Быстрое становление государственности Арабского халифата и, связанный с этим, рост городов, на всей его территории, порождали необходимость в создании новой, отвечающей изменившимся потребностям жизни, архитектуры. Повсеместно начинается строительство дворцов правителей, караван-сараев, рынков (базаров), мусульманских учебных заведений – медресе, бань (хаммам), больниц, библиотек, мавзолеев-усыпальниц и т.д. Однако архитектура арабо-мусульманских стран, прежде всего, представлена культовыми сооружениями, о которых и пойдёт речь в этой статье.

Активно распространяющаяся исламская религия нуждалась в местах, где собирались бы верующие для молитв и, где бы им разъяснялись различные аспекты мусульманского мировоззрения и идеологии. (Предписание о выполнении коллективного намаза исходит из хадиса «Совместная молитва превосходит молитву, совершаемую … у себя дома, более чем на двадцать ступеней»). Так в странах ислама стали появляться мече́ти (от араб. «масджи́д» — «место поклонения»).


Изначально, для того чтобы совершить молитву, арабу было достаточно спешиться с коня или верблюда, очертить на песке квадрат, обратиться лицом в сторону Мекки – священного города мусульман и исполнить положенный обряд.

Первая же мечеть, согласно священному преданию, располагалась прямо в доме Пророка, где для молитв им было отведено специальное место, ставшее образцом культового мусульманского зодчества.

Со временем появились различные по своему назначению виды мечетей:

1. квартальная мечеть (масджи́д) — небольшая мечеть для ежедневной пятикратной молитвы;

2. соборная мечеть (джами́ масджид) — мечеть для коллективной пятничной полуденной молитвы, совершаемой всей общиной — уммой;

3. аль-кабире — центральная соборная столичная мечеть;

4. мусалла (намазгох) — загородная или городская мечеть, представляющая собой открытую площадь, с одной стороны ограниченную стеной, указывающей направление Каабы. Она использовалась для проведения обрядов в праздник Курбан-байрам (жертвоприношения).

Как и в любом здании, стоящем на службе религии, в конструкции и деталях мечети отражаются главные ценности мусульман, их взгляд на мироздание и место человека в нём. В течение нескольких десятилетий со времени основания ислама сформировались характерные черты культовой мусульманской постройки.


Так, обычно, пространство мечети включает в себя двор, где расположены фонтан, раковина или бассейн, предназначенные для обязательного ритуального омовения, и молельный зал, в котором верующие совершают намаз.

Причём, во время совершения молитвы мусульмане должны быть обращены лицом в сторону Мекки (Каабы). Это направление, называющееся «кибла́» (от араб. «то, что находится напротив»), в интерьере мечети отмечается нишей – михра́бом (чаще всего она бывает вогнутой, но иногда и условной, т.е. плоской), находящейся у дальней (по отношению к молящимся) стены мечети.

Интересные факты:

Считается, что своё название этот архитектурный элемент получил от понятия «хараб», что иногда переводится, как «борьба», потому что михраб олицетворяет борьбу молящегося с грехом и пороком.

Михраб появился в исламском зодчестве не ранее VIII века, уже после смерти Пророка, т.е. изначально он не являлся обязательным для места моления. Однако сейчас такая ниша украшает все мечети мира, нет её только в храме Масджид-аль-Харам в Мекке.


Рядом с такой нишей обычно располагается источник света (окно или светильник), который символически напоминает верующим о следующих словах Корана: «Аллах – свет небес и земли. Его свет точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло точно жемчужная звезда…. Ведёт Аллах к Своему свету, кого пожелает…».

Как правило, сам михраб и пространство вокруг него являются самой украшенной и богатой частью интерьера.

Поскольку верующие во время свершения молитв, могут находиться как внутри мечети, так и снаружи, то в её дворе обычно устанавливают резную каменную или деревянную доску — ана́за ("стрела"), символизирующую михраб и указывающую киблу.

Если мечеть соборная, предназначенная для общих пятничных молитв, то справа от михраба в интерьере помещают возвышение или кафедру – минба́р, с которой има́м (глава мусульманской общины – у́ммы) читает проповедь.

Кроме того, в молитвенном зале могут находиться ди́ка – специальные платформы, с которых муэдзи́ны – служители мечети — направляют движения верующих во время молитвы.

Большинство средневековых мечетей были купольными постройками. Купол давал возможность перекрыть достаточно большое пространство прямоугольного здания, где собираются верующие. Наряду с практической функцией он нёс важное смысловое значение, поскольку являлся символом небесного свода, накрывающего собою землю.


Самым ранним и самым идеологически значимым купольным строением Арабского халифата стала мечеть Кубба́т-ас-Сахра́ («Купол скалы») в Иерусали́ме. Она была построена в VII веке над священным для последователей всех авраамических религий местом.

Согласно преданию, именно здесь пророк Ибрахим (Авраам), по воле бога, хотел принести в жертву своего сына Исхака (Исаака), а позже библейский царь Соломон возвёл свой храм. Отсюда же Мухаммед был вознесён на небеса во время мира́джа – волшебного ночного путешествия к престолу Аллаха.

Восьмиугольное здание, украшенное огромным позолоченным, сверкающим на солнце, куполом, доминирует над всей панорамой Иерусалима.

Обязательным элементом мусульманской культовой архитектуры является минаре́т – высокая башня, с которой муэдзин пением призывает верующих к молитве (сам такой призыв называется «аза́н»).

Количество минаретов мечети может варьироваться от одного до девяти, но не более, так как именно столько минаретов окружают самую главную мечеть мусульманского мира — аль-Хара́м – «Запретная мечеть», построенную вокруг Каабы.

Считается, что вздымающаяся в поднебесье башня минарета, напоминает собой поднятый к небу указательный палец молящегося мусульманина при провозглашении им постулата шаха́ды: «Нет Бога, кроме Аллаха…» и символизирует главный догмат ислама о единобожии.


Формы минаретов варьировались в зависимости от местных традиций. Так, например, в странах Магриба (от араб. «запад») – Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Испании чаще всего строились квадратные (в плане) минареты.

Круглые, сужающиеся к верху, получили распространение на Ближнем и Среднем Востоке.

Многогранные, многоярусные, сложные по форме и очень высокие молитвенные башни возводились в Турецкой Османской империи.

Кроме того, в мире, на сегодняшний день, существует три спиралевидных минарета (ствол башни окружён сужающимся к верху пандусом для подъема на неё муэдзина), построенных в средние века: два в Ираке (г. Самарра) и один в Каире (Египет), в мечети Ибн Тулуна.

Сегодня архитекторы предлагают достаточно смелые решения для строительства мечетей, однако основные архитектурные элементы, присущие этим домам для молений, остаются неизменными и вполне узнаваемыми.

В следующей статье речь пойдёт об основных стилях в архитектуре Арабского Востока.


Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк этой публикации и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве стран Арабского Востока вы можете узнать из следующих публикаций:

Ислам. Кратко об особенностях вероучения

Достижения науки Арабского Востока

Классическая придворная арабо-персидская поэзия

Любовная поэзия Арабского Востока

Рубаи и Омар Хайям

Макамы, адабы и арабские сказки — несколько слов о прозе в Арабском Халифате

Как устроена мечеть?

Классические типы архитектуры мечетей

Альгамбра — жемчужина мавританской архитектуры

Изобразительное искусство исламского Востока

Как развивалась музыка Арабского Востока

Источник: zen.yandex.ru

Этимология понятия


Научная теория гласит, что термин «мечеть» происходит от арабского слова «масджид», производного от корня «саджада», значение которого – «падать ниц». Слово «Масджид» означает место поклонения или место, где совершают земные поклоны. Так называют любое место на земле, в котором верующий человек имеет возможность совершить поклонение Господу в то время, как совершает молитву. Такое место должно быть ритуально чистым.

История

мечеть аль-харам
Заповедная мечеть в Мекке: «Масджид аль-Харам» — главная святыня мусульман, в которой находится Кааба — первая мечеть, возведенная пророком Ибрахимом

 

Для мусульман мечеть является местом, где они собираются, чтобы совершить коллективную молитву, намаз.  В ней могут собираться и с другой целью: для коллективного изучения основ исламской религии.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что после Каабы второй мечетью стала построенная в Иерусалиме (аль-Кудсе) мечеть аль-Акса.


е они, а также мединская Мечеть Пророка, — это места, к которым съезжаются мусульмане со всего мира. Когда ислам только зарождался, мусульмане, как и Пророк Мухаммад ﷺ, за неимением мечетей молились в определенных местах, которые специально были отведены для совершения актов поклонения Всевышнему Аллаху. Они были расположены в дальних районах города Мекки. Пророк Мухаммад ﷺ совершал намазы и возле Каабы. Спустя какое-то время дом аль-Аркама стал для мусульман центром общины. Для мусульман стало возможным совершать молитвы у Каабы только после того, как ислам принял Умар ибн аль-Хаттаб.

Но функционально первой мечетью стал именно дом, в котором жил Аммар ибн Ясир, сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ. Вторая мечеть в Мекке была основана Абу Бакром.

После того как Пророк Мухаммад ﷺ совершил хиджру, по его распоряжению в Кубе, пригороде Медины, была построена мечеть, и относительно нее был ниспослан Пророку Мухаммаду ﷺ аят Корана, где было сказано, что она основана «на богобоязненности с первого дня». После этой мечети была построена Мечеть Пророка ﷺ В Медине.

мечеть Пророка
Мечеть Пророка ﷺ находится в Медине, история зарождения мусульманского государства тесно связана с этой мечетью, являющейся второй святыней Ислама.

Конец седьмого века ознаменовался разделением мечетей на типы по своему функционалу и назначению:


  • мечети, которые предназначались для обязательных пятикратных ежедневных намазов, стали называть квартальными. В таких собираются небольшие мусульманские общины, чтобы совершить ежедневные пятикратные обязательные намазы и провести организационные общественные собрания;

  • мечеть, в которой всей уммой совершается коллективный пятничный намаз, называют соборной джума-мечетью. Джума мечеть обычно большая, она рассчитана на большое количество верующих. Соборные джума-мечети предназначены для того, чтобы верующие совершали в них коллективные праздничные и пятничные намазы, расположены они в крупных городах мира, и если город – мегаполис, то в нем может быть таких мечетей несколько;

  • центральную мечеть в столице называют кабир-джами;

  • городская мечеть, которая имеет вид открытой большой площади и используется для того, чтобы проводить богослужения в большие религиозные праздники Ураза байрам или Курбан байрам, называется намазгох. Такие мечети строят за пределами города. Они предназначены для того, чтобы в них совершались жертвоприношения животных, и это объясняет их архитектурные особенности – мечети намазгох всегда представляют собой открытое место;

  • небольшую комнату для совершения намазов обычно называют мусалла — молельная комната, она не является полноценной мечетью, в ней не проводятся пятничные молитвы с проповедью.


мечеть аль-Акса
Мечеть аль-Акса является третьей по важности мечетью в Исламе, более подробно об этой мечети читайте здесь.

Расцвет Соборной мечети пришелся на период правления Омейядов – в это время архитектурные формы и ее декоративные элементы создавались такими, чтобы показывать величие правителей государства, а также материальное благополучие мусульманской уммы и ее процветание. Вход в мечеть украшался арками и росписями, внутри мечети присутствовали элементы декора и каллиграфии.

Простые мечети в это время становятся более разнообразными по своим формам, часто приобретают значения квартальные или районные, некоторые выступают частью здания дворца правителя как придворное святилище, в них совершают ежедневные индивидуальные намазы или проводят обряды похорон.

У всех культовых религиозных сооружений в исламе есть основная черта: все они ориентированы на направление, называемое киблой, то есть на Каабу в Мекке. В переводе с арабского языка термин «кибла» означает «то, что напротив». Этим термином также называют стену мечети или другого молитвенного сооружения, которая расположена позади здания и направлена в сторону Каабы.

Архитектура и функциональные особенности

Особенности архитектуры заключаются в том, что это в основном отдельно стоящее здание, у которого есть купол-гамбиз. В ряде случаев к мечети прилегает внутренний двор, как в мекканской Аль-Харам. К зданию мечети пристраивают в виде флигелей башни-минареты. Их количество должно быть кратно двум, и может достигать девяти, но по исламу количество не должно превышать числом количество минаретов в аль-Харам. Для маленьких мечетей допустимо иметь один минарет.

Минареты служат для того, чтобы муэдзин с них призывал к намазу правоверных мусульман. Особенности архитектуры мечетей и ее элементов могут зависеть от региональных особенностей и климата той части мира, в которой она находится: так, у Соборной мечети в китайском Сиане минарет сделан в форме буддийской пагоды.

В молитвенном зале не должно быть изображений живых существ, а на стенах молитвенного зала допускается размещать начертания цитат из Священной Книги Коран на арабском языке.

кристальная мечеть
Кристальная мечеть (Хрустальная мечеть) находится в Малайзии. 

В стене, которая обращена к Мекке, располагается ниша, михраб, в котором совершает молитву имам. От михраба по правую сторону располагается минбар или кафедра, с которой имам читает проповеди для верующих, когда совершается пятничная или праздничная молитва.

При мечетях функционируют религиозные школы или медресе. В средние века в мусульманском мире особенно были развиты школы при мечетях, и они не были исключительно религиозными: в таких школах преподавали как религиозные догматы ислама, так и общие предметы, как математика, чтение и письмо. Тогда же в мечетях стали проходить общие собрания граждан. Часто в мечетях находили приют паломники и просто странники.

Наиболее распространены мечети, представляющие собой здание из двух этажей, у которого есть купол и минареты. Внутри таких мечетей установлены михрабы и минбары. Поблизости от здания мечети устанавливают комнаты для ритуального омовения вуду, а также общественные туалеты.

Элементы

Михраб – это ниша, которая может быть вогнутой, плоской и условной. Такую нишу перекрывают аркой или сводом, также это может быть вставленная в рамку конха. Эта ниша должна быть ориентирована на Каабу.

Аназа – это стена, которая может представлять собой мраморную резную доску или деревянную нишу, которую располагают неподалеку от входа. В переводе с арабского название «аназа» означает «стрела». Аназа – это что-то типа михраба, но расположенного во дворе мечети.

Минбары являются отличительной чертой именно соборных мечетей, поскольку минбары — это кафедры, с которых возглавляющий мусульманскую общину имам читает пятничную проповедь, обращаясь к верующим. Подобие минбара представляет собой амвон в христианских базиликах.

Максура в мечети должна быть обустроена для того, чтобы ей мог воспользоваться правитель или представитель административной власти в мечети. Максура представляет собой помещение квадратной формы, которое располагается поблизости от минбара и михраба, но отгорожено от остального зала металлическим или деревянным резным простенком.

мечеть
Соборная мечеть «Сердце Чечни» находится в Грозном, является одной из крупнейших мечетей в мире, общей вместимостью (включая площадь перед мечетью и летнюю галерею) около 20 000 верующих. За архитектурную основу взята «Голубая мечеть» в Стамбуле под названием «Султан Ахмет».

Дикка – это платформы, которые оборудованы специально для муэдзинов, чтобы они стояли на платформах и повторяли за имамом его движения, а верующие могли смотреть на муэдзинов и повторять движения за ними.

Хаузы в мечетях оборудованы для того, чтобы верующие могли совершить ритуальное омовение вуду перед тем, как войти в мечеть, поэтому такие помещения или хаузы располагаются во дворе за пределами мечети.

По архитектурным признакам мечети могут подразделяться на определенные типы:

  • мечети, в которых минареты устанавливают в углу (такие имеют широкое распространение в татарском городском зодчестве);

  • мечети, два минарета которых представляют собой здание с куполом, у которого главный вход фланкирован двумя высокими минаретами в форме цилиндра (такие чаще всего строят в Средней Европе и на Ближнем Востоке).

Этикет посещения мечети

Для посещения мечети необходимо соблюсти некоторые правила:

  1. одежда мужчин и женщин, входящих в мечеть, должна соответствовать предписаниям ислама, и если она не отвечает требованиям шариата, то женщине могут предложить надеть хиджаб, а мужчине – облачиться в халат;

  2. следует снять обувь перед тем, как войти в молитвенный зал;

  3. следует совершить ритуальное омовение перед тем, как совершить намаз;

  4. при входе в мечеть следует совершить намаз в два ракаата, который называется «молитва приветствия мечети» или «тахият аль-масджид», перед тем, как присесть.

христиане в мечети

 

 

Возможно вам будет интересно почитать о том, можно ли христианам заходить в мечеть?

Интересные факты

мечеть Куба
Мечеть «Куба» в Медине, является одной из первых мечетей в Исламе.

Мечеть на верхнем этаже башни Бурдж-Халифа в Дубае является самой высоко расположенной в мире.

Севернее всего в мире расположена мечеть в Норильске Нур-Камаль.

Стеклянная Мечеть или Мадина Масджид была открыта в Индии в 2012 году, и это первая мечеть в мире, она была полностью построена из стекла и пока не имеет в мире аналогов. В ее молельных залах могут одновременно располагаться больше двух тысяч человек.

Источник: medinaschool.org

В одном из заветов пророка Мухаммеда говорится: «Если кто построит для Аллаха мечеть, для того Аллах построит подобное в раю». Поэтому строительство мечетей считается делом богоугодным. И в последние годы тенденция только набирает обороты. Страны как будто соревнуются за право считаться местом расположения самых красивых, самых известных, самых сооружений для молебна мусульман. «ВБ» решил сделать подборку самых больших мечетей мира.

Мечеть аль-Харам или Запретная мечеть

Самой большой в мире является мечеть аль-Харам в Мекке. Она окружает одну из главных святынь в исламе ‒ Каабу. Вокруг Каабы во время хаджа собираются паломники, совершают обряд поклонения. К Каабе поворачиваются верующие мусульмане всего мира во время чтения молитв, где бы они ни находились.

Впервые мечеть на этом месте была построена в 638 году. В 2007 году король Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдель Азиза Аль-Сауд начал ее широкомасштабную реконструкцию, которая была закончена два года назад. Сейчас площадь здания составляет 400 тыс. 800 квадратных метров, включая внутренние и внешние места для молитв. Она рассчитана на 4 млн паломников. Сейчас мечеть — это пятиугольное здание со сторонами разной длины и плоской крышей. В трех углах сооружения возвышаются три пары минаретов, обозначая входы в мечеть. Четвертый и пятый углы соединены крытой галереей. Всего в мечети девять минаретов, высота которых достигает 95 метров. В святыне нашлось место и для современных новшеств — там есть семь эскалаторов, установлены кондиционеры.

Мечеть пророка Масджид ан-Набави

Мечеть пророка Масджид ан-Набави, или просто мечеть Пророка. Находится она в Медине (Саудовская Аравия). Считается, что построил ее сам пророк Мухаммед в 622 году н. э.

Первоначально мечеть выглядела как открытая терраса, накрытая листьями пальмы, а посередине располагалось возвышение для чтения Корана.

Сейчас в центре мечети Пророка есть совсем небольшое, но очень интересное место, называемое Райский сад — от трибуны Пророка до его могилы. Паломники всегда стараются посетить это место – ведь, согласно преданию, оно является частью рая на Земле. Мечеть Пророка по праву считают уникальным шедевром в истории архитектуры. Но и здесь нашлось место новаторству. Например, комфортную температуру в мечети поддерживают кондиционеры, расположенные за 7 км от самого здания.

Мечеть шейха Зайда

Эта мечеть является уникальным архитектурным сооружением по своей роскошной красоте и масштабному величию, недаром другое ее название — Грандиозная мечеть. Задумка столь грандиозного исламского сооружения возникла по инициативе шейха Зайда в конце 80-х годов прошлого века. На разработку уникального проекта потребовалось 10 лет и еще 10 лет ушло на воплощение замысла в реальность. На строительство было затрачено свыше 600 млн евро. Официальное торжественное открытие этого прекрасного архитектурного сооружения состоялось в 2007 году. Она способна вместить до 41 тыс. молящихся. Мечеть украшена 82 куполами, тысячей колонн, люстрами, позолоченными сусальным золотом, и самым большим в мире ковром ручной работы. Главный молельный зал освещается одной из самых грандиозных люстр мира. Окружающие мечеть сверкающие бассейны подчеркивают ее красоту. Днем здание блестит на солнце белым и золотым, а ночью оно залито искусственным светом.

Мечеть Фейсал в Исламабаде

Самая большая мечеть в Юго-Восточной и Южной Азии и четвертая по величине мечеть в мире. Строительство мечети началось в 1976 году Национальной строительной организацией Пакистана. Финансировалось оно правительством Саудовской Аравии. Стоимость проекта составила приблизительно $120 млн. Король Фейсал ибн Абдель Азиз ас-Сауд способствовал финансированию строительства храма, поэтому и мечеть, и дорога, ведущая к ней, были названы его именем. Автор проекта создал конструкцию, напоминающую бедуинскую палатку вместо традиционных куполов. С четырех сторон главного зала построены минареты высотой 90 метров. На входе в мечеть расположен небольшой внутренний двор с маленьким круглым водоемом и фонтанами. Стены этой мечети покрыты белым мрамором и украшены мозаикой, каллиграфией и удивительными люстрами в турецком стиле. Молитвенный зал способен вместить 10 тыс. верующих. Есть дополнительный зал для 24 тыс., еще 40 тыс. могут разместиться во внутреннем дворе.

Голубая мечеть или Мечеть Султанахмет

Одна из самых красивых мечетей Стамбула. Считается современным чудом света. Мечеть насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Строительство мечети началось в 1609 году и завершилось в 1616 году. Мечеть может вместить до 10 тыс. человек.

Мечеть Джама Масджид.

Храм построен в 1650-1656 годах во времена могольского императора Шах Джахана, который также является инициатором строительства знаменитого Тадж Махала. Название «Джама» происходит от слова «Джаммах» — так называется еженедельная служба, которая проводится в полдень каждую пятницу. Джама Масджид имеет внушительные размеры и может вместить 25 тыс. человек. Она представляет собой комплекс из основного здания и окружающей внутренний двор высокой стены. Общие размеры — 8 058 метров на 549 метров. Во двор можно попасть через одни из трех ворот – Южные, Северные и Восточные, к каждым воротам ведет большая лестница, и каждая имеет различное количество ступеней, наиболее длинная состоит из 774 ступени и ведет к Северным воротам. Центральное здание имеет квадратную форму и построено на своеобразной платформе высотой 1,5 метра. На его крыше располагаются восемь куполов, украшенных белыми и лиловыми мраморными полосами. Два трехуровневых минарета мечети имеют высоту 41 метр и возведены из белого мрамора и красного песчаника. В каждом из них находится лестница из 130 ступеней.

Мечеть «Сердце Чечни»

Мечеть имени первого президента Чечни Ахмата Кадырова, которую еще называют Сердцем Чечни, построена в центре Грозного. В рейтинге крупнейших мечетей мира она стоит на 16-м месте. Храм построен в классическом османском стиле. Центральный зал мечети накрыт огромным куполом диаметром в 16 метров, высотой в 32 метра. Высота четырех минаретов по 63 метра — они считаются одними из самых высоких минаретов на территории России. Площадь мечети составляет 5 тысяч квадратных метров, а вместимость более 10 тыс. человек. Столько же верующих могут молиться в примыкающей к мечети летней галерее и площади. Расписывали эту мечеть мастера из Турции. Здание храма имеет повышенную сейсмоустойчивость. На прилегающей территории установлено несколько фонтанов, разбиты места для отдыха, аллеи. Высота молитвенной ниши в стене мечети — 8 метров в высоту и 4,6 метра в ширину. Стоит отметить, что она обращена в сторону Мекки, указывая верующим направление во время молитвы.

Мечеть Туркменбаши Рухы

Главная мечеть Туркменистана Туркменбаши Рухы построена на родине Сапармурата Ниязова – первого президента Туркменистана. Она расположена в селении Кипчак, что в 15 км от Ашхабада. Гигантская мечеть поражает воображение, впечатляет красотой и величием, но оставляет странное впечатление подавленности от увиденного. Это огромное сооружение, сплошь облицованное белым мрамором, было построено специально приглашенными французскими архитекторами и строителями и обошлось государственной казне в $100 млн. Мечеть занимает площадь в 18 тыс. кв. м., высота потолков достигает 55 метров, а высота отдельно стоящих четырех ее минаретов – 80 метров. Одновременно там могут молиться семь тысяч мужчин и три тысячи женщин. В здании располагаются еще восемь входов, перед каждым из которых возвышаются арочные ворота и разбиты каскады фонтанов. В мечети предусмотрен подогрев пола, который выполнен в форме восьмиконечной звезды и покрыт ковром площадью 215 квадратных метров. На территории мечети есть специальные помещения для омовений и проведения ритуальных мероприятий на 5 тыс. человек. Недалеко от мечети построена подземная автостоянка, рассчитанная на 100 автобусов и 400 автомобилей. Стены мечети украшены не только изречениями из Корана, но и цитатами из книги Сапармурата Ниязова «Рухнама».

Хазрет Султан

Соборная мечеть в Астане – крупнейшая в Центральной Азии. По предложению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева мечеть назвали «Хазрет Султан», что означает «Святейший Султан». Ее окружают четыре минарета, каждый высотой по 77 метров. Одним из архитектурных достоинств новой мечети также являются 10 куполов. Само здание построено в классическом исламском стиле с применением традиционных казахских орнаментов. Она может вместить до 10 тысяч человек. Стоимость строительства храма составляет $6 млн 840 тыс. Эти деньги выделил эмир государства Катар.

Мечеть Бишкека.

В настоящий момент и в столице Кыргызстана — Бишкеке строится крупнейшая мечеть. Как заверяет Духовное управление мусульман Кыргызстана, новая центральная мечеть будет достроена через полтора — два года. Участок для ее строительства выделен еще в 2009 году, она занимает 3,5 гектара. Ранее планировалось, что строительство завершится к 2012 году, однако в данное время закончены только каркасные работы. Деньги выделяет Турция. По предварительным данным, на проведенную работу потрачено $10 млн. Высота минаретов достигнет 60 метров, мечеть украсят камнями, мрамором, а декор выполнят в турецком стиле. Она рассчитана на 10 тыс. человек.

Источник: www.vb.kg

В мусульманском мире существуют три главные мечети: Аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке, Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине и Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме.

islam (640x480, 146Kb)

Все эти мечети очень важны для мусульман, и каждая из них имеет свое определенное значение.

0_a14e2_35b3459f_M (300x83, 20Kb)

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть)

Мечеть Аль-Харам – главный мусульманский храм, расположенный в Саудовской Аравии, в Мекке. Во внутреннем дворе этой мечети находится Кааба. 

img-pub-v1-1028-201404-61ac52b9-4024-473b-b4f4-65e39bda95d8 (700x525, 107Kb)

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть) во время Хаджа

Кааба – святыня ислама, представляющая собой каменное сооружение кубической формы во внутреннем дворе, в центре Священной мечети (аль-Месджед аль-Харам) в Мекке. Это главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом». Само название «Кааба» происходит от слова «куб». Высота здания составляет 15 метров. Длина и ширина – 10 и 12 метров соответственно. Углы Каабы ориентированы по странам света, и каждый из них имеет свое название: йеменский (южный), иракский (северный), левантийский (западный) и каменный (восточный). Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов. 

20110926030650-73025831-me (700x525, 250Kb)

Для отделки двери использовано почти триста килограмм чистейшего золота

В восточный угол Каабы на уровне полутора метров вмонтирован Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом. Это твердый камень неправильной овальной формы черного цвета с алым оттенком. На нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии в местах соединения отколовшихся частей. Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров. Он, как уверены мусульмане, был послан Аллахом с неба. Черный камень – самый известный священный метеорит, природа которого до сих пор неизвестна. Камень очень хрупкий, но при этом плавает в воде. После того, как Черный камень похитили в 930 году, то при возвращении в Мекку его подлинность установили именно по свойству не тонуть в воде. Кааба два раза горела, а в 1626 г. ее затопило – в результате Черный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня 16 на 20 сантиметров. Считается, что Черный камень Аллах послал Адаму и Еве как знак прощения.

hajar_aswad (460x275, 26Kb)

До сих пор семь осколков Камня удерживает на месте большая серебряная оправа, огибающая угол Каабы и скрывающая в себе его большую часть, оставляя паломникам лишь небольшое отверстие для поцелуев и прикосновений.

trZhf (647x700, 115Kb)

86704282_4316166_14564 (598x640, 89Kb)

Masjid-Haram (700x531, 152Kb)

Губернатор Мекки принц Халед Аль-Фейсал у Черного Камня во время традиционного мытья Каабы

Кааба имеет особое значение в мусульманских обрядах. В направлении Каабы мусульмане всего мира во время молитвы обращаются лицом. Вокруг этого сооружения во время хаджа верующие мусульмане совершают обряд таваф – ритуальный семикратный обход Каабы против часовой стрелки. В ходе этого обряда совершается поклонение иракскому и йеменскому углам Каабы, при котором паломники прикасаются руками, целуют эту постройку и молятся около нее. По мусульманской традиции в Каабу помещен камень, который Бог даровал Адаму после грехопадения и изгнания из рая, когда первый человек осознал свой грех и раскаялся в нем. Другая легенда повествует, что камень – это ангел-хранитель Адама, который был превращен в камень за то, что недоглядел и допустил грехопадение вверенного его охране первого человека. По арабской легенде, после изгнания из рая Адам и Ева (Хава) были разлучены – Адам оказался на Шри-Ланке (остров Цейлон), а Ева – неподалеку от Мекки, на берегах Красного моря, в местах, где ныне расположен порт Джидда. На окраине этого города якобы до сих пор находится могила Хавы. Встретились они с Адамом лишь спустя двести лет, и произошло это в районе Мекки. После долгой разлуки они познали друг друга на горе Арафат, которая тоже является священной для арабов. Адам, однако, и после встречи с женой скучал по храму, в котором он молился в раю. Тогда Бог спустил для него с неба копию того храма. Согласно преданию, когда Черный камень был спущен с неба, он был ослепительно белым и при этом блестел так, что его можно было видеть за четыре дня пути до Мекки. Но со временем от прикосновений к нему многочисленных грешников камень стал темнеть, пока не стал черным. Время постройки Каабы и ее строители неизвестны. По преданию, Каабу построил первый человек – Адам, но она была разрушена Всемирным потопом, и даже место, где она стояла, было забыто. Восстановили святыню патриарх Авраам (Ибрагим) с сыном Исмаилом, родоначальником местных народов. Авраам строил Каабу при помощи одного чудесного приспособления. Это был плоский камень, на котором стоял праотец Авраам, и этот камень мог летать над землей и подниматься на любую высоту, выполняя функцию мобильных строительных лесов. Он сохранился, находится в нескольких метрах от Каабы и называется Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима) и, несмотря на то что давно утратил свои летные свойства, также является святыней мусульман. На нем остался отпечаток ступни Авраама-Ибрагима. Над этим камнем со временем был возведен купол. В восстановлении Каабы Ибрагиму помогал архангел Гавриил (Джебраил). От него Ибрагим и Исмаил узнали, что возведенный ими храм является точной копией того храма, в котором молился Адам. Для народов и племен Аравийского полуострова Кааба традиционно была священным сооружением задолго до возникновения ислама. Кааба была главным святилищем Хиджаза – исторической области на юго-западе Аравийского полуострова. Арабы с древнейших времен верили, что Кааба – дом Бога, и совершали к нему паломничества.

makkah_caaba_3 (700x525, 156Kb)

Благодаря этой святыне прославилась Мекка – ныне это священный город ислама, расположенный в семидесяти километрах от побережья Красного моря, в очень засушливой и непригодной для земледелия области. Единственный фактор, сделавший эти места привлекательными для поселения там людей, – источник пресной воды – Замзам. Удачным оказалось и расположение Мекки на торговых путях региона. Появление источника, по местной легенде, произошло чудесным образом – Бог сотворил его ради патриарха Авраама (Ибрагима) и его сына Исмаила – родоначальника арабских племен. Одним из семи святых мест считали ее сабейцы Персии и Халедонии. Остальными их святынями считались: Марс – вершина горы в Исфахане; Мандусан в Индии; Hay Бахар в Балхе; Дом Гамдана в Сане; Каусан в Фергане, Хорасан; Дом в Верхнем Китае. Многие из сабейцев верили, что Кааба является Домом Сатурна, поскольку она была древнейшим известным строением в ту эпоху. Персы также совершали паломничество к Каабе, полагая, что там обитает дух Тормоз. Уважительно относились к этой святыне и евреи. Они поклонялись там единому Богу. С не меньшим почтением приходили к Каабе и христиане. Однако со временем Кааба стала исключительно мусульманской святыней. Идолов, почитаемых язычниками, в 630 году уничтожил пророк Мухаммед, родившийся в Мекке и бывший, согласно Корану, потомком пророка Авраама (Ибрагима). Он оставил лишь находившиеся там изображения Девы Марии и Иисуса. Их изображения были там нанесены не случайно: в Мекке проживали христиане, а кроме них – иудеи, а также ханифы – праведные последователи веры в единого Бога, не входившие ни в одну из религиозных общин. Пророк не только не стал отменять паломничества к святыне, но и сам почтительно приложился посохом к Каабе. Во втором году после хиджры, или по более привычному нам календарю – в 623-624 годах нашей эры, пророк Мухаммед установил, что мусульмане должны совершать молитву, повернувшись в сторону Каабы. До того они молились, повернувшись к Иерусалиму. К Каабе в Мекку потянулись мусульманские паломники. Они верят, что святыня – это прообраз небесной Каабы, вокруг которой ангелы также совершают таваф. Святое место подверглось разрушению и в 930 году, когда карматы, шиитские сектанты-исмаилиты из Бахрейна, похитили Черный камень, который возвратили на свое место лишь спустя 21 год. После этого случая возникли некоторые сомнения по поводу его подлинности, однако их развеял следственный эксперимент: камень бросили в воду и удостоверились, что он не тонет. Но приключения Черного камня на этом не закончились: в 1050 году халиф Египта выслал в Мекку своего человека с заданием уничтожить святыню. Да и потом два раза Каабу охватывал пожар, а в 1626-м – потоп. В результате всех этих бедствий камень разбился на 15 частей. В наше время они скреплены цементом и вставлены в серебряный оклад. Почтение к Каабе выражается и в укутывании реликвии специальным покрывалом – кисвой. Оно ежегодно обновляется. Верхнюю его часть украшают вышитые золотом изречения из Корана; на изготовление кисвы расходуется 875 квадратных метров материи. Первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем, тубба (король) Йемена Абу Бакр Асад. Его преемники продолжили этот обычай. Использовались различные виды тканей. Традиция укрывать Каабу претерпела существенные изменения: первоначально, до паломничества в Мекку Аббасидского халифа Аль-Махди в 160 году после хиджры, покрывала на сооружение надевали просто друг на друга. После того как покрывало изнашивалось, сверху водружали новое. Однако служители Запретной Мечети высказали правителю Халифата свои опасения, что здание может просто не выдержать веса нагроможденных одно на другое покрывал. Халиф согласился с их мнением и повелел укрывать Каабу не более чем одним покрывалом одновременно. С тех пор это правило соблюдается неукоснительно. Изнутри строение тоже украшено занавесями. За всем этим порядком следит семья Бени Шейбе. Святыня бывает открыта для посещения лишь во время церемонии омовения Каабы, а случается это лишь дважды в год: за две недели до начала священного месяца Рамадан и в течение двух недель после хаджа. От сына Авраама Исмаила Каабу унаследовало южное арабское племя джурхумитов, пользовавшееся поддержкой вавилонян. А в III веке нашей эры их вытеснило другое южное арабское племя Бану Хузаа. От отчаяния джурхумиты, оставляя Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник Замзам. Хузаиты Каабу восстановили, и с середины III века до нашей эры Кааба становится пантеоном арабских племен. Вождем хузаитов в то время был Амр ибн Люхей, ставший властелином Мекки и покровителем Каабы. Вопреки первоначальному монотеизму Авраама-Ибрагима и его сына Исмаила, он поставил в Каабе идолов и призвал людей поклоняться им. Первого поставленного им идола – Хубала – он привез из Сирии. Курайшиты – еще одно арабское племя, жившее в районе Мекки и происходившее от Аднана, одного из потомков Исмаила, и его жены, дочери вождя хузаитов, изгнавшее хузаитов из Мекки и получившее контроль над городом и храмом около 440-450 года. Из этого племени и происходил прославивший Каабу на весь мир пророк Мухаммед. До его проповеди Кааба была центром многочисленных религиозных культов. В центре Каабы стоял идол Хубала – божества племени курайш. Он считался повелителем небес, властелином грозы и дождя. Со временем там поставили еще 360 идолов языческих богов, которым поклонялись арабы. Возле них приносили жертвы и гадали. На этом месте строго воспрещались ссоры и кровопролития. Интересно, что среди персонажей языческих культов были изображения Авраама (Ибрагима) и Исмаила с пророческими стрелами в руках; Исы (Иисуса) и Мариам с младенцем (Девы Марии). Как видим, каждый находил в этом месте что-то близкое своей вере. Паломники прибывали в Мекку регулярно. Дважды в год на местную ярмарку съезжалось множество народу. Кааба была известна и почитаема и далеко за пределами Аравийского полуострова. Чтили ее хинду, согласно верованиям которых дух Сивы, третьего лица Тримурти, сопровождаемого своей женой во время посещения Хиджаза, вошел в Черный камень.

mecca_gallery_mecca_gallery_1106 (650x508, 66Kb)

makkah_caaba_2 (700x525, 152Kb)

Само сооружение много раз перестраивалось. Впервые – при втором праведном халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В период династии Омейадов халиф Абд аль-Малик реставрировал постройку, расширил пределы Священной мечети, он также установил арки, украшенные мозаикой, которые были специально привезены из Сирии и Египта. В период правления Аббасидов по указанию халифа Абу Джафар аль-Мансура мечеть была дополнительно расширена и по ее периметру возведена галерея. Территорию вокруг Каабы основательно перестроил и османский султан Абд аль-Маджид. А в недавнем прошлом, в 1981 году, пространство вокруг реликвии реконструировал король Саудовской Аравии Фахд ибн Абд аль-Азиз. Ныне территория мечети Месджед аль-Харам с площадью вокруг Каабы составляет 193 000 квадратных метров. Одновременно ее могут посетить 130 000 мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с надстройками в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров. Что представляет собой Черный камень, вмонтированный в сооружение, неизвестно до сих пор. Одни ученые считают его очень крупным метеоритом. Это мнение оспаривают веским доводом, что камень не может быть железным метеоритом, исходя из его трещин, не может он быть и каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Другие исследователи склонны видеть в камне большой кусок неизвестной вулканической породы: потухшими вулканами богата каменистая Аравия. Известно, что это не базальт и не агат. Однако и высказываемое мнение, что камень не является метеоритом, подвергается серьезной критике. В 1980 году исследовательница Элизабет Томсен высказала предположение, что Черный камень имеет ударную природу – это расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом. Он происходит из кратера Вабар, находящегося в 1800 километрах от Мекки, в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из этого кратера представляет собой застывшее пористое стекло, оно достаточно твердое и хрупкое, может плавать в воде и имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Однако столь стройная теория имеет свое слабое место: вывод, сделанный учеными по результатам нескольких измерений, говорит о возрасте кратера, составляющем лишь несколько веков. Путаницу вносят данные других измерений, позволяющие предположить, что кратеру около 6400 лет. Кратеров в Вабаре на самом деле три. Они разбросаны на площади около 500 на 1000 метров и имеют диаметры 116,64 и 11 метров. Это место кочевники-бедуины называют аль-Хадида – железные предметы. На площади в половину квадратного километра лежат множество обломков черного стекла, белых камней из спекшегося песка и железных кусков, частично засыпанные песком. У железных камней из окрестностей кратеров Вабар гладкая поверхность, покрытая черным налетом. Самый большой кусок железа и никеля из найденных там учеными весит 2200 килограммов и называется Верблюжий Горб. Он был обнаружен научной экспедицией в 1965 году и позже был выставлен на обозрение в Королевском университете аравийской столицы Эр-Рияда. Гладкий камень конусообразной формы, по-видимому, является куском метеорита, упавшим на землю и развалившимся на несколько фрагментов. Священная книга мусульман – Коран содержит рассказ о царе города Убара по имени Аад. Он насмехался над пророком Аллаха. За свою нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесенным ураганом. Этой историей заинтересовался английский исследователь Гарри Филби. Местом, наиболее вероятным для расположения погибшего города, он счел Пустой квартал. Однако вместо руин – произведений рук человека он нашел в том месте обломки метеорита. По следам, оставленным этим событием, было установлено, что энергия, выделившаяся при падении метеорита, была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, что сравнимо со взрывом в Хиросиме. Известны и другие места падения метеоритов, вызывавших даже еще более мощные удары, однако случай с Вабаром имеет важную особенность. Метеорит упал в открытое песчаное место, сухое и достаточно изолированное, что представляет собой идеальное естественное хранилище. Там его легко было обнаружить как кочевникам древности, так и современным ученым. Последние пока что не могут дать окончательного ответа на загадку Черного камня.

makkah_caaba_5 (700x525, 171Kb)

0_a14e2_35b3459f_M (300x83, 20Kb)

Аль-Набави (Мечеть Пророка)

mad2 (700x460, 85Kb)

Аль-Набави (Мечеть Пророка) – вторая по значимости мусульманская мечеть (после Запретной мечети), расположенная в Саудовской Аравии, в Медине. Под Зеленым куполом мечети Аль-Набави расположена могила пророка основателя мусульманства – Мухаммеда. Первые два мусульманских халифа Абу-Бакр и Умар также похоронены в мечети.

743361bd (700x525, 50Kb)

Мечеть Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине

kupol-proroka (650x350, 55Kb)

Зелёный купол (Купол Пророка)

masjid_nabavi (700x474, 159Kb)

Masjid-e-Nabawi_Sharif__17_ (700x502, 103Kb)

Могила пророка Мухаммада. Рядом с ней погребены два первых халифа, Абу Бакр и Умар, а с другой стороны находится ещё один участок, похожий на пустую могилу. Многие исламские ученые и исследователи Корана считают, что это место под могилу зарезервировано для пророка Исы (Иисуса), который вернётся на Землю, чтобы убить Даджаля (Антихриста), а затем будет править возрожденным Халифатом 40 лет

Первая мечеть на этом месте была построена еще при жизни Мухаммеда, который сам принимал участие в строительстве. Планировка этого здания была принята для других мечетей всего мира. Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, ему явился архангел Джабраил и призвал к служению. Мухаммед начал свои проповеди в Мекке, стремясь отвратить арабов от языческого многобожия и обратить их в истинную веру. В 622 году из-за сильного давления религиозных деятелей Мекки, Мухаммед был вынужден бежать в город Ясриб, расположенный в нескольких сотнях километров. В Ясрибе (который затем переименовали в Медину) ему удалось организовать первую мусульманскую общину. Уже через несколько лет мусульманское движении так разрослось, что Мухаммед смог создать большое войско, которое в 630 году без боя захватило Мекку. Таким образом образовалось первое мусульманское государство.

0753173002 (700x525, 91Kb)

0_a14e2_35b3459f_M (300x83, 20Kb)

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть)

IMG_5587_0 (700x466, 237Kb)

Мечеть аль-Акса (араб. المسجد الاقصى‎‎ — крайняя мечеть) — мусульманский храм в Старом городе Иерусалима на Храмовой горе. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Ислам связывает с этим местом исра (ночное перемещение пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим) и мирадж (вознесение). На месте мечети аль-Акса пророк Мухаммад совершил в качестве имама молитву со всеми пророками, посланными до него.

1280px-Al-Aqsa_Mosque_by_David_Shankbone (700x529, 78Kb)

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме

67829988y (700x525, 287Kb)

Заложенная в 636 году халифом Омаром на месте разрушенного римлянами иудейского храма, мечеть Аль-Акса была существенно расширена и перестроена при халифе Абд Аль-Малике в 693 году. При халифе Абд Аль-Малике недалеко от Аль-Аксы была построена еще одна мечеть, получившая название Куббат Ас-Сахра (Купол Скалы). В наше время нередко мечеть Купол Скалы путают с мечетью Аль-Акса.

original (700x453, 449Kb)

Мечеть Куббат Ас-Сахра (Купол скалы)

Часто огромный золотой купол расположенной рядом мечети Куббат ас-Сахра («Купол скалы») путают с более скромным куполом мечети Аль-Акса, называя упомянутый золотой купол Куббат ас-Сахра куполом «Мечети Омара». Но именно Аль-Акса имеет своим вторым именем название «Мечеть Омара» в честь своего основателя халифа Умара (Омара) и является историческим центром из двух мечетей на Храмовой горе, а не мечеть Куббат ас-Сахра, которая, тем не менее, в архитектурном плане является центром комплекса.

PRAVDA-O-MECHETI-AL`-AKSA-- (640x480, 64Kb)

Храмовая платформа

163192 (700x542, 226Kb)

 

0_a14e2_35b3459f_M (300x83, 20Kb)

Источник: www.liveinternet.ru


Categories: Храм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.