Официальной датой основания Владимира, одного из древнейших русских городов, считается 1108г., в то время князь Владимир Мономах заложил деревянную крепость и окружил её земляным валом. Однако в Ипатьевской летописи есть упоминание о городе Владимире, относящееся к 990г.

Своим возвышением и всей последующей славой город обязан внуку Владимира Мономаха, великому князю Андрею Боголюбскому. Во Владимире, есть легенда, что лошади, которые везли чудотворную икону, встали на пол, и ничто не могло заставить их продолжать путь. Это событие было растолковано, как пожелание Богородицы остаться во Владимире. И специально для этой иконы в городе был построен потрясающий храм Успения Богоматери, а икона с той поры стала называться Владимирской. В 1385г. во время нашествия Тамерлана на Московское княжество великий князь Василий Дмитриевич распорядился доставить чудотворную икону из Владимира в Москву и отслужить службу, чтобы была послана победа русскому войску, и с тех пор икона навсегда осталась в Москве.


В годы княжения Андрея Боголюбского Владимир быстро развивался и рос и в 1157 году стал столицей, в городе велась оживлённая торговля и жили сотни ремесленников. После смерти князя начались междоусобные расприи. Братом князя Андрея Всеволода Большое Гнездо, который в 1176г. одержал победу и занял престол во Владимире, княжество города в это время получило наивысшеий расцвет. С большим почтением относились к нему иноземные послы, а купцы из дальних стран увозили с собой не только превосходные товары, но и неизгладимые впечатления от красоты «стольного града».

После смерти Андрея Боголюбского в его резиденции был открыт мужской монастырь. О красоте и неповторимой архитектуре Боголюбовского дворцового ансамбля мы можем судить по реконструкции, которую сделал на основе археологических раскопок и данных исторических хроник известный советский историк, уроженец города Владимира, исследователь архитектуры Суздальской Руси Н. Н. Воронин. Сейчас в экспозиции, которая расположена в бывшей дворцовой церкви, выставлены реконструкция княжеской резиденции и многочисленные архитектурные детали, найденные в процессе раскопок. Белым лебедем среди заливных лугов вблизи слияния Нерли с Клязьмой стоит церковь Покрова на Нерли, выдающееся творение зодчих древней Руси. Резные рельефы церкви Покрова на Нерли выполнены в мягкой пластичной манере, что делает храм воздушным и привлекательным. Из-за перестроек в последующие века храм потерял свой первоначальный вид. В 1164 г. на западной границе Владимира были сооружены Золотые ворота, то есть это оборонительное строение, а также парадный въезд в город. Большая арка с высокими и мощными стенами, к которым вплотную примыкали земляные валы, была увенчана надвратной церковью.


В 18 веке выросло новое поселение Владимира за пределами Золотых ворот и были они названы Ямская слобода. Арочный проезд ворот уже не удовлетворял нужд разросшегося города, было принято решение срыть участки валов, примыкающих вплотную к воротам и были сделаны вспомогательные проезды. Золотые ворота запомнились многими событиями, потому что их штурмовали монголо-татары, дружины князя Дмитрия на Куликовскую битву, через проходили воины Александра Невского на битвы со шведами и немцами, ополченцы Пожарского и Минина, русские войска, участвовавшие в разгроме войска Наполеона,а также воины Красной Армии на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

Сейчас в Золотых воротах в помещении надвратной церкви расположена военно-историческая экспозиция и галерея Героев Советского Союза — владимирцев. На востоке в городе были возведены Серебряные ворота, близкие по архитектуре к Золотым воротам. Серебряные ворота в наши дни не сохранились. Всего в городе насчитывается пять ворот.

Когда правил Всеволод Большое Гнездо Владимир, город был одним из красивейших и богатейших городов Руси. Дмитриевский собор строился с 1194-1197гг., изначально как дворцовый храм. В соборе был изображён растительный орнамент и изображения животных, библейского царя Давида, могущественного полководца древности Александра Македонского, первых русских святых Бориса и Глеба, сыновей киевского князя Владимира Святославича, который крестил Русь.


льефные изображения собора выполнялись русскими мастерами в тонкой и пластичной манере. Среди изображений животных доминирующее положение занимали львы, как символ великокняжеской власти. Дмитриевский собор в 12 веке расписали фресками, работа была выполнена византийскими мастерами. Многочисленные реконструкции, пожары и ремонты, нанесли непоправимый урон Дмитриевскому собору. Особенно сильно пострадал храм после «реставрации» в 30-е годы XIX в., и справедливо получила название в этот период варварской, после этого собор лишился лестничной башни, древнейших галерей и значительной части фресковой росписи XII в. Самый выдающийся памятник архитектуры стал разрушаться, самоотверженная работа владимирских реставраторов под руководством А.В.Столетова, спасла прекраснейший памятник от полнейшего разрушения. Реставрация и укрепление Дмитриевского собора осуществлялось в тяжелые для времена для нашей страны, в 1941-1952 гг.

По крупицам пытались собирать опыт предшественников русские мастера конца XV-XVI вв. и возродить былую славу умельцев земли русской. Успенский собор Княгинина монастыря, построенный в конце XV-начале XVI вв., производился на фундаменте храма начала XIII в.

У собора, небыло никакого декора на внешних стенах, он был украшен всего двумя ярусами кокошников, переходящих в шлемовидную главу, стрельчатые окна, белый цвет стен храма делают его воздушным, стремящимся ввысь.


XVII в. бор расписали московские живописцы под руководством мастера Марка Матвеева. В 1960г. И. А. Столетовым был востановлен изначальный вид этого неповторимого памятника архитектуры. XVII в. можно считать расцветом архитектуры русского государства, литературы и искусства. Самым лучшим памятником этой эпохи во Владимире является Богородицкая церковь (1645-1649). В 1961 г. Богородицкую церковь реставрировали братья Столетовы.

В 18 веке был характерным стиль барокко, который пришел с Запада. В городе также в стиле барокко были отстроены Троицкая (1740 г.), Борисоглебская (1755 г.),Ильинская (1773 г.), Николо-Галейская (1735 г.), Николо-Кремлевская (1761 г.), и другие церкви. В 1778 г. учреждели Владимирскую губернию, которая стала основанием для архитектурного обновления Владимира, как центра губернии. Местные власти хотели застроить город каменными зданиями. Учрежредили один из первых планов регулярной застройки Владимира в 1781г 31 марта. В 1900 г. в таком же стиле было построено здание исторического музея, инициаторами выступила Владимирская ученая архивная комиссия. Я. Ревякином в1907г. было возведено здание городской Думы, которое стало наиболее выразительным строением в псевдорусском стиле. Фасад здания украшался богатым декоративным орнаментом,который напоминал декоративные детали памятников архитектуры древней Руси. В здании бывшей городской Думы теперь находится Дворец пионеров. В XX в. Были внесены значительные изменения не только в социальную жизнь русского общества, но также произошли изменения в архитектуре,технике, строительстве.


В начале ХХ века в России появился такой стиль, как модерн. В таком же стиле во Владимире у Золотых ворот было построено здание реального училища. Сейчас здесь располагается музыкально-педагогический и филологический факультеты Владимирского государственного педагогического института им. П.И.Полянского-Лебедева. В стиле модерн в городе ещё построен первый кинотеатр, который был назван «Ампир», на сегодняшний день кинотеатр переименован в «Художественный».

Источник: 101Hotels.com

иеромонах Варфоломей (Минин),
настоятель храма свв. равноап. Кирилла и Мефодия, к.и.н., доцент кафедры философии и религиоведения ВлГУ, докторант Общецерковной докторантуры (г. Москва)

Святой благоверный равноапостольный князь Владимир Святославич – основатель города Владимира.

Владимирский именослов открывается именем древнего града Владимира[1]. Это своего рода лингвистический памятник и историческое свидетельство о  судьбоносном времени Крещения Владимиро-Суздальской Руси.


Под 990 годом в летописи Авраамки, восходящей к древнему хронографу имеется запись, что в тот год  “…пришед из Киева (князь Владимир) в Словенскую землю, и постави град во свое имя Володимер, и постави церковь деревяну святую Богородицу съборную. и спом осыпа, и люди крести, и наместники посади, и прииде в Киев.”[2]

Владимир лицевая миниатюра 3_2

Святой равноапостольный великий князь Владимир основал в 990 году город на Клязьме и освятил его своим именем. Основание Владимира неразрывно связано с Крещением и христианизацией северо-восточных земель Руси. Град Владимир на высоких берегах реки Клязьмы был возжжен как светильник христианской веры и благочестия в языческом крае.


евние центры Залесья – Ростов и Муром были известны как города, объединявшие через систему вечевого управления население северо-востока Руси. Вхождение этих земель в состав единого древнерусского государства и установление института великокняжеской власти породили известный сепаратизм местной правящей элиты. Для осуществления поставленной им цели князю необходим был город, население которого оказывало ему всяческое содействие. Таким городом стал Владимир, первые поселенцы, которого были выходцы из Киевской Руси.

Клязьма DSC04766

Само положение города, поставленного над клязьминскими кручами, напоминает златоверхий Киев. Об этом свидетельствуют и названия рек – Рпень, Почайна и Лыбедь, которыми новые жители заменили местные наименования, не дошедшие до нас. На самой высокой точке города (более 50 метров над уровнем Клязьмы) , на кромке береговой кручи по указанию князя Владимира был воздвигнут собор Успения Божией Матери, срубленный из дубовых дерев. Более 165 лет простоял этот храм, заменивший в середине 12 века свои деревянные стены на новые, белокаменные. В Супрасльской летописи указывается, что князь наименовал новый город в «свое имя ветшано». Местоположение города было удачно во всех отношения.


Тверской летописи дается самое точное определения местоположения города: «
…на реце на Клязьме, на усть Лыбеди»[3]. Летописец указывает: “В лето 6498. Поиде Володимерь в Словянскую землю и страну Залесскую, и в Суждальстей области и Ростовстей постави град в свое имя Володимерь…”.[4] Основное славянское население Залесского края по данным археолога В.В. Седова принадлежало к племени словен. Важное стратегическое значение Владимира заключалось в том, что из него открывался торговый по Клязьме в Волжскую Булгарию и могли осуществляться связи Среднего и Верхнего Поднепровья со Средней Волгой и Окой. К тому же по близости от Владимира Залесского находился важнейший торговый путь по Волго-Окскому направлению через реки Клязьма и Нерль и далее к озеру Неро, верхнему течению Волги, реке Шексне до Новгорода и Ладоги. Как указывают археологические данные, сохранившиеся курганные могильники и монетные клады, исследования городских валов, здесь уже были поселения людей, оценивших это благоприятное для жительства местоположение. Переселенцы из земли новгородских словне, кривичей и вятичей принесли в Залесье свой способ вести хозяйство, свою организацию социальной жизни и свою племенную религию. В долине реки Рпень, называемой Ярилиной, находилась священная роща Кузянка или Кузячка, где местные язычники-славяне устроили капище своим богам. В настоящее время это место украшает Князь-Владимирский храм. Здесь в долине было совершено крещение местного населения у впадения реки Почайны в Рпень. В дальнейшем на месте крещения владимирцев был воздвигнут Феодоровский монастырь.


Около трех столетий идет научный спор о дате основания г. Владимира. По традиции начало многих старых городов Руси связывают с первым упоминанием их в летописях. Применение этого принципа к Владимиру осложнено тем, что в письменных источниках содержатся разные даты.

В одних (летописи Никоновская, Воскресенская, Софийская первая и другие) указывается на основание Владимира киевским князем Владимиром Святославичем (Святым) в конце X века.

В других (летописи Львовская, Новгородская первая и др.) начало города связывается с именем переяславского князя Владимира Мономаха и относится к 1108 г.


Разнобой в летописях перешел в историческую литературу. Различия в датировке отчасти связаны с разным толкованием историками самого понятия "город". Для одних древний "город" — укрепленный населенный пункт, являвшийся административно-политическим центром округи (волости). Другие же указывали на двоякий смысл этого понятия. Летописи им обозначали как собственно город, так и городовые укрепления. На это указал Д.С. Лихачев. Считая безусловным, что город основан в 990 году, он писал, что "город" по-древнерусски означает не только город как населенный пункт, но и городские стены. Поэтому "поставить город", "соорудить город" могло чаще всего относиться к строительству стен»[5]. Последние со временем разрушались и требовали возобновления. Поэтому князьям приходилось ставить "город" на одном и том же месте неоднократно, что и зафиксировали летописи. Возможно, так обстояло дело и с Владимиром. Поставленная в 990 г. на берегу Клязьмы Владимиром Крестителем первая крепость обветшала, и последующие князья вынуждены были ее строить заново. Таким образом, в летописях появилось известие о строительстве "города" (т.е. городовых стен) переяславским князем Владимиром Мономахом в 1108 г. Современное «расхождение» данных письменных источников, указывающих на конец 10 века как начало существования города, и археологических данных, не находящих достаточного вещественного подтверждения этому факту, может быть связано как с неполным археологическим изучением территории Владимира, так и с проблемами методологического характера. В частности, в некоторых случаях вал не являлся обязательным элементом городских укреплений. Так Ростов Великий в начальный период своей истории не имел валов. Следует учитывать так же, что древнерусский город 10-11 вв. имел свои отличия от города 12 столетия.

В 1992 г. Владимирский городской совет принял решение возвратиться к старой научной традиции, утраченной по идеологическим соображениям в советский период, считать датой основания Владимира 990 г. Эта официальная дата связывает появление города-крепости на Клязьме с началом христианизации Северо-Восточной Руси, а его имя с личностью князя киевского Владимира Святославича — Крестителя Руси .[6]

Памятник во Владимире krestiteli

28 июля 2007 года на высокой круче над Клязьмой в Пушкинском бульваре города Владимире был торжественно открыт памятник крестителям Владимирской земли, основателю города Владимира равноапостольному князю Владимиру Святославичу и святителю Федору Суздальскому. Памятник работы заслуженного художника России Сергея Исакова был освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.

7 июня 2013 года на Соборной площади у древних стен Успенского кафедрального собора жители города Владимира встречали великую святыню – честные мощи святого равноапостольного князя Владимира. По благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского из Киева во Владимир была передана частица мощей святого князя Владимира Святославича, как благословение древнему городу на Клязьме, тезоименитому Крестителю Руси.

Источник: wladimirez.livejournal.com

Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Владимиро-Суздальский музей-заповедник знакомит с памятниками древнерусской архитектуры, расположенными во Владимире, Суздале, Гусь-Хрустальном, Боголюбове, Кидекше и Муромцеве. Среди самых ценных объектов — памятники белокаменного зодчества XII–XIII веков: Успенский собор, Золотые ворота, Дмитриевский собор, Суздальский кремль и другие.

В филиалах музея-заповедника во Владимире собраны уникальные экспонаты. В Историческом музее находится церковная риза, сшитая из бархатной шубы князя Дмитрия Пожарского, в Троицкой церкви — творения мастеров стекла, художественной вышивки и лаковой миниатюры, а в музейном комплексе «Палаты» — полотна Ивана Айвазовского и Алексея Саврасова.


Собор Успения Пресвятой Богородицы

Первое каменное здание Успенского собора построили в 1160 году по решению князя Андрея Боголюбского. В 1185 году собор пострадал от пожара — тогда его существенно перестроили мастера князя Всеволода Большое Гнездо. В XV веке здание храма стало образцом для возведения Успенского собора Московского Кремля.

В Успенском соборе сохранилась большая композиция «Страшного суда» 1408 года кисти Андрея Рублева и Даниила Черного. Здесь находятся ценнейшие фрески — «Лоно Авраамово», фрагменты «Сошествия Святого Духа», «Крещения», «Преображения» и других знаменитых изображений.


Золотые Ворота

Золотые ворота — редчайший образец древнерусского оборонительного сооружения. Ворота построили как главное боевое и проездное здание городской крепости, которую в середине XII века возвел во Владимире князь Андрей Боголюбский. Золотые ворота представляли собой мощную башню с 14-метровой аркой. Над сводом размещалась боевая площадка, а в верхней части башни — миниатюрный белокаменный Ризоположенский храм.

Несмотря на пожары и вражеские набеги облик Золотых ворот был неизменным до начала XIX века. Затем здание серьезно перестроили, а надвратную церковь переосвятили. Сегодня в историческом здании размещается филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Здесь представлена диорама, изображающая штурм Владимира войсками хана Батыя, галерея «Героев-владимирцев» и другие экспозиции.


Собор Димитрия Солунского

Дмитриевский собор на княжеском дворе возвел в 1194 году Всеволод Большое Гнездо. Храм освятили в честь великомученика Димитрия Солунского. Над строительством собора работали русские зодчие, а также греческие, немецкие и итальянские мастера. Дмитриевский собор знаменит своей белокаменной резьбой: стены храма украшают около 600 рельефов с изображениями святых, животных и растений.

Сегодня собор Димитрия Солунского — филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Главный экспонат музея — само древнее здание храма с внутренним убранством. Здесь сохранились фрагменты фресок XII века, в их числе — композиция «Страшный суд».


Владимирский академический областной драматический театр

Театр во Владимире появился в 1848 году, когда актер Иван Лавров убедил местного губернатора в том, что театр необходим каждому городу. К 30-м годам XX века о владимирских постановках уже писали столичные газеты — спектакли театра имели большой успех.

На владимирской сцене как комедийный актер дебютировал выпускник Горьковского театрального училища Евгений Евстигнеев — будущий известный актер театра и кино. В 1971 году творческий коллектив переехал в здание, в котором театр размещается и сегодня. Новая сцена открылась спектаклем «Андрей Боголюбский». В год своего 150-летия театр удостоили звания «Академический».

Больше культурных объектов в городах Золотого кольца — на сайте Ассоциации Туроператоров России.

Источник: www.culture.ru

Креститель Руси Святой Влади́мир I Святосла́вич – Красно Солнышко – заложил будущую столицу русского государства – город Владимир — более тысячи лет назад . Но так считалось далеко не всегда. Многие владимирцы еще помнят, как отмечалось 850-летие города и, тогда основателем его считался потомок Крестителя Владимир Мономах.

Когда же именно, и каким конкретно князем был основан город Владимир, и в 990 году или 1108-м? Скорее всего, город был рожден дважды. После Владимира Красное Солнышко его правнук Владимир Мономах основал град сей заново.

В летописях сказано, что Владимир-на-Клязьме был заложен святым равноапостольным князем Владимиром Красное Солнышко во время его восточного похода на булгар около 990-992 года. В обоснование этой даты приводятся данные из многих летописей — Супрасальской, Густынской, Ермолинской, Никоновской, Холмогорской, сокращенных летописных сводов 1493 и 1495 годов, летописных сводов 1497 и 1518 годов, «Степенной книги», «Русского хронографа».

В советское время была принята совершенно другая дата — 1108 год в правление Владимира Мономаха. Этого придерживался крупнейший авторитет по истории и культуре Владимиро-Суздальской Руси Николай Воронин.

За более древнюю дату однозначно высказался академик Дмитрий Лихачев. « Мне представляется несомненным, что город Владимир был основан именно в 990 году, — писал он. — Выводы архиепископа Валентина (Тимофей Мищук, глава епархии в конце 1980-х годов – ред.) в его докладе, посвященном 1000-летию крещения Владимиро-Суздальской земли, бесспорны».

Указом первого Президента России Бориса Ельцина в августе 1995 года город Владимир был официально назван «символом духовности и оплота россиян за свободу и независимость», были выделены средства на празднование тысячелетия. Вышло, что состоялись торжества с пятилетним опозданием, потому и назывались они «Вступление города во второе тысячелетие».

Понятно, что там, где стоит Владимир, люди жили с древнейших времен. Скорее всего, во время восточного похода Владимир Красное Солнышко основал на Клязьме город, но после ухода князя он захирел — в истории такое бывает! Город все же — это место, где постоянно находится князь и дружина, у него есть стены и значительное неземледельческое население.

Видимо это в ту пору существовало недолго. У археологов даже находок первой четверти XII века очень не много. Только позднее — во времена Андрея Боголюбского, во второй половине XII века — находок много, это расцвет Владимира, эпоха белокаменного строительства.

Такое положение дел можно объяснить только одним: Владимир Красное Солнышко основал город по пути на войну, какое-то время был здесь (военные походы тогда были очень не быстрым делом). А потом — на долгий срок – Владимир был небольшим поселением.

Но не исчез, а обрел второе рождение, расцвел и прославился! Живой Владимир уже второе тысячелетие каждый день радует своих жителей и всегда рад гостям.

Вести Владимир

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.