Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного — настоящее название

Храм Василия Блаженного. ИсторияХрам Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое  достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.


Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились.  Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров.  Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.


Храм Василия Блаженного. Архитектура

Очевидцы рассказывали:

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.


Храм Василия Блаженного. Загадки

Читайте также — Храм Воскресения Христова (Спас на крови) и узел русской истории

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.


Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Храм Василия Блаженного в Кремле

Храм Василия Блаженного — задумка


Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…

Читайте также — Россия — страна архитектурная

Источник: www.pravmir.ru

 

Алексей Боголюбов, 1870-е годы, картина «Храм Василия Блаженного».
Алексей Боголюбов, 1870-е годы, картина «Храм Василия Блаженного», Фото: i.pinimg.com

Название Храм Василия Блаженного
Страна, художник Россия, Алексей Боголюбов
Год 1870-е
Жанр Городской пейзаж
Находится Частная коллекция
Материалы холст, масло

Алексей Петрович Боголюбов был известным художником-маринистом, мастером батальных сцен. Но, кроме этого, он много путешествовал по Европе и России, писал природу и городские пейзажи.

«Храм Василия Блаженного» — картина, которая отражает высокое колористическое мастерство художника и умение создавать тщательную детальную прорисовку.

Большую часть холста занимает само строение – оно возвышается огромной махиной на пустынной пока Красной площади. Слева видны дома, стоящие на Васильевском спуске, а справа – противоположный берег Москвы-реки и купола Храма Софии. Люди, гуляющие по площади, кажутся совсем крохотными на фоне этого архитектурного гиганта.


Глядя на произведение, становится понятно, что это не просто церковь. Храм, расположенный в самом сердце Москвы, был построен Иваном Грозным на деньги юродивого старца и канонизированного святого Василия Блаженного. Он – олицетворение самой Руси. Ведь православная вера – это главная сила, объединяющая все регионы бескрайней страны, делающая их одним целым. Такова и архитектурная планировка собора: вокруг самой высокой центральной церкви, построенной в честь Покрова Богородицы группируются церкви поменьше, символизирующие главные христианские события или русских святых. Все они построены в разных стилях и цветовых решениях, но несмотря на это, собор смотрится целостно и гармонично. Подобно тому, как в России совершенно мирно уживаются рядом разные народы и культуры.

Боголюбов использует простую композицию картины в виде треугольника, устремленного вершиной вверх. В живописи этот прием олицетворяет религиозный порыв движения души человека к Богу.

Фоном для храма выступает кристально-чистое бирюзовое небо – такое бывает только ранней весной. Этот нежный цвет также символизирует горный божественный мир. Некоторые башни растворяются в туманной дымке, благодаря чему возникает впечатление, что огромный собор парит над землей, словно это не рукотворное творение, а божественное чудо.

Источник: muzei.club

Картина храм василия блаженного


Единственный способ заглянуть в прошлое Москвы до периода появления фотографии — это посмотреть картины художников, мастеров исторической реконструкции. В этом материале мы сравним облик старинной Москвы с тем, как она выглядит сейчас.

-=Пост подготовлен редакцией Живой Москвы=-
На картине 1925-го года известный русский художник Аполлинарий Васнецов, брат Виктора Васнецова, изобразил всем знакомую нам Красную площадь времен второй половины XVII века. В то время она только начала обретать свои окончательные черты, но уже была сосредоточием общественной и торговой жизни, как города, так и всей страны. На картине видно, что тогда башни Кремля уже получили свои шатровые навершия. Слева от них возвышается Покровский Собор, он же Храм Василия Блаженного. На самой площади кипит жизнь, повсюду шум и суета. Стоя на подъеме, дьяк зачитывает столпившимся людям указ, пока рядом в повозке из Кремля выезжает какое-то знатное лицо. Повсюду возятся торговцы, между лавками которых маршируют воины. Сам Васнецов описывал жизнь центра Москвы того времени так: «Неудивительно, что Кремль во все времена был центром города. Москва жила им. На Красной площади с утра до вечера толпился праздный и деловой народ, узнавая новости и слушая бирючей, возвещавших царские указы. Отсюда вести разносились по всему городу — то о войне, то о казнях и новых налогах и поборах. Отсюда же, вероятно, волны народной жизни, взбудораженные кознями бояр и насилиями тиранов, ударялись о кремлевские твердыни, порождая смуты, бунты и крамолу. Красная площадь для Москвы была и Великий торг, и то же, что Форум для старого Рима…


На более ранней картине (1902-й год) Аполлинарий Васнецов изобразил Москву при Иване Грозном. Красная площадь 1550-ых годов: Храм Василия Блаженного еще в процессе строительства, а стены Кремля побелены, что является довольно спорной гипотезой для этого времени. Вдоль кремля стоят избы, а по площади снуют торговцы и всадники. Справа, как и на предыдущей картине, видна стрелковая башня, которая до нашего времени не сохранилась. По сравнению с прошлым, современная Красная площадь выглядит пустой. Кремль уже красный, да и выглядит совсем иначе, а единственным строением перед его стенами является Мавзолей.

На картине другого великого художника, которого современники называли «русским Каналетто», Федора Яковлевича Алексеева, изображена совсем другая, более поздняя Красная площадь.


дожник изобразил ее абсолютно пустынной. Мы видим центр Москвы как будто с высоты трехэтажного здания. Из-за Покровского собора уже выглядывает плотная застройка города, которая простирается до горизонта, а центром картины является Лобное место, с которого в старину объявлялись народу важнейшие указы государей, и на котором совершались наказания и казни. Кремль уже обрел современные очертания, особенно это видно по Спасской башне, но площадь все еще заставлена различными постройками, в основном торговыми.

На картине Карла Ивановича Рабуса 1830-х годов изображен Храм Василия Блаженного со стороны пересечения Варварки и Васильевского спуска. Как раньше, так и сейчас, это, возможно, самый известный храм в России. По легенде, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Якобы на вопрос царя, сможет ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или даже лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!», чем разгневал царя. «Ты лжешь!» — вскричал Грозный и приказал лишить обоих зодчих, возводивших храм, глаз. На картине от храма спускается крестный ход, которому кланяются проходящие мимо люди. Удивительно, но с этого угла, кажется, будто практически ничего не изменилось, кроме отдельных деталей. На месте улицы, на которой сидел художник, сейчас стройка в Зарядье, а на месте дома с колоннами с правого края картины — Средние торговые ряды

А вот в сравнении с изображенным на картине Федора Алексеева «Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы» изменилось очень многое. Сейчас это место с плотной жилой застройкой по сути превратилось в съезд с моста к набережной. Теперь все пространство здесь отдано автомобилям. Что интересно, реальная «точка рисовки» картины находится где-то внутри рампы моста.

На еще одной картине Аполлинария Васнецова «Книжные лавки на Спасском мосту, XVII век» можно увидеть уже не существующий Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади. Этот ров стал не только последним пристанищем для противников, атаковавших в разное время Кремль, но и местом жительства экзотических животных. Он обладал системой шлюзов, и отдельные его участки можно было осушать. Во времена правления Ивана Грозного был осушен участок у Воскресенских ворот Китай-города. Здесь содержались львы, которых прислали из Англии, из-за чего Воскресенские ворота часто называли Львиными. В XVII веке, ровно в то время, которое и отображает картина, во рву поселили слона. Он был подарком персидского шаха Аббаса II царю Алексею Михайловичу. К сожалению, слон быстро стал страдать желудочными расстройствами и с наступлением морозов умер. После войны 1812 года торговые лавки вдоль рва были снесены, а сам ров засыпан.

На картине Федора Алексеева «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» изображены основные памятники московской архитектуры на рубеже XVIII-XIX веков. На переднем плане виден мост через реку Неглинку, ведущий к Воскресенским воротам с двумя шатровыми башнями и Иверской часовней. Рядом с воротами находит здание Главной аптеки, внутри которой изначально был университет. Справа можно увидеть Арсенальную башню Московского Кремля, а слева здание Монетного двора.

Спустя несколько лет, в 1811-м году Алексеев нарисовал это же место, но уже с людьми. Неглинный мост выглядит намного оживленнее. Благодаря художнику мы можем вглядеться в изображение многочисленных горожан и получить представление о внешнем облике москвичей рубежа XVIII-XIX веков. Повсюду кипит жизнь. Кареты, повозки, всадники на лошадях, собаки — все это важная часть образа центра Москвы того времени. Сейчас все иначе. В том же виде сохранились только Воскресенские ворота, даже Кремль уже выглядит совсем по-другому. Моста, да и самой речки Неглинной больше нет. В 1817-1819-х годах ее заключили в трубу, однако она еще долго напоминала о себе во время регулярных наводнений. В 1872-м рядом с Воскресенскими воротами был возведен Государственный исторический музей, который стоит здесь по сей день.

Алексеев донес до нас уникальные свидетельства того, какой была Москва до наполеоновского пожара 1812-го. На его картине 1780-х годов изображен Большой каменный мост на фоне Кремля. Его начали возводить еще в 1643-м году по приказу царя Михаила Федоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером. Из-за смерти царя и самого мастера строительство прекратилось, но после, по инициативе царевны Софьи, работы возобновились, и к 1692-му году его достроили. Он находился не на том месте, где стоит мост сейчас. С одной стороны, мост выходил к подножию современного Дома на набережной, а с другой, к участку, где теперь спускается к реке улица Ленивка. Деньги, ушедшие на его возведение, были столь велики, что в то время даже появилась поговорка: «Дороже Каменного моста!». Из-за того, что он был в несколько раз шире большинства московских улиц, на нем какое-то время располагались целые постройки. Под ним собирались воры и другой сброд, особенно опасна была одна из арок у левого берега, которую в народе называли «девятая клетка». В темное время суток горожане старались избегать ее. Спустя полвека после того, как была написана эта картина, изрядно обветшавший мост было решено снести. Из-за невероятной прочности и качества кладки, так просто это сделать не удалось, пришлось его взрывать. В 1858-м году вместо него построили первый в Москве металлический мост с тремя арками. А еще позже, в 1938-м, на 100 метров ниже по течению реки был сделан уже современный мост. Теперь он примыкает к Боровицкой площади.

В 1810-е года Федор Алексеев изобразил на другой своей картине вид на Кремль со стороны Троицких ворот. Тогда тут еще протекала Неглинная, а для того, чтобы подойти к стенам Кремля, нужно было преодолеть не одну преграду. Напротив стен по другую сторону реки была плотная жилая застройка. Благодаря невероятной детализации изображения мы можем заглянуть за первый ряд зданий и увидеть архитектуру остального города. Сейчас так сделать уже, конечно, не получится. За высоким корпусом гостиницы «Москва» почти ничего не разглядеть. Зато под стенами Кремля на месте спрятанной под землю Неглинной разбит Александровский сад, возникший, кстати, ненамного позже написания этой картины.

На более ранней картине Алексеева, 1800-х годов, можно увидеть сохранившийся до сих пор Императорский Воспитательный дом, основанный еще в 1764-м году по инициативе просветителя Ивана Ивановича Бецкого как благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Это одно из редких зданий, переживших наполеоновский пожар 1812-го года и крупнейшее здание Москвы дореволюционного периода. Крайне интересно и то, как выглядела в то время Москва-река, которая занимает здесь большую часть полотна. Раньше на ней кипела жизнь. Лодки и суда разнообразнейших размеров и форм бороздили ее воды. Были тут и плавучие причалы. Сейчас Москва-река кажется даже шире, но куда спокойнее и пустынней. По обе стороны от нее тянется дорога, которую обычно плотно занимают автомобили.

На картине Аполлинария Васнецова, которому во многом была посвящена предыдущая часть нашего рассказа, изображен Троицкий мост и Кутафья башня. По мнению историка Москвы И. Е. Забелина, первый каменный Троицкий мост, вероятно, был построен еще в 1367-м году, одновременно с возведением каменных стен Кремля. Последовавший за ним девятипролетный кирпичный мост был сооружен в 1516-м году по проекту итальянского архитектора Алевиза Фрязина примерно в одно время с основным комплексом сооружений современного Кремля. Назывался он тогда Ризоположенский, по тогдашнему названию Троицких ворот. Некоторые пролеты моста были непроточными и создавали дамбу на реке Неглинной, поэтому выше Троицкого моста был расположен пруд, который также использовался в фортификационных целях. Проход к мосту перекрывала Кутафья башня. Возможно сейчас она выглядит странно, но в те времена это была практически неприступная преграда. Отводную стрельницу окружала Неглинка и ров, заполненный водой. Единственный вход в укрепление закрывался подъемным мостом. По окружности второго этажа шли бойницы подошвенного боя и машикули, с помощью которых наступающего противника поливали кипящей смолой . По названию картины «В осадном сиденье» можно догадаться, что город готовится к обороне. Многочисленные торговцы и просто местные жители, похватав все, что успели, толпятся у входа в Кутафью башню, чтобы подняться по Троицкому мосту и спрятаться за стенами Кремля. Удивительно, но все эти сооружения сохранились до сих пор. Сейчас они находятся прямо посреди Александровского сада. Кутафья башня теперь единственная оставшаяся отводной башней-стельницей Московского Кремля. Недавно рядом с ней возвели стеклянные павильоны и организовали на ее входе досмотровый центр.

На картине Алексеева 1800-х годов изображена уже исчезнувшая церковь Никола Большой крест на Ильинке. Храм был возведен в 1680-х годах и отличался пышной каменной «резью» только входившего в моду барокко. Появление этой церкви оказало большое влияние на формирование подобного стиля в московской архитектуре. К сожалению, с приходом советской власти в 1933-м году ее снесли, также как и множество других храмов. Этому событию москвовед и очевидец сноса храма Ю. К. Ефремов даже посветил свое стихотворение «На смерть». За несколько веков исчезла не только церковь Никола Большой крест, но и вся застройка того времени, которую успел запечатлеть Алексеев.

Интересна и картина одного из известнейших русских художников-передвижников Владимира Маковского, изображающая ночлежный дом в Москве и ожидающих у его стен бездомных. Эти заведения по сути были приютами, предоставляющими койку на ночь для нуждающихся людей, а в некоторых случаях даже пропитание и посильную материальную помощь. Здесь же происходил и найм чернорабочих. Первые ночлежки начали возникать в России в 1860-1870-е годы. Это происходило из-за стремительного переселения обедневшего крестьянства в большие города ради заработков. Так их описывал русский писатель Владимир Гиляровский: «Двух- и трёхэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам». На картине изображен участок Трехсвятительского переулка около дома № 6. Сейчас здесь все совсем иначе. Изменилась застройка, исчезли красивые газовые фонари, а вместо ночлежников теперь запаркованные по обе стороны переулка автомобили.

А вот вид на усадьбу Останкино 1833-го года. Автор этой картины — известный художник-реконструктор Николай Подключников. На ней видна еще неотреставрированная церковь Троицы Живоначальной в Останкино, являющаяся одним из лучших примеров стиля «русского узорочья», и останкинский пруд, который также называют Дворцовым. Это название пошло по расположенному позади него Останкинскому дворцу, главному дому усадьбы Останкино графов Шереметевых. Тогда в этих местах был театр, в котором давали представления. Раньше здесь устраивались разного рода гуляния и проводила свое время знать. В те времена рядом с прудом находился театр, в котором давали представления крепостные. Случалось, что крепостные актрисы кончали с собой, топясь именно в этом пруду. Сейчас утопиться здесь довольно сложно: тут довольно мелко, да и купаться запрещено, так как пруд имеет исключительно техническое назначение. Тем не менее, и сейчас этот Останкинский пруд остается довольно популярным местом отдыха для местных жителей.

Другое популярное место для отдыха, а именно усадьбу Царицыно, можно наблюдать на картине известного живописца Владимира Аммона. Здесь по приказу императрицы Екатерины II в 1776-м году был заложен дворцово-парковый ансамбль. На картине он уже спустя 59 лет после открытия, в 1835 году. В то время Николай II планировал приспособить запустевший дворец под казармы или военное училище. Тогда, по мнению властей, это была единственная возможность использовать царицынские постройки в практических целях и тем самым спасти их от разрушения, которые началось еще в 1800-х, после смерти Екатерины Великой.

Запустение и разрушение хорошо видно на картине Федора Алексеева, написанной в как раз в тот период. Тут не проводилось никаких работ, а лишённый должного ухода кантемировский «геометрический сад» начал засыхать. Часть построек стала разрушаться и зарастать зеленью. Все это чем-то напоминало классические руины и тем самым еще больше привлекало художников, стремившихся запечатлеть разрушение прекрасного парка. Тем не менее, Царицино пусть и не без потерь, но выжило и получило статус охраняемого объекта культурного наследия. Несмотря на него, в 2007-м году в парке провели полномасштабную реконструкцию, которую замаскировали под обычное благоустройство. В ходе нее была уничтожена уникальная природа парка, заменена земля, вырублены тысячи здоровых деревьев и кустарников. Парку был нанесен ущерб, который в правительстве посчитали пустяковым, а вырубленные деревья назвали «допустимыми потерями».

«Живая Москва» – спецпроект с сетевым изданием m24.ru

Источник: varlamov.ru


Categories: Храм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.