Климат

Климат Сергиева Посада относится к умеренно-континентальному типу. Зима в Сергиевом Посаде мягкая и не очень холодная, а лето почти всегда теплое и приятное для посещения города.

Достопримечательности

Достопримечательности Сергиева Посада – это, в первую очередь, знаменитая Троице-Сергиева Лавра, представляющая собой целый комплекс достопримечательностей. В частности, впечатляет Троице-Сергиевский собор XV века, над иконостасом которого трудился сам Андрей Рублев, интересны Духовский храм, церковь Сергия Радонежского, Лаврская колокольня в 5 ярусов и многое другое.

Не уступает Лавре в популярности и другая достопримечательность Серигева Посада – знаменитый Музей игрушки с широкой экспозицией. Отметим, что издавна в городе проживали талантливые мастера, изготавливавшие различные игрушки-бездулушки на радость детям.

К другим достопримечательностям Сергиева Посада относятся Покровский Хотьков монастырь XIV века, Черниговский скит, памятник Сергию Радонежскому, Пятницкий колодец.


Любопытны и музеи Сергиева Посада: комплекс «Конный двор» с экспозициями различной тематики, Краеведческий корпус музея, экспонаты которого повествуют об истории Сергиева Посада в XX веке, Выставочный зал дома художника в Сергиевом Посаде.

Экскурсии

В первую очередь, рекомендуем туристам отправиться на обзорную экскурсию в Сергиевом Посаде по Троице-Сергиевской лавре.

Интересны и однодневные туры в Сергиевом Посаде:

  • Тур «Православная святыня»
  • Тур «Сказы и были земли Радонежской», в ходе которого туристы познакомятся с легендами и приданиями Сергиева Посада
  • Тур «Сказы, рассказанные святыми источниками» по источникам края
  • Двухдневный тур Сергиев Посад-Александров

История

История Сергиева Посада началась с момента основания в 1345 году Троице-Сергиева монастыря. Его основателем стал Сергий Радонежский. Вскоре слава о монастыре распространилась по всей Руси.

В 1380 году произошло важное событие в истории Сергиева Посада – именно здесь, в монастыре, войска Дмитрия Донского получили благословение и победили в Куликовской битве.

В 1408 г. татары дотла сожгли монастырь, однако через 3 года святыню удалось отстроить заново. С тех пор начался спокойный период в истории Сергиева Посада: вокруг монастыря шаг за шагом складывался город, появлялись многочисленные слободы – Иконная, Пушкарская и др.

В 1422 году в Сергиевом-Посаде возвели Троицкий собор, ставший первым каменным храмом города. Здесь же погребен Сергий Радонежский. В 1744 году монастырю присвоили статус Лавры.


История Сергиева Посада как города началась в 1782 году. Основными занятиями местных жителей были торговля и обслуживание толп паломников, буквально заполонивших город.

В 1814 году в городе открылась Духовная академия, в 1920 году – музей на территории монастыря.

В 1930 году город был переименован – отныне он назывался Загорском. Исконное название вернулось к городу лишь в 1991 году.

Размещение

Гостиницы Сергиева Посада представляют собой как гостиницы экономичной категории, так и отели категории 3*, которые преимущественно располагаются в историческом центре города.

Отметим, что в связи с огромной популярностью Сергиева Посада у паломников туристам рекомендуется заблаговременно бронировать гостиницу в Сергиевом Посаде.

Экономичные отели Сергиева Посада – это такие гостиницы, как «Вознесенская», «Гнездышко», «Православная», «Ковчег». Стоимость проживания в среднем составляет 1.5 тысячи рублей в сутки.

Отели Сергиева Посада категории 3* — «Аристократ», отель «Посадский», гостиница «Центральная. Средний чек – 2 тысячи рублей в сутки.

Спорт и активный отдых

Предложения по активному отдыху в Сергиевом Посаде весьма разнообразны. Например, туристам рекомендуется посетить считающийся целебным водопад Гремячий и совершить погружение в воду в специальной созданной здесь купальне.


Туристам-любителям природы рекомендуем побывать в природном комплексе «Журавлиная родина», где каждый год проходит праздник посева под названием Журавлиное поле.

Отметим, что ежегодно в Сергиевом Посаде проходит фестиваль воздушных шаров «Небо Святого Сергия». Также значимое мероприятие в Сергиевом Посаде – первенство по рукопашному бою, в котором традиционно участвуют военно-патриотические православные клубы.

Транспорт

Транспорт в Сергиевом Посаде представлен автобусами и маршрутными такси. Туристы могут вызвать такси в любом отеле Сергиева Посада. Уточним, что о стоимости поездки следует договариваться заблаговременно.

В Сергиевом Посаде имеется автовокзал. Автобусные маршруты соединяют Сергиев Посад с соседними населенными пунктами.

Сувениры

Сувениры из Сергиева Посада – это всевозможные изготовленные вручную подарки, которые украсят любой дом и еще долго будут напоминать туристам о посещении Сергиева Посада. Так, непременно приобретите ярко раскрашенную матрешку, богородского медведя и какое-нибудь изделие из бересты (лапти, короб и проч.).

Другие симпатичные сувениры из Сергиева Посада – живописные полотна с изображениями Троице-Сергиевой Лавры, которые продаются на просторной площади перед Лаврой.

Множество других сувениров можно найти в сувенирных магазинах Сергиева Посада и в фирменном магазине «Березка».

Как добраться

Туристы могут добраться до Сергиева Посада несколькими способами:

  • На автомобиле по Ярославскому шоссе — около 60 км от МКАД или 1-1.5 часа в зависимости от околомосковских пробок.
  • На поезде с Ярославского вокзала. Время в пути – около 1.5 часов.
  • На автобусе от станции «ВДНХ». Время в пути – примерно 1 час.

Источник: wikiway.com

История Сергиева Посада кратко

Возникновение и развитие этого города неразрывно связано с историей Сергиевой Лавры, и начинается она с небольшой монашеской обители, которую основал 20-летний Сергий Радонежский в 1337 году на совершенной безлюдной, поросшей дремучим лесом, горе Маковец.

Житие Сергия Радонежского в лесной глушиЖитие Сергия Радонежского в лесной глуши

К святому Сергию стекались верующие, желающие посвятить свою жизнь моленьям, и вскоре образовался монашеский городок, вокруг которого в свою очередь стали возникать ремесленные слободы, сёла, деревеньки, а в них строились православные приходские храмы – так под Лаврой образовалось посадское поселение.

Возникновение сергиево-посадских деревень Возникновение сергиево-посадских деревень


Всего через два-три десятилетия после ухода из жизни Преподобного Сергия около Сергиевой Лавры, которая представляла собой белокаменный Троицкий собор плюс несколько деревянных монашеских келий, появились первые села. Назывались они Панино, Клементьево, Копнино и Кокуево. Село Панино погибло в пожаре во времена польского нашествия 17 века, продолжительное время сохраняя свое название в Подпанинской улице.

Троицкий собор Сергиевой ЛаврыТроицкий собор Сергиевой Лавры

Село Кокуево преобразовалось со временем в Кокуевскую слободу, а затем вошла в городскую территорию Сергиева Посада, также храня историческое прошлое в названии Кокуевской улицы.

А вот село Клементьево выросло в крупный торговый центр, по численности населения превышая одно время Переславль-Залесский. Именно из этого села и вырос впоследствии город Сергиев Посад.

Торгово-промышленному направлению развития села способствовало его удачное местоположение. Ведь через него шли все основные транспортные пути – из Москвы в Переславль Залесский, из Архангельска в Москву и т.д. К тому же, проведение многочисленных строительных работ в Троице-Сергиевой Лавре привлекало в вотчинное монастырское село Клементьево новых жителей – рабочих всех строительных специальностей.


Дорога на Москву из Сергиева посада - 19 векДорога на Москву из Сергиева посада — 19 век

Кроме сёл, около Троице-Сергиевой Лавры оформились, так называемые, Служние Слободы – Нижняя и Верхняя. В 16 веке в Нижней слободе появились каменные Пятницкий и Введенский храмы, существующие до сих пор, а в Верхней – Рождественская деревянная церковь.

Дома и церкви строились на первых порах в основном деревянные, да и строительство велось весьма хаотично, что приводило к многочисленным пожарам. Но шло время. Храмы и здания слобод и сёл перестраивались в камне. Развивались всевозможные ремесла. В 16 веке в посадских слободах было развито около 20 ремесел.

Трагичным для жителей посада стало время осады Троице-Сергиевой Лавры польско-литовскими захватчиками с 1608 по 1610 годы. В саму Лавру враг не прошел, зато посадские хозяйства были жестоко разграблены и практически все сожжены.

Осада Троице-Сергиевой Лавры польскими интервентами

Когда впоследствии посад стал вновь отстраиваться, то его формирование шло уже более организованно. Возникали слободы ремесленников, занимающихся определенным направлением: Иконная, Стрелецкая, Пушкарская и т.д. Интересно, что одним из ремесел стало создание игрушек для детей.


Продукция сергиево-посадских мастеровПродукция Сергиево-Посадских мастеров

Сергиев посад появился на карте России в 1782 году, когда из всех поселений, расположенных вокруг Троице-Сергиевой Лавры по указу Екатерины Второй был учрежден населенный пункт с единым названием.

Поскольку Сергиев посад располагался недалеко от Москвы и имел с ней определенные экономические связи, к тому же в монастырь постоянно прибывало большое количество верующих — возникла определенная транспортная проблема, которая и была решена промышленником Ф.Чижовым и известным меценатом Иваном Мамонтовым (отцом Саввы).

Сергиево-посадская железнодорожная станция в 19 веке

В 1862 году началось движение по железнодорожной ветке Москва – Ярославль через Сергиев Посад. Однако паломники отвергали новое средство передвижения и продолжали ходить пешим ходом. Высшему духовенству Лавры пришлось своим примером продемонстрировать безопасность железной дороги.

В дореволюционное время в городе практически не было промышленных предприятий и, следовательно, рабочего класса, хотя проживало здесь уже порядка девятнадцати тысяч человек.


Красногорская площадь перед Сергиевой лаврой в конце 19 векаКрасногорская площадь перед Сергиевой лаврой в конце 19 века

Во время Гражданской войны в Сергиев Посад было переведено Главное Военно-инженерное управление по снабжению Красной Армии. Монастырь был закрыт. В городе прочно установилась советская власть.

В 1919 году Сергиев Посад официально получил статус города. Однако, в 30-х годах он переименовывается в Загорск. Так было увековечено имя выдающегося революционера, которому на главном проспекте города сооружен памятник.

Тогда же в Сергиеве Посаде создаются первые предприятия промышленного направления: электромеханический и оптико-механический заводы. Созданная в начале 20 века фабрика матрешек теперь стала называться «Загорской фабрикой игрушек N 1» , а позже – «Художественные изделия и игрушки». Это предприятие до сих пор выпускает матрешек, неваляшек и т.д.

Сергиево-посадские матрешкиСергиево-Посадские матрешки

Во время Великой Отечественной войны город стал прифронтовым, передовая проходила всего в 20-30 км от Загорска. Сергиев Посад подвергался бомбардировке, но враг в него не вошел. После войны экономическое и культурное развитие Загорского района пошло вперед быстрыми темпами.


Зимний Загорск в 1964 годуЗимний Загорск в 1964 году

Историческая справедливость была восстановлена в 1991 году – Сергиеву Посаду было возвращено его первоначальное историческое название. Тогда же начались мощные реставрационные работы по восстановлению памятников архитектуры Троице-Сергиевой лавры. А в связи с возросшим к ней интереса активизировалась туристическая тропа в этот замечательный, наполненный мощным духовным потенциалом старинный русский город.

В Троице-Сергиевой ЛавреВ Троице-Сергиевой Лавре

Сергиев посад всегда славился своей пленительной красотой и живописностью. Недаром многие писатели и поэты так любили сюда приезжать: Достоевский и Гоголь, Лермонтов и Карамзин, Л.Н.Толстой и Куприн и т.д. Очень любил этот город Пришвин, который прожил здесь более 10 лет и написал много известных произведений. Дом, где он жил, сохранился, но музея этого известного писателя и удивительного человека в городе пока нет. 


Памятник писателю Пришвину в парке "Скитские пруды" Сергиева посадаПамятник писателю Пришвину в парке «Скитские пруды»

Посещали город также многие выдающиеся художники, артисты и другие деятели культуры.

Храмы и монастыри

Троице-Сергиева Лавра

Основным и самым притягательным магнитом в историко-архитектурном плане является прекрасный комплекс Троице-Сергиевой лавры, на территории которого сосредоточено несколько разновременных храмов. Их создание связано с именами многих российских правителей, начиная с русских князей и заканчивая императорами всея Руси.

На Соборной площади Троице-Сергиевой ЛаврыНа Соборной площади

Иван Грозный и Петр Первый, Анна Иоанновна и Екатерина Вторая – все приложили руку к созидательной деятельности по строительству храмового комплекса, который сегодня стремятся посетить и туристы и верующие паломники, ведь Лавра является центральным действующим православным монастырем России.

Гефсиманский Черниговский скит (ул.Гефсиманские пруды,1)

В середине 19 века от Лавры отделяется Гефсиманский скит, в котором уединяются отдельные монахи, желающие вести аскетический и отшельнический образ жизни. Гефсиманский скит создается из деревянных построек на окраине Сергиева посада в Исаковской роще. Окружающие скит овраги со временем частично были превращены в искусственные пруды, около которых сегодня организована зона отдыха – Парк «Скитские пруды».

Гефсиманский скит Сергиева посада до революцииГефсиманский скит до революции

А появление в Гефсиманском ските блаженного Филиппа способствовало появлению еще одного скитского поселения – Черниговского, организованного из подземных пещерных келий и храмов.

Подземный храм Архангела Михаила в Черниговском скиту Сергиева посадаПодземный храм Архангела Михаила в Черниговском скиту

В постсоветсвое время Гефсиманский скит не восстановился, а вот Черниговский, вместе с его пещерным отделением, выстоял и сегодня полностью восстановлен и открыт для посещений.

Активно восстанавливается и Боголюбская Киновия (ул.Новоорогодная, 40 А), основанная тем же Филиппом недалеко от Черниговского скита в качестве некрополя для служителей Сергиевой лавры.

Служба в восстановленной Боголюбской киновии Сергиева посадаСлужба в восстановленной Боголюбской киновии

Спасо-Вифанский монастырь (ул.Маслиева, 25)

Этот мужской монастырь основан в конце 18 века московским архиепископом Платоном. Здесь интересно посмотреть уникальный Спасо-Преображенский собор сооруженный в конце 18 века в форме овальной фигуры и имел два престола – верхний Преображения Господня и нижний – Воскрешения Лазаря.

Спасо-Вифанский монастырь Сергиева посадаСпасо-Вифанский монастырь

Алтарь Лазаревского престола оформлен в виде пещеры внизу горы Фавор. А вершиной этой горы является алтарь верхнего престола – Преображения Господня. Таким образом, визуально была иллюстрирована взаимосвязь двух новозаветских событий – воскресение из гроба в мир славы. Эта маленькая церковь очень контрастирует с Сергиевой лавры. Здесь малолюдно, тихо и спокойно. И главное, очень красиво.

Храмы

Кроме основных монастырских ансамблей Сергиев посад богат и различными приходскими церквями, которые строились на территории слобод и сел. Из самых старинных храмов интересны Введенский и Параскевы Пятницы, находящиеся на улице Красной Армии, 127. Оба этих каменных сооружения появились здесь к середине 16 века в многолюдном Подольском районе взамен существовавшей ранее деревянной Введенской с Пятничным пределом, возведенной еще при Преподобном Никоне в 14 веке.

Создание этих небольших, но аккуратных церквей произошло благодаря материальной помощи боярского воеводы И.Хабарова, к концу жизни постригшемуся в монахи.

Введенская и Пятницкая церкви в Сергиевом посадеВведенская и Пятницкая церкви

Двухъярусный, одноглавый крестово-купольный Введенский храм (Введения во храм Пресвятой Богородицы) до второй половины 17 века являлась главным храмом мужского Подольского монастыря, после упразднения которого осталась просто приходской церковью. Когда-то создаваемая в духе псковской архитектуры, после многочисленных перестроек она воплотила в себе черты разных стилей и эпох.

Легкая, нарядная и уютная Церковь Параскевы Пятницы украшена многочисленным декором и имеет колокольню. Она очень гармонично смотрится рядом с более приземленной Введенской, а вместе они образуют вполне законченную композицию. Пятницкий являлся храмом женского Подольского монастыря до его упразднения, так же как и Введенская.

В советские годы церковные помещения использовались не по назначению, но чудом не были уничтожены. Возвращенные верующим в начале 90-х оба храма отреставрированы и снова проводят службы. В обе церкви имеет смысл зайти, чтобы ощутить дух давних времен, покой и умиротворение.

Ильинский храм в Сергиевом посадеИльинский храм

На берегу искусственного Келарского пруда находится памятник архитектуры, относящийся ко второй половине 18 столетия – Ильинская церковь, сооруженная в стиле московского барокко. Этот храм красив снаружи и внутри. В него стоит зайти, чтобы полюбоваться его расписанными стенами, увидеть позолоченный пятиярусный иконостас, и удивиться тому, что в советские года эта церковь оставалась единственной действующей в Сергиеве Посаде. Сегодня в качестве памятника архитектуры она охраняется государством.

Есть еще замечательный Храм Вознесения Господня на прос.Красной Армии, 88а относящийся также во второй половине 18 тысячелетия, выполненный в барочном стиле.

Храм Вознесения Господня в Сергиевом посадеХрам Вознесения Господня

Из церковных сооружений первой половины 19 века интересна Петропавловская церковь, которую называют также Воскресенской (ул.1- Ударной Армии,17 А). Она является единственной городской церковью эпохи классицизма.

Воскресенская или Петропавловская церковь Сергиева посадаВоскресенская или Петропавловская церковь

Всех святых храмов Сергиева посада перечисли не возможно. Все они — и старой постройки и современные украшают город и создают в нем русскую православную атмосферу. Но все же, еще об одном объекте хочется сказать буквально несколько слов — о Святом источнике Саввы Сторожевского, сподвижническом ученике Преподобного Сергия (ул.Пархоменко). 

Во время одной его молитвы с северной окраины Сергиева монастыря открылся чудодейственный источник. Сегодня здесь построена Часовенка, где можно попить воды или взять ее с собой, и Купель с большими раздевалками. Поплавать в благодатной Купели сможет любой желающий в любое время года, рубашка для купания легко приобретается в находящемся рядом ларьке.

Источник Саввы Сторожевского в Сергиевом посадеИсточник Саввы Сторожевского

Чтобы найти Источник, нужно обойти Лавру с ее Северной стороны и по мостику над ручеем уйти налево до указателя.

Музеи

Хотя Сергиев посад совсем небольшой городок, здесь есть и другие достопримечательности, помимо храмов и монастырей.

Историко-краеведческий Музей заповедник

Сергиево-Посадский исторический музей является самым большим музейным комплексом города, который объединяет четыре отдельно находящихся музея. Все их можно посетить со среды по воскресенье с 10.00 до 17.00. Понедельник и вторник являются выходными днями.

Главный корпус Исторического музея Сергиева посадаГлавный корпус Исторического музея

Главный музейный корпус (пр.Красной Армии, 144) заменяет собой художественную галерею города. В нем можно увидеть произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, проводятся выставки и различные тематические мероприятия.

В Главном музейном корпусе Исторического музея Сергиева посадаВ Главном музейном корпусе Исторического музея

Ризница Троице-Сергиевой лавры является уникальным филиальным отделением заповедника. Здесь представлена коллекция редких памятников русской истории, собранная Лаврой на протяжении 14-19 веков. Богатство экспозиции состоит из пожалований русских князей и царей, выдающихся образцов иконописной живописи и книжной религиозной миниатюры. Можно полюбоваться богослужебными экспонатами и шитьём и вышивками монахинь, все сокровища ризницы вызовут неподдельное удивление и восхищение.

Экспозиции, представленные в Ризнице Сергиевой ЛаврыЭкспозиции, представленные в Ризнице

Краеведческий корпус музейного заповедника (пер.Овражный 9А) расположен в самом первом советском строении эпохи конструктивизма, бывшем детском садике, спрятанным в глубине парковой зоны. В уникальном двухэтажном кирпичном сооружении сохранился мозаичный мраморный пол, колоны и много другого. Сегодняшние исторические экспозиции посвящены различным периодам жизни города, его возникновению и развитию, археологическим раскопкам и житейско-бытовым моментам.

Экспозиция Краеведческого отдела Исторического музея Сергиева посадаЭкспозиция Краеведческого отдела Исторического музея

Музей «Конный двор» (ул.1-й Ударной Армии,2) находится в одном из старейших сооружений города. Этот архитектурный ансамбль был построен в конце 18 века для нужд активно развивающегося в то время конюшенного хозяйства Троицкого монастыря. Разбросанные многочисленные конюшни было решено объединить в одно большое хозяйство с каменными строениями, что и было сделано на берегу живописнейшего Белого пруда рядом с Сергиевой Лаврой.

Ансамбль Конного двора около Сергиевой лаврыАнсамбль Конного двора

Одноэтажные корпуса были замкнуты в прямоугольник, по углам которого располагались круглые башни с тесовыми кровлями, увенчанные деревянными шпилями с шарами. После революции в этих корпусах разместились различные советские организации, и из-за отсутствия должного ухода за стареющими сооружениями, они начали приходить в негодность.

После реставрации «Конный двор» был практически полностью восстановлен, только на шпилях башен взамен шаров установили флюгеры с всадником на коне. На внутреннем дворе туристы смогут увидеть настоящую звонницу с колоколами, несколько пушек на лафетах, и красивые ажурно-декоративные решетки на воротах. Около всех этих экспонатов туристы любят фотографироваться на память. 

Стены с башнями Конного двора Сергиева посадаСтены с башнями Конного двора

А в самих помещениях разместились музейные экспонаты, иллюстрирующие историю Лавры, Сергиева посада и всего края.

Экспонаты "Конного двора" Сергиева посадаЭкспонаты «Конного двора»

Можно здесь увидеть и экспонаты местного производства народных мастеров, изделия из Хохломы и Гжели, Жостова и Городца, костюмы крестьянок и крестьян различных народностей и выставку русских матрешек. 

Экспозиция Музея русских матрешек в "Конном дворе" Сергиева посадаЭкспозиция Музея русских матрешек

А еще можно попасть на один из проходящих здесь фестивалей или на проведение массового народного праздничного гуляния. В любом случае, впечатления от посещения музея будут яркие и незабываемые.

Афиша одного из массовых мероприятий Конного двораАфиша одного из массовых мероприятий Конного двора

Художественно-педагогический музей игрушки им. Н. Бартрама (пр.Красной Армии, 123)

Этот музей интересен уже историей своего создания. Открывшись в 1918 году Москве, он мгновенно становится чрезвычайно популярным, его посещение в 20-х гг. можно было сравнивать с посещением Третьяковской галереи. Создатель музея Н.Бартрам находился на директорском посту бессменно до ухода из жизни, случавшимся в 1931 году. После смерти главного идейного вдохновителя и организатора музея, вся коллекция переезжает в Сергиев Посад, вернее в г.Загорск, и размещается в краснокирпичном здании бывшего особняка коммерческого училища в районе Сергиевой Лавры и Келарского пруда.

Здание Музея игрушки в Сергиевом посадеЗдание Музея игрушки

В музейной экспозиции можно увидеть русских народных и советских, западноевропейских и восточных кукол. Кроме них, есть еще и другие детские игрушки различных времен и народов. 

Экспонаты Музея игрушек Сергиева посадаЭкспонаты Музея игрушек

Ознакомиться с коллекцией данного музея туристы могут в любой день с 10.00 до 17.00 часов, кроме понедельников и вторников. В каждую последнюю пятницу месяца музей закрыт на санитарный день.

Музей народных промыслов (пр.Красной Армии, 110)

Этот один из самых молодых городских музеев предоставил свои площади мастерам народных промыслов, преимущественно изготовителям деревянных игрушек. Выставляются тут и живописные полотна местных художников.

Экспонаты Музея народных промыслов Сергиева посадаЭкспонаты Музея народных промыслов

Другие музеи

Любители музейных посещений могут ознакомиться также с экспозицией Выставочного зала «Колокола Руси» ( а улице Дружбы, 14 а). Но этот музей работает по предварительным заявкам. А на улице Валовая, в доме №22 можно ощутить атмосферу крестьянского быта в Музее «Жили-были».

В сергиево-посадском Музее "Колокола России"В Музее «Колокола России»

Когда лучше приехать в Сергиев Посад

Поскольку все достопримечательности Сергиева Посада доступны для посещения независимо от времени года, то лучше всего ориентироваться на само время года. А может даже на проходящие в этот период православные праздники. Ведь увидеть их проведение в самой Сергиевой Лавре – дорого стоит!

Весна 

Если вы хотите попасть на проведение Масленицы или на Пасху в Сергиев Посад, то надо сверять свое посещение с календарем православных празднеств на год. 

Масленичные гуляния в Парке "Скитские пруды" Сергиева посадаМасленичные гуляния в Парке «Скитские пруды»

Пасхальные богослужения, изумительный колокольный звон, чаепитие с освещенными куличами – одним словом, море эмоций и впечатлений. 

Пасхальная служба в храме Сергиевой лаврыПасхальная служба

Так же хорошо приезжать в весеннюю пору тем, кто хочет отдохнуть от суеты больших мегаполисов. Ведь весной еще не так много туристов, и можно осмотреть все достопримечательности в тихой спокойной обстановке.

Лето 

Разгар туристического сезона! Тепло и комфортно. Прогулки вокруг прудов и катание на лодках. Но не забываем о святости места, и об удивительных праздниках, на которые можно попасть в это время года. На Троицу обычно проходит День города, сопровождаемый концертами, всевозможными ярмарками и другими интересными мероприятиями. А заканчивается этот день залпами праздничного салюта.

На Фестивале воздушных шаров в Сергиевом посадеНа Фестивале воздушных шаров

Проходит летом и традиционный удивительный летний праздник – Фестиваль воздушных шаров. На этом грандиозном зрелище хоть раз в жизни надо обязательно побывать! Огромные тепловые аэростаты различных форм и цветов взлетают над Сергиевой Лаврой, а множество людей с ликующими криками и возбужденными лицами с замиранием наблюдают за этим фантастическим полетом! А при желании можно и самому полетать на воздушном шаре.

Проводятся летом День любви, семьи и верности (Петра и Февронии), День Святых Петра и Павла, Медовый и Ореховый спасы и т.д.

Осень

Путешествия осенью в любой город средней полосы России – это гарантированные великолепные красочные пейзажи и отсутствие изматывающей жары. 

Осенью на Белом пруде в Сергиевом посадеОсенью на Белом пруде

К тому же осенью уменьшается поток туристов, что опять-таки благоприятно для тех, кто любит тишину и покой. Из православных праздников в Сергиевой Лавре на осень приходятся Рождество Пресвятой Богородицы, День памяти Преподобного Сергия и т.д.

Кстати, обычные светские праздники тоже проходят в Сергиевом посаде довольно весело и креативно!

Куда можно сходить в Сергиевом Посаде с детьми

Если вы привлекаете к путешествию по городам России детей, то это очень похвально и педагогически верно. Во время путешествия вы имеете больше возможности общаться со своими детьми, чем в рядовые будни, а дети, кроме общения с вами, в ненавязчивой форме знакомятся с историей и культурой своей страны. Но, тем не менее, ребенок есть ребенок, и осмотр только исторических памятников ему быстро надоест. Поэтому надо заранее продумывать маршрут и места посещения.

Конечно, посетить саму Сергиеву Ларву с детьми обязательно нужно. Экскурсию дети не всегда выдерживают, поэтому хоть какие-то интересные сведения о Сергии Радонежском, о строительстве Лавры и ее архитектурных объектах вы можете рассказать и сами.

Росписи Жития Сергия Радонежского в арке входа в Сергиеву ЛавруРосписи Жития Сергия Радонежского

После Лавры с детьми хорошо погулять около Келарского пруда или посетить Парк «Скитские пруды», где детям найдется множество развлечений. Отрокам школьного возраста будет интересно увидеть пещерные храмы Черниговского скита, находящиеся недалеко от Скитских прудов.

В пещерном храме Черниговского монастыря Сергиева посадаВ пещерном храме Черниговского монастыря

Обязательно понравится им  в Краеведческом корпусе Исторического музея и в Музейном комплексе «Конный двор», где проводятся очень интересные детские экскурсии в игровой форме. Мероприятие можно выбрать в зависимости от возраста и интересов ребенка. 

Экспозиция Краеведческого корпуса Исторического музея Сергиева посадаЭкспозиция Краеведческого корпуса Исторического музея

Также можно сходить в Музей игрушки или в Музей народных промыслов. По возможности, детей надо свозить в село Абрамцево. Сказочная атмосфера этого места,проживание здесь автора «Аленького цветочка», красивая природа и изумительные произведения русских живописцев — все это обязательно произведет на детей очень хорошее впечатление.

Источник: russo-travel.ru

Один из интереснейших пунктов «Золотого коль­ца» — Сергиев Посад (Загорск). В последние десятилетия он буквально стал местом паломничества тысяч и тысяч российских и иностранных туристов. О Сергиев Посаде написан не один де­сяток книг, не одна сотня статей.

Топоним Загорск очень молод. Это название появи­лось на карте страны только в 1930 г. Но нельзя ска­зать, что молод город, ныне называемый Загорском. Его история насчитывает не одну сотню лет.

Попробуем установить «цепочку» изменений, кото­рые претерпевало название этого населенного пункта па протяжении столетий. Не будем забывать, что имя любого города никогда не бывает случайным, оно — ис­торично. Географические названия —это тот пласт лек­сики языка, в котором особенно отчетливо прослежива­ется связь языка и духовной культуры народа, языка и народного мировоззрения, языка и народного творче­ства. Серьезный анализ географических названий дает яркие подтверждения тому, что язык — составная часть и орудие культуры народа. Обратимся к истории ойконима Загорск в связи с историей называемого им населенного пункта, и прежде всего вспомним историю Троице-Сергиева монастыря.

Троице-Сергиев монастырь возник в тяжелое для Руси время, когда, прерываемый татарскими набегами и княжескими усобицами, только начинался процесс единения русских земель вокруг Москвы. Именно в тот период (около 1330-1332 гг.) из Ростовской земли в Радонеж переселился боярин Кирилл, когда-то «Один из славных и нарочитых бояр», а к моменту переселения разорений набегами, междоусобицей, данями и т.д. Вместе с родителями в Радонеж переселился и отрок Варфоломей – будущий Сергий Радонежский. Имя Сергий, полученное им при пострижении в монахи, навсегда скрыло от людей мирское имя Варфоломей. Сергий основал монастырь, который первоначально считался «пустынью», т.е. обителью, удаленной от центров, от городов. Однако в 30-50-х годах XIV в. Радонежская земля интенсивно заселялалсь, и создание монастыря было частью процесса оформления и развития Радонежского удела. Думается, составитель «Жития Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый несколько романтизировал обстановку, в которой основался монастырь, когда писал следующее: «Не бе тогда окрест монастыря ни сел близ, ни дворов, все пусто, со вся страны лес бе, все пустыня».

Городище городок выселки сельцо

Монастырь, который основал Сергий Радонежский и игуменом которого он был, стал именоваться — по цен­тральному храму — Троицким. Популярность культа святой Троицы в XIV в. не может быть объяснена толь­ко лишь обострением догматических споров и оживле­нием выступлений против официального толкования троицы. Необходимо учитывать и конкретную

историческую обстановку, начало объединительного процесса русских земель вокруг Москвы. Троица олицетворяла собой идею единства, преодоления распрей. Епифапий Премудрый писал, что Сергий основал монастырь для того, чтобы «воззрением на святую Троицу побеждал­ся ненавистный страх розни сего мира». И Сергий, Ра­донежский, посвятив свой монастырь Троице, активно содействовал примирению князей, укреплению Руси перед лицом Золотой Орды.

Несколько слов о том месте, которое выбрал Сергий для своей обители. Первоначально Сергий замыслил по­ставить монастырь в урочище Белые Бога, у бывшего языческого святилища, о чем красноречиво свидетель­ствует и сам микротопоним — название урочища; по­том у него было намерение поставить монастырь побли­зости от современного села Марфино (См. Ратшин А. В. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях в России. М., 1852, с. 178). Однако эти по­пытки ни к чему не привели: вероятно, Сергий натолк­нулся на сопротивление местных землевладельцев, что и заставило его искать относительно «пустынных», дру­гими словами, незанятых мест. Местом, где, наконец, монастырь был поставлен, стала возвышенность — холм Маковец. Уже сам этот микротопоним указывает на то, что Сергий поставил свой монастырь на довольно высо­ком месте. Заглянем в словарь В. И. Даля: «Маковица, маковка — …вершина, верхушка, самый верх здания, дерева или высокого предмета» (См. Даль В. И. Толковый словарь…, т. 2, с. 291). Слово маковка рус­ское. Первоначально оно обозначало только головку мака. В дальнейшем на основе сходства предметов по форме или по расположению частей название было пе­ренесено и на другие предметы, попав, в частности, и в сферу местной географической терминологии (См. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971, с. 253)

Спустя два-три года к Сергию стали стекаться мо­нахи, и в 1347—1348 гг. их было уже 13 человек. В 1353 г. Сергий Радонежский становится игуменом Троицкого монастыря, там утверждается общежитий­ный устав. По-новому организованный монастырь пре­вращается в крупное феодальное владение и начинает осуществлять монастырскую колонизацию Северо-Восточной Руси. Начиная с 50-х годов XIV в. из Троице-Сергиева монастыря вышло более 20 устроителей но­вых монастырей, среди них Роман Киржачский (Бла­говещенский Киржачский монастырь), Андроник Спас­ский (Снасо-Андроньевский монастырь), Мефодий Песношский (Николо-Песношский монастырь), Федор Си­моновский (Симонов монастырь), Савва Звенигород­ский (Саввино-Сторожевский монастырь).

Непосредственно свое название Троицкий мона­стырь получил

по той маленькой церковке, которая была поставлена Сергием и его братом Стефаном в 1345 г. и посвящена Троице. Но в те бурные времена деревянные сооружения очень часто бывали недолго­вечны. И в 1408 г. Троице-Сергиев монастырь постигла печальная участь — во время нашествия хана Едигея он был сожжен. Новый этап в истории монастыря на­чался в 1422 г., когда произошла канонизация его ос­нователя Сергия Радонежского. Торжественно был за­ложен каменный Троицкий собор «в похвалу» Сергия. Писать иконы для этого собора и расписывать его сте­пы было поручено Андрею Рублеву и Даниилу Черно­му. Каменное строительство возобновилось в 1469 г., когда «в Сергееве монастыри у Троицы поставили тра­пезу каменну, а предстатель у нее был Василий Дмит­риев сын Ермолин» (См. Полное собрание русских летописей, т. XXIII, с. 158)

В XVI в. Троице-Сергиев монастырь входит в систе­му оборонительных сооружений, форпостов вокруг Мо­сквы. В течение десяти лет, начиная с 1540 г., здесь возводятся каменные стены (общая длина— 1284 м), в оврагах вокруг горы Маковец устраиваются запруды. Большой интерес любителей топонимики наверняка вы­зовут названия некоторых башен монастыря. Если под­ходить к монастырю со стороны Москвы, то сразу же в глаза бросается одна из самых мощных башен — уг­ловая Пятницкая (названа по церкви Параскевы Пят­ницы 1547 г., что «на Подоле»), Самая красивая баш­ня — Утичья (или Уточья). Первоначально она. назы­валась Жйтничьей башней (поскольку находилась на­против Житного двора). Однако после надстройки в конца XVII в. получила новое название — Утичья. Со­хранилось предание о том, что молодой царь Петр стре­лял оттуда уток, плававших в соседнем пруду. Якобы именно в память этого факта на Шпиле башни было поставлено изображение утки. Однако нам кажется,

что есть возможность для разработки гипоте­зы в ином направлении.

Учитывая тот факт, что наиболее ранние источ­ники упоминают назва­ние. башни в форме Уточья, а также то, что под башней находятся ключи, водные источни­ки (что и позволило впоследствии провести в ней водопровод), веро­ятно, следует подумать о возможности связи названия башни именно с водными источниками, под ней расположенны­ми (сравните слова уте­кать, утека и другие у В. И. Даля).

Более проста исто­рия названий остальных башен монастыря — Пивной (с обширными погребами), Конюшен­ной (или Каличьей), Плотиичьей, Звонковой (или Кузнечной), Сушильной, Красной, Луковой, Водя­ной, Келарской (келарь — в русских монастырях мо­нах, заведовавший хозяйственной частью). Этимоло­гия этих названий в большинстве случаев достаточно прозрачна: почти все названия связаны с назначением башни, спецификой ее использования в монастырском быту, расположенностью поблизости от какого-либо объекта внутри монастыря или за его пределами, внеш­ним обликом башни и т. д.

В 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю было присво­ено почетное наименование лавры. Лаврой (это слово древнегреческого происхождения, имевшее ряд значе­ний—«мощеная дорога», «здание», «квартал» и т. д.) называли наиболее крупные мужские православные монастыри, которые подчинялись непосредственно выс­шей церковной власти. В русской православной церкви до революции имелось четыре лавры: Киево-Печерская,

Троице-Сергиева, Александро-Невская и Почаевская. Что касается Троицо-Соргиеной лавры, то возглавляет ее сам патриарх, а непосредственное руководство осу­ществляет наместник лавры архимандрит.

Совершенно справедливо падать вопрос: какова ис­тория светской части того населенного пункта, которая сформировалась вокруг Троицо-Сергиевского монасты­ря, какими топонимическими данными относительно ее мы располагаем?

Первые подмонастырские села появляются около Троице-Сергиева монастыря в конце XIV в. С начала XV в. возникают слободы. Их появление и развитие были связаны и с ростом монастырского хозяйства, и с проходившим здесь трактом. Древнейшим из них было село Клементьево, жители которого занимались ремес­лами и торговлей (в основе этого ойконима лежит лич­ное имя человека). В начале XV в. к востоку от мона­стыря выросла Служичья слобода, населенная «троиц­кими слугами» — доверенными лицами по управлению монастырскими вотчинами. Памятуя об осаде польско-литовских интервентов, монастырские власти набирают «охочих людей» в стрельцы и пушкари; так возникают Пушкарская и Стрелецкая слободы. К югу от монасты­ря в слободах жили мастера-строители. Посетивший в 1655 г. Троицу Павел Алеппский (спутник Макария, патриарха Антиохийского, в путешествии по России) писал, что вокруг монастыря «сады, идущие непрерыв­но один за другим, большой город… несколько монасты­рей и церквей, пруды и мельницы» (См. Павел Алепский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, вып. 4. М., 1898, с. 26).

В 1782 г. окружавшие Троицкую лавру села и сло­боды были объявлены городом, который получил назва­ние Сергиев Посад. Так па карте России возник новый ойконим. Указ императрицы гласил: «…живущия в сло­бодах ведомства Коллегии экономии близ Свято-Троиц­кой Сергиевской лавры лежащих непахотным жите­лям, производящим торговлю и ремесла, позволить за­писаться по их желанию в купечество и мещанство, уч­реди для них посад под именем Сергиевской, и в нем Ратушу» (См. Собрание законов государства Российского, т. XXI, № 15371, с. 444 – указ от 22 марта 1782 г.). Первоначально слово посад в названии этого населенного пункта имело двойственную роль: оно оп­ределяло тип населенного пункта, его разновидность, одновременно являясь частью названия и приобретая в его составе все более твердое положение. Вскоре после указа был создан проект планировки Сергиева Посада. Центром города оставался ансамбль лавры, вокруг ко­торой значительная площадь освобождалась от застрой­ки. Сохранялись пять больших прудов: Белый — около Утичьей башни, Конюшенный — у северной стены монастыря, Пятницкий — близ Пятницкой церкви, Келарский и Клементьевский — к югу от монастыря.

Строительство шоссе, связавшего Москву с Сергие­вым Посадом, было закончено в 1845 г., а спустя сем­надцать лет было открыто движение по железной до­роге.

В 1919 г. форма наименования изменилась: Сергиев Посад был преобразован в город Сергиев и стал район­ным центром, а с 1922 г.—уездным центром. А уже в 1930 г. город получил новое название — Загорск. Оно было дано в честь видного деятеля партии В. М. Загор­ского. Настоящая фамилия Владимира Михайловича Загорского была Лубоцкий (Загорский — это псевдо­ним); имел он и партийную кличку Денис. В. М. За­горский вступил в члены партии в 1905 г., в 1918 г. был избран одним из секретарей Московского комитета РКП(б). 25 сентября 1919 г. В. М. Загорского не ста­ло: он вместе с другими партийными активистами был убит взрывом бомбы, брошенной левыми эсерами в по­мещение МК РКП (б) в Леонтьевском переулке.

Название Загорск — интересный топонимический казус. Оно образовано от антропонима Загорский, но теми людьми, которым неизвестна конкретная история его происхождения, оно воспринимается как название, относящееся к ряду ойконимов-ориентиров, указываю­щих на положение населенного пункта на местности относительно чего-либо. Русская топонимия достаточно богата такими примерами: Заречье, Заболотье, Заборье и, наконец, Загорье (есть и Подосинки, Залуги, Подберезное и др.). В результате поставленного нами неболь­шого эксперимента обнаружилось, что значительное число людей расценивают название Загорск как однотип­ное с топонимом Загорье.

Другим любопытным фактом является то, что ойконим Загорск — пример усеченного слова (так же, как н Дзержинск, Жуковск и т. п.). Судите сами, суф­фикс -ск в названии Загорск не имеет никакого отношения к словообразованию самого наименования и относится к дотопонимическому уровню, являясь состав­ным элементом фамилии Загорский. Однако создается впечатление, что этот топоним стоит в одном ряду с такими, в составе которых -ск действительно словооб­разующий суффикс. Известно, что еще в IX—XII вв. ойконимы на -ск образовывались от основ, связанных с характеристикой природных особенностей, например Брянск (древний Дьбряпск, от дебрь — «лесная ча­ща»). Вплоть до настоящего времени с этим суффиксом образуются ойконимы как от нарицательных слов, на­пример Подоль-ск, Том-ск, Алтай-ск, Белоречен-ск, так и от фамилий: Киров-ск, Ворошилов-ск, Ленин-ск и др. Название Загорск, таким образом, служит примером усечения, что свидетельствует об устойчивой, сложив­шейся топонимизации суффикса -ск.

Источник: М. В. Горбаневский, В. Ю. Дукельский — По городам и весям «Золотого кольца»

Источник: towntravel.ru

Город на северо-востоке Московской области, административный центр Сергиево-Посадского района. В 1930-1991 годах носил название «Загорск». В 1969 году был включен в состав Золотого кольца России.

XIVXV века

Историю Сергиева Посада можно начать с основания Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря в 1337 году. Именно здесь в 1380 году Дмитрий Донской получил благословение великого святого на Куликовскую битву. В 1408 году монастырь был сожжен татарами под предводительством Едигея, предпринявшего поход на Москву. Вскоре обитель была восстановлена, а в 1422 году был сооружен белокаменный Троицкий собор. Примерно в это время вокруг монастыря начали складываться так называемые Служние слободы. Также возникали села: Клементьево, Копнино, Панино, Благовещенское, Кукуево. Позже села будут включены в единый посад.

XVIXVII века

В середине XVI века Троицкая обитель была укреплена и стала настоящей крепостью. В 1559-1585 годах шло строительство Успенского собора. Каменные церкви – Пятницкая и Введенская – строились в Нижней Служней слободе, деревянная церковь Рождества Христова появилась в Верхней Служней слободе. В селе Клементьеве, ставшим местным центром торговли, также возводились церкви, торговая площадь и гостиница для паломников. В 1608-1610 годах монастырь и окрестности находились в осаде польско-литовских интервентов. В 1689 году именно здесь, во время конфликта с царевной Софьей, нашел убежище царь Петр.

XVIIIXX века

В 1744 году Троице-Сергиев монастырь получил статус Лавры. В 1782 году по указу Екатерины II из окружных сел и слобод был учрежден город, получивший в честь св. Сергия Радонежского название Сергиевский посад. В 1845 году его объединила с Москвой шоссейная дорога, а в 1862 году была проложена Московско-Троицкая железная дорога, появилась новая станция «Сергиево». 

В 1919 году Сергиевский посад стал городом Сергиевым и центром уезда. В 1930 году он был переименован в Загорск в честь революционера В.М. Загорского (в 1976 году ему в городе был установлен памятник). В 1934 году был открыт Загорский оптико-механический завод, а в 1938 году – Загорский электромеханический завод. 

В 1991 году город стал называться Сергиевым Посадом. В 2000 году около Лавры был установлен памятник Сергию Радонежскому, освещенный патриархом Алексием II.

Достопримечательностями Сергиева Посада, помимо знаменитой Лавры, являются Спасо-Вифанский монастырь (1797), Гефсиманский Черниговский скит, Музей игрушки (1918), Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник (1920), включающий в себя собрание ценностей Троице-Сергиевой Лавры. Также достопримечательностью  является Загорская матрешка, родившаяся в Сергиевом посаде.

Ежегодно в городе проходит фестиваль воздушных шаров «Небо Святого Сергия».

Источник: w.histrf.ru

История Сергиева Посада

Началась же история Сергиева Посада с небольшой пустыни, которую основали на берегу реки Кончуры посреди Радонежского бора два брата, Варфоломей и Стефан. Они стремились «к строжайшему монашеству и пустынножитию», дабы ничто и никто не отвлекал их от служения Богу. Так, в глухих лесах Подмосковья появились кельи и небольшая церковь во имя Святой Троицы.

фото золотое кольцо сергиев посад преподобный сергей радонежский варфоломей картина

Однако, вскоре после того как богомольцы вроде бы обосновались на новом месте, Стефан, не выдержав суровых лишений аскетичного монашества, уехал в Москву в Богоявленский монастырь, а Варфоломей принял постриг под именем Сергия и остался в полном одиночестве.

Несколько лет Сергий прожил отшельником, а потом к нему на поселение стали приходить монахи, которые и основали здесь обитель – Троицкий монастырь, ставший впоследствии Троице-Сергиевой Лаврой. Эта жемчужина русского храмового строительства внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Хотя этот высокий статус монастырь получит гораздо позже, а пока он только начинает развиваться и терпит во всем крайнюю нужду, пока Сергий, ставший к тому времени игуменом, не провозгласил правило, которое запрещало монахам принимать любые подаяния и обязывало их жить лишь собственным трудом. Так обитель становится не только религиозным центром, но и центром ремесел, начинает разрастаться и процветать, около нее начинают селиться крестьяне, монастырю благоволят русские князья.

Так, в 1380 году перед Куликовской битвой сюда приезжает князь Дмитрий Донской, чтобы получить благословение, позже здесь крестят первого царя всея Руси Ивана Грозного, а в 1682 году, во время Стрелецкого бунта, в монастыре укрывалась царевна Софья Алексеевна и ее малолетние братья, царевичи Иван и Петр. Для последнего обитель вновь стала укрытием в 1689 году, во время его борьбы за престол.

Однако, несмотря на такую, казалось, безоблачную историю, были в жизни монастыря и черные страницы – в 1408 году во время очередного набега татар на Русь, войска хана Едигея полностью сожгли обитель, которая в тот момент представляла собой небольшой деревянный городок. После того как монастырь восстановился от этого потрясения, в нем начинается активное каменное строительство – появляется первый каменный собор, куда перенесли усыпальницу почившего к тому времени преподобного Сергия, начинается строительство мощных каменных стен с башнями.

фото золотое кольцо сергиев посад троице сергиева лавра мощи сергий радонежский

Неприступность обители, в 1550 превратившейся в мощный форт, была испытана во времена Смутного времени, когда польско-литовские интервенты безуспешно осаждали монастырь в течение полутора лет.

Такая самоотверженная защита могла только способствовать дальнейшему росту авторитета монастыря, что в свою очередь обусловило приток сюда людей – они активно селились на принадлежащих монастырю территориях, тем более, что монастырские земли имели большие государственные льготы.

Постепенно кольцо поселков и деревень вокруг Троицкого монастыря замкнулось, после чего весь комплекс поселений получил название Сергиев Посад, а сам монастырь удостоился звания Лавры, что подчеркнуло его главенствующую роль в религиозной жизни страны.

Дальше Лавра ведет не только активное строительство в городе, но и развивает местную промышленность – в Сергиевом Посаде создаются несколько заводов и фабрик, собственная типография, а также «потешное» производство игрушек – именно здесь родилась наша русская матрешка. В конце XIX века к монастырю строится хорошая дорога, а также налаживается железнодорожное сообщение. Таким образом, благосостояние Лавры только растет вместе с притоком богомольцев и паломников.

Кончается все с приходом советской власти, Лавру закрывают, монахи подвергаются репрессиям, сам город переименовывают и вплоть до 1991 года он носит название Загорск.

В настоящее время Сергиев Посад – довольно крупный и развитый в промышленном, культурном, научном и туристическом плане город Подмосковья. Лавра же является крупнейшим действующим православным монастырем страны, ее духовным центром, где свято чтут и оберегают традиции православия, где сохранилась истинная душа России.

 

Гостиницы и отели Сергиева Посада

Расположенная в Сергиевом Посаде одна из главных святынь страны и памятник культурного наследия ЮНЕСКО – Троице-Сергиева Лавра, без сомнения, привлекает в Московскую область множество паломников и ценителей искусства. Путешествуя по городам Золотого Кольца, можно остановиться в Москве или же выбрать один из вариантов размещения в самом Сергиевом Посаде.

Основная масса гостиниц Сергиева Посада расположена в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры. В городе представлены несколько отелей 3*. Они находятся в пешей доступности от главной достопримечательности города, а также от основных транспортных узлов – ж/д вокзала и автостанции. Нужно отметить, что выбор отеля Сергиева Посада 3* — отличная альтернатива проживанию в Москве: комфортабельные номера с массой дополнительных сервисов за умеренную плату.

Если вам не принципиальны сервисы, предлагаемые в гостиницах, можно остановиться на выборе хостела или гостевого дома. Всего в Сергиевом Посаде порядка десятка различных вариантов подобного размещения. Учитывая размеры города, их месторасположение практически не будет отличаться от более дорогих гостиниц.

 

Достопримечательности Сергиева Посада. Что посмотреть?

фото золотое кольцо, сергиев посад, троице-сергиева лавра успенский собор

Большинство достопримечательностей Сергиева Посада так или иначе связаны с Лаврой или с жизнью ее основателя Преподобного Сергия Радонежского. Поэтому начать осмотр этого города Золотого кольца стоит с достопримечательностей архитектурного ансамбля монастыря, который сегодня насчитывает более полусотни различных строений.

Как мы уже говорили первое, а значит, самое древнее каменное сооружение на территории Лавры – это величественный белоснежный Троицкий собор. Этот храм является не только одним из самых ранних образцов русского белокаменного зодчества, но и хранит в себе уникальные работы легендарных русских иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева, последний специально для иконостаса этого собора создал икону «Святая Троица».

Чуть более молодым, но не менее величественным является храм Сошествия Святого Духа на Апостолов или Духовский храм с синекупольной колокольней, а крупнейшим сооружением Лавры можно назвать Успенский Собор, созданный по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля. Причем также как и в Москве, в Сергиевом Посаде храм во имя Успения Пресвятой Богородицы тоже является усыпальницей, только в столице там хоронили митрополитов Киевских и Московских, а здесь находятся могилы Бориса Годунова и его семьи. 

фото золотое кольцо россии сергиев посад троице-сергиева лавра водопад гремячий

Среди церквей Сергиева Посада стоит отметить Никоновскую церковь, которая примыкает к Троицкому собору, и две древние церкви, которые находятся уже за пределами монастырских стен — церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы.

Прямо напротив Введенской и Пятницкой церквей находится часовня над источником, который называется Пятницкий или Сергиевский колодец, откуда по преданию Сергий Радонежский приносил воду для своей братии.

В продолжение разговора о достопримечательностях, не относящихся к комплексу Лавры, нельзя обойти вниманием архитектурный ансамбль Черниговского скита, где находится таинственная пещерная церковь и чудотворная икона Богоматери Черниговской.

Среди музеев Сергиева Посада самым необычным можно назвать Художественный Педагогический Музей Игрушки, где кроме экспозиций расположился НИИ игрушки и единственный в России «игрушечный» колледж.

Если у вас останется время осмотреть окрестности Сергиева Посада, то обязательно посетите село Абрамцево, где находится бывшая усадьба писателя Сергея Аксакова, а ныне музей-заповедник, экспозиции которого расскажут о жизни и творчестве хозяев и знаменитых гостей имения. Также довольно интересно будет побывать в старинном селе Воздвиженском, которое раньше было местом последней остановки ежегодного богомольного похода из Москвы в Лавру и стало свидетелем многих исторических событий.

Есть неподалеку от Сергиева Посада и природные памятники – старинное озеро Деулино и водопад Гремячий, который по преданию появился по молитве Сергия Радонежского.

 

Источник: www.tour52.ru


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.