Фото Даниловского монастыря

Как добраться, расписание богослужений и официальный сайт Даниловского монастыря

Даниловский монастырь в Москве – первый мужской монастырь в столице, расположенный на Даниловском валу. Он был основан на небольшом холмe в том месте, где тихая река Худенец, начинавшаяся в Замоскворечье, сливалась с широкой и полноводной Москвой-рекой.

 

Даниловский монастырь в Москве – из истории

Даниловский монастырь в Москве был основан московским князем Даниилом, сыном великого князя Александра Невского. Князь отличался благочестием, справедливостью и милосердием. Правил он 30 лет и за это время сумел положить начало единению Русских земель вокруг будущей столицы и стал первым Московским Великим князем всея Руси. Первоначально в обители был построен деревянный храм во имя преподобного Даниила Столпника, покровителя святого пророка Даниила. Перед смертью князь принял монашеский постриг.


1303 году он был похоронен согласно своему завещанию на простом братском кладбище обители «не в церкви, а в ограде». История Даниловой обители непроста. Много испытаний пришлось ей выдержать. В 1330 году сын Даниила Иван Калита перевел ее в Кремль, где  было безопаснее от набегов и приписал его к собору Спаса на Бору. Затем обитель была перемещена на Крутицкий холм. Здесь был устроен Новоспасский монастырь. Все это время Данилова обитель оставалась в запустении. В нем  были только храм и кладбище. Могила князя Даниила была заброшена. Но чудесные исцеления прихожан, посещающих могилу князя Данила, послужили возрождению обители. Иоанн Грозный восстановил древний Даниловский монастырь в Замоскворечье. Обитель была заселена иноками. Раньше подчиненный кремлевскому Спасо-Преображенскому собору, теперь он вновь стал самостоятельным. А позже князь Даниил был причислен к лику святых и были обретены его нетленные мощи. Установили два дня памяти святого Даниила — 17 марта в день его кончины и 12 сентября в день обретения его св. мощей  (по старому стилю это 4 марта и 30 августа).

Обитель имела важное значение в обороне столицы. Она сыграла большую роль в отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. В смутное время, в 1606 году, бунтовщики под предводительством Болотникова потерпели поражение от войска царя Василия Шуйского. В 1610 году самозванец Лжедмитрий II поджег обитель. Но вскоре ее отстроили и обнесли каменной красивой стеной с башнями.


красоте ее можно было сравнить с  крепостной стеной Кремля. Во время войны с Наполеоном обитель была разграблена. С гробницы святого князя Даниила похитили серебряный оклад, созданный на пожертвование князя Федора Голицына. В 1817 году святые мощи князя Даниила были положены в новую серебряную раку. После революции, во времена гонения на церковь, обитель также подверглась преследованию и репрессиям. Была снесена 300-летняя часовня. Даниловский монастырь в Москве укрывал многих священнослужителей, изгнанных из других церквей за то, что они оставались верными традициям русского православия. Их называли «даниловцами». Многие из них были отправлены в ссылку или в заключение. В 1930 году Даниловский  монастырь в Москве был закрыт, а часть монахов была расстреляна.  Исчезли мощи святого князя Даниила.  Возможно, их унесли сами верующие, чтобы спасти их от поругания. На территории был установлен памятник Ленину. Работали детская колония и склады. Были вскрыты захоронения. Останки некоторых известных деятелей были перенесены на другие кладбища. Данилово кладбище было варварски уничтожено. В 1983 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Начинается ее восстановление, завершившееся к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году.

 

Храмы Даниловского монастыря в Москве

К настоящему времени обитель восстановлена в том виде, в каком она была в 17-19 вв. Самая старая из церквей обители — храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов.


л построен в 1555–1560 годах и освящен 18 мая 1561 года митрополитом Московским Макарием в присутствии Царя Иоанна Грозного. К концу 17 века рядом с храмом была построена трапезная Покровская церковь с приделом в честь пророка Даниила. Позже старый храм разобрали, а новый построили в начале 18 века на сводах Покровской церкви, которая стала  нижним этажом храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов. В начале 19 века в верхнем храме появляются северный придел – во имя благоверного князя Даниила Московского и южный – во имя святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба. Покровская церковь, находящаяся на первом этаже, имеет северный придел во имя святого пророка Даниила, небесного покровителя преподобного князя Даниила в монашестве. Престольный праздник отмечается 14 октября (1 октября по старому стилю). После поздней литургии в этот день бывает крестный ход вокруг храма. В 18 веке в третьем ярусе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов над притвором была построена церковь в честь преподобного Даниила Столпника.

Cамый большой собор в обители — Троицкий. Построен в 1833-1838 гг по проекту архитектора О.Бове в стиле позднего русского классицизма на средства Шустовых и Куманиных. Это одно из последних творений великого зодчего. Престол освящен митрополитом Московским и Коломенским Филаретом 13 сентября 1838 года. Тогда же освящены два придела. Северный – в честь зачатия праведной Анны (северный). Южный – в честь преподобного Алексия, человека Божия.


сле возрождения обители престол в честь Святой Троицы был вновь освящён 27 апреля 1986 года. Престольный праздник – день Святой Троицы, или Пятидесятницы, празднуется на 50-ый день после пасхи. В храме установлен иконостас Костромской школы 17 века. Здесь находятся чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Также воссозданы надвратная церковь преподобного Симеона Столпника 1732 года. В 1980 – е годы в часовне западного проема Святых ворот, в подклете больничного корпуса, построена церковь во имя преподобного Серафима Саровского. 7 июля 1988 года в подклете Троицкого собора освящен храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. Примечателен его белокаменный иконостас, украшенный богатой резьбой. В праздники здесь совершается Таинство исповеди. Архитектором Алоновым построена надкладезная часовня в честь 1000-летия Крещения Руси на монастырской площади.  Пока еще не удалось найти могилы, уничтоженные при сносе кладбища. Символическим памятником всем захороненным стала часовня-костница – поминальная часовня, сооруженная в 1988 году по проекту того же архитектора Алонова. Рядом с местами могил Гоголя и Хомякова были установлены в их память два барельефа. 4 сентября 1997 года, в дни празднования 850-летия Москвы, на Тульской площади был открыт и освящен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому. А вскоре в честь него была освящена часовня. В 2003-2008 гг. были возвращены 18 колоколов, которые в 1930-е годы ради спасения от переплавки были куплены американским промышленником Чарльзом Крейном и подарены Гарвардскому университету. Главная святыня обители — это частицы мощей святого князя Даниила Московского. Они находятся в Троицком соборе и храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.

 

Даниловский монастырь в Москве – информация для туристов


Даниловский монастырь в Москве ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью управляет его наместник в сане архимандрита. Даниловский монастырь по своему уставу общежительный, что означает общую молитву, труд и трапезу монахов. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в больницах, детских учреждениях и в местах заключения. Кроме того, осуществляется преподавание в светских и духовных высших учебных заведениях.

Действуют воскресная школа и катехизические курсы для взрослых (преподается учение о провославной вере). Здесь расположены издательство «Даниловский благовестник» и различные мастерские. Работает экскурсионная служба. Имеются подворья в Рязанской области и в Подмосковье. Действует храм святителя Николая в Измайлово, являющийся самым высоким деревянным храмом России. Его высота – 46 метров.

 

Богослужения в Даниловском монастыре в Москве

В дни престольных праздников в храмах свершаются богослужения. В Троицком соборе в двунадесятый праздник Святой Троицы, а также в праздничные и воскресные дни служатся всенощное бдение и поздняя Божественная литургия. В храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов совершаются будничные богослужения и ранние праздничные литургии. В других монастырских храмах в дни их престольных праздников служится ранняя Божественная литургия. Перед ранней литургией бывает водосвятный молебен.


Даниловский монастырь в Москве является местом резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Здесь проводятся Архиерейские соборы Русской Православной Церкви.

Источник: www.msk-guide.ru

Даниловский монастырь история
Свято-Данилов монастырь почитается у москвичей своей древнейшей обителью. Сравниться с ним по возрасту может лишь Богоявленский монастырь, расположенный в Китай-городе. Обе святые обители были основаны, в конце 13 века, князем Даниилом Александровичем — младшим сыном Александра Невского.
После смерти отца, юному княжичу выпал жребий на управление московским уделом. Территория это отличалась бедностью, по сравнению с теми землями, где правили старшие братья одиннадцатилетнего Даниила.
Князь Московский был удивительной личностью, в нем сочетались качества мудрого правления и монашеской святости. В истории много случаев, когда князь, в конце жизни, принимал монашество.


ец князя, знаменитая историческая личность — Александр Невский, свои дни закончил в монастыре. Но Даниил отличался тем, что с юных лет стремился только к миру. Это был Князь-Миротворец, он всеми силами пытался избежать войн и конфликтов с соседями-князьями.
В 1282 году, князь Даниил Александрович, построил на берегу Москва-реки церковь, во имя святого Даниила Столпника, своего небесного заступника; и при церкви учредил мужской монастырь. По примеру отца, перед смертью, Даниил принял монашеский постриг, и когда душа его встретилась с Богом, тело благоверного князя было захоронено на погосте Данилова монастыря, как он и завещал.
Вскоре, сын Даниила — Иван Калита, перевел монастырь в Кремль, подальше от врагов. Прежняя обитель опустела, а гробница благоверного князь была заброшена и, со временем, забыта.
Постепенное возрождение монастыря началось после того, как покойный князь сам напомнил о себе. По приданию, мимо заброшенной могилы Даниила, проезжал Иван Грозный со своей свитой. Один из воинов царя упал с лошади и, прибывая в беспямятстве, увидел монаха. Незнакомец назвался князем Даниилом Московским и велел передать царю, что негоже забывать своих прямых предков. После этого, обитель была возрождена. Вскоре, при гробе Даниила, исцелился умирающий юноша — сын богатого
купца. Иван Грозный, потрясенный чудом, украсил монастырь, выстроил каменную церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и превратил монастырскую стену в неприступную крепость.
Древнейший храм монастыря в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов — сложное архитектурное строение.

его первом уровне находится храм Покрова Святой Богородицы, а на втором устроен придел во имя преподобного Даниила Московского. Здесь же хранится главная ценность монастыря, святыня — частицы мощей благоверного князя Даниила.
В смутное время, поляки не пощадили Данилов монастырь, так же, как и многие другие храмы. Но святая обитель, спустя время, вернулась к жизни, благодаря щедрым пожертвованиям царского дома Романовых. В 1652 году, Дмитрий Московский опять напомнил о себе, он явился во сне государю Алексею Михайловичу. По велению царя, гроб князя был вскрыт патриархом Никоном. Останки князя Дмитрия остались нетленными. Торжественно и с почестями мощи были перенесены в церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и устроены в деревянной гробнице.
После перемещения мощей, князь Дмитрий Александрович был причислен к лику святых.
Два раза в год православные празднуют день святого Даниила Московского: 17 марта — в день его смерти, и 12 сентября — в день, когда миру предстали нетленные останки князя.
18 век, как и 19 — это время рассвета монастыря, его обнесли кирпичной стеной с башнями, были построены колокольни и новые храмы. Троицкий собор был построен в 1833—1838 годах, по проекту известного архитектора Осипа Бове. Собор был освещен московским митрополитом Филаретом (Дроздовым).
В монастыре есть некрополь, на территории которого ещё остались захоронения.

30-е годы были снесены и вывезены все надгробия, и разобраться кто и где был похоронен, почти невозможно. На Даниловском кладбище, своё последнее пристанище, обрели такие знаменитые деятели как: художник Василий Перов, поэт Николай Языков, музыкант Николай Рубинштейн. Здесь так же был погребен писатель Николай Васильевич Гоголь. При советской власти, его останки были перенесены на Новодевичье кладбище.
После революции, Данилов монастырь был закрыт только в 1930 году. Святые мощи Даниила Московского были временно перенесены в, стоящий рядом, храм Воскресения Словущего, но и он был закрыт в 1932 году. Тогда же пропали мощи благоверного князя и до сегодняшнего дня судьба их неизвестна.
Сохранились лишь частицы святых мощей князя Дмитрия. Часть их была вывезена в Америку и хранилась американской православной церковью. Другую часть сохранил академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Он вернул святыню монастырю в 80-е годы.
В 30-е годы, после закрытия монастыря, на его территории организовали приемник-распределитель для детей репрессированных и тюрьму для малолетних преступников. Тогда и снесли старинное кладбище, чтобы расширить территорию.
В мае 1983 года, по решению генерального секретаря ЦК КПСС Андропова и председателя совета министров СССР Тихонова, Данилов монастырь был передан Московской патриархии. Монастырь был в плачевном состоянии, обнесен колючей проволокой и частично разрушен.
Обитель была реставрирована на пожертвования россиян, всего за 5 лет.

каждом приходе стояли кружки для сбора средств на восстановления монастыря, и вся страна в этом участвовала. Люди приносили старинные иконы, которые сейчас стоят в храмах монастыря.
В 1988 году, ко дню 1000-летия Крещения Руси, Свято-Данилов монастырь был полностью реставрирован. А стараниями братии монастыря, были возвращены его исторические колокола.
В начале 20 века, в Москве было очень много колоколов, разного размера и звучания. Храмы были построены в каждом квартале, и на праздники, весь город наполнял колокольный перезвон. По словам современников, звучание колоколов Данилова монастыря было лучшим. Особенно хорошо звучал самый большой колокол, он весил около 12 тонн и имел красивый, плотный звук.
Своим мелодичным перезвоном, колокола Данилова монастыря очаровали американского промышленника Чарльза Крейна, и любитель русской культуры купил весь набор. Колокола были перевезены в Америку и подарены Гарвардскому университету.
В 2008 году, переговоры с Америкой увенчались успехом и колокола вернулись в Россию. Впервые они были представлены россиянам в Петербурге, на площади возле Исаакиевского собора. Это событие было на столько значимым для православных, что люди провожали колокола весь путь до Москвы. В некоторых городах, можно было приблизиться и поближе рассмотреть историческую ценность. Не смотря на погоду, люди тянулись нескончаемым потоком, чтобы прикоснуться к истории. Обстановка была торжественной. Американские гости из Гарвардского университета, которые привезли и сопровождали колокола до их родной обители, были на столько потрясены, как трогательно люди встретили родную ценность, что прокомментировали: «Это нужно было сделать — вернуть колокола»
В монастыре собрано столько святых реликвии, что сам воздух пронизан благодатью. Здесь находятся мощи преподобного Георгия исповедника и Чудотворца. Образ Иоанна Кассиана Римлянина. Казанская Икона Божьей Матери, работы середины 18 века. Икона Спиридона Тримуфунского.
Владимирская икона Божьей Матери, написанная в 16 веке по указу Ивана Грозного, для первого каменного собора Святых Отцов. Икона эта чудотворная. Много верующих приходят в храм, чтобы поклониться иконе и попросить помощи.
Исцеляющая икона Божья Матерь «Троеручица» Она принадлежала монастырю с 18 века. Икона вернулась в родные стены сильно поврежденная и без оклада. После возвращения образ был реставрирован, а у мастера, во время работы над иконой, полностью восстановилось зрение.
Свято-Данилов монастырь — ставропигиальный. Это значит, что настоятелем его является сам Патриарх Московский и всея Руси. Здесь же расположена официальная резиденция Патриарха.
На территории монастыря находятся: воскресная школа, книжное издательство и различные мастерские. Братия монастыря участвует в жизни детский и лечебных заведений, а так же в местах заключения.
Храмы Свято-Данилова монастыря всегда открыты для верующих, а святой Даниил Московский помогает всем, кто приходит к нему с верой, любовью и надеждой.

Источник: www.istmira.com

Конечно, его называют и Данилов, и Свято-Данилов, и Даниловский мужской монастырь. Но по вековой традиции эту древнейшую монашескую обитель москвичи называли и называют Первый монастырь Москвы.

Данилов мужской монастырь был основан в 1282 году князем Даниилом Московским («хозяином Москвы», как прозвали его москвичи). «Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение…» – так обращается в своих молитвах Русская церковь к святому благоверному князю Даниилу, почитая его как устроителя, создателя и небесного покровителя не только основанной им обители и града, в котором он княжил в своём далеком XIII веке, но и всей державы Российской. И это так. Именно князь Даниил заложил основание будущего величия Москвы, вокруг которой объединились русские земли, что положило начало созданию единого Русского государства. Князь Даниил стал родоначальником династии великих князей московских, а затем и российских царей.

Даниил, сын князя Александра Невского, получил в удел Москву в 1276 году. Он был первым князем, который разбил монголо-татар. В летописи осталась запись, что Даниил ходил на Рязань и разбил татар. И, что интересно, ему за это ничего не было.

Он заложил одну традицию: с конца XIII века он принимал на московской земле всех, кто хотел жить и работать в княжестве. Наделял землей. И эта традиция открытости Москвы осталась до сего дня.

Москву от остальных более древних русских городов отличало то, что в ней никогда не было вече, то есть городского самоуправления. Ведь в Твери, в Великом Новгороде, во Владимире и Суздале князьям приходилось считаться с народным вече. А в Москве изначально складывались традиции самодержавия.

В 1300 году в Даниловом монастыре учреждена первая в Московском княжестве архимандрития.

Свято-Данилов монастырь

Здесь, в Даниловом монастыре, в марте 1303 года московский князь Даниил Александрович был похоронен. Его мощи, обретённые во времена Алексея Михайловича Романова, были помещены в храм во имя святых отцов семи Вселенских соборов.

Однако монастырь получил своё имя не по имени князя-основателя, а по имени его святого покровителя Даниила Столпника.

Монастырь был разорен во время татарского набега на рубеже XIII–XIV веков. В 1330 году великий князь Иван Калита перевёл братию монастыря в Кремль, в Спасо-Преображенский монастырь. Строения Даниловской обители постепенно пришли в запустение. Из всех построек оставалась церковь Даниила Столпника, а рядом сельцо Даниловское.

В 1560 году Иван IV Васильевич Грозный возобновляет обитель на месте монастырского некрополя. И Данилов монастырь вскоре обрёл прежнее величие. В 1561 году был воздвигнут храм во имя святых отцов семи Вселенских соборов. Это было уникальное посвящение не только в Московском государстве, но во вселенском православии. Московский митрополит Макарий освятил храм в том же 1561 году.

Тогда и были возведены каменные стены и башни монастыря.

В 1591 году войска крымского хана Казы-Гирея подступили к Москве. У стен Данилова монастыря был устроен русский «обоз» – укреплённый передвижной лагерь.

В 1606 году у Данилова монастыря произошло сражение отрядов Ивана Исаевича Болотникова и Филиппа Ивановича Пашкова с ратями царя Василия Ивановича Шуйского. Войска Болотникова двинулись на Москву из Путивля. По пути Иван Исаевич Болотников рассылал «листы», адресованные холопам и городским низам, с призывом убивать своих господ, «гостей» и всех «торговых людей» и переходить на сторону восставших. В советской историографии восстание рассматривалось как крестьянская война и ставилось в один ряд с восстаниями Степана Разина и Емельяна Пугачева. У Болотникова и в самом деле было много крестьян, но дело в том, что ударную силу его армии составляли не они, а дворяне, выступавшие против Шуйского.

После того как в 1607 году был хитростью захвачен Болотников, его сподвижника казацкого «царевича Петра» Илейку Муромца, который выдавал себя з а сына царя Фёдора Ивановича, казнили при стечении народа близ Данилова монастыря.

Строения монастыря изрядно пострадали в 1610 году во время обстрела Тушинским вором Лжедмитрием II.

В царствование Михаила Фёдоровича монастырь был обнесён кирпичной стеной с семью башнями.

Ко времени Петра I в Даниловом монастыре насчитывалось 30 монахов.

Во время французского нашествия в 1812 году монастырь был разорён, хотя накануне вступления захватчиков в Москву ризницу успели вывезти в Вологду, а казну в Троице-Сергиеву лавру.

С середины XIX века должность настоятеля монастыря совмещалась с должностью благочинного московских епархиальных монастырей. С этого же времени в монастыре была устроена богадельня для престарелых священнослужителей и их вдов.

В 1918 году монастырь был закрыт. Но монастырская жизнь продолжалась явочным порядком, так как в монастыре временно пребывали многие архиереи, назначенные патриархом Тихоном на кафедры, но не получавшие разрешения властей отбыть к своим епархиям.

В 1929 году монастырская жизнь завершилась. На основании специального постановления в монастыре был организован приёмник-распределитель НКВД для детей репрессированных лиц. Тогда же была разобрана колокольня Данилова монастыря. Колокола со звонницы были спасены от переплавки американским промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном, который вывез их в США, и до 2007 года они находились в Гарвардском университете.

В Даниловом монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. На этом месте построена часовня.

В 1983 году правительство СССР приняло решение возвратить Данилов монастырь «для создания в нем и на прилегающем участке Административного центра Московского Патриархата; разрешено также строительство новых служебных помещений на этой территории».

Во время реставрации и перестройки монастыря с 1983 по 1987 год были открыты древнейшее в Москве славянское поселение, которое датируется IX – Х веками, и следы кладбища XIII–XVI веков.

И, конечно же, сразу после возвращения обители Церкви началась реставрация уникальных храмов. Это и храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов, в котором сложилась уникальная для московской архитектуры композиция – два верхних храма на одном нижнем, и Троицкий собор, возведённый в строгих формах московского ампира, и ярусная церковь-колокольня Симеона Столпника в стиле барокко, и Настоятельские покои, и Братский корпус.

В память обо всех людях, похороненных в земле Данилова монастыря, была построена и в мае 1988 года была освящена часовня. Была возведена резиденция Священного Синода и патриарха с храмом Всех Святых, в земле Российской просиявших, надкладезная часовня в честь 1000–летия Крещения Руси и ряд других построек.

Сегодня, как и все современные монастыри в России, Данилов монастырь по своему уставу – «общежительный», что подразумевает общую молитву, труд и трапезу всей братии. Но Данилов монастырь имеет статус ставропигии, то есть его настоятелем является правящий епископ Москвы – патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.