В мусульманском мире существуют три главные мечети: Аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке, Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине и Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме.

islam (640x480, 146Kb)

Все эти мечети очень важны для мусульман, и каждая из них имеет свое определенное значение.

0_a14e2_35b3459f_M (300x83, 20Kb)

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть)

Мечеть Аль-Харам – главный мусульманский храм, расположенный в Саудовской Аравии, в Мекке. Во внутреннем дворе этой мечети находится Кааба. 


img-pub-v1-1028-201404-61ac52b9-4024-473b-b4f4-65e39bda95d8 (700x525, 107Kb)

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть) во время Хаджа

Кааба – святыня ислама, представляющая собой каменное сооружение кубической формы во внутреннем дворе, в центре Священной мечети (аль-Месджед аль-Харам) в Мекке. Это главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом». Само название «Кааба» происходит от слова «куб». Высота здания составляет 15 метров. Длина и ширина – 10 и 12 метров соответственно. Углы Каабы ориентированы по странам света, и каждый из них имеет свое название: йеменский (южный), иракский (северный), левантийский (западный) и каменный (восточный). Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов. 

20110926030650-73025831-me (700x525, 250Kb)

Для отделки двери использовано почти триста килограмм чистейшего золота


В восточный угол Каабы на уровне полутора метров вмонтирован Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом. Это твердый камень неправильной овальной формы черного цвета с алым оттенком. На нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии в местах соединения отколовшихся частей. Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров. Он, как уверены мусульмане, был послан Аллахом с неба. Черный камень – самый известный священный метеорит, природа которого до сих пор неизвестна. Камень очень хрупкий, но при этом плавает в воде. После того, как Черный камень похитили в 930 году, то при возвращении в Мекку его подлинность установили именно по свойству не тонуть в воде. Кааба два раза горела, а в 1626 г. ее затопило – в результате Черный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня 16 на 20 сантиметров. Считается, что Черный камень Аллах послал Адаму и Еве как знак прощения.

hajar_aswad (460x275, 26Kb)

До сих пор семь осколков Камня удерживает на месте большая серебряная оправа, огибающая угол Каабы и скрывающая в себе его большую часть, оставляя паломникам лишь небольшое отверстие для поцелуев и прикосновений.


trZhf (647x700, 115Kb)

86704282_4316166_14564 (598x640, 89Kb)

Masjid-Haram (700x531, 152Kb)

Губернатор Мекки принц Халед Аль-Фейсал у Черного Камня во время традиционного мытья Каабы

Кааба имеет особое значение в мусульманских обрядах. В направлении Каабы мусульмане всего мира во время молитвы обращаются лицом. Вокруг этого сооружения во время хаджа верующие мусульмане совершают обряд таваф – ритуальный семикратный обход Каабы против часовой стрелки. В ходе этого обряда совершается поклонение иракскому и йеменскому углам Каабы, при котором паломники прикасаются руками, целуют эту постройку и молятся около нее. По мусульманской традиции в Каабу помещен камень, который Бог даровал Адаму после грехопадения и изгнания из рая, когда первый человек осознал свой грех и раскаялся в нем. Другая легенда повествует, что камень – это ангел-хранитель Адама, который был превращен в камень за то, что недоглядел и допустил грехопадение вверенного его охране первого человека.


арабской легенде, после изгнания из рая Адам и Ева (Хава) были разлучены – Адам оказался на Шри-Ланке (остров Цейлон), а Ева – неподалеку от Мекки, на берегах Красного моря, в местах, где ныне расположен порт Джидда. На окраине этого города якобы до сих пор находится могила Хавы. Встретились они с Адамом лишь спустя двести лет, и произошло это в районе Мекки. После долгой разлуки они познали друг друга на горе Арафат, которая тоже является священной для арабов. Адам, однако, и после встречи с женой скучал по храму, в котором он молился в раю. Тогда Бог спустил для него с неба копию того храма. Согласно преданию, когда Черный камень был спущен с неба, он был ослепительно белым и при этом блестел так, что его можно было видеть за четыре дня пути до Мекки. Но со временем от прикосновений к нему многочисленных грешников камень стал темнеть, пока не стал черным. Время постройки Каабы и ее строители неизвестны. По преданию, Каабу построил первый человек – Адам, но она была разрушена Всемирным потопом, и даже место, где она стояла, было забыто. Восстановили святыню патриарх Авраам (Ибрагим) с сыном Исмаилом, родоначальником местных народов. Авраам строил Каабу при помощи одного чудесного приспособления. Это был плоский камень, на котором стоял праотец Авраам, и этот камень мог летать над землей и подниматься на любую высоту, выполняя функцию мобильных строительных лесов. Он сохранился, находится в нескольких метрах от Каабы и называется Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима) и, несмотря на то что давно утратил свои летные свойства, также является святыней мусульман.

нем остался отпечаток ступни Авраама-Ибрагима. Над этим камнем со временем был возведен купол. В восстановлении Каабы Ибрагиму помогал архангел Гавриил (Джебраил). От него Ибрагим и Исмаил узнали, что возведенный ими храм является точной копией того храма, в котором молился Адам. Для народов и племен Аравийского полуострова Кааба традиционно была священным сооружением задолго до возникновения ислама. Кааба была главным святилищем Хиджаза – исторической области на юго-западе Аравийского полуострова. Арабы с древнейших времен верили, что Кааба – дом Бога, и совершали к нему паломничества.

makkah_caaba_3 (700x525, 156Kb)

Благодаря этой святыне прославилась Мекка – ныне это священный город ислама, расположенный в семидесяти километрах от побережья Красного моря, в очень засушливой и непригодной для земледелия области. Единственный фактор, сделавший эти места привлекательными для поселения там людей, – источник пресной воды – Замзам. Удачным оказалось и расположение Мекки на торговых путях региона. Появление источника, по местной легенде, произошло чудесным образом – Бог сотворил его ради патриарха Авраама (Ибрагима) и его сына Исмаила – родоначальника арабских племен.


ним из семи святых мест считали ее сабейцы Персии и Халедонии. Остальными их святынями считались: Марс – вершина горы в Исфахане; Мандусан в Индии; Hay Бахар в Балхе; Дом Гамдана в Сане; Каусан в Фергане, Хорасан; Дом в Верхнем Китае. Многие из сабейцев верили, что Кааба является Домом Сатурна, поскольку она была древнейшим известным строением в ту эпоху. Персы также совершали паломничество к Каабе, полагая, что там обитает дух Тормоз. Уважительно относились к этой святыне и евреи. Они поклонялись там единому Богу. С не меньшим почтением приходили к Каабе и христиане. Однако со временем Кааба стала исключительно мусульманской святыней. Идолов, почитаемых язычниками, в 630 году уничтожил пророк Мухаммед, родившийся в Мекке и бывший, согласно Корану, потомком пророка Авраама (Ибрагима). Он оставил лишь находившиеся там изображения Девы Марии и Иисуса. Их изображения были там нанесены не случайно: в Мекке проживали христиане, а кроме них – иудеи, а также ханифы – праведные последователи веры в единого Бога, не входившие ни в одну из религиозных общин. Пророк не только не стал отменять паломничества к святыне, но и сам почтительно приложился посохом к Каабе. Во втором году после хиджры, или по более привычному нам календарю – в 623-624 годах нашей эры, пророк Мухаммед установил, что мусульмане должны совершать молитву, повернувшись в сторону Каабы. До того они молились, повернувшись к Иерусалиму. К Каабе в Мекку потянулись мусульманские паломники.

и верят, что святыня – это прообраз небесной Каабы, вокруг которой ангелы также совершают таваф. Святое место подверглось разрушению и в 930 году, когда карматы, шиитские сектанты-исмаилиты из Бахрейна, похитили Черный камень, который возвратили на свое место лишь спустя 21 год. После этого случая возникли некоторые сомнения по поводу его подлинности, однако их развеял следственный эксперимент: камень бросили в воду и удостоверились, что он не тонет. Но приключения Черного камня на этом не закончились: в 1050 году халиф Египта выслал в Мекку своего человека с заданием уничтожить святыню. Да и потом два раза Каабу охватывал пожар, а в 1626-м – потоп. В результате всех этих бедствий камень разбился на 15 частей. В наше время они скреплены цементом и вставлены в серебряный оклад. Почтение к Каабе выражается и в укутывании реликвии специальным покрывалом – кисвой. Оно ежегодно обновляется. Верхнюю его часть украшают вышитые золотом изречения из Корана; на изготовление кисвы расходуется 875 квадратных метров материи. Первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем, тубба (король) Йемена Абу Бакр Асад. Его преемники продолжили этот обычай. Использовались различные виды тканей. Традиция укрывать Каабу претерпела существенные изменения: первоначально, до паломничества в Мекку Аббасидского халифа Аль-Махди в 160 году после хиджры, покрывала на сооружение надевали просто друг на друга. После того как покрывало изнашивалось, сверху водружали новое.

нако служители Запретной Мечети высказали правителю Халифата свои опасения, что здание может просто не выдержать веса нагроможденных одно на другое покрывал. Халиф согласился с их мнением и повелел укрывать Каабу не более чем одним покрывалом одновременно. С тех пор это правило соблюдается неукоснительно. Изнутри строение тоже украшено занавесями. За всем этим порядком следит семья Бени Шейбе. Святыня бывает открыта для посещения лишь во время церемонии омовения Каабы, а случается это лишь дважды в год: за две недели до начала священного месяца Рамадан и в течение двух недель после хаджа. От сына Авраама Исмаила Каабу унаследовало южное арабское племя джурхумитов, пользовавшееся поддержкой вавилонян. А в III веке нашей эры их вытеснило другое южное арабское племя Бану Хузаа. От отчаяния джурхумиты, оставляя Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник Замзам. Хузаиты Каабу восстановили, и с середины III века до нашей эры Кааба становится пантеоном арабских племен. Вождем хузаитов в то время был Амр ибн Люхей, ставший властелином Мекки и покровителем Каабы. Вопреки первоначальному монотеизму Авраама-Ибрагима и его сына Исмаила, он поставил в Каабе идолов и призвал людей поклоняться им. Первого поставленного им идола – Хубала – он привез из Сирии. Курайшиты – еще одно арабское племя, жившее в районе Мекки и происходившее от Аднана, одного из потомков Исмаила, и его жены, дочери вождя хузаитов, изгнавшее хузаитов из Мекки и получившее контроль над городом и храмом около 440-450 года.

этого племени и происходил прославивший Каабу на весь мир пророк Мухаммед. До его проповеди Кааба была центром многочисленных религиозных культов. В центре Каабы стоял идол Хубала – божества племени курайш. Он считался повелителем небес, властелином грозы и дождя. Со временем там поставили еще 360 идолов языческих богов, которым поклонялись арабы. Возле них приносили жертвы и гадали. На этом месте строго воспрещались ссоры и кровопролития. Интересно, что среди персонажей языческих культов были изображения Авраама (Ибрагима) и Исмаила с пророческими стрелами в руках; Исы (Иисуса) и Мариам с младенцем (Девы Марии). Как видим, каждый находил в этом месте что-то близкое своей вере. Паломники прибывали в Мекку регулярно. Дважды в год на местную ярмарку съезжалось множество народу. Кааба была известна и почитаема и далеко за пределами Аравийского полуострова. Чтили ее хинду, согласно верованиям которых дух Сивы, третьего лица Тримурти, сопровождаемого своей женой во время посещения Хиджаза, вошел в Черный камень.

mecca_gallery_mecca_gallery_1106 (650x508, 66Kb)

makkah_caaba_2 (700x525, 152Kb)


Само сооружение много раз перестраивалось. Впервые – при втором праведном халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В период династии Омейадов халиф Абд аль-Малик реставрировал постройку, расширил пределы Священной мечети, он также установил арки, украшенные мозаикой, которые были специально привезены из Сирии и Египта. В период правления Аббасидов по указанию халифа Абу Джафар аль-Мансура мечеть была дополнительно расширена и по ее периметру возведена галерея. Территорию вокруг Каабы основательно перестроил и османский султан Абд аль-Маджид. А в недавнем прошлом, в 1981 году, пространство вокруг реликвии реконструировал король Саудовской Аравии Фахд ибн Абд аль-Азиз. Ныне территория мечети Месджед аль-Харам с площадью вокруг Каабы составляет 193 000 квадратных метров. Одновременно ее могут посетить 130 000 мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с надстройками в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров. Что представляет собой Черный камень, вмонтированный в сооружение, неизвестно до сих пор. Одни ученые считают его очень крупным метеоритом. Это мнение оспаривают веским доводом, что камень не может быть железным метеоритом, исходя из его трещин, не может он быть и каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Другие исследователи склонны видеть в камне большой кусок неизвестной вулканической породы: потухшими вулканами богата каменистая Аравия. Известно, что это не базальт и не агат. Однако и высказываемое мнение, что камень не является метеоритом, подвергается серьезной критике. В 1980 году исследовательница Элизабет Томсен высказала предположение, что Черный камень имеет ударную природу – это расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом. Он происходит из кратера Вабар, находящегося в 1800 километрах от Мекки, в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из этого кратера представляет собой застывшее пористое стекло, оно достаточно твердое и хрупкое, может плавать в воде и имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Однако столь стройная теория имеет свое слабое место: вывод, сделанный учеными по результатам нескольких измерений, говорит о возрасте кратера, составляющем лишь несколько веков. Путаницу вносят данные других измерений, позволяющие предположить, что кратеру около 6400 лет. Кратеров в Вабаре на самом деле три. Они разбросаны на площади около 500 на 1000 метров и имеют диаметры 116,64 и 11 метров. Это место кочевники-бедуины называют аль-Хадида – железные предметы. На площади в половину квадратного километра лежат множество обломков черного стекла, белых камней из спекшегося песка и железных кусков, частично засыпанные песком. У железных камней из окрестностей кратеров Вабар гладкая поверхность, покрытая черным налетом. Самый большой кусок железа и никеля из найденных там учеными весит 2200 килограммов и называется Верблюжий Горб. Он был обнаружен научной экспедицией в 1965 году и позже был выставлен на обозрение в Королевском университете аравийской столицы Эр-Рияда. Гладкий камень конусообразной формы, по-видимому, является куском метеорита, упавшим на землю и развалившимся на несколько фрагментов. Священная книга мусульман – Коран содержит рассказ о царе города Убара по имени Аад. Он насмехался над пророком Аллаха. За свою нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесенным ураганом. Этой историей заинтересовался английский исследователь Гарри Филби. Местом, наиболее вероятным для расположения погибшего города, он счел Пустой квартал. Однако вместо руин – произведений рук человека он нашел в том месте обломки метеорита. По следам, оставленным этим событием, было установлено, что энергия, выделившаяся при падении метеорита, была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, что сравнимо со взрывом в Хиросиме. Известны и другие места падения метеоритов, вызывавших даже еще более мощные удары, однако случай с Вабаром имеет важную особенность. Метеорит упал в открытое песчаное место, сухое и достаточно изолированное, что представляет собой идеальное естественное хранилище. Там его легко было обнаружить как кочевникам древности, так и современным ученым. Последние пока что не могут дать окончательного ответа на загадку Черного камня.

makkah_caaba_5 (700x525, 171Kb)

0_a14e2_35b3459f_M (300x83, 20Kb)

Аль-Набави (Мечеть Пророка)

mad2 (700x460, 85Kb)

Аль-Набави (Мечеть Пророка) – вторая по значимости мусульманская мечеть (после Запретной мечети), расположенная в Саудовской Аравии, в Медине. Под Зеленым куполом мечети Аль-Набави расположена могила пророка основателя мусульманства – Мухаммеда. Первые два мусульманских халифа Абу-Бакр и Умар также похоронены в мечети.

743361bd (700x525, 50Kb)

Мечеть Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине

kupol-proroka (650x350, 55Kb)

Зелёный купол (Купол Пророка)

masjid_nabavi (700x474, 159Kb)

Masjid-e-Nabawi_Sharif__17_ (700x502, 103Kb)

Могила пророка Мухаммада. Рядом с ней погребены два первых халифа, Абу Бакр и Умар, а с другой стороны находится ещё один участок, похожий на пустую могилу. Многие исламские ученые и исследователи Корана считают, что это место под могилу зарезервировано для пророка Исы (Иисуса), который вернётся на Землю, чтобы убить Даджаля (Антихриста), а затем будет править возрожденным Халифатом 40 лет

Первая мечеть на этом месте была построена еще при жизни Мухаммеда, который сам принимал участие в строительстве. Планировка этого здания была принята для других мечетей всего мира. Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, ему явился архангел Джабраил и призвал к служению. Мухаммед начал свои проповеди в Мекке, стремясь отвратить арабов от языческого многобожия и обратить их в истинную веру. В 622 году из-за сильного давления религиозных деятелей Мекки, Мухаммед был вынужден бежать в город Ясриб, расположенный в нескольких сотнях километров. В Ясрибе (который затем переименовали в Медину) ему удалось организовать первую мусульманскую общину. Уже через несколько лет мусульманское движении так разрослось, что Мухаммед смог создать большое войско, которое в 630 году без боя захватило Мекку. Таким образом образовалось первое мусульманское государство.

0753173002 (700x525, 91Kb)

0_a14e2_35b3459f_M (300x83, 20Kb)

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть)

IMG_5587_0 (700x466, 237Kb)

Мечеть аль-Акса (араб. المسجد الاقصى‎‎ — крайняя мечеть) — мусульманский храм в Старом городе Иерусалима на Храмовой горе. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Ислам связывает с этим местом исра (ночное перемещение пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим) и мирадж (вознесение). На месте мечети аль-Акса пророк Мухаммад совершил в качестве имама молитву со всеми пророками, посланными до него.

1280px-Al-Aqsa_Mosque_by_David_Shankbone (700x529, 78Kb)

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме

67829988y (700x525, 287Kb)

Заложенная в 636 году халифом Омаром на месте разрушенного римлянами иудейского храма, мечеть Аль-Акса была существенно расширена и перестроена при халифе Абд Аль-Малике в 693 году. При халифе Абд Аль-Малике недалеко от Аль-Аксы была построена еще одна мечеть, получившая название Куббат Ас-Сахра (Купол Скалы). В наше время нередко мечеть Купол Скалы путают с мечетью Аль-Акса.

original (700x453, 449Kb)

Мечеть Куббат Ас-Сахра (Купол скалы)

Часто огромный золотой купол расположенной рядом мечети Куббат ас-Сахра («Купол скалы») путают с более скромным куполом мечети Аль-Акса, называя упомянутый золотой купол Куббат ас-Сахра куполом «Мечети Омара». Но именно Аль-Акса имеет своим вторым именем название «Мечеть Омара» в честь своего основателя халифа Умара (Омара) и является историческим центром из двух мечетей на Храмовой горе, а не мечеть Куббат ас-Сахра, которая, тем не менее, в архитектурном плане является центром комплекса.

PRAVDA-O-MECHETI-AL`-AKSA-- (640x480, 64Kb)

Храмовая платформа

163192 (700x542, 226Kb)

 

0_a14e2_35b3459f_M (300x83, 20Kb)

Источник: www.liveinternet.ru

Храм — это Божий дом

Слово храм происходит от праславянского chormъ — храмъ. Это культовое сооружение для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Значение храмов в мирской и религиозной жизни зачастую гораздо шире, чем простое выполнение обрядовых функций. Храмы очень часто выражают собой те идеи, которые проповедуют последователи той или иной религии.

Преображенский собор в Ярославле. Храм — это культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и отправления религиозных обрядов
Преображенский собор в Ярославле. Храм — это культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и отправления религиозных обрядов

В человеческой истории символика архитектуры и внутреннего декора храмов всегда раскрывала преставления представителей той или иной религии о мироздании. Во многие исторические эпохи, особенно в Средние века в Европе, храмы становились местом общественных собраний.

Здесь проводились торжественные церемонии, например, короновались короли и императоры. На территории храмов хоронили представителей знать, кроме того, на ней скрывались преследуемые, так как она имела статус убежища.

В православии слово «храм» синонимично слову «церковь». Так может называться только то здание, которое имеет алтарь и в котором совершается евхаристия. В той же часовне алтаря нет, и таинство Причастия не совершается.

Связанно данное обстоятельство с тем, что евхаристия понимается в христианстве как реальное участие в однократном жертвоприношении. Оно совершенно Христом и поэтому его часто называют «бескровной жертвой».

Московская соборная мечеть. Мечеть не является храмом, так как в ней не происходят богослужения. По своей природе мечети ближе к домам молиМосковская соборная мечеть. Мечеть не является храмом, так как в ней не происходят богослужения. По своей природе мечети ближе к домам молитв протестантовтв протестантов
Московская соборная мечеть. Мечеть не является храмом, так как в ней не происходят богослужения. По своей природе мечети ближе к домам молитв протестантов

Другие авраамические религии на сегодняшний день храмов не имеют. При этом если в иудаизме им считался только один Иерусалимский Храм, который уничтожен ещё во времена Древнего Рима, то в исламе их нет в принципе.

Мусульманская мечеть служит для молитвенных целей и в ней не совершаются религиозные обряды и богослужения с участием священника. Если смотреть на вопрос теоретической точки зрения, то мечеть по своим культовым функциям схожа с домами молитв протестантов.

Мечеть в исламе — это место поклонения

Ислам и христианство в истории очень тесно соприкасаются, поэтому если у христианина спросить, как называется церковь у мусульман, он, скорее всего, ответит — мечеть.

Слово мечеть переводится как «место поклонения».

Под ним понимают молитвенное архитектурное сооружение в исламе. Обычно никаких других религиозных сооружений у мусульман нет.

Минарет, Бухара. Минареты — не храмы. Это вышка при мечети с которой муэдзин созывает верующих на молитву
Минарет, Бухара. Минареты — не храмы. Это вышка при мечети с которой муэдзин созывает верующих на молитву

Европейцев очень впечатляют минареты, и поэтому они связывают их с религиозными сооружениями. Это не так. Минарет переводится с арабского как «маяк».

С него муэдзин призывает мусульман на молитву. Если сравнивать это сооружение с христианскими зданиями, то оно в чём-то аналогично колокольне.

Считается, что слово «мечеть» происходит от арабского слова «масджид» (мн. ч. — масаджид). Оно же, в свою очередь, происходит от арабского корня «сажада» — падать ниц. Означает оно «место поклонения», «место совершения земного поклона». Таким образом, мечеть как мусульманская церковь, указывает на то место, где правоверный может поклониться Богу во время молитвы.

Праздничный намаз в центральной мечети Душанбе в честь окончания Рамазона. Слово «мечеть», в переводе с арабского, означает «место совершения земного поклона
Праздничный намаз в центральной мечети Душанбе в честь окончания Рамазона. Слово «мечеть», в переводе с арабского, означает «место совершения земного поклона

В мечети изначально не должны проходить никакие действия, кроме чисто ритуальных. Этот главное отличие её от христианских храмов, где богослужение ведётся в обязательном порядке.

Существует и иное объяснение значения «мечеть». Так некоторые филологи выводят его от mäsdžid al Jamii — «пятничное, или соборное, моление».

В исламе есть три главных мечети — три святыни

Мусульманские церкви-мечети обычно служат в качестве мест сбора мусульман для совершения им коллективной молитвы. Кроме этого в некоторых случаях здесь может собираться народ для решения общественно значимых вопросов.

При мечетях открываются исламские школы, просветительские центры и т.д. Так же здесь может остановиться путник или паломник.

Первой мечетью стала Заповедная мечеть или Мечеть аль-Харам. Она расположена в Мекке, Саудовская Аравия. В ней помещена Кааба.

Мечеть аль-Харам и Кааба. Запретная мечеть или мечеть аль-Харам — стала первой мечетью в исламе
Мечеть аль-Харам и Кааба. Запретная мечеть или мечеть аль-Харам — стала первой мечетью в исламе

Второй святыней ислама признана Мечеть пророка или Аль-Масджид ан-Набави в Медине.

Мечеть Аль-Масджид ан-Набави в Медине, вторая святыня ислама
Мечеть Аль-Масджид ан-Набави в Медине, вторая святыня ислама

Третья — мечеть аль-Акаса в Кудсе, Иерусалим. Эти три мечети привлекают к себе мусульман-паломников, при этом Мечеть Пророка со временем стала тем архитектурным образцом, по которому строятся все мечети в мусульманском мире.

Мечеть аль-Акаса, третья святыня ислама
Мечеть аль-Акаса, третья святыня ислама

Первой мечетью в исламе стала Заповедная мечеть или Мечеть аль-Харам.

Необходимо отметить, что в первые годы после того, как пророка Мухаммеда посетил архангел Джабраил и открыл ему первые пять аятов Священной Книги — Корана мусульмане в мечетях не молились. Их тогда просто не было.

Молитву обычно совершали в специально отведённых для этого местах или же зданиях, расположенных в отдалённых районах Мекки.

Каа́ба, Мекка, Саудовская Аравия. В те времена, когда мечети ещё не были построены, пророк Муххамед молился в окрестностях Каабы
Каа́ба, Мекка, Саудовская Аравия. В те времена, когда мечети ещё не были построены, пророк Муххамед молился в окрестностях Каабы

Пророк Муххамед в те времена молитвы совершал в окрестностях Каабы. Позже дом аль-Аркама стал центром мусульманской общины Мекки.

После того, как Умар-ибн-Хаттаб принял ислам, мусульмане стали совершать намазы у Каабы. При этом первой мечетью в Мекке считается дом Аммара-ибн-Ясира, сподвижника пророка.

Все мечети строят по образцу Мечети пророка

Все мечети в мусульманском мире построены по образцу Мечети пророка — Аль-Масджид ан-Набави. Так согласно сложившейся традиции мечеть — это отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом.

Все хозяйственные и бытовые постройки стоят от неё в отдалении. При христианской же церкви, в её ограде, обычно строятся жилые и хозяйственно-бытовые постройки.

Мечеть Масджид ан-Набави или Мечеть пророка. Почти все мечети построены по её оМечеть Масджид ан-Набави или Мечеть пророка. Почти все мечети построены по её образцубразцу
Мечеть Масджид ан-Набави или Мечеть пророка. Почти все мечети построены по её образцу

Иногда мечеть может иметь внутренний двор, например, как мечети аль-Харам. К мечети флигелем пристраиваются минареты.

Назначение минаретов состоит в том, что с них муэдзины призывают правоверных на молитву. Количество минаретов не должно быть больше чем в мечети аль-Харам. Обычно их число равно от одного до девяти.

На стенах мечети нет картин и иных изображений, так как это запрещено Кораном. При этом допускаются геометрические узоры и изречения из Корана на арабском.

Мечеть должна иметь указатель на Мекку. Обратившись к ней верующие совершают намаз. Это пустая ниша-михраб. Здесь молится имам.

Михраб каирской мечети. Ниша-михраб. Она служит в качестве указателя на Мекку. Здесь молится имамМихраб каирской мечети. Ниша-михраб. Она служит в качестве указателя на Мекку. Здесь молится имам
Михраб каирской мечети. Ниша-михраб. Она служит в качестве указателя на Мекку. Здесь молится имам

Справа от михраба размещается кафедра-минбар. С ней имам-проповедник читает проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы.

Все исламские культовые сооружения ориентируются строго на Каабу в Мекке. Это правило соблюдается всегда, поэтому некоторые христианские церкви, обращённые в мечети, мусульмане перестраивали.

Мечети могут отличаться по внешнему виду, но они едины по религиозному содержанию

Мечети, в зависимости от той страны, где они расположены, могут отличаться друг от друга внешне. Так, например, Мечеть Султана или Голубая мечеть в Стамбцуле имеет в своей архитектуре четко видимое византийское влияние.

Казанские татары любят возводить мечети с угловой постановкой минарета, а мечеть с двумя минаретами характерна для Ближнего востока и Средней Европы.

Мечеть Султана Ахмеда (Ахмета) Голубая Мечеть. Стамбул, Турция. Для мечети характерна смесь византийской и исламской архитектуры
Мечеть Султана Ахмеда (Ахмета) Голубая Мечеть. Стамбул, Турция. Для мечети характерна смесь византийской и исламской архитектуры

В любом случае исламские религиозные сооружения строят в строгом соответствии с требованиями Корана. Так, например, Коран требует перед молитвой совершить ритуальное омовение.

Именно поэтому недалеко от мечети обязательно располагаются общественные туалеты и комнаты для совершения омовений (вуду). С этой же целью в жарких странах во дворе размещают фонтаны-хаузы.

Заведует мечетью имам

Глава исламской церкви или мечети имам.

Это слово переводится с арабского как стоящий впереди или же тот, кто руководит молитвой.

Имам заведует мечетью и совершает требы.

Необходимо отметить также то обстоятельство, что имам — это также титул главы государства в некоторых исламских странах и звание наиболее выдающихся богословов.

Имам ведет в молитве прихожан. «Молитва в Каире». Жан-Леон Жером. Карти. 1865 год. Имам в исламе заведует мечетью и руководит молитвой
Имам ведет в молитве прихожан. «Молитва в Каире». Жан-Леон Жером. Карти. 1865 год. Имам в исламе заведует мечетью и руководит молитвой

В исламе во время общей обязательной молитвы-намаза избирается имам. Его задача — руководить молитвой. При этом во время молитвы имамом может стать любой правоверный мусульманин, достигший возраста 13 лет.

При этом он должен хорошо знать Коран. Ислам запрещает быть имамами женщинам, хотя существуют либеральные течения допускающие это.

Если же вспомнить историю, то первоначально молитвой мусульман руководил сам пророк Муххамед. Позже во время болезни его стал замещать Абу-Бакр.

В провинциях же молитвой руководили наместники, они же собирали налоги, решали хозяйственные вопросы и т.д. При аббасидских правителях появились специально обученные люди, которые стали выполнять эту функцию. Их стали называть «имамы».

Одежда казахских имамов. Омам одевается в особую одежду, но она не является одеждой священника. Обычно это белый халат, чалма или тюрбан. Всё зависит от национальных традиций той или иной страныОдежда казахских имамов. Омам одевается в особую одежду, но она не является одеждой священника. Обычно это белый халат, чалма или тюрбан. Всё зависит от национальных традиций той или иной страны
Одежда казахских имамов. Омам одевается в особую одежду, но она не является одеждой священника. Обычно это белый халат, чалма или тюрбан. Всё зависит от национальных традиций той или иной страны

В любом случае молитвой в исламе может руководить только тот человек, познания которого в коранических науках не поддаются сомнению. При этом в Турции избранного прихожанами имама утверждают государственные власти.

Имам носит особую одежду — белый тюрбан и халат с белыми рукавами или же белый халат. Всё зависит от национальных традиций той или иной страны.

Христианская церковь и мусульманская мечеть схожи своим назначением

Мусульманские мечети и христианские церкви схожи тем, что это здания религиозного назначения.

И в мечети, и в церкви молятся.

Мечеть указывает правоверному мусульманину, где он может преклонить колени во время намаза, а церковь христианину, где ему можно принять участие в богослужении.

Св. Патриарх Алексий II совершает Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. В христианстве настоятель церкви — священник и он сам проводит богослужение. Имам в исламе священником не является и богослужение не проводит
Св. Патриарх Алексий II совершает Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

Заведует церковью настоятель, а мечетью имам. У них примерно одинаковых хозяйственные функции. При этом настоятель — это священник и он сам служит литургию.

Имам же священником не считается и только руководит молитвой. В любом случае они возглавляют общину верующих в том или ином населённом пункте.

Схожи православные церкви и мусульманские мечети и внешне. Так купол у христианских церквей круглый — это символ неба. У мечетей также круглые купола. Основание церкви квадратное и большинство мечетей имеет квадратный либо многоугольный абрис.

Мечеть Фетхие с одним минаретом. Вид со стороны входа в музей церкви Богородицы Паммакаристи. Мечеть и церковь занимают одно и то же здание, разделенное перегородкой внутри. Входы в них расположены с разных сторон здания. Фотография 2009 года. В истории известны случаи, когда христиане и мусульмане использовали в религиозных целях одно и то же здание
Мечеть Фетхие с одним минаретом. Вид со стороны входа в музей церкви Богородицы Паммакаристи

В раннехристианские времена часто религиозные здания использовались христианами и мусульманами совместно. Позже, когда пути двух религий стали расходиться, такая практика почти прекратилась.

При этом в истории часты случаи, когда православные храмы превращались в мечети. Так в Турции можно встретить их достаточно много.

Православная церковь и мусульманская мечеть отличаются из-за различия религий

Все различия между православной церковью и мусульманской мечетью обусловлены различиями религий. Так в православии литургия обязательна.

Именно поэтому христианская церковь предназначена исключительно для совершения общественного богослужения. Богослужение и все религиозные обряды совершает священник.

Главный алтарь Свято-Троицкого собора Ионинского монастыря. Алтарь — обязательная часть христианской церкви. В мечети он отсутствует
Главный алтарь Свято-Троицкого собора Ионинского монастыря. Алтарь — обязательная часть христианской церкви. В мечети он отсутствует

Именно поэтому в православном храме в обязательном порядке выделяется три части:

  • алтарь с престолом;
  • наос, то есть средняя часть, обычно увенчанная куполом;
  • притвор.

Естественно, что всего этого в мечети нет. Даже мебель в ней отсутствует. Связанно данное обстоятельство с тем, что в мечети религиозные обряды не исполняют. Здесь проводится только общая молитва-намаз.

Кораном запрещены изображения людей и животных. Поэтому в мечети нет ни картин, ни фресок, ни статуй. Стены её украшает геометрический узор, который не отвлекает от молитвы. В христианских же церквях имеется иконостас, отделяющий алтарь от общего зала.

Соборная мечеть Йезда (Йезд, Иран). Коран запрещает изображения людей и животных, поэтому в мечети можно увидеть на стенах только геометрический узор и изречения из Корана на арабском
Соборная мечеть Йезда (Йезд, Иран). Коран запрещает изображения людей и животных, поэтому в мечети можно увидеть на стенах только геометрический узор и изречения из Корана на арабском

Понятно, что у каждой религии имеется собственный символ. Поэтому христианские церкви имеют в качестве религиозного символа крест, а мечети полумесяц.

Весьма важно также отношение к женщинам. В христианские церкви женщины допущены наравне с мужчинами. В мечеть же женщины вместе с мужчинами не ходят, а если это случаются, то они молятся за отдельной перегородкой.

Различия между церковью и мечетью

Для удобства понимания различий между христианской церковью и мусульманской мечетью они сведены в таблицу.

Храм Мечеть
Назначение
Место для молитвы и других обрядов, связанных с верой Место для молитвы плюс выполняет функции общественно-социального центра
Архитектура
Храм состоит как минимум из трех соединенных помещений: храм, притвор, алтарь В мечети помещений больше: главный зал, 3 вспомогательных зала и 4 айвана
Верхний знак любой церкви, храма — крест В мечетях тоже есть свой знак — полумесяц
Колокольни, служащие для призыва на молитву и возвещения о других событиях при помощи колокольного звона. В мечети нет колоколен. Есть минарет. Он не имеет никаких особых приспособлений для обращения к верующим. Этим занимается муэдзин, поднявшись на его верхнюю площадку. Его главное предназначение — сообщать о скором начале молитвы.
Алтарь в храме смотрит строго на восток Михраб (аналог алтаря) имеет указатель на Мекку, т. е. не на сторону света
Богатое убранство внутри храма. Во многих храмах основные церковные помещения обильно отделаны золотыми и серебряными украшениями Простота, минимализм — первостепенные признаки внутренней обстановки мечетей
Множество икон с изображениями Христа, ангелов, апостолов и т. д. Есть изображения мифических и реальных животных Полное отсутствие каких-либо изображений человеческих лиц или тел, а также животных. Это запрещено
Роспись стен и потолков храма сценами из различных библейских сюжетов Только арабская вязь и каллиграфия с выдержками из Корана
Все помещения в храме стандартны (4 стены и перекрытие) Трехстенные айваны с крышей (или без) являются важными элементами мечети
В некоторых храмах присутствуют декоративные фонтанчики, предназначенные в основном для красоты или максимум утолить жажду и сполоснуть лицо Внутренний дворик с фонтаном, наличие специальных комнат для омовения, где перед молитвой можно полноценно помыться
Требования к верующим
Женщины стоят отдельно от мужчин, но ничем не разделяются Здесь женщины отделяются от мужчин перегородкой (ширмой) или даже находятся в другом помещении
Женщины и мужчины приходят на службу одинаково равноправно — в этом плане различий по полу у христиан нет К мужчинам требования более строгие, чем к женщинам. Мужчина должен по возможности посещать мечеть (особенно это касается пятничного намаза). Для женщин существует ряд ограничений, например, в критические дни вообще нельзя приходить в мечеть
Верующий может поесть чеснока и пойти на службу. Конечно, это не совсем культурно, но не запрещено. Крепко пахнущий парфюм тоже не приветствуется, но вполне допускается Идти на молитву с сильным или неприятным запахом нельзя. И, кстати, это является одной из законных причин, по которой можно даже пропустить обязательную пятничную молитву
Зайти и помолиться сразу после тяжелой работы, ополоснув лишь руки (да и то не всегда), не считается зазорным или чем-то вопиющим. Хотя сказать, что это одобряется, тоже нельзя Вход в мечеть разрешен только чистым. Если нет возможности помыться вне ее стен, то в каждом типичном мусульманском храме присутствует как минимум фонтан, где следует произвести этот необходимый ритуал
Христианская церковь вполне лояльно относится к нездоровым психически людям при посещении ими храма Верующим с умственными расстройствами заходить в мечеть запрещено
Церковь не обращает внимания: есть на вас обувь или нет. Главное, чтобы она была более-менее чистой У мусульман обувь в мечети обязательно следует снимать
Священнослужение
О начале литургии (богослужения, священнослужения, службы) возвещает колокол Вместо колокола мусульман приглашает на молитву муэдзин с вершины минарета
Служба у христиан проходит 3 раза в сутки, причем отсчет начинается с 18:00 и длится она, как правило, 1,5 — 2 часа. Время может значительно увеличиваться, когда справляют праздничные молебны Молитва (намаз) у мусульман совершается 5 раз в день. Длительность намаза в среднем 5 — 10 минут. Исключение составляет обязательный для мужчин Джума-намаз, проходящий по пятницам. Он идет около 1 часа или чуть больше
Во время службы у христиан в основном принято стоять или (и) сидеть. Есть и другие позы для молящихся, но тут очень многое зависит от принадлежности храма к определенной ветви христианской религии, а также от вида богослужения. Существует достаточно много различий в данном вопросе В мечетях позы молящихся строго регламентированы по молитвам и применяются все положения тела. Эти правила одинаковы для всех мусульман. Кстати, сидения на скамьях, как принято во многих христианских храмах, нет вообще
Когда идет богослужение, прихожане находятся перед священником. Лик молящихся обращен на восток Верующие молятся, располагаясь за спиной имама, лицом в сторону Мекки

Различий между христианством и исламом много и все их знать может только священник или же имам. Верующие же должны просто уважать представителей других религий.

Так, например, не нужно удивляться, если мусульманин перед входом в молитвенный зал мечети снимет обувь. Кстати, посещать церковь или мечеть ни христианство, ни ислам своим представителям не запрещает, если это не связанно с религиозными целями.

Видео: Как устроен мусульманский храм.

Как называется мусульманский храм

Источник: hranitel.club

Мечеть – история храмов единобожия (Термины и понятия, применяемые в отношении мест поклонений мусульман)

На протяжении всей истории человечества люди создавали храмы, в которых совершались поклонения как единому Богу, так и ложным божествам. Исламская религия не является исключением. С самого раннего периода ислама избирались и сооружались специальные строения, в которых совершались религиозные обряды и происходил процесс изучения религии. Так, находясь в городе Мекке, Пророк Мухаммад, мир ему, собирал своих последователей в доме Даруль-аркам, где он обучал их религиозным постулатам ислама. Переселившись в Медину, Пророк, мир ему, основал мечеть, ставшая духовным центром верующих.

В этой статье мы попытаемся рассмотреть ряд терминов, применяемых в мусульманской среде относительно мест, где верующие совершают коллективные и индивидуальные молитвы, а также раскрыть их лексическое значение и значение, которое им предаётся в канонических текстах, а также исследовать область их применения среди мусульман с учётом многозначности рассматриваемых терминов. Помимо этого, нами также будут рассмотрены коранические термины, которыми обозначаются культовые объекты других вероисповедальных направлений.

Самый распространённый и известный термин, применяемый в отношении мусульманских храмов является «мечеть». Слово مسجد – мечеть (масджид) образовано от глагола سجد (саджада) – совершать земной поклон.То есть, в буквальном смысле «мечеть» — это место, предназначенное для совершения поклонов. Стоит отметить, что слово «масджид» использовалось многими семитскими народами ещё задолго до прихода Пророка Мухаммада, мир ему. «Масджид» восходит к арамейско-набатейскому «масгита». Это же слово обнаружено в элефантинских папирусах — официальных документах иудейского военного гарнизона в Египте. Большая часть элевантинских папирусов составлена на арамейском языке и датируются V веком до н.э. «Масгита», как место поклонения упоминается и в свитках Мёртвого Моря, написанных ессеями в I веке до н.э..

Термин «масджид» (диалектная форма «масгид») широко представлен в канонических текстах ислама – коранических аятах и хадисах – изречениях Пророка Мухаммада, мир ему.

Так, к примеру, в одном из хадисов сообщается, что Пророк Мухаммад, мир ему, сказал:

»جعلت لي الأرض مسجدا وطهورا أينما أدركتني الصلاة، تمسحت وصليت» «Земля сделана для меня (масджидан) мечетью. Где бы ни застало меня время молитвы, я обтираюсь (землёй) и совершаю молитву».

В Коране термин «масджид» применяется как в отношении религиозных объектов мусульман, так и в отношении религиозных объектов представителей других авраамических религий, в том числе и тех объектов, которые существовали до прихода Пророка Мухаммада, мир ему. Здесь нужно обозначить тот факт, что в сурах и аятах, ниспосланных в мекканский период пророчества Мухаммада, мир ему, слово «масджид» употребляется, несмотря на то, что мусульмане своих мечетей ещё не имели, соответственно оно применено к другим духовным объектам. К примеру, в Коране 15 раз употребляется словосочетание (Масджидуль-харам) – Заповедная мечеть, на территории которой находится древнейший храм Бога на земле – Кааба. Мечетью данный объект назван по причине благословенности Каабы, а также, потому что жители Мекки, несмотря на свою приверженность языческим культам, в доисламский период сами называли эту территорию мечетью, так как она служила местом их полонения.

Мечетью в Коране также названа Храмовая гора в городе Иерусалиме, являющимся прародиной многих Божьих пророков и духовным центром представителей всех авраамических религий.

سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلًا مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الْأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آيَاتِنَا إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий» (17:1). Этот аят был низведён задолго до того как последователи Пророка Мухаммада, мир ему, включили Иерусалим в орбиту исламской цивилизации, но несмотря на это, Храмовая гора названа мечетью, потому что на протяжении многих веков она как и Священная Кааба служила местом поклонения людей единому Богу, а также ориентиром в молитве для верующих.

В мекканской суре «Джинны» говорится:

وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا

«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (72:18).

Ибн ‘Аббас сказал: «В тот день, когда был ниспослан этот аят, на земле были только две мечети — это Запретная мечеть и мечеть аль-Акса в Иерусалиме». Как было сказано выше, несмотря на то что Запретная мечеть на тот момент была вместилищем языческих идолов, а Храмовая гора (аль-Акса) находилась под контролем представителей иных вероисповедальных направлений, Коран обозначает эти два объекта как мечети из-за того, что они являются древнейшими местами поклонения Богу, на которых существовали храмы, воздвигнутые пророками Бога.

Слово «мечеть» применительно к культовому объекту немусульман упоминается в мекканской суре «Пещера», в которой говорится о юношах, покинувших родной город, дабы отстраниться от искушения и заблуждений, царивших в нём. Они укрылись в пещере и Аллах ввёл их в состояние сна, в котором они пребывали сотни лет. После их пробуждения Аллах открыл жителям города их тайну, продемонстрировав своё могущество, после чего упокоил юношей. После их смерти между горожанами возникла дискуссия, установить ли над этой пещерой, в которой пребывали юноши и там были упокоены строение или же мечеть?

وَكَذَلِكَ أَعْثَرْنَا عَلَيْهِمْ لِيَعْلَمُوا أَنَّ وَعْدَ اللَّهِ حَقٌّ وَأَنَّ السَّاعَةَ لَا رَيْبَ فِيهَا إِذْ يَتَنَازَعُونَ بَيْنَهُمْ أَمْرَهُمْ فَقَالُوا ابْنُوا عَلَيْهِم بُنْيَانًا رَّبُّهُمْ أَعْلَمُ بِهِمْ قَالَ الَّذِينَ غَلَبُوا عَلَى أَمْرِهِمْ لَنَتَّخِذَنَّ عَلَيْهِم مَّسْجِدًا

«Так Мы дали знать о них людям для того, чтобы они узнали, что обещание Аллаха есть истина и что в Часе невозможно усомниться. Но вот они стали спорить о них и сказали: «Воздвигните над ними строение. Их Господу лучше знать о них». А те, которые отстояли свое мнение, сказали: «Мы непременно воздвигнем над ними мечеть» (18:21).

В данном случае под словом «мечеть» может подразумеваться мавзолей. Издревле люди строили мавзолеи над могилами праведников, чтобы посещать их и совершать внутри мавзолеев религиозные ритуалы. Данная традиция также проникла в религиозную практику авраамических религий. Поэтому относительно постройки «мечети» над пещерой, в которой пребывали и впоследствии были упокоены юноши Ибн Джарир сказал, что, либо это слова верующих, либо многобожников. Скорее всего, это сказали те, кто имел влияние и вес среди них, но поступили они хорошо или плохо – спорный вопрос.

В мединских сурах Корана термин «мечеть» начинает применяться исключительно в отношении объектов религиозного значения мусульманской общины. Так, в суре «Тауба» (Покаяние) Аллах упоминает две мечети, которые располагались в населённом пункте под названием Куба, находившемся недалеко от Медины. Эти мечети были построены после переселения Пророка, мир ему, из Мекки в Медину и соответственно относились конкретно к мусульманской общине. Однако в аятах идёт противопоставление одной мечети другой.

وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مَسْجِدًا ضِرَارًا وَكُفْرًا وَتَفْرِيقًا بَيْنَ الْمُؤْمِنِينَ وَإِرْصَادًا لِّمَنْ حَارَبَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ مِن قَبْلُ وَلَيَحْلِفُنَّ إِنْ أَرَدْنَا إِلَّا الْحُسْنَى وَاللَّهُ يَشْهَدُ إِنَّهُمْ لَكَاذِبُونَ

لَا تَقُمْ فِيهِ أَبَدًا لَّمَسْجِدٌ أُسِّسَ عَلَى التَّقْوَى مِنْ أَوَّلِ يَوْمٍ أَحَقُّ أَن تَقُومَ فِيهِ فِيهِ رِجَالٌ يُحِبُّونَ أَن يَتَطَهَّرُوا وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُطَّهِّرِينَ

«Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его Посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Аллах свидетельствует, что они являются лжецами. Никогда не совершай в ней намаз. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся (9:107,108).

Мечеть, в которой Аллах запретил совершать молитву названа вредоносной мечетью (مَسْجِدًا ضِرَارًا). Это связано с тем, что она была основана недоброжелателями Пророка Мухаммада, мир ему, из числа лицемеров, представлявших собой внутреннюю оппозицию искренним последователям Пророка, мир ему. Мечеть же, о которой Аллах в указанных аятах высказывается благосклонно, является мечетью построенной Пророком, мир ему, и его благородными сподвижниками. Впоследствии, по велению Всевышнего, мечеть лицемеров была разрушена.

В мединской суре «аль-Бакара» слово мечеть упоминается в форме множественного числа «масаджид» и также указывает на культовые объекты мусульман:

وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن مَّنَعَ مَسَاجِدَ اللَّهِ أَن يُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ وَسَعَى فِي خَرَابِهَا

«Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их?» (2:114).

В мекканской суре «аль-Хадж» храм мусульман – мечеть упоминается наряду с культовыми объектами других религиозных общин.

وَلَوْلَا دَفْعُ اللَّهِ النَّاسَ بَعْضَهُم بِبَعْضٍ لَّهُدِّمَتْ صَوَامِعُ وَبِيَعٌ وَصَلَوَاتٌ وَمَسَاجِدُ يُذْكَرُ فِيهَا اسْمُ اللَّهِ كَثِيرًا

«Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха» (22:40).

Толкователи коранических аятов имеют разные мнения относительно названий мест поклонений упомянутых в данном аяте. Однако разногласия существуют только в отношении трёх культовых сооружений помимо мечетей, так как слово «мечети» в данном случае применено относительно мусульманских храмов.

Известный толкователь Корана Ибн Касир сказал: слова Аллаха: «В которых поминается имя Аллаха много» – здесь местоимение «в которых» указывает на мечети, так как они упоминаются последними. Ад-Даххак сказал: «Во всех них (упомянутых храмах) поминается имя Аллаха много». Ибн Джарир сказал: «Правильно будет сказать: «То разрушены были бы скиты монахов, церкви христиан, места молитвы иудеев и мечети мусульман, в которых поминается имя Аллаха много», потому, что так принято в арабском языке. Учёные сказали, что культовые дома здесь упоминаются по нарастающей – от меньшего к большему. И заканчиваются мечетями мусульман, которые более вместительны, и в них больше поклоняющихся с правильным намерением и методом (Тафсир Ибн Касир).

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что термин «мечеть» является очень древним и в мекканских сурах Корана применяется как слово, указывающее на высокую степень древнейших храмов единобожия – Заповедной мечети и мечети аль-Акса. Оно также применяется в отношении культовых объектов, в которых свои богослужнения совершали представители иных религиозных направлений. В мединских же сурах слово «мечеть» применяется исключительно в отношении мест поклонений последователей Пророка Мухаммада, мир ему.

Наряду с широким по значению термином «масджид» (мечеть) в мусульманском мире также используется термин جامع (Джами). Слово происходит от глагола جمع (джамаа) – «собирать». В раннюю эпоху ислама применялся термин المسجد الجامع (аль-Масджидуль-джамиу) – «Соборная мечеть», которым обозначали большие мечети, где совершались пятничные намазы. جامع (Джами) – сокращённое название المسجد الجامع (аль-Масджидуль-джамиу). Существует версия, согласно которой термин «аль-Масджидуль-джамиу» использовался уже Пророком Мухаммадом, мире ему. Об этом, в частности сообщается в книге имама Табарани (аль-Муаджамуль-аусат, I, 143). Однако часть хадисоведов склоняется к мнению, что данный термин начал входить в обиход мусульман только при табиинах (второе поколение мусульман). По мнению ряда исследователей, Джами — сокращённый вариант, рассматриваемого термина стал применяться только в конце IX
начале X века. Доказательством тому служит книга «аль-Вулатуль-кудат» известного мусульманского учёного Абу Умара аль-Кинди (897-961), который в ходе описания судебных процессов, происходивших в мечетях, наряду с термином «аль-Масджидуль-джамиу» использует также его сокращённый вариант – Джами.

Позже слово «джами» начало применяться в отношении мечетей, в которых имелись кафедры имама для выступления с проповедями во время пятничной молитвы. Мечети, в которых не было таких кафедр и в которых, соответственно не проводились пятничные молитвы назывались просто «масджид» (мечеть). Исламские правоведы XI века Маварди и Абу Яля указывают на эту разницу в своих трудах. Стоит упомянуть и об исключениях. Заповедная мечеть в Мекке, мечеть Пророка в Медине и мечеть аль-Акса в Иерусалиме, несмотря на свои статусы и масштабы именуются просто мечетями «масджид». Это связано, в первую очередь с тем, что аль-Акса и Заповедная мечеть упомянуты в Коране именно под словом «масджид», а мечеть Пророка изначально называлась «масджид», то есть просто мечетью, поэтому в отношении этих храмов, поздний термин «джами» не применяется.

Среди мусульман Балканского полуострова, в отношении мечетей в основном употребляется только слово «джами», термин «масджид» практически не используется. Данное явление можно наблюдать в Турции. В Албании, Косово, Боснии и Герцеговине, а также в мусульманских анклавах Румынии, Греции и Венгрии в отношении мусульманских храмов используются различные варианты (в зависимости от языковых особенностей) слова «джами». На Северном Кавказе широко распространён термин «Джума мечеть», на Урале и Поволжье «Җәмиг мәчете”.

Другим термином, применяемым относительно мест поклонения представителей ислама является «мусалля». Слово «мусалля» дословно переводится как место совершения молитвы. В Коране это слово упомянуто во второй суре: وَاتَّخِذُواْ مِن مَّقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى «Возьмите макам Ибрахима местом совершения намаза (мусалля)» (Бакара, 125).

Во времена Пророка Мухаммада, мир ему, так называлось открытое пространство, где верующие совершали праздничные и заупокойные молитвы. Об этом, в частности сообщается в сборниках хадисов Бухари и Муслима. Из источников становится известно, что в Медине имелись две мусалли. Одна находилась в местности Батну Батихан (Бутхан), другая в местности под названием Баки, которая расположена на юго-востоке от мечети Пророка. В 622 году мусульмане основали там кладбище. В качестве мусалли использовалась территория за пределами захоронений. В одном из преданий данное место упоминается как Бакиуль-мусалля. От Бакра бин Мубашшира аль-Ансари сообщается, что сподвижники Пророка, мир ему, совершали праздничные молитвы праздника разговения и праздника жертвоприношения в местности Батну Батихан. После молитвы они возвращались в свои дома.

Возможно, что мусалля Баки чаще использовалась для заупокойных молитв, так как находилась в непосредственной близости от кладбища, а мусалля Бутхан чаще для праздничных молитв. Но, учитывая особенности мусульманского лунного календаря, при которых даты праздников ежегодно смещаются на 10-11 суток назад, а также то, что местность Бутхан представляла собой вади, то есть засохшее русло реки в зимний период, заполнявшееся селевыми потоками, можно предположить, что в некоторых случаях местность Баки использовалась также как мусалля для совершения праздничных молитв. Также стоит отметить, что совершение заупокойной молитвы именно в Баки не являлось обязательным предписанием, сообщается, что Пророк, мир ему, иногда совершал заупокойную молитву в мечетях Медины.

В последующие периоды истории ислама мусульмане начали выделять для совершения заупокойных молитв отдельные места во дворах мечетей, где устанавливался так называемый «камень мусалли» (на турецком «musalla taşı»), представлявший каменную плиту, на которую клали тело усопшего. Данная практика сохраняется в Турции.

Практика совершения праздничных молитв на открытом пространстве, долгое время сохранялась в некоторых частях исламского мира. Так, к примеру, в Средней Азии совершение праздничных намазов в мусалля (по персидски «намазгох») практиковалось вплоть до 20 века.

Сейчас традиция совершения праздничных намазов на открытом воздухе практически сошла на нет. Также изменился и смысл самого термина «мусалля». В современном мусульманском мире мусаллей называют молитвенные помещения в аэропортах, вокзалах, школах, больницах и других объектах социальной инфраструктуры. Мусаллей также называется зал для молитвы в мечетях и место для молитвы в жилищах мусульман.

Подводя итоги, можно сказать, что древний термин «масджид» в мекканских сурах и аятах Корана имел широкий смысл и включал в себя такие древние храмы как Заповедная мечеть и Храмовая гора в Иерусалиме, а также культовые объекты других религиозных общин. С ростом активности мусульманской проповеди и с появлением у мусульман собственных храмов, термин «масджид» в мединских сурах Корана начинает приобретать более узкий смысл, обозначающий храмы, принадлежащие именно мусульманам. С расширением территории мусульманского государства и ростом городов мечети начали разделяться на соборные и квартальные. Первые были предназначены для совершения в них пятничных, праздничных молитв и пятикратных молитв, квартальные посещались только для совершения ежедневных пятикратных молитв. Изменился и статус мусаллей, которые изначально служили местом совершения праздничных и заупокойных молитв, а на сегодняшний день выполняют функцию молельных помещений. Название мест поклонения мусульман в разных уголках исламского мира может отличаться в зависимости от языковой принадлежности членов мусульманских общин.

(Продолжение следует)

Источник:  alhakk.ru

Источник: alhakk.ru


Categories: Храм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.