Строительство: 1045-1050

Освящение: 1052 год

Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы 

Архитектурный стиль: византийский

Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11

История

Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы. Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.

В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.

Как устроен Собор Святой Софии

Мартирьевская паперть

В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.


Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.

Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.

Голосники

В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.

Иконостас

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.


Купола

Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.

Голубь на кресте

На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

Фреска

Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.

Магдебургские врата

В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов.


крываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.

Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой

Святыни

Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом. Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.

Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.


В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.

Софийская звонница

Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.

В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены. Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.


Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.

Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее. Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее. Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.


Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.

В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.

| Читайте также:

Источник: foma.ru

Софийский собор в великом новгороде

Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Одна из древнейших церквей, построенная славянами…

15 февраля 1045 года началось строительство Софийского собора в Новгороде. «Умрем за Святую Софию!» — боевой клич новгородцев. Они шли в бой не за какие-либо государственные институты, а за Божию Правду, которую свято хранил Великий Новгород…


Монета мудрости

София, Премудрость Божья, есть одно из имен Христа. Однако во всех известных случаях присяги новгородцы целуют икону Богородицы. Это заставляет думать, во-первых, что в Средние века не существовало известного иконографического типа св. Софии в виде огненного ангела, а, во-вторых, что в Новгороде возобладало богородничное или женственное понимание Софии.

4756201

Интересно, что на новгородских монетах изображался не князь, а  София (ангел, представляющий собой мудрость). На них стоит надпись „Великого Новгорода“, тогда как на монетах русских княжеств всегда стояли имена князей.

Под защитой Премудрости

Святая София имела у новгородцев осязаемый символ — Софийский собор. Значение этого собора для Новгорода было столь велико, что новгородский летописец смело утверждал: «Где Святая София, тут Новгород!»

7

Новгород был республикой — Господином Великим Новгородом. Собор Святой Софии являлся его духовным центром, и существовало поверье, что Новгород охраняется „Божественной Премудростью“.

Ярослав Мудрый

Софийский собор заложил Ярослав Мудрый.  В 1046 году в Новгороде чуть севернее сгоревшей ранее 13-главной деревянной церкви. В это время город управлялся его сыном, Владимиром Ярославичем.


398px-1000_Yaroslav
Ярослав Мудрый на </span></em>Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

Стройка шла довольно быстро, и епископ Лука освятил собор уже в 1050-1052 годах. Сначала храм решено было не белить, и оставить кладку открытой. Стены внутри также остались открытыми. Полностью храм стал белым только через сто лет, в 1151 году.

Высокая честь

Софийский собор использовался не только для богослужения. Он являлся местом, где проходили различные государственные акты и торжественные церемонии, устраивались, например, приемы иностранных церемонии,  здесь размещались библиотека и архив древнего Новгорода, хранились исторические ценности города, образцы мер и весов.

02-04-lebedev-veche-novgorod

Под звон Софии на площади перед собором собиралось всенародное вече, устраивались проводы воинов и встречи победителей. Церковь Святой Софии имела патрональное значение для Новгорода и всей его земли.

Там хоронили владык, иногда князей и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству удостаивались по смерти такой чести, преимущественно, когда они положили голову в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме Святой Софии считалось самою высокою честью.

Жребий брошен

Новгородского архиепископа избирали на вече. Имена кандидатов писали на жребиях, которые клали на престол собора Святой Софии. Служили литургию.

novg05

После окончания богослужения тянули жребий, который и определял имя нового владыки. Новгородцы считали, что именно таким образом лучше всего совершается божественное волеизъявление.

Они говорили: «Не хотим избрания от человека, а желаем принять извещение от Бога — кого Бог захочет и Святая София».

Святая защита

В 1170 году Новгород был осажден суздальцами во главе с Андреем Боголюбским. Во время очередного штурма одна из стрел попала в икону Знамения. Из нее как из живой,  потекли слезы, и Богородица повернула свой лик к новгородцам.

На осаждавших напал ужас, и они, бросив оружие и обозы, в страхе побежали кто куда. Сейчас чудотворная икона установлена в Софийском соборе справа от Царских врат.

124433653

В 1570 году Иван Грозный силой захватил Новгород и отдал его на разграбление опричникам. По легенде, когда  голубь увидел с высоты храма жуткое побоище, он окаменел от ужаса.

Одному из чудом уцелевших монахов было видение о том, что голубь этот послан горожанам как божественное обещание защиты и от всех врагов. Пока голубь на кресте – город сохраняется.

Странствия Креста

Во время немецкой оккупации в Новгороде был расквартирован инженерный корпус испанской «Голубой дивизии”. При отступлении крест с купола Софийского собора  вывезли в Испанию как трофей.

a05a2f46ae320b7a47edfbd95a81527e
Софийский собор в 1944г.

В  2002 году новгородскому архиепископу стало известно, что святыня находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. В результате переговоров с испанским королем было принято решение о возвращении креста. И в 2004 году крест Софии вернулся в Великий Новгород.

[источники]
https://storyfiles.blogspot.com/2015/09/blog-post.html

Самые сливки из блога и дополнительная познавательная информация на канале https://t.me/info_jor

Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=67968.

Источник: masterok.livejournal.com

Софийский собор в Новгороде. Расположение, схема проезда

Возраст центрального православного памятника Великого Новгорода примерно 1000 лет. Храм входит в состав комплекса Новгородского Кремля, и находится в самом старинном его уголке – на территории Владычного двора.

Возвышаясь на левом берегу реки Волхов, Софийский собор привлекает к себе восторженные взгляды: величавое и громадное сооружение, возведенное из белоснежного камня с пятью куполами, похожими на шлемы русских воинов. Один купол по центру покрыт золотом, остальные окрашены свинцовой краской.

До религиозного памятника можно доехать на автобусах: №7, 7А, 17, 17А, 26. Эти маршруты довезут на Сенную площадь. Чтобы добраться до собора Святой Софии, необходимо войти в Кремль недалеко от прилегающего парка. А затем пройти по аллее 100 м. По левую сторону можно увидеть Софийский собор, и совсем рядом – памятник, посвященный 1000-летию России.

Расписание богослужений не зависит от того, какой день недели:

Утренняя служба в 10:00
Вечерняя служба в 18:00 (за исключением – понедельника и вторника);
Вечером в четверг служба и молебен Никите Новгородскому (если нет другого праздника в пятницу)
Воскресным вечером служба и молебен у иконы «Знамение»

История Собора Святой Софии

В первое время храм, сложенный из известняковых пористых плит, имел более светлое и теплое убранство как внутри, так и снаружи. Грубому каменному материалу собора в 12 веке придали изысканный вид, а внутренние стены были украшены расписными иконами и богатой утварью.Софийский собор в великом новгороде

За долгие годы своего существования Софийский собор подвергался перестройкам и изменениям. Устраивались выставки под открытым небом, которые не прошли испытания суровыми зимними морозами.

В итоге храм стал выглядеть строго и «хмуро», (а позднее появилась пристройка «Златая» паперть), ушел вглубь земли на 1,5 м и был обворован приспешниками Ивана Грозного. Они вынесли бесценные иконы и другие драгоценные предметы, разрушили Корсунские ворота.

Видоизмененный в Средневековье и разрушенный снарядами фашистских захватчиков (немцы вывезли из собора деревянные резные элементы храма и иконостас, которые позднее были возвращены), православный новгородский собор начал приобретать строгий и мрачный облик.

Внутреннее убранство представлено потускневшими фресками 11 века и иконами 14-16 века, многие из них не сохранились. Произошло это потому, что в Софийском соборе в первые годы 20 века была проведена некачественная реставрация, а затем началась первая Мировая война.

Однако на стенах собора, где сохранилась старая шпаклевка, историки обнаружили записи, сделанные прихожанами, относившиеся к 11-13 векам. Надписи рассказывали о том, что происходило в городе, как молились люди в те времена. При дальнейших исследованиях обнаружились элементы мозаики, которые украшали алтарные столбы, и части пола.

Когда-то собор Святой Софии обладал бесценной библиотекой, которая состояла из уникальных записей, исторических летописей, научных и медицинских трактатов. Часть этой коллекции сохранилась до сегодняшнего дня.

Софийский собор в великом новгороде

В Софийском соборе находятся:

  1. Гробницы святой княгини Анны (она была женой Ярослава Мудрого).
  2. Князя Владимира с супругой Александрой.
  3. Князей Мстислава и Федора.
  4. Священнослужителей Никиты и Иоанна.

И еще многие князья, монахи и другая знать нашли здесь последнее пристанище.

Во времена, когда страной управляли большевики, собор закрывают для богослужений и делают внутри него открытую выставку, которая должна была подчеркнуть, как богато живут священнослужители, что очень осуждалось властью. В качестве экспонатов выступали все предметы, имеющие большую ценность.

Полученные повреждения во время войны, устранили в Софийском соборе сразу же после ее окончания. До 90-х годов храм служил отделением новгородского музейного комплекса. Летом 1991 года состоялось торжественное возвращение собора Святой Софии православной церкви Московским патриархом.

Архитектурные особенности храма

Основание новгородского Софийского собора состоялось 21 мая (по старому календарю в июне) 1045 года. В этот день заложили первый камень для постройки храма и отмечали День Святых апостолов Елены и Константина.

Как гласят древние летописи, в этот день был сожжен самый первый (деревянный) православный храм Премудрости Божией. Из других источников известно, что первый собор Софии сгорел после того, так закончили строительство новгородского Софийского собора, но историки не подтверждают ни одну из этих версий.Софийский собор в великом новгороде

Тем временем на киевской земле уже высился собор Святой Софии, архитектура которого была представлена византийским стилем. Можно отметить, что новгородский и киевский соборы имеют схожие черты.

Это объясняется тем, что в XI веке не так было развито каменное строительство, и, соответственно, технология и стиль были одинаковыми. Для возведения собора, вероятнее всего, князь Владимир нанял киевских мастеров или строителей из Константинополя.

Строительные материалы, кладка камня и плинфы – во всем прослеживается идентичность киевскому собору. Даже то, как скрепляли камни между собой, было в точности повторено: смесь известкового раствора и толченого кирпича.

Оба собора имеют пятинефные помещения с хорами, высокими башнями и длинными галереями.Софийский собор в великом новгороде

Собор Святой Софии в Новгороде включал в себя отдельное помещение с алтарем для богослужений, ранее здесь располагались три часовни. Их соединили в одно сооружение с помощью дополнительных галерей.

Такой объемный стиль в архитектуре стал отличительной особенностью новгородского софийского храма. Это и высокие потолки центральной части Софийского собора, и организация кровельных перекрытий. Для того, чтобы все объединенные постройки находились на одном уровне, зодчие надстраивали дополнительные стены, и усиливали их опорными столбами и сводами (акбутанами).

Изменение объемов подкупольного пространства, увеличение высот в других помещениях не были традиционными для киевской или византийской архитектуры. Преображенный новгородский Софийский собор, с его вытянутыми ввысь формами, стал заметно отличаться от остальных храмов того времени.

Внутри стен собора Святой Софии использовали голосники – керамические сосуды или горшки. Для улучшения акустики внутреннего пространства храма их располагали определенным образом. Круглые отверстия сосудов, в основном, направляли на внешнюю сторону храма, но иногда предполагалось и противоположное размещение.

Такое конструкционное решение в стенах объемного собора помогало решить проблемы с акустикой, и исключить появление эхо. Голосники выполняли еще одну важную функцию.Софийский собор в великом новгороде

Так как амфоры и горшки имели округлую форму, несущая способность стен увеличивалась в несколько раз. А за счет пустого пространства внутри голосников уменьшался вес тяжелого купола, и вместе с этим, снижалась нагрузка от громадной конструкции на фундамент, опорные столбы и арки.

Собор Святой Софии в Новгороде украшен 5-ю куполами, а шестой возвышается над башней с лестницей, которая расположилась в западной части у южного входа. Купола внешне напоминают шлемы, защищающие головы древнерусских воинов. На центральном куполе, который был позолочен в XV веке, установлен свинцовый голубь. Он смотрит на город вот уже тысячу лет.

Только в XVII веке в храме появилась первая звонница. В новгородском соборе можно попасть на выставку колоколов. И заодно посмотреть какой открывается вид на город с высоты колокольни.

Внутреннее убранство храма

Росписи на внутренних стенах церкви появились в XI веке. До наших дней дошла знаменитая картина «Константин и Елена», работу над которой вели византийские художники.Софийский собор в великом новгороде

При реставрации храма в XIX веке специалисты, сняв старый слой шпаклевки, нашли написанных во весь рост императора Константина с его матерью. Эта фреска уникальна из-за технологии, с помощью которой она была создана. Расписывалась она по сухой штукатурке.

Следующие росписи православного храма проводились в XII веке. Лишь незначительные части фресок на центральном барабане смогли сохраниться до нашего времени, на которых были изображены трехметровые фигуры провидцев. На алтаре присутствовала мозаика с образами святых. В некоторых коридорах церкви можно увидеть фрагменты изображений Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

После XII века уцелели только две иконы:

  • Апостолы Петр и Павел;
  • Спас на Престоле.

    Софийский собор в великом новгороде
    Собор Святой Софии — икона спас на престоле

Встречаются на стенах собора надписи, оставленные зодчими и прихожанами. Даже настенные картинки иконописцев, которые в современном творчестве называются «граффити», тоже присутствовали внутри храма. Известно, что в XII столетии украшением церкви занимался послушник Стефан вместе с художниками Микулой и Радко.

Интересный факт! В стенах святыни скрывались клады и тайники, где хранилось многочисленное богатство состоятельных горожан того времени, в том числе и самого князя Владимира.Софийский собор в великом новгороде

По сказаниям, именно его «схоронка» была найдена Иваном Грозным, непонятно от кого узнавшем о сокровищах. Кроме личного клада в тайниках храма в то время сохранялась и казна Великого Новгорода.

Росписи и иконы Софийского собора

Как только собор Святой Софии в Великом Новгороде был построен, художники сразу приступили к его украшению и росписи. До наших дней сохранились лишь части центральных купольных фресок с изображениями провидцев и херувимов. Уникальная картина с образом Христа Пантократора в центре купола была уничтожена бомбой, которая попала в собор во время военных действий в 40-е годы.Софийский собор в великом новгороде

Еще одним открытием для историков стало обнаруженное под современными росписями изображение апостолов Константина и Елены в Мартирьевской паперти. Так как эта фреска была написана бледными красками и не имела четких линий, можно предположить, что она являлась черновиком для будущей мозаики.

Те росписи, которые преобладают во внутреннем убранстве новгородского Софийского собора, были созданы в конце XIX века.

Новгородская православная церковь славится иконостасами. Центральная стена украшена иконами Софии и Премудрости Божией, относящихся к XV-XVI векам. На них преобладают красные и алые оттенки, что достаточно символично передает смысл жертвы, которую принес для людей Христос.Софийский собор в великом новгороде

Рождественский иконостас возглавляет икона Богородицы, родом из Тихвина (XVI век). Она присутствовала на заключении мирового соглашения между Россией и Швецией в 1617 году. По приказу царевны Софии икона была спрятана в специальное металлическое облачение – ризу. Также здесь находится икона «Спас на престоле» XIV века и другие образа XVI-XIX веков.

Знаменитая и самая главная святыня новгородского храма Св. Софии – образ Божьей Матери на иконе «Знамение», которая очень ценится среди православных. На изображении иконы Богоматерь раскинула руки с обращенными к людям ладонями.Софийский собор в великом новгороде

Такое положение рук говорило о том, что она читает покровительственную молитву. Стиль написания Божьей Матери иконописцы называют Оранта. Говорят, что икона помогла выдержать осаду князя Андрея в 1170 году.

Мощи

В Новгороде в Соборе Святой Софии хранятся одни из самых почитаемых мощей в православии – мощи пресвятого Саввы. Он был причислен к лику святых монахов, а его останки считаются нетленными. Мощи княжеских особ, причисленных к святым, также находятся в новгородском храме.

Магдебургские врата

Главными воротами Софийского собора в Великом Новгороде служили Магдебургские врата, которые запирали церковь с западной стороны. Если пройти в них, можно попасть в храм через Корсунскую паперть. Создали эти врата магдебургские ремесленники в XII веке.

Достопримечательность украшена рельефным орнаментом, который передавал сцены по библейским мотивам. Каждая картина сверху имела подписи на латинском языке, а снизу расшифровку на русском языке.Софийский собор в великом новгороде

Когда-то давно эти уникальные врата открывали для царственных особ по праздникам и торжествам. Теперь большую часть времени они закрыты.

Крест главного купола

Можно выделить этот крест среди остальных из-за присутствия на нем символа мира – голубя. Много событий пришлось пережить главному купольному кресту.

Во время ожесточенных боев с фашистскими захватчиками купол храма был уничтожен. Часть исторических памятников, предметов живописи и искусства было украдено из Софийского собора и вывезено вражескими войсками.

Среди них был и купольный крест. Далее дивизией испанских добровольцев он был доставлен в Испанию в качестве военного трофея. После длительных переговоров с испанским королем и при помощи протекции Российского Патриархального сообщества и правительства, православный крест главного купола вернулся на Родину в 2004 году.Софийский собор в великом новгороде

Взамен в испанский музей была отправлена копия креста. Такой же точно установили на купол новгородского храма в 2007 году. Саму историческую реликвию, возвращенную в родные края, спрятали глубоко в подвальных помещениях храма.

Главный символ Святого Духа – это голубь, выполненный из свинца и размещенный на кресте центрального купола. Как рассказывают предания, когда город захватил Иван Грозный со своим войском, мимо пролетал голубь.

Птица видела, какие ужасные страдания причиняют опричники Ивана Грозного местным жителям, и присел на кресте в каменном обличии. Из разговора с Богородицей один из послушников узнал, что птица была послана, чтобы утешить народ новгородский. Пока голубь на кресте, Новгород будет в безопасности.

Граффити Софии Новгородской

В Софийском соборе на различных стенах и уровнях можно найти древние росписи и картинки – граффити. Их ставили в свое время священнослужители и прихожане новгородского храма. Из этих исторических надписей можно узнать много нового о том, как жили люди во времена древней Киевской Руси.

Любопытные граффити, обнаруженные в киевском храме, повествуют о государственных событиях того времени и известных людях.

Собор Святой Софии в Новгороде больше известен фресками и мозаиками (о которых упоминалось ранее), нежели историческими надписями. Люди, приходящие в церковь, любуются в основном изображениями святых и событийными сценами, но не обращают внимания на старинные надписи и автографы, расположенные совсем рядом. Напрасно, ведь из них можно узнать о многих исторических фактах.Софийский собор в великом новгороде

Благодаря граффити Софийского собора историки узнали, что на Руси было много грамотных и ученых людей. Эти письмена также отражают уникальный язык изложения того времени.

Собор Святой Софии в Новгороде посещали люди со всех уголков страны, и подтверждением тому являются многочисленные надписи и автографы на стенах.

Отдельно стоит обратить внимание на надписи в открытой парадной галерее Софии. В XI-XIII веках сюда не могли попасть простые посетители. Доступ в Софийский хор был доступен лишь членам высокопоставленных семей или другой знати. Царские особы, как и другие прихожане, занимались нанесением граффити на стены новгородского собора.

Настенные надписи собора Святой Софии – это ценнейшее подтверждение грамотности на Руси. И стоит отметить, что граффити относятся к глаголической системе письма, являющейся более древней, чем кириллица.

Хотя письменность, придуманная Кириллом и Мефодием, имела достаточную распространенность в церковной культуре, огромное количество граффити было выполнено глаголицей, что указывает на предпочтительное использование глаголической системы письма.

Из надписей собора Святой Софии людям стало известно о многих событиях их жизни древнерусских жителей.

Другие достопримечательности собора

  1. Специально выкованные для новгородского Софийского храма Васильевские ворота, отличались торжественностью. Они были отлиты из меди, а изображения на них выполнены техникой золотой наводки. После захвата Новгорода Иваном Грозным, ворота были сняты. Теперь их запирают в Успенском монастыре.Софийский собор в великом новгороде
  2. Большую историческую ценность представляют фрески новгородского собора. Здесь их большое количество, и все они относятся к различным временным отрезкам. Самые ценные из них обнаружили реставраторы в XX веке.
  3. Звонница появилась чуть позднее. Она переделывалась несколько раз с XV в. В нее вносили изменения из-за веса колоколов. Теперь к ним можно прикоснуться у входа и внутри самой звонницы. Входной билет в колокольню дает право прогуляться по башенным стенам, увидеть и его окрестности, как на ладони.

Оказавшись в уникальном и старейшем городе Новгороде, необходимо включить собор Святой Софии в список обязательных мест для посещения, осмотреть все его достопримечательности и святыни.

Оформление статьи: Мила Фридан

Источник: touristam.com

Софийский собор в великом новгороде

«сердце Новгорода»

Как и любой древний город, Новгород начинался с крепости – кремля, или как здесь говорят Детинца (из-за того, что в крепости жили дружинники князя, звавшиеся «отроками», «детьми»). Детинец и был тем самым «Новым городом», куда перенесли поселение с Рюрикова городища. Вообще новгородский кремль заслуживает, конечно, отдельного обстоятельного рассказа (и поста). Но есть в нём всё-таки главная достопримечательность, и главный символ всего города Новгорода – это Софийский собор, или Софии Премудрости Божьей. Интересно, что собор являлся в своё время первой каменной постройкой Новгорода. А сегодня это ещё и древнейшая сохранившаяся каменная церковь России. Поэтому предлагаю подробно и с глубоким уважением посмотреть Софийский собор (кроме внутренних интерьеров, где я постеснялась снимать).

Софийский собор в великом новгороде

Дошедший до нас Софийский собор — это второе его воплощение. Впервые собор Святой Софии в Новгороде создали в год крещения Руси (988г.) искусные новгородские плотники, из дерева – имел он 13 глав и считался чудом архитектуры. Но простояла та деревянная София около 50 лет и в очередном пожаре сгорела дотла. После этого князь Владимир (сын Ярослава Мудрого) и решил возвести вот эту каменную церковь, похожую на так любимый его отцом одноимённый Софийский собор в Киеве.
Построенный «по образу и подобию» киевского собора — «наш», новгородский, все же имеет свои особенности и впоследствии стал примером для целого стиля новгородских церквей. Именно в Новгородской Софии было впервые использовано традиционное русское пятиглавие, определившее церковную архитектуру на всю последующую историю России. Правда, позднее (в конце 11 века) к храму была пристроена Мартирьевская паперть, поэтому у современного Софийского собора 6 глав. Все купола шлемовидной формы – как шлемы древнерусских воинов, это символ борьбы со злом и тьмой. При этом четыре центральных купола – серебряного (свинцового) цвета, а пятый сверкает на солнце золотом!

Софийский собор в великом новгороде

Софийский собор был построен в короткие даже по нынешним меркам сроки — всего за 5 лет, с 1045 по 1050 годы. В то время как в тогдашней средневековой Европе многие знаменитые готические соборы возводились в течение 100-200 лет. Ещё более поразительно то, что Софийский собор в основном дошёл до нас в первозданном виде! Даже во время Великой Отечественной войны внешне он серьёзно не пострадал — линия фронта проходила по реке Волхов: левый берег занимали немцы, а правый — советские войска, которые получили приказ не обстреливать древние памятники города, прежде всего — кремль и собор.

Софийский собор в великом новгороде

Розовое здание, которое вплотную примыкает слева к собору – это Митрополичьи покои 18в.

Софийский собор в великом новгороде

Помимо собственно здания собора, Новгородская София имеет и множество других, уникальных достопримечательностей. На кресте центрального купола находится маленькая фигурка голубя — символа Святого Духа. Снизу, с земли, без фото-зума не очень видно – но голубь там точно есть)) По легенде – это живой голубь, который окаменел от ужаса и горя, увидев жестокую расправу Ивана Грозного над жителями Новгорода в 1570г. Голубь был послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, Новгород будет им храним.

Софийский собор в великом новгороде

Во время войны в 1942 г., когда Новгород был оккупирован немцами, в главный купол собора всё-таки попал советский снаряд, и упавший крест с голубем 19в. был вывезен в Испанию в качестве военного трофея. Потом в 2000-х годах была целая история по его возвращению обратно в Россию, хлопотал об этом сам президент Путин – в итоге сегодня тот старый крест с голубем стоит внутри собора около иконостаса.

А снаружи это уже «новый» крест и голубь, образца 2007г. – символ мирного неба.

А вот что уже никогда не вернуть в сбитом снарядом в войну 1942г. центральном куполе – это интереснейшую древнюю фреску изображения Бога-Отца, написанное со сжатой в кулак ладонью. По преданию, иконописцам трудно давалось написание образа Спаса Вседержителя. Два раза они его писали, начав писать в третий раз, услышали глас, просящий их: "Не пишите Мя с рукой благословляющей, а оставьте с рукой сжатой. Держу Я в руке сей Новгород, и когда разожму руку, будет сему граду скончание". Сегодня под центральным куполом на месте этой утраченной фрески пустота. Там только висит огромное (высота — 4,5 метра, размах — 3,5 метра, вес — 2 тонны) бронзовое четырехъярусное паникадило (люстра для свечей), изготовленное в Нюрнберге и подаренное собору Борисом Годуновым.

Софийский собор в великом новгороде

За столетия своего существования собор «врос» в землю на 1,5 метра глубины (это можно оценить, зайдя внутрь, особенно у Мартирьевской паперти).

Софийский собор в великом новгороде

Около соборных стен можно посмотреть и на средневековое оружие — каменные ядра 15-16 вв. Их метали с помощью специальных орудий – мортир — со стен крепости. Ядра эти появились тут у собора для обозрения ещё в 19 веке.

Софийский собор в великом новгороде

В Софийским соборе молился, идя на битву, сам Александр Невский. Отсюда, получив благословение, уходили на ратные подвиги его княжеские дружины. Это мемориальная табличка на фасаде собора была установлена в 1970 г. в честь празднования 750-летия со дня рождения князя.

Софийский собор в великом новгороде

На восточной стене собора специально обнажён и оставлен неоштукатуренным кусок древней кладки. Кладка стен делалась по византийскому принципу строительства (в т.ч. из плинфы) и произведена из местного известняка с прокладкой рядов тонкого кирпича. Тут я вспомнила, сколь короток в нашей стране список уцелевших домонгольских храмов Руси – и новгородская София среди них.

Софийский собор в великом новгороде

Стены собора скрывали (а может быть и по сей день скрывают!) в себе немало кладов и тайников, где хранились богатства зажиточных новгородцев и самого князя Владимира, а также казна города. По легенде, именно «схоронку» князя нашел Иван Грозный, неизвестно откуда прознавший о тайнике. Однако царь точно указал место, где в стену церкви были вмурованы сокровища, и перевез их в Москву.

Софийский собор в великом новгороде

Сегодня в собор входят с северной стороны, а в старинные времена главным был, конечно, западный вход. Сегодня над ним видны плохо сохранившиеся росписи с изображением Троицы, Спаса Нерукотворного и Софии — Премудрости Божией.

Софийский собор в великом новгороде

Софийский собор в великом новгороде

Софийский собор в великом новгороде

Здесь находится одна из главных достопримечательностей новгородского Кремля — бронзовые ворота в романском стиле, украшенные множеством горельефов. Ворота имеют два названия. Более известное — Магдебургские, т.к. они были изготовлены в немецком городе Магдебурге (в 1153 году). Второе их название — Сигтунские: по легенде новгородцы привезли ворота из шведского города Сигтуна в качестве военного трофея. Да-да, оказывается, новгородцы были не только талантливыми торгашами купцами и входили в Ганзейский торговый союз, но и умели воевать «если надо». Из одного из таких военных походов в Швецию и были привезены эти ворота, которые шведы, в свою очередь, привезли из Магдебурга (Германия), отбив их также во время нападения. А в Магдебурге их сделали для собора в Плоцке, но доставить туда не успели.

Софийский собор в великом новгороде

Эта вобщем-то небольшая, двустворчатая дверь, которая отличается потрясающими кованными рельефами на ветхозаветную тематику, покрывающими всю поверхность, и расположенных как бы во множестве ячеек. Редкий образчик художественного литья Западной Европы, который датируется 12 веком.

Софийский собор в великом новгороде

Ворота были привезены в Новгород в разобранном виде и вновь смонтированы, но уже не совсем в своём первоначальном виде: некоторые части ворот «по пути» оказались потерянными и заменены рельефами, немного отличавшимися по стилю (что косвенно говорит в пользу версии военной добычи – уносили, как могли, типа "потом разберёмся"))

Вот внизу слева (вместо явно где-то утерянной вертикальной планки с растительным орнаментом) можно увидеть фигурку новгородского мастера Авраама, который собирал ворота. Он поместил себя между изображениями изготовивших ворота немецких литейщиков Риквина (слева от Авраама, с весами и клещами в руках) и Вайсмута (справа, только с клещами). Авраам отличается от «немцев» фирменной славянской стрижкой "под горшок" – он самый первый реставратор этих ворот😊

Софийский собор в великом новгороде

Софийский собор в великом новгороде

Софийский собор в великом новгороде

В целом же ворота украшены разными библейскими сценами из Ветхого и Нового Заветов

Софийский собор в великом новгороде

Софийский собор в великом новгороде

Ручки ворот выполнены в виде змей, прикреплённых к львиным мордам с раскрытыми пастями. Считается, что эти жуткие морды)) символизируют ад, поглощающий грешников. Головы грешников, торчащие из львиных пастей, прилагаются – ведь не зря ворота расположены именно на западной стороне собора, где традиционно на стене внутри, над входом изображается Страшный суд.

Сверху над левой ручкой можно прочесть на старославянском языке: "Ад пожирает грешных". Почему по-русски? Потому что часть "родных" поясняющих надписей на латинице были переведены и заменены новгородцами на русские.

Софийский собор в великом новгороде

Ну что сказать. С фантазией у средневековых людей, искренне верующих, было всё хорошо. Не то что в наше прагматичное и материалистичное время))

Софийский собор в великом новгороде

В 17в, когда Новгород был на несколько лет оккупирован шведами, шведский король захотел вернуть обратно в Швецию эти ворота. Но военачальники уговорили его не делать этого, опасаясь, что «это причинило бы много крика, жалоб и беспокойства»))

Вот такой архитектурный элемент из католического мира на портале православного храма –они очень необычно «смотрятся вместе»

Софийский собор в великом новгороде

В нескольких десятках метров от собора расположена его звонница. Она была возведена в 1437-39гг на месте прежней, за два года до этого обрушившейся во время весеннего половодья. Однако в дальнейшем её много раз перестраивали, и то, что мы видим сегодня, относится в основном уже к 17 столетию. Особенно заметно это по характерному для того времени крыльцу)

Софийский собор в великом новгороде

Софийский собор в великом новгороде

Софийский собор в великом новгороде

У подножия звонницы установлены несколько бронзовых колоколов 17в. разных размеров — как новгородских, так и привезённых сюда

Софийский собор в великом новгороде

Софийский собор в великом новгороде

Софийский собор в великом новгороде

Софийский собор в великом новгороде

О значении колокола на древней Руси, о непростой работе мастеров-литейщиков очень хорошо рассказал в своей новелле "Колокол" Андрей Тарковский (в кино "Андрей Рублёв"). Всегда вспоминаю его во всех наших звонницах)

Софийский собор в великом новгороде

Сегодня в верхней части звонницы устроена смотровая площадка, билет на которую также позволяет пройти по крепостной стене — кремлёвскому боевой ходу. Но из-за ковид-ограничений этот туристический аттракцион был для меня, увы, закрыт.

Софийский собор в великом новгороде

Зато посчастливилось послушать рядом со звонницей колокольный звон собора. В 17 часов буднего дня зрителями у звонаря (мужчина в пальто, работавший кстати не руками, а только ногой, нажимая на особую педаль) оказались только я и.. малыш (справа за деревом))

Софийский собор в великом новгороде

Софийский собор в великом новгороде

В заключении покажу здание, которое прямо не связано с Софийским собором. Но которое я долгие годы детства и юношества зрительно, в уме путала с ним. Путала упорно и упрямо, иногда даже в спорах. Это смешная и поучительная история))

Между Софийским собором и его звонницей находится вот эта особо неприметная церковь Входа Господня в Иерусалим 1759г. Про неё мало кто знает даже в самом Новгороде, а уж за пределами и подавно.

Софийский собор в великом новгороде

Когда я училась в 3 классе школы, нас с сестрой привезла в Новгород на музыкальный конкурс им.С.Рахманинова наша учительница музыки (конкурс этот, кстати, до сих пор ежегодно проводится в Новгороде). Мы выступали с фортепианным концертом здесь, на территории кремля — конкурс проходил прямо в здании этой церкви. Она, как видно, не маленькая в длину, зал внутри вмещает много посетителей – и с 60-х гг 20 века здесь располагается лекторий новгородского музея.

Софийский собор в великом новгороде

Софийский собор в великом новгороде

Софийский собор в великом новгороде

Долгие годы после той детской поездки в Новгород и участия музыкальном конкурсе, когда я рассказывала об этом кому-либо, то говорила: «Мы выступали в кремле — в соборе/церкви». Напомню, что в 90-х (и даже в начале 2000-х) интернет и быстрый поиск информации был не дешёвой по деньгам привилегией, не всем и всегда доступный, все современные поисковики, форумы и платформы информации были тогда ещё в самом зачатке, а фотографий малоизвестных достопримечательностей в сети почти не было. Друзья ровесники и знакомые в те времена переспрашивали, мол, как это – "Неужто в самом /Софийском/ соборе выступали? А разве там можно играть? И хватило всем места? итд". Но я-то «точно помнила», что «мы выступали именно в церкви, рояль стоял в самом алтаре итд.»)))) В общем, да здравствует нынешняя эпоха гугл-карт/викимапии и прочих удобных мест в интернете, где можно быстро, точно и с фотографиями посмотреть все-все места на планете)

Напоследок Софийский собор на весеннем закате😊

Софийский собор в великом новгороде

Источник: architectstyle.livejournal.com


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.