«Тысячелетие России» — памятник, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные. Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м).

Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м; окружность горельефа — 26,5 м. Вес металла памятника — 100 тонн, вес бронзового литья — 65,5 тонны (шар-держава — 400 пудов; колоссальных фигур — 150 пудов; крест на шаре — 28 пудов).


Всего памятник содержит 129 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня:
Группа, венчающая композицию, из двух фигур — ангела, поддерживающего крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (символ государственной власти монарха), покрытой узором из изображений крестов. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячел?тію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго л?та 1862».

Среднюю часть памятника занимают 17 фигур («колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определенную часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определенных рубежей государства.

В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей.


Просветители:
1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий Ростовский. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша Печерский. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий митрополит. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила. Митрополит Киевский. 15. Иона. Митрополит Московский. 16. Святой Савватий Соловецкий. 17. Святой Зосима Соловецкий. 18. Максим Грек. 19. Гурий. Архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий. Митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский. Архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович. Архиепископ Новгородский. 26. Платон. Митрополит Московский. 27. Иннокентий. Архиепископ Херсонский и Таврический. 28. Макарий. Митрополит Московский. 29. Варсонофий. Архиепископ Тверской. 30. Тихон Задонский. 31. Митрофан Воронежский.

Государственные люди
1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей, 17. Александр I. 18. Михаил Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I. 21. Ярослав Мудрый. 22. Владимир Мономах. 23. Гедимин, князь Литовский. 24. Ольгерд, Великий князь Литовский. 25. Витовт, Великий князь Литовский. 26. Иван III.


Военные деятели и герои
1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут. 6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский, московский воевода 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня, князь. 11. Марфа Борецкая (Посадница). 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин. 29. Довмонт, князь Псковский. 30. Матвей Платов. 31. Петр Багратион. 32. Иван Дибич. 33. Иван Паскевич. 34. Адмирал Лазарев. 35. Вице-адмирал Корнилов. 36. Адмирал Нахимов.

Писатели и художники
1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин. 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский.


Среди изображенных нет Ивана IV. Его не включили в композицию памятника, памятуя кровавую расправу, учиненную опричниками в Новгороде в 1570 году.

Закладка памятника состоялась 16 (28) мая 1861 года на кремлевской площади, между Софийским собором и зданием присутственных мест. До этого там находился памятник Новгородскому ополчению 1812 года, который перенесли на площадь перед зданием Дворянского Собрания.

На глубину 10 метров был заложен фундамент, выполненный в виде цилиндрической стены, расширяющейся книзу, с пустотой внутри около 4 м в диаметре. В фундамент был заложен гранитный камень, в выемку в котором был вставлен бронзовый ящик с надписью о времени закладки памятника и его назначении. В этот ящик были вложены медали времен Александра II, а также золотые и серебряные монеты 1861 года. На фундаменте был возведен гранитный пьедестал, постепенно суживающийся кверху. Он также имеет внутри пустоту, покрытую сводом. Наружная облицовка — серый полированный сердобольский гранит, добытый на северном берегу Ладожского озера. Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса.

Памятник был торжественно открыт 8 (20) сентября 1862 года в присутствии Александра II. В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощен. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня.


В Новгород к этому событию приехало все августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров, а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей строителя Софийского собора князя Владимира Ярославича из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, торжественный обед. Третий день празднования совпал с днем рождения великого князя Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесенные ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.

Специально к открытию были выпущены два путеводителя по Новгороду (первые в истории города).


В день открытия памятника вышел указ о награждении лиц, участвовавших в создании памятника. Микешин был награжден орденом Святого Владимира 4-ой степени, ему была назначена пожизненная пенсия 1200 рублей в год. Шредер был награжден орденом Святой Анны 3-ей степени и премией 3000 рублей (в 1890-х годах ему также была назначена пожизненная пенсия 1200 рублей в год за создание памятника). Залеман, Михайлов, Лаверецкий и Чижов были награждены ценными подарками.

После революции монумент воспринимался как памятник самодержавию и был зашит фанерой и досками. Однако позже он снова был открыт для обозрения.

15 августа 1941 года в Новгород вошли немцы. Немецкий генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине. Зимой 1943—1944 года начались работы по демонтажу. Железной дорогой успели увезти бронзовую решетку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые фонари художественной работы, стоявшие вокруг него. Разобранный памятник оккупантам вывезти не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобожден советскими войсками.

К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя ее часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трехметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли.


Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причем в числе первых объектов разоренного Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры. Для передвижения и подъема фигур был построен узкоколейный путь, а для установки фигур на свои места вокруг памятника устроены леса и изготовлены необходимые приспособления. Потребовалось изготовить более 1500 недостающих деталей. Работы по восстановлению проходили под руководством архитектора Захарова, художника-реставратора Чернышева, инженера Давыдкина. Памятник был торжественно открыт 2 ноября 1944 года.

В 1954 году была произведена доделка прежних работ по восстановлению (сварка швов, укрепление отдельных плит литья, все бронзовые части были патинизированы).

Вторая половина 1970-х годов — специалисты Ленинградского научно-производственного объединения «Реставратор» восстановили вокруг памятника фонари и решетку (вместо увезенных в Германию). Апрель-июнь 1982 года — тщательный осмотр и чистка.


В 1994 году детальный осмотр памятника выявил его угрожающее состояние по причине частичного разрушения и значительной коррозии деталей стальной несущей конструкции верхней части памятника. Отсутствовали некоторые элементы декора (не восстановленные в 1982 году). АО «Ампир» (Санкт-Петербург) в период с февраля по октябрь 1995 года провел очередной цикл восстановительных работ.

В 1990-х годах в маленьком помещении внутри монумента специалисты отыскали своеобразные сталактиты, сталагмиты и остатки лестницы, забытой в середине XIX века.

Памятник изображался на пробной монете России номиналом 50 копеек (1998), банкноте 5 рублей (образца 1997 года — в настоящее время более не выпускается), на памятных монетах России 2002 и 2012 г.

В наше время памятник «Тысячелетие России» является одним из самых знаменитых и популярных в России. Во время путешествия по древней новгородской земле вы не сможете не увидеть творение Микешина, оно находится в сердце города, перед Софией Новгородской. Разглядывать данный монумент можно в течение долгого времени.

скачать dle 12.1

Источник: safe-rgs.ru


Памятник тысячелетие россии в новгороде кто изображен

Практически не прекращается в России война с памятниками (да что в России — в США тоже воюют и прямо сейчас). В разные времена и разные годы это были разные персоны, которых сносили, потом ставили, а потом опять сносили. Лично я сторонник того, что любое историческое лицо, попавшее в историю страны может быть отмечено в виде памятника. Персона была — памятник это показывает. А потом уже к ним будут подходить разные группы людей и им будут рассказывать разные версии истории и отношений у этим людям, т.к. единой утвержденной истории не будет никогда.

А вот знали ли вы, что на памятнике установленном в Новгороде еще в 1861 году на тему «Тысячелетие России» нет одного из очень ярких исторических персонажей России. Вы его точно знаете.

Угадали кого?

Идея установки памятника 1000-летию российской государственности принадлежала Александру II и была поддержана Комитетом министров. В 1859 году провели конкурс, на который было представлено 52 работы. Победителем стал никому еще не известный выпускник Императорской Академии художеств Михаил Микешин, ему помогал скульптор Иван Шредер.

На создание памятника ушло почти полтора года. Закладка монумента состоялась 28 мая 1861 года на площади между Софийским собором и присутственными местами.


Памятник тысячелетие россии в новгороде кто изображен

Структура памятника

Силуэт памятника ассоциируется с двумя важными символами российской и новгородской истории: атрибутом царской власти — шапкой Мономаха — и вечевым колоколом. Деление монумента на три уровня подчеркивает знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

В верхней части – ангел, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину — Россию. Второй уровень состоит из шести групп. Каждая представляет один из этапов развития российской государственности: от Рюрика (на южной стороне) до Петра I (на северной). Лента горельефа, идущая по кругу внизу, вмещает в себя всю историю России.

129 фигур, утвержденных Александром II, объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители.

Интересно, что на памятнике нет фигуры Ивана Грозного – одного из наиболее известных представителей династии Рюриковичей. Было решено, что помещать его изображение в Новгороде неэтично, ведь царь «прославился» в том числе и жестоким погромом этого города. Зато на памятнике есть фигура Марфы-посадницы, отстаивавшей древние новгородские вольности и за это высланной Иваном III из города. В число великих литературных деятелей в последний момент, по настоянию Микешина, был включен Николай Гоголь, а вот украинского поэта Тараса Шевченко Александр II из списка вычеркнул.

Памятник 1000-летию российской государственности долгое время служил предметом всевозможных дискуссий. Большая часть общественности благосклонно приняла необычный памятник. Другие, как, например, Герцен, его активно критиковали. Но снести не решились даже большевики.

Памятник тысячелетие россии в новгороде кто изображен

«Тысячелетие России» в годы войны и в послевоенное время

В годы Великой Отечественной войны, во время фашистской оккупации, памятник разобрали немцы. К разрушенному Новгородскому кремлю они подвели узкоколейку: демонтированные фигуры и рельефы памятника планировалось отправить в Германию. Вошедшие в кремль советские солдаты обнаружили полузасыпанные снегом фрагменты…

И уже 7 ноября 1944 года после реставрации монумент был открыт вновь.

Ну, а про самого Ивана Грозного есть и такие мнения: утверждение о том, что сына-то Грозный не убивал! или вот например Великий ли Грозный, ну и про убийство Грозного царя

Если интересно узнать про другие сюжеты на памятнике, то это можно почитать здесь: Памятник тысячелетие России в Великом Новгороде. Интересная статья и там есть картина с торжественного открытия плюс 3d панорама того, как все выглядит вокруг.

А вот еще обсуждали тему Зачем казнят памятники, а вот тут Шутим с памятниками и смотрим на Заброшенные монументы социалистической Югославии

Источник: masterok.livejournal.com

Великий Новгород

Одной из самых значимых достопримечательностей Великого Новгорода является памятник «Тысячелетие России». В конце концов соборы есть и в других древних городах России, а вот такой памятник — один. Расположенный в центре Кремля, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест, привлекает внимание пышностью форм, помпезностью композиции.

Открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 года. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии российского государства и посвящен всему русскому народу. Автором памятника является Михаил Осипович Микешин, впоследствии известный художник и скульптор, а в то время это была его первая крупная работа. Конечно, такую грандиозную работу не мог выполнить один человек, поэтому в создании памятника принимал довольно большой творческий коллектив. Фактическим соавтором проекта нужно считать скульптора Ивана Николаевича Шредера, многочисленные фигуры исполнили: П.С. Михаилов, Р.К. Залеман, Н.А. Лаверецкии, М.А. Чижов, А.М. Любимов.

В памятнике отражены шесть эпох истории российского государства от варягов до создания империи: основание государства, принятие христианства, победа на Куликовском поле, централизация Русского государства, начало царской династии Романовых, петровские преобразования. Внешне сооружение напоминает громадный колокол, хотя некоторые видят в нем шапку Мономаха.

Памятник тысячелетие россии в новгороде кто изображен

Памятник тысячелетие россии в новгороде кто изображен

Памятник Тысячелетие России, общий вид

Памятник состоит из трех ярусов. Верхняя часть монумента символизирует православную веру как одну из основ русского самодержавия. Группа состоит из двух фигур — здесь ангел осеняет крестом Россию, изображенную в виде коленопреклоненной женщины. Подножием служит шар — держава с надписью: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862». Держава покрыта рельефным орнаментом из крестов.

Средний ярус символизирует самодержавие. Вокруг шара-державы — семнадцать фигур. Они составляют шесть скульптурных композиций. В центре каждой — герой, олицетворяющий свою эпоху:

   Рюрик — основание государства Российского в 862 г.
   Святой равноапостольный князь Владимир — крещение Руси в 988 г.
   Князь Дмитрий Донской — победа на Куликовом поле в 1380 г.
   Иван III — основание Российского государства в 1491 г.
   Михаил Романов — основание династии Романовых в 1613 г.
   Петр I — основание Российской империи.

Самым интересным является нижний ярус. Он представляет собой опоясывающий горельефный фриз, на котором изображены 109 выдающихся деятелей России. Разумеется список персон отражает политические пристрастия правящей элиты той эпохи и, конечно самого Императора Александра II, который лично утверждал перечень фигур. Здесь, можно сказать, памятнику «повезло» — во главе государства стоял самый либеральный царь послепетровской России, да еще на пике либеральных преобразований — год назад было отменено крепостное право. При другом раскладе, наверняка не было бы Гоголя, Грибоедова и уж конечно Лермонтова с его «На смерть поэта». Зато, вполне могли бы разместиться Аракчеев, мракобес Фотий и другие малопочтенные персонажи. Конечно либерализм Государя тоже имел свои пределы, так на Гоголя царя удалось уломать, а вот на Тараса Шевченко нет, хотя Микешин хотел его поместить.

Фигуры нижнего яруса объединены в четыре группы — «Просветители», «Государственные люди», «Военные люди и герои», «Писатели и художники». Здесь мы видим известных и в наше время деятелей: Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III. Козьму Минина, Дмитрия Пожарского, Петра I, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, М.В. Ломоносова, И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.И. Глинку и многих других.

Но, также присутствуют деятели подзабытые в нашу эпоху, ввиду незначительности их деяний, или общественной конъюнктуры нашего времени: Александр Кокоринов, Федор Волков, Дмитрий Бортнянский, Ордин-Нащокин, граф Сперанский, князь Кочубей и др.

Среди персонажей памятника «Тысячелетие России» нет Ивана Грозного. Его не включили в композицию памятника в отместку за кровавую расправу, учиненную опричниками в Новгороде в 1570 году.

Да и в официальной царской историографии Иван IV представлен кровавым тираном. Кроме того, он не Романов. Не удостоились чести и убиенные венценосцы: Петр III и Павел I — историю пишут победители.

Памятник тысячелетие россии в новгороде кто изображен

Рюрик

Правая рука Рюрика опирается на остроугольный щит, на котором выбита надпись «ЛЪТА STO». Это выполненная кириллицей летописная дата призвания варягов: S – «зело» со значком слева внизу обозначает шесть тысяч, Т – «твердо» – обозначает цифру триста. О – «он» – цифру семьдесят. Получается 6370 год от сотворения мира или 862 год от Рождества Христова.

Памятник тысячелетие россии в новгороде кто изображен

Дмитрий Донской

Справа от Рюрика изображен Дмитрий Донской — герой Куликовской битвы. Ногой он попирает поверженного татарского воина. Дмитрий Донской представлен на юго-восточной стороне, откуда были нашествия монголо-татар.

Памятник тысячелетие россии в новгороде кто изображен

Петр I

Центральным персонажем памятника является фигура Петра I. Крылатый ангел, символизирующий гения Славы указывает ему на север — новый путь России. У ног императора — побежденный швед, пытающийся спасти разорванное знамя.

Нижний ярус

Памятник тысячелетие россии в новгороде кто изображен

Памятник тысячелетие россии в новгороде кто изображен

Здесь интересна композиция из двух фигур, находящаяся в правом углу фото — Петр I с сосредоточенным взглядом и сложенными на груди руками и рядом с ним человек, явно разделяющий с ним его заботы. Видно, что это самый близкий ему человек. Кто же он ? Для большинства, не знающих историю памятника, сомнений никаких не было, конечно же это самый близкий сподвижник царя «полудержавный властелин», светлейший князь Александр Данилович Меншиков.

Однако, на самом деле это князь Яков Федорович Долгорукий (иногда его называют Долгоруков). Но, почему не Меншиков? И почему именно Долгорукий?

Памятник тысячелетие россии в новгороде кто изображен

Петр I и князь Яков Долгорукий

Сначала первый вопрос. Действительно, Меншиков был талантливым администратором и военачальником и самым близким сподвижником царя? Но в месте с тем он был тем, что сейчас называют коррупционер, а по тогдашнему — вор. Конечно, на Руси воровали все и всегда, разумеется если была возможность. У Александра Даниловича возможности были большие и воровал он соответственно. Кроме того, он был заправским интриганом, пытался практически насильно выдать свою дочку замуж за юного императора Петра II. Конечно, при дворе интриговали все, но Меншиков проиграл, а потому окончил свою жизнь в ссылке (хорошо что не на плахе).

В царской историографии его старались не замечать. А вот, в советской его подняли на щит, как человека из народа, подчеркивая его таланты и достижения и замалчивая неприятные стороны. Во многом этому способствовали замечательная книга А.Толстого «Петр I» и снятый по ней одноименный фильм.

Теперь обратимся к Долгорукому. Отнюдь не всегда, перечисляя сподвижников Петра, его включают в список. И даже когда включают, не ставят на первое место, а как говорится «через запятую».

Так почему же он на памятнике?

Памятник тысячелетие россии в новгороде кто изображен

Памятник тысячелетие россии в новгороде кто изображен

Открытие памятника «Тысячелетие России» Картина Б.П. Виллевальде

Памятник был торжественно открыт 8 сентября 1862 года, в присутствии Александра II и членов царской фамилии. В Новгород прибыло много знати, несколько тысяч солдат для участия в параде. Был устроен воинский парад и торжественный обед. Церемония также включала крестный ход к Софийскому собору. Торжества длились три дня.

Но почему столь значимый памятник поставили в провинциальном Новгороде, а не в столичном Петербурге или в Москве, где венчались на царство все российские государи ? Наверное потому, что монумент был задуман не как памятник российскому государству, а как памятник российскому самодержавию. А первого самодержца Рюрика, по официальной легенде, призвали как раз в Новгород. Поэтому и памятник здесь поставили, даже несмотря на то, что впоследствии Новгород был «замаран» республиканскими вольностями.

В журнале «Русский вестник» вышла статья, автор которой подписался одной буквой «О». Он назвал памятник Микешина «пестрой игрушкой». Особенно его возмутило то, что фигуры памятника стоят задом к державе. В ответной статье Микешин в шутку написал, что готов согласиться и расположить фигуры задом к публике.

Почему фигуры Ивана Грозного нет на памятнике Тысячелетие Руси?

Фигуры Ивана Грозного на памятнике НЕТ. Почему?

Вот как характеризует время правления Ивана Грозного Н.М. КАРАМЗИН (русский историк XIX в.,официальный историк правящей династии в сущности написавший нашу историю):

«Между иными тяжкими опытами судьбы, сверх бедствий удельной системы, сверх ига моголов, Россия должна была испытать и грозу самодержца-мучителя: устояла с любовию к самодержавию, ибо верила, что Бог посылает и язву, и землетрясение, и тиранов; не преломила железного скиптра в руках Иоанновых и двадцать четыре года сносила губителя, вооружаясь единственно молитвою и терпением, чтобы, в лучшие времена, иметь Петра Великого, Екатерину Вторую (история не любит именовать живых). В смирении великодушном страдальцы умирали на лобном месте, как греки в Термопилах, за отечество, за веру и верность, не имея и мысли о бунте. Напрасно некоторые чужеземные историки, извиняя жестокость Иоаннову, писали о заговорах, будто бы уничтоженных ею: сии заговоры существовали единственно в смутном уме царя, по всем свидетельствам наших летописей и бумаг государственных. Духовенство, бояре, граждане знаменитые не вызвали бы зверя из вертепа слободы Александровской, если бы замышляли измену, взводимую на них столь же нелепо, как и чародейство. Нет, тигр упивался кровию агнцев — и жертвы, издыхая в невинности, последним взором на бедственную землю требовали справедливости, умилительного воспоминания от современников и потомства!»

Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988. Т. IX. С. 563–572, 636–646.

ВЕСЬМА красноречиво не правда ли? Официальная идеология того времени.

Памятник установлен на территории Великого Новгорода, на территории где по официальной историографии проходил один из самых драматичных эпизодов для Новгорода в правление Ивана IV.

«В 1570 г. опричниками Ивана IV Грозного было истреблено почти всё население Новгорода до младенцев.»

Далеко идущий вывод, не подкрепленный доказательствами. Ученые до сих пор ведут дискуссии о количестве погибших. Причины же данной карательной операции большинством вообще не рассматриваются, обывателю и гениям от истории довольно,что Иван IV был просто кровожадным тираном. УВЫ именно исходя из данного ханжеского постулата Иван Грозный не был увековечен на Новгородской земле. (НАСКОЛЬКО ЖЕ ТАКОЕ МНЕНИЕ ПРАВДИВО?)

Что интересно на памятнике присутствуют две фигуры Ивана III.

Памятник тысячелетие россии в новгороде кто изображен

На среднем ярусе — «Основание самодержавного царства Русского»

Памятник тысячелетие россии в новгороде кто изображен

И на фризе Государственные люди.

Иван III, ЕДИНСТВЕННЫЙ кто изображен дважды. Похоже, изображение Ивана Грозного на памятнике не просто предусматривалось, но и было сделано, хотя из перечня было исключено по высочайшему повелению.

Есть еще странность в данном памятнике. Изображение первой жены Ивана Грозного на памятнике, скульптурная группа «Государственные люди». Царица Анастасия Романовна, урождённая Захарьина-Юрьева (1530 или 1532 — 28 июля (7 августа) 1560.

Памятник тысячелетие россии в новгороде кто изображен

Красивая скульптура, женщины прожившей 30 лет, не замеченной в государственных делах. Она была любимой женой Ивана Грозного, родила пятерых детей и руководила вышивальной мастерской. «В музеях России сохранилось более полутора десятков шитых произведений, которые по вкладным надписям и художественному стилю можно отнести к мастерской Анастасии Романовны. Они характеризуются роскошью материалов и высокими художественными достоинствами, свидетельствующими о вкусе и таланте хозяйки мастерской». Несомненно достойная фигура, но почему ее увековечили на памятнике.

А вот здесь скрыта интрига. Братом Анастасии Романовны, т. е. шурином Иоанна IV, был Никита Романов. Его сын Федор был, таким образом, двоюродным братом последнего Рюриковича Феодора Иоанновича. Поскольку сам Федор (будущий патриарх Филарет) Романов не мог вступить на престол, будучи насильственно пострижен в монахи при Борисе Годунове, царем стал его сын Михаил). Это родство и стало вероятно поводом для увековечивания Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой.

Источник: hystory.mediasole.ru

Единственный в своем роде. Памятник не одному событию или конкретному герою. Скульптурная композиция, посвященная целой эпохе в истории страны — тысячелетию России. Историю памятника, устоявшего и в годы революции, и во время войны узнала Наталья Летникова.

Православие, самодержавие, народность — композиционно памятник делится на три яруса. Символ самодержавия — гигантская держава. Помещена на постамент в виде колокола. На вершине ангел с крестом благословляет коленопреклоненную женщину, олицетворяющую Россию. «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование Императора Александра II лета 1862» — гласит надпись на державе.

Шесть эпох государства Российского и шесть скульптурных групп на втором ярусе. В центре каждой — государь. Призвание варягов и князь Рюрик, Крещение Руси и князь Владимир, освобождение от татар при Дмитрии Донском, основание самодержавия — Иван III, начало династии Романовых — Михаил Федорович, образование Российской империи — Петр I. Взгляды правителей обращены в разные стороны. К примеру, князь Владимир смотрит на Византию, откуда пришло христианство, а Петр I — на свое детище, Петербург.

Достойные люди, «которые способствовали возвеличению России». Просветители, государственные деятели, военные и люди искусства. Третий ярус вмещает 109 фигур. Самая многочисленная группа — военные деятели и герои: от Александра Невского до Александра Суворова. Фигуры Гоголя, Лермонтова, Пушкина и Державина облачены в римские тоги. Так художник выделил классиков русской литературы.

Конкурс на масштабный проект. Было представлено более 50 вариантов. Лучшей признали работу Михаила Микешина. Молодой скульптор, выпускник Императорской Академии художеств: его дипломную работу с изображением конных гренадеров купил сам император Николай I. Впоследствии Микешин создал знаменитые памятники Екатерине II в Санкт-Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве.

Сотня «самых достойных» — из тысячи веков. Выбор не из легких. Автору в помощь были ученые, историки, писатели. Появились даже «четверги у Микешина». В Академии художеств собирался весь цвет русской культуры и… спорил. Выбрали 109 персон. Сам художник боролся за место на памятнике для Николая Гоголя и своего друга — Тараса Шевченко. Сделал на свой страх и риск скульптуры и писал государю. Александр II утвердил лишь автора «Мертвых душ».

Исключенные. Поэт Алексей Кольцов, актер и драматург Иван Дмитриевский, адмирал Федор Ушаков… Великие зодчие: Баженов, Захаров, Казаков… На горельеф помещены не были. В ряду государственных деятелей недосчитались Ивана Грозного — по требованию новгородцев. Еще свежа была память о шести неделях новгородского погрома — кровавой расправы опричников в 1570 году, учиненной под личным предводительством царя.

«А батюшка?» Такой вопрос строго задал художнику Александр II. Так на постаменте появилась фигура Николая I, хотя изначально не так давно почившего царя включать в скульптурную группу не планировалось. Готовые части из литейной мастерской в Новгород доставляли по Неве и Волхову. Принимал бронзовые группы самолично император Александр II. А недостающие на памятник 400 тысяч рублей добавили из казны.

Творческий союз. Михаил Микешин лишь «прорисовал» памятник. Фигуры выполнил молодой скульптор Иван Шредер. В качестве архитектора выступал Виктор Гартман. На месте исторических деятелей изначально предполагалось разместить барельефы работы Петра Клодта — но медальоны, выполненные скульптором-анималистом, сочли повтором второго яруса. Так появился сплошной ряд скульптур знаменитых людей. Всего в создании фигур принимали участие семь архитекторов и скульпторов.

Под памятник — на память. В десятиметровом фундаменте хранится бронзовый ящик с надписью о дате закладки, медали времен Александра II, золотые и серебряные монеты 1861 года. Новгород на память о торжествах получил практичный подарок — город был отремонтирован, заново замощен и впервые выпустил путеводитель. На открытии монумента присутствовало августейшее семейство. Гремел салют из 62 пушек. Население города на это время почти удвоилось.

Монумент в ХХ веке. После революции снести памятник самодержавию помешала антицерковная кампания: на нее бросили все силы. В Великую Отечественную войну немецкий генерал приказал вывезти монумент в Германию. Увезти успели лишь решетку работы Геральда Боссе и бронзовые фонари. В январе 1944 года советские войска освободили Новгород. Восстанавливали памятник в том же году, в числе первых объектов разоренного города. Пришлось изготовить полторы тысячи утраченных деталей.

Источник: www.culture.ru


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.