Сооружение собора Святого Петра в Риме на месте обветшавшей базилики IV века было одим из самых смелых архитектурных проектов XVI века.

В строительстве, начатом по заказу папы Юлия II, приняли участие выдающиеся архитекторы эпохи Возрождения и барокко – Микеланджело и Бернини. Возведение собора заняло много времени. Первоначальный замысел претерпел значительные изменения, отразившие перемену художественных стилей: на смену идеям эпохи Возрождения пришли более свободные, а подчас эклектичные художественные формы маньеризма и барокко. Архитектурным прообразом собора Св. Петра был небольшой храм Браманте Темпьетто. Уже в первом проекте Браманте (около 1506 года) определилась доминирующая роль купола. Эта идея сохранилась и в окончательном проекте Микеланджело (около 1546 года). Замыкая площадь Св. Петра, собор создает один из самых выразительных городских ансамблей.

Архитектура собора


    1. Площадь Св. Петра. Если смотреть с кровли собора на площадь, то ее овал, очерченный дорической колоннадой Бернини, напоминает жест широко распахнутых рук. Зодчий, подчеркнув главную ось композиции, добился ощущения стремительности движения и высокого накала чувств, чем так знаменито искусство барокко.
    2. Фасад собора. Высота стен собора достигает 51 метров. Величественный фасад создает выразительный фон для площади Св. Петра.
    3. Ориентация. Главный фасад обращен не на запад, а на восток. Необычная ориентация была продиктована формой древней базилики, на месте которой поднялся собор.
    4. Обелиск. В 1586 году по приказу папы на площади перед собором Св. Петра установили обелиск, привезенный из египетского города Гелиополя в Рим в 36 году императором Калигулой. Он должен был символизировать триумф христианства над язычеством.

  1. Крест на обелиске. Первоначально острие обелиска венчал медный шар, в котором, по преданию, хранился прах Юлия Цезаря. Затем его место занял крест. В основание креста в 1740 году были вмонтированы деревянные остатки того, что считалось подлинным крестом Христа. Фрагменты реликвии вставлены и в крест, возвышающийся над куполом собор.
  2. Фонарь. Высота светового фонаря – 26,5 метров; он поднят на 137,7 метров от уровня пола. Фонарь венчает купол наподобие барочной скульптуры. Спаренные колонны фонаря повторяются на барабане купола и главном фасаде.

  3. Портик. Открытый портик, задуманный Микеланджело, так и не был построен, и теперь вход почти не выделяется на фоте монументального фасада.
  4. Грандиозные размеры. Размеры купола поражают воображение. Так, длина пера в руке святого Луки, изображенного в медальоне вверху справа, — 2,3 метра. На фризе, опоясывающем купол, начертаны слова из проповеди Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь мою…»
  5. Конструкция купола. Барабан купола поддерживают парусные своды на мощных колоннах толщиной 18 метров. Усилив несущие конструкции, Микеланджело сумел сохранить центрическую композицию, задуманную Браманте.
  6. Система опор. Спаренные опорные колонны на барабане сохранились от первоначального проекта Микеланджело – они должны были поддерживать полусферический купол.
  7. Классический купол. Микеланджело проектировал купол полусферический. Однако конструкцию сочли недостаточно прочной, и купол приобрел вытянутый яйцевидный силуэт. Жесткость купола обеспечивают 16 ребер и двойная оболочка. В нижней части купола стягивают 10 железный цепей, уменьшая давление на стены барабана. Внутренний диаметр купола равен 42 метрам. Он немного уступает по диаметру куполу Пантеона, но гораздо выше древнеримского шедевра.
  8. Уход. За зданием постоянно наблюдает специальная бригада рабочих (сампьетрини), профессия которых передается по наследству. Для обследования стен и крыши рабочие взбираются на головокружительную высоту. В день праздника св. Петра они освещают стены собора тысячами огней.

  9. Крипта. В подземной крипте, расположенной под главным алтарем, находится гробница св. Петра – по преданию, первого римского епископа.
  10. Проект расширения фасада. Бернини предполагал расширить фасад собора и возвести две боковые башни-колокольни. Однако возникли опасения, что фундамент не выдержит нагрузки, и проект был отвергнут.
  11. Колоннады. По замыслу Бернини колоннады должны били сомкнуться и отгородить площадь от города. На человека, попадающего туда из узких городских улочек, огромное пространство площади производило бы особенно сильное впечатление.
  12. Мрамор. Ни один кусом мрамора собора св. Петра не был добыт из каменоломен нового времени; весь материал на постройку его извлечен из античных зданий, некоторые из которых, ради нескольких кусков, были снесены с лица земли. Зодчие папы словно «метеоры-разрушители» избороздили окрестности Римского Форума.

Вклад Браманте

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Если в Ватикане Донато Браманте проявил себя главным образом в организации открытого пространства, то проект собора Св. Петра в Риме представляет максимальное проявление его таланта в области компактной архитектурной композиции.


Самая идея сооружения этого собора зародилась следующим образом: еще юному, но уже знаменитому скульптору Микеланджело было поручено возведение мавзолея для папы Юлия II. Согласно проекту Микеланджело, мавзолей следовало установить в абсиде собора Петра, сооруженной зодчим Росселлино. Браманте было предложено дать свое заключение относительно пригодности места, выбранного для установки памятника. Зодчий пришел к выводу о необходимости коренной перестройки всего собора и одновременно представил папе эскизные наброски нового сооружения. Грандиозность замысла художника настолько увлекла Юлия II, что он, отказавшись от проекта Микеланджело, предложил Браманте осуществить свою идею. Микеланджело, полный ненависти к Браманте и Юлию II, бежал из Рима в день закладки собора. Этот факт, между прочим, послужил внешней причиной вражды между художниками; на самом же деле она имела более глубокие корни: дело в том, что оба гения эпохи олицетворяли собой совершенно противоположные направления в искусстве. Творчество Браманте представляло собой высший этап в развитии стиля Ренессанса и протекало в русле традиций архитектурной школы этого стиля, между тем как Микеланджело может считаться основоположником зарождавшегося барокко и был, по выражению его современников, «инициатором новых, чересчур произвольных новшеств».


Создавая проект собора, Браманте задумал соорудить величественный монументальный памятник, не имевший себе равного во всей мировой архитектуре, памятник, превосходящий постройки Ассирии, Египта и Древнего Рима.

Какими же основополагающими идеями руководствовался Браманте, проектируя это сооружение? Прежде всего, за основу им брался принцип центрально-осевой, симметричной композиции. Зодчий придерживался мнения, что «удаляется от истины тот, кто отступает от идеи центрального плана». Все постройки Браманте, — как относящиеся к миланскому периоду, так и к периоду зрелости художника, — симметричны. Только там, где приходилось считаться с наличием уже ранее выстроенных сооружений (например, в Ватикане), художник шел на компромисс. Причина такой позиции в том, что Браманте полагал, будто монументального впечатления можно добиться лишь исходя из симметричного решения сооружения. Так он и поступил при создании проекта собора.

За основу плана Браманте взял греческий равноконечный крест с закругленными концами ветвей и получил композицию с двумя равнозначными осями, обусловливавшую центрально-купольное решение проектной задачи.

Браманте не довел сооружение до конца: ко дню его смерти были возведены лишь четыре средних пилона с опиравшимися на них сводами и часть южной стороны собора. После него постройка собора много раз переходила из одних рук в другие, и проект много раз переделывался.


Оценивая творчество Браманте и строительство собора Св. Петра, известный историк искусства Вёльфлин отмечает, что «история могла бы без малейшего колебания ограничиться изучением одного этого памятника, так как на нем отразились все фазы развития стиля в течение целого столетия, — начиная первым проектом Браманте и кончая сооружением Мадерны».

Историк архитектуры Геймюллер по отдельным дошедшим до нашего времени наброскам и чертежам реставрировал первоначальный замысел Браманте, в достаточной мере убеждающий в полноценности идеи великого художника, представлявшей собой как бы итог всего его творчества. Пространственная схема собора в основном продолжает линию, намеченную Браманте в его более ранних постройках — Санта-Мария делле Грацие и Санта-Мария прессо Сан-Сатиро.

Массив сооружения образуется из целого ряда отдельных объемов, составляющих единое целое. Центром его является большой купол, вырастающий из массы более мелких объемов. Здесь тот же самый принцип, который лежал в основе часовни Темпьетто, — принцип ступенчатого пирамидального построения композиции. Эта ступенчатость видна во всем: в крыльях собора, построенных в виде полукруглых трибун, в четырех башнях, расположенных по углам здания, в самом куполе, построенном по тому же принципу.

Ритм — одно из основных средств архитектора: ритмуются колоннады барабана центрального купола и его фонаря, ритмуется верхний этаж башен и колоннада купола, и, наконец, большой купол — с маленькими куполами. Выдержана и масштабность сооружения. Архитектурная проработка отдельных частей подчинена основной мысли: максимально выявить величие и грандиозность постройки.


Некоторые элементы введены в композицию исключительно для того, чтобы дополнить это впечатление. К ним можно отнести, например, небольшие портики, украшающие нижний пояс центрального купола.

Что же касается общего архитектурного оформления, то следует отметить: в этом проекте античное римское влияние сказывается несколько определеннее, нежели в ранних церковных сооружениях Браманте. Нельзя не отдать должное проявленной здесь композиционной изобретательности художника и смелости, с которой он оперирует архитектурным материалом.

Тонкое чувство формы позволило Браманте создать новый архитектурный тип сооружения, сконцентрировав в нем все художественные устремления своей эпохи.

Собор Св. Петра — изумительнейшее сооружение высокого Ренессанса — определил все дальнейшее развитие церковного зодчества Италии, а за ним французской, английской и других архитектур. Это сооружение как бы замыкает собою круг творчества мастера и дает возможность подытожить основные моменты, обобщаемые понятием стиля «брамантеско».

Общая уравновешенность композиции, построение плана по одной или часто даже по двум осям симметрии, естественно, вызывает централизованную организацию в церковных сооружениях Браманте, доминирующих в его творчестве. Это проявилось в ярко выраженном центрально-купольном архитектурном решении и в окончательном отходе от принципа базиличного плана. Купол — основное звено композиции, в силу чего его размеры значительно возрастают.


Вклад Бальдассаре Перуцци

После смерти Браманте производство работ над собором Св. Петра было передано Джулиа-но да Сангалло и Рафаэлю. Последний не удовлетворился проектом Браманте и предложил свой вариант, в котором он отходил от постройки в виде равноконечного греческого креста и заменил его латинским удлиненным крестом, значительно развивая при этом входную часть и трактуя ее наподобие трехнефной базилики. Центральная же часть собора с боковыми крыльями по общему пятну сходна с планом Браманте. В этом проекте терялись законченность и централизованность композиции Браманте, пространственное решение утрачивало компактность, и сооружение в своей передней

части должно было приобрести низкую распластанную форму, что, в свою очередь, сказывалось на фасаде, который раздавался в ширину, купольная же часть отходила на задний план. Этим проектом художник возвращался к церковным постройкам раннего Ренессанса, отказываясь от тех результатов, которые были достигнуты Браманте.
В 1520 году умер Рафаэль.
льдассаре Перуцци был назначен главным архитектором собора Св. Петра. Авторитет его как зодчего и живописца к этому времени значительно упрочился.
Перуцци нашел постройку в том же состоянии, в каком она была еще при жизни Браманте. Приступив к проектным работам, он отказывается от планов Джулиано Сангалло и Рафаэля и возвращается к тому принципу, который был положен в основу первого проекта, — плану в виде греческого креста.
Как и все чертежи Перуцци, план этот детально разработан. Сооружение строго симметрично; обе оси его абсолютно равнозначны. В отношении пространственной организации Перуцци не внес ничего принципиально нового: сохраняются башни по углам собора, сохраняются двухъярусные уступчатые крылья, монолитность, централизованность композиции; изменяются пропорции и взаимоотношения отдельных элементов, но схема и основной принцип остаются прежние.

В отличие от Рафаэля, Перуцци не стремился во что бы то ни стало придумать новое проекционное решение, а заботился об усовершенствовании идеи Браманте. В этом-то и заключалась заслуга Перуцци. Он понял, что Браманте стоял на правильном пути, что его проект — крупнейшее достижение архитектуры эпохи, как бы венчающее собой долгий путь эволюции церковного зодчества Италии. Перуцци находился под впечатлением силы замысла и величия композиции Браманте и ограничился лишь внесением в проект поправок, способствовавших, по его мнению, уяснению мысли своего учителя.

Однако, как уже отмечалось, и Перуцци не осуществил проекта в натуре и даже не довел его разработку до конца. Преемником его был назначен архитектор Антонио да Сангалло Младший.

Вклад Антонио да Сангалло Младшего


В 1536 году, после смерти Бальдассаре Перуцци, Антонио Сангалло был назначен архитектором по продолжению постройки собора Св. Петра. Следует заметить, что к постройке собора Сангалло имел некоторое отношение еще раньше, в качестве помощника Рафаэля, возглавлявшего в известный период строительство. Однако тогда, работая над собором, Сангалло не был самостоятелен. Теперь же перед зодчим открывались неограниченные творческие перспективы, и строительству собора он и посвятил последние десять лет своей жизни. Зодчий приступил к работе с пересмотра самого проекта собора Св. Петра: его не удовлетворял вариант Перуцци.

Что касается плана, Сангалло снова приблизился к форме латинского креста, так как трактовку всех четырех крыльев собора равнозначными он считал неправильной. Возврат к идее плана, напоминавшего очертания латинского креста, объясняется также и настойчивыми требованиями со стороны папы и духовенства, считавших необходимым включить в границы собора габариты старой базилики. Сангалло вынужден был считаться с такими требованиями.

Зодчий решил развить и акцентировать переднюю часть сооружения. Однако он разрешил эту задачу несколько иначе, чем Рафаэль. В своем плане Сангалло избегал метрического однообразия входной части, а поэтому его вариант был более органичен и живописен. Центральную же часть он изменил по сравнению с Перуцци весьма незначительно: пересмотру подвергались, главным образом, профили отдельных элементов сооружения (пилонов, стен и так далее).

Основное внимание Сангалло посвятил общему пространственному решению и фасадам.

Большое количество набросков и планов свидетельствуют о напряженном творческом поиске художника. Среди этих набросков много отдельных фрагментов, деталей, схем и просто зарисовок1. Законченных, хорошо сделанных чертежей мало. Большинство из них, хотя и носят следы уверенной руки мастера, но выполнены нервно и часто не связаны между собой. Так, например, рядом с фасадом нанесен кусок плана, или на краю листа набросан интерьер… По чертежам и наброскам однако видно, что Сангалло старался охватить сооружение целиком, воссоздать его пространственный облик. В то же время он не отходил далеко от замысла Браманте, стремясь лишь развить и усовершенствовать его.

Отмечается и значительное различие в художественных темпераментах Перуцци и Сангалло. В то время как работа первого носила систематический и планомерный характер, второй допускал варианты. Сангалло перекомпоновывал фасады Рафаэля, стараясь придать им больше выразительности, положив за основу при их создании готические башенные фасады. При этом он трактовал эти башни то как отдельные, не связанные с целым сооружения, то сливал их со всем собором. Башни принимали или заостренную форму, или увенчивались куполом. В одном варианте центральный купол решается у Сангалло как барабан, окруженный колоннадой (здесь наблюдается повторение проекта Браманте), в другом же центральный купол принимает двухъярусный вид и барабан его окружается колоннами с арками на импостах (последний мотив, принадлежавший к числу его излюбленных и применявшийся зодчим довольно часто, уже встречался во дворе палаццо Фарнезе).

Окончательный вариант собора Св. Петра, к которому пришел художник, увековечен в сделанной им модели, сохранившейся до настоящего времени. Этот вариант как бы подытоживает упорную работу, проделанную Сангалло.

По композиции и по пространственной организации проект Сангалло может быть сравним лишь с планом его учителя Браманте. Однако в произведении Сангалло отсутствует та компактность и ярко выраженная высотность, которая была задумана Браманте; купол сильно «заваливается» назад, и передний план собора с башнями превалирует над центральной частью. В проекте Браманте башни составляли с собором одно неразрывное целое и лишь подчеркивали его Центрально-купольную организацию.

Очевидно Сангалло рассматривал собор не как здание для исполнения религиозных обрядов, а как дворец, представляющий в архитектурном отношении целый комплекс сооружений, спаянных в одно пространственное целое. В проекте Браманте были две равнозначные оси симметрии, в проекте же Сангалло ось горизонтальная как бы заслоняет собою вертикальную, но тем не менее Сангалло следует тем пространственным приемам, которые впервые развил Браманте в своем проекте собора.

В основу обеих работ положен общий архитектурный принцип: широко разбросанные объемы нанизаны на одну сильно выявленную горизонтальную ось, подчиняющую себе все элементы композиции. По замыслу Сангалло собор монументален; архитектурная проработка его усиливает это впечатление.

Центральный купол собора интересен и своей тектонической организацией, и архитектурным решением. Мощные башни собора представляют собой образец чистого стиля высокого Ренессанса и свидетельствуют, что художник располагал обширными архитектурными средствами.

Проекты собора Сангалло позволяют сделать некоторые выводы об особенностях художественной манеры зодчего.

Отметим прежде всего некоторую связанность и предвзятость в применении отдельных архитектурных средств, а также в части выбора пропорций.

Ряд документальных данных, в том числе его собственные заметки, свидетельствует о педантичности мастера в претворении в жизнь архитектурных принципов Витрувия. Зодчий часто проверял взятые им соотношения с точки зрения соответствия их античным канонам, а это, в известной мере, отражалось на непосредственности его творчества.

Правда, эта тенденция, определенно сказавшаяся в работах более поздних мастеров, в творчестве Сангалло проявилась еще сравнительно умеренно. Рассматривая проект собора Св. Петра с этой стороны, можно отметить обильное применение Сангалло римских античных мотивов и уснащение собора античными архитектурными элементами, что, в частности на переднем фасаде собора, ведет к излишней дробности в проработке. Сангалло также не пришлось осуществить свой проект. Он успел лишь поднять фундамент на 3,2 метра и скрыл этим пьедесталы Браманте.

Последующая история постройки собора связана с творчеством Микеланджело.

Вклад Микеланджело

Микеланджело был уже семьдесят один год, когда в 1547 году после смерти Сангалло папа Павел III поручил ему продолжение постройки собора Св. Петра. С энтузиазмом взялся художник за эту работу. Модель была сделана в течение пятнадцати дней, в то время как Сангалло и другим мастерам потребовались на это многие годы. Вазари пишет, что Микеланджело особенно не понравилось в варианте Сангалло, что тот «оставил храм без света, а с наружной стороны ввел слишком много колонн, один ряд поверх другого, и что, благодаря всем этим выступам, пирамидам и мелочности частей, собор гораздо ближе к немецким творениям, чем к хорошему античному стилю или ласкающей взгляд красивой манере современной». Под этой «ласкающей взгляд красивой манере современной» Вазари подразумевал, конечно, тенденции барокко в архитектуре.

Микеланджело подвергает жесточайшей критике все сделанное до него. Его не удовлетворяют ни проект собора его идейного антипода Браманте, ни варианты Рафаэля, Перуцци и Сангалло. Свою работу великий мастер начинает с плана: уничтожает кольцевые галереи, намеченные Сангалло, отбрасывает угловые капеллы и апсиды, значительно сокращает удлиненную переднюю часть здания. По своей плановой организации собор упрощается. Теперь он образуется равносторонним крестом, перерезаемым квадратным обходом. Габариты сооружения принимают более округлую, равноконечную форму. Центрально-купольная пространственная структура вновь выступает на первый план. Сооружение, таким образом, выигрывает в единстве композиции, хотя размеры его несколько и уменьшились.

Микеланджело суждено было увидеть от своего творения несравненно больше, чем предыдущим зодчим, — под его руководством за восемнадцать лет строительства (1547—1564) было сделано больше, чем за многие десятилетия до него. К моменту смерти художника собор Св. Петра в основе был уже готов, за исключением куполов, возведенных позже по его же рисункам и моделям.

Микеланджело не согласен был с проектами пространственного оформления собора, выдвинутыми его предшественниками, — Браманте и Сангалло. Архитектурно собор в корне отличается от их планов; отвергнут принцип ступенчатого построения сооружения, лежавший в основе замысла Браманте. Микеланджело обобщил сооружение, уровняв по высоте все отдельные его части. Башни, игравшие значительную роль в предыдущих проектах, теперь вовсе исключаются.

Наряду с центральным оставлены лишь два небольших купола, расположенных по углам здания. Они ритмуются с большим куполом и повторяют мотивы его архитектурной проработки. Придав всем частям собора одинаковую высоту, зодчий достиг единства в архитектурном решении всех его фасадов (высота фасадов около 30 метров). Художник обработал собор снаружи колоссальными коринфскими пилястрами, поддерживающими единый мощный антаблемент, на котором в свою очередь высится аттик (высота аттика около 12 метров.), завершающий стены (материал облицовки — травертин).

Центральный купол по своим пропорциям мощен и величествен, тем не менее он весьма далек от того, что планировал Браманте. Прообразом существующему послужил, в известной мере, проект купола Сангалло. Однако архитектурная проработка возведенного по проекту Микеланджело купольного покрытия чрезвычайно характерна для творческой индивидуальности великого художника.

Внутреннее оформление собора столь же мощно и торжественно. Арки, своды, массивные пилоны, тяги, карнизы — все свидетельствует о силе и широком размахе мастера. Следует иметь в виду при этом, что скульптура и живопись собора выполнены не Микеланджело, а последующими мастерами. Отметим также недостаток, который обычно упоминается при анализе здания, а именно — невыдержанную масштабность. Недочет этот относится и к внешнему облику постройки, и к интерьеру.

Причины недостаточно выдержанной масштабности собора кроются в применении больших размеров пилястр, охватывающих здание во всю высоту, в громадных оконных проемах, выдержанных в одном масштабе с пилястрами, и необычайно крупных деталях (капители и прочее). Уничтожение некоторых частей сооружения, в том числе полуциркульных галерей в апсидах, которые, по проекту Сангалло, должны были содействовать уяснению масштабности сооружения, также послужило причиной указанного недостатка.

При сравнении двух планов собора (Микеланджело и Браманте) невольно возникает вопрос: куда же делись простые, геометрические очертания, задуманные Браманте? У Микеланджело линия стены причудливо выгибается во все стороны: она то выступает вперед, то отходит назад. Габариты сооружения в плане утратили жесткость. Наружная стена потеряла плоскостность: она раздроблена пилястрами, уступами, круглыми формами; она как бы поворачивается под разными углами. Это впечатление еще более усиливается карнизами и тягами; вместе со стеной они претерпевают повороты, изгибаются в причудливые кривые, еще более усугубляемые перспективными сокращениями.

С этой же точки зрения весьма большой интерес вызывает купол собора, в особенности его барабан. Трактовка последнего в виде выступающих спаренных колонн, объединенных выступающим антаблементом, сама по себе характерное новшество. Эти выступы ничего не несут и являются не более как чисто декоративными элементами. Между тем Микеланджело достигает этим чрезвычайно сильного эффекта: антаблемент представляет собой извивающуюся ленту, то выступающую вперед, то отходящую назад. Впечатление опять-таки усиливается кривизной купола. То же самое можно отметить и в отношении отдельных архитектурных форм. Обильное применение изгибов (дугообразных сандриков, арчатых окон, ниш, волют), архитектурная организация фонаря, центрального купола и многое другое — все это знаменует собой утверждение и закрепление тех идей, которые отражал в своем творчестве великий мастер.

Собор Св. Петра, вопреки желанию Микеланджело, не остался в том виде, который придал ему зодчий. Вазари отметил, что художник «принялся за постройку тех частей здания, где нужно было что-нибудь изменить, с тем намерением, чтобы оно стояло как можно прочнее и чтобы никто его не переделывал, ибо недостаточно хорошо строить, нужно еще предохранить постройку от искажения».

Вклад Бернини

Эта идея Микеланджело не осуществилась. В начале XVII века зодчий Карло Модерна, согласно указаниям папы ПавлаV, удлинил здание и придал ему форму латинского креста, чем, конечно, исказил замысел Микеланджело. Передний фасад значительно выдвинулся вперед, в силу чего центральный купол отошел, «завалился» назад и виден полностью лишь издали. Целостность композиции оказалась нарушенной. Позже зодчий Бернини построил перед собором колоннаду, благодаря которой сооружение значительно выиграло.

Организовалась красивая площадь с обелиском и фонтанами, создающая эффектный подход к собору. Одновременно выиграл и масштаб сооружения. Что касается пространственного приема Бернини, следует отметить, что отрезки колоннады, соединяющие полукруглую часть с самим собором, оказываются не параллельными, а слегка расходятся между собой по направлению к собору. Подобная поправка применена художником для того, чтобы получилось впечатление более сокращенного пространства.

Микеланджело, исходя из архитектурного характера сооружения, предполагал организовать вокруг собора обширную площадь, дабы подход к зданию имелся со всех сторон. Подобного рода планировка, конечно, больше выявляла бы пространственные качества здания и, кроме того, соответствовала бы центрально-купольному его типу. При существующем же оформлении утрачивается возможность обозревать сооружение со всех точек зрения, кроме лобовой.

 

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вызов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. — М.: Стройиздат, 1975 — Т.I. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.


Источник: kannelura.info

Постройка Собора святого Петра

Автором архитектурного проекта строительства Собора святого Петра нельзя назвать одного человека, так как на протяжении длительного периода времени разработкой и постройкой занимались поочерёдно сразу несколько известных мастеров. Первым начал работу в 1506 году архитектор Донато Браманте, проект которого предусматривал постройку сооружения в форме греческого креста, а после его смерти строительством занялся Рафаэль Санти, вернувший вид латинского креста (то есть, храм отличался одной удлинённой стороной). Затем строительство продолжилось под руководством Бальдассаре Перуцци, а после него свой вклад внёс и Антонио да Сангалло.

Спустя почти 40 лет руководить строительными работами поручили известному живописцу, скульптору и архитектору Микеланджело Буонаротти. Его идея собора, ориентированного на центральный купол стала основополагающей. Укрепив фундамент сооружения, и сделав его более монументальным, великий архитектор разработал многоколонный входной портик и возвёл барабан центрального купола. Проект Микеланджело предусматривал дополнительные четыре малых купола, однако после его смерти архитектором Виньола были реализованы только два, а центральный купол был возведён уже Джакомо делла Порта.

Реконструкции и перестройки Собора святого Петра на этом не закончились, и в начале XVII века по воле Павла V архитектор Карло Мадерна увеличил восточную сторону сооружения за счёт пристройки трехнефной базиликальной части, а с западной стороны возвёл фасад. В результате купол оказался скрытый монументальным фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали (с улицы Via della Conciliazione, которая ведёт на Площадь святого Петра). 18 ноября 1626 года Папа Урбан VIII освятил Собор святого Петра.

подсказка: если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Главный фасад

Монументальный фасад имеет размеры 45 на 115 метров и увенчан карнизом с аттиком, на котором установлены статуи Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов, за исключением апостола Петра. Статуи апостолов Павла (с мечом в руке) и Петра (с ключом от Царствия Небесного) расположены перед входом в собор. Архитрав содержит надпись «Папа Павел V Боргезе, римский понтифик в год 1612, седьмой год своего понтификата, возвёл в честь князя апостолов» (IN HONOREM PRINCIPIS APOST PAVLVS V BVRGHESIVS ROMANVS PONT MAX AN MDCXII PONT VII). Входом в собор служат пять порталов:

Портал Филарета (центральный портал). Выполнен в бронзе в середине XV века ещё для античной базилики Константина. На панелях присутствуют изображения Христа на троне, Мадонны на троне, святого Петра и святого Павла. На нижних панелях представлены сцены мученичества двух святых. Слева — «Усекновение главы святого Павла, справа — «Распятие на перевёрнутом кресте святого Петра». Портал венчает барельеф работы Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного».

Святой портал (последний портал справа). Выполнен Вико Консорти в бронзе в 1950 году. Портал открывают только в Святой Юбилейный год, то есть, один раз в 25 лет. Изнутри собора Святой портал замурован каменной кладкой. В канун Рождества кладку разбирают, и предварительно троекратно преклонив колени, первым входит действующий понтифик. В конце Юбилейного года портал замуровывают на следующие 25 лет.

Портал Смерти (первый портал слева). Изготовлен в 1964 году. Через него выходит процессия во время похорон понтифика. Портал украшают изображения Гроба Господня, символы Евхаристия (хлеб, вино и ветви лозы), сцены убийства Авеля, смерть Иосифа и мученичество святого Петра.

Портал Добра и Зла. Выполнен Лучано Мингуцци в 70-х годах XX века.

Портал Таинства. Выполнен мастером Венанцо Крочетти по заказу Павла VI, который впервые открыл его в сентябре 1965 года. Портал украшен ангелом, который объявляет о семи таинствах.

Купол

Купол собора высотой 138 метров опирается на колонны и считается самым высоким в мире. Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырёх евангелистов: Марка со львом, Луки с волом, Иоанна с орлом и Матфея с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия. Лев, орёл и вол — так называемые «апокалиптические звери», о которых Иоанн Богослов пишет как о животных, которые окружали престол Бога. Вокруг внутренней окружности купола расположена надпись двухметровой высоты: «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и дам тебе ключи Царства Небесного» (TV ES PETRVS ET SVPER HANC PETRAM AEDIFICABO ECCLESIAM MEAM TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORVM). Внизу фонаря выбито посвящение: «Во славу святого Петра, Сикст V в год 1590, в пятый год понтификата» (S. PETRI GLORIAE SIXTVS PP. V. A. M. D. XC. PONTIF. V).

Микеланджело до своей смерти успел закончить только опоры и барабан купола. Дальнейшие работы выполнял его ученик Джакомо да Виньола при участии Джорджо Вазари. Однако через 19 лет при новом Папе Сиксте V ответственными за постройку были назначены Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. Завершая постройку купола, архитекторы постарались не отходить от замысла автора проекта Микеланджело, и уже в 1590 году все работы были завершены. Во время понтификата Климента VIII на купол собора был установлен крест, на котором были закреплены две небольшие раки с мощами Андрея Первозванного, частицей Животворящего Креста и медальоном Агнца Божьего.

Рекомендуем экскурсии:

Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро

Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро

Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро

Внутреннее пространство

Внутреннее убранство Собора святого Петра богато декорировано скульптурами, барельефами, росписью и другими произведениями искусства. Центральный неф, на полу которого имеются метки, определяющие размеры самых крупных соборов мира, огорожен. Справа в конце главного прохода установлена скульптура святого Петра XIII века, которая считается чудодейственной, поэтому каждый посетитель старается прикоснуться к ней.

В центре собора возвышается главный алтарь, служить мессу за которым может только Папа Римский. Алтарь украшает монументальный киворий Бернини, установленный на четыре витых колонны, которые увенчаны скульптурами ангелов. Высота великолепного кивория соответствует 4-этажному зданию. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, доставленной в Рим после взятия Иерусалима. Бронзу для кивория варварски позаимствовали из древнеримского Пантеона по приказу Урбана VII.

Главная апсида собора, созданная также Бернини, хранит надгробия Урбана VIII и Павла III. Здесь же находится кафедра святого Петра, где четыре статуи отцов церкви поддерживают трон святого Петра.

Со стороны правого нефа расположена Капелла Милосердия, где находится скульптурная группа Пьета или «Оплакивание Христа», работа 24-летнего Микеланджело. Несмотря на то, что это одна из первых работ юного скульптора, она свидетельствует о полной зрелости творчества Микеланджело, который намеренно подчеркнул молодость Мадонны в качестве символа вечной жизни. Затем следует Капелла святого Себастьяна, где находится большая мозаика «Мученичество Сан-Себастьяна», разработанная на основе картины Доменикино, Пьером Паоло Кристофари. В алтаре капеллы расположена могила блаженного Папы Иоанна Павла II. Далее по проходу установлены памятники Иннокентию XII работы Филиппо делла Валле и надгробие Матильды Каносса, тосканской маркграфини, которое предваряет вход в Капеллу святого Причастия. Вход в капеллу ведёт через железные ворота, узор решетки которой выполнен по эскизу Борромини. Капелла была разработана Карло Мадерна. Внутри находится скиния святого Причастия из позолоченной бронзы Лоренцо Бернини, датируемая 1674 годом, а также алтарь Троицы, произведение Пьетро да Картона. В Капелле святого Причастия происходил ритуал «поцелуй ноги», когда верующие прикладывались к останкам умерших понтификов перед их погребением. Такая практика была прекращена Пием XII, тело которого после смерти было выставлено в центральном нефе. Два памятника Григорию XIII и Григорию XIV закрывают правый проход.

Левый неф открывает Капелла Крещения, спроектированная Карло Фонтана и украшенная мозаиками Джованни Баттиста Гаулли, которые были завершены после его смерти Франческо Тревизани. Алтарная мозаичная картина была выполнена в подражании живописи Карло Маратта, полотно которого в настоящее время находится в Базилике Санта-Мария-дель-Анджеле. Сразу же за капеллой расположена могила внучки польского короля Яна III Марии-Клементины Собеской с надгробным камнем работы Пьетро Браччи. В соседней Капелле Сретения хранится тело Пия X, а вдоль стен расположены памятники Иоанну XXIII и Бенедикту XV, изготовленные в XX веке. Рядом расположена небольшая Капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие, датируемое началом XIV века, предположительно работы Пьетро Каваллини. Интерес представляет созданное скульптором Антонио Поллайоло в 1490 году надгробие Иннокентия VIII, которое находилось ещё в старой базилике. В Соборе святого Петра покоится и один из последних представителей шотландской королевской династии Стюартов, чей надгробный памятник выполнил знаменитый скульптор Антонио Канова.

С южной стороны средокрестия находится воспроизведённая в мозаике знаменитая картина Рафаэля «Преображение». Далее по южному трансепту расположен необычный памятник Александру VII, созданный Лоренцо Бернини. В этой скульптурной композиции Папа изображён не по церковным канонам, сидящий на троне, а на коленях, погруженный в молитву. Перед понтификом раскинута драпировка из красного мрамора, на которую с двух сторон опираются статуи, олицетворяющие «Благотворительность» и «Истину» с одной стороны и «Справедливость» и «Благоразумие» с другой. В центре из-под великолепной драпировки показывается фигура скелета, держащего в руках песочные часы с золотым песком, как символом неустанного потока земной жизни. Эта композиция в барочном стиле считается одной из заметных работ Бернини.

Фотогалерея

Памятники и надгробия

Ризница

Первоначально ризница была расположена в Ротонде святого Андрея на южной стороне собора, как мавзолей императорской эпохи второй половины XVIII века. В ходе нескольких попыток реконструкции старой ризницы в 1715 году был объявлен конкурс проектов, где победил архитектор Филипп Астория. Он предложил построить для ризницы отдельное помещение в качестве пристройки к существующему собору. Однако из-за высоких затрат на строительство, возведение новой ризницы было отложено. Только в 1776 году Пий VI поручил Карло Марчионни постройку ризницы, которую мы и наблюдаем в наши дни. Архитектор придерживался общего стилевого решения и постарался вписать её в архитектуру собора. В настоящее время здесь расположен Музей Сокровищ Собора святого Петра, в котором собраны главные священные артефакты Католической Церкви. Вход в музей платный по отдельному билету.

Источник: tisamsebegid.ru

Храм святого петра в риме

Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О месте захоронения упоминается около 200 года в письме одного римского христианского священника, Гайя.

Это письмо цитирует Евсевий Памфил в своей «Церковной истории»: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь» (2. 25. 7; имеются в виду захоронения апостолов Петра и Павла; это именуется «Трофей Гайя»). Во второй половине II столетия над этим местом был установлен небольшой памятник, который и является центром собора.

Последующие столетия вносили свои реконструкции во все архитектурное обустройство пространства вокруг этого памятника. Когда во времена императора Константина на этом месте было решено возвести церковь, засыпали древний некрополь под памятником Петра (320 г.). Вскоре была построена базилика, которую освятил папа Сильвестр I, как считается, в 326 году.

Мы опустим рассказ о более чем тысячелетней истории перестройки церкви и перенесемся в эпоху Микеланджело, когда на этом месте был воздвигнут Собор св. Петра.

Храм святого петра в риме
Кликабельно 1920 рх, взял себе на обои …

 

Нужно заметить, что вся истории строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста Греческий крест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.]. Причем, как свидетельствует история, значимые проекты строительства собора, которое велось, к слову сказать, 160 лет, в том, что касается лежащей в его основе фигуры креста – греческого или латинского, — чередовались в шахматном порядке.

И конечно, такие «качания» в самом что ни на есть принципиальном вопросе дизайна, как мы теперь сказали бы, не могли не тормозить общее строительство. Даже беглый взгляд на эти планы дает представление о том, что решение этого ключевого вопроса являлось первостепенным для всех остальных проблем, связанных с трактовкой и декором пространства. Для ясности представления о периодичности смен архитектурных решений мы помещаем в левой части полосы архитектурные планы, в основе которых греческий крест, и с правой — с латинский.

 

Храм святого петра в риме

 

Когда в начале XVI столетия папа Юлий II (понтификат: 1503 — 1513) на месте старой базилики решил построить новый огромный собор, он пригласил для этой работы в качестве архитектора Браманте. Браманте начал с того, что сломал половину старой базилики (теперь мы можем судить о ней по сохранившейся фреске школы Рафаэля).

 

Храм святого петра в риме

 

Официальная дата закладки Собора — 18 апреля 1506 года. Браманте «приступил к работе, — пишет Вазари в биографии архитектора, — с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте, искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и окрашенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусством и талантом стольких доблестных мастеров. С обычной быстротой он заложил фундамент и до смерти папы и своей собственной равномерно довел строительство до высоты карниза под арками всех четырех столбов и вывел самые арки с величайшей быстротой и искусством.

Вывел он также и свод главной капеллы с нишей и в то же время начал строить и капеллу, именуемую капеллой французского короля». Сорок лет спустя Микеланджело в одном из писем воздаст должное проекту Браманте (хотя к самому архитектору он питал сложные чувства): «Нельзя отрицать, что Браманте был силен в архитектуре, как никто другой со времен древних и до наших дней. Он оставил первый план Санто Пьетро, не запутанный и простой светлый и со всех сторон обособленный, так что он ничему во дворце не мешал. И почитался он вещью прекрасной, как это и сейчас всем очевидно. Поэтому всякий, кто отклонился от названного решения Браманте, как это сделал Сангалло, отклонился от истины». (На этом сейчас прервем цитирование и возвратимся к нему ниже, когда речь пойдет о проекте Сангалло).

 

Храм святого петра в риме

 

Браманте руководил строительством Собора с 1506 до своей смерти в 1514 году. Перечисленное Вазари, хотя и кажется весьма значительным, но пропорционально собору в целом, каков он теперь, это количественно не так много. После смерти Браманте его детище подверглось множеству перестроек. В 1514 году руководителем строительства Собора был назначен — уже папой Львом X (понтификат: 1513 — 1521) — Рафаэль. С июля 1515 он становится главным архитектором собора.

В этой должности он оставался пять лет, до своей смерти (1520). Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественную завершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длинным центральным нефом (форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительной с художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической), ему пришлось существенно изменить проект Браманте. Рафаэлевский план, однако, остался только на бумаге.

 

Храм святого петра в риме

 

После смерти Рафаэля работами руководил сиенский художник и архитектор Балдассаре Перуцци. Он приехал в Рим в 1503 и в то время находился в окружении Браманте. Примечательно, что почти все сохранившиеся рисунки с ранними проектами Собора принадлежат именно Перуцци, но представляют архитектурные идеи Браманте. Став во главе работ по строительству Собора, он вернулся к разработке плана по типу греческого креста.

 

Храм святого петра в риме

 

При папе Павле III (понтификат: 1534 1549) руководителем работ строительству был назначен Антонио да Сангалло Младший. Сохранился его деревянный макет Собора (736см x 602см, и 468см в высоту; он был отреставрирован в 1994 году, но не выставлялся для широкой публики). Как и предыдущие архитекторы, Сангалло занимал этот пост до своей смерти (1546).

 

Храм святого петра в риме

 

Здесь уместно продолжить цитирование письма Микеланджело с того места, где мы остановились: Сангалло «благодаря тому закруглению, которое делает снаружи, прежде всего, лишает план Браманте всех источников света. И не только это. Он и сам по себе не предусматривает никакого источника света.

У него между верхом и низом столько темных закоулков представляющих великие удобства для бесконечного количества бесчинств, как то: для укрывательства людей, преследуемых законом, для производства фальшивых монет, для оплодотворения монахинь и других бесчинств – что по вечерам, когда церковь нужно запирать, потребовалось бы двадцать пять человек для разыскивания спрятавшихся в ней злоумышленников, да и найти их можно было бы с трудом».

 

Храм святого петра в риме

 

В 1546 Антонио да Сангалло Младший умер. Теперь всеми работами стал руководить Микеланджело. Он всячески отказывался от этого, говоря, что архитектура не его дело (вспомните, он и живопись считал не своим делом и неохотно поначалу согласился взяться за роспись потолка Сикстинской капеллы). Вазари посвящает этой истории яркий рассказ в биографии Микеланджело. В тот год Микеланджело было 72 года. Он возглавлял работами до самой своей смерти в 1564, то есть 18 лет. Микеланджело вновь возвращается к фигуре греческого креста.

Но на Микеланджело колебания в выборе основного пана Собора не закончились. Нужно было дождаться прихода Карло Мадерно, чтобы собор св. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. В 1605 папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики, снести недостроенный фасад и удлинить неф. Таким образом, в основе пана собора опять оказался латинский крест.

 

Храм святого петра в риме

 

Теперешний фасад о и портик Собора — творение Карло Мадерно. 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII освятил собор.

Но вернемся к Микеланджело. Именно он спроектировал тот купол, который, в конце концов, увенчал Собор. Задуман купол был еще Браманте. Но к моменту его смерти закончены были только пилястры и соединяющие их арки.

 

Храм святого петра в риме

 

Все восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. В качестве модели Микеланджело остановился на куполе Флорентийского собора, сооруженном Брунеллески. При этом он укрепил колонны, считая, что они были слабы. По свидетельству Вазари, «он их частично расширил, пристроив сбоку две витые или винтовые лестницы с пологими ступеньками, по которым вьючные животные доставляли материалы до самого верха, а также и люди могут подниматься по ним верхом на лошади до верхнего уровня». Это интересная деталь, хотя бы до некоторой степени проясняющая вопросы инженерного решения постройки этого уникального по своим масштабам здания.

Хотя Микеланджело и спроектировал купол, но увидеть собор завершенным ему не суждено было. Он успел возвести лишь барабан для купола. Круглый свод был закончен лишь в 1590. В венчающем купол так называемом глазе помещена надпись, прославляющая папу Сикста V, в последний год понтификата которого было завершено строительство собора св. Петра. Высота купола до верхушки креста 136,57 м, его внутренний диаметр – 42,56 м.

 

72741096po001_museum

 

Можно подвести итог: удлинение нефа, вызывавшее множество обсуждений и споров, нарушило гармонию первоначального проекта Браманте. Однако церковь в виде латинского креста больше соответствовала римской традиции.

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

 

Храм святого петра в риме

 

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

 

Храм святого петра в риме

 

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытыми фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся виа к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

 

Храм святого петра в риме

 

Святые ворота. Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина — 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла».

Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

 

Храм святого петра в риме

 

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.

 

Храм святого петра в риме

 

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.

Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

 

Basilica di San Pietro, Rome

 

Правый неф. В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой — надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе — введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.

Надгробие Александра VII работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы — надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

 

Храм святого петра в риме

 

Интересные факты

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонарроти выполненная незадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.

Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство[источник?] христианских храмов.

 

Храм святого петра в риме

 

Крупнейшая в мире христианская церковь — базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро — возведена по образцу Собора Святого Петра.

При Соборе Святого Петра работала собственная мозаичная мастерская. В 1803 году папой Пием VII художник Винченцо Камуччини был назначен директором этой мозаичной мастерской.

В фильме 2012 показано, как во время католической молитвы о конце света, читаемой Папой Римским, Собор рушится на части и хоронит под своими обломками сотни тысяч человек, в том числе итальянского премьер-министра с его семьёй.

 

Храм святого петра в риме

 

Храм святого петра в риме

 

Храм святого петра в риме

 

Храм святого петра в риме

 

Храм святого петра в риме

Джованни Паоло Панини → Собор св Петра в Риме. 1731

ВОТ ТУТ можно посмотреть много удивительных картин этого художника.

 

Храм святого петра в риме

 

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме
Сикстинская Капелла

Храм святого петра в риме

Храм святого петра в риме
Джованни Паоло Панини → Собор св Петра в Риме. 1731

 

ВОТ ТУТ можно посмотреть много удивительных картин этого художника.

 

Храм святого петра в риме

 

Храм святого петра в риме

 

Храм святого петра в риме

 

Храм святого петра в риме

 

Храм святого петра в риме

 

Храм святого петра в риме

 

Храм святого петра в риме

 

 

Для кого показалось мало впечатлений, приглашаю на виртуальную экскурсию

 

[источники]

источники

http://xreferat.ru/47/4425-1-sobor-svyatogo-petra-v-rime-istoriya-stroitel-stva.html

 

Посмотрите еще, где находится Самая голливудская церковь в мире и самое большое сооружение из стекла или например величественный Кафедральный собор в Милане (Duomo di Milano)

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=40336

Источник: masterok.livejournal.com


Categories: Храм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.