20 (8 по ст. ст.) сентября 1862 г. в Великом Новгороде, в кремле, что напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест, был открыт грандиозный памятник «Тысячелетие России». Создали шедевр скульпторы Михаил Микешин и Иван Шредер, архитектор Виктор Гартман. Кому-то монумент по форме напоминает знаменитую шапку киевского князя Владимира Мономаха, а некоторые исследователи в гигантском шаре-державе на колоколообразном постаменте видят колокол, который, вроде бы по замыслу автора, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России».

Остановимся хоть ненадолго у этого шедевра Михаила Осиповича Микешина, известного также знаменитыми монументами императрице Екатерине II (1873) в Санкт-Петербурге и гетману Богдану Зиновию Хмельницкому, установленному в самом сердце старого Киева, на площади перед колокольней Софийского собора в году 900-летия Крещения Руси (1888).


Великий новгород памятник тысячелетие россии

Б. П. Виллевальде. Открытие памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде в 1862 году. 1864 г.

Памятник «Тысячелетие России» поставлен при государе Александре II Александровиче.  Напомним, что произошло это на следующий год после отмены крепостного права, спустя пять лет после окончания известной Крымской кампании, то есть в эпохальное переломное время.

Великий новгород памятник тысячелетие россии

Памятник «Тысячелетие России». Фото 1883 г.

Согласно записанной в летописи легенде, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашён в Новгород в 862 г. Эту дату и принято считать годом рождения России.

Великий новгород памятник тысячелетие россии

Великий новгород памятник тысячелетие россии

Великий Новгород. Памятник «Тысячелетие России» сегодня

Вокруг «державы» установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала – 6 м; высота фигур – 3,3 м; креста на державе – 3 м).


Диаметр гранитного постамента – 9 м; шара-державы – 4 м; окружность горельефа – 26,5 м. Вес металла памятника – 100 тонн, вес всего памятника – 10 тыс. тонн, вес бронзового литья – 65,5 тонны (шар-держава – 400 пудов; колоссальных фигур – 150 пудов; крест на шаре – 28 пудов). Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса. Гранит для основания привезён с Сердобольских каменоломен на Ладоге.

Всего памятник содержит 129 человеческих фигур. Микешин, находясь в критичных по времени обстоятельствах, предложил императору «представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». 

Скульптурные изображения делятся на три уровня. Самая верхняя группа, на державе (символ царской власти), – из двух фигур: ангела с крестом в руке (олицетворение Русской православной церкви) и коленопреклонённой женщины (олицетворение России). «Держава» украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в… лета 1862».


Великий новгород памятник тысячелетие россии

Ангел, благословляющий Россию. Навершие памятника «Тысячелетие России»

Подробное содержание скульптурных композиций этого монумента можно найти .

Мы лишь отметим, что собирание имён для создателей памятника было, на наш взгляд, непростой задачей из-за их обилия в русской истории. Тем не менее Микешин сотоварищи соединили скульптурные портреты значительнейших персон России всех времён: князей (от Рюрика), царей (династии Романовых), воинов и героев, святых, подвижников, государственных людей, простолюдинов (как, например, Ивана Сусанина и сибиряка), а также литераторов, композиторов, учёных.

Великий новгород памятник тысячелетие россии

Лермонтов, Пушкин и Гоголь. Фрагмент горельефа на памятнике «Тысячелетие России»

Чудесно названы эти группы. Например, «Просветители» — от Владимира Крестителя, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги, Нестора Летописца, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Кирилл Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких, Максима Грека, до Дмитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. В этом ряду мы по понятным причинам не найдём, скажем, чудотворца Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского, которые были прославлены позднее, в начале ХХ в., при участии государя Николая II Александровича. Но поражают как смелость, так и прозорливость, с которыми автор в пантеон великих святых подвижников включил своего современника, архиепископа Херсонского Иннокентия, почившего в 1857 г., всенародного любимца, сыгравшего огромную духовную роль в Крымской войне 1853–1856 гг.


То же можно сказать и о других героях-современниках, включённых на памятнике в великий ряд России – адмиралах Лазареве, Корнилове, Нахимове, генералах Дибиче-Забалканском, Паскевиче.

* * *

Памятники, как храмы и как люди, порой переживают непростую судьбу. Следует помнить, что среди грабительски-вандальных деяний немецко-фашистских захватчиков был и демонтаж памятника «Тысячелетие России». Генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу. Зимой 1943–1944 гг. оккупанты начали работы по разборке памятника и прокладывали специальную узкоколейку дорогу от Новгородского кремля до вокзала. Железной дорогой грабители успели увезти бронзовые решётку работы профессора Боссе и бронзовые художественные фонари, окружавшие памятник. Но 20 января 1944 г. город был освобождён советскими войсками.


Великий новгород памятник тысячелетие россии

Разобранный и подготовленный к вывозу в Германию памятник «Тысячелетие России». Новгород, январь 1944 г.

Вместо памятника оставался обобранный пьедестал, на котором сохранялась лишь нижняя половина шара-державы. Верхняя его часть была полуразрушена и исковеркана. Колоссальных фигур на пьедестале не было. Они, как и другие скульптурные изображения, были разбросаны по заснеженной кремлёвской площади. При этом многие фигуры оказались попорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. исчезли.

Ленинградский областной отдел архитектуры сообщал: «Для передвижения и подъёма фигур был построен узкоколейный путь, а для установки фигур на свои места вокруг памятника устроены леса и изготовлены необходимые приспособления. Потребовалось изготовить более 1500 недостающих деталей».

Поэт-фронтовик Павел Шубин, автор текста знаменитой «Волховской застольной» («Редко, друзья, нам встречаться приходится…»), так написал о своих новгородских впечатлениях:

Мимо белокаменной Софии,
Волховские кинув берега,
Я и сам прошёл тогда впервые
Городом, отбитым у врага.


На кремлёвской площади в сугробах —
Витязей поверженных тела…
Их пытал тупой немецкий обух,
Грызла и калечила пила.

Но жива, жива литая бронза.
Хмуро смотрит Пётр за горизонт,
Будто видит накренённый косо
К Гангуту идущий галиот…

Нет, ничем нельзя убить победу!
Снова новгородские полки
На закат по вражескому следу
Двинулись от Волхова-реки.


Восемь реставраторов, превышая меру своих сил, постарались восстановить памятник ещё до окончания войны, 2 ноября 1944 г. Однако первозданный вид памятнику был возвращен лишь к 1995 г.

Великий новгород памятник тысячелетие россии

Памятник «Тысячелетие России»

Воистину жива, жива литая бронза! Значит, было что защищать и что восстанавливать после освобождения нашей земли от захватчиков.

В сущности, Микешин создал симфонию или, если угодно, своего рода эпическую оду, в общих резких чертах рассказав миру о том, что именно произошло за тысячу лет на этой территории. Во имя чего эти достойнейшие мужи и жены, на фигуры которых опирается православный Крест, жили на русской земле, совершая в разные эпохи единое, целокупное, соборное русское восхождение с русским крестом – трагическое, но и высокое.

Великий новгород памятник тысячелетие россии


И. Е. Репин. Портрет художника и скульптора М. О. Микешина. 1888 г.

Говоря о Микешине, нам никак нельзя не вспомнить о землях Российской империи, которые нынешняя Украины объявляет своими. Она долгое время была благодарна выдающемуся скульптору. За высокий творческий дар, обращённый на службу и Малороссии. Таким же служением памятны и выдающиеся мастера, благоукрасившие знаменитый Владимирский собор в Киеве. Работы были завершены всё к тому же 1888 году – году 900-летия Крещения Руси. Это были В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель и иные первоклассные русские художники, осуществившие росписи Владимирского собора, которые радуют нас по сей день. Храм, к сожалению, был в начале 1990-х захвачен раскольниками и стал кафедральным у так называемого Киевского патриархата.

Микешин, воплотив образ Б. Хмельницкого, создал подлинный шедевр, ведь с какой политической точки зрения ни смотри на этот памятник (возведённый, кстати, на добровольные пожертвования), он остаётся прекрасным творением рук человеческих, творческого гения. И с какой точки поверхности ни смотри – со всех сторон увидишь лишь красоту и гармонию.

Неслучайность выбора места установки памятника гетману-объединителю, торжественно открытого 11 июля 1888 г. на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900-летия Крещения Руси, очевидна.


енно на этой площади в декабре 1648 г. киевляне встречали казацкие полки во главе с Богданом Хмельницким, вступившие в город после победы над польской шляхтой под Пилявцами, именно здесь в январе 1654 г. население Киева приветствовало российских послов во главе с боярином Бутурлиным после Переяславской рады. К слову, и в ноябре 1943 г. на площади Б. Хмельницкого собрались жители Киева, освобождённого от немецко-фашистских оккупантов, приветствуя воинов-победителей.

Как правило, Микешин использовал в такого рода эпических монументах один стилистический приём – собирания опорных образов, на которых основывал стояние главного, вершинного. И Киеву поначалу предложил многофигурную композицию. Если мы посмотрим на вышеупомянутые его шедевры в Питере и Новгороде, то увидим в обоих случаях микешинский «конёк» — многофигурность, где главный объект как бы подпирают вспомогательные. В обоих случаях это сделано великолепно, гармонично, интересно, содержательно. Никаких нет сомнений в том, что и первый микешинский проект киевского памятника, будучи воплощённым в жизнь, стал бы в ряд многофигурных шедевров. Другое дело, что многофигурный проект был отвергнут как по экономическим, так и по идеологическим причинам, по соображениям, как сказали бы сейчас, «толерантности». Генерал-губернатор Киева Александр Дондуков-Корсаков отверг изначальную идею скульптора, потому сегодня мы видим гетмана Украины на Софийской площади в одиночестве, без окружающих фигур.


посудите сами о точности, исторической адекватности и прозорливости мастера: по его проекту конь Хмельницкого сталкивал польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Скульптуры пьедестала должны были изображать битву под Збаражем, Переяславскую раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев.

Великий новгород памятник тысячелетие россии

Памятник Б. Хмельницкому в Киеве. Фото автора

Киевская байка говорит о том, что Богданова булава памятника указывает на Москву (и в этом случае комментарии таковы, что Москва выбрана как политический ориентир), однако некоторые умельцы определять географические направления уверяют, что на Москву бронзовый Богдан Зиновий не указывал никогда. А о московской ориентации памятника напоминали разве что плиты с надписями на постаменте: «Хотим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». Жаль, что в 1919 и 1924 гг. эти надписи известно какими деятелями были заменены на «Богдан Хмельницкий. 1888», сохранившуюся по сей день.

Хорошо бы восстановить историческую справедливость — прежние, правильные, надписи вернуть!

Великий новгород памятник тысячелетие россии

Великий новгород памятник тысячелетие россии

Минин и Пожарский. В центре — Михаил Романов, первый царь в династии. Фрагмент памятника «Тысячелетие России»

Приведём в заключение замечательные слова музыканта А. Шахматова, высказанные на страницах одной из социальных сетей Интернета: «…Ни один народ мира, как наш, русский, за такой период не пережил столько потрясений и не создал неповторимой духовности, культурности и научности, что повлияло на развитие всего человечества. Желаю родному народу воспрянуть духом после духовно-национального спотыкания в XX веке, и как в Великом Новгороде во время основания державы и 400-летней давности, когда великие сыны Святой Руси, гражданин Минин и князь Пожарский доблестно сплотили народ и дали отпор иностранным захватчикам. Слава Великой России!»

На заглавном фото: Памятник «Тысячелетие России», фрагмент

Источник: odnarodyna.org

Великий князь Иван III, прославивший нашу землю в Великом Стоянии на реке Угре (1480).

Основание самодержавного царства Русского (1491 год): Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого воина Золотой Орды знак власти — бунчук. Рядом лежат побеждённый в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом (обращены на восток).

В Калужской области два памятника Ивану III. Один из них на площади Старый торг, напротив администрации Губернатора области.

12 ноября 2017 года в Калуге торжественно открыли памятник Ивану III. Это первый в истории России памятник царю Ивану Великому. На открытии присутствовал министр культуры РФ Владимир Мединский. На монументе надпись: "Государь, объединивший русские земли вокруг Москвы, покончил с ордынским игом, издал свод судебных законов", построил Московский кремль, учредил герб России — двуглавого орла".

Просветитель вятичей преподобный Кукша

Кукша со своим учеником Никоном проповедовал вятичам, жившим на Оке на территории нынешних Орловской и Калужской областей.

Кукша Печерский

Есть памятник Кукше в Калуге.

Памятник священномученику, иеромонаху Киевско-Печерского монастыря Кукше Печерскому установлен рядом с Троицким собором на территории Городского парка культуры и отдыха и был освящен 9 августа 2014 года Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом после праздничного богослужения в Троицком соборе по случаю Дня памяти Кукши. Церковь в этот день отмечает 900 лет со дня его мученической кончины.

Князь Дмитрий Пожарский дважды спасал Калугу и Боровск от нашествия поляков.

Но в Калуге нет ни улицы, ни памятника и даже памятной доски в честь Князя Дмитрия Пожарского.

Избрание на царство (1613 год): Михаил Фёдорович — родоначальник династии Романовых, князь Пожарский в одежде древнерусского воина с непокрытой головой, защищающий его обнажённой саблей, и коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр.

4 ноября я опубликую статью о Пожарском и его заслугах перед Калугой.

Михаил Иванович Воротынский, полководец, которого после отражения нашествия войск крымского хана Девлет Гирея на Москву (1572) назвали спасителем Отечества.

Князь Михаил Иванович Воротынский (род. по разным подсчётам около 1510; ум. 12 июня 1573) — русский воевода и боярин из рода верховских князей Воротынских. Составитель первого русского устава сторожевой и пограничной службы, выдающийся полководец, герой взятия Казани и битвы при Молодях.

С 2014 года инициативная группа депутатов и жителей поселка Воротынска Калужской области при поддержке администрации занимается вопросом увековечивания памяти М.И. Воротынского в памятнике. Но вопрос пока не решается. Есть уже макет памятника, но нет денег. В этом году отмечается 510-летие со дня рождения полководца и государственного деятеля Михаила Воротынского. В новом парке, который находится в центре поселка, на месте, где планируется установка памятника заложен памятный камень и освещено место установки будущего памятника.

Великий русский флотоводец Дмитрий Николаевич Сенявин (1763-1831), уроженец Боровского уезда Калужской губернии.

Адмирал, после 1825 года командовавший Балтийским флотом. В 1807 году, возглавляя Вторую Архипелагскую экспедицию русского флота, одержал над турками победы в Афонском сражении и при Дарданеллах. Кстати, слева М.И. Кутузов.

Памятник Дмитрию Николаевичу установлен в Боровске.

8 октября 2013 года в Боровске открыли памятник легендарному русскому адмиралу Дмитрию Сенявину. Событие приурочили к 250-летию со дня рождения великого флотоводца.

А кто еще не упомянут, родом из Калужского края? И где еще установлены памятники знаменитым людям, о которых я написал. Пишите в комментариях.

Источник: zen.yandex.ru

«БЛАГОВЕСТИТЬ ПОТОМКАМ»

В 1857 году комитет министров поставил на обсуждение вопрос о сооружении памятника «первому русскому государю Рюрику». Памятник в Новгороде должен был ознаменовать якобы исполнявшуюся в 1862 году тысячелетнюю дату существования Русского государства. Был объявлен конкурс. Оценку проектов было поручено произвести совету Академии художеств, состоявшему из маститых профессоров. К назначенному условиями конкурса сроку — к 1 ноября 1859 года — в жюри поступили 53 проекта от самых разных лиц. Лучшим был признан проект М.О. Микешина (молодой художник незадолго до этого окончил академию с Большой золотой медалью). Ему присудили первую премию — 4000 рублей. Архитекторы И.И. Горностаев и П.Е. Антипов получили второе и третье места и разделили пополам вторую премию. 

После рассмотрения в совете академии проект Микешина был подан для утверждения царю. Идеологическая основа памятника — утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха» — эмблему самодержавной власти Российской империи.  Памятник представляет собой покрытый горельефными фигурами большой круглый пьедестал, на котором установлен огромный шар, изображающий «державу» с возвышающимся наверху крестом. У креста стоит коленопреклоненная женская фигура в русском национальном костюме, олицетворяющая Россию. Вокруг шара-державы на постаменте расположены крупные фигуры видных деятелей, которые по замыслу автора должны были отразить основные периоды истории Российского государства.  

Когда проект был утвержден Александром II, возник вопрос об исполнителях скульптурных групп и рельефов памятника, так как Микешин не был скульптором и никогда ничего не лепил. Совет академии считал целесообразным привлечь к сотрудничеству нескольких скульпторов, которые должны были выполнить отдельные группы и рельефы пьедестала. Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало М.О. Микешину и И.Н. Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины. Модель была выполнена Шредером. Шредер работал, не зная отдыха, забывая о сне, и выполнил ответственное поручение с честью. Он успел вылепить всю модель в назначенный срок, в течение четырех месяцев, и получил полное одобрение за высокое качество ее исполнения. 

В июле 1860 года Главное управление путей сообщения и публичных зданий заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем за отливку ее в гипcе в двух экземплярах с последующей доставкой на бронзовую фабрику было назначено вознаграждение в 4000 рублей. Скульптурные группы Михаила Романова, князя Владимира и Дмитрия Донского заказали известному скульптору академику Р.К. Залеману, фигуру Рюрика — академику П.С. Михайлову, Микешин и Шредер взяли на себя исполнение групп Петра I, Ивана III и верхний, венчающий монумент. 

К 1 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решетка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской, и на их осмотр пригласили царя. Он одобрил готовые части памятника. Вскоре их переправили по Неве и Волхову в Новгород. 
В течение 1860 года производилась заготовка необходимых материалов и доставка их в Новгород. Потом началась закладка фундамента памятника. Открытие памятника было назначено на 8 сентября (20 сентября по новому стилю) 1862 года. К нему готовились как к большому торжеству. В город прибыли войска, представители знати и других сословий, а 7 сентября на пароходе по Волхову прибыл в Новгород Александр II с семьей и приближенными. Открытие монумента, который по замыслу автора должен был  «благовестить потомкам о героическом прошлом России», закончилось военным парадом. Вечером в городе происходили «народные гуляния». Монумент получился внушителен по размерам: высота его — 15,7 метра, диаметр гранитного постамента — 9 метров, высота скульптурных групп — 3,7 метра, высота фриза на пьедестале — около 1,5 метра, длина — около 27 метров, вес бронзового литья 65,5 тонны. На памятнике размещены 129 фигур.

Памятник «Тысячелетие России». История создания

 

МИКЕШИН

Три монумента, созданные по проектам М.О. Микешина, известны практически любому образованному человеку. На Невском проспекте в Санкт-Петербурге находится величественный памятник Екатерине II, который на удивление пощадили комиссары от агитпропа в период реализации ленинского плана революционной пропаганды в изобразительном искусстве. Несмотря на виток «самостийности» на Украине, памятник Богдану Хмельницкому на Софийской площади Киева по-прежнему символизирует непреложный исторический факт воссоединения Украины с Россией в далеком 1654 году. Безусловным лидером популярности среди микешинских скульптурных произведений можно считать памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.

Михаил Осипович Микешин родился 9 (21 н. ст.) февраля 1835 года в селе Максимкове Рославльского уезда Смоленской губернии. Его родители принимали активное участие в Отечественной войне 1812 года. Отец — мелкопоместный помещик, исполнявший должность соляного пристава, Осип (Иосиф) Егорович Микешин — был партизаном в отряде Фигнера, награжден именными часами. Мать Анна Дмитриевна, урожденная Бартошевич (знатный польский род), в детстве рассказывала сыну об эпизодах военных действий на территории уезда, свидетелем которых ей довелось стать. На основе ярких детских воспоминаний впоследствии Михаилом Микешиным был создан рисунок «Дети ведут пленного француза».

В середине XIX века в возрасте 16 лет начал работать чертежником на строительстве участка Московско-Варшавского шоссе, проходившего через Рославль. Здесь он познакомился с правительственным контрагентом, смоленским помещиком А.А. Вонлярлярским, покровителем людей искусства, писателем, владельцем усадьбы Вонлярово под Смоленском. Пораженный художественным талантом юноши, известный меценат отправил его на свои средства обучаться живописи в Санкт-Петербург, в Академию художеств.

Профессиональный дебют его оказался весьма удачным. После первого года обучения его студенческая работа «Лейб­гусары у водопоя», представленная на ежегодной академической выставке, понравилась императору Николаю I, была удостоена малой серебряной медали и куплена в царскую коллекцию. В последующие годы он уверенно получал за свои работы все академические награды по нарастающей. С отличием окончил Академию художеств в 1858 году, получив большую золотую медаль за историческое батальное полотно «Въезд графа Тилли в Магдебург».

Поскольку еще в студенческие годы творчество М.О. Микешина привлекло внимание императорского двора, ему стали поступать хорошо оплачиваемые заказы, в том числе от членов царствующей семьи, и его пригласили для преподавания основ рисования великим княжнам Марии и Евгении Максимилиановнам…

Первый же памятник по проекту М.О. Микешина принес его автору всероссийскую известность. Новоиспеченный скульптор получил в награду орден Владимира и право на пожизненную пенсию, что явилось зримым свидетельством безоговорочного официального признания заслуг М.О. Микешина перед Отечеством. В 1869 году, к своему 35-летию, получил звание академика.

Справедливости ради отметим, что, несмотря на, казалось бы, всеобщее признание, критика демократического толка, будучи против самой идеи установки подобного памятника, вовсе не одобрила его. В частности, известный критик того времени В.В. Стасов охарактеризовал его как монумент русскому самодержавию, не увидев в нем никаких художественных достоинств.

Прошли годы, полтора столетия минуло с момента открытия памятника, чья судьба не была за этот долгий период простой. Все более он воспринимается потомками в первую очередь как выдающийся монументальный символ великой исторической миссии России.

Сидорова Т. Скульптор державы российской. Край Смоленский. 2012 г. №6

 

ЖИВАЯ ИСТОРИЯ РУСИ

Памятник «Тысячелетие России» напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу — эмблему царской власти. Огромный шар по периметру украшает надпись, сделанная славянской вязью «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в… лета 1862». На державе помещена скульптурная группа: ангел с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненная женщина (олицетворение России). Вокруг шара расположено шесть скульптурных групп (17 фигур), каждая из которых ориентирована в определенном направлении и символизирует один из важнейших периодов истории государства Российского:

1. Основание российского государства. С южной стороны, в направлении Киева стоит Рюрик в остроконечном шлеме, со щитом в руке, в звериной шкуре, наброшенной на плечи. На щите надпись: «Лета 6370». (До Петровского времени летосчисление в России велось от «сотворения мира», по современному календарю это 862 год — дата призвания Рюрика в Новгород).

2. Крещение Руси. Князь Владимир (обращен на юг) стоит в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом. Перед ним расположен славянин, низвергающий статую языческого божества Перуна. Сзади — женщина, протягивающая князю ребенка.

3. Начало освобождения от татаро-монгольского ига. На юго-восточную сторону, в направлении Москвы обращена группа Дмитрия Донского. Князь представлен в образе полководца-витязя, победителя Куликовой битвы. Дмитрий ногой попирает поверженного татарского мурзу, в правой руке держит шестопер.

4. Основание самодержавия. Группа Ивана III, знаменует становление Русского централизованного государства. Иван III (обращен на восток) стоит в царских ризах и шапке Мономаха, со скипетром и державой в руках. Татарин на коленях протягивает царю бунчук — символ окончательной победы над Золотой Ордой в 1480 году. Рядом лежат поверженные в битве литовец и ливонский (немецкий) рыцарь с обломанным мечом.
На заднем плане помещена фигура сибиряка — символ начавшегося освоения Сибири.

5. Начало династии Романовых. Молодой царь Михаил Романов изображен в глубине композиции. На первый план выступает мощная фигура Пожарского, с обнаженным мечом в руке. Козьма Минин, стоя на колене, подносит Михаилу скипетр и шапку Мономаха.

6. Образование Российской империи (1721). На север, в сторону будущего Санкт-Петербурга обращена фигура Петра I, увенчанного лавровым венком, со скипетром в правой руке. Над Петром, с левой стороны, возвышается фигура Гения в образе ангела — символ побед и великого значения осуществленных реформ. У ног Петра поверженный швед, защищающий свое разорванное знамя.

В нижней части монумента расположен горельеф, на котором помещены фигуры 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Персоны разделены на четыре отдела и расположены в хронологическом порядке:

1. Отдел «Просветители» (31 фигура) начинается с юго-западной стороны под фигурой великого князя Владимира Святого, открывается фигурами славянских просветителей IX в. Кирилла и Мефодия. Представлены: княгиня Ольга, Нестор Летописец, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Стефан Пермский, Иона Московский, Максим Грек, митрополит Макарий, Патриарх Никон, Петр Могила, Феофан Прокопович и др.

2. Отдел «Государственные люди»  (26 фигур) помещен на восточной стороне памятника и начинается фигурой Ярослава Мудрого. Также представлены: Владимир Мономах, Иван III, Сильвестр, царица Анастасия Романовна, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, Яков Долгоруков, Екатерина II, Потемкин, Сперанский, Виктор Павлович Кочубей, Александр I, Николай I и др.

3. Отдел «Военные люди» (36 фигур) расположен с северо-восточной стороны памятника. Изображены: Святослав Игоревич, Александр Невский, Мстислав Удалой, Даниил Галицкий, Михаил Тверской, Дмитрий Донской, Ермак Тимофеевич, Козьма Минин и князь Пожарский, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий, Марфа Посадница (с разбитым вечевым колоколом), Михаил Михайлович Голицын, Суворов, Барклай-де-Толли, Кутузов, Багратион, адмирал Нахимов и др.

4. Отдел «Писатели художники»  (16 фигур). Представлены: Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актер Федор Волков, писатели Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь, композиторы Глинка и Бортнянский, художник Брюллов.

Программа «Энциклопедический фонд России»

 

ВОССЛАВИВШИЙ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ РОССИИ

Памятники, как храмы и как люди, порой переживают непростую судьбу.   Нацистский генерал фон Герцог, командир 291-й пехотной дивизии из состава 18-й немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник и вывезти в Германию. Зимой 1943–1944 гг. оккупанты начали работы по разборке памятника и даже проложили специальную узкоколейку от новгородского кремля до вокзала. Но прежде чем 20 января 1944 г. город был освобожден советскими войсками, грабители успели увезти лишь бронзовую решетку работы профессора Боссе и художественные фонари, окружавшие памятник. Войдя в город 20 января 1944 года, советские солдаты увидели печальную картину: монумент представлял собой абсолютно голый пьедестал, на котором сохранилась только нижняя половина шара-державы. Окружавшие его ранее колоссальные фигуры были разбросаны по площади и присыпаны снегом, словно мертвые воины на поле боя. Многие части памятника были искорежены: трехметровый крест, венчавший державу, срублен у основания и согнут в дугу; бронзовые крепления перерублены или вырваны из своих мест; шпаги, мечи, посохи, щиты и другие мелкие детали бесследно исчезли. Уже ко 2 ноября 1944 года в числе первых объектов Великого Новгорода памятник был полностью восстановлен. Вскоре состоялось второе торжественное открытие «Тысячелетия». Однако первозданный вид памятнику был возвращен лишь к 1995 г.

Мимо белокаменной Софии,
Волховские кинув берега,
Я и сам прошел тогда впервые
Городом, отбитым у врага.

На кремлевской площади в сугробах —
Витязей поверженных тела…
Их пытал тупой немецкий обух,
Грызла и калечила пила.

Но жива, жива литая бронза.
Хмуро смотрит Петр за горизонт,
Будто видит накрененный косо
К Гангуту идущий галиот…

Нет, ничем нельзя убить победу!
Снова новгородские полки
На закат по вражескому следу
Двинулись от Волхова-реки.

Павел Шубин, поэт-фронтовик

Источник: histrf.ru

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России".

Посреди кремлевской площади, в 1862 году воздвигнут величественный памятник Тысячелетия России, по проекту академика М. Микешина. Общий вид его напоминает форму Мономаховой шапки или колокола. Верх памятника представляет державу Российскую или шар, с водруженным на нем крестом. Как шар, так и все скульптурные фигуры отлиты из бронзы и покоятся на цилиндрическом гранитном пьедестале. Памятник обнесен бронзовою решеткою с шестью фонарями на бронзовых канделябрах. Высота монумента 7 ¹/₂ саж., ширина пьедестала 4 ²/₃ саж.; вес металла в нем до 6000 пудов, вес всего памятника до 6000000 пудов и стоимость при постройке до 500000 руб.

В. П. Ласковский. Путеводитель по городу «Софийская сторона». Пособие при обозрении города и его ближайших окрестностей, его святынь и древностей. Адаптированное и иллюстрированное издание на основе книги Новгородского общества любителей древности 1910 года.

* * *

 

2014 год.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России".

Установлен в Новгороде по указу императора Александра II в ознаменование празднования тысячелетней истории государства Российского в 1862 году, которая ведет отсчет, согласно летописным сведениям, от призвания варяжского князя Рюрика в Новгород.

Памятник отображает историю России с IX по XIX век в лицах. Здесь представлены государственные деятели, военные люди и герои, просветители, писатели и художники, всего – 129 фигур. Высота монумента – 15,7 метров; диаметр гранитного постамента – 9 метров; высота колоссальных фигур 3,3 метра; вес бронзового литья – 65,5 тонн.

Авторы проекта: скульпторы М. О. Микешин (1835-1896), И. Н. Шредер (1835-1908); архитектор В. А. Гартман (1834-1873).

Памятник был торжественно открыт 8 сентября 1862 года при участии императора Александра II с семьей, приближенных, представителей разных сословий со всех губерний России.

В годы оккупации Новгорода (1941-1944) памятник был разобран немецко-фашистскими захватчиками. Были вывезены окружавшие монумент фонари и бронзовая решетка – прекрасный образец художественного литья, а сброшенные с высоты бронзовые скульптуры остались лежать на земле.

После освобождения Новгорода первым был восстановлен памятник Тысячелетию России, который торжественно открыли 2 ноября 1944 года.

Во второй половине 1970-х годов ленинградские реставраторы восстановили вокруг памятника фонари и решетку.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России".

В центре кремлевской площади стоит величественный бронзовый монумент, увенчанный шаром с крестом. Это одна из известнейших достопримечательностей Новгорода – памятник «Тысячелетие России». Торжественное открытие состоялось 8 сентября в 1862 году, на другой год после отмены крепостного права. Год установки памятника выбран не случайно. Согласно записанной в летописи легенде, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашен в Новгород в 862 году. Эту дату принято считать годом рождения России, а через 1000 лет состоялось торжественное празднование первого тысячелетия государства Российского.

В Петербурге был объявлен конкурс на лучший памятник, который прославил бы самодержавие, православие и народ. Победил проект молодого 25-летнего художника Михаила Осиповича Микешина. Это была его первая работа, за ней последовали памятник Екатерине II в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве.

Высота памятника – 15, 7 метра, вес бронзового литья 65,5 тонны, на нем 129 бронзовых фигур, 109 – внизу на горельефе. Он делится на четыре раздела, где представлены те, кто прославил тысячелетнюю историю России: князья, цари, военные люди и герои, писатели и художники, священство.

Общий вид монумента напоминает по форме колокол, возвещающий о славных событиях и делах первого тысячелетия Русского государства, а также «шапку Мономаха», знаменующую величие России. Верхняя часть монумента – мощный шар с крестом. Это держава – символ царской власти. Рядом с крестом ангел – символ православия – и коленопреклоненная перед ним женщина – Россия. Держава украшена затейливым орнаментом и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование императора Александра II, лета 1862». Вокруг шара-державы – шесть скульптурных групп, символизирующих шесть этапов русской истории: от призвания варягов до создания империи. Первый русский государь Рюрик изображен в воинском облачении со щитом в руке, на щите выбита надпись кириллицей: «Лета 6370» — это дата призвания варягов соответствует 862 году от Рождества Христова.

 

Одна из красивейших композиций памятника «Крещение Руси» — святой равноапостольный князь Владимир, справа от князя – молодая женщина, несущая для крещения своего младенца, слева – крестьянин бросает языческого идола. Начало освобождения Руси от татарского ига олицетворяет группа князя Дмирия Донского, попирающего воина Золотой Орды. Самая многочисленная группа, состоящая из пяти фигур, — «основание самодержавного царства Русского 1491 года». В центре композиции дед Ивана Грозного Иван III и покоренные в его царствие народы: монгол несет свое знамя, литовский и ливонский рыцари, обороняющиеся сломанным оружием. В группе «Венчание на царство» — юный Михаил Романов с державою в руке молит Бога даровать ему мудрость и силу. Пред ним коленопреклоненный нижегородский гражданин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, обороняющий юного государя от врагов. Идея была понятна: это они – создатели легендарного народного ополчения, спасшего Русь от интервенции.

На центральную Софийскую площадь смотрит мощная фигура Петра I, основателя Российской империи, за Петром – ангел-гений, указующий путь на север, на место основания новой столицы. У ног Петра поверженный под Полтавой швед, он пытается защитить свое порванное знамя. В нижней части горельефа изображены 109 исторических деятелей. Они «разбиты» на четыре отдела: военные люди и герои, писатели и художники, просветители, государственные люди.

Над скульптурами трудились недавние выпускники и студенты Академии художеств: Иван Шредер, Матвей Чижов, Александр Любимов, Николай Лаверецкий. Напряженная работа продолжалась два года в шести литейных мастерских Петербурга, затем фигуры на баржах по Волхову везли в Новгород. Постамент памятника выполнен из сердобольского гранита с берегов Ладожского озера.

В годы Великой Отечественной войны немцы строили планы увоза памятника в Германию. От Кремля до вокзала была проложена узкоколейка, начался демонтаж монумента. Крепежные болты перерубали зубилами, а фигуры сбрасывали с высоты. Но увезти памятник все же не удалось. 20 января 1944 года началась Новгородско-Лужская операция, фронт был прорван, и немцы спешно покинули Новгород.

Памятник решили восстанавливать. Не было металла и техники, используя рельсы, немецкую вагонетку и мужицкую смекалку, восемь рабочих, голодных и холодных, во главе с реставратором Н. А. Чернышовым подняли монумент, как символ: жива Русь, топтанная и поруганная, но не покоренная. Это было 2 ноября 1944 года.

 

«Великий Новгород и окрестности». 2011 год.

* * *

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России".

Верхняя группа на памятнике состоит из двух бронзовых фигур, России и ангела, держащего крест. Россия изображена в виде коленопреклоненной царственной жены в национальном русском костюме со щитом; ангел благословляет Россию и указывает на славную ее Будущность, под сенью православия. На державе славянская надпись: «Совершившемуся тысячелетию Российского государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России".

I группа (с южной стороны памятника): Первый русский князь Рюрик, в вооружении варяжского воина, с звериною шкурою на плечах, с мечом и щитом, на коем написано «лета#sto» (862). Влево от него помещен идол Перуна. Группа эта изображает начало Руси.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России".

II группа (влево от первой) – женщина с ребенком на руках, обращенная к равноапостольному князю Владимиру, и один из принявших христианство русских с переломленным через колено идолом. Князь Владимир в полном княжеском одеянии с крестом в руке олицетворяет крещение Руси.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России".

III группа (вправо от Рюрика) – князь Дмитрий Иоаннович Донской, герой Куликовской битвы. Изображен он в кольчуге и шлеме, наступившим на поверженного татарина. В правой руке у него шестопер, а в левой – татарский бунчук. Группа эта олицетворяет свержение Россией татарского ига.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России".

IV группа (рядом с предыдущей) – великий князь Иоанн III, первый царь московский в царской одежде и в шапке Мономаха. По правую сторону его пораженный литвин и коленопреклоненный татарин; по левую – поверженный ливонский рыцарь, за которым фигура сибиряка, поддерживающего руками колоссальную Русскую державу. Группа эта изображает единодержавие на Руси, соединившее землю русскую в одно царство.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России".

V группа (по левой стороне памятника, рядом со II группой) – царь Михаил Феодорович Романов, представитель восстановленного после смутного времени единодержавия русского государства. Изображен он в молитвенной позе, с непокрытой головою по левую сторону его, склонясь на колени, стоит выборный от народа, нижегородский гражданин Козьма Минин Сухорукий, подносящий юному избраннику символ царской власти: шапку Мономаха и скипетр; по правую сторону – князь Пожарский, имеющий в правой руке обнаженный меч, которым как бы защищает юного царя.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России".

Наконец, VI группа (между IV и V групп, обращенная на сторону Софийского собора) – Император Петр I Алексеевич, первый русский Император и Самодержец. Он в порфире со скипетром. За ним ангел, осеняющий его крылом и указывающий правой рукою путь, по которому должна идти Россия, вдвинутая Петром в состав европейских держав. У ног Императора коленопреклоненный швед, как бы защищающий разорванное знамя.

Все фигуры эти значительно больше человеческого роста и отлиты превосходно на литейной фабрике Никольса и Плинке, поставщиков двора Его Императорского Величества и окончательно отделаны в мастерской завода, находящегося в Петербурге.

В. П. Ласковский. Путеводитель по городу «Софийская сторона». Пособие при обозрении города и его ближайших окрестностей, его святынь и древностей. Адаптированное и иллюстрированное издание на основе книги Новгородского общества любителей древности 1910 года.

* * *

 

 

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Коленопреклоненная женщина, олицетворяющая Россию. Благословляющий ее ангел.

1 – Коленопреклоненная женщина, олицетворяющая Россию.

2 – Благословляющий ее ангел.

 

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России".

 

3 – Женщина, подающая ребенка для крещения.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Женщина, подающая ребёнка для крещения. Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Женщина, подающая ребёнка для крещения.

 

4 – Князь Владимир Святославович.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Князь Владимир Святославович. Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Князь Владимир Святославович.

 

5 – Крестьянин, разбивающий идола.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Крестьянин, разбивающий идола. Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Крестьянин, разбивающий идола.

 

6 – Рюрик.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Рюрик. Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Рюрик.

 

7 – Татарский воин.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Татарский воин.

 

8 – Дмитрий Донской.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Дмитрий Донской.

 

9 – Фигура, символ побежденной Литвы.

Фигура, символ побежденной Литвы.

 

10 – Фигура, символ побежденной Золотой Орды.

Фигура, символ побеждённой Золотой Орды.

 

11 – Великий князь Иван III.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Великий князь Иван III. Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Великий князь Иван III.

 

12 – Сибиряк, символ освоения Сибири.

Сибиряк, символ освоения Сибири. Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Сибиряк, символ освления Сибири.

 

13 – Фигура, символ побежденного Ливонского ордена.

Фигура, символ побежденного Ливонского ордена.

 

14 – Петр I.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Пётр I. Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Пётр I.

 

15 – Фигура ангела – гения Славы, указующего России новый путь.

Фигура ангела - гения Славы, указующего России новый путь.

 

16 – Фигура, символ побежденной Швеции.

Фигура, символ побежденной Швеции.

 

17 – Дмитрий Пожарский.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Дмитрий Пожарский.

 

18 – Михаил Романов.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Михаил Романов. Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Михаил Романов.

 

19 – Козьма Минин.

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России". Козьма Минин.

 

 

 

Великий Новгород. Памятник "Тысячелетие России".

Стоят они все на гранитном цоколе, который опоясан бронзовым поясом, составленным из фигур и горельефов (большею частью портретов) лиц, прославивших Россию и проявивших перед ней великие заслуги за ее 1000-летнюю историю. Таких лиц помещено на поясе (вышиною в 2 арш. 2 верш.) 109, которых можно разделить по характеру их деятельности на четыре отдела; просветителей народных, людей государственных, людей военных и писателей с художниками.

В. П. Ласковский. Путеводитель по городу «Софийская сторона». Пособие при обозрении города и его ближайших окрестностей, его святынь и древностей. Адаптированное и иллюстрированное издание на основе книги Новгородского общества любителей древности 1910 года.

Подписи над фотографиями — «Великий Новгород и окрестности». 2011 год.

* * *

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. ПАМЯТНИК "ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ РОССИИ".

 

 

 

Источник: aria-art.ru


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.