Храм Воскресения Христова — главная святыня христианства, в нем находится Кувуклия Гроба Господня, поэтому его так и называют — храм Гроба Господня.

Храм Воскресения Христова огромен и величественен. Он состоит из нескольких приделов, связанных с тем или иным моментом Распятия Христа. Благолепие храма соответствует его высокому значению. Иконы в иконостасе украшены ризами, пожертвованными до революции из России, пол выстлан мраморными плитами.

Камень помазания миром

При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное Тело Иисуса по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили Плащаницей. Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад и подсвечников. Перед взором входящих в храм предстоит великолепная мозаичная икона "Снятие со Креста Тела Спасителя, помазание тела Христова миром и положение Его во гроб", помещенная на стене.


Голгофа

Направо от святых врат храма Воскресения и камня помазания по мраморной лестнице можно подняться по 28-ми ступеням на святую Голгофу. 

Во время жизни Христа эта гора была местом казни преступников, которых здесь предавали распятию, считавшемуся самой позорной смертью. В одном из утесов Голгофы было углубление в виде пещеры: там стерегли преступников, приводимых на распятие. В этой пещере был и Христос. Это место называется "Темница Христова". Она располагается в северной части храма Воскресения, на противоположной стороне от Голгофы.

У Голгофы располагалась площадь, на которой народ собирался смотреть казнь преступников. С западной стороны примыкали сады и упоминаемый в Евангелии вертоград, принадлежащий Иосифу Аримафейскому. Возле скалы была лощина, куда повергали тела и кресты распинаемых. Туда же был повергнут и Крест Господень. Враги Креста засыпали его землей, забросали камнями. На самой же Голгофе во II в. император Адриан построил капище Венеры.

В 326 году мать императора Константина царица Елена отправилась в паломничество на Святую Землю, желая посетить места, освященные событиями жизни Спасителя. Она обратилась к жителям с просьбой указать ей место, где скрыт Крест Господень. Ей помог престарелый еврей по имени Иуда, который привел царицу к большому холму с языческим храмом наверху. Когда храм разрушили, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены место Гроба Господня и Воскресения, а также Лобное место — место распятия Спасителя.


Голгофа в переводе и означает "Лобное место". Это название было дано по нескольким причинам. По мнению одних, так она называлась из-за сходства ее округлой формы с черепом. По мнению других, — из-за множества находившихся там черепов преступников. Но главное, что, согасно иудейскому преданию, в этом месте была погребена голова Адама. Именно поэтому Промыслом Божиим искупление человеческого роды происходило здесь, где Пречистая Кровь Спасителя омыла грех Адама, пролившись сквозь расселину в скале. Эта расселина образовалась во время землетрясения, сопровождавшего распятие Христа, и ее можно увидеть под стеклом рядом с местом Распятия.

Вблизи Лобного места, в пещере, святой Еленой были найдены кресты, гвозди и та дощечка с надписью на трех языках, которая была прибита над головой распятого Спасителя. Она лежала отдельно от крестов и поэтому было невозможно определить, на котором из крестов был распят Христос. Тогда Епископ Иерусалимский Макарий предложил провести испытание: на место обретения крестов принесли тело умершей женщины. Все присутствующие горячо помолились о том, чтобы Крест Христов был указан через ее воскрешение. Во время прикосновении к одному из крестов женщина воскресла.


Обретение Креста Господня и чудеса, сопровождавшие его, произвели большое впечатление не только на христиан, но и на иудеев. Иуда, указавший нахождение святых мест, вместе со многими иудеями уверовал во Христа и крестился, получив во святом крещении имя Кириака. Впоследствии он  претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике. В память о событии обретения Креста в Православной Церкви был установлен праздник Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября).

Открытый Голгофский престол осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое водружен был Животворящий Крест Господень. Отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением страстей Христовых. 

С правой стороне от Креста Голгофского видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Богочеловек испустил Свой дух. В это же время завеса в храме Соломона разодралась сверху донизу. По этой трещине Кровь Спасителя стекала вниз до черепа Адама, омывая его, поэтому на Голгофе внизу распятия изображается череп. Эта трещина и теперь просматривается донизу, где находится придел Адама.

Кресты разбойников, стоявшие несколько позади Креста Христа Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.


Православный Престол отделен колоннадой от римско-католического придела Голгофы, который расположен справа от православного.

Между католическим и православным престолами расположен францисканский алтарь Скорбящей Богородицы (лат. Stabat Mater — «Стояла Матерь», названный так по первым строкам католического гимна францисканца Якопоне да Тоди, ХIII в.). Здесь также видны остатки древних византийских мозаик. Престол является реконструкцией архитектора Антонио Барлуцци.

На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя к Кресту (Мф. 27:33-36). Серебряный католический престол был пожертвован в храм Фердинандо Медичи в XVI в. Стены придела украшены мозаичными картинами, на одной из которых изображено библейское событие жертвоприношения Авраама, который по повелению Бога, благодаря своей любви к Богу и вере в Его Промысл, готов был принести в жертву своего единственного сына Исаака. Это событие является прообразом Жертвы Христовой, когда Небесный Отец ради любви в человечеству отдал Своего Единородного Сына на Распятие.

Над Голгофой пронеслось бесчисленное множество кровавых событий, но она и до наших дней осталась и всегда будет священным прибежищем для всех с благоговением поклоняющихся Освятившему ее Своею Животворящею Кровью.

Придел Адама


Сойдя с Голгофы, паломник входит в придел, устроенный под Голгофой. Это придел Адама. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской расселины. В притворе этого придела у входа, по преданию, была погребена глава Адама.

В этом приделе располагается Санктуарий Храма Гроба Господня — хранилище святынь, где можно в определенное время припасть к частице Животоврящего Древа (в окладе византийского импрератора Мануила) и мощам великих святых Церкви.

Придел Тернового венца

Выйдя из предела Адама и пройдя направо, паломник подходит к пределу поругания и возложения тернового венца, где под престолом находится часть камня, принесенного из Претории — Верховного Судилища, где происходило осуждение Христа на смерть. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца. Этот придел принадлежит Греческой Церкви.

Придел обретения Животворящего Креста

От этой часовни паломник спускается по двадцати восьми ступеням вниз в подземную церковь св. Елены, принадлежащую армянам, а из нее еще двенадцать ступенек ведут в подземелье, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень. На месте обретения Креста, в самом углублении пещеры, на самом полу устроен греческий престол. В этом подземелье видны огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время распятия Христа. Здесь же устроен и католический престол, а вверху в скале видно окно, из которого, по преданию, святая царица Елена смотрела на работавших при откапывании Креста Господня. Подземелье это находится на месте бывшей лощины, именуемой Юдолью мертвых, куда после распятия сбрасывали тела и кресты.


Придел разделения риз Господних

Поднявшись наверх и свернув направо по галерее, паломник подходит к Приделу разделения воинами риз Господних7

Еще Богодухновенный псалмопевец Давид, пророчески изображая обстоятельства страданий Спасителя, говорил: "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий" (Пс 21:19). Это пророческое указание буквально исполнили воины у Креста Господня на этом месте: "Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что" (Мк 15:24). Они разделили между собой, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашка) был тканым, то есть без швов, и они не пожелали рвать его, а, оставив целиком, согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию.

Этот придел принадлежит Армянской Патриархии. Сами армяне считают ег приделом Лонгина сотника, потому что некогда под престолом хранилось копье Лонгина. На лицевой стороне престола есть иображение копья.


Придел Лонгина сотника

Далее по галерее паломник подходит к греческому Приделу святого мученика Лонгина сотника, уверовавшего во время смерти Богочеловека при виде дивных знамений. "Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий" (Мф 27:54). Предание говорит, что Придел этот устроен на месте обретения слепой женщиной головы святого Лонгина, впоследствии пострадавшего за Христа. Женщина эта прозрела. Здесь же находится часть камня от Голгофы.

Темница Христова

Далее по галерее, на противоположной стороне храма от Голгофы, в северной части храмового комплекса, находится камень, который называют "узы Спасителя". Он стоит у входа в небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя. У этой темницы стояла Матерь Божия со святыми женами и взирала на пригвождение Ее Сына ко Кресту. Ранее в одной из ниш Темницы Христовой была помещена икона Пресвятой Богородицы, очень темная, которая в одно время на Страстной седьмице плакала.  Сегодня эта икона отреставрированная монахинями монастыря св. Марии Магдалины в Гефсимании, находится в Санктуарии храма (у Придела Адама).


 

Придел Марии Магдалины

Шагах в десяти от Темницы Христовой находится место, обозначенное мраморным кругом, над которым горят неугасимые лампады. Здесь явился Господь по Воскресении Своем Марии Магдалине. Сейчас здесь находится католический придел с современным стилизованным скульптурным изображением события.

Гробница Иосифа Аримафейского

В западной части храма Воскресения Христова в приделе сирийцев-яковитов находятся гробница Иосифа Аримафейского, ученика Иисуса Христа, высеченная в природной скале. Как известно из Евангелия, после снятия со Креста тело Спасителя положили в новый гроб, принадлежавший Иосифу. По своей кончине Иосиф был погребен в другой, более скромной гробнице.  

На этом месте бывшего вертограда Иосифа расположен католический придел, в котором находится часть каменного столба. К нему Иисуса Христа привязывали в темнице во время мучений. С ужасом смотрели мы на этот столб. В оцепенение повергает воспоминание этой картины злобы человеческой. Как она страшна и ненасытна! Как беззаконна и безумна деятельность человеческой страсти!

Кувуклия Гроба Господня

Главным предметом поклонения православного паломника является Гроб Господень, который находится  в Ротонде храма Воскресения.


Под ее высоким куполом устроена часовня, или малая церковь (кувуклия), обложенная желтым мрамором с украшениями по стенам и куполом посередине. Внутри находится скала, к которой можно прикоснуться, открыв икону Божией Матери в окладе из серебра.

В этой скале заключено бесценное сокровище христиан — Животворящий Гроб Христов.

Перед входом в Кувуклию стоят в два ряда огромные подсвечники; множество лампад — вне и внутри Кувуклии. По карнизам установлены драгоценные старинные иконы. Перед иконой Воскресения (она расположена над входом в кувуклию) висит лампада императора Николая II в память великого князя Сергея Александровича.

По существующему на святых местах status quo точно определяются права и владения всех вероисповеданий. Над Святым Гробом Господним обычно горят тринадцать серебряных  лампад, принадлежащих православной Патриархии, тринадцать — католических, тринадцать — армянских и четыре — коптских. Лампады эти отличаются друг от друга формой. Кувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. Во время служения Литургии этот камень служит престолом.


Вход в предел Гроба Господня очень низкий и узкий, высотой 112 см., шириной 72 см. Сама пещера тоже мала (длина и ширина около двух метров), так что перед Гробом могут стоять одновременно не более трех человек. Три стороны его прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также покрывает мраморная доска, разделенная посредине. Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником, на котором готовятся Святые Дары для Евхаристии. Над Гробом располагается множество лампад, подсвечников, ваз с цветами.

Ввиду особого благоговения к этой величайшей Святыне молящиеся выходят из пещеры спиной вперед и Гроба Господня лицом ко Гробу. Благословенный трепет охватывает душу христианина при одном приближении к этой святыне. Эта маленькая пещера временно была вместилищем Необъятного. Здесь бездыханным и безжизненным лежал Тот, Кто дает жизнь всему творению, Кто был Создателем всего мира. Здесь совершилось то, что составляет нашу славу, здесь произошла победа Христа над дьаволом, торжество добра над злом, здесь воскрес Христос…

На стенах Кувуклии, как снаружи, так и внутри,  выгравированы тексты пасхальных песнопений: "Воскресение Христово, видевше…", "Яко Живоносец…" и др.

На Гробе Господнем, как и на Голгофе, совершается подряд три Божественных Литургии: в 12 часов ночи — греческая Православная, за ней — армянская и третья — католическая.

С древних времен и до настоящего времени в Великую Субботу на Гробе Господнем паломники  участвуют в Чине Святого Огня, который смволизирует Свет Воскресения Христова, воссиявший из Гроба во время Воскресения Спасителя. Этот Чин уже много веков сопровождают явления нерукотворного сошествия Огня га Гроб Господень или на свечи верующих и потушенные лампады. В XVI в., когда армяне при помощи турок, надеясь получить Благодатный огонь самостоятельно, не пустили православного Патриарха в храм Воскресения в Великую Субботу, Огонь исшел из колонны у входа в храм, где стоял православный Патриарх. И теперь, прежде чем зайти в храм, верующие лобызают эту рассеченную и обожженную колонну, свидетельницу истинности православного вероучения.

Между Кувуклией и Камнем помазания на полу изображен мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли со Креста и обвили плащаницей.

Кафоликон

Посередине храма Воскресения находится его главный Придел — Кафоликон, принадлежащий Иерусалимской Православной Церкви. У входа в центральную часть храма, со стороны Гроба Господня стоит мраморная ваза с крестом на изображении глобуса, которая обозначает духовный центр земли, соответственно словам Псалма Давида: "Спасение соделал еси посреди земли, Боже".  

Алтарь храма Воскресения Христова возвышен. Большой престол храма осенен величественным позолоченным балдахином. Из алтаря направо вверхпо ступеням — вход на Голгофу, налево — в ризницу.

Источник: rusdm.ru

Взгляд сквозь века

Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа ранние христиане хранили и почитали. Во времена императора Константина Великого, когда христианство в Риме заимело статус государственной религии, на месте Голгофы появилась первая христианская церковь.

В 325 году мать Константина I, 80-летняя Елена, после сновидения, в котором ей повелевалось «отправиться из Рима в Иерусалим и вывести на свет места, закрытые нечестивыми», начала поиски пещеры Гроба Господня. Найти пещеру и обрести Животворящий Крест помог Елене местный житель. На месте находок заложен первый храм Гроба Господня, который торжественно освятили 13 сентября 335 года в присутствии императора Константина и духовенства из разных стран.

Храм Гроба Господня

В начале XI века храм Воскресенья Христова уничтожили по приказу египетского халифа Аль-Хаким-Амруллаха. На реконструкцию святыни по указанию византийского правителя Константина Мономаха потребовалось полвека. На долю храма выпали погромы, пожары и природные катаклизмы.

Пожар 1808 года переменил внешность храма, землетрясения 1545 и 1927 годов серьезно его разрушили. В начале XX века здание укрепили стальными конструкциями и украсили новыми фресками. В таком виде храм Гроба Господня по сей день.

Двор Храма

Комплекс храма Гроба Господня

Храм Воскресения Христова огромен и величественен. Приделы, связанные с моментами распятия Христа, хранят атмосферу святости. В комплекс храма Гроба Господня входят:

  • Кафоликон – православный храм в храме.
  • Гроб Господень – погребальное место Спасителя и главный алтарь.
  • Голгофа – холм, где распяли Иисуса Христа.
  • Кувуклия – часовня в Ротонде.
  • Камень миропомазания – освященная копия плиты, на которую был уложен снятый с креста Иисус.

План комплекса

Храм разделен между 6 конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Каждой выделены приделы и часы для молитв.

Во избежание раздоров между конфессиями по традиции ключи от главного входа с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право каждый день открывать этими ключами вход – семье Нусейба. Девять веков привилегия передается от отца к сыну.

Приделы комплекса:

  1. Придел Адама с его главой, на которую во время распятия стекла пречистая кровь Спасителя, пролившись сквозь расселину в скале, омыла грех Адама. Поэтому на Голгофе внизу распятия изображается череп.
  2. Придел Тернового Венца с венцом, возложенным в Претории на главу Иисуса Христа. Под престолом – часть камня, на котором сидел Господь, когда возлагали ему венец.
  3. Придел обретения Животворящего Креста с входом в храм святой Елены. На месте обретения Креста – греческий престол. Здесь сохранены огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения во время распятия Христа. В память о событии обретения Креста в Православной церкви установлен праздник Воздвижение Креста Господня 27 сентября.
  4. Придел Разделения Риз с иконами, изображающими сцены разделения хитона Христа после казни. По обычаю того времени распявшие Христа делили его одежды, бросая жребий.
  5. Придел Марии Магдалины с отмеченным мраморным кругом местом явления воскресшего Христа.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство храма

Храм находится в совместном владении и управлении нескольких конфессий. В управлении католиков:

  • Алтарь Гвоздей.
  • Церковь явления воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии.
  • Северная часть 2го яруса Ротонды и галерея.
  • Южный придел Голгофы.
  • Престол Магдалины.
  • Часовня обретения Животворящего Креста.
  • Францинканский монастырь.

Внутреннее убранство

Армянам принадлежат:

  • Храм святой Елены.
  • 8 колонн Ротоны и южная часть ее второго яруса.
  • Престол Жен-мироносиц.
  • Придел Трех Марий.
  • Часовня Вардана.
  • Могила Иосифа Аримафейского.

Западный алтарь Кулуквии принадлежит коптам.

Эфиопы владеют:

  • Церковью Четырех апостольских животных.
  • Монастырем на вершине храма святой Елены.

Сирийцам дано право проводить службы в праздники и выходные в армянском приделе Никодима. Православной церкви Иерусалима принадлежит общее руководство храмом, Кулуквией и Католиконом. Поочередно все конфессии проводят службы у Гроба Господня.

Внешнее оформление

Благолепие храма соответствует его высокому назначению. Главный фасад выполнен в романовском стиле. Первоначально вход украшало мраморное панно с изображением захоронения Спасителя и Входом Господним в Иерусалим. Вход в храм с двумя большими дверьми. Во времена мусульманского правления вторая дверь закрыта кирпичной кладкой.

Левую часть портала украшает колонна из белого мрамора – Колонна Благодатного Огня, расколотая молнией во время первого схождения Благодатного Огня в 1634 году в праздник Великой Субботы. В этот день православные и армянские христиане спорили о праве первыми провести службу. Во время их препирательства грозовая туча разразилась сильнейшей молнией, расколов колонну и породив Священный Огонь.

Голгофа – место казней

Голгофа – холм, где во время жизни Христа казнили преступников, предавая распятию – самой позорной смерти. В переводе Голгофа обозначает «лобное место». В утесе Голгофы, в небольшой пещере, стерегли преступников, приводимых на казнь. Здесь, сидя на камне, ожидал распятия Христос, поэтому место называется Темница Христова.

На площади перед Голгофой собравшийся народ наблюдал за казнью преступника. В лощину возле скалы бросали тела и кресты распинаемых, куда повергли и Крест Господень, засыпав землей и камнями. По указанию святой Елены раскопали и обнаружили пещеру, в которой погребли Иисуса Христа, Животворящий Крест Господень, 4 гвоздя и табличку с надписью: «INRI» (аббревиатура Иисус Назарянин Царь Иудейский).

Голгофа

По преданию, святая Елена обнаружила три креста. Чтобы определить настоящий, кресты поочередно прикладывали к гробу недавно умершей женщины. Когда прикоснулись настоящим, свершилось чудо воскрешения. На месте находки заложили храм Гроба Господня. Кресты разбойников обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.

Кафоликон

Кафоликон – греческий придел, самая большая по площади и красивая часть храма Воскресения Христова, кафедральный собор. Внутренние размеры 22,3 метра в длину и 13,7 в ширину. Над Кафоликоном возвышается большой купол (Ротонда), украшенный разноцветной мозаикой. На куполе – необычайной красоты крест.

Кафоликон

Резной иконостас украшают иконы в золотых окладах. Над центром храма висит огромное паникадило (светильник) с византийской символикой. Недалеко от входа в Кафоликон – Пуп Земли (ваза Омфал).

Кафоликон сверху

Ваза Омфал – каменная чаша в форме цветка из желтого мрамора, украшенная резьбой. В центре чаши – шар, символизирующий Землю и центр христианского мира. Для христиан символический центр Земли навсегда связан с местом вознесения Христа.

Доступ к чаше паломникам запрещен, за ее сохранностью следят монахи из местных обителей. Чаша настолько легкая, что пришлось сковать цепью, чтобы постоянно не сдвигалась.

Кувуклия – «опочивальня Господа»

Кувуклия в переводе с греческого языка обозначает «опочивальня», то есть «опочивальня Господа». Здесь устроена часовня, малая церковь, где находится главная православная Гроб Господень.

Внутреннее убранство часовни торжественно: отделка из желтого и розового мрамора с украшениями по стенам и куполом посредине. По периметру (8 на 6 метров) – неугасимые свечи, лампады и вазы с живыми цветами. На стенах – тексты Пасхальных песнопений. По карнизам – драгоценные старинные иконы. Внутри – два придела: придел Ангела и придел Гроба Господня с каменным ложем.

Придел Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова, хранит фрагмент отваленного от Гроба Христа камня, который возвышается на пьедестале в мраморной вазе.15 лампад в 3 ряда освещают слева изображение Жен-мироносиц, а справа – простирающего к ним руку архангела Гавриила. Надпись по-гречески вверху портала гласит: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес»!

Небесный свет

Вход в придел Гроба Господня – низкий и узкий, высота 112 см и ширина 72 см. Пещера также мала – одновременно перед гробом могут стоять только три человека. Верх Гроба покрывает мраморная доска, служащая во время Литургии жертвенником, на котором готовятся Святые Дары для Евхаристии. Ввиду особого благоговения к святыне молящиеся выходят из пещеры спиной вперед и лицом к гробу.

Здесь, в маленькой пещере, бездыханный и безжизненный, лежал тот, кто дает жизнь всему творению, кто был создателем всего мира. Здесь Христос одержал победу над дьяволом, добро восторжествовало над злом, здесь Христос воскрес.

В великую пятницу совершается Чин погребения Плащаницы. Покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания. Камень Помазания – место, где праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Иисуса, снятое с креста, помазали благовониями и обвили Плащаницей. После литии у Камня плащаницу торжественно переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь Кафоликона.

Источник: ArchitectureGuru.ru

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Храм Гроба Господня, находящийся в израильской столице, является величайшей христианской святыней. Он расположен на месте, где распяли и погребли Иисуса Христа, и где, согласно догматам христианства, произошло Его Воскресение. 

С 4 века сюда совершают паломничества верующие из разных уголков мира. Приложиться к Гробу Господнему – это великая радость для верующего человека. Особенно много паломников здесь в пасхальный период. Ведь каждый год накануне Православной Пасхи в храме происходит чудо – сошествие Благодатного огня. Это событие ежегодно транслируется по телевидению во многих странах. Сам Огонь специальными рейсами привозят в православные страны, где его торжественно встречают церковные и государственные деятели.

Голгофа и Камень Помазания

Помимо Гроба Господня в Храме находятся Голгофа и Камень Помазания. Голгофа – это небольшая скала, на которой распяли Иисуса Христа. Часть этой скалы сохранена в Храме. Камень Помазания – это камень, на который, согласно Священному Преданию, было положено тело Иисуса Христа для помазания священным маслом перед погребением.

Так как эти святыни почитаются множеством христианских конфессий, в храме проводят свои богослужения шесть главных христианских Церквей: Греко-Православная, Католическая, Армянская, Коптская, Сирийская и Эфиопская. За каждой из Церквей в Храме закреплено определённое место и время для совершения богослужений.

История Храма

Место последних дней земной жизни Христа, а также Его Воскресения почиталось ещё первыми христианами. Не помешало этому и полное уничтожение израильской столицы римлянами в 1 столетии нашей эры. Во 2 веке на святом месте воздвигли языческие святилища в честь Венеры и Юпитера. Но через два столетия, во времена императора Константина и его матери царицы Елены, прославленных позднее  как святые в лике равноапостольных, христианство стало официальной религией в Римской Империи.

Императрице Елене во сне было божественное откровение с повелением посетить Святую Землю и возродить попранные святыни. Языческие сооружения были снесены и на этой территории начались раскопки. Благодаря им было обнаружено древнее кладбище. Нашлось место захоронения Иисуса Христа, а также различные орудия  его казни: крест, табличка с креста и гвозди. На месте, где нашли эти предметы, заложили храм, его торжественно освятили в 335 году.

На протяжении следующих столетий храм часто был в центре исторических катаклизмов. Его завоёвывали и отвоёвывали, разрушали и восстанавливали. Например, в 11 веке Иерусалим захватили азиатские завоеватели сельджуки. Многие христианские святыни, в том числе и Храм Гроба Господня, оказались у них в руках. Сельджуки были необычайно жестоки к христианам и разрушали их храмы. Всё это стало причиной начала Крестовых походов. Крестоносцы несколько раз отвоёвывали Иерусалим у мусульман, восстанавливали Храм Гроба Господня и в дальнейшем неоднократно реконструировали его.

Храм также страдал от землетрясений и пожаров, его облик постоянно менялся и лишь в 20 веке святыня стала такой, какой мы видим её сейчас.

Архитектура Храма Гроба Господня

Благодаря своей многовековой истории Храм совмещает несколько архитектурных стилей: раннехристианский, романский и готический. Например, созданный крестоносцами фасад представляет собой образец средневековой романской архитектуры. Последняя масштабная реставрация здания началась в 1959 году. Купол отреставрировали в 90-е годы. Интересно, что последний недостающий колокол, установленный в 2013 году, был изготовлен в России. 

Сердце Храма – Гроб Господень. Он находится внутри специальной часовни, которая называется Кувуклия Храма Гроба Господня. Кувуклия, в свою очередь, расположена в ротонде, которая разделена на 3 яруса. Храм имеет множество приделов, и большое их количество расположено именно вокруг находящейся в ротонде Кувуклии. Примечательно, что мраморная плита, установленная на Гробе Господнем в середине 16 века, не поднималась до 2016 года. 

Одну из многочисленных колонн Храма почитают как отдельную святыню. Её называют Колонной Святого Огня. Такое название возникло благодаря случившемуся в 17 веке чуду: колонна раскололась и из неё явился Благодатный огонь.

Современное состояние

Сегодня Храм Гроба Господня представляет собой масштабный религиозно-архитектурный комплекс со множеством святынь. Территория Храма вмещает несколько других храмов, монастырей, галерей. 

Храм Гроба Господня является паломническим центром для множества христианских течений. Церкви поочередно проводят здесь богослужения. Например, каждую ночь на Гробе Господнем служат литургию священники Православной церкви, потом Армянской. Утром же право служить переходит католикам. В свободное от богослужений время Гроб Господень бесплатно доступен для паломников и туристов. 

Источник: pravoslavium.ru

Строительство и история 

Храм Гроба Господня был построен в IV веке. Расположен он в конце крестного пути Иисуса, по которому сейчас проходит улица Виа Долороза. Пещера, где он был погребен, находилась за пределами Иерусалима. Впервые церковь здесь была возведена в IV веке по указу царицы Елены, матери римского императора Константина I. Позднее к круглому храму-мавзолей, где находится Гроб Господень, пристроили Великую церковь с криптой для места обретения Животворящего креста. Сооружения были богато украшены мозаикой, мрамором и литыми орнаментами.

Храм гробу господнього

Храм Гроба Господня. Фото: @t.kalchevskaya

Храм несколько раз подвергался разрушениям во времена набегов персидских и арабских захватчиков. Константин VIII договорился с халифом о возможности реконструировать храм в обмен на строительство мечети в столице Византийской империи – Константинополе.

Разрушение храма Гроба Господня стало одним из основных поводов для начала крестовых походов. Построенный заново в XII веке в романском стиле, он вобрал в себя все святые места, где Иисус умирал и воскрес. Тогда же была построена новая Великая церковь – кафоликон, а в начале XV века храм украсили два купола. После землетрясения 1545 года его реконструкцией занимались монахи-францисканцы. Пожар 1808 года нанес храму и кувуклии серьезный ущерб, однако в 1860 году его вновь отстроили, и в таком виде он стоит по сей день.

Храм гробу господнього

Вход в храм. Фото: @yilmazludmila

Что входит в храмовый комплекс

Архитектурно-исторический комплекс включает в себя следующие святые места и культовые сооружения:

  • Голгофа с местом Распятия,
  • ротонда с куполом, под которым стоит Кувуклия – мраморная часовня с Гробом Господним,
  • Кафоликон – самая большая часть храма, собор Иерусалимской Церкви,
  • подземный храм Обретения Животворящего Креста,
  • храм святой равноапостольной Елены,
  • а также несколько приделов, монастырей и вспомогательных помещений.

Храм гробу господнього

Храм святой Елены. Фото: @mirumir_br

Приделы храма, а также время для служб и молитв поделены между шестью христианскими церквями:

  • греко-православной,
  • католической,
  • армянской,
  • эфиопской,
  • сирийской,
  • коптской.

Чтобы избежать недопонимания между представителями этих вероисповеданий, ключи от храма и право открывать его двери с 1192 года принадлежит двум арабским семьям и передается от отца к сыну.

Совет: если хотите избежать очередей, лучше приходить пораньше в будние дни. Если же вы придете позже, за определенную плату представители семьи хранителей ключей предлагают провести к святыням без очереди.

Храм гробу господнього

Кувуклия. Фото: @destroooooya

Святыни, хранящиеся в храме

Храм Гроба Господня считается важнейшим местом паломничества для христиан не только из-за своего местонахождения, но и благодаря святыням, находящимся в нем:

  • Гроб Господень,
  • место стояния Креста Христова на Голгофе,
  • Камень помазания, на который положили тело Иисуса после снятия с креста,
  • место Обретения Животворящего Креста, где он был найден в 325 году,
  • частица Животворящего Креста, самая большая в мире,
  • часть колонны, к которой был привязан Иисус во время бичевания,
  • часть камня, отваленного от Гроба Господня, на котором после Воскресения сидел Ангел,
  • мощи святых.

Также здесь расположен символический «Пуп Земли» – каменная ваза, обозначающая центр устремлений всех христиан к месту последних дней жизни, смерти и воскресения Христа.

Ежегодно в канун празднования Пасхи, в Великую субботу, в храме проводится особое богослужение с вынесением Благодатного огня. Чудесное схождение светлого пламени в Кувуклию символизирует Воскресение Христа.

Совет: в храме постоянно проводятся групповые экскурсии на разных языках. Чтобы ничего не пропустить в шуме и суете, стоит найти индивидуального гида.

Храм гробу господнього

Схождение Благодатного огня. Фото: @slovo_pomoshi

Источник: www.Sputnik8.com

Общие сведения

Храм Гроба Господня в Иерусалиме или, как его еще именуют, Воскресения Христова входит в список наиболее значимых святынь не только Иерусалима, но и всего религиозного мира. Он представляет собой огромный комплекс построек, сооруженных на месте казни, захоронения и восхождения Сына Божьего Иисуса Христа. Первые упоминания о храме, расположившемся в Христианском квартале исторической части города, относятся к 4 ст. н. э. Уже тогда он был объектом массового паломничества боговеров, прибывающих в Израиль с самых разных государств.

Ритуал схождения Благодатного Огня

В наши дни культовый храмовый комплекс принадлежит сразу шести православным конфессиям – сирийской, греческой, коптской, римско-католической, армянской и эфиопской. Каждая из них имеет не только свои пределы, но и часы для молитв. Помимо этого в управленческом крыле Храма действует головной офис христианской церкви Иерусалима. Но главное – именно здесь проводится ежегодный ритуал схождения Благодатного (Священного) Огня, телевизионная трансляция которого совершается по всему миру.

Краткая история

Гора, на которой возведен Храм Гроба Господня в Израиле, считается одним из самых давних мест поклонения – к ней начали приходить еще со 2 века. К сожалению, ученым не удалось установить, что именно находилось здесь в те далекие времена. Но согласно самой популярной версии на вершине стоял храм, посвященный богине красоты Афродите.

Подземная Церкви Св. Елены
Церкви Св. Елены

Ситуация изменилась лишь спустя несколько тысячелетий, когда мать императора Константин I Елена приказала возвести на месте языческого алтаря христианскую базилику. В процессе раскопок, проведенных перед началом строительства, именно ей посчастливилось найти уникальные святыни, связанные с Иисусом! Речь шла о Животворящем Кресте Господнем, 4 гвоздях, табличке с надписью INRI и пещере, в которой предположительно был похоронен Сын Божий. Именно эти находки и послужили причиной посвятить церковь Мессии. Освящение нового комплекса прошло в 335 году в присутствии императора, членов его семьи и священников, прибывших в Израиль из других стран.

План Храм Гроба Господня, 1872 год

В начале 11 столетия Храм Воскресения Христова был почти полностью снесен по приказу «безумного египетского халифа» Аль-Хаким-Амруллаха. Потери были настолько большими, что последующая реконструкция сооружения заняла почти полвека. Но это далеко не все испытания, которые выпали на долю главной святыни Иерусалима. Впереди были погромы, природные катаклизмы и серьезные пожары. Последний, случившийся в 1808 году, нанес урон всем постройкам и элементам декора. Это не только повлекло за собой очередные ремонтные работы, но и привело к большим переменам «во внешности».

Схема Храма Гроба Господня

После того, как Иерусалим был завоеван войсками Саладина, комплекс перешел во владение мусульман. Несмотря на то, что Храм был, остается и будет меккой для всех христиан, ключи от него хранятся в древней мусульманской семье. Главной причиной для такого решения стало желание религиозной верхушки избежать появления конфликтных ситуаций между представителями разных конфессий.

Архитектура храма

На фото Храма Гроба Господня в Израиле, представленных в туристических проспектах, четко видно, что он состоит из нескольких архитектурных сооружений. Рассмотрим лишь основные.

Главный вход

Фасад церкви со стороны главного входа считается одним из лучших образчиков романской архитектуры 12 столетия. Изначально соединенные между собой люнеты портала были украшены мраморными панно, изображающими Захоронение Спасителя и Вход Господа в Иерусалим. Позже они были пожертвованы Музею Рокфеллера.

Не меньшего внимания заслуживает и территория, расположенная по правую сторону от двери. Там можно увидеть деревянный люк, который прикрывает гробницу Филиппа д’Обинье, французского рыцаря, защищавшего императора Фридриха II при въезде в город. К слову, возраст самой двери насчитывает не одну тысячу лет – она была заложена еще при Салах-ад-Дине.

Колонна Святого Огня

Следующей достопримечательностью храмового комплекса является коринфская колонна, выполненная из белого мрамора и украшающая левую часть портала. В отличие от других точно таких же пилястров в одну из Великих суббот она просто раскололась. Возможно, причины этого явления можно было бы легко объяснить с точки зрения физики, однако религиозная община склонна верить в божественное происхождение этого дефекта. Дело в том, что в те времена между армянами-антихалкидонитами и православными велись яростные споры по поводу пасхалии. Последние отмечали Пасху на целых 7 дней раньше. В результате османский правитель приказал запереть Храм и не пускать православных на ежегодную службу. Возмущенные таким решением верующие во главе со священнослужителями Афанасием и Парфением пришли молиться к дверям. Внезапно поднялся ветер, собрались темные тучи и раздался мощный грохот. Он и расколол колонну, из середины которой вдруг возник Святой Огонь.

Часовня Скорбящей Богоматери

Часовня Скорбящей Богоматери представляет собой небольшое сооружение, возвышающееся в восточной оконечности двора и служившее прихожей Голгофского придела. Ее часто называют франконской каплицей или капеллой Совлечения риз – это связано с событиями, произошедшими после казни Иисуса Христа. Ученые считают, что именно в этом помещении римские солдаты занимались дележкой вещей умершего Мессии.

Живописные фото Храма Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) указывают на то, что Триумфальная арка или Арка Мономаха, совмещенная с внутренними помещениями только небольшой ступенькой, является одним из самых красивых сооружений комплекса. Ее построили в память о Константине IX, римском правителе, проводившем восстановление церкви в 1048 году.

Триумфальная арка

Главным украшением этого сооружения можно назвать балконы, обустроенные по обе стороны от прохода и повернутые к Кувуклии. До 1917 года в них размещались консулы, президенты и почетные гости из главных православных государств, приезжавших в Израиль на торжественные богослужения. Помимо этого под аркой можно увидеть каменную перемычку с надписью, прославляющей «Матерь Церквей Божих».

Камень помазания в Храме Гроба Господня, лежащий прямо у входа, скрыт за плитой из белого мрамора. К ней желает прикоснуться каждый, кто сюда приходит, ведь именно на этом месте, если верить древним преданиям, лежал распятый Христос. Над священной реликвией горит 8 лампадок, символизирующих сферы влияния религиозных конфессий. Камень мироточит смесью, в состав которой входит 40 не встречающихся в природе компонентов. К ним относятся и благовония, которыми наши предки очищали тела умерших перед погребением.

Камень помазания

В течение нескольких десятков лет ученые пытаются понять природу этого явления. Но ни круглосуточные видеосъемки, ни пристальное наблюдение за камнем, ни всевозможные анализы так ничего и не дали. Однако тысячи паломников, приезжающие в Израиль, ищут здесь не научные доказательства и объяснения, а успокоение и возможность исцелиться.

Внутреннее убранство

Храм Гроба Господня в Иерусалиме, фото которого присутствуют в большинстве туристических проспектов Израиля, состоит из 3 частей.

Храм Воскресения Господня или Кафоликон, расположившийся в центральной части комплекса, отгорожен от других не достающими до потолка стенами. Первоначально он включал в себя несколько святилищ, однако греческая реконструкция кардинально изменила общую структуру сооружения. Помимо боковых стен, которые также появились по ее окончанию, в церкви установили высокий иконостас, два 2 тронных места (для Патриарха Израиля и его эпитропа), а также галерею с тремя балкончиками, с которых священник читает тексты Евангелия.

Храм Воскресения Господня

Под куполом Кафоликона, возвышающимся над его северной частью, находится «мезомфалос». Он представляет собой мраморную полусферу, размещенную на специальной подставке и указывающую на так называемый «пуп Земли». Сам купол украшен мозаикой, изображающей 12 святителей, Деву Марию, Св. Иоанна и двух главных ангелов-хранителей — Гавриила и Михаила. Ниши между окнами декорированы портретами ангелов, сделанными в наши дни. Храм Господнего Воскресения окружают широкие галереи. В одной из них можно увидеть Аркаду Девы – величественные 4-х гранные обелиски и колонны, среди которых виднеются остатки мраморного строения императора Адриана.

Вход на Голгофу

Попасть в эту зону храмового комплекса можно по лестнице из 13 ступеней, расположенной у входа в Кафоликон. Здесь находятся 2 нефа (для православных и католиков) и отверстие в земле, откуда изъяли крест (обозначено кругом серебристого цвета). Опустив руку в углубление, можно коснуться Голгофы, места, где казнили Христа. Рядом с серебряным кругом есть 2 черных – они указывают на кресты преступников, убитых вместе с Пророком. В близстоящей скале есть довольно заметная трещина. Говорят, что она появилась одновременно с последним вздохом мученика.

Храм на Голгофе

Кроме того с Голгофой в Израиле связано еще одно интересное придание. Считается, что на месте будущего распятия был захоронен Адам, прародитель всего человечества, выгнанный из Рая по причине грехопадения. Кровь Христа, просочившаяся сквозь землю, попала на останки первого человека и искупила грехи.

Мраморная Кувуклия, сооруженная над Гробом Господним, включает в себя две части – пещеру, ставшую усыпальницей Иисуса, и Ангельский придел. Именно здесь в Пасхальную Субботу зажигают Священный огонь, который затем разносится по всей планете.

Вход в Кувуклию

Посреди часовни стоит пьедестал с куском священного камня, отломанным ангелом. Во время литургии его используют в качестве престола. Вдоль стены горят лампадки – 15 штук в 3 ряда (по количеству исповеданий). Вход в Кувуклию декорирован мраморным порталом, по одну сторону которого изображен архангел Гавриил, а по другую – жены-мироносицы. Не меньшего внимания заслуживает и мраморный полог, расположенный в верхней части портала. Нанесенная на него надпись указывает на воскрешение Сына Божьего.

Часовня Гроба Господня

Главной же достопримечательностью часовни является Тридневное каменное ложе Христа, установленное в небольшой камере. Когда-то оно находилось в вольном доступе, но в 1812 году было закрыто мраморной плитой, защищающей святыню от вандалов. На полках, прибитых около Тридневного ложа, стоят иконы Воскресения – по одной от каждой православной конфессии.

Как добраться?

Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) находится по адресу 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem. Попасть в него можно несколькими способами.

Пройти на территорию главной израильской святыни можно как с Христианского квартала, так и с ул. Сук Хан аз-Зейт.

Так выглядит автобус в Иерусалиме
  • №99, 13, 41, 19, 30, 20 транспортной компании «Эгед» – ходят до Яффских ворот Старого Иерусалима;
  • №38 – курсирует до Еврейского квартала;
  • №1, 2, 3 и 21 – останавливаются у Дамасских ворот.

Важно! Маршрут лучше уточнить на ресепшене отеля.

Надземное метро Иерусалима, больше напоминающее обычный трамвай, представлено одной веткой – «City Hall» — «Damascus Gate». Первая станция находится около Новых ворот. Вторая – возле Дамасских.

Надземное метро Иерусалима

Этот вариант считается не только самым удобным, но и самым дорогим. Тем, кто хочет сэкономить, советуем выходить около Новых ворот – они ближе всего к Храму.

Время работы

Храм Гроба Господня, Иерусалим

График работы храмового комплекса в Израиле зависит от времени года.

Лето (апрель – сентябрь):

  • Пн.-сб. – с 5.00 до 21.00;
  • Вс. – с 5.00 до 20.00.

Зима (октябрь – март):

  • Пн.-вс. с 4.00 до 19.00.

Важно! Более подробную информацию можно получить на официальном сайте: churchoftheholysepulchre.net/

Полезные советы

Решив посетить святыню, обязательно учтите несколько важных моментов:

Большой наплыв туристов
  1. Наименьший наплыв туристов наблюдается ранним утром (около 8.00) и под вечер (16.00-17.00). В это время можно спокойно осмотреть достопримечательности, сделать снимки на память и прикоснуться к камню миропомазания в Храме Гроба Господня;
  2. Комплекс часто закрывают чуть позже указанного времени, поэтому не спешите покидать его территорию;
  3. Перед поездкой узнайте, не припадают ли на период вашего пребывания в Иерусалиме большие христианские праздники. Из-за огромного количества паломников попасть в церковь будет сложно;
  4. На ежедневных богослужениях могут присутствовать все желающие. Единственное условие – надлежащий внешний вид и соблюдение основных правил;
  5. В храме действует дресс-код, поэтому во время его посещения нельзя надевать короткие юбки, шорты, платья с декольте, обувь на каблуках, а также облегающие и слишком яркие наряды. Женщинам необходимо прикрыть голову платком;
  6. Не забудьте подобрать удобную и максимально закрытую обувь – ходить здесь придется много;
  7. Если вы хотите, чтобы ваших близких упомянули во время молитвы, напишите их имена на листе бумаги и отдайте его одному из монахов. Имен должно быть не более 10, падеж – именительный, текст – на кириллице. Лишних слов быть не должно, ведь записки читают священнослужители, не знающие русского языка.
Молитвы в Храме Гроба Господня

И еще один нюанс. После посещения комплекса многие спрашивают, как использовать свечи из Храма Гроба Господня. Во-первых, нужно отметить, что продают их пучками по 33 штуки в каждом. Иерусалимские свечи принято поджигать от Благодатного Огня и гасить специальным колпаком либо голыми руками (задувать пучок нельзя). Далее связку везут домой, ни в коем случае не разделяя ее на части. Считается, что иерусалимские свечи хранят в себе животворящую силу и являются невероятно мощным оберегом. Мало того, эти же качества получает каждая свеча, зажженная от священной связки.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) – это не только важная историческая достопримечательность, но и главный символ христианской религии. Здесь все настолько пропитано духом того времени, что даже законченные атеисты начинают ощущать небесную благодать. Не верите?! Что ж, у вас есть все шансы испытать это на себе. Удачного вам отдыха и новых удивительных открытий!

Автор: Ольга Мусиенко

Источник: kuku.travel


Categories: Храм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.