Софийский собор по праву считается символом одного из древнейших городов России как сегодня, так и во времена становления Новгорода. Собор Святой Софии в городе Новгороде был воссоздан по мотивам одноименного киевского храма, но имеет отличительные особенности и является образцом церковной новгородской архитектуры.

Софийский собор в Новгороде. Расположение, схема проезда

Возраст центрального православного памятника Великого Новгорода примерно 1000 лет. Храм входит в состав комплекса Новгородского Кремля, и находится в самом старинном его уголке – на территории Владычного двора.

Возвышаясь на левом берегу реки Волхов, Софийский собор привлекает к себе восторженные взгляды: величавое и громадное сооружение, возведенное из белоснежного камня с пятью куполами, похожими на шлемы русских воинов. Один купол по центру покрыт золотом, остальные окрашены свинцовой краской.

До религиозного памятника можно доехать на автобусах: №7, 7А, 17, 17А, 26. Эти маршруты довезут на Сенную площадь. Чтобы добраться до собора Святой Софии, необходимо войти в Кремль недалеко от прилегающего парка. А затем пройти по аллее 100 м. По левую сторону можно увидеть Софийский собор, и совсем рядом – памятник, посвященный 1000-летию России.

Расписание богослужений не зависит от того, какой день недели:

Утренняя служба в 10:00
Вечерняя служба в 18:00 (за исключением – понедельника и вторника);
Вечером в четверг служба и молебен Никите Новгородскому (если нет другого праздника в пятницу)
Воскресным вечером служба и молебен у иконы «Знамение»

История Собора Святой Софии

В первое время храм, сложенный из известняковых пористых плит, имел более светлое и теплое убранство как внутри, так и снаружи. Грубому каменному материалу собора в 12 веке придали изысканный вид, а внутренние стены были украшены расписными иконами и богатой утварью.Церковь святой софии в новгороде

За долгие годы своего существования Софийский собор подвергался перестройкам и изменениям. Устраивались выставки под открытым небом, которые не прошли испытания суровыми зимними морозами.

В итоге храм стал выглядеть строго и «хмуро», (а позднее появилась пристройка «Златая» паперть), ушел вглубь земли на 1,5 м и был обворован приспешниками Ивана Грозного. Они вынесли бесценные иконы и другие драгоценные предметы, разрушили Корсунские ворота.

Видоизмененный в Средневековье и разрушенный снарядами фашистских захватчиков (немцы вывезли из собора деревянные резные элементы храма и иконостас, которые позднее были возвращены), православный новгородский собор начал приобретать строгий и мрачный облик.

Внутреннее убранство представлено потускневшими фресками 11 века и иконами 14-16 века, многие из них не сохранились. Произошло это потому, что в Софийском соборе в первые годы 20 века была проведена некачественная реставрация, а затем началась первая Мировая война.


Однако на стенах собора, где сохранилась старая шпаклевка, историки обнаружили записи, сделанные прихожанами, относившиеся к 11-13 векам. Надписи рассказывали о том, что происходило в городе, как молились люди в те времена. При дальнейших исследованиях обнаружились элементы мозаики, которые украшали алтарные столбы, и части пола.

Когда-то собор Святой Софии обладал бесценной библиотекой, которая состояла из уникальных записей, исторических летописей, научных и медицинских трактатов. Часть этой коллекции сохранилась до сегодняшнего дня.

Церковь святой софии в новгороде

В Софийском соборе находятся:

  1. Гробницы святой княгини Анны (она была женой Ярослава Мудрого).
  2. Князя Владимира с супругой Александрой.
  3. Князей Мстислава и Федора.
  4. Священнослужителей Никиты и Иоанна.

И еще многие князья, монахи и другая знать нашли здесь последнее пристанище.

Во времена, когда страной управляли большевики, собор закрывают для богослужений и делают внутри него открытую выставку, которая должна была подчеркнуть, как богато живут священнослужители, что очень осуждалось властью. В качестве экспонатов выступали все предметы, имеющие большую ценность.

Полученные повреждения во время войны, устранили в Софийском соборе сразу же после ее окончания. До 90-х годов храм служил отделением новгородского музейного комплекса. Летом 1991 года состоялось торжественное возвращение собора Святой Софии православной церкви Московским патриархом.

Архитектурные особенности храма


Основание новгородского Софийского собора состоялось 21 мая (по старому календарю в июне) 1045 года. В этот день заложили первый камень для постройки храма и отмечали День Святых апостолов Елены и Константина.

Как гласят древние летописи, в этот день был сожжен самый первый (деревянный) православный храм Премудрости Божией. Из других источников известно, что первый собор Софии сгорел после того, так закончили строительство новгородского Софийского собора, но историки не подтверждают ни одну из этих версий.Церковь святой софии в новгороде

Тем временем на киевской земле уже высился собор Святой Софии, архитектура которого была представлена византийским стилем. Можно отметить, что новгородский и киевский соборы имеют схожие черты.

Это объясняется тем, что в XI веке не так было развито каменное строительство, и, соответственно, технология и стиль были одинаковыми. Для возведения собора, вероятнее всего, князь Владимир нанял киевских мастеров или строителей из Константинополя.

Строительные материалы, кладка камня и плинфы – во всем прослеживается идентичность киевскому собору. Даже то, как скрепляли камни между собой, было в точности повторено: смесь известкового раствора и толченого кирпича.

Оба собора имеют пятинефные помещения с хорами, высокими башнями и длинными галереями.


Церковь святой софии в новгороде

Собор Святой Софии в Новгороде включал в себя отдельное помещение с алтарем для богослужений, ранее здесь располагались три часовни. Их соединили в одно сооружение с помощью дополнительных галерей.

Такой объемный стиль в архитектуре стал отличительной особенностью новгородского софийского храма. Это и высокие потолки центральной части Софийского собора, и организация кровельных перекрытий. Для того, чтобы все объединенные постройки находились на одном уровне, зодчие надстраивали дополнительные стены, и усиливали их опорными столбами и сводами (акбутанами).

Изменение объемов подкупольного пространства, увеличение высот в других помещениях не были традиционными для киевской или византийской архитектуры. Преображенный новгородский Софийский собор, с его вытянутыми ввысь формами, стал заметно отличаться от остальных храмов того времени.

Внутри стен собора Святой Софии использовали голосники – керамические сосуды или горшки. Для улучшения акустики внутреннего пространства храма их располагали определенным образом. Круглые отверстия сосудов, в основном, направляли на внешнюю сторону храма, но иногда предполагалось и противоположное размещение.

Такое конструкционное решение в стенах объемного собора помогало решить проблемы с акустикой, и исключить появление эхо. Голосники выполняли еще одну важную функцию.


Церковь святой софии в новгороде

Так как амфоры и горшки имели округлую форму, несущая способность стен увеличивалась в несколько раз. А за счет пустого пространства внутри голосников уменьшался вес тяжелого купола, и вместе с этим, снижалась нагрузка от громадной конструкции на фундамент, опорные столбы и арки.

Собор Святой Софии в Новгороде украшен 5-ю куполами, а шестой возвышается над башней с лестницей, которая расположилась в западной части у южного входа. Купола внешне напоминают шлемы, защищающие головы древнерусских воинов. На центральном куполе, который был позолочен в XV веке, установлен свинцовый голубь. Он смотрит на город вот уже тысячу лет.

Только в XVII веке в храме появилась первая звонница. В новгородском соборе можно попасть на выставку колоколов. И заодно посмотреть какой открывается вид на город с высоты колокольни.

Внутреннее убранство храма


Росписи на внутренних стенах церкви появились в XI веке. До наших дней дошла знаменитая картина «Константин и Елена», работу над которой вели византийские художники.Церковь святой софии в новгороде

При реставрации храма в XIX веке специалисты, сняв старый слой шпаклевки, нашли написанных во весь рост императора Константина с его матерью. Эта фреска уникальна из-за технологии, с помощью которой она была создана. Расписывалась она по сухой штукатурке.

Следующие росписи православного храма проводились в XII веке. Лишь незначительные части фресок на центральном барабане смогли сохраниться до нашего времени, на которых были изображены трехметровые фигуры провидцев. На алтаре присутствовала мозаика с образами святых. В некоторых коридорах церкви можно увидеть фрагменты изображений Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

После XII века уцелели только две иконы:

  • Апостолы Петр и Павел;
  • Спас на Престоле.

    Церковь святой софии в новгороде
    Собор Святой Софии — икона спас на престоле

Встречаются на стенах собора надписи, оставленные зодчими и прихожанами. Даже настенные картинки иконописцев, которые в современном творчестве называются «граффити», тоже присутствовали внутри храма. Известно, что в XII столетии украшением церкви занимался послушник Стефан вместе с художниками Микулой и Радко.

Интересный факт! В стенах святыни скрывались клады и тайники, где хранилось многочисленное богатство состоятельных горожан того времени, в том числе и самого князя Владимира.Церковь святой софии в новгороде

По сказаниям, именно его «схоронка» была найдена Иваном Грозным, непонятно от кого узнавшем о сокровищах. Кроме личного клада в тайниках храма в то время сохранялась и казна Великого Новгорода.

Росписи и иконы Софийского собора

Как только собор Святой Софии в Великом Новгороде был построен, художники сразу приступили к его украшению и росписи. До наших дней сохранились лишь части центральных купольных фресок с изображениями провидцев и херувимов. Уникальная картина с образом Христа Пантократора в центре купола была уничтожена бомбой, которая попала в собор во время военных действий в 40-е годы.Церковь святой софии в новгороде


Еще одним открытием для историков стало обнаруженное под современными росписями изображение апостолов Константина и Елены в Мартирьевской паперти. Так как эта фреска была написана бледными красками и не имела четких линий, можно предположить, что она являлась черновиком для будущей мозаики.

Те росписи, которые преобладают во внутреннем убранстве новгородского Софийского собора, были созданы в конце XIX века.

Новгородская православная церковь славится иконостасами. Центральная стена украшена иконами Софии и Премудрости Божией, относящихся к XV-XVI векам. На них преобладают красные и алые оттенки, что достаточно символично передает смысл жертвы, которую принес для людей Христос.Церковь святой софии в новгороде

Рождественский иконостас возглавляет икона Богородицы, родом из Тихвина (XVI век). Она присутствовала на заключении мирового соглашения между Россией и Швецией в 1617 году. По приказу царевны Софии икона была спрятана в специальное металлическое облачение – ризу. Также здесь находится икона «Спас на престоле» XIV века и другие образа XVI-XIX веков.

Знаменитая и самая главная святыня новгородского храма Св. Софии – образ Божьей Матери на иконе «Знамение», которая очень ценится среди православных. На изображении иконы Богоматерь раскинула руки с обращенными к людям ладонями.


Церковь святой софии в новгороде

Такое положение рук говорило о том, что она читает покровительственную молитву. Стиль написания Божьей Матери иконописцы называют Оранта. Говорят, что икона помогла выдержать осаду князя Андрея в 1170 году.

Мощи

В Новгороде в Соборе Святой Софии хранятся одни из самых почитаемых мощей в православии – мощи пресвятого Саввы. Он был причислен к лику святых монахов, а его останки считаются нетленными. Мощи княжеских особ, причисленных к святым, также находятся в новгородском храме.

Магдебургские врата

Главными воротами Софийского собора в Великом Новгороде служили Магдебургские врата, которые запирали церковь с западной стороны. Если пройти в них, можно попасть в храм через Корсунскую паперть. Создали эти врата магдебургские ремесленники в XII веке.

Достопримечательность украшена рельефным орнаментом, который передавал сцены по библейским мотивам. Каждая картина сверху имела подписи на латинском языке, а снизу расшифровку на русском языке.Церковь святой софии в новгороде

Когда-то давно эти уникальные врата открывали для царственных особ по праздникам и торжествам. Теперь большую часть времени они закрыты.

Крест главного купола

Можно выделить этот крест среди остальных из-за присутствия на нем символа мира – голубя. Много событий пришлось пережить главному купольному кресту.

Во время ожесточенных боев с фашистскими захватчиками купол храма был уничтожен. Часть исторических памятников, предметов живописи и искусства было украдено из Софийского собора и вывезено вражескими войсками.

Среди них был и купольный крест. Далее дивизией испанских добровольцев он был доставлен в Испанию в качестве военного трофея. После длительных переговоров с испанским королем и при помощи протекции Российского Патриархального сообщества и правительства, православный крест главного купола вернулся на Родину в 2004 году.Церковь святой софии в новгороде

Взамен в испанский музей была отправлена копия креста. Такой же точно установили на купол новгородского храма в 2007 году. Саму историческую реликвию, возвращенную в родные края, спрятали глубоко в подвальных помещениях храма.

Главный символ Святого Духа – это голубь, выполненный из свинца и размещенный на кресте центрального купола. Как рассказывают предания, когда город захватил Иван Грозный со своим войском, мимо пролетал голубь.

Птица видела, какие ужасные страдания причиняют опричники Ивана Грозного местным жителям, и присел на кресте в каменном обличии. Из разговора с Богородицей один из послушников узнал, что птица была послана, чтобы утешить народ новгородский. Пока голубь на кресте, Новгород будет в безопасности.

Граффити Софии Новгородской

В Софийском соборе на различных стенах и уровнях можно найти древние росписи и картинки – граффити. Их ставили в свое время священнослужители и прихожане новгородского храма. Из этих исторических надписей можно узнать много нового о том, как жили люди во времена древней Киевской Руси.

Любопытные граффити, обнаруженные в киевском храме, повествуют о государственных событиях того времени и известных людях.

Собор Святой Софии в Новгороде больше известен фресками и мозаиками (о которых упоминалось ранее), нежели историческими надписями. Люди, приходящие в церковь, любуются в основном изображениями святых и событийными сценами, но не обращают внимания на старинные надписи и автографы, расположенные совсем рядом. Напрасно, ведь из них можно узнать о многих исторических фактах.Церковь святой софии в новгороде

Благодаря граффити Софийского собора историки узнали, что на Руси было много грамотных и ученых людей. Эти письмена также отражают уникальный язык изложения того времени.

Собор Святой Софии в Новгороде посещали люди со всех уголков страны, и подтверждением тому являются многочисленные надписи и автографы на стенах.

Отдельно стоит обратить внимание на надписи в открытой парадной галерее Софии. В XI-XIII веках сюда не могли попасть простые посетители. Доступ в Софийский хор был доступен лишь членам высокопоставленных семей или другой знати. Царские особы, как и другие прихожане, занимались нанесением граффити на стены новгородского собора.

Настенные надписи собора Святой Софии – это ценнейшее подтверждение грамотности на Руси. И стоит отметить, что граффити относятся к глаголической системе письма, являющейся более древней, чем кириллица.

Хотя письменность, придуманная Кириллом и Мефодием, имела достаточную распространенность в церковной культуре, огромное количество граффити было выполнено глаголицей, что указывает на предпочтительное использование глаголической системы письма.

Из надписей собора Святой Софии людям стало известно о многих событиях их жизни древнерусских жителей.

Другие достопримечательности собора

  1. Специально выкованные для новгородского Софийского храма Васильевские ворота, отличались торжественностью. Они были отлиты из меди, а изображения на них выполнены техникой золотой наводки. После захвата Новгорода Иваном Грозным, ворота были сняты. Теперь их запирают в Успенском монастыре.Церковь святой софии в новгороде
  2. Большую историческую ценность представляют фрески новгородского собора. Здесь их большое количество, и все они относятся к различным временным отрезкам. Самые ценные из них обнаружили реставраторы в XX веке.
  3. Звонница появилась чуть позднее. Она переделывалась несколько раз с XV в. В нее вносили изменения из-за веса колоколов. Теперь к ним можно прикоснуться у входа и внутри самой звонницы. Входной билет в колокольню дает право прогуляться по башенным стенам, увидеть и его окрестности, как на ладони.

Оказавшись в уникальном и старейшем городе Новгороде, необходимо включить собор Святой Софии в список обязательных мест для посещения, осмотреть все его достопримечательности и святыни.

Оформление статьи: Мила Фридан

Источник: touristam.com

История

1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в конце X века, вскоре после крещения новгородцев. Известно, что церковь та была дубовая, «о тринадцати верхах». Стояла она вне стен тогдашнего кремля.

Еще не успело остыть пепелище, как новгородский князь Владимир Ярославич заложил — уже каменный и уже в детинце — новый собор. При закладке присутствовали, согласно летописным сведениям, и родители Владимира, великий князь

Ярослав Мудрый и великая княгиня Ирина (впоследствии она приняла постриг с именем Анна и, погребенная в Софийском соборе, была прославлена Церковью как св. Анна Новгородская).

Каменный собор во имя Софии, Премудрости Божией, возводился под непосредственным наблюдением князя и новгородского епископа — небезызвестного Луки Жидяты (+1059).

Один из первых русских архиереев (в то время существовал обычай поставлять на епископские кафедры греков), он по праву должен быть назван среди первых просветителей Руси. Увы, из всех его письменных трудов сохранилось только «Поучение к братии». А главным памятником его деятельности стал каменный Софийский собор, при нем основанный и при нем же освященный.

Строительство завершили в пять (по другим источникам — в семь) лет. Над собором, который следует при-знать одним из самых прекрасных храмов домонгольской Руси, трудилось множество мастеров. Среди них были и русские, и греки. В 1050 или 1052 году храм освятили. Если предположить, что произошло это именно в 1052 году, то освящение Софийского собора приобретает драматический оттенок: оно состоялось за месяц до кончины князя Владимира Ярославича.

С самой своей постройки Святая София была центром христианского просвещения в Новгороде. Положение первых новгородских христиан — и в первую очередь духовенства — видится довольно сложным. Как пишет историк Церкви А. В. Карташев, Новгород, а равно и другие окраинные города Киевской Руси, был населен «ревностными язычниками, так что, по некоторым археологическим признакам, первые епископы в них жили, так сказать, на военном положении: их дома и церкви представляли особую окруженную стеной крепость».

Христианизация Руси являлась продолженным действием, а не одномоментным актом. То тут, то там по местам — летописи сообщают нам об этом — новой «государственной инициативе» приходилось сталкиваться с сопротивлением язычников, и столкновения эти иногда бывали кровавы: толпа убивала или изгоняла епископов и миссионеров.

С присоединением в XV веке Новгорода к Москве святая София утеряла свое былое влияние. На протяжении сотен последующих лет собор оставался просто главным храмом города, а затем и Новгородской губернии.

К концу XIX века собор имел иные очертания, чем те, что были приданы ему строителями. Контрфорсы, пристроенные к стенам для пущей прочности, и четырехскатная кровля столь резко изменили его облик, что родились толки о фактическом «несуществовании» древней Софии. Однако реставрационные работы, проведенные в 1890-е годы под руководством академика архитектуры В. В. Суслова, «расчистили», насколько это было возможно, собор от позднейших наслоений. Впоследствии в адрес Суслова не раз звучали упреки в том, что реставрацию он провел небрежно, что «переделал Софию в духе своего времени». Но следует все же признать: начало исследованию древнего собора положил именно Суслов. А неумение опередить свою эпоху в том, что касается мастерства реставрации, нельзя ставить ему в упрек.

В 1929 году Софийский собор закрыли как «культовый объект» и преобразовали в музей, открыв для посетителей все помещения и первого, и второго ярусов. До серьезных научных изысканий тогда дело не дошло, они были осуществлены в послевоенный период, когда пришлось восстанавливать полуразрушенную оккупантами Софию. Причем первые работы, включавшие в себя схематические обмеры и оценку нанесенного ущерба, исследователям удалось провести осенью 1944 года, когда раны собора еще «дымились».

Современное состояние

Передача Святой Софии Церкви состоялась в 1991 году и подготавливалась очень тщательно. Была проведена реставрация, по инициативе архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого) создан Консультационный совет, выработавший подход к обеспечению сохранности уникального памятника в его новом положении. И вот, 16 августа собор освятил Святейший Патриарх Алексий II, совершилась первая литургия, а когда крестный ход вышел на улицу, то люди увидели: в небе над храмом парит радужный венец.

Праздничное ликование кончилось. Начались будни. Святая София открыта ежедневно, в течение двена-дцати часов. Службы проводятся ут-ром и вечером за исключением понедельника, а в остальное время любой желающий может бесплатно зайти в собор. По большим праздникам он часто бывает переполнен. В таких условиях поддержание памятника в должном состоянии требует непре-станного и напряженного труда.

Однако, несмотря на все сложности, Святая София живет и здравствует. За двадцать лет, истекшие с момента ее передачи Церкви, ее состояние не ухудшилось, что подтверждают профессионалы. Более того, были отреставрированы некоторые иконы, заменена система кондиционирования (старая функционировала начиная с 1960-х годов).

Премудрость созда себе дом…

Главный храм Новгорода посвящен Софии, Премудрости Божией, а между тем его престольный праздник —Успение Пресвятой Богородицы. Как же так получилось? Начнем издалека. В Византии (а русские «Святые Софии» — прямые наследницы константинопольской) долгое время вообще не существовало престольных праздников, да и праздники Господские и Богородичные не были столь четко разделены, как теперь. Однако к моменту освящения Софийского собора в Константинополе (360 год) христиане ясно понимали, что под Софией, Премудростью Божией, следует понимать Христа, воплощенное Слово Божие. Это нашло отражение во многих письменных памятниках того времени. На Руси, однако, как справедливо отмечал Георгий Флоровский, «в… Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни». Так, в первой русской Софии — киевской — престольным праздником является Рождество Пресвятой Богородицы. Видимо, здесь произошло некоторое смещение смыслового акцента —с самой Премудрости Божией на Ее вместилище, то есть с Христа на Божию Матерь. «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь», — говорится в Книге притчей Соломоновых. Под «Домом», согласно общепринятому толкованию, понимается Божия Матерь, из Которой воплотилось Слово Божие. Но дом Божий — это также и храм, и это двойственное значение, судя по всему, нашло свое отражение в установлении престольных праздников русских Софийских соборов. Для новгородской Софии такое установление произошло довольно поздно, при архиепископе Геннадии (+1505). Именно он «повеле» праздновать Успение Пресвятой Богородицы как престольный праздник Святой Софии, ориентируясь при этом, по-видимому, на Москву с ее главным Успенским собором, ибо и сам он был московским ставленником — из архимандритов Чудова монастыря.

Святыни

Софийский собор во все века был богат чтимыми иконами и драгоценной утварью. Все, что могло послужить к вящей славе Господа и «Дома Святой Софии», новгородцы помещали в своем главном храме.

  • икона Софии Премудрости Божией
  • икона Пресвятой Богородицы «Знамение»
  • икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская»
  • икона Успения Пресвятой Богородицы (с частицей мощей свт. Нифонта Новгородского)
  • мощи свт. Никиты Новгородского
  • мощи свт. Иоанна Новгородского
  • мощи свт. Григория Новгородского
  • мощи свт. Иоакима Новгородского
  • мощи свт. Луки Новгородского
  • мощи свт. Аркадия Новгородского
  • мощи свт. Иоанна Новгородского
  • мощи свт. Мартирия Новгородского
  • мощи свт. Антония Новгородского
  • мощи свт. Василия Новгородского
  • мощи свт. Симеона Новгородского
  • мощи свт. Аффония Новгородского
  • мощи блгв. кн. Владимира Ярославича
  • мощи блгв. кн. Анны Новгородской
  • мощи блгв. кн. Феодора, брата святого блгв. кн. Александра Невского
  • мощи блгв. кн. Мстислава Храброго

Сохранность иконы апостолов Петра и Павла оставляет желать лучшего. «К сожалению, — пишет В. Н. Лазарев, — от первоначальной живописи до нас дошли лишь фрагменты одежды и фона, лики же, руки и стопы ног утрачены (здесь не удалось обнаружить красочный слой древнее XV века)».

В 1991 году икона Божией Матери «Знамение» была передана из Новгородского музея-заповедника в Софийский собор.

Шедевр русских камнерезов — Алексиевский крест. Во время Великой Отечественной войны его нижняя часть была утрачена, и в 1950-е годы ее восстановили в гипсе. Сейчас крест находится не снаружи Софийского собора, а внутри.

Структура храма

1. Центральный купол 2. Центральный неф 3. Главный иконостас 4. Алтарная апсида 5. Богородице-Рождественский придел 6. Южная галерея (Мартирьевская паперть) 7. Западная галерея (Корсунская паперть) 8. Северная галерея 9. Иоанно-Богословский придел 10. Лестничная башня 11. Купол над лестничной башней

Внешний вид

Пять нефов

Вместе с христианством Русь заимствовала у Византии и приемы храмового зодчества, уже вполне сложившиеся к тому времени. Типичный византийский храм имел крестово-купольную конструкцию, одну главу, прямоугольный или квадратный наос (основной, центральный объем храма). К наосу с запада примыкал нар- текс (притвор), с востока — граненые или полукруглые алтарные апсиды. Внутри наоса помещались четыре опорных столпа, над которыми находился купол, поднятый на световом барабане. Если храм был большим, то количество столпов увеличивалось. Столпы делили храм вдоль на три части — нефа, заканчивавшихся в восточной части здания апсидами.

Из всех трех Софийских соборов новгородский демонстрирует наилучшую сохранность своих древних форм. Его основной объем харак-теризуется как пятинефный, трех- апсидный, десятистолпный. С трех сторон (кроме восточной, где рас-положены алтарные полукружия) храм окружен широкой двухэтаж-ной галереей, не отделяемой, на первый взгляд, от центрального объема. Это придает ему сурово-монолитный облик. Впечатление монолитности усиливается мощным, тесно сгруппированным пятиглавием и практически полным отсутствием декоративных элементов на фасадах. Недаром автор путеводителя по Новгороду столетней давности пишет применительно к Софии о «радости уравновешенных, одухотворенных замыслом художника каменных масс, прекрасных без узоров и декоративных побрякушек».

Обзорная площадка

Внутренний вид

КОГДА МЫ ВХОДИМ в Софийский собор, то льстимся надеждой погрузиться в прохладный сумрак веков, ощутить себя «человеком XI века». Но на самом деле интерьеры Святой Софии претерпели довольно значительные изменения по сравнению с XI столетием. Начать с того, что пол раньше был ниже, чем теперь, примерно на 130 сантиметров. Павел Алеппский в XVII веке писал о нем: «Пол весь составлен из огромных плит, твердых и тонких, толщиною только в два пальца. Ломки находятся в этом городе; камень добывают слоями, и каждый кусок может покрыть пол большой комнаты, подобно ковру.

Пол в алтарях весь мраморный». Уже в конце XVII века этот пол стал историей: его сломали, чтобы настелить новый. Тогда же растесали существовавшие окна, а над входами пробили дополни-тельные. То есть в древности Софийский собор был темнее. Затем, в древней Святой Софии не было высоких иконостасов. Их роль выполняли низкие алтарные преграды, позволявшие молящимся следить за богослужением, происходившим в алтаре. Иконостасы в Софии появились только в конце XIV века. Сейчас их три. Наиболее известные — главный, с иконами XIV—XVII веков, и иконостас Богородице-Рождественского придела (основная часть икон написана в первой половине XVI века).

Но, конечно, дух древнего Новгорода чувствуется во внутреннем пространстве храма, стесненном массивными столпами, лишенными какой бы то ни было архитектурной нарядности, всем своим видом подчеркивающими свою сугубую функциональность. Еще легче ощутить его в лестничной башне, расположенной в юго-западной части собора. Лестница, обвивающаяся несколько раз вокруг столпа, ведет на «полати» (хоры). Ее широкие ступени помнят князей, бояр, знатных людей новгородских — словом, всех тех, кто слушал церковную службу, стоя на хорах (в древности это место считалось привилегированным и исполняло роль своего рода «правительственной ложи»). В стенах башни на разной высоте есть четыре «каморы», прикрытые железными дверцами. Это тайники, где хранилась казна (в летописях о ее местонахождении всегда так и пишут: «У Святей Софии на полатех»), В случае военной угрозы тайники замуровывались. Чем еще любопытны стены этого «служебного» помещения? Местами на них сохранились куски древней штукатурки с процарапанными граффити XI—XII веков. Древние новгородцы, как и наши современники, писали на стенах! Только тексты были несколько иные, чем теперь. Обычно в них содержится молитвенное обращение к Богу — за себя или за кого-то из близких. Вот типичное: «Помоги, Боже, нашему Луке».

Путеводитель по Софийскому собору

1. Придел в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова

2. Алексеевский крест (воздвигнутый архиепископом Алексием в память павших в Куликовской битве)

3. Паникадило (главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым)

4. Мощи благоверного князя Феодора, брата св. благоверного князя Александра Невского

5. Придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи

6. Фрески XI века, в главном куполе собора

7. Мощи святителя Григория в «темничке»

8. Мощи святителя Иоанна Новгородского

9. Магдебургские (Сигтунские) врата (бронзовые двери первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора; в настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский)

10. Лестница на хоры

11. Граффити (открыты в конце XIX века; сратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века)

12. Мощи благоверной княгини Анны Новгородской

13. Место погребения Новгородских святителей. Древний уровень пола

14. Фрески XII -XIII веков. Равноапостольные Константин и Елена, а также малый Деисус

15. Мощи благоверного князя Владимира Новгородского

16. Царское место (установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет)

17. Корсунские врата

18. Мощи благоверного князя Мстислава Храброго

19. Рождественский придел и его иконостас

20. Чудотворная икона Богоматери «Тихвинская»

21. Мощи святителя Никиты

22. Придел святых Богоотец Иоакима и Анны

23. Чудотворная икона Богоматери «Знамение»

24. Икона «Софии Премудрости Божией»

25. Центральный Успенский иконостас

26. Крест с купола Святой Софии и голубь (на кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа: по легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь; видав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса; после Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним)

27. Мозаика в Алтаре Софийского собора (вход только церковно-священнослужителям)

28. Икона Успения Богоматери с мощами святителя Нифонта Новгородского

29. Фреска свт. Поликарпа Смирнского 1109 (видна только с хоров)

Престольные праздники

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

Фото

Видео

Как добраться

Адрес: Великий Новгород, Софийский собор, Кремль, д. 11

Тел.: (88162)77-35-56

Софийский собор находится на территории Нов-городского детинца, в самом центре Великого Новгорода. Надо полагать, что специальных трудностей с тем, чтобы добраться до него, у читателей не возникнет. Единственное, о чем следует помнить, так это о том, что на машине в детинец заехать нельзя. Личный автотранспорт надо парковать где-нибудь поблизости. GPS-координаты: 58.522178, 31.276729.

Расписание богослужений

Божественная Литургия совершается ежедневно в 10:00.

Вечернее богослужение — в 18:00 (кроме понедельника и вторника).

Если в понедельник и пятницу нет великих праздников или памятей великих святых, то в четверг вечером — великая вечерня с акафистом святителю Никите Новгородскому.

В воскресенье вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери «Знамение».

Софийский собор открыт ежедневно С 7:00 до 20:00. Храм действующий, вход бесплатный. Вход в Софийский собор через северные двери.

Источник: azbyka.ru

«Там, где Святая София, там и Новгород»

Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Задумывался собор как центральный городской храм. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне.  Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00. Собор служит и городским некрополем. В его южной галерее похоронены знаменитые граждане этого города. Епископы, князья и посадники.

Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси. Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением. Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора. И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде. Строили его киевские и византийские мастера, без сомнения, очень талантливые, которые смогли передать в камне черты новгородского северного характера. Сдержанность, суровость, грандиозность помыслов, мощь.

Существует легенда о том, как во время росписи купола, на котором должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей, рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород.

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид. Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь, символизирующий Святой Дух. На Руси того времени была еще одна такая же постройка – Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. От Киевского собора, Новгородский отличался меньшими размерами и более строгими формами.

Церковь святой софии в новгородеТелепроект «Новгородинки» телеканала «Триада»: Экскурсия по Софийскому собору с Сергеем Горминым.

Время не пощадило внутреннее убранство собора. Но, все же, кое-что сохранилось. Например, в Мартирьвской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены. Изображения датируются XI веком. Необычность этой фрески заключается в том, что она была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Такая необычная техника, примененная древним художником, придет изображению своеобразный «парящий» вид. Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси. К сожалению, время не сохранило ни одну из них.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам мы можем видеть, что центральный барабан украшали фигуры пророков трехметровой высоты. Алтарная часть была декорирована мозаикой и фигурами святых. В южной галерее находилось изображение Деисуса, то есть канонические иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

От алтаря XI века сохранились две иконы:

  • «Спас на престоле»
  • «Апостолы Петр и Павел»

Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Одна из знаменательных икон, написанная в 1170 году, считается чудотворной. Икона эта и сегодня хранится в Софийском соборе. Речь идет об иконе Божьей Матери «Знамение», которая защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей  день празднуется как почитаемый церковный праздник. Событие это легло в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется «Битва новгородцев с суздальцами». 

Церковь святой софии в новгороде
На Магдебургских вратах собора 
в бронзе изображены библейские 
и евангельские сцены (48 сюжетов).

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити – так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» – инструментом для письма на бересте, – весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии  бересту сменяет бумага — писалом больше не пользуются – граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и  др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

Церковь святой софии в новгородеПрограмма Новгородского областного телевидения: «По святым местам Новгородской земли. Софийский собор»

Граффити

Археологи, которые исследовали когда-то место гибели древнеримского города Помпеи, смогли извлечь много информации из надписей на стенах домов, которые делали простые люди. То же самое произошло в Новгороде. Именно на стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити – надписи, сделанные при помощи «писала» — приспособления для письма не бересте. 

Живопись XI века

Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году. Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, которая проводилась в конце XIX века. Именно тогда и были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елена. Фигуры стоят по обе стороны огромного креста.

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса. Это главный, Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение».

На Рождественском иконостасе можно видеть сразу две иконы, которые считаются чудодейственными:

  • «Тихвинская Богоматерь»
  • «Спас на престоле»

Статья написана на основе книги «Где святая София, там и Новгород», СПб, 1997 г. 

Источник: www.visitnovgorod.ru


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.