И мы до нее дошли. Уяснили, что называется она Храм Святого Саввы. К великому сожалению, прекрасная церковь была закрыта. Причем закрыта давно и надолго — велись строительные работы. Этот факт меня крайне огорчил. Мне даже захотелось высказать кому-то свои претензии. Местным властям, например. Никого из властей я не знала. Единственным знакомым сербом на тот момент был хозяин апартамента — симпатичный парень по имени Милош. Он успокоил меня и заверил, что строительные работы закончатся совсем скоро. Однако в следующий мой приезд, через три месяца, храм все еще был закрыт. Я поняла, что нужно запастись терпением.

И принялась ждать. За это время я узнала, что Храм Святого Саввы — один из самых выдающихся долгостроев. Его решили возвести еще в 1894 году. Долго выбирали подходящий проект. Начатые в 1935 году работы были прерваны войной. При национал-социалистах в недостроенной церкви располагался гараж, при титовском социализме — склад. Восемьдесят восемь раз Сербская Православная Церковь просила руководство СФРЮ разрешить достроить храм и получала отказ. Наконец, в 1984 году, работы возобновились. Спустя еще двадцать лет здание было построено и начались отделочные работы.


Одно время, несмотря на ремонт, прихожан пускали в храм. В отдельной выгородке стоял крест, а под ним — емкость с песком, в которую ставили свечи. Только как понять, где ставить свечки «за здравие», а где «за упокой»? Я пришла в замешательство. Улыбчивый сербский батюшка объяснил, что все свечи полагается зажигать в одном месте, так как «у Бога все живы». А ведь он прав! Наши покойные близкие живы для нас и для Бога.

Через какое-то время доступ внутрь храма снова закрыли. Оставалось любоваться прекрасным зданием снаружи. Но не только. Оказалось, что под основным залом, закрытым для посетителей, есть подземная церковь, очень приятная и красиво расписанная.

Источник: www.tourister.ru

Святой Савва — первый сербский архиепископ и предстоятель Сербской Церкви, один из основателей государства, основоположник сербской национальной словесности, главный просветитель сербского народа, его небесный покровитель и самый почитаемый святой в национальной истории Сербии.


Как сыну правителя, ему была уготована роль наследника. Однако вместо власти и роскоши королевской жизни Савва избрал путь скромного инока, сбежав в семнадцатилетнем возрасте из родительского дома на Святую гору Афон, в русский монастырь Святого Пантелеймона. Здесь Савва Сербский, в миру Растко Немич, младший сын самодержца Стефана Немани и дочери греческого императора Анны, принял монашество, здесь же впервые встретился со славянскими книгами, и здесь в XII столетии с его непосредственным участием начались, а потом через века усилились культурные связи и сотрудничество между сербами и русскими.

Святой Савва внес неоценимый вклад в историю своего народа, став практически создателем православной сербской культуры, как единого целого, во времена, когда сербы находились под большим натиском и католичества с Запада, и богомильства (патаренства) изнутри. Новое сербское архиепископство смогло противостоять этому давлению, а когда на сербские земли пришли османы, именно сербская церковь стала тем единственным институтом, который сплотил сербов, ибо других уже не было. Не случайно, что турки боялись Святого Саввы, даже после своей кончины святитель Савва был страшен и ненавистен врагам Православия.

В 1594 году османы перенесли святые мощи преподобного Саввы из монастыря Милешева в Белград и предали сожжению на Врачарском поле. Когда гроб воздвигли на пылающий костер, от мощей великого праведника до небес поднялась лучезарная радуга. Приказавший совершить кощунство турецкий визирь Синан-паша вскоре был убит в одном из сражений, а его доселе непобедимое войско позорно бежало с поля боя.


Несмотря на все старания мусульман, 27 апреля, день сожжения мощей Святого Саввы, навеки стал еще одной церковной памятной датой сербского народа.

В ознаменование трехсотлетия со дня сожжения мощей, в 1894 году на этом месте было решено построить церковь. Было основано Общество по возведению храма святого Саввы на Врачаре, которое приступило к работе лишь в 1905 году. Общество приняло несколько конкурсных проектов и переправило их в Санкт-Петербург для оценки комиссией Императорской академии художеств, которой ни один из пяти представленных работ не понравился. Дальнейшей работе помешала Первая мировая война. Лишь только в середине 30х годов XX века началось возведение церкви, которое снова прервала война — уже Вторая мировая, а после нее строительство тормозили пришедшие к власти коммунисты.

Возобновилось полномасштабное строительство в 1985 году, проект храма был переработан по образцу главной церкви Византийской империи — Софийского собора в Константинополе с учетом современных материалов и технологий. Внешнее сооружение конструкции собора было завершено в 2004 году. Тогда же состоялась официальная церемония его открытия, однако внутренние работы в храме ведутся до сих пор.


С 2015 года работы выполняются при участии российских художников, помощь оказала и российская компания "Газпромнефть", которая пожертвовала 4 миллиона евро на создание мозаичного панно "Вознесение Христово" площадью 1248 м2 над центральным куполом. В 2019 году "Газпромнефть" пообещала пожертвовать еще 6 миллионов евро для оформления алтарной части храма.

Под зданием храма расположена сводчатая золотая крипта площадью 2 тысячи м2 с высотой стен 7 метров и церковь святого князя Лазаря. Здесь проводятся различные культурные мероприятия и богослужения, и также здесь планируется хоронить патриархов Сербской православной церкви.

Длина храма с севера на юг составляет 81 метр, с востока на запад — 91 метр. Высота храма 65 метров, вместе с крестом на куполе 79 метров. Всего собор вмещает до 10 тысяч верующих и является самым большим православным храмом на Балканах.

Рядом с храмом расположена небольшая церковь Святого Саввы, построенная в конце XIX века. Перед собором разбит благоустроенный парк (Karađorđev park), увенчанный скульптурой великого сербского вождя Карагеоргия — в этом месте в 1806 году находился лагерь повстанческих войск.

А у северного входа в храм установлена бронзовая скульптура святого Саввы — подарок Сербии российского фонда Андрее Первозванного (автор скульпторы Вячеслав Клыков).

Источник: zen.yandex.ru

Местонахождение


Храм Саввы Святого расположен на холме Врачар по адресу ул. Krusedolska, 2а.

История

Возведение храма произошло в месте сожжения останков Святого Саввы, который являлся 1-ым архиепископом Сербии. Изначально, в 35-ом году 19 века, на месте сегодняшнего собора, была построена очень небольшая церковь, которая, как решил народ, не соответствует тому масштабу личности, который представлял собой 1-ый патриарх Сербии. В связи с чем в Сербии, в конце XIX века было принято решение о создании комиссии по строительству храма, которая назначила проведение конкурса на разработку проекта нового храма. Возведение настоящей версии храма началось в 1935 и 1939 годах, в день сожжения мощей святого Саввы (10 мая). Завершилось строительство лишь в 2004 г. Столь долгое возведение храма обусловлено длительным перерывом, который случился благодаря Второй Мировой войне. После чего строительство храма продолжилось лишь в 80-х годах прошлого столетия.

Архитектура и убранство храма

Стоит отметить, внешняя высота собора составляет 79 метров, а площадь – 91 на 81 кв. м., что на более чем 20 кв. м. больше его православного «брата» храма «Христа Спасителя» в Москве. Под основным куполом собора, находится фреска в виде образа Христа, которая является одной из самых масштабных росписей во всем православном мире. Только одни лишь глаза Христа размером свыше одного метра. Храм был построен на абсолютной высоте 134,5 метров и 64 метров над уровнем реки. Он выполнен в сербско-византийском стиле, в соответствии с основными принципами построения религиозных зданий. На первом этаже и в галереях храма одновременно может поместиться до 10 000 верующих.


Фасад храма покрыт белым мрамором (с теплыми охристыми оттенками серого), а также красного и серого гранита. Не смотря на то, что строительство храма завершено в 2004 г., его внутренняя отделка продолжается и по сей день. Все внутреннее убранство собора планируется украшать яркой мозаикой. Стоит отметить, что вокруг храма расположен прекрасный, уютный парк, с детскими площадками, в котором можно отдохнуть всей семьей.

Заключение

Храм Святого Саввы имеет доминирующее положение в архитектуре Белграда, поскольку он просматривается со всех подъездных путей к Белграду. И, в настоящее время, является практически символом города Белграда. Даже если вы не являетесь верующим человеком, то все равно данный храм обязателен к посещению и просмотру, так как несет в себе историческую и культурную ценность Сербского народа.

Источник: RuSerb.ru

После завершения основных работ по украшению храма Святого Саввы в Белграде уже ничто не напоминает, что всего четыре года назад вместо сияющей золотом мозаики были голые серые стены. О том, как шла работа над художественным убранством самого крупного православного храма на Балканах, «Огоньку» рассказал его создатель, академик Российской академии художеств Николай Мухин.


— Николай Александрович, как начиналась работа над главным украшением храма — его мозаикой? Сколько мастерских понадобилось, чтобы собрать мозаику, которая насчитывает несколько миллионов фрагментов общим весом свыше 300 тонн?

— Начинать нужно даже не с этого. Создавая мозаику, нужно прежде всего не тонны считать, а понимать, для чего ты делаешь это художественное убранство и какой будет его стилистика. Храм Святого Саввы построен по подобию Святой Софии Константинопольской. Это, наверное, лучший храм, построенный в таком стиле архитектором Александром Дероко (сербский архитектор, художник и писатель ХХ века, автор планов храма в Белграде.— «О»). Но прежде, чем приступить к работе над мозаикой, нужно было выиграть конкурс. Мой проект, который представляла организация «Московский Фонд содействия ЮНЕСКО при Российской академии художеств», занял первое место, и я получил право благоукрашать храм.

В 2016 году я приступил к эскизам, а уже в 2017 году мы начали работать над мозаикой. Для того чтобы благоукрасить храм, нужно было создать эскизы, затем цветные картоны в натуральную величину и только потом по ним создавать мозаику. Поскольку храм посвящен Святому Савве, то есть были пожелания, чтобы в убранстве было представлено наибольшее количество сербских святых, преподобных мучеников, государственников, князей, деспотов и, конечно же, общехристианские темы.


Чтобы решить такую сложную задачу, кроме художника над проектом должны были работать еще ученый и богослов. В данном случае богословом был ныне почивший Его Святейшество патриарх Сербский Ириней, который благословлял нас на эту работу, а ученым — доктор искусствоведения, специалист по древнерусской и средневековой церковной живописи Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова, с которой я работаю уже много лет. Мы с ней составили сценарий, который был утвержден сербской стороной, а затем постепенно воплощался в жизнь.

Помимо мозаик был выполнен проект пола, хороса (диаметром 20 метров), проекты трех иконостасов. Иконы для иконостасов писали художники Свято-Тихоновского университета. Выяснилось, что руками наших художников на стенах этого храма уложено 15 тысяч квадратных метров мозаики, это около 50 млн камешков-тессеров общим весом более 300 тонн.

— Расскажите о самой технологии создания мозаики.

— Сначала рисуется эскиз, потом делаются макеты в зависимости от того, с прямолинейной или криволинейной поверхностью мы имеем дело, затем с них снимаются кальки. Это довольно сложная процедура с учетом геометрии, изгибов и прочего. Далее в мозаике могут появиться всякие разрывы и технологические швы, но при наложении, если все правильно рассчитано, они замыкаются точно. Так и в нашем соборе никаких швов сейчас нет, все выглядит достойно. Это и есть работа главного художника, коим я являюсь.


— Сколько всего художников работали над проектом?

— Иногда десять, иногда двенадцать, иногда пятнадцать бригад. В общей сложности, когда мы посчитали всех художников, то есть выпускников Российской академии художеств (Москва и Санкт-Петербург), получилось, что работали около 300 человек. И я повторюсь: это только художники. Примерно 260 человек варили стекло, обслуживали проект, отправляли, монтировали мозаичные коврики в Белграде. У нас три мастерские в Москве с высотой потолков больше 10–12 метров — это огромные пространства, в которых набирались эти сюжеты. После эскизов были сделаны цветные картоны в натуральную величину, которые мне нужно было прорисовывать, и уже по этим картонам выкладывалась мозаика. Затем мозаику демонтировали (разрезали на фрагменты), укладывали в ящики и машинами отправляли в Белград. Дальше бригада художников-монтажников клеила это на стены храма. Вот так и создавалась мозаика — огромный сложный организм. И обратите внимание: вся работа была проделана за четыре года. Это уму непостижимо, даже моему, хотя у меня за плечами более 20 тысяч квадратных метров росписей в различных храмах России и за рубежом.

— Вы упомянули собор Святой Софии в Стамбуле. Эти византийские традиции как-то отразились в мозаике? Или только в архитектуре?


— Живопись всегда соподчинена архитектуре. Храм Святого Саввы не исключение. Поскольку храм построен в византийских традициях, то и живопись, конечно, писалась в этих же традициях. Так получилось, что я более 20 лет проработал в Сербии, расписал там четыре храма, написал иконы для иконостаса в монастыре Лепавина, поэтому я оказался готов к этому грандиозному проекту, а мои знания сербской средневековой живописи помогали в его реализации.

— Насколько сербская и русская традиции отличаются в отношении изображения святых? Или они следуют единому православному канону?

— Есть определенные правила. В сербской и русской традиции есть одни и те же персонажи, причисленные к лику святых. Но есть и те, кто причислен к лику святых только в сербской церкви и которых мало кто знает в России. Это все нужно было учитывать. А сами традиции отличаются главным образом тем, что наше рисование более позднее. Мы получили от Византии живопись в виде собора в Киеве, в Пскове, где работал Феофан Грек, в Старой Ладоге. Это первые византийцы, которые посетили Русь и работали у нас. А Сербия была неотъемлемой частью Византийской империи, и когда та стала распадаться в XV веке, даже раньше, в XIII–XIV веке, греки уже работали в Сербии, то есть их традиция рисования идет напрямую из Константинополя.

Но многое зависело и от мастера. Памятники живописи, сделанной в Сербии в XIII–XIV веках, относятся к выдающейся живописи Средневековья, над которой работали очень хорошие художники. Среди них были греки, потом им стали помогать сербские художники, которые у них выучились. Мы, в свою очередь, выучились уже и от сербской живописи. Наша живопись знаменита в большей степени иконами XIV–XVII веков.

Здесь как раз нужно понимать разницу между русским и сербским, которое является более ранним, более достоверным. А мы делали такой список со списка, хотя, впрочем, это вовсе не значит, что у нас хуже. В России почти нет памятников настенной живописи XIII–XIV веков, если не считать Феофана Грека.

— Стоит оказаться в храме, поражаешься обилию золота в мозаике. Что для вас значит этот цвет? Почему его так много?

— Я настаивал на этом. Сербская живопись Средневековья почти вся написана на темно-синих фонах — это глубокая традиция. Она красивая, но лучше подходит для фрески, а для мозаики идеальный вариант — это всегда золото. В каждом фрагменте нашей мозаики присутствует сусальное золото, запаянное между двумя стеклянными камешками. Когда их выкладывают вручную, этого никогда не делают в одной плоскости, а все время с разными наклонами. Так возникает впечатление, что камни будто вибрируют от света, а золото играет и все стены сияют. Но главный смысл золота — это смысл Преображенного света. Когда Господь преобразился на горе Фавор, он воссиял белыми одеждами и золотыми ореолами.

Я впервые увидел этот храм в 1994 году — он был бетонный, мрачный, черный. А когда его украсили мозаиками — храм засиял этим Светом.

Я рад, что моя идея сделать храм золотофонным нравится не только мне, но и всем входящим в храм. Значит, мы действительно его преобразили.

— Какое впечатление оставили у вас эта страна и люди, с которыми приходилось встречаться, работать?

— Страна прекрасная. Находясь там, я вообще не чувствую себя за границей. Просто приезжаешь туда, где немного теплее, где добрые люди, где друзей уже больше, чем в Москве. Ну а гостеприимство сербов не знает границ.

Беседовала Анна Сабова

Источник: www.kommersant.ru

История основания храма

Строительство храма в Белграде относится к современности, но история его возникновения уходит в далекие времена становления христианства на Балканах.

святой савва сербский

Названа достопримечательность в честь сына сербского правителя Стефана Немани, который проникся интересом к христианству и получил имя Савва. Заинтересовавшись этим религиозным учение, сын правителя Сербии совершил паломничество на Афон и провел там много лет, постигая духовное просвещение и тренируя свой дух.

По возвращении в родные места святой Савва стал просвещать народ в вопросе христианской веры, что помогло объединению многочисленного числа людей, населявших балканскую землю.

Наблюдая за успехами сына, отец тоже проникся христианской верой, отказался от престола и принял решение прожить остаток дней в монастыре. В тишине и вдали от суетного мира он основал святую обитель Хиландар.

обитель Хиландар храм саввы в сербии

Савва продолжал привлечение народа Сербии к христианству и стал первым епископом на этой земле, заслужил любовь и уважение у людей, присоединившихся к православной религии.

После смерти епископа, его мощи были переданы в монастырь Милешево, где они и находились до перехода власти в руки турецких завоевателей под руководством воеводы Синан-паша. Чтобы сломить дух сербов и надругаться над их религией и культурой, было принято решение сжечь мощи почитаемого Саввы на глазах жителей Белграда. Сожжение произошло на горе Врачар в 1595 году. В память об этом событии было принято решение возвести храм в честь Саввы, причисленного к лику святых.

Первый храм был построен только в 1835 году. Это была деревянное здание, имеющее намного меньший размер, чем у современного собора.

Посчитав, что деревянная церковь не соответствует значимости первого епископа Саввы для Сербии, было принято решение о проведении конкурса на проект нового Храма святого Саввы. На это ушли долгие годы, но в 1926 году был одобрен проект архитекторов Александра Дерока и Богдана Несторовича.

Описание и архитектурный стиль

храм саввы в сербии

При разработке проекта авторы взяли за основу византийский стиль, ориентируясь на Софийский собор в Константинополе, но добавив нотки средневекового сербского стиля:

  • Планировка храма св. Саввы отличается от прототипа в слиянии базилики и центральной постройки.
  • Возведение вокруг главного купола храма святителя Саввы четырех башен меньшего размера.

Внутреннее оформление собора святого Саввы еще не завершено, несмотря на то что храм является действующим и открыт для прихожан и туристов.

храм саввы в сербии внутри

Чем интересен собор для туристов

Храм Саввы интересен как культурное наследие сербского православия, которое является его духовным центром и привлекает большое количество людей, желающих прикоснуться к святыне.

Впечатляет масштабность постройки, которая полноценно ощущается внутри храма.

храм саввы в сербии внутри2

Храм святого Саввы в цифрах

Размеры храма святого Саввы следующие:

  • ширина — 81 метр;
  • длина — 91 метр;
  • высота по верхней точке купола — 65 метров;
  • высота главного купола без учета стен — 35 метров;
  • общая площадь — 7570 кв. метров;
  • вместимость посетителей — 10 000 человек;
  • состав певчих храма — 800 человек.

Цифры внушительные, что говорит о значимости храма и личности святого Саввы в истории Сербии и всего православия. По своим размерам сербский собор признан вторым среди большого количества православных церквей. Уступает по масштабности лишь храму Христа Спасителя в Москве.

Интересные факты

Возведение храма святого Саввы заняло много лет:

  1. Начато в 1935 году и велось до 1939, поднято на 12 метров.
  2. Вторая мировая война приостановила строительство на длительный период.
  3. Продолжили возведение собора в 1984 году и закончили в 2004, перейдя к отделочным работам.
  4. Работы по внутренней отделке ведутся до сих пор, но это не мешает его посетителям.
  5. В апреле 1999 года храм посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II провел Божественную литургию со Святейшим патриархом Сербским Павлом.

Храм святого Саввы считается самым большим на всей территории Балкан и привлекает христиан и туристов, желающих ощутить дух исторического места в Сербии.

Адрес храма и как добраться

 

В заключение

Собор святого Саввы построен недавно, но в нем ощущается причастность к древней культуре сербского народа. Это место следует включить в маршрут не только паломникам, но и обычным туристам, чтобы получить удовольствие и умиротворение, очутившись у стен храма и в просторных залах собора, насладиться красотой внутреннего убранства по мотивам православия и изяществом стиля и архитектуры.

Источник: pravednik.info


Categories: Храм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.