В 2009 году Костромская область отметила свое 65-летие. Это большой праздник для всех, кто в разные годы вложил свой труд и знания, щедрость и талант, молодость и энергию в большое общее дело, чьими усилиями приумножены богатства области.

Основа экономики Костромской области — лесопромышленный комплекс, сельское хозяйство, ювелирная промышленность, энергетика.

Индекс промышленного производства за  год по области составил 108,1 % к уровню 2010 года и по оценке превысил общероссийский показатель на 3 процентных пункта (за январь — ноябрь 2011 года – Костромская область занимала 8 место в ЦФО). Промышленность области не только восстановила объем промышленного производства, но и превысила докризисный уровень на 4,4 %.

История костромы краткоВ Костромской области от общего объема по Российской Федерации производится более 60 % ювелирных изделий (с бриллиантами, камнем, без камня), 20% кранов на автомобильном ходу, 27% льняных тканей, 13% древесноволокнистых плит, 11 % клееной фанеры, 10 % древесностружечных плит.


За 2011 год производство сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств агропромышленного комплекса области увеличилось на 12,5% к уровню 2010 года и составило 16220,9 млн. рублей. По индексу производства сельскохозяйственной продукции Костромская область заняла 26 место в общероссийском рейтинге, улучшив в 2 раза свой предыдущий результат.

Международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» 11 августа 2011 года подтвердило долгосрочные рейтинги Костромской области в иностранной и национальной валюте на уровне «B+», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B» и национальный долгосрочный рейтинг «A(rus)». Прогноз по рейтингам – «Стабильный».

В Костромской области за период с 2009 по 2011 годы количество  безработных снизилось с 8,5 тыс. человек до 4,0 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы сократился с 2,3% до 1,09%, коэффициент напряженности на рынке труда области снизился с 3,4 до 1,0.

Большое значение в Костромской области отводится инвестиционной политике.

За 2009-2011 гг. объем инвестиций в основной капитал составил 32,5 млрд. рублей, в том числе за 9 месяцев 2011 года – 7,9 млрд. рублей.  Реализуется более 400 инвестиционных проектов, рассмотренных и одобренных Советом по инвестициям при губернаторе Костромской области на общую сумму более 110 млрд. рублей. В результате их реализации создано дополнительно 16 тысяч рабочих мест. Сумма налоговых поступлений в бюджеты разных уровней за 2009-2011 гг. по данным проектам превысила 800 млн. рублей.


Один из крупных инвестиционных проектов – ОАО «Газпромтрубинвест» по строительству третьей очереди завода по производству труб среднего диаметра для нефтегазовой промышленности и проект компании National Oilwell Varco по строительству завода по производству оборудования и буровых установок для нефтедобывающей отрасли в г. Волгореченске. Общий объем инвестиций проектов составляет 13 млрд. рублей.

Одобрены масштабные проекты по строительству жилых комплексов в районах Жужелино и «Новый город» в г. Костроме с суммарным объемом инвестиций более 4 млрд. рублей. В Жужелино уже введен в эксплуатацию первый энергоэффективный дом.

Свыше 30 млн. рублей уже вложено в реализацию инвестиционного проекта по созданию и освоению серийного производства многотонных автокранов на базе ОАО «Галичский автокрановый завод». На заводе только в 2011 году дополнительно открыли 190 рабочих мест.

В сельском хозяйстве реализуются несколько крупных инвестиционных проектов. Среди них, проект ЗАО «Шувалово»  — единственного в Костромской области свиноводческого предприятия полного цикла. Объем инвестиций в 2010 году составил 426 миллионов руб. Предприятие открывает по одному новому производству в год. В 2011 открылся новый производственный цех по переработке крупного рогатого скота и свиней.


 «Парфеньевские сыры» – еще один крупный инвестиционный проект (строительство молочной фермы на 2000 голов и реконструкция сыродельного производства). Проект рассчитан на 10 лет. Общий объем инвестиций – 1,4 млрд. рублей.

По уровню социальной поддержки Костромская область является одним из лидеров в ЦФО – и по видам, и по объему предоставления социальной помощи населению.

История костромы краткоПолучателями мер социальной поддержки являются около 235 тысяч жителей области. Помощь получают ветераны труда, труженики тыла, семьи, имеющие детей, инвалиды. Костромская область — единственный регион России, где меры социальной поддержки многодетных семей не зависят от уровня их среднедушевого дохода.

В течение последних лет Костромская область занимает 1-е место в ЦФО по уровню рождаемости. По итогам 2010 года рождаемость составила 11,8 на 1000 населения (по РФ – 12,3 на 1000 населения, а по ЦФО- 10,6). По оценке в 2011 году уровень рождаемости составит 12,3 на 1000 населения.

Источник: adm44.ru

Обозначила основные вехи развития истории города — для меня это лучший способ понять город и определить достопримечательности, которые обязательно в нем нужно увидеть.


Мерянская предыстория

Костромская область изначально была заселена финно-угорским племенем меря. От него нам достались отголоски в топонимике края. В частности, само название реки и города "Кострома" — скорее всего содержит в себе элементы мерянского языка ("-ма" — часто встречающаяся частичка, в обозначении рек).

  • Однако само по себе название "Кострома" — славянского происхождения. Писала подробно про это здесь: Почему город Кострома так назван?

Возможно, город изначально развивался на правой стороне Волги, хотя современные археологические данные не подтверждают это.

Начало славянской истории

Скорее всего славяне стали заселять эти земли примерно в XI- XII веках. Город строится на левом берегу Волги, на берегу ныне не существующей реки Сула.

Кстати, само название реки Сула подтверждает "южные" корни местных жителей. Другая, более крупная и известная, река Сула является левым притоком Днепра. Такой перенос "южных" названий в северные земли был очень характерен для переселенцев. Это подтверждает и одна из древнейших улиц Костромы — Десятильнича.


Основание города, которое никто не может доказать

Датой основания Костромы официально считается 1152 год. Эту дату предложил историк В. Н. Татищев, связав это событие с деятельностью Юрия Долгорукого на северо-востоке Руси. Однако Татищев использовал источники, которые до нас не дошли и доказать это сейчас невозможно. Хотя в целом, это событие вписывается в общую картину деятельности Юрия Долгорукого в это время.

  • По следам великого князя: к каким городам дотянулись руки Юрия Долгорукого?

И подтверждается данными современных археологических раскопок: первые поселение на левом берегу датируются именно XII веком.

Центр города на несуществующей речке

Исторический центр старой Костромы располагался на берегу реки Сула (пересечение современных улиц Островского и Пятницкой). В последствии река была зарыта под землю, чтобы не мешать развитию города. Сейчас там стоит памятник основанию города.


Упоминания в летописях

Первый раз город "Кострома" появляется на страницах русских летописей под 1213 г. (в рассказе о междоусобной войне во Владимиро-Суздальском княжестве между сыновьями Всеволода Большое Гнездо).

Возможно, Кострома была разграблена Батыем в 1237 году, но это не точно, летописи не выделяют ее отдельно: «попленили все на Волге до Галича Мерьского».

Удельное княжество

Великий князь Ярослав Владимирович восстанавливает разоренный город, строит деревянную церковь в честь святого Феодора Стратилата и отдает Кострому своему младшему сыну — Василию.

Явление Федоровской иконы

Именно молодому князю Василию, во время охоты, является икона Пресвятой Богородицы. Он приносит ее в храм Костромы и она получает название "Федоровская".

Именно этой иконой через несколько веков инокиня Марфа благословит своего сына, Михаила Романова, на царство.

В 1272 — 1276 годах Кострома была фактической столицей русского государства — князь Василий стал великим князем Владимирским, но во Владимир не уехал, продолжал жить и править в Костроме.

  • Какой город Золотого Кольца был столицей русского государства?

После этого Кострома теряет самостоятельность и становится частью Московского княжества, довольно далекой его провинцией.

Основание Ипатьевского монастыря

В 1330 г. на берегу реки Костромы татарский мурза Чет (основоположник будущей династии Годуновых) принявший крещение и бежавший к Ивану Калите из Золотой Орды, видит явление Божьей матери и основывает в этом месте Ипатьевский монастырь, которые в последствии сыграет решающую роль в истории России.

Перенос центра города на другое место

В XV веке было принято решение о переносе укрепленного центра Костромы с реки Сулы на более возвышенный берег Волги. Там был построен первый каменный собор — Успенский и возведены кремлевские стены.

Деревянный город в устье Сулы нередко подвергался грабительским нападениям ушкуйников, поэтому в 1419 году он был перенесён на новое возвышенное место, которое стало известно, как Костромской кремль. Н.А. Зонтиков

Смутное время и воцарение Романовых

В Смутное время Кострома была дважды взята отрядами польского пана Лисовского и подверглась страшному опустошению. Костромские отряды влились в народное ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.


С 1612 года инокиня Марфа (Шестова) со своим сыном — Михаилом Романовым дила в своем костромском имении, а потом укрывалась от поляков в Ипатьевском монастыре. Шестовы были костромскими дворянами и именно один из их крестьян — Иван Сусанин стал национальным русским героем, когда завел в глухие болота польский отряд, который хотел найти и убить Михаила Романова.

Избрание Романовых

В марте 1613 года в Кострому прибыло посольство Великого Собора, который выбрал Михаила Романова на царство. По льду реки Костромы большая процессия пришла в Ипатьевский монастырь и просила МИхаила взойти на престол. По преданию, его мать, инокиня Марфа, была сначала против такого решения, но в конце-концов благословила сына Федоровской иконой.

С этого момента Кострома приобретает особенное значение в истории русского государства, как колыбель династии Романовых. Оставаясь провинциальным городом, она, тем не менее всегда была под пристальными вниманием царственных особ.

Город развивается как богатый торговый центр, удачно используя свое расположение на Волге.

Новая планировка

В середине XVIII века Кострому перестраивают по генеральному плану после опустошительного пожара 1773 года. Она приобретает нынешние улицы и основные городские площади и становится в плане похожа на веер — по легенде, это было решение императрицы Екатерины Великой. Но это не точно…


  • Разобралась, правдива ли легенда про веер императрицы?

Классическая провинция

Город застраивается домами в классическом стиле и становится эталоном классической русской провинции, соблюдая при этом свою особенную идентичность.

XX век и Советское время

В 1913 году Российская империя отметила 300 летия династии Романовых. Особенная роль в этом праздновании была уделана и Костроме. В частности, планировалось создать величественный монумент в центре города, посвященный этой дате.

Закладка памятника состоялась 20 мая 1913 года, во время торжественного празднования 300-летия дома Романовых в Костроме. Но он так и не был завершен. После 1917 года на его постаменте установили… памятник Ленину.

А Костромской кремль был взорван и разрушен полностью. Подробнее писала об этом здесь: Кремль Костромы: построен царями, разрушен большевиками


Туристический потенциал

В 1958 году на базе Ипатьевского монастыря организуется историко-архитектурный музей-заповедник, за южной стеной монастыря вдоль левого берега речки Игуменки в 1960-е годы формируется музейный комплекс деревянного зодчества.

  • День в музее деревянного зодчества Костромская слобода

В уже в наше время началось и восстановление разрушенного Кремля. Полностью весь ансамбль планируют завершить в 2021 году.

Сейчас Кострома — крупный промышленный и туристический центр, который успешно развивает туристические бренды: костромской сыр, ювелирная столица, родина снегурочки и много другое!

Все мои статьи о Костроме можно найти по тегу #v780_кострома

Источник: zen.yandex.ru

Кострома в древние времена

Датой основания города считается 1152 год, а основателем князь Юрий Долгорукий – хотя никаких документальных подтверждений для данного утверждения, кроме логических догадок некоторых историков, не имеется. Первое упоминание о Костроме в летописях относится к 1213 году. Название города, очевидно, происходит от названия реки, впадающей в Волгу недалеко от места основания города. А вот, что может означать само слово «Кострома» доподлинно неизвестно – в качестве основной версии рассматривают имя древнего языческого божества.

Более менее приметную роль Кострома приобрела в 1247 году, когда стала столицей удельного княжества Костромского, выделившегося из состава Владимиро-Суздальского княжества. Просуществовало Костромское княжество недолго. В 1304 году оно перешло к сыну князя Даниила Московского, утратив объективную самостоятельность. А в 1338 году князь Иван Калита, приобретя в Орде ярлык на Кострому окончательно включил её в состав Московского княжества. Однако в период относительной удельной самостоятельности произошло очень важное событие в истории Костромы. 16 августа 1263 года костромским князем Василием Квашнёй была обретена главная святыня Костромы – икона Феодоровской Божией Матери. Легенда гласит, что близ реки Запрудни князь увидел икону Богородицы, висящую на дереве, после чего икону перенесли в Кострому, а на месте её чудесного обретения был основан Запрудненский Спасский монастырь. С тех пор икона прославилась многими чудесами и была признана чудотворной. По сей день икона эта почитается, как главная святыня Костромы. Сейчас она хранится в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасиинского монастыря, что расположен в Костроме на улице Симановского.

Кострома и смутное время

Особая миссия выпала Костроме во время смутного времени – ей суждено было стать колыбелью новой монаршей династии Романовых. В Ипатьевском монастыре Костромы, являвшимся надёжной крепостью, с осени 1612 года скрывался юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. И именно в Ипатьевский монастырь 13 марта 1613 года прибыли послы Земского собора, решившего призвать Михаила Романова на царство. Таким образом, Кострома нечаянно сама для себя стала не только местом появления новой династии, но и местом, где был положен конец русской смуты. Однако воцарение Михаила Романова ознаменовалось ещё одним ярким эпизодом в истории Костромы, того самого, что был положен в основу гениальной оперы Глинки «Жизнь за царя». Конечно же, речь идёт о подвиге Ивана Сусанина, простого костромского крестьянина, который пожертвовал жизнью во имя спасения царя и Отечества. А дело было так: польско-литовские интервенты, пытаясь найти местонахождение юного царя, чтобы захватить того, обратились за помощью к Ивану Сусанину. Но Иван Сусанин отвёл их не к царю, а далеко в противоположную сторону, за что и поплатился. Царь был спасён, а сам Иван Сусанин стал самым знаменитым героем Костромской земли. Не случайно, что главная площадь Костромы носит его имя и на этой площади стоит ему памятник.

Кострома во времена династии Романовых

Ещё одной заметной вехой в истории города стал крупный пожар в 1773 году, уничтоживший большую часть города, который был к тому моменту в большей степени деревянным. Для восстановления города был утверждён генеральный план застройки Костромы каменными зданиями с европейской планировкой улиц. Все улицы получили радиально-полукольцевую компоновку. А карта города стала похожа на раскрытый веер у берега Волги. В результате Кострома приобрела европейский лоск и необычную для России градостроительную концепцию, чем очаровывает и по сей день.

После пожара 1773 года до самой революции Кострома жила без потрясений. В 1796 году по указу императора Павла I была учреждена Костромская губерния, центром которой, как не трудно догадаться, стала красавица Кострома. Из экономических успехов можно выделить тот факт, что с середины XVIII века Кострома стала главным центром текстильной промышленности, выйдя на первое место в России по объёму производимых льняных тканей. А в 1887 году в Костроме появилась железная дорога, соединившая её с Ярославлем.

Советское прошлое Костромы

Советский период в жизни Костромы однозначно оценить сложно. С одной стороны большевиками было уничтожено множество церквей и памятников. Среди наиболее значимых утрат – Успенский и Богоявленский соборы, стоявшие на месте древнего Костромского Кремля. Причём, Успенский собор был примечателен ещё тем, что являлся первым каменным зданием Костромы. В общей сложности за все лихолетья советской власти Кострома лишилась около двух десятков церквей. А с другой стороны в период советской власти Кострома превратилась в крупный промышленный центр, были открыты несколько институтов и построены несколько мостов через Волгу, в результате чего город распространился уже на два берега Волги. Советский период отметился и появлением новых архитектурных памятников и музеев. Среди главных достопримечательностей советского времени в Костроме: здание областной филармонии, беседка Островского, музей деревянного зодчества.

Новейшая история Костромы

С развалом Советского Союза для Костромы наступили сложные времена: большинство заводов закрылось, из-за отсутствия финансирования город начал ветшать. Из положительных моментов можно отметить, что более динамично начали развиваться сфера услуг и туризм, а ещё Кострома попала в десятку регионов России с наиболее благоприятной экологией. В последние годы Кострома потихоньку начала выходить из экономической депрессии, что не преминуло сказаться и на её благоустройстве.

Одним словом, приезжайте в Кострому, и Вы получите массу положительных эмоций и узнаете ещё массу всего интересного.

Источник: hotelpedia.ru

История возникновения Костромы

Предполагаемая дата основания города — 1152 г. Однако впервые в источниках Кострома появляется лишь в XIII в.: летописец сообщает о сожжении Костромы в 1213 г. (См. Кострома. М., 1955, с. 6).

Первоначальная крепость Костромы находилась при впадении речки Сулы в Волгу, на высоком холме, где когда-то стояла церковь Феодора Стратилата, о которой упоминается в летописном известии 1276 г. Сула, Сула… «Что-то очень знакомое слышится в этом названии,— скажете вы.— О чем-то оно напоминает?» Да, вы не ошиблись. Это слово, это наименование Сула знакомо нам по «Слово полку Игореве»; оно упоминается в начале произведения в составе фразы, ставшей крылатой: «Кони ржут за Сулою — звенит слава в Киеве».

Чи ли въспети было,
Вещей Бояне,
Велесовъ внуче:

«Комони ржутъ за Сулою —
звенить слава в Кыеве;
трубы трубятъ въ Новеграде —
стоятъ стязи в Путивле».

Кострома возникла как один из опорных пунктов славянской колонизации. Такие города, закрепляя за новым населением уже освоенную местность, становились центрами значительной территории. И сейчас бытуют такие наименований, как Костромской край, Костромское Поволжье, Заволжье — это связано с давно минувшими временами.

Город Кострома стоит на реке, которая называется точно так же — Кострома. Принято считать (см., например, «Краткий топонимический словарь» В. А. Никонова), что город получил свое название по реке. Думается, этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Подробнее про топонимику Костромы можно почитать в этой статье.

История Костромы XIII-XVII вв.

После татаро-монгольского нашествия город Кострома был заново отстроен Ярославом Всеволодовичем и отдан в удел его младшему сыну Василию, который в 1272 году становится великим князем владимирским. Василий не переезжает во Владимир, и Кострома на пять лет становится стольным городом Северо-Восточной Руси. Так было положено начало новой практике, которой позднее следовали князья тверские и московские: хоть и в очень малой степени, но Москва таким образом обязана своим статусом столицы и древней маленькой Костроме.

Дальнейшая история города похожа на историю других городов «Золотого кольца». Кострома оказывается втянутой в княжеские усобицы, в 30-40-х годах XIV в. входит в состав Московского княжества, подвергается набегам татар, новгородских ушкуйников, пылает в огне феодальной войны первой половины XV в. И все же в положении города есть что-то особенное. Именно в Костроме заключаются княжеские союзы, собираются съезды князей и церковные соборы, заключаются соглашения в годы феодальной войны. Наконец, первым митрополитом, избранным без участия константинопольского патриарха, становится костромич. Вспомним и о том, что именно в Кострому прибывает из Москвы посольство с целью «просить на царство» Михаила Романова… Видимо, у наших предков существовало какое-то особое представление о значении этого города и его святынях.

После освобождения Руси от татаро-монгольского ига, после взятия русскими войсками при Иване Грозном Казани, город на реке Костроме начал быстро залечивать свои раны. И все же в начале XVII в. ему вновь пришлось отражать нашествие чужеземцев, на этот раз с запада. В 1613 году, после изгнания польско-литовских интервентов из Москвы (в народном ополчении Минина и Пожарского, чей путь в Ярославль проходил через Кострому, были и костромичи), их отряды продолжали бродить по стране, грабя население. Один из таких польско-литовских отрядов пришел в населенный пункт Деревенька, неподалеку от Костромы (название на первый взгляд необычно, но в русской топоними есть масса примеров наименований населенных пунктов, образованных от нарицательных слов, обозначающих тип поселения: Село, Сельцо, Деревенька, Выселки, Починки и т. д.). Враги ограбили амбары, забрали все, что могли унести. Переночевав наутро они потребовали проводника. Им вызвался быть русский патриот Иван Осипович Сусанин. Он намеренно завел отряд в непроходимый болотистый лес, за что был изрублен шляхтичами. Но ни один из врагов не уцелел — все погибли в непроходимом болоте.

Иван Сусанин — костромской герой

Как известно, безграничная любовь к родине, героизм русского народа, воплощенные в образе простого русского крестьянина Сусанина, послужили темой для композитора М. И. Глинки, написавшего оперу «Иван Сусанин». С 1939 года в новой постановке опера идет на сцене Большого театра в Москве.

Костромичи чтут память своего земляка — героя и патриота. В городе в честь Ивана Сусанина названа одна из улиц, в 1967 году был открыт гранитный памятник Сусанину.

Испатьевский и Спасо-Запрудненский монастыри в Костроме. Торговые ряды

Кострома росла вдоль берега Волги, но поначалу в сторону реки Костромы. Здесь находятся древнейшие монастыри — Спасо-Запрудненский и Ипатьевский. В другую сторону местность, очевидно, оставалась незастроенной и именовалась Дебрей, а главная улица города еще в XVII в. называлась Боровой Дебрей. Смысл этого топонима, казалось бы. довольно прозрачен. Бор — «хвойный, преимущественно сосновый лес», а также «сухое возвышенное место, где обычно растут сосны» (См. Словарь русского языка XI-XVII вв., вып. 1, с. 290). Дебрь — «ущелье, ров», а также «низина, заросшая лесом и кустарником; лес, чаща» (См. Словарь русского языка XI-XVII вв., вып. 4, с. 197). Таким образом, это название могло нести в себе географическую характеристику данной местности, возможно отражало ее рельеф, степень освоенности (Правда, необходима одна оговорка. Слово бор не всегда означало «сосновый лес» и даже не всегда просто «лес». Это же относится к слову дебрь. Оно не всегда выступает в значении «ущелье, ров».). Окончательный ответ на этот вопрос может дать лишь историческая топография Костромы, а, впрочем, в большей мере этому поможет анализ местной костромской географической терминологии, которая пока что не исследована.

В Ипатьевском монастыре была найдена знаменитая Ипатьевская летопись — один из древнейших памятников русской исторической литературы. Древнейшее место костромской крепости с церковью Федора Стратилата в центре не получило особого наименования. Зато город, заложенный в 1416 году московским князем Василием Дмитриевичем на новом месте — на левом берегу речки Сулы, получил наименование Старый город, или Кремль-город (правда, это было позднее — в XVII в.). Старым он стал после 1619 года, когда были возведены укрепления Нового города, значительно увеличившие общую площадь укреплений. Старый город в Новый город имели имели деревянные стены, стоявшие на высоких валах и рвы. Новый город иногда называли еще и Китай-городом в подражаение Москве.

Топонимы Старый и Новый город живы и поныне — эти названия носят два участка, из которых состоит территория бывшего Ипатьевского монастыря. Большинство сооружений монастыря находится в Старом городе (Троицкий собор, звонница, палаты Романовых, Братский и Архиерейский корпуса). Новый город, оставшийся почти незастроенным, с 1955 г. стал использовать как музей под открытым небом — здесь открыл свою удивительную экспозицию музей деревянного зодчества.

В Костроме есть целый комплекс старинных торговых рядов, используемых и сейчас, после реконструкции, по своему назначению. Торговые ряды сохранили до наших дней свои названия: Красный, Табачный, Пряничный, Рыбный, Большой и Малый Мучной ряды… Есть в Костроме и старинная Сенная улица.

И все же подавляющее большинство внутригородских топонимов этого старинного города на Волге связано с событиями, именами, относящимися к послереволюционному этапу истории Костромы, истории нашей страны. На карте Костромы вы найдете такие наименования, как улица Кооперация, Советская улица, Улица 1 Мая, улица Свердлова, проспект Мира, улица Ленина, проспект Текстильщиков, Комсомольская улица и многие другие.

Источник: М. В. Горбаневский, В. Ю. Дукельский — По городам и весям «Золотого кольца»

Источник: towntravel.ru

Откуда взялась Кострома?

Костромская низменность. Берега Волги и старого устья реки Костромы. Здесь в 1152 году Юрий Долгорукий основал город — такова версия историка XVIII века В.Н. Татищева. По его мнению, ростово-суздальский князь построил Кострому, желая создать форпост на северо-восточных рубежах своих владений, чтобы защититься от волжских булгар и мордвы и контролировать значимую для всей Северо-Восточной Руси речную торговлю по верхнему течению Волги.

В наше время в центре Костромы на Советской площади (бывшей Воскресенской) стоит памятник Юрию Долгорукому — официально признанному основателю города. Но версия Татищева — не единственная, и исторических источников, подтверждающих ее, пока не найдено. О чем можно говорить уверенно: город существовал задолго до первого упоминания его в летописях (1213 год).

Что означает слово «Кострома»? С мерянского языка оно переводится как «земля искупления» или «земля возмездия». Маловероятно, что князь Юрий Долгорукий дал бы своему городу финно-угорское название. Историк Иван Миловидов выдвигает гипотезу, что Кострома была основана раньше 1152 года, в середине IX века, как поселение со смешанным славяно-мерянским населением.

2

Из огня да в полымя

На протяжении своей истории Кострома много раз горела. Можно даже сказать, что пожары стали одним из определяющих факторов развития города.

В 1213 году ростовский князь Константин Всеволодович сжег город, принадлежавший его брату, Юрию Всеволодовичу Долгорукому, и отвел пленных жителей города в удельный Ростов.

Только Кострому отстроили после пожара, как тут же снова сожгли — в 1230-е годы войска Батыя разорили все волжские города «до Галича Мерьского», в том числе и Кострому.

Город восстановил владимирский князь Ярослав Всеволодович, названный в крещении Феодором. Он же отстроил на левом берегу Волги у впадения в нее реки Сулы в районе пересечения современных улиц Пятницкой и Островского первый Костромской кремль с соборным храмом во имя своего святого покровителя — великомученика Феодора Стратилата.

В 1246 году Кострома перешла младшему сыну Ярослава Всеволодовича Василию и стала столицей Костромского удельного княжества. Сам Василий прибыл в Кострому, когда достиг совершеннолетия. Именно с этим князем связана судьбоносная веха в истории города: в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов XIII века в окрестностях Костромы Василий Ярославич обрел чудотворную Феодоровскую икону. Согласно сказанию XVII века, князь построил для помещения иконы Успенский собор.

В 1272 году Василий стал великим князем Владимирским — главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Но во Владимир он не переехал, а остался в Костроме. Таким образом Кострома фактически стала столицей всей Северо-Восточной Руси. Во времена правления Василия Ярославича в Костроме были основаны Спасо-Запрудненский монастырь и церковь Воскресения на Дебре. Знаменитый Ипатьевский монастырь возник позже, в XIV веке. Он имел не только религиозное, но и оборонительное значение — защищал подступы к городу.

В 1364 году Кострома стала частью Московского княжества.

В 1413 году Кострома снова сгорела. Сокрушительный пожар, по свидетельству летописца, уничтожил до тридцати церквей, не говоря уже о множестве жилых построек. Тогда же, видимо, сгорел и первый Костромской кремль. К счастью, глубоко чтимая костромская святыня — Феодоровская икона — чудесным образом уцелела, но на месте города было пепелище. Московский великий князь Василий Дмитриевич на несчастье костромичей откликнулся: Кострома считалась стратегически важным убежищем, где не раз спасались от стихийных бедствий и вражеских нашествий московские князья и бояре. Поэтому Москва помогла Костроме восстановиться, но кремль, во избежание новых пожаров из-за плотной застройки, перенесли на более высокое место, на возвышенный левый берег Волги, напротив села Городище, где и сейчас стоят каменные соборы. Выбранное место Василий Дмитриевич повелел обнести валом и рвами, окружить деревянной стеной, превратив его в мощное оборонительное сооружение. Воскресенская и Никоновская летописи свидетельствуют, что в 1416 году «был заложен город Кострома». Формулировка объясняется так: место кремля поменяли, а значит, город не восстановили, а заложили заново.

Вокруг отстроенного кремля возводились княжеские и боярские хоромы. Возможно, в это время был заложены новый — уже каменный — Успенский собор, по образцу московских соборов, и каменный Троицкий собор. Кроме того, внутри кремлевских стен размещались Крестовоздвиженский мужской монастырь (в 1681 году обращенный в женский), деревянные храмы, колокольня, казенные здания и осадные дворы (частные дома).

3

В дни Смуты

В Смутное время город дважды захватывали и разоряли поляки и литовцы. Осенью 1608 года в Галиче поднялось восстание против поляков. Народные волнения быстро распространились по всей Костромской земле. Отряд польской шляхты, прибывший для подавления восстания, захватил Кострому и укрепился в ней. Отсюда поляки начали набеги на заволжские города России. В ноябре — декабре 1608 года галичане и костромичи, организовав первое народное ополчение, Кострому освободили.

Лжедмитрий II послал в город карательный отряд пана Лисовского. Изменники-бояре помогли интервентам, те смогли вновь захватить Кострому. Лисовский оставил в городе гарнизон, а сам в январе 1609 года двинулся в Галич. Сразу после его ухода к Костроме подступило новое ополчение — галичские, вологодские, кологривские, парфеньевские, устюжские, костромские крестьяне и ремесленники. 4 марта польский гарнизон сдал город и укрылся в Ипатьевском монастыре. Ополченцы осадили захваченную обитель. На помощь им прибыло еще пять тысяч галичских крестьян под предводительством Ивана Кологривова и ополчение из Ярославля. А в мае к патриотам присоединился отряд опытного воеводы Давида Жеребцова. По его приказанию вокруг Ипатьевского монастыря вырыли двойное кольцо рвов, которое прервало связь поляков с внешним миром. Но теперь уже к осажденным на помощь поспешил Лисовский со своим отрядом. Однако прорвать кольцо осаждающих и переправиться на левый берег Волги ему не дали. Лисовский бросил осажденных на произвол судьбы и двинулся к Троице-Сергиевой лавре.

Ночью 24 сентября 1609 года костромичи Константин Мезенцев и Николай Костыгин сумели заложить под одну из стен монастыря бочку с порохом. При взрыве герои погибли, но в образовавшийся пролом стены ринулись ополченцы и после короткой и жестокой схватки выбили интервентов из Ипатьевского монастыря.

Поляки пытались бежать, но их догнали и уничтожили у села Некрасово. Это то же место, где в 1272 году потерпели поражение от костромского войска Василия Ярославича отряды татар.

В 1612 году костромские люди вошли в ополчение Минина и Пожарского. Костромичи в составе народного ополчения дошли до Москвы и принимали участие в освобождении столицы.

Далее история Ипатьевского монастыря уже пересекается с историей новой российской царской династии. В 1613 году на Земском Соборе в Москве на престол был выбран 16-летний боярский сын Михаил Романов. Незадолго до этого, чтобы его пленить, поляки отправили отряд в костромскую вотчину Романовых — Домнино. Благодаря подвигу Ивана Сусанина план интервентов не удался, Михаил Романов с матерью успели укрыться в Ипатьевском монастыре. Чуть позже, когда в Москве состоялся Земской Собор, отправленное оттуда Великое посольство смогло уговорить Романова принять царский венец. В Троицком монастырском соборе первого Романова благословили на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери.

4

Закат кремля, расцвет посадов

С 1619 года Костромской кремль стал называться Старый город. Это было связано с возведением так называемого Нового города, так же, как и кремль, окруженного рвами и деревянными стенами. Стены Нового города были мощными, с двадцатью тремя башнями и шестью воротами.

К семидесятым годам XVII века государство прекратило выделять средства на содержание и укрепление Костромского кремля — оборонным сооружением он уже не являлся. Обветшавшие деревянные стены кремля и Нового города, видимо, в конце концов сломали и заново уже не отстраивали.

Злой рок не отпускал Кострому. Город продолжал гореть. В XVII веке сильные пожары отмечены в 1654 и в 1679 годах. Тогда серьезно пострадали и посады, и кремлевские здания.

Тем не менее город возрождался и продолжал развиваться. Вокруг территории кремля постепенно разрастались посады и слободы, появлялись правительственные здания и частные каменные учреждения, возводились новые церкви, из которых многие уже были каменными, строились монастыри…

Кострома стала первым в России городом, получившим собственный герб. Его пожаловала Костроме императрица Екатерина II в благодарность за теплый прием, который ей оказали жители города в 1767 году, когда Её Величество вместе со свитой прибыла к берегам Костромы во время большого путешествия по волжским областям. В память об этом событии на гербе Костромы изображена галера «Тверь», на которой императрица совершала вояж по Волге.

5

Спасение главной святыни

И вновь — большой огонь. В 1773 году всю Кострому охватил чудовищный даже по местным масштабам пожар. Он начался от топившейся бани, при сильном ветре моментально разнесся по крышам, сжег огромное число жилых и казенных домов, более 20 церквей, шатровую соборную колокольню, уничтожил Троицкий собор, который потом не был восстановлен, почти разрушил Успенский собор. До пожара собор состоял из двух зданий: холодного собора с приделом Феодора Стратилата и каменной низкой шатровой колокольни. Рядом с собором стояли деревянная церковь преподобного Геннадия Любимоградского, деревянный воеводский дом и Крестовоздвиженский девичий монастырь с каменной Крестовоздвиженской церковью. Все это сгорело.

Вновь чудом была спасена Феодоровская икона Божией Матери: оставив в опасности собственный дом, который вот-вот мог сгореть, соборный протоиерей Иоанн Иоаннович Красовский (кстати, впоследствии — член Российской академии наук, духовник Павла Первого), рискуя жизнью, вынес из окруженного огнем собора чудотворный образ и едва успел отплыть на лодке по Волге в Ипатьевский монастырь. Из выгорающего собора к реке пытались вынести еще часть имущества, но стихия добралась и туда — сгорели вещи на берегу, многие суда на реке и даже несколько селений за Волгой. Люди вынуждены были вбегать в воду, чтобы спастись от жара огня, бушевавшего на обоих берегах реки.

И вот уже в который раз Костроме пришлось отстраиваться практически с нуля. Прокладывать новые улицы на пустырях, соединять центр с селениями, до пожара бывшими отдельными… Частным лицам в кремле уже строиться не разрешили. Собственно, в нем сохранились после огненной бури лишь Успенский собор с колокольней, да и они имели весьма плачевный вид. Колоколов на колокольне уже не было, сама она вот-вот могла рухнуть. Стены собора почернели, внутри все было разрушено.

Восстанавливать Успенский собор и другие здания начали через два года. На месте сгоревшего Крестовоздвиженского монастыря под началом епископа Костромского и Галичского Симона (Лагова) и костромского зодчего Степана Воротилова построили теплый Богоявленский собор с 64-метровой ярусной колокольней, главной архитектурной доминантой дореволюционной Костромы, рядом — два соборных дома.

6

Губернский город

В конце XVIII века Кострома стала губернским городом, ремесленным и торговым центром с развитой легкой промышленностью. В 1790-х годах в Костроме действовали уже пять суконных фабрик, город занимал первое место в России по производству льняных тканей. В это время Кострома вновь перестраивалась и расширялась, были выстроены торговые ряды — на сегодня самые крупные из сохранившихся в России.

В начале XIX века с крепостных валов старого Костромского кремля убрали старинные пушки, а потом срыли до основания и сами валы. На сегодня сохранились лишь остатки восточного рукава вала и склоны верхней террасы Старого города. Кремль — когда-то мощное оборонительное сооружение — теперь стал просто центром Костромы. Правда, центром, в котором сосредотачивалась и общественная, и культурная, и духовная жизнь. В 1835 году кремлевские соборы — Успенский и Богоявленский — получили статус кафедральных храмов епархии.

В память 300-летия царствования Дома Романовых в 1913 году на центральной площади в Костроме состоялась закладка величественного памятника по проекту архитектора А. И. Адамсона. Возвести его должны были к ноябрю 1915 года. Но судьба памятника оказалась печальной. Началась Первая мировая война — строительство замедлилось. К революции была изготовлена лишь часть фигур. Хранились они непосредственно на стройке или в саду губернаторского дома. В 1917 году работы по возведению памятника прекратились вовсе. В 1918 году с уже установленного постамента убрали леса и закрепили на нем мачту с красным флагом. На старом основании было решено ставить новый «памятник Свободы».

7

Что сейчас?

В двадцатых годах все фигуры, изготовленные для памятника, переплавили на костромском заводе «Рабочий металлист». К десятой годовщине Октябрьской революции на «царском» постаменте должна была быть установлена фигура Ленина. К торжественной дате не успели: постамент оказался слишком твердым и, хотя работы велись круглосуточно, памятник вождю мирового пролетариата открыли только 1 мая 1928 года. Фигуру Ленина с тех пор однажды заменили на другую фигуру Ленина. Странный памятник и сегодня стоит в Костроме в Центральном парке, удивляя туристов своей необычной историей.

Костромская губерния была упразднена в 1929 году. Кострома перестала числиться губернским городом. Территория губернии перешла сначала Ивановской, затем — Ярославской области.

В 1922 году кремлевские храмы, Успенский и Богоявленский соборы, были переданы обновленцам, в 1929 году закрыты, в 1934 году — взорваны и снесены. На территории бывшего кремля разбили Парк культуры и отдыха.

В 1944 году Кострома стала административным центром вновь образованной Костромской области.

Сегодня в Костроме развиты машиностроение и металлообработка, энергетика и электроника, приборостроение и деревообрабатывающая промышленность. Традиционно город остается центром текстильной промышленности.

Кострома входит в Золотое кольцо России. Туристические маршруты проходят через город. Главная достопримечательность Костромы — музей-заповедник Ипатьевский монастырь с Троицким собором. Рядом с обителью находится музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Здесь собраны церкви, избы, мельницы и другие памятники деревянного зодчества из всех уголков Костромской области.

В костромском Богоявленском монастыре хранится Феодоровская икона Божией Матери — главная святыня Костромской земли, перед которой Михаил Романов дал согласие занять московский престол.

19 июля 2015 года Кострому посетил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Тогда же был установлен и освящен закладной камень на месте Успенского собора.

В 2016 году храмовый комплекс начали восстанавливать по старым рисункам и чертежам. На площадке Успенскоо собора поработали археологи. Там нашли элементы внутреннего убранства: позолоченные металлические части иконостаса, остатки бронзового оклада с драгоценными камнями, фрагменты настенной росписи, фрески, изразцы. Обнаружены части древнего фундамента и кирпичной кладки пола, а также прежде нигде не упомянутый деревянный частокол и древний погост.

Отстраивались ярусы колокольни, возводились стены Богоявленского собора. В 2018 году из Тутаева в Кострому привезли 18 колоколов, 12 из которых составляют звонницу, а остальные предназначены для часов-курантов.

13 августа 2019 года, в день 75-летнего юбилея Костромской области и накануне праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, на купол Богоявленского собора был поднят крест. В честь этого события были проведены торжественный молебен и освящение креста.

Шаг за шагом идет восстановление культурного, исторического и духовного достояния города. Воссоздается весь храмовый комплекс Костромского кремля. В 2021 году продолжается штукатурка сводов внутри Богоявленского собора. Специалисты монтируют фибробетон на световом барабане храма и на колокольне. Высокая колокольня стоит в лесах… Из-за пандемии коронавируса открытие храмового комплекса Костромского кремля перенесено на 2022 год.

Источник: sever.foma.ru


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.