Яффа — один из главных портов древнего Израиля и один из древнейших непрерывно населенных городов мира. Именно в Яффу приходили корабли с паломниками, которые направлялись в Иерусалим.

В 1950 г. Яффа объединилась с Тель-Авивом и стала главным историческим, художественным и туристическим центром мегополиса.

История

Древний период

В районе Музея древностей Яффы были найдены самые древние археологические свидетельства: остатки защитных укреплений, окружавших Яффский холм начиная с XVIII в. до н. э. — начала периода завоевания Египта гиксосами.

На территории Парка ворот Рамсеса (имеется в виду египетский фараон Рамсес II) были обнаружены остатки поселения периода второй половины XVII — первой половины XVI вв. до н. э.

Монастырь св. Петра
pinterest button Монастырь св. Петра

Первое письменное упоминание о городе встречается в египетских хрониках XV в. до н. э., где Яффа фигурирует в списке захваченных фараоном Тутмосом III городов.

При римлянах, несмотря на постоянную смену правителей (Помпей, Юлий Цезарь, Марк Антоний, Клеопатра, Октавиан Август, Ирод I), город развивался и процветал.


Яффа. Фонарик у входа в кафе
pinterest button Яффа. Фонарик у входа в кафе

Однако, попытка еврейских повстанцев перерезать морские коммуникации римлян во время Иудейской войны, привела к тому, что Яффа была разрушена.

Правда, уже в скором времени Веспасиан вновь отстроил город и далму название Флавия Иоппа.

Яффа в Средние века

В 636 г. Яффу захватывают арабы, и с этого времени он теряет своё значение как крепость и центр торговли.

И только порт продолжает функционировать, хотя и он постепенно пустеет, оставаясь лишь главным пунктом прибытия в Святую землю паломников — иудеев и христиан.

Положение коренным образом меняется с приходом крестоносцев.

Иудеи и мусульмане изгоняются из Яффы. В городе начинается бурное строительство.

Яффский порт стал основным пунктом снабжения Христова воинства. Сюда прибыли подкрепления и паломники-христиане.


Яффа. Часовая башня
pinterest button Яффа. Часовая башня

Через 100 лет Аль-Малик аль-Адиль захватил и разрушил Яффу.

Все попытки восстановить город во время 6-го и 7-го крестовых походов приводят лишь к тому, что в 1268 г. мамлюкский султан Бейбарс I, опасаясь возвращения крестоносцев, разрушает город до основания, и на долгих 400 лет Яффо перестаёт существовать.

Город после 6-дневной осады взял Наполеон.

В 1950 г. города Тель-Авив и Яффа были объединены и в настоящее время управляются одним муниципалитетом. Тем не менее, Яффа сохранила своё своеобразие.

Источник: guide-israel.ru

Иоппия („красота“, по объяснению других „возвышение)“ Иа-ар-ри клинообразных ассирийских надписей, современная Яффа, — город, лежащий при Средиземном море, на высоком холме на юге цветущей Саронской долины, недалеко от Лидды, в 12-ти часах пути к северо-западу от Иерусалима. Считаемая Плинием одним из допотопных городов (Естественная История 5, 14), Иоппия однако неизвестна Библии до времен Иисуса Навина. При нём близ неё был назначен удел колену Данову (И.


в. 19, 46), но самый город остался в руках финикиян, которые и владели им до возвышения Ассирии, когда Иоппия вместе с другими финикийскими городами была завоевываема ассирийскими царями, напр., Рамман-Нирари III (Рагозина, История Ассирии, стр. 218). В период возвышения Персии при Кире она находится под властью персов, о чём можно судить по тому, что по приказанию Кира финикияне доставляли в Иоппию с Ливанских гор лес, который затем переправлялся в Иерусалим (1 Езд. 3, 7). С распадом империи Александра Македонского Иоппия переходит в руки царей сирийских и за это время несколько раз завоевывается иудеями. В первый раз это случилось при Иуде Маккавее, который, мстя за потопление иоппийцами в море 200 евреев, сжег гавань и корабли (2 Макк. 12, 3—6). Впоследствии Ионафан с братом своим Симоном, во время управления Сирии военачальником Димитрия Аполлонием, совершенно овладел Иоппиею (1 Мак. 10, 69— 76), а Симон поставил в ней охранное войско (1 Мак. 12, 33—4; 13, 11), сделал город пристанью и укрепил его (1 Мак. 14, 5. 34). Преемник Димитрия Антиох Сидет требовал от Симона за присвоение Иоппии и других городов 500 талантов серебра, но, получив отказ, отправил против него войско, которое, однако, было разбито сыновьями Симона — Иудой и Иоанном (1 Мак. 15, 25—41; 16, 1—10). В период римского владычества Помпей, завоевав Иудею, объявил Иоппию вольным городом и причислил к сирийской области (Иосиф Флавий, Древности, 14, 4:4, но цезарь соединил ее с Иудеею, возвратив Гиркани; потом она перешла к Ироду, от него к Архелаю (И.

авий, Древности, 14, 10:6. 15, 7:3. 17, 11:4), но впоследствии была вновь причислена к Сирии (И. Флавий Древности, 17, 13:5). Разрушенная Гессием Флором, Иоппия была вскоре восстановлена, но при Веспасиане вновь подверглась разорению, как местопребывание пиратов (И. Флавий, О войне иудейской 2, 18:10. 3, 9:2—4). В первой половине первого века по Р. Хр. в Иоппии появляется христианство. Апостол Петр, посетив город вскоре по обращении Савла, нашел здесь „ученицу“ Тавифу (Деян. 9, 32) и несколько дней пребывал в доме кожевника Симона (ст. 43). В царствование Константина Великого в Иоппии была открыта епархия, епископы которой подписываются под актами соборов Эфесского 431 г. и Иерусалимского 536 г. В VII в. Иоппиею овладели сарацины, а в XII в. она была завоевана крестоносцами и укреплена Балдуином I. С 1841 г. Иоппия находится под властью турок.

По своему положению при Средиземном море и сравнительно хорошей гавани, Иоппия с давнего времени известна в качестве портового города. Сюда современником Соломона Хирамом Тирским доставлялся с Ливанских гор кедровый лес для постройки Иерусалимского храма (2 Пар. 2, 8.


. 16); тоже самое наблюдалось и при Ездре (1 Езд. 3, 7). Наконец, в Иоппии сел на корабль и отсюда отправился в Фарсис пророк Иона вместо того, чтобы идти на проповедь в Ниневию (Ион. 1, 3). Значение портового города Иоппия сохраняет и до настоящего времени, хотя древняя гавань теперь совершенно занесена песком, а путь к берегу заслонен грядою скал, среди которых находится один узкий проход. Город, насчитывающий до 15 000 жителей, утопает в зелени апельсинных, лимонных, фиговых, миндальных и т. п. деревьев. Большая часть народонаселения — мусульмане, но среди них прочно утвердились представители различных христианских вероисповеданий, — католического, протестантского, армяно-грегорианского и православного. В частности, русской миссии принадлежит за городом место воскрешения, вероятнее, погребения Тавифы.

* Александр Васильевич Петровский,
магистр богословия, священник
Успенской Спасо-Сенновской церкви в Спб.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 7, стлб. 315. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1906 г. Орфография современная.

Источник: www.biblioteka3.ru

Гробница великомученика Георгия Победоносца
Гробница великомученика Георгия Победоносца

Город Лидда (Лод) — родина великомученика Георгия Победоносца. Здесь был дом его матери, здесь прошло его детство. Святой великомученик Георгий был римским воином, пострадал он при императоре Диоклитиане в Никомидии в начале IV века. Мощи его христиане перенесли на родину, в Лидду, и здесь он был погребен.

Гробница, в которой были положены мощи великомученика, сейчас расположена в крипте православного храма, посвященного великомученику Георгию. В самом храме имеется частица мощей святого Георгия, а также цепь, которой был скован великомученик.

Первую церковь здесь возвели в VI веке. Храм несколько раз разрушался и в своем нынешнем виде был восстановлен лишь в 1872 году, благодаря пожертвованиям из России. Освящение обновленного храма состоялось в 3/16 ноября 1872 года , в годовщину того дня, в который он был освящён впервые. Воспоминание о сем знаменательном событии Русская церковь совершает в этот день и до настоящего времени; этот праздник внесен в месяцеслов, в честь сего торжества на Руси строились храмы.

Также, в Лидде апостол Петр исцелил Энея, восемь лет лежащего в расслаблении (Деян.9:32-35).

С этим городом связана также чудотворная икона Пресвятой Богородицы Лиддская. Этот образ нерукотворный — он чудесно изобразился на одной из колонн храма во время соборной молитвы.


Примечательно, что это событие — происхождение нерукотворного Лиддского образа Пресвятой Богородицы — описывается в службе Казанcкой иконе Божией Матери в седальне по 3-й песни канона: «Божественнии Слова апостоли, Евангелия Христова велегласнии вселенныя благовестницы, божественную церковь создавше в пресвятое Твое, имя Богородице, и к Тебе, Госпоже, приходят, моляще Тя приити на тоя освящение. Ты же, о Богомати, рекла еси: идите с миром, и Аз с вами тамо есмь. Они же шедше обретают тамо на стене церкве Твоего, Владычице, образа подобие, Божественною писано силою шаровными подобии, и видевше поклонишася Ти, и прославиша Бога. С нимиже и мы божественней Твоей покланяемся иконе, просяще от Тебе великия милости: даруй согрешений оставление рабом Твоим, едина благословенная».

Император Юлиан Отступник, который начал гонения на иконы, пытался уничтожить Лиддский образ, для чего в Лидду были посланы каменотесы. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь врезывалось глубже внутрь столпа. Последние имеющиеся сведения о Лиддском образе датируются XI веком. О дальнейшей судьбе этой иконы ничего не известно. Празднование этому образу совершается 12/25 марта. Известен также список с этой иконы, именуемый Лиддская Римская икона, написанный в VIII веке по повелению святителя Германа Константинопольского. Во времена гонений иконоборцев в Византии, икона была чудесно перенесена в Рим, где и хранилась, пока не прекратились гонения на иконы в Византии. Празднование этой иконе совершается 26 июня/9 июля.

В России также был чтимый список Лиддской иконы, с XIV века находившийся в Борисо-Глебском на Устье монастыре, недалеко от Ростова. В настоящее время этот образ находится в Ростовском музее.

Источник: www.hram-ks.ru


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.