Завершаю серию о княжествах самой заметной (не считая Кашмира) историей.

Крупнейшим княжеством Индии был расположенный на плато Деккан Хайдарабад с площадью в 223 тысячи кв.км (размером с Великобританию). Проживало там почти 17 миллионов человек, 85 % которых были индуистами и только 13 % — мусульманами. Половина населения – телугу, ещё четверть – маратхи.
Но мусульмане господствовали в армии, полиции, чиновничьем аппарате. Из 132 членов избранной в 1946-м Законодательной ассамблеи только 10 были индуистами.
Из 1765 офицеров армии низама 1268 были мусульманами, 421 – индуистами и 121 – сикхами, христианами и парсами. Среди офицеров армии низама было много арабов и пуштунов, арабом из Хадрамаута был и её командующий Сайед Ахмед эль-Эдрус.

Правил государством низам из династии, основанной одним из генералов Великого Могола Аурангзеба. Полагался ему наивысший, 21-залповый салют.
17-й по счёту низам, Мир Усман Али Хан Бахадур вступил на трон в 1911-м.
Часто встречающееся утверждение, что низам в то время был самым богатым человеком в мире, истине не соответствует.
мым богатым был его давний недруг, махараджа Бароды Пратап Сингх Гаеквар (так его стали звать после перехода в индуизм в 1943-м), с самого начала энергично поддержавший инкорпорацию княжеств в состав Индии.
Но уж точно низам Хайдарабада был самым скупым из богачей мира. Он годами ходил в одном и том же платье, пока оно совершенно не изнашивалось. И всю жизнь ездил на одной машине 1918 года выпуска. Не были ему свойственны и широкие жесты благотворительности. Хотя в ходе прошедшей войны он щедро жертвовал британской армии – целые эскадрильи ВВС и даже один эсминец были построены на его деньги.

Низам проводил политику просвещённого абсолютизма. Строил школы, больницы, дороги. Начальное образование стало обязательным и бесплатным. Однако всё образование шло исключительно на государственном языке – урду.
Хайдарабад полностью обеспечивал себя едой, хлопком, углём и цементом, но вот бензин и соль пришлось завозить из Британской Индии.

Внутри Хайдарабада были заметны три политические силы. С 1938-го действовал Хайдарабадский княжеский конгресс, представлявший интересы индуистского населения и добивавшийся ответственного правительства. Мусульмане объединялись в «Меджлис Иттихад-ул-Мусулмейн». Третьей силой была Компартия, чьи позиции были сильны в Телангане на севере княжества.

В 1946-47-м Конгресс устраивал демонстрации и сатьяграхи за присоединение к Индии, что привело к аресту около 10 тысяч его членов во главе со Свами Раманадом Тиртом. 15 августа 1947-го члены Конгресса попытались вывесить в Хайдарабаде индийские флаги, после чего партия была запрещена.


В то же время «Иттихад-ул-Мусулмейн» радикализировался под руководством своего нового лидера Касима Разви, юриста из Алигарха, одержимого идеей «величия ислама». Под руководством Разви была создана полувоенная организация разакаров, чьи члены маршировали по Хайдарабаду с ружьями и саблями, скандируя «Свободный Хайдарабад для хайдарабадцев» и «Никаких договоров с Индией».

Вскоре после оглашения плана Раздела, 3 июня 1947 года низам издал фирман, в котором извещал подданных, что не намерен входить в состав Индии или Пакистана, и с 15 августа будет являться независимым правителем, надеясь на статус доминиона. Для достижения своих целей низам нанял одного из известнейших британских юристов той поры, сэра Уолтера Монктона – по слухам, платил тому 90 тысяч гиней в год.

11 июля низам направил делегацию во главе с Монктоном и навабом Чхаттари, главой (диваном) Исполнительного совета в Дели для встречи с вице-королём.
Монктон прямо сказал, что низам рассчитывает на получение статуса независимого доминиона, но если на него будут давить – он присоединится к Пакистану.
Манутбеттен чётко ответил, что никакого статуса доминиона Хайдарабад не получит, и к Пакистану ему присоединиться не позволят. Вице-король велел передать низаму, что «вести разговоры о независимости – не в его интересах» и что «следует учитывать географические факторы, реальность которых абсолютна».


8 августа низам написал вице-королю и изложил подготовленный Монктоном вариант превращения Хайдарабада в «договорное государство» в составе Индии, соглашаясь на передачу Дели внешней политики и обороны (с условием не использования хайдарабадской армии в войне против Пакистана), при сохранении собственной валюты и таможни.
Через месяц хайдарабадская делегация прибыла на новые переговоры в Дели. Первым делом Маунтбеттен поинтересовался у делегатов причинами закупки низамом оружия и боеприпасов в Чехословакии на 3 миллиона фунтов.
В октябре уже индийская делегация во главе с Меноном приехала в Хайдарабад. Хайдарабадцы по-прежнему настаивали на заключении договора об ассоциации с Индией, говорили о беспокойстве за судьбу мусульманского меньшинства.

Монктон обеспечил своего клиента поддержкой со стороны британских консерваторов. Он направил их лидерам письма, в которых сравнивал «силовую политику» Конгресса с методами Гитлера и Муссолини. Маунтбеттен же, во всём поддерживая Неру и Пателя, по мнению Монктона «позорно предаёт наших старых друзей и союзников».
Призыв Монктона вызвал благоприятный отклик. У тори стало популярно сравнивать Хайдарабад с Польшей или Австрией (почему-то про Чехословакию не вспоминали :)), а Конгресс – с нацистской Германией. Даже Черчилль прервал своё долгое молчание по поводу Индии, заявив в парламенте, что Британия обязана поддержать стремление Хайдарабада к независимости.


Правда, Маунтбеттен и индийские власти отреагировали адекватно – благодаря их шагам немалая часть британцев воспринимала противостояние Индии и Хайдарабада как столкновение демократии с авторитаризмом.

Полную поддержку низаму выразил и Джинна, написав Маунтбеттену, что если Конгресс посягнёт на «старейшую мусульманскую династию в Хиндустане», «все миллионы мусульман, как один, встанут на её защиту».

С такой поддержкой низам ужесточил свою позицию.
На рассвете 27 октября многотысячные толпы сторонников «Иттихад-ул-Мусулмейн», возбуждённые сообщениями о начале войны в Кашмире, разгромили дома наваба Чхаттари и других членов делегации, обвиняя их в предательстве. Полиция не вмешивалась, низам после обеда принял делегацию во главе с Касимом Разви, обещал им, что Хайдарабад не повторит судьбу Кашмира.
7 ноября низам отправил в отставку Исполнительный совет. Новым главой (диваном), по совету Джинны, был назначен Мир Лайк Али, крупный бизнесмен и давний соратник Джинны. Хотя для вида в новое правительство и были включены несколько индуистов, гораздо важнее, что туда же вошли и Касим Разви со своими сторонниками.

В конце ноября именно Разви во главе делегации приехал в Дели на новый переговоры. Начал он их с того, что Хайдарабад никогда не откажется от независимости, и что индусы счастливы жить под властью низама. И добавил, что лучше погибнуть с мечом в руках, чем с ручкой.
Говорить было не о чем, и 29 ноября был подписан документ из 5-ти пунктов, на один год сохраняющий отношения между Дели и Хайдарабадом в статусе времён Раджа.


Индия назначила в Хайдарабад своего генерального агента Канаялала М.Мунши, близкого соратника Пателя.
Долгие месяцы продолжался обмен письмами, встречи делегаций, Лайк Али чуть ли не каждый месяц ездил в Дели. Но результатов никаких.

Тем временем Хайдарабад укреплял отношения с Пакистаном. В декабре 1947-го низам предоставил ему займ, который пошёл на вооружение пакистанской армии. В Карачи было отрыто представительство Хайдарабада под видом «офиса по связи с общественностью». Лайк Али регулярно под предлогом «возврата кредита» летал в Карачи – в Хайдарабаде был свой аэропорт и своя гражданская авиакомпания, у которой было несколько «Дакот».

В марте 1948-го численность разакаров достигла 200 тысяч. Каждый разакар клялся Аллахом «сражаться до последнего за мусульманское владычество в Деккане».
Подогревали их горячие речи Касима Разви, которого в апреле 1948-го интервьюировавший его корреспондент «Таймс» описал как «фанатичного демагога, наделённого организаторским даром».

Разви называл себя лидером мусульман Индии, сравнивал себя с Джинной – собственно интервью он давал под портретом Каид-и-Аземы в своём кабинете.
признал, что регулярно консультируется с Джинной. «Мы не допустим, чтобы брахманы и бания (каста Махатмы) правили здесь».
К слову, в том же интервью Разви есть и такие интересные слова: «Везде, где мусульмане притесняются – мы всегда будем на их стороне. Это касается, в первую очередь, Палестины».
В одной из речей Разви сказал, что если правительство Индии пойдёт на применение силы, то кровь индуистов зальёт всё княжество. В другой назвал разакаров авангардом, что освободит мусульман Индии.

Радио Хайдарабада нагнетало националистическую истерию. Убеждало, что экономическая блокада против Хайдарабада будет неэффективной, поскольку ещё несколько месяцев – и княжество твёрдо встанет на ноги. Что по всему миру всё больше людей солидаризируются с борьбой Хайдарабада за свои права. И что в случае войны десятки тысяч пуштунов устремятся на помощь Хайдарабаду.

В начале апреля Разви устроил в Хайдарабаде «Неделю оружия» с парадами разакаров. Индийские газеты украсили фотографии Разви во главе колонн разакаров, с Кораном в одной руке и саблей в другом. И его заявлениями вроде «45 миллионов мусульман внутри Индийского Союза являются нашей пятой колонной».
Войдя в раж, Разви уже совершенно утрачивал чувство реальности. Обещал в ближайшем будущем омыть ноги в Бенгальском заливе и поднять флаг Хайдарабада над Красным фортом в Дели.


Правда и у низама с чувством реальности было не лучше. Он был абсолютно уверен, что Индия не пойдёт на силовую акцию, когда её руки связаны Кашмиром и другими проблемами. Мунши писал в Дели, что независимость стала для низама «идеей фикс», а правительство Индии он именовал не иначе, чем «делийскими подлецами».
На его позицию повлияло и совершенное 4 декабря 1947-го покушение – около дворца в машину низама бросил бомбу Нараян Рао Павар, член «Арья самадж». Низам не пострадал.

В ряде районов княжества, прежде всего в дистриктах Джална, Аурангабад, Парбхани и Нандед, разакары, подмяв полицию, установили режим террора против индуистов – убивали брахманов, насиловали женщин, разоряли индуистские святилища.
В знак протеста ушёл в отставку последний индуист-член Исполнительного совета Дж.В.Джоши.

В своём прошении об отставке Джоши обратил внимание на сформировавшийся союз разакаров с коммунистами: «В 1943-м низам запретил Компартию в штате. Ныне этот запрет не действует. Повсюду открыто разгуливают коммунисты с оружием в руках… Нигде на субконтиненте они не чуствуют себя настолько вольготно, как в нашем княжестве».
Компартия была запрещена в Хайдарабаде в 1943-м, но после прихода к власти Лайк Али, в ноябре 1947 запрет был снят. Коммунисты начали действовать вполне легально, их боевые отряды стали союзниками разакаров.
Наиболее активны коммунисты были в дистриктах Налгода и Варангал. В Налгонде они полностью прекратили дорожное сообщение и связь. Коммунисты установили собственную систему власти, сформировали военные дружины, в которые были вовлечены женщины и дети. Сжигали дома, делили землю и устраивали казни по приговорам «народных судов».


Разакары и коммунисты активно действовали в пограничных районах. Как сказал главный министр Мадраса на встрече в МВД Индии 21 февраля 1948-го, в пограничных районах его провинции индийской власти нет – «днём правят разакары, а ночью – коммунисты». Разакары регулярно нападали и на проходившие через княжество пассажирские поезда Мадрас-Бомбей, убивая индуистов.

Началось бегство индуистов из Хайдарабада. Со своей стороны, Лайк Али предпринимал шаги по заманиванию мусульман Южной и Центральной Индии, не затронутых «обменом населения», к переезду в Хайдарабад, надеясь со временем изменить демографический баланс в княжестве.

Ситуация накалялась.

Источник: antinormanist.livejournal.com

Общая информация о Хайдарабаде

Краткая историческая справка

Хайдарабад принадлежит к числу самых крупных городов страны. Основан он был в 16 столетии — и сразу стал центром одного из султанатов, которые в то время существовали на территории страны. Султанат превратился в княжество, которое процветало на протяжении нескольких столетий. Его правители — низамы обладали большой властью и богатством. В тридцатые годы прошлого века состояние одного из членов династии оценивалось в два миллиарда долларов, в то время как весь бюджет страны был ровно в два раза меньше.


Однако, правители не только были богатыми, но и развивали свою территорию, поддерживая дипломатические отношения с британскими колонизаторами. До середины прошлого столетия город сохранял автономию от Индии, однако, затем стал одним из штатов страны.

Сейчас Хайдарабад активно развивается в сфере промышленности, торговли, а также высоких технологий. Здесь находятся представительства самых крупных в мире компаний в сфере IT. Ну, а туристам это место интересно благодаря своим красивейшим дворцам, мусульманским мечетям и минаретам, индуистским храмам и гробницам, и общей атмосферой роскоши и обилием развлечений.

Краткая географическая справка и климат

Город находится на юге страны, не имеет выхода к морю, но располагается на реке Муси. Климат Хайдарабада — тропический, похо; на климат саванны. Сезон дождей здесь длится в период с июня по сентябрь. Средняя температура зимой — в районе 27 градусов тепла, самый жаркий месяц — май — отличается жарой под 40 градусов тепла. Когда сезон в Хайдарабаде? Комфортней всего для человека, непривычного к сильной жаре, будет поехать туда в период с октября по март, когда также не будет сильной влажности, но погода будет радовать солнцем и теплом все равно.

Хайдарабад на карте



Безопасность в Хайдарабаде

В целом, город является вполне современным, а потому, безопасность в нем на неплохом уровне. Стоит помнить об основных правилах безопасности, которые следует соблюдать, находясь в крупном городе, а также не забывать про особенности правил поведения в Индии.

Связь в Хайдарабаде

Если вы остановились в отеле хорошей международной компании, которых в Хайдарабаде достаточно, то проблем со связью не возникнет: в таких отелях, как правило, предоставляют неплохой Wi-Fi, есть и стационарные телефоны.

Что касается местной связи, здесь все достаточно сложно, так как для приобретения местной сим-карты иностранцу необходим определенный пакет документов, а также ожидание в несколько дней. Однако, если получится купить и активировать карту – звонки в Россию достаточно недорогие. Если вы путешествуете по стране или находитесь в городе долго, вам понадобится такая карта, если же ваш отдых в Хайдарабаде и Индии продлится недолго, лучше всего пользоваться связью в отеле, интернет-кафе и таксофонами.

Планирование отдыха в Хайдарабаде: транспорт и проживание

Как добраться и как передвигаться?

Город является мегаполисом, а потому, поблизости от него находится международный аэропорт. Путешествие из Москвы в «город драгоценностей» обойдется в разгар сезона в стоимость примерно в районе 19000 рублей — за одного пассажира в один конец. Из аэропорта добраться до города можно на такси примерно за 600 рублей или на муниципальном автобусе. Также доехать до Хайдарабада можно на поезде, на территории города работают две железнодорожные станции — это подойдет путешественникам, которые хотят посетить несколько городов Индии.

Благодаря развитой инфраструктуре проблем с перемещением по городу не будет.

Буквально в прошлом году в городе был открыт метрополитен, к тому же, есть большое количество автобусных маршрутов, развиты службы такси.

В аэропорту можно взять в аренду автомобиль, если вы планируете посещать несколько городов или ближайшие районы, впрочем, индийские пробки и стиль вождения местных автомобилистов могут склонить к пользованию общественным транспортом.

Конечно, как и повсюду в Индии, можно прокатиться и на рикше. При этом следует обязательно заранее договориться о цене, а еще вполне можно торговаться.

Где остановиться и где лучше жить?

Хайдарабад индия

В этом огромном городе полно заведений гостиничной инфраструктуры на любой вкус. Так, для тех, кого устроит вариант для неприхотливых, можно разместиться в хостеле — простые варианты обойдутся примерно в 500 рублей в сутки за человека. Гостевые дома будут стоить в районе 1500 рублей в сутки на одного туриста.

Есть в городе и роскошные отели, причем, среди них имеются и относящиеся к международным компаниям. Так, в Hyderabad Marriott Hotel & Convention Centre, который имеет пять звезд, может похвастаться ресторанами, бассейном, наличием трансфера, одному путешественнику можно остановиться за 5000 рублей в сутки.

Ну а для тех, чей бюджет позволяет жить на высшем уровне, есть и такие заведения, как Taj Falaknuma Palace — роскошный отель-дворец, в котором можно жить, как в музее, ведь в нем находится коллекция предметов искусства со всего света. Остановиться со всеми удобствами, положенными данной категории отелей, в этом дворце можно за 29000 рублей в сутки. Есть в городе и виллы, и апартаменты, а также такие варианты для искателей приключений, как проживание в семье.

Отдых в Хайдарабаде: куда сходить, на что посмотреть, чем заняться

Хайдарабад в настоящее время является даже более интересным местом, чем в период власти низамов — ведь в городе и в окрестностях есть множество достопримечательностей, но также есть возможность приобщиться и к современным развлечениям.

Достопримечательности и интересные места Хайдарабада

Одна из достопримечательностей города — мечеть Чарминар — была возведена в 16 столетии, в честь освобождения города от чумы. Выглядит она просто потрясающе: светлое здание с изящными минаретами и резными декоративными элементами сохранилось превосходно. К тому же, поднявшись на самый верх мечети по 149 ступенькам, вы увидите потрясающую панораму всего города. Самый красивый вид на город открывается ночью, когда его освещают тысячи огней.

Хайдарабад индия

Другой эффектный образец мусульманской храмовой архитектуры — это мечеть Мекка, которую строили в течение 70-летнего периода. Она впечатляет своими размерами, а также особенностями архитектуры: это одна из самых крупных мечетей на всей планете. Главный зал окружают арки, стены украшены резными и скульптурными декоративными элементами.

Еще одно потрясающее здание, неким образом связанное с исламом, относится уже к началу 20 столетия, однако, выглядит впечатляюще. Это Османский университет. Поблизости от этого монументального здания расположен парк, где отдыхают студенты.

Хайдарабад индия

Легенда гласит, что большая часть сокровищ низамов спрятана в подземельях крепости Голконда, которая находится в нескольких километрах от города. Сейчас это место охраняется государством, иначе крепость уже давно бы растащили по камушкам в надежде найти несметные богатства. Вы и сейчас сможете попытать счастья и поискать алмазы, разумеется, в порядке развлечения. Эта крепость особенно понравится тем, кто видит особенную красоту старинных развалин в окружении живописной природы. Однако, крепость не выглядит совсем уж руинами — сохранились бастионы и древние орудия, мосты и постройки. Можно отправиться к крепости в вечернее время — там проводятся световые представления, которые делают красоту здания еще более совершенной.

Видео о крепости Голконда:

Кроме мечетей, в городе есть и храмовая архитектура, относящаяся к другим религиям. Так, церковь святого Георгия — это белоснежный действующий англиканский храм, построенный в 19 столетии.

Ну и конечно, находясь в Индии, обязательно стоит взглянуть и на индуистскую постройку — храм Бирла Мандир. Он был возведен совсем недавно, в 20 веке, но сооружен «с размахом»: белый мрамор, колонны, балконы и потрясающие резные орнаменты. Внутри можно осмотреть и статуи индуистских божеств.

Если вы любите музеи, то обязательно посетите художественный музей Салар Джунг, в котором собраны предметы, принадлежавшие в свое время премьер-министру Хайдарабада. К самым ценным предметам относятся монгольский нефрит, сделанная из слоновой кости ширма, а также Коран, относящийся к 13 веку. Также среди экспонатов — огромная библиотека с древними манускриптами, скульптура, миниатюра, собрания предметов культа и быта различных народов.

Обязательно загляните в здание Ашуркхана, построенное в 16 веке. Оно было резиденцией правителей города, а сейчас здесь собрана коллекция алмазов и изящных украшений из серебра и золота. Еще одно потрясающее здание, относящееся к дворцовой архитектуре — это дворец Чаумахалла. Строительство началось еще в 18 столетии, и длилось долго, а в начале уже третьего тысячелетия дворец был еще и великолепно отреставрирован. Собственно, это не один дворец, а комплекс построек в разных архитектурных стилях. Интересны и сами здания, и то, что внутри: роскошные сады с фонтанами, богатые интерьеры.

Хайдарабад индия

В городе есть интересный археологический музей. Сама постройка относится к 19 столетию, она также строилась для членов династии, но в 20 веке там был организован музей. В коллекции — артефакты, найденные и в Индии, и в иных странах.

Куда поехать тем, кто любит современную культуру Индии? Самая крупная киностудия в мире называется Рамоджи и находится она именно в Хайдарабаде. Эта киностудия объединяет более 800 гектаров съемочных площадок, павильонов и студий, складов и прочих производственных помещений. Здесь можно вести съемки одновременно 500 фильмов. Неудивительно, что киностудию очень часто посещают гости из Голливуда. Кроме того, Рамоджи каждый год посещают больше миллиона туристов и посетителей. Здесь можно прогуляться по всем съемочным площадкам, оказавшись в разных исторических эпохах, странах и интерьерах за короткое время. Также на киностудии можно сыграть шикарную свадьбу в стиле Болливуда.

Хайдарабад индия

Развлечения в Хайдарабаде

Помимо интересных мест, которые многое расскажут о древней и нынешней культуре Индии, в городе можно развлечься и более современными способами. Так, в Хайдарабаде есть крупный научный центр Бирла — можно посетить планетарий, музей, где вы сможете узнать все о достижениях современной индийской науки, а также экспозицию, посвященную динозаврам.

Тем, кто путешествует семьей с детьми, стоит заглянуть в зоопарк Неру. Это самое крупное подобное заведение во всей стране. Более 250 видов представителей фауны, включая тигров, кенгуру, антилоп и экзотических рептилий, можно увидеть в этом зоопарке. Детям очень понравится то, что на территории зоопарка можно покататься на слоне — или на детском паровозике. Отдохнуть в этом месте смогут и любители неживой природы, ведь зоопарк расположен на живописном озере Мир Алам Танк. По озеру можно прокатиться на водном транспорте и насладиться водной прогулкой, а также осмотром множества птиц, которые часто мигрируют через это место.

Хайдарабад индия

Если кому-то не хватило наблюдений за природой, то можно отправиться в национальный парк Махавир Харина Ванастхали, который располагается примерно в 15 километрах от города. Это самая зеленая зона в окрестностях города, в особенности посещение парка понравится любителям оленей — здесь их несколько разновидностей.

Наконец, в городе есть и ботанический сад. Он не совсем большой, но стоит посетить его в вечернее время — в оформлении подсветки распустившиеся экзотические цветы и фруктовые деревья выглядят потрясающе.

В Хайдарабаде есть и привычные способы развлечься: кинотеатры, развлекательные центры. Конечно, не стоит забывать и про то, что попробовать и что взять с собой из путешествия.

Шоппинг в Хайдарабаде

Хайдарабад, как уже было сказано — столица драгоценностей. В городе работают самые лучшие мастера ювелирного дела. Благодаря этому здесь ювелирные изделия отличаются высоким качеством исполнения и, что немаловажно, достаточно низкой стоимостью работы мастера. В Хайдарабаде вы сможете купить драгоценности на 40% или даже на 60% выгоднее, чем в российских магазинах.

Кроме ювелирных изделий, обязательно стоит приобрести что-то традиционно индийское. Хорошим и колоритным местом является базар Лаад, где можно насладиться атмосферой индийского рынка и приобрести сувениры на память и вещи в подарок. Что же стоит обязательно привезти из Хайдарабада? Это могут быть:

  • предметы национальной одежды: яркие сари, тюрбаны;
  • индийская хна и другая натуральная косметика;
  • жемчуг;
  • пряности и специи;
  • чай.

Хайдарабад индия

Кухня в Хайдарабаде

В крупном городе можно найти заведения с самой разнообразной кухней и на самый разнообразный бюджет. Но, конечно, лучше всего заглянуть в рестораны местной кухни. Надо сказать, что в городе можно отведать не только индийские блюда, но и те, что изготовлены по рецептам древней могольской кухни, есть и много заведений с вегетарианской пищей, но при этом — и с мясными блюдами, популярней всего — курица. Самое популярное блюдо — это рис с различными острыми специями.

Хайдарабад — это смесь современных технологий и богатой истории. Мусульманского духа и индийских традиций. Здесь можно как окунуться в древность, так и увидеть шумную и полную колорита жизнь современных индийцев. Пусть этот город не расположен на побережье, но тем, кому интересна культура прошлых эпох и обилие развлечений, обязательно понравится в этом мегаполисе.

Источник: otdyhateli.com

…или Как мы выжили во всем этом бардаке.

А виза туда нужна?

Нужна, но дают ее очень легко. Для получения туристической визы в Индию не нужно вообще ничего, кроме действующего загранпаспорта, билетов на самолет и брони отеля. Визовый центр рядом с метро Сухаревская небольшой, народу там немного, сотрудники душевные. Визу делают несколько дней.

Нам нужна была виза для посещения конференции — у индусов это отдельный тип виз (в Европу на конференции ездят по обычной туристической визе). Поэтому у нас все было чуть сложнее, и не без вездесущего индийского колорита.

Для оформления визы на конференцию, помимо прочих документов, консульство потребовало от оргкомитета некую бумагу — что-то вроде разрешения на проведение конференции. Мы сначала попытались сами вытрясти эту бумагу из оргкомитета, но после недели общения по электронной почте и международному телефону перепоручили эту непростую задачу сотрудникам консульства. Чтобы они сами объяснили соотечественникам, чего от них хотят. Процесс затянулся. Остальные документы были давно собраны, мы сидели как на иголках. У нас даже завелся свой сотрудник консульства, которому можно было звонить на мобильник и спрашивать, как идут дела. До вылета оставалось меньше недели.

Наконец за два дня до вылета консульство и оргкомитет нашли общий язык. Мы подали документы, и за день до вылета получили готовые визы. Мы делегировали от нашей компании в консульство засланца. Там сначала попытались возмутиться, что визы выдают с пяти до шести и что это он тут вообще в обед делает. Но пробегавший мимо индус узнал его — а, так это вы! — и вынес ему наши паспорта. Вот так просто — без документа, без доверенности, без квитанции, без никто.

Бардак с одной стороны, человечность — с другой. Пытаюсь представить себе такое в шенгене — и не могу.

Как туда попасть

Проще всего — самолетом. В нашем случае это была авиакомпания Emirates, рейс из Москвы до Хайдарабада с пересадкой в Дубае. Лететь из Москвы в Дубай 5 часов, из Дубая в Хайдарабад 3,5 часа. Пересадка была 9 часов на пути туда и 5,5 — на пути обратно.

Аэропорт Дубая — это особенное впечатление. Во-первых, там +40. Ощущение — будто сидишь зимой в автобусе, и тебе в ноги дует печка. Только это не печка, это весь воздух такой. Во-вторых, это плавильный котел. Центр мира, где сходятся дороги пяти континентов. Здесь можно наблюдать представителей всех культур, освоивших авиасообщение. Индусы в ярких одеждах. Мусульмане: женщины наглухо замотаны в паранджи, расшитые золотом, мужчины в белых свободных одеждах. Африканцы и азиаты. Доминиканские монашки индийской национальности. Европейцы — в жалком меньшинстве. Кажется, здесь можно пожить с месячишко — и набрать гору культурологического материала, какой не соберешь и за годы экспедиций.

И отдельно хочу выразить восторг по поводу авиакомпании Emirates. Потому что такого великолепного сервиса в эконом-классе за приемлемые деньги я не встречала еще нигде. Самолет огромный, каждому пассажиру полагается подушка, одеяло и экранчик с музыкой, фильмами, играми и камерами, глядящими наружу самолета. Очень качественная еда и металлические приборы. Стюардессы в форме, которая радует глаз, и говорящие на нескольких языках из разных регионов мира. А еще где-то там есть не только бизнес-класс, но еще и первый класс. У них отдельный вход, и что делают с людьми там, я не знаю — может, предлагают кровать и персональную массажистку. Настоящий восточный дворец сказок.

Где там жить

Жилье в Хайдарабаде найдется на любой вкус. Хочешь прочувствовать местный колорит — подбирай себе отель подешевле или даже хостел. Хочешь глядеть на местный колорит из комфортного номера со всеми удобствами — добро пожаловать в отель подороже.

Мы жили в отеле под названием Justa the Residence. Он обладал тремя звездами и отдельными элементами местного колорита. Местный колорит выражался в завтраках из местной кухни и гипер-услужливых сотрудниках. Завтрак в первый день вызвал недоумение формата «что это такое и как это едят»; впрочем, мы почти сразу разобрались и дальше с удовольствием это ели. Сотрудники таскали наши вещи, открывали перед нами дверь и по утрам приносили газету. Мы списали это все на остаточную колониальность сознания. Номера скромные, но все необходимое там есть. К номеру прилагаются чайные пакетики, растворимый кофе и кофеварка, которую предлагают использовать и для кипячения воды. На крыше отеля находится ресторан, у которого есть закрытая и открытая часть. В закрытой его части мы завтракали, а на открытую выходили глазеть на озеро и малоэтажные здания квартала, тонущие в джунглях. Тропический ливень и кислый запах тухлятины прилагаются.

Хайдарабад индия
Открытая терраса ресторана

Хайдарабад индия
Вид с крыши отеля на озеро

Хайдарабад индия
Вид с крыши отеля в сторону от озера

Хайдарабад индия
Абстрактная скульптура в одном из коридоров

Конференция проходила в пятизвездочном отеле Mariott. В холле и конференц-зале шикарное убранство, не уступающее таковому в аналогичных отелях Европы. В номерах не была, но предполагаю, что там все тоже на высоте. Дворик отеля ухоженный, с множеством диковинных деревьев и цветов. Территория отеля обнесена колючей проволокой под током, на входе — шлагбаумы и рамки металлоискателей. Чтоб никакой местный колорит не прорвался.

Хайдарабад индия
Скульптурная группа на территории Мариотта

И оба эти отеля умудряются находиться в бедном квартале с домами-пеналами, козами и коровами. Так что совсем избегнуть местного колорита, увы, не получится даже в Мариотте.

Чем там питаться

Вся индийская кухня делится на две категории: острое и вегетарианское. К острому быстро привыкаешь, поскольку мяса все-таки хочется. Мясо — это чаще всего курица, хотя иногда попадаются и другие варианты. Гарнир — в основном рис и овощи. Индийскую кухню принято есть руками, но европеизированные индусы пользуются приборами, и европейцам их тоже выдают.

На конференции кормили так, что необходимости питаться где-то еще не возникало; возможно, это тоже делалось с целью защиты нежной психики европейцев. Ели в городе мы только один раз. Тогда нам попался очень приятный ресторанчик с китайской кухней. Порции в ресторане были большие; сотрудник-индус очень удивился объему заказанного и, в частности, объему заказанного чая (всего-то по чайничку на брата). Впрочем, мы справились. Думаю, что в центре города можно найти рестораны на любой вкус и кошелек.

Прежде чем есть в Индии уличную еду, стоит десять раз подумать, — пишут во всех путеводителях для европейцев. Мы пробовали один раз пить сок сахарного тростника, и нам ничего за это не было. Мне кажется, правильнее всего ориентироваться на внутреннее чутье и здравый смысл.

На что там смотреть

Индия — страна большая, и интересные места размазаны по ней тонким равномерным слоем. В Хайдарабаде есть три основных достопримечательности, куда нас возили: это Чарминар, Голконда и комплекс гробниц султанов Кутб-Шахи. Чар-Минар и комплекс гробниц — это памятники мусульманской архитектуры XVI-XVII века. Они совершенно не ухоженные, но их былая красота проступает и из-под грязи и подтеков. Если бы их кто-нибудь отреставрировал — были бы конфетки. Голконда производит совсем другое впечатление: живописные руины замка на зеленом холме. Резьба по камню там потрясающая.

Но главное, что стоит увидеть в Индии — это даже не достопримечательности. Это уклад жизни, совершенно отличный от того, к чему мы привыкли. Это совершенно другая культура и совершенно другой взгляд на мир. В Индии, глядя вокруг, понимаешь многое про то, какой разный у нас мир и насколько сильно жизнь людей может отличаться от того, что мы видим в Европе.

Как перемещаться в пространстве

Транспорт по стране — это самолеты и поезда. А для перемещения внутри города есть несколько опций.

Всех иностранцев первым делом стремятся засунуть в такси и перемещать исключительно в нем. Помимо стандартного для нас варианта, когда такси просто отвозит тебя из точки А в точку Б (у индусов это называется drop-off), для иностранцев есть так называемые пакеты (packages). Можно выбрать пакет на 1, 3, 6 часов и другое количество времени. И все это время такси будет тебя катать: отвозить куда надо, ждать и потом везти в следующую точку. Туристы пользуются таким для шопинга и осмотра достопримечательностей. Такси комфортно и стоит по нашим меркам недорого: drop-off порядка 100-200 р, пакеты пропорционально дороже. Но это — совершенно неинтересно.

Гораздо интереснее рикши. Их можно вылавливать из потока индийской жизни и уговаривать отвезти тебя в нужное место за удобные тебе деньги. Их тарантайки снабжены счетчиками, но ездить по счетчику туристам категорически не рекомендуют: ушлые аборигены будут везти тебя в соседний квартал через полгорода, лишь бы посильнее его накрутить. Лучше договориться с рикшей о цене заранее. Соглашаться на первую предложенную цену тоже не советуют: она гарантированно будет раза в три выше, чем реальная стоимость поездки. Прежде чем ехать, нужно с рикшей поторговаться и скинуть цену. Торговаться следует, активно применяя язык жестов, поскольку с английским у рикш обычно не особо хорошо. Мы этим вполне успешно развлекались.

Еще в Хайдарабаде есть автобусы, но этих переполненных людьми монстров мы сторонились. Пешком и на рикше все равно смешнее.

Где делать покупки

Для шопинга в Хайдарабаде есть специальный квартал Basheer Bagh. Магазинов там великое разнообразие; мы освоили один из них — Woman’s World, магазин национальной женской одежды.

Покупать национальную одежду в Индии — это отдельное искусство. В магазине первые два этажа были целиком заняты сари. На третьем этаже продавалась другая одежда: платья, рубашки, туники и штаны. Подогнать одежду по фигуре может специальный портной прямо в магазине, в течение пары часов. К некоторым платьям отдельно прилагаются рукава. Их можно попросить пришить, а можно оставить как есть.

Одежда бюджетная и при этом яркая и необычная — как раз как я люблю. Качество, правда, не суперское — но за такие деньги почти совсем не обидно. Обиднее, что эта красота недолговечна.

А главным хайдарабадским сувениром считается жемчуг. Но как раз его-то мы и не купили — как-то руки не дошли.

Антисанитария: наш опыт

Индийская антисанитария — одна из любимейших страшилок для туристов. О ней пишут туристические сайты и рассказывают родственники, советуя по примеру двоюродного дяди-дипломата непременно взять с собой марганцовку — фрукты мыть.

Марганцовку в наше время днем с огнем не сыщешь, но от индийской антисанитарии хотелось как-то себя обезопасить. Мы набрали с собой, помимо стандартной аптечки путешественника, целый набор разнообразных лекарств от желудочно-кишечных расстройств, антисептические влажные салфетки и средство для протирки рук со спиртом.

К счастью, почти ничего из этого нам не пригодилось. Оказалось, что в Индии, чтобы не обрести приключений на свое здоровье, достаточно соблюдать обычные правила гигиены. Мы мыли руки с мылом перед едой, в течение дня время от времени протирали их салфетками или средством. Для чистки зубов мы использовали кипяченую воду. Пили воду в бутылочках, которую раздавали на конференции всем желающим. Бутылочки были маленькие, на 200 мл, и совершенно очаровательные, за что были окрещены бутылёчками. Фрукты перед едой тоже всегда мыли с мылом.

Особо впечатлительным следует опасаться психосоматики, помноженной на окружающие ароматы. В первый день, попробовав местной еды, мы съели активированного угля — больше с перепугу, чем по показаниям. Потом пугаться перестали, и есть активированный уголь необходимость тоже отпала.

Еще в Индии не советуют купаться в пресных водоемах. Там сидит червь ришта, который залезает человеку под кожу, и получается плохо.

По мере пребывания в Индии происходит постепенное ослабление бдительности в отношении желудочно-кишечных дел — видимо, параллельно с привыканием организма к местным условиям. Европейцы, пожившие в Индии долго, пишут, что воду из-под крана перестали бояться брать в рот уже к середине первого месяца. У меня этот момент наступил вечером перед отъездом: задумалась, когда чистила зубы. И ничего страшного со мной не случилось. Здесь как с едой: внутреннее чутье и здравый смысл — наши лучшие друзья.

Источник: veniklighter.livejournal.com

Хайдарабад индия

В январе я второй раз побывал в Индии. Шесть лет назад я был на севере страны — в Раджастане и Пенджабе. А теперь решил посмотреть южные штаты Карнатаку и Кералу. Но начал свое путешествие с города Хайдарабада. Причин тому две. Первая — логистическая: из Хайдарабада можно довольно легко добраться до туристических мест на северо-востоке Карнатаки. А вторая — желание посмотреть на сам город, считающийся одним из центров индийских мусульман.

Хайдарабад, по индийским меркам, довольно молод. Он был основан в 16м веке местными мусульманскими правителями. Поэтому не удивительно, что самая старая часть города является большим мусульманским кварталом. В центре него возвышается Чарминар ("четыре минарета") — необычный гибрид мечети и триумфальной арки. Я уже давно хотел на него посмотреть. Но "вживую" здание оказалось не таким впечатляющим, как на фотографиях. Чарминар стоит на перекрестке посреди базара, поэтому вокруг всегда суматоха и плотный поток транспорта.

Видите "палатку" под правым минаретом? Это небольшое индуистское святилище, поставленное прямо под мечетью. Удивительно. Видимо, индуистам тоже хотелось приобщиться к "месту силы". Или просто решили показать, "кто в доме главный".

Хайдарабад индия

Вид на одну из окружающих улиц в проеме других триумфальных ворот.

Хайдарабад индия

По соседству с Чарминаром стоит большая мечеть Мекка, в которой покоятся останки местных правителей.

Хайдарабад индия

Большинство хайдарабадских мусульман обычные сунниты. Но есть и значительный процент шиитов, с которыми, видимо, связаны некоторые "причуды" местного ислама. Например, тут и там в городе можно увидеть изображения тигров.

Хайдарабад индия

К сожалению, местные жители по-английски почти не говорят, и все мои попытки на месте выяснить смысл этих изображений заканчивались репликами типа "Это бог" (в чем я сильно сомневаюсь). В интернете по этому поводу тоже нет никакой информации. Возможно, эти изображения связаны с образом почитаемого шиитами имама Али, прозванного "львом" за свою храбрость. Само название Хайдарабад, кстати, тоже переводится как "Львиный город".

Хайдарабад индия

Обратите внимание на женщин-ниндзя. Таких в Хайдарабаде не меньше, чем на Ближнем Востоке.

Хайдарабад индия

Стена одного из зданий в старом городе покрыта изображениями главных шиитских мечетей.

Хайдарабад индия

Не помню, чтобы в первую поездку по северу Индии я замечал много цветов среди мусульман. А вот на юге я сразу заметил, что местные мусульмане, подобно индуистам, активно используют цветы в своих ритуалах.

Хайдарабад индия

Еще я обнаружил в мусульманском квартале целую улицу, занятую исключительно конторами, предлагающими оформление всяких поздравительных открыток и приглашений (в основном, на свадьбы).

Хайдарабад индия

Все открытки большого размера, с солидными "кондовыми" конвертами. Украшены цветочками и изречениями из Корана.

Хайдарабад индия

А в индуистском квартале есть своя такая же улица. И открытки там украшены уже совсем по-другому.

Хайдарабад индия

"Визитной карточкой" местной кухни считается хайдарабадский бирьяни с курицей или бараниной. Это рисовое блюдо отличается от плова тем, что рис и мясо готовят по отдельности и смешивают, как правило, непосредственно перед подачей на стол. Едят правой рукой.

Хайдарабад индия

Хайдарабадский бирьяни мне не понравился. Вкус у него слишком "простецкий", а перца кладут чересчур много. Зато потом в Керале мне очень понравился малабарский вариант бирьяни с разными пряностями, орешками кешью и двумя видами подлив.

Еще одна специфическая черта хайдарабадской кухни — такие квадратные лепешки. Очень вкусные, когда еще теплые.

Хайдарабад индия

Уличные торговцы продают фрукты по фиксированной цене. Раньше я такого на Востоке не видел. Кстати, разделите надвое и получите цену в рублях.

Хайдарабад индия

Афиши шедевров местного синематографа.

Хайдарабад индия

Продавец овощей в индуистском квартале.

Хайдарабад индия

А вообще Хайдарабад не такой архаичный город, как может показаться после просмотра этих фотографий. В нем есть вполне современные районы, ближе к окраинам. Есть новый аэропорт. Сейчас даже строят метро. А еще есть район Киберабад, который соперничает с Бангалором за право быть центром IT-индустрии в Индии.

Как я уже упомянул, из Хайдарабада довольно удобно добираться в северную часть штата Карнатака. Есть ночные автобусы в Хампи и в Биджапур. В последний можно доехать и на поезде, но из соображений безопасности я предпочел автобус. Про Биджапур я расскажу немного в этом посте, поскольку этот маленький городок, населенный, в основном, мусульманами, близок по духу к Хайдарабаду.

Хайдарабад индия

Биджапур, основанный в Средние века, был центром небольшого мусульманского княжества. Местные правители периодически то добивались независимости, то входили в состав более крупных держав. Одно время город был даже частью владений хайдарабадских монархов, но не долго. До наших дней в Биджапуре сохранилась крепостная стена, окружающая старый город, а также многочисленные мечети и мавзолеи. Гол Гумбаз — самый большой из этих мавзолеев. Можете оценить его масштаб, если разглядите на фотографии фигурки людей перед зданием.

Хайдарабад индия

Подкупольное пространство создает сильное эхо, с которым непременно развлекаются многочисленные посетители. Из-за непрестанных многократно повторяющихся криков ощущения внутри мавзолея довольно психоделические.

А в целом городок спокойный и приятный. В старых кварталах можно увидеть почти пряничные домики.

Хайдарабад индия

Хайдарабад индия

На улицах полно всякой пасторали.

Хайдарабад индия

Хайдарабад индия

Местные мужики доят буйволов.

Хайдарабад индия

И прямо на улице, посреди мусора, бреют других мужиков.

Хайдарабад индия

Но не это удивительно. А то, что по улицам мусульманских кварталов разгуливает множество свиней типа "кабанчик". Насколько я понял, свиньи здесь выполняют роль дворников, поскольку без разбору поедают все остатки продуктов, которые выбрасывают местные жители.

Хайдарабад индия

Источник: zamkosmopolit.livejournal.com


Categories: Индия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.