КИТАЙ. ЛОЯН. ПЕЩЕРЫ ЛУНМЫНЬ

Пещерные храмы китая

Все знаменитые древние памятники Китая отличаются величественностью и размахом. Каждая известная постройка или скульптура поражает своими размерами. Пещеры Лунмынь — яркий тому пример. Лунмынь — «Каменные пещеры у Драконовых ворот» — комплекс буддийских пещерных храмов в китайской провинции Хэнань.

Пещеры тянутся на протяжении километра по склонам гор Сяншань и Лунмэньшань, между которыми протекает река Ихэ. Именно здесь, в пригороде древнего города Лояна, на протяжении V–X веков создавался колоссальный буддийский храмовый комплекс Лунмынь. Пещеры высекались в известняковых скалах по берегам реки Ихэ, в период правления империи Северная Вэй и династии Тан.


Пещерные храмы китая

Древний город Лоян стал первым местом, куда пришел буддизм. Значение столицы китайского буддизма город Лоян обретет в V в. н. э., когда в 493 г. он становится и столицей всей Поднебесной. Именно здесь построили первый буддийский храм Китая. Основали его при покровительстве ханьского императора Мин-ди в 68 году н. э.

Как гласит предание, поводом к основанию храма стал приснившийся императору сон о якобы прибывшем с запада (у древних китайцев это направление ассоциировалось со страной мертвых) исполинском божестве, от которого исходил свет. Решив, что речь идет о Будде, император снарядил в Индию делегацию, которая вернулась в Лоян со статуей Гаутамы и священным текстом «Сутра из 42 глав» (краткое изложение учения Будды из 42 глав). По возвращении делегации, император распорядился основать буддийский храм — Храм Белой Лошади. Свое название храм получил от белой лошади, на которой в Китай и прибыли первые буддистские святыни. Этот храм сохранился и до наших дней.

Пещерные храмы китая


Буддийский храмовый комплекс Лунмынь включает в себя более 2345 гротов с храмами, которые содержат около 2840 табличек с надписями, около 60 пагод и более 100 тыс. скульптур Будды!

В 493 г., при императоре Сяовэне, династии Северная Вэй, начались работы по созданию пещер, предназначенных для проведения буддистских церемоний в горах Лунмэнь, в 12 км южнее Лояна. На протяжении царствования двух династий — Северная Вэй (386–534) и Тан (618–907) — здесь трудились тысячи мастеров и скульпторов, создавших уникальный буддийский храмовый комплекс.

Пещерные храмы китая

Место для этого храмового комплекса выбрали неслучайно. Пещеры Лунмынь (пещеры у Драконовых ворот) названы так потому, что две горы похожи на ворота, через которые протекает река Ихэ. Отсюда и название этих гор — Лунмэньшань (западная гора-ворота) и Сяншань (восточная гора-ворота). В V в. император Сяовэнь-ди выстроил себе дворец в Лояне, который выходил окнами прямо на эти «ворота». Так, по воле императора и решили основать здесь буддийский храмовый комплекс.


Пещерные храмы китая

Пещера Фэнсяньсы или Храм Фэнсяньсы, расположенный на южном подножье Западного Холма, — крупнейший и наиболее впечатляющий грот в Лунмыне, где находится 17 метровая статуя Будды. Ширина храма с севера на юг — 36 метров, а с запада на восток — 40 метров.

«Фэнсянь» в переводе означает «помнить и уважать предков». Лицо статуи Будды в пещера Фэнсяньсы вырезано по подобию лица императрицы У Цзэтянь. По одной из версий, в 673 году императрица У Цзэтянь пожертвовала на строительство гигантского Будды Майтреи большую сумму денег. Строительство храма было завершено в конце 675 года. Благодаря таинственной улыбке, статую Будды Майтреи окрестили «Мона Лиза Востока».

Пещерные храмы китая

Окрестности Лояна — одно из самых красивых мест на Земле. Этот край интересен не только пещерами, но и роскошными горами со всевозможными ущельями, лесами, родниками и водопадами. Здесь, в тиши скал, созерцая реку, буддисты достигали пробуждения. Так Лоян стал центром буддизма в Китае.

Пещерные храмы китая

Символом Лояна является пион. Согласно легенде, императрица У Цзэтянь однажды поспорила с чиновников, что по ее желанию цветы расцветут и зимой. Ее божественному желанию подчинились все цветы, кроме пиона. Она так рассердилась, что уничтожила все пионы в Лояне, поэтому город и ассоциируется с этим цветком.


Пещерные храмы китая

Комплекс Лунмынь входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается одним из значительных пещерных храмовых комплексов Китая.

Источник: zhitanska.com

Объект ЮНЕСКО

Пещерные храмы китаяПещерный храм Лунмэн. 
Лунмэнь (龙门石窟, буквально: «Каменные пещеры у Драконовых ворот») — комплекс буддийских пещерных храмов в китайской провинции Хэнань, в 12 км к югу от Лояна. Наряду с Могао и Юньганом считается одним из трёх наиболее значительных пещерных храмовых комплексов Китая.


одит в составленный ЮНЕСКО перечень Всемирного наследия. Высечен в 495—898 в известняковых скалах по берегам реки Ихэ (в 15 км. к югу от города Лоян).

Состоит из нескольких сотен пещер, главные из которых (Биньян, 500—523, Гуян, 495—575, и Фынсянь, 627—675) включают статуи буддийских божеств (в том числе Будды Вайрочана, 672—676, высота около 15 м), рельефы, изображающие монахов, небесных танцовщиц, торжественные процессии. Для монументально-величественной скульптуры Л. характерны изящество пропорций, графическая чёткость прорисовки деталей, сочетающаяся с пластически-мягкой трактовкой форм.
 

Считалось, что вырезать из скалы комплексы пещерных храмов  улучшает карму и способствует лучшему перерождению в следующей жизни. С приходом буддизма в Китай этот обычай привился в Поднебесной. Особенно популярным вырезание будд и бодхисаттв из камня стало начиная с времён династии Северная Вэй, когда после отравления гонителя буддизма императора Тоба Тао и последовавшей смуты его внук Тоба Цзюнь (правил с 452 по 465 год) увидел во всем произошедшем знак свыше и потому начал поддерживать буддистов и приказал делать пещерные храмы.

Сначала гроты с высеченными буддами были сооружены возле города Датун, тогдашней столицы Северной Вэй. Однако в 494 году центр империи был перенесен в Лоян, и потому в окрестностях города решено было построить новый пещерный храм Лунмэнь, что в переводе значит «Драконьи врата».


Не только император с придворными, но и обычные люди жертвовали деньги на высеченных будд, чтобы тем самым увеличить свои заслуги перед высшим миром и скорее достичь нирваны. Во второй половине VI века Китай объединился под властью династии Суй, которая не любила буддистов. Поэтому многие из каменных статуй Лунмэня были лишены головы и изувечены.

Однако после прихода к власти в 618 году династии Тан учение Будды обрело прежнюю популярность, и строительство пещерных храмов было продолжено. Именно в этот период было вырезано 60% существующих ныне гротов, включая наиболее восхитительный объект Лунмэня — статую будды Вайрочаны со спутниками. За последующие столетия пещерный храм несколько раз страдал от гонителей буддизма и обычных мародёров, а во времена Культурной революции только благодаря личным стараниям премьер-министра Чжоу Энлая не был разграблен хунвэйбинскими молодчиками. Однако вопреки всем ударам судьбы Лунмэнь сохранил свою красоту и великолепие и в наши дни является одним из наиболее популярных объектов туризма в Китае, внесенных в реестр Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Пещерные храмы китая

Современный музей «Гроты Лунмэнь» состоит из четырёх частей. Все они расположены вдоль реки Ихэ, текущей в узкой долине между невысоких гор.


и этом наиболее важной частью музейного комплекса является западный берег Ихэ. Именно там расположены самые впечатляющие и красивые скульптуры Лунмэня. Первой после входа в музей туристов встречает пещера Биньян. Она была вырублена одной из первых в начале 6 века и задумывалась как пещерный храм из трёх отдельных гротов. Однако из-за политических неурядиц того времени до конца удалось довести только центральный грот, а боковые остались недоделанными. Здесь мы видим улыбающегося Будду Гаутаму в окружении учеников и бодхисаттв, который одет в домашний халат и всем своим видом демонстрирует доступность буддийского учения обычным людям.

За Биньяном тянется череда гротов, вырубленных в середине 6 века при последних императорах Северной Вэй, которые перемежаются с малыми и средними гротами начала эпохи Тан. Из числа северовэйских гротов особо следует упомянуть Грот лотосного цветка (Ланьхуа Дун), где обезглавленный Будда сидит в нише, потолок которой украшен резьбой в виде цветущего лотоса, и Грот медицинских предписаний (Яофан дун), на стенах которой высечены рецепты приготовления лекарств. Между этими двумя храмами находится Грот десяти тысяч будд (Ванфо Дун), относящийся к эпохе Тан. Его название связано с тем, что стены пещеры изнутри украшает рельеф из огромного числа миниатюрных будд, а по центру в позе лотоса сидит умиротворённый Будда Гаутама, который, прикрыв глаза и подняв правую руку, проповедует собравшимся ученикам и небожителям.


Пещерные храмы китаяНо самые большие и величественные из скульптур Лунмэня ждут нас в Гроте поклонения предкам (Фэнсянсы). Он был закончен в 672 году и строился на деньги императрицы У Цзетянь, которая в то время оттеснила от власти сыновей-наследников,  казнила брата покойного мужа-императора и успешно подавила мятежи недовольных узурпацией. Однако, не смотря не все свои злодеяния, У Цзетянь была ревностной буддисткой и профинансировала строительство множества храмов, включая и Фэнсянсы. В этом гроте мы видим 17-метровую фигуру Будды Вайрочаны, который является главным среди пяти дхьяни-будд и олицетворяет собой чистое сознание. Вайрочана сидит в медитативной позе с лёгкой улыбкой на лице, а с двух сторон от него стоят архаты и бодхисатвы, помогающие донести до простых смертных глубины буддийского учения. Многие учёные считают, что лику Вайрочаны были намеренно приданы черты лица У Цзетянь, но эта догадка пока не доказана. Изначально статуи были алтарной частью большого деревянного храма. Позднее этот храм сгорел, и скульптуры несколько веков простояли под дождём и снегом. Однако сейчас над Вайрочаной и его свитой висит специальный навес, который защищает будд от непогоды и обеспечивает лучшую сохранность этого шедевра искусства.

Замыкает череду гротов на западном берегу Ихэ пещерный храм Гуян, с которого, собственно, и началось строительство Лунмэня. Внутри этого грота туристы видят трёх шестиметровых Будд, средний из которых, по мнению учёных, похож на северовэйского императора Сяовэня. Стены пещеры покрыты богатой резьбой, изображающими жизнь Будды Гаутамы и сюжеты его проповедей. Здесь же имеются уникальные каллиграфические  надписи, дающие представление об особенностях письма того времени.


Пещерные храмы китая

На восточном берегу реки Ихэ также имеется череда пещер, вырезанных в эпоху Тан. Среди них можно отметить прекрасный Грот принца Гаопина (Гаопин цзюньван дун), в которой вырезан Будда, беседующий с учениками. Однако в целом гроты восточного берега сохранились плохо, многие из их статуй потеряли свои формы и представляют собой расплывчатые фигуры без рук и головы. Севернее гротов восточного берега находится буддийский храм Сяншань, построенный во второй половине 18 века при императоре Цянлуне. Он состоит из нескольких павильонов, расположенных ярусами на склоне холма. Гости храма могут поклонится Будде и его ученикам, увидеть бронзовую статую Цянлуна и стелу со стихотворением, которое император написал в связи с визитом в Лунмэнь, а также подкормить разноцветных карпов, плавающих в пруду под одной из лестниц храма. Ещё севернее мы видим последний из четырёх объектов музейного комплекса «Лунмэнь» — усадьба матери великого китайского поэта 9 века Бо Цзюйи вместе с могилой самого поэта.


а усадьба представляет собой прекрасный образец традиционного китайского парка с ручьями, образующими запруды с лотосами, зарослями бамбуков, кипарисовыми и пальмовыми рощами, чайным домиком и площадкой с каменными стелами, на которой вырезаны стихи знаменитого поэта. Сам Бо Цзюйи покоится в специальном павильоне, непосредственно над могилой стоит его статуя, вырезанная из куска скалы, а по бокам в витринах лежат современные издания стихов поэта и вещи, дающие представление о жизни и творчестве этого талантливого автора.

Пещеры тянутся на протяжении километра по склонам гор Сяньшань и Лунмэньшань, между которыми есть речка. Точное количество скрытых в толще скалы произведений искусства неизвестно. По официальным оценкам, здесь имеется 2345 гротов и углублений с 43 храмами, которые содержат ок. 2800 надписей и порядка 100 000 изображений религиозного свойства. Обустройство храмов началось в 493 году при династии Северная Вэй, однако приблизительно 60 % статуй относятся ко времени правления династии Тан (VII—IX вв.).

И еще несколько фотографий:

Пещерные храмы китая

Пещерные храмы китая

Пещерные храмы китая

Пещерные храмы китая

Пещерные храмы китая

Пещерные храмы китая

Пещерные храмы китая

Пещерные храмы китая

Пещерные храмы китая

Пещерные храмы китая

Пещерные храмы китая

Пещерные храмы китая

 

 

Источник: www.liveinternet.ru

Храм Неба

Китайцы называют его довольно просто – Тяньтань. Он был построен во времена правителя Юн Лэ из семейства Мин в первой половине 15-го столетия на юге столичного Пекина.

ТяньТань

Своей известностью он обязан необычному по китайским меркам виду – с основанием в форме круга. Однако эта форма была выбрана неслучайно – она как нельзя лучше символизирует небо.

Другое название этого места – Храм мольбы о хорошем урожае. Сюда стекались люди перед летней страдой с обращениями к небу, к буддам о плодородии.

Это интересно! Целые поколения императоров каждый год в конце декабря – в день зимнего солнцестояния – приезжали в Тяньтань, обращаясь к небесам с мольбами об удачном лете и хороших посевах.

Заходя на территорию храма, посетители попадают в уютный парк, который носит одноименное название – парк Храма Неба. Он начинается с большого алтаря, открытого любому желающему. Дальше, к главному зданию, которое находится на севере, приводит широкая дорога – около тридцати метров в ширину.

Павильоны в парке

Шаолинь

Наверное, самый знаменитый монастырь не только в Поднебесной, но и за ее пределами – Шаолинь. Поэтому мы не могли обойти его стороной.

Расположенный на горе Суньшань, он в названии имеет прямую отсылку к своему географическом местоположению, а именно переводится как «лесной храм на холме Шаоши». Его основателем считается Бодхидхарма, достигший этих краев в 5-м столетии по пути из родной Индии. Он был известен тем, что нес в массы китайскую версию учения дзен – чань-буддизм.

Основатель Шаолиня
Статуя Бодхидхармы

На месте будущего храма учитель обосновался на долгие девять лет. Вместе со своими учениками он занимался медитациями и физическими упражнениями, в основе которых лежала имитация поведения животных. Позже, спустя века, эта практика трансформировалась в искусство ведения боев без орудий, которое стали передавать преемникам в монастыре.

Местные монахи получили широкую славу благодаря своим способностям. Они участвовали во многих войнах, а также отстаивали собственную территорию. Но именно это послужило причиной тому, что к началу прошлого века Шаолинь был практически полностью разорен, а здания – разрушены.

Не желая «хоронить» древнее наследие своего государства, Правительство издало указ по восстановлению монастыря. Сегодня Шаолинь снова завоевал былую славу, сюда стекаются туристы со всего мира, желающие хотя бы одним глазком взглянуть на боевое искусство в действии.

Боевое искусство

Обучение же реальных бойцов проходит за высокими трехметровыми стенами. Их окружает памятный лес, засаженный в честь монахов, живших здесь. Кроме того, на территории теперь можно посетить музей и прикоснуться к огромному изваянию Будды.

Храм Нефритового Будды

Он был основан в Шанхае относительно недавно – в 1882 году. Основание храма связано со значимым в его истории событием – в этот год из Бирмы (нынешней Мьянмы) по морю привезли два изваяния Великого Учителя Шакьямуни.

Одно из них внушительных размеров – высотой два метра и весом три тонны. Оно выполнено из белого камня, инкрустировано драгоценностями и показывает Будду, погрузившегося в размышления. Другое изваяние имеет более скромные размеры, но изображает Будду, испытывающего состояние Пробуждения.

Сегодня эти статуи красуются в самом центре главного зала, который называют Домом Нефритового Будды.

Будда

Кроме того, оказавшись в шанхайском храме, следует также взглянуть на Зал небесных владык, Зал великого мудреца, залы созерцания и чтения священных писаний.

Сам фасад храма легко разглядеть издали – он ярко-желтый, а на крышу водружены многочисленные фигурки будд, божеств. 

Храм Пяти пагод

В Пекине существует художественный музей, и он не совсем обычный, потому что расположился в здании Храма Пяти пагод, некогда крупного и могущественного. Также он известен под именем Храма Великого Пробуждения праведника.

Он был эпицентром распространения буддийской философии по китайским широтам, а с 1961 года стал признан национальным достоянием. Впрочем, и сегодня к нему рвутся паломники со всей страны, а потому святыня является одной из самых охраняемых в мире.

Стены храма строились в период правления семейства Мин. Изначально они были выполнены кирпичной и белой мраморной кладкой. Фасад щедро усыпан резной символикой, скульптурами в филигранном исполнении.

Но главная особенность этого храма, из-за которой он получил свое название следующая: в основе его стоят пять ступ. Четыре из них расположились в каждом углу прямоугольного фундамента, а пятая – в центре. За века непростой судьбы храм не раз менял свой внешний вид.

Буддийский храм в Китае

Храм Тысячи Будд

Говоря о красивейших храмах Китая, нельзя не упомянуть о пещерных постройках, которых в Поднебесной огромное множество. Одна из них – Цяньфодун, больше известная как Храм Тысячи Будд.

Пещерный монастырь

Его история насчитывает больше полутора тысяч лет. Появился он в пещерах близ провинциального городка современности Цзюхуа. Потребовалась смена десятка императорских семейств, чтобы довести строительство до конца.

На сегодняшний день тут сосредоточены древние постройки и важные артефакты, которым перевалило за добрую тысячу лет.

Цяньфодун оставил нам в качестве наследия:

  • 500 ступ;
  • больше 700 пещер;40 000 кв.м. священной земли;
  • драгоценные фрески;
  • статуи Будды;
  • иллюстрации, расписанные мантрами и рисунками божеств.

Статуя просветленного в храме

Любой желающий может приехать сюда сейчас, однако на осмотр может не хватить и нескольких дней – свыше двухсот пещер были уже отреставрированы.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Мы благодарны вам за то, что вы активно поддерживаете блог — рекомендуете наши статьи в социальных сетях!

Присоединяйтесь к нам — подписываетесь на сайт, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

Источник: o-buddizme.ru

Лунмэнь – это комплекс буддистских храмов в пещерах, который находится в провинции Хэнань на 12 километров южнее Лояна.

Эти пещеры расположены в склонах гор Лунмэньшань и Сяньшань, по обе стороны от небольшой реки. По официальным данным, здесь находится около 2345 гротов с 43 храмами. В храмах содержится более 100 тысяч религиозных изображений и около 2 800 надписей. Храмы начали обустраивать еще в 493 году во времена династии Северная Вэй, однако около 60% статуй можно отнести к временам династии Тан, то есть к 7-9 веку. 

Пещера Гуян является одной из самых старых пещер комплекса. Она была построена в 428-488 годах. В ней можно увидеть изображения членов семьи императора и аристократов времен династии Северная Вэй. В южной и северной стенах вырезаны три ряда статуй Будды разного размера. Статуи имеют головы, стилизованные рисунком, а также вытянутые шеи, типичные для стиля Вэй.

В храме ФэнСянь расположена статуя Будды Лозаны. Она была создана императором Гао Цзуном. Высота статуи – 17 метров, высота ее головы – 4 метра, а длина ушей – 2 метра. Единственная китайская императрица У Цзэтянь выделила немалую часть своего бюджета на специальную косметику для завершения статуи. Считается, что статуя немного похожа на императрицу. К ней прилегает еще 6 других статуй, и вместе они считаются самыми мастерски выполненными буддистскими скульптурными изображениями. Они резко контрастируют с неподвижными и тяжелыми статуями Вэй благодаря своей элегантно изображенной одежде, гибким телам и оживленным выражениям лиц.

Пещера Тысячи Будд – это еще один шедевр Танской Династии. Ее построили в 680 году. Центральный Будда со спокойным выражением лица сидит на троне в виде лотоса, который поддерживают сильные и здоровые ваджры. За этой статуей находятся 54 лотоса с сидящими на них Бодхисаттвами. А северную и южную часть покрывают 15 тысяч миниатюрных изображений Будды. Пещеру защищает металлический забор.

Главное значение этого храмового комплекса в том, что он показывает завершение процесса принятия в Китае индийской буддистской храмово-пещерной культуры. Также этот комплекс служит отражением общественной культуры, экономики и политики тех времен. Благодаря пещерным храмам Лунмэнь мы можем больше узнать об искусстве, религии, каллиграфии, архитектуре, медицине и одежде тех эпох.

В 2000 году пещерный комплекс Лунмэнь был включен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Источник: www.vipgeo.ru

Буддистский пещерный храмовый комплекс Лунмэнь (Longmen Shiku cave temples)

shus 2011

Хэнань(Henan)

<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая

Лунмэнь – будистский пещерный храмовый комплекс, расположенный в 12 км к югу от г. Лояна (провинция Хэнань) на скалистых холмах западного и восточного берегов текущей с юга на север реки И (Yihe).

Горная порода скальных утесов, в которых высечены пещеры – известняк.

Основная часть пещер находится на западном берегу, соединенным с восточным берегом двумя мостами – северным и южным, находящимися в начале и конце обзорного маршрута длинной около 1 км (по каждому берегу).

Пещерные храмы китая

Посетители проходят с севера на юг по западному берегу, переходят реку по южному мосту и возвращаются назад на юг по восточному берегу. Перейдя южный мост, они оказываются в начальной точке обзорного маршрута.

Обзорная площадка находится на восточном берегу чуть ниже южного моста, рядом – стоянка гольфкаров для тех, кто не хочет возвращаться пешком.

Пещерные храмы китая

Всего во всем комплексе насчитывается 2345 пещер и ниш, около 2800 надписей, 43 пагоды и свыше 100 000 различных буддистских изображений.

В процессе сооружения пещерного комплекса Лунмэнь выделяют четыре основных исторических периода:

1) Начало сооружения пещер Лунмэнь датируется 494 г., когда правители Северной Вэй ( Тоба Вэй, с 495 г. – Юань Вэй) перенесли свою столицу из Пинчена (нынешний Датун) в Лоян и продолжили сооружение буддистских пещерных комплексов уже на новом месте вплоть до падения Северной Вэй в 536 г. (см. также «Пещеры Юньган»). Первой пещерой Лунмэня была Гуян (Guyang Dong), а всего в этот период было создано около 30% от общего количества пещер.

2) Период смут и раздоров с 524 г. по 625 г., когда пещеры почти не создавались.

3) Период с 626 г. по 755 г. – время расцвета великой династии Тан и возвышения буддизма. К этому периоду, когда было создано около 60% от общего количества пещер, относится и сооружение монументального комплекса Фэнсянь Си (Fengxian Si) – главной достопримечательности и «визитной карточки» Лунмэня.

4) Заключительный период смут, войн и волнений с 755 г. по 1127 г. от династии Тан до Северной Сон, когда сооружение пещер в Лунмэне практически не велось.

Средняя пещера Биньян (Binyang Zhong Dong)

Относится к периоду династии Северная Вэй (Юань Вэй).

Размеры пещеры: длина – 12 м, ширина – 11 м и высота – 9.3 м.

Главной композицией пещеры является традиционная «Trikala buddahs», т.е. три Будды – прошлого, настоящего и будущего, соответственно: справа от Гаутамы – Будда Прабхутаратна, в центре – Будда Гаутама и слева от Гаутамы – Будда Майтрея.

Значительным отличием от скульптурных композиций более ранних периодов является включение большого количества дополнительных персонажей махаянского пантеона между буддами традиционной триады, так что каждый будда образует отдельную смысловую подгруппу (две триады по краям и пентада по середине) – всего 3+5+3=11 фигур (на фотографиях крайние фигуры бодхисаттв не видны).

Пещерные храмы китая Пещерные храмы китая Пещерные храмы китая

Один из вариантов идентификации (на фотографии слева направо):

(Бодхисатва – Будда Прабхутаратна – Бодхисатва)=>( Бодхисатва Самантабхадра – Ананда – Будда Гаутама – Кашьяпа – Бодхистава Манджушри)=> (Бодхисаттва – Будда Майтрея – Бодхисатва).

Головы двух бодхисатв были украдены в тридцатых годах прошлого столетия и сейчас находятся в Японии: в «National Museum» Токио и «Osaka Art Gallery of Japan».

В центре потолка пещеры – цветок лотоса в окружении апсар. На стенах вокруг голов Будд – «пламенеющие» нимбы.

На фронтальной стене расположены барельефы со сюжетами по мотивам Вималакирти сутры, сценами джатак и «императорские» барельефы . Два из ни были так же украдены в тридцатых годах прошлого столетия и сейчас находятся в «Nelson-Atkins Museum» в Канзас-Сити и «Metropolitan Museum» в Нью-Йорке.

На примере средней пещеры Биньяна хорошо видны отличительными признаки скульптурного стиля Северной Вэй в изображении Будд: монашеская одежда, закрывающая оба плеча и складками поверх трона; удлиненные тела с почти квадратными головами и главное – характерная «наивная» улыбка Будды в виде полумесяца.

Ваньфо Дун – Пещера десяти тысяч Будд (Wanfo Dong Ten)

Эта пещера относится ко времени династии Тан: ее сооружение было закончена в 680 г.

Пещера почти квадратная в плане, главная композиция – триада Будды Амитабхи.

Центральная фигура пещеры – статуя Будды Амитабхи, сидящая на восьмиугольном лотосовом троне, который поддерживается фигурками силачей.

Слева от Будда Амитабхи – Бодхисатва Гуаньинь (Авалокитешвара), справа – Бодхисатва Махастхамапрапта. На стенах за Буддой и бодхисатвами изображены пламенеющие нимбы.

Между Буддой и бодхисатвами находятся фигуры учеников и несколько небольших статуй разного размера (по-моему неидентифицированные).

Выше центральной группы находится традиционный амидиастский мотив: изображение душ, возрождающихся из цветков лотоса в Западном раю Чистой Земли Будды Амитабхи (кит. – Amituofo, яп. – Amida).

Этих изображений 54 (54х2=108 – священное число) и они не обезличенные: здесь высечены фигурки различных бодхисатв, а так же доноров, финансировавших сооружение пещерного храма.

На южной и северной стенах находится около 1500 крошечных изображений Будды, которые и дали пещере ее название.

В центре потолка – изображение цветка лотоса в окружении плохо различимых фигур (вроде бы это апсары).

Снаружи пещеру охраняют два грозных небесных короля, фигуры которых высечены справа и слева от входа.

На южной стене (так пишут) снаружи есть интересное изображение: статуя Гуаньинь высотой 85 см, которая держит – как символ очищения пыли с душ – сосуд с чистой водой в левой руке и хвоста оленя в правой руке (сам я этой статуи не видел).

>Между Wanfo Dong и Lianhua Dong

***

Пещера Лотоса (Ляньхуа Дун, Lianhua Dong)

Эта пещера сооруженв в 527 г.. Она является одной из последних, созданных в период династии Северная Вэй.

Своим названием пещера обязана огромному барельефу, изображающему цветок лотоса, которой расположен по центру потолочного свода. Его диаметр составляет 3.6 м, а толщина – 0.35 м. Вокруг цветка лотоса на северной и южной части свода высечены изображения апсар с лентами.

Сама Пещера Лотоса имеет размеры: высота – 6.1 м, ширина – 6.2 м и глубина – 9.8 м. Размер входного проема: высота – 4.6 м, ширина – 4.65 м.

Центральная фигура пещеры – статуя Будды Гаутамы высотой 5.1 м, стоящяя на лотосовом троне. Справа и слева от нее находятся по две фигуры учеников и бодхисатв.

Фигура ученика слева от Гаутамы (с посохом и без головы) идентифицирована: это изображение Канаки Бхарадваджа – 8-ого стхавира (в махаянистской традиции 16 стхавир – это 16 архатов, главных учеников Будды, хранителей его учения). Голова статуи была украдена в 30-е годы прошлого столетия и в настоящее время находится в Jeamie Museum в Париже.

Позади головы Будды Гаутамы находится высеченный на задней стене барельеф: ореол в виде цветка лотоса, а все тело оконтурено барельефом в виде «пламенеющего» нимба.

На южной и северной стенах пещеры высечено большое количество обрамленных узорчатой резьбой ниш, в которых чаще всего изображены традиционные группы из трех или пяти фигур: будда с бодхисатвами и учениками. На нижнем уровне обеих стен композиции в нишах являются сценами из джатак.

Гроты Лунмэнь в Лоян, Китай

Относящиеся к культурным достопримечательностям мирового значения, Гроты Лунмэнь (Longmen Grottoes, другие названия: «Ворота Дракона», «Ворота реки И») находятся неподалеку от древнейшего города Лоян (Luoyang) в северо-восточной части Китая. Они расположились на берегу реки Ихэ (И), и добраться сюда из города можно за полчаса. Наиболее почитаемые китайскими буддистами скульптуры содержат Гроны Лунмэнь, вырубленные в скале.

Все туры в Лоян Визы в Китай Достопримечательности Лояна

Река Ихэ протекает в узкой долине, образованной двумя близко расположенными невысокими горами, и это уже само по себе красиво. Однако будучи вплетенными в природный ландшафт, Гроты Лунмэнь еще сильнее подчеркивают обаяние этой местности.

Пещерные храмы китая

Традиция вырезать пещерные храмы пришла в Китай из Индии: еще во втором веке до нашей эры индийский царь Ашока для распространения буддизма повелел устроить первые храмы, вырубленные в горной породе.

А строительство Гротов Лунмэнь началось более полутора тысяч лет назад. Работы начались при Северной Династии Вэй (Wei, 220 г. – 2800 г.), затем, в годы правления Восточной Династии Вэй, Западной Династии Вэй, Северной Династии Ци (Qi), Восточной Династии Чжоу (770 г. до н. э. — 256 г. до н. э.), династии Суй (581 г. – 618 г.) и династии Тан (618 г. — 907 г.) комплекс пещерного зодчества постоянно расширялся, окончательно оформившись в привычном для нас виде в эпоху правления Северной Династии Сун (960 г. — 1279 г.).

Пещерные храмы китая

Аналогичные хамовые комплексы, которые можно увидеть на территории Китая, находятся в провинциях Ганьсу (Gansu) и Шэньси (Shaanxi). Это соответственно пещеры Дуньхуан (Dunhuang) и Юньган. Однако добраться до них проблематичнее, поэтому у туристов наиболее популярны именно Гроты Лунмэнь в окрестностях города Лоян.

Пещерные храмы китая

Источник: edelweiss-dolina.ru


Categories: Храм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.