На лад старинный звать его Плесков.
Он и теперь звенит колоколами.
Наш древний Псков из памяти веков
Глядит пятью большими куполами.
                               Ларина Федотова

Дорогие друзья, нам предстоит удивительное путешествие в историю древнего Пскова.

Псков – старинный и очень красивый город. У каждой его башни есть легенда, у каждого храма – своя история. И когда вы их узнаете – город для вас оживет. Древний Псков — это город и государство, вечевая республика и одновременно город-крепость, страж русских земель на северо-западе.

Из глубины веков пришло к нам первое упоминание о Пскове. А кто же оставил своим потомкам рассказ «Откуда есть пошла земля Псковская»? Конечно, вы правы – это летописец.

Летописание – составление летописей, началось на Руси в 11 веке. Самая ранняя из дошедших до нас русских летописей – «Повесть временных лет», ее составителем считается монах Киево – Печерского монастыря Нестор. Итак, вместе с летописцем мы отправляемся в историческое путешествие.


О Пскове — городе из летописей не известно, кем был создан и какими людьми; известно только, что уже существовал этот город в то время, когда приехал князь Рюрик с братьями от варягов к словенам княжить. Известно также, что Игорь Рюрикович взял себе жену Ольгу из Пскова. Кто же такая Ольга?

Родиной Ольги называется древняя весь Выбутская, что находится вверх по течению реки Великой близ Пскова. Некогда, когда еще и Пскова в помине не было, родилась в том месте и выросла красивая и скромная девушка с васильковыми глазами и волосами цвета спелой ржи. Именем – Ольга.

…Охотился как-то в псковских лесах молодой киевский князь Игорь. И очутился он на берегу полноводной реки. Как перебраться на другой берег? И увидел Игорь, что кто – то плывет по реке в лодке, взял и окликнул перевозчика, велел перевезти ему себя на противоположный берег. Каково же было удивление Игоря, когда в подплывшей лодке оказалась молодая  девушка. Это и была Ольга. Пораженный ее красотой, молодой князь попытался завести с Ольгой вольный разговор. Но мудрая не по годам девушка прочла Игорю целое наставление о нравственности и целомудрии. Изумился Игорь ее уму и рассудительности, и на прощание подарил Ольге колечко и просил его не забывать.


Когда пришла пора Игорю жениться, в псковские края направились представительные киевские сваты – просить руки девицы не от княжеского рода, не из вельмож, а от простых людей. Так и стала псковская Ольга женой великого киевского князя Игоря, матерью доблестного Святослава и бабкой Владимира Красное Солнышко. Случилось это в 903 году, а Ольге в ту пору было двадцать лет. «Игорь вырос и сбирал дань после Олега, и слушались его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольга». Так преподобный Нестор отметил замужество Ольги в «Повести временных лет».

1. Героиня волшебных сказок, владычица чудесного царства, обладательница высшей мудрости. Сможете ли вы догадаться и объяснить, имя какого персонажа русской сказки связано с псковской Ольгой?

* Василиса Прекрасная
* Елена Премудрая
* Марья  — искусница

Ответ:
Согласно «Повести временных лет» крещение Ольги состоялось в Константинополе, во время которого ей было наречено имя Елена. Именно царь византийский, лично присутствовавший при крещении, назвал Елену (Ольгу) Мудрой.

С тех пор княгиню Ольгу (в крещении Елену) называли Мудрой. Существует мнение, что именно это событие повлияло на появление всем известного имени Елена Мудрая (Премудрая).

Мудрая правительница была во всем первой. Стала первой христианкой в русском княжеском роду, начала вводить христианство на Руси. По смерти своей причислена к лику святых. День смерти княгини Ольги 24 июля (н. с.) стал днем ее памяти. Через десять веков, 23 июля, 1944 года, накануне Ольгиного дня Псков был освобожден от немецко – фашистских захватчиков. Две почитаемые даты отмечаются как дни города.


2. Какие места в городе Пскове и его окрестностях носят имя княгини Ольги?

Ответ: В Пскове есть Ольгинская набережная и Ольгинский мост, Ольгинская часовня и Ольгинский ключ. В окрестностях Пскова находятся Ольгино поле и Ольгин камень.

В дни празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи, в городе появились сразу два памятника великой княгине. Один из них подарок скульптора Зураба Церетели. Поставлен в 2003 г. в сквере около гостиницы «Рижская». Княгиня Ольга изображена как воительница. Во втором (автор В. Клыков), в сквере у Октябрьской площади, нашел отражение образ великой псковитянки как первой христианки на Руси.

С именем Ольги связана еще одна легенда из истории Пскова.

В старые, добрые времена псковичи любовно и с гордостью называли свой град не иначе как дом Святой Троицы. Откуда пошло такое название, догадаться нетрудно: главный храм Пскова – Свято – Троицкий собор, без которого невозможно представить город. Имена мастеров, что возводили храм во славу Святой Троицы, к сожалению, не сохранились, а вот о том, как был основан Троицкий собор, да и сам Псков, в народной памяти сохранилась легенда.


 …Как – то, уже будучи христианкой, объезжала великая княгиня киевская Ольга свои владения… День клонился к вечеру. Утомленная Ольга спешилась с коня и подошла к берегу неторопливой реки Великой. Темные тучи на небе проносились так низко, что казалось, вот-вот зацепят макушки деревьев, раскачивающихся под порывами пронизывающего ветра. Внезапно ветер стих, точно удивленные, замерли деревья, а спешившие с севера тучи замедлили свой бег и расступились, уступая место яркому, золотистому свету, который тремя лучами пролился с небес на землю. Там, где у слияния двух рек — Великой и Псковы — высился каменистый мыс, поросший могучими столетними деревьями, свет трех лучей пересекся. Пораженная этим чудным видением, Ольга воскликнула: «На этом месте будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии!»

Возблагодарила Ольга Бога за знамение, предрекающее силу и славу земли Русской, помолилась и поставила крест. Возвратясь в Киев, великая княгиня не забыла о своем обещании на берегу Великой. Велела послать туда много золота и серебра для постройки храма, заложить город Псков и населить его жителями. Так по легенде возник город Псков и первый на Руси храм во имя Святой Троицы.

Сообщения о том, что происходило в других землях Руси, в псковских летописях немногочисленны и лаконичны. Даже о таких крупных событиях общерусского значения, как нашествие Батыя в XIII в., псковский летописец записал очень кратко: «Прииде царь Батый на землю Русскую и поима грады. И идоша до Игнача креста и ту воспятишася».


После потери Псковом независимости образовались две ветви псковского летописания (свод 1547 г. и свод 1567 г.)

Псковские летописи на протяжении XV-XVI вв. сохраняют основные черты старшего псковского летописания, но появляются и новые тенденции. В XV в. летописные записи становятся все более подробными, охватывая события военной и церковной жизни Пскова и приобретая постепенно общерусский характер. Расширяется тематика псковских летописей, интерес начинают вызывать события, которые не имеют прямого отношения к Пскову: борьба в Орде, взаимоотношения между русскими князьями, удельные смуты в Русской земле, события в Литве и Новгороде.

А нам, желающим знать историю родного края, доступна «Сокращенная псковская летопись» митрополита Евгения. Этот человек волею судьбы оказался на псковской земле и многие годы своей жизни посвятил изучению и описанию ее истории.

Евфимий Алексеевич Болховитинов родился в 1767 году в г. Воронеже. Митрополит Евгений – это звание и имя он получил, став священником. С1816 г. он – архиепископ Пскова. Им издана «История княжества Псковского» и много других работ по истории Отечества. Митрополит Евгений был не только священником, но и ученым, историком – краеведом, который изучал прошлое нашей родины. Народная память водила пером Нестора и митрополита Евгения.

Конкурс «Грамотей»:
Попробуйте из этих буквосочетаний составить слова, связанные с нашим городом.
Пс Пл пл Пс
(Плесков, Псков, Пскова, Запсковье, Псковская земля).


Конкурс «Знатоки старинных слов»:
Что означает старинное слово «чело»? (Лоб)
Что означает старинное слово «кудесник» (Волшебник, колдун)
Что означает старинное слово «курган» (Холм над могилой знатного воина)
Что означает старинное слово «жребий» (Судьба, участь)
Что означает старинное слово «отрок» (Младший воин в дружине)
Что означает старинное слово «осенина» (Осеннее время года)
Что означает старинное слово «сеча» (Битва с врагом)
Что означает старинное слово «око» (Глаз)
Что означает старинное слово «веверица» (Белка)
Что означает старинное слово» недуг» (Болезнь)

Наша Псковская земля – край богатой и славной истории. Многие поколения историков и краеведов немало сделали для изучения уникальной псковской земли, ее богатой неповторимой истории и культуры. Ей посвящены многочисленные книги и статьи, коллективные сборники и авторские работы, многие из которых представлены в библиотеках города.

Использованные источники:

1.    Васюрина, Л. Волшебный остров : Псков в гравюрах Валентина Васильева / Л. Васюрина // Новости Пскова. – 2002. – 4 июня. – С.



2.    Град, освященный Троицей Святой : сборник сценариев / сост. Е.Н. Сойтту . – Псков : [б. и.], 1998. – 63 с.
3.    Летопись земли Псковской : годы и события / Федер. агентство по образованию, Псков. гос. пед. ун-т им. С.М. Кирова ; авт.-сост. И.О. Колосова, Т.В. Круглова, З.Л. Тимошенкова и др. – Псков : ПГПУ, 2007. — 487 с.
4.    Мой город : книжка – раскраска для дошкольников /авт. – сост. С. В. Кускова. – Псков : [б. и.], 2001. – 28 с. — 1100-летнему юбилею г. Пскова.
5.    Псковский Летописец : краеведческий альм. №1 / отв. ред. О.К. Волочкова. — Псков : [б. и.], 2009. – 158 с.
6.    Степанов Ю. Легенды и предания псковщины / Ю. Степанов. – Псков : Информ. агентство «Псков-инфопресс», 1993. – 53 с.
7.    Филимонов, А. Вороний камень : Псков в гравюрах Валентина Васильева / А. Филимонов // Новости Пскова. – 2002. – 2 июня. – С. 5.

Источник: www.pskovkid.ru

Три чудесных луча

Проезжала как-то по изборским землям княгиня Ольга. И остановилась на отдых у места, где река Великая сливается с рекой Псковой. А там — высокий мыс. На мысу — нехоженые леса. Место суровое, неприступное, да и день был пасмурный.


вдруг разошлись ненадолго серые тучи, будто окошко отворилось в небесах, а через него упали на мыс три ярких солнечных луча. Удивительное это было зрелище, можно сказать — знак с Небес. «Три луча — как три Лица Пресвятой Троицы, — подумала тогда княгиня Ольга. И повелела: — Быть на этом месте граду великому и храму во славу Троицы». Сказано — сделано. Прибыли к высокому мысу строители, и вскоре появился на свет новый город

Псков — богатырская застава земли русской. Рос он не по дням, а по часам. Очень быстро перерос город Изборск и стал в этих краях главным. Княгиня Ольга сама установила в нем сначала поклонный крест, а затем распорядилась и о постройке первого — еще пока деревянного — храма во имя Святой Троицы в Пскове. У этого храма была очень необычная судьба: вплоть до XIV века на Руси не будет больше ни одного храма в честь святой Троицы. Ни одного! Когда уже вся Русь была крещена, на ее земле строились храмы во имя Николая Чудотворца, Илии Пророка, Софии Премудрости Божьей, Покрова Пресвятой Богородицы и еще множество других храмов. Но вот во имя Отца, Сына и Святого Духа — во имя Святой Троицы — ни одного. Почему так получилось? Здесь у историков — одни лишь предположения. Первое: построить храм в честь Святой Троицы княгиня Ольга решила после видения трех светоносных лучей.  И раз больше таких видений никому не было, то зодчие просто не дерзали снова строить храм во имя Триединого Бога. А второе предположение: раз Бог Един — значит, и храм в Его Имя должен быть только один, и он уже есть — в Пскове.


Тысячу лет назад жила великая княгиня Ольга, но память о ней по сей день хранится на псковской земле. Вот на реке Великой — остров. Он делит реку надвое. Левая протока называется Ольгины Слуды, а правая — Ольгины Ворота. Названы они так в честь матушки Пскова. А еще есть родник — Ольгин ключ. Говорят, умывалась когда-то в нем великая княгиня. В самом Пскове — Ольгинский мост, самый большой в городе. И Ольгинская набережная, где недавно выстроена в честь основательницы Пскова часовня. Да и сам Псков часто называют — Ольгин град!

Все жители Пскова — псковичи — знают: княгиня Ольга — их землячка, родом из села Выбуты. Здесь сейчас стоит памятный камень, а рядом с Выбутами проводятся исторические фестивали «Хельга» — так звали Ольгу на родном ее наречии. На фестивалях всё устроено так, как было во времена княгини. Участники его наряжаются в старинные костюмы, состязаются в стрельбе из лука и шуточных боях «строй на строй», готовят угощения по древним рецептам, поют народные песни.

Кто в Пскове хозяин?

Псков был необычным городом: в нем не было князя.


nbsp;управляло всеми городскими делами народное собрание, которое называлось — вече. И не в том дело, что псковичи не хотели иметь над собой власти. Нет, просто жители Пскова считали свой город ни много ни мало — домом Пресвятой Троицы, поскольку лишь здесь был на русской земле храм в честь Триединого Бога. Псков для его жителей был домом Божьим. И поэтому они не дозволяли ни одному князю здесь править. Хозяин этой земли один — Бог. Князь же — лишь наемник, воевода, которого приглашают командовать войском. Но народное вече за ним приглядывает и, если что не так пойдет — увольняет. Бывали десятилетия, когда в Пскове вовсе не было князя, а решало все важные вопросы вече. Тут нужно рассказать поподробнее, что же это такое — вече. В те далекие времена в каждом городе правил князь. Когда старый правитель умирал, на княжение садился его сын, потом — сын сына…. Власть князя передавалась по наследству и была так велика, что никто не смел его воле перечить. Так было почти везде, но только не во Пскове. Псков-богатырь сам выбирал себе главу города. Происходило это так: от каждой улицы и окраины на вечевую площадь в Кром (так псковичи называли свой Кремль) направлялся избранный человек, и получалось целое собрание — вече. Все вместе на вече решали важные вопросы: как лучше город укрепить, где мост или церковь построить, кого казнить или помиловать, с кем в союз вступить. Именно вече и выбирало, кого из знатных людей позвать в город на княжение.

Одним из таких приглашенных в Псков князей стал Довмонт-Тимофей. Как воевода, он прославился тем, что на долгие годы освободил Псков от опасности набегов. Сделал он это простым, но очень страшным для врагов способом. Когда вражеское войско подходило к Пскову, Довмонт не просто выходил со своим войском и разбивал неприятеля, но гнал его до того места, откуда вражеское войско вышло, и разорял их город. В итоге главный враг псковичей, Литва заключила со Псковом перемирие на сорок лет. Можно себе представить, какой экономический подъем пережил Псков за эти годы. И неслучайно историк Карамзин, говоря о XIII веке на Руси, выделяет два главных имени — Александр Невский и Довмонт-Тимофей.

Попав во Псков, Довмонт-Тимофей был поражен: маленький клочок земли стоит независимый, не покоренный ни Ордой с Востока, ни рыцарями с Запада. Значит, и вправду это место особенное, и вправду здесь Дом Бога на русской земле! Поэтому все свои бои и походы Довмонт-Тимофей вел только под знаменами Святой Троицы.

Довмонтов город

И вот Довмонт-Тимофей предложил псковский Кремль перестроить и расширить, но не просто так, а исходя из особого замысла и символики.

Что же представлял из себя Кремль к тому моменту? На холме в месте слияния рек Великой и Псковы стоял храм. Сзади его защищала река, а спереди он был обнесен полукруг­лой стеной в форме дуги, от одного берега до другого. В этой стене и был вход в Кремль. Перед храмом располагалась площадь, на которой собиралось вече. А с другой стороны стены сразу начинался город, там жили люди, там же располагался и городской торг.

Что же предложил Довмонт-Тимофей? Он придумал отодвинуть городские поселения чуть-чуть дальше от кремлевской стены, чтобы построить еще одну внешнюю стену, так называемое второе кольцо. И если внутри первой стены — на вечевой площади у храма — собирается вече как законодательная власть, то между первой и второй стенами должна была заседать власть исполнительная. Пространство между первой и второй стенами стали называть Довмонтовым городом.

В те времена город Псков был поделен на шесть концов-районов, а вся остальная Псковская область — еще на 12 концов-районов. Князь Довмонт-Тимофей предложил, чтобы все эти 18 псковских концов были представлены в Кремле, на территории Довмонтова города, и чтобы представительством каждого конца стал… храм. Так в Кремле появилось шесть соборов — по одному от каждого конца города. Но вот у районов области не было столько денег чтобы построить в Кремле целый храм-представительство. И тогда им разрешили к уже существующему храму пристроить свой придел. Так в соборах Кремля появились 18 престолов, представлявших 18 районов города и области. В каждом из них велась летопись и хранилась печать своего района, заключались торговые договора и совершались прочие важные государственные дела.

Как Рим и Париж!

У Пскова на гербе нарисован барс. Почему так? Ведь во псковских лесах барсы не водятся. А просто псковичи такие же храбрые, как этот зверь. Много врагов они побили. Кто только не приходил с огнем и мечом на их земли! И немудрено: Псков был одним из самых богатых и огромных городов Европы. До того поражал иностранцев, что его сравнивали с Парижем и Римом. А один немецкий летописец шестьсот лет назад записал: «В Германии нет города, равного Пскову». Псков даже собственные монеты чеканил: с одной стороны — князь Довмонт, покровитель города, а с другой — барс. А ведь в ту пору только три русских города, кроме Пскова, имели свои монеты — Новгород, Тверь и Москва!

Вот почему очень многим хотелось Псковом завладеть. Приходилось псковичам обороняться, прогонять захватчиков. И так часто случались на их город набеги, что даже поговорка родилась: «Год воюем, год горим, год торгуем». Наравне с мужчинами свой город защищали и женщины. Поэтому Псков был единственным русским городом, где в прежние времена можно было встретить женщин, одетых в мужское платье: в мужской одежде воевать удобней.

Попали в захаб

Белые стены Крома толстые-претолстые. Такие, что по ним, запросто могли бы машины ездить, как по дороге. А еще — башни мощные, с узкими окошками-бойницами, через которые во все стороны стрелять можно.

Внутри Крома никогда никто не жил. Здесь даже княжеских палат не было. Построен он только для обороны от врагов. В специальных закромах — клетях — тут хранился большой запас продуктов и оружия, чтобы защитники города могли выдержать долгую осаду. Запас этот в мирное время был неприкосновенным и охранялся специальными собаками — «кромскими псами». Кража из клетей считалась страшным преступлением. Немного позже, когда вместо луков и стрел стали пользоваться ружьями, на Крому был построен пороховой склад.

Но и это не всё! На случай, если враги одолеют ворота, устроена в псковской крепости ловушка — захаб. Слово «захаб» происходит от древнерусского «охабень», что означает — «рукав». И действительно, этот длинный узкий коридор напоминает рукав. На входе в него — подъемный мост, а на выходе — еще одни ворота, прочные и надежные. Но дойти до них мало кому из врагов удавалось. Запустив неприятеля в ловушку, псковичи поднимали мост на металлических цепях, а на головы врага бросали бревна и камни, лили кипяток и кипящую смолу. Назад им было не уйти, и увернуться в узком коридоре — некуда. А не ходите с мечом на Русь!

Церковь-крепость

Церкви во Пскове необычные — узенькие окошечки, стены толстые и в каждой церкви — кладовые для провизии. А дело тут вот в чем. Когда враг подходил к городу, мужчины и женщины вооружались и, если не могли удержать городскую стену, уходили в храм. И становился каждый храм — крепостью. А было церквей в городе множество, все они были каменные, толстенные и выдержать могли долгую осаду, потому что внутри имели припасы для осажденных, и воду, и еду.

Сила духа и христианская вера псковичей могли творить чудеса. Однажды польский король Баторий осадил Псков. Когда он подошел к его стенам, то в восхищении сказал: «Кроме Парижа ничего подобного я не видел по размеру и красоте. Дай нам Бог взять этот город». Жители Пскова храбро защищались, но наконец истощились у них последние силы. И тогда они решили устроить крестный ход с иконой Богородицы по улице, которая вела к городской стене, на которую с особой яростью нападали враги. Они не знали, что поляки тайком прокопали к этой стене подземный ход и заложили под неё порох. В тот самый момент, когда крестный ход почти вышел к самой стене, раздался страшный взрыв, стену разметало, и польские солдаты с криками ворвались в город. Но столкнулись они не с воинами, а с крестным ходом, впереди которого несли икону Богородицы. И вдруг увидели, что это не икона, а сама Богородица явилась перед ними и требует, чтобы они убрались прочь из города. И хотя силы были неравные, поляки развернулись и в панике побежали прочь. Больше они Псков не штурмовали. Пытались взять город измором, но идти на его штурм отказывались, говоря, что Богородица им этого не велит.

И на нашей улице праздник!

Из-за частых нападений на город псковичи были очень осторожны и не пускали к себе кого попало. Сначала хорошенько выясняли: кто таков, откуда путь держит да зачем в Псков прибыл. Зато званых гостей встречали с радостью, широко открывали ворота, и въезжали почетные гости в Псков по улице, которая так и называлась — Званица.

Вообще же улицы во Пскове назывались по имени святого, в честь которого на этой улице был построен храм. А праздник этого святого отмечали сообща. И когда наступали эти именины, то после церковной службы прямо на улицу выставляли столы, и начинался праздник. И обязательно созывали на этот праздник жителей с соседних улиц.

Вот, например, в Ильин день, вернувшись из церкви, собирались жители Ильинской улицы за общим столом. Каждый нес, что мог: один — пироги, другой — квас, третий — мед, четвертый — кашу или репу. И начинался пир горой! И когда нравилось угощение соседям особенно сильно, когда с белой завистью они глядели на то, как их соседи потчуют и как у них все получается, тогда они говорили хозяевам: погодите, будет и на нашей улице праздник, ужо приходите тогда к нам. И каждый перед другим пытался прославиться своим гостеприимством и умением праздновать. «Будет и на нашей улице праздник» — так многие и сегодня говорят, присказка эта всем известна. Но вот придумали ее именно во Пскове.

Елга под моросичкой

Псковичи на выдумку горазды. И всё-то они делали по-своему, не как другие. И строили по-своему, и управляли городом, и иконы писали в собственных традициях. Даже разговаривали по-своему. По-русски, конечно, но с особенностями. Например, мы сейчас говорим: «Пойду за грибами». А в Пскове сказали бы: «Пойду к грибам». Словно в гости. Были у псковичей и вовсе необыкновенные слова: не суп, а похлебуха; не ель, а елга; не мелкий дождь, а моросичка.

А еще — вольнолюбивый народ псковичи, ни перед кем головы не склоняли. И будь перед ними хоть боярин знатный, хоть богатый купец, шапок не снимали. Из-за этого обычая жители других городов считали, будто псковичи слишком важничают. Но те возражали: «Мы снимаем шапки лишь перед святыми». Это значило — в храме, перед святыми иконами.

От горшков до колоколов

Торговая площадь — торг — в Пскове занимала огромное место. Там было почти две тысячи лавок, клетей, амбаров и чуланов! Псковичи удивляли приезжих тем, что никогда не торговались и не старались обмануть покупателя ради своей выгоды.

На прилавках торга раскладывали свои изделия и псковские ремесленники. Очень нравились иноземным гостям их удивительные изразцы — глиняные квадратики для облицовки печей, вроде современной кафельной плитки. Конечно, изразцы делали и в других городах, но во Пскове они получались красивее всех — с выпуклыми сказочными птицами, гибкими барсами и китоврасами — мифическими существами, похожими на кентавров. Изготавливали умельцы-гончары и глиняную посуду по особенной технологии. Брали сделанный на гончарном круге горшок, сушили, обжигали, как обычно, а потом клали в чан с опилками и коптили. Горшок становился тёмным, чёрно-коричневого цвета. После этого его вынимали и чистили до блеска — лощили. Такая посуда называлась чёрнолощеная керамика.

А псковички-рукодельницы вязали такие красивые рукавички, что и в наше время они ценятся! На знаменитых псковских варежках узоры необычайные, самобытные. И птицы на них порхают, и цветы цветут, и сплетаются крестики с ромбиками, как нигде больше. Сейчас даже в музеях устраивают выставки псковских варежек.

Но особенно знамениты были мастера-литейщики из Пскова. Во все города Руси приглашали их лить колокола для церквей! Один из колоколов, отлитых на Псковщине, и сейчас звонит в Московском Кремле, в колокольне Ивана Великого. Голоса псковских колоколов звучные, долгие, а их убранство очень красиво — с орнаментом из вьющихся стеблей, фигурок животных, людей, с двуглавыми орлами, виноградными лозами, витыми шнурами, с высокой короной. Короной у колокола называется переплетение колец, за которые его подвешивают на звоннице. Главным колоколом во Пскове был вечевой, собиравший людей на вече.

Дом Святой Троицы

Главный храм Пскова, конечно, — Свято-Троицкий собор.

Высокий, пятиглавый, выстроенный из белоснежных известковых плит, Свято-Троицкий собор всегда был и до сих пор остается сердцем города. И вече собиралось у его стен, и защитники Пскова шли на смертный бой после молитвы в соборе. Перед битвой псковские воины бросали клич: «Постоим, братья, за Дом Святой Троицы!». В соборе хранились самые важные документы, летописи и городская казна. Здесь же висели боевые мечи двух святых князей — Всеволода и Довмонта. На тяжелом двуручном мече Всеволода выковано: «Чести моей никому не отдам». Эти слова стали девизом Пскова — Дома Пресвятой Троицы. Вольнолюбивого и прекрасного города, в котором жители снимали шапки лишь перед святыми иконами.

Рисунки Екатерины Гавриловой
Благодарим за консультации автора детской книжной серии «Настя и Никита» Ольгу Велейко

Источник: foma.ru

Псков расположен на западной границе России и многие годы был крепостью, защищавшей западные рубежи Руси.

Город возник на месте поселения племён в VI веке н.э. Сначала был заселен высокий скалистый мыс при слиянии рек Великой и Псковы. Уже в середине X века при Судиславе – сыне князя Владимира, на этом месте было селение площадью в три гектара, которое со временем стало называться Кром. Здесь были склады с продовольствием на случай осады.

Постоянные угрозы с запада заставляли псковичей строить оборонительные сооружения. С XI по XVIII века Псков выдержал 30 осад, и только одна из них — в 1240 году — закончилась захватом города немецкими рыцарями-крестоносцами. Остановил их продвижение вглубь России князь Александр Невский в 1242 году, одержав над ними победу.

Псковичи продолжали строительство новых и стен, и в XIII веке при князе Довмонте крепостные стены образовали кольцо вокруг города. В XIV веке стены начали строиться из камня. Кроме того, была выстроена колокольня с вечевым колоколом, который созывал народ на собрания и сходки. В 1348 году Псков приобрёл статус самостоятельной республики. В XIV-XV веках Псковской республикой управляло вече. Участие псковского войска в Куликовской битве в 1380 году сблизило его с Московским княжеством.

Псков представлял из себя систему мощных каменных крепостных сооружений. В это время Псков становится крупным ремесленным центром. Он стал один из важнейших центров древнерусской культуры, летописания с самобытной школой иконописи и каменного расписного зодчества. С 1510 года Псков входит в состав Русского государства. В 1581-82 годах он выдержал полугодовую осаду войск Стефана Батория, а в 1615 году подвергся нападению шведских войск.

С начала Северной войны 1700-1721 гг. возросло оборонное значение Пскова. Пётр I руководил фортификационными работами в Пскове и отсюда начался его поход в Прибалтику. С начала XVIII века Псков постепенно утрачивает ведущую роль во внешней торговле. С 1777 года он становится центром Псковского наместничества, позднее – губернии.

В конце XIX века в Пскове насчитывалось более десяти церквей, три монастыря, 35 учебных заведений и несколько заводов и фабрик. Главным предметом торговли был лён.

В 1917 году в Пскове последний император России Николай II отрёкся от престола.

Источник: www.votpusk.ru


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.