20. Это самая большая демократическая страна в мире


Известно, что в Индии живут более миллиарда людей, это самая большая демократическая страна в мире. Трудно представить такую огромную поддержку правительству со стороны общества, но и общество в свою очередь заставляет правительство много работать. Ну, или создается такое впечатление! До сих пор в Индии сохранилась кастовая система, которая каждому члену общества указывает на его место.

19. В Индии 6 времен года


В большинстве стран мира всего 4 времени года, есть страны, в которых и того меньше. К примеру, в странах, расположенных на экваторе, круглый год тепло, и наоборот, в странах за полярным кругом постоянно холодно. В Индии же 6 времен года по календарю Индуизма, главной религии страны: лето, сезон муссонов, осень, зима, предвесенний сезон, весна.

18. Национальная валюта


К сожалению, национальную валюту Индии, рупии, не разрешают вывозить из страны. Эта новость огорчит туристов, но это исключает спекуляции с валютой. Хотя местные жители пытаются вывозить валюту и спекулировать с соседним Бангладешем, это всё происходит в небольшом масштабе. Все больше и больше жителей Индии начинают пользоваться карточками.

17. Более 25% населения Индии безграмотное



Индия – страна контрастов. В стране рядом живут бедные и богатые, грамотные и люди, не умеющие писать и читать, а такое величественное сооружение, как Тадж-Махал соседствует с лачугами. В стране только 65% грамотного населения. Среди женщин грамотных насчитывается 45%, а среди мужчин – 75%. Несмотря на относительно высокую грамотность в Индии высокий уровень бедности.

16. Индия разрастается


Население страны продолжает расти. Говорят, что к 2028 году Индия догонит Китай. Уже сегодня оно превысило общее количество населения Западной Европы.

15. Индия когда-то была островом


Во времена Пангеи все континенты были одни большим участком суши. Благодаря тектоническим процессам огромные части начали разъединяться. Именно тогда Индия и начала путешествие отдельно от других частей. Позже она натолкнулась на кусок, который сегодня является Азией, и остановилась.

14. В Индии более 1000 языков


В Индии люди говорят на 1000 разных языках и диалектах. Путешественнику не поможет и разговорник, так как многие местные диалекты и языки кардинально отличаются. Правда, большинство людей знают хинди.

13. В Индии высокий уровень смерти



В Индии самый высокий процент смертности в мире. Главная причина этого явления – дорожные происшествия. Движение на дорогах в Индии, особенно в городах, чрезвычайно интенсивное, а его регулировка отсутствует. Чтобы безопасно маневрировать между автомобилями, мотоциклами, рикшами, животными и пешеходами, надо иметь талант. Люди гибнут под колесами автомобилей или из-за удушья в переполненных автобусах. Свой вклад в высокий уровень смертности вносит и смертность новорожденных детей и беременных женщин из-за недостаточно квалифицированной врачебной помощи. Кроме этого, до сих пор убивают за неверность и за приданое.

12. В Индии процветает киноиндустрия


Когда речь заходит о кино, то у всех возникают ассоциации с Голливудом. Однако в Индии ежегодно выпускают около 1100 фильмов, что в два раза больше, чем в США. Хотите верьте, хотите нет, но большинство индийских фильмов производят не в Болливуде. Хотя многим нравятся красочные, эмоциональные, экспрессивные фильмы звезд Болливуда, это только небольшая часть всей индийской кинопродукции.

11. Индия бьет рекорды



Страсть индийцев к рекордам в разных сферах можно назвать странной. К примеру, в Книге рекордов Гиннесса зафиксирован рекорд самого большого в мире одеяла, связанного крючком. В Индии возвели самого большого в мире павлина из металла. Зафиксирован рекорд на самое массовое исполнение национального гимна.

10. Город Мумбаи



Всем известна проблема, возникающая в многомиллионных мегаполисах во всем мире – это загрязнение воздуха от выхлопных газов автомобилей, которая проявляется визуально в наличии смога, а физически в затрудненном дыхании. Больше всего этим славится Китай, но в Мумбаи ситуация еще хуже. Пребывание в Мумбаи или Дели один день приравнивается к выкуриванию 100 сигарет. По данным Всемирной организации здоровья в этих городах ежегодно от рака легких и астмы умирают 1,5 миллиона человек.

9. В Индии самое большое количество вегетарианцев


Хотя большинство людей в Индии употребляют растительную пищу, в индийской кухне есть очень вкусные блюда из курицы, козы, ягненка. Но в Индии самое большое количество вегетарианцев. В Индийском Золотом Храме ежедневно бесплатно раздают несколько тысяч вегетарианских обедов нищим и бездомным. Непременно здесь нужно попробовать панир, наан и бириани – блюда из овощей и риса.

8. 53% домов без водопроводов и канализации


В городах Индии люди гибнут под колесами автомобилей, от загрязненного воздуха, а еще и от антисанитарии, так как в 53% домов отсутствует водопровод и канализация.

7. За приданое в Индии каждый час убивают одну девушку



Приданое – это древняя индийская традиция. Когда парень и девушка собираются пожениться (очень часто за них выбор делают родители) невеста и ее семья дают крупную сумму денег семье жениха. Особенно это большие суммы, когда через брак они собираются улучшить свое социальное и кастовое положение. К сожалению, из-за этих денег ежечасно в Индии убивают одну девушку.

6. 70% мирового рынка специй принадлежит Индии


В каждой ложке практически всех индийских блюд можно найти куркуму, кориандр, горчицу, тмин, корицу, кардамон, перец чили. Неудивительно, что 70% всех мировых запасов специй имеют индийское происхождение. Если хочется попробовать исконно индийское блюдо, то лучше пойти в гости в любую индийскую семью. На приготовление блюда они тратят несколько часов, огромное количество разнообразных специй – этому искусству трудно научиться.

5. Рабство в Индии


К сожалению, рабство в Индии существует и сегодня. Количество рабов достигает 14 миллионов человек. Долгое время эта тема умалчивалась, и на нее не обращали внимания. Люди во многих странах мира даже и подумать не могли, что в Индии есть рабство, которое существует благодаря несовершенному законодательству, коррумпированности местной власти. Большинство рабов – это бедные неграмотные женщины и дети, которых принуждают к тяжелому труду и проституции.

4. В Индии высокий процент бедности



Кроме рабов, в Индии очень много бедных. Большое количество семей с детьми живут на улице, собирают подаяния. В Индии среднестатистический человек должен работать по 14-16 часов, чтобы заработать небольшие деньги. В среднем в день зарабатывают до 1,25 доллара. Правительство пытается выплачивать пособия бедным, стимулировать развитие сельскохозяйственных районов и мотивировать бедных к занятию земледелием, но пока безрезультатно.

3. Женщины в Индии


В мире существует целый ряд развитых государств, где в равной мере одинаково соблюдаются права мужчин и женщин. В Индии же в некоторых семьях сознательно убивают новорожденных девочек, так как они не смогут продолжить род. От 100 до 500 тысяч девочек убивают ежегодно в стране, только по причине их гендерной принадлежности. Здесь практикуют селективные аборты, которые официально были запрещены еще в 1994 году. Те девочки, которым удается выжить, часто унижаются всю жизнь со стороны мужского населения. Если говорить о медицине, то больше внимания и уважения, говоря о вакцинациях и лечении, проявляют к мальчикам и мужчинам.

2. В Индии празднуют день смерти


В соответствии с традициями индуизма, который очень распространен в Индии, день похорон усопшего празднуется и поминается родственниками. Чаще всего в Индии трупы сжигают, а на похоронах не разрешают употреблять алкоголь или есть мясные продукты, это правило распространяется и на следующие 12 дней. Самый старший сын в семье высыпает пепел усопшего в воду любого водоема, находящегося поблизости, это может быть океан, море, река, озеро. Родственники и друзья семьи отмечают смерть усопшего, желая ему счастливой загробной жизни.

1. Молочный коктейль с марихуаной



В древние века в Индии марихуану использовали в разных целях. Сегодня это абсолютно легальное действие, марихуану употребляют в разных видах, хотя есть некоторые ограничения, которые связаны с религией и традициями. Например, её добавляют в блюда, готовят из нее молочные коктейли. Она входит в пятерку священных растений, которые упоминаются еще в древних индуистских текстах. Марихуану используют и для лечения разных болезней и во время религиозных церемоний. Индусы уверены, что Шива тоже употреблял марихуану.
Не менее странные факты скрываются за ширмой большого и успешного Китая.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: novate.ru

Мифы и реальность жизни в Индии

Индия успешно стала частью многонационального общемирового пространства.

В реальности, как и века назад, жизнь в Индии строго подчиняется регламенту, называемому «касты».

До сих пор каждый человек в этой стране принадлежит к определенной касте.


Только официально больше ни один индус не обратит внимания на кастовую принадлежность своего коллеги или собеседника. С точки зрения официальных правил, правами наделена даже легендарная каста неприкасаемых. На самом деле ранжирование сохраняется. Оно тем заметнее, чем к более высокой касте принадлежит тот, с кем потребуется общаться.

Браки «заключаются» почти всегда только старшими представителями семей. Люди в Индии самостоятельно выбрать своего партнера для дальнейшей семейно жизни не имеют права. Свадебные торжества оплачивает семья невесты. Это одна из причин ожидания рождения сына, а не дочери. Молодые должны принадлежать к общей религии. Большинство населения настороженно относится к длительному партнерству, тем более к браку с иностранцем. Человек здесь не может и обычно не хочет принадлежать себе, предпочитая семейные и национальные традиции. Это потребуется обязательно учитывать при контактах с местным населением. Показывать негативное отношение к принятым нормам здесь особенно не рекомендуется.

Красота индийских женщин

Индийские женщины очень красивы, но не с точки зрения европейца. Относительной близостью к привычным нам стандартам внешнего вида, ухода за собой отличаются, скорее, индийские актрисы кино. В реальности местная красавица от природы склонна к полноте. Привычки соблюдать ограничения в питании не существует. Большая часть девушек с ранней юности довольно полные. Даже самые стройные из них быстро набирают вес с возрастом.

Здесь непривычны европейские представления о женском возрасте. Словно на нашей родине десятки лет назад, браки заключаются в раннем возрасте. Генетическая склонность к раннему старению превращает былую красавицу уже к сорока годам в умудренную опытом старушку, у которой давно есть внуки.


В Индии предпочитают придерживаться привычных традиционных ярких костюмов, выбирать многочисленные украшения.

Грязь на улицах Индии

Уже легендой стала уникальная грязь на улицах практически любого населенного пункта этого государства. В традиции страны отсутствует практика института профессиональных уборщиков. Услышать размеренные звуки метлы ранним утром на местных улицах невозможно. Причем профессиональная и регулярная уборка не проводится даже в богатых кварталах. В многочисленных районах трущоб этого государства царит настоящая антисанитария. Это важно учитывать даже при обычной туристической поездке. Хотя в районах, где прокладывают «тропу путешественников», относительную чистоту стараются поддерживать. Но достаточно просто перейти на соседнюю улицу, чтобы опять столкнуться с мусором и грязью.

Нищета

Стоит учитывать и присутствие на улицах даже в Дели большого числа нищих. Цены в Индии для большей части населения слишком высокие, что толкает к этому большое число жителей, нищета очень распространена.


Важным отличием от привычных в наших городах попрошаек становится вежливое отношение к проходящему мимо человеку, клянчить в Индии не будут. Отдельно стоит обратить внимание на санньяси. Они хорошо заметны по ярким оранжевым одеждам. Это те, кто осознанно выбрал путь отречения от мирской жизни и ее благ. Эти странствующие монахи не просят денег. Им принято подавать еду. В этом государстве встретить санньяси и помочь ему считается благим делом. Большая часть их постоянно проживает в ашрамах.

Ознакомиться с ценником в кафе в Южном Гоа можно в следующем видео.

Несмотря на большое число попрошаек, фактически отсутствует воровство. Мелким воровством у европейцев не увлекаются даже дети. Кражи происходят очень редко, и достаточно минимальных мер бережного отношения к своим вещам.

Все эти факторы, особенно уровень бедности в Индии, стоит учитывать, планируя переехать на постоянное или временное жительство в эту страну. Или даже в ситуации туристической поездки.

Роль религии в жизни

Жители Индии не столь религиозны, как это принято считать. Большинство из них верит в карму и реинкарнацию. Но находится примерно на аналогичном с нами уровне исполнения христианских заповедей.

Зато важно обращать внимание на отсутствие толерантности между представителями разных религий, часто описываемой «дружбы» между представителями различных конфессий. Большинство репатриантов в эту страну отмечают скорее негативное отношение между сторонниками разной веры. Большая часть населения, порядка 80 %, исповедует индуизм. Порядка 13 % жителей исповедует ислам. Действуют католические, протестантские и православные храмы. Настороженно местные жители относятся к тем, кто решает принять индуизм, переехав в Индию.


С правилами въезда и  оформлением  визы в Индию можно ознакомиться на нашем сайте.

Кстати, не стоит предполагать, что каждый житель активно и постоянно занимается йогой. Последователями являются монахи индуистских храмов и профессиональные инструкторы.

Отдельно стоит оценить Индию как место постоянного проживания.

Эмиграция в Индию

Запланировав выбрать это государство в качестве места своего постоянного проживания, потребуется четко оценить свои возможности успешно выжить на данной территории.

Здесь, несмотря на низкий уровень жизни, с давних пор действует большая русская диаспора. В том числе дети и внуки тех, кто покинул Россию в поисках лучшей жизни в первые эмиграционные волны после Октябрьской революции и годы становления Советской власти. Выделяются жители нашей страны, в разные годы, вопреки обычаям этого государства, создавшие семьи с индусами. Чаще всего за индуса выходит замуж жительница России. Это связано с демографическим перекосом.

Официальная статистика доказывает, что мужчин в возрасте, когда создают семьи, в стране больше, чем женщин. Росту числа таких союзов также способствует жесткий ценз выбора невесты из соотечественниц. Потенциальный муж должен отвечать жестким кастовым и финансовым требованиям. В результате найти супругу за рубежом многим индусам становится проще и выгоднее.

Число потенциальных эмигрантов в Индию заметно сдерживает политика официального Дели. Власти охотно принимают на временное проживание сторонников духовных практик. Они благожелательно относятся к многолетнему проживанию на своей территории обладателей свободных профессий, зарабатывающих средства на жизнь с помощью удаленной занятости. Такие гости могут даже получить ВМЖ. Стать гражданином Индии существенно сложнее. К претендентам предъявляется большое количество требований. Кроме того, для эмигранта жизнь в Индии невероятно сложна. Причиной этого становится сразу большое число факторов.

Из видео, представленного ниже, Вы можете узнать как переехать в Индию на ПМЖ из России.

Перегруженность рынка труда

Это государство по численности населения находится на втором месте на планете. При этом большая часть населения относится к молодому возрасту. Трудоспособного возраста в 2019 году достигает более 140 миллионов местных жителей. Пытаться репатрианту пробиться на рынке труда по этой причине довольно сложно. Сегодня безработица в Индии даже среди местного населения очень высока.

Это дополнительно усугубляется значительным процентом соискателей, получивших высшее образование и претендующих на высокооплачиваемые должности. На одно место в международной корпорации претендует более 500 соискателей с должным опытом образования и трудовой деятельности. В теневом секторе экономики в результате занято более 80 % работающих граждан государства. Безработица в Индии невероятно высока.

С доступной работой в Индии на Гоа для русских и зарплатами можно ознакомиться здесь.

Должности, на которые могут претендовать эмигранты

Минусом становится отсутствие востребованности эмигрантов даже на рынке низкооплачиваемой подсобной работы. Им просто на государственном уровне не позволят занять должность, на которую может быть трудоустроен коренной житель. На долю иностранцев в штате компаний выделяется не более 1 % рабочих мест, которые, как правило, достаются специально приглашенным высококвалифицированным специалистам, заработная плата их превышает 26 000 долларов в год.

О доступной работе для русских можно узнать из следующего видео.

Жесткие карательные меры действуют в отношении иностранцев, решивших найти работу в нелегальном секторе. Так как в результате отсутствует возможность легально подтвердить свой доход, перспектива получения даже ВМЖ, не говоря уже о ПМЖ, становится чаще всего мифической.

Как живут русские в Индии

Тем не менее в Индии практически на постоянной основе проживает большое количество российских граждан. Как правило, они живут в статусе «подзадержавшихся» в стране туристов. Для тех, кто может получать постоянный доход для проживания, это благодатное государство.

Цены в Индии удивительны своей доступностью. Можно привести стоимость продуктов в пересчете на рубли:

  • Хлеб стоит максимум 25 рублей.
  • Молоко обойдется максимум в 41 рубль.
  • Стоимость куриных грудок не превышает 230 рублей.
  • Цена сыра составляет максимум 265 рублей.
  • За питьевую воду придется отдать максимум 27 рублей.

Большая часть населения живет на сумму, равную не более 2 долларам в день. Значительная часть населения существует в день на 50 центов. При этом государство находится на пятой строчке в мире по количеству миллиардеров. Численность среднего класса не превышает 20 % индусов и составляет примерно 200 миллионов из 1 миллиарда 300 миллионов жителей. Как говорилось выше, на улицах часто царит настоящая нищета.

Большая часть «русских индусов», чтобы получить ВМЖ или ПМЖ, или вступили в брак с местными жителями, или получили в Индии образование. Плюсом получения образования в этом государстве становится перспектива закончить престижный университет по программам международного сотрудничества между Россией и Индией. Бесплатное обучение проводится по индийской программе технического и экономического сотрудничества ITEC.

Часть иммигрантов находит работу на территории этой страны. Для этого им потребуется оформить рабочую визу. Получить ее может тот, чей ежемесячный заработок составляет минимум 2100 долларов. Чаще всего русские в Индии работают в штате международных компаний.

Особенности транспорта в Индии

Русскому в Индии также потребуется привыкнуть в деятельности транспортного сектора, хотя транспорт в Индии является одним из приоритетных направлений развития государства. Европейцу сложно ориентироваться на трассах этого красивого экзотического государства. В том числе привыкнуть к большому количеству на дорогах моторизированного транспорта и велорикш.

Самым выгодным и простым средством передвижения между городами и штатами являются автобусы. Сеть автомобильных трасс по протяженности находится на пятом месте в мире, а доступная цена делает поездку выгодной. Автобусные парки находятся в собственности властей штатов, что обеспечивает довольно высокое качество используемых на маршрутах автобусов. Хорошо развита сеть железных дорог и авиационного сообщения.

Можно ли получить пенсию в Индии?

Получать пенсию здесь могут граждане, проработавшие более 40 лет в государственном секторе или отдавшие годы военной службе. Но размер этого социального пособия столь мизерен, что пенсия в Индии переводит получателя фактически на грань нищеты. Значительная часть населения пенсию просто не получает.

Все эти факторы делают Индию прекрасным местом для проживания при наличии или пассивного дохода вне этой страны, или при возможности найти место занятости в международной компании или корпорации. Большинство жителей нашей страны в Индии живут годами, не получая или не имея возможности получить ВМЖ и ПМЖ.

Источник: VisaSam.ru

Основы индийской цивилизации

Ха­рапп­ская ци­ви­ли­за­ция (инд­ская ци­ви­ли­за­ция) не име­ла пря­мо­го на­след­ни­ка в Юж. Азии, но её эле­мен­ты ока­за­ли влия­ние на б. ч. Ин­до­ста­на. Ха­рак­тер­ное для ха­рапп­ской эпо­хи со­су­ще­ст­во­ва­ние в рам­ках еди­но­го куль­тур­но­го про­стран­ст­ва разл. по уров­ню раз­ви­тия куль­тур со­ста­ви­ло в даль­ней­шем от­ли­чит. чер­ту инд. ци­ви­ли­за­ции. В ха­рапп­ском иск-ве про­сле­жи­ва­ет­ся влия­ние куль­тов, по­лу­чив­ших раз­ви­тие в бо­лее позд­них ре­лиг. сис­те­мах (об­раз Ми­ро­во­го дре­ва, куль­ты бо­ги­ни-ма­те­ри, бы­ка, буй­во­ла, ти­гра и т. д.) и др.

О древ­ней­шем на­се­ле­нии Юж. Азии сви­де­тель­ст­ву­ют ар­хаи­че­ские изо­ля­ты (бу­ри­ши). Су­дя по лек­сич. за­им­ст­во­ва­ни­ям в сан­ск­ри­те, ко вре­ме­ни по­яв­ле­ния ари­ев (2-е тыс. до н. э.) Ин­до­стан был за­се­лён в осн. про­то­дра­ви­да­ми и про­то­мун­да (пред­го­рья Ги­ма­ла­ев, до­ли­на Ган­га и Джам­ны, Центр. Ин­дия вплоть до Кат­хия­ва­ра); на се­ве­ро-вос­то­ке ок. 3-го тыс. до н. э. рас­се­ли­лись ти­бе­то-бир­ман­цы. Ин­доа­рии про­ни­ка­ли на эту тер­ри­то­рию по­сте­пен­но, ве­ро­ят­но, в те­че­ние не­сколь­ких ве­ков. Уже в этот пе­ри­од в ре­лиг. соз­на­нии ин­доа­ри­ев, от­ра­жён­ном в Риг­ве­де, ве­ду­щую роль иг­ра­ло пред­став­ле­ние о все­лен­ском за­ко­не, ре­гу­ли­рую­щем дви­же­ние пла­нет, по­ступ­ки бо­гов и жизнь лю­дей (ри­та), со­хра­нив­шее­ся в даль­ней­шем во всех инд. ре­ли­ги­ях. Об­ра­зы бо­гов ве­дий­ско­го пан­те­о­на (Ин­д­ры, Ва­ру­ны, Су­рьи, Аг­ни, Аш­ви­нов и др.) со­хра­ни­лись в инд. ре­ли­гии и эпо­се. В эпо­ху арий­ских ми­гра­ций оформ­ля­ет­ся де­ле­ние на 4 со­сло­вия – вар­ны, на ос­но­ве ко­то­ро­го фор­ми­ро­ва­лась кас­то­вая ор­га­ни­за­ция инд. об­ще­ства. Совр. эт­но­со­ци­аль­ная си­туа­ция в Ин­дии скла­ды­ва­лась в хо­де сан­ск­ри­ти­за­ции (букв. – об­ра­бот­ка, окуль­ту­ри­ва­ние) – экс­пан­сии ин­ду­из­ма и ду­хов­ной вла­сти брах­ма­нов, рас­про­стра­няв­ших свой иде­ал об­ществ. уст­рой­ст­ва и «куль­тур­но­го» об­раза жиз­ни ин­доа­ри­ев на ино­племен­ное на­се­ле­ние. Бо­лее позд­ние за­вое­ва­те­ли и пе­ре­се­лен­цы – пер­сы и гре­ки, ша­ки (са­ки), эф­та­ли­ты, ша­ны и мн. др. – ока­за­лись вклю­чён­ны­ми в И. в ви­де каст эт­нич. про­ис­хо­ж­де­ния или эт­но­ка­сто­вых общ­но­стей. Про­цесс сан­ск­ри­ти­за­ции «пле­мён» про­дол­жа­ет­ся и ны­не, и они вхо­дят в со­об­ще­ст­во ин­дуи­стов на правах низ­ших, «за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных», каст. Ин­ду­изм, вы­рос­ший на поч­ве ве­дий­ской ре­ли­гии, во­брав­ший эле­мен­ты ав­то­хтон­ных ве­ро­ва­ний и куль­то­вой прак­ти­ки, тан­триз­ма, тра­ди­ции Пу­ран и эпо­са, стал ми­ро­воз­зрен­че­ской ос­но­вой инд. куль­тур­ной общ­но­сти, окон­ча­тель­но сло­жив­шей­ся к 10 в. Куль­тур­но­му един­ст­ву И. спо­соб­ст­во­ва­ло так­же их по­ли­тич. объ­е­ди­не­ние в со­ста­ве об­ще­ин­дий­ских им­пе­рий 1-го тыс. до н. э. – 1-го тыс. н. э. (Ма­у­рья, Гуп­ты, Гурд­жа­ра-Пра­ти­ха­ры и др.). В даль­ней­шем ни во­вле­че­ние Ин­дии в сфе­ру влия­ния ис­ла­ма (на­чи­ная с втор­же­ния ара­бов в Синд в 7 в. и осо­бен­но в 13–19 вв. – эпо­ху Де­лий­ско­го сул­та­на­та и Ве­ли­ких Мо­го­лов), ни её по­сле­дую­щая ин­те­гра­ция в ев­роп. ко­ло­ни­аль­ную сис­те­му не унич­то­жи­ли са­мо­быт­но­сти инд. куль­ту­ры.

Этнографический очерк

В куль­тур­но-эт­но­гра­фич. от­но­ше­нии Ин­дия раз­де­ля­ет­ся на ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич. про­вин­ции: Центр. Ин­дия (шта­ты Ут­тар-Пра­деш, Мад­хья-Пра­деш, Ма­ха­раш­тра, Чхат­тис­гарх, Ут­та­ран­чал), Юж. Ин­дия (шта­ты Ан­дх­ра-Пра­деш, Кар­на­та­ка, Та­мил­над, Ке­ра­ла), Вост. Ин­дия (шта­ты Зап. Бен­га­лия, Би­хар, Джарк­ханд, Орис­са), Сев.-Вост. Ин­дия (шта­ты Ару­на­чал-Пра­деш, Ас­сам, На­га­ленд, Ма­ни­пур, Ми­зо­рам, Три­пу­ра, Мег­ха­лая, Сик­ким), Зап. и Сев.-Зап. Ин­дия (шта­ты Джам­му и Каш­мир, Хи­ма­чал-Пра­деш, Пенд­жаб, Харь­я­на, Рад­жаст­хан, Гуд­жа­рат).

Осн. за­ня­тие – па­шен­ное зем­ле­де­лие, за­ви­ся­щее от мус­со­нов и ис­кусств. оро­ше­ния, тех­но­ло­гии ко­то­ро­го вос­хо­дят к ха­рапп­ской эпо­хе. На юге и вос­то­ке вы­ра­щи­ва­ют рис (за­лив­ной и су­хо­доль­ный), на се­ве­ро-за­па­де и се­ве­ре – рис и пше­ни­цу, по­все­ме­ст­но – про­со (бад­жра), сор­го (джо­вар), ку­ку­ру­зу, яч­мень, гор­чи­цу; бо­бо­вые: нут, фа­соль, го­рох, ара­хис; рас­про­стра­не­но ого­род­ни­че­ст­во (ово­щи, бах­че­вые), пло­до­вод­ст­во (ман­го, гуа­ва, сло­но­вое яб­ло­ко, в Каш­ми­ре – яб­ло­ни и ви­но­град), вы­ра­щи­ва­ние пальм (ко­ко­со­вая, паль­ми­ро­вая), пря­но­стей (пе­рец, ко­ри­ца, кар­да­мон, кур­ку­ма, им­бирь и мн. др.), тех­нич. куль­тур (хло­пок, джут, ин­ди­го, та­бак). Не­ко­то­рые «пле­ме­на» за­ни­ма­ют­ся по­лу­ко­че­вым ско­то­вод­ст­вом (гуд­жа­ры, бхо­тия и др.), охо­той (гон­ды, бхи­лы, на­га) и со­би­ра­тель­ст­вом (мёд, пря­но­сти, ле­кар­ст­вен­ные тра­вы, цве­ты ма­хуа и др.). По­все­ме­ст­но раз­во­дят круп­ный ро­га­тый скот (бы­ки, зе­бу, буй­во­лы – как ра­бо­чий и мо­лоч­ный скот), в пред­горь­ях – овец и пу­хо­вых коз, на за­па­де – ло­ша­дей, на се­ве­ро-вос­то­ке – сви­ней. В боль­шин­ст­ве ре­гио­нов па­ст­би­ща дос­туп­ны не круг­лый год и необ­хо­ди­мо стой­ло­вое со­дер­жа­ние жи­вот­ных. На­воз ис­поль­зу­ет­ся как один из осн. ви­дов то­п­ли­ва. Раз­ви­то реч­ное и мор­ское ры­бо­лов­ст­во, со­хра­ня­ет­ся ны­ря­ние за жем­чу­гом и ра­ко­ви­на­ми.

Боль­шин­ст­во И. жи­вут в де­рев­нях. Де­рев­ни на­счи­ты­ва­ют от 500 чел. и обыч­но вклю­ча­ют пред­ста­ви­те­лей раз­ных каст, жи­ву­щих в кас­то­вых квар­та­лах («не­при­ка­сае­мые» жи­вут за пре­де­ла­ми де­рев­ни); од­но­кас­то­вые де­рев­ни – боль­шая ред­кость. Жи­те­ли де­рев­ни со­став­ля­ют кас­то­вую об­щи­ну, ос­но­ван­ную на на­ча­лах стро­го­го раз­де­ле­ния проф. обя­зан­но­стей и об­ме­на ус­лу­га­ми ме­ж­ду семь­я­ми раз­ных каст. До эпо­хи мо­дер­ни­за­ции об­щин­ное са­мо­управ­ле­ние (пан­ча­ят радж) осу­ще­ст­в­ля­лось че­рез меж­кас­то­вые со­ве­ты. Тра­диц. об­щин­ная мо­дель со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия вос­про­из­во­дит­ся по­ны­не, да­же в гор. ус­ло­ви­ях. Тра­диц. жи­ли­ще и усадь­ба рас­счи­та­ны на трёх­по­ко­лен­ную се­мью; дом, ам­ба­ры, хлев и др. хо­зяйств. по­строй­ки об­ра­зу­ют за­кры­тый двор, где жен­щи­ны про­во­дят б. ч. дня. Тип и вид жи­ли­ща за­ви­сят от ланд­шафт­но-кли­ма­тич. ус­ло­вий и дос­туп­но­го стро­ит. ма­те­риа­ла. На се­ве­ре рас­про­стра­не­ны пря­мо­уголь­ные са­ман­ные построй­ки с пло­ски­ми кры­ша­ми (на ко­то­рых спят в жар­кую по­го­ду) и ве­ран­да­ми; в по­лу­пус­тын­ных рай­онах Гуд­жа­ра­та и Рад­жаст­ха­на они по­бе­ле­ны и рас­пи­са­ны по шту­ка­тур­ке (ор­на­мен­ты, жан­ро­вые сце­ны); в пред­горь­ях Ги­ма­ла­ев и в ле­сах Кар­на­та­ки рас­про­стра­не­ны кар­кас­ные или сруб­ные, ук­ра­шен­ные резь­бой, двух­этаж­ные на вы­со­ких сва­ях или с ниж­ним ка­мен­ным эта­жом по­строй­ки; в Орис­се – круг­лые пле­тё­ные хи­жи­ны с кры­ша­ми из паль­мо­вых ли­сть­ев.

Быт И. в мель­чай­ших де­та­лях рег­ла­мен­ти­ро­ван ре­лиг. пред­пи­са­ния­ми, сре­ди ко­то­рых глав­ное ме­сто при­над­ле­жит уче­нию о ри­ту­аль­ной чис­то­те. Омо­ве­ния иг­ра­ют важ­ней­шую роль в жиз­ни И. В ин­ду­из­ме соз­да­но уче­ние о пи­та­нии, энер­ге­тич. свой­ст­вах раз­ной пи­щи и её воз­дей­ст­вии на че­ло­ве­че­ский ор­га­низм. Раз­ли­ча­ет­ся пи­ща со­гре­ваю­щая и ох­ла­ж­даю­щая, на­ру­ше­ние энер­ге­тич. ба­лан­са при­во­дит к бо­лез­ням. Су­ще­ст­ву­ют пра­ви­ла пи­та­ния для раз­ных со­ци­аль­ных групп – про­фес­сио­наль­ных, воз­раст­ных, для муж­чин и жен­щин; они за­ви­сят от дней лун­но­го ме­ся­ца и вре­мён го­да. Пи­ща го­то­вит­ся на от­кры­том оча­ге. Кух­ня – са­мое свя­щен­ное ме­сто в до­ме, ку­да не до­пус­ка­ют по­сто­рон­них.

Ос­но­ву пи­та­ния со­став­ля­ют рис, хлеб­ные ле­пёш­ки, сли­воч­ное то­п­лё­ное и раз­ные ви­ды рас­тит. мас­ла, ту­шё­ные ово­щи; бе­лок по­лу­ча­ют из мо­ло­ка и бо­бов, т. к. ин­дуи­сты в боль­шин­ст­ве сво­ём не упот­реб­ля­ют в пи­щу мя­са, ры­бы и яиц. Ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся пря­но­сти (в т. ч. кар­ри на ос­но­ве кур­ку­мы) и со­усы из ма­ри­но­ван­ных и све­жих фрук­тов. Пря­но­сти счи­та­ют­ся по­лез­ны­ми, т. к. пре­пят­ст­ву­ют рас­про­стра­не­нию мик­ро­бов в жар­ком кли­ма­те. Сла­сти слу­жат ри­ту­аль­ной едой, под­но­ше­ни­ем бо­гам, их го­то­вят по слу­чаю празд­ни­ков и для про­ве­де­ния об­ря­дов. Же­ва­ние бе­те­ля (пан) при­зна­ёт­ся по­лез­ным для зу­бов и пи­ще­ва­ре­ния.

Пра­ви­ла ин­ду­из­ма пред­пи­сы­ва­ют цель­но­тка­ную не­сши­тую оде­ж­ду из двух кус­ков ма­те­рии с тка­ной кай­мой (дхо­ти и на­плеч­ное по­кры­ва­ло у муж­чин и са­ри и на­груд­ная по­вяз­ка у жен­щин); тка­чи из­го­тав­ли­ва­ют так­же лун­ги, ша­ли, поя­са, длин­но­мер­ные тка­ни нор­ми­ро­ван­ной ши­ри­ны для тюр­ба­нов. Оде­ж­да долж­на быть све­жей, иде­аль­но вы­сти­ран­ной и вы­гла­жен­ной, её ме­ня­ют по не­сколь­ко раз в день. Вид, цвет и де­кор оде­ж­ды сви­де­тель­ст­ву­ет о со­ци­аль­ном и ри­ту­аль­ном ста­ту­се че­ло­ве­ка. Мак­си­маль­ная ри­ту­аль­ная чис­то­та для оде­ж­ды – из шёл­ка бе­ло­го или ино­го на­ту­раль­но­го цве­та с от­дел­кой зо­ло­том, толь­ко что сня­тая со стан­ка. Сши­тая оде­ж­да (шта­ны, ру­баш­ки, курт­ки, муж­ские ша­поч­ки-«пи­лот­ки» то­пи) поя­ви­лась с при­хо­дом му­суль­ман – вы­ход­цев из Ира­на и Ср. Азии. Сши­тые юб­ки, коф­ты, го­лов­ные по­кры­ва­ла вос­хо­дят к ме­ст­ной пле­менной тра­ди­ции. В про­ти­во­по­лож­ность клас­сич. инд. тра­ди­ции, на се­ве­ро-вос­то­ке оде­ж­ду ткут не про­фес­сио­на­лы, а ка­ж­дая хо­зяй­ка в се­мье; но­сят ша­поч­ки, блуз­ки, жа­ке­ты, тё­п­лые на­кид­ки (жен­щи­ны – с ко­рот­ки­ми юб­ка­ми и фар­ту­ка­ми, муж­чи­ны – со шта­на­ми). За­муж­ние жен­щи­ны но­сят коль­ца, брас­ле­ты на за­пя­сть­ях, пред­плечь­ях, ло­дыж­ках (с ко­ло­коль­чи­ка­ми), оже­ре­лья (в т. ч. жен­ский сим­вол за­му­же­ст­ва – та­ли), но­со­вые ук­ра­ше­ния, поя­са. При из­го­тов­ле­нии ук­ра­ше­ний ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся зо­ло­тая и се­реб­ря­ная ка­ни­тель и проч­ные тек­стиль­ные ни­ти. Во вре­мя ри­туа­лов или в ка­че­ст­ве обе­ре­га на лоб на­но­сят пят­ныш­ки ки­но­вари (ти­ки). За­муж­ние жен­щи­ны рас­чё­сы­ва­ют во­ло­сы на пря­мой про­бор, ко­то­рый кра­сят ки­но­ва­рью. У мно­гих каст и «пле­мён» рас­про­стра­не­на та­туи­ров­ка или на­не­се­ние узо­ров пас­той из хны.

Ре­мёс­ла­ми за­ни­ма­ют­ся пред­ста­ви­те­ли разл. каст – тка­чи, кра­силь­щи­ки, куз­не­цы, гон­ча­ры, плот­ни­ки, рез­чи­ки по кам­ню и т. п. Луч­шие шёл­ко­вые тка­ни про­из­во­дят в свя­щен­ных го­ро­дах Ва­рана­си и Кан­чи­пу­рам. Рас­про­стра­не­ны шёл­ко­вые тка­ни, ок­ра­шен­ные в тех­ни­ке икат или с тка­ным узо­ром с ис­поль­зо­ва­ни­ем ме­тал­ли­зи­ро­ван­ных ни­тей (пар­ча). Эф­фект «груд­ки пав­ли­на» по­лу­ча­ет­ся при ис­поль­зо­ва­нии раз­но­цвет­ных ни­тей ут­ка и ос­но­вы. Хлоп­ко­вые тка­ни ук­ра­ша­ют­ся на­бой­кой (осо­бен­но в Рад­жаст­ха­не), узел­ко­вой тех­ни­кой, рос­пи­сью по тра­фа­ре­ту, в тех­ни­ке ка­лам­ка­ри и ба­ти­ка. Из­го­тов­ля­ют­ся хра­мо­вые кар­ти­ны на тка­ни с вы­ткан­ны­ми или на­пе­ча­тан­ны­ми мо­лит­ва­ми. В вы­шив­ке ис­поль­зу­ют­ся ме­тал­лич. ни­ти, ку­соч­ки зер­кал, слю­ды, би­се­ра, ме­тал­лич. бляш­ки, кры­лыш­ки жу­ков. Цвет тка­ни име­ет сим­во­лич. зна­че­ние: бе­лый цвет – ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся как ри­ту­аль­но чис­тый, в т. ч. во вре­мя трау­ра; шаф­ра­но­во-жёл­тый – сим­вол ре­лиг. слу­же­ния и от­ре­че­ния от мир­ской суе­ты; си­няя крас­ка ин­ди­го не при­ме­ня­ет­ся для оде­ж­ды вы­со­ких каст и т. д.

В пле­те­нии ри­ту­аль­но чис­ты­ми счи­та­ют­ся во­лок­на тро­ст­ни­ков и зла­ков. Ут­варь, ме­бель и ци­нов­ки пле­тут­ся так­же из паль­мо­вых ли­сть­ев, ко­ко­со­во­го во­лок­на, ли­ан. Джу­то­вые во­лок­на счи­та­ют­ся при­год­ны­ми толь­ко для тех­нич. це­лей – для ка­на­тов, то­вар­ных ку­лей и ро­гож.

Ин­дуи­сты име­ют пре­ду­бе­ж­де­ние про­тив гон­чар­ной, «сде­лан­ной из зем­ли», по­су­ды, опа­са­ясь ри­ту­аль­но­го ос­к­вер­не­ния пи­щи. По той же при­чи­не в Ин­дии не по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ния ни фар­фор, ни стек­ло. При не­об­хо­ди­мо­сти ри­ту­аль­но­го очи­ще­ния до­ма гли­ня­ная по­су­да раз­би­ва­ет­ся и вы­бра­сы­ва­ет­ся.

Резь­ба по де­ре­ву (ти­ко­вое де­ре­во, ги­ма­лай­ский кедр де­о­дар, крас­ное, па­ли­сан­д­ро­вое, эбе­но­вое де­ре­во, орех, ака­ция, дре­ве­си­на пло­до­вых де­ревь­ев, ли­ан и пальм, тро­ст­ник шо­ла­питх; осо­бен­но це­нит­ся сан­дал, имею­щий ха­рак­тер­ный аро­мат и очень плот­ную тек­сту­ру, что по­зво­ля­ет вы­пол­нять тон­чай­шую резь­бу, по ху­дож. дос­то­ин­ст­вам срав­ни­мую с резь­бой по сло­но­вой кос­ти; сан­дал ис­поль­зу­ет­ся для из­го­тов­ле­ния пред­ме­тов куль­та и оформ­ле­ния ин­терь­е­ров хра­мов) и кам­ню от­но­сит­ся к раз­ря­ду стро­ит. иск-ва и с древ­но­сти име­ет свою фи­ло­со­фию и скру­пу­лёз­ные тех­но­ло­гич. пра­ви­ла. Рез­ной ор­на­мент иг­ра­ет роль обе­ре­га, по­это­му на из­де­ли­ях и ар­хит. со­ору­же­ни­ях нель­зя ос­тав­лять да­же са­мо­го ма­ло­го уча­ст­ка глад­кой по­верх­но­сти. Рез­ное де­ре­во по­ли­ру­ет­ся с по­мо­щью рас­тит. ма­сел и на­ти­ра­ет­ся аро­ма­тич. со­ста­ва­ми.

Устное творчество

Раз­но­об­ра­зие уст­ных тра­ди­ций И. от­ра­жа­ет их эт­нич., со­ци­аль­ную (кас­то­вую), ре­лиг., язы­ко­вую мно­го­со­став­ность. Ос­но­ву инд. клас­сич. му­зы­ки со­став­ля­ют 2 тра­ди­ции, при­над­ле­жа­щие раз­ным эт­ноя­зы­ко­вым и ре­лиг. общ­но­стям И.: се­вер­ная – хин­ду­ста­ни и юж­ная – кар­на­та­ка (см. раз­де­лы о му­зы­ке в стать­ях Ин­дия, Ин­ду­изм). Свой свод куль­то­вых и па­ра­ли­тур­ги­че­ских зву­ко­вых форм име­ет ка­ж­дая кон­фес­сио­наль­ная груп­па И. (напр., зна­чит. свое­об­ра­зи­ем от­ли­ча­ет­ся жанр кау­а­ли у сев.-инд. му­суль­ман). Спе­ци­фич­ны так­же бы­то­вые муз., муз.-тан­це­валь­ные и муз.-те­ат­раль­ные жан­ры и фор­мы у раз­ных инд. на­ро­дов. Мно­го­числ. ви­ды, фор­мы, сти­ли, жан­ры му­зы­ки и тан­ца, свя­зан­ные с мно­го­ве­ко­вой куль­ту­рой Ин­дии, зна­чи­тель­но от­ли­ча­ют­ся от но­вых, вес­тер­ни­зи­ро­ван­ных на­прав­ле­ний гор. бы­то­вой му­зы­ки (ки­но­му­зы­ка; по­пу­ляр­ная му­зы­ка, адап­ти­ро­вав­шая фольк­лор­ные жан­ры – пенд­жаб­ский бхан­гра, гуд­жа­рат­ский дан­дия и др.). В муз. куль­ту­ре се­ве­ро-за­па­да Ин­дии вы­де­ля­ет­ся во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ное, ин­ст­ру­мен­таль­ное и тан­це­валь­но-те­ат­раль­ное иск-во шта­та Рад­жаст­хан, пред­став­лен­ное по­том­ст­вен­ны­ми мас­те­ра­ми (в т. ч. груп­пы лан­га и ман­гань­яр). По­пу­ляр­но­стью поль­зу­ют­ся жен­ские тан­цы гху­мар и те­ра­та­ли. Пе­ние и тан­цы со­про­во­ж­да­ют ин­ст­ру­мен­ты: струн­ные смыч­ко­вые – са­ран­ги, су­рин­да, ка­май­ча, ра­ва­на­хат­та (со смыч­ком осо­бой изо­гну­той фор­мы и бу­бен­ца­ми на древ­ке); парные флей­ты – ал­го­за, са­тара, пун­ги (или мур­ла – ин­ст­ру­мент за­кли­на­те­лей змей); флей­та нар, вар­ган мор­чанг, кас­тань­е­ты кар­тал. На ин­ст­ру­мен­та­рий шта­тов Пенд­жаб и Гуд­жа­рат ока­за­ли влия­ние тра­ди­ции со­сед­не­го ара­бо-иран. ре­гио­на (двух­сто­рон­ний ба­ра­бан дхол, или дхо­лак, ли­тав­ры на­га­ра, го­бой ше­наи). Тан­це­валь­ные пред­став­ле­ния се­ве­ра Ин­дии свя­за­ны с тра­диц. празд­не­ст­ва­ми Хо­ли, Ди­ва­ли и др. Му­зы­ка И. сев. шта­тов име­ет об­щие чер­ты с тра­ди­ция­ми на­ро­дов Не­па­ла и Ти­бе­та, опи­раю­щи­ми­ся на куль­то­вые фор­мы буд­диз­ма. Древ­ней­шие муз. и тан­це­валь­ные тра­ди­ции И. юж­ных шта­тов (Ан­дх­ра-Пра­деш, Та­мил­над, Ке­ра­ла, Кар­на­та­ка) свя­за­ны с хра­мо­вы­ми фор­ма­ми. Ши­ро­кую из­вест­ность, в т. ч. за пре­дела­ми Юж. Азии, по­лу­чил вы­со­ко­раз­ви­тый муз.-тан­це­валь­ный жанр кат­ха­ка­ли, кос­тю­ми­ро­ван­ные пред­став­ле­ния ко­то­ро­го ос­но­ва­ны на сю­же­тах эпич. ска­за­ний «Ма­хаб­ха­ра­та» и «Ра­мая­на», а муз. стиль вос­хо­дит к юж.-инд. хра­мо­вым тра­ди­ци­ям. Со­хра­ня­ют свое­об­ра­зие муз. и муз.-тан­це­валь­ные тра­ди­ции «пле­мён» ади­ва­си в шта­тах Орис­са, Мад­хья-Пра­деш, Ма­ха­раш­тра, За­пад­ная Бен­га­лия, Би­хар, Ас­сам, Мег­ха­лая, Ми­зо­рам и др.; Ан­да­ман­ские и Ни­ко­бар­ские о-ва. Часть из них вос­хо­дит к древ­ней ав­ст­роа­зи­ат­ской куль­ту­ре.

При сво­ей тра­ди­ци­он­но­сти И. – раз­ви­ваю­щая­ся на­ция. В но­вых про­фес­си­ях и совр. сфе­рах за­ня­то­сти (в т. ч. в об­лас­ти вы­со­ких тех­но­ло­гий – фар­ма­цев­ти­ке, элек­тро­тех­ни­ке и элек­тро­ни­ке, раз­ра­бот­ке ком­пь­ю­тер­ных про­грамм) за­мет­но уча­стие пред­ста­ви­те­лей быв. «не­при­ка­сае­мых» каст и не­ин­дуи­ст­ских ре­ли­гий.

Источник: bigenc.ru


Categories: Индия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.