вХДДЙКУЛБС УФХРБ — ЙУФПТЙС Й ОБЪОБЮЕОЙЕ.

уезпдос ч чщрхуле:
 

 оПЧПУФЙ ВХДДЙЪНБ Ч УПЧТЕНЕООПК тПУУЙЙ Й Ч НЙТЕ ПФ 2011-02-21

«уФХРЩ — ЬФП НПОХНЕОФЩ, УРПУПВУФЧХАЭЙЕ УПИТБОЕОЙА НЙТБ Ч НЙТЕ. ьФП БТИЙФЕЛФХТОЩЕ УППТХЦЕОЙС, Ч УПЧЕТЫЕООПК ЖПТНЕ ЧЩТБЦБАЭЙЕ ЮЙУФХА РТЙТПДХ ХНБ, рТПУЧЕФМЕОЙЕ. пОЙ ВЩМЙ РПУФТПЕОЩ ФЩУСЮЕМЕФЙС ОБЪБД Ч бЪЙЙ Й ПЛБЪЩЧБАФ РПЪЙФЙЧОПЕ ЧМЙСОЙЕ ОБ УЙМПЧПЕ РПМЕ ЧУЕК ЧУЕМЕООПК».

нБОЖТЕД ъЕЗЕТУ

йУФПТЙЮЕУЛЙЕ ЛПТОЙ ВХДДЙКУЛЙИ УФХР.

Ступы в индииу ДТЕЧОЙИ ЧТЕНЕО, МАДЙ ПФНЕЮБАФ НЕУФБ ЪБИПТПОЕОЙК Й РТЙИПДСФ ОБ ОЙИ Ч ЪОБЛ ХЧБЦЕОЙС Л РТЕДЛБН. чП НОПЗЙИ ЛХМШФХТБИ НЙТБ, РПУМЕ УНЕТФЙ ЙЪЧЕУФОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, ОБД РПЗТЕВЕОЙЕН ОБУЩРБМЙ ЛХТЗБО, ЮФПВЩ ВХДХЭЙЕ РПЛПМЕОЙС НПЗМЙ РТЙКФЙ Й РПЛМПОЙФШУС ЛХТЗБОХ Ч РБНСФШ П ДПУФЙЦЕОЙСИ РПИПТПОЕООПК ЪДЕУШ МЙЮОПУФЙ.


ТЧЩЕ УФХРЩ РПСЧЙМЙУШ Ч йОДЙЙ ЕЭЕ Ч ДПВХДДЙКУЛЙЕ ЧТЕНЕОБ Й ЙЪОБЮБМШОП ВЩМЙ РБНСФОЙЛБНЙ ОБ НПЗЙМБИ РТБЧЙФЕМЕК БОФЙЮОПК йОДЙЙ. уБНП УБОУЛТЙФУЛПЕ УМПЧП «УФХРБ» ПЪОБЮБЕФ ХЪЕМ ЙЪ ЧПМПУ» ЙМЙ «НБЛХЫЛБ», ЧЕТИОСС ЮБУФШ ЗПМПЧЩ, Б ФБЛ ЦЕ «ЛХЮБ ЛБНОЕК Й ЪЕНМЙ». фТБДЙГЙС ЛТЕНЙТПЧБФШ ФЕМБ РПУМЕ УНЕТФЙ РТЙЧЕМБ Л ФПНХ, ЮФП ЪБИПТПОЕОЙК Ч ПВЩЮОПН РПОЙНБОЙЙ ОЕ ВЩМП, ОХЦОП ВЩМП МЙЫШ УПИТБОСФШ РЕРЕМ ЙМЙ ОЕУЗПТЕЧЫЙЕ ПУФБОЛЙ. рПЬФПНХ Ч УФХРЩ РПНЕЭБМЙУШ МЙЫШ ФП, ЮФП ПУФБМПУШ РПУМЕ ЛТЕНБГЙЙ. фБЛ, РПУФЕРЕООП, УФХРЩ РТЕЧТБФЙМЙУШ Ч ТЕМЙЛЧБТЙЙ, УПДЕТЦБЭЙЕ Ч УЕВЕ ПУФБОЛЙ ЧЩДБАЭЙИУС Ч ДХИПЧОПН РМБОЕ МЙЮОПУФЕК.

чП ЧТЕНС ЦЙЪОЙ вХДДЩ УФХРЩ РТПДПМЦБМЙ ЧПЪЧПДЙФШУС, ФБЛЦЕ Й Ч ЕЗП ЮЕУФШ. оБРТЙНЕТ, уФХРХ МПФПУБ ЙМЙ йУФПЮОЙЛБ ВМБЗПРТЙСФОПУФЙ, РПУФТПЙМ ЛПТПМШ уХДДИПДБОБ, ПФЕГ вХДДЩ Ч мХНВЙОЙ, оЕРБМЕ, НЕУФЕ ТПЦДЕОЙС вХДДЩ ыБЛШСНХОЙ РТЙ ЦЙЪОЙ вХДДЩ. пОБ ГЙМЙОДТЙЮЕУЛПК ЖПТНЩ, У ЮЕФЩТШНС ЙМЙ УЕНША ХТПЧОСНЙ МПФПУПЧ. ч ВХДДЙКУЛЙИ ФЕЛУФБИ ХРПНЙОБАФУС Й ДТХЗЙЕ УФХРЩ, РПУФТПЕООЩЕ РТЙ ЦЙЪОЙ вХДДЩ. ьФП ЮЕФЩТЕ ТЕМЙЛЧБТОЩЕ УФХРЩ: ДЧЕ РПУФТПЕООЩЕ ЛХРГБНЙ вИБМЙЛПК Й фБРХУУПК ОБД ПВТЕЪЛБНЙ ОПЗФЕК Й ЧПМПУБНЙ вХДДЩ, ПДОБ ФБЛБС ЦЕ УФХРБ, ЧПЪЧЕДЕООБС бОБФИБРЙОДБЛПК, Й УФХРБ, РПУФТПЕООБС ЙН ЦЕ ОБД ПУФБОЛБНЙ ыБТЙРХФТЩ. фБЛЦЕ ОБЪЩЧБАФУС ФТЙ НЕНПТЙБМШОЩЕ УФХРЩ, ПФНЕЮБЧЫЙЕ РХФШ уЙДДИБТФИЙ РПУМЕ ЕЗП ХИПДБ ЙЪ ДЧПТГБ.


вХДДБ ИПФЕМ, ЮФПВЩ РПУМЕ ХИПДБ, ОБД ЕЗП ПУФБОЛБНЙ РПУФТПЙМЙ УФХРХ (нБИБРБТЙОЙТЧБОБ УХФТБ). пО РТЙДБМ УФХРЕ ОПЧПЕ ЪОБЮЕОЙЕ — ПВЯЕЛФБ ДМС РПДОПЫЕОЙК. рПДОПЫЕОЙС Ч ДБООПН УМХЮБЕ ДЕМБАФУС УПВУФЧЕООПК вХДДБ-РТЙТПДЕ, РПУЛПМШЛХ УФХРБ УЙНЧПМЙЪЙТХЕФ ХН вХДДЩ. дЕМБС РПДОПЫЕОЙС вХДДБ-РТЙТПДЕ, НПЦОП ОБЛБРМЙЧБФШ РПЪЙФЙЧОЩЕ ЧРЕЮБФМЕОЙС, РПУФЕРЕООП ЧУЕ ВПМШЫЕ ПФЛТЩЧБС ЕЕ УЕВЕ, РТЙИПДС Л ПЛПОЮБФЕМШОПНХ УЮБУФША, рТПУЧЕФМЕОЙА. уЕЗПДОС ДБМЕЛП ОЕ ЧУЕ УФХРЩ СЧМСАФУС ТЕМЙЛЧБТЙСНЙ, РПУЛПМШЛХ ОЕ ЧП ЧУЕИ ИТБОСФУС ФЕМЕУОЩЕ ПУФБОЛЙ. юБУФП Ч УФХРХ ЧЛМБДЩЧБЕФУС МЙЫШ ЮБУФЙЮЛБ УЧСЭЕООЩИ ПУФБОЛПЧ, ЮФП ЧТСД МЙ ЧПЪНПЦОП ТБУУНБФТЙЧБФШ ЛБЛ ЪБИПТПОЕОЙЕ. ч УФХРЕ НПЗХФ ИТБОЙФШУС ПДЕЦДБ РТПУЧЕФМЕООПЗП ХЮЙФЕМС, УЧСЭЕООЩЕ РТЕДНЕФЩ ЙМЙ ФЕЛУФЩ. тЕМЙЛЧЙЙ ЧППВЭЕ НПЗХФ ПФУХФУФЧПЧБФШ Ч УФХРЕ, ПОБ НПЦЕФ МЙЫШ ПФНЕЮБФШ РБНСФОПЕ НЕУФП, ЧПЪЧПДЙФШУС Ч РБНСФШ П УПВЩФЙСИ УЧСЭЕООПК ВХДДЙКУЛПК ЙУФПТЙЙ, ФБЛЙЕ УФХРЩ НПЦОП ОБЪЧБФШ НЕНПТЙБМШОЩНЙ, ЙМЙ НПЦОП РПУФТПЙФШ УФХРХ, УМЕДХС ПВЕФХ. уХЭЕУФЧХАФ Й НПОПМЙФОЩЕ УФХРЩ РЕЭЕТОЩИ ИТБНПЧ, ЛПФПТЩЕ ОЕ НПЗХФ УПДЕТЦБФШ Ч УЕВЕ ОЙЛБЛЙЕ ЧМПЦЕОЙС.


тЕМЙЛЧБТОЩЕ УФХРЩ.

уЮЙФБЕФУС, ЮФП РПУМЕ ХИПДБ вХДДЩ, ТЕМЙЛЧЙЙ, ПУФБЧЫЙЕУС РПУМЕ ЛТЕНБГЙЙ ЕЗП ФЕМБ, ВЩМЙ ТБЪДЕМЕОЩ ОБ ЧПУЕНШ ЮБУФЕК, Й ЪБМПЦЕОЩ Ч ЧПУЕНШ УФХР, РПУФТПЕООЩИ Ч ТБЪОЩИ ЮБУФСИ йОДЙЙ, УЧСЪБООЩИ У ЦЙЪОША вХДДЩ. уПЗМБУОП нБИБРБТЙОЙТЧБОБ УХФТЕ, ГБТШ нБЗБДИЙ бДЦБФБЫБФТХ РПУФТПЙМ УФХРХ Ч тБДЦЗЙТЕ, МЙЮЮИБЧЙ — Ч чБКЫБМЙ, ЫБЛШЙ — Ч лБРЙМБЧБУФХ, ВХМЙ — Ч бММБЛБРЕ, ЛПМЙЙ — Ч тБНБЗТБНЕ, ОЕДБМЕЛП ПФ лБРЙМБЧБУФХ, НБММЩ — Ч рБЧЕ, ДТХЗБС ЧЕФЧШ НБММПЧ — Ч лХЫЙОБЗБТЕ, ВТБИНБО ЙЪ чЕФФИБДЙРЩ — Ч УЧПЕН ТПДОПН ЗПТПДЕ. чПУЕНШ УФХР, ЧПЪЧЕДЕООЩИ ОБД ФЕМЕУОЩНЙ ПУФБОЛБНЙ вХДДЩ, РПМХЮЙМЙ ОБЪЧБОЙЕ «ЧЕМЙЛЙИ ТЕМЙЛЧБТОЩИ УФХР».

чПУЕНШ УФХР фБФИБЗБФЩ Й ЧПУЕНШ НЕУФ РБМПНОЙЮЕУФЧБ.

уХЭЕУФЧХАФ ФБЛЦЕ РПОСФЙС «ЧПУЕНШ НЕУФ РБМПНОЙЮЕУФЧБ» Й «ЧПУЕНШ УФХР фБФИБЗБФЩ» ЙМЙ «ЧПУЕНШ УХФТЙЮЕУЛЙИ УФХР», РПУЛПМШЛХ ЬФЙ УФХРЩ УЧСЪБОЩ У ЦЙЪОША Й ДЕСФЕМШОПУФША фБФИБЗБФЩ — вХДДЩ ыБЛШСНХОЙ.
юЕФЩТЕ НЕУФБ РБМПНОЙЮЕУФЧБ ВЩМЙ ПВПЪОБЮЕОЩ УБНЙН вХДДПК: ЬФП НЕУФБ, УЧСЪБООЩЕ У ЕЗП ЦЙЪОША, ЗДЕ ПО ТПДЙМУС, ДПУФЙЗ РТПУЧЕФМЕОЙС, ДБМ РЕТЧЩЕ РПХЮЕОЙС, ХЫЕМ Ч РБТЙОЙТЧБОХ. фТБДЙГЙС ПФПЦДЕУФЧМСЕФ ЙИ УППФЧЕФУФЧЕООП У лБРЙМБЧБУФХ (мХНВЙОЙ), вПДИЗБЕК, уБТОБФИПН Й лХЫЙОБЗБТПК.


Ступы в индиич мХНВЙОЙ ВЩМБ РПУФТПЕОБ уФХРБ МПФПУБ ПФГПН вХДДЩ, ЛПТПМЕН уХДДИПДБОПК ЕЭЕ РТЙ ЦЙЪОЙ вХДДЩ. зМБЧОБС ЮБУФШ ЙНЕЕФ ЖПТНХ МПФПУБ Й УЙНЧПМЙЪЙТХЕФ ТПЦДЕОЙЕ вХДДЩ.

ч вПДИЗБС ВЩМБ РПУФТПЕОБ уФХРБ рТПУЧЕФМЕОЙС ЙМЙ УФХРБ РПВЕДЩ ОБД ЧУЕНЙ РТЕРСФУФЧЙСНЙ. еЕ УПЪДБМ дИБТНБ-ЛПТПМШ вЙНВЙУБТБ РПУМЕ рТПУЧЕФМЕОЙС вХДДЩ. уФХРБ рТПУЧЕФМЕОЙС — ЧБЦОЕКЫБС ЖПТНБ ЙЪ ЧУЕИ ЧПУШНЙ. пОБ УЙНЧПМЙЪЙТХЕФ ГЕМШ ВХДДЙКУЛПЗП РХФЙ — ХЪОБЧБОЙЕ УПВУФЧЕООПЗП ХНБ, РПМОПЕ рТПУЧЕФМЕОЙЕ. пОБ СЧМСЕФУС ПДОПЧТЕНЕООП УЙНЧПМПН РТЕПДПМЕОЙС ЧУЕИ РТЕРСФУФЧЙК, ЧУЕИ ЪБЧЕУ.

ч уБТОБФИЕ ВЩМБ РПУФТПЕОБ уФХРБ НХДТПУФЙ, ЙМЙ УФХРБ 16 ЧПТПФ. ьФП РТПЙЪПЫМП Ч ФПН НЕУФЕ, ЗДЕ вХДДБ ДБМ РЕТЧЩЕ РПХЮЕОЙС, П «юЕФЩТЕИ ВМБЗПТПДОЩИ ЙУФЙОБИ».


ч лХЫЙОБЗБТЕ, НЕУФЕ ХИПДБ вХДДЩ, ВЩМБ РПУФТПЕОБ уФХРБ РБТЙОЙТЧБОЩ. зМБЧОБС ЮБУФШ ЙНЕЕФ ЖПТНХ ЛПМПЛПМБ, Й ЬФП УЙНЧПМ УПЧЕТЫЕООПК НХДТПУФЙ вХДДЩ. ьФБ ЖПТНБ УЙНЧПМЙЪЙТХЕФ ЧИПЦДЕОЙЕ Ч РБТЙОЙТЧБОХ.


чРПУМЕДУФЧЙЙ Л ЮЕФЩТЕН НЕУФБН РБМПНОЙЮЕУФЧБ, УЧСЪБООЩН У ЦЙЪОША вХДДЩ ДПВБЧЙМЙУШ ЕЭЕ ЮЕФЩТЕ НЕУФБ, УЧСЪБООЩЕ У ЮХДЕУБНЙ, УПЧЕТЫЕООЩНЙ ЙН, ЬФП: тБДЦЗЙТ, ыТБЧБУФЙ, ыЙОЛБУЙ (уБОЛБУШС), чБКЫБМЙ.

ч тБДЦЗЙТЕ ПО ХУНЙТЙМ ЧЪВЕУЙЧЫЕЗПУС УМПОБ, ЛПФПТПЗП ОБУМБМ ОБ ОЕЗП ДЧПАТПДОЩК ВТБФ дЕЧБДБФФБ, УПЪДБЧБЧЫЙК РТПВМЕНЩ Й ТБЪДПТ Ч УППВЭЕУФЧЕ РТБЛФЙЛХАЭЙИ. ч УЧСЪЙ У РТЙНЙТЕОЙЕН УБОЗИЙ ВЩМБ УППТХЦЕОБ уФХРБ РТЙНЙТЕОЙС, ЙМЙ уФХРБ ЕДЙОУФЧБ. ъДЕУШ ЦЕ РТПИПДЙМ рЕТЧЩК ВХДДЙКУЛЙК УПВПТ РПУМЕ ХИПДБ вХДДЩ Ч РБТЙОЙТЧБОХ, ОБ ЛПФПТПН ВЩМЙ ЪБЖЙЛУЙТПЧБОЩ ФЕЛУФЩ уХФТ Й чЙОБЙ.

ч ыТБЧБУФЙ ВЩМБ РПУФТПЕОБ уФХРБ ЮХДЕУ Ч ПЪОБНЕОПЧБОЙЕ ФПЗП, ЮФП Ч ТПЭЕ дЦЕФБЧБОБ, РПДБТЕООПК вХДДЕ ЛХРГПН бОБФИБРЙОДБЛПК, вХДДБ ПДЕТЦБМ РПВЕДХ ОБД ЫЕУФША ХЮЙФЕМСНЙ — РПУМЕДПЧБФЕМСНЙ ОЕРТБЧЙМШОЩИ ЧЪЗМСДПЧ. пО РТПДЕНПОУФТЙТПЧБМ ДЧПКОПЕ ЮХДП: РПДОСЧЫЙУШ Ч ЧПЪДХИ, ПО ЙУРХУЛБМ ЙЪ УЕВС ПДОПЧТЕНЕООП УФТХЙ ЧПДЩ Й СЪЩЛЙ РМБНЕОЙ, Б ЪБФЕН, УЙДС ОБ МПФПУЕ, СЧЙМ НОПЦЕУФЧП вХДД Ч ОЕВЕ. ьФБ УФХРБ ВЩМБ РПУФТПЕОБ ЮЕМПЧЕЛПН РП ЙНЕОЙ мЙУБВЙ.


ч ыЙОЛБУЙ (уБОЛБУШС) ВЩМБ РПУФТПЕОБ уФХРБ УИПЦДЕОЙС У ОЕВЕУ фХЫЙФБ. ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РТБЛФЙЛПК РТЕДЫЕУФЧХАЭЙИ вХДД, вХДДБ ыБЛШСНХОЙ РПДОСМУС ОБ ОЕВЕУБ фХЫЙФБ, ЗДЕ РТПРПЧЕДПЧБМ бВИЙДИБТНХ УЧПЕК ХНЕТЫЕК НБФЕТЙ, ФТЙДГБФЙ ФТЕН ВПЦЕУФЧБН Й ЙИ УЧЙФЕ, ЪБФЕН РП ЮХДЕУОПК МЕУФОЙГЕ, УПФЧПТЕООПК ДМС ОЕЗП ВПЗБНЙ вТБИНПК Й йОДТПК, УРХУФЙМУС ОБ ЪЕНМА Ч ыЙОЛБУЙ. уИПЦДЕОЙЕ ЙЪ НЙТБ фХЫЙФБ УЙНЧПМЙЪЙТХЕФУС НОПЗЙНЙ УФХРЕОСНЙ ЬФПК УФХРЩ.

ч чБКЫБМЙ ЧПЪОЙЛМБ уФХРБ УПЧЕТЫЕООПК РПВЕДЩ. ъДЕУШ вХДДБ ПУФБОПЧЙМ ЮХНХ, ПРХУФПЫБЧЫХА ЗПТПД, ЮЕН ЪБЧПЕЧБМ ХЧБЦЕОЙЕ Й МАВПЧШ ЦЙФЕМЕК. ч ДТХЗПК ТБЪ, ЛПЗДБ вХДДБ РПУЕФЙМ чБКЫБМЙ, ЗТХРРБ ПВЕЪШСО ЧЩЛПРБМБ ДМС ОЕЗП РТХД Й РТЕДМПЦЙМБ ЕНХ НЕД. ъДЕУШ ОБИПДЙМБУШ НБОЗПЧБС ТПЭБ, РПДБТЕООБС вХДДЕ ЛХТФЙЪБОЛПК бНТБРБМЙ, Ч ЬФПК ТПЭЕ ПО ПВЯСЧЙМ УЧПЙН ХЮЕОЙЛБН П УЛПТПН ХИПДЕ Й РП ЙИ РТПУШВЕ, РТПДМЙМ УЧПА ЦЙЪОШ ОБ 3 НЕУСГБ, РПВЕДЙЧ ФЕН УБНЩН ЧТЕНС Й УНЕТФШ.

ьФЙ НЕУФБ РБМПНОЙЮЕУФЧБ Й УФХРЩ, ЧПЪОЙЛЫЙЕ Ч ОЙИ, МЙЫШ ЮБУФЙЮОП РЕТЕУЕЛБАФУС У ЧЕМЙЛЙНЙ ТЕМЙЛЧБТОЩНЙ УФХРБНЙ, ПРЙУБООЩНЙ Ч нБИБРБТЙОЙТЧБОБ УХФТЕ. уХЭЕУФЧХАФ ТБЪОЩЕ УРЙУЛЙ УХФТЙЮЕУЛЙИ УФХР, РПУЧСЭЕООЩИ ЦЙЪОЙ вХДДЩ, УПИТБОЙЧЫЙЕУС Ч ФЙВЕФУЛЙИ ЙУФПЮОЙЛБИ, Й ХЛБЪЩЧБАФУС ТБЪМЙЮОЩЕ НЕУФБ ЙИ ТБУРПМПЦЕОЙС.
ПТЕЕ ЧУЕЗП, УРЙУЛЙ ПУОПЧЩЧБАФУС ОБ ХУФОПК ФТБДЙГЙЙ, Й УЧСЪБОЩ У ПВЩЮБЕН УПЧЕТЫЕОЙС РБМПНОЙЮЕУФЧ Л РБНСФОЩН НЕУФБН, ЗДЕ Ч ТБЪОПЕ ЧТЕНС ВЩМП РПУФТПЕОП НОПЦЕУФЧП ТБЪМЙЮОЩИ УФХР. оБРТЙНЕТ, УЕЗПДОС Ч уБТОБФИЕ УПИТБОЙМЙУШ ТХЙОЩ ОЕУЛПМШЛЙИ УФХР, Й ХЮЕОЩЕ ОЕ НПЗХФ ФПЮОП УЛБЪБФШ, ЛБЛБС ЙЪ ДЧХИ — дИБТНБТБДЦЙЛБ ЙМЙ дИБНЕЛИ, ВЩМБ РПУФТПЕОБ ОБ НЕУФЕ, ЗДЕ вХДДБ ДБМ УЧПЙ РЕТЧЩЕ РПХЮЕОЙС. нПЦОП РТЕДРПМПЦЙФШ, ЮФП РПОСФЙЕ «чПУШНЙ УФХР фБФИБЗБФЩ» ПФТБЦБЕФ ОЕ ЙУФПТЙЮЕУЛЙК ЖБЛФ УХЭЕУФЧПЧБОЙС
ЛБЛЙИ-ФП ЛПОЛТЕФОЩИ УФХР, Б МЙЫШ РПЪЧПМСЕФ УППФОЕУФЙ ОБЙВПМЕЕ ЪОБЮЙНЩЕ УПВЩФЙС ЦЙЪОЙ вХДДЩ У НЕУФБНЙ, ЗДЕ ТБУРПМБЗБМПУШ НОПЦЕУФЧП ВХДДЙКУЛЙИ РБНСФОЙЛПЧ. ч ТЕЪХМШФБФЕ ЬФПЗП Ч ФЙВЕФУЛПК ФТБДЙГЙЙ ХФЧЕТДЙМБУШ ЗТХРРБ ЙЪ «чПУШНЙ УХФТЙЮЕУЛЙИ УФХР», ПФМЙЮБАЭЙИУС ДТХЗ ПФ ДТХЗБ ПРТЕДЕМЕООЩНЙ БТИЙФЕЛФХТОЩНЙ ДЕФБМСНЙ.

ьФЙ НЕУФБ РБМПНОЙЮЕУФЧБ, ФБЛЦЕ ЛБЛ Й ЧЕМЙЛЙЕ ТЕМЙЛЧБТОЩЕ УФХРЩ, ТБУРПМПЦЕОЩ Ч уЕЧЕТОПК йОДЙЙ, ЗДЕ ЦЙМ Й ХЮЙМ вХДДБ ыБЛШСНХОЙ. рБМПНОЙЮЕУФЧБ Ч ЬФЙ ЗПТПДБ РТЙПВТЕМЙ ПВЭЕУФЧЕООПЕ ЪОБЮЕОЙЕ РПУМЕ ФПЗП, ЛБЛ ЙИ РПУЕФЙМ ЙНРЕТБФПТ бЫПЛБ Ч III ЧЕЛЕ ДП О.
рПЪДОЕЕ ЙНРЕТБФПТ бЫПЛБ ЧПЪЧЕМ НОПЦЕУФЧП УФХР РП ЧУЕК йОДЙЙ. уБНЩЕ ДТЕЧОЙЕ ЙЪ УПИТБОЙЧЫЙИУС ДП ОБЫЙИ ДОЕК НПОХНЕОФПЧ ОБИПДСФУС Ч уБОЮЙ Й вИБТХФ Ч йОДЙЙ, Б ФБЛЦЕ Ч рБФБОЕ Ч оЕРБМЕ. уФХРЩ УФТПЙМЙУШ Ч зБОДИБТЕ (ФЕТТЙФПТЙС ОЩОЕЫОЙИ рБЛЙУФБОБ Й бЖЗБОЙУФБОБ), Ч гЕОФТБМШОПК Й уЕЧЕТОПК, ъБРБДОПК Й чПУФПЮОПК йОДЙЙ. йИ ЖПТНЩ РПУФЕРЕООП ЧЙДПЙЪНЕОСМЙУШ.

тБЪМЙЮОЩЕ ЖПТНЩ Й ЧЙДЩ УФХР.

Ступы в индииу ТБУРТПУФТБОЕОЙЕН вХДДЙЪНБ ЙЪ йОДЙЙ (Ч ПУОПЧОПН ЮЕТЕЪ ФПТЗПЧЩЕ РХФЙ, РТПМЕЗБЧЫЙЕ ЧДПМШ ыЕМЛПЧПЗП РХФЙ) УФХРЩ УФБМЙ УППТХЦБФШУС ЪБ ЕЕ РТЕДЕМБНЙ. оБ ыТЙ-мБОЛЕ, Ч оЕРБМЕ, вХФБОЕ, вЙТНЕ, лБНВПДЦЕ, мБПУЕ, чШЕФОБНЕ, йОДПОЕЪЙЙ Й фБЙМБОДЕ ВЩМЙ РПУФТПЕОЩ ЧЕМЙЛПМЕРОЩЕ УФХРЩ ТБЪМЙЮОЩИ ЖПТН. уФХРЩ ФБЛЦЕ РТПОЙЛМЙ Ч лЙФБК, лПТЕА Й сРПОЙА, фЙВЕФ, нПОЗПМЙА, вХТСФЙА, фХЧХ, лБМНЩЛЙА. юБУФП, РТЙИПДС Ч ОПЧХА ЮБУФШ бЪЙЙ, УФХРЩ РТЙОЙНБМЙ ОЕУЛПМШЛП ЙОХА ЖПТНХ ЙМЙ Й ПВТЕФБМЙ УЧПЙ ПУПВЩЕ БТИЙФЕЛФХТОЩЕ ЮЕТФЩ. ьФП ВЩМП УЧСЪБОП У ЖПТНПК ВХДДЙЪНБ, РТБЛФЙЛПЧБЧЫЕЗПУС Ч ДБООПК НЕУФОПУФЙ, Б ФБЛЦЕ У ОБГЙПОБМШОЩНЙ БТИЙФЕЛФХТОЩНЙ УФЙМСНЙ.


ч фЙВЕФЕ УПВМАДБМЙУШ УФТПЗЙЕ, ДЕФБМШОП ТБЪТБВПФБООЩЕ БТИЙФЕЛФХТОЩЕ ЛБОПОЩ ДМС ЧПУШНЙ УХФТЙЮЕУЛЙИ УФХР, ОБЙВПМШЫЕЕ ЧОЙНБОЙЕ ХДЕМСМПУШ ЧОХФТЕООЕНХ ОБРПМОЕОЙА УФХР. фЙВЕФУЛЙЕ ХЮЕОЩЕ, ПРЙТБСУШ ОБ ДТЕЧОЙЕ ЙОДЙКУЛЙЕ ФЕЛУФЩ, РЙУШНЕООП ЪБЖЙЛУЙТПЧБМЙ ЮЕФЛЙЕ РТПРПТГЙЙ Й ЖПТНХ ФЙВЕФУЛЙИ УФХР. ьФЙИ УФБОДБТФПЧ ПОЙ РТЙДЕТЦЙЧБАФУС Й УЕЗПДОС, УЮЙФБЕФУС, ЮФП ПОЙ ЙУИПДСФ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ПФ вХДДЩ. йНЕООП ФБЛЙЕ УПЧЕТЫЕООЩЕ УФХРЩ УФТПСФУС УЕКЮБУ Ч ЪБРБДОПК ЮБУФЙ НЙТБ.

пУПВПЕ НЕУФП УТЕДЙ ФЙВЕФУЛЙИ УФХР ЪБОЙНБЕФ УФХРБ лБМБЮБЛТЩ. пОБ ПФОПУЙФУС ОЕ Л УХФТЕ, Б ФБОФТЕ. чРЕТЧЩЕ ПОБ ВЩМБ РПУФТПЕОБ ЛПТПМЕН бЫПЛПК Ч бНБТБЧБФЙ (дИБОШСЛБФБЛБН), йОДЙС. ч чБДЦТБСОУЛЙИ ЙУФПЮОЙЛБИ ЗПЧПТЙФУС, ЮФП Ч ЬФПН НЕУФЕ вХДДБ ДБМ РПХЮЕОЙС Й РТПЧЕМ ГЕТЕНПОЙА лБМБЮБЛТЩ. вХДДЙКУЛЙК НПОБИ фБТБОБФБ РЙУБМ: «ч РПМОПМХОЙЕ НЕУСГБ юБКФТБ Ч ЗПД, УМЕДХАЭЙК ЪБ ЕЗП РТПУЧЕФМЕОЙЕН, Х чЕМЙЛПК УФХРЩ дИБОШСЛБФБЛБ вХДДБ РТПСЧЙМ НБОДБМХ „вМЙУФБФЕМШОЩИ мХООЩИ дЧПТГПЧ“ (лБМБЮБЛТЩ)». рПУЛПМШЛХ фБОФТБ лБМБЮБЛТЩ УФБМБ ПЮЕОШ РПРХМСТОБ УТЕДЙ ФЙВЕФГЕЧ, Ч фЙВЕФЕ ВЩМП РПУФТПЕОП ОЕУЛПМШЛП ФБЛЙИ УФХР, ЙИ ЖПТНЩ Й РТПРПТГЙЙ ФБЛЦЕ ЮЕФЛП ТЕЗМБНЕОФЙТПЧБОЩ. ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЙЪЧЕУФОП П УХЭЕУФЧПЧБОЙЙ РТЙНЕТОП ДЕУСФЙ УФХР лБМБЮБЛТЩ Ч НЙТЕ, ОЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ОЙИ ОБИПДСФУС ОБ ъБРБДЕ.

Ступы в индиич лЙФБЕ ТПМШ УФХР ЧЩРПМОСМЙ РПУФТПКЛЙ ПУПВЕООПК ЖПТНЩ — РБЗПДЩ, РПУМХЦЙЧЫЙЕ ПВТБЪГПН ДМС ВХДДЙКУЛЙИ УППТХЦЕОЙК ЧП чШЕФОБНЕ, лПТЕЕ Й сРПОЙЙ. лЙФБКУЛЙЕ РБЗПДЩ ОЕ ФПЮОП РТЙДЕТЦЙЧБМЙУШ ФЙВЕФУЛЙИ ЛБОПОПЧ УФХР Й ВПМШЫЕ ПТЙЕОФЙТПЧБМЙУШ ОБ ЧОЕЫОЙЕ ХЛТБЫЕОЙС Й ГЧЕФБ. чПЪЧЕДЕООЩЕ ОБ ЧЕТЫЙОБИ ЗПТ Й ОБ ВЕТЕЗБИ ТЕЛ ВХДДЙКУЛЙЕ РБЗПДЩ ОЕ ФПМШЛП УЙНЧПМЙЪЙТПЧБМЙ ХЮЕОЙЕ вХДДЩ, ОП Й УФБОПЧЙМЙУШ ХЛТБЫЕОЙЕН ПЛТХЦБАЭЕЗП МБОДЫБЖФБ, УМХЦЙМЙ ПВЯЕЛФБНЙ УПЪЕТГБОЙС. зБТНПОЙЮОП УПЮЕФБСУШ У ПЛТХЦБАЭЙНЙ ЙИ ЗПТБНЙ Й ТЕЛБНЙ, ПОЙ ПВТБЪПЧЩЧБМЙ ЕДЙОЩК РТЙТПДОП-ТХЛПФЧПТОЩК РЕКЪБЦ. иПТПЫЙН РТЙНЕТПН ФПНХ УМХЦЙФ ЪОБНЕОЙФБС РБЗПДБ мЬКЖЬОФБ Ч иБОЮЦПХ (РТПЧЙОГЙС юЦЬГЪСО), ЧПЪЧЕДЕООБС ОБ ЧЕТЫЙОЕ ИПМНБ оБОШРЙОЫБОШ, ОБ ВЕТЕЗХ ПЪЕТБ уЙИХ. рПУФТПКЛБ ПФОПУЙФУС Л ФЙРХ «РБЗПДЩ Ч ЖПТНЕ ФЕТЕНБ». еЕ УФБТЙООПЕ ПРЙУБОЙЕ ЪЧХЮЙФ ЛБЛ: «ЧЩУПЛБС РБЗПДБ ЧПЪЧЩЫБЕФУС СТХУ ЪБ СТХУПН, РБЗПДБ Ч ФЩУСЮХ ЮЙ УФПЙФ ОБ РМПУЛПК ЧЕТЫЙОЕ».

ч фБЙМБОДЕ, вЙТНЕ Й ДТХЗЙИ УФТБОБИ аЗП-ЧПУФПЮОПК бЪЙЙ, ЗДЕ ТБУРТПУФТБОЕО ВХДДЙЪН фИЕТБЧБДЩ, УФХРЩ РПМХЮЙМЙ ТБУРТПУФТБОЕОЙЕ Ч УПЧНЕЭЕООПН ЧЙДЕ: ИТБНБ — РБЗПДЩ. ч ОЕЛПФПТЩИ УФТБОБИ ВХДДЙЪНБ фИЕТБЧБДЩ РПОСФЙС РБЗПДЩ Й УФХРЩ ПЪОБЮБАФ ИТБН, Ч ДТХЗЙИ РБЗПДЩ Й УФХРЩ ПФМЙЮБАФ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ. пВЩЮОП ЖПТНЩ ФБКУЛЙИ Й ВЙТНБОУЛЙИ УФХР — ЛПОХУППВТБЪОЩЕ, У ВПМЕЕ УЛПЫЕООЩНЙ ХЗМБНЙ. юБУФП ЙИ ЛТБУСФ Ч ЪПМПФП ЙМЙ ХЛТБЫБАФ ВМЕУФСЭЕК РМЙФЛПК. пДОПК ЙЪ УБНЩИ ЙЪЧЕУФОЩИ РБ́ЗПД ФБЛПЗП ФЙРБ СЧМСЕФУС ыЧЕДБЗПО — 98-НЕФТПЧБС РПЪПМПЮЕООБС УФХРБ Ч сОЗПОЕ, нШСОНБ. уБНБС РПЮЙФБЕНБС Ч вЙТНЕ РБЗПДБ РП РТЕДБОЙА УПДЕТЦЙФ ТЕМЙЛЧЙЙ ЮЕФЩТЕИ вХДД: РПУПИ лТБЛХЮЮИБОДИЙ, ЧПДСОПК ЖЙМШФТ лБОБЛБНХОЙ, ЮБУФШ ФХОЙЛЙ лБЫШСРЩ Й ЧПУЕНШ ЧПМПУ ыБЛШСНХОЙ.

уБНЩЕ ЙЪЧЕУФОЩЕ УФХРЩ Ч оЕРБМЕ — вПДОБФИ Й уЧБСНВИХ. пВЕ ПОЙ ТБУРПМПЦЕОЩ Ч лБФНБОДХ Й РП БТИЙФЕЛФХТЕ ПОЙ ПФМЙЮБАФУС ПФ ФЙВЕФУЛЙИ УФХР. иПФС ЧЕТИОСС ЮБУФШ УФХРЩ вПДОБФИ ФБЛЦЕ УПУФПЙФ ЙЪ ЛПМЕГ (Ч ДБООПН УМХЮБЕ ЛЧБДТБФОЩИ Ч УЕЮЕОЙЙ) Й ЪПОФБ, ОЙЦОСС ЮБУФШ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ФЙВЕФУЛХА НБОДБМХ Ч ОЕУЛПМШЛП УФХРЕОЕК. уПЗМБУОП ФЙВЕФУЛПК МЕЗЕОДЕ УФХРБ вПДОБФИ ВЩМБ РПУФТПЕОБ ЧП ЧТЕНЕОБ ФТЕФШЕЗП вХДДЩ лБЫШСРЩ РФЙЮОЙГЕК ыБНЧБТПК Й ЕЕ ЮЕФЩТШНС УЩОПЧШСНЙ, ОЕРБМШУЛЙЕ ЙУФПЮОЙЛЙ ЗПЧПТСФ П ФПН, ЮФП ПОБ ВЩМБ РПУФТПЕОБ Ч 6-Н, 7-Н ЧЕЛБИ ОБЫЕК ЬТЩ. фБЛЦЕ ФЙВЕФУЛПЗП дИБТНБ-ЛПТПМС фТЙУПО дЕГЕОБ ЮБУФП УЧСЪЩЧБАФ УП УФТПЙФЕМШУФЧПН ЬФПК УФХРЩ. уФХРБ уЧБСНВИХ ТБУРПМПЦЕОБ ОБ ИПМНЕ Ч ДПМЙОЕ лБФНБОДХ. рП МЕЗЕОДЕ ОБ ЛПЗДБ-ФП ОБ ЬФПН ИПМНЕ ЙЪ МПФПУБ УБНПРТПЙЪЧПМШОП ЧПЪОЙЛМБ ИТХУФБМШОБС УФХРБ РПУМЕ ФПЗП, ЛБЛ вХДДБ нБОЦХЫТЙ РТПТХВЙМ НЕЮПН УЛБМЩ, ХДЕТЦЙЧБАЭЙЕ ЧПДХ Ч ПЪЕТЕ, ЛПФПТЩН ВЩМБ РТЕЦДЕ ДПМЙОБ лБФНБОДХ. рПЪЦЕ ОБ ЬФПН НЕУФЕ ВЩМБ РПУФТПЕОБ УФХРБ. рП ДТХЗЙН ЙУФПЮОЙЛБН, ЛПТПМШ бЫПЛБ РПУЕФЙМ ЬФП НЕУФП Ч 3-Н ЧЕЛЕ ДП О. Ь. Й РПУФТПЙМ ЪДЕУШ ИТБН, Б УФХРБ Ч ВПМЕЕ-НЕОЕЕ УПЧТЕНЕООПН ЧЙДЕ ВЩМБ РПУФТПЕОБ Ч ОБЮБМЕ 5-ЗП ЧЕЛБ ОБЫЕК ЬТЩ. у ФЕИ РПТ — ЬФП ПДОП ЙЪ УБНЩИ РПЮЙФБЕНЩИ ВХДДЙУФБНЙ Й ЙОДХЙУФБНЙ НЕУФ Ч зЙНБМБСИ. фТБДЙГЙПООП ОБ УФХРБИ, РПУФТПЕООЩИ Ч ОЕРБМШУЛПН УФЙМЕ, ОБ ЛЧБДТБФОПК ЮБУФЙ РПД ФТЙОБДГБФША ЛПМШГБНЙ, ЙЪПВТБЦБАФУС ЗМБЪБ вХДДЩ. ч ГЕМПН, УЙНЧПМЙЛБ ЖПТНЩ УФХРЩ УППФОПУЙФУС У ФЕМПН вХДДЩ Ч РПЪЙГЙЙ НЕДЙФБГЙЙ: ПУОПЧБОЙЕ УФХРЩ — УЛТЕЭЕООЩЕ ОПЗЙ; РПМХУЖЕТЙЮЕУЛБС ЮБУФШ — ФПТУ; ТЕМЙЛЧБТЙК ОБД ОЕК — ЗПМПЧБ; ЫРЙМШ — ХЫОЙЫБ; МХОБ, УПМОГЕ, ВЙОДХ — ФТПКОПЕ ХЛТБЫЕОЙЕ РТЙЮЕУЛЙ вХДДЩ. лБЛ ТБЪ ЗМБЪБ РТЙИПДСФУС ОБ ХТПЧЕОШ РПД ЫРЙМЕН У ЛПМШГБНЙ. ьФЙ ЧУЕЧЙДСЭЙЕ ЗМБЪБ, УНПФТСЭЙЕ ОБ ЮЕФЩТЕ УФПТПОЩ УЧЕФБ, ИБТБЛФЕТЙЪХАФ УПУФПСОЙЕ вХДДЩ, ИБТБЛФЕТЙЪХЕНПЕ ЧУЕЧЕДЕОЙЕН, ЮФП Й УЙНЧПМЙЪЙТХЕФУС Ч ПВМЙЛЕ УФХРЩ.

Ступы в индиич фЙВЕФЕ, вХФБОЕ Й ОЕЛПФПТЩИ ДТХЗЙИ НЕУФБИ РПМХЮЙМЙ ТБУРТПУФТБОЕОЙЕ ФБЛЦЕ «ХРТПЭЕООЩЕ» УФХРЩ, Ч БТИЙФЕЛФХТЕ ЛПФПТЩИ ОЕ ЧЙДОП ЮЕФЛЙИ РТПРПТГЙК Й ЧУЕИ ЬМЕНЕОФПЧ ЧПУШНЙ ФТБДЙГЙПООЩИ УФХР. ьФЙ УФХРЩ ВПМШЫЕ РПИПДСФ ОБ ОЕВПМШЫЙЕ ДПНЙЛЙ ВЕЪ ДЧЕТЙ, ОБ ЛТЩЫЕ ЛПФПТЩИ ТБУРПМПЦЕО ЕЭЕ ПДЙО «ДПНЙЛ» У вХДДБ-БУРЕЛФПН. йОПЗДБ УЧЕТИХ ДПВБЧМСЕФУС ФТБДЙГЙПООЩК ЫРЙМШ У ФТЙОБДГБФША ЛПМШГБНЙ.

нЕНПТЙБМШОЩЕ УФХРЩ.

лТПНЕ ФПЗП, У ТБЪЧЙФЙЕН ВХДДЙЪНБ, ЧПЪОЙЛМБ ПУПВБС ЛБФЕЗПТЙС УФХР — НЕНПТЙБМШОЩЕ. йИ ЧПЪЧПДСФ Ч ЮЕУФШ РБНСФОЩИ УПВЩФЙК ВХДДЙКУЛПК ЙУФПТЙЙ, ПОЙ НПЗХФ ВЩФШ УЧСЪБОЩ У РТПЫМЩНЙ ТПЦДЕОЙСНЙ вХДДЩ, ПРЙУБООЩНЙ Ч ДЦБФБЛБИ, У ЕЗП РПУМЕДОЙН ТПЦДЕОЙЕН ОБ ЪЕНМЕ, У ЦЙЪОША РПУМЕДХАЭЙИ ВХДДЙКУЛЙИ ХЮЙФЕМЕК, У ЧБЦОЩНЙ ЧЕИБНЙ ЙУФПТЙЙ УБОЗИЙ. оБРТЙНЕТ, НЕНПТЙБМШОЩК ЮПТФЕО (УФХРБ) Ч фИЙНРИХ, УФПМЙГЕ вХФБОБ, ВЩМ РПУФТПЕО Ч 1974 ЗПДХ Ч РБНСФШ П фТЕФШЕН ЛПТПМЕ вХФБОБ дЦЙЗНЕ дПТДЦЙ чБОЗЮХЛЕ (1928–1972). ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ДТХЗЙИ УФХР, ЪДЕУШ ОЕ УПДЕТЦЙФУС ПУФБОЛПЧ ЛПТПМС, Ч ОЕН РПНЕЭЕОБ ФПМШЛП ЖПФПЗТБЖЙС ХЫЕДЫЕЗП ЛПТПМС Ч ГЕТЕНПОЙБМШОПК ПДЕЦДЕ Ч ЪБМЕ ОБ РЕТЧПН ЬФБЦЕ. уФТПЙФЕМШУФЧП ЬФПЗП ЮПТФЕОБ УППФЧЕФУФЧХЕФ ЧПМЕ ЛПТПМС, РПЦЕМБЧЫЕЗП РПУФТПЙФШ РТПУФТБОУФЧЕООПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ ХНБ вХДДЩ. уЮЙФБЕФУС ЮФП фТЕФЙК ЛПТПМШ вХФБОБ ПВМБДБМ ПУПВПК УЧСФПУФША Й ЮХДЕУОЩНЙ УЧПКУФЧБНЙ, РПЬФПНХ УФХРБ ПЮЕОШ РПРХМСТОБ Х РБМПНОЙЛПЧ.

ч 17 ЛН Л АЗХ ПФ рОПНРЕОС Ч лБНВПДЦЕ, ТБУРПМПЦЕО ПДЙО ЙЪ ХЮБУФЛПЧ, ЙЪЧЕУФОЩИ ЛБЛ рПМС УНЕТФЙ, ЗДЕ ТЕЦЙН лТБУОЩИ лИНЕТПЧ НЕЦДХ 1975 Й 1979 ЗПДБНЙ ЛБЪОЙМ РТЙВМЙЪЙФЕМШОП 17 000 ЮЕМПЧЕЛ. ч ВТБФУЛЙИ НПЗЙМБИ ВЩМП ОБКДЕОП 8 895 ФЕМ, УТБЪХ РПУМЕ РБДЕОЙС ТЕЦЙНБ лТБУОЩИ лИНЕТПЧ. уЕЗПДОС, юПЕОЗ ьЛ — НЕНПТЙБМ У ВХДДЙУФУЛПК НЕНПТЙБМШОПК УФХРПК. уФХРБ ЙНЕЕФ РТПЪТБЮОЩЕ УФЕОЩ, ЧОХФТЙ ПОБ ЪБРПМОЕОБ ВПМЕЕ ЮЕН РСФША ФЩУСЮБНЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙИ ЮЕТЕРПЧ — ЦЕТФЧ ТЕЦЙНБ рПМ рПФБ.

уФТПЗП ТБЪЗТБОЙЮЙФШ ЧЙДЩ УФХР ОЕЧПЪНПЦОП. тЕМЙЛЧБТОБС УФХРБ НПЦЕФ ПДОПЧТЕНЕООП ВЩФШ НЕНПТЙБМШОПК, УПЗМБУОП ФТБДЙГЙЙ, МАВБС ЙЪ ЧЩЫЕРЕТЕЮЙУМЕООЩИ УФХР НПЦЕФ ВЩФШ ЧПЪЧЕДЕОБ, Ч ЛБЮЕУФЧЕ РПДОПЫЕОЙС ФПНХ ЙМЙ ЙОПНХ вХДДБ-БУРЕЛФХ. фП, ЮФП ПВЩЮОП ОБЪЩЧБАФ ЧЙДБНЙ УФХР, УЛПТЕЕ УМЕДХЕФ ОБЪЧБФШ ЖХОЛГЙСНЙ: УФХРБ НПЦЕФ УМХЦЙФШ ТЕМЙЛЧБТЙЕН, НЕНПТЙБМПН, НПЦЕФ ВЩФШ ЧПЪЧЕДЕОБ Ч ЛБЮЕУФЧЕ РПДОПЫЕОЙС, ПВЯЕЛФПН РПЮЙФБОЙС Й, ПДОПЧТЕНЕООП, УЙНЧПМПН ВХДДЙЪНБ.

уФХРЩ УЕЗПДОС.

Ступы в индииу ТБУРТПУФТБОЕОЙЕН ВХДДЙЪНБ ЪБ РТЕДЕМЩ бЪЙЙ, ЪБРБДОЩЕ ХЮЕОЙЛЙ УФБМЙ УФТПЙФШ Ч УЧПЙИ ЗПТПДБИ Й УФХРЩ, ЛБЛ ПВЯЕЛФЩ ДМС «ОБЛПРМЕОЙС ЪБУМХЗЙ». рПУЛПМШЛХ Ч ЪБРБДОПН НЙТЕ Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ РПМХЮЙМ ТБУРТПУФТБОЕОЙЕ ФЙВЕФУЛЙК ВХДДЙЪН, ВПМШЫЙОУФЧП УФХР РПУФТПЕОЩ Ч ФТБДЙГЙПООПН ФЙВЕФУЛПН УФЙМЕ, ЪБЮБУФХА У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН УПЧТЕНЕООЩИ ФЕИОПМПЗЙК. лПОЕЮОП ЦЕ, ВХДДЙУФЩ ЙЪ фБЙМБОДБ, чШЕФОБНБ, УФТПСФ ФТБДЙГЙПООЩЕ РБЗПДЩ, Б НБУФЕТБ ЙЪ оЕРБМБ — УФХРЩ Ч ФТБДЙГЙПООПН ОЕРБМШУЛПН УФЙМЕ. оБРТЙНЕТ, Ч 2005 ОБ ПУФТПЧЕ пЗПК ОБ вБКЛБМЕ РПД ТХЛПЧПДУФЧПН мБНЩ тБОТЙЗ дПТДЦЕ тЙОРПЮЕ ЙЪ оЕРБМБ, ВЩМБ РПУФТПЕОБ УФХРБ Ч ОЕРБМШУЛПН УФЙМЕ, ОБРПНЙОБАЭБС УФХРХ вПДОБФИ Ч ХНЕОШЫЕООПН ЧЙДЕ.

фБЛПЕ НОПЗППВТБЪЙЕ УФХР, ЙИ ЖПТН Й ОБЪОБЮЕОЙК ОЕ ДПМЦОП ОБУ УНХЭБФШ. йИ ЧОЕЫОЙК ЧЙД У ПДОПК УФПТПОЩ, ПФТБЦБЕФ ВХДДЙКУЛПЕ ХЮЕОЙЕ, РТБЛФЙЛХЕНПЕ Ч ДБООПК НЕУФОПУФЙ, У ДТХЗПК, Ч ОЕН ОБЫМЙ УЧПЕ ЧПРМПЭЕОЙЕ НЕУФОЩК ЛПМПТЙФ Й БТИЙФЕЛФХТОЩЕ РТЙУФТБУФЙС. нОПЗППВТБЪЙЕ ВХДДЙКУЛЙИ ЫЛПМ Й ОБРТБЧМЕОЙК ОБЫМП УЧПЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ ЧП ЧОЕЫОЕН ПВМЙЛЕ УФХР, РБЗПД, УХВХТЗБОПЧ Й ЮПТФЕОПЧ. уХФШ ЙИ ПУФБЕФУС УЕЗПДОС РТЙНЕТОП ПДОПК: ОБ УЙНЧПМЙЮЕУЛПН ХТПЧОЕ РПЛБЪЩЧБФШ РТБЛФЙЛХАЭЙН РХФШ Л ПУЧПВПЦДЕОЙА Й РТПУЧЕФМЕОЙА, РПЪЧПМСФШ ЙН ДЕМБФШ РПДОПЫЕОЙС, РПНПЗБФШ ПЮЙЭБФШУС ПФ ОЕЗБФЙЧОЩИ ЧРЕЮБФМЕОЙК, ХЧЕМЙЮЙЧБС РПЪЙФЙЧОЩЕ, ЧЪТБЭЙЧБС ЪБУМХЗХ Й НХДТПУФШ. чУЈ ЬФП — РТЕДРПУЩМЛЙ ДМС ДПУФЙЦЕОЙС ЧЩУПЮБКЫЕЗП рТПУЧЕФМЕОЙС.

 

йУФПЮОЙЛ: http://stupaman.livejournal.com/

 тБУУЩМЛБ'вХДДЙЪН УЕЗПДОС'

рТЙ РЕТЕРЕЮБФЛЕ ДБООПЗП НБФЕТЙБМБ УУЩМЛБ ОБ ТБУУЩМЛХ "вХДДЙЪН УЕЗПДОС" Й РПТФБМ вХДДЙЪН.ТХ ПВСЪБФЕМШОБ.

рПЦБМХКУФБ, РПНПЗЙФЕ ОБН УДЕМБФШ ТБУУЩМЛХ МХЮЫЕ — ЪБРПМОЙФЕ ЬФХ БОЛЕФХ. чБЫЕ НОЕОЙЕ ДМС ОБУ ПЮЕОШ ЧБЦОП.

лОЙЗЙ Й ЦХТОБМЩ П ВХДДЙЪНЕ ЧЩ НПЦЕФЕ РТЙПВТЕУФЙ Ч ЙОФЕТОЕФ-НБЗБЪЙОЕ http://www.dharma-shop.ru/
йОЖПТНБГЙПООЩК РБТФОЕТ ТБУУЩМЛЙ — ФХТЙУФЙЮЕУЛБС ЛПНРБОЙС White Umbrellahttp://www.white-umbrella.ru/
тЕДБЛГЙС ТБУУЩМЛЙ: [email protected]

 

Источник: subscribe.ru

Индийские ступы
Эти впечатляющие постройки появились на территории Индии, где они существовали еще до времен Будды. Тогда они служили надгробными памятниками властелинам мира и великим королям Древней Индии (чакравартинам), и свое начало взяли от простых надгробных холмов.
Согласно древним буддийским писаниям (Махапаринирванасутра) Будда сам распорядился, чтобы его ученик Ананда построил ступу над его останками. Таким образом, Будда перенял уже существующую традицию, но придал ступе абсолютно новое значение, а именно основу для подарков (Сутра взаимозависимого возникновения). В этом случае подразумеваются подарки, которые практикующие косвенно подносят Будде, потому что ступа кроме всего прочего символизирует ум Будды. Так можно накапливать позитивные впечатления, которые приведут к окончательному счастью, то есть Просветлению. (Ступа по-тибетски называется чортен, что в переводе означает: «основа для подарков»).
Когда в 478 г. до н.э. Будда умер и вернулся в необусловленное состояние, вначале его ученики начали ссориться между собой. Каждый представитель тогдашних королевств хотел взять к себе домой останки Будды. В итоге они нашли решение, и желанные реликвии были разделены между всеми восемью королевствами, в которых для этого построили по ступе. Согласно легенде (Махавамса: хроника традиции Тхеравада) эти реликвии были распределены императором Ашокой Маурья (годы правления около 265–239 до н.э.) между многочисленными ступами в его империи. В целом Ашока построил 84 000 ступ. Это количество не стоит понимать буквально, но это показывает, что Ашока, как важный меценат буддизма построил невероятно огромное количество ступ.
Первые восемь буддийских ступ с реликвиями Будды археологам и индологам всё еще не удалось идентифицировать. В отличие от них, удалось обнаружить некоторые доказательства существованию ступ Ашоки, хотя исследования далеко еще не закончены. Китайские паломники Фа Хьен и Хуан Цанг, которые путешествовали по Индии в начале V или во второй половине VII столетия, в своих путевых заметках рассказывают о том, что на территории Индии видели ступы и их руины времен Ашоки. Поскольку ступы редко просто сносили, а часто расширяли в размерах или в убранстве, то можно предположить, что многие индийские ступы корнями восходят к Ашоке. Среди прочего так называемые «Эдикты Ашоки», которые наносили во всём королевстве в виде надписей на свободно стоящие колонны, скалы и стены пещер, используются как доказательство того, что происхождение неопознанных ступ относится к временам Ашоки.
Центральная Индия
Самые древние ступы из частично сохранившихся ступ, историю возникновения которых связывают с Ашокой, находятся в Санчи и Бхархут в Индии, а также в Патане в Непале. Ступа в Санчи — диаметром 36 м и высотой 15 м.

                                                   Ступы в индии

Предшествующая ей постройка восходит непосредственно к Ашоке (III в. до н.э.). Эта постройка служит идеальным образцом ранних буддийских ступ.

                   Ступы в индии

Древняя индийская ступа состоит из следующих частей:
• одно- или многоступенчатая, часто круглая основа (medhī);
• большой полушар (anda);
• маленькая квадратная надстройка на нём (harmikā), окруженная забором;
• в центре постройки находится столб (yasti), который закреплен глубоко в куполе или еще глубже в земле, вместе с почетными зонтами он образует тонкую коническую верхушку;
• верхушка увенчана вазой (kalasa) или драгоценностью (mani);
• ступа часто окружена своего рода забором (vedikā), который изначально изготавливался из дерева, а позже из камня. Этот забор часто украшали бесчисленными рельефами, которые изображали, например, истории из жизни Будды;
• ворота (toranas) в четырех направлениях света также могли быть богато украшены.
Во многих древних индийских ступах были найдены сосуды с реликвиями, которые в большинстве случаев были расположены вдоль центральной оси. Предполагается, что эти монументы изначально были оштукатурены белым цветом или разрисованы цветными красками. Вероятно, они были также частично украшены узорами, изготовленными из гипса.
Эта архаическая форма постройки исторически считается истоком всех ступ во всём мире! Но в разных регионах Азии ступы развивались по-разному.
Ступы пещерных храмов на Западе Индии
Следующая ступень развития в рамках истории строительства ступ происходила во II–I в. до н.э. в пещерных храмах на Западе Индии (например, Bedsā, Bhāhjā). Приземистая основа ступы, существовавшая до этого, вертикально удлинилась, в результате чего была поднята ее основа. Купол покоился на цилиндрообразном конструктивном элементе, благодаря чему уменьшились его пропорции по сравнению с основой. Довольно ранним примером такой архитектуры пещерного храма является монастырский комплекс в Бхае, с типичным для этого храма залом Чайтья — большим залом со ступой в центре, которая датируется II в. до н.э.

                     Ступы в индии

Эта форма, с высеченной в скале архитектурой храма, строилась до VII в. н.э. В Аджанте, в пещере № 26, можно найти восхитительную каменную ступу Махаяны V в. н.э. с изображением сидящего Будды.
Вертикальное удлинение корпуса ступы получило развитие в Гандхаре.
Ступы региона Гандхары
Буддизм еще во времена Ашоки дошел до Гандхары — территории сегодняшнего Пакистана и Афганистана. Оба ранее упомянутые китайские паломники (Хуан Цанг и Фа Хьен) сообщали о нескольких ступах Ашоки, некоторые из них были обнаружены археологами только в последнее время (например, Бхаллар Топе севернее Таксила).
Гандхара была значимым художественным центром. Здесь сливаются художественное влияние индийских, эллинистически-римских и персидских элементов в неповторимую смешанную форму, которую можно опознать по новым появившимся ступам с террасами. Круглая ступа теперь была поставлена на квадратный цоколь, который вскоре станет многоступенчатым и будет вести вверх с четырех сторон (например, Топ-и-Рустам в Балкх, Равак-ступа у Кхотана). Новый квадратный цоколь ступы снабжен пилястрами, аркадами и нишами, что является влиянием эллинистических элементов стиля. Возникшие таким образом ряды ниш давали место для размещения изображений Будды. Таким образом, в буддийской культуре было использовано новое направление в строительстве ступ. Как раз тогда, во время распространения буддизма Махаяны, изображение Будды стало впервые широко известным в обоих культурных центрах стран Гандхары и Матхуры (Уттар Прадеш).
Еще одним новшеством была так называемая ступа-башня, которая сыграла важную роль в развитии пагод Восточной Азии. В еще сохранившейся ступе-башне Канишки возле Пешевара, которая согласно путевым заметкам китайских паломников была отделана деревянными окнами, нишами и медной мачтой с тринадцатью кольцами, можно распознать начало развития китайских пагод.

                                                       Ступы в индии

В Гандхаре можно найти также яркие примеры того, что ступа зачастую была неотъемлемой частью монастырского комплекса (Такхт-и-Бахи).

                           Ступы в индии

Ступы на Востоке Индии
Ступы на Востоке Индии всё также строились по старому образцу. Известным примером являются ступы Амаравати (III в. до н. э.)

          Ступы в индии

и Нагарджунаконда (большая ступа монастыря Апарамахавинаселия построена наверняка во времена Нагарджуны), от которых, к сожалению, сохранились только основа и рельефные пластинки. В III и IV веках в качестве горизонтальной проекции здесь использовали центральный буддийский символ — колесо Дхармы.

         Ступы в индии

Индийские ступы V–VII вв.
Оба центра культуры времен Кушана, Гандхара и Матхура, сыграли очень важную роль в выражении следующего художественного стиля эпохи Гуптов (приблизительно 321–550 гг. н.э.).
В конце III ст. ослабилась власть Кушанов, Северная и Центральная Индия с начала IV в. попали под власть Гуптов. Важнейшие исторические места такие, как например, Бодхгайя (Бихар), где 2550 лет тому назад Будда достиг Просветления, были отреставрированы и возрождены.

Сарнатх, возле Варанаси, где Будда впервые дал поучения, стал значимым центром образования и искусства. Известная Дхамека ступа, которая обозначает это место, датируется археологами VI в.

В буддизме Махаяны монастыри часто сооружали в форме мандалы (поля силы), причем в центре могла стоять ступа, угловые точки сооружения также могли быть обозначены ступами. Кук (1997 г.) в качестве примера приводит университетский город Наланда возле Раджгира (Бихар).

                         Ступы в индии

Говорится, что это место лично посещали как Будда Шакьямуни, так и император Ашока. Наиболее значимой постройкой в середине всего сооружения Наланды является ступа или храм №3 — монументальная постройка, состоящая сегодня из большого центрального холма и четырех маленьких, похожих на башни, надстроек по углам. Изначально здесь стояла маленькая ступа (основание 137/137 см, высота 173 см), которая на некоторых стадиях была расширена и изменена. Предполагается, что изначальная маленькая ступа была построена императором Ашокой над еще более древней ступой Шарипутры — одного из двух ближайших учеников Будды.
Будизм – одна из традиционных религий Индии, поэтому сегодня в Индии строятся ступы всех традиций и форм, реставрируются уже имеющиеся ступы и ведутся многочисленные археологические раскопки.

Источник: stupaman.livejournal.com

Конечно же, как отметил в комментариях к моему первому рассказу [info]se_boy, автор интереснейших зарисовок о Непале, увидеть настоящий Непал из окон пятизвездочного отеля невозможно. Не спорю с этим. Возможно, когда-нибудь я решусь остаться в этой стране надольше, и главное, побывать в местах, в меньшей степени затронутых (и испорченных) цивилизацией, и тогда я смогу рассказать о Непале что-нибудь особенное. В этот же раз, за две короткие вылазки в город, я успел только пробежаться по основным посещаемым туристами местам Катманду. И даже увиденное вскользь за эти полтора дня настолько отличалось от того, что я встречаю в своих поездках по Европе, что мне требуется время для того, чтобы разобраться и понять устройство этого мира восточной культуры.

Поэтому, в этот раз, не претендуя на особую оригинальность, я ограничусь кратким фоторепортажем о двух самых известных буддийских храмах Катманду – ступах Сваямбунатх и Боднатх, которые, наряду с деревянными украшениями древних неварских пагод, являются главными достопримечательностями долины Катманду.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Слово "ступа" в переводе с санскрита переводится как вершина, верхушка. Этим словом в древней Индии называли могильные курганы. Позже это слово стало обозначать храм, возведенный на могиле царя или вождя и монументальное сооружение для хранения реликвий.

Когда около 2 000 лет назад индийский император Ашока Великий принял буддизм, он приказал разделить мощи Будды на 84 000 частей и, поместив их в драгоценные шкатулки, заложить в основу множества ступ, возводимых в различных точках Индостана.

Ступа, возведенная над священными мощами Будды, представляет собой кирпично-глиняную полусферу, на которую опирается прямоугольная башня с коническим куполом, увенчанный шпилем с короной. На каждой из четырех сторон основания купола изображены всевидящие глаза Будды – узнаваемый символ этих сооружений, массово тиражируемый в значках, открытках и туристских буклетах.  Глаза Будды смотрят на стороны света с поворотом на 60 градусов.

Boudhanath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Боднатх, Катманду, Непал

Ступа Сваямбунатх (Swayambhunath) – одно из самых известных культовых сооружений такого рода. Древние рукописи упоминают строительство этого храма в 460 году нашей эры. Как пишут путеводители, ступа находится на высоком холме в 3 км к западу от Катманду, однако добираться к ней придется все теми же бесконечными узкими и пыльными улицами города, расползшегося бетонными коробками своих строений на всю долину и подступившему к самому основанию холма.

По многим легендам, которые подтверждаются и геологическими изысканиями, в древности чаша долины Катманду была заполнена водой огромного озера, а холм, на вершине которого расположена ступа Сваямбунатх, представлял собой остров. Согласно легендам, одна из реинкарнаций бога Манджушри своим волшебным мечом прорубила брешь в горах, образовав Чобарское ущелье, через которое вся вода вытекла с долины. Впрочем, по научной теории, причиной возникновения плодородной долины было сильное землетрясение, в результате которого вода ушла в возникший проем в горах, и вершина холма поднялась на 77 метров относительно уровня долины.

Сейчас на вершину холма с восточной стороны ведет лестница, построенная в XVII веке и состоящая из более чем 300 ступеней.  Говорят, что количество ступеней соответствует числу дней в году. Форма лестницы приводит к мысли, что ее строители  явно несколько промахнулись в расчетах, поэтому последние несколько пролетов пришлось сделать более крутыми, и подъем по ним в жаркий день довольно утомителен.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

У основания лестницы расположены большие статуи Будды, которые облюбованы обезьянами, десятками слоняющимися вокруг по земле и отдыхающих на каменных изваяниях.  Из-за большого количества обезьян, живущих на склонах холма, это место называют "Monkey Temple” — обезьяний храм.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Местные паломники щедро подкармливают обезьян, совершая этим ритуальное подношение. У туристов, не желающих делиться, обезьяны еду практически вымогают, причем настолько настойчиво и недвусмысленно, что многие предпочитают тут же отдать ее, чтобы не подвергнуться нападению.  Ползающие рядом со ступенями забавные обезьянчики вызывают желание погладить их, однако этого лучше не делать, поскольку настороженные мамаши пресекают всякую попытку приблизиться к своему чаду.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Должен сказать, что живущие на высоком холме над городом обезьяны выбрали правильное место – подальше от городской толчеи, поближе к зелени, свежему воздуху и туристам, обираемых ими на своем пути к буддийской святыне.  Наевшиеся и довольные жизнью приматы неподвижно сидят на ветвях, грустно наблюдая за необъяснимой людской суетой большого города :).

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

На вершине холма, прямо у лестницы, расположен постамент, на котором лежит огромная бронзовая ваджра (в дословном переводе с санскрита – бриллиант) или по-тибетски “дордже”, — важнейший символ буддизма.  Скипетр, выполненный в виде дордже, символизирует мужское начало и является одним из предметов, используемый в буддистских обрядах и церемониях, наряду с колокольчиком, символизирующим женское начало.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Холм Сваямбунатх  также почитается индуистами, у которых около ступы имеется небольшое святилище. Помимо этого, вокруг ступы расположено несколько тибетских монастырей разных школ и направлений, а также тибетское училище.

Рядом с большой ступой находится индуистский храм и много маленьких ступ и образов буддистских и индуистских божеств, которые здесь строились в течение много веков за деньги богатых “спонсоров” — королей, браминов, преуспевающих купцов и домовладельцев.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Согласно традиции, поклоняющиеся Будде должны несколько раз обойти ступу по часовой стрелке.  Посылать молитвы Будде значительно комфортнее, чем богам других главных мировых религий. Нет необходимости отбивать глубокие поклоны, замаливая свои грехи, достаточно пройтись вдоль храма, вращая правой рукой многочисленные молитвенные барабаны, на которых предусмотрительно нанесены мантры на все случаи жизни. 

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Непосвященные в тонкости обряда европейские туристы, помимо вращения барабанов еще и полируют ладонями языки бронзовых львов, которые в древне-индийской культуре почитаются как символы владычества и защиты. 

В буддизме лев является важным символом Будды Шакьямуни, называемого еще Шакьясимха, т.е. ”лев из племени шакьев”. Речь Будды сравнивают с львиным рыком, указывая на превосходстве его учения над всеми другими. Будда часто изображается сидящим на троне, поддерживаемым восьмью львами, представляющими восемь великих бесстрашных Бодхисаттв — существ, которое, став святым, решают переродиться среди обычных людей, чтобы помочь им и достичь просветления.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Фигуры львов украшаются гирляндами цветов, продаваемыми тут же, у храма.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Этими же гирляндами увешаны навесы над стойками барабанов, стены основания ступы и многочисленные фигуры божеств у ее стен.  Кстати, я заметил, что в  аэропорту при проходе через “рамку”, у туристов эти гирлянды почему-то забирали, складывая в гору у входа в гейт.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Одна из каменных фигур львов отличается от других, предполагаю, что это — снежный лев, национальный символ Тибета, изображенный на его флаге и личном гербе Далай-Ламы (здесь он, правда, получился несколько в комическом виде).  Снежные львы символизируют собой бесстрашие, отвагу, решимость в духовных и мирских дела и неугасающую жизнерадостность. Снежные львы в тибето-буддийской традиции – привратники, по традиции, их помещают для охраны у входа в храмы.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Помимо бронзовых барабанов, буддисты наносят тексты молитв на разноцветных флажках, развевающихся над святилищем и у основания лестницы, ведущей к вершине холма. Видимо, для того, чтобы отправить молитву Будде, достаточно просто подольше постоять и подумать под флажками, развевающимися на ветру.

Boudhanath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Боднатх, Катманду, Непал 

Считается, что ступа Сваямбунатх имеет наиболее сильную энергетику среди всех древних храмов, выстроенных на священных мощах Будды. Поэтому сюда нескончаемым потоком идут паломники и просто верующие.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

В железных блюдцах под молитвенными барабанами и в глиняных плошках налито масло, постоянно доливаемое служителями. Верующие опускают в масло зажженный фитиль, “ставя свечку” своему божеству. Многие покупают сразу пучки филитей, видимо, для усиления эффекта подношения огня.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал Вообще, вокруг ступы царит приподнятое, возбужденное настроение и шум, не характерные, скажем, для православных и католических храмов.  В потоке вращающих барабаны и подносящих огонь верующих, двигаются группы людей, громко ударяющие в барабаны. После нескольких кругов вокруг ступы они торжественно спускаются по лестнице, заставляя поднимающихся останавливаться и уступать им дорогу.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Не знаю смысл этого действия, но двигающиеся в процессии поразили меня своими отрешенными, сосредоточенными, и, пусть и немного громко сказано, “одухотворенными” лицами.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Множество бронзовых, позолоченных и каменных фигур божеств украшает строения, окружающие ступу.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Эти фигуры порой поражают своим обликом, запечатлевшим одно из многочисленных образов перенаселенного пантеона индуистских божеств.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Подобно хищным профилям химер на стенах католических костелов, из стен зданий выглядывают вырезанные в дереве страшные и одновременно комические лики с трудом распознаваемых существ.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Несмотря на царящую вокруг бедность, собаки, живущие у храма, вовсе не выглядят голодными и ободранными, и позволяют себе спокойно лежать посреди дороги, заставляя людей осторожно переступать через них. Я где-то прочел, что по непальской легенде, собака охраняет ворота в рай и поэтому, ее не принято обижать. В любом случае, собаки везде в Катманду чувствуют себя даже лучше, чем во многих наших городах.

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал  

Обойдя несколько раз по часовой стрелке вокруг ступы, туристы задерживаются у края ограждения, чтобы “полюбоваться на грандиозный вид”, открывающийся с вершины холма на непальскую столицу.  Меня позабавил эпиграф к одному из рассказов о Катманду, взятый из “Представления” Бродского – “Лучший вид на этот городесли сесть в бомбардировщик”. Действительно, картина — скорее удручающая, чем радующая глаз. Скопище недостроенных бетонных коробок до самого горизонта, теряющихся в смоге выхлопов. Впрочем, местная детвора не выглядит озабоченной и развлекается, наблюдая за мартышками, скачущими через перила лестницы,

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

вызывая неодобрительные взгляды со стороны грустно наблюдающего за всей этой суетой старого и серьезного обезьяна 🙂

Swayambhunath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Сваямбунат; Катманду, Непал

***

Ну вот, рассказ про Сваямбунатх затянулся, и на вторую ступу,  Боднатх (Boudhanath), уже  у меня не остается времени.  Завтра (уже сегодня) улетаю в недельный отпуск. Чтобы не оставлять “хвостов” на возвращение – просто покажу несколько фотографий. Будет время – комментарии добавлю позже.

Boudhanath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Боднатх, Катманду, Непал

Boudhanath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Боднатх, Катманду, Непал

Boudhanath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Боднатх, Катманду, Непал

Boudhanath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Боднатх, Катманду, Непал

Boudhanath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Боднатх, Катманду, Непал

Boudhanath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Боднатх, Катманду, Непал

Boudhanath stupa; Kathmandu, Nepal | ступа Боднатх, Катманду, Непал

 

Все рассказы о Непале

Древние буддийские ступы Катманду

Архитектурные памятники Катманду и Патана

Непал, Катманду, отель “Yak and Yeti”

Все фотографии с Непала

2010 Непал, Катманду

 

Источник: shaf.livejournal.com

Тораны

Ворота Большой ступы установлены примерно в 35 г. до н.э., но все они были разрушены временем к моменту их находки британцами. Теперь их заменили. Сцены, вырезанные на колоннах и треугольных архитравах, -в основном из джатак, рассказов о земных перевоплощениях Будды. В этот период развития искусства Будду никогда не изображали прямо, а его присутствие определяли по узнаваемым символам. Лотос означал его рождение, дерево бодхи — просветление, колесо — его учение, а отпечатки ног и трон — его присутствие. Сама ступа также символизирует Будду.

Северные ворота, увенчанные сломанным колесом правосудия, сохранились лучше других. Среди изображений есть мартышка, предлагающая Будде чашу меда. Будда здесь представлен в виде дерева бодхи. На другом — чудо Шравасти, одно из нескольких чудес, изображенных здесь, когда Будда в виде дерева бодхи поднимается в воздух. Слоны поддерживают архитравы над колоннами, на каждой стороне бесстрашно висят изящно вырезанные якши (девы).

Потрясающе вырезанная фигураял-ши, свисающая с архитрава на восточных воротах, — одно из самых известных изображений в Санчи. На одной из колонн, поддерживаемых слонами, изображены достижения Буддой нирваны. Другая сцена — это сон Майи (Maya), матери Будды, о слоне, стоящем на луне, который приснился ей во время зачатия Будды. Прямо по центру главного архитрава изображен Великий уход, когда Будда (лошадь без всадника) отрекся от чувственной жизни и отправился искать просветления.

Львы, стоящие спина к спине на южных воротах — самых старых, — образуют государственный герб Индии, который можно увидеть на любой купюре. Эти ворота повествуют о буддийской жизни Ашоки, со сценами рождения Будды и Великого ухода. Здесь также изображена джатака Чххадданта, история, в которой Бодхисатва (Bodhisattva; Будда перед тем, как он достиг просветления) принял облик царя слонов с шестью бивнями. Менее любимая из двух жен царя слонов так сильно завидовала второй, что решила умереть с голоду и дала клятву, что переродится царицей Бенареса (прежнее название города Варанаси), чтобы отомстить мужу за то, что он недостаточно любил ее. Ее желание исполнилось, и, став королевой, она приказала охотникам найти и убить царя слонов. Но прежде чем охотник убил слона, тот протянул ему свои бивни. Этот поступок был настолько благороден, что королева умерла от угрызений совести.

Пузатые карлики поддерживают архитравы западных ворот, на которых изображены несколько самых интересных сцен. На главном архитраве мы видим Будду в семи разных реинкарнациях (три раза его символом является ступа и четыре раза — дерево). На обратной стороне одной из колонн изображено, как Будда сопротивляется искушению Мара (буддийской персонификации зла, ее часто называют буддийским дьяволом): демоны спасаются бегством, а ангелы торжествуют.

Другие ступы Санчи

Ступа 2 находится на середине западного склона (поверните направо от ступы 1). Если вы шли по главной дороге из деревни, можно спуститься вниз мимо ступы 2, но будьте готовы к лазанию через забор у подножия холма. Вместо ворот окружающую стену ступы украшают медальоны, наивные, но полные энергии и фантазии. Ступу окружают кольцом изображения цветов, животных, людей, многие из которых — герои мифов.

Ступа 3 стоит к северо-востоку от Великой ступы (если вы идете через главный вход, она будет слева). Она похожа по оформлению на Великую ступу, но немного меньше, и здесь только одни, но очень красивые ворота. Когда-то тут находились останки двух важных учеников Будды, Сари Путгхи и Махи Моггаллана (Sari Puttha; Maha Moggallana). Их перевезли в Лондон в 1853 г., но в 1953 г. они были возвращены и теперь покоятся в современной вихаре.

От древней Ступы 4 (II в. до н. э.) осталось только основание, расположенное за ступой 3. Между ступами 1 и 3 — небольшая Ступа 5. Раньше в ней находилась статуя Будды, которая теперь стоит в музее.

Колонны в Санчи

Среди разбросанных повсюду остатков колонн самая важная — колонна 10, которую построил Ашока и которая позже была разрушена. Две верхние секции с идеальными пропорциями и прекрасной резьбой лежат рядом со ступой 1; капитель (верх колонны, часто со скульптурными элементами) хранится в музее. Колонна 25 (налево от ступы 1) датируется эпохи империи Шунга (II в. до н.э.), другая, менее впечатляющая колонна 35 (справа от ступы 1) датируется V в. н.э.

Буддийские храмы

Храм 18 за Большой Ступой Санчи представляет собой чайтья (зал для молитв и собраний). Его стиль очень напоминает классические древнегреческие здания с колоннами. Храм датируется VII в. н.э., но под ним есть следы более ранних деревянных зданий. Слева расположен храм 17, который также напоминает греческую архитектуру. За ними — храм 40, датируемый эпохой Ашоки.

Прямоугольный храм 31 (за ступой 5) был построен в VI или VII в. Его реконструировали в X-XI вв. Здесь прекрасно выполненное изображение Будды.

Монастыри

Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окруженного монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты. Монастыри 45 и 47, стоящие на восточном хребте слева от ступы 1, датируются периодом перехода от буддизма к индуизму, поскольку в архитектуре есть четкие элементы, присущие индуизму. В одном из монастырей — две статуи сидящих Будд, один из которых восхитителен.

За монастырем 51, на полпути к подножию холма по направлению к ступе 2, находится Великая чаша, вырезанная в камне. Сюда клали еду и подношения для монахов.

Вихара

Буквально слово vihara (9.00-17.00), переводится как «гробница». Она была построена для хранения мощей из ступы 3. Их можно увидеть каждое последнее воскресенье месяца. Музей находится слева, сразу при входе в комплекс.

Археологический музей

посещение 5 рупий, бесплатно, если у вас есть билет на осморт ступ;
8.00-17.00 сб-чт

В этом замечательном музее небольшая коллекция местных скульптур. Главный артефакт -это капитель в форме льва с колонны 10, построенной Ашокой и датируемой III в. до н. э. Среди других интересных вещей стоит обратить внимание на якши, свисающую с мангового дерева, и красивые фигуры умиротворенного Будды из красного песчаника — самые ранние из найденных по всему миру. Здесь также есть несколько интересных фотографий местности до реставрации.

Информация

Стоимость билета:

индийцы/иностранцы 10/250 рупий, машина 10 рупий, музей 5 рупий;
рассвет-закат

К ступам на вершине холма Санчи легко добраться по тропинке и каменным ступенькам в конце Моньюментс-роуд (Monuments Rd; это продолжение улицы, начинающейся от железнодорожной станции), где находится касса.

Если вы собираетесь к ступам на рассвете, купите билет за день. Помните: считается благоприятным ходить вокруг буддийских памятников по часовой стрелке.

В Санчи нет обмена валют, ближайший банкомат — в Видише. В нескольких местах на рынке возле автостанции есть интернет-кафе (час 30-40 рупий)

Дорога туда и обратно

Велосипед

На рынке возле автостанции можно взять велосипед напрокат (час/день 5/30 рупий).

Автобус

Между Санчи и Бхопалом регулярно ходят автобусы (25 рупий, 1,5 часа, 6.00-22.00), также есть рейсы в Видишу (8 рупий, 20 минут, 6.00-23.00). Лучше дождаться автобуса в деревне на перекрестке, чем идти на автостанцию, которая находится справа при выходе с железнодорожной станции.

Поезд

До Санчи из Бхопала можно доехать поездом. Дорога займет меньше часа, поэтому нет необходимости бронировать место: просто придите немного заранее, купите общий билет (7-21 рупий) и садитесь в поезд. Из Бхопала ходят шесть дневных поездов (8.00, 10.20, 15.15, 16.10, 18.00 и 20.55). Обратно — только четыре (8.00, 8.50, 16.30 и 19.10).

Источник: wikiway.com


Categories: Индия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.