История

Церковь Воздвижения в Палехе

В XV веке село Палех входило в состав владимиро-суздальских земель. В 1572 году Иван Грозный составил духовное завещание, по которому село Палех стало поместным владением его сына Иоанна. В 1616 году Палех принадлежал Василию Ивановичу Острогубову и вдове Юрия Ивановича Острогубова. Вскоре его пожаловали в вотчинное владение Ивану Бутурлину за участие в войне против польско-литовской интервенции.

В 1693 году в Палехе возвели и освятили деревянную церковь во имя Воздвижения Креста, в 1696 году освятили и придел в честь иконы Казанской Божьей Матери, а в 1742 году — во имя Святого Николая Чудотворца. В 1774 году на средства прихожан Егор Дубов воздвиг Кресто-воздвиженский каменный собор, действующий и в настоящее время.

Плотина в Палехе

В конце XIX столетия Палех был еще небольшим селом, основным занятием населения которого было иконописание, достигшее своего расцвета еще в начале века, и промыслы: резьба по дереву, льняное ткачество, вышивка и выделывание овчины. Взяв за основу традиции новгородской и строгановской иконописи, художники Палеха создали свой неповторимый стиль. Артелям палехских иконописцев поручали самые ответственные заказы: роспись стен Грановитой палаты, реставрация фресок соборов Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троице-Сергиевой лавры, храмов и церквей древнего Пскова и многих других городов.

Интересные факты


  • Предания относят начало иконописи Палеха к временам татаро-монгольского нашествия. Так, когда татары разграбили и сожгли Владимир и Суздаль, оттуда вместе с другим мастеровым людом в дремучие леса бежали суздальские и владимирские монахи-иконописцы. Спалив лес, они построили себе дома и стали писать иконы. Селение же получило название Палех.
  • Палехская миниатюра — вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше: коробки, шкатулки, портсигары. Для нее характерными являются бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.
  • По писцовым книгам Владимирского уезда Воголюбского стана 1628-1630 гг. Палех является вотчиной Ивана Бутурлина и его детей.
  • Палехскими иконами интересовался Гёте, ими восхищались такие писатели, как Н. Некрасов, Н. Лесков, А. Чехов и Р. Роллан.
  • В 1924 г. по инициативе группы талантливых иконописцев и при поддержке Алексея Горького и искусствоведа профессора А. Бакушинского была образована «Артель древней живописи», которая уже в 1925 г. на Всемирной выставке в Париже за выполненные на папьемаше изделия лаковой миниатюры получила золотую медаль.

Источник: wikiway.com

Краткая история

Точной даты основания поселка нет, но историки датируют его IX веком. Первое свидетельство о Палехе было обнаружено в XVII веке. Поселком и прочими окрестными землями владели князья с фамилией Палецкие в течение нескольких столетий, вплоть до XV века. Большая часть жителей населенного пункта была крестьянами дворян Бутурлиных до 1860-х годов.

Иконопись в русской живописи зародилась в этих местах еще в XV веке. В палехском стиле чувствуется влияние других известных направлений росписи: строгановского, новгородского, ростово-суздальского. Первый автор, прославивший палехскую миниатюру в 1920 году шедевром «Адам в раю», был известный художник И.И. Голиков. В последствие в честь него была названа улица в Палехе.

При Советской власти в поселке работала общество, где трудились палехские художники. В 1924 году в ней состояло более 30 человек. В 1935 году артель стала называться «Товарищество художников Палеха», в 1950-е годы – «Палехские художественно-производственные мастерские». Объединение перестало существовать в 1989 году.

Государственный музей палехского искусства


Музей открылся для посещения в 1935 года в дни празднования 10-летнего юбилея артели палехских художников. Экспозицию представляли более 500 экспонатов — произведений лаковой миниатюры и графики. Большой вклад в пополнение коллекции внес Г. В. Жидков, который возглавлял музей до 1938 года. В этот период поступило множество работ на пушкинскую тему. Мастера применили этот жанр по совету самого Жидкова. Лучшими работами являются пластина «Сказка о рыбаке и рыбке», шкатулка с сюжетом из «Сказка о царе Салтане».

Чтобы сохранить иконы закрывающихся храмов, в 1930-е годы руководство музея договорилось с Наркомпросом РСФСР о передаче в фонды учреждения имущества Крестовоздвиженского храма. В последствие музей получил ценные иконы также из других закрытых церквей Палехского района.

Зал «Старый Палех» находился в Крестовоздвиженском храме вплоть до 1992 года. В 2014 году коллекция икон переехала в новое музейное здание.

На сегодняшний день экспонатов музея насчитывается более 1500. Они расположены в 3-ех залах. Большинство экспонатов представляют жизнь и работу художников. Внимание посетителей привлекают красивые шкатулки, расписанные сюжетами разных сказок. Большая часть экспонатов создана в начале прошлого века.

Дом И. И. Голикова

Иван Иванович Голиков считается основоположником палехской лаковой миниатюры. Он является одним из самых ярких мастеров Палеха. Дом-музей И. И. Голикова был открыт в 1968 году в деревянной избе, где проживал художник с 1928 года до самой смерти, случившейся в 1937 году.

В экспозицию входит помещение, где собраны предметы быта и личные предметы художника, а также из старинной части, экспонаты которой посвящены созданию артели древней живописи Палеха. Работы, хранящиеся здесь, посвящены лаковой миниатюре, поэтому одна из выставок рассказывает о создании палехской шкатулки.

Музей П. Д. Корина


В 1974 году в Палехе открылся Дом-музей П. Д. Корина – одного из лучших художников XX века.  Экспонаты собирались самим творцом и были завещаны Палеху. Экспозиция расположена в старинном деревянном доме с палисадником, утопающим в зелени. Павел Дмитриевич со своими братьями хранил свой дом и старался не нарушать его прежний облик. При жизни Корин мечтал превратить дом в музей и отдать его государству. После смерти вдова художника и его брат, выполняя волю покойного, передали дом городу. Сейчас сооружение является самой старой деревянной постройкой в Палехе. Оно было возведено в 1870-е годы бабушкой мастера.

В своих работах П. Д. Корин отобразил патриархальный уклад жизни горожан, традиционные семейные ценности и духовные традиции. В экспозиции имеются именной мольберт художника и инструменты, необходимые для написания икон: краски, разведенные в деревянных ложках, иконные доски, кисти. В комнатах есть несколько предметов старинной мебели: ковры, часы, диван из красного дерева и прочее. На стенах посетители увидят семейные фотографии и портреты. Также везде вывешены иконы, написанные или отреставрированные П. Д. Кориным.

Дом-музей Н. М. Зиновьева


Рядом с Палехом находится деревня Дягилево. В ней есть мемориальный дом-музей Героя Социалистического Труда, народного художника СССР Николая Михайловича Зиновьева. Совместно с другими палехскими мастерами он писал иконы, занимался реставрацией храмов. Одной из самых ярких его работ – это настенная живопись храма Святого Пантелеймона в Новом Афоне.

Музей был открыт в 1984 году. Он находится почти в самом конце деревенской улицы. В доме-музее сохранилась такая же обстановка, как и при жизни художника. Из сеней ведет вход в кухню, где имеется большая русская печь. Горница служила и столовой, и спальней, и гостиной. Мастерская располагалась в небольшой комнатке, где ранее зимовали пчелы.

В музее можно увидеть мебель, предметы быта, личные вещи мастера. В центре главной комнаты находится стол со стульями, у стены стоит комод, по углам расставлены зеркало, сервант, письменный стол.

Музей иконы

Новый музей был открыт в 2014 году. На первом этаже находится выставочный зал и художественный салон. Экспонатами являются иконы известных иконописных мастеров, которые были собраны в результате деятельности жителей Палеха, которая велась еще в XVIII веке. Ценные изображения были привезены из Новгородского, Вологодского и Архангельского уездов. Значительное количество костромских и поволжских икон объясняется деловыми связями с этими регионами.

Коллекция активно пополнялась произведениями, переданными в 1930-е годы из закрывающихся храмов.

Самыми запоминающимися экспонатами музея являются: поклонный Крест-Распятие XVII в, иконы «Николай Чудотворец с житием», «Благовещение», «Спас Нерукотворный».

Мастерская Н. В. Дыдыкина


Еще один музей, посвященный выдающемуся палехскому художнику Николаю Васильевичу Дыдыкину расположился в центре Палеха, рядом с уютным старым садом. Помимо иконописи, Дыдыкин успел обучиться еще и скульптурному ремеслу. Наиболее известное детище мастера – памятник А. С. Пушкину, установленный во дворе последней квартиры поэта в Санкт-Петербурге.

В Палехе Н. В. Дыдыкин проводил каждое лето. Он общался с остальными палехскими художниками: Кориным, Зубковым, Голиковым.

Мемориальный музей был открыт в 1978 году через 3 года после смерти мастера. Он завещал свою мастерскую и все хранившиеся в ней работы государству. В экспозиции представлено более сотни скульптур: барельефные портреты, бюсты известных скульпторов, композиторов, ученых, космонавтов и т.д.

Палехский Дом ремесел

Палехский Дом ремесел начал работу в 1991 году в Ивановской области в доме владельцев иконописных мастерских. Он создан с целью приобщения жителей к творчеству, культурному развитию, искусству и ремеслам.

В Доме ремесел работают следующие кружки:

  • техника лоскутного шитья;
  • мягкая игрушка;
  • глиняная игрушка;
  • художественное вязание;
  • роспись по дереву;
  • ручное ткачество;
  • художественная обработка дерева.

В преддверии праздничных мероприятий в доме ремесел проходят тематические мастер-классы, интерактивные игры и другие мероприятия.

Дом культуры

Дом культуры в Палехе был построен в 1954 году. Он представляет собой оригинальный образец деревянной архитектуры. Зрительный зал рассчитан на 280 мест. В доме культуры по-прежнему проводятся городские мероприятия: концерты, выступления, театральные постановки, игровые программы и прочее.

Также здание является местом, где находится множество творческих студий, кружков и прочих объединений.

Фасад Дома культуры

Дом Котухиных

В Палехе есть необычные архитектурные ценности, которые защищаются государством. К их числу относится двухэтажный кирпичный дом российских художников Котухиных – Владимира и Александра. Сооружение выстроено из красного кирпича, а окна окрашены в белый цвет. Здание находится в хорошем состоянии, но кое-где есть трещины. Дом обнесен высокой оградой.

Памятник погибшему солдату

Памятник находится недалеко от Крестовоздвиженского собора. Он установлен в 1968 году, его создателем является Николай Васильевич Дыдыкин. В скульптуре увековечена память обо всех жителях поселка, которые не вернулись с войны. В их числе был и сын Николая Васильевича, погибший на фронте в 1942 году.

Памятник представляет собой высокий обелиск высотой 14 м. Рядом с ним стоит солдат и опирается на меч. На нем надеты кирзовые сапоги, плащ-палатка и пилотка. У подножья памятника лежат венки и цветы. В День Победы сюда приходят гости поселка, чтобы почтить память погибших защитников Родины.

Крестовоздвиженская церковь


Храм построен в 1774 году в «нарышкинском» стиле на пожертвования крестьян из окрестных деревень. После революционных событий церковь была закрыта, а в помещении работал музей. Последний настоятель протоиерей Иоанн Рождественский был расстрелян.

В 1993 году церковь вновь вернулась под патронат епархии Кинешмы, а позже получила статус кафедрального собора.

Архитектура храма выполнена в стиле русского барокко. Колокольню украшает ромбовидный узор, также можно увидеть множество ярусов ниш с изразцами.

Интерьер храма украшает роспись начала XIX века с применением граффити. Над ней трудились не только палехские мастера, а и московские. В течение времени рисунки неоднократно обновлялись и реставрировались.

Иконостас выполнен в стиле барокко в начале XX века в мастерской братьев Белоусовых. Он стилизован под аналог XVIII века. Иконы здесь в основном позднего писания, но есть несколько старинных: «Спас в силах» XVIII века, «Благая весть». Также ценной реликвией является древняя скульптура «Христос в темнице».

Купола храма имеют небольшие размеры и окрашены в небесный цвет. Крыши трапезной и второстепенных построек имеют сиреневый тон.

Вокруг храма находится живописный сквер с большим количеством старых деревьев, дающих тень. Здесь любят прогуливаться как местные жители, так и туристы. В сквере установлена детская площадка, украшением территории является красивый фонтан «Колос».

Ильинская церковь


Церковь во имя пророка Божия Илии, расположенная возле кладбища, существовала здесь давно. Первый храм был деревянным. Новую церковь из кирпича построили в 1790 году. Ее конструкция представляет собой увенчанный одним куполом четверик, с восточной стороны к нему примыкает полукруглая апсида, а с другой – трапезная, рядом с которой находится низкая шатровая колокольня в форме восьмерика.

По стилю архитектуры храм напоминает Крестовоздвиженский собор.

В советский период церковь использовалась в качестве складского помещения. В то время были закрашены старинные росписи, выполненные мастерами софоновской артели.

Богослужения возобновились лишь в 1989 году. Часть росписи были восстановлены усилиями прихожан.

Знаменская церковь

Свято-Знаменская церковь находится рядом с шоссе Шуя-Палех, у въезда в поселок Красное. Ранее она была кладбищенским деревянным храмом, который постепенно обветшал. Новую церковь из кирпича построили в 1804 году благодаря пожертвованиям помещика П. Н. Бутурлина. Историки предполагают, что к ней в начале XIX века были пристроены паперть и портики на севере и юге. Освящен храм в 1810 году.


В юго-западном углу ограды находится дом священника. Живописный белоснежный комплекс отлично вписывается в природный пейзаж и является главным акцентом в панораме села.

Знаменской церкви повезло избежать закрытия, она беспрерывно работает уже более двух веков. Сохранилось убранство храма: иконостасы, светильники, кадила и прочее.

Интерьер церкви украшает живопись на тему Ветхого и Нового Заветов. Роспись выполнена в традиционном палехском стиле XIX века. Последняя реставрация проходила в 1980-х годах.

Часовня Александра Невского

Новая часовня построена в 2007 году на месте разрушенного деревянного сооружения, датируемого второй половиной XIX  века. В 2008 году новое сооружение было освящено. Оно имеет восемь граней и сложено из красного кирпича. Венчает часовню золотистая главка, установленная над зеленой крышей.

Источник: CitySee.ru

Палех. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы — сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках. Предлагаем вспомнить 10 фактов из истории промысла с Натальей Летниковой.

В традициях первых мастеров. «Палех — село-академия народная», — говорил в 1863 году Георгий Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты. В основе палехского стиля — традиции многих иконописных школ. Отличаются палехские иконы особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре — не просто техника письма. В христианской символике именно свет — прообраз божественной благодати.

Иконописные корни палехской росписи. В окружении лесов да вдали от больших дорог, вдоль живописной речки Палешки. Жили в селе обособленно, торговцы практически не захаживали. Так иконописцы сохраняли из поколения в поколение свои традиции. Лишь в середине XVII века молва о палехских мастерах добралась до Москвы. А уж затем и сами художники оказались в Белокаменной. Палешане приложили свое мастерство в Грановитой палате Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре.

Новое время, новые образы, новый промысел. После Октябрьской революции художникам пришлось оставить на долгое время библейские образы в поисках других тем. Революция иконопись не жаловала. Тогда появился современный палехский стиль и шкатулки из папье-маше по подобию Федоскинских. Расписывали коробочки и ларчики бывшие иконописцы сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками, картинками деревенского быта и пейзажами.

«Артель древней живописи». Перенесли художники темперную живопись на шкатулки и объединились в артель. В 1924 году по инициативе группы талантливых иконописцев при поддержке искусствоведа и профессора Анатолия Бакушинского была образована «Артель древней живописи». Почетным членом объединения стал Максим Горький, который поддерживал художников. Мастера расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы. Сначала заготовки закупали в Федоскино, но вскоре наладили свое производство.

Таланты и поклонники. Палехскими иконами восхищались Николай Некрасов, Николай Лесков, Антон Чехов. В 1814 году выказывал особый интерес к работам русских иконописцев Иоганн Гёте. Немецкий поэт даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, — «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». В 1930-м большая выставка палехской миниатюры прошла в Государственном Русском музее. Работы палехских мастеров стали статьей экспорта. Расписные шкатулки покупал Внешторг и продавал за валюту.

Династии и секреты промысла. Славилась артель своими династиями. Секреты мастерства — дело семейное. Растили живописцы себе смену сызмальства. Одна из старейших палехских фамилий — Белоусовы. Леонид Иванович Белоусов — художник-иконописец. Начинал работать в артели в 1926 году. Лаковая миниатюра стала делом жизни и для его правнука — Евгения Белоусова. И таких славных фамилий в Палехе немало. Голиковы, Котухины, Сивяковы… История промысла и секреты мастерства когда-то не выпускали за семейный круг. Даже замуж выходили за своих, за палехских, тайны росписи оберегая.

Мировое признание. Первые же работы палехских иконописцев в новом жанре лаковой миниатюры, выполненные по заказу кустарного музея, получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук. В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы даже попросили прислать мастеров для организации школы. Художники покидать Россию отказались. А уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль.

Краски Палеха не для батальных сцен. Так уж сложилось, что Палех — все больше картинки из сельской жизни и сказочные мотивы. Но это в мирное время. Когда вся страна жила единой мыслью о Победе, Сталинградская битва стала источником вдохновения и для художников: «Народные мстители», «По следам врага», «Атака», «Народная война». Работая в тылу, мастера сохраняли ремесло даже во время войны. Только работали старики и допризывная молодежь. Не закрывалось и художественное училище «села-академии» — как называли Палех.

Таинство создания краски. Издавна в Палехе писали темперой. Делали краску дедовским способом — на яичном желтке. Добиваясь «глубины, светоносности и стойкости». Разводили столовым уксусом или квасом. Кисти палехских художников — ручной работы. Магазинные, даже беличьи — слишком непослушные. Так что и современные мастера, даже покупая готовые краски, кисти все же собирают вручную — волосок к волоску. Для работы с листовым золотом мастера используют специальную кисть — лампемзель, изготовленную из кончика беличьего хвоста.

Музеи Палеха. 14 тысяч экспонатов и шесть отдельных коллекций. Музей палехского искусства был открыт 80 лет назад по инициативе Максима Горького. За десятилетия экспозицию составили лучшие произведения палехских мастеров. Стал музеем и дом одного из основоположников палехской лаковой миниатюры Ивана Голикова. Музей-мастерская Николая Дыдыкина рассказывает о старинном палехском роде иконописцев, из которого вышел и скульптор — автор памятника Пушкину у Музея-квартиры поэта в Петербурге. Из Палеха пошло мастерство Павла Корина. В Москве работы художника может увидеть любой — на станции метро «Новослободская». В палехском доме академика живописи собрана редкая коллекция икон.

Источник: www.culture.ru

Въезд в город

История Палеха

История Палеха уходит в глубокую древность. Существует несколько версий происхождения топонима Палех. В этих местах в непроходимых лесах и на болотных топях в древние времена жили угро-финские племена, которые позже слились с племенами южных славян. Палех на угро-финском означает возвышенное место. Возможно, название произошло от слов «пал, палить», т. е. выжигать лес для поселения и распашки полей. Из письменных источников известно, что уже в 12–13 веке Палех был крупным селом. Предполагается, что иконописцы пришли в Палех и окрестные деревни после взятия Владимира татарами в 1238 году, т. е. без татар и здесь не обошлось. Часть населения Владимиро-Суздальской земли, в том числе иконописцы-монахи, бежали от татар в дремучие, непроходимые леса, где обосновались и сохранили искусство иконописи. Иконописание было родовым делом и существовали целые семейные династии, где мальчики становились сначала иконописцами по рождению, а уже затем — по призванию. В 18-ом веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, яркими темперными красками с применением золота на одеждах святых. Палешане были известны и как мастера монументальных росписей, они участвовали в росписи и реставрации многих церквей и соборов по всей России. Например, мастерами мастерской братьев Белоусовых была расписана Грановитая палата Московского Кремля. Перечень культовых объектов, к росписи и реставрации которых приложили руку палехские мастера-иконописцы, впечатляет: это Дмитровский и Успенский соборы Владимира, Благовещенский собор Московского Кремля, Успенский собор Свияжского монастыря, Софийский собор в Новгороде, Новодевичий монастырь в Москве, Ипатьевский монастырь в Костроме и многие другие.

Известный русский историк Георгий Дмитриевич Филимонов, один из основателей первого в Москве Публичного музея и заведующий архивом Оружейной палаты, побывавший в 1863 году в Палехе, так отозвался о палехских художниках: «…В деле иконописи ни одна местность не может сравниться в настоящее время с Палехом, потому что иконопись здесь не одно средство, а цель». И еще цитата: «Вместо жалких крестьян-ремесленников я, совершенно неожиданно, встретился с народом развитым, исполненным светлых убеждений и знающих свою историю…». С легкой руки Г. Д. Филимонова с тех пор к Палеху пристало название «село-академия».

В те времена известность Палеха вышла далеко за пределы России. Из переписки историка Н. М. Карамзина известно, что немецкий поэт Гёте на склоне лет мечтал приехать в Палех и увидеть, как среди русских просторов художники, больше похожие на крестьян, пишут по дереву иконы, которым позавидовали бы византийские мастера. Владимирский губернатор А. Н. Супонев даже послал в подарок Гёте в Веймар две иконы работы палехских иконописцев братьев Каурцевых.

Возникшая в глубокой провинции, в крестьянской среде, иконопись Палеха стала значительным явлением русской художественной культуры. Но всё иконописное творчество с приходом к власти большевиков закономерным образом прекратилось. Многие семьи остались без средств к существованию, многие мастера навсегда расстались с художественным ремеслом. Однако немало среди палешан оказалось тех, кто не мыслил себя вне художественной профессии. И случилось новое художественное явление, вновь прославившее небольшое поселение в Ивановской области на весь мир. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после революции 17-го года, сумела сохранить вековые традиции иконописи как высокого искусства, перенести их на новые формы и наполнить иным, востребованным обществом содержанием.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков, который в московской мастерской Александра Глазунова написал первую работу в так называемом палехском стиле. Эта работа называлась «Адам в раю». Мастера освоили роспись на новом материале папье-маше, из которого изготавливали шкатулки, пудреницы, украшения, и перенесли на них традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени. В 1924 году семеро палехских художников, в прошлом состоявшихся мастеров иконописи, во главе с Иваном Голиковым объединились в «Артель древней живописи». Уже в 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили там золотую медаль. В 1932 году после знаменитой московской выставки «Искусство Палеха», вызвавшей необычайный интерес публики, возник Союз художников Палеха. В 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР, которые благополучно закрылись в 90-е годы.

Что посмотреть в Палехе

Государственный музей палехского искусства. Сайт музея весьма информативный и на нем есть интересная видеоэкскурсия по Палеху. Музей организован в 1934 году. В организации музея активное участие принимал Максим Горький, правда, он никогда не был в Палехе. Музей палехского искусства является значительным музейным комплексом, включающим множество подразделений. Последним открылся экспозиционно-выставочный центр, в котором сегодня располагается музей икон. В экспозиции музея есть множество подлинных древних палехских икон.

Источник: www.tourister.ru

Как доехать?

Компания “Семейный чемодан” регулярно проводит поездки по городам Золотого Кольца России.

 

Рассматривая продукты творчества, созданные талантливыми мастерами, многие спрашивают вопрос о том, где находится Палех. Большинство гостей предпочитают добираться на личном автомобиле. Это удобно. Расстояние Москва-Палех составляет 400 километров. Движение будет осуществляться по трассе М7. Необходимо ехать через Владимир и Суздаль. Общая продолжительность пути – 6-6,5 часов.

До Палеха ежедневно курсирует автобус. Посадка выполняется с Щелковского вокзала Москвы. Остановка производится на станции Южа. Также есть автобусы, идущие Москва-Иваново. На конечной станции потребуется пересесть на автобус Иваново-Палех.

Палех город

Имеется железнодорожное сообщение. В 75 километрах от поселения находится станция г. Шуя. Такое решение выбирают те, кто едет из Санкт-Петербурга или Нижнего Новгорода. Если вы держите путь из столицы, то подойдет поезд с таким направлением, как Москва-Кинешма, затем потребуется пересесть на автобус или воспользоваться услугами такси. Автобусы ходят часто, продолжительность пути – 1,5 часа.

Если хотите избежать дополнительных хлопот, то заказывайте экскурсию в Палех из Москвы и других городов. Поездка будет осуществляться на комфортабельном автобусе в сопровождении гида.

Палех город

Гостиницы, рестораны, кафе

Гостиницы города предлагают хорошее обслуживание. Номерной фонд не богат, но можно подобрать вполне комфортные условия для отдыха. Повышенным спросом пользуются такие отели, как «Ковчег», «Палех», «Гранд Шуя». Что касается точек питания, то можно взять себе на заметку заведения «Гурман», «Сказка».

Палех город

Достопримечательности

Провинциальное место славится красивыми пейзажами, удивительной историей появления, большим количеством творческих мастерских, памятниками архитектуры, святыми уголками. Приезжая сюда, каждый для себя непременно открывает что-то новое. Уютные, ухоженные улицы с тенистыми деревьями, золотые купола, поля, озера создают спокойную, расслабляющую атмосферу для отдыха. Это родина Жар-Птицы. На гербе, флаге поселка изображается птица.

Палех город

Музеи

Государственный музей палехского искусства – это уникальное место, с которого можно начать свое путешествие по поселку. Галерея открылась в 1935 году. В главном зале вы сможете полюбоваться экспонатами, которые сделали место широко известным в России и за ее пределами. Русская иконопись представлена, как древними работами 18 столетия, так и современными произведениями. Есть экспозиция, посвящённая палехской лаковой миниатюре, созданной в различных отрезках времени. Экскурсовод расскажет о судьбе авторов, о тонкостях их творческого процесса. Отдельного внимания заслуживают шкатулки с сюжетами из русских сказок, и коллекция живописи прошедшего столетия. Музейный комплекс включает в себя мастерские Н.В. Дыдыкина, П.Д. Корина, И.И. Голикова, Н.М Зиновьева.

Палех город

Дом – мастерская Дыдыкина – старинная галерея, которая посвящена творчеству талантливого скульптора. Тут вы увидите сотни уникальных творений автора. Среди них немало прототипов известных личностей. Складывается ощущение, что вы на мгновение погружаетесь в прошлое. Автор сам завещал все свои работы музею. Неподалеку от мастерской есть уютный, яблоневый сад. Растут пихты и ели, который посадил еще сам скульптор.

Палех город

Дом – музей И.И. Голикова – галерея, открытая в 1968 году. Здесь трудился основатель лаковой миниатюры. Однако, его личные вещи не уцелели. Хранятся вещи, которые принадлежали Голикову лишь в одной комнате. Это рабочий стол, этажерка, кровать, кресла. В другой комнате вы сможете рассмотреть произведения художников послереволюционного периода. На стенах висят фотографии, иллюстрации старого города Палех.

Палех город

Дом – музей П.Д. Корина выступает самым старым зданием комплекса. Оно построено еще в 1860 гг. Выставка открылась в 1974 году. На стенах комнат представлена древняя иконопись. Сохранилась мастерская автора – мольберт, этюды. В третьем зале хранятся эскизы, применяемые для благоустройства метрополитена. Кухня представлена в неизменном виде. Обстановка начала 19 столетия.

Палех город

Дом – музей Н.М. Зиновьева состоит всего лишь из одной комнаты. Она выполняла роль творческой мастерской и спальни. Есть русская печь и кухня. Внешний декор здания оригинален. Резные оконные наличники, кольцо большой высоты. Напротив дома установлен колодец. Советский художник жил и родился здесь. В экспозиции представлены некоторые его творения, фотографии, книги, часть вещей.

Палех город

Музей иконы – галерея, которая появилась в поселке недавно (2014 г). Она состоит из выставочного и художественного зала. На выставке представлено большое количество древних икон, которые попали сюда из различных точек страны. Преимущественно они привозились местными жителями. Некоторые экспонаты перенесли сюда из храмов и часовен, когда происходило их закрытие в советское время. Современники почерпнули немало опыта на древнем искусстве иконописи. Представлены работы Г.М. Мельникова. Они старались сохранить местный стиль ремесла.

Палех город

Храмы

Крестовоздвиженская церковь является памятником архитектуры 18 века. Объект был построен в 1762 — 1774 гг. Строительство шло на деньги местных жителей. Помогали даже рядом расположенные деревни. Собор выполнен в стиле древнерусского зодчества 17 века. Церковь состоит из пяти глав, отличается богатым убранством. Колокольня оснащена папертью, которая по очертанию похожа на шатер. Позолоченный иконостас большой. Состоит из шести ярусов. Его роспись осуществлялась местными художниками. Использовался стиль рококо. В советский период здесь был музей палехского искусства. Поэтому, святыни удалось пережить разгром. В 2012 году обитель приобрела статус кафедрального собора.

Палех город

Ильинская церковь построена в 1790 году. Собор долгое время находился при кладбище. Это здание использовалось долго, как небольшая церковь для местных жителей. По своему строению объект напоминает Крестовоздвиженский храм. Это скромное, кирпичное сооружение, оснащенное низкой шатровой колокольней. Оконные наличники выполнены под арочный мотив. Это памятник архитектуры. Об этом напоминает мемориальная доска, монтированная еще в 60-хх годах.

Палех город

Знаменская церковь находится при въезде в село. Ее строительство осуществлялось в 1804 году. Сбор средств на постройку производился местным населением. Также активное участие принимал помещик П.Н. Бутурлин. Освещение выполнено в 1810 году. Святыня включает в себя три престола. Они освещены в честь Знамения Пресвятой Богородицы, во имя Святого Николая Чудотворца, Святой мученицы Параскевы Пятницы. Постройка характеризуется живописным окружением. Она прекрасно смотрится в общей панораме города, выступая главным акцентом.

Палех город

Что посмотреть в Палехе за один день?

Прогулка по удивительному Палеху позволит насладиться в полной мере архитектурным наследием уникального места. В центре села вас встретит небольшой и уютный прудик. Если следовать далее по аллее, то перед вами откроется памятник Ленину. На улице людей почти нет. Вокруг царят тишина и гармония, даже слышно пение птиц. Пожалуй, это одно из самых лучших мест для того, чтобы отдохнуть от городской суеты.

Через реку Палешанка проходит мостик. Хочется остановиться здесь на какое-то мгновение, чтобы в полной мере насладиться окружающими красотами. Здесь тоже есть такая свадебная традиция, как вешать замок на мост. Примечательно, что дома из камня и дерева стоят в вперемешку друг с другом. От этого общая картина становится еще более загадочной.

Палех город

Рекомендуется непременно заглянуть в сувенирную лавку для того, чтобы приобрести продукцию местных мастеров. В других местах маловероятно, что вы ее уже сможете найти. Остерегайтесь подделок. Палехское творчество высоко ценится, поэтому его часто копируют.

Шкатулки Палеха – самый часто приобретаемый товар. Востребованы изображения с темой сказки. Мастера иллюстрируют книги, создают изделия с разнообразными затейливыми рисунками. Изображаются сказки А.С. Пушкина, П.П. Бажова. Город художников знаменит сувенирами, изготовление которых осуществляется с применением старинных рецептов создания красок.

Краски состоят из природных материалов. Роспись производится тончайшими беличьими кистями. По окончании работы краска закрепляется лаком. На заключительном этапе поверхность обрабатывается золотом и серебром. В городе есть художественное училище, где подготавливаются мастера. Русская лаковая миниатюра славится необыкновенной сценической красотой.

Палех город

На центральной улице находится настоящий сельский клуб. Это красивое, резное, деревянное здание, окрашенное в светло-серые тона. Висят объявления об организации рок-концертов. Это говорит о том, что в поселке много молодежи. Не лишены жители и спортивной жизни. Есть центральный стадион. Популярен футбол. Также можно увидеть здание центрального телеграфа.

Палех город

Палехский дом ремесел является городским учреждением. Оно открылось в 1991 году. Здесь когда-то был дом Н.М. Сафонова. Это был владелец иконописной мастерской конца 19 столетия. В особняке есть отдельная комната, посвященная Сафонову. Вы сможете познакомиться с личными вещами, фотографиями.

Кроме того, в выставочном зале много работ местных древних художников и современных авторов. Для детей функционируют различные секции и кружки. При желании и взрослые смогут освоить азы древних ремесел. На территории периодически организуются зрелищные, театрализованные постановки.

Палех город

Памятник погибшему солдату расположен в центральной части города. Обелиск монтирован в дань всех погибших воинов в Великой Отечественной Войне. Высота монумента достигает 14 метров. Композиция представлена фигурой солдата. В одной руке герой-воин держит меч. На нем одеты солдатские сапоги, пилотка и плащ. Советский солдат собрался на войну для защиты своей Родины. Перед памятником расположена имитация вечного огня. Каждый год, 9 мая, он зажигается.

Палех город

Если продолжать дальше изучать окрестности, то можно увидеть заводы Палеха – «Агрокомплект», швейные фабрики, деревообрабатывающие предприятия. Загородом живописно. Прекрасное место для организации отдыха на природе.

Источник: chemodan-tour.ru


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.