Кликабельно
Пещерные храмы аджанты

Первые пещеры комплекса Аджанта были выдолблены в вулканическом утёсе примерно во 2 веке до н.э. Здесь обосновалось пару сотен буддийских монахов, которые со временем превратили стены пещер в настоящее произведение искусства!

Давайте пройдемся в ВИРТУАЛЬНОМ ТУРЕ вокруг этих пещер.

На протяжении десятилетий на стены пещерного комплекса наносились красивые узоры, повествующие о жизни Будды и Бодхисаттв. Большинству рисунков порядка 2 тысяч лет, однако несмотря на свой солидный возраст они до сих пор поражают людей своей красотой и сложностью исполнения!

Пещерные храмы аджанты

Монахи жили в пещерном комплексе далеко не всегда, и на протяжении нескольких столетий Аджанта была полностью заброшена и забыта людьми. Местные пещеры заселялись дважды: в 1 веке до нашей эры и в 5-6 веке нашей эры.


Пещерные храмы аджанты

Неизвестно почему, но монахи не оставались здесь надолго. Так уже в 7 веке нашей эры пещерный комплекс покинули все монахи, и Аджанта более чем на тысячу лет оказалась заброшена. Естественно, время и запустение дали о себе знать, и большая часть наскальной росписи оказалась практически стёрта со стен пещерного комплекса…

Пещерные храмы аджанты

Аджанта вновь была открыта миру лишь в начале 19 века. Группа англичан охотилась в дикой местности на тигров, и внезапно люди наткнулись на комплекс необычных пещер. Какого же было удивление людей, когда они оказались внутри и увидели изящную древнюю роспись!


Пещерные храмы аджанты

Давайте ВИРТУАЛЬНО ОБОЙДЕМ ВНУТРЕННИЕ ПРОСТРАНСТВА

Даже несмотря на то, что часть изображений со временем превратились в бледные тени, англичане оказались под сильным впечатлением, и вскоре весь мир узнал о пещерном комплексе Аджанта.

Пещерные храмы аджанты

В древние времена к каждой пещере-храму вёл отдельный ход от набережной, однако сегодня все они соединены между собой террасой. Пещеры пронумерованы с востока на запад. Как упоминалось выше, всего здесь 29 пещер и самыми красивыми из них являются пещеры под номером 1 и 2. Они были построены чуть позже остальных, поэтому все настенные росписи здесь сохранились лучше остальных. Особенно впечатляет композиция из множества сложных резных фигурок на фасаде первой пещеры. Здесь множество сцен из жизни Будды и несколько буддийских мотивов.

Пещерные храмы аджанты

Для сохранения пещерного комплекса в 1983 году Аджанту занесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. С тех пор объект стал невероятно популярен среди туристов, и ежегодно здесь бывает несколько десятков тысяч путешественников.


Пещерные храмы аджанты

Для посещения Аджанты лучше выделить целый день и желательно приезжать сюда не в выходные, так как в эти дни наблюдается максимальный наплыв туристов. Подолгу рассматривать фрагменты настенной росписи не удастся, так как в каждую пещеру пускают всего на 15 минут, после чего внутрь заходит уже следующая группа людей. Внутри довольно темно, так что обязательно прихватите с собой фонарик, иначе полюбоваться росписью стен не получится.

Пещерные храмы аджанты

Пещерные храмы аджанты


Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса, в то время как другие древние храмы разрушали религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате из всех пещер только тринадцать сохранили фрагменты древней живописи.

Источник: 7freiheit.livejournal.com

Индия восхищает тем, что является довольно древней страной с массой загадок и необъяснимых исторических событий. На ее территории расположено огромное множество древних архитектурных памятников. Некоторые из них сооружались еще тогда, когда человек, казалось бы, не мог физически и технологически этого делать. Одной из самых интересных загадок вышесказанной страны является храм Аджанты с его великолепным интерьером.

Храм Аджанты

Храм Аджанты – загадочные пещеры с потрясающим интерьером

Индусы узнали о своей достопримечательности только в конце девятнадцатого века. Исследователи из Европы заинтересовались храмом Аджанты не раньше. Дело в том, что на протяжении нескольких столетий храм находится в диких зарослях, которые практически полностью скрыли его от человеческого взора. Но самое интересное, что построили это великолепное сооружение задолго до появления Иисуса Христа. По красоте и роскошности храм Аджанты в разы превосходит пирамиды Хеопса. По массивности тоже им не уступает.


28 апреля, в 1819 году офицер из Великобритании решил отправиться в Индию, чтобы поохотиться на тигров. Звали его Джоном Смитом. Он поехал в нетронутые уголки Земли не сам, а с друзьями-сослуживцами, которые с радостью поддержали его идею. В то время самым выгодным для охотников являлся индийский штат Махараштра, который славился обилием различной фауны, в том числе и тигров.

В самый разгар охоты Смит заметил тигра недалеко от поселения Аджанта. Погнавшись за хищным животным, Джон наткнулся на ущелье, которое показалось ему странным и интересным одновременно. Тропические растения практически полностью скрывали его, поэтому Смит сначала не понял, какая ценность стоит перед ним. Он начал пробираться к загадочной пещере, рубая ножом заросли. Внезапно он заметил некое подобие человеческого силуэта, которое потом оказалось статуей Будды. Сделав еще пару шагов вперед, англичанин увидел, что в скале имеются многочисленные отверстия, которые показались ему входами и окнами. К счастью, он оказался прав, так как ему посчастливилось наткнуться на прекрасный храм Аджанты, названный в честь поселения, рядом с которым он расположен.

Храм Аджанты – загадочные пещеры с потрясающим интерьером


Случайные открытия

Приятно шокированный Смит быстро вернулся к товарищам и рассказал им, что ему удалось найти в зарослях. После небольшого совещания приятели Джона решили обследовать находку более тщательно. Для того чтобы войти в храм, им пришлось вскарабкаться на скалу. К счастью, отменная физическая подготовка военных дала о себе знать. В итоге охотники очутились в огромном помещении со сводчатым потолком и массивными колонами. В помещении было темно, но свежо. Соорудив примитивные факелы из сухой травы, охотники попытались подробно рассмотреть достопримечательность изнутри.

Честно сказать, от увиденного у любого отвисла бы челюсть. Мощные гигантские стены были украшены рельефными изображениями богов. Сводчатый каменный потолок, невероятно высокий и тяжелый, был настолько прекрасен, что казалось, будто бы его изготовил не человек, а волшебник-архитектор.

Храм Аджанты – загадочные пещеры с потрясающим интерьером

Древние художники, оформляющие стены храма Аджанты, явно были людьми без комплексов. Они открыто и максимально подробно изображали эротические сцены. Кроме этого, стены Аджанты были украшены изображениями царей и их прекрасных спутниц, богов, жрецов и других важных персонажей.

Храм Аджанты – загадочные пещеры с потрясающим интерьером

Несмотря на то, что каменный храм простоял в климате с высокой влажностью на протяжении нескольких тысячелетий, рисунки на его стенах остались насыщенными и красочными. Под куполом в основном зале святилища располагалась огромная статуя Будды, сохранившаяся отлично. Именно на ней восхищенный Смит, о котором говорилось ранее, решил поставить автограф.


Храм Аджанты – загадочные пещеры с потрясающим интерьером

Немного позже, после того, как Джон с товарищами вернулись в пещеру с нормальным освещением, оказалось, что храм Аджанты состоит из 29 пещерных мини-святилищ. Протяженность всего строения приравнивалась к 500 метрам. Вернувшись в родные края, первооткрыватели рассказали о храме представителям СМИ и всем знакомым. Подобные новости раньше распространялись по миру с невероятной скоростью.

Источник: mirkosmosa.ru

Комплекс пещерных храмов Аджанты – это один из наиболее выдающихся памятников ведической цивилизации. Создавался он на протяжении нескольких столетий, в 200-650 годах. Комплекс представляет собой череду пещер, высеченных в вертикальных базальтовых скалах и соединенных широкой тропой — утес в виде подковы с 29 пещерами, является одной из главных достопримечательностей Индии. Базальт – горная порода тёмного цвета, образовавшаяся в результате излияния магмы. Твёрдость базальта превышает твёрдость современных инструментальных сталей и сплавов. Базальт – на втором месте по твёрдости после алмаза! Современные инженеры пасуют перед древними мастерами, выполнившими такую титаническую работу.


Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных двадцати четырех — монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)


Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса, в то время как другие древние храмы разрушали религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате из всех пещер только тринадцать сохранили фрагменты древней живописи.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Росписи Аджанты — своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода — V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским легендам.


Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Однако, наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество изображений, не связанных с канонами и показывающих сцены из жизни Древней Индии с удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы царей и вельмож.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому в них нашли свое выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий всё богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро заполняли стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Наряду с картинами из жизни Будды в росписях Аджанты присутствуют картины эротического содержания. Это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Более того, эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Исследователи обращают внимание на реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии сер. I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене «Будда укрощает бешеного слона» можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Сказочно богатый и многообразный мир росписей Аджанты стал известен всему миру только после 1819 года, когда давно забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены. В 1920-х годах живопись в пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится под охраной. «Живописное оформление пещерных храмов Аджанты стоит в одном ряду с лучшими памятниками древней индийской культуры и искусства, — пишет О.С. Прокофьев. Являясь вершиной изобразительного искусства периода Гуптов, росписи Аджанты воздействовали и на развитие живописи почти всей средневековой Азии. Они были подлинной школой для многих поколений чужеземных мастеров. Но в первую очередь эти росписи составили прочную основу для развития индийских традиций изобразительного искусства».

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

Источник

Источник: welemudr.mirtesen.ru

Индия — древняя страна, о сказочных богатствах которой всегда ходили легенды. Но даже она порой способна удивлять! Как ларчик с секретом, она иногда приоткрывает завесу тайн и делится с миром своими диковинами. О пещерных храмах Аджанты даже сами индусы узнали только в XIX веке. Между тем рукотворный комплекс был создан задолго до рождения Иисуса, а своим великолепием превзошел пирамиды Хеопса.

ЭРОТИКА В СКАЛАХ

28 апреля 1819 года британский офицер-кавалерист 28-го Мадрасского полка с банальным именем Джон Смит решил поохотиться на леопарда. Он собрал небольшую компанию из сослуживцев и отправился в джунгли штата Махараштра, который славился обилием хищников.

Неподалеку от селения Аджанта британцы выследили тигра, и в пылу погони Смит забрел в ущелье, буйно поросшее тропическими растениями. Когда лес перед ним расступился, от удивления он выронил ружье. Прямо на него бесстрастно взирал каменный Будда. Англичанин сделал несколько шагов вперед и увидел, что прямо в скале высечены ходы, ведущие вглубь горы.

Пещерные храмы аджанты

Офицер позвал товарищей, и после небольшого совещания они решили обследовать место. Смит и его спутники вскарабкались на скалу и вошли в пещеру, освещая себе путь факелами, сделанными из пучков сухой травы. Они очутились в величественном зале со сводчатым потолком и колоннами.

Пещерные храмы аджанты

Раскрыв рты, англичане ходили по помещению и рассматривали стены с потускневшей живописью. Древние художники явно не страдали от комплексов: наряду со сценами из жизни царевичей и царевен, проводящих время в роскошных апартаментах, выезжающих на охоту и принимающих гостей, встречались сцены плотской любви. Чопорные англичане в то время не каждый день могли лицезреть столь откровенные картины эротического содержания.

От смелости древних художников, буйства красок и разнообразия причудливых статуй у англичан захватило дух. Под куполом у святилища совершал молитву каменный Будда — гигантская статуя, на которой Смит решил оставить свой автограф в знак того, что первым из европейцев попал в этот затерянный мир.

Тогда Джон и его товарищи обошли все 29 пещер, протянувшиеся на 500 метров вдоль скалистого берега реки Вагхоры (Тигриной реки), а вернувшись домой, рассказали сослуживцам о находке.

Пещерные храмы аджанты

ПРОКЛЯТИЕ ПЕЩЕР

Новость распространилась быстро. Больше всего ею заинтересовался оказавшийся весьма кстати в этих краях архитектор и археолог Джеймс Фергюсон. Он сколотил себе в Индии приличное состояние торговлей, после чего отправился путешествовать по стране с целью изучения ее художественных памятников.

У себя на родине Фергюсон как архитектор не создал ничего выдающегося, зато прославился как исследователь старины. В 1843 году он привез в Королевское азиатское общество научный отчет с описанием пещер, 24 из которых были монастырями, 5 — храмами.

Всем пещерам Фергюсон присвоил номера, его нумерация используется и сегодня. «Я пронумеровал их, как дома на улице», — писал он. Археолог призвал соотечественников отнестись к находке ответственно: изумительная роспись сохранилась всего в нескольких пещерах, в других статуи и фрески постепенно разрушались под воздействием влажного и жаркого тропического климата.

Пещерные храмы аджанты

Пещерные храмы аджанты

После доклада ученого в пещеры Аджанты в 1844 году отправился офицер 44-го Мадрасского пехотного полка, художник, фотограф и антиквар Роберт Джилл. Перед ним стояла трудная задача — исследовать и запечатлеть на холсте копии настенных росписей. Командировка Роберта Джилла положила начало долгой и кропотливой работе по научному описанию художественных сокровищ в долине Тигриной реки. Джилл провел в джунглях несколько лет.

Ему приходилось трудиться в ужасных условиях. Местность изобиловала хищниками, а коренные жители — воинственные бхилы — не жаловали пришлых. Тем не менее Джилл довел начатое дело до конца и в 1847 году представил результаты своих усилий в Королевское азиатское общество.

Пещерные храмы аджанты

Ученые подсчитали, что строительство древнего комплекса велось в несколько этапов. Во время первого, во II-I веках до н. э., были созданы пять залов для общей молитвы. Вторая фаза пришлась на V век н. э., когда при Харишене, последнем великом правителе из династии Вакатака, были высечены и расписаны фресками остальные пещеры. Последние были построены чуть позже, они представляют собой монастыри с кельями для монахов.

Роберт Джилл копировал работы древних индийских художников, время от времени возвращаясь в пещеры Аджанты. Всего он написал около 30 работ. Все холсты переправили в Лондон и представили в Индийском павильоне в Хрустальном дворце — выставочном комплексе и парке развлечений в районе Сиднем-Хилл на юге Лондона. Но его работам была уготована печальная участь: большинство из них сгорело при пожаре 30 декабря 1866 года.

Пещерные храмы аджанты

Пещерные храмы аджанты

В 1885 году еще часть работ погибла при пожаре в выставочном зале королевского дворца в Южном Кенсингтоне (ныне Музей Виктории и Альберта). Индусы заговорили о проклятии пещер Аджанты: все, кто нарушил покой комплекса, плохо кончали. Бед и трагедий не удалось избежать никому из тех, кто стремился проникнуть в пещеры Аджанты. Неужели действительно боги мстили своим обидчикам?

В 1861 году Королевская комиссия по пещерным храмам основала Археологическое управление Индии, которое действует и в наше время. Англичане стремились сохранить культурное наследие Аджанты: все больше любителей старины и охотников за сокровищами направлялось к Тигриной реке, чтобы стащить то, что плохо лежало.

Пещерные храмы аджанты

Вандалы не просто выцарапывали на стенах, фресках и статуях свои имена, а соскребали со стен живопись, откалывали от статуй куски и грабили, грабили, грабили…

В 1872 году в пещеры был направлен Джон Гриффитс — директор школы искусств в Бомбее. Ему предстояла та же миссия, что и Джиллу: запечатлеть на холсте древнюю живопись. К счастью, его работы сохранились. Повезло и его последователям — индийскому археологу и историку искусства Гуламу Яздани и английской покровительнице искусств Кристине Хэррингэм. Картины последних дошли до наших дней.

Пещерные храмы аджанты

ТЕНИ ВЕЛИКОГО ПРОШЛОГО

До поры до времени все уцелевшие копии хранились в запасниках разных музеев Лондона, но в 2005 году они были собраны воедино, отреставрированы и выставлены напоказ. Публика смогла собственными глазами оценить масштаб работы древних мастеров.

Если вытянуть в линию одни только каменные кружева резьбы, ее длина достигнет снегов Джомолунгмы. А фрески считаются венцом восточного искусства. В одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны, и потолки. Так раньше выглядели все 29 пещер! Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира.

Пещерные храмы аджанты

Археологи до сих пор ломают головы над тем, как живописцы древности умудрялись творить в полумраке пещер. Как им удалось расписать стены тончайшими рисунками с множеством цветовых оттенков?

Как они высекали столь совершенные статуи в кромешной тьме? Может быть, они пользовались для этого зеркалами? Ловили солнечные лучи и направляли их на стены? Вопросы, вопросы, вопросы… И только на один из них есть сегодня четкий и внятный ответ.

Пещерные храмы аджанты

Итак, почему монахи покинули это место? Все очень просто: в XIII веке интерес к буддизму угас, и сторонников этой религии становилось все меньше и меньше. Когда умерли последние хранители веры, монастырь и храм опустели. В течение столетий комплекс стоял бесхозным, пещеры заросли травой, и только летучие мыши безразлично взирали на шедевры старины.

Сегодня пещеры Аджанты посещают тысячи туристов в год. Им предлагают осмотреть копии в специально сооруженном комплексе, однако большинство по понятной причине предпочитает посещать древние монастыри и храмы. Из 29 пещер только в 13 сохранились фрагменты росписей и статуй, но и этого достаточно, чтобы понять, сколь масштабно мыслили древние.

Пещерные храмы аджанты

Влад СТРОГОВ

Источник: paranormal-news.ru


Categories: Храм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.