Перенос храмов Абу-Симбел

В 1958 году 27 декабря Египет и СССР заключили договор о строительстве Асуанской плотины и ГЭС. Проект предусматривал образование за плотиной огромного озера, названного впоследствии “озеро Насер” в честь президента Египта.

Музей с экпонатами, рассказывающими об операции переноса

Согласно проекту, храмы Абу-Симбел должны были оказаться под водой, и через 100-200 лет все иероглифы на стенах стерлись бы, а статуи превратились в обмылки.

В 1959 году началась масштабная компания по сбору средств на спасение памятника. Предлагались несколько проектов. Был даже один очень экстравагантный план – оградить Абу-Симбел дамбой, создав вокруг храмов озеро с чистой водой, так как чистая вода не причинит вреда статуям и барельефам. Если бы этот план Уильяма Маккуити был реализован, туристы бы сейчас смотрели храмы Абу-Симбел сквозь стекло подземного туннеля.


Но в итоге приняли план перемещения комплекса на искусственный холм на 65 метров выше и 200 метров дальше от реки Нил. В этом месте храмы Абу-Симбел были в безопасности. С 1964 по 1968 года их распиливали на кусочки, перевозили на новое место и там собирали обратно.

Это была титаническая работа археологов и инженеров со всего мира. Блоки весили до 30 тонн, а проект стоил 40 миллионов долларов – астрономическую по тем временам сумму. Благодаря этой уникальной археологической операции, мы сейчас можем видеть воочию храмы Абу-Симбел.

Что смотреть – Фасад большого храма

Главные элементы фасада – это четыре огромные статуи Рамсеса II высотой около 20 метров. На голове фараона корона Верхнего и Нижнего Египта, которая называется “пшент”. Общая ширина фасада составляет 35 метров.

Вид снизу на фасад, бабуины наверху

На фасаде есть еще одна очень интересная деталь, которую большинство туристов просто не замечают. На самом верху находятся 22 небольшие статуи обезьян-бабуинов, которые молятся солнцу. Их сложно увидеть, можете попробовать разглядеть на фото справа.


Сейчас многие читатели спросят: “А причем тут вообще бабуины? Что в них особенного?”

Эти животные почитались в древнем Египте. Бабуинов считали предвестниками рассвета, разгоняющими тьму. Один из богов по имени Хапи изображался с головой бабуина. Этот бог был охранником трона Осириса. Главное, не путать его с другим богом Хапи – покровителем Нила. У этих двух богов имена совпадают.

Одна из статуй слева от входа была сильно повреждена землетрясением, ее ноги на месте, но верхняя часть тела и голова обрушились. Эти торс и голова все еще лежат у входа, можно на них посмотреть.

Источник: jj-tours.ru

Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создания подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.


Храм в абу симбеле

Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.

Храм в абу симбеле

Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.

Храм в абу симбеле

Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены тем огромным комплексом знаний, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта – слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.


Храм в абу симбеле

Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.

Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство – сначала в первый зал, с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал, и далее – в святилище. В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах – владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.


Храм в абу симбеле

Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя – восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Храм в абу симбеле

Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.


Храм в абу симбеле

Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов… Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…

Храм в абу симбеле

Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше» – здесь все подчинено вечности. Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.


Храм в абу симбеле

Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

Храм в абу симбеле

В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.


Храм в абу симбеле

Сегодня спасенный усилиями всего человечества от затопления храм Абу-Симбел стал местом паломничества туристов со всего мира. Это чудо древнеегипетского искусства сегодня одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел. Что ж, как сказал по этому поводу президент Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями».

Храм в абу симбеле

Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов.

Храм в абу симбеле

Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.

Храм в абу симбеле

Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II.


Храм в абу симбеле

Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…

Храм в абу симбеле

Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!

Храм в абу симбеле

Несмотря на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше. Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может наблюдаться очереди до пяти тысяч человек!



Храм в абу симбеле
Кликабельно , Панорама

Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.

Храм в абу симбеле

Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.

Храм в абу симбеле

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Храм в абу симбеле

Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.

Храм в абу симбеле


Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Согласитесь, на стенах довольно прикольные картинки если учесть времена их написания.

Храм в абу симбеле

Фотографии в альбоме «Ранакпур» http://мастерок.жж.рф на Яндекс.Фотках

Храм в абу симбеле
Рамзес побеждает врагов

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

Храм в абу симбеле

А теперь приглашаю вас на виртуальную экскурсию к памятникам древней цивилизации. Нажимайте на картинки ниже.

Источник: masterok.livejournal.com

Тайна Священной горы

Эту гору считали священной ещё до того, как Рамсес II решил увековечить память о себе, воздвигнув храмовый комплекс. Позже арабские моряки нарекли это место Абу-Симбел – отец хлеба, потому что из-под песков, окутавших храм, виднелся единственный барельеф: мужчина в древнеегипетском фартуке, который напоминал меру хлеба.

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<

Лишь в 1813 году храмы были обнаружены швейцарцем Буркхардтом, исследователем, притворившимся арабом для изучения Нила. Исследователь впервые дошёл до третьих порогов великой реки и обнаружил занесённые песками четыре головы с коронами фараона. Проводники из местных жителей, сопровождавшие Буркхардта, не смогли объяснить ничего об этих гигантских изваяниях. Исследователь сообщил о своём открытии, и по его следам тут же к третьим порогам отправился с экспедицией кладоискатель Бельцони.

Он лично руководил раскопками, а когда они были окончены, Бельцони написал в своём дневнике об обнаруженном великолепном храме. Красота находки настолько поразила его, что он не чувствовал никакого разочарования от того, что сокровища ему найти так и не удалось.

Большой и Малый храмы

В священной стометровой горе, состоящей из песчаника, примерно в XIII веке до н. э. были вырублены два храма. Большой храм был воздвигнут в честь самого Рамсеса II и призван был увековечить военные победы фараона и талант правителя. Малый храм Рамсес II воздвиг для любимой своей жены Нефертари, о чём и сделана соответствующая запись на одной из колонн.

Вход в Большой храм окружен четырьмя монументальными статуями высотой 20 метров каждая. Троны, на которых восседают статуи, украшены изображениями богов Нила, связывающие папирус и лилию, знак единства Нижнего и Верхнего Египта. У ног фараонов разместились статуи, изображающие Нефертари, под ногами фараона – побеждённые враги. Удивительно, как древним мастерам удалось достичь портретного сходства с Рамсесом при огромном размере статуй. Несомненно, система пропорций была хорошо известна авторам скульптур.

В Большом храме 14 залов, уходящих вглубь на 60 метров. Самый большой зал достигает 8 метров в высоту и занимает площадь 288 квадратных метров. На его стенах изображены, в основном, военные сцены и надписи, воспевающие величие и победы фараона.

Малый храм, посвященный Нефертари, выглядит более изящно. Его 5 залов украшены статуями богов и царственных особ. Колонны его венчаются изображением лица богини Хатхор, которая властвует над любовью и радостью.

В Большом храме можно наблюдать необычное световое представление. Рано утром луч восходящего солнца проходит через вход, заливает светом 65-метровый коридор. После задерживается поочередно по 6 минут на фигурах богов Амона и Ра, стоящих в культовой нише, а затем на 12 минут останавливается на фигуре Рамсеса II. При этом статуя бога Птаха всегда остается в темноте. Данный эффект сохранился и после переноса храмового комплекса на новое место.

Источник: zen.yandex.ru

Дело было так: с каждым храмом, увиденным в Египте, я говорил себе — все, это самый крутой храм, круче уже не будет. Мединет Хабу, Дейр эль-Бахри,Луксор, Карнак, Эдфу и Ком Омбо — каждый храм поражал чем-то своим. Чем-то особенным. Храм Рамзеса III был самым первым, храм Хатшепсут — самым современным, Луксор — самым духовным, Карнак — самым большим, Эдфу — самым сохранившимся, Ком Омбо — самым гармоничным и крокодильим. В Абу-Симбел особенным было все и дважды. Это настоящее чудо света, пережившее не только все перепетии времен, но даже коммунизм Насера.

Храм в абу симбеле

Для того, чтобы попасть в Абу-Симбел мы встали в четыре утра, и поехали 300 километров по Нубийской пустыне.

Храм в абу симбеле

Тут реально нет ничего кроме песка

Храм в абу симбеле

Где-то посредине ничего кто-то предприимчивый построил туалет для туристов (где даже нет канализации, просто стоит бидон с водой, которой можно помыть руки), и поставил в качестве достопримечательности клетку с пойманными песчаными лисятами

Храм в абу симбелеХрам в абу симбеле

Когда мы поехали дальше, вдруг в какой-то момент показался город

Храм в абу симбеле

Я уж было подумал, что у меня начался знаменитый мираж, но потом вспомнил, что добрейший Насер, один из уебков-коммунистов, когда-то правивший Египтом, построил тут неподалеку искусственное озеро, с целью, очевидно обеспечить водой тех людей которых сошлют жить в пустыню.

Храм в абу симбеле

Ради этого озера Насер и его сподвижники в лучших традициях коммунизма затопили десятки древнейших египетских храмов, и разрушили почти все древнее культурное наследие страны, которые потом спасал весь мир. То же случилось и с Абу-Симбелом — храм пришлось "разобрать на части", и перенести на гору 60 метров выше.

Храм в абу симбеле

Самое веселое, что Насер — это прямо как Ленин — умер, но его ебаное дело живет. Сюда по-прежнему планируют переселить сотни тысяч людей, которым якобы это озеру даст воду для сельского хозяйства и других нужд. В общем прямо как советский коммунизм, по которому сейчас многие ностальгируют. Разрушать умели на ура, а вот строить или думать — это нет.

Храм в абу симбеле

Насера кстати в совке очень любили — орденами награждали, он был героем Советского Союза… Все как полагается. В СССР всегда умели выбирать себе союзников.

Храм в абу симбеле

У меня есть много чего еще сказать, и про Насера, и про совковый коммунизм, но не буду, благо все-таки пост не об этом. Тем более, что уже совсем близко видно первый и более главным храм комплекса Абу-Симбел.

Храм в абу симбеле

Комплекс Абу-Симбел состоит из двух громадных каменных храмов, построенных в ходе правления фараона Рамзеса II Великого (XIII век до н.э.).

Храм в абу симбеле

Первый храм (на переднем плане) Рамзес II построил в память о себе, а второй (более дальний) — в память о своей жене Нефертари (не путать с Нефертити), в честь победы в знаменитой Битве при Кадеше

Храм в абу симбеле

У входа в главный храм. Вы только посмотрите на эту монументальность. Офигеть. Жалко только, что тут так много людей (в отличие от Ком Омбо — http://lorien22.livejournal.com/371281.html, мне не удалось дождаться момента, когда все туристы очистили помещение)

Храм в абу симбеле

Невероятно. Я считаю Петру заслуженным чудом света — http://lorien22.livejournal.com/274717.html, а монастырь Ад-Дир вошел в список десяти самых запоминающихся моментов моих путешествий — http://lorien22.livejournal.com/370477.html, но если быть честным — с храмом Абу-Симбел он не идет ни в какое сравнение.

Храм в абу симбеле

Любопытная история связана с именем храма, Абу-Симбел.

Храм в абу симбеле

Одна легенда гласит, что название произошло от скалы, на которой, в том месте, где река делает к ней изгиб, высечен в барельефе египетский мужчина, в заострённом фартуке которого арабские моряки усматривали подобие хлебной меры; поэтому изображение это названо «Абу-Симбел», отец хлеба (колос по арабски будет синбел)

Храм в абу симбеле

А другая, более любопытная на мой взгляд (ее очень любят рассказывать местные тур-гиды), гласит что Абу-Симбел был мальчик, который во времена, когда храм еще был засыпан песком, и о нем никто не знал, водил к нему первых исследователей Египта примерно 200 лет назад. В итоге они назвали комплекс в его честь.

Храм в абу симбелеХрам в абу симбеле

Перейдем к рассказу о Великом храме

Храм в абу симбеле

Великий храм Абу-Симбела взяло построить двадцать лет, и достроен он был в 24-й год правления Рамзеса II (примерно 1265 год до н.э.). Он был посвящен богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху, а также самому фараону, обожествленному еще при жизни.

Храм в абу симбеле

Он считается самым большим и самым красивым храмом, построенным в эпоху правления Рамзеса II (всего фараон построил шесть храмов), и одним из самых красивых в Египте (на мой взгляд самый красивый).

Храм в абу симбеле

А вот мой любимый кадр Абу-Симбела. Черно-белый

Храм в абу симбеле

Должен сказать, что черно-белые кадры в Египте получаются лучше всего (храм в Луксоре отличный тому пример — http://lorien22.livejournal.com/367716.html). Во первых так подчеркивается древность сооружений, а во-вторых погода в Египте не располагает к красочным цветным кадрам — в пустыне все засыпано песком тусклого желтого цвета, в городах правит смог.

Храм в абу симбелеХрам в абу симбеле

Вообще древности Египта ревностно охраняют себя, и не поддаются легко фотографам и исследователям. Учитывая, что они пережили, их можно понять.

Храм в абу симбеле

Возвращаясь к Великому храму — вход в него украшают четыре статуи фараона Рамзеса II, все облаченные в «пшент» — головной убор из двух соединенных корон: красный «дешрет» правителей Нижнего Египта и белый «хеджет» правителей Верхнего Египта.

Храм в абу симбелеХрам в абу симбеле

Помните знаменитый рельеф в Эдфу, нде две сиськастые женщины стоят вокруг фараона? — http://lorien22.livejournal.com/369876.html. Так вот это Птолемей VIII в короне пшент между богинями Уаджит в короне дешрет (слева, символизирует Нижний Египет) и Нехбет в короне хеджет (справа, символизирует Верхний Египет).

Храм в абу симбеле

У подножия статуй фараона расположены жена Нефертати, мать Мут-Туй (Туйя), двое его первых сыновей — Амун-Хер-Хепешеф и Рамзес, и шестеро дочерей — Бинтанакх, Бакетмут, Нефертари, Беритамен, Небеттави и Исетнофрет. А над статуями мы видим фриз с 22 бабуинами, почитателями солнца, и охранниками входа в храм.

Храм в абу симбеле

Бог-сокол Ра-Хорахти

Храм в абу симбеле

Ну и наконец мы вплотную приблизились к входу

Храм в абу симбеле

К моему огромному сожалению, и как вы уже наверное догадались, фотографировать внутри храмов в Абу-Симбеле строго запрещается. Можно лишь сквозь толпу снаружи сделать фото главного входного зала. Вот что у меня получилось.

Храм в абу симбеле

То же самое уже происходило в Долине Царей, где расположены гробницы фараонов и в Дейр эль-Медине — http://lorien22.livejournal.com/368848.html, где находился город ремеслеников.

Храм в абу симбелеХрам в абу симбеле
Храм в абу симбелеХрам в абу симбеле

Пришлось довольствоваться рельефами снаружи

Храм в абу симбелеХрам в абу симбеле

Вот единственный кадр, который я сделал внутри Великого храма. Показываю его далеко не из-за его художественной ценности, а из-за цены, которую пришлось за него заплатить. У меня чуть было не отняли фотоаппарат, стерли примерно двадцать кадров (с Абу-Симбелом вообще не связанных) и чуть было не выгнали из комплекса вообще. После этого я решил, что лучше фотографировать глазами.

Храм в абу симбеле

Так что придется вам поверить мне на слово, когда я скажу, что внутрениие росписи храмов Абу-Симбела — это что-то невиданное. И я утверждаю это с полной ответсвенной после Мединет Хабу — http://lorien22.livejournal.com/363683.html, Эдфу — http://lorien22.livejournal.com/369625.html, Карнака — http://orien22.livejournal.com/368440.html и других. У меня просто не хватает слов, чтобы описать рельефы Великого храма.

Храм в абу симбеле

Ну а мы перемещаемся ко второму храму, более "скромному"

Храм в абу симбеле

Храм, посвященный богине Хатхор и жене фараона Нефертати назывался "Маленьким храмом". С ним связано два удивительных факта.

Храм в абу симбеле

Первый — это второй раз в истории Египта, когда храм посвятили женщине (Я думал, что первый — это храм Хатшепсут — http://lorien22.livejournal.com/364736.html, но оказалось, что это храм, который Эхнатон посвятил своей жене Нефертити)

Храм в абу симбеле

Второй — это один из единственных случаев в египетском искусстве, когда фараоны и царицы изображены одинакового роста!

Храм в абу симбеле

Как мы видим, всего здесь шесть фигур — с каждый стороны портала по два изображения фараона (южный колосс в хеджете, белой короне Верхнего Египта — http://lorien22.livejournal.com/362124.html, а северный колосс в пшенте, двойной короне Объединенного Египта (Верхнего и Нижнего). По бокам изображены царицы

Храм в абу симбеле

Вот оба храма в одном кадре. Лучше взять не удалось

Храм в абу симбеле

Как я уже рассказывал, когда ублюдок Насер начал строить здесь свою плотину, реку, или чтобы это не было, он затопил Абу-Симбел (и десяток других храмов). Чтобы спасти храм, завербовался весь мир. В итоге весь Абу-Симбел распилили и перенесли на гору 60 метров выше.

Храм в абу симбеле

Поэтому для меня этот храм является чудом света дважды — первый раз в древности, когда его строили, и второй раз — в современности — когда его перенесли.

Храм в абу симбеле

Я смотрел на детали все время, что нам отвели в комплексе, и не мог понять. Как? Как его построили? Как его переносили? Как такое возможно? И это был редкий случай, когда я испытывал гордость за людей, за то, что они умеют делать, когда хотят.

Храм в абу симбеле

Я, увы не умею. Мне остается только смотреть и удивляться. И радоваться, что есть такая возможность — лицезреть чудеса нашего мира, построенные тысячелетиями назад.

Источник: lorien22.livejournal.com


Categories: Храм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.