17.12.13 (8)В губернском городе Елисаветполь (Гандзак, Кировабад, Гянджа)  всегда  жили армяне – когда мало, когда много. В начале ХХ века здесь проживало примерно 15 тысяч армян, хотя данные могут быть намного занижены. Елисаветпольская губерния отошла  к России после Гюлистанского мирного договора.

Это был мой родной город, который с февраля 1988 года стал чужим, опасным и ненавидимым. Есть кировабадцы, которые хотят вернуться обратно – в свои дома, на свои улицы. Но те, которые пережили весь ужас, тянувшийся с февраля 1988 до октября 1989-го, вряд ли захотят пройтись по улицам, на которых их ежеминутно подстерегала  опасность.

17.12.13 (9)


Когда знаешь, что больше никогда не придется походить по улицам детства и город, где ты родился, потерян навсегда, о нем очень больно вспоминать. Число потерь у каждого человека растет с каждым прожитым годом и чем ближе к концу жизни, тем горше чувство утраты места, где он родился, где похоронены его предки. Помню, где-то в начале 90-х годов прошлого века по Армянскому телевидению была передача о Киликии. Говорил старик, избежавший турецкого ятагана и сохранивший ключи от своего дома… На что он надеялся, зачем он  хранил их, пройдя  через все круги ада на чужбине? Неужели надеялся вернуться — если не сам, так дети, внуки… Кто знает…

Года два тому назад в одном из ящиков письменного стола, мне попались ключи от нашего дома в Кировабаде – вспомнился тот старик.  Ключи я все-таки выкинула,  и вместе с ними ушла и подсознательная вера в то, что когда-нибудь я вернусь в тот город, который остался в памяти  только событиями 1988-1989 года, когда озверелая толпа азеров  сделала все для того, чтобы он остался в памяти ненавистным, чужим и нежеланным. Чтобы даже вспоминать о нем не хотелось.

17.12.13 (10)

Географически  Кировабад делится рекой на две части. Условно, левобережье называется "азербайджанской частью", на территории которой расположены все крупные промышленные объекты города, административные здания, вокзалы, аэропорт, институты, телеграф, почта и торговая часть города, т.е.


е жизненно важные центры, левобережье наиболее густонаселено, в основном, азербайджанцами. Правобережье — "армянская часть", где в основном, проживали армяне. Но постоянно прогрессирующая миграция армян за пределы республики, привела к тому, что и в так называемой ''армянской части'' города, в последнее время резко увеличилось число азербайджанцев. К началу произошедших событий в городе, с населением в 280 тыс. человек, насчитывалось более 40 тысяч армян (по переписи населения 1979 года – 40 741).

События в г. Кировабаде начались параллельно с Сумгаитскими погромами в конце февраля 1988 г. Более 200 молодых людей в сопровождении работников управления внутренних дел (УВД) города, шли по центральным улицам (Шаумяна, Джапаридзе — армянская часть города), ломая окна и двери армянских домов, избивая по пути прохожих армян. Сопротивление армян в районе поселка инженерно-технических работников (ИТР) и вмешательство военнослужащих приостановили погромы. В следующие дни, впервые в городе появились военные патрули с дубинками и щитами. В течение нескольких дней, силами местной власти были восстановлены и ''косметически'' отремонтированы дома и государственные объекты (магазины, киоски) в армянской части города. Дальнейшие события в городе развернулись по следующему сценарию. В предприятиях и учреждениях армян заставляли подписывать письма о неправомерных действиях армянского населения НКАО. Дети в школу ходили только в сопровождении родителей. Со стороны властей шла подготовка крупномасштабного погрома армян. Работники ЖЭК-ов составляли списки армян по адресам. Квартиры армян отмечались крестом, направлялись письменные угрозы, чтобы они покинули свои дома.


17.12.13 (11)

Так, что же произошло в Кировабаде?  Утром 21 ноября 1988 года к площади Ленина (напротив административного здания ГК партии и Горисполкома) начали стекаться организованные колонны студентов, к которым примкнули работники промышленных предприятий и возбужденные толпы. К обеду вся площадь Ленина была переполнена. Ажиотаж, созданный "ораторами", накалял обстановку. К 15 часам огромная бесчинствующая толпа молодежи в сопровождении сотрудников УВД с железными прутьями, камнями двинулась в армянскую часть города, сокрушая все на своем пути и избивая прохожих армян. Прорвавшись к армянской церкви, толпа учинила погром и похитила крест, прикрепленный на входной двери церкви. Были разгромлены подсобные помещения во дворе церкви, в том числе и дом священника Саака.

17.12.13 (12)


Встретив отпор в районе Красного села, толпа азербайджанцев отступила. На обратном пути по ул. Фиолетова был подожжен дом N68. Все эти бесчинства продолжались около трех часов. К вечеру того же дня армянская часть города была оцеплена войсками.  Всю ночь, в ожидании очередных эксцессов, люди дежурили возле костров. К полудню появились первые беженцы-армяне, проживающие в азербайджанской части города. Была создана инициативная группа, цель которой — защита и спасение армянского населения. К шести часам вечера в азербайджанской части города начались массовые избиения и погромы домов армян. Стали поступать первые пострадавшие.

В помещении церкви был создан штаб инициативной группы, куда начала стекаться информация о происходящем. Инициативная группа входила в контакт с представителями комендатуры. Комендантом города (генерал-майор Полех) был издан приказ и объявлено особое положение — комендантский час с 10 вечера до 6 утра. По требованию инициативной группы для эвакуации армян из азербайджанской части комендатурой города были выделены две автомашины (без бензина) в сопровождении одного офицера и солдата (без оружия), прибывшие только к 12 часам ночи. В ту же ночь десять добровольцев, рискуя собственной жизнью, выехали в районы погромов. Было спасено 77 человек: детей, женщин и стариков. Всю ночь в штабе шла регистрация и прием заявлений от пострадавших.

17.12.13 (12)


Есть очевидцы разрушения и глумления над памятником маршала И. Х. Баграмяна. Был разбит барельеф Х. Абовяна со здания школы, носившей его имя, сорваны таблички с названиями улиц, носящими армянские имена. По рассказам прибывших пострадавших из азербайджанской части в городе царил неописуемый хаос. По словам представителя комендатуры войск не хватало, солдаты не были в силах справиться с бесчинствующей ордой. Много пострадавших было и среди воинов.

С 21 по 23 ноября 1988 года все больные армянской национальности были грубо изгнаны из больниц, среди которых были недавно прооперированные и тяжелобольные. Все они были размещены в специальном медпункте, созданном инициативной группой. В армянскую часть города "скорая помощь" не выезжала. Впервые дни погрома армяне были изгнаны со своих рабочих мест. Работники сберегательных касс и касс Аэрофлота рвали паспорта армян, пришедших получить вклад или приобрести билеты для выезда из города. Очень большое количество людей осталось без документов. С 23 ноября инициативной группе с целью эвакуации армян из азербайджанской части города были выделены два автобуса с вооруженной охраной и выданы 25 пропусков, разрешающих хождение по городу во время комендантского часа.

Бесконечный поток избитых, изнасилованных, обезумевших от страха, раздетых, полуголых, без документов, не имеющих никаких средств для существования людей, размещали в церкви и школе, находящейся рядом с храмом.
еди них были не только армяне, но и русские, украинцы, грузины, евреи, греки. В городе сложилась бесконтрольная ситуация. Этому немало потворствовали работники УВД, горкома, райкома и горисполкома, когда периодически отключались телефоны, газ, не подавалась вода, и не работал транспорт в армянской части города, что создало угрозу экономического голода и антисанитарии. В азербайджанской части города, на площади Ленина, продолжались целенаправленные митинги, появился новый лозунг "Смерть армянам и русским!" Видимо, не удовлетворенные не совсем радикальными решениями своих руководителей, митингующие требовали к митингующим первого секретаря ГККП Багирли. Но, узнав о побеге Багирли, они устроили погром в здании ГККП, на крыше которого в течение 36 часов красовался турецкий флаг. В это же самое время по азербайджанскому телевидению шли митинги националистического толка, где выступавшие требовали освобождения "героев Сумгаита" и принятия решительных мер по отношению к армянскому населению, проживающему в Азербайджане. Среди выступавших был весь "цвет" азербайджанской интеллигенции.

24 — 27 ноября — положение не изменилось. На просьбы инициативной группы к коменданту города об оказании помощи пострадавшим, обеспечении их продуктами питания, медикаментами — был дан один ответ, что все это не входит в их компетенцию.  Нерешительные действия армии дали возможность азербайджанцам бесчинствовать в течение 6-7 дней.


За эти дни: •
                   Убито — 18 человек
                   Изнасиловано — 11 человек
                   Пропали без вести — 60 человек
                   Тяжело ранено — 74 человека
                   Число беженцев — 4500 человек
                   Разграблено квартир — 1376
                   Украдено — 20
                   Сожжено — 24 автомашины

Помощь пришла из близлежащих деревень. Из Армении для решения вопроса об эвакуации женщин, детей и больных прибыли врач с медикаментами и представитель гражданской авиации.

На седьмой день в штаб инициативной группы прибыл подполковник Зубов. В ответ на требования членов инициативной группы были угрозы и шантаж.
нтакт прервался. Одновременно было сообщено, что в город прибыла следственная группа Прокуратуры СССР и работники Главного Управления Уголовного Розыска (ГУУР) СССР. Часть собранного материала была передана работникам Прокуратуры СССР. В качестве документов были заявления пострадавших о погромах, грабежах и насилиях, фотографии погромщиков и пострадавших, записи допросов задержанных и их собственноручные показания. Но компрометирующие материалы, переданные в комендатуру, еще впервые дни погромов, бесследно исчезли. Вместе с ними исчезли более 400 заявлений, отобранных из материалов следователем майором Красавиным. 29 ноября  прекратились массовые погромы, началась новая волна акций. Работники военного комиссариата начали призывать в армию молодежь, а комендант города издал приказ о сдаче охотничьих ружей.  Прокуратурой СССР проводилась судебно-медицинская экспертиза лиц, подвергшихся избиениям и изнасилованиям. Вновь появившийся подполковник Зубов озадачил членов инициативной группы ультиматумом пойти на контакт с местной администрацией и принять выдвигаемые ею условия, или он не будет отвечать за последствия отказа, и войска будут выведены. На размышление было дано 4 часа. Не получив согласия со стороны инициативной группы, подполковник Зубов исчез на пару дней. Тем временем произошел разговор с начальником ГУУР СССР генерал — лейтенантом Панкиным, с которым обсуждался вопрос эвакуации армянского населения. Воспользовавшись создавшейся ситуацией, Городской комитет партии с помощью комендатуры города срочно организовал эвакуационный пункт. Расчет был прост: нет свидетелей — нет виновных.


Обладая средствами пропаганды, военнослужащие на бронетранспортерах, разъезжая по армянской части города, вели агитацию среди населения, оповещая народ о том, что в штабе гражданской обороны города функционирует эвакопункт.

Попытки инициативной группы остановить начавшуюся эвакуацию были безуспешны. Ужас увиденного и страх перед безвестностью интуитивно подталкивали людей на быстрейший выезд из опасной зоны. Желающие выехать должны были давать подписку о том, что они уезжают добровольно и никаких претензий не имеют (автор — второй секретарь ГК КП). По требованию инициативной группы комендантом города эта акция была приостановлена.

2 декабря от имени горисполкома были приглашены 5 представителей из армян на похороны трех женщин-армянок, якобы "скончавшихся" от болезней.

Когда в назначенное время они пришли на кладбище, две из них были уже захоронены. На требования одного из приглашенных армян вскрыть крышку гроба, городские власти отказались. Тогда Адиян Михаил резко дернул за крышку и сорвал ее: в гробу лежала женщина с явными признаками побоев. Обращение к следственной группе с тем, чтобы была проведена эксгумация, было отвергнуто. Поступали известия о крупном скоплении азербайджанцев в районе г. Ханлар, о погромах колонн автомашин, направляющихся в Армению на участке автотрассы Кировабад — Казах, о погромах и бесчинствах в других регионах Азербайджана. Около семи тысяч жителей оказались без крова. Многие квартиры уже были заселены азербайджанцами. Заселение происходило с ведома жилуправления. Из Еревана, рискуя жизнью, на вертолете прилетела группа из четырех человек, а оператором (Бакур Карапетян) был снят видеофильм о происходящих событиях в Кировабаде.


Местными властями следственная группа Прокуратуры СССР и ГУУР СССР, ранее находящаяся в армянской части Гянджинского РОВД, была переведена в здание УВД, находящееся в азербайджанской части. Это привело к тому, что потерпевшие уже не могли давать показания. Расчет был на то, чтобы к полной стабилизации обстановки многие пострадавшие, которых не удалось эвакуировать в связи со сложившейся в Армении ситуацией, не имея гарантий безопасности проживания, постараются покинуть пределы республики самостоятельно. И действительно, остановить армянское население, которое продавало за бесценок дома и имущество, не удалось. Там не осталось ни одной армянской семьи. Это все опубликовано и давно известно. Опубликовано представителями инициативной группы.

21 ноября 1988 года была  пятница. В этот день по ТВ должны были показывать экранизацию «Собачьего сердца» Михаила Булгакова и я очень надеялась, что мне удастся ее посмотреть. Все дело в том, что у моего мужа, известного дермато-венеролога города Кировабада была обширная частная практика,  и больные в основном приходили где-то к восьми-девяти вечера. Так было удобно и для них и для него. Правда, с февраля 1988 года, после погромов в Сумгаите, больных поубавилось, но они все же приходили. В основном это были азербайджанцы, которые не очень доверяли своим врачам и предпочитали лечиться у врача-армянина. Но в этот день больных почему-то не было… Мы как-то не придали этому значения – и раньше бывали «пустые» дни к радости всех домашних, когда можно было посидеть, посмотреть телевизор или просто поболтать. Благо, поводов для разговоров в это время было более чем достаточно. Утром все было спокойно. Я даже умудрилась съездить на базар, который находился в азербайджанской части города. Знакомые мясники, увидев меня, покрутили у головы пальцем, быстро отвесили мясо и чуть ли не приказали немедленно ехать домой. Как я уже говорила, в этот день показывал «Собачье сердце». Наверное,  именно поэтому все так и запомнилось. Мы посмотрели фильм, потом вдруг позвонила моя двоюродная сестра, которая жила неподалеку от армянской церкви и плача сказала, что на церковь напали. Мы приятельствовали с женой священника и я, естественно сразу же позвонила. Она, тоже рыдая,  стала рассказывать, что толпа напала на церковь, сбила крест над воротами и хотела убить священника, отца Саака. Чудом ему удалось вбежать в храм и закрыть засов. На середине ее рассказа вдруг выключился телефон. Как мы потом узнали, во всех армянских домах  телефоны были выключены. Правда, к 11 вечера они заработали. Мы – я, муж, сын, свекровь и моя мать – просидели до утра, не раздеваясь. Мы боялись. Это было жуткое состояние, мы поняли, что армян Кировабада не спасет даже вся Советская армия.  Мы оставались в Кировабаде еще год. Мою двоюродную сестру ранило разрывной пулей, многих моих знакомых избили, а у одного их друзей сожгли библиотеку. Вообще азербайджанцы любили жечь книги…

Надо сказать, что последний месяц мы жили, мягко говоря, беспокойно. Дом не продавался, а уезжать просто так не было сил, не так-то легко бросить все и уехать, хотя очень многие именно так и делали. Сидели мы в кабинете, окна которого выходили на улицу. Бабушки пришли звать пить чай в другую комнату. Муж обычно сидел за своим столом, но в этот вечер решил присоединиться к нам. Не успели мы сесть, как раздался звон разбитого стекла,  и в комнате заполыхало. В окно бросили бутылку с керосином. Хорошо, у нас всегда была запасена вода. Кое-как пожар потушили, но теперь в окно стали лезть какие-то пацаны. На улице раздались выстрелы. Мой муж, недолго думая, взял охотничью двустволку  и выстрелил. Милиция, до которой мы безуспешно пытались дозвониться в последние полчаса после поджога, приехала слишком быстро. Даже показалось, что они ждали где-то поблизости. Их было несколько человек во главе с неким майором Оруджевым. Так он, по крайней мере, представился. С порога майор стал кричать: «До каких пор вы будете вешать на нас свои преступления! Неужели вы не видите, что армян ненавидят. Уезжайте, пока не поздно». Потом он потребовал сдать находящееся в доме оружие. Мы отдали двустволку и мелкокалиберную винтовку. И то и другое в доме хранилось лет 50… Милиция взяла ружья, напоследок посоветовала «хорошо подумать» и ушла. Ночь мы провели сидя в комнате и вздрагивая от каждого стука. Я до сих пор, по прошествии стольких лет, дергаюсь от каждого стука и вскакиваю, когда что-то падает на пол. Наверное, он останется до самой смерти – этот страх.  Но до этого…

17 октября 1989 года моя семья приехала из Азербайджана в Армению. Наверное, правильнее будет сказать, что мы смогли убежать в Армению после полутора лет выживания в окружении врагов. Приехав в Армению  после ужаса последних полутора лет,  мы вдруг увидели, что на земле есть нормальные люди, спокойные дороги и много чего другого, чего были лишены армяне Азербайджана с февраля 1988 года.  Мы выехали из Кировабада, даже не надеясь на такой счастливый исход. Мы остались живы, более того, мы приехали на родину. Только оказавшись в Армении, я поняла, что моя семья была на волосок от смерти. Последняя неделя в Кировабаде запомнилось  одним непрекращающимся кошмаром. Даже сейчас, вспоминая об этих днях, мне становится по-настоящему страшно. В ноябре 1989 года армянская община Кировабада перестала существовать. А еще раньше были изгнаны армяне из близлежащих сел: Геташена, Чардахлу, Зурнабада и многих других.

Встретила я несколько «беженцев» из Баку в Кливленде, штат Огайо. Нельзя сказать, чтобы они очень уж были довольны своей жизнью. Один из них все время спрашивал – может ли он вернуться в Армению. Может, наверное. Но вряд ли захочет… Слово «беженец» до сих пор для меня звучит оскорблением. Слишком многие на горе людей сколотили состояние и сорвали политические дивиденды. Да и сейчас пытаются….

Мы приехали в Армению после Спитакского землетрясения. Через год весь народ погрузился в трехлетний мрак и голод, из которого был только один выход – не упустить победу в Карабахе. Не было ни света, ни нормальной еды, ни работы. Но никогда у моей семьи и в мыслях не было уехать в другую страну, хотя возможности были.

17.12.13 (14)
17.12.13 (15)

17.12.13 (16)

17.12.13 (17)

17.12.13 (18)

17.12.13 (19)

В статье использованы материалы из книги Левона Мелик-Шахназаряна: «Гандзак: Неутраченный мир».

Карине Тер-Саакян

Источник: voin-karabakha.livejournal.com

Город кировабад азербайджанской сср

Гянджа — второй по величине (330 тыс. жителей) город Азербайджана под Малым Кавказом в 300 километрах от Баку на Тбилиси. Сюда мы доехали в прошлой части через степи Равнинного Карабаха. Советский Кировабад, царский Елизаветполь, персидский и армянский Гандзак, как и многие Вторые Города постсоветских республик Гянджа в Азербайджане отвечает за оплот национального духа в противоположность космополитичной столице. Здесь родился великий земляк Низами, была провозглашена Первая Азербайджанская республика, и даже местный хан погиб с оружием в руках от русской пули. Да и название не подвело: "гандзак" со среднеперсидского обычно переводят как Сокровищница. Реже как "хранилище" или "склад", но честно сказать, это кажется больше похожим на правду: Гянджа мне не понравилась, и своим обликом от славы Города Сокровищ и Культурной столицы оказалась очень далека.
Но обо всём по порядку, и в первой части из двух — общий колорит и прогулка по центру.

Гянджа, на самом деле, для своей страны город очень не типичный. По населению Азербайджан примерно с Беларусь, а Баку с агломерацией немногим крупнее Минска. Но в Беларуси вне столицы есть пять городов больше 300 тысяч жителей, а в Азербайджане — два, включая Сумгаит, всегда бывший продолжением столицы. Азербайджанская провинция — это большие сёла и маленькие города, где за сотню тысяч жителей робко выглядывает показанный в прошлой части Мингечаур, а Гянджа, по сути дела средненький постсоветский облцентр, висит среди них одиноко. И может быть поэтому у неё настолько неприглядный вид:

2.
Город кировабад азербайджанской сср

Как вы могли заметить по прошлым постам, азербайджанская глубинка весьма ухожена, в советских городах вроде Мингечаура и Сумгаита напоминая Беларусь, а в старинных вроде Закатал или Шеки — азиатскую проекцию Прибалтики. И вот на фоне всего этого благообразия виды Гянджи удручают вдвойне. За исключением главных улиц и выложенных брусчаткой площадей, большая часть Города Сокровищ выглядит как-то вот так — не бедного вида дома за высокими заборами на бескрайнем лабиринте улиц без асфальта, пыльных в сухую погоду и грязных после дождя. Кажется, под такой размер города в Азербайджане просто не заточены бюджеты — в своей весовой категории Гянджа одна из самых неухоженных во всём бывшем СССР:

3.
Город кировабад азербайджанской сср

К самому центру подступают махалли трущобного вида:

4.
Город кировабад азербайджанской сср

А советские микрорайоны поросли самостроем, словно древесным грибом. Такое уж здесь "тлетворное влияние Запада" в лице соседней Грузии, во всяком случае буйство подобной "архитектуры" я припоминаю только там:

5.
Город кировабад азербайджанской сср

Сами гянджинцы непарадных видов родного города явно стыдятся, и в одном из дворов шедший мимо мужик даже слегка нас отругал:
-Фотографировать надо красивое! А здесь что? Зачем это всё снимать?
-Да ладно! Фотографировать нужно ВСЁ. Вот сейчас в парк идём, там красивое поснимаем.

6.
Город кировабад азербайджанской сср

Из красивого в Гяндже растительность — по всему городу, в самых неожиданных местах, растут пальмы и грандиозные старые чинары. Иногда в Гяндже, как и в Шеки, попадаются фонтаны-кенотафы, но вид их часто жалок, а вместо воды — пыль:

7.
Город кировабад азербайджанской сср

Гянджа не выглядит городом, который любят, и может дело в том, что как столица Равнинного Карабаха она стала главным приютом для беженцев из Нагорного Карабаха. Но в отличие от своих бакинских товарищей по несчастью, здесь они не скомпенсировали своё изгнание столичным уровнем жизни, а потому так и не привыкли воспринимать Гянджу как свой дом. Не Город Сокровищ, а Город — Камера Хранения, в которой ждут отбытия то ли в Баку, то ли в Россию, то ли в Турцию, а может быть и домой.

8.
Город кировабад азербайджанской сср

История Гянджи, меж тем, весьма долгая, бурная и по-ирански кровавая. По одной версии, Джанза (арабский вариант названия) начиналась в 659 году, судя по дате и названию — как база снабжения арабских войск при завоевании Кавказа. По другой версии, Гандзак заложил в 859 году ширваншах Мухаммед бен Халед из династии Мазьядидов в Шемахе, но расцвет Гянджи в любом случае наступил уже на развалинах Халифата. В 951 году город Двин в нынешней Армении, резиденцию арабского наместника в Закавказье, захватили курды во главе с Мухаммедом ибн Шаддадом. В 970 году его сын Фазл занял Гянджу, формально — для защиты Аррана от горцев, и провозгласил Гянджинский эмират, связанный с двумя другими эмиратами Шеддадидов — Двинским и Анийским. Впрочем, у гянджинских курдов почти сразу наместился сильный противник — Грузия, стабильно побеждавшая в приграничных войнах. Ещё более сильное давление началось в 1054 году с другой стороны, когда новыми хозяевами Закавказья сделались пришедшие из-за Каспия тюрки-сульджуки. Шеддадиды несколько раз признавали себя их вассалами, затем одна из сторон нарушала договорённости, на город обрушивалась сельджуская орда, но через несколько лет история повторялась. В 1086 году сельджукский султан решил с этим заканчивать, и полководец со звучным именем Бугай пленил и низложил местного эмира Фадлуна III. Впрочем, страдали от этого больше монархи да крестьяне, а город скорее напротив, только отстраивался и богател, к началу 12 века превратившись в один центров жизни Закавказья. Новый удар пришёл не с востока и не с запада, а снизу: 30 сентября 1139 года Гянджа была разрушена мощнейшим в истории Закавказья землетрясением — его интенсивность оценивают в 11 баллов, число погибших — в чудовищные 230 тысяч человек (то есть, в наше время это были бы миллионы), и даже в окрестных горах множество озёр (например, знаменитый Гёйгёль) возникли тогда как запруды обвалов. То, что осталось от города, тут же разграбили грузины по приказу царя Деметре I, и трофеи тех лет по сей день попадаются в Грузии в монастырях и музеях.

9.
Город кировабад азербайджанской сср

Но если город стоит на бойком месте — его не сотрут с лица Земли ни бедствие, ни война: Гянджу вскоре подобрали Ильдегизиды, новая монархия Азербайджана. С их владений сюда потянули чиновники, купцы и мастера, и в том числе Юсуф ибн Заки из Кума, чей сын вошёл в историю как поэт Низами Гянджеви. Впрочем, в истории остались и другие Гянджеви, например поэтесса Мехсети — отстроившись после землетрясения, Гянджа переживала свой величайший расцвет. Не смогли погасить его даже монголы, чья война дошла сюда в два этапа: сначала, в 1225 году, Гянджу занял Джалаладдин Мангуберти (см. Ургенч), последний хорезмшах, собравший войско из остатков армий своего отца и сумевший нанести единственное тактическое поражение, считай — отвесить пощёчину, — самому Чингисхану. Потрясатель Вселенной, конечно, это так не оставил, и в следующий раз поле боя осталось за ним, а Джаллалдин бежал на запад и походя сокрушил Ильдегизидский эмират. Впрочем, битая армия — не лучшие управленцы, а Мангуберти ещё и вёл войну на два фронта с монголами и сельджуками. В 1231 году в Гяндже вспыхнула восстание бедноты под началом ремесленника-христианина Бендера, и хотя мятеж был подавлен, а его лидер четвертован, коллапса тыла последний хорезмшах уже не выдержал. После ещё пары поражений Мангуберти бежал через горы ещё дальше на запад, где и погиб от разбойничьего курдского ножа. В 1235 году под стены Гянджи пришли и сами монголы, и по преданию, доведённые до отчаяния прошлыми войнами жители, понимая, что от этого врага не отбиться и не откупиться, просто заперлись в домах и подожгли город. Однако — и это Гянджа пережила, в последующие тёмные века оставалась важным региональным центром, а в 16 веке, под азербайджанцами Сефевидами, превратившими Иран в шиитскую империю, стала резиденцией Карабахского биклярбека (наместника). В 1588-1606 годах Гянджу и вовсе заняли турки, построившую новую крепость в стороне от городских кварталов, за Гянджачай-рекой… И с точки зрения современности это было важнейшее событие в истории города: всё вышесказанное относится к Старой Гяндже, чьё городище теперь лежит на окраине в окружении промзон. А шах Аббас I, отвоевав город, переселил жителей под защиту турецких стен, и в 1616 году на карте его владений появилась Новая Гянджа.

10а.
Город кировабад азербайджанской сср

В Гяндже много Азии — будь то кладбища с грандиозными мавзолеями, шумные базары с лавками или архитектурные детали с сурами из Корана. Впрочем, самой "гянджинской" деталью мне запомнились вот такие вот жестяные козырьки, навесы и шпили — пару раз я видел подобное в других частях Азербайджана, но в Гяндже такое просто на каждом шагу, и пробудь я здесь подольше — набрал бы их и вовсе на отдельный пост:

10.
Город кировабад азербайджанской сср

В отличие от многих других азербайджанских углов, Гянджа сохраняла верность Персии несмотря на все её смуты, и выходила из под власти шаха лишь силой турецкой сабли: вновь османы занимали город в 1723-26 годах. Как я понимаю, фактическим хозяином Гянджи при Сефевидах сделались армяне, крупная купеческая община которых была здесь практически всегда. Лишь в 1747 году, оказавшись в окружении новых азербайджанских ханств, местные биклярбеки Зияд-оглы из племени каджар (то же племя правило в Эривани) провозгласили Гянджинское ханство. По сравнению с соседями Город Сокровищ имел такое преимущество, как монетный двор, построенный ещё при Сефевидах. Основным товаром экспорта, как и в соседних ханствах, был шёлк, а Шахверди-хан и его потомки боролись за господствово в Закавказье с коллегами из Шуши, Шеки и Шемахи. Так как Зиядиды были ветвью Каджаров, в 1796 году, когда в Иране шахский престол захватил Ага-Мухаммед Каджар из Мазендерана, местный Джавад-хан вновь присягнул шаху на верность. В начавшихся вскоре русско-персидских войнах Гянджа, как и Эривань, стала полноценной частью их персидской стороны. В отличие от Губы, Баку или Шеки, тут не было попыток приручения: в 1804 году, после 3-месячной осады, русская армия под началом Павла Цицианова просто взяла Гянджу штурмом, и Джавад-хан со старшим сыном пали в бою на крепостной стене. Что, впрочем, не помешало другим потомкам хана признать власть царя и войти в российское дворянство как род Зиятхановых, на рубеже 19-20 веков давший нескольких крупных политиков российского Кавказа и АДР. В роли вассальной столицы, однако, Гянджу уже не оставили, и даже оперативно переименовали в том же 1804 году. Совершенно по разнарядке — в честь немки-императрицы Елизаветы Алексеевны, к Кавказу и Персии не имевшей ни малейшего отношения.

11.
Город кировабад азербайджанской сср

Под управлением коменданта Елизаветполь понемногу обрастал государственными органами, и в 1840 году стал уездным городом Грузино-Имеретинской (с 1846 — Тифлисской) губернии. Реалии Закавказья, однако, требовали добавить между Тбилиси и Баку ещё один регион, и вот в 1868 году на карте империи появилась Елизаветпольская губерния. В её состав вошли территории бывших Шекинского, Гянджинского и Карабахского ханств от Шеки до Зангезура, а население состояло почти исключительно из азербайджанцев и армян. Первые преобладали на равнинах и Большом Кавказе, вторые — в горах Малого Кавказа, но лишь в двух уездах (Зангезурском и Шушинском) дотягивали до половины населения. В самом Елизаветполе к началу ХХ века 55% жителей составляли азербайджанцы, 40% — армяне, 7% — славяне, ну а само население (33 тыс. человек) делало губернский город лишь первым среди равных, чуть крупнее уездных Нухи (Шеки) и Шуши.

12.
Город кировабад азербайджанской сср

Домики губернского Елизаветполя рассеяны широко и мелкодисперсно — попадаются в нескольких километрах от центра, но даже в центре редко стоят два подряд:

13.
Город кировабад азербайджанской сср

Найти какую-либо информацию об истории большинства из них мне так и не удалось:

13а.
Город кировабад азербайджанской сср

Облик их, однако, очень узнаваем — лишь немногие из этих домиков оштукатурены:

14.
Город кировабад азербайджанской сср

А в основном — мелкий и вырви-глаз яркий красный кирпич, ненавязчивые восточные мотивы и обилие резных галерей да балкончиков:

15.
Город кировабад азербайджанской сср

16.
Город кировабад азербайджанской сср

И, как и в Шеки, кирпичные надписи арабицей да мусульманские символы на фронтонах:

16а.
Город кировабад азербайджанской сср

Что и немудрено — в городе 12 мечетей, 9 из которых были построены при царе. Их список, с фотографиями, есть на википедии, я же не ставил цели каждую найти. Облик гянджинских мечетей очень узнаваем — приземистое квадратное здание под сферическим куполом почти что во всю его ширину — вот, где-то на базарах, очень характерный новодельчик по мотивам:

17.
Город кировабад азербайджанской сср

Каким-то образом мы проглядели Газахскую мечеть, построенную в 1803-04 годах выходцами из этого города севернее Гянджи — а у неё мозаика есть в арке портала… Соседняя мечеть Гырыхлы почти такая же, только без мозаик:

18.
Город кировабад азербайджанской сср

А вот у мечети Зарраби — два купола. Интересно, что большинство старых мечетей в Гяндже не действуют, занятые библиотеками, ЗАГСами и ещё бог весть чем. То наследие уже следующей сущности — Кировабада:

19.
Город кировабад азербайджанской сср

В который Елизаветполь перерождался весьма мучительно. Его губерния на стыке армянских и азербайджанских земель к началу ХХ века сделалась крупнейшим центром противоречия двух закавказских народов, и именно в Карабахе в 1905 году полыхнула резня — первая из многих. В губернском городе два народа предпочли разойтись по разным сторонам Гянджачая — левый берег, где центр, в ХХ веке слыл Азербайджанскими, а правобережье — Армянскими кварталами. В июне 1918 года, на фоне шедших с зимы межэтнических столкновений, в Елизаветполь прибыло из Тбилиси правительство Азербайджанской демократической республики, которой оперативно переименованная Гянджа сделалась первой столицей. Уже, впрочем, в сентябре через город прошла турецкая армия, на штыках которой правительство уехало в Баку. Национальный оплот, однако, остался, и в мае 1920 года, когда Красная Армия заняла Азербайджан, здесь вспыхнуло (возможно, не без помощи турок) Гянджинское восстание, на подавление которого у большевиков ушла неделя, а жертвами стали тысячи человек. В 1935 году непокорный город снова был переименован, так же по разнорядке — в Кировабад:

20.
Город кировабад азербайджанской сср

Эта ипостась оставила немало следов в пейзаже, в том числе — всяких мозаик да майолик. В 1955-2004 годах в Гяндже работал троллейбус (на фото — как раз на фоне Газахской мечети):

21а.
Город кировабад азербайджанской сср

А в 1933 был даже запущен трамвай, самое необычное в котором — время закрытия. Кировабадский трамвай был ликвидирован в 1976 году, то есть ещё в те благословенные времена, когда власти денно и ношно радели за общественный транспорт и неустанно трудились над его приумножением. На самом деле закрытых при Советах трамвайных систем было не так уж и мало, но большинство из них имели колею 1000мм, а то и вовсе достались от других государств и работали по другим стандартам. Однако в Новороссийске, Самарканде и Кировабаде был ликвидирован вполне обычный советский трамвай на "русской колее", и причины этого мне так и остались не понятны. Впрочем, учитывая судьбы трамвайных систем Баку и Сумгаита, до наших дней дожить у Гянджинского трамвая шансов не было бы всё равно.

21б.
Город кировабад азербайджанской сср

В целом же из города с названием Кировабад нельзя было не вылепить индустриального гиганта. В прошлой части я уже показывал впечатляющую промзону КирАЗа — алюминиевого и глинозёмного заводов, построенных к 50-летию СССР на воде и электричестве Мингечаура. В нынешней Гяндже есть автозавод, собирающий машины от УАЗа до "Татры", но начинал он строиться ещё в 1986 году, чтоб делать брата для "Ераза" (см. здесь) и "Колхиды" — УАЗовские фургончики КиАЗ-3727 наподобие современных "Газелей". Однако — снова изменились времена, наполнив слово "ераз" иным смыслом…

21в.
Город кировабад азербайджанской сср

Кировабад хотя бы в силу своего расположения не мог остаться в стороне от Карабахского конфликта. К тому времени из 280 тысяч его жителей порядка 40 тысяч составляли армяне. 30 тысяч из которых по-прежнему населяли Армянский квартал — заречье напротив центра, куда всё советское время азербайджанцы старались не заглядывать без надобности. Это, в сочетании с узкими улицами и плотной одноэтажной застройкой, и позволило избежать повторение здесь Сумгаита — с ноября 1988 года в Кировабаде началась Оборона армянского квартала. На улицах стояли посты, на них дежурили мужчины покрепче, и когда толпа погромщиков пыталась прорваться — им на помощь сбегался весь остальной квартал. Гандзак отбивал тюркские набеги, хотя порой и ценой убитых с обеих сторон, а были на этой войне даже пленные… Куда хуже приходилось армянам в других частях города, избиения прохожих и погромы квартир в те месяцы стали привычной частью кировабадских реалий. Противостояние шло на всех уровнях — армян увольняли с работы, в их квартале не останавливались автобусы, но и азербайджанцам из армянского квартала тоже пришлось бежать. Подробно оборона описана например здесь или здесь, а заметных азербайджанских источников по тем событиям я так и не нашёл. Постепенно, с продажей домов и имущества государству в лице АзССР, армяне были эвакуированы советской армией в разрушенную землетрясением Армению, последние — летом-осенью 1989 года. Кировабад за это время вновь успел стать Гянджей — одно из первых переименований в распадавшемся СССР. На место армянских беженцев от азербайджанцев вскоре въехали азербайджанские беженцы от армян, и прибыло в Гянджу их явно больше 40 тысяч — районы, лишь в последние несколько лет построенные для них по окраинам, я показывал в прошлых частях.

21г.
Город кировабад азербайджанской сср

В 1992 Гянджу покинула российская армия, но получивший её арсеналы генерал Сурет Гусейнов поднял мятеж, и двинул свои войска на Баку, где фактически сверг президента-западника Абульфаза Эльчибея, чьё место занял старый партократ и отец нации Гейдар Алиев. Ну а затем жизнь постепенно вернулась на круги своя, и в то, что Гянджа не всегда была мононациональной, теперь действительно сложно поверить. Самый заметное национальное меньшинство тут теперь — турки, проникающие в Гянджу не так, как в Батуми, но всё же довольно активно. Да и те представлены скорее в вывесках, чем в переписях населения….

22.
Город кировабад азербайджанской сср

Кадр выше (левый) снят у ЦУМа на перекрёстке проспектов Гейдара Алиева и Низами. Как вы понимаете, такой перекрёсток в этом городе не может не быть главным. На север проспект Алиева ведёт к вокзалу на старейшей в стране железной дороге, связавшей в 1883 году Баку и Тифлис. На станции Елизаветполь был очень красивый ориентальный вокзал, но в 1970-х его заменили безликим советским, а тот в свою очередь сменился столь же безликим современным. Мы туда не доехали, а районы от вокзала до ЦУМа показаны здесь, и самое интересное здание в них — ориентальный хлопковый завод эпохи первых пятилеток.

22а.
Город кировабад азербайджанской сср

С другой стороны от ЦУМа проспект Алиева выложен брусчаткой, что странно смотрится на фоне иных улиц без асфальта. По правой его стороне тянется Народный парк, по левой — внушительные здания, алиевки и сталинки вперемешку:

23.
Город кировабад азербайджанской сср

В том числе, с колоннами — местный филиал Академии наук. Из колонн выглядывают памятники — вот слева, например Исмаил Хатаи (основоположник Сефевидов, а заодно — поэт), а посредине Шейх Бахаэтдин, архитектор Новой Гянджи:

24.
Город кировабад азербайджанской сср

Замыкает квартал гостиница "Гянджа", называвшаяся так, что интересно, и в Кировабаде, а стало быть и построенная видимо до 1935 года. Да и архитектура — явный поиск формы, скорее что-то румынское, чем местное:

25.
Город кировабад азербайджанской сср

Чего не скажешь об огромных симметричных сталинках с часами на фасадах по другую сторону парка:

26.
Город кировабад азербайджанской сср

Посередине, на фоне ЦУМа — местный Алиев-центр, во втором по величине городе страны впечатляющей не размером, а классической сдержанностью:

27.
Город кировабад азербайджанской сср

Над площадью перед ним буквально довлеет огромное (135 метров по фасаду) здание мэрии (1961):

28.
Город кировабад азербайджанской сср

Его детали — оконца в крыше:

28а.
Город кировабад азербайджанской сср

И пара порталов, рассказывающих о промышленных достижениях Кировабада. Интересно, что сюжеты на обоих одни и те же, но расположены в разном порядке:

29.
Город кировабад азербайджанской сср

Площадь — лишь один из сегментов длинного Народного парка:

30.
Город кировабад азербайджанской сср

В южной части которого встречает уголок дорусской Гянджи — Джума-мечеть. При этом, судя по всему, большая её часть была разобрана в 1962 году, из двора с некрополем превратившись в комплекс разрозненных зданий. Первое из них — ворота с парой минаретов (1776), один из немногих памятников Гянджинского ханства:

31.
Город кировабад азербайджанской сср

За минаретами — мечеть Шаха Аббаса, ядро Ансамбля Бахаэтдина. Первый перенёс Гянджу на это место, второй был зодчим и строил её.

32.
Город кировабад азербайджанской сср

Впрочем, для своего статуса гянджинская Джума-мечеть удивительно проста и скромна:

32а.
Город кировабад азербайджанской сср

Да и стоит не мечетью, вокруг которой сгущается дух благочестия, а парковым павильоном, вокруг которого парочки милуются да молодёжь галдит. К мечети примыкает баня Чёкак-Хамам тех же 1610-х годов, проработавшая по назначению до 1963 года. Она — на заднем плане, а ближе — мастерски вписанный в Бахаэтдинов ансамбль современный общественный туалет.

33.
Город кировабад азербайджанской сср

Замыкает ансамбль мавзолей Джавад-хана, построенный в 2005 году над могилой погибшего монарха, снесённой в 1962 году вместе со всем ханским кладбищем при мечети.

34.
Город кировабад азербайджанской сср

Тут мы сделали ошибку, не сходив за проспект — у меня как-то совершенно вылетело из головы, что за фасадами сталинок и новостроек напротив Народного парка скрывается такой же краснокирпичный караван-сарай Угурлу-хана (1660-е или 1735-38, по датам правления Угурлу I и II), вплоть до советских времён бывший главным городским торжищем, и кривая улица Джавад-хана — местный арбат со старыми домиками и не блещущей оригинальностью городской скульптурой. Всё внимание здесь перетягивает на себя грандиозная филармония (2012-17):

35.
Город кировабад азербайджанской сср

Не то что апогей "алиевского стиля", а натурально — Алиев-ленд:

36.
Город кировабад азербайджанской сср

Теперь сходим за мэрию, вровень с которой раскинулся целый квартал. Гянджа оказывается ещё более впечатляющим городом-контрастом, чем Стамбул — вот отсюда места с прошлых кадров можно увидеть, просто оглянувшись!

37.
Город кировабад азербайджанской сср

"Рожки" слева принадлежат Татской мечети Гусейния (1825), построенной на средства персидской принцессы Сабийи-ханум. Дата впечатляет — аккурат между двумя русско-персидскими войнами, то есть до Туркманчая шах пытался развивать Закавказье как свою провинцию, не виновную в том, что её оккупировал белый царь. Судя по названию, молились здесь таты — персоязычные горожане, к концу 19 века окончательно растворившиеся среди тюрок, на пару поколений раньше, чем в Баку. Основное здание мечети, на кадре выше обнесённое забором, перешло в 1899 году библиотеке имени Пушкина, при Первой республике вновь недолго побыло мечетью, а в 1920 году опять стало библиотекой, на этот раз — имени Пушкина и Низами. Внутри сохранились михраб и позднесоветские росписи мастера Тогрула Нариманабекова, но нам всё это увидеть помешал тот же самый забор… Фотографии есть здесь, а за воротами виднеется русская церковь на той стороне квартала:

38.
Город кировабад азербайджанской сср

Квартал, впрочем, мы обйдём по периметру. Ибо на углу его стоит одна из самых странных достопримечательностей Гянджи — Бутылочный дом:

39.
Город кировабад азербайджанской сср

Его построил в 1965-67 годах местный житель Ибрагим Джафаров в память брата Юсифа, не вернувшегося с войны. Не пишу "погибшего", поскольку Юсиф пропал без вести и его судьба не выяснена до сих пор. Ибрагим же прошёл войну, и до конца жизни верил, что брат его жив и вернётся. И странный дом из бутылок и сочинских камушков Джафаров начал строить лишь затем, чтобы о нём написали в газетах, а Юсиф на чужбине прочёл эти газеты и узнал, как сильно его дома ждут.

40.
Город кировабад азербайджанской сср

Конечно, Юсиф не вернулся, но дом продолжил стоять и сменился в нём с той поры два поколения Джафаровых. Своим наивным сюрреализмом он более всего напомнил мне избу в уральской Кунаре, и мы здесь вовсе не первооткрыватели — редкий путеводитель по Гяндже не упомянет Бутылочный дом!

41.
Город кировабад азербайджанской сср

Сами же бутылки, коих Джафаров уложил 48 000, и вовсе символизируют снаряды. Дом-из-снарядов — как символ израненной в сражениях души…

41а.
Город кировабад азербайджанской сср

Ещё один странный дом примерно тех же времён по соседству — уже совсем не частная инициатива:

42.
Город кировабад азербайджанской сср

Обогнув квартал, мы вышли на улицу Ататюрка. В спину мэрии глядит реинкарнация дворца гянджинских ханов — дом Зиятхановых конца 19 века, с 1972 года занятый краеведческим музеем, основанным в 1924 году и постепенно разросшимся на несколько зданий. Особняк вообще-то интересен не только с торца, но и с фасада, да и музей стоит посещения… но я опять чуть-чуть прошёл мимо, не засняв фасад, и не успел в музей к закрытию.

43.
Город кировабад азербайджанской сср

А вот безликое кирпичное здание на переднем плане кадра выше интересно своей историей — в 1937-39 годах здесь размещалась военно-воздушная школа, где обучались лётчики-коммунисты из Испании. Всего сюда было зачислено 193 испанских курсанта, и некоторые из них разбились во время учебных полётов: их могилы сохранились на кладбище Йени-Сабискар. Из запоздалых выпускников половина отправились в Мексику, а половина — воевали за Советский Союз. С испанской школы, видимо, начинался и военный аэродром Гянджа (сохранявший это название и когда город был Кировабадом), где с 1953 года и до распада СССР базировались фронтовые бомбардировщики и ВДВ, для которых Гянджа слыла неофициальным местом ссылке.. Напротив музея и школы испанских лётчиков — многоэтажки по улице Ататюрка, за которыми Народный парк:

44.
Город кировабад азербайджанской сср

Довольно неказистый внешне Александро-Невский храм (1887) стоит на соседней улице, и несмотря на обветшалый вид, с 1946 года действует. Прямо у его ворот мы с Ольгой Город кировабад азербайджанской ссрlotmir, Людмилой Город кировабад азербайджанской ссрtarrri и Еленой обнаружили отличную и очень "правильную" (см. здесь) чайхану под открытым небом, где коротали вечер:

45.
Город кировабад азербайджанской сср

А вот, уже изрядно дальше — кинотеатр "Низами" по образцовому сталинскому проекту, который Город кировабад азербайджанской ссрvedmed1969 наверняка перепостит в su_maloetazhki.

46.
Город кировабад азербайджанской сср

Так, смещаясь на юг, мы дошли до Ханского сада, и кусочек крепостной стены той самой турецкой крепости напоминает о происхождении названия — парк вырос из сада ханской резиденции:

47.
Город кировабад азербайджанской сср

Стены гянджинской крепости ещё успели попасть в дореволюционный объектив (хотя, возможно, это была другая, уже русская крепость?), а вот дворец, видимо, так никто и не сфотографировал — в википедии и многих других источниках за него почему-то выдают дворец в среднеазиатском Коканде.

47а.
Город кировабад азербайджанской сср

Парк же как Сад Сердара был известен до середины 19 века, затем стал называться Губернаторским садиком, а при Советах удивлюсь если не был переименован в Парк Кирова. У входа — стильное советское кафе, которое не могло не иметь важного места в кировабадском городском фольклоре:

48.
Город кировабад азербайджанской сср

И в целом Ханский сад, капитально благоустроенный в 2010 году — один из самых прекрасных парков, что я видел:

49.
Город кировабад азербайджанской сср

На аллеях — несколько памятников, в том числе азербайджано-советской поэтессе Нигяр Рафибейли, продолжательнице дела Мехсети Гянджеви:

50.
Город кировабад азербайджанской сср

На другой стороне Ханского сада — ещё один символ преемственности. Ярко-красный угловой дом был построен в 1897 году для Городской думы, а в 1918 именно здесь заседало правительство Азербайджанской демократической республики. Позже оно перебралось в куда как более роскошные дворцы Баку — но этот дом остался колыбелью государственности:

51.
Город кировабад азербайджанской сср

С 1931 года его его буднично занимает сельскохозяйственный институт:

51а.
Город кировабад азербайджанской сср

Здесь, кажется, в Елизаветполе был административный квартал, потому что и у зданий поодаль вид весьма казённый. Но как водится — никакой конкретики об их истории я так и не нашёл:

52.
Город кировабад азербайджанской сср

Разве что вот это мог быть, например, дом губернатора (1908):

53.
Город кировабад азербайджанской сср

Здесь же — старинный платан, под которым и закончим эту прогулку:

54.
Город кировабад азербайджанской сср

Но несмотря на обилие пробелов, всё же по Гяндже у меня материалов ещё на целый пост. В следующей части покажу заречье с остатками Армянского квартала и городище Старой Гянджи с мечетью посреди промзон.

АЗЕРБАЙДЖАН-2019
Обзор поездки по Азербайджану и Ирану и ОГЛАВЛЕНИЕ по Закавказью.
Азербайджан. Кавказская Албания
Азербайджан. Исторические области и народы.
Азербайджан. Транспорт.
Азербайджан. Искусство, этнография, кухня.
Азербайджан. Становление и реалии.
Азербайджан/Армения. Вражда и люди.
Баку и Апшерон — см. Оглавление.
Азербайджанское Предкавказье — см. оглавление.
Талышские горы — см. оглавление.
Ширван.
Шемаха и Гобустан (Мараза).
Лагич.
Ивановка. Молокане.
Нидж. Кавказская Албания.
Эретия (Шеки).
Гах и история Эретии.
Илису.
Закаталы.
Киш. Кавказская Албания.
Шеки. Новый город и общий колорит.
Шеки. Юхары-Баш (Старый город).
Шеки. Нухинская крепость.
Арран
Мингечаур и дорога Шеки — Гянджа.
Гянджа. Центр.
Гянджа. Разное.
Гёйгёль и немецкое Закавказье.
Нахичевань — см. оглавление.

Источник: varandej.livejournal.com

Гянджа – второй по площади населенный пункт Азербайджана. Возможно поэтому, а может из-за гордого звания «культурной столицы», но мои ожидания оказались несколько завышенными. В культурном плане в Гяндже все отлично, однако создалось впечатление, что на фоне Баку город недополучает заслуженных нефтедолларов. За пределами центра все запущено и ободрано, что при доходах республики и богатстве столицы смотрится странно. Тем не менее, день, проведенный здесь, оказался интересным и насыщенным (надеюсь мои фотографии смогут передать это), и посещение этого города я могу смело рекомендовать тем, кто собирается в Азербайджан.

1.
Город кировабад азербайджанской сср

Из аэропорта таксист привез меня в самый центр в отель «Гянджа». Отсюда я и начал свое знакомство с городом. «Гянджу» хоть и называют отелем, но внутри пока еще все на уровне средней областной гостиницы, хотя снаружи выглядит пафосно. Реально хороший отель в Гяндже принадлежит известной сети Рамада (в гостиницах этой сети я жил в Катаре, Дубае и в Москве), но цена там слишком высокая для такого города.

2. Здание с колоннами – мой отель.
Город кировабад азербайджанской сср

Через дорогу от гостиницы главная площадь Гянджи им. Гейдара Алиева с длинным советским зданием Администрации.

3.
Город кировабад азербайджанской сср

Если посмотреть направо, то можно увидеть памятник Алиеву, где-то за ним спрятан музей Алиева.

4.
Город кировабад азербайджанской сср

5.
Город кировабад азербайджанской сср

Реконструкцию площади только что завершили. Осталось нанести последние штрихи и расставить по городу новые урны, ожидающие своего часа рядом с памятником Алиеву. По уже опробованной традиции на старый безликий советский корпус здесь прилепили новый каменный фасад, разнообразив его всевозможными архитектурными элементами. Кто-то критикует такой подход, но однозначно можно сказать, что в таком виде советские хрущевки выглядят гораздо привлекательней. По такой же схеме велась реставрация центральных улиц Батуми, Кутаиси и Тбилиси.

6.
Город кировабад азербайджанской сср

Поймал в кадр девушку в короткой юбке, но уже позже догадался, что это школьница – по характерному клетчатому материалу, из которого здесь делают школьную форму. Та же самая ткань используется для школьной формы и в Грузии. Причем, всё как в советское время: фасон можно выбрать самому, главное, чтобы была соблюдена цветовая гамма.

7.
Город кировабад азербайджанской сср

Гянджа – древний город и есть несколько версий о времени его основания, самая распространенная из них гласит, что город основан в 859 году, а имя основателя – Мохаммад бен Халед из арабского рода Йазидидов. К слову, в тот момент он был амиром Тифлиса. Город был заложен как крепость для контроля и охраны Великого шелкового пути – её остатки были найдены на территории Старого города. Несколько столетий город рос и процветал, превратившись в важный культурный и экономический центр. В 11-м веке на Гянджу неоднократно нападали сельджуки, а в 12-м – грузины. В частности в 1139 году грузинский царь Деметре I (1125-1254 гг.) захватил город и в качестве трофея увез ворота Гянджи, одна из створок которых и по сей день хранится в монастыре Гелати. Позже здесь проходили войска татаро-монголов. Об этом периоде лучше всего сказал армянский историк Киракос Гандзакеци: Когда жители увидели, что город захвачен врагом, заперлись каждый в своём доме и подожгли свои жилища вместе с собой, чтобы только не попасть в руки врага; другие сожгли все, что можно было сжечь, оставшись сами [в живых]. При виде этого враги ещё более разъярились, пустили в ход мечи и всех предали мечу: и мужчин, и женщин, и детей. К концу 18-го века здесь существовало Гянджинское ханство, самостоятельность которого мешала России, вступившей в войну с Персией. Городская крепость была взята генералом Цициановым в январе 1804-го года, на ее стенах сложил голову правитель Джавад-хан, его ханство присоединено к Российской империи, а сама Гянджа в 1804 году была переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны — супруги Александра I). Такое название город проносил до 1918-го года, потом ему ненадолго вернули историческое название Гянджа, но уже в 1935-м году вновь переименовали в Кировабад (в честь Сергея Кирова). С 1989-го года Гянджа снова Гянджа. В советское время город стал вторым после Баку промышленным центром Азербайджана.

По левую руку от Администрации находится небольшая парковая зона, которая неожиданно заканчивается интересным историко-архитектурным комплексом 17 века, созданным Шейхом Бахауддином: Джума-мечеть (мечеть Шаха Аббаса), Чекяк-Хамам (средневековая баня) и караван-сарай.

8. Мавзолей Джавад-хана – новодел, останки правителя перенесли сюда с городского кладбища в 90-е годы.
Город кировабад азербайджанской сср

Баня Чеяк-Хамам. На макушке больших куполов расположены полукупола, которые играли роль вентилятора: от них вентиляционные трубы расходились по пространству внутри стен, зимой там было жарко, а летом — прохладно. Баня отапливалась дровами. В подвале находилось два паровых котла. Пар подавался в залы по керамическим трубам, проходящим также в стенах и в полу бани. Эта уникальная система 400-летней бани идеально проработала до 1963 года. С 2002 года Чеяк-Хамам приобрел статус памятника культуры международного значения и сейчас находится под охраной ЮНЕСКО.

9.
Город кировабад азербайджанской сср

Джума мечеть в Гяндже построена в 1606 году. Также часто называется «Мечеть шах Аббаса», так как была построена по поручению персидского шаха Аббаса I Великого в годы его правления. В 1776 году к зданию мечети были пристроены два минарета. Мечеть построена из традиционного для Гянджи красного кирпича. В 2008 году здание мечети было капитально отреставрировано. В ходе ремонтных работ были найдены вложенные в конверт старые российские царские купюры столетней давности.

10. Окно мечети:
Город кировабад азербайджанской сср

11.
Город кировабад азербайджанской сср

Стилизованный ларек, теперь в центре можно встретить только такие ларьки:

12.
Город кировабад азербайджанской сср

От центра я свернул на второстепенные улочки и погрузился в неприкрытую городскую жизнь:

13. Множество торговцев лотерейными билетами напоминает о том, что люди здесь живут небогато. Бедняки всегда верят в счастливый случай.
Город кировабад азербайджанской сср

14. Даже в престижном районе можно заметить дырки для труб печек-буржуек. Это значит, что не все могут позволить себе отапливаться газом.
Город кировабад азербайджанской сср

15. Увидев эту вывеску, я испытал лёгкий когнитивный диссонанс:
Город кировабад азербайджанской сср

16. Сколько же лет этим воротам, спрятавшимся в невзрачном переулке?
Город кировабад азербайджанской сср

Гянджинцы:

17.
Город кировабад азербайджанской сср

18.
Город кировабад азербайджанской сср

19. Когда я спросил, можно ли вас сфотографировать, бабушка промолчала, а когда я сделал кадр, начала тыкать в мою сторону палкой и что-то недовольно говорить.
Город кировабад азербайджанской сср

Улица Гусейна Джавида привела меня к одной из достопримечательностей Гянджи – бутылочному дому. На фасаде можно увидеть дату постройки здания – 1966 год. Из под карниза на прохожих смотрит портрет основателя дома Ибрагима Джафарова. Вопреки ожиданиям, дом не весь построен из бутылок, бутылки использованы скорее как декор, но смотрится все равно необычно.

20.
Город кировабад азербайджанской сср

21.
Город кировабад азербайджанской сср

Два красивых здания. Одно современное:

22.
Город кировабад азербайджанской сср

А другое времен, когда Елизаветполь был уездным городом в составе Грузинско-Имеретийской губернии:

23.
Город кировабад азербайджанской сср

Кинотеатр «Низами», похоже, довоенной постройки:

24.
Город кировабад азербайджанской сср

Дома вокруг соответствующие:

25.
Город кировабад азербайджанской сср

Вскоре я вышел к парку им. Джавад Хана (Xan Bagi или Ханский сад) – это большой облагороженный зеленый оазис в южной части города.

26.
Город кировабад азербайджанской сср

27.
Город кировабад азербайджанской сср

С одной из сторон парка можно встретить вот такой кусок стены, на котором написано, что это крепость Гянджа, 16-й век. На пояснительной табличке отмечается, что крепость четыреста лет назад имела протяженность 13,7 км при высоте 12 м. До наших дней сохранилась лишь маленькая часть, называемая Shirali Bay Tower. Сооружение это не понятное – если это кусок стены, то с какой стороны были бругие части? В общем, без хорошего экскурсовода понять что-то сложно, а в интернете даже постфактум информации не нашлось.

28.
Город кировабад азербайджанской сср

Я вышел из парка в районе старого (еще царского) здания Азербайджанского Национального совета (красное на заднем плане), мое внимание привлекла необычная скульптура, я ее снял не меньше десятка раз, пытаясь подобрать хороший ракурс. Закончив с фотосъемкой, я пошел в сторону центра, но вскоре меня нагнал человек в гражданской одежде, который вежливо представился и спросил меня, что я снимал. Я ответил. Человек сказал, что здание за забором – это КГБ (ну или как оно там у них называется) и, к сожалению, он вынужден меня попросить удалить фотографии. Я что-то там поумничал на тему, что все это глупо, за что будь это в Москве давно бы уже получил по башке, но часть фотографий все же стер. Человек в черном поблагодарил и исчез. Его вежливость глубоко отложилась в моей памяти. Во-первых, приятно, когда представитель органов общается с тобой вежливо. Во-вторых, приятно, когда вежливо с тобой общается представитель органов, имеющих очень дурную репутацию среди путешественников.

29.
Город кировабад азербайджанской сср

Еще один мини-парк (Cirtdan parki):

30.. Клуб ветеранов:
Город кировабад азербайджанской сср

31.
Город кировабад азербайджанской сср

32. Аттракционы:
Город кировабад азербайджанской сср

Постепенно я вернулся к центру города. Неожиданно я оказался во дворе старого дома, получившего новый фасад с уличной стороны. Здесь можно было полюбоваться всей этой потемкинской деревней без прикрасс:

33.
Город кировабад азербайджанской сср

Рядом в заброшенном кузове от Рафика обедали строители. Увидев меня, они пригласили разделить с ними трапезу. Очень кстати, кроме самолетной булки в этот день я еще ничего не ел.

34.
Город кировабад азербайджанской сср

Центр Гянджи. Улица шаха Исмаила Хатаи. Здание государственной академии наук:

35.
Город кировабад азербайджанской сср

Немного передохнув, я взял такси и попросил отвезти меня за город к мавзолею классика персидской поэзии Низами Гянджеви. Дорога проходит мимо военного полигона:

36.
Город кировабад азербайджанской сср

И открытого всего год назад аллюминиевого завода:

37.
Город кировабад азербайджанской сср

Низами Гянджеви, родившийся в 1141 году был одним из образованнейших людей своего времени. Всемирную известность он получил как автор «Хамсе» (Пятерицы), в которой были объединены пять поэм, отобразившие не только высокое мастерство пера поэта, но и его этические и философские взгляды. Большая часть лирики Низами посвящена любви. По сей день мавзолей остается местом паломничества. Усыпальница представляет собой современное монументальное сооружение цилиндрической формы из красного гранита, обтесанное на манер полукруглых граней. Внизу находится вход, кажущийся просто крохотным на фоне величия всей постройки. Имя Низами высечено золотом прямо над входом. Мавзолей построен в 1947-м году. (См. еще один вид.)

38.
Город кировабад азербайджанской сср

К сожалению подойти близко к мавзолею не получилось, шли какие-то восстановительные работы, охранник отказался меня пустить даже за бакшиш. Пришлось возвращаться. На обратном пути на въезде в город снял вот такие ворота. Таксист сказал, что это новодел.

39.
Город кировабад азербайджанской сср

Еще я попросил таксиста показать мне сохранившиеся здания армянских церквей, если таковые имеются в городе, он привез меня на старую армянскую улицу.

От Гянджи относительно недалеко до Нагорного Карабаха. Исторически город никогда не был заселен какой-то одной нацией. По данным на 1892 год, в Елисаветполе насчитывалось 25 758 жителей, из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524. В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и азербайджанцами, называвшимися в то время татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне — на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918—1920 гг. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха 21 ноября 1988 года в городе начались армянские погромы. Местные армяне, используя компактность проживания, организовали двухнедельную оборону. Усилиями Советской армии масштабное кровопролитие было прекращено, но армянское население было вынуждено покинуть город. При этом население города не уменьшилось, а наоборот выросло за счет азербайджанцев – беженцев из Нагорного Карабаха.

По дороге я услышал от таксиста рассказ о том, что во время карабахской войны некоторые местные жители помогали своим армянским друзьям покинуть город, а азербайджанские беженцы рассказывали ему о помощи, которую им оказали армяне. Такие же истории мне рассказывали когда-то и с «той стороны» линии фронта. На фоне открытой обоюдной ненависти эти небольшие (хотя, как сказать) проявления человечности, оставшиеся в памяти пострадавших с обоих сторон – единственное, что связывает две нации. Подрастает поколение, у которого таких воспоминаний уже нет…

Храм оказался во дворе какого-то учреждения. Дверь не поддавалась и я долго пытался открыть ее. На шум из здания напротив вышел мужчина, я спросил можно ли проникнуть в храм, Он ответил, что проблем не видит. Правда, после добавил, что это не армянский храм, а киприотский. «Ну-ну,» – подумалось мне.

40.
Город кировабад азербайджанской сср

В храм я все же попал. Конечно, сейчас это всего лишь здание, с облезжими стенами и заваленное обвалившейся штукатуркой. Но надо отдать должное, что если здесь кто и гадит, то только голуби. Отмечу, что в городе еще есть церковь Святого Иоанна (Ованеса), основанная в 1633 году и являющаяся в Гяндже одним из старейших зданий, но о ее существовании я узнал уже после поездки.

41.
Город кировабад азербайджанской сср

Еще немного покатался по городу.

42. Расширять свою жилплощадь здесь можно до бесконечности.
Город кировабад азербайджанской сср

43. Стелла в память о событиях 20 января 1990 года, когда войска Советской армии, подавляя митинги убили более ста человек.
Город кировабад азербайджанской сср

44. Река Гянджачай, один из притоков Куры:
Город кировабад азербайджанской сср

45. Плотина на реке. Все страшно замусорено:
Город кировабад азербайджанской сср

46. Советский артефакт – мозаика на торце здания. Если бы авторы переусердствовали с советской символикой, то да наших дней она едва бы дотянула, а так вроде бы нейтральная картинка по сей день украшает город.
Город кировабад азербайджанской сср

47. На улице Низами есть памятник этому поэту, вокруг него еще несколько каких-то памятных сооружений. У меня сначала разбежались глаза. Такое ощущение, что городские памятники собрали на одной площади. Интересное место. Особенно мне понравилось мозаичное панно.
Город кировабад азербайджанской сср

48. Гянджинский государственный театр кукол расположен в здании немецкой церкви, построенной в позапрошлом веке:
Город кировабад азербайджанской сср

49. Еще один памятник Низами возле гостиницы Капаз:
Город кировабад азербайджанской сср

Я уже было решил, что изучил все, что только можно в этом славном городе и направлялся в сторону гостиницы, как неожиданно вышел на улочку Джавад-хана. И был приятно удивлен: настоящая пешеходная зона, с магазинчиками, кафешками, скамейками и прочими туристическими приятностями. Прогулка по этой улицей стала хорошим окончанием моего пребывания в Гяндже.

50.
Город кировабад азербайджанской сср

51.
Город кировабад азербайджанской сср

52.
Город кировабад азербайджанской сср

53.
Город кировабад азербайджанской сср

54.
Город кировабад азербайджанской сср

55.
Город кировабад азербайджанской сср

56.
Город кировабад азербайджанской сср

57.
Город кировабад азербайджанской сср

58.
Город кировабад азербайджанской сср

___________________________________________________________________________

Бонус. Привычные нам слова, написанные латиницей выглядят забавно:

59.
Город кировабад азербайджанской сср

60.
Город кировабад азербайджанской сср

61.
Город кировабад азербайджанской сср

За город, в котором встречаются такие трафареты, можно не волноваться.

62.
Город кировабад азербайджанской сср

20 сентября 2012 г.

Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через Яндекс.Деньги или PayPal.

P.S. Текст-ссылка написан не мной, по ссылке можно ознакомиться с первоисточником.

Источник: vartumashvili.livejournal.com


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.