н. э. Судан представлял собой небольшие разрозненные христианские королевства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения. В 640-х годах с севера, из Египта, начало проникать арабское влияние. Территория между Нилом и Красным морем была богата золотом и изумрудами, и сюда стали проникать арабские золотоискатели. Арабы принесли с собой ислам. Арабское влияние распространилось в основном на север и запад Судана.

В 1819-1838 гг. Египет захватил области Донгола, Бербер, Кассала, Сеннар и Кордофан. В соответствии с фирманом Высокой Порты в 1841 году управление этими административными единицами, названные «Египетский Судан», было передано вице-королю Египта , таким образом Судан вошёл в состав Османской империи, но фактически стал владением Египта. Продвижению далее на юг помешали тропические болота. На протяжении большей части XIX века Египет претендовал на контроль над всей территорией современного Судана, но на самом деле юг страны оставался местом, которое населяли разрозненные племена, подвергавшиеся частым набегам работорговцев.

Во второй половине XIX века в Судане усилилось влияние Великобритании. Генерал-губернатором Судана стал англичанин. Жестокая эксплуатация и национальное угнетение привели к возникновению мощного народного движения протеста с религиозной направленностью. Религиозный лидер Мухаммед ибн Абдалла, провозгласивший себя в 1881 г. «Махди» (мессией) и попытался объединить племена западного и центрального Судана против англичан и османцев. Восстание завершилось взятием Хартума в 1885 г. и изгнанием из страны европейских, турецких и египетских чиновников. Предводитель восстания вскоре умер, но созданное им государство, возглавляемое Абдаллахом ибн аль-Саидом, продержалось ещё полтора десятка лет, и лишь в 1898 г. восстание было подавлено англо-египетскими войсками. 19 января 1899 г. Великобритания и Египет подписали соглашение об установлении совместного управления в Судане (англо-египетский кондоминиум) – к югу от 22 параллели. Но в этом договоре не были четко очерчены контуры взаимоотношений между двумя правительствами. Во-вторых, он не предоставлял правого основания для продолжения британского присутствия в Судане – англичане управляли там от имени хедива. Верховное военное и гражданское управление в Судане было передано генерал-губернатору – офицеру, которого назначал и отправлял в отставку хедив с согласия лондонского правительства. В каждую суданскую провинцию был назначен губернатор (мудир), два инспектора и несколько окружных комиссаров. Почти на все эти посты были назначены британские офицеры, прикомандированные к египетской армии, но затем (с 1901 г.) в страну стали прибывать гражданские чиновники. Чиновниками среднего звена стали египтяне, а нижнего – представители местного суданского населения. Поначалу британская администрация управляла довольно свободно, но в 1910 г. при генерал-губернаторе был создан Исполнительный совет, согласие которого требовалось во всех законодательных и бюджетных вопросах. В него входили генерал-инспектор, гражданский, судебный и финансовый секретари и еще 2-4 британских чиновника, назначенных генерал-губернатором.

Британская администрация для укрепления своей власти, в частности, поощряла этнический и политический сепаратизм населения суданского юга, придерживающегося традиционных верований и исповедующих христианство. Таким образом закладывались предпосылки для будущих этнических и религиозных конфликтов.

В начале Второй мировой войны итальянская армия, действующая с территории Абиссинии, заняла часть территории Судана, но уже в 1941 г. итальянцы были вынуждены уйти, а Судан стал важной базой британских ВС в Африке. Воинские части, набранные из местного населения, участвовали в боевых действиях в Эритрее, Египте, Ливии, Тунисе.

Участие в войне имело положительные последствия для Судана — рост национальной промышленности, активизация политической жизни, появление политических партий, усиление стремлений к независимости.

Египет после революции 1952 г. признал право суданского народа на самоопределение. В 1955 г. суданский парламент провозгласил независимость страны, и в том же году английские и египетские войска были выведены из Судана.

Центральное правительство в Хартуме, ключевые позиции в котором заняли мусульмане, отказалось выполнить обещания о создании федеративного государства, что привело к мятежу офицеров-южан и гражданской войне, продолжавшейся с 1955 по 1972 гг.

Страна за это время пережила несколько военных и государственных переворотов, однако режимы, сменявшие друг друга, были неспособны справиться с проблемами сепаратизма, этнической разобщённости и экономической отсталости. После очередного переворота, совершенного 30 июня 1989 года к власти пришел полковник Омар Хассан аль-Башир, удерживающий ее и поныне. В качестве политической опоры он избрал малопопулярную в то время партию Национальный исламский фронт, провозглашавшую курс на построение истинно исламского общества, возглавлял который известный своими фундаменталистскими взглядами Хасан Абдалла Тураби. С начала 90-х в стране интенсивно проводился курс на исламизацию жизни, каковой процесс приостановился только в начале XXI века, когда Тураби и Башир разошлись во мнениях и первый перешел в оппозицию. Башир является президентом и главой государства, премьер-министром и главнокомандующим Вооруженными силами страны. В 2009 году предполагается провести выборы, однако считается маловероятным, что это начинание воплотится в жизнь.

Во внешней политике Судан придерживался националистического, проарабского и происламского курса. В 1956 г. Судан поддержал Египет во время Суэцкого кризиса. В ходе арабо-израильской войны 1967 г. Судан объявил войну Израилю и направил воинские части в помощь Египту. После прихода к власти в стране Башира Судан исповедует прагматичную политику, но склоняется к сотрудничеству с радикальным исламом и консервативными арабскими режимами.

В 1991 г. по приглашению духовного лидера исламских фундаменталистов Судана, Тураби в страну прибыл саудовский миллионер Осама бен Ладен — руководитель международной террористической организации «Аль-Каида». Осама бен Ладен руководил осуществлением некоторых из своих первых террористических актов с территории страны. В 1996 г. он был вынужден покинуть Судан и перевести свою организацию в Афганистан.

Подписание в 1972 г. Аддис-Абебского соглашения привело к прекращению гражданской войны между враждующими Севером и Югом и предоставлением Югу определённой автономии в вопросах внутреннего управления. Затишье продолжалось примерно десять лет, после чего вооружённый конфликт возобновила Народная армия освобождения Судана. Поводом для этого послужила политика исламизации страны, в рамках которой в 1983 г. тогдашний президент Джафар Нимейри разделил южную провинцию Экватория на три отдельные провинции, а в уголовное законодательство страны были введены некоторые виды наказаний, предусмотренных нормами шариата (такие, как забивание камнями, публичная порка и отсечение рук).

По американским оценкам, за два десятилетия, прошедшие с момента возобновления вооружённого конфликта на юге Судана, правительственные войска уничтожили около двух миллионов мирных жителей. В результате периодических засух, голода, нехватки топлива, расширяющегося вооружённого противостояния на юге страны, нарушения прав человека, более 4 миллионов южан были вынуждены покинуть свои дома и бежать в города или в соседние страны — Эфиопию, Кению, Уганду, Египет. Беженцы лишены возможности заниматься сельским хозяйством или иным образом зарабатывать себе на жизнь, страдают от недоедания и неправильного питания, лишены доступа к образованию и здравоохранению. Многолетняя гражданская война привела к появлению так называемого «потерянного поколения».

Мирные переговоры между повстанцами Юга и правительством в 2003-2004 гг. дали ощутимые результаты, но вооружённые столкновения в ряде южных районов продолжаются. Стороны договорились, что по достижении окончательной мирной договорённости Южный Судан будет пользоваться автономией 6 лет, после чего вопрос о независимости этой территории будет вынесен на референдум. В течение этого периода доходы от добычи нефти будут поровну делиться между правительством и повстанцами. Наблюдатели, однако, ставят под сомнение способность и желание правительства выполнить свои обязательства.

Тем временем в начале 2003 г. вспыхнуло восстание теперь уже на западе страны, в регионе Дарфур. В регионе существуют как минимум две повстанческие группировки, различающиеся в своём подходе к целям борьбы — просто достижение независимости или свержение центрального хартумского правительства. Как правительственные войска, так и повстанцы обвиняют друг друга в зверствах. Большая часть обвинений касается действий проправительственных арабских вооруженных отрядов «Джанджавид». По существующим оценкам, от их рук погибло от 10 до 30 тыс. человек из числа местного чернокожего населения. Этнические чистки привели к тому, что около миллиона человек покинули зону конфликта и укрылись в соседнем Чаде.

Регион Дарфур населяют представители различных народностей, которые в принципе можно объединить в две группы — чернокожие африканцы и арабские племена, населяющие регион примерно с XIII века. И те, и другие исповедуют ислам, однако отношения между двумя этническими группами на протяжении многих веков отличались напряжённостью и приводили к регулярным вооружённым столкновениям. Вплоть до XX века Дарфур представлял собой центр работорговли, причём чернокожие и арабские работорговцы соперничали друг с другом при осуществлении набегов на соседний регион Бахр-эль-Газаль для захвата рабов и последующей перепродажи в прибрежные районы Африки. Этнические группы конфликтовали между собой и в отношении ограниченных земельных и водных ресурсов.

Поводом к современному конфликту стало соглашение между Хартумом и повстанцами Юга о разделе доходов от добычи нефти. Чернокожее население Дарфура считает, что в соглашении не были учтены их экономические интересы.

23 августа 2004 г. в Нигерии начались многосторонние переговоры по урегулированию дарфурского кризиса.

Население

По переписи 2016 г., население Судана насчитывало 39 578 828 человек. С этого времени всеобщие переписи в стране не проводились в связи с гражданской войной.

Постоянные передвижения народов, торговля рабами, изменение форм существования, распад древних царств и династий, вызванный вторжением арабов и европейцев — привело к появлению населения с сильно разнящимися лингвистическими признаками и разнообразными религиозными и культурными традициями.

Вместе с тем произвольно проведённые границы между соседними странами разделяют такие народы, как нубийцы на севере страны, азанде на юго-западе и лотуко на юге.

Отмечается быстрый рост численности метрополии Хартум (Хартум — Омдурман — Северный Хартум) — уже 6-7 млн. человек, включая около 2 млн. перемещённых лиц из районов конфликта на юге страны и сельскохозяйственных районов, поражённых засухой.

Для Судана характерно наличие двух различных культурных традиций — арабской и чёрной африканской. Внутри каждой из них существуют сотни этнических, племенных и языковых отличий, что крайне затрудняет эффективное сотрудничество между ними.

Северные провинции занимают большую часть Судана. Здесь же находится большинство городских центров страны. Большинство суданцев, проживающих здесь, — арабоязычные мусульмане (сунниты) различного этнического происхождения, при этом большинство из них также пользуется родным языком.

На юге и западе преобладают народы негроидной расы. Большинство южан сохраняет местные традиционные верования или исповедует христианство. Для юга характерна аграрная экономика, основанная на натуральном хозяйстве. Гражданская война, продолжающаяся здесь практически весь период после приобретения страной независимости, имела катастрофические последствия с экономической и демографической точки зрения.

Большая часть населения сосредоточена в долинах Нила и его притоков. Особенно велика плотность населения в основном хлопководческом районе страны — северной части междуречья Белого и Голубого Нила. Северные и северо-западные пустынные районы почти не заселены.

Города в основном размещены по берегам Нила и его притоков. Крупнейшие города — Хартум, Омдурман, Северный Хартум, Порт-Судан.

Экономика

Судан — слаборазвитая аграрная страна. Один из основных поставщиков на мировой рынок высококачественного хлопка. На Судан приходится более половины мирового производства гуммиарабика. Основные статьи экспорта также включают арахис, кунжут, шкуры и кожи. Выращивают также сорго, арахис, пшеницу, сахарный тростник. Основные отрасли промышленности — переработка сельскохозяйственного сырья, производство строительных материалов, потребительских товаров.

В последние годы быстро расширяется добыча нефти, экспорт которой стал важнейшим источником валютных поступлений. В 2006 году добыто 132,7 млн. баррелей.

Основные промышленные центры — Хартум, Северный Хартум, Омдурман, Порт-Судан, Атбара.

Прирост ВВП в 2006 году составил 9,3%.

Источник: wikiway.com


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.