Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.

Древний народ Памира
История памир

Уникальная природа Памира всегда интересовала исследователей, путешественников. Этот суровый горный край – родина древнего народа, о котором почти ничего известно. И если до ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах, то начиная с эпохи СССР, этих людей чаще всего путали с таджиками.

А между тем, жители высокогорья имеют особую культуру, интересные обычаи и традиции.

Кто же такие памирцы? Почему они оказались разделены границами Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана?

Кто они такие?
Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан – так называется историческая область их проживания. Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей.


История памир

Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям. Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше.

Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе – самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья.

Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае – уйгурский.


Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров (1004-1088 гг.), который спасался от преследования мусульман-суннитов. Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм – шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.

Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз (молятся) всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам.

История памир

История народа
Однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев нет. История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий. Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы – потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет.


По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы – древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири.

Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах.

Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры.

Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути.


На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена, китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов.Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен. Поэтому даже номинально завоеванные памирцы долгое время продолжали жить спокойно, как и привыкли.

Ситуация изменилась в XIX веке, когда Россия и Британия вели активную борьбу за влияние в Азии. В 1895 году была официально установлена граница между Афганистаном, который находился под протекторатом англичан, и Бухарским эмиратом, пользовавшимся поддержкой русских. Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР. Ни в Москве, ни в Лондоне никого не волновала судьба памирских народов, которые оказались буквально отрезанными друг от друга.

Сейчас высокогорье поделено между Таджикистаном, Китаем, Афганистаном и Пакистаном. Языки памирских народов последовательно вытесняются, а их будущее остается неопределенным.

История памир

Обычаи и нравы
Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы. Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение. Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.


Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода.

История памир

Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты.Традиционными занятиями этих людей являются земледелие и животноводство. На высокогорье разводят коров, овец, коз, лошадей и ослов. Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений. Среди них всегда было много умелых охотников. Рацион памирцев обычно состоит из пшеничных лепешек, овечьего сыра, домашней лапши, овощей и бобовых, фруктов и грецких орехов.Бедный житель высокогорья пьет чай с молоком, а богатый добавляет в пиалу еще и немного сливочного масла.


Орынганым Танатарова
Источник

Источник: matveychev-oleg.livejournal.com

Жители Горного Бадахшана являются единственными шиитами-исмаилитами в суннитском пространстве Центральной Азии, но при этом в фольклоре памирцев хранится наследие древних индоиранских верований, среди которых мы видим элементы зороастризма, поклонения солнцу, буддизма и даже более древние символы, доставшиеся от совсем далеких предков.

Особенно популярны в памирских сказаниях легенды о пари — женских духах, которые могут незаметно передвигаться в пространстве и времени. Они уносят младенцев на вершины гор и возвращают их родителям уже взрослыми.

В одном шугнанском селении подобная история произошла с трехлетним мальчиком, который исчез на самой высокогорной летовке. Его искали несколько дней и нашли через неделю в 10 километрах от селения. Мальчик был сыт, к еде даже не притронулся, а на вопрос, где он все это время находился, ответил, что был у своей мамы.

Легенды эти до сих пор являются живой частью культуры. Так, во время экспедиции «Великий шелковый путь» на Памир в 1990-х годах японские корреспонденты с телеканала «Асахи» очень интересовались историей одной девушки из Язгулема, унесенной, по слухам, пари и возвращенной обратно. Они сняли на камеру рассказ родителей девушки об ее таинственном исчезновении на несколько лет. Появилась она неожиданно перед своими родителями на берегу реки. После таких «передвижений» она тоже стала блаженной, старалась отстраниться ото всех и не вышла замуж. Интерес японцев был вызван тем, что у них тоже бытуют легенды об исчезновении и возвращении детей.


Две головы под одной крышей: история и легенды мечети, где начнется конец света

Памирские духи, как и персонажи древнегреческой мифологии, появляются в человеческом обличье, пересекаясь с людьми в повседневной жизни. Пари в образе прекрасных дев соблазняют путников и пастухов, вступают с ними в интимную связь, от которой рождаются дети-полудемоны, наделенные сверхъестественной силой. Бытует мнение, что горные козлы — нахчиры — дети пари и людей, и потому их считали священными животными и называли «джондор», то есть «имеющие душу».

Кроме того, на Памире распространена местная страшилка о белой женщине — «сафед гинек», которая якобы часто спускается в горные селения. Эти представления напрямую перекликаются с легендами японцев о белой женщине. Полвека назад даже был снят леденящий душу японский фильм о белой снежной женщине. Не забудем и алмасты — большое волосатое существо, удивительно напоминающее снежного человека.

Источник: tj.sputniknews.ru


Памирцы проживают в высокогорной области Бадахшан, которая разделена между четырьмя государствами: Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Китая. В отличии от курдов, также территориально разделенных на несколько государств, памирцы не стремятся создать собственное государство, и про них практически ничего не слышно в новостях. Чаще всего эту народность путают с таджиками, но они абсолютно другие и внешне, и исторически, и ментально.

История памир

Источник: https://zen.yandex.ru/media/bepowerback/kto-takie-pamircy-5d781b2d23bf4800ad6a6ec5

Памирцы состоят из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей. Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточноиранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет. Сами же они считают себя потомками войска Александра Македонского.

История памир

Эти народы разделяют между собой по языковому принципу, каждая из групп состоит из отдельных народов, некоторые из которых могут говорить на схожих языках. Памирцев разделяют на северных и южных. К северным относятся: шугнанцы, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы, сангличцы, ваханцы и муджанцы. Но памирские языки постепенно вытесняются, а для общения используют местные языки в зависимости от страны существования.


История памир

История памир

Думаю, вы заметили, что большинство встречающихся нам памирцев закрывают свою голову и лицо платками. Как думаете, почему?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/bepowerback/kto-takie-pamircy-5d781b2d23bf4800ad6a6ec5

Источник: bepowerback.livejournal.com

История Памира в фотографиях

Фотографии из книги «Памир«, издательство «Планета» 1987 год, под редакцией члена- корреспондента АН СССР М.С. Асимова. Также использованы фотографии Ищука Н.Р.

 

Первые российские Исследователи Памира

 

фото 1. Алексей Федченко (1844-1873) -в центре. Великий русский путешественник, биолог. Открыл и описал Заалайский хребет, высочайший его пик (ныне пик Ленина). Погиб в 28 лет в Швейцарии, в Альпах на леднике Коль-дю-Жеань, брошенный в непогоду проводниками, когда готовился к памирской, заветной своей экспедиции. Он не взошел на ледник, впоследствии названный его именем.


 

Это сделал через 5 лет, его друг, энтомолог Василий Федорович Ошанин, пробиравшийся по руслу Мук-су. В.Ф.Ошанин писал: «Пусть Федченковский ледник и в далеком будущем напоминает путешественникам имя одного из даровитейших и усерднейших исследователей Средней Азии».

 

Знаменитый исследователь Средней Азии И.В. Мушкетов писал: «Деятельность этого талантливого исследователя, если учесть, что экспедиция А.П.Федченко состояла всего из него самого и его благородного товарища Ольги Александровны Федченко, которая с редким для женщин самоотверженностью разделяла все труды и лишения своего мужа».

 

После смерти мужа Ольга Александровна продолжала его дело. Она занималась подготовкой и изданием его трудов. Воспитала сына-Бориса Алексеевича Федченко, вследствие известного ботаника. В 1901 году Ольга Александровна вместе с сыном участвуют в Памирской экспедиции. Вместе они подготовили фундаментальный труд «Флора Памира». В 1910 году 65-летняя О.А.Федченко участвовала в экспедиции на Памир.

 

фото 2. Ольга Александровна Федченко (1845-1921). Член корреспондент Петербургской Академии Наук, путешественник, биолог, художник, жена и соратник А.П.Федченко. Фотография сделана последние годы ее жизни, около 1918 года, Из архива Е.А.Снесаревой.

 

фото 3. Иван Васильевич Мушкетов (1850-1902), выдающийся русский геолог и географ, исследователь Памира, автор фундаментального труда «Туркестан». Фото с Ленинградского архива фотокинодокументов АН СССР.

 

фото 4. Василий Федорович Ошанин. (1845-1917). Энтомолог, географ, путешественник, открыл крупнейший в Азии ледник и назвал его именем своего друга Алексея Федченко.

 

фото 5. Ледник Федченко. Протяженность ледника 70 км. Фото Таджикской Гидрометслужбы, 2006 год.

 

фото 6. Николай Алексеевич Северцов (1827-1885), выдающийся русский зоолог, географ и путешественник, исследователь Памира.

 

 

Российские пограничники на Памире

Притеснения и жестокость со стороны иноземных войск вызвали недовольство всего населения Памира, особенно ярко проявившиеся в Западной части Памира. Ведя борьбу против захватчиков, население Памира неоднократно обращалась к представителям Росси в Туркестане с просьбой присоединить Памир к России. Не ограничиваясь письменным прошением, представители Памира, преодолевая большие трудности, приезжали в пределы русского Туркестана с тем, чтобы добиться у туркестанских властей помощи и поддержки для изгнания иноземных войск и присоединения на добровольных началах к России. Вот что писал журналист и историк С.И. Уманцев в 1892 году: «На долю России достались негостеприимные, не поддающиеся земледелию и культуре местности сурового Памира».

 

фото 7_2. Михаил Ефремович Ионов (1846-1923) командир казачьего отряда. В 1892 году во главе особого отряда, «отряд летучий русский», как называли его англичане, занял Памир, чтобы «ногою твердой стать на территории, принадлежащей России». Отряды Ионова, начальника первых Памирских отрядов, очистили Памир от пришельцев, весьма вразумительно исправив английскую географию Памира и вынудив английских дипломатов признать государственные границы на Памире такими, какими они есть и сейчас. Первые военные русские отряды не только охраняли границу Бадахшанского Памира, но и внесли большой вклад в изучение географии и геологии Памира. Российские пограничники покинули Памир в 2005 году.

 

фото 7. Редкая фотография: первые русские путешественники в Аличурской долине с местными жителями. Их архива Е.А.Снесаревой.

 

фото 8. Караван Памирской экспедиции. Конец 19 века. Фотография В.Н.Зайцева. Из архива Е.А Снесаревой. Интересная деталь: теперь верблюдов здесь нет.

 

фото 9. В тишине пустынных пространств пробирались первые исследователи на Памир; где верхом, где пешком. На озере Каракуль. Из архива Е.А.Снесаревой.

 

фото 10. Смена Шаджанского отряда капитана Кузнецова-первого в истории Памирского пограничного отряда — отрядом Зайцева. 1894 год.

 

фото 11. Памирский транспорт. Фотография В.Н.Зайцева. Из архива Е.А.Снесаревой.

 

фото 12. Пост Памирский. 1902г. Из архива Е.А.Снесаревой.

 

фото 13. Василий Николаевич Зайцев (1851-1933), начальник памирского отряда в 1893-1894 годах, Исследователь Памира. Фото из архива Е.А.Снесаревой.

 

фото 14. У стен Памирской крепости Кала-и- Вамир в Рушане. Настоящее время не существует. Начало 20 века. Из архива Е.А.Снесаревой.

 

фото 15. Странствующие дервиши. 1901г.

 

фото 16. Андрей Евгеньевич Снесарев (1865-1937г). Начальник памирского отряда, военный деятель, географ, востоковед. Из архива Е.А.Снесаревой.

 

фото17. Город Хорог. 1910 год. Фотография из архива Г.А.Шпилько.

 

фото 18. Город Хорог. 2006 год. Фото Ищук Н.Р.

 

Сарезское землетрясение

В 1911 году, в 11 час.15 мин. ночи с 5-го на 5-е февраля, в районе Памиров произошло событие, последствие которого внесли существенные изменения в местную географию, причинили много бед.

 

От сильных подземных толчков произошел страшный обвал горы в долину р. Бартанг у кишлака Усой. За отсутствием на Памире сейсмографических приборов, записывающих землетрясение, затруднительно судить о силе землетрясения 1911 года. О происшедшем несчастии не знали долго ни в Хороге, ни на Посту Памирском. Первое донесение о катастрофе был послан спустя 45 дней после землетрясения, штабс-капитаном Заимкиным. В донесении говорилось, что от землетрясения 5-6 февраля отвалившейся горой уничтожен кишлак Усой, в котором погибли 57 человек, и весь скот, спаслись только один старик и 2 мальчика. Всего по донесению погибло 105 человек. В этом же донесении сообщалось, что река Мургаб, не имея выхода вперед, стала разливаться в ширину и грозит затопить кишлак Сарез.

 

Отсутствие более или менее точных данных о завале, главное, о той опасности для населения, которую может представлять прорыв озера -побудили начальника Памирского отряда Г.А Шпилько лично посетить завал и озеро. Наблюдения Шпилько уникальны, ведь его экспедиция первая исследовала озеро. В то время озеро Сарез не имела еще того размера, как на сегодняшний день. Г.А. Шпилько первым исследовав новый феномен, сделал свой прогноз: «Итак, по моему мнению, Сарезское озеро не в состоянии ни прорвать, ни опрокинуть завал. Спуск озера начинается с просачивании воды, которая медленно размывает свое ложе. Просачивание превратится в более или менее спокойный поток…»

 

Исследования Сарезского озера не прекращаются и сегодня.

 

фото 22. На фотографии: капитан Заимкин, сообщивший о Сарезском землетрясении, исследователь Сарезского озера начальник Памирского отряда Г.А Шпилько в юрте гостеприимного чабана.

 

фото 23. На плоту «Памирец» впервые на неведомом озере. 1913 год. Фотографии из архива А.Г.Шпилько

 

фото 24. Участники первой Сарезской экспедиции. В центре А.Г.Шпилько. Фотографии из архива А.Г.Шпилько

 

фото 25. Сарезское озеро в наши дни. 2006г. Фото Ищук Н.Р. Длина озера 55,8 км, абсолютная высота зеркала озера 3263м, максимальная ширина озера 3,3 км, максимальная глубина озера 500м, максимальный объем воды в озере 16,074 км3, приходная часть баланса 47,1 м3/с=1487 млн.м3/год, расходная часть баланса 47,7 м3/с=1505 млн.м3/год, максимальное сезонное колебание.

 

 

Памир в советское время

 

фото 26. Николай Леопольдович Корженевский (1879-1958), Фото 1904 года.

 

Н.Л. Корженевский собою, своим делом, служением Памиру накрепко связал три эпохи изучения края: 1). период ученых-одиночек, 2). офицеров — исследователей, 3). период комплексных постоянных исследований в советское время. Неслучайно его имя носят хребты, ледники, вершины. Одна из высочайших вершин — пик Корженевской — открыта ученым в 1910 году. Корженевского по праву называли «некоронованным королем» ледников Средней Азии. Обаяние его личности отмечали все, кому посчастливилось у него учиться, с ним путешествовать. В последние годы жизни жил в Ташкенте, умер 1979 году.

 

фото 27. Евгения Сергеевна Корженевская с сестрой Софьей. В ее честь Н. Л. Корженевский назвал второй во высоте пик Памира -пик Корженевской.

 

фото 28. Иван Григорьевич Дорофеев- участник семи памирских экспедиций, топограф, географ, гляциолог, первооткрыватель многих Памирских вершин, ледников, перевалов. Фотография 1958 года.

 

фото 29. Группа топографов и альпинистов преодолевают перевал Кашал-аяк, 1928 год. Фото И.Г. Дорофеева

 

фото 30. Караван Таджикской Комплексной Экспедиции 1932 года.

 

фото 31. Евгений Михайлович Абалаков, первовосходитель на пик Коммунизма (7495м.), сразу после восхождения, 3 сентября 1933 года.

 

фото 32. Строительство высокогорной обсерватории на леднике Федченко. «Решено было строить станцию капитально, с отдельными комнатами для зимовщиков, с лабораторией, с хорошей радиостанцией — писал 1932 году П. Лукницкий.

 

Станция строилась в Ташкенте. Она висела 4 тонны, а приборы, запасы топлива, продовольствия на год, еще девяносто шесть тонн. Все грузы перебрасывались вьюками из Алтын — мазара на ледник Федченко. Для перевозки грузов понадобилось свыше трех тысяч вьюков. Станция построена на скальном обнажении, которую открыл в 1928 году И.Г. Дорофеев.

 

фото 33. ГМС сегодня. Фото Таджикской Гидрометслужбы, 2005 год.

 

фото 34. Николай Иванович Вавилов (1887-1943), великий биолог 20 века, побывал на Памире 1916 году. Привез в Россию с Западного Памира (район Бартанга) редкий сорт пшеницы.

 

 

Большой Памирский Тракт

 

Памирский Тракт соединяет города Душанбе, Хорог, Мургаб и Ош. На этой дороге сразу понимаешь, куда попал, реки, горы и каньоны поражают своими масштабами и грандиозностью. Но не менее поражают человеческие усилия, затрачиваемые на строительство и поддержание дороги в рабочем состоянии. Во многих местах дорогу приходится восстанавливать по нескольку раз в год и по сей день.

 

В 1930 годы еще дороги соединяющей столицу республики Таджикистан Душанбе с Памиром не было. До Памира экспедиции шли пешком, караванной тропой, по оврингам, зачастую рискуя жизнью. Прорубить дорогу по скалам было дорогостоящим и трудным делом.

 

Большой Памирский Тракт строил вся страна. В газетах 1940 года писали: «Трасса Ново-Памирского тракта пролегло по 14 оврингам, протяженностью 14 км, по бесчисленным скалам и огромным валунам. Веками строились эти овринги».

 

Что такое ОВРИНГ?

 

Высоко в горах дыхкане разводили костры. Когда камень накалялся, его обдавали ледяной водой. Скала трескалась. В трещину вбивались палки, из хвороста делали настил. Овринги строили местах лишенных троп, по отвесным, крутым берегам рек. Их было очень много по всем рекам Памира. Сейчас таких дорог-оврингов на Памире нет. С Афганской стороны по реке Пяндж, до сегодняшнего дня в местах отсутствия троп есть овринги.

 

фото 35_2. Овринги со стороны Афганистана. Вдоль реки Пяндж. 2004 г.

 

фото 35. Дорога вдоль Пянджа, проложенный русскими солдатами на месте оврингов, 1912 год.

 

фото 35_4. Митинг по поводу открытия Большого Памирского Таркта.1940г.

 

фото 35_3. Дорога вдоль Пянджа в Советское время. 80-90-е годы.

 

фото 36. Памирский Таркта по р. Пяндж 2006 год. Фото Ищук Н.Р

 

фото 37. Серпантины дорог Памира.

 

фото 38. Памирский Тракт в районе Аличура.

 

фото 39. Памирский Тракт. Восточный Памир.

 

фото 40. Во время разлива рек. Фото Ищук Н.Р. 2005г.

 

фото 41. Дороги 21 века. Построено правительством Таджикистана, уже после развала СССР. фото Ищук Н. 2005г.

 

 

Памирцы Западного Памира

 

Памирцы-этнографические группы в Горном Бадахшане — язгулемцы, рушанцы, бартангцы, шугнанцы, ишкашимцы, ваханцы. Живут также в Афганистане (мунджанцы и зебагцы, а также рушанцы, шугнанцы, ишкашимцы и ваханцы), в Пакистане (обл. Читрал — мунджанцы и йидга),в Китае (Синьцзян-Уйгурский автономный район — сарыкольцы и ваханцы). Языки памирские.

 

Важная деталь: жители Памира придерживаются исмаилизма — ветви шиитского ислама, который настолько далеко отошел от ислама ортодоксального, что, по сути, это отдельная религия. Духовный глава исмаилитов принц Карим Ага Хан IV живет в Швейцарии. Мультимиллиардер, он оказывает большую помощь Памиру. В рамках его Фонда разработана и действует специальная Программа поддержки развития обществ горных регионов.

 

Памирцы- гордые, доброжелательные, весёлые, обходительные, гостеприимные.

 

В прежние времена женщины Памира не знали такого порабощения и унижения, как в равнинных районах Средней Азии. Памирские женщины никогда не закрывали лиц.

 

фото 42. Жители Рушана. Фотография конца 19 века. Из архива Е.А. Снесаревой.

 

фото 43. Дом памирцев. На Памире практически нет деревьев. Из чего строить дом? Из того, что в изобилии. Из обломков камня, валунов. В стену идут граниты, и базальты, рудные и нерудные материалы. Такой дом -это срез геологии прилегающей местности. Фотография 1980-х годов.

 

фото 44. В доме памирца из Ишкашимского района. Современный дом памирцев-это сложное, большое и красивое сооружение, в котором огромное значение имеет внутренняя отделка. Но надо иметь в виду что дома строят в разных долинах по-разному. В Ишкашиме одно, в Шугнане и Рушане другое, а в Ванче совсем другие дома.

 

фото 45. Семья памирцев из Хорога. Фото 1980-х годов.

 

Веками изолированные от влияния соседних народов, памирские песни сохранили первобытную чистоту музыки далеких предков. И памирские музыкальные инструменты отличаются от инструменты долин. Самобытность, в частности, состоит в том, что в прошлом народности жили разобщено. Жители разных долин Памира почти не встречались. Разными были условия жизни долинного Рушана и горного, ветреного Ишкашима На Памире никогда не было музыкального многоголосья, музыка развивалась в форме унисона, одноголосья. Памирское сольное пение-символ оторванности, уединенности. Нет ничего бессмысленного, «просто для красоты». Все сжато, сгущено до символа.

 

 

Богатство Памира

 

Область богата месторождениями олова, цинка, свинца, вольфрама, молибдена, редких металлов, горного хрусталя, угля, асбеста, талька, соли, драгоценных камней (лал, лазурит), яшмы, оникса, мрамора. В этом горном регионе можно найти почти все элементы таблицы Менделеева. В особый ряд можно вывести крупнейшее в стране месторождение золота — Дарвазское. Именно на Памире имеется Кухи-лал — уникальное месторождение легендарного бадахшанского лала, красного камня — самоцвета первой величины, стоящем в одном ряду с алмазом, изумрудом, сапфиром и рубином. Недра Горного Бадахшана богаты и минеральными источниками, среди которых широко известна целительная Гарм Чашма, самый популярный курорт области, куда едут лечиться со всего СНГ.

 

фото 46. Гора Кухи-лал в Ишкашимском районе, в ее недрах с незапамятных времен добывают благородную шпинель-лал, слава и гордость Бадахшана.

 

фото 47. Благородный шпинель-Лал. В центре уникальная находка -самородок 5880 граммов (размером чуть меньше футбольного мяча). Фото 1986 года. Украден и вывезен за границу из музея «Памиркварцсамоцветы» в 1995 году, местонахождение неизвестно.

 

фото 48. Камнерезный цех Даштагского мраморного комбината.

 

фото 49. Гарм -Чашма- самый знаменитый бальнеологический курорт Памира. Уникальные источники горячий минеральных вод сложного состава с высоким содержанием сероводорода, обладающих лечебными свойствами находятся в Ишкашимском районе, в живописном ущелье на высоте 2800 метров.

 

фото 50. Хорогский аэропорт. 1980-е годы.

 

фото 51. Древняя крепость у кишлака Ямчун в долине реки Пяндж.

 

 

Восточный Памир

 

Восточный Памир. Климат суровый, резкий, сухой. Характерны крутые пререпады сезонной и суточной температуры, ее контраст в тени и на солнце: лицо горит от жгучих лучей, а спине холодно. Зима долгая и суровая- с октября по апрель. Январь -самый холодный месяц (средняя температура января минус 19-25 градусов). В отдельные годы не редкость и температура минус 40, а на абсолютном полюсе холода, в Булункуле, отмечали до минус 63 градуса. Лето прохладное, период с температурой выше 10 градусов длится всего 69 дней, в Булункуле — 44 дня, -пишут современные климатологи.

 

На Восточном Памире проживают киргизы.

 

фото 52. Выезд с Хорога. Эта дорога ведет на Восточный Памир. Фото Ищук Н.Р. 2003 год.

 

фото 53. Восточный Памир, Аличурская долина. Праздничный городок животноводов. 1983 год.

 

фото 54. Дети купаются на озере Каракуль. Восточный Памир. Высота 4000 м. Здесь жарко не бывает.

 

фото 55. Город Мургаб, столица Восточного Памира, самый высокогорный районный центр, 3576 метров над уровнем моря. Здесь не растут деревья, каждый кустик на улицах Мургаба — предмет заботы и гордости жителей.

 

фото 56. На центральной улице города Мургаб

 

фото 57. Житель восточного Памира.

 

фото 58. Яки.

 

О Памирских кутасах (яках) академик Д.В. Наливкин писал: «Кутас-король Памира, животное необыкновенное. Рога и голова у него как у быка, шерсть как у козы, хвост как у лошади, грудь как котел паровоза, а хрюкает, как свинья».

 

Яков традиционно разводят на Восточном Памире. Автор единственной до сих пор монографии «Як Памира» Б.Синицин (1934) писал: «Верхней границы для существования яков нет. Они могут жить на любой высоте, где есть корм. А нижняя граница для них 2-2,5 тысячи метров над уровнем моря». Дикие яки сохранились только на Тибете, да и там их осталось мало. Памирские яки, давно одомашненные, прирученные человеком. Живут они впрочем, почти на вольном выпасе, перемещаясь в поисках корма на большие расстояния, сами без понукания приходят к чабанскому становищу. Обычный цвет яка -черный. Шерсть яка столь густа и обильна пухом, свисает «юбкой», что спасает его от страшной стужи.

 

фото 59. Верхом на яке.

 

фото 60. Стадо архаров на леднике. Их называют архарами Марко Поло.1896 год. Фото из книги В.И. Липского «Горная Бухара». Сейчас ушли в легенду стада из тысячи голов, и десять теперь не просто встретить.

 

фото 61. На Памире, чуть отъедешь от тракта, повсюду валяются на земле огромные архарьи рога, как непременная черта пейзаха. Из многих районов архары исчезли совершенно. Причина -бесконтрольная охота. Фото Ищука Н.Р.

 

фото 62. Знаменитый Памирский козел. По научному: «Сибирский козерог», киик по киргизки. Размеры с осла. Фото с интернета.

 

фото 63. Трофей Ищука Н. Р. Рога 15-летнего киика украшает прихожую.

 

фото 64. Снежный барс. На снежного барса (ирбиса) охота запрещена 1968 года. Сейчас на Памире насчитывается не больше 500 барсов. Фото с Интернета.

 

фото 65. Последний ловец барсов Чыныбай. 1987 год.

 

фото 66. Памир-Крыша мира. Посередине пики Маркса, Энгельса и гора Кобра (слева). Фото Ищук Н.Р.

 

Источник: www.sary-kol.ru

Население занималось не только животноводством, земледелием, но и промыслами (ковры, кошмы, паласы и т.д.). По сообщениям Марко Поло, проезжавшего через Бадахшан в 1274 г., там добывали золото, серебро, лазурь, рубины и ляпис. Господствовали патриархально- родовые отношения. Религия с 11 в. – исмаилитское течение Ислама.

К народам Памира отностятся – шугнанцы, рушанцы, ваханцы, ишкашимцы, мунжджанцы, язгулямцы, ванджцы и дарвазцы. Языкы народов Памира относятся к иранской ветви индоевропейской семьи языков.

Взаимоотношения между Россией и Памиром начались с конца XIX века. Этот период был разгаром деления мира и окончательным театром военно-политического противодействия между Англией и Россией стал именно Памир.

В 1892 году русские войска заняли Восточный Памир и основали Мургабский пост. В 1895 г. согласно русско-английскому разграничению край был разделен: левобережная часть территории реки Пяндж отошла к Афганистану и осталась в подчинении англичан, а правобережная часть присоединена к России.

В 1912 году по приглашению Его Величества Императора России Николая второго Петербург посетил духовный лидер исмаилитов (к которым относятся Памирцы) — Его Величество Султан Мухаммед Шах или Ага Хан Ш. С Царём России они были в хороших отношениях. Впоследствии Ага Хан благословил и высоко ценил присоединения Памира к России. Уже в 1913 году в Петербург приехала первая делегация Памира для празднования 300-летия «Дома Романовых». Среди них были Азиз Хан, правитель Шахдары, житель Бартанга Мастали, и житель Алая -Такур Бек и другие.
Впоследствии в период Советской власти с помощью России и других союзных республик произошло колоссальное развитие Памира.
Памирцы помнят и с благодарностью произносят имена русских военачальников Ионова Михила Ефремовича, Снесарева Анрея Евгеньевича, военных инженеров Серебренникова и Андреева, ученых Мушкетова и Федченко, Зарубина, Вавилова, Баранова, Райкову, Станюковича и многих других. В 1925 году Памир, как автономная область, был включен в состав республики Таджикистан.

В годы Второй Мировой Войны многие сыновья Памира наряду с представителями других народов СССР воевали на фронтах Великой Отечественной войны. На Ленинградском фронте воевал младший лейтенант Калон Курбонов из Поршнева, закончивший перед войной Ленинградское военное училище. За отвагу, проявленную им во время боев на Нарвском плацдарме, он был награжден орденом «Красной Звезды». После прорыва блокады Ленинграда ему была вручена медаль «За Оборону Ленинграда». С июня 1941 года по январь 1943 года находился на Ленинградском фронте Махмуд Додобоев. Он служил в136-й стрелковой дивизии и погиб в одном из боев по прорыву Ленинграда. На его могиле однополчане написали «Махмуд Додобоев .1924-1943. Доброволец из Хорога. Погиб при защите города Ленина». Медалью « За оборону Ленинграда» награждены Абдуллаев Ч., Негматов Ф.,Назаров Г., Худобони .О, Амирбеков Ш. и многие другие памирцы. Такие героические имена в общей истории Санкт-Петербурга и Памира тысячи и тысячи.

После войны памирцы стали приезжать в Ленинград на учебу. Многие из них впоследствии стали видными государственными деятелями и известными учеными. Имена государственного деятеля Курбоншо Гадолиева, академика Баходура Искандарова, ученых Рахима Додхудоева, Карамшоева Д.Х., Джамшедова П.Д., почетного судью спорта Одинаева Н.С, сегодня известны далеко за пределами республики.

Судьба распорядилась так, что после распада СССР многие памирцы оказались за пределами своей исторической Родины, в том числе и в городе Ленинграде –Санкт-Петербурге. И новые условия жизни побудили нас организовать свою диаспору, чтобы принимать активное участие в жизни города. Наше общество юридически оформлено как межрегиональная общественная организация «Диаспора представителей памирских народов «Памир», зарегистрирована Главным Управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 19 декабря 2000 г. Основными целями деятельности нашей организации являются — объединение представителей памирских народов в целях содействия сохранению самобытности, языка, традиций, развитию образования, национальной культуры, укрепление межнациональных связей своим участием в реализации национально – культурных программ.

Основу сегодняшнего землячества «Памир» составляют люди, которые приехали в Ленинград в период с 70-х по 90 -е годы прошлого века и остались на постоянную работу и жительства. Сабзалиев Сабза, Худобахшев Алибахш, Булбулшоев Худоназар, Муродалиев Спиндак, Мамадмусоев Олим, Камбаров Джума, Ниятхонов Неъматхон, Бахтиев Саркор, Андрей Мералишоев. создали прекрасные семьи, живут и трудятся на благе этого города. С первых же дней своей деятельности наше объединение активно участвует в культурных, научных и спортивных мероприятиях города. Участвуем в научных конференциях, фестивалях национальной культуры, в спортивных мероприятиях. Председатель нашего общества Бахтибек Бердов в составе сборной СПБ стал обладателем Кубка Европы по каратэ в 1995 году, неоднократный чемпион России. Наши представители –Нагзибеков Мадади (бокс) и Зумратшоев Манучехр (регбол) выступают за сборную Санкт-Петербурга не только в российских, но и международных соревнованиях. Многие дети занимаются в спортивных секциях. Надеемся, что и они будут достойно представлять Санкт-Петербург и Россию.

За активное участие в юбилейных мероприятиях, посвященных «300-летию Санкт-Петербурга», а также во многих других мероприятиях города наша организация награждена призами и дипломами администрации города.

Проводим встречи с учеными, пограничниками и другими специалистами, деятельность которых связана с Памиром. Постараемся сохранять добрые традиционные связи между научными учреждениями Санкт-Петербурга и Памира. Только за последние 2 года 5 человек защитили кандидатские диссертации на восточном факультете университета и Музее антропологии и этнографии РАН

Источник: www.pamir-spb.ru


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.