14 сентября 1052 года был освящен Софийский собор в Новгороде. Строительство храма началось в 1045 году, когда князь Владимир по велению своего отца Ярослава Мудрого заложил церковь на берегу Волхова. София стала центром, символом и святыней города. За многовековую историю собора вокруг него сложилось множество легенд. Вот некоторые из них

1. Святой Князь Новгородский Владимир, по приказу которого был построен храм, после освящения собора прожил лишь 20 дней. Он умер 4 сентября в возрасте 32-х лет, и Софийская церковь стала молодому князю усыпальницей.

2. На кресте главного купола собора Святой Софии находится фигурка голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный со своими опричниками жестоко расправился с непокорными жителями вольного Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Взглянув сверху на страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. Позже одному из монахов во сне явилась Богородица и сказала, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.


3. В Софийском соборе находится святыня Великого Новгорода – икона «Знамение Пресвятой Богородицы». На иконе — образ Богородицы с молитвенно воздетыми руками и с изображением младенца Христа на груди. Легенда гласит, что зимой 1169 года произошла знаменитая битва суздальцев с новгородцами. Огромное войско осадило вольный город. Силы были неравны. Новгородцам оставалось лишь молиться и надеяться на чудо. Настоятель Иоанн три дня молился в храме Святой Софии. На третью ночь он услышал голос, повелевший снять с иконостаса икону Божией матери и установить ее на стену города. Когда Иоанн отправился за иконой, сами собой зазвонили колокола на соборе. Когда иконы поставили на крепостную стену, несколько вражеских стрел вонзились в святой лик. И тогда случилось великое чудо — икона сама повернулась лицом к городу, и с нее полились слезы. В это время на врагов нашло затмение – они перестали отличать своих от чужих и нападали друг на друга. В страхе суздальцы покинули новгородские земли. В XX веке во время реставрации икона была тщательно исследована. Легенда подтвердилась: в доске были обнаружены следы от наконечников стрел.

4. Новгородские летописи рассказывают еще одну легенду. В 1045 году собор Святой Софии начали расписывать греческие мастера. Они должны были изобразить на своде храма Спаса Вседержителя с простертой правой рукой.
онописцы приступили к делу, изображая Христа по православным канонам: «написаша образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со благословляющею рукою». Но наутро все увидели не благословляющую, а сжатую в кулак руку. Трижды переписывали образ мастера, изображая Иисуса с благословляющей правой рукой, и трижды наутро рука оказывалась сжатою. И когда на четвертый день иконописцы опять решили переписать руку, услышали они повелевающий с небес голос: «Писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание…»

5. С одним из колоколов Софийского собора связано предание. Иван Грозный ехал в храм слушать обедню, и когда царский конь вступил на Волховский мост, звонарь сильнее обычного ударил в колокол, приветствуя царя. Звон был таким оглушительным, что конь испугался и чуть не скинул царя в реку. Разгневанный Иван Грозный велел отрубить колоколу уши, оставив его на одной матице (средней петле). Но даже после этой экзекуции «мятежный» колокол еще долго висел на звоннице и получил прозвище «безухого».

Источник: www.samara.kp.ru

История основания

Возвели его из известняковых плит и ракушечника. До XII века, стены внутри и снаружи были намного темнее, позднее его оштукатурили.

На протяжении всего периода существования строение претерпело множество реконструкций. Изначально в храме были открытые галереи, но из-за холодного климата, их заложили и он приобрел «строгий» вид. «Златая» паперть появилась позже. Позолота на главном куполе появилась только в XV веке.


Построили храм на самом высоком участке во всем городе. Перед каменным сооружением, на этом же месте стояла деревянная церковь.

Освящение главного престола произошло в 1052 году, в канун Воздвижения Креста. И сразу же после этого, он становится основным кафедральным храмом Новгородской епархии.

На базе церкви работала библиотека, велась летопись. Здесь работали иконописцы и златокузнецы. Около храма проводились вече, выборы, отсюда уходили на войну дружины.

Само строительство велось ускоренными темпами. Все мастера были приглашены из Киева, ведь в Новгороде еще не знали о каменном строительстве. Поэтому архитектура собора очень напоминает храмы в Киеве.

Большевики национализируют храм и открывают в нем антирелигиозный музей. На всеобщее обозрение были выставлены все ценные вещи, которые были в церкви. Сделали это для того, чтобы показать «несметные богатства» церковников.

После Второй мировой войны храм полностью восстановили и отдали под музей-заповедник. В лоно Русской православной церкви, Софийский собор вернулся только в 1991 году.

Архитектурные особенности

Это пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. Со всех сторон, кроме восточной, к строению примыкают галереи в два этажа. Маковицы глав имеют форму шлемов, которые носили военные Древней Руси.


Вместе с галереями, собор вытянут на 34,5 метров, а по ширине составляет 39,3 метра. Высота от самой верхней точки (центральный крест) до уровня пола – 36 метров. Ранее храм был выше на метр.

Толщина стен составляет 1,2 метр. Скрепляли их известковым раствором, а камни клали неотесанными, выровняли их только снаружи. Все своды и арки выкладывали кирпичами. 

София новгородская храм

Святой героический князь

На одной из стен храма есть памятная доска. Текст на ней говорит о том, что от храма уходили войска князя Александра Невского. Князь был потомком Рюрика и Мономаха, который сумел разбить шведов на Неве. Свою фамилию он получил из-за победоносного сражения на Неве. Считается, что тевтонских захватчиков (немцев) именно Невский прогнал из большинства российских городов.

Александр после 1251 года стал великим князем Владимирским. Именно он отверг предложение о переходе в католическую веру от Папы Римского. Позднее умело вел переговоры с Золотой Ордой. После смерти канонизирован. Даже Сталин отметил его подвиги, объявив его национальным героем. По этому случаю даже был учрежден почетный орден имени князя.

София новгородская храм

Магденбургские врата


Эти врата имеют еще несколько наименований: «Корсунские», «Сигтунские» и «Плоцкие». Расположены врата на западном портале собора. Портал полностью покрыт рельефными изображениями по мотивам из Евангелия. Наносили их западноевропейские мастера. Длительное время (несколько веков) портал являлся торжественным входом.

Ряд историков считают, что рисунки изготовлены в Магдебурге в 1153 году. В Новгород они попали в качестве трофея в 1187 году, после похода в Сигтуну (шведская столица). Через 5 столетий во время оккупации Новгорода, шведский главнокомандующий вспомнил об утраченной реликвии. Но даже у врага не хватило моральных сил снять барельеф с центральных врат собора.

София новгородская храм

Крест главного купола и легенда о голубе

На вершине купола собора красуется свинцовый голубь. Относительно птицы есть красивая легенда. Во время подавления бунта в Новгороде Иваном Грозным, на крест сел голубь. Увидев происходящее, голубь моментально окаменел, ведь целый месяц по улицам города текли реки крови. До происходящих событий местному монаху приснился сон, что Богородица пришлет голубя Новгороду, как символ защиты города – «Сколько будет голубь находиться на кресте святой Софии, столько город будет в безопасности».


София новгородская храм

С крестом главного купола связана другая, реалистичная история. Во время Великой Отечественной войны, крест был перевезен в Испанию. Почем именно туда? «Голубая дивизия» — испанские добровольцы, воевавшие за Третий Рейх, после попадания снаряда в центральный купол, решили спасти реликвию и укрыть ее в своей стране. Свои действия они мотивировали тем, что святыня не может находиться в России, так как там она будет осквернена. Вернулась святыня на Родину в 2004 году, но взамен была передана точная копия.

София новгородская храм

Граффити Софийского Собора

Покажется совершенно невероятным, что в древние века люди могли заниматься вандализмом. Кто мог допустить, чтобы на стенах святыни появились надписи? Однако в те времена, это было нормальным и лишь подтверждало тот факт, что в стране множество грамотных людей. На церкви найдено несколько надписей, это нацарапанные на стенах молитвы, церковные тексты. Некоторые надписи служили в качестве пометки для тайника церковного служителя. Много автографов на хорах, включая оставленные женской рукой, то есть даже женщины на патриархальной Руси умели читать и писать. А есть трагические истории, зафиксированные на стенах. И самое интересное, что все они находятся в самых неожиданных местах, в поисках граффити можно устроить настоящий квест.

София новгородская храм

Росписи и иконы


Увы, но внутреннее убранство время не пощадило. Но еще остались реликвии, которые по-настоящему достойны внимания. Прежде всего, это лики Святых Константина и Елены на Мартирьевской паперти. Изображение нанесено в XI веке. Интересный факт, что роспись производилась по сухой штукатурке, что является большой редкостью. Отличительная черта этой техники – кажется, что изображение парит. Считается, что именно эта техника была самой популярной у древнерусских мастеров, которые расписывали деревянные строения.

От алтаря, расписанного в XI веке, осталось только две иконы: «Спас на престоле» и «Апостолы Петр и Павел».

Историки установили, что окончательно внутренняя роспись храма была завершена в XII веке. От этой росписи остались напоминания на простенках барабана. Это трехметровые фигуры пророков, изображение Деисуса.

Высокий иконостас был расписан в промежутке XIV-XVI веков.

Пределы церкви посвящены Богородице. В пределе Рождества Богородицы роспись была создана в XVI веке, по некоторым данным, автором являлся Миней.

Считается, что икона Премудрости Божией является чудотворной (главная икона собора), а также «Знамение» и «Тихвинская». На главной иконе изображен Божий Сын в виде багрового ангела, то есть до телесного воплощения на земле.


Особо почитаемая среди местного населения икона «Знамение». С ней связана интересная легенда. В 1170 году, во время осады Новгорода, войсками князя Боголюбского, было явное не равенство сил, за счет численного превосходства противника. Считается, что она явилась святителю Иоанну во сне и тогда он совершил обход с иконой по крепостной стене. Когда стрела завоевателей попала в нее, всех противников охватил необъяснимый страх, они бежали и были разбиты. И действительно, на иконе сохранился след от стрелы.

София новгородская храм

Некрополь

По древней традиции, в храмах обустраивали некрополи. Не стал исключением и Софийский собор. В некрополе нашли свой последний приют епископы и князья. Здесь хранятся мощи 6 святых:

  • жены Ярослава Мудрого;
  • сына Владимира Ярославовича;
  • князя Мстислава;
  • князя Федора;
  • архиепископа Иоанна;
  • епископа Никиты.

Княгиня Ирина в свое время заложила традицию, которую соблюдали длительное время, хотя по происхождению она была шведкой. К концу жизни княгиня покинула светский мир и ушла в монастырь. Она являлась основательницей монастыря в Киеве, попала в Новгород, когда переехала к сыну Владимиру, во время открытия Софийского собора. В монашестве приняла имя – Анна.

Иоанн удостоился звания «святого», так как считается, что именно его молитвы спасли Новгородский город от суздальцев в 1170 году. В 1172 году он во Владимире вел переговоры с Андреем Боголюбским о мировом соглашении.

А епископ Никита заполнился в истории по следующей легенде. В юношеские годы он стал на греховный путь, забыл о чтении Ветхого и Нового Завета, перестал возносить Богу молитвы. Позднее он опомнился, но понял, что разучился читать и ему пришлось заново изучать грамоту.


София новгородская храм

Звонница

Это отдельное сооружение, появившееся в XV веке. Звонница является самой древней на всей Руси.  На сооружении заметны частые перестройки, следы от артиллерийских снарядов. Занесена в охранный список ЮНЕСКО.

На звоннице есть смотровая площадка, куда можно подняться с апреля по сентябрь.

Звонница является чисто новгородским изобретением. Представляет собой конструкцию с несколькими колоколами. Когда звонили все колокола, то звук от них был слышен на 50 км. Повторить такое же сооружение на протяжении всей истории удалось только 2 раза. Считается, что именно звук звонницы вдохновлял Рахманинова, который начал использовать звучание колоколов в академической музыке.

На звоннице был даже так называемый светский колокол, то есть без креста.

Во время Второй мировой войны колокола пытались сохранить. Часть была перевезена в Кириллов, часть утонула в реке, а некоторые были закопаны на берегу Волхов. Все сохранившиеся колокола все равно сильно пострадали и в них нельзя звонить. Они являются частью экспозиции Софийской звонницы, Валдайского и Кирилло-Белозерского музеев.


Вокруг одного из колоколов, который не сохранился до наших времен, есть интересная легенда. Во время правления Ивана Грозного, в день, когда он отправился к обедне в Софийский собор, во время перехода по мосту через реку, звонарь стал звонить. Но громких звуков испугалась лошадь и Грозный чуть не упал в реку. После чего он приказал отрубить колоколу уши и оставить только среднее. В итоге «казненный» колокол стали называть «безухий».

София новгородская храм

Информация для посетителей

Софийский собор расположен на территории комплекса Новгородский Кремль. Двери для посетителей открыты с 8 утра и до 8 вечера. Церковь действующая, поэтому при посещении придется соблюдать правила, то есть женщины должны быть в юбках и с покрытой головой, а мужчинам нельзя входить в шортах.

Доехать до кремля можно общественным транспортом. До Сенной площади курсируют автобусы №№ 17, 17А, 7, 7А, 26.

Заключение

Софийский собор – бесценный памятник древнерусского зодчества. По сегодняшний день эти стены хранят множество тайн и сокровищ. По одной из легенд, Иван Грозный нашел здесь «схоронку» князя Владимира. При этом он четко указал место, где был обнаружен тайник. В тайниках собора хранилась даже казна Новгородской республики.

Источник: zametki-turista.com

Описание

Не ищите храм Св Софии в Нижнем Новгороде: его вотчина, как его величали прежде — господин Великий Новгород! Эта крестово-купольная постройка относится к старым временам. Но даже тогда такие строения были редкостью, особенно на Русской земле. Пятинефное сооружение представляет собой уникальное архитектурное решение. Подобные строения создавались только в одиннадцатом веке. Кроме него существует всего несколько сооружений подобного типа. Например, одно из знаменитых сооружений находится в Киеве, это церковь Ирины и Георгия. Некоторые строения есть и в Полоцке, к ним относится Софийский собор, и такой же на Украине в Киеве.

Апсиды в строении можно насчитать всего три. Основная пятиугольная, а боковые круглые. Основная конструкция окружена галереями, имеющими огромную высоту и ширину в два этажа.

Собор занимает обширную территорию. В ширину он почти сорок метров. А в длину почти тридцать пять. Стены храма вложены из разных пород известняка, их толщина огромна — 1,2 метра.

Интерьер храма представляет собой типичный для тех времен Киевский стиль, который в свою очередь был создан на Византийских мотивах. Таким образом, храм представлен некоторым смешением традиционного киевского русского и византийского направлений.

Географическое положение и место на карте

Находится собор в самом центре города. На территории Новгородского Кремля, в строении под номером одиннадцать. Такое расположение строение получило не случайно. Храм должен был олицетворять душу Новгородской земли, стать ее настоящим живым сердцем. Недаром еще в те времена говорили: «Где Святая София — там и Новгород!»

История строительства

Кратко историю строительства этого великого храма не расскажешь… В 1946 году князь Ярослав Мудрый посетил Великий Новгород, в котором правил его сын Владимир. Тогда же он приказал заложить Храм на месте сгоревшего деревянного в 989 году. Заложить новую постройку было решено немного севернее места нахождения старой. Строительство длилось пять лет до 1951 года. Тогда же собор был освещен и признан действующим. Изначально Храм не отличался кристально белыми стенами. Под действием Византийского направления при украшениях подобных построек, было решено стены храма не белить. Интерьер храма украшал известняк разных пород и множество фресок. Побелили стены только в 1154 году.

В восемнадцатом веке к двум фасадам были пристроены несколько контрфорсов. Это было сделано для укрепления стен с южной и северной стороны здания. Однако уже при реставрации в 1895 году стены были укреплены и пристройки убраны. Таким образом, сооружению вернули первоначальный вид. Работа проходила под руководством архитектора Н. С. Кудюкова.

Следующие изменения произошли после революции в 1922 году. Тогда, под действием специальной программы советской власти, все церковные предметы, имеющие ценность, были изъяты из Храма. В 1929 году его закрыли. Вместо него в здании был открыт антирелигиозный музей.

Нелегко зданию пришлось и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году он подвергся массовой бомбардировке. После попадания снарядов выстоял, но был сильно поврежден.

После войны в 1950 году здание было восстановлено. В нем открыли Новгородский музей-заповедник.

В 2005 году была создана программа по реконструкции древних сооружений. В Новгородском соборе была произведена реконструкция, в ходе которой заново отстроились купольные строения.

Живопись и архитектурные особенности

Внутри собора можно увидеть пять столпов, на которых держаться своды.

Южная паперть служила для погребения владык, членов княжеской фамилии и самых знатных государственных деятелей. Сейчас там же располагается основной вход.

Обширные полати служили местом пребывания великого князя и его семьи во время богослужений. В настоящее время тут находится церковный хор во время церемоний.

Архитекторы сооружали это с двояким значением. В первую очередь это облегчение конструкций в верхней части здания. Вторым предназначением архитекторского решения являлось поглощение сильного эхо, без потери громкости звука. Это было крайне важно для церковных песнопений и проведения богослужения.

Долгое время после открытия собор практически не украшали изобразительными произведениями искусства. Одним из самых первых, появившихся на стенах собора, стало изображение святых Константина и Елены. Оно сохранилось до наших дней.

Одним из самых знаменитых художественных произведений являлось изображение Христа Вседержителя, которое располагалось под центральным куполом. К сожалению, во время войны оно было уничтожено.

Древнейшие граффити на стенах

В конце девятнадцатого века на стенах собора были впервые обнаружены древнейшие надписи. Самые старые были созданы в конце одиннадцатого в начале двенадцатого века. Некоторые из них называются глаголическими и принадлежат к редчайшим произведениям письменности. В 2012 году собрание таких редчайших рукотворных произведений древности в храме достигло двенадцати эскапад. Всего же к 2014 году вместе с кириллическими надписями количество надписей в соборе насчитывало более 800. Одними из самых известных стали прорицание жрецов и выписки из «Слова о полку Игореве». К примеру, на одной из стен исследователи обнаружили сообщение, содержащее информацию о том, что умер Ярослав Мудрый, Великий Киевский князь.

Чудотворные иконы Софийского собора

Иконы всегда играли особую роль в жизни православных людей. Издавна их почитали верующие. Изображения святых имели сакральный смысл и считались посредником между простыми смертными и Божественной силой.

В храме располагаются три иконостаса. Присутствуют здесь и чудотворные иконы. Одной из самых знаменитых является икона Знамение Пресвятой Богородицы. Имеет средние размеры 59 на 53 сантиметра. На ней изображена Пресвятая Богородица вместе с младенцем на груди, который вписан в круг. Писание произведения относят к 12 веку, иконографическому типу Оранта. В него включают изображения Божией Матери с поднятыми руками в молитве. Празднование в честь нее проводится до сих пор дату 27 ноября.

Еще одной прославленной чудесами иконой в этом Храме является София Премудрость Божия. Она была написана в 15 веке. В центре изображен огненный ангел, справа Иоанн креститель с пергаментом, слева Богоматерь с младенцем. Наверху золотой трон и раскрытая книга – символ Божьего присутствия и благословляющий Спаситель с коленопреклонными ангелами. По древнему приданию эта икона обладает силой чудодейственного исцеления. Каждый год в день празднования восхваления этой иконы, 15 августа, тысячи людей стекаются в Храм, чтобы отдать дань уважения и попросить о помощи.

Тихвинская икона Богородицы, не менее знаменита по всему миру, чем остальные. Её создание относят примерно к 1383 году, именно тогда она была обнаружена. Относится к иконографическому типу Одигитрия. По приданию это канон изображения Богородицы задал еще сам святой Лука. На ней Сын Христос находится на руках Богородицы. Левая рука находится у Него в благословляющем жесте, а в правой Он держит свиток со святым писанием.

Также икона была с Новгородцами, помогая им заключить Столбовский мир. Когда Шведы, выигрывая по численности, вдруг испугались невидимой мощи и сбежали, город был спасен. Сейчас эта святыня находится в Рождественском иконостасе Новгородского Храма.

Святые мощи

В православии особую роль имеют особые останки людей, которые называют мощами. Обычно они нетленны. Им причисляют многочисленные чудеса спасения и исцеления, почитают так же, как и чудотворные иконы. Почитать мощи начали еще в 787 году по решению Седьмого Вселенского Собора.

Одними из самых известных мощей в Софийском соборе являются останки пресвятого Саввы. Он относится к лику преподобных. Его память почитают 5 декабря, в день смерти. Его останки относят к нетленным.

Также в соборе находятся мощи членов княжеской фамилии, которых причислили к святым. А именно княгини Ирины, её мощи передали в собор только в 1991 году. И ее сына Владимира, почитается в день смерти 4 октября. А также двух князей Федора (почитается 5 июня) и Мстислава Храброго. Епископа Никиты (почитается 31 декабря) и Архиепископа Иоанна, мощи которого извлекли только в 1919 году.

Магдебурские врата

Были созданы в 1153 году, также именовались Корсунскими. Имеют западноевропейский стиль, потому как создавались на заказ зарубежными мастерами. Бронзовые двери, которые ведут в предел Рождества Богоматери. Через некоторое время эти врата были перенесены в западный портал собора. Много веков подряд эти великолепные врата служили главным входом в Храм для особых торжеств и церемоний, именно через них проходили князья и княжны. Сейчас их открывают только по особым случаям. Это делает лично архиепископ митрополит Новгородский Лев.

История креста главного купола

Крест этого храма отличается от остальных одной особенностью: на его вершине располагается голубь. Он символизирует Святой Дух. Сама церковная реликвия имеет богатую историю.

В 1942 году купол собора был разрушен во время бомбардировки города немецкими войсками. Множество предметов изобразительного искусства, архитектурных памятников и культурных ценностей было вывезено из великого города чужеземными захватчиками. В том числе и золотой крест с купола Храма. Подразделением «Голубой дивизии» он был отправлен в Испанию, как военный трофей. На Родину он был возвращен только в 2004 году усилиями Российского Патриархального сообщества в совместительстве с правительством Российской Федерации. Были назначены переговоры Испанского и Российского правительства, в ходе которых Король Испании согласился передать реликвию на Родину. Обратно в музей Испании отправили точную копию архитектурного памятника, а вторую копию разместили на куполе Собора в 2007 году. Оригинал же креста, возвращенный на Родину с большим трудом, хранится в недрах Храма, как ценная реликвия.

Легенда о каменном голубе

Вокруг древнего собора собрано множество сказаний и былин. Некоторые из них имеют под собой документально зарегистрированные сведения. К одному из таких относится легенда о каменном голубе.

По легенде Иван Грозный изуверски и незаслуженно поступил с новгородским народом. Тогда на крест собора опустился обычный живой голубок. Он посмотрел вниз и, узрев безобразное зрелище, обратился в камень. Потом одному из священнослужителей пришло видение о том, что птица прилетела в город как утешение, и, пока она располагается на кресте, город оберегают ангелы с небес.

Заключение

В Новгороде этот великий храм относится к древнейшим памятникам архитектурного зодчества. Выступает он в роли уникальной постройки с точки зрения не только ансамбля архитектурного, но и духовного богатства.

Многие туристы приезжают в город с целью посещения великого собора. Его история настолько богата и разнообразна, что можно было бы этому посвятить целую книгу. Но, несмотря на все трудности и невзгоды, которые пришлись на Новгородскую землю за всю ее богатую историю, собор выстоял и до сих пор хранит жителей этого прекрасного края. Не это ли является признаком высшего благословения и присутствия Святого Духа в стенах храма.

Смотрите видео, в котором историк рассказывает о самой древней сохранившейся каменной постройке в России — Соборе Святой Софии в Новгороде:

Источник: 101mesto.com


Categories: Храм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.