Аничков мост — один из самых известных мостов Санкт-Петербурга, который находится в Центральном районе города, проходит через реку Фонтанку и соединяет Спасский и Безымянный острова. Мост расположен по оси Невского проспекта. Выше по течению находится мост Белинского, ниже — мост Ломоносова.

Происхождение названия моста многим кажется напрямую связано с некой Анечкой или Анной. Что притягивает сюда немало поклонников девушек — обладательниц этого имени, произнесённого самым ласковым образом, а также любителей всего не только женского утонченного, но и изысканного архитектурного. С не меньшей силой тянет туристов к мосту благодаря его знаменитым скульптурам «Укротители коней».

Название моста

Мост был назван в честь подполковника-инженера Михаила Аничкова, чей батальон во времена правления Петра I дислоцировался за Фонтанкой в, так называемой, Аничковой слободе.

Якобы народное происхождение имени моста в честь некой Анне или Анечке не имеет под собой никакой исторически правдивой основы.


Скульптуры Аничкова моста

Знаменитые «Укротители коней» были созданы скульптором Петром Клодтом. Первые две скульптуры были отлиты в бронзе: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». Они появились на западной стороне в 1841 г.

На восточном берегу скульптуры повторяли западные, но были выполнены из гипса, покрашенного под бронзу. Бронзовых коней буквально горячими прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.

В 1844 году восточные гипсовые скульптуры заменили на бронзовые. Но простояли они недолго, через 2 года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. В 1846 году они оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.

Судьба статуй

Судьба «Укротителей коней» была непростой и изменчивой. Их каждый раз снимали с моста и заменяли гипсовыми копиями. В 1851 году мост был вполне оформлен. Скульптор Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции. В итоге, статуи стали изображать 4 разных стадии покорения коня.

Скульптуры ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца. В 2000 году они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

Интересные факты

  • Статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства, имеют на своих копытах подковы, в то время как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания, подков не имеют. В XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские и кузницы. Поэтому подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади, наоборот, располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.
  • Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.

История Аничкова моста

Сначала на этом месте был построен деревянный мост. До 1712-1714 годов Фонтанка называлась Ериком или Безымянным Ериком. Тогда прокладывали Невский проспект, который был одним из важных путей новой столицы. А на пересечении 2-х путей было необходимо устроить постоянную переправу. В 1715 году Пётр I издал указ:

За Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост.

К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.

Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров. Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. Батальон Аничкова размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой».


В середине XVIII века город начали застраивать на территории бывших пригородов. В 1780 — 1789 годы были проведены работы по обустройству Фонтанки. В 1783-1787 годах перестраивали Аничков, сделали его с башнями.

Боковые пролёты моста были одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

В XIX веке проезжая часть Невского проспекта стала значительно шире полотна Аничкова моста. И средняя деревянная часть моста оказалась непригодной. Работы по перестройки начались декабре 1840 года и проходили под руководством генерал-лейтенанта А. Д. Готмана. В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы.

Здесь устроили чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок, выполненные по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Современный вид мост приобрёл в 1841-42 годах. Мост был расширен, но исчезли башни. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом.


Появились гранитные пьедесталы, на которые воздвигли знаменитые скульптуры «Укротители коней». Архитектурную композицию создал скульптор П. К. Клодт во время украшения Адмиралтейской набережной.

Реконструкция Аничкова моста велась в 1906—1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. Длина пролётов составила: среднего — 12,5 м, крайних — по 12,6 м. Ширина моста — 37,9 м, из которых проезжая часть занимает 31,9 м.

Достопримечательности и расположение

  • Близ Аничкова моста находятся Аничков дворец, Дворец Белосельских-Белозерских, Фонтанный дом.
  • Аничков мост расположен в Центральном районе Санкт-Петербурга
  • Ближайшая станция метрополитена — «Гостиный двор».

Источник: peterburg.center

Историческая справка

Первая деревянная переправа на месте нынешнего Аничкова моста была построена по указу Петра I еще в 1716 году. Тогда он стал частью строившегося Невского проспекта и одновременно служил пропускным пунктом, ведь находился на самом краю Санкт-Петербурга.

За несколько десятилетий он неоднократно реставрировался, на нем проводились капитальные работы. Лишь в средине XIX века, когда количество регулярно передвигающихся по мосту телег и экипажей возрастало с огромной скоростью, возникла необходимость расширять и укреплять границы моста.


Аничков мост

Что упростить себе работу, управляющий процессом реконструкции генерал-лейтенант А. Д. Готман скомандовал разобрать старые сооружения и построить совершенно новый мост. В короткие сроки, чуть более чем за полгода над Невой появился новый мост. Открытие состоялось зимой 1842 года. Но и на этот раз ошибки, допущенные при строительстве, повлекли за собой деформации. Последней серьезной реконструкцией моста в 1906-1908 годах успешно занялся архитектор П.В. Щусев. С тех пор мост имеет неизменные три пролета разной высоты, облицованные красивым розовым гранитом кирпичные своды и гидроизолированные металлические конструкции.

Источник: excava.ru

Мост четырех коней. Аничков мост

Знаменитые кони Клодта, украшающие Аничков мост, являются гордостью Петербурга. А автором этих знаменитых шедевров является Петр Карлович Клодт, потративший на их создание около 20 лет. Сейчас кажется, что лучшего места для этих великолепных скульптур не найти. Но на самом деле история их установки началась совсем не с Аничкового моста. @


В 1832 году Университетскую набережную, напротив Академии Художеств, было решено украсить в греческом стиле двумя скульптурными группами бронзовых коней с их укротителями – братьями-близнецами Диоскурами, героями древнегреческой мифологии.

Выполнить этот заказ поручили скульптору из Санкт-Петербурга Петру Клодту, который и приступил к работе. Однако спустя некоторое время планы поменялись – и на набережной вместо коней легли древние изваяния двух сфинксов XIII века, доставленных из столицы Египта.

В то время над ансамблем Дворцовой площади работал знаменитый скульптор Карл Росси. И он решил украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством львами и конями Клодта. Но император Николай I такую идею не одобрил, на пристани разместили сторожевых львов с шарами и вазы. Петр Клодт стал самостоятельно подыскивать место для их установки, и выбрал Аничков мост. Там их и установили в 1841 году, на одной стороне моста, западной. А на другом берегу временно поставили их копии из гипса, покрашенные под бронзу.


За год Клодт изготовил еще две скульптуры, но до моста они так и не дошли. В качестве подарка от Николая I прусскому королю кони отправились в Берлин, где и были установлены. Потратив еще год, Клодт отлил новые копии бронзовых коней, их установили, но через три года, сняв с постаментов, отправили в Неаполь. Пока копии раздаривались в качестве царских подарков, у скульптора родилась новая идея. Он решил не делать больше копии, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом.

В 1851 году мост, украшенный конными группами, предстал во всей красе. Все композиции объединены в единую последовательность, отражающую этапы покорения необъезженного коня человеком, и символизирующую борьбу человека с грозными силами природы и торжество над ними. По замыслу Клодта, фигуры на мосту расположены так, что рассмотреть их все одновременно с какой-либо точки невозможно, а рассматривать их следует, постепенно переходя от одной к другой. Но в зависимости от начальной точки, сюжет будет выглядеть по-разному.

Например, так:

Юноша в ожидание противоборства в напряжении сдерживает вставшего на дыбы коня. Конь стоит на дыбах, пытаясь вырваться, юноша его удерживает. Конь сбросил попону и почти вырвался. Юноша повержен, но коня удерживает, натягивая узду. Приподнявшись и опираясь на колено, юноша подчиняет себе дикого коня.


Или так:

Начало поединка… Юноша пытается схватить коня, вставшего на дыбы.
Коню почти удалось вырваться, но юноша удерживает его из последних сил.
Юноша уже уверенно сдерживает коня, а тот ему постепенно покоряется.
Победивший юноша уверенно ведет под уздцы подчинившегося коня.

Но есть одна интересная деталь : на копытах обоих коней, обращенных в сторону Адмиралтейства, имеются подковы, а два коня на другой стороне – не подкованы.

Многие объясняют это так: в те времена на Литейном проспекте и в Кузнечном переулке находились литейные мастерские и кузницы, поэтому от кузниц движутся уже подкованные лошади.

В начале борьбы дикие кони должны быть неподкованными, и лишь после того, как человек их приручил, коней можно было подковать. С учетом этого факта, сюжет представляется по-другому:


Припавший на одно колено юноша, останавливает дикого, еще не подкованного, коня.
Конь сбросил юношу и почти вырвался от него. Конь, еще пытаясь сопротивляться, начинает подчиняться воле человека. Конь подкован. Укротитель и взнузданный и подкованный конь уверенно шагают рядом.

Но на этом варианты не заканчиваются, есть еще один интересный:

Человек лежит на земле. Вот он встал на колено. Вот он уже встал на ноги. И вот он уже идет во весь рост, взяв коня под уздцы. Но разве может лежащий на земле кого-то укротить? Человек может с помощью коня подняться с земли, и тогда выходит что вся эта композиция не Укрощение коня, а Возвышение человека, устремление его ввысь, благодаря коню. И убеждает в этом последняя группа, где рядом идут два самых великолепных существа на земле, одинаково красивых сильных и грациозных. Кстати, сам Клодт назвал свои изваяния Конь с водничим, именно Конь стоит у него на первом месте.

Источник: vladimirtan.livejournal.com


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.