Сколько поэтических строк, восторженных отзывов посвящено этому милому маленькому городку на севере России! Неповторимым обликом, богатейшим художественным наследием, неторопливым укладом исконно русской жизни Великий Устюг покоряет сердца многочисленных гостей.

Как прекрасно,
Что есть ты на Русской земле,
Золотинка души ее — Устюг Великий.

В. Суховский

История города начинается в далеком ХII веке. Тогда на земли финно-угорских племен в бассейне реки Юг и в низовьях Сухоны пришли колонисты из Ростово-Суздальской земли. Одну за другой заложили две крепости: Гледен — на высоком мысе у слияния Юга с Сухоной и Устюг — в излучине левого берега Сухоны близ устья Юга (отсюда — Устюг). Город Гледен — главная военная цитадель — постоянно подвергался осадам и нападениям, окончательно уничтожен вятчанами в 1438 году. Устюгу предназначена была другая судьба.

В начале ХIII века он уже значительный город в пограничных северо-восточных владениях ростовских князей.


еволод Большое Гнездо при разделе вотчины в 1207 году передал Устюг в удел сыну Константину. В период монголо-татарского нашествия город не пострадал (золотоордынская конница не дошла до него), но принужден был платить дань. Устюжане вскоре восстали против даннических отношений. Сборщик дани баскак Багуй, спасая свою жизнь, взял в жены устюжанку Марию, принял православную веру и построил на Сокольей горе близ Устюга храм Иоанна Предтечи. В 1380 году воины-устюжане сражались в составе объединенного русского войска с монголо-татарами на Куликовом поле.

В конце ХIV века Устюжский край попал в подчинение московским князьям, и на протяжении всего следующего столетия город стал главной их опорой в завоевании северо-восточных земель. Но и Устюгом желали овладеть все противники Москвы. Не раз разоряли и грабили его новгородцы, приходили с войной галицкие князья Василий Косой и Дмитрий Шемяка, опустошали окрестные селения вятичи и казанские татары. После таких набегов деревянные крепостные стены, разрушенные и сожженные, восстанавливали заново. Последние городские укрепления устюжане ставили в 1613 году.

Уже в ХIII веке около города расположились три монастыря: Троице-Гледенский (самый древний, конца XII века), Михайло-Архангельский, Иоанно-Предтеченский. Монахи-подвижники не только несли христианское просвещение языческому населению края, но и помогали укреплять великокняжескую власть во вновь завоеванных землях.


В том же веке в Устюге был построен кафедральный Успенский собор, а затем и другие церкви. В лихие времена главный храм города неоднократно горел. В 1502 году устюжане возвели шестое по счету деревянное здание Успенского собора.

С середины ХVI века Устюг — крупный центр торговли, ремесла и культуры в Поморье. Учреждая «государев удел», царь Иван Грозный включает его в число опричных городов, а с конца ХVI века Устюг официально именуется Устюгом Великим.

В период Смуты (начало XVII века) хозяйственная жизнь города несколько замирает, а устюжане активно включаются в борьбу против иноземных захватчиков, снарядив и отправив под Москву и Ярославль десять ратей. Когда же зимой 1613 года большой отряд поляков подошел к Великому Устюгу, жители под предводительством воевод М. Нагого и Г. Пушкина отстояли город, не дали врагам разграбить и сжечь его.

Важнейшие торговые дороги из Москвы в Архангельск и Зауралье проходили через Устюг, лежащий на Сухоно-Двинской водной магистрали. Город оказался на оживленном торговом перекрестке, через который русские вели регулярную торговлю с англичанами и голландцами. Транзитом шел через него огромный поток грузов: сибирская «мягкая рухлядь», продукция русского земледелия и животноводства, рыбных и соляных промыслов, западноевропейские ткани, цветные металлы, бумага, стекло, предметы роскоши, восточные товары и многое другое. Устюжский рынок был переполнен всевозможными предметами торга. В городе появился гостиный двор и множество лавок. Знаменитые пушные ярмарки привлекали сюда иноземных купцов. Их комиссионеры, приезжая в Устюг, останавливались в особой немецкой слободе под Ивановой горой.


Так в городе сложился класс профессионального купечества. Наиболее крупные состояния имели купцы гостиной сотни (Босые, Гусельниковы, Усовы-Грудцыны, Ревякины), занимавшиеся посредническими операциями по обмену русских и импортных товаров на сибирскую пушнину. Разбогатевшие горожане начали вкладывать часть капиталов в строительство каменных храмов. Так, «иждивением» Никифора Ревякина построены церковь Вознесения (1648), Михайло-Архангельский собор (1653), храм Иоанна Устюжского (1663), а на средства купца Афанасия Гусельникова возведены Прокопьевский собор (1668) и теплая Алексеевская церковь (1672).

Бурная жизнь города открыла огромные возможности для устюжских ремесленников: во второй половине XVII столетия в Устюге отмечены умельцы 55 специальностей. Они перерабатывали сельскохозяйственное сырье, обрабатывали металл, дерево, глину… Среди них было немало талантливых людей, известных далеко за пределами родного края. Особенно славились устюжские иконописцы, ювелиры, кузнецы. Многих за их мастерство вызывали в Москву — выполнять заказы царского двора.

С ХVII века особое значение в развитии экономики России приобретает Сибирь — огромный, загадочный, богатый, а потому манящий край. Устюжане первыми стали поставлять в Сибирский край хлебные запасы, местные и привозные товары. Ежегодно за Уральские горы отправлялись десятки устюжан, заводили там соляные варницы, пахали землю, сеяли хлеб, промышляли зверя, строили городки, храмы, открывали новые земли и морские пути. Среди землепроходцев-первооткрывателей и знаменитых мореходов — уроженцы Устюга: Тимофей Булдаков, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов…


Тогда же, в ХVII веке, жители Великого Устюга стали свидетелями многих интересных и ярких событий: шествия по улицам города персидских и греческих купцов в живописных и необычных для севера одеждах, пышного приема голландских и шведских послов, щедро одариваемых различной снедью и крепкими напитками. С любопытством и страхом наблюдали устюжане первый фейерверк на зимней Сухоне. Падали ниц перед молодым государем Петром I, посетившим Устюг в 1693 и 1694 годах.

В 1699 году город постигла страшная трагедия. В случившемся осенью пожаре, прозванном в народе «воздвиженским», сгорело семь церквей и 692 дома. Опустошительные пожары неоднократно проходили по Устюгу и в следующем столетии. Немало бед приносили горожанам наводнения, периодически повторяющиеся на протяжении всей истории города.

В течение 106 лет, с 1682 года, Устюг — главный город епархии Великоустюжской и Тотемской. За это время устюжскую кафедру занимали двенадцать епископов и архиепископов. Почти все городские храмы оделись в камень. Они отличались разнообразием архитектурных форм, благолепием и богатством. В 1791 году в городе насчитывалось 37 каменных приходских церквей и одна деревянная. Учреждена духовная семинария. А для Успенского собора был отлит огромный колокол «Варлаам» весом 1054 пуда, и колокольный звон в особо торжественных случаях слышался далеко окрест.


В Петровскую эпоху город стал центром Великоустюжской провинции, состоявшей из семи уездов: Великоустюжского, Никольского, Лальского, Красноборского, Сольвычегодского, Устьсысольского и Яренского. По указам государя лучшие устюжские плотники и каменщики направлялись строить новый город на Неве. Некоторых купцов вынуждали переселяться в Санкт-Петербург или платить налоги в пользу новой столицы. Большую часть товаров, предназначенных для сбыта в Западную Европу, устюжские купцы должны были везти теперь не в Архангельск, а в Санкт-Петербург, преодолевая огромные трудности из-за плохих дорог.

Торговые связи Великого Устюга в ХVIII веке охватывают огромные территории: от Архангельска до Астрахани и от Санкт-Петербурга до Камчатки. Устюжане торговали с Западной Европой и Китаем. Через Архангельский порт «в заморской отпуск» шли пшеница, рожь, говяжье сало, холст, льняное семя, свиная щетина, рогожи и юфть, которые закупались в разных местах. Устюжские купцы Лев и Степан Захаровы, Григорий Наледин и Иван Курочкин имели свои торговые дома в Архангельске. А большинство устюжских купцов ездили в Кяхту: к китайской границе везли европейские ткани, русские сукна, сибирскую и камчатскую пушнину.


С 1740-х годов за пушниной устюжане стали ходить на Алеутские острова и на северо-западное побережье Северной Америки. «Пушная лихорадка» увлекла не только купечество, но и другие слои населения. Среди участников купеческих экспедиций известны имена более сорока устюжан. Из них посадский Василий Шошин трижды побывал на Ближних и Лисьих островах, на Кадьяке и на Аляске. Организаторами пушных промыслов, «паевщиками » компаний были купцы Федор и Иван Шубины, Андрей Пахолков, Иван Пальчиков. Самым удачливым из устюжан оказался Василий Шилов. Он разбогател, стал купцом первой гильдии, построил в городе красивый особняк с пышным убранством. В 1767 году Шилов представил в адмиралтейств-коллегию карту Алеутских островов «своего сочинения». Карта была признана «для первых начал довольно изрядной», а ее составитель получил золотую медаль.

Устюжане — участники многих открытий в Тихом океане и на Аляске. Сподвижник небезызвестного А. А. Баранова мореход Егор Пуртов открыл дельту реки Медной. Василий Малахов основал Николаевский редут, а его сын креол Петр позднее создал самое северное русское поселение на Аляске — Нулато и стал первооткрывателем Аляскинского хребта.

В конце ХVIII века учреждена Российско-Американская компания. В ее владения входили Алеутские, Курильские и другие острова в северной части Тихого океана и земли на Аляске. «Первенствующим директором» крупнейшей акционерной компании более двадцати лет состоял устюжский купец М. М. Булдаков.


Жители Великого Устюга весьма успешно «упражнялись в разных ремеслах и художествах». В 1785 году открыта цеховая управа, объединившая восемь ремесленных цехов: иконописный, серебряный, портной, сапожный, чарошный, кузнечный, красильный и медный. Блестящее мастерство устюжских ремесленников проявилось в самых различных областях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Широкой известностью пользовалась устюжская декоративная керамика. В кирпичных заведениях Аленевых, Замараевых и Шумиловых делали рельефные и расписные изразцы, белые «кафли». Их применяли в убранстве фасадов каменных храмов и для украшения печей, причем не только в родном городе.

В 1780 году высочайше утвержден герб Великого Устюга, в котором художник символически изобразил выгодное географическое положение города, игравшее на протяжении нескольких столетий важную роль в его развитии.

В ХIХ веке Великий Устюг — уездный центр Вологодской губернии. По переписи 1897 года, в нем проживало 11 137 человек. Основными занятиями населения по-прежнему оставались торговля и ремесло. Но к тому времени свое былое торговое значение Устюг потерял, а из художественных промыслов остались лишь чернь по серебру, мороз по жести и резьба по бересте.

После утверждения в 1804 году генерального плана города началось интенсивное строительство жилых и общественных зданий.


началу ХХ века было застроено 45 улиц и переулков. Каменные дома и храмы, поставленные ранее, органично вписались в новую застройку. Городская дума постоянно заботилась об укреплении берега Сухоны, о благоустройстве и озеленении улиц и площадей. Устюжане никогда не чурались разумных и полезных нововведений. В 1874 году в городе появился телеграф, в 1912-м — телефонная станция. Было и электричество. Значительно увеличилось число учебных заведений. Кроме нескольких мужских и женских начальных училищ открылись епархиальное женское училище, мужская и женская гимназии, женская учительская семинария. Все учебные заведения были переполнены, желающих учиться становилось все больше.

В конце ХIХ — начале ХХ века открылись три библиотеки: Пушкинская бесплатная библиотека-читальня, публичная библиотека при земской управе и читальня попечительства о народной трезвости. За их деятельностью осуществлялся строгий полицейский и церковный надзор.

Со второй половины ХIХ века (не без участия купечества) в городе и уезде начинают работать промышленные заведения, продукция которых находит широкий сбыт. Тончайшее полотно из лучших сортов местного льна ткали на Красавинской фабрике наследников Грибанова. Предприятие имело фирменные магазины в Москве, Санкт-Петербурге и на ярмарках в Нижнем Новгороде, Ирбите, Харькове. На маслобойных заводах Чебаевских выпускали льняное масло и олифу, на заводе «Новатор» Львова — клееную фанеру, на заводе «Бавария» Зебальда — отличного качества пиво и лимонад, а на кондитерской фабрике Ноготкова — вкусную карамель. В городе открываются пристань и Михайловские мастерские по ремонту и строительству судов.


В 1910-х годах Великий Устюг по развитию промышленности занимал второе место после губернского центра — Вологды.

В Устюге Великом была чрезвычайно развита благотворительность. Купцы и промышленники открывали на свои средства богадельни и приюты, жертвовали часть капитала в пользу учебных заведений, благотворительных учреждений, помогали нищим и увечным, делали богатые вклады в храмы.

В 1903 году устюжане отметили 600 лет со дня кончины святого Прокопия Праведного, устюжского чудотворца, покровителя города. Звонили все колокола, шли праздничные службы, состоялся большой крестный ход. В 1910 году в Михайло-Архангельском монастыре открыто церковное древлехранилище — первый музей в городе. А через два года Михайло-Архангельский монастырь, один из древнейших на Севере, отметил свое 700-летие. Это были наиболее значимые события в духовной жизни устюжан в начале ХХ века.

ХХ век — противоречивый и достаточно драматичный период в истории Великого Устюга. Без большого сожаления в 1917 году устюжане расстались с прежней властью, неспособной навести порядок в стране и закончить войну. Но и большевиков они приняли не сразу. Только в марте 1918 года в городе установилась советская власть, а на территории края — три месяца спустя, когда была учреждена Северо-Двинская губерния с центром в Великом Устюге.


Судьба города в советский период во многом схожа с судьбой других небольших городов нашей страны. Национализированы все промышленные предприятия, реквизированы дома и имущество большинства купеческих семей. Началось изымание ценных предметов из храмов, уничтожение тех, кто выступал против новой власти. Расстрелян редактор газеты «Волна» социал-революционер Петр Зепалов, ждал своей участи в устюжской тюрьме Питирим Сорокин. А затем — безработица и биржа труда, общество воинствующих безбожников и сбрасывание колоколов, закрытие приходских церквей, костры из икон и книг, разрушение храмов, массовые репрессии… Все это было.

Но были и люди, пытавшиеся противостоять злу, защитить красоту. В ноябре 1918 года в целях спасения ценнейшей коллекции предметов, документов и книг из церковного древлехранилища по инициативе устюжской интеллигенции был открыт Музей северодвинской культуры. Достойна глубокого уважения подвижническая деятельность директора краеведческого музея Николая Георгиевича Бекряшева и его коллег, вставших на защиту наиболее ценных в художественном отношении архитектурных памятников, икон, церковной утвари. Десятки писем в органы государственной власти, многочисленные поездки по всей округе в поисках интересных предметов старины. Сохранить удалось не все, но многое. Н. Г. Бекряшев в 1938 году был арестован и через год погиб в Онежском исправительно-трудовом лагере. В 2000 году устюжане выразили свою запоздалую признательность художнику, присвоив ему посмертно звание Почетного гражданина Великого Устюга.

Приказом министра культуры СССР Великий Устюг включен в список исторических городов союзного значения (1986 год). А через два года местный краеведческий музей получил статус музея-заповедника. В его фондах хранится более 90 тысяч предметов, нередко уникальных. Гордость музея составляют коллекции иконописи, книг, местных художественных промыслов, нумизматики. В залах музея ежегодно открывается более десяти новых выставок, постоянно обновляются экспозиции. Привлекают туристов и памятники архитектуры ХVII-ХVIII веков с сохранившимися иконостасами и монументальной живописью.

Количество туристов, посещающих город, неуклонно растет. Среди них есть и истинные знатоки, ценители отечественной истории и культуры, и те, для кого познавательный процесс только начинается. Соприкасаясь с прошлым, с истоками русской жизни, созерцая пленительные устюжские пейзажи, человек лучше понимает историю и происходящие события.

Сегодня перед городом стоит нелегкая задача — не растерять на новом пути богатое наследие, сохранить местные традиции и присущий устюжанам особый духовный мир. Великий Устюг всегда жил трудом, надеждой и верой.

Подписи к иллюстрациям

Илл. 1. Успенский собор, построенный в 1290 году как деревянная «великая церковь», не единожды восстанавливался после пожаров. И лишь в 1554 году, согласно документам, был заложен в камне. В начале XVIII века собор приобрел современный вид.

Источник: www.nkj.ru

Великий Устюг.

Вели́кий У́стюг (историческое название У́стюг) — город в России, административный центр Великоустюгского района Вологодской области. Один из древнейших городов на Русском Севере, сохранивший богатое культурное наследие. Располагается в 450 км к северо-востоку от Вологды на левом берегу реки Сухоны против слияния её с рекой Юг, на судоходных линиях этих рек и Северной Двины. Великий Устюг — один из древних русских городов.

Первое неоспоримое письменное упоминание: в 1212 году преподобным Киприаном Устюжским основан первый на Русском Севере — Михайло-Архангельский монастырь. Фактически это положило основанию и развитию настоящего города на левой стороне реки Сухоны.

Великий Устюг не является исключением с достопримечательностями. Более того! Не менее 10 было снесено в советский период. И самое интересное: на начало ХХ века в Великом Устюге проживало 11 000 человек.

Вид через реку

Ещё раз: 38 храмов на 11000 человек! Т.е. один на 290 человек. Получается, что вообще все население Великого Устюга от младенцев до стариков во время церковных праздников могло одновременно разместиться во всех храмах! Обалдеть! При этом практически все храмы были построены на пожертвования богатых устюжан и содержались на деньги прихожан.

Центр Великого Устюга вечером неплохо подсвечивается и производит очень хорошее впечатление! Тут церковь светится, тут храм, тут одно здание, тут второе и все очень и очень красиво! И создается отличное впечатление. В общем, отличное место для прогулки вечером.

Вотчина Деда Мороза.

Главные ворота

Великий Устюг так бы и прозябал на периферии, если бы не данный интересный и необычный проект! У меня есть большой отчет про посещение Вотчины Деда Мороза и повторюсь, если вы попадаете в Вотчину первый раз и не на Новогодних каникулах – внутри просыпается ребенок и уйма положительных и прям детских-детских эмоций!

Все было также замечательно! Баба Яга отлично создавала положительный настрой и улыбки, а после гоняла всех метлой, дети радовались и были просто крайне довольны, костры горели и вокруг был этот, непередаваемый текстом, аромат горящих дров, дом Деда Мороза все так же замечателен, Дед Мороз на месте. Горки и эмоции детей, катающихся с горок непередаваемы! И в этот раз я больше внимания уделял различным мелочам и классным штукам!

Туалет как был отличным, теплым, чистым, с полным наличием и туалетной бумаги и бумажных полотенц – так таким и остался. И это отлично характеризует Вотчину Деда Мороза! Тут клиентам рады и их любят!

И посетили кузницу. Понравилось намного меньше, чем столярная мастерская, но надо отдать должное – раскаленный металл и изготовление прям при детях сердечка для детей запоминающееся действие! Ну и очень много интересных предметов из металла. Например, лапти. Оригинально 🙂

Вечернее волшебство

Но очень бы хотелось отметить, что в этот раз была и ложка дегтя! Вернее две.

Первое. Невозможно самостоятельно просто забронировать номер на Новогодние каникулы ( с 30 декабря, номера начинают появляться в свободной продаже числа с 5 января, когда первые Новогодние выезды начинаются). Только в составе тура. Хотя, на самом деле, это и замечательно! Нечего там делать, когда идет огромный поток посетителей. Приезжайте или до Нового года, или после окончания каникул, когда посетителей мало и намного больше внимания к каждому!

Вот на этом спуске 100 рублей с человека! Включая маленьких детей!

Второе. Крайне удивила стоимость спуска с горки. Сначала мы пошли на горку для ватрушек и удивились цене 100 рублей за три спуска. Решили, что на ватрушках накатаемся позже, бесплатно во время путешествия, и пошли на большую горку, тем более нам ее посоветовали на ватрушках. Дети в предвкушении и нас ждал просто очень интересный сюрприз! Спуск с большой горки стоит 100 рублей с человека, даже с за Майю, который 3 года, тоже взяли 100 рублей! Представляете? Очень и очень удивились и расстроились. Ну вот просто взять и одной мелочью так испортить праздник Удивительное рядом… Лучше бы мы к этой горке даже и не ходили бы!

Великая Потёмкинская деревня.

Уставший фасад и яркий пример косоруких оконщиков

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.

Интересная фраза, известная многим. И, черт с ним, с продолжением песни. Но сказано то красиво! Как раз про нашу Родину, где множество сказок стало и становятся былью…

И сейчас я про одну сказку и нашу современную реальность.

Все это время я был в Великом Устюге в темное время суток, а днем был в Вотчине Деда Мороза. И тут я днем попал в город.

Потёмкинские деревни.

Самое интересное, что Потёмкинские деревни, которые мы все знаем с детства: бутафорские деревни, которые перемещались вдоль пути следования Екатерины II во время её поездки в 1787 году в Северное Причерноморье – замечательный и шикарный миф!

Действительно, Потёмкин, встречая Екатерину, сделал много для того, чтобы украсить городки и села, через которые следовала императрица. И эти действия очень даже соответствовали практике встреч высокопоставленных лиц в те времена. Умелые потёмкинские «дизайнеры» и оформители сделали многое, чтобы глаз государыни услаждался приятным. Но эти изыски несли лишь функцию украшения, а не замены реальных дел.

Шикарный миф, кстати. Чувствуете разницу? Украсить для лучшего вида или бутафорские деревни и военные корабли.

И вот, спустя две с лишим сотни лет, мы в стране сказку сделали былью… И Великий Устюг днем представляет печальное зрелище. Настоящие бутафорские, нарисованные фасады и окна на множестве зданий. Разрушающиеся фасады домов.

Ночью этого не замечаешь!

Даже с такой туристической достопримечательностью как храмы не все так просто! В настоящее время из 28 сохранившихся храмов всего 7 действующих православных. Остальные или музеи, или заброшенные в разной степени разрушения. Причем стоят они заколоченные рядом с действующими и все это смотрится очень сюрреалистично.

Изучая информацию про Великий Устюг, наткнулся на книгу Василисы Павловны Шильниковской «Великий Устюг», изданную впервые в 1973 году, и там в послесловии прочитал интересные слова:

Каждого путешественника, посетившего Великий Устюг, охватывав-чувство эстетического подъема и того особого духовного обогащения, которое неизменно вызывается соприкосновением с великими памятниками архитектуры и искусства прошлого. Все эти памятники, начиная от общего, исторически сложившегося ансамбля города и кончая изделиями устюжских народных умельцев, являются ярким олицетворением русского национального гения и символом нашей высокой культуры. Вот почему Великий Устюг, подобно древнему Суздалю, старому Таллину и отдельным районам среднеазиатских городов, достоин стать городом-заповедником, бережно хранящим величайшие сокровища прошлого, которые представляют национальную гордость русского народа.

Грандиозный план развернутого строительства коммунизма в нашей стране предусматривает проведение ряда крупных мероприятий по оживлению и дальнейшему развитию всего Северного края. Самым непосредственным образом эти мероприятия отразятся и на судьбе Великого Устюга, который в перспективе представляется одним из крупных заповедных центров отечественного и зарубежного туризма с современными комплексами пансионатов, кемпингов, экскурсионных баз и с развитой индустрией туризма.

На этой грустной ноте хочу закончить известным мемом современности:

Источник: zen.yandex.ru

Великий Устюг.

Вели́кий У́стюг (историческое название У́стюг) — город в России, административный центр Великоустюгского района Вологодской области. Один из древнейших городов на Русском Севере, сохранивший богатое культурное наследие. Располагается в 450 км к северо-востоку от Вологды на левом берегу реки Сухоны против слияния её с рекой Юг, на судоходных линиях этих рек и Северной Двины. Великий Устюг — один из древних русских городов.

Первое неоспоримое письменное упоминание: в 1212 году преподобным Киприаном Устюжским основан первый на Русском Севере — Михайло-Архангельский монастырь. Фактически это положило основанию и развитию настоящего города на левой стороне реки Сухоны.

Великий Устюг не является исключением с достопримечательностями. Более того! Не менее 10 было снесено в советский период. И самое интересное: на начало ХХ века в Великом Устюге проживало 11 000 человек.

Вид через реку

Ещё раз: 38 храмов на 11000 человек! Т.е. один на 290 человек. Получается, что вообще все население Великого Устюга от младенцев до стариков во время церковных праздников могло одновременно разместиться во всех храмах! Обалдеть! При этом практически все храмы были построены на пожертвования богатых устюжан и содержались на деньги прихожан.

Центр Великого Устюга вечером неплохо подсвечивается и производит очень хорошее впечатление! Тут церковь светится, тут храм, тут одно здание, тут второе и все очень и очень красиво! И создается отличное впечатление. В общем, отличное место для прогулки вечером.

Вотчина Деда Мороза.

Главные ворота

Великий Устюг так бы и прозябал на периферии, если бы не данный интересный и необычный проект! У меня есть большой отчет про посещение Вотчины Деда Мороза и повторюсь, если вы попадаете в Вотчину первый раз и не на Новогодних каникулах – внутри просыпается ребенок и уйма положительных и прям детских-детских эмоций!

Все было также замечательно! Баба Яга отлично создавала положительный настрой и улыбки, а после гоняла всех метлой, дети радовались и были просто крайне довольны, костры горели и вокруг был этот, непередаваемый текстом, аромат горящих дров, дом Деда Мороза все так же замечателен, Дед Мороз на месте. Горки и эмоции детей, катающихся с горок непередаваемы! И в этот раз я больше внимания уделял различным мелочам и классным штукам!

Туалет как был отличным, теплым, чистым, с полным наличием и туалетной бумаги и бумажных полотенц – так таким и остался. И это отлично характеризует Вотчину Деда Мороза! Тут клиентам рады и их любят!

И посетили кузницу. Понравилось намного меньше, чем столярная мастерская, но надо отдать должное – раскаленный металл и изготовление прям при детях сердечка для детей запоминающееся действие! Ну и очень много интересных предметов из металла. Например, лапти. Оригинально 🙂

Вечернее волшебство

Но очень бы хотелось отметить, что в этот раз была и ложка дегтя! Вернее две.

Первое. Невозможно самостоятельно просто забронировать номер на Новогодние каникулы ( с 30 декабря, номера начинают появляться в свободной продаже числа с 5 января, когда первые Новогодние выезды начинаются). Только в составе тура. Хотя, на самом деле, это и замечательно! Нечего там делать, когда идет огромный поток посетителей. Приезжайте или до Нового года, или после окончания каникул, когда посетителей мало и намного больше внимания к каждому!

Вот на этом спуске 100 рублей с человека! Включая маленьких детей!

Второе. Крайне удивила стоимость спуска с горки. Сначала мы пошли на горку для ватрушек и удивились цене 100 рублей за три спуска. Решили, что на ватрушках накатаемся позже, бесплатно во время путешествия, и пошли на большую горку, тем более нам ее посоветовали на ватрушках. Дети в предвкушении и нас ждал просто очень интересный сюрприз! Спуск с большой горки стоит 100 рублей с человека, даже с за Майю, который 3 года, тоже взяли 100 рублей! Представляете? Очень и очень удивились и расстроились. Ну вот просто взять и одной мелочью так испортить праздник Удивительное рядом… Лучше бы мы к этой горке даже и не ходили бы!

Великая Потёмкинская деревня.

Уставший фасад и яркий пример косоруких оконщиков

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.

Интересная фраза, известная многим. И, черт с ним, с продолжением песни. Но сказано то красиво! Как раз про нашу Родину, где множество сказок стало и становятся былью…

И сейчас я про одну сказку и нашу современную реальность.

Все это время я был в Великом Устюге в темное время суток, а днем был в Вотчине Деда Мороза. И тут я днем попал в город.

Потёмкинские деревни.

Самое интересное, что Потёмкинские деревни, которые мы все знаем с детства: бутафорские деревни, которые перемещались вдоль пути следования Екатерины II во время её поездки в 1787 году в Северное Причерноморье – замечательный и шикарный миф!

Действительно, Потёмкин, встречая Екатерину, сделал много для того, чтобы украсить городки и села, через которые следовала императрица. И эти действия очень даже соответствовали практике встреч высокопоставленных лиц в те времена. Умелые потёмкинские «дизайнеры» и оформители сделали многое, чтобы глаз государыни услаждался приятным. Но эти изыски несли лишь функцию украшения, а не замены реальных дел.

Шикарный миф, кстати. Чувствуете разницу? Украсить для лучшего вида или бутафорские деревни и военные корабли.

И вот, спустя две с лишим сотни лет, мы в стране сказку сделали былью… И Великий Устюг днем представляет печальное зрелище. Настоящие бутафорские, нарисованные фасады и окна на множестве зданий. Разрушающиеся фасады домов.

Ночью этого не замечаешь!

Даже с такой туристической достопримечательностью как храмы не все так просто! В настоящее время из 28 сохранившихся храмов всего 7 действующих православных. Остальные или музеи, или заброшенные в разной степени разрушения. Причем стоят они заколоченные рядом с действующими и все это смотрится очень сюрреалистично.

Изучая информацию про Великий Устюг, наткнулся на книгу Василисы Павловны Шильниковской «Великий Устюг», изданную впервые в 1973 году, и там в послесловии прочитал интересные слова:

Каждого путешественника, посетившего Великий Устюг, охватывав-чувство эстетического подъема и того особого духовного обогащения, которое неизменно вызывается соприкосновением с великими памятниками архитектуры и искусства прошлого. Все эти памятники, начиная от общего, исторически сложившегося ансамбля города и кончая изделиями устюжских народных умельцев, являются ярким олицетворением русского национального гения и символом нашей высокой культуры. Вот почему Великий Устюг, подобно древнему Суздалю, старому Таллину и отдельным районам среднеазиатских городов, достоин стать городом-заповедником, бережно хранящим величайшие сокровища прошлого, которые представляют национальную гордость русского народа.

Грандиозный план развернутого строительства коммунизма в нашей стране предусматривает проведение ряда крупных мероприятий по оживлению и дальнейшему развитию всего Северного края. Самым непосредственным образом эти мероприятия отразятся и на судьбе Великого Устюга, который в перспективе представляется одним из крупных заповедных центров отечественного и зарубежного туризма с современными комплексами пансионатов, кемпингов, экскурсионных баз и с развитой индустрией туризма.

На этой грустной ноте хочу закончить известным мемом современности:

Источник: zen.yandex.ru

      Великий Устюг фотоВеликий Устюг – замечательный, старинный СЂСѓСЃСЃРєРёР№ РіРѕСЂРѕРґ. Великий Устюг – малая Родина знаменитых русских путешественников Ерофея Хабарова и Семена Дежнева. Однако не только благодаря таким замечательным людям знаменит этот русский город. В истории Великого Устюга было много героев, достойных людей – святых, путешественников, купцов. Сегодня, Великому Устюгу создается образ Родины Деда Мороза, но об этом мы поговорим попозже. Город стоит на берегах реки Сухона. Население Великого Устюга примерно 37.000 человек.

История Великого Устюга начиналась с города Гледен. Гледен находился в нескольких километрах от места, где сегодня стоит Великий Устюг. Основан город был князьями Ростово-Суздальского княжества. Название городу было дано неспроста. С холма, на котором он находился, взору открывались безграничные дали земли русской. Недолго длилась история города Гледен. На город часто нападали племена чуди, а с юга его подмывала вода. В итоге жители стали переселяться южнее. Так и возник город Усть-юг. Сегодня на месте Гледена, сохранился лишь Троице-Глебовский монастырь, который представляет собой большой интерес для туристов, своими музейными композициями.

   Великий УстюгВпервые в СЂСѓСЃСЃРєРёС… летописях город Великий Устюг упоминается в 1207 году. Он был частью Новгородского княжества. Сам РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ был силен, и владел почти всеми землями русского севера, которые были богаты пушниной, дикими животными, рыбой, солью и ягодами. Позже Великим Устюгом владели князья Ростово-Суздальского княжества. А с конца 14 века городом заведовали московские князья.

Русские все активней и активней осваивали север. Большую роль в освоении новых земель сыграли русские монахи, которые просвещали и крестили язычников. Великий Устюг был родиной Стефана Пермского, он приложил немало усилий для присоединения к русскому государству земель вокруг реки Вычегды. Боевые дружины из Великого Устюга не раз и не два участвовали в Московских экспедициях для присоединения к Руси новых земель.

   Великий Устюг фото  Город Великий  Устюг имеет выгодное географическое положение. По реке Сухоне город был связан торговым путем с такими городами как Ярославль и Вологда. По Двине Великий Устюг имел торговую связь с Архангельском и Поморьем. По рекам Юг и Луза с Казанью, Вяткой и Ветлугой. Имея связи по средствам рек с крупнейшими городами русского государства, Великий Устюг стал крупным торговым центром. В 1553 году появилась возможность торговать с Англией и другими странами Западной Европы через Белое Море.

Стоит отметить, что во время татаро-монгольского ига, отряды неприятеля почти не доходили до города. Смутное время тоже обошло жителей Великого Устюга стороной. Лишь в конце трагичного периода русской истории, к Великому Устюгу подошло войско поляков, которое было разгромлено. Великий Устюг был одним из самых крупных и богатых городов русского государства, конца  17 века, его население составляло 10.000 человек.

     Дом деда мороза в Великом Устюге фото Во время правления Петра I, Российская Империя завоевало выход к Балтийскому морю. Торговля через Белое Море прекратилась. Казалось, вот-вот, и Великому Устюгу придется не просто. Однако через Великий Устюг шел торговый путь из Архангельска в Сибирь, так что город продолжал процветать. Во время правления Екатерины II, императрица ввела государственную монополию на торговлю с Китаем. Тогда-то, роль Великого Устюга в торговле Российской Империей с заграницей резко возросла.

На Восток, в Сибирь и Китай уходил хлеб и предметы, изготовленные местными ремесленниками. В обратном направлении шла пушнина и различные китайские товары: чай, сахар, фарфор, разнообразные ткани. Расцвет торговли длился недолго. Во время русско-турецких войн, российская Империя завоевала право торговли на Черном Море. Теперь больше товаров стали ввозить и вывозить оттуда. Тем не менее, в Устюге люди жили небедно. До наших дней сохранились особняки купцов на улице Красной и улице Шилова, обязательно посмотрите.

Как я уже говорил, в Великом Устюге активно развивалась торговля. Развитие торговли, дало толчок развитию ремесленничества в городе. Местные иконописцы были весьма мастеровиты. Многих иконописцев Великого Устюга приглашали в другие русские города, для росписи православных храмов. Например, Федор Зубов занимался росписью соборов в Москве. Не только иконописью был славен Великий Устюг. Здесь были и знатные мастера по берестяной резьбе, славились и изделия из серебра, сделанные руками местных мастеров.

    Великий УстюгСреди достопримечательностей Великого Устюга следует выделить историко-архитектурный музей. Музей расположен в доме Усова, в его экспозиции собранны изделия из бересты и серебра, старинная одежда, иконы. Есть тут и картины русских художников – Шишкина, Коровина и Айвазовского. Как в любом старинном русском городе, одними из главных достопримечательностей Великого Устюга являются православные храмы и монастыри. Монастыри Великого Устюга: Троице-Гледенский Монастырь, Михайло-Архангельский монастырь. Церкви Великого Устюга: Успенский собор, Собор Прокопия Праведного, Собор Иоанна Устюжского, Дымковские храмы.

С 1998 года, многие русские знают о Великом Устюге, что этот город является родиной Деда Мороза. Сегодня, к сожалению, Великий Устюг в первую очередь ассоциируется только с этим сказочным персонажем. Хотя задумка воплотить сказку в жизнь, действительно заслуживает внимания и уважения. В зимние месяцы в Великом Устюге приток туристов, которые воочию хотят увидеть Деда Мороза. При резиденции Деда Мороза работает почтамт, работники которого отвечают на детские письма, и часто посильно помогают нуждающимся детям.

Гостиницы Великого Устюга: «Великий Устюг» (Улица Красноармейская), «Двина» (улица Красная), «Сухона» ( Красный переулок), «При речном вокзале» ( Улица Набережная), «На вотчине Деда Мороза».

Источник: ote4estvo.ru


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.