В мировой сокровищнице дворцового зодчества достойное место занимают дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга, одним из которых является Аничков дворец — величественный памятник русского дворцового зодчества середины XVIII столетия и самое старое здание Невского проспекта.

В первой половине XVIII столетия, когда набережная Невы одевалась в гранит, а город украшался площадями, проспектами и парками, на Невском проспекте вырос величественный дворец, наряду с Исаакиевским собором, Адмиралтейством, Зимним дворцом, Храмом Спаса-на-Крови ставший одной из достопримечательностей Северной Пальмиры.

Предыстория строительства Аничкова дворца

Город Петра возник не в одночасье. Постепенная застройка заболоченной местности продолжалась как при жизни государя, так и после его смерти. Замысел Великого Реформатора претворили в жизнь его преемники, превратив Санкт-Петербург не просто в красивый город, но и в величественную столицу с великолепными дворцово-парковыми ансамблями, один из которых — Аничков дворец — заслуженно находится в списке главных достопримечательностей Петербурга.


С 1710 года обширные пустующие земли болотистой поймы Безымянного Ерика (будущей реки Фонтанки) начали застраиваться домами вельмож. На месте Аничкова дворца в 1724 году располагался участок Антона Мануиловича Девиера — зятя любимца Петра I Алексашки (Меньшикова) с деревянным домом, хозяйственными службами и собственным прудом. После ареста А. Девиера участок конфисковали в императорскую казну и позднее его владельцем стал купец и лесоторговец Дмитрий Лукьянович Лукьянов.

В 1739 году специальной комиссией по обустройству города было вынесено решение о застройке Невского проспекта каменными домами, что было предложено и купцу Д. Лукьянову. Но тот, посчитав нецелесообразным строительство на отдаленном от центра тогдашнего Петербурга участке, продал его императрице Елизавете Петровне.

Дочь Петра Великого, оказавшаяся на российском престоле в результате государственного переворота при содействии братьев Разумовских, начала на приобретенном у купца Д. Лукьянова участке возведение большого каменного дворца, предназначавшегося, как поговаривали злые языки, для фаворита императрицы графа Алексея Разумовского.

История строительства императорской резиденции

В те времена река Фонтанка (Безымянный Ерик) являлась границей города и величественный дворец должен был стать украшением въезда в столицу со стороны финской слободы.


Немного ранее берега Фонтанки соединил деревянный мост, выстроенный батальоном моряков под началом полковника Михаила Аничкова, что дало название не только самому мосту, но и новому императорскому дворцу, означенному в документах на строительство «дворцом, что у Аничкова моста».

Проект каменного строения составил главный архитектор Петербурга Михаил Земцов, тяготевший к архитектурному стилю «раннее барокко». По замыслу зодчего императорская резиденция должна была выглядеть представительно. Поэтому М. Земцов сделал ее состоящей из трех частей — центрального двухэтажного корпуса с большим двусветным залом и двумя трехэтажными флигелями, соединенными с основным корпусом крыльцами.

Вблизи дворца были разбиты цветники, высажен сад и устроены фонтаны, что сделало новую императорскую резиденцию поразительно схожей с дворцово-парковым ансамблем Петергофа. К зданию, формой напоминающему вытянутую буквы «Н», со стороны, обращенной к Фонтанке, примыкал канал, завершавшийся гаванью, к которой причаливали лодки именитых гостей.

Спроектировавший и начавший в 1741 году строительство Аничкова дворца Михаил Земцов в 1743 году умер. Возведение резиденции продолжил другой петербуржский зодчий — ученик М. Земцова — Григорий Дмитриев, после кончины которого с 1746 года уже завершал постройку итальянец Бартоломео Растрелли.


Благодаря полету фантазии итальянца, и без того пышный дворец заиграл новыми красками — над боковыми флигелями появились многогранные купола, обрамленные множеством декоративных вазонов, большой парадный зал с широкой лестницей и скульптурами, часовня и парадные покои, украшенные пышными плафонами.

Во втором и третьем этаже одного из боковых флигелей зодчий расположил церковь Воскресения Христова с трехъярусным резным с позолотой иконостасом и богатой церковной утварью. В настоящее время этот иконостас украшает Владимирский храм, расположенный на Владимирской площади города.

Аничков дворец - история Петербурга

Аничков дворец как императорский подарок

В 1754 году строительство императорской резиденции на Невском было полностью завершено, и спустя всего три года, в 1757 году государыня Елизавета Петровна, как и предполагалось, подарила ее своему любимцу — графу Алексею Разумовскому.

Великолепный дворцовый ансамбль с регулярным садом, фонтанами, аллеями, отгороженный от Невского проспекта каменной стеной, часто служил местом отдыха для государыни и вельмож, с удовольствием присутствующих на маскарадах и представлениях итальянской оперы.


Частыми гостями во дворце были многие известные люди своего времени — первый действительный адъюнкт (член) Петербуржской Академии Наук и секретарь графа А. Разумовского Василий Ададуров, адъютант вельможи, яркий представитель русской литературы XVIII столетия, поэт и драматург Александр Сумароков, некоторое время даже проживавший во дворце.

Постоянно в Аничковом дворце граф А. Разумовский не жил, переехав в него только в 1761 году после преставления государыни Елизаветы Петровны и оставаясь в нем до самой своей кончины в 1771 году.

После этого усадьба перешла во владение брата графа – гетмана Кирилла Разумовского, который абсолютно не интересовался благоустройством усадьбы, полностью поглощенный строительством резиденций в Батурине и Глухове. Постепенно огромный пышный дворец пришел в упадок, поэтому в 1776 году он был выкуплен у гетмана в казну.

С тех пор Аничков дворец выступал подарком либо на свадьбу, либо на именины, либо в поощрение за особые заслуги перед государями и Отечеством. В 1776 году государыня Екатерина II, по примеру предшественницы Елизаветы Петровны, подарила дворец своему фавориту – Светлейшему князю Григорию Потемкину, присовокупив к подарку сто тысяч рублей — астрономическую для того времени сумму — для обустройства усадьбы.

В течение 1776-1778 годов над изменением внешнего облика усадьбы трудился русский архитектор Иван Старов. К основному корпусу дворца был надстроен третий этаж, боковые флигели соединены с центральным объемом массивным карнизом, убрана лепнина и вазоны, засыпана гавань.


Большой регулярный сад был заменен пейзажным парком с прудом в его центральной части и островом. Также появились: галерея, где проходили всевозможные празднества и маскарады, колоннада, жилые и хозяйственные постройки, фасадами выходившие на улицу Садовую, а на юго-запад от дворца — каменное здание кухни.

Изменения только украсили Аничков дворец. Преобразившееся здание, принявшее строгий и одновременно величественный вид строения в классическом стиле стало выглядеть еще более торжественно.

Владел дворцом Светлейший князь Г. Потемкин недолго. Остро нуждавшийся в деньгах фаворит Екатерины II продал Аничков дворец купцу Никите Шемякину, у которого в 1785 году он был вновь куплен в казну. А уже в 1793 году по указу Екатерины II архитектор Егор Соколов составил новый проект Аничкова дворца, в котором императрица решила расположить Императорский Кабинет.

Аничков дворец как резиденция двора Романовых

В результате переделок дворец со стороны Фонтанки оградил новый кованый забор. Центральная парадная и церковная лестницы, до тех пор бывшие деревянными, были заменены каменными с железными перилами. Разобрана терраса, заново отштукатурено главное здание, восстановлена лепнина, в помещениях заменены перегородки, окна, двери, настланы новые полы, украшены изразцами печи.


В 1795 году в одном из павильонов дворца располагалось книгохранилище братьев Андрея и Иосифа Залузских, собравших менее чем за полвека 200 тысяч томов книг и подаривших это драгоценнейшее собрание фолиантов северной столице. Рукописи и книги хранились в Аничковом дворце до 1801 года, пока для них на углу Невского проспекта и улицы Садовой не выстроили отдельное здание, в котором разместилась первая в России Императорская публичная библиотека.

В конце XVIII начале XIX столетий территорию усадьбы значительно уменьшили, указом императора Павла I передав западную ее часть Театральной дирекции, с тех пор ставшую частью Театральной площади (сейчас площадь Островского), а в 1802 году указом государя Александра I отдав южную часть петербуржским купцам. В 1803-1805 годах по проекту зодчего Джакомо Кваренги там выстроили два корпуса торговых рядов, соединенных между собой открытой колоннадой и отдельное здание Императорского Комитета, закрывшее обзор Аничкова дворца со стороны одноименного моста.

В 1809 году владелицей дворца стала великая княжна Екатерина Павловна (сестра императора Александра I), получившая его в качестве подарка на свадьбу с принцем Георгом Ольденбургским. Обустройством усадьбы занимался зодчий Л. Руска, изменивший интерьеры и немного перестроивший боковые флигели дворца.

Так, в одном из флигелей зодчий устроил помещение бани и переоборудовал апартаменты хозяев, в другом — в бельэтаже расположил большой танцевальный зал, ротонду и устроил новую (Буфетную) лестницу. Залы и комнаты Л. Руска оформил в классическом стиле, после всех реконструкций и реставраций сохранившемся до настоящего времени только в Танцевальном зале, Большой столовой и декоративных композициях над дверными проемами.


С начала XIX столетия, когда овдовевшая Екатерина Ольденбургская вновь вышла замуж и навсегда покинула Российскую империю. Более века в Аничковом дворце находилась одна из резиденций двора Романовых: — место, где устраивались пышные официальные приемы, всевозможные маскарады с фейерверками и блистательные придворные балы.

В 1817 году император Александр I вновь подарил дворец, на этот раз младшему брату — будущему государю Николаю I Павловичу, также на свадьбу последнего с прусской принцессой Шарлоттой (позднее государыней Александрой Федоровной).

Для молодой царской четы в 1817-1821 годах дворец также реконструировали. Автором проекта стал известнейший архитектор своего времени Карл Росси, который, не нарушив целостность ансамбля, привнес в его облик некоторую простоту и благородство.

К южному фасаду Конюшенного (Сервизного) корпуса пристроили здание Манежа, к Театральной площади обратили фасады двух павильонов, засыпали пруд и разбили на его месте пейзажный сад, отделенный от хозяйственного двора Конюшенным корпусом. Между павильонами и со стороны Невского проспекта выстроили чугунную ограду, южный павильон соединили с Манежем каменным забором, что придало усадебной композиции полную завершенность. Фасады павильонов К. Росси украсил статуями древнерусских витязей, в каждом из павильонов устроил обращенный к саду зал, украшенный колоннами и лепными панно.


Большие работы были проведены в интерьерах дворца: затянуты атласом и бархатом залы, остальные помещения расписаны под мрамор, установлены новые камины, печи, повешены люстры, оновлена мебель.

С того времени Аничков дворец стал резиденцией «малого двора» и получил название Собственного. После воцарения в 1825 году Николай I присвоил дворцу статус императорского, по несколько месяцев в году проживая в нем с семьей.

Государь Николай I был страстным коллекционером, поэтому в помещениях Аничкова дворца хранилась огромная коллекция произведений искусства. Во дворце часто устраивались пышные балы, на которых блистала юная супруга А. С. Пушкина красавица Наталья Гончарова. В нем же родилась одна из дочерей государя – великая княжна Ольга Николаевна, и воспитывался под началом поэта-романиста Василия Жуковского наследник престола – будущий монарх Александр II. Именно ему, вступившему в 1841 году в брак с принцессой Гессенской (в будущем государыней Марией Александровной), Аничков дворец и был подарен на свадьбу.

Шли годы, менялись владельцы Аничкова дворца, но он все так же являлся Петербургской резиденцией «малого двора», в которой бурлила жизнь – проходили официальные приемы, давались балы, ставились спектакли, рождались престолонаследники, разыгрывались трагические и романтические истории.


В 1866 году сын государя Александра II, в будущем самодержец Александр III, как и отец, получил дворец в качестве подарка на свою свадьбу с датской принцессой Дагмарой (в православии Марией Федоровной). Усадьба настолько нравилась государю Александру III, что он проводил в ней большую часть своего времени, отведенного не только для отдыха, но и для работы.

Для каждого из новых владельцев преобразовывался внешний вид и менялось внутреннее убранство дворца. Над этим на протяжении XIX столетия трудились такие известные зодчие и художники, как Захар Дильдин, Андрей Штакеншнейдер, Эрнест Жибер, Ипполит Монигетти, Карл Рахау, Максимилиан Месмахер, Юлий Бенуа.

В результате перестроек и усовершенствований Аничков дворец стал сложным инженерным сооружением со своей системой водопровода, канализации, отопления и вентиляции.

В начале прошлого столетия Аничков дворец еще оставался императорской резиденцией Романовых. В нем постоянно проживали вдовствующая государыня Мария Федоровна и великий князь Михаил Александрович, для которых обновлялись интерьеры. А для великого князя в 1902 году была устроена винтовая лестница в западном крыле здания, где находились его апартаменты.

Дворец пионеров

Аничков дворец - ныне дом детского творчества
После грянувшей в 1917 году революции Аничков дворец новая власть национализировала, а с октября 1918 года по 1934 год в нем размещался Музей города.
это время бывшую императорскую резиденцию посетило несколько десятков тысяч человек. Постепенно многие предметы быта и коллекция произведений искусства были распроданы, остальные вывезены из дворца и рассортированы по разным хранилищам.

В 1935 году в судьбе Аничкова дворца снова произошли изменения – его реконструировали в Дворец пионеров, для чего по проекту советских архитекторов Александра Гегелло и Давида Кричевского разобрали своды в цокольном этаже, несколько несущих стен и перегородок, помещения переоборудовали в игровые комнаты, в бывшей церкви устроили кинолекционный зал на триста мест.

Две комнаты дворца советские художники расписали сказочными сюжетами по мотивам сказок А. С. Пушкина и произведений М. Горького. К зданию Императорского Кабинета архитекторы пристроили новые корпуса, в которых разместились студии творчества, учебные лаборатории и классы.

Дворец пионеров действовал до самого начала Великой Отечественной войны, пока в октябре 1941 года в нем не оборудовали военно-полевой госпиталь, проработавший без малого полтора года. Дворец часто обстреливали, и в результате прямого попадания артиллерийского снаряда в Главный корпус была значительно повреждена его кровля и полностью разрушен Зимний сад, созданный еще в 1874 году архитектором К. Рахау.

После прорыва блокады города в 1944 году поврежденные здания ансамбля Аничкова дворца были восстановлены и в них вновь зазвучали детские голоса – Дворец пионеров возобновил свою работу.

В 70-х годах минувшего столетия здание бывшего Манежа реконструировали и в нем разместились спортивные помещения для фехтовальщиков, боксеров и гимнастов.

В настоящее время бывшая императорская резиденция называется Дворцом творчества юных, преобразованным из Дворца пионеров в 1990 году. С 1989 года в Сервизном (Конюшенном) корпусе усадьбы располагается Аничков лицей – престижная общеобразовательная школа с научным уклоном. С 1991 года в усадьбе работает Музей истории, который ежегодно посещает огромное количество людей, открывая для себя эту страничку прошлого России.

© жизнь-спб.рф

Источник: xn—-btbnee5app1h.xn--p1ai

Создание Аничкова дворца

Новую императорскую резиденцию приказала заложить занявшая престол в 1841 году Елизавета Петровна, дочь Петра I. Строили дворец 12 лет (1741-1753). Миссия сооружения заключалась в том, чтобы украсить въезд в Санкт- Петербург. В те времена набережная, где расположен дворец, считалась городской окраиной.

Фото 19 века

Расположенное в чистом поле, сооружение поражало размерами. Гости прибывали в основном по воде, поэтому парадный вход повернут к реке Фонтанке. Недалеко – Аничков мост, который дал название дворцу.

Проект здания создал архитектор Михаил Земцов. Завершил строительство Бартоломео Растрелли. Каменные палаты, выстроенные в форме буквы Н, выглядели изящно из-за неодинаковой этажности. Трехэтажная центральная часть и боковые флигели, увенчанные куполами, соединялись двухэтажными переходами. Дополнил ансамбль роскошный парк с павильонами, фонтанами, скульптурами и беседкой. Смена владельцев сопровождалась перестройкой здания и реконструкцией парковой зоны.

Хозяева в разные годы

На протяжении двух веков дворец менял хозяев. В знак любви и признательности императрицы преподносили его фаворитам. Елизавета Петровна подарила дворец графу Разумовскому, Екатерина Великая – Григорию Потемкину. Дворцом владели императоры Екатерина II, Николай I, Александр I и Александр III. Александр I дарил дворец сестре, а затем брату.

Павильон дворца

Особы царской фамилии получали его как свадебный подарок. В XIX веке Аничков дворец – резиденция Александра III. Страстный собиратель живописи, император устроил в Аничковом дворце собственный музей. Собранная коллекция – основа Государственного Русского музея. Император лично устраивал ледяные горы и каток детям и охотно играл с ними. Балы, проводимые во дворце, становились наказанием для царя. Радушно приняв гостей, он удалялся в кабинет.

Особенности интерьеров Аничкова дворца

В формирование ансамбля интерьеров внесли вклад многочисленные зодчие, создавая неповторимый облик, изменяя, добавляя, заново переделывая. Архитекторы Земцов, Дмитриев, Растрелли обновили и украсили дворец.

Для отделки фасада использовали итальянский мрамор, оникс и травертин (древний отделочный камень), лепнину и мраморные статуи, позолоченные украшения.

Интерьер гостиной

В отделке интерьеров Аничкова дворца главную роль играет мебель и убранство стен. Изделия из хрусталя, стекла, фарфора, яшмы создают уют и неповторимый колорит залов. Украшает интерьер зелень в горшках и в специально отведенных местах по всей комнате.

Залы дворца

Во дворце несколько залов:

  • Танцевальный зал.
  • Большая столовая.
  • Зимний сад.
  • Малиновая гостиная.
  • Библиотека.
  • Опочивальня Александры Федоровны.
  • Желтая гостиная.
  • Белая гостиная.
  • Кабинет Александры Федоровны.

Кабинет Александры Федоровны

Обстановка устроена по вкусу хозяйки, женщины доброй, но капризной. Домоседка, Александра Федоровна здесь отдыхала, читала, пила чай с супругом, приглашала к столу избранных гостей.

Уютная обжитая комната заставлена разнообразной мебелью. Стены кабинета обиты зеленой материей, на полу – мягкий ковер, украшенный растительным узором. В центре потолочного свода Кабинета изображено небо в звездах, по краям – летящие фигуры двенадцати месяцев года. Окна драпированы занавесями из белого атласа с бахромой.

Для отопления кабинета установили печь, сделанную из мрамора, которую украшали вазы, статуэтки, лампы. Освещался кабинет элегантными масляными светильниками. Стены украшены картинами в золоченых рамах.

Рабочий стол и кушетка, изящный подсвечник, зеркальце и цветочные горшки, рояль с нотами и ширма, украшенная росписью из «Илиады», говорили о привычках и вкусах хозяйки Кабинета. В убранстве интерьера много декоративных растений в вазах, горшках, специальных цветниках.

Лестница

Опочивальня Александры Федоровны

Опочивальня императрицы использовалась как гостиная, предназначенная для интимных приемов близких хозяйке людей. Здесь императрица почивала, принимала гостей и «кушала одна». В Спальне семья исповедовалась.

Стены Опочивальни драпированы голубым бархатом, украшенным шелковой бахромой с кистями. Схваченная сверху деревянными розетками, ткань ложится на стену ниспадающими свободными складками, создавая впечатление пышности. Резные двери украшает позолота и бронзовые ручки. Потолок – с зеркальным сводом и обильно позолоченным растительным орнаментом.

Камин из белого мрамора украшен бронзовыми позолоченными деталями. На камине – под стеклянным колпаком позолоченные часы. На противоположной камину стене в высоту комнаты красуется зеркало в золоченой раме. Шторы на окнах из зеленой тафты, подоконники облицованы полированным французским мрамором белого цвета. Освещали спальню бронзовые люстры в форме плоской чаши.

В центре Опочивальни кровать, покрытая голубым покрывалом из бархата и атласа. Бархатный полог кровати венчала резная корона. Шесть подушек набиты гагачьим пухом, легким и не боящимся воды. Обитые голубым бархатом диваны и кресла сияют позолотой.

На туалетных столиках – кувшин и чаша для хлеба из граненого стекла; чайник, сахарница, кофейник из чистого золота. На резном столе, сделанном из карельской березы, расположились подсвечники, ножницы, зубные щетки. У окна – ваза из яшмы на постаменте. Убранство интерьера венчает ковер с цветами на голубом фоне.

Росошное оформление

Желтая гостиная

Желтая гостиная – просторное помещение с четырьмя окнами. Вдоль стен, задрапированных желтым тисненым бархатом, симметрично расположена мебель. Белым атласом, сложенным вертикальными складками, драпированы окна. На потолке – росписи на античные сюжеты. Зеркала в резных позолоченных рамах с растительным орнаментом. Двери гостиной украшают наличники с бронзовыми позолоченными вставками.

На двух мраморных каминах – зеркала в резных золоченых рамах, миниатюрные вызолоченные фарфоровые вазы. В центре зала висит хрустальная люстра с бронзовыми рожками. Гарнитур из двух диванов и двенадцати кресел декорирован бронзовыми позолоченными накладками. Чуть изогнутые тонкие ножки подчеркивают изящество мебели. Паркет из четырех пород дерева облагораживал интерьер. Здесь устраивались званые ужины и обеды, балы, маскарады.

Лепнина на потолке

Белая гостиная

Белая гостиная – парадная гостиная. Стены обтянуты без складок шелковой белой материей с букетами. Потолок с позолотой рельефных элементов расписан живописью на античные темы. Полированные двери украшены бронзовым золоченым орнаментом. Окна драпированы занавесями из той же материи, что и стены. В простенках между окнами – зеркала в резных золоченых рамах.

Мраморный камин с бронзовыми часами украшает барельеф Александра Македонского. Резная мебель из орехового дерева и пол из цветного паркета делают гостиную уютной и торжественной. Здесь принимали близких гостей, крестили детей. Под сводами Белой гостиной Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».

В Зимнем саду обилие растений, для которых созданы специальные клумбы-куртины. Изумрудная листва и обилие роз, изящные китайские вазы, изделия из уральских самоцветов радуют глаз. Среди экзотических растений прячутся скульптуры античных персонажей.

Сохранившийся интерьер

Библиотека – оригинальная комната. Двухъярусный восьмиугольный зал с нишами для камина и лестницы. Отделка стен светлым дубом, резной балкон создают уют и комфорт.

Интересные факты

  • В 1786 году в садовой галерее обществу представили в Аничковом дворце рояль – новый музыкальный инструмент.
  • Здесь проводили торжественные приемы и придворные балы, на которых блистала супруга Пушкина Наталья Николаевна.
  • В ноябре 1836 года Александр Пушкин приглашен во дворец на личную аудиенцию к Николаю I, чтобы предотвратить дуэль с Дантесом.
  • В 1838 году на средства, вырученные лотереей во дворце, из крепостной неволи выкупили Тараса Шевченко.
  • На правах наставника наследника престола в личных апартаментах жил поэт Василий Андреевич Жуковский.
  • Здесь впервые показали немое кино и открыли школу для детей служащих.
  • Перед главным входом растет березка, посаженная космонавтами Владимиром Комаровым и Германом Титовым.
  • В 1936 году во дворце появились залы, расписанные по мотивам сказок Александра Сергеевича Пушкина.

Аничков дворец и современность

При Советской власти в Аничковом дворце открылся Дворец Пионеров имени Жданова. В 1991 году заработал Дворец творчества юных. Здесь работают кружки и секции, коллективы самодеятельности, проводятся праздники, смотры и олимпиады, молодежные конференции. Дворец стал школой развития интересов и знаний детей.

Внутренний дворик

В 1991 году здесь открыт Музей Аничкова дворца. Величайшие люди современности помогали детям узнавать мир.

  • Секцию шахмат вел Михаил Ботвинник.
  • Ансамблем песни и пляски руководил Исаак Дунаевский.
  • Прививал любовь к путешествиям, рассказывал о далеких странах детям востоковед Василий Струве.
  • В тайны географии и зоологии детей посвящал академик Лев Берг.
  • Иосиф Орбели открыл мир искусства.

Источник: ArchitectureGuru.ru

История Аничкова дворца – история царских подарков. Его строительство началось по указу только что восшедшей на царский престол Елизаветы в 1741 году. Аничков дворец открывает застройку Невского проспекта подобными строениями – дворцами. Правда самого Невского как центрального проспекта еще не существовало, а за Фонтанкой сам город уже собственно и заканчивался.

Аничков дворец в Санкт-петербурге Расположен Аничков дворец поэтому исходя из ориентации на реку, как основную магистраль, а не на Невский, к которому здание стоит боком. Более того, от Фонтанки до дворца прорывают канал с небольшой гаванью у входа.

Аничков дворец строят по очереди три архитектора – начинает проект ведущий зодчий того времени М.Земцов, продолжает Г.Дмитриев и заканчивает Б.Растрелли.

Дворец получается чрезвычайно нарядным – роскошная загородная усадьба в духе растреллиевского барокко, с двумя флигелями с куполами. Имелась и своя домовая церковь в одном их этих флигелей. В центре главного двора установлен бассейн, на берегах канала выстроены галереи с колоннадами.

Аничков дворец окружают фонтанами, садом, цветниками и в таком торжественно-прекрасном виде дарят в качестве «утешения» уже отставному фавориту А.Разумовскому, просто у Елизаветы Петровны на тот момент появляется другое сердечное увлечение – молодой красавец И.Шувалов. Потом Аничков дворец наследует брат А.Разумовского – Кирилл.

Фото Аничкова дворца Следующая императрица Екатерина, памятуя о царской традиции одаривать фаворитов дворцами, выкупает Аничков дворец у К.Разумовского и дарит своему сердечному другу – графу Г.Потемкину. У Потемкина тогда уже имелся свой дворец – Таврический, и он рассудил здраво, мол, два дворца, наверно, много, один лучше бы и продать. Как и поступает – Аничков дворец продан Шемякину. Екатерина не довольная подобным обращением с имперским подарком следом снова выкупает Аничков дворец и дарит еще раз тому же самому Г.Потемкину. Дворец снова перестраивают по моде – исчезает пышность барокко, появляется строгость классицизма. Однако в 1785 году Аничков дворец снова продают, в этот раз в казну. Здесь размещается с 1794 года личная канцелярия царя – Кабинет Его Императорского Величества.

Но уже в 1809 году Аничков дворец снова дарится по случаю замужества своей сестры Александром I. Когда муж Екатерины Павловны принц Георг умирает, она снова выходит замуж и уезжает жить к новому мужу принцу Вильгельму. Аничков дворец перед отъездом опять продается в казну.

Аничков дворец — достопримечательность ПетербургаВ 1817 году новым хозяином становятся будущий Николай I, для которого великий К.Росси еще раз перестраивает весь дворец. Он достраивает новый Сервизный корпус и павильоны сада и вписывает Аничков дворец в единый комплекс Александринской площади. Николай устраивает в Аничковом дворце известные придворные балы, частенько живет здесь, в том числе и при реконструкции Зимнего дворца.

В 1837 году после его смерти Аничков даже переименовывают в Николаевский дворец, но название не приживается.

Еще при жизни Николаем Аничков дворец снова подарен на свадьбу своему сыну — Александру II, а через 25 лет уже императором Александром II – на свадьбу следующему наследнику престола – Александру III.

Последняя хозяйка Аничкова дворца – мать Николая II, вдовствующая императрица Мария Федоровна. На этом «царская летопись подарков» Аничкова дворца заканчивается, и начинается музейная жизнь – после революции 1917 года здесь некоторое время существовал музей города. И как последний, тоже почти «царский», подарок Аничков дворец достался петербургским детям – с 1937 года здесь расположен самый большой тогда в стране дворец Пионеров.

Что ж, не самое печальное завершение судьбы дворца, имевшего в своей истории стольких хозяев.

Источник: piterafisha.ru

Сразу после революции Аничков дворец национализировали. В нём работало министерство продовольствия. В 1918-1935 годах во дворце работал музей города. Именно города, то есть и Москвы, и других городов, а не только Ленинграда. Музей сохранял императорскую обстановку, занимал несколько зданий вдоль Фонтанки. Его директором был архитектор Л. А. Ильин, заместителем директора — историк архитектуры В. Я. Курбатов. В корпусах Кабинета с 1918 года работали Отдел коммунальной и социальной гигиены, библиотека Музея города. В 1926 году купола домовой церкви сняли на переплавку. В 1928 году музей закрыли, всё имущество постепенно распродали.

В 1937 году по инициативе С. М. Кирова здесь был открыт Дворец пионеров, самый большой в СССР. Для этого в 1936-1937 годах Аничков дворец реконструировался по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Корпуса Кабинета ими были замкнуты в каре. Именно тогда две комнаты Аничкова дворца были расписаны мастерами из Палеха на мотивы произведений А. С. Пушкина и А. М. Горького. Открылось более сотни детских кружков. Особенно знаменитым стал шахматный, который посещали Виктор Корчной, Борис Спасский, Марк Тайманов. В Дворец пионеров ходили Станислав Жук, Лев Додин, Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих, Лев Лурье, Елена Образцова.

Уже в сентябре 1941 года в главный корпус Аничкова дворца попал артиллерийский снаряд, почти полностью разрушивший зимний сад. В усадебных корпусах был размещён военно-полевой госпиталь. Он проработал здесь почти полтора года. Несмотря на это, Дворец Пионеров не прекращал работу всю блокаду. 28 июня 1942 года здесь провели торжественный вечер выпускников ленинградских школ. К 1945 году дворцовый комплекс был отреставрирован.

Перед главным корпусом Аничкова дворца растёт берёза, посаженная космонавтами Германом Титовым и Владимиром Комаровым.

В 1990 году Дворец пионеров преобразован в Дворец творчества юных. В 1998 году проводилась рестарвация ограды Аничкова сада.

https://walkspb.ru/zd/nevskiy39.html

Источник: pikabu.ru

Императорский дворец в Санкт-Петербурге, построенный Бартоломео Растрелли в середине XVIII века. Расположен на набережной Фонтанки, у Аничкова моста, который и дал ему такое название.

Создание и история

Возведение дворца началось в 1741 году после воцарения Елизаветы Петровны. Первичный проект нового строения выполнил зодчий Михаил Григорьевич Земцов. Однако он не успел возвести его, так как скончался через два года. Руководство работами перешло архитектору Бартоломео Растрелли, который к 1753 году выстроил дворец в стиле барокко.

Последний располагался на тогдашнем въезде в Петербург. От Фонтанки к зданию вел специально вырытый канал, создававший искусственную гавань у входа. Так как Невский проспект тогда еще не получил своего оформления, здание не ориентировалось на него. Это объясняет то, что к проспекту оно стоит боком. Помимо водного оформления, дворец получил свой садовый ансамбль, украшенный фонтанами.

После постройки императрица Елизавета вручила резиденцию своему фавориту Алексею Разумовскому. При Екатерине Великой он был куплен у Разумовских и передан Григорию Потемкину. При Григории Александровиче на выделенные государыней средства происходила перестройка здания. Во второй половине 1770-х зодчий Иван Егорович Старов переделал его в стиле классицизма, убрав лепнину, искусственную гавань, придав резиденции более строгий и спокойный вид.

В конце столетия дворец оказался в казне. Какое-то время в нем размещался Кабинет Его Императорского Величества, для которого зодчим Джакомо Кваренги были выстроены дополнительные корпуса, из-за которых ансамбль Аничкова дворца был не виден полностью с одноименного моста.

В 1809 году дворец перешел как приданое великой княгине Екатерине Павловне. Им она владела до 1816 года, когда покинула родину в результате второго замужества. После этого Аничков перешел великому князю Николаю Павловичу, только что женившему на Шарлотте Прусской. При Николае в ансамбле дворца также произошли изменения. Архитектор Карл Росси переделал для него некоторые внутренние помещения. Имели место и внешние изменения: теперь с южной стороны к зданию примыкал т.н. «сервизный» корпус, имевший форму дуги; в западной части сада появилось несколько новых павильонов, а сам садовый ансамбль был окружен оградой. Николай с семьей оставили дворец после его воцарения в 1825 году, однако в Аничковом император пребывал в периоды поста, здесь устраивались придворные балы, а в 1837 года, во время восстановления пострадавшего от пожара Зимнего дворца, царская семья жила в Аничковом. После кончины Николая I в 1855 году последний наименовали Николаевским, но старое название оказалось более живучим.

Родным был Аничков дворец и для государя Александра II, сына Николая. Именно здесь в его юные годы проходили уроки под руководством Василия Жуковского, который также проживал в резиденции. Более того, в 1841 году после свадьбы Аничков стал официальной резиденцией Александра Николаевича. Такую же функцию выполнял дворец и при сыне Александра II, будущем Александре III, въехавшем сюда после женитьбы в 1866 году. Жил здесь Александр Александрович и после восшествия на престол в 1881 году, боясь возможных терактов и считая Аничков более безопасным, чем Зимний дворец. При этом императоре резиденция обзавелась стеной, отгородившей ее от Александринской площади. Также появились оконные витражи работы знаменитого мастера Владимира Сверчкова.  После кончины государя в 1894 году во дворце проживала его супруга, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна.

После Октябрьской революции в Аничковом находился городской музей. Затем в течение 12 лет, с 1925 по 1937 год, дворец был закрыт. В 1937-м здесь расположился Ленинградский Дворец пионеров. В период Великой Отечественной, в 1941-1942 годах, здесь также действовал хирургический госпиталь. В наше время на территории Аничкова дворца работают Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных и Аничков лицей. 

Источник: w.histrf.ru


Categories: История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.