Мы приехали в Берн из Интерлакена на электричке, чтобы избавиться от головной боли с парковкой машины в большом городе. Поездка от нашей гостиницы до Берна заняла около часа, так что мы провели в нём целый день. С погодой нам повезло, светило солнышко, и мы не спеша прогулялись по симпатичному старому городу. Берн нам понравился, хотя, конечно, не так, как Люцерн — наша предыдущая городская остановка. Он не такой яркий (построен из местного серо-зелёного песчаника), но зато с сохранившейся средневековой планировкой, поскольку после 1405 г. не горел и не разрушался в войнах. Хотя много домов в его старинной части построены в 19-м веке, в 1983 г. бернский Altstadt (старый город) получил статус объекта Всемирного наследия Юнеско.

Берн был основан на излучине реки Ааре герцогом Бертольдом V Церингенским в 1191 году вокруг небольшой крепости, построенной там его отцом, основавшим другой известный швейцарский город — Фрибур.


nbsp;те времена излучина Ааре была покрыта густым лесом и, охотясь там, герцог Бертольд решил назвать свой город именем первого зверя, который ему попадётся. Зверем этим оказался медведь (нем. bär), и город получил название Берн, а медведь оказался на его гербе и стал его символом. Правда, эта красивая легенда сейчас оспаривается лингвистами, связывающими Берн с итальянской Вероной или кельтским словом bren (гора). В народе же издавна доминирует «медвежья» версия, а все остальные просто игнорируются.

Династия основателей Берна быстро вымерла, и город попал под контроль Священной Римской империи. В 1323 году он присоединился к швейцарской конфедерации, где вскоре стал самым крупным и могущественным кантоном. Берн захватил большие территории (вплоть до Альп и Женевского озера), из-за чего часто (и в большинстве случаев — успешно) воевал с бургундцами и савойцами. Доминирующей роли Берна пришел конец с приходом Наполеона, который отобрал у него франкоязычные территории вокруг Женевского озера (будущий кантон Во).

В пост-наполеоновской Швейцарии влияние Берна быстро восстановилось, и в 1848 году он стал ведущей силой в заключении нового федерального договора между кантонами, получив при этом статус федерального центра. Сейчас в Берне расположены Швейцарское правительство, Парламент и Центральный банк. Хотя при этом город не имеет формального статуса столицы Швейцарии, а называется лишь «федеральным городом» (чтобы подчеркнуть конституционное равноправие всех кантонов), де-факто это политический центр страны.


Источник: www.tourister.ru

История[править | править код]

Самые ранние поселения в долине реки Аре относятся к эпохе неолита. После завоевания Гельвеции Римом в районе нынешнего Старого Города возникло небольшое римское поселение. Это поселение было оставлено жителями в течение II века нашей эры, после чего вплоть до основания Берна в начале XII века местность была незаселённой.

История города Берна начинается с его основания герцогом Бертольдом V Церингеном в 1191 году. Местная легенда гласит, что герцог поклялся назвать город в честь первого животного, которое он встретит на охоте, и случилось так, что таким животным оказался медведь[2]. Название города (нем. Bär(e)n — медведи) и его геральдическое животное происходят от этой легенды. В то время большая часть сегодняшней Швейцарии (являвшейся тогда частью южной Бургундии) находилась под властью герцогского дома Церинген (Zähringen), владения которого простирались к югу от Рейна. Чтобы усилить своё влияние, герцоги Церинген основали и расширили ряд городов и поселений, включая Фрибур (в 1157 году), Берн, Бургдорф и Муртен[3].


Место, выбранное Бертольдом V для основания города, находится на холмистом полуострове, окруженном с трёх сторон рекой Аре, что облегчало оборону города и в дальнейшем оказало влияние на его развитие. Из-за длинной, узкой формы полуострова город развивался в длину и застраивался параллельными рядами зданий. Единственные пересекающие их улицы (идущие с севера на юг) шли на уровне границ города вдоль городских стен, которые переносились по мере разрастания города. Поэтому, образование новых перпендикулярных улиц отмечает стадии развития Старого Города в Берне.

В восточной части полуострова герцогом Бертольдом IV во второй половине XII столетия был основан маленький форт, названный замком Нидегг (Nydegg). Наиболее вероятно, что строительство города началось именно с возведения этого форта. Первое расширение Берна произошло в 1191 году. Город был разделён на кварталы тремя продольными улицами, которые простирались от замка до городской стены[4]. В течение первой половины XIII столетия образовалось ещё 2 улицы: Бруннгассе и Херренгассе. Бруннгассе имела полукруглую конфигурацию и проходила по северному краю города, в то время как Херренгассе ограничивала город с юга. Через реку Аре был построен деревянный мост, что способствовало развитию торговых связей.

Достопримечательности[править | править код]


Вся территория Старого Города в Берне признана объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. В то же время, в городе есть ряд зданий и фонтанов, которые заслуживают отдельного упоминания. Все эти здания перечислены в Реестре культурного достояния Швейцарии национального и регионального значения.

Бернский Собор (нем. Berner Münster) — готический протестантский собор, расположенный на южной стороне полуострова. Строительство храма началось в 1421 году и закончилось в 1893 году возведением колокольни. Колокольня Бернского собора является самой высокой в Швейцарии и имеет высоту 100 метров. Главный колокол собора весит около 10 тонн и имеет диаметр 247 сантиметров[5].

У главного входа в собор расположены статуи, представляющие картины Страшного суда. Выше главного входа установлены многочисленные готические скульптуры (47 больших статуй, оригиналы которых хранятся в Бернском Музее Истории, и 170 более маленьких статуй — оригинальные работы XV—XVI веков).

Просторный интерьер храма является довольно пустым. Почти все художественные изображения, включая оформление алтаря в соборе были удалены в 1528 году в ходе протестантской Реформации и борьбы с излишней роскошью церкви. Единственные полностью сохранившиеся произведения искусства в соборе — это витражи и хоры.


тражи собора датируются 1441—1450 годами и считаются самыми ценными в Швейцарии с художественной точки зрения[6]. Витражные окна включают множество геральдических символов и религиозных изображений, в том числе один из витражей «Пляска смерти» изображает смерть в виде скелета, требующую жертв среди людей всех профессий и сословий. Эта картина призвана была служить напоминанием о том, что смерть придет к каждому независимо от статуса и богатства.

Хоры в восточной стороне собора, являющиеся первыми хорами в Швейцарии, выполненными в стиле Ренессанса[5], украшены деревянной резьбой, изображающей животных на природе и сцены из повседневной жизни.

Цитглогге (Zytglogge) — средневековая башня с часами возникла ориентировочно в 1218—1220 годах и является одним один из наиболее известных символов Берна[7]. Название Zyglogge на бернском диалекте немецкого языка соответствует Zeitglocke в немецком языке и переводится как «колокол времени». Это одно из ранних башенных часовых устройств, состоящее из часового механизма, связанного с молотком, который каждый полный час звонил в маленький колокол. Часы на башне Цитглогге — одни из трех самых старых часов в Швейцарии.[8]

После первого расширения Берна Цитглогге была башней над воротами западной стены города.


то время она представляла собой приземистую крепостную башню высотой около 16 метров. Впоследствии башня перестала быть частью городских укреплений, перенесенных на новые рубежи города, и её высота была снижена. Приблизительно в 1270—1275 годах башня была надстроена еще на 7 метров. После третьего расширения города башня была преобразована в женскую тюрьму и использовалась для содержания женщин лёгкого поведения, обвиняемых в интимных отношениях со священнослужителями[9].

Во время большого пожара, произошедшего в Берне в 1405 году, башня была сожжена и полностью восстановлена только в 1983 году. Тюремные камеры перестали использоваться после пожара, и на башне выше ворот были установлены часы с колоколом, отмечающим каждый час. Эти часы и дали башне название Zytglogge. В конце XV века башня была украшена четырьмя декоративными углами и геральдическими символами. Помимо часов, специальный механизм Zytglogge представляет группу механических фигур. За три минуты перед началом следующего часа на башне сменяются фигуры, которые включают петуха, дурака, рыцаря, трубочиста, льва и медведей[10]. Животные преследуют друг друга, дурак звонит в колокол, а петух кукарекает. Это зрелище обычно привлекает множество туристов. В 1770-71 башня с часами была отреставрирована в стиле позднего барокко Николасом Хеблером и Людвигом Эмануэлем Зендером. Оба фасада были отделаны в стиле рококо Рудольфом фон Штайгером в 1890 году.


В 1981-83 годах башня была полностью отреставрирована и восстановлена в том виде, в каком она существовала в 1770 году.

Мост у нижних ворот (нем. Untertorbrücke) — самый старый мост в Берне, действующий до настоящего времени. Первоначально мост, построенный в 1256 году, был деревянным, и пересекал реку Аре в районе замка Нидегг. Мост был разрушен во время наводнения в 1460 году. В течение следующего года началось строительство нового каменного моста. Маленькая часовня Девы Марии (нем. Mariakapelle), расположенная возле моста на городской стороне, была освящена в 1467 году, однако строительство моста завершилось только к 1490 году. Новый мост имел длину 52 метра и состоял из трёх арок 13,5 метров, 15,6 метра и 13,9 метра. Мост несколько раз реконструировался, включая демонтаж каменных ограждений, которые в 1818-19 годах были заменены железными рельсами. До строительства нового моста Nydeggbrücke в 1840 году, Untertorbrücke был единственным мостом через Аре в черте города Берна.

Нидеггская церковь (нем. Nydeggkirche) стоит на месте, где первоначально располагался замок Нидегг, основанный приблизительно в 1190 году как часть городских укреплений Берна.

В 1268 году замок был разрушен гражданами Берна. Церковь с небольшим шпилем была построена на руинах замка в период с 1341 по 1346 год. Между 1480 и 1483 годами к церкви пристроена колокольня. В период Реформации с 1529 года Нидеггская церковь использовалась как склад для леса и зерна. Позже, начиная с 1566, церковь снова стала использоваться для богослужений.


Фонтаны

Достопримечательностью Старого Берна также являются многочисленные фонтаны, общее количество которых превышает 100 штук. Большая часть фонтанов создана в XVI столетии в эпоху Ренессанса, когда Берн стал столицей кантона. Фонтаны были первоначально построены как объекты общественного водоснабжения. По мере укрепления могущества Берна фонтаны украшались и усовершенствовались, однако не утратили своё первоначальное предназначение.

  • Läuferbrunnen — Фонтан бегуна около Нидеггской церкви. Фонтан несколько раз перестраивался, менялась его конфигурация (последняя реконструкция фонтана датируется 1824 годом), в то время как фигура бегуна, созданная в 1545 году, неизменно украшает фонтан[11].
  • Gerechtigkeitsbrunnen — Фонтан Правосудия построен в 1543 Гансом Гингом и украшен статуей, изображающей богиню Правосудия с завязанными глазами и ушами, держащую в одной руке меч правды, а в другой — весы. У её ног расположены четыре фигуры, изображающие папу римского, султана, императора и мэра. Данная скульптура изображает верховенство правосудия над всеми правителями и политическими режимами (теократией, монархией, автократией и республикой). Копии этой статуи имеются в разных городах Швейцарии. В настоящее время в стране насчитывается 11 «фонтанов Правосудия»: точные копии бернской богини Правосудия установлены в Золотурне (1561), Лозанне (1585), Будри, Кудрефене и Нёвшателе; проекты, выполненные под влиянием бернской скульптуры, имеются в Арау (1643), Биле, Бургдорфе, Бругге, Цюрихе и Люцерне.

  • Vennerbrunnen — Фонтан Знаменосца расположен перед старым зданием ратуши. Должность знаменосца в средневековой Швейцарии принадлежала лицу, ответственному за поддержание порядка в отдельной части города и призванному в военное время формировать из жителей этой части города войско и вести его в бой. Статуя, датируемая 1542 годом, изображает знаменосца в боевых доспехах со знаменем.
  • Mosesbrunnen — Фонтан Моисея расположен на Соборной площади (восстановлен в 1790-91 годах). Фонтан украшает статуя Моисея с Десятью Заповедями, которые он несет людям.
  • Simsonbrunnen — Фонтан Самсона представляет библейскую историю Самсона, убивающего льва. Фонтан построен в 1544 году Гансом Гингом после того, как аналогичный фонтан был создан в Золотурне.
  • Zähringerbrunnen — Церингенский фонтан был построен в 1535 году как памятник в честь основания Берна герцогом Бертольдом V Церингеном. Фонтан украшает статуя медведя в полном боевом облачении (в средневековых доспехах) с медвежонком, расположившимся у его ног.

Источник: ru.wikipedia.org

Берн — столичный швейцарский город, расположен у подножья Альп, которые часто придают дополнительной красоты пейзажам города.

Кроме гор у города есть река Ааре, левый приток Рейна. Пройдя через Бриенцское и Тунское озера, она огибает скалу, на которой расположился город Берн. Обогнув Альштадт, так называют Старый Берн, Аара продолжает свой путь к городу Кобленец по Швейцарскому плато.

Находящийся в петле реки, город красиво окаймлен растительностью, а вот внутри Старого города, растительность, как и во всех европейских городах, присутствует в виде небольших клумб, цветочных горшков у тротуаров и на балконах, а кое-где и на крышах домов.

План постройки Старого Берна такой же, как и всех остальных городов Швейцарии. Дома вроде бы и выстроены в улицы, но еще компонуются вокруг площадей, на каждой из которых есть фонтан, а то и больше.

Берн называют городом «ста фонтанов», но если задаться целью и обойти всю территорию городу, их найдется значительно больше.

Все началось в XIII веке, когда для каждого квартала города, в центре его, ставили фонтаны, для возможности близко к дому получить воду для жителей района. В Швейцарии говорят, что во всех их фонтанах бежит абсолютно чистая вода, которую можно пить сразу, без кипячения. Ею пользуются жильцы ближайших домов, с удовольствием пьют туристы и набирают свои бутылочки.

Очень оригинальны фонтаны XVI века скульптора Ганса Гинга, расставленные по площадям и улицам Альтштадта.

До нашего времени дожили 11 фонтанов. Общее у этих фонтанов то, что оформлены они однотипно, это всегда яркая фигура на высокой такой же яркой колонне, украшенной лепниной. Говорят, что на поддержание этих фонтанов в их прекрасном состоянии осуществляется из частного фонда, оставленного городу по завещанию одного из его жителей.

Поскольку мы будем «охотиться» за фонтанами Ганса Гинга, то спустимся к Нижнему мосту, с которого открывается чудесный вид на верхний мост и бывший квартал бедняков – район Матте.

На нашем пути стоит Церковь XIV века, построенная на месте старой крепости, из камней которой она и была построена. Перед церковью стоит памятник, познакомимся с ним, это монумент герцогу Бертольду Пятому Церингену, основателю города.

Здесь же яркими красками привлекает к себе внимание первый фонтан из его еще 10 братцев Ганса Гинга — фонтан «Гонец», построенный в 1520 году. Это копия первого фонтана, выполненная в XVII веке учеником Г. Гинга. Гонец облачен в доспехи того времени, в руках его меч и знамя, в ружье его держит маленький медвежонок, сидящий у ноги гонца.

Пройдя через новый, большой мост XIX века, попадаем на главную торговую улицу города. Все здания этой улицы имеют одинаковые наклонные арки, за которыми и под которыми расположились главные швейцарские магазины, рестораны, галереи и театры.

Это самая длинная арочная улица Европы.

В центре улицы возвышается следующий, интересующий нас фонтан, фонтан «Правосудия». Фонтан установлен в середине улице, а трамвайные пути огибают его. Но, это современна копия старого изваяния.

Говорят, что когда прокладывали трамвайные пути, хотели перенести фонтаны, но жители города не позволили их трогать. Поэтому в Берне трамвайные пути подчинены фонтанам.

Скульптура изображает Ангела правосудия с мечом и весами возвышается над всеми, а у ног его аллегорическое изображение четырех ветвей власти – автократия, теократия, демократия и монархия. Судя по задумке скульптура, он все должны быть ниже правосудия. Оригинал этой статуи хранится в музее Истории Берна.

Следующий фонта на этой улице –Фонтан «Креста», не очень заметный, не яркий, не очень понятный, но зато подлинный.

Перед зданием городской Ратуши, здании XV века можно посмотреть на фонтан «Лейтенанта».

На площади перед Кафедральным собором стоит копия XVIII века одного из главных фонтанов Берна, фонтан «Моисея». Моисей держит Скрижали Завета, указывая на вторую, важнейшую для протестантов Заповедь — «Не сотвори себе кумира».

Узеньким переулочком от фонтана «Моисея» выходим на главную улицу. Перед нами еще один прекрасный фонтан, фонтан «Самсона». Этот фонтан подлинник Ганса Гинга, выполненный в 1527 году. Самсон, разрывающий пасть льву (создан на деньги Гильдии Мясников).

На углу улицы Крамгасса, в десятках метрах от Самсона, недалеко от Чвсовой башни Цитглогге, с 1535 года стоит красивый фонтан «Церингера», посвященный основателю города Берна. Фонтан подлинник.

Правда, выглядит он как медведь в доспехах с гербом и знаменем, зато – настоящий символ города. С оружием и штандартами основателя города, но под забралом мы видим медведя.

Если гуляя по городу, вы будите внимательны, то заметите, что в Берне часто мелькает медведь в разных ипостасях. Название города, Берн, в переводе с немецкого языка означает «медведь».

Самое значимое место города Берна для его жителей и главная его достопримечательность, это Часовая башня Цитглогге. Башня стоит на этом месте с XIII века и раньше служила главными воротами города.

Астрономические часы созданы в XVI веке швейцарским часовым мастером и как все главные государственные часы привлекают внимание туристов своим боем и движущимися фигурками. Под сводами башни – бернские меры длины и картины, рассказывающие об истории основания города.

А вокруг башни, со всех ее сторон расположились фонтаны.

Самый яркий и самый страшный из фонтанов Берна – фонтан «Пожиратель Детей». Над маленькой площадью возвышается чудовище в облике человека, карманы которого набиты детьми и одного из них он уже начал есть. Видать дети во все времена не отличались послушностью, что их так запугивали.

Фонтан «Волынщик», один из самых простых, не обремененных каким-либо особым смыслом, но очень красивый. Фигура волынщика в классическом синем костюме с одним из необычных и загадочных музыкальных инструментов.

К фонтанам, принадлежащим рукам Ганса Гинга относится фонтан «Анна Зайлер», посвященный автором основательнице больнице и по задумке автора скульптура должна была означать умеренность.

Мы видим женскую фигуру а простой одежде, льющую воду из кувшина в миску.

Я нашла еще два фонтана. Один изображает женщину с весами, он скорее всего посвящен работницам рынка, видно на этой площади когда-то был рынок.

Последний мной найденный красивый яркий медведь! Ведь в Берне медведей много не бывает!

Мишки живут в Берне с XVI века. Только во времена наполеоновского нашествия мишек вывезли во Францию, но после освобождения Швейцарии от французов, новых мишек завезли в город и устроили им парковую зону, под названием «Парк Медвежья Яма».

Если вы увидите на мосту перед парком множество плиток с именами и фамилиями, знайте, это все содержатели медвежьей семьи, состоящей из трех мишек –мамы, папы и сыночка.

В личном парке у мишек прекрасные жилищные условия – большие поляны, лесочки, берлога, медвежья яма с небольшим бассейном, куда мишек переводят на время, пока их территорию убирают и даже отгороженный кусочек реки. Так что жизнь бернских мишек очень напоминает жизнь российских мишек, только наши намного свободнее!

Спасибо, что дочитали до конца!

Чтобы у меня была возможность поделиться с вами красивыми, интересными местами, где мне довелось побывать, интересными историями, подписывайтесь на мой канал.

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.