Чудом византийского и древнерусского архитектурного искусства является собор Святой Софии Киевской. Храм, возведенный в начале ХІ века, практически не изменилось спустя тысячелетний юбилей, отпразднованный в апреле 2018 г. Знаменитый памятник архитектуры привлекает к себе сотни тысяч туристов в год.

Софийский собор в Киеве

В самом сердце Киева неподалеку от Майдана Независимости (по адресу ул. Владимирская, 24) располагается исторический древний памятник ХІ века – Софийский собор. Храм занесен в ряды реликвий, относящихся к Мировому достоянию ЮНЕСКО, в качестве национального музея-заповедника, который не передается религиозным структурам.

Богослужения в храме проходят исключительно на День Независимости Украины (24 августа). Территория музея-заповедника открыта для посещения туристами.



Собор Святой Софии воздвигнут на самом высоком месте Старого Киева, к которому вело 4 дороги от любых ворот столицы Древней Руси. В настоящее время это Шевченковский район, к которому можно добраться также с любой точки Киева.

Располагается храм на Софийской площади (на сегодняшний день площади Б. Хмельницкого), ограниченной дорогами:

  • улицей Софиевской;
  • улицей Владимирской;
  • улицей А. Тарасовой;
  • проспектом Владимирским;
  • переулком Рыльского.

Как добраться до Софийского собора

Софийский собор можно посетить разными способами.

Есть несколько вариантов, как до него добраться:

  1. От станции метро «Золотые ворота» нужно подняться вверх по улице Владимирской (пешим шагом приблизительно за 10 мин.).
  2. До площади Б. Хмельницкого можно пройтись от станции метро «Майдан Независимости», двигаясь вверх по улице Софиевской (прогулка займет около 10 мин.).
  3. От станции метро «Майдан Независимости» можно проехать 1 остановку на троллейбусе №16, 18 или 3 до площади Б. Хмельницкого.
  4. Еще один вариант: со станции метро «Почтовая площадь» сесть на фуникулер (канатный трамвай), доехать до Михайловской площади, пройтись пешком по проспекту Владимирскому до собора (приблизительно 8 мин ходьбы.).

История строительства

Годы возведения самого древнего храма времен Киевской Руси, сохранившегося до сегодняшних дней, являются предметом споров и дискуссий. Учеными выдвинут ряд версий.

  1. На дату в 1037 г. опираются ученые, согласно хроникам Нестора «Повесть временных лет». Однако летописец на этот год записал также строительство Золотых Ворот, двух внушительных монастырских сооружений и Благовещенской церкви. Правдивость версии маловероятна, так как такое количество построек воздвигнуть одновременно невозможно даже по сегодняшним меркам. Историки имеют мнение, что Нестор-летописец просто подвел итоги правления князя Я. Мудрого в строительной сфере на 1037 г.
  2. В хрониках Новгорода указывается 1017 год, как время воздвижения храма. Опираясь на документ, ученые-историки приняли 1017 год, как начало постройки и 1037 год в качестве завершения выполняемых работ.Киевский храм святой софии
  3. В сказаниях «Слово о законе и Благодати», вышедших из-под пера первого митрополита г. Киева Иллариона, упоминается, что в 1022 г. Софиевская святыня была довольно известна, приводится ее описание. Также упоминается, что строить собор начал князь Владимир Великий, а его сын Ярослав закончил постройку. Англичанин Титмар Мерзебургский в своих Хрониках путешествий заявлял, что посещал Софию в 1017 и 1018 годах. На основании этих фактов некоторые ученые пришли к выводу, что храм строился ранее 1015 г. (даты смерти князя Владимира).

  4. Последняя версия выдвинута историками Софийского музея-заповедника. Заложена святыня была в 1011 г. правителем Владимиром Великим, а достроена в 1017 г. Я. Мудрым. В 1018 г. произошло освещение храма.

Известно, что для строительства святыни были вызваны византийские мастера. Это подтверждает архитектурные характеристики сооружения. Прототипом будущего собора послужила Константинопольская церковь Айя-София (название означает «мудрость в христианстве»).

Этапы преобразования Софийского собора можно выделить следующие:

1. Приобретение статуса первенствующего храма Древней Руси, места обитания митрополита Киева. В соборе проходят официальные приемы, помазания на власть. Площадь перед зданием считается основным местом сбора вече.

2. В ХІІ-ХV веках наступают периоды княжеских междоусобиц, нашествий орды монголо-татар, повлекшие осквернение, разграбление святыни. Собор теряет свое величие и торжественность, но остается главным храмом страны.

3. В XVI веке в результате заключения Брестской унии центр митрополии был перенесен из Киева. Собор совсем обветшал, потерял свой вид. Наступили тяжелые времена состояния войны между различными христианскими религиями за наибольшее влияние в церковных делах.


4. В XVII веке Петр Могила смог восстановить русскую православную церковь, возвратив Софии Киевской звание первенствующего собора страны. Здание перенесло реставрацию в ренессансном стиле. Состоялась постройка мужских монастырских келий на территории храма.

5. Большая заслуга в восстановлении святыни принадлежит гетману И. Мазепе, который отстроил святыню в стиле казацкого барокко, возвел колокольню.

6. В результате масштабных строительных работ XVII-XVIII столетий на территории храма были достроены:

  • дом для обитания митрополита г. Киева;
  • трапезная;
  • хозяйственные постройки;
  • хлебная;
  • семинария;
  • восточные (Заборовского) и южные ворота.

7. В 1786 г. состоялось уничтожение монастырской организации.

8. Самое масштабное восстановление внутреннего интерьера собора прошло в 1843-1853 гг.

9. В период событий Украинской Народной Республики святыня была наделена статусом первенствующей при православной украинской Автокефалии.Киевский храм святой софии

10. После прихода к власти большевиков храм закрыли. В 1934 г. всей прилегающей территории собора был придан статус заповедника под названием «София Киевская».

11. В 1990 году вся местность заповедника было занесена в Мировую книгу Достояний ЮНЕСКО.

Архитектура


Храм Святой Софии в Киеве, согласно своим архитектурным формам, не изменился практически с первоначального вида до современных дней. Прямоугольная проекция сооружения делится с помощью крестчатых столбов на 5 нефов (проходов), пересекающихся трансептами (перпендикулярными проходами).

Киевский храм святой софии

В месте пересечения наибольшего нефа с трансептом образуется крестообразное пространство под куполом. Расстояние от основания пола до возвышения составляет 29 м, а подкупольный диаметр — 7,7 м.

Габариты строения (в длину и ширину) составляют 29 м, но благодаря наличию двухъярусных галерей с 3 сторон и широкой одной снаружи, размерные характеристики увеличиваются до 42 и 55 м. В центре собора построены хоры в форме буквы «п», на которые можно подняться по винтообразным лестницам, размещенным с северной и южной стороны.

Постройка выполнена в византийском стиле путем чередования кладки камня и сплющенного кирпича, уложенных на песочно-известковую смесь с добавлением кирпичной крошки.

Первоначально каменная и кирпичная кладка здания не прикрывалась, после проведения реконструкций (ХVІІ-XVIII веков) фасад отштукатурили и побелили. На сегодняшний день на здании можно наблюдать ограниченные участки фасада с древней кладкой.


Киевский храм святой софии

Первоначальное архитектурное строение собора являлось символичным. Центральный купол здания отождествлялся с Иисусом Христом, а 12 более мелких куполов ассоциировались с апостолами. В период восстановительных работ ХVІІ-XVIII века собор был перестроен и стал насчитывать 19 куполов, наложилась штукатурка и побелка, а полусферические верхушки куполов были заменены на грушеподобные.

Внутреннее убранство

Интерьер храма практически не изменился с ХI века. Центральное место во внутреннем убранстве храма занимает подкупольное пространство в виде креста. В восточной части здания располагается главная апсида (выступающая часть сооружения), на севере и юге

построены двухъярусные аркады (открытые галереи в виде арок). На западной стороне находилась третья аркада, которая не сохранилась до наших дней (убрана в ХІІІ столетии). В церковь попадает много света благодаря наличию многочисленных оконных проемов в пробитых цилиндрах куполов.

Во внутреннее убранство Софийской церкви входят:

  • оригинальные мозаики;
  • оригинальные фрески;
  • медальоны, с располагающимися в них образами;
  • граффити (в том числе ХІ-ХІІ столетий) в количестве 7000.Киевский храм святой софии

Перегородки и столбы здания украшены образами более 500 святых. На сводах куполов изображены сцены из Библии с православными мотивами. Медальоны представляют фигуры ангелов.

Храм Святой Софии в Киеве (со стороны западного направления, под главным куполом) вмещает громадную семейную иллюстрацию княжеского рода, занимающую 3 стены центрального коридора (отгороженного колоннами участка).

До современного периода неповрежденными остались лишь боковые участки фрески: 4 силуэта княжичей и 2 фигуры княжон на противоположных сторонах. Средняя часть иллюстрации с изображением князя и княгини уничтожена при разборе западной галереи (в ХІII столетии).Киевский храм святой софии

Версии относительно персонажей фрески расходятся:

  • некоторые историки считают, что это семья Ярослава Мудрого;
  • профессор Н. Никитенко думает, что на картине изображена семья Владимира Великого.

Фрески и мозаики

Мозаики (витражи) являются украшением центрального купола и основного алтаря святыни — это образы, созданные на влажной штукатурке из стеклянных кусочков.


На центральном куполе и основном алтаре представлены основные библейские персонажи в согласии с их иерархией. Все мозаичные произведения собора оригинальны, относятся к ХІ веку. В ХІХ столетии поврежденные участки картин были расписаны тушью на масляной основе.

К основным образам из мозаики относятся следующие:

  1. Христос Вседержитель, изображенный в наибольшем подкупольном пространстве в медальоне размером в 4,1 м. Образ обрамлен девятью окружностями разных цветов. С четырех сторон от Христа находится по архангелу: единственный святой в синем облачении выполнен из мозаики, а остальные — нарисованные Врубелем.Киевский храм святой софии
  2. 12 архангелов под центральным куполом располагаются между оконными проемами цилиндра. В виде витража сохранились силуэты Павла и Марка. Остальные витражные произведения дошли до наших дней в виде кусочков.
  3. Севастийские страдальцы изображены на подпружинных арках в северном и южном направлении. Уцелело 15 медальонов.
  4. Мозаика Деисус, располагающаяся в алтарной арке, относится к ХI-ХVIII векам.
  5. В центральный алтарь вмещена мозаичная Оранта в виде громадного силуэта (приблизительно 6 м высотой) молящейся Богоматери.


    Киевский храм святой софии
    Оранта в Храме Святой Софии в Киеве
  6. Евхаристия – это витраж, включающий множество силуэтов, располагающийся под Орантой. Произведение изображает причащение апостолов перед Иисусом Христом, фигуры располагаются симметрично алтаря.
  7. В нижней части выступающего участка храма, между колонами находятся изображения преподобных святителей — архидиаконов. В основном сохранился верхний кусок витража.
  8. Другие витражные произведения храма:
  • Апостол Павел;
  • Христос-Иерей;
  • фигура Аарона на центральном алтаре;
  • отделочные узоры на главном алтаре.

Храм Святой Софии в Киеве богат на фрески, которые представляют собой росписи красками на водной основе по влажной отштукатуренной стене. К местам изображения фресок относятся в основном центральный коридор с северной и южной стороны. В ходе реставрации собора удалось восстановить некоторые фрески ХI века, также неизменными остались произведения ХVII-ХVIII столетий.Киевский храм святой софии

Тематически все фресочные произведения храма можно свести в таблицу, разделив по типам:


Образы святых, среди которых есть известные и неизвестные Сцены религиозного характера Изображения светского характера
Апостол Павел Схождение Христа в ад Потрет семьи князя
Апостол Петр Нисхождение святого духа Фрагмент жизни Петра
Святая Варвара Приход архангела к Валааму Воин
Пророк Сорок Севастийский мучеников Крещение
Святой Николай Преподнесение Марии пурпура Император Константин
Святая Надежда Состязание архангела Михаила с Иаковым Император Юстиниан
Святой Фока Благовещение Фигура князя
Святой Филипола Христосование Марии и Елизаветы Грифон
Праведная Евдокия Уверение Фомы
Праведный Федор Стратилат Святые служители
Праведный Георгий
Иисус Христос и апостолы
Праведный Панкратий
Григорий Богослов
Праведный Ермилос
Праведный Виктор
Праведный Мелитон
Иоанн Креститель

Усыпальница

На северо-востоке святыни в углу галереи еще в древние времена была основана гробница для князей.

Известно про осуществление захоронений в храме:

  • правителя Ярослава Мудрого;Киевский храм святой софии
  • правителя Всеволода Ярославовича;
  • правителя Ростислава Всеволодовича;
  • Владимира Мономаха;
  • сына Мономаха Вячеслава.

С давнего до современного времени уцелела одна гробница Ярослава Мудрого, расположенная в северо-восточном участке арочной галереи. Саркофаг представляет собой четырехугольный ящик под двускатной крышей. Предмет украшен резьбой, изображающей христианские символы. Вес ящика 6 т, материал — мрамор.

В 1936 и 1939 гг. саркофаг скрывался. В нем были обнаружены останки мужчины и женщины. Согласно летописным описаниям мужчину идентифицировали с Ярославом Мудрым, по сказаниям правитель страдал от хромоты, получал ранения в ногу и голову.

Женские останки отождествили с женой князя Ириной. Известный антрополог-скульптор М. Герасимов, изучив череп князя, создал скульптуру бюста Ярослава, представленную в Софии.

Колокольня

Сооружение колокольни высится в восточной стороне заповедной местности «София Киевская». Это первая постройка из камня, заложенная на землях, прилегающих к собору, после губительного пожара 1697 года. Воздвижение башни было осуществлено в 1699-1706 гг.Киевский храм святой софии

Часто можно услышать название колокольни «Триумфальная» из-за празднования победы в Полтавской битве (1709 г.) под ее стенами.

Строение выполнено изначально в виде 3 уровней, фасад был украшен лепным декором, а купол изготовлен в стиле барокко, увенчан шпилем. В начале XIX века сооружение значительно обветшало, пострадало в результате удара молнии.

К тому же в Киеве начали появляться высотные постройки, заслоняющие башню, поэтому в 1851-1852 гг., произошла перестройка памятника архитектором Спарро. В это время осуществилась надстройка 4-го уровня сооружения, увенчание его грушевидным позолоченным куполом.

Капитальный ремонт строения проводился в 50-70 гг. XX столетия. Строение высится на 76 м. от уровня земли. Силуэт сооружения визуально напоминает пирамиду из 4 частей (каждая следующая меньше предыдущей). Верхние ярусы выполнены без межэтажных перекрытий, они просматриваются через арочные проемы.

Фасад строения украшен богатой лепниной в виде православных символов, а также фигурами правителя Владимира Великого, евангелистов Андрея Первозванного и Тимофея, архангела Рафаила.Киевский храм святой софии

На втором уровне колокольни можно увидеть колокол 1705 года. Ценное историческое литейное изделие начала ХVIII века, выполненное на заказ Ивана Мазепы.

Интересные факты

Храм Святой Софии в Киеве видел огромное количество исторических событий, перенес множественные перестройки и реконструкции. Среди интересных исторических фактов можно найти подтверждения ценности памятника архитектуры.

  1. В период строительства собора, каждому кто хотел въехать в город, необходимо было иметь при себе несколько камней.
  2. Площадь, занимаемых фресок, относящихся к ХІ веку равна приблизительно 3000 кв. м., а мозаичных изображений — 260 кв. м. Над убранством помещений работало несколько десятков мастеров, не считая подмастерьев.
  3. Во время проведения реставрационных работ в соборе были найдены не только надписи религиозного характера, но и житейского. Известна одна из них: «Козьма – вор, своровал мясо. Осиной (проклятое дерево) тебя по голове. Аминь.».
  4. Нестор-летописец в своей «Повести временных лет» указывает, что в подвалах Софии располагалась библиотека Ярослава Мудрого, которую увезла с собой его дочь Анна во Францию. В память о тех событиях на территории заповедника установлен мемориальный знак.
  5. Согласно одной из легенд, Киев простоит до тех пор, пока будет существовать мозаика Богоматерь Оранта. Недаром изображение называется «Нерушимая стена».

Софийский собор в Киеве сегодня

С 21 февраля 2016 года на территории заповедника Министерством культуры Украины разрешено Украинской православной церкви проводить богослужения в трапезной, основанной в XVII веке. Служба проходит дважды в день с 8:00 до 10:00 и с 17:00 до 19:00. Богослужения в храме Софии проводятся единожды в год 24 августа на празднование Дня Независимости.

Собор открыт для посещений ежедневно, кроме четверга, с 10:00 до 17:30. Касса работает аналогично, единственное исключение составляет среда — до 16:30.Киевский храм святой софии

В план размещения заповедной территории «София Киевская», занимающей площадь в 5 га, входят следующие памятники истории:

  • Софийский собор;
  • пекарня;
  • колокольня;
  • резиденция митрополита Киевского;
  • трапезная;
  • семинария;
  • восточные ворота;
  • Братский корпус;
  • монастырские кельи;
  • южные ворота;
  • мемориальный камень в честь библиотеки Я. Мудрого.

Стоимость входа на местность музея-заповедника составляет 20 грн., отдельно оплачивается посещение собора в размере 80 грн. Полная экскурсия с гидом по заповеднику обойдется в 200 грн.

При этом можно выбирать язык проведения экскурсии русский или украинский. Существуют также скидки для пенсионеров, школьников и студентов при наличии удостоверения, стоимость посещения полного комплекса заповедника для них составит 40 грн.

Ворота храма Святой Софии Киевской открыты для туристов. Переступив их можно окунуться в саму историю, в духовный мир наших предков. Каждый памятник архитектуры, предмет древности заповедника гармонично сочетается с природой, наделяет посетителей праздничными, умиротворенными эмоциями, подарит спокойствие и созерцание.

Оформление статьи: Владимир Великий

Источник: touristam.com

Фрески, мозаика и архитектура Софийского собора

Софийский собор ценят за его архитектуру и интерьер. Первоначально его строили в качестве главного храма Руси, поэтому аналогичных зданий практически не существует.

Если обращаться к символике, высокий купол святыни является отсылкой к Иисусу Христу. Его 12 небольших куполов — к апостолам, четыре из которых стали символами евангелистов, проповедовавших учение Христа. Для создания центрального подкупольного пространства была выбрана форма креста. Такая же крестообразная форма у сечений столпов собора. Хоры получили великолепное освещение из-за любви знати к богослужениям.

Стены Софийского собора в Киеве могут удивить и своей мозаикой, сохранившейся с XI века. Ее палитра содержит свыше 170 оттенков, сама она является украшением центрального купола, арок и столпов. Наиболее известную мозаику Богородица «Нерушимая стена» поместили в сводчатую часть центральной алтарной апсиды, она стала изображением причащения апостолов Христом.

В свое время здесь было обнаружено огромное количество граффити и нацарапанных надписей, имеющих отношение к политическим деятелям и различным событиям. В самом начале в храме было примерно 650 м2 мозаики, на сегодняшний же день сохранилось лишь 260 м2, а также 3000 м2 фресок. Самая известная мозаика собора — Богоматерь — Оранта и Христос — Пантократор, которая является купольной.

В соборе есть большое количество фресок, которые знакомят с различными сценами из Библии — детством Богоматери, житием и образами святых, сценами страстей Христовых, деяниями апостолов и прочим.

Особой ценностью обладают фрески, на которых изображена вся семья Ярослава Мудрого. Данные изображения занимали северную, западную и южную стены основного нефа.

В соборе похоронено более ста человек, среди них Ярослав Мудрый и его жена Ирина. Часть захоронений за долгое время нахождения здесь была утрачена.

Строительство Софийского собора, его автор и история

Историки спорят о том, как появился собор, склоняясь к разным версиям. О точном годе строительства храма ничего не известно. Первая версия предполагает появление святыни во времена правления Владимира I Святославича, вторая говорит о том, что создание Софийского собора было начато с легкой руки Ярослава Мудрого. Часть историков считает, что постройка святыни была приурочена к приезду в Киев из Константинополя грека митрополита Феопемпта, который впоследствии стал предстоятелем русской церкви. Доподлинно известно лишь то, что Киевский Софийский собор стал местом основания первой на Руси библиотеки, этим также занимался Ярослав Мудрый.

Тем не менее есть ряд историков, которые называют 1037 год началом сооружения Софийского собора в Киеве. Они утверждают, что постройка велась три года, в ней принимало участие большое количество византийских, греческих и русских мастеров.

Софийский собор в Киеве на google-панораме:

В своем изначальном виде святыня была 13-купольным сооружением, спустя несколько веков она обзавелась еще шестью главами. В начале XVII века место было частично отремонтировано, на его территории появился ряд деревянных монастырских зданий, все они и сам собор были обнесены высоким забором из дерева. В качестве архитектора реконструкции Софийского собора выступил итальянец Октавиано Манчини, специально приглашенный в Киев митрополитом Петром Могилой.

На протяжении всей своей истории святыня много раз разрушалась, на нее нападали и разворовывали. С XI по XIII век место не раз было разорено половцами и печенегами. В 1180 году пожар привел к частичному разрушению храма. Больше всего разрушений святыне принесли татаро-монголы во главе с ханом Батыя, захватившие Киев в 1240 году. Тогда же ими был разграблен Софийский собор. Спустя 200 с небольшим лет храм снова был ограблен, на сей раз крымскими татарами. Лишь с XVII века начинается возрождение собора, в 1688 году он получает он получает большую помощь от гетмана Ивана Мазепы.

Наступление XX века также приносит невзгоды святыне. Из-за решения Советской власти Софийский собор чуть было не уничтожили, его спасло вмешательство Франции, королева которой приходилась дочерью князю Ярославу Мудрому. Благодаря этой протекции реликвия была спасена.

Чудом уцелевший храм в 1934 году стал местом создания Софийского музея-заповедника, он дал старт исследовательским и реставрационным работам. Кроме самой святыни в ансамбль входят колокольня, южная въездная башня, Дом митрополита, трапезная, ворота Заборовского, хлебня, бурса и братский корпус.

На сегодняшний день собор в длину без галерей протянут на 30 метров, в ширину он составляет чуть больше 29 метров.

Захоронение князя Ярослава Мудрого

Саркофаг Ярослава Мудрого занял алтарную часть бывшей северной внутренней галереи Софийского собора. Он является прямоугольным ящиком с двускатной крышкой, имеющей выступы по углам. На ящике и крышке имеются резные изображения кипариса, виноградной лозы, крестов, пальмы и прочего. Весит гробница около шести тонн, материалом для ее изготовления послужил проконесский мрамор, который был доставлен из Византии.

В 1936–1939 годы саркофаг был вскрыт и исследован, ученым тогда предстало зрелище перемешанных мужского и женского скелетов, что подтвердило догадку об ограблении гробницы. Позднее было установлено, что кости принадлежат Ярославу Мудрому и его супруге Ирине.

Иконы Софийского собора

Софийский собор насчитывал два киота, появившиеся здесь в XVIII веке. В 1850-х годах были проведены реставрационные работы, в результате которых киоты были заменены на ряд новых, пышно украшенных. Для их создания использовали дуб, сосну и лиственницу. В 1930-е годы все киоты демонтировали и перенесли, чтобы предоставить хороший обзор остальной живописи на стенах собора.

Зимой 2018 года в святыню был возвращен киот из дерева XIX века, когда-то он был местом хранения иконы Николая Мокрого — первой чудотворной иконы Киевской Руси, которая в период Второй мировой войны была вывезена за пределы страны.

Библиотека

Библиотека Ярослава Мудрого стала вместилищем легендарного собрания книг и документов, которые были собственностью Великого князя киевского. Как считают историки, начиная с XII века и позже она размещалась в Софийском соборе Киева, а также в его подземельях. На данный момент собрание утеряно, есть множество версий его расположения, тем не менее ни одна из них не подтверждена.

В 1969 году в западной части, недалеко от входа в святыню, установили мемориальный знак, посвященный библиотеке. Его украшает изображение Ярослава Мудрого, ниже него расположена цитата из «Повести временных лет». В качестве автора памятника выступил И. П. Кавалеридзе.

Десятинная церковь

В X–XI веках Киев был заполнен не только деревянными постройками, тогда же настало время первых каменных сооружений. Самой первой каменной церковью стала Десятинная, ее построил князь Владимир. Его сын Ярослав после восхождения на престол основательно перешел к перестройке города и возведению новых храмов и укреплений. Он возвел достояние Киева — Золотые Ворота и собор Святой Софии.

Те, кто придерживается теории о новой датировке святыни, находят непосредственную связь между теми, кто создавал собор, и строителями Десятинной церкви. Сомнений нет, что святыня в некой степени выступила в качестве творческого переосмысления Десятинной церкви, это подтверждает общая композиция и близкие масштабы.

Источник: www.tourister.ru

Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен собор в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. «Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии», — писал митрополит Евгений Болховитинов. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

18sofiakiev

Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. Он затмил собой все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века.

В ряду всемирно известных храмов Софийский собор в Киеве занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Даже известный путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII веке — в не самые лучшие для нее времена, — сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять». И совершенно справедливо первый русский митрополит Илларион в проповеди, сказанной им, вероятно, при освящении Софийского собора, восхищенно говорит: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».

Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Древнерусского государства. Здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Руси библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити — надписей и рисунков, относящихся к XII—XIII векам. Нацарапанные киевлянами того времени, они повествуют о бытовой и общественной жизни Киевской Руси, в них упоминаются имена Ярослава Мудрого, его сыновей Всеволода и Святослава, Владимира Мономаха, епископа Луки Белгородского, воеводы Ставра Гордятинича.

Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) — 37 м. Но это монументальное сооружение, выложенное из розовой плинфы, отнюдь не «давило» на зрителя! Массу собора облегчали открытые галереи, которые как бы связывали храм с окружающим пространством, с природой, делали его доступней и человечней. Чем выше, тем стремительней нарастали объемы, ступенями восходя к завершению — центральному куполу на высоком барабане…

2

Фасады этого удивительно гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и «утопленных» в кладку здания, а также фресками. Фрагменты этих фресок и сейчас еще можно видеть у северного и южного входов и в некоторых других местах.

Как пишет «Повесть временных лет», в Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою легендарную библиотеку: «Ярослав же любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными…» Эта древнейшая русская библиотека, как считают некоторые исследователи, до сих пор хранится где-то в подземельях Софии Киевской. В стенах собора находилась и первая в России школа. Здесь же был устроен скрипторий — помещение, в котором монахи переписывали и переводили книги. И здесь же в 1054 году нашел свое упокоение в мраморном саркофаге основатель собора — князь Ярослав Мудрый. Кроме него в Софийском соборе были погребены князья Изяслав Ярославич (убит в 1078 г.), Всеволод Ярославич (ум. в 1093 г.), Ростислав Всеволодович (погиб в 1094 г.), Владимир Мономах (ум. в 1125 г.).

За свою многовековую историю собор пережил множество невзгод: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только внешние неприятели, но и русские князья. Князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взявший Киев в 1169 году, ограбил ризницу Софийского собора и вывез драгоценные иконы, ризы, книги и даже снял колокола. В 1204 году его «подвиг» повторил князь Рюрик Ростиславич Смоленский, содравший оклады с икон и похитивший драгоценную утварь собора, книги и даже одеяния древних киевских князей, хранившиеся в храме. Новым ударом стало нашествие Батыя. В 1240 году ворвавшиеся в город татары, по словам митрополита Евгения Болховитинова, «искали сокровищ не только в кладовых, но и в стенах церквей и в самых гробах князей».

В результате Батыева погрома храм лишился кровли и долгие годы стоял под открытым небом. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Рухнула верхняя часть здания, громадная трещина пересекла всю алтарную часть. Первая частичная реставрация собора была проведена только в конце XIV столетия. Но лишь в 1640-х годах митрополит Петр Могила, основавший при Софийском соборе мужской монастырь (впоследствии упраздненный), впервые за многие годы полностью отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини.

Собор был построен в классическом «византийском» стиле и имел, как считают некоторые исследователи, 25 куполов (по другим данным — 13 куполов). Тринадцать центральных куполов храма, покрытые листовым свинцом, символизировали Христа и двенадцать апостолов. Фасады храма не были оштукатурены. Их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. Еще в 1651 году, судя по рисункам голландского художника А. ван Вестерфельда, собор сохранял свои первоначальные формы. В последующие времена собор неоднократно менял свой облик, обрастая пристройками и надстройками. Двенадцать древних куполов были разобраны. В 1685—1707 годах храм был основательно перестроен в стиле барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII—XVIII веков. На восточном и западном фасадах собора были сооружена фигурные фронтоны, а окна получили пышные барочные наличники. Спустя почти полвека, в 1744—1748 годах, при митрополите Рафаиле Заборовском фронтоны и барабан центрального купола украсил лепной орнамент. Тогда же был установлен новый иконостас и серебряные Царские врата. В соборе хранилась чудотворная икона Любечской Богоматери и мощи священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого 1 мая 1497 года татарами по пути из Вильно в Киев.

Софийская площадь.1840 гСофийская площадь 1851

Софийская площадь.1840 г                                                                Софийская площадь.1851 г

Внутреннее пространство храма осталось почти не затронуто позднейшими переделками. Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство — высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.

Первоначально алтарная часть собора от сводов до пола была покрыта мозаичными картинами, выполненными на золотом мозаичном фоне. Мозаики Софийского собора в Киеве — выдающиеся произведения древнерусского монументального искусства. А мозаичные композиции «Богоматерь Нерушимая Стена» и образ Богоматери из деисусного чина относятся к выдающимся образцам мирового искусства.

                                     Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора, XI век

Источник: pushmamba.livejournal.com

История создания

Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта – будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.

Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.

На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя – его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.

В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены.

Киевский храм святой софии

20 век и современность

Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть – кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник. В 1934 году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже – остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722–1730 гг. трапезная, хлебня (пекарня, позже – консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731–1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763–1767).

В соборе были проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Киевский храм святой софии

Архитектура Софии Киевской, некрополь

Софийский собор построен из бутового камня и плинфы. Ряды камня и плинфы чередуются. Арки и своды построены без камня. Цементирующим веществом является известковый раствор с примесью песка и цемянки (толченого кирпича). В стены собора в верхней части вмурованы керамические кувшины-голосники. Таким образом, облегчена конструкции стен и улучшена акустики в помещении храма.

Первоначально София имела пять апсид и пять куполов. Стены ее были оштукатурены. С запада и севера храм окружали открытые галереи.

София строилась в византийском стиле, но она еще изначально не была похожа на другие византийские церкви, а после перестроек и достроек превратилась в полностью оригинальный неповторимый архитектурный шедевр.

Современные размеры собора таковы: длина 37, ширина 55, высота 29 метров. Он имеет два этажа и девять апсид. Венчают собор 19 куполов, из которых 8 имеют старинную сферическую форму, а 11 – барокковую грушевидную.

Интерьер храма сохранился еще с 11 века, за исключением отдельных частей. С того же времени сохранились 3000 кв. метров фресок и 260 кв. метров мозаики. Мозаики храма, в которых использовано 177 оттенков цветов, имеют огромную ценность. Особенно это касается шестиметрового изображение Богородицы Оранты (той, что молится), которое сохранилось до нашего времени практически без реставрационных работ. Стену, на которой расположено изображение называют «Нерушимой стеной», ведь она оставалась абсолютно целой даже в худшие для Софии времена. Никто из захватчиков, которые в разные времена захватывали Киев, не поднял руки на Оранту. Можно только представить удивление путешественников, которые заходили в полуразрушенный собор и видели перед собой эту величественную мозаику.

Недавно на втором этаже собора разместили еще одну уникальную мозаику – панно «Взгляд в вечность», изготовленное из 15 тысяч писанок.

Киевский храм святой софии

Некрополь

Огромную ценность для украинского народа имеет некрополь Софии Киевской, древнейшим погребением которого является саркофаг Ярослава Мудрого. Сегодня среди ученых нет единого мнения относительно происхождения саркофага и его возраста. По одной из главных гипотез саркофаг был изготовлен в Херсонесе в 9 веке. В нем собирались захоронить мощи великомученика Климента Римского. В Киев саркофаг привез Владимир Великий, а в 1054 году он стал гробницей Ярослава. Вес саркофага 6 тонн.

Саркофаг Ярослава Мудрого неоднократно открывали. Сначала это делали еще в русские времена. Видимо именно тогда рядом с Ярославом был положен скелет

неизвестной женщины возрастом около 50 лет и мужской череп (вместо женского). В те же времена гробница была ограблена (кроме костей в саркофаге ничего нет).

Для научных исследований саркофаг открывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и 2009 годах. Научные исследования почти доказали, что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому. Сейчас его в гробнице нет — тело великого князя исследуется.

Кроме Ярослава в Софийском соборе похоронены митрополиты Киевские: Кирилл II (1282 г.), Святой Макарий (1497 г.), Сильвестр Косов (1657 г.), Гедеон Четвертинский (1690 г.), Рафаил Заборовский (1747 г.) и др. В трапезной хранится саркофаг-гробница княгини Ольги, который перенесен из Десятинной церкви.

Киевский храм святой софии

Мозаики и Фрески Софии Киевской

Собор София Киевская, заложенный в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи – мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера – центральный купол и алтарь. Все остальное пятинефное пространство, вторые этажи («полати», или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской в древности, были украшены фресками. До наших дней сохранилось 260 квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи.

Система росписи, выбор сюжетов и размещение изображений подчинены четкому идейному замыслу, вытекавшему из назначения собора София Киевская как главного храма Древнерусского феодального государства. Посвященный Софии как символу мудрости, Киевский Собор Святой Софии, его архитектура и живопись должны были, по замыслу заказчиков, утверждать и укреплять христианское вероучение, а вместе с ним и феодальную власть. Столь важные для того времени религиозные и государственные идеи нашли воплощение в художественном образе Софии Киевской и, как лейтмотив, проходят через всю систему её живописного убранства. В росписях тесно переплелись светское и религиозное начала, сливаясь в торжественный гимн могуществу Древнерусского государства, его славе.

В центральном куполе и алтаре собора Софии Киевской размещены изображения главных персонажей и сцены христианского вероучения. Они выполнены в технике мозаики, т. е. набраны по сырой штукатурке из мелких кубиков стекловидной массы – смальты. Сияющий мозаичный золотой фон усиливает яркие, насыщенные тона изображений. Мозаики Софии Киевской насчитывают 177 цветовых оттенков. К сожалению, имен художников, которые в совершенстве владели этой богатой палитрой, история не сохранила.

В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,– огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.

Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии Киевской. Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери – Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.

Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской. Сцены и персонажи, набранные мозаикой,– это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески, т. е. расписаны водяными красками по сырой штукатурке. На сценах трансепта (главного поперечного членения храма) расположены евангельские сцены повествовательного характера, из которых лучше других сохранились «Распятие», «Сошествие Христа во ад», «Явление Христа женам-мироносицам», а также сцена «Сошествие святого духа», замечательная по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению.

Киевский храм святой софии

Фрески

Фрески в башнях Софийского собора – интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора, о различных сторонах тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием бытовой монументальной живописи времен Древнерусского государства Киевская Русь.

Значительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы, обрамляют отдельные фресковые и мозаичные композиции, подчеркивают основные архитектурные линии интерьера. Чаще всего они имеют растительный характер и состоят из стилизованных пальметок, побегов лозы, завитков и почек. Реже встречаются геометрические орнаментальные построения. Нарядные и красочные, орнаменты также вносят светское начало в общую систему росписей Софии Киевской.

Мозаики и фрески собора София Киевская отвечают высоким требованиям монументального искусства. Им присуща органическая связь с архитектурой, четкость и лаконичность художественного языка, глубокая эмоциональность образов, композиционная и колористическая цельность, широта художественного мышления. Достижения киевских монументалистов бережно сохранили древнерусские художники последующих поколений. Лучшие традиции живописного убранства Софийского собора живут в творчестве Андрея Рублева и Дионисия, в фресках Новгорода и Пскова, в древней украинской иконе, в живописных ансамблях Московского Кремля, в росписях деревянных церквей Украины.

Киевский храм святой софии

Граффити Софии Киевской

София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками, в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного. Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.

Такие надписи называются итальянским словом «граффи́ти» (с ударением именно на второй слог, множественное число; в единственном – «граффи́то»).

Молитвенные призывы и покаянные возгласы – важная тема софийских надписей. И действительно, их довольно много: «Господи, помози рабу Своему Георгию», «Господи, помози рабу Своему Григореви. Аминь», «Господи, помози рабу Своему

Иоану грешному, иже се писа. Аминь», «Михаил убогий, а грехом богатый писал, Господи, помози ему», есть и собственно Василий: «Господи, помози рабу Своему Василиеви, грешному помози ему…»

Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков… Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».

Впрочем, древнерусские прихожане Софийского собора молились не только о себе. В проеме окна южной галереи некто верноподданный начертал: «Помози, Господи, кагану нашему». Каган – древнетюркский титул, аналог царя или князя. Каганами именовали, например, хазарских царей. Имел хождение титул и на Руси. Святитель Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» (1030–1050) каганами называет великих князей Владимира и Ярослава: «О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю».

Значительно реже каганами, т. е. царями, в древнерусской письменности именуют других князей. Автор «Слова о полку Игоревом» вспоминает о былом «каганьем времени» – времени могущества Киевской Руси до эпохи междоусобиц.

Киевский храм святой софии

Неизвестная София: 7 интересных фактов

  1. Колокольню Софийского собора построил гетман Иван Мазепа. Ее высота 76 м. В ней до сих пор хранится большой колокол «Мазепа», отлитый киевским мастером Афанасием Петровичем в 1705 году по заказу и на средства гетмана. Вес колокола 13 тонн, высота – 1,25 метра. Колокол покрыт пышным орнаментом и на нем отлит герб гетмана Мазепы.
  2. До сих пор ученые не знают, куда делась библиотека Ярослава Мудрого, которая якобы находилась в подвалах Софийского собора. Ни при одной из раскопок ее так и не обнаружили. Единственное упоминание о ней относится к 1037 году в «Повести временных лет», написанной Нестором Летописцем. Считается, что в ней было около тысячи книг. Возможно, они спрятаны в Киево-Печерской лавре.
  3. В Софийском соборе находится одно из известных и редких мозаичных изображений Оранты – Богоматери с поднятыми в молитве и раскинутыми в стороны руками. Ее еще называют Нерушимая Стена. От прочих изображений Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность. Но главное – без младенца ее изображают крайне редко.
  4. В соборе сохранилось самое большое собрание фресок (3 тыс. кв. м) и мозаик (260 кв. м) ХІ века. Большинство «граффити» имеют религиозное содержание. В основном это молитвы с просьбой помиловать того или иного человека. На одной из стен сохранилась надпись, сделанная князем Брячеславом. Он просит Господа помочь ему, «грешному и убогому».
  5. В 2008-м Софии вернули иконостас – Царские врата – ажурную решетку с изображением святых. Они были изготовлены в 1747–1750 годы киевскими мастерами. Но в 30-е годы прошлого века советская власть решила отправить Врата на переплавку. Осталось только 11 фрагментов. По ним и сохранившимся рисункам восстановили святыню. На них ушло 104 кг серебра.
  6. Специалисты находят в «Софии» не только молитвы, но и надписи светского характера. Например, на одной из стен неизвестный автор написал: «Козьма тать (вор) – украл мясо. Осину на твою голову. Аминь!» Есть граффити не без юмора: «Грамоте обучаяся Фома евнух писал то». Запись несколько раз зачеркнута. Возможно, это сделал и сам Фома.
  7. Во время строительства собора в Киеве был введен новый налог: каждый, кто въезжал в город на возе, должен был привезти с собой несколько камней. Как говорят историки, внешне София была сурова и величественна, внутри же поражала золотом мозаик и роскошными красками фресок. Уже в те далекие времена София Киевская считалась подлинным архитектурным шедевром.

Источник: lifxil.ru


Categories: Храм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.