Большой Гатчинский дворец построен в 1766—1781 годах в Гатчине по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Григория Григорьевича Орлова. Расположенный на холме над Серебряным озером, дворец сочетает в себе темы средневекового замка и загородной резиденции. Интерьеры дворца — образец русского классицизма рубежа XVIII—XIX веков. Дворец был одним из любимых мест отдыха царской семьи.

История гатчинского дворца

История гатчинского дворца

Город Гатчина расположен в юго-западном направлении от Санкт-Петербурга на расстоянии примерно 44 километра. История гатчинских земель такая же, как история всех Приневских территорий.


Средние века земли принадлежали Великому Новгороду, затем вошли в состав централизованного русского государства со столицей в городе Москва. После периода Смутного времени, который завершился в 1613 году вступлением на престол первого русского царя из династии Романовых-Михаила Федоровича, началась война России со Шведами. В 1617 году был подписан «Столбовский мир», в соответствии с ним все территории, на которых сегодня лежит Петербург и пригороды перешли в пользу шведов.

В 1700 году царь Петр I объявил Швеции войну, она длилась двадцать один год. В результате этой Северной войны Приневские земли были возвращены России. В 1703 году Петр I основал город Санкт-Петербург, ставший в 1712 году столицей России.

История гатчинского дворца
Портрет Петра I, 1718. Гравер Хоубракен, Якоб. 1698-1780; Автор оригинала Моор, Карел де. 1656-1738

История гатчинского дворца
Портрет Петра I, 1786. Гравер Баузе, Иоганн Фридрих. 1738-1814; Художник Леруа

Пётр I Алексеевич, прозванный Великий (30 мая [9 июня] 1672 год — 28 января [8 февраля] 1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

Территории вокруг юного города царь жаловал своим приближенным для устройства загородных резиденций. Вероятно, уже в 1708 году Гатчинская мыза была подарена Петром его сестре Наталье Алексеевне.


История гатчинского дворца
Наталья Алексеевна (1673 — 1716). Иван Никитич Никитин, 1716г.

Царевна Наталья Алексеевна (22 августа 1673—18 июня 1716) — любимая сестра Петра I, дочь Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.

За восемь последующих лет здесь сформировалась типичная загородная усадьба, которая включала Господский дом, избы «ближних» и «дворовых» людей, скотный и птичий дворы, теплицы и прочие хозяйственные постройки. После смерти Натальи Алексеевны в 1716 году мыза перешла госпиталю, затем царской аптеке, в 1732 году «отошла в казну», а в 1734 императрица Анна Иоанновна пожаловала Гатчинскую мызу обер-шталмейстеру князю А.Б.Куракину.

История гатчинского дворца
Луи Каравак. Портрет императрицы Анны Иоанновны, 1730

Анна Иоанновна (Анна Ивановна; 28 января (7 февраля) 1693 — 17 (28) октября 1740[2]) — российская императрица из династии Романовых.


История гатчинского дворца
Портрет Анны Иоанновны. Неизвестный художник. XVIII в.

История гатчинского дворца
Портрет императрицы Анны Иоанновны. Неизвестный художник. XVIII в.

История гатчинского дворца
Портрет императрицы Анна Иоанновны, 1740. Гравер Вортман, Христиан Альбрехт. 1680-1760; Автор оригинала Каравак, Луи. 1684-1754

В 1765 году Гатчинскую мызу купила Екатерина II и подарила ее своему фавориту Григорию Орлову.

История гатчинского дворца
Художник Вигилиус Эриксен. Екатерина II

Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля [2 мая] 1729, Штеттин, Пруссия — 6 [17] ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год.


История гатчинского дворца
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны, 1761. Гравер Виноградов Е.Г. 1725-1768

История гатчинского дворца
Портрет Екатерины II. Вторая половина XVIII в. Гравер Ланте, Джузеппе. Род. 1726; Художник Торелли, Стефано. 1712-1780

История гатчинского дворца
Портрет Екатерины II, 1782-1890. Гравер Скородумов Г.И. 1755-1792; Художник Рокотов Ф.С. ок. 1735-1808

История гатчинского дворца
Екатерина II в парке Царского Села,1827. Боровиковский, Владимир Лукич. Гравер Уткин Н.И. 1780-1863;

Орловский период истории Гатчины охватывает восемнадцать лет. За это время здесь по проекту архитектора А.Ринальди был построен величественный замок, возведены Чесменский обелиск и Колонна Орла, создан грот «Эхо» и Восьмигранный колодец.


История гатчинского дворца
Жан Балтазар де Траверс. Гатчинский дворец со стороны парка. Конец 1789 — начало 1790-х.

Воплощая идею романтического парка и охотничьего замка, А.Ринальди создал так же первоначальную планировку обширного пейзажного парка.

История гатчинского дворца

Неизвестный художник. Портрет Г. Г. Орлова. 1760-1770-е.

Светлейший князь (с 1772) Григорий Григорьевич Орлов (6 [17] октября 1734, село Люткино Бежецкого уезда Тверской губернии — 13 [24] апреля 1783, Москва) — генерал-фельдцейхмейстер, фаворит императрицы Екатерины II, второй из братьев Орловых, строитель Гатчинского и Мраморного дворцов. От него императрица имела внебрачного сына Алексея, родоначальника графского рода Бобринских.

История гатчинского дворца
Портрет графа Г.Г. Орлова, 1762-1765. Гравер Чемесов Е.П. 1737-1765; Автор оригинала Велли, Жан Луи де, ок. 1730-1809


С 1772 году Орлов утратил прежнее влияние, ему было запрещено жить в Санкт-Петербурге, а с 1773 года он большую часть времени проводил за границей. Не смотря на это, Гатчинская мыза продолжала обустраиваться и превратилась в исключительно ценное загородное поместье.
Блестящему вельможе Григорию Орлову не удалось пожить в новой усадьбе, он умер в начале 1783 года. Императрица Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу у наследников графа и 6 августа того же года пожаловала ее своему сыну великому князю Павлу Петровичу. Вскоре Гатчина стала его любимым местом пребывания.

История гатчинского дворца
В. Л. Боровиковский. Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена

История гатчинского дворца
Владимир Боровиковский. Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800

История гатчинского дворца
С. Тончи. Портрет императора Павла I в Мальтийском одеянии. 1798-1801

Павел Петрович (20 сентября [1 октября] 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург — 12 [24] марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург) — сын Екатерины II и Петра III, император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, 72-й великий магистр Мальтийского ордена с 1798 года.


История гатчинского дворца
Портрет великого князя Павла Петровича, 1765-1766 гг. Торелли, Стефано. 1712-1780

История гатчинского дворца
Портрет великого князя Павла Петровича в детстве, 1761. Гравер Греков А.А. 1723-1726, после 1770; Автор оригинала Каравак, Луи. 1684-1754

История гатчинского дворца
Портрет великого князя Павла Петровича,1765. Гравер Бонне, Луи Марен. 1743-1793; Художник Эриксен, Вигилиус. 1722-1782


История гатчинского дворца
Портрет великого князя Павла Петровича, 1773. Гравер Радиг, Антуан Христоф. 1719-1721-1809; Художник Вуаль, Жан Луи. 1744-1804

История гатчинского дворца
Портрет императора Павла I. Конец XVIII — нач. XIX вв. Щукин С.С. 1762-1828

История гатчинского дворца
Портрет Павла I, 1797-1798. Щукин С.С. 1762-1828

История гатчинского дворца
Боровиковский Владимир Лукич (1757—1825) Портрет Павела I

История гатчинского дворца
Портрет императора Павла I. Митрохин А.Ф. 1797 г.

История гатчинского дворца
Щукин, Степан Семёнович. Портрет императора Павла I


История гатчинского дворца
Портрет императора Павла I. Неизвестный художник, кон. XVIII в.

История гатчинского дворца
Павел I

История гатчинского дворца
Портрет императора Павла I, 1798. Гравер Плахов, Никита. 1758-?

История гатчинского дворца
Портрет великой княгини Наталии Алексеевны, 1776. Рослин, Александр. 1718-1793. Первая жена Павла 1

Наталья Алексеевна, урождённая принцесса Августа-Вильгельмина-Луиза Гессен-Дармштадтская (нем. Wilhelmina Luisa von Hessen-Darmstadt; 14 (25) июня 1755, Дармштадт — 15 (26) апреля 1776, Санкт-Петербург) — великая княгиня (1773), дочь ландграфа Гессен-Дармштадтского Людвига IX и Каролины Цвейбрюкен-Биркенфельдской, первая супруга великого князя Павла Петровича (впоследствии императора Павла I).

Умерла в родах, произведя на свет мертворожденного великого князя.


История гатчинского дворца
Портрет великой княгини Марии Федоровны, 1777. Рослин, Александр. 1718-1793

Мария Фёдоровна (Феодоровна); до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Auguste Luise von Württemberg; 14 (25) октября 1759, Штеттин — 24 октября (5 ноября) 1828, Павловск) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.

История гатчинского дворца
Александр Рослин. Портрет Великой княгини Марии Федоровны, около 1777

История гатчинского дворца
Портрет великой княгини Марии Федоровны. Рослин, Александр. 1718-1793

История гатчинского дворца
Мария Федоровна Вюртембергская, великая княгиня, жена Павла с 1776 года, запечатленная в 1782 г. во французском костюме

История гатчинского дворца
Боровиковский Владимир Лукич (1757—1825) Портрет императрицы Марии Фёдоровны 1790-е

История гатчинского дворца
И.Б. Лампи-старший. Портрет императрицы Марии Федоровны. 1792

История гатчинского дворца
Семья Павла I

Под руководством архитектора Винченцо Бренны дворец был несколько перестроен, по моде того времени заново отделаны парадные залы, появились регулярные сады, парковые павильоны, каменные ворота и мосты.

История гатчинского дворца
Г.С. Сергеев. Музы подносят Павлу I план Гатчинского дворца

Перед дворцом устроили огромный плац для проведения военных парадов. После вступления на престол Павла I в 1796 году Гатчина превратилась в императорскую резиденцию, о которой современники вспоминали как о неприступной крепости, окруженной бастионами, рвом, караульнями и полосатыми шлагбаумами.

История гатчинского дворца
***

История гатчинского дворца
Г. Шварц. Парад при императоре Павле I в Гатчине. 1847

История гатчинского дворца
Г. С. Сергеев. Парад на плацу перед Гатчинским дворцом

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в результате заговора император Павел I был убит в Михайловском замке. После его смерти владелицей Гатчины стала вдовствующая императрица Мария Федоровна.

История гатчинского дворца
Портрет императрицы Марии Федоровны, 1832. Шульц, Людвиг. XIX век

История гатчинского дворца
Портрет императрицы Марии Федоровны. Тип Кюгельхена. Неизвестный художник, нач. XIX в. Автор оригинала Кюгельген, Герхард фон. 1772-1820

История гатчинского дворца
Джордж Доу. Портрет вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны около 1825

По ее завещанию, составленному 21 января 1827 года, Гатчинский дворец со всеми угодьями переходил «в вечное владение» императору Николаю I и его потомству мужского пола.


Большой Гатчинский дворец (первая часть)

Источник: lovers-of-art.livejournal.com

Плац Гатчинского дворца

Большой Гатчинский дворец построен по проекту Антонио Ринальди в 1781 году и сложен он из весьма стандартных, для эпохи архитектора, построек. По центру расположен главный корпус, в обе стороны от которого расходятся две галереи, приводящие с одной стороны к кухонному корпусу, а с другой стороны к арсенальному корпусу. Оба эти корпусы имеют форму квадратов (каре), с открытыми площадками во дворе корпусов. Таким образом перед центральным корпусом образуется большое открытое пространство, которое является Плацем Большого Гатчинского дворца.

История гатчинского дворца

Напротив Центрального корпуса на противоположной стороне плаца установлен памятник Павлу I, владельцу Гатчинского дворца. Хоть сам дворец и был построен для фаворита Екатерины II графа Орлова, до своей смерти граф успел прожить в Гатчинском дворце всего два года. После его кончины Екатерина II выкупила дворец обратно и подарила его своему сыну, будущему императору Павлу I. Сами императоры себе скульптур никогда не ставили, поэтому статую Павла I поставил здесь в 1851 году император Николай I, сын Павла I.Примечательно то, что статуя не только не была украдена, но и не пострадала во время Великой Отечественной войны.

История гатчинского дворца

Перед входом в Центральный корпус установлены скульптуры олицетворяющие Осторожность и Благоразумие.

История гатчинского дворца

Первый этаж Гатчинского дворца

Вход в музей расположен не там, где у дворца располагается парадный вход. Вход в музей находится в галереи, ведущей в Кухонный корпус, это слева от Центрального корпуса, если смотреть на дворец. Купив билеты, стоимость которых можно узнать на официальном сайте музея-заповедника Гатчина, мы отправились изучать дворец. Во дворце работает несколько постоянных и временных экспозиций. Временные экспозиции снимать запрещено, поэтому сосредоточим наше пристальное внимание на интерьерах дворца и его постоянных экспонатах.

Поскольку корпусов во дворце несколько и все они сходятся в одной точке, то особой разницы нет откуда начинать осмотр дворца, но есть некоторые рекомендации музея по последовательности осмотра музея. Само собой все начинается со знакомства с историей Гатчинского дворца, эти помещения расположены на первом этаже. Вам покажут небольшой фильм об истории дворца, с использованием материалов военной хроники. Во втором зале вы увидите всю трехвековую историю дворца с момента его постройки в картинах на стенах, а по центру зала стоит макет дворца.

Здесь же демонстрируется фрагмент штукатурки дворца, на которой по-немецки написано следующее: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто». История Гатчинского дворца весьма печальна. Первая авиабомба разорвалась на территории дворца уже в августе 1941 году, и до 1944 года дворец находился в немецкой оккупации. При отступлении фашистские войска сожгли дворец, предварительно вывезя все ценное. Таким образом дворец был восстановлен после войны, а местами несет в себе свидетельства тех страшных дней, таким свидетельством служит и эта надпись сделанная обычным карандашом.

История гатчинского дворца

Экскурсии

Гатчина – отличное место для самостоятельного осмотра. Но более яркие впечатления оставят, конечно, прогулки с экскурсоводом:

  1. Замок русского Гамлета поразит воображение туристов. Необычная планировка, красочные интерьеры, сочетание рыцарских традиций с домашним уютом семьи Романовых, рассказ гида о призраках подземного хода, живущих также и в замке, заставят время пролететь незаметно.
  2. Изучать историю семьи Романовых можно по истории Гатчинского дворца. Осмотр Приратского замка раскроет тайны масонского течения в России (магистром Ордена был и Павел Петрович), посещение Острова Любви и павильона Венеры добавят в экскурсию романтическую нотку.
  3. Невозможно составить представление о Пригородном Эрмитаже, не походив по уникальному парку, с его тенистыми аллеями. Гости обязательно погуляют с экскурсоводом после осмотра экспозиции Большого дворца. А истории, рассказанные гидом, оставят незабываемые впечатления.

В обслуживание гостей входит трансфер из города Санкт-Петербург. Но бронировать место требуется заранее.

Подвалы и подземный ход Гатчинского дворца

Познакомившись с историей дворца, мы отправились ощутить ее на себе, что называется, в полной мере.

История гатчинского дворца

У Большого Гатчинского дворца есть потайной ход. Историки не сходятся во мнениях когда именно на картах дворца появился этот подземный ход, с самого начала или его достроили при Павле I. Однако доподлинно известно, что тайный ход на винтовую лестницу, соединяющую подвалы и парадную спальню был с самого основания дворца, а вот сам подземный ход могли прорыть и раньше.

История гатчинского дворца

Подземный ход идет за пределы дворца и заканчивается гротом «Эхо», расположенный в парке, на северной стороне дворца. Название грот получил из-за акустических особенностей самого подземного хода, в котором ярко выражен эффект эхо. Длина подземного хода всего 120 метров, что позволяет делать предположения, что сам ход использовался скорее для забавы, чем на случай серьезной опасности.

История гатчинского дворца

Стены подземного хода выложены аркой из известняковых пород и свод хода снабжен вентиляционными отдушинами.

История гатчинского дворца

Экспозиции и достопримечательности в Музее-заповеднике «Гатчина»

Главные достопримечательности комплекса — великолепные дворцы-музеи: Большой Гатчинский и Приоратский.

Также музейная экспозиция представлена в Павильоне Венеры и Березовом домике (интерьерные музеи в парке), в Сигнальной башне и Собственном саду (сад — только в теплое время года).

Основная часть пейзажной парковой территории — это Дворцовый парк площадью 143 га. К нему примыкает небольшой регулярный парк Сильвия.

Интересные парковые сооружения и достопримечательности:

  • Колонна Орла
  • Ротонда Павильон Орла
  • Адмиралтейские ворота
  • Березовые ворота
  • Амфитеатр
  • Горбатый мост
  • Восьмигранный колодец
  • Чесменский обелиск

История гатчинского дворца

Павильон Венеры на острове Любви, © павильон Венеры

Чесменская галерея и другие галереи дворца

Настало время ознакомиться с интерьерами галерей, соединяющих Центральный корпус дворца с Кухонным каре и Арсенальным каре. Кстати говоря подробный план Гатчинского дворца с описанием помещений и интерьеров есть все на том же официальном сайте музея вот по этой ссылке.

Стоит отметить, что в основном все открытые для показа интерьеры, комнаты и экспозиции расположены на втором и третьем этажах дворца и находятся в Центральном корпусе. Поэтому отложим Центральный корпус на сладкое и осмотрим галереи дворца.

В галереи второго этажа, примыкающей к Кухонному каре расположилась выставка оружия Гатчинского дворца. Стены галереи реставрированы не до конца.

История гатчинского дворца

Рядом расположена так называемая Чесменская галерея дворца. В настоящее время в полном своем великолепии галерею можно наблюдать только на выставленной здесь же фотографии. Сама же галерея не отреставрирована и находится в таком состоянии, в каком прибывала с 1944 года. Чесменская галерея была одним из самых красивых залов Гатчинского дворца, а свое название получила в честь трех полотен, украшавших зал. Картины были написаны художником Якобом Филиппом Хаккертом на тему Чесменского боя.

История гатчинского дворца

О былой роскоши Чесменской галереи сейчас можно судить только по остаткам лепнины на стенах.

С другой стороны Центрального корпуса симметрично Чесменской располагается Греческая галерея. Греческой галерея называется потому, что в ее оформлении были использованы только греческие мотивы, картины, рельефы, скульптуры, все складывается в единый ансамбль.

История гатчинского дворца

Галереи первого этажа заняты бытовыми помещениями музея, а третий этаж есть только у Центрального корпуса, поэтому осмотр галерей Гатчинского дворца можно считать состоявшимся.

Второй этаж Центрального корпуса

По парадной лестнице можно подняться на второй этаж, откуда можно пройти либо в галерею с выставкой оружия, которую мы уже осмотрели или пройти в залы Центрального корпуса. Первое помещение это Аванзал. Здесь ожидали приема императора и здесь происходил развод караула охраны дворца.

История гатчинского дворца

Из Аванзала можно попасть в Мраморную столовую.

История гатчинского дворца

Все комнаты идут одна за другой. За Мраморной столовой располагается тронный зал Павла I, а далее Малиновая гостиная, названная так в честь трех малиновых гобеленов, украшающих зал, подаренных императору Павлу I Людовиком XVI.

История гатчинского дворца

За Малиновой гостиной располагается Парадная опочивальня, та самая, из которой есть потайной ход в подвалы дворца.

История гатчинского дворца

Дальше следует Овальный будуар императрицы Марии Федоровны из которого можно пройти в башенный кабинет императрицы.

Из окна кабинета открывается чудесный вид на парк и на галерею дворца.

История гатчинского дворца

Из Овального будуара мы попадаем в Туалетную Марии Федоровны, супруги Павла I.

История гатчинского дворца

Двигаясь дальше по часовой стрелке мы попадаем в Зеленую угловую комнату. Эта комната связывает тронную императрицы Марии Федоровны и правую циркульную галерею дворца.

Из тронной мы попадаем в самое большое помещение второго этажа и всего Центрального корпуса. Это Бальный зал. Его площадь составляет 250 кв. метров. Не трудно догадаться, что именно здесь проходили пышные торжества и балы. Зал украшен статуями, античными горельефами, мраморными рельефами.

История гатчинского дворца

Третий этаж Центрального корпуса

Экспозиции, представленные на третьем этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца, олицетворяют следующую эпоху правящей семьи. На примере этого приемного зала можно посмотреть какой была обстановка приемного зала императора Александра III в Александровском дворце, который временно закрыт на реконструкцию и передал часть экспозиций в Гатчину.

История гатчинского дворца

Бильярдная, столовая, детская и гостиная — эти интерьеры хоть и весьма скупо, все же могут передать атмосферу ушедшей эпохи.

Из окна третьего этажа Часовой башни все так же виден дворцовый сад, правда уже под проливными струями дождя.

История гатчинского дворца

Кроме всего вышеперечисленного Гатчинский дворец предоставляет возможность насладиться интерьерами дворца в компании экскурсоводов, которые несомненно поведают вам много интересного из истории как самого дворца, так из истории династии Романовых. Ну а мы отправляемся осматривать Гатчинский парк, и нам не помешает даже дождь!

Close

Как провести выходные? В Гатчинском музее-заповеднике!

Многие петербуржцы часто задумываются о том, как проводить выходные, столь долгожданные после напряжённой рабочей недели. В насыщенном ритме деловой жизни и круговороте бытовых хлопот хочется найти место, где можно провести выходные, по-настоящему отдохнув душой. Поиск альтернатив приятного и полезного отдыха происходит даже в интернете. «Куда сходить с ребёнком», «как провести выходные в Питере» — самые актуальные в нашем городе запросы под конец рабочей недели.

Размышляя о том, куда сходить в Петербурге, остановить свой выбор можно на Гатчинском парке, где естественная природа удивительным образом сочетается с рукотворным искусством. Здесь можно как провести выходные со всей семьёй, так и прогуляться в тёплой компании друзей. При этом такая прогулка будет наполнена смыслом и гармонией: в Гатчинском парке каждая деталь служит восстановлению сил и обретению душевного равновесия.

Выбирая, куда сходить на каникулах с ребенком, обязательно примите во внимание возможности этого музея под открытым небом. Здесь просто невозможно заскучать, как это обычно случается с детьми в исторически значимых местах. Ведь главные экспонаты этого музея-заповедника – прекрасная природа и чистый воздух, которых так не хватает в городе.

Кроме того, даже в зимнее время современная Гатчина – это множество услуг для увлекательного и комфортного времяпровождения, среди которых – и экскурсии по вновь открывающимся залам дворца, концерты классической музыки, дни семейного посещения и еще многое, что будет интересно как взрослым, так и детям. Ведь посещение таких мест очень важно в развитии ребенка.

Традиции создания условий для «отдыха, исцеляющего душу и тело» в Гатчинском парке были заложены ещё в XVIII веке, когда эстетика модного английского пейзажного стиля покоряла Санкт-Петербург. Провести выходные среди изящно рассаженных деревьев, живописных островков и резных мостов над зеркальными прудами любили ещё гости Павла Первого, завладевшего Гатчиной после графа Орлова. По сей день здесь сохранились великолепные образцы европейского зодчества, сумевшего раскрыть красоту северной природы. Прежде всего, стоит посетить Гатчинский дворец, изящные формы которого напоминают средневековый замок. Под «дворцом-замком», покоряющим воображение детей и взрослых, расположен подземный ход, обустроенный ещё при возведении здания. Здесь находится Восьмигранный колодец и удивительный грот «Эхо», куда сходить с ребенком будет просто незабываемо: такая прогулка будет напоминать путешествие в старинную сказку.

Ведёт подземный ход к Серебряному озеру. С берегов озера, как и со множества других точек – так уж устроен парк – открывается великолепный вид, не раз запечатлённый на картинах русских художников. Гатчина – это великолепно обустроенный ландшафтный комплекс со множеством красивых романтичных уголков, так хорошо подходящих для встреч и приятного общения. Думая о том, куда сходить с девушкой, примите во внимание эти уникальные места, атмосфера которых заботливо сохранена до наших дней. Замечено, что даже климат здесь отличается от петербургского: он благотворнее действует на дыхательную и нервную системы.

Расположен парк в юго-западном направлении от Санкт-Петербурга. Поскольку Гатчина – важнейший транспортный узел, добираться сюда удобно железной дорогой. 45-километровое расстояние помогут преодолеть электропоезда, выезжающие с Балтийского вокзала. Вам подойдёт любой электропоезд, проходящий станции Гатчина-Балтийская либо Гатчина-Варшавская. Кроме того, от станции метро «Московская» сюда отправляются маршрутные такси №100, 18 и 18-А. Ещё одна дорога в Гатчину начинается с петербургской площади Победы и лежит по Пулковскому, а затем – по Киевскому шоссе. Один час в пути – и шум мегаполиса остаётся позади, и Вы оказываетесь «на ладонях лесов и рощ», где можно провести выходные действительно незабываемо.

Источник: motorchina-online.ru

Видео: Гатчинский дворец

Общая информация

Дворец был возведен российской императрицей Екатериной II для ее фаворита Григория Орлова. А в 1783 году, когда граф умер, сюда переехал наследник престола, будущий государь Павел I. С этого времени Большой Гатчинский дворец стал использоваться как одна из резиденций российских императоров. Он много раз реконструировался – архитекторы старались воплотить во дворце новые архитектурные веяния и приспособить здание под растущие потребности владельцев.

В наши дни дворцовый комплекс выполняет роль большого музея. По парадным залам и личным покоям российских государей проводят интересные экскурсии. В помещениях выставлены мебель и предметы обихода XIX века, царские троны и портреты императоров. Особенное впечатление оставляет посещение личных покоев Александра III и членов его семьи. Эти комнаты не похожи на огромные залы и выглядят очень уютно, а мебель и личные вещи владельцев говорят об их хорошем вкусе. Часть помещений Большого Гатчинского дворца продолжают реставрировать.

Территория дворцового комплекса открыта для посетителей: летом с 11.00 до 19.00 без выходных, а зимой с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и второго вторника месяца. Музейные кассы закрываются на час раньше.

История Большого Гатчинского дворца

В 1765 году Екатерина II пожаловала земли Гатчины 31-летнему графу Григорию Орлову. Через год на берегу живописного озера приступили к большому строительству. Проект Большого Гатчинского дворца было поручено подготовить итальянскому зодчему Антонио Ринальди. Спустя пять лет здесь появилось роскошное трехэтажное здание. Двухэтажные галереи соединяли его с одноэтажными служебными корпусами, которые были возведены в виде больших прямоугольников. Два боковых каре стали именовать «Кухонным» и «Конюшенным» (позже – «Арсенальным»).

Архитектор декорировал дворцовое здание гранеными башнями, а к пруду можно было выйти по подземному ходу. Строители облицевали фасад нижних этажей и коридоры цветными гатчинскими известняками, и дворец стал напоминать средневековый замок.

Большую реконструкцию Большого Гатчинского дворца провели в 1790-х годах , когда в нем уже жил будущий государь Павел I. Опытный итальянский зодчий Винченцо Бренна не стал трогать общую композицию, а лишь надстроил боковые корпуса вровень с галереями. Чтобы придать зданиям еще большую стилизацию под европейские замки, архитектор распорядился вырыть перед дворцом ров, перебросить через него мосты и установить пушки. Заканчивать работу Бренны довелось другому архитектору – Андреяну Захарову. В 1801 году, после того, как Павел I был убит, дворцовыми постройками стала владеть его вдова Мария Федоровна.

В начале XIX века вслед за переделками, проведенными известным русским зодчим Андреем Воронихиным, Гатчина превратилась в одну из резиденций Николая I. Существенная реконструкция дворцового комплекса прошла в 1840-1850-х годах. Оба каре возвели заново, наружные фасады облицевали новой плиткой, на Кухонном каре построили новый храм, а в противоположном каре соорудили удобные комнаты для членов императорской семьи.

Здесь на длительное время останавливался Александр III, из-за чего его часто называли «гатчинским затворником». В это время Большой Гатчинский дворец обзавелся электрическим освещением и телефонной линией, калориферное отопление пришло на смену печному, и были полностью модернизированы системы водоснабжения и канализации.

В 1918 году императорский дворец превратили в музей, где можно было увидеть оформление царских залов и покоев XIX века. В начале Великой Отечественной войны сотрудникам музея удалось сохранить только основные фонды. С сентября 1941 года по январь 1944 года эта территория оказалась под немецкой оккупацией. Когда фашисты отступали, они оставили в Большом Гатчинском дворце много мин и подожгли его.

С 1950-х годов на территории полуразрушенного дворца находились военно-морское училище и научно-исследовательский институт. Через некоторое время была проведена масштабная реставрация дворцового комплекса. Обновленные помещения открыли для туристов в конце весны 1985 года.

Экскурсия по дворцу

Для всех желающих по Большому Гатчинскому дворцу проводят 1,5-часовую обзорную экскурсию, которая позволяет окунуться в события российской истории двухвековой давности. Роскошь парадной лестницы, просторный аванзал, белоснежная мраморная столовая, величественные своды тронного зала и овальный будуар – здесь есть чему удивиться! В маршруты прогулок по помещениям дворца входит также посещение опочивальни, туалетной комнаты, Троицкого храма, Картинного и Белого залов, галереи, строгого кабинета управляющего и подземного хода.

Во время путешествия по зданию стоит подняться на Сигнальную башню. Наверху устроена отличная смотровая площадка, с которой видно здания дворца, живописный Гатчинский парк и жилые кварталы Гатчины.

Очень приятна прогулка по зеленой парковой зоне, разбитой возле Большого Гатчинского дворца. На территории есть озера, павильоны, беседки и декоративные мосты. С июня по октябрь во все дни, кроме понедельника, для туристов проводят необычные лодочные экскурсии по парку. Начинаются такие путешествия в 13.00, 14.30, 16.30 и 17.40.

Как добраться

Большой Гатчинский дворец стоит в историческом центре гатчинской застройки (Красноармейский пр., 1). Те, кто добираются сюда на автомобиле, должны выезжать из Санкт-Петербурга по Киевскому шоссе.

Электропоезда до Гатчины ходят с Балтийского вокзала. Кроме того, ко дворцу можно приехать на маршрутных такси № 18 и 18А и автобусе № 431, которые отправляются от станции метро «Московская».

Источник: wikiway.com

Дворцовый парк — одна из главных достопримечательностей г. Гатчина (Ленинградская область). Большой Гатчинский дворец и парк составляют единый ансамбль.Гатчинский дворец

Как появился Гатчинский парк

Парковый комплекс был заложен в живописном месте с красивыми Белым и Серебряным озерами. Говоря о его создании традиционно выделяют Орловский и Павловский периоды, названные в честь исторических личностей, при которых сформировался парк.История гатчинского дворца

Основатель парка — граф Григорий Орлов. Он получил землю в подарок от императрицы Екатерины II и заложил здесь дворец. Это был XVIII век, время расцвета садового и паркового искусства в России, и потому не удивительно, что после начала строительства дворца хозяин принял решение заложить парк. Тогда существовала мода на английские сады. Граф Орлов решил придерживаться этого стиля, то есть сделать пейзажный уголок, напоминающий естественную природу.История гатчинского дворца

Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни

Было высажено огромное количество разного вида деревьев. Одновременно с зелеными насаждениями уделяется внимание архитектурному наполнению будущего парка. При графе Орлове здесь появились колонна Орла, Павильон Орла, грот «Эхо», сохранившееся до наших дней.

Гатчинский дворец при Павле I

После смерти своего фаворита Екатерина II подарила незавершенный архитектурно-парковый комплекс сыну Павлу, который продолжил работы по строительству и благоустройству. В Павловский период в некоторых уголках исчезла пейзажность и естественность, появились упорядоченность и строгость. Однако, это было сделано деликатно и не нарушило гармоничное восприятие парка. При Павле I появляется регулярный парк у стен дворца, разбивается Ботанический сад, прокладываются новые каналы. Один из них отделил береговую часть суши Белого озера, превратив ее в Остров Любви. Появляются при Павле новые мосты, ворота, архитектурные и скульптурные сооружения.

После смерти Павла I работы по изменению облика парка практически прекратились. Стало уделяться внимание его поддержанию, восстановлению обветшавших конструкций. После революции парк стал народной, а не царской собственностью, и стал доступен для свободного посещения. До начала войны крупных работ здесь не проводилось.

Дворец в годы II Мировой

В 1941 году Гатчина попала в оккупацию. Попытки вывезти ценности до прихода фашистов большей частью не удались. За годы войны дворец и парк сильно пострадали от бомбежек и варварского отношения оккупантов. Они в 1944 году, уходя из города, заминировали главную достопримечательность, а часть ценностей забрали с собой.

После освобождения Гатчины началось парка. Засыпались воронки от снарядов, высаживались новые деревья. С 60-х годов ведутся работы по восстановлению архитектурных и скульптурных композиций паркового комплекса, его каналов, мостов. Позже реставрация дошла и до Гатчинского дворца.

Гатчинский дворец

Водная гладь и буйство зелени

Именно эти две стихии делают облик Дворцового парка неповторимым. Регулярные сады, пейзажные уголки, живописный ландшафт являются несомненным украшением парка, расположившегося на площади в 143 гектара. Многочисленные аллеи позволяют попасть в любую его часть.История гатчинского дворца

При этом почти четверть территории занимает водная гладь. Помимо естественных речек, прудов и озер, много искусственных водоемов, каналов. Прогулки на лодках вдоль живописных берегов всегда были любимым развлечением гостей парка.История гатчинского дворца

Белое озеро

История гатчинского дворца

Серебряное озеро

Два главных озера — Белое и Серебряное вместе с островами и большей частью береговой зоны относятся к самой крупной части парка, которую именуют Английским садом. Также в составе выделяют:

  •  регулярный сад у Гатчинского дворца;
  •  Нижний и Верхний голландские сады;
  •  Липовый сад;
  •  Нижний и Верхний ботанические сады;
  •  Цветочную горку;
  •  Водный и Лесной лабиринты;
  •  сад на Острове Любви.
Архитектурный ансамбль парка

В палитру естественных природных красок Гатчинского парка гармонично вписываются архитектурные и скульптурные элементы. Построенные еще во времена создания и формирования парка, многие из них сохранились до сих пор.

Главный архитектурный объект — Большой Гатчинский дворец, строительство которого Орлов начал 1766 году и завершил в 1781 году, всего за два года до смерти. Его экстерьер напоминает средневековый замок, и при этом несет черты загородной резиденции. Интерьер выполнен в стиле русский классицизм.Гатчинский дворец

История гатчинского дворца

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец

Роковыми для комплекса стали военные годы. Гатчинский дворец настолько сильно пострадал, что первоначально было решено его не воссоздавать, а просто привести в порядок, чтобы использовать для размещения государственных учреждений. Однако, в 1976 году был разработан проект, предусматривающий воссоздание исторического облика второго этажа. По мере восстановления парадные залы открываются для посетителей. Восстановительные и реставрационные работы продолжаются.История гатчинского дворца

Современное устройство Гатчинского парка

К центральным сооружениям Дворцового парка относится и терраса-пристань. С одной ее стороны стена, поднимающаяся прямо из воды, с двух других — каменные лестницы для спуска к озеру. Терраса дополнена скульптурными композициями.История гатчинского дворца

Большой интерес посетителей парка вызывает павильон-сюрприз, который носит название Березовый домик. Снаружи он напоминает поленницу дров, поскольку отделан деревом с неснятой корой, а внутри невероятная роскошь. Рядом с павильоном сооружен портал, который называется «Маска». Он составляет единый ансамбль с Березовым домиком, и построен, чтобы маскировать скромный внешний вид павильона. Березовый домик был разрушен до основания в 1944 г. и воссоздан в 1975 г.История гатчинского дворца

Помимо этого, архитектурного ансамбля в парке можно увидеть павильон Венеры, стоящий прямо на берегу и обращенный окнами на воду, павильон Орла и другие сооружения. Для развлечения гостей графом Орловым был сделан грот «Эхо». Им заканчивался подземный ход из дворца, по которому можно было попасть к Серебряному озеру. Название свое грот получил якобы от возникавшего в нем эффекта повторения звуков. Сегодня выход к озеру через грот закрыт.История гатчинского дворца

Все элементы архитектурного комплекса, парковая и водная части главной достопримечательности Гатчины гармонично дополняют друг друга, складываясь в единое пространство, поражающее своей красотой.

Источник: mygeografi.ru


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.